Может ли память влиять на зрение. Слуховая и зрительная памяти. Основные процессы памяти

04.03.2020




Зрение и память. Сейчас.

П оговорим сегодня о причинах плохого зрения, а также о «странных» симптомах, касающихся зрения и памяти, которые наблюдаются у многих в настоящее время.

Давным-давно известно, что зрение падает, когда человек не хочет чего-то видеть. Метафизической причиной близорукости считается нежелание видеть отдалённые перспективы.

Но сейчас мы все с Вами учимся жить в настоящем моменте – в моменте «здесь и сейчас». Потому что именно текущий момент формирует Ваше будущее – приток возможностей, идущих навстречу Вам. Не Ваши планы, не Ваши стратегические цели, а Ваше состояние сейчас, уровень Вашей гармонии, Ваше себе и Богу (или жизни, если Вы атеист).

Планирование же неизбежно Вас разочарует: обязательно будет что-то новое, неожиданное, совсем не похожее на то, что Вы ожидали. Поэтому нежелание структурировать своё отдалённое будущее — есть показатель зрелости души. Мы с Вами живем в эпоху, когда надо быть гибким , уметь быстро реагировать на встречные обстоятельства и быстро перестраиваться, ловя волну.

Получается, что прошлые объяснения причин плохого зрения сейчас не работают. Посмотрим на это под иным углом.

Обычно у людей зрение падает в периоды какой-то социальной активности: школа, институт, быстро идущая вперёд карьера… И это есть проявление голоса Души, который «смазывает» внешнюю картинку для того, чтобы Вы больше внимания уделяли себе внутри . Потому что внутри Вас есть чёткое знание – нет необходимости детализировано видеть то, что вокруг, главное — хорошо понимать, что происходит внутри Вас.

Надо сказать, что люди, с удовольствием живущие внешней жизнью — которым в кайф достигать социальных целей, «звездить», ощущать себя внешне реализованными, — не страдают заметным ухудшением зрения.

Но среди моих читателей очень мало таких людей. Ко мне обычно приходят зрелые души, которым пора разместиться своей бессмертной душой в теле. И даже если они успешны социально, они всё равно подошли к тому этапу, когда этот успех не приносит внутреннего счастья, а является побочным продуктом реализации души.

Многие из Вас, посмотрев на себя, увидят, что всё время вынуждали себя преуспевать, действовать активно и успешно. На каком-то этапе Вы так уже привыкли и наловчились это делать, что Вам даже стало казаться, будто Вы сами этого хотите. Но всё равно неизбежно наступает момент, когда Вы понимаете, что вообще-то Вы .

Замечу, что Вы совсем не зря себя вынуждали, не зря осваивали все эти роли. Это всё драгоценно, это прекрасный и нужный опыт, который наверняка Вам пригодится.

Но причина, по которой наше зрение сворачивается, как раз такова: необходимость сосредоточиться на внутреннем мире . И с этой точки зрения, кстати, становится понятным, почему многие «духовные авторитеты» разных времён и народов носили очки, хотя были способны исцелять других людей.

Есть ещё другой момент, связанный с преображением. Я думаю, многие из Вас заметили, что бывают периоды (даже у тех, у кого хорошее зрение), когда всё плывет перед глазами: то ощущение песка, то искры, то будто плёнка, то отсутствие фокусировки, то какие-нибудь другие явления, не очень приятные для глаз… Это всё неслучайно и происходит потому, что мы меняем способ восприятия вибраций внешнего мира . Наши физиологические аппараты, которые были настроены строго на восприятие трехмерного мира, меняются. Источником зрительного восприятия является свет, и теперь мы постепенно становимся чувствительны к частотам, ранее недоступным нашему телу. Так что не надо бояться «визуальных впечатлений», не вписывающихся в Вашу прежнюю картину мира. Это просто Вселенная открывает нам свои вибрации.

Зрение, кстати, исцеляется на природе. Я на своем опыте убедилась, что при своём минус пять в лесу я могу увидеть листики и травинки без очков. А в городе, в магазине, порой даже товаров на прилавке на различаю. Почему так происходит?

Во-первых, потому, что всё живое излучает собственный многоуровневый свет (энергию). В искусственном же освещении мы улавливаем лишь отражённые фотоны. Все живое пробуждает живое, поэтому на природе глазки видят лучше. А во-вторых, на природе мы способны другим способом воспринимать частоты – не только мозгом через глаза.

Пытаться ли улучшить как-то своё зрение?

Если Вы реально чувствуете, что хотите и можете видеть хорошо, то за очень короткий промежуток времени Вы можете вернуть себе 100%-ное зрение, используя популярные методики и практики. Выберите любой способ, применяйте регулярно – и у Вас все получится. Потому что сейчас всё очень гибко.

