Что делает ребенок 4 месяца жизни. Как помочь малышу полноценно развиваться? Помощь в развитии

29.06.2019

Для полноценного развития младенца необходимо внимание и забота родителей, также от них потребуются регулярные занятия с малышом. При этом педиатры рекомендуют ориентироваться на средние статистические показатели того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Так папы с мамами могут определить, какие навыки у карапуза отсутствуют или сформированы недостаточно.

К четырём месяцам у деток наблюдается существенная прибавка в весе – они набирают до 750 г за 30 дней, рост же увеличивается на 2, 5 см, как и месяц назад. У детишек в данный момент отмечается редкое соответствие окружностей головки и груди, после чего, к пятому месяцу в размере начинает преобладать грудная клетка.

Организм четырёхлетнего ребёнка продолжает расти и адаптироваться к новой жизни и это проявляется в анатомических и физиологических изменениях:

  • маленький ребёнок уже может показать свои первые слёзки, так как у него сформировались слёзные железы;
  • всё меньше младенец мучается от колик в животике – это говорит о том, что начинает нормально функционировать пищеварительный тракт;
  • быстрым темпом расут настоящие луковичные волосики крохи и его ноготки;
  • физически малыш окреп, пополнел, сильнее стала его мускулатура и координация движений, особенно, это касается мышц спинки – в результате, у него получается уверенно переворачиваться, что в дальнейшем поможет ему научиться сидеть;
  • постепенно исчезают оставшиеся младенческие рефлексы, в том числе, Моро и рефлекс ползанья, повышенный тонус сохраняется пока в ножках карапуза;
  • улучшается зрение ребёнка, которое воспринимает основные цвета, мышцы глаз укрепляются, и по этой причине, у многих деток, страдающих в этом возрасте лёгким косоглазием, зрительная функция выправляется;
  • в отношении слуха тоже много интересных перемен, дети хорошо слышат, чувствуют различные звуковые нюансы, отдают предпочтение низким тонам и отчётливому ритму, не говоря уже о том, что прекрасно отличают голоса взрослых;

Четырёхмесячные детки очень любят, когда их держат столбиком, на руках, или, поддерживая под мышки – так они могут лучше познавать мир, наблюдая за людьми, рассматривая предметы. Садиться деткам ещё рано, так что за ними надо постоянно следить. Особенно, вредно раннее присаживание девочкам, у которых из-за этого в будущем могут быть проблемы с репродуктивной системой.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Стоит подробно рассмотреть, что должен уметь 4 месячный ребенок, тем более что многие его достижения достойны восхищения, ведь он ещё такой маленький.

Основные навыки и умения:

  1. Дети уже освоили умение держать головку – уверенно и довольно долго, при этом лежа на животе. Кроме того, они пытаются привстать, упираясь ручками и приподнимая плечики, грудь.
  2. Не менее важно то, что многие карапузы делают это и лежа на спинке. По сути, так они пытаются присесть, подтягивая голову и поднимая плечи.
  3. Если родители занимались с ребёнком до этого возраста, малышу удаётся хорошо управлять своими руками – он уверенно хватает и удерживает подвешенные и лежащие рядом игрушки и погремушки, научился держать бутылочку со смесью и обнимать маму. О развитой мелкой моторике может говорить и то, что малютка рвёт и мнёт листы газетной и журнальной бумаги, с интересом может трогать прорезыватели из разных материалов.

Особенно важным достижением считаются перевороты с животика на бок и на спину, они получаются у четырёхмесячного крохи всё лучше, причём делает он это самостоятельно без посторонней помощи. Это наиболее ценный показатель взросления ребёнка, делающий его менее зависимым от опеки родителей

Наряду с этим развиваются органы чувств и социальность малыша:

  1. Издавая разные интересные звуки, четырёхмесячный ребёнок ещё не использует губы и язык. Он только пробует всё новые и новые тональности, и порою, сам бывает удивлён своими способностями, прислушиваясь к собственному гулению.
  2. В развитии зрения также есть заметные сдвиги – ребёнок способен определить расстояние до предмета, и если тот недалеко, протянуть к нему ручку, не обращая внимания на более удалённую вещь. Детки в 4 месяца уже легко узнают членов своей семьи, они искренне радуются при их приближении и могут огорчаться, когда человек уходит. В этот период детей уже живо интересуют движущиеся объекты, животные, машины за окном, солнечные «зайчики» и свет фонарика, скользящие по комнате.
  3. У детей активно формируется правильное слуховое восприятие – они уже начали различать голоса родственников, определять тон сказанных слов. Малыши со вниманием прислушиваются к шуму, производимому домашней техникой, писку котёнка, с удовольствием слушают классическую музыку, если она звучит тихо.
  4. Нормальный здоровый ребёнок умеет улыбаться, радоваться новым игрушкам и приходу родителей, выказывать положительную реакцию на произношение своего имени. Во время плача при включении приятной музыки, дитя отвлекается, и глазки его просыхают – он уже увлечён новой информацией и пытается её переработать.
  5. При узнавании мамы или папы эмоции ребёнка возрастают – это выражается в радостном гулении, активном сучении ножками и ручками. Такое поведение малышей характерно для них в хорошем настроении, и часто связано с подготовкой к купанию, переодеванием и сменой подгузника.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Прежде всего, выражать свои эмоции – в этом возрасте малыш делает это с помощью разных действий, которые хорошо знакомы матери:

