Уход за больным ребенком и пожилым пациентом. Системный уход за больными взрослыми и детьми с заболеваниями органов пищеварения. Уход за глазами, ушами, носовой и ротовой полостями детей. Уход за кожей. Опрелости у грудных детей. Профилактика опрелости

10.05.2019

Уход за больным ребенком часто имеет не меньшее значение, чем лечение. Особенности ухода зависят от возраста ребенка, от того, чем он болен, от тяжести заболевания. Но существуют и некоторые общие правила. Главные из них, конечно, тщательное и аккуратное соблюдение назначений врача, рекомендованных им диеты и режима.

Не всегда легко удается выполнить некоторые назначенные процедуры: дать горькое лекарство, поставить горчичники или , . Здесь все зависит от терпения и изобретательности родителей. Не стоит только обманывать малыша, говорить ему, что это "совсем не больно", а назначенный врачом лекарственный препарат сладкий и вкусный, в то время когда он имеет отвратительный горький вкус. Если вы совершите такую ошибку - ребенок, вполне возможно, перестанет вам доверять и в будущем может бояться самых безобидных медицинских процедур. Советуем перевести ваши уговоры несколько в другую плоскость - что укольчик болеть будет, но совсем не долго, а уменьшить боль можно если малыш вместе с вами будет часто дышать, рассказывать скороговорку, повторять какую-либо фразу «шиворот-навыворот« («мячик-пальчик», «пальчик-мячик»)…

Прием лекарств

В первую очередь следует помнить, что лекарства должны быть недоступны для ребенка. После каждого приема таблеток, сиропов и других медпрепататов их необходимо убрать подальше с глаз малыша.

Нелишней будет внимательность и осторожность - ведь в спешке вполне возможно перепутать лекарства, особенно изготовленные в виде таблеток.

В точности соблюдайте режим приема лекарств и дозировку. Ориентируйтесь на указания лечащего врача, которого, впрочем, нелишне перепроверить, прочитав инструкцию к медпрепарату.

Таблетки обычно дают целиком (или долями - половина, четверть), хотя возможен и прием предварительно размолотой таблетки, смешанной с небольшим количеством воды или молока (для грудных детей).

Сиропы дают с помощью специальных ложечек, находящихся в коробочке с лекарством, если такой ложечки нет - используйте обычную ложку из нержавеющей стали. После приема сиропа обязательно помойте ложечку. Температура сиропа должна быть комнатной, если нет других указаний в инструкции по применению препарата.

Горькие лекарства лучше всего запивать обычной водой, в крайнем случае - сахарным сиропом. Неплохо, если вы превратите процедуру приема лекарства в игру, интересную ребенку - поиграйте в больницу с дочкой или сыном, «дайте» вначале лекарство кукле, пожалейте ее и расскажите почему надо пить горькое лекарства, и только затем давайте микстуру ребенку.

Кормление больного ребенка

Не менее сложной проблемой становится подчас и кормление. У большого ребенка аппетит понижен, а кушать ему необходимо. Ни в коем случае не кормите его насильно: это лишь закрепит отрицательное отношение к еде, или может даже спровоцировать рвоту. Лучше уменьшить порции, готовить (в пределах назначенной диеты) более любимые блюда, красиво оформлять их. Строго должен соблюдаться и режим приема пищи.

Если у малыша больное горло - протрите или измельчите пищу, давайте ее осторожно и медленно.

Особый подход необходим при кормлении больного ребенка, находящегося на постельном режиме. Кормите его сами, или устройте стол в постели, поставив возле дивана или кровати табуретку. Можно соорудить стол и в постели используя в качестве столешницы большой поднос.

Чистота и покой

Ребенку необходимо создать покой. Но это не значит, что его следует лишать игрушек и других доступных развлечений. Они необходимы чтобы поддерживать хорошее настроение, бодрость; надо только следить, чтобы ребенок не утомлялся, не давать слишком тяжелых и громоздких , таких, которыми неудобно играть находясь на постельном режиме.

Больного малыша лучше положить на отдельную постель в светлом месте помещения. Обязательное условие - ежедневная смена постельного белья. Следите за тем, чтобы не образовывалось складок, бугров и неровностей - если ребенок "лежачий" это может вызвать возникновение пролежней.

В распоряжении ребенка, находящегося в кровати должно быть полотенце, носовой платок, кипяченая вода, посуда, горшок, книжки.

Следите за чистотой тела ребенка - умывайте, купайте, переодевайте в чистую одежду. Малышей, находящихся на постельном режиме умывают с помощью ваты теплой кипяченой водой. Не забывайте протереть складки на коже, уши, шею.

Спросите лечащего врача можно ли купать ребенка, если можно - не игнорируйте эту процедуру. Оптимальная температура воды для купания - 37-38°С, а время купания необходимо ограничить до 7-8 минут. После выхода из ванной дайте малышу теплого чая. Следите чтобы он не раскрывался, лежа в кровати после купания.

Своевременно чистите уши ребенку, подрезайте ногти и волосы.

Комнату, в которой находится больной ребенок необходимо ежедневно проветривать.
После проветривания, если температура в комнате понизилась - нагрейте воздух до комнатной температуры. Почаще делайте влажную уборку в помещении, где находится заболевший малыш.

Лучшая одежда для заболевшего ребенка - короткая теплая кофточка с длинными рукавами и удобными пуговицами или пижама. Лучше не одевать ребенка в одежку, на которой есть завязки, молнии, капюшоны. Ножки можно оставить без одежды, или использовать широкие штанишки из мягкой ткани.

Маленьких детей заматывают в пеленку, одевают подгузник, который следует проверять намного чаще, чем обычно.

Родительская любовь и внимание

Кроме назначенных врачом процедур немаловажное значение в выздоравливании имеет и психологический фактор.

Психическое состояние заболевшего ребенка усугубляется тем, что в период лечения он практически не контактирует с друзьями, одногрупниками и одноклассниками. Ему тяжело осознавать что он болеет, ограничен во многих вещах и доставляет лишние заботы окружающим. Так что все заботы о поддержании нормального настроения у больного ребенка целиком и полностью находятся на совести родителей.

Не разговаривайте о течении болезни и назначенных врачом процедурах в присутствии ребенка - это может взволновать его. Уделяйте своему чаду побольше внимания - поговорите о детском садике, школе, расскажите о своем детстве, почитайте вместе книгу. Рисуйте вместе, занимайтесь рукоделием - одним словом покажите ему свою заботу и любовь. И помните что это необходимо делать не только во время болезни!

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А. БОГОМОЛЬЦА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ

1. Актуальность темы:

Особенности гигиены детей и уход за ними в стационаре детской больницы являются актуальной проблемой педиатрии. От правильно организованной работы, тщательного выполнения практических навыков по уходу за больным ребенком, соблюдения личной гигиены зависит ход заболевания, сроки выздоровления и последующей реабилитации ребенка.

2. Конкретные цели:

  • демонстрировать владение конкретными навыками ухода за ребенком в стационаре;
  • знать особенности гигиены детей в зависимости от пола и возраста;
  • знать технику проведения и использования лечебных и гигиенических ванн;
  • уметь ухаживать за больными с лихорадкой;
  • владеть техникой измерения температуры тела;
  • уметь провести смену нательного и постельного белья, особенно у тяжелобольных;
  • знать основные виды клизм, владеть методикой и правилами постановки клизм детям разного возраста;
  • уметь обрабатывать пуповинным остаток;
  • знать правила профилактики молочницы и уметь обрабатывать ротовую полость при молочнице;
  • уметь пользоваться ушными и глазными каплями.

3. Базовый уровень подготовки.

4. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.

4.1. Перечень основных терминов, параметров которые необходимо усвоить при подготовке к занятию.

Термин Определение
1.Общий уход за больным Комплекс мероприятий, направленных на поддержку физического и психо-эмоционального статуса пациента, а также санитарно-гигиенического состояния больного и помещения, где он находится, направленный на быстрое выздоровление или улучшение качества жизни больного.
2. Молочница Разновидность грибковой инфекции, которая у детей чаще всего локализуется в ротовой полости, вызывается грибами-сапрофитами, которые вегетируют на коже и слизистых и активизируются на фоне разных неблагоприятных факторов.
3. Лихорадка (гипертермический синдром) Повышение температуры тела выше 37,0 0 С, один из основных признаков инфекционного заболевания. По характеру температурной кривой при некоторых заболеваниях можно поставить диагноз (например, малярия, сальмонеллез, брюшной тиф и др.)

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

1.Личная гигиена детей, в зависимости от пола и возраста. Пеленание ребенка грудного возраста.