Но в том случае, если Ваше зрение дало сбой для того, чтобы Вы держали , а Вы искусственным образом выходите из этой ситуации, получается, будто тело зря пострадало . И тогда практики не будут помогать и могут даже вызывать внутреннее сопротивление.

Относительно памяти получаю много вопросов. О том, что не помнят люди событий детства и юности; просыпаясь утром, с трудом вспоминают, что было вчера; забывают самые элементарные вещи в быту – кошельки при походе в магазин, куда положили ту или иную вещь и т.д.

Объяснение простое — сейчас коллективно растворяется память человечества . Эмоциональный заряд, приобретённый в , архивирован, а все декорации, в которых мы играли, сейчас растворяются.

А когда базовые коллективные программы стираются, у человека реально возникают провалы в памяти. Потому что у многих мозг был настолько встроен в коллективные поля взаимодействия, что когда в глобальном поле растворяется эта тема, все связанные с этим индивидуальные человеческие переживания тоже исчезают. Ведь с ролевыми играми, основанными на борьбе, взаимоуничтожении, страданиях была связана масса навыков, масса способов реагирования и т.д. Поэтому память и «страдает».

Я хочу Вам такой пример привести. Вы, например, два года назад играли в компьютерную игру: строили какие-то замки, государства и т.д. Вы наверняка уже не помните, что именно там строили. Или я, например, неоднократно с упоением читала вслух своим детям книгу «Властелин колец», а сейчас не помню никаких деталей. Потому что это уже отработано, это просто стало моим душевным опытом.

И мы сейчас с Вами должны помнить не игровые роли и картинки, а подлинное своё прошлое — своё единение с миром, свою любовь, свою уникальность и многогранность… Мы как бы просыпаемся ото сна и вспоминаем .

Это в глобальных процессах. Что касается бытовых моментов, то это переход в новое состояние жизни, когда гораздо важнее умение жить здесь и сейчас, чем помнить о прошлом или грезить о будущем.

Сейчас активно происходит объединение полушарий мозга, построение новых синаптических связей между ними. Чтобы в момент, когда мы переходим к работе , правое полушарие могло передать левому информацию, которую оно получает интуитивным путём.

Поэтому любые «проблемы» с памятью — это очень хороший признак – признак того, что Вы качественно изменились. Это симптом, наконец, жизни здесь и сейчас. Потому что прошлого и будущего нет, есть лишь их проекция в нашем сознании, а момент творения один – тот, когда Вы живёте .

Любые «провалы» в памяти говорят либо о перестройке Вашего мозга, либо об очень правильном, экономичном его устройстве. Для новой жизни нам важно иметь мозг свободным – свободным от старых программ, старых опытов, старых привычек и старых эмоций.

И не жалейте об утраченных воспоминаниях. Все зёрна опыта – уже внутри Вас. Они встроены в Вас как свойства Вашей крови, свойства Ваших желёз… Совсем нет необходимости иметь в голове образы и события, чтобы быть едиными с ними.

Не надо бояться этих состояний утраты памяти в быту. Вы никогда не пострадаете, если не впадёте в панику.

Поэтому, во-первых, дышите. Во-вторых, помните, что Вы не одиноки. У каждого из нас есть огромная , к которой Вы в любой момент можете обратиться за помощью.

Все, что Вам действительно нужно помнить, Вы всегда вспомните. Задайте себе внутренний вопрос: где это лежит в моей голове? Расслабьтесь, и Вам придёт ответ.

В заключение хочу сказать, что если Вы подобных симптомов у себя не наблюдаете, не нужно переживать или стараться как-то специально что-то активировать. Общая скорость процессов преображения так велика, что если Вы искусственным образом начнёте стимулировать у себя что-либо, Вы нарушите баланс во всех своих телах проявления, создав проблемы.

Опоздать невозможно, каждый идёт своим путем, и все мы будем там, где нам нужно быть. Поток общего преображения уже нас несёт, мы и так двигаемся в нужном направлении, как на транспортёре. И наша задача состоит лишь в том, чтобы двигаться гармонично .

Самым главным сейчас является состояние благости, состояние сердечного умиротворения. Активация сердечного тепла – вот что является главным приоритетом. А сердце активируется не какими-то правильными дыханиями, медитациями и практиками, сердце активируется любовью, радостью и . Когда Вы смотрите с теплотой на бабочку, севшую на цветок, на облако, сверкающее перламутром на небе, на своего ребёнка, промочившего штаны на горке… Дарение Вашей симпатии людям, дарение Вашей любви святым местам, дарение благодарности природе активирует Ваше сердце. А уж открытое сердце само позаботится о том, когда и что нужно активировать в Вашем организме.