  • если он взволнован или напуган, он перестаёт улыбаться, замолкает, может отвернуться от незнакомца и прижаться к матери;
  • если при усталости или слишком громких голосах малыш быстро устаёт или бывает недоволен, его нормальной реакцией в этот момент может стать плач;
  • когда ему приходится ждать, он может шумно вздыхать, показывая своё нетерпение;
  • успокаивается и перестаёт кричать, плакать, услышав мамин голос.

Но, начиная с четырёх месяцев, младенец, вполне, может научиться следить за человеком даже после того, как тот покинет комнату, проявлять гнев при отказе в общении или играх. У некоторых детей такие действия могут наблюдаться и раньше.

Закономерным является интерес молодых пап и мам к тому, что нужно уметь в 4 месяца девочке и мальчику.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: видео

Существуют ли отличия в развитии между разнополыми детьми

Умения и развитие ребенка в 4 месяца могут отличаться, если речь заходит о мальчиках и девочках. И это не только рост и вес, по показателям которых мальчики пока опережают девочек. Пока, потому что такое положение сохраняется до года, а затем лидировать начинают маленькие представительницы прекрасного пола.

С самого рождения работа мозга определяет разный склад психики детей, и у девочки это всегда ориентация на выживание, а мальчик постоянно стремится совершенствоваться. Этим и можно объяснить отличия в поведении и играх малышей.

Заметить такие отличительные черты детей нетрудно, если просто понаблюдать за ними:

  • девочку легче успокоить мелодичным пением, колыбельной, тихо и нежно произносимой речью;
  • в четыре месяца они уже способны узнавать людей даже на фотографиях, в то время как мальчик уметь в 4 месяца этого не может;
  • малышки одинаково хорошо могут видеть обоими глазами, в то время как ребята – только левым глазом;
  • мальчики сразу узнают синий цвет, а девочки – красный.

И это ещё не всё, что могут узнать родители о своих детях:

  1. Девочки любят мягкие игрушки, умеют грустить, быстрее ощущают боль и дискомфорт. У них быстро развивается и имеет хорошее качество зрительная память, речь, периферийное зрение. Они быстрее распознают оттенки эмоций у окружающих людей.
  2. Мальчики не так сильно реагируют на резкий громкий шум и звук, тип их зрения – центральный, пространственный. Они любят механические игрушки, чаще подвержены гневливости, позднее учатся говорить, но раньше начинают вставать и ходить, у них преобладает слуховая память.

В итоге, четырёхмесячная девочка проводит с мамой гораздо больше времени, поскольку больше, чем мальчик нуждается во внимании, заботе и любви, хотя это необходимо всем детям.

Подсчитано, что дочери в первые месяцы после рождения смотрят на маму почти в два раза больше, чем сыновья, но это тоже обусловлено определённым складом ума разнополых детей.

Обучение и развитие

Психологи и врачи рекомендуют родителям больше времени проводить с маленьким ребёнком, и дело даже не в специальных упражнениях и массаже – малыша необходимо обучать играм, которые будут его развивать, ведь сам он пока не знает, как это делать. Вот почему нужно вкладывать ему в ручки игрушки, показывать картинки, обращать внимание крохи на происходящие вокруг интересные события.

В 4 месяца дети спят 15 часов в сутки, поэтому у них появляется больше времени для развивающих игр, которые нужно правильно распределить. Не стоит требовать от младенца выполнения непосильных для него задач, как бы родители не хотели видеть его первым во всех необходимых навыках.

Помочь ребёнку развиваться можно следующими способами:

  • предоставляя ему игрушки, разнообразные по фактуре, для прикосновения, яркие и красочные – для развития зрения и умения различать цвета, музыкальные – для совершенствования слуха;
  • можно пускать мыльные пузыри, чтобы кроха следил за ними глазами;
  • можно поднимать и опускать ручки малыша, складывать их вдоль тела и на груди – так улучшается координация;
  • в процессе массажа или во время физических упражнений, полезно читать ребёнку стишки или петь песенки;
  • разговаривая с малышом, следует правильно проговаривать слова и делать это с выражением, ведь впоследствии карапуз станет подражать родителям и научится говорить не только быстро, но и грамотно.

При развитии и воспитании малыша родители должны поддерживать у него хорошее настроение, а для этого и сами должны быть настроены позитивно. Нельзя позволять ребёнку долго плакать, если его что-то сильно расстроило. Это может повредить формирующейся нервной системе младенца.