2.Уход за кожей, глазами, носом, ушами детей 1-го года жизни.

3. Обработка пупочной ранки. Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

4.Гигиенические и лечебные ванны.

5.Уход за детьми с лихорадкой, особенности измерения температуры тела у детей разного возраста.

6.Смена нательного и постельного белья. Особенности ее проведения у тяжелобольных детей.

7.Основные виды клизм. Методика и правила их постановки детям разного возраста.

4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии

Практические навыки Средства учебы
Измерить температуру тела и сделать вывод о соответствии норме и о типе температурной кривой Термометр, температурный лист
Провести смену нательного и постельного белья больному, который находится на постельном режиме Пеленки, распашонки, памперс
Подготовить необходимые средства и продемонстрировать на муляже технику ухода за глазами, ушами, ротовой полостью Муляж, ватные тампоны, турунды, растворы
Приготовить необходимый инструментарий для очистительной клизмы, продемонстрировать методику ее использования Муляж, набор резиновых груш, кружка Есмарха
Подготовить гигиеническую ванну для санитарной обработки больного Ванна, губка, мыло, полотенце

Личная гигиена детей в зависимости от пола и возраста в стационаре детской больницы. Особенности гигиены девочек.

Дети должны находиться в чистоте, иметь опрятный вид. Персонал обязан причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одеваться. Дети дошкольного возраста, которые находятся на общем режиме, должны самостоятельно ежедневно утром и вечером умываться, чистить зубы, мыть уши. После умывания необходимо вытирать руки и лица сухим полотенцем. У некоторых детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от частой мойки и плохого вытирания алеет, становится сухой. Во избежание этого, нужно учить детей правилам гигиены; с целью профилактики кожу на ночь необходимо смазывать детским кремом.

При необходимости нужно помогать ребенку правильно выбрать детскую зубную пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, придерживаясь определенной последовательности действий (чистка зубов 2 раза в сутки, щетку направлять по зубам сверху вниз и снизу кверху, спереди и назад).

Медицинские сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста. Например, расчесывать девочкам длинные волосы индивидуальным гребнем, ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз на неделю проверяют состояние ногтей, 1 раз в 7-10 дней организуют гигиеническую ванну. В этот же день меняют постельное белье. Одежду и нательное белье меняют по необходимости.

Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

Больной ребенок должен полоскать ротовую полость после каждого приема еды, особенно при заболеваниях ротовой полости (стоматит, ангина, фарингит). Целесообразно использовать 1,5% — 2,5% раствор соды или 1% солевой раствор. С целью профилактики молочницы все предметы ухода за ребенком следует кипятить.

Для лечения молочницы применяют многоразовое (5-6 раз в сутки) орошение полости рта 2-5 % раствором натрия гидрокарбоната, 10-20% раствором буры с глицерином. У детей грудного возраста, если молочница плохо поддается лечению, целесообразно применять 2-3 разы в сутки суспензию нистатина с глицерином. Соску смачивают в суспензии и дают ребенку.

Уход за глазами . Специального ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время утреннего и вечернего туалета. Однако, если есть выделения, которые склеивают ресницы, глаза промывают с помощью стерильного ватного тампона, смоченного теплым крепким чаем или раствором фурацилина (1:5000) от внешнего угла глаза к переносице. Берут 2 ватных тампона – отдельно для каждого глаза. Новорожденным и детям грудного возраста туалет глаз проводят 2 раза на сутки.

Уход за ушами. Туалет наружного слухового прохода у детей раннего возраста проводится 1 раз в неделю. Наружные слуховые проходы очищают ватными жгутиками. Нельзя использовать твердые предметы, потому что ими можно легко ранить кожу наружного слухового хода и барабанную перепонку. Манипуляции нуждаются в большом внимании, осторожности и применении правил асептики. Оттянув ушную раковину левой рукой назад и вверх, врач или сестра вводят в слуховой проход жгутик, делают несколько вращательных движений, вынимают жгутик.

Во время ежедневного утреннего туалета ребенок старшего возраста должен мыть уши.

Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может очистить нос, то ему помогает медицинская сестра – удаляет корочки. Для этого в носовые ходы вводят ватные турунды, смоченные вазелиновым маслом (или другим масляным раствором), глицерином. При этом голову ребенок отклоняет назад и через 2-3 минуты вращательными движениями удаляют корочку. Уход за носом требует определенных навыков и терпения. Туалет носа детям раннего возраста проводят 2 раза в сутки.

Стрижка ногтей. Ногти подрезают своевременно, не реже раза в неделю так, чтобы длина свободного края не превышала 1-1,5 мм Для этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не ранить кожу. По окончании стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5% раствором хлорамина. Ногти на руках обрезают полукругом, на ногах – ровно, чтобы они не врастали в кожу.

Уход за волосами заключается в мойке головы, расчесывании волос, плетении кос и так далее. Для расчесывания волос используют лишь индивидуальные гребни. Причесать короткие волосы у мальчиков не сложно. Длинные волосы у девочек необходимо разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимости заплести косы. При наличии значительного количества перхоти или загрязненных волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют шампунем.

Пеленание новорожденных детей . После рождения: сначала одевается тоненькая распашонка (закладывается позади на спине), потом теплая распашонка (закладывается на груди), на промежность одевается подгузник. Ребенок заворачивается в тонкую пеленку, главным образом ручки и ножки. Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку. На первом месяце жизни ребенка пеленают с ручками.

Платочек одевается на голову только после ванны, на свежем воздухе и по медицинским показаниям. С 2-го месяца жизни пеленание аналогично описанному, но ручки не прячутся и находятся поверх пеленки. На 3-м месяце жизни, когда ребенок в дневное время не спит, на ноги одевают ползуны; в возрасте 4-5 месяцев на шею одевают нагрудничек; до конца первого года вместо распашонки одевается рубашка, вместо ползунов – колготки.

Гигиенические и лечебные ванны . Одним из важнейших гигиенических мероприятий есть гигиеническая ванна. Детям старше 1 года в стационаре их проводят один раз в 7-10 дней, детей первых 6 месяцев жизни купают ежедневно (при отсутствии противопоказаний), от 6 мес. до 1 года – через день.

Ванное помещение должно быть светлым, чистым и теплым (25 0 С). Во время проведения ванны запрещается открывать форточки. В каждой ванне должен быть деревянный настил, поверх которого кладут пеленку; пеленку меняют после каждого больного.

Перед началом купания ванну тщательным образом моют щеткой с мылом и обрабатывают 1% раствором хлорамина или другим соответствующим дезинфецирующим средством, потом ополаскивают водой. Ванну наполняют водой непосредственно перед купанием. Заполняют ванну водой на 1/2 или 2/3 — при погружении ребенка вода должна достигать средней трети грудной клетки и не закрывать область сердца. Температуру воды измеряют специальным термометром.

Моют ребенка фланелевой перчаткой или индивидуальной губкой. Сначала моют голову, потом туловище и ноги, особенно тщательным образом протирают складки на шее, в подмышечных и паховых областях.

Длительность проведения ванны для детей второго года жизни 8-10 минут, старше 2 лет – 10-20 мин. Используют специальные детские моющие средства. После купания ребенка обливают теплой водой из душа (температура воды 36,5 0 С), заворачивают в простыню. Кожу детей первого года жизни после купания промокают, детей старше года — вытирают. При необходимости кожные складки смазывают детским кремом. Волосы вытирают и на голову одевают платочек. При проведении гигиенической ванны больным, которые находятся в тяжелом состоянии, их моют в ванне, окуная и вынимая их из ванны на простыне.

После купания ребенка переодевают в чистую одежду, одновременно, как правило, проводится смена постельного белья.

В медицинской карте стационарного больного делается отметка о проведении гигиенической ванны.

Противопоказаниями к проведению медицинских ванн является гипертермия|, некоторые кожные заболевания, тяжелое общее состояние, явления декомпенсации со стороны отдельных органов и систем организма.

Первую гигиеническую ванну дома проводят новорожденному после того, как отпадет пуповина и эпителизируется пупочна ранка (7-10 день жизнь). Для купания ребенка необходимо приобрести отдельную ванночку. Перед каждым купанием ванночку моют щеткой с мылом и ополаскивают холодной водой, а затем – обдают кипятком. Заранее подготавливают пеленки и белье, чтобы сразу после купания ребенка завернуть, не охлаждая его. На дно ванночки опускают пеленки, наливают сначала горячую, а затем холодную воду, доводя ее до 37 0 С. Для измерения температуры воды пользуются водяным термометром. Если пупочна ранка не зажила, или есть изменения на коже, в воду для купания добавляют несколько капель заранее подготовленного крепкого раствора перманганата калия, потому что кристаллы могут вызвать ожог нежной кожи ребенка.