Будем здоровы, счастливы и будем процветать. И вместе со всей планетой и со всеми жителями её – людьми, животными, цветами, деревьями, насекомыми – будем преображаться в прекрасный рай, который неизбежно материализуется на нашей планете.


Другие статьи на эту тему:

54 комментария

Мы получаем от мира огромное количество информации. Как известно, более 80% приобретается нами благодаря глазам. Что - то проходит бесследно, что - то оставляет в нашей душе след и возвращается в нашу голову через некоторое время.

Зрительная память наполняет наши воспоминания яркими картинками прошлого, большим количеством деталей, элементов, которые описать словами очень сложно и очень долго. Мы помним нашу жизнь яркой и наполненной благодаря слаженной работе наших глаз и нашего мозга.

Что же такое зрительная память? Как она работает, как сочетается с памятью от других органов чувств? Как улучшить зрительную память и зачем это нужно? Об этом и о многом другом написана данная статья.

Зрительная память, что это?

Зрительная память… Объяснить, что это такое, не так и сложно. К примеру, вы куда - то едите на автобусе, в другую страну, скажем. С вами вместе – около сорока человек, которых вы в первый раз увидели во время посадки в транспортное средство. И вот, перед тем, как пересечь границу, автобус останавливается и все пассажиры, в том числе, вы, из него выходят и смешиваются с пассажирами из других автобусов. Проходит минут 20. Человек с хорошо развитой зрительной памятью (в данном случае – памятью на лица) сможет без труда вычленить из толпы не только мужчину, который сидел рядом на протяжении последних двух часов, но и большую часть путешественников из своего автобуса. Человек же с плоховатой зрительной памятью вспомнит двух - трех, которые сидели в поле его зрения.

Или вот еще пример. Предположим, лет 10 назад вы побывали в Сербии. И теперь, при одном лишь упоминании о ней по телевизору, либо в разговорах с друзьями, вы представляете себе ярко и отчетливо картинку: холмистые горы в зелени, а среди них – небольшой красивый домик.

Теперь пришло время дать определение зрительной памяти. Что это, все - таки, такое?

Зрительная память - вид памяти, который связан с работой зрительного анализатора. Ответственна за сохранение, а затем за воспроизведение зрительных образов.

Бывает нескольких видов.

Иконическая. Ее длительность меньше секунды. Информация, которая не была использована в это время, теряется.

Кратковременная. Длится до 30 секунд.

Долговременная. Особо длительная зрительная память.

Эйдетическая память, что это?

Также в отдельную группу выделяется эйдетическая память. Это способность, которой обладают не все люди, чаще всего – дети, подростки, художники. Представляет собой возможность удерживать в голове яркие и четкие образы увиденных предметов длительный период времени. Эйдетики хорошо видят картинку даже после того, как она пропала из их поля зрения.

Эйдетизм – хорошо развитая фотографическая память. Некоторые используют данное понятие как синоним зрительной памяти, мы же рассматриваем фотографическую память как часть зрительной.

Вспомните, вы наверняка слышали истории о том, что какой - то человек с поразительной точностью воспроизводит детали увиденной им некоторое время назад картины. Или же о людях, которые готовы без остановки читать наизусть самые различные стихи. Это все личности, обладающие хорошо развитой эйдетической или фотографической памятью.

Есть уникальные случаи эйдетизма. К примеру, итальянский библиофил Антонио Мальябеки, живший в конце 17 – начале 18 веков, в конце своей жизни мог наизусть продекламировать каждую из прочитанных им книг. А их было более 40 000… Или вот 40 - й президент США Рональд Рейган запоминал тексты, лишь взглянув на них.

Зрительная память – важный носитель информации

Интересно, что использование именно зрительных образов позволяет человеку закодировать очень много воспоминаний.

Нам достаточно просто запомнить, к примеру, как выглядит красивый мужчина, которого мы видим в столовой в обеденный перерыв. Вспоминая о нем, мы видим картинку. А теперь представим, что нам нужно описать его подруге, которая ни разу не имела чести встретиться с данным красавцем. Сколько понадобится слов? Сотни. Он и высокий, и широкоплечий, и волосы у него длинные, но не очень, до плеч, как у такого - то актера из такого - то фильма, и борода у него такая, как у кого - то…

Получается, что картинка несет в себе информацию сотен слов, которые запомнить, согласитесь, гораздо сложнее. Вряд ли подруга сумеет повторить все услышанное. Скорее, она будет помнить теперь образ, который у нее сформировался на основе услышанных описаний.