Да и обучение скорее принесёт плоды, если атмосфера занятий будет доброжелательной, а родители будут сопровождать свои важные уроки улыбкой и поощряющими словами. Внимательные мудрые родители похвалят ребёнка уже за то, что он попытался что-то сделать.

Как определить, что малыш отстаёт

Если ребёнок не умеет то, что должен уметь делать, это можно объяснить несколькими причинами – малыш к этому ещё не готов, в силу наследственного фактора, его не обучили родители. Но иногда неумение означает и отклонение в нормальном развитии.

Определить это можно по нескольким отрицательным признакам:

  • ребёнок апатичен, вял, у него отсутствует нормальная жизнерадостная реакция на своё имя, он не узнаёт своих близких людей;
  • у него нет реакции на звуки голоса, на тихий и громкий шум;
  • малыш, практически, не реагирует на боль;
  • игрушки кроху мало интересуют;
  • у малютки присутствуют рефлексы, которых уже не должно быть.

Но, пожалуй, самыми главными тревожными симптомами считается неспособность малыша держать головку, переворачиваться, удерживать игрушку. Также стоит обратить внимание на состояние ребёнка, если при подтягивании малыша за руки, его головка отклоняется назад.

Поскольку абсолютно нормальным в возрасте 4 месяцев считается повышение двигательной и познавательной активности, здоровый малыш должен обязательно интересоваться окружающими его людьми и различными предметами. Вообще, нормальным является, когда четырёхмесячный младенец с удовольствием играет, много смеётся, бормочет и пищит на своём языке, выражая множество эмоций. И если этого не происходит, то обязанностью родителей является посещение педиатра и других детских специалистов с целью обследования, а, возможно, и лечения малютки.

Для того чтобы следить за развитием малыша и помогать ему во всех начинаниях, взрослым необходимо знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца. При этом бессмысленно сравнивать своего сына или дочь с другими детишками, ведь каждый их них идёт по жизни своей дорогой.

Четвёртый месяц – время больших перемен в плане антропометрических показателей, и нервно-психического развития. Остались позади первые волнения и бессонные ночи, связанные с коликами, трудностями кормления. Развитие ребенка в 4 месяца идёт ускоренными темпами. В данный период он учится познавать окружающий мир, с любопытством изучает увиденное, услышанное, попробованное на ощупь .

На языке педиатров данное словосочетание означает физические параметры тела. Оценка состоит из измеренного роста, веса и частично окружности тела.

  • В четыре месяца жизни малыш растёт медленнее более раннего периода. Постепенно сглаживается разница между окружностью головы и груди. Как вы помните, голова у новорождённых непропорционально большая.
  • Масса тела увеличивается на 750 г. , а в целом, весит малютка в четыре месяца на 2 950 г больше момента рождения. Рост увеличивается на 2.5 см , окружность груди – на 20 мм , головы – на 15 мм .

Постепенно совершенствуется и нервная система, формируются новые умения, навыки. Вырабатывается режим: днём кроха бодрствует, а ночью спит. Правда, ночной сон пока с пробуждениями. Но есть дети, начинающие уже в возрасте 4–5 месяцев спать всю ночь, не просыпаясь на кормление.

Несколько слов о прививках

В 4-месячном возрасте предстоит сделать несколько прививок (в поликлинике по месту жительства всегда имеется календарь профилактических прививок, принятый в регионе). Необходимо к ним подготовиться: сдать анализы, пройти специалистов. Избегайте очагов инфекций, места скопления большого количества людей (магазины и т. д.).

Накануне и после прививки следует измерить температуру. Делать термометрию следует ещё в течение 4–5 дней после укола. Следите за местом инъекции и за самочувствием крохи. В случае любых недомоганияй вызовите врача.

После прививки 2–3 дня нельзя купать малыша и выходить на прогулки.

Кормление малыша и правила ухода

Малютке, находящемуся на грудном вскармливании, необходимо давать грудь столько раз, сколько он попросит. Но не следует забывать о прибавке массы тела. Когда всё идёт по плану, то прикорм не нужен (даже если календарь питания говорит об обратном). Нет надобности и во фруктовых соках. Лучше всего маме постепенно включать их в свой рацион, следя за отсутствием аллергии у грудничка.

Младенцу же с недовесом начинаем вводить прикормы. Во избежание аллергии желательно сначала попробовать овощное пюре, а потом идти по плану питания. Но следует избегать продуктов, являющихся заведомо аллергенными: фрукты и овощи ярко-красного, оранжевого цвета, цитрусовые.

Детям, находящимся на искусственном вскармливании прикорм вводим согласно правилам: фруктовые соки, фруктовое пюре, овощное пюре, каши. Вначале порции совсем маленькие – всего несколько капель. Постепенно увеличиваем объем. Но надо внимательно следить за реакцией ребенка, стулом. В случае склонности к запорам, рекомендуется ввести в рацион груши, сливы, гречневую и овсяную каши.