Вода должна быть бледно-розового цвета. Кроме того, купание может проводиться в отварах трав (чистотел, табун, ромашка и тому подобное). В течение первого месяца жизни ребенка для купания желательно брать кипяченую воду. Купают ребенка вечером перед кормлением.. Длительность ванны на первом году жизни – 5-10 минут. Малыша раздевают и опускают в ванночку так, чтобы верхняя часть груди была над водой. Головка ребенка лежит на левом предплечье, а пальцами нужно поддерживать ребенка за левое бедро. Правой рукой поливают водой тело ребенка. Для намыливания употребляют перчатку из мягкого мохнатого полотенца или фланели. После купания ребенка обливают чистой водой, температура которой на 1 0 Сниже, чем в ванночке, закутывают в простыню или махровое полотенце и обсушивают. С профилактической целью смазывают естественные складки пастеризованным растительным или вазелиновым маслом.

Лечебная (общая) ванна . Лечебную ванну назначает врач. В зависимости от температуры различают следующие ванны:

  • горячие – температура воды 40 0 С, но не больше 42 0 С;
  • теплые — температура воды 38 0 С (на 1 0 С выше температуры тела);
  • индифферентные – температура воды 37 0 С (равна температуре тела);
  • прохладные — температура воды 30-33 0 С;
  • холодные – температура воды ниже 20 0 С.

Лечебные ванны могут быть с лекарственными веществами и травами. Детям назначают следующие ванны:

1) при заболеваниях органов дыхания:

– горячие горчичные: 100 граммов горчицы на 10 л воды. Длительность 3-7 мин. Начинают с температуры 36 0 С, потом температуру воды повышают. На голову кладут холодный компресс;

2) при экземе

– крахмальные: 100 граммов крахмала на 10 л воды, температура 37 0 С. Имеет подсушивающее действие и уменьшает зуд;

– с перманганатом калия, температура 37 0 С (добавляют 5% раствор перманганата калия до бледно-розовой окраски воды). Имеет дезинфицирующее и подсушивающее действие;

3) при рахите, гипотрофии:

– морские: 50 – 200 граммов морской соли на 10 л воды. Назначают 2-3 раза в неделю. Курс 15-20 ванн, температура первой ванны 36-36,5 0 С. Длительность 3-10 мин. После каждых 2-3 ванн длительность процедур увеличивают на 1 мин. После морской ванны детей обмывают теплой водой, температура которой на 1 0 С ниже начальной;

4) при функциональных расстройствах нервной системы – хвойные ванны: 2-3 мл| хвойного экстракта на 10 л воды; температура воды 36-37 0 С. Длительность 7-10 мин.

Во время проведения ванны медицинская сестра следит за общим состоянием ребенка, дыханием, цветом кожных покровов.

Если ребенок побледнел, жалуется на головокружение, его срочно вынимают из ванны, кладут на кушетку, подняв кверху ноги, дают понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом, растирают виски. В таких случаях необходимо срочно вызывать врача.

Ручная ванна. Для процедуры подходит детская ванна или таз. Одну или две руки ребенка окунают в воду по локти. Для усиления раздражительного действия в воду можно добавить немного сухой горчицы. Температуру постепенно увеличивают с 37 0 С до 40 0 С; длительность ванны 10-15 мин. Ручные ванны применяют при заболеваниях органов дыхания.

Ножная ванна. В эмалированное ведро или таз наливают воду не ниже 36-37 0 С. Опускают ноги ребенка и последовательно доливают горячую воду, доводя температуру воды до 40 0 С. Длительность процедуры 10-15 мин. после чего ноги досуха вытирают, одевают хлопковые, а также шерстяные носки. Больного укладывают в кровать, придав ему полусидячее положение, тепло укрывают. Для горчичных ножных ванн применяют профильтрированный раствор горчицы из расчета 100 граммов на 10 л воды. Ножные ванны показаны при простудах, гипо – и гипертонических состояниях, локальном поражении суставов.

Смену постельного белья проводят в отделении 1 раз в 7-10 дней после гигиенической ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста, которые находятся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младшие медицинские сестры.

При смене нательного белья больному, который находится на строгом постельном режиме, медицинская сестра поднимает края рубашки, снимает ее через голову, а затем освобождает руки. Чистое белье одевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашку сначала на больную, потом на здоровую руку.

Как правило, одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если больной может сидеть, медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает кровать. Смену белья у лежащих больных проводят двумя способами: 1) грязная простыня свертывается валиком со стороны головы и ног, а затем забирается. Чистая простыня, которая скатана с двух сторон как бинт, подводится под крестец больного и распрямляется по длине кровати; 2) больного ребенка передвигают на край кровати, потом сворачивают грязную простыню по длине, на свободном месте распрямляют чистую, на которую переворачивают больного, а на другой стороне снимают грязное и расправляют чистую.

Грязное белье (отдельно нательное и постельное) собирают в пластмассовые баки с крышками или клееночные мешки и выносят из палаты в специальную комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый передник, сортирует белье и сдает в прачечную. После смены белья пол и расположенные рядом предметы обрабатывают 1% раствором гипохлорида кальция.

В отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Ребенку, который находится на строгом постельном режиме, подкладывают судно (эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмалированный или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован, его номер отвечает номеру кровати. Маркировка необходима для того, чтобы ребенок пользовался лишь своим горшком. Судно, мочеприемник или горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и потом обрабатывают дез.раствором. Для устранения запахов посуда для испражнений обрабатывается слабым раствором перманганата калия.

Уход за детьми с лихорадкой, обеспечение физиологических отправлений у детей .

При уходе за пациентом следят, не повышается ли у него температура тела. Максимальная температура тела, которую переносит человек, равняется 42-43 0 С, минимальная — 28 0 С, при температуре тела более низкой чем 28 0 С человек не может жить.

Температуру тела больным в больнице измеряют 2 раза в сутки: утром натощак, в 7.00 – 7.30 и в 16.30 – 17.00, перед ужином. Проводить термометрию после принятия еды нежелательно, поскольку ее показатели будут несколько выше. Иногда, по назначению врача, отдельным больным температуру тела измеряют чаще – 3-4 раза в день, или каждые 2 часа. Это позволяет обнаружить кратковременные колебания температуры тела.

В физиологических условиях температура тела здорового человека колеблется на протяжении дня в пределах 36,4 – 36,9 0 С, утром она на 0,3 – 0,5 градуса ниже, чем вечером. После принятия еды и усиленной физической работы она также незначительно повышается. Следует иметь ввиду, что у грудных детей температура тела несколько выше, у людей преклонных лет – более низкая. Разные участки тела имеют разную температуру: в полости рта, прямой кишке, влагалище температура на 0,5-1 0 Свыше, чем в аксиллярной ямке или паховой складке.

Температуру тела чаще всего измеряют в глубине аксилярной ямки. Если термометр сохранялся в дез.растворе, то перед использованием его ополаскивают под проточной водой и вытирают салфеткой насухо, чтобы не вызвать аллергического раздражения кожи у больного. Каждый раз перед измерением температуры тела ртуть в термометре нужно опустить в резервуар. Для этого берут термометр в кулак так, чтобы кончик термометра с резервуаром был свободен и повернут книзу. Потом несколько раз стряхивают термометр, после чего проверяют, опустилась ли вся ртуть в резервуар.

Потом больной в положении сидя или лежа поднимает руку. Если кожа под мышками влажная, ее вытирают насухо, поскольку влажность охлаждает ртуть и показатели термометра будут более низкими. В глубину ямки помещают конец термометра с резервуаром ртути. После этого больной прислоняет согнутую в локтевом суставе руку к телу. Ослабленным больным нужно помогать поднять руку и потом поддерживать ее в нужном положении. Во время измерения температуры больной должен находиться в полном покое, лучше в лежащем положении. Термометр держат под мышкой 10 мин. Показатели термометра заносят в температурный лист, а термометр дезинфицируют.

У детей температуру тела измеряют в паховой складке. Для этого термометр помещают в паховую складку, а ногу ребенка сгибают в тазобедренном суставе так, чтобы термометр спрятался в образованной складке кожи.

Чтобы измерять температуру в ротовой полости, резервуар термомтера размещают под языком, а больной губами придерживает корпус термометра.