И еще. Кажется, что мы запоминаем только картинку. На самом деле, это не так. Зрительный образ дополняется большим количеством информации, полученной от других органов чувств.

К примеру, пять лет назад вы побывали за границей в известном ресторане. И тут, идя по улице, краем уха слышите, что кто - то посторонний упоминает название данного заведения в разговоре. Перед вами сразу встает картинка: вы сидите, и перед вами шикарный столик с висящей до пола скатертью, собранной в нескольких местах, полумрак, на столе стоит бокал вина, и много - много цветов вокруг.

Все ли это? Нет! Наверняка, вы практически почувствовали еле уловимый запах, который, вероятно шел тогда с кухни. А еще ощутили легкую прохладу, т.к. когда вы были в ресторане, хорошо работал кондиционер, и вы чуточку продрогли. Также, конечно же, в голове пронеслись звуки живой музыки, спокойной и ненавязчивой, которую вы тогда слышали. Ко всему, услышанное название почему - то сразу же улучшило вам настроение. Ведь тогда, 5 лет назад, в этом заморском ресторане ваш теперешний муж сделал вам предложение.

Все это происходит потому, что зрительная память не работает одна. К ней добавляется еще и слуховая, обонятельная, тактильная, эмоциональная. Картинка дополняется результатами работы органов чувств, благодаря чему формируется более полный, законченный образ, наполненный большим количеством информации.

У кого зрительная память развита сильнее?

Многих не оставляет в покое вопрос, у кого зрительная память лучше? Чтобы лучше принять ответ на данный вопрос, приведем немного отвлеченный пример. Тот, кто интересуется, знает – у американцев показатели IQ в целом выше, нежели у европейцев. И это притом, что тесты, которыми его проверяют у жителей США, сложнее.

Ученые связывают это с тем, что американцы постоянно, день за днем, вынуждены использовать в своей повседневной жизни те навыки, возможности, которые проверяются в тестах на IQ. Получается, без их активного участия, способности их мозга совершенствуются.

Примерно то же самое и со зрительной памятью. Она хорошо развита у тех, кто ею постоянно пользуется.

Вот, к примеру, эскимосы. Живут там, где жить практически невозможно – на просторах Арктики. Кругом однообразные белые пейзажи, кто - то бы даже сказал – депрессивные. Глазу не на чем остановиться.

И местные жители здесь обладают сверхострой зрительной памятью. Она фиксирует малейшие детали, которые мы, выросшие в большом образном многообразии, и близко бы не уловили. Глаза эскимосов подмечают среди однообразных картин – льдов и снежных гор – различные опознавательные знаки. Именно поэтому, даже в самых тяжелых условиях, эскимос не боится заблудиться. Зимой он легко и быстро найдет свой тайник, в котором еще летом припрятал добытую дичь. В его памяти хранится большое количество визуальной информации, которая помогает ему выжить в сложных условиях.

Также можно услышать точку зрения, что зрительная память у женщин развита лучше, нежели у мужчин. Якобы данные различия связаны с особенностями строения мозга у разнополых людей. Мы же придерживаемся точки зрения, что если отличия и имеются, то связаны они, прежде всего, с разными условиями, в которых растут и живут мальчики и девочки.

К примеру, у девочек, вполне вероятно, с детства преобладают увлечения, игры, где активно задействована зрительная память, имеется большое количество зрительных образов. У мальчиков же несколько другой опыт. Поэтому на каком - то периоде жизни могут фиксироваться различия качества зрительной памяти. Но, не будь различий в опыте девочек и мальчиков в их детстве, не было бы и различий в памяти.

И еще немного о животных. Ученые все пытаются выяснить, какая зрительная память у них? Сделать это достаточно сложно. Прибегают к опытам, в течение которых от животных прячут прямо у них на виду еду в одно из нескольких укрытий и ждут, через какой промежуток времени животное сможет вспомнить, куда именно положили еду, в какое укрытие.

Так выяснили, что собака безошибочно бежит к укрытию с едой после 17 минут ожидания, а кот – через 6. Кажется, не очень долго. В то же время, полную картину того, что твориться в голове у животного, представить себе сложно. Ведь у них гораздо сильнее, нежели у нас, развита обонятельная, слуховая память. Поэтому они отлично ориентируются в своих жизненных ситуациях, вспоминают то, что им нужно, моментально, не страдают, в общем.

Как улучшить зрительную память?