Какое бы питание ни было, лучше, самим готовить ему еду. Намного полезнее свежие овощи и фрукты со своего огорода, с грядки. Каши аналогично — готовить самим. Главное – класть в блюда соли и сахара меньше обычного. Со временем стоит начинать добавлять чуть-чуть масла: сначала растительного, потом сливочного.

Уход за ребёнком в 4 месяца неизменен с рождения: тщательное соблюдение гигиены, своевременное купание (летом – ежедневно, зимой – реже).

Сон у деток в 4 месяца составляет приблизительно 15 часов в сутки. Из них в ночное время – 10 часов, остальное, поделённое на несколько частей – в дневное. Конечно же, нормы условные, каждый ребенок индивидуален. Сколько кроха хочет спать, столько он и проспит, вы ничего не поделаете. Учитывайте наличие индивидуальной потребности в сне, ребенок способен чувствовать себя хорошо, поспав днём всего 2–3 часа.

Важна выработка режима: укладываться спать и вставать в одно время. И кроха легче уснет, и вы спланируете свои дела во время «тихого часа».

Оценка нервно-психического развития

Важный показатель – нервно-психическое развитие (навыки грудничка в конкретном возрасте). Оценивается несколько важных параметров.

  • Прежде всего, в четвёртый месяц жизни угасают и исчезают безусловные рефлексы новорождённых (хватательный, опоры, шаговые, Моро, ползания), пропадает гипертонус рук. Наличии их в 4 — 4.5 месяца, скорее всего, потребует лечения и обследования. Здесь нужно подключать врачей: педиатра и невролога.
  • Общие движения – малютка должен уметь переворачиваться с живота на бочок и на спинку, со спины на живот, и, опираясь на ручки, приподнимать грудь и голову. Если он ещё не умеет переворачиваться, то стоит его немного «подстегнуть», подвесив к бортику кроватки игрушку. Попытка взять игрушку потребует тянуться к ней и переворачиваться на бочок. Все движения ребенок совершает из любопытства, ведь ему хочется увидеть мир вокруг себя. Родители ему помогают, перемещая «лежанку» в разные места. Иногда даже кладут малютку на пол, проверив, нет ли сквозняков.
  • Движения рук становятся точными и чёткими: он в состоянии брать, точнее, ловить заинтересовавший предмет, подолгу удерживать его, ощупывать. Маленький человек начал координировать свои движения. Но ещё нет целенаправленности движений рук: он случайно касается погремушки, а потом пытается ее поймать. Для более активного развития над ним вешаются яркие игрушки (в кроватке). Необходимо покрепче закрепить верёвочку, держащую погремушки, исключив неудобства для ребенка.
  • Малыш во время кормления трогает материнскую грудь (бутылочку). А когда ротик свободен, он начинает тянуть в него свой пальчик – начинается знакомство со своим телом.
  • В свой 4-й месяц грудничок ярко проявляет эмоции, на радость родителям. У него мама ассоциируется с приятными ощущениями, ласковым голосом, нежностью и любовью. Потому, увидев её, малыш начинает улыбаться, разговаривать, и у него появляется «комплекс оживления». Он громко хохочет во время игры со взрослыми, улыбается, когда с ним разговаривают и гладят его. Недовольный кроха хнычет, призывая маму обратить на него внимание. Плач у него уже не рефлекторный, а вполне осознанный. У плача есть серьёзная причина. Умеет выражать обиду, страх, любопытство, радость. На незнакомого человека реагирует хныканьем либо плачем. Способен запомнить человека, появляющегося 2 раза в неделю, и каждая встреча на данном этапе, как в первый раз.
  • У вашего ребенка развивается зрение – он рассматривает яркие предметы, различает объём, цвет и форму. Следит за движущимися предметами. Он вполне узнаёт близких. Но при виде мамы, к примеру, с другой причёской или в очках, он не узнает её. Реакция будет соответствующей.
  • Развивается и слух. При резком звуке младенец ищет источник, поворачивая голову в разные стороны. Отличает знакомые голоса от незнакомых. Самое время приобщить его к музыке, подходящая мелодия не только развивает музыкальный слух, но и влияет на мозговую деятельность.
  • Развивается и речь. К концу четвертого месяца малыш подолгу гулит. Произносит звуки (сначала гласные), слоги и старается повторять за взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с детьми: медленно, меняя выражение лица, чётко выговаривая каждый звук. И, говорить следует спокойным голосом, нежно и ласково. Необязательно выделять обучению время: допустимо делать всё «по ходу дела». Например, на прогулке называть все предметы, встречающиеся вам. А дома разглядывать картинки и называть изображенные предметы. Обращайте внимание и на речь вашего малыша: повторяйте за ним, обучая кроху подражанию. Когда он уже станет осознанно повторять за вами, начинайте проговаривать новые звуки (сначала гласные, затем согласные).
  • Мышление. Младенец понимает причинно-следственные связи. Например, увидел мамину грудь – значит, скоро покормят; увидел погремушку – значит, следует ее взять и погреметь и т. д.

