На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей
Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.
У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына JI.M, 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других - повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).
Системное изложение нарушений двигательной сферы умственно отсталых детей представлено в «классификации нарушений физического развития и двигательных способностей детей-олигофренов», разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002).
Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.
Нарушения в развитии двигательных способностей:
1) нарушение координационных способностей - точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств - силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.
Нарушения основных движений:
- неточность движений в пространстве и времени;
- грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;.
- отсутствие ловкости и плавности движений;
- излишняя скованность и напряженность;
- ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных
движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.
Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.
М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость У многих учащихся встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты (Худик В.А., 1997).
Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифосколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие диспластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых школьников.
Оценивая физическое развитие учащихся 9-10-летнего возраста, Н.А. Козленко (1987) отмечает, что 45% детей имеют плохое физическое развитие, среднее гармоническое развитие - 25%, развитие ниже среднего - 23%, чрезмерно негармоничное - 7%. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений пальцами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). У учащихся 5-9-х классов уровень двигательных возможностей повышается, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше выполняются задания по словесной инструкции.
Е.С. Черник (1997) утверждает, что уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от интеллектуального дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной умственной отсталостью - на 27%, с тяжелой - около 40%. Приблизительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым подросткам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отсталостью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двигательной реакции. Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов объясняют этот факт запаздыванием становления двигательного анализатора, развитие которого заканчивается к 15-16 годам, т. е. позднее на 2-3 года, чем у здоровых. Э.П. Бебриш установил, что отставание скоростных качеств составляет 6-7 лет, и объясняет это низкой подвижностью нервных процессов. В то же время автор отмечает, что дети с умственной отсталостью, систематически занимавшиеся плаванием, в скоростных качествах отстают от детей массовых школ того же возраста всего на 1-2 года. Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим закономерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьников темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2-3 года (Воронкова В.В., 1994; Черник Е.С., 1997).
Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С., 1991; Ванюшкин В.А., 1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999; и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затруднения: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом - зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем - соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом - точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между регулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно умственно отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную основу (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995).
Н.П. Вайзманом (1976) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, т. е. нарушениями аналитико- синтетической деятельности коры головного мозга. Эти нарушения и являются главным препятствием при обучении умственно отсталых детей сложнокоординационным двигательным действиям.
Для практической деятельности педагога важно знать благоприятные периоды развития основных видов координационных способностей у детей с нарушениями интеллекта.
В массовом обследовании и тестировании детей коррекционных школ И. Ю. Горская- установила достоверные отставания абсолютных показателей всех видов координационных способностей школьников 8-15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых школ (табл. 4.1). Большинство сенситивных периодов развития координационных способностей падает на возрастной диапазон 9-12 лет. Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые школьники, но с отставанием на 2-3 года.
Таблица 4.1
Сенситивные периоды развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью в возрасте 8-15 лет (Горская И. Ю., 2001)
Таким образом, несмотря на то что умственная отсталость - явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от нормальных людей.
Все дети развиваются в разном темпе, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Единого шаблона не существует. Тем не менее, если ребенок начинает ходить и говорить позже, чем его сверстники, это может стать для родителей причиной беспокойства, у них появляются подозрения, что ребенок отстает в развитии. Конечно, возрастной диапазон, когда дети делают свой первый шаг или произносят первое слово, очень широк, поэтому небольшое отставание от общепринятых норм – не повод для волнения. Отставание в физическом и умственном развитии можно вычислить по особенностям поведения ребенка, поэтому родителям «ленивых» малышей следует знать, на что обратить внимание, чтобы определить, отстает ли ребенок в развитии.
Задержки психического и физического развития могут быть вызваны рядом причин:
В современной медицине задержка психического развития (ЗПР) у детей делится на 4 основных типа:
Врачи утверждают, что выявить отклонения в развитии ребенка можно уже в первые месяцы после его рождения. Когда ребенку исполнится 3-4 годика, сделать это можно уже безошибочно, достаточно внимательно наблюдать за его поведением. Основные признаки отставания в развитии ребенка основываются на том, что у малыша могут быть особенно развиты или отсутствовать вообще некоторые безусловные рефлексы, когда у здоровых детей эти реакции присутствуют. Следует обратить внимание на следующие особенности поведения малыша:
Разумеется, этот перечень – не повод ставить диагноз и считать, что ребенок отстает в развитии. Чтобы выявить расстройство нужно проконсультироваться со специалистом, который сможет определить, есть ли у малыша нарушения.