Тренировка зрительной памяти способна значительно улучшить возможности человека в целом. Учеба, работа, повседневная жизнь… В каждой из сфер будут одни только плюсы. Человек получает возможность более глубоко воспринимать предметы вокруг, благодаря чему становится более внимательным, сконцентрированным.

Как развить зрительную память? Существует множество способов. К примеру, вы можете найти в интернете специальные игры - тренажеры. В большинстве из них лежит одна и та же идея. Вам в течение определенного промежутка времени показываются различные предметы – картинки, черты лица и прочее, после чего изображения пропадают и предлагается вспомнить, что и в какой последовательности было показано.

Также зрительную память тренируют следующие занятия.

Рисование. Портреты, пейзажи, натюрморты… Суть в том, что мы сначала вычленяем какую - то деталь, затем запоминаем ее, а уж потом переносим на холст. Это хорошо развивает зрительную память.

Игры. Помните детские игры типа «Найди 10 отличий»? Как раз они и направлены на активное развитие зрительной памяти. Найдите усложненные варианты для взрослых, и вперед!

Воспоминания. Это лучший способ тренировки не только зрительной, но и памяти вообще. Заключается в том, что перед сном, лежа в постели, человек вспоминает все, что с ним произошло за день. Главное – чтобы в процессе воспоминаний в голове постоянно возникали соответствующие зрительные образы.

Запоминание образов. Заключается в том, что вы пытаетесь как можно точнее вспомнить какое - то изображение, которое не так давно было у вас перед глазами. К примеру, лицо человека, которого несколько раз видели в метро.

Как улучшить именно фотографическую память?

Есть также хорошее упражнения для тренировки именно фотографической памяти.


Упражнение №1.

Наблюдайте за каким - либо предметом, к примеру, за вашим письменным столом на расстоянии двух метров, 2 минуты. Постарайтесь запомнить как можно больше мелочей. Не отводите от картинки своих глаз все 2 минуты. Теперь зажмурьтесь и постарайтесь представить цвет предметов, пропорции, формы… Все, что только можно. Если что - то забыли, то откройте глаза на несколько секунд. Это позволит вспомнить недостающие детали.

После того, как с предметами вам станет просто тренироваться, начинайте использовать тексты, сложные картины.

Упражнение №2.

Его можно выполнять, когда вы идете домой или едете на работу. Быстро посмотрите на какой - либо предмет, который попался вам на дороге. К примеру, небольшой магазинчик. Отведите глаза и постарайтесь вспомнить, что вы видели, нарисуйте у себя в голове картину. Через некоторое время такое развлечение - тренировка станет вашей привычкой. Вы и не заметите, как улучшение зрительной памяти превратится в удовольствие.

ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ

Способность восприятия зависит, как было уже сказано, от количества, качества и полезности предшествовавшего опыта. Но прошлый опыт существует для нас только в памяти. Поэтому правильней сказать, что восприятие зависит от памяти.

С памятью тесно связано воображение, которое преобразует воспоминания, созидая из реально пережитого новые конструкции, отличающиеся от всего реально испытанного в прошлом. Способность разума интерпретировать ощущения находится в такой же мере под влиянием воображения, как и памяти.

То, насколько восприятие и, соответственно, зрение зависят от памяти и воображения, является делом повседневного опыта. Мы видим знакомые вещи более четко, чем то, о чем у нас нет воспоминаний, а когда – по причине стресса или эмоционального возбуждения – наше воображение более активно, чем обычно, часто случается, что мы более интерпретируем ощущения объектов, которыми занято наше воображение, нежели ощущения, поступающие из внешнего мира.

Старая швея, которая ни аза не разберет без очков, видит, однако, достаточно, чтобы вдеть нитку в иголку. Почему? Потому, что она более знакома с иголками, чем с буквами.

Студент наталкивается в учебнике на непривычный технический термин или на фразу из неизвестного ему языка. Буквы, из которых состоят незнакомые слова, точно такие же, какими напечатан весь учебник, и тем не менее, видеть их определенно труднее. Почему? Потому что основной текст написан на родном и понятном английском языке, а эти неудобочитаемые – на греко-латинской тарабарщине.

Человек целый день крутится в своей конторе как белка в колесе и не замечает усталости, а вот в музее выматывается за какой-нибудь час и возвращается домой с раскалывающейся головой. Почему? Потому что на работе он следует заведенному распорядку, имея дело с обычными для него бумагами, тогда как в музее все является чужим, новым и странным.

Или возьмем случай с дамой, которая страшно боится змей и однажды обрезок шланга принимает за огромную гадюку. Ее зрение, как показала проверка по таблице Снеллена, вполне нормально. Почему тогда она видит то, чего нет? Потому, что ее воображение привыкло использовать воспоминания о змеях, чтобы, создавая пугающие образы этих тварей, упреждать реальную опасность; в данной ситуации ее ум, под влиянием воображения, неправильно интерпретировал ощущения, связанные со шлангом, и дама живо увидела в нем "гадюку".