Примечание: не слушайте советы говорящих, что детей в таком возрасте нужно подсаживать. Раньше, да, так и поступали, особенно с мальчиками. Сейчас нормы, возраста начала сидения, изменились кардинально. Дети должны сесть с окрепшими мышцами: на 5-й месяц, и в полгода и даже позже вне зависимости от пола. На раннем подсаживании — мышцы слабые, создаётся нагрузка на позвоночник, отсюда – проблемы с осанкой, боли и т. д.

Показатели из списка условны, в случае отклонений, не паникуйте. Все дети развиваются по-разному. При настороженности — лучше проконсультируйтесь с врачом. Важно помнить, отклонение иногда наблюдается и у недоношенного: отставание и в физическом, и в нервно-психическом развитии. Но имея хороший уход и любящих родителей, он быстро догонит своих сверстников.

Помощь в развитии

Полноценному развитию ребенка способствуют:

  • Общение и разговоры. Не обязательно создавать ситуации специально, допустимо просто носить малютку с собой и постоянно комментировать свои действия, разговаривать с ним.
  • Погремушки – яркие, содержащие не более 3–4 цветов. Пестрота кроху лишь утомит.
  • Различные игры: «Ку-ку» (вы прячетесь за своими ладонями), «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и т. д. Главное –проявление интереса у крохи (подробности на видео). Неплохая мысль – устроить импровизированный кукольный театр: детям нравится следить за зверюшками, у каждого из них своя интонация, тембр и ритм. В дальнейшем они будут пытаться воспроизводить услышанные звуки.
  • Книги. Младенцы с удовольствием слушают сказки, прочитанные с интонацией и мимикой. Стоит купить специальные обучающие издания, подходящие по возрасту. Очень полезны стихи. Доказано: детки, слушающие читаемые родителями стихи в юном возрасте, обладают хорошей памятью и слухом, им легко даются иностранные языки.
  • Массаж и гимнастика (основные движения на фото).

В отношении приспособлений типа ходунков, прыгунков – их применять ещё рано по причине неокрепших мышц позвоночника и спины, не готовых к нагрузке. Лучше подождать до 6 месяцев.

Очень популярны развивающие детские коврики. Изготавливаются даже дома, из кусков поролона и ткани. Должно получиться наподобие матраца. А «оснащают» изделие чем угодно. Например, пришить пуговицы, бусинки, кусочки тканей, различных по фактуре и т. д. Коврики – не только развлечение, но и тренировка мелкой моторики, влияющей на мозговую деятельность.

Растите здоровыми!

4 месяц жизни ребенка

В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

Учимся понимать друг друга

К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.

Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка , это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно. Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

Двигательные навыки ребенка 4 месяцев

Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» - его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.

Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.

По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живот на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.

Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на котонную он смотрит, - не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.

Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.

В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.

Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.

Занятия с ребенком 4 месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Физическое развитие ребенка

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.

В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам

Время чтения: 9 минут

Каждый этап жизни младенца сопровождается рядом изменений, анализ которых помогает родителям убедиться в том, что он растет без отклонений от нормы. Мамам и папам очень важно следить за развитием ребенка в 4 месяца, ведь в этот период мальчики и девочки должны уже много чего уметь, у него появляются новые физические и психоэмоциональные особенности. Узнайте, что характерно для младенцев в этом возрасте.

Как выглядит ребенок в 4 месяца

Чтобы убедиться в том, что малыш растет здоровым, нужно оценить внешний вид, физические навыки, поведение, рефлексы. Совокупность этих параметров говорит об общем уровне развития. Легче всего оценить внешние данные малыша. Для 4 месяцев характерен активный рост волос, ногтей. У некоторых крох усиливается образование слюны из-за постоянного облизывания рук и других предметов.

Малыш становится более пропорциональным, у него одинаковые по окружность голова и грудная клетка, выпрямившиеся и окрепшие руки, ноги. Глаза темнеют, становятся максимально приближены к тому цвету, который будет во взрослом возрасте. Первые волосики с головы выпадают и выкатываются, а на их месте могут вырасти новые, более крепкие, причем, даже другого оттенка.

Рост, вес

Из-за пока еще невысокой физической активности прибавка в массе тела большая, составляет 0,75 кг. Мальчики и девочки набирают вес одинаково. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. Окружность грудной клетки и головы становятся одинаковыми. Чтобы убедиться в том, что развитие ребенка в 4 месяца происходит без отклонений от нормы, сравните личные данные с усредненными, приведенными в таблице ниже:

Развитие ребенка на 4 месяце жизни

На этом периоде жизни меняется не только облик малыша, но и поведение. Он становится внимательнее, активнее, испытывает уже широкий спектр эмоциональных реакций, как положительных, так и отрицательных. Появляется любознательность к собственному телу, близким людям, окружающим предметам. В период бодрствований малыш стремится к общению с родителями, активным играм. Безусловные рефлексы новорожденных исчезают и угасают.