При измерении температуры тела в прямой кишке больного выкладывают на бок. Вытертый термометр вводят за внутренний сфинктер на глубину 2-3 см. Для облегчения введения нижний конец термометра смазывают вазелином. После введения термометра ягодицы больного сближают между собой. Термометр держат 5 мин. Противопоказано измерение температуры в прямой кишке при задержке опорожнения, поносе и заболеваниях прямой кишки. После каждого измерения температуры в прямой кишке термометр промывают теплой водой и дезинфицируют.

У детей повышение температуры тела (гипертермия|) наблюдается чаще, чем у взрослых, что связано с особенностями терморегуляции. Гипертермия 38 0 С и выше сопровождается ухудшением состояния ребенка, появлением сонливости, отказом от еды, иногда рвотой и так далее.

Нормальная температура тела, измеренная в подмышечной области, или в бедренной складке составляет 36-37 0 С. Температура в полости рта или в прямой кишке на 1 0 С выше.

Температура тела, измеренная в подмышечной области, которая составляет 37-38 0 С, называется субфебрильной|; 38-38,9 0 С – фебрильной|, 39-40,5 0 С- пиретической|, выше 40,5 0 С – гиперпиретической.

Лихорадка имеет три периода:

Первый характеризуется постепенным повышением температуры тела, лихорадкой, цианозом| губ и конечностей, головной болью и ухудшением общего самочувствия. В этой стадии медицинская сестра должна обеспечить достаточное количество жидкости, хорошо укутать и следить за физиологическими отправлениями.

Второй период – это период максимального повышения температуры, который характеризуется нарастанием интоксикации, усилением головной боли, слабости. Иногда могут наблюдаться галлюцинации, бред, судороги. Такого больного не разрешается оставлять без присмотра, поскольку он может упасть с кровати и травмироваться. Необходимо обеспечить индивидуальный пост медицинской сестры.

Третий период – период снижения температуры тела. Он может проходить по разному: критически, то есть температура быстро снижается, или литически, то есть снижается постепенно. При критическом снижении температуры у ребенка наблюдается слабость, появляется обильный пот, конечности становятся холодными, пульс нитевидным. Больного ребенка нужно обложить теплыми грелками, обеспечить достаточное количество жидкости, одеть в сухое чистое белье. Постепенное снижение температуры сопровождается умеренной слабостью и влажностью кожи.

По типу различают следующие температурные кривые:

— постоянную (febris continua), когда суточные колебания температуры не превышают 1­ 0 С (характерна для брюшного тифа);

— послабляющую (febris remittens) – суточные колебания температуры больше 1­ 0 С (вирусные и бактериальные инфекции);

— интермиттирующую (febris intermittens) – кратковременные периоды подъема температуры на протяжении суток сменяются периодами нормальной или сниженной температуры (гнойно-септические заболевания ревматизм, туберкулез);

— атипичную или неправильную (febris atypica, febris irregularis) – колебание высокой или умеренно высокой температуры не имеет никаких закономерностей (любые инфекции).

В период лихорадки необходимо чаще поить ребенка для пополнения потери жидкости. Используют кипяченую воду, 5% раствор глюкозы или сладкий чай, фруктовые соки. Пить дают небольшими порциями, но часто.

Повышение температуры выше 37 0 С требует дополнительного введения жидкости из расчета 10 мл на каждый килограмм массы тела ребенка. Питание детей с гипертермией должно отвечать возрастным потребностям.

При сухости губ их смачивают водой и смазывают любым жиром (сливочным или растительным маслом). При вынужденном положении в постели, ребенка необходимо чаще переворачивать на протяжении суток, распрямлять складки на белье, при необходимости проводить надлежащий гигиенический туалет.

Для помощи при гипертермическом синдроме необходимо подготовить следующие материалы:

  • смесь из уксуса и воды или спирта и воды в пропорциях 1:1;
  • пузырь с кусочками льда или бутылки, заполненные холодной водой;
  • марлевые стерильные салфетки;
  • клизму;
  • газоотводную трубку.

При гипертермии применяются физические методы охлаждения, для чего ребенка раздевают и растирают тело (конечности, живот, переднюю поверхность грудной клетки), смесью уксуса и воды или спирта и воды в пропорциях 1:1. На голову, на область крупных сосудов (на запясный или голеностопный суставы) на короткое время прикладывают пузырь с кусочками льда, или бутылки, заполненные холодной водой. Можно использовать влажный холодный компресс на голову. По назначению врача медсестра может сделать ванну с температурой воды 37 0 С, или охлаждающую клизму (температура воды на 6-8 0 С ниже температуры тела).

Клизма с прохладной водой (температура воды на 6-8 0 С ниже температуры тела). Ее вводят через газоотводную трубку по 20-150 мл за 2-5 мин. в зависимости от возраста. Конец трубки зажимают. Процедуру выполняют до тех пор, пока температура тела не снизится к 37 0 С.

Основные виды клизм, которые применяют в педиатрической практике, методика и правила их использования у детей разного возраста.

Клизмы применяют с целью очистки кишечника (очистительные клизмы) или введение питательных или врачебных веществ (питательные, лечебные клизмы). Клизма усиливает перистальтику толстого (рефлекторно) и тонкого кишечника, имеет слабительное действие, в некоторых случаях устраняет непроходимость кишечника.

Показание и противопоказание к проведению клизм:

очистительная клизма назначается при запорах, с целью очистки кишечника от кала и газов, при отравлениях, во время подготовки к операции, рентгеновского обследования и перед применением глистогонной терапии. Нельзя ставить очистительные клизмы детям, у которых обнаружены воспалительные, язвенные, гнойные процессы в области ануса и толстого кишечника. Клизмы противопоказаны также при желудочно-кишечных кровотечениях, аппендиците, перитоните, после операций на органах брюшной полости, при коллапсе и некоторых других состояниях.

В зависимости от возраста ребенка для очистительных клизм используют резиновые, грушевидные баллоны разной вместимости 30-100 мл| и больше. Детям старше 5 лет для очистительных клизм необходимо большее количество воды и ее вводят с помощью кружки Есмарха.

Все предметы, которыми пользуются для очистительной клизмы, кипятят. В кишечник детей раннего возраста вводят кипяченую воду температуры 28-30 0 С. При спастических запорах, чтобы уменьшить спазмы гладкой мускулатуры, берут теплую воду (37-38 0 С). При анатомических запорах применяют прохладную воду (22-24 0 С и даже 20°С), которая усиливает тонус и перистальтику толстого кишечника.

На одну очистительную клизму, в зависимости от возраста, нужны разные количества воды:

новорожденным – 30 мл|;

1-3 мес. – 60 мл|;

3-6 мес. – 90 мл|;

6-9 мес. – 120 -150 мл|;

9-12 мес. – 180 мл|;

в 1-2 года – 200 мл|;

2-5 лет 300 мл|;

6-9 лет – 400 мл|;

10-14 лет 500 мл.

Наполняют баллон водой, наконечник смазывают вазелином или вазелиновым маслом, потом повернув баллон наконечником вверх, осторожным нажатием на его дно выпускают воздух к появлению воды из наконечника.

Ребенка кладут на левый бок с согнутыми в коленях и прижатыми к туловищу ногами.

Наконечник резинового баллона вводят в анус на 3-5 см, потом плавно выпускают жидкость в полость прямой кишки. В течение 8-10 минут сжимают ягодицы, чтобы жидкость не вылилась наружу. Потом закладывают между ногами пеленку и отпускают ягодицы, чтобы ребенок опорожнялся. Детей возрастом старше 9-10 месяцев можно посадить на горшок, чтобы прямая кишка полностью освободилась от воды и каловых масс.

Гипертоническая клизма больше активирует перистальтику кишечника, потому ее назначают для устранения пареза кишечника. В зависимости от возраста, вводят 25-100 мл| 10 % раствора кухонной соли.

При длительных запорах можно применять масляные клизмы. Их ставят с помощью небольшого баллончика, наконечник которого вводят на глубину 10-12 см (чтобы ребенок удерживал масло как можно дольше) и вводят в прямую кишку 30-100 мл| масла (прованского, льняного, конопляного, подсолнечного), подогретого до 37-38 0 С.

Если масляная и очистительная клизма не эффективны, ставят сифонную клизму. Сифонную клизму применяют как лечебное мероприятие при спастических коликах для промывания кишечника, с диагностической целью при кишечной непроходимости. Перед сифонной нужно поставить очистительную клизму.

Для сифонной клизмы нужно: воронку объемом 500 мл|, резиновую трубку 1-1.5 м с наконечником, кувшин на 3- 5 литров с теплой кипяченой водой (35-36 0 С), клеенку, таз или ведро для промывных вод.