Таких примеров можно приводить бесконечное множество. Не остается никаких сомнений в том, что восприятие, а следовательно, и зрение зависят от памяти и – в меньшей степени – от воображения. Мы лучше видим те вещи (или похожие на них), о которых у нас есть хороший запас воспоминаний. Чем более точны эти воспоминания, чем более доскональное и аналитическое знание они воплощают, тем лучше (при прочих равных) будет зрение. Правда, зрение может быть лучше даже при прочих неравных. Так, ветеран микроскопист может иметь худшее зрение (если ссылаться на таблицу Снеллена), чем студент-первокурсник, которого он учит. Тем не менее, когда он садится за свой инструмент, то, благодаря богатому опыту и точной памяти похожих объектов, видит препарируемый объект намного яснее и четче, чем может новичок.

То, что восприятие и зрение зависят от предыдущего опыта, закрепленного в памяти, есть истина, признаваемая всеми. Однако я знаю только одного человека, который сделал из нее серьезные (я называю их утилитарными и терапевтическими) выводы; это д-р У. Г. Бейтс. Он был первым, кто задал вопрос: "Как может быть использована эта зависимость для улучшения зрения?" И задав его, он не успокоился до тех пор, пока не нашел ряд простых и практических ответов. Его последователи также внесли свою лепту в создание методик по улучшению зрения путем работы с памятью и воображением. Здесь я расскажу о самых действенных из этих упражнений. Но прежде еще несколько слов о некоторых чертах этой наиболее таинственной психической силы: памяти.

Для нас, стремящихся восстановить зрительные способности, наиболее важная особенность памяти, возможно, заключается в том, что она плохо работает при напряжении. Каждому знакома ситуация, когда в разговоре со знакомым вдруг обнаруживаешь, что никак не можешь вспомнить его имени. Но если человек мудр, он перестанет напрасно силиться и позволит разуму погрузиться в состояние бдительной пассивности: велики шансы, что имя добровольно всплывет на сознательный уровень. Как видно, память работает лучше, если разум находится в состоянии динамического расслабления.

Опыт научил подавляющее большинство людей тому, что существует взаимосвязь между хорошей памятью и динамическим расслаблением разума; это состояние имеет тенденцию сопровождаться и динамическим расслаблением тела. Но вряд ли кто-нибудь дал себе труд сформулировать это положение, – люди знают его бессознательно и ведут себя соответственно. Когда требуется вспомнить что-либо, они инстинктивно расслабляются, потому что их опыт подсказывает: состояние "пусть все течет само по себе" наиболее благоприятно для работы памяти.

Так вот, эта привычка расслабления сохраняется, даже когда в отношении других проявлений жизнедеятельности образовались плохие привычки психического и физического напряжения. Поэтому-то люди, начиная вспоминать, автоматически, не задумываясь, приводят себя в состояние динамического психического расслабления, которое благоприятно не только для памяти, но и для зрения. Это, похоже, объясняет феномен того, почему успешное припоминание чего-либо приносит и немедленное улучшение зрения.

В некоторых случаях нарушенного зрения состояние психического и физического напряжения настолько экстремально, что страдающие от него потеряли привычку "пусть все течет…" даже в отношении припоминания. Опытные преподаватели метода д-ра Бейтса рассказывали мне о людях, которые не могли припомнить ни буквы ни цифры, на которые смотрели всего десять секунд назад. Но как только глаза и разум хоть немного расслаблялись при помощи пальминга, соляризации, покачиваний и перемещений, память вновь возвращалась к ним. Неспособность припоминать, которая ввергла этих бедолаг в состояние мнимого слабоумия, была вызвана той же фундаментальной причиной, что и несовершенное зрение: неправильным функционированием, связанным с сильным психическим и нервно-мышечным напряжением.

К счастью, подобные случаи не слишком распространены, и большинство из тех, кто страдает нарушенным зрением, успешно применяют правило: "пусть все течет само по себе", – бессознательно выведенное из опыта повседневной жизни. Именно поэтому у них сохраняется возможность использовать память в качестве вспомогательного средства для расслабления разума и тела, а в конечном итоге, и зрения. Человек с нарушенным зрением смотрит, скажем, на печатную букву и не может видеть ее четко. Но если он закроет глаза, расслабится и вспомнит нечто такое, что ему легко вспомнить четко и ясно, то обнаружит, когда вновь откроет глаза, что зрение ощутимо улучшилось.