Поведение

У всех малышей разные характеры, но есть общие признаки того, что он развивается в соответствии с нормами. Особенности поведения крохи в 4 месяца:

  1. Оживленная реакция на материнский голос в виде смеха, лепета.
  2. Положительные эмоции на новые яркие игрушки.
  3. Чадо узнает свое имя, начинает реагировать на него.
  4. Изучение собственного тела. Дитя рассматривает руки, ощупывает лицо, тянет ножки в рот. Малышу нравится наблюдать за своим отражением в зеркале.
  5. Младенец узнает родных, которые проводят с ним время, но больше всех выделяет маму. Малыш получает удовольствие от словесного общения с ней, тактильных контактов.
  6. При посторонних людях кроха ведет себя настороженно. Одного человека он может испугаться, а к другому проявлять заинтересованность.
  7. Происходит улучшение зрения. Грудничок следит за движущимися предметами взглядом, начинает различать цвета, особенно желтый и красный.

Рефлексы

Для возраста в 4 месяца характерно исчезновение и угасание множества произвольных реакций. Какие рефлексы новорожденного становятся все мене выраженными:

  1. Безусловный рефлекс Робинсона трансформируется в целенаправленное хватание. Ребенок берет мелкие предметы, держит их в руке некоторое время.
  2. Угасает рефлекс Моро. При нем малыш вскидывает руки с раскрытыми ладошками и снова собирает их на груди, если хлопнуть по поверхности, на которой он лежит.
  3. Угасает рефлекс ползания по Бауэру. Если стимулировать реакцию (создавать у пяток лежащего на животике грудничка опору), то малыш сумеет ползти в 5 месяцев.
  4. Рефлексы Таланта и Бауэра полностью исчезают. Их наличие говорит о возможных неврологических нарушениях.

Что он должен уметь

Существует ряд физических и психоэмоциональных навыков, которыми должен обладать младенец четырехмесячного возраста. Родителям нужно понимать, что в каждой семье развитие малыша в 4 месяца протекает по разному. Отсутствие того или иного умения не обязательно говорит о том, что у крохи проблемы со здоровьем, поэтому маме с папой не стоит паниковать раньше времени. Узнайте, что должен делать ребенок в 4 месяца.

Физические навыки

Тело грудничка с каждым днем становится сильнее, крепче. Что умеют дети в 4 месяца:

  1. Младенец начинает самостоятельно переворачиваться с живота и обратно. Мышцы спины уже окрепли для этого. Он способен лежать в кроватке на животе, уверенно удерживать головку, рассматривать окружающую обстановку. Ненадолго грудничок умеет приподниматься на ладошках, удерживая туловище. Однако, сидеть крохе еще рано, даже при поддержке подушечками, позвоночник еще слаб для этого.
  2. В положении лежа на спине грудничок приподнимает голову и плечики.
  3. Ребенок уже увереннее управляет руками. Он способен при кормлении держатся за маму, за бутылочку. Ладошки малыша почти все время открыты. Ребенок способен складывать их вместе, хлопать, держать предметы до 30 секунд, трясти погремушки.
  4. Если младенца взять за подмышки, он упирается в поверхность пальцами и отталкивается.
  5. При плаче у чада уже должны течь слезы, потому что слезные железы уже полноценно функционируют.
  6. Гипертонус в руках уходит, в ногах пока сохраняется.
  7. Налаживается работа пищеварительной системы. К 4 месяцам у большинства деток проходят колики.
  8. Из-за активного развития слуха малыш должен поворачивать головку на звуки. В 4 месяца дети начинают отличать по голосу близких от незнакомцев. Возможно покачивание головой в такт музыке.
  9. Косоглазие и слабость глазных мышц к 4 месяцам должны полностью пройти, потому что мышцы укрепляются.

Психоэмоциональное развитие

Очень важно оценить не только физические навыки ребенка в 4 месяца, но и психические. Кроха становится эмоционально развитие, для спокойствия ему необходимо общаться со взрослыми много времени. Малыш среди всех людей наибольшую привязанность ощущает к маме, выделяет ее среди остальных, перенимает настроение. Ребенок уже способен расстроиться, если ей грустно, или улыбается в ответ на ее хорошее настроение. Во время игр малыш может смеяться, испытывает радость.

Какие изменения в психологическом состоянии характерны для 4 месяцев:

  1. Начинается установление элементарных причинно-следственных связей. К примеру, увидев грудь мамы, малыш понимает, что сейчас будет кушать.
  2. Появление таких эмоций, как любопытство, обида, радость, страх.
  3. Развивается память. Малыш способен различать предметы, увиденные им ранее.
  4. Маму и себя малыш пока воспринимает, как одно целое.