Методика проведения сифонной клизмы: больного кладут на левый бок с согнутыми ногами, под ягодицы кладут клеенку так, чтобы другой конец ее доходил до сосуда, куда будут выливаться промывные воды. Смазан вазелином гибкий наконечник осторожными вращательными движениями вводят на 20-40 см в толстую кишку. Заполненную водой воронку поднимают на высоту 60-80 см над больным, потом опускают ее вниз и выливают промывные воды в ведро или таз. Манипуляцию повторяют 8-10 раз пока из кишечника не будет выливаться чистая вода. На клизму нужно 3-5 л воды, иногда и больше. После проведения процедуры резиновый наконечник оставляют в толстой кишке на 15-30 мин. вместо газоотводной трубки. Через наконечник из кишечника выливаются остатки воды и отходят газы.

Следует следить за состоянием ребенка. При сильной боли в животе, ухудшении состояния ребенка, появлении в промывных водах крови процедуру немедленно прекращают.

Лечебные клизмы – применяются при необходимости ввести в прямую кишку лекарственное вещество. Проводят сразу же после опорожнения кишечника, или через 10-15мин. после очистительной клизмы. С помощью лечебных клизм вводят: 0,5% раствор танина; отвар ромашки (15 граммов цветов кипятят 2 мин в 250 мл| воды и охлаждают к 40-42 0 С), масло шиповника, облепихи. Для уменьшения перистальтики кишечника можно делать крахмальные клизмы (5 граммов крахмала растворяют в 100 мл| теплой воды, потом добавляют 100 мл| кипятка и охлаждают до 40-42 0 С)

Объем лечебных клизм зависит от возраста ребенка:

до 5 лет – 20-25мл;

5-10 лет – до 50 мл|;

старше 10 лет – 50-75мл.

Наконечник клизмы вводят на глубину 10-12 см.

Газоотводнуютрубку у детей используют при скоплении газов в толстом и тонком кишечнике. Метеоризм вызывает резкую боль в животе, усиливает секреторную и двигательную функции желудочно-кишечного тракта, ограничивает экскурсию диафрагмы и тем самым осложняет дыхание.

Для отведения газов пользуются газоотводной трубкой разной длины: для школьников 30-50см, дошкольники и дети раннего возраста – 15-30см. Конец трубки может быть закругленным. Его смазывают вазелином и осторожно вращательными движениями вводят в прямую кишку по возможности как можно глубже, к сигмовидной кишке: грудным детям на глубину 7-8 см; от 1 до 3 лет 8-10 см; от 3 до 7 – на 10-15 см; школьникам на 20-30 см и больше. Перед процедурой желательно поставить очистительную клизму.

Уход за пупочним остатком

Согласно приказа МОЗ Украины №152 от 04.04.2005 г. уход за пупочным остатком выполняют таким образом:

Перерезка и клемирование пуповины в родильном зале (операционной)

Сменить использованные перчатки на стерильные прежде чем наложить стерильные зажимы на пуповину приблизительно через 1 минуту после рождения ребенка. Перерезать пуповину стерильными ножницами. Через 2 часа после рождения ребенка на пеленальном столе наложить стерильную одноразовую клемму на 0,3 – 0,5 см от пупочного кольца. Обработка культи пуповины антисептическими, антибиотиками нецелесообразна.

Уход за пупочним остатком.

Обязательно тщательное мытье рук медперсоналом и матерями. Пупочний остаток не нужно накрывать повязками или подгузниками. Нет необходимости обрабатывать пупочний остаток антисептиками и антибактериальными средствами при условии обеспечения раннего контакта матери и ребенка “кожа к коже” с последующим совместимым пребыванием.При условии отсутствия раннего контакта “кожа к коже” матери и ребенка и последующей изоляции от матери с целью профилактики колонизации госпитальной флорой рекомендуется обработка пупочного остатка и пупочной ранки раствором бриллиантового зеленого. Одежда ребенка должна быть чистой.

При загрязнении пупочного остатка (остатками мочи, испражнениями и тому подобное) необходимо сразу промыть его теплой кипяченой водой с мылом и тщательным образом просушить его чистой пеленкой или салфеткой. Необходимо содержать пупочный остаток всегда сухим и чистым. Следить за возможными признаками инфекции.

Уход за пупочн ы м остатком (пупочною ранкой) после выписки из родильного стационара

Ребенка можно выписывать домой с пупочным остатком, который не имеет признаков инфекции, при условии проведения медицинским персоналом родильного стационара обучения и усвоения матерью навыков ухода за пупочним остатком. Необходимо поддерживать пупочний остаток (пупочную ранку) всегда сухой и чистой. Не накрывать пупочний остаток (пупочную ранку) подгузниками. До заживления пупочной ранки купать ребенка в кипяченой воде. Тщательным образом следить за достоверными признаками инфекции.

Материалы для самоконтроля:

А. Задание для самоконтроля:

1. Вопросы для самоконтроля:

1. Как ухаживать за кожей грудного ребенка?

2. Как ухаживать за ротовой полостью, ушами, глазами, носовыми ходами у детей разного возраста?

3. Укажите особенности гигиены девочек.

4. Опишите технику проведения лечебных ванн.

5. Опишите технику проведения гигиенических ванн.

6. Какие особенности проведения первой гигиенической ванны новорожденного?

7. Какие особенности гигиены пациента детской больницы?

8. Как пеленать детей грудного возраста?

9. Перечислите особенности измерения температуры тела у детей.

10. Как ухаживать за больными детьми с лихорадкой?

11. Перечислите основные виды клизм и технику их выполнения.

12. Какие методы профилактики и лечения молочнцы Вы знаете?

13. Какие особенности смены постельного белья у тяжелобольных пациентов?

14. Назовите особенности ухода за пупочним остатком согласно приказа МОЗ Украины №152 от 04.04.2005 г.

2. Тесты для самоконтроля

1. Уход за пупочным остатком включает:

а) Тщательное мытье рук

б) Пупочный остаток не нужно накрывать повязками

в) Нет необходимости обрабатывать пупочный остаток антисептиком

г) Все перечисленое

2. Подмывание наружных половых органов девочкам проводят:

а) спереди назад;

б) сзади наперед;

в) не имеет значения.

3. По степени погружения туловища в воду ванны бывают

б) местные;

в) полуванны;

г) сидячие;

д) все перечисленое.

4. Как часто проводят смену постельного белья в стационаре:

а) ежедневно;

б) через 2-3 дня;

в) 1 раз в 7-10 дней и по необходимости;

г) не меняют.

5. Для гипертонической клизмы используют:

а) 10% раствор кухонной соли;

в) кипяченую воду.

6. Лечебные клизмы проводят:

а) после опорожнения кишечника;

б) до опорожнения кишечника;

в) не имеет значения.

7. Для лечения молочницы используют:

а) 1 % раствор перманганата калия;

б) 2 % раствор бриллиантовый зеленый;

г) 2-5 % раствор натрия гидрокарбоната.

8. В зависимости от температуры воды ванны подразделяют на:

а) горячие;

б) теплые;

в) индифферентные;

г) холодные;

д) все перечисленое.

9. Нормальная температура тела измеренная в прямой кишке составляет

в) на 1 0 С выше чем в подмышечной области;

г) на 1 0 С ниже чем в подмышечной области.

10. Какое количество воды нужно на одну очистительную клизму для новорожденного:

а)30 мл|; б) 50 мл; в)75 мл; г) 90 мл

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
г б д в а а г д в а

Задачи для самоконтроля:

У ребенка 20 суток участковым педиатром диагностировано потницу. Какие рекомендации должен дать врач?

а) госпитализировать в детское отделение;

в) обработать кожу дезинфицирующими средствами;

с) назначить лечебные ванны с лекарственными травами;

д) назначить антибиотик.

У ребенка 3 лет, который находится в стационаре по поводу острой бронхопневмонии отмечается запор в течении 3 дней, тянущие боли внизу живота. Что необходимо назначить ребенку?

а) очистительную клизму;

в) сифоновую клизму;

с) слабительные средства;

д) продлить наблюдение.

У ребенка 3 месяцев обнаружен рахит, острое течение, период разгара. Какие лечебные ванны можно рекомендовать?

а) с морской солью или хвоей;

в) крахмальные;

с) горячие горчичные;

д) с чистой кипяченой водой.

Эталон ответов к задачам

Основная литература:

  1. В.Г. Майданник, В.Г. Бурлай. Ваш ребенок(Уход и воспитание). — Киев 2004.-298 с.
  2. Практикум по педиатрии пропедевтики с уходом за детьми. – Киев 2002. Знание Украины. Майданник в.Г., Дука к.Д., Бурлай в.Г.