Поскольку без расслабления четкое припоминание невозможно, улучшение зрения будет следовать за каждым актом припоминания, даже если припоминаемое не имеет ничего общего с той вещью, которую в данный момент требуется увидеть. А если у вас в памяти зафиксирована именно эта вещь или нечто подобное, что вы видели в прошлом, тогда припоминание будет вдвойне эффективней для улучшения зрения, так как оно приведет не только к благотворному расслаблению разума, но и к возросшему знанию рассматриваемого объекта. А, как известно, отчетливей всего мы видим те вещи, которые лучше всего знаем. Поэтому любое упражнение, еще ближе знакомящее нас с объектом нашего внимания, сулит возможность легче видеть его.

Эти предварительные объяснения, я надеюсь, помогут вникнуть в суть представляемых ниже упражнений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сегодня многие заболевания, которые сопровождаются такими симптомами, как ухудшение зрения, слуха или снижением памяти уже не являются уделом только пожилых людей. В лечебные заведения все больше обращается пациентов среднего возраста (а иногда и молодые люди), жалующихся на эти неприятные проявления различных болезней. Почему мы наблюдаем подобную тенденцию? Среди причин, которые вызывают снижение памяти, зрения и слуха можно выделить следующие:

Неблагоприятная экология;
- злоупотребление спиртными напитками, наркотическими веществами и лекарственными препаратами;
- курение табачных изделий, которое не только влияет на остроту зрения и слуха, но и поражает вербальную и визуальную память;
- нехватка в организме некоторых витаминов и минеральных веществ;
- инфекционные заболевания и болезни внутренних органов;
- нарушения обмена веществ;
- тяжелые травмы головы.

Традиционно считается, что ухудшение зрения, слуха или снижение памяти связано с проблемами сердца, головного мозга или неблагоприятными погодными условиями, но как показывает практика, очень часто проблема кроется в шейном отделении позвоночника. Шейный остеохондроз все чаще поражает людей молодого возраста (25-45 лет). И в этом нет ничего удивительного. Наш позвоночник предназначен природой для движения и каждый его суставчик обязательно должен трудиться. Но в современных условиях, когда многие люди больше восьми часов в день проводят возле компьютера, реализовать данную функцию позвоночника очень сложно. Это, в конечном итоге, приводит к сбою в работе всего организма человека. Ухудшается питание головного мозга кислородом, и как следствие начинаются нарушения памяти, снижается зрение и слух. Данное сопутствующее заболевание остеохондроза шейного отдела позвоночника называется вертебро-базилярная недостаточность. Среди его главных симптомов, кроме ухудшения слуха, памяти и зрения выделяют:

Сильные головные боли;
- часто повторяющиеся приступы головокружения;
- перепады артериального давления;
- шум в ушах.

Выше перечисленные симптомы нельзя оставлять без внимания, они предупреждают вас, что с организмом не все в порядке и нужно срочно обращаться к специалистам. Своевременная медицинская помощь часто помогает избежать продолжительного и дорогостоящего лечения, а иногда спасает от инвалидности. Клиника здорового позвоночника и суставов поможет вам решить любые проблемы с опорно-двигательным аппаратом на самом высоком профессиональном уровне. Если у вас возникли неприятности с позвоночником, которые проявляются симптомами ухудшения памяти, зрения или слуха, наши специалисты и самое современное медицинское оборудования помогут вам восстановить ваше здоровье и вернуться к полноценной жизни. В своей практике мы используем консервативные методы лечения и прибегаем к хирургическому вмешательству только в самом крайнем случае.

Помимо интеллектуальных, перцептивных существуют еще и мнемические. Они являются компонентами человеческой познавательной активности, тесно связанными с его перцептивными процессами, Возникающие образы памяти называются представлениями.

Трактовка понятия памяти

Известно, что это процесс сохранения ранее приобретенного опыта, именно он делает допустимым повторное применение последнего в действии, а также возвращение в область сознания. Она соединяет прошлое индивида с его настоящим, а также будущим. Память - наиболее важная познавательная функция, которая составляет основу дальнейшему обучению и развитию.

Прошлый опыт складывается из возобновляющихся образов отдельно взятых предметов, процессов, которые были восприняты в прошлом, усвоенных ранее движений, действий, пережитых прежде чувств и желаний и возникших когда-то мыслей.

Основные процессы памяти

К ним относится:

  • запоминание;
  • узнавание;
  • воспроизведение.