Речевые навыки

Ребенок гулит большое количество времени. Он способен произносить звуки «о», «а», «м», «п», «б» очень четко. Некоторые детки в 4 месяца уже даже делают первые попытки составлять слоги, но это происходит очень редко. Если ваш малыш еще этого не умеет, не волнуйтесь, отклонением это не считается. В 4 месяца ребенок должен активно общаться с родителями: реагировать на интонацию, пытаться «отвечать». Развитие речи у мальчиков иногда протекает медленнее, чем у девочек.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Утро малыша непременно должно начинаться с гигиенических процедур. Следует умыть лицо, протереть глазки, при необходимости почистить нос и уши. В возрасте 4 месяцев ребенку следует часто подстригать ноготки, потому что они растут очень быстро. Гуляйте с малышом дважды в сутки. Длительность пребывания на свежем воздухе определяйте самостоятельно, ориентируясь на погоду.

Ориентировочный распорядок дня и режим питания четырехмесячного малыша представлен в таблице ниже:

Время Процедуры
7:00 Подъем, первое кормление, гигиена.
8:30 Дневной сон.
10:30 Подъем, второе кормление, бодрствование.
12:00 Прогулка, второй дневной сон на свежем воздухе.
14:00 Возвращение домой, пробуждение, третье кормление.
14:30 Бодрствование, развивающие игры и упражнения.
16:00 Прогулка, третий дневной сон на свежем воздухе.
17:30 Возвращение домой, подъем, четвертое кормление.
18:00 Бодрствование.
20:00 Купание, пятое кормление, вечерний ритуал и последующее укладывание на ночь.
00:30 Ночное кормление и немедленное продолжение сна.

Питание и сон

Правила кормления определяются способом: естественным или искусственным. Особенности правильного питания ребенка в 4 месяца:

  1. Малыш на естественном вскармливании пьет пока только грудное молоко, но реже прикладывается к груди. Как правило, кушает он, пока засыпает, потом во сне и сразу после пробуждения. Режим кормления уже четко отработанный.
  2. С искусственниками дело обстоит по другому. Определенный объем детской смеси нужно давать приблизительно через каждые 3,5 часа. Выходит 6 искусственных вскармливаний в сутки. Как правило, за день расходуется 0,9-1 л детского питания, а за один прием – 150-170 мл.
  3. Ребенку на искусственной смеси можно вводить в 4 месяца первый прикорм пищей. Подойдет сок, немного жидкого пюре. Детям на грудном вскармливании прикорм вводят в рацион не раньше полугода, как рекомендуют современные специалисты.

В сутки малыш бодрствует более двух часов кряду. Спит же он в сумме до 15 часов, из них 10 приходятся на ночь. Дневных снов три. Укладывать дитя на ночь рекомендуется между 19 и 21 часами. Чтобы ребенок хорошо засыпал, разработайте определенный вечерний ритуал, к примеру, купание, поглаживание, колыбельная. Не пропускайте ни одного элемента и повторяйте все каждый день.

Как развить ребенка в 4 месяца

Родители обязательно должны прилагать усилия для того, чтобы малыш рос нормально. Уделяйте ребенку внимание, играйте с ним, делайте упражнения и массажи. Помните, что очень важна эмоциональная связь с мамой и папой и от того, будет ли она крепкой, в определенной степени будет зависеть уровень развития чада. Обязательно проводите с ним побольше времени и старайтесь разговаривать обо всем: домашних делах, игрушках, предметах быта.

Игры

Если вы будете развлекать маленького ребенка, то принесете организму крошки существенную пользу. Как развивать малыша в 4 месяца в игровой форме:

  1. Подвесьте над малышом яркие украшения на такой высоте, чтоб он хватался за них ручками. Желательно, чтобы они издавали звуки и имели разную фактуру.
  2. Поочередно давайте ребенку потрогать погремушку, мягкую игрушку, куклу, резиновую пищалку, другие яркие предметы. Главное, чтобы отличались их размер и форма. Можете положить игрушку в кроватку, если она безопасная. Это полезно для развития тактильного восприятия.
  3. Играйте в «прятки» и «ку-ку», «сороку-ворону».
  4. Пускайте перед ребенком мыльные пузыри, пусть следит за тем, как они летают.

Физические упражнения

Не только игры, но и зарядка способствует тому, чтобы развитие ребенка в 4 месяца протекало нормально. Какими упражнениями нужно заниматься с крохой:

  1. Берите грудничка за ручки, медленно поднимайте их вверх и опускайте вниз вдоль тела, потом плавно скрещивайте на груди и разводите в стороны.
  2. Дважды в день укладывайте ребенка на спину. Берите за ручки и делайте круговые движения.
  3. Поворачивайте малыша с одного бока на другой. Затем положите на живот. Сгибайте и распрямляйте ножки.