3. Т.В. Капитан Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – Винница. – 2006.

4А.Н.Бурая, И.А.Головко, В.С.Тихомирова / Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребенком. – Москва. – 1982.

5.Мазурин А.В., Запруднов а.М., Григорьев к.И. / Общий уход за детьми. – «Медицина» Москва – 1998

6.А.В. Токарь, В.И. Джемайло но др. /Справочник для медицинских сестер – Киев 2002

7.С.П. Винникова, И.Н. Дыгало и др. / Практические навыки и умения медсестры педиатрического профиля – Ростов-на-дону «Феникс» 2002.

Дополнительная литература:

  1. Р.В.Тонкова-Ямпольская. Т.Я.Черток, И.Н.Алферова / Основы медицинских знаний.- Москва.- 1981
  2. Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. — М: Медицина, 1999.
  3. П.Г.Жученко, Н.С.Пушкарь, И.А.Сытник / Антенатальная охрана плода и уход за новорожденным. – Киев. 1983
    1. Основы медицинских знаний и методы лечения по Девидсону / пер. с англ. В 2 Т. -Киев:»Кобза»,

ОБЩИЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ

Правильный уход за больным ребенком помогает справиться с заболеванием и предупредить развитие осложнений.

Большое значение имеют следующие факторы:

✓ чистота помещения, постели, белья и одежды;

✓ личная гигиена ребенка;

✓ точное выполнение всех назначений врача;

✓ строгое соблюдение режима;

правильный подход;

✓ терпение и ласковое обращение с малышом.

Помещение, где находится больной ребенок, следует проветривать 20-30 минут (в зависимости от погоды) как минимум 4 раза в день: утром, днем, вечером и перед сном. Ребенка в это время хорошо укрывают или выносят в другую комнату.

Пыль с мебели и пола убирают влажным способом ежедневно.

Постель проветривают, встряхивают, подушку взбивают. Следить за чистотой постели нужно очень тщательно, поскольку малейшее загрязнение белья мочой, калом, мокротой или рвотными массами может привести к дополнительному инфицированию ребенка.

Кровать ребенка должна стоять в самом хорошем и светлом месте комнаты. На ней не должно лежать или висеть ничего лишнего (одежда, белье и др.). Под простынку не помешает положить клеенку — это позволяет подмывать малыша и подавать ночную посуду, не опасаясь, что промокнет матрац.

Температура воздуха в помещении должна быть в пределах 17-20 °С. В зависимости от температуры воздуха ребенка укрывают теплым, легким одеялом или простыней. Чрезмерное перегревание — как и пере-охлаждение — вредно для детей всех возрастов, так как нередко способствует затяжному течению болезни.

Около кровати ставят столик с предметами ухода, здесь же должны быть полотенца для рук и лица. Лекарства на этот столик ставить не рекомендуется.

Одежда больного ребенка должна быть теплой и легкой. Чистое белье храните в отдельном, предназначенном для него месте — шкафу, тумбочке. Грязное белье до стирки убирают в отдельный ящик или мешок. Белье, испачканное рвотой или испражнениями, нужно сразу же положить в ведро или таз с дезинфицирующей жидкостью (в домашних условиях в качестве дезинфицирующей жидкости можно использовать хлорсодержащие отбеливатели). После стирки постельное и нательное белье необходимо прогладить. Особенно строго эти правила должны выполняться, если ребенок болен дизентерией, инфекционной желтухой и другими желудочно-кишечными заболеваниями.

Ни одна болезнь (даже протекающая с повышенной температурой), за исключением некоторых тяжелых состояний и заболеваний кожи, не является препятствием как для ежедневных обмываний и умываний, так и для гигиенических ванн.

Туалет грудного ребенка проводят особенно тщательно и в то же время быстро, чтобы не утомлять малыша и не причинять ему неприятных ощущений. Тяжелобольного умывают ватой, смоченной в кипяченой воде. Обязательно протирают шею за ушами и кожные складки. Детям постарше моют руки перед каждым приемом пищи, причем каждую руку в отдельности опускают в тазик и моют с мылом, затем ополаскивают чистой водой и вытирают полотенцем. Ногти должны быть острижены. Больного ребенка следует ежедневно подмывать над тазиком или, подложив под него в несколько раз сложенную пеленку, протирать ватой, смоченной в теплой воде, после чего хорошо обсушить. Если состояние ребенка позволяет, его высаживают на горшок, тяжелобольному подкладывают судно.

Полезные советы по уходу за больным ребенком

❖ Постельное белье больного ребенка меняют по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю, а нательное - ежедневно.

❖ Возможность прогулок на свежем воздухе определяет врач: их время и продолжительность зависят от возраста ребенка и характера заболевания.

Уход за больным ребенком имеет ряд особенностей. Персонал детских отделений должен проходить специальную подготовку. Расставание с родными, пребывание в больнице, лечебные процедуры неизбежно травмируют психику ребенка. Задача медперсонала обеспечить уход, который максимально ослабит отрицательное влияние больничной обстановки. При приеме в стационар ребенка необходимо ласково отвлечь его от расставания с родными; узнать о привычках ребенка, режиме, который соблюдался дома; в приемном покое должны быть игрушки (допустимо взять чистые и безопасные моющиеся игрушки).

В палатах должно быть уютно, в арсенале лечебных средств должны быть игрушки, картинки, веселые книжки. Необходимо частое проветривание в сочетании с обеззараживанием воздуха ультрафиолетовым облучением бактерицидными лампами (детям, остающимся в палате, надевают специальные очки). Кровати должны быть с приспособлениями, позволяющими регулировать Высоту изголовья, а для детей раннего возраста - с решётчатыми боковыми стенками, одна из которых откидная. Матрацы лучше волосяные или из морской травы, ваты. Маленьким детям матрац покрывают клеенкой, затем простыней.

Детские отделения должны иметь веранды для дневного сна на свежем воздухе; выздоравливающим детям разрешают прогулки.

Огромное значение имеет режим дня, соответствующий возрасту и состоянию больного ребенка.

Вечером необходимо исключить все моменты, возбуждающие нервную систему ребенка. Режим питания зависит от возраста ребенка и характера заболевания: кормить следует в одно и то же время, небольшими порциями, неторопливо; давать больше жидкости (если нет противопоказаний), витамины; нельзя кормить насильно. Дети должны получать общие гигиенические или лечебные ванны (см. Ванны, для детей). Тяжелобольным утром и на ночь следует протирать лицо, шею, складки кожи ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. Грудных детей подмывают несколько раз в день, после чего тщательно просушивают тело ребенка мягкой пеленкой, складки кожи смазывают прокипяченным растительным или вазелиновым маслом. Белье и одежда должны быть из мягкой ткани приятной расцветки и тщательно подобраны по размеру и возрасту. Важное значение имеет воспитательная работа. Для детей школьного возраста с разрешения лечащего врача организуют занятия по школьной программе.

Медсестра ведет специальный сестринский лист на каждого ребенка, в котором отмечаются , аппетит, стул и другие сведения.

Таблетки маленьким детям следует размельчать и смешивать с сахарным сиропом. Если ребенок не открывает , можно слегка сжать его нос двумя пальцами, при этом ребенок открывает рот для вдоха, и ему вливают лекарство. Тяжелобольного ослабленного ребенка нужно чаще брать на руки, чтобы не возникали застойные явления в легких. В случае рвоты ребенка надо быстро посадить или уложить на бок; по окончании рвоты - прополоскать ему рот и дать выпить несколько глотков холодной воды. Измерение температуры тела у маленьких детей имеет свою специфику (см. Термометрия тела).

С рождением человек получает правоспособность, т.е. становится обладателем прав и обязанностей (параграф № 1 Гражданского кодекса). В соответствии с параграфом № 1 Гражданского кодекса, плод считается неправоспособным, однако защищен некоторыми особыми предписаниями; так, например, нерожденный ребенок уже обладает правом наследования.

От правоспособности следует отличать дееспособность, т.е. способность самостоятельно заключать юридические договоры. До полных 7 лет ребенок недееспособен, таким образом, волеизъявление ребенка при заключении контракта не учитывают, например, при решении о госпитализации, заключении торгового договора, информированном согласии пациента (параграф №105 Гражданского кодекса). С 7 лет ребенок имеет ограниченную дееспособность, однако процедуры госпитализации это никоим образом не касается. Одновременно с 7 лет наступает ограниченная гражданская и уголовная ответственность, т.е. в соответствии с развитием ребенка возможно привлечение к материальной ответственности за ущерб, нанесенный им, например, в больнице.

С 16 лет несовершеннолетний имеет право составить нотариальное завещание. Полную дееспособность человек получает по достижении 18 лет.