Практика показывает, что чем раньше родители обратят внимание на отклонения, тем больше шансов с ними справиться. Если ребенок отстает в развитии, то начинать его лечение нужно уже с первых месяцев его жизни, в этом случае хороших результатов можно добиться достаточно быстро, особенно, если это состояние обусловлено не биологическими, а социальными факторами.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
"Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины"
Биологический факультет
Кафедра физиологии человека и животных
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ХАРАКТЕРИСТИКА УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ Г. ГОМЕЛЯ )
Исполнитель:
студентка группы Б-52
Коршак Людмила Ивановна
Научный руководитель:
ассистент Дроздов Денис Николаевич
Гомель 2012
Содержание
В настоящее время актуальным становится вопрос умственного и физического развития детей дошкольного возраста, а также, что немаловажно, личностного роста при приеме детей в школу. Педагоги и психологи анализируют основные факторы, условия, влияющие на полноценное развитие ребенка дошкольного возраста: семья с ее устоями и традициями, атмосфера семьи; дошкольные учреждения, в частности детские сады, где основной формой обучения является занятие, а также детский коллектив с его межличностными взаимоотношениями.
Именно в период от 5 до 7 лет наблюдается увеличение скорости роста тела в длину (так называемый "полуростовой скачок") причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище . Происходит интенсивный рост трубчатых костей ног, рук, оформляются изгибы позвоночника, изменяется строение костей: хрящевая ткань заменяется костной . Кости содержат больше органических веществ и больше снабжаются кровью .
умственное физическое развитие дошкольный
Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчивается. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.). Не заканчивается и окостенение опорных частей носовой перегородки .
Наружный слуховой проход формируется в височной кости уже к 6 годам, когда его длина достигает 24 мм, а ширина - 17 мм. В течение первых 6 лет жизни формируются воздушные ячейки сосцевидного отростка височной кости. Костный лабиринт органа слуха к этому времени уже сформирован. Лобные пазухи, имеющие к 4 годам величину горошины, к 7-8 годам достигают размеров лесного ореха и лишь к 12 годам половины размеров взрослого .
В результате "полуростового скачка" изменяется форма грудной клетки, проявляется ее типологическая конфигурация, которая тесно связана с развитием и функциональными возможностями легочной ткани .
Рост грудной клетки замедляется , увеличивается ее подвижность, укрепляется сердечно-сосудистая система, совершенствуется пищеварительный аппарат .
В этот период начинается сращение бугров плечевой кости с ее телом; в локтевом суставе уже налицо ядра окостенения, но мыщелки хрящевые. В кисти ребенка наблюдаются центры окостенения всех костей запястья .
В костях предплюсны точки окостенения появляются в период от 3 месяцев до 5 лет .
В костях таза хорошо выражен Х-образный хрящ в области вертлужной впадины, где с туловища на конечности передается большая нагрузка. Плохо выражен хрящевой гребень бедренной кости и ее малый вертел, к 5 годам они сливаются в единую кость, на верхнем конце малоберцовой кости появляются ядра окостенения. У детей 4-5 лет кости предплюсны в значительной мере хрящевые, хорошо выражены лишь ядра 1 и 2 клиновидных костей, ядро окостенения пяточного бугра до 7-8 лет отсутствует .
В период пяти - семи лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у ребенка плоскостопия, причиной которого могут стать обувь .
Параллельно с ростом скелета идет увеличение мышечной массы. У детей на долю мышц приходится - 20-25 % массы тела .
Мышцы становятся плотными, возрастает их сила. Особенно быстро развиваются мышцы груди, спины, таза. Мелкие мышцы кисти руки и стопы находятся еще в стадии развития .
Возраст 3-7 лет является важным периодом в становлении произвольной двигательной функции, которое в дальнейшем влияет на морфологическое созревание и развитие функциональных возможностей двигательного анализатора.
Дети с высоким уровнем физического развития и функционального состояния, как правило, ведут активный "здоровый образ жизни", в первую очередь с помощью родителей, вторую - коллектива воспитателей детских дошкольных учреждений.
Дети с низкой физической подготовкой - очень часто болеют и редко посещают дошкольные учреждения . Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей. Поэтому основная задача воспитателя - целенаправленно и последовательно преодолевать недоразвитие детской моторики и движений.
Однако эта потребность и способность организма ребенка к постоянному изменению, совершенствованию является только предпосылкой для успешного психического развития личности. Психическое развитие - это процесс формирования познавательной деятельности детей, развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности (темперамент, характер, способность, интересы). ()
Шестилетние дети интересуются не только новым для него предметом, но и хотят узнать и его устройство, назначение, способ использования, происхождение. Мотивом, побуждающим дошкольника манипулировать предметами, является познавательный интерес. На основе его у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной разносторонней ориентировочной деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Моделирование звукового состава слова способствует формированию фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению чтением и письмом .
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.
Основной путь влияния взрослого на развитие личности детей - организация условий для практического усвоения ими моральных норм. Первым таким условием является образец взрослого, его отношения и поступки. Ребенок склонен подражать, перенимать манеру взрослых, заимствовать у них оценку людей, вещей, событий. Немаловажно значение имеют также образцы поведения, представленные в рассказах и сказках. Для ребенка очень важна оценка взрослыми поступков, действий его сверстников, его самого, сказочных персонажей.