Проходящие прямо в мозг от и внутренних, и внешних раздражителей разного рода возбуждения оставляют так называемые отметены в нем, сохраняющиеся на протяжении долгих лет. Если говорить образно, то можно представить, что в коре полушарий проторяются пути для упомянутых ранее возбуждений, ввиду чего впоследствии нервные связи появляются быстрее и легче. Последние сохраняются, а затем оживают в случае повторения возбуждений либо угасают, если таковые не повторяются, и тогда «удвоенное» забывается. Таким образом, процесс образования, сохранения временных связей - физиологический фундамент памяти.

Механизм рассматриваемого явления

Информация, которая идет от органов ощущений, проходит обработку сенсорной памятью, обеспечивающей ее удержание на протяжении достаточно короткого промежутка времени (как правило, меньше минуты).

В зависимости от вида стимула последняя может быть:

  • эхоической (связь со слухом);
  • иконической (связь со зрением) и т. д.

Психологи выдвигают предположение касательно того, что именно в сенсорной памяти фиксируются физические признаки поступающей информации. Другими словами, на этой стадии осуществляется разграничение запоминания - глазами или носом.

Сразу по окончании получения какой-либо информации начинается такой процесс, как забывание.

Виды памяти

Существует ряд критериев для их классификации, одним из которых является ее деление по времени сохранения полученного материала, а другим - по анализатору, преобладающему в ранее упомянутых процессах запоминания, воспроизведения, сохранения материала.

Так, в 1-м случае принято выделять несколько видов памяти:

  • оперативную;
  • мгновенную;
  • генетическую;
  • кратковременную;
  • долговременную.

А во 2-м случае речь идет о зрительной, обонятельной, слуховой, осязательной и прочих видах памяти. Теперь более подробно узнаем о том, что же представляют собой слуховая и зрительная памяти.

Первая расценивается как хорошее запоминание, достаточно точное воспроизведение разного рода звуков, к примеру, музыкальных, речевых. Слуховая память необходима филологам, акустикам, музыкантам, а также людям, которые изучают иностранные языки.

Зрительная же память связана сначала с сохранением, а затем с воспроизведением полученных зрительных образов. Достаточно часто данный вид присущ людям, имеющим эйдетическое восприятие, такие индивиды способны на протяжении значительно долгого временного промежутка «видеть» запечатленную картину уже в воображении по окончании воздействия на соответствующие На основании этого рассматриваемый вид памяти подразумевает наличие способности к воображению у субъекта.

Итак, после того, как мы узнали, что представляют собой слуховая и зрительная памяти, нелишне будет уделить внимание вопросам касательно возможности их развития. Для этого стоит обратиться к специальным методикам.

Развитие зрительной памяти

Определенно, что каждый хотя бы раз сталкивался с такой ситуацией, когда кто-то из окружения с лёгкостью запоминал новую детальную информацию. У большинства же людей наблюдается кратковременная зрительная память. Она определяет способность к запоминанию наглядной информации, углублению понимания при наличии определенных наглядных материалов.

На сегодняшний день существуют методики, помогающие улучшить память. Одним из самых распространенных способов выступает тренировка воображения, развитие у себя творческого мышления, применение ассоциаций. К примеру, при необходимости запомнить многозначные числа требуется представить их в таком виде, как растения, животные, неодушевленных предметы. Так, единица может быть придорожным столбом, двойка - лебедем, шестерка - (разомкнутым), восьмерка - матрешкой и т. п. Если сразу будет трудно представить всю картину, то можно попробовать набросать схематично рисунок.

Развитие слуховой памяти

Как уже стало понятно, слуховая и зрительная памяти могут поддаваться тренировке. Мы уже рассмотрели, как можно улучшить зрительную память, теперь узнаем, как тренировать слуховую. Этот вид памяти играет немаловажную роль для запоминания нового слова, песен, стихов. Эффективное упражнение для развития в данном случае - «Слушай и запоминай». К примеру, если это ребенок, то после прослушивания короткой сказки («Репки») он должен повторить ее в точной последовательности.

Более маленьким детям подойдет упрощенная форма задания: озвучиваются названия нескольких парных предметов (ботинки-шнурки, тарелка-ложка, пр.). Развитию именно слуховой памяти хорошо способствует звучание несложных предметов. Будет полезным приобрести для ребенка игрушечные музыкальные инструменты. Также можно демонстрировать разные звуки, после чего ребенок должен будет угадать инструмент.

Таким образом, можно смело сказать, что слуховая и зрительная памяти поддаются тренировкам, особенно в раннем детстве. На сегодняшний день существует множество методик, остается лишь подобрать подходящую.

Напоследок стоит напомнить, что в статье были рассмотрены такие понятия, как зрительная и слуховая память. Подробно рассказано о процессах памяти.