При невыполнении обязанностей по уходу за ребенком лицо, обладающее правом опеки, может быть привлечено к ответственности. Уголовно-правовые санкции следуют в случаях, когда ребенок, не получающий необходимого присмотра, причиняет вред себе или другим.

Лишение родительских прав

Родительское право - основное право (ст. 6 Конституции), оно охватывает права и обязанности, обеспечивающие благополучие ребенка. Если ребенок рожден в браке, то оба родителя обладают одинаковыми родительскими правами; как правило, такое распределение прав остается и после развода. Родительские права при внебрачном ребенке принадлежат только матери; однако по заявлению матери родительское право может быть предоставлено и отцу.

Лишение родительских прав представляет вмешательство в основные права граждан и требует обязательных неотложных условий (полномочия на вмешательство).

Условия, необходимые для лишения родительских прав

Злоупотребление родительскими правами: решения родителей ставят под угрозу благополучие ребенка, например, родители отказываются от лечения, необходимого ребенку. Если имеется альтернатива предложенному лечению, то опекуны ребенка имеют право выбора.

При разногласиях, что лучше для блага ребенка, решающим становится основное благо ребенка, в таких случаях - жизнь и здоровье. Другие блага, например, свободу вероисповедания, при таком распределении отодвигают на задний план. Например, отказ от переливания крови, проповедуемый представителями определенных религиозных общин, не оправдан.

Формальные условия

Лишение родительских прав на основании решения суда по делам опеки. Такое решение может быть принято только на основании показаний лечащего врача.

Исключение: опасность промедления, т.е. любая отсрочка лечения может представлять угрозу жизни ребенка. Из соображений благополучия ребенка в условиях экстренной ситуации врач может действовать без решения о лишении родительских прав.

Злоупотребление родительскими правами существует и при жестоком обращении с ребенком. В такой ситуации интересы ребенка сталкиваются с обязанностью персонала хранить врачебную тайну, поскольку показания персонала - необходимое условие для начала процесса по лишению родительских прав. Право возбуждения процесса в таком случае принадлежит только врачу, действия ухаживающего персонала зависят от решения врача.

Разъяснительная беседа и получение добровольного согласия

Каждое вмешательство в целостность организма требует принципиального обоснования (например, согласия пациента). Каждое вмешательство (врачебное и в рамках ухода) требует согласия пациента или его законного представителя, если пациент недееспособен. Однако согласие, имеющее юридическую силу, может быть дано пациентом или его законным представителем только после подробного разъяснения о возможных последствиях вмешательства.

Если ребенок рожден в браке, то родительское право принадлежит обоим родителям: разъяснительную беседу проводят в присутствии обоих родителей, согласие на вмешательство должно быть получено от обоих родителей.

Исключение составляет, например, лишение родительского права или отказ от него одного из родителей. Договор о предоставлении медицинских услуг может заключать один из родителей (право жены на совершение сделок, связанных с домашним хозяйством супругов, Германия).

Если несовершеннолетний работает по трудовому договору или обучается в государственных учреждениях и вследствие этого имеет медицинскую страховку, то его статус соответствует статусу полностью дееспособного человека.

Несовершеннолетние, на основании умственного и нравственного уровня развития способные оценить последствия вмешательства, имеют право на разъяснительную беседу и дачу согласия. Уровень развития определяет врач. От его решения зависят действия ухаживающего персонала.

Проведение разъяснительной беседы относят к задачам врача, в задачи ухаживающего персонала входят пояснения содержания беседы, проведенной врачом. Ухаживающий персонал не имеет ни права, ни обязанности самостоятельного проведения разъяснительной беседы.

Если подросток отказывается от прохождения лечения, то этот отказ имеет правовую силу.

Принципиально с 14лет начинает соблюдаться право на самостоятельное решение.

Обязательная регистрация рождения и случаев смерти

Рождение и смерть регистрируют в соответствующих бюро записи актов гражданского состояния. Регистрацию осуществляет одно из следующих лиц (в порядке очередности):

  • отец (если ребенок рожден в браке);
  • акушерка, присутствовавшая при родах;
  • врач, присутствовавший при родах;
  • мать, как только ей позволяет состояние здоровья;
  • любое другое лицо, которому было сообщено о родах.

Заявление необходимо подать в течение недели.

О мертворожден и и или смерти ребенка во время родов сообщают в бюро записи актов гражданского состояния на следующий рабочий день. Случай выкидыша не требует заявления.

О случае смерти в бюро записи актов гражданского состояния сообщают на следующий рабочий день. При этом заявление подает глава семьи, а также любое лицо, присутствовавшее при смерти или получившее сведения о смерти. В больницах эту задачу выполняет преимущественно руководитель клиники или уполномоченный им сотрудник.

Мертворождение

С юридической точки зрения рождение считается завершившимся при полном выходе плода из лона матери. В связи с этим перевязка пуповины не имеет решающего значения. О мертво-рождении говорят, когда после рождения отсутствуют следующие признаки жизни:

  • сердцебиение;
  • пульсация пуповины;
  • нормальное легочное дыхание.

При этом масса тела ребенка составляет не менее 500 г.

Спонтанный аборт

О спонтанном аборте говорят, когда масса тела ребенка составляет менее 500 г и отсутствуют вышеперечисленные признаки жизни.

Заболевания, подлежащие обязательной регистрации

Процедура регистрации специфических заболеваний регулируется законом по защите от инфекционных заболеваний.

В законе по защите от инфекционных заболеваний лиц с инфекционными заболеваниями объединяют в соответствии со специфическими критериями; случай какого-либо из указанных в законе заболевания подлежит обязательному заявлению.

О случае заболевания в больнице обязаны сообщить в соответствующие учреждения:

  • лечащий врач;
  • любое другое лицо, в силу профессиональных обязанностей занимавшееся лечением или уходом;
  • присутствовавшая акушерка.

Ухаживающий персонал может самостоятельно сообщить о случае заболевания (если не выполняет указаний врача).

О заболевании необходимо сообщить незамедлительно, не позднее 24 ч.

Распространение в больнице любого контагиозного заболевания подлежит регистрации аналогичным образом.

ВИЧ-инфекция не входит в перечень заболеваний, подлежащих регистрации. На основании результатов лабораторных исследований о ВИЧ-инфекции сообщают в соответствующие структуры здравоохранения (с соблюдением анонимности).

Врачебная тайна

Нарушение врачебной тайны - наказуемое правонарушение, возможно приводящее к гражданско-правовым последствиям, например, к иску по возмещению убытков, иску по компенсации причиненного вреда здоровью.

Вся информация о пациентах защищена; информация о других лицах также охраняется, если пациентом выражено такое желание.

Врачебной тайной связаны все лица, в силу профессиональной занятости непосредственно участвующие в диагностике, лечении и уходе и получающие или получившие государственное профессиональное образование, дающее соответствующие полномочия, а также их помощники.

Соблюдать врачебную тайну также должны:

  • лица, непосредственно не участвующие в диагностике, лечении и уходе, например, коллеги, врачи, другие работающие в больнице специалисты;
  • лица, следящие за соблюдением общественных интересов и поручений, например, представители правоохранительных органов и прокуратуры, родственники, за исключением законных представителей, например, несовершеннолетних, поскольку они не имеют собственного права волеизъявления.

Освободить от обязанности сохранения врачебной тайны могут только лица, обладающие этим правом, т.е. пациент или его законный представитель. В исключительных случаях допустимы отклонения от этого правила, например, предполагаемая воля пациента (бессознательное состояние), на основании закона (закон по защите от инфекционных заболеваний), на основании гражданского и уголовного кодекса, а также, если это необходимо для правовой самозащиты и предотвращения уголовно наказуемых деяний.

Анонимность личности пациента необходимо сохранять.

Если несовершеннолетний обладает правом самостоятельного принятия решения по поводу проведения лечения, то его законный представитель также обязан хранить тайну.

Правовое разграничение обязанностей врачей, среднего и младшего медицинского персонала

Общий уход за больными детьми (базовый уход) ухаживающий персонал осуществляет самостоятельно. При этом исходят из того, что для данного вида ухода не требуется дополнительных распоряжений или согласия врача.

При специальном уходе за больными детьми (лечебный уход) каждое действие персонала предписано или строго соответствует определенному назначению.

Следует разделять передаваемые действия (выполняемые как врачом, так и ухаживающим персоналом) и непередаваемые действия (выполняемые только врачом), например, переливание крови. Список передаваемых действий следует привести.