Ребенка обучают правилам поведения, которые со временем усложняются. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представления о том, какого поведения ждут от них окружающие. Происходит процесс усвоения опыта и его индивидуализация, то есть осознание себя. Так формируется личность.
Игра - основная деятельность дошкольника, и поэтому на ее основе идет личностное развитие ребенка. Игра формирует у него важные качества, в том числе коллективизм. Копируя деятельность взрослых, подражая им в ролевых и сюжетных играх, ребенок глубже узнает окружающую его действительность, знакомится с жизнью людей, их трудом. В игре у детей развивается не только мышление, но и воображение. В процессе игры ребенок осуществляет определенные задачи и цели, подчиняется ее правилам, что воспитывает и укрепляет его волю. Посредством игры воспитатели и родители приобщают ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам. Поэтому одна из важных задач воспитателя - организация деятельности детей. Выполняя определенную роль, ребенок выделяет те правила и нормы, которые приняты в окружающей его социальной среде. Они становятся правилами его игрового поведения .
В игре он сам определяет, как надо себя вести в той или иной ситуации, что должно делать, а чего делать не следует. Ребенок не ждет за это одобрения окружающих. Наградой ему являются чувства удовлетворения и радости, которые он испытывает от выполнения своей роли. Следует отметить, что элементы ролевой игры возникают и начинают развиваться уже в младшем возрасте .
Есть другой тип неблагополучия: внешне семья также вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется не заслуживающим серьезного отношения. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.
Программа исследований включала следующие задачи:
1) Определение уровня умственного развития детей дошкольного возраста по методике Кушнир Н. Я.;
2) Использование дополнительных методик, разработанных для детей пятилетнего возраста;
3) Измерение антропометрических показателей у детей дошкольного возраста;
4) Сделать анализ результатов обследуемых детей.
Методика "Заучивания десяти слов". Детям предлагаются десять одно - и двусложных слов: книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат. Высокий уровень: после первого прочтения не менее 4-5 слов, после четвертого - 8-10 слов; средний уровень: после первого прочтения не менее 3-4 слов, после четвертого - 6-7 слов; низкий уровень: после первого прочтения не более 3 слов, после четвертого - 4-5 слов.
Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры. На рисунке 1 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельнымквадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его нашесть квадратов.
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рисунок 2), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
Таблица 3 - Статистические данные по массе тела
Таблица 4 - Статистические данные по окружности груди
Из таблиц 2, 3, 4 видно, что как для мальчиков, так и для девочек возрастной группы 5 - 6 лет не было установлено достоверного различия и отклонения рассматриваемых показателей от границы нормы (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Академия, 2002. - 480 с.) для данных возрастных групп.
№ обследуемого |
мальчики |
||
Произвольное запоминание |
|||
Рисунок 1
Анализируя таблицу 5, следует сказать, что среднее значение мальчиков особо не отличается от среднего значения девочек. Но из рисунка 1 видно, что мальчики по исходным данным показали более высокий результат, чем девочки.
Таблица 6 - Результаты обследования по мышлению у пятилетних детей
№ обследуемого |
мальчики |
||
Мышление |
|||
Рисунок 2
Исходя из данных таблицы 6, следует, что среднее значение мальчиков равно среднему значению девочек. Отсюда из рисунка 2 видно, что по исходным данным результаты как девочек, как и мальчиков почти одинаковы.
Таблица 7 - Результаты обследования по саморегуляции у пятилетних детей
Количество обследуемых |
мальчики |
||
Саморегуляция |
|||
Рисунок 3
Аналогично таблице 6 в таблице 7 видно, что средние значения мальчиков и девочек одинаковы. Из рисунка 3 следует, что мальчики особо не различаются от девочек по исходным данным.
Таблица 8 - Результаты обследования по наглядно-действенному мышлению у пятилетних детей
№ обследуемого |
мальчики |
||
Наглядно-действенное мышление |
|||
Рисунок 4
По результатам таблицы 8 видно, что среднее значение мальчиков на 0,1 единицу больше, чем у девочек. Если рассматривать рисунок 4, то по исходным данным видно, что мальчики показывают более высокий результат, чем девочки.
Таблица 9 - Результаты обследования по развитию памяти у пятилетних детей
№ обследуемого |
мальчики |
||
Рисунок 5
Анализируя таблицу 9, следует сказать, что девочки имеют большее среднее значение, чем мальчики. Исходя из рисунка 5 видно, что девочки по исходным данным показывают более высокие результаты.
Таблица 10 - Результаты обследования по образно-логическому мышлению у пятилетних детей
№ обследуемого |
Мальчики |
||
Образно-логическое мышление |
|||
Рисунок 6
По результатам из таблицы 10 следует, что девочки и мальчики немеют различий в среднем значении. В рисунке 6 не выделено особого различия в результатах, как девочек, так и мальчиков.
Таблица 11 - Результаты обследования по произвольному запоминанию у шестилетних детей
№ обследуемого |
мальчики |
||
Произвольное запоминание |
|||
Рисунок 7
Исходя из данных таблицы 11, следует, что среднее значение