Частые проблемы

Каждые родители должны четко понимать, что абсолютно все дети разные. Есть малыши с ранним или наоборот запоздалым развитием, не все вписываются в общепринятые нормы. Однако, есть ряд признаков, наличие которых в 4 месяца говорит о том, что ребенка нужно показать педиатру:

  1. Малыш не стремится брать игрушки и другие предметы или не может удержать их в руке некоторое время. Это говорит о проблемах развития мелкой моторики и двигательных навыков.
  2. Не может научиться переворачиваться на живот.
  3. Отклоняет голову назад при подтягивании за обе руки.
  4. Не реагирует на общение с людьми, скуп на эмоции.
  5. Лежа на животе не приподнимается, не опирается на ручки.
  6. В вертикальном положении не упирается в поверхность ногами.

Видео

Четвертый месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и задачи воспитания. Что же нового в развитии младенца?

Было бы неправильным считать, что все ведущие линии младенческого детства реализуются с одинаковой силой и одинаковом темпе из месяца в месяц. На самом деле происходит нечто похожее на восхождение альпиниста: закрепился на определенной высоте, освоил маленькую "ступеньку", которая станет основой для нового подъема. Вспомним: когда малыш родился, кроху вели сенсорные стимулы (зрительные и слуховые ориентировочные реакции), побуждающие к поисковым действиям и обуславливающие движения головки. Затем был первый эмоциональный контакт со взрослым - улыбка (1 мес.).

Овладение умением удерживать головку в положении лежа на животе несколько минут (2 мес.) - новый, можно сказать, моторный прорыв в зону ближайшего развития. И вновь в центр попадает сенсорный компонент: зрение, слух и тактильная чувствительность ладоней при первых осязательных действиях (2-3 мес.).

Затем новый взлет. В центре него - эмоциональный контакт - специфическая реакция малыша на внимание к нему взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек, ножек, положительными эмоциями, улыбкой, звуками ("комплекс оживления"). С его появлением закладывается следующий этап "восхождения" - новая программа освоения окружающего мира, появляются новые возможности социальных контактов (З мес.). Это как раз рассматриваемый нами период, четвертый месяц жизни малютки.

Появление "комплекса оживления" будет способствовать формированию первых хватательных движений руки. Предмет (игрушка), подвешенный на ленточке над ребенком и касающийся его руки, становится для малыша не только занимательным, но и досягаемым объектом. Дитя поворачивает ладошку и захватывает его в руку. Это специальные игрушки-подвески. Их мама может сделать сама из разных материалов (поролона, кусочка ткани, шнурочков и т.п.). Игрушки-подвески должны соответствовать руке малышки. Их вытянутая или округлая форма удобна для захватывания. Попытки захватывания игрушки ребенок выполняет самостоятельно. Мама, находясь рядом, вольно или невольно с яркой эмоциональностью реагирует на удачную попытку ребенка. Ребенок начинает повторять и повторять удавшееся действие, чтобы услышать ее реакцию. Дорогие мамы, вы должны активно реагировать на удачные действия вашего малютки! Не скупитесь на эмоции! Ведь они оправданны: ребенок на 4-м месяце жизни начинает радоваться первым успехам.. И вы замечаете, что малыш на удивление чутко откликается на ваше настроение. И это не случайно. Как отечественные, так и зарубежные ученые отмечают, что причины этой сверхчувствительности до конца не понятны, но, по всей вероятности, детьми движет инстинкт, который позволяет им идентифицировать базовые человеческие эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и т.п.). А вот оттенки этих чувств малютке предстоит еще долго осваивать на практике. Когда же начинается эта активная практика? На 4-м месяце жизни! Вслед за хватательными и ощупывающими действиями руки у ребенка появляется желание дотянуться до свисающего сбоку предмета и... дитя делает поворот на бок, а затем на живот, но это будет несколько позже. Малыш начнет овладевать локомоциями, т.е. самостоятельно менять положение тела в пространстве.

А сейчас, когда дитя находится в начале 4-гo месяца жизни, еще раз подчеркнем, что актуальными для него считаются: эмоциональное общение со взрослым в системе "комплекса оживления", овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций), направленных на привлечение внимания взрослого. Сенсорное и моторное развитие, конечно, совершенствуется на 4-м месяце, но на этом этапе оно идет вслед за эмоциональным развитием.

Сказанное ко многому обязывает родителей. Обратите внимание, что "комплекс оживления" возникает на 4-м месяце жизни, уже по желанию ребенка.. А что это значит?

Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если взрослый надолго исчезает из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. По всей вероятности, возникает нарушение "обратной связи", или, как говорят ученые, нарастает "тревога распада" в системе "мать и дитя".

Чуткие родители постепенно начинают понимать "язык эмоций" младенца. Каким образом? К примеру, о многом может вам рассказать язычок малютки. Нет, конечно, не в прямом смысле. Позиция языка может сказать вам о следующем: в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ. В момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.

Мы не оговорились: к концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка - чудную эмоциональную реакцию. 4-й месяц жизни ребенка - яркий и эмоциональный. Родителям необходимо этот месяц жизни малютки наполнить радостью общения. Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.