Врач имеет право передать выполнение процедуры и вместе с тем несет ответственность за назначение. К праву передачи выполнения действия относят также необходимость оценки профессиональной подготовленности персонала, т.е. задачи ставят в соответствии с компетентностью/способностью сотрудников.

Ответственность за проведение процедуры: ответственность за соответствующее квалифицированное выполнение назначения несет только выполняющий, т.е. в данном случае - ухаживающий персонал.

Ответственность за передаваемые действия: допустимы только выполнимые задачи. В этой связи следует учитывать и необходимость повышения квалификации. Областей, в которых не требуется участия врача, не существует, т.е. общая ответственность за выполнение всех процедур лежит на враче. Ответственность врача за назначения не освобождает ухаживающий персонал от обязанности обращать внимание на ошибочные назначения.

Понятия «общий» и «специальный» уход или «базовый и лечебный уход», представленные в некоторых руководствах, все чаще подвергают критике. Прежде всего, многие действия, выполняемые ухаживающим персоналом, невозможно отнести к какой-либо одной области, например, одевание компрессионных чулок. Кроме того, подобное разделение ухода часто непонятно пациенту и его родственникам, так как «общий» и «специальный» уход за больными часто проводят поочередно или одновременно.

Определение содержания, объема и продолжительности работы ухаживающего персонала:

  • профессиональное: начальство (руководство отделения, руководство ухаживающего персонала) и врач;
  • дисциплинарное и организационное: руководитель ухаживающего персонала.

Правовые ситуации в процессе обучения

Обязанность наблюдения (надзора) касается, прежде всего, руководителей ухаживающего персонала и врача. Обучающийся обязан разрешить за собой наблюдать, т.е. не возражать против наблюдения. Это не исключает возможности частичного самостоятельного обучения. Обучающийся не должен уклоняться от контроля, для обучающегося нет таких областей, в которых ему не требуется наблюдения. Наблюдение означает не постоянное присутствие куратора, а надежность контроля.

Места производственного обучения и подготовки персонала, ухаживающего за больными детьми, а также соответствующие школы законодательно закреплены.

В качестве дисциплинарного руководителя обучающихся выступает представитель начальства школы, а не руководство отделения или ухаживающего персонала.

Защита прав обучающихся подростков

  • Подростком, в соответствии с трудовым правом, считают лицо, не достигшее 18 лет. В таких случаях действует закон об охране молодежи.
  • Следует помнить о: регулировании перерывов в работе, времени дежурств, исключении ночных дежурств, регулировании выходных дней и каникул.

Защита материнских прав

Закон по защите материнских прав защищает беременную, а также мать и ребенка после рождения. Правовая защита начинается с момента заявления женщины о беременности. Женщина должна, но не обязана сообщать о беременности.

Работодатель или его представительство (руководство отделения) обязаны соблюдать материнские права в соответствии с законом и хранить текст закона, обеспечив его доступность для каждого. Соблюдение закона по защите материнских прав на месте контролируют сотрудники, занимающие руководящие должности, общий контроль осуществляет служба охраны труда.

Запрет на увольнение действует в течение беременности и четырех месяцев после родов или в течение отпуска по воспитанию ребенка.

Рабочие инструкции

Часы работы: только в промежутке между 6-00 и 22-00 часами, выходные дни и праздники оговаривают.

Запрещение трудовой деятельности:

  • за 6 нед до родов, женщина имеет право выбора и при желании может продолжать работать;
  • 8 или 12 нед (например, при двойне, недоношенном ребенке) после родов без права выбора;
  • в целом, запрещение трудовой деятельности распространяется на 14 нед.

Подъем тяжестей: запрещен регулярный подъем тяжестей массой более 5 кг; подъем тяжестей массой более 10 кг (без подсобных средств) абсолютно запрещен.

Стояние: при сроке беременности более 5 мес работу стоя допускают не дольше 4 ч.

Защита от излучений: беременных не следует направлять на работу с повышенной дозой облучения.

Время для кормления ребенка и паузы регулируются законом.

Основы тарификации труда служащих

Основы тарификации труда служащих - результат совместной работы профсоюзов как представителей служащих и государственных работодателей. Данный законопроект касается работы на государственной службе, т.е. работодателем выступает община, земля и государство (союз земель). Содержание основ тарификации приравнивают к закону и поэтому считают императивным правом.

Контроль и соблюдение основ тарификации входят в задачи работодателя и его представителей, например, руководства отделения. Это касается также осведомленности об актуальных изменениях документа.

Важно соблюдать регламент рабочего времени, регламент времени отпусков, учитывать сверхурочное время и внеочередной отпуск.

Контактные лица:

  • работодатель;
  • член производственного совета или представитель от сотрудников;
  • представитель профсоюзов.

При трудовых отношениях не на государственной основе (например церкви) также имеются соглашения с данным законом.

Медицинские продукты - Постановление «О применении медицинских продуктов»

Данная инструкция регулирует безопасность установленных медицинских технических приборов. Инструкция касается всех приборов, предназначенных для обследования и лечения людей, включая лабораторные приборы.

Обслуживание

За производство прибора и сдачу его в эксплуатацию несет ответственность производитель или поставщик. Инструкции по обращению может давать только уполномоченный персонал, например, лаборанты, анестезиологи, персонал отделения интенсивной терапии. Техник по медицинской аппаратуре также может проводить инструктаж. Ухаживающему персоналу не разрешено обслуживать приборы для облучения и рентгеновские аппараты.

Перед сдачей в эксплуатацию необходимо проверить исправность приборов. При ошибках приборы сразу же изымают из обращения и передают технику. Следует применять только рекомендуемые производителем аксессуары, например, трубки, шприцы и провода.

Ненадлежащее обращение с приборами из-за недостаточного инструктирования наказуемо, поскольку нарушение правил эксплуатации может представлять опасность для жизни и здоровья пациента и целостности материальных ценностей.

При обращении с медицинскими техническими приборами рекомендуют разработку внутрибольничных инструкций по применению.

Защита от излучений

В основе мероприятий по защите от излучений в Германии лежат следующие законы, директивы и приказы:

  • Инструкция по защите от рентгеновского излучения;
  • Инструкция по радиационной защите;
  • Закон по атомной энергии;
  • Евратом (Европейское общество по атомной энергии) - стандарты защиты от излучения.

Две первые инструкции имеют медицинскую направленность. При рентгенодиагностике и традиционной лучевой терапии применяют инструкцию по защите от рентгеновского излучения, при других видах лучевой терапии и в ядерной медицине опираются на инструкцию по радиационной защите.

Ответственность

Ответственность по защите от излучений несут организации, финансирующие больницу, и владельцы частных учреждений. Они гарантируют соблюдение норм, установленных разрешениями и инструкциями по защите от излучений, но не обязаны быть специалистами в данной области и лично за всем следить, это - задача уполномоченных по защите от излучений.

Инструкции по радиационной защите

К работе с рентгеновским излучением допускают только обученный персонал, владеющий методами работы, знающий о возможных опасностях и применяющихся способах защиты. Каждые полгода персонал проходит повторные курсы обучения.

В зависимости от области излучения, выделяют различные по форме средства защиты от излучений. Показатели дозы излучения представляют в установленных общепринятых единицах измерения.

Беременным, несовершеннолетним и лицам, присутствие которых необязательно, не следует задерживаться в зоне облучения.

Подробная информация - в инструкции по радиационной защите.

Инструкция по защите от рентгеновского излучения

Работодатель должен предоставить персоналу инструкции по защите от рентгеновского излучения и по радиационной защите.

Следует использовать минимально возможные дозы облучения пациентов и обследуемых. Применять рентгеновское излучение могут врачи, стоматологи, технический персонал, прошедший специализацию по радиологии, а также неквалифицированные работники под присмотром врача.

Для грудных детей, детей и подростков рентгеновское излучение применяют только с пластинами, защищающими половые органы (яички, яичники), или бандажом. При рассеянной радиации защиты половых желез не требуется.

Следует избегать ненужного облучения:

  • крепко держать грудных детей, чтобы избежать нечеткости снимка и, тем самым, повторных обследований;
  • ограничить число снимков (только по строгим показаниям);
  • выбрать подходящие характеристики излучения и автоматической экспозиции;
  • подвергать облучению только обследуемые органы;
  • удалить из обследуемой области одежду, повязки, пеленки, электрокардиографические (ЭКГ) электроды для предотвращения артефактов;
  • использовать защитную одежду против рентгеновского излучения (фартук с пластинами свинца); переднюю поверхность тела закрывать полностью, заднюю поверхность тела - частично; при высокой дозе облучения применять защитный плащ, закрывающий переднюю и заднюю поверхности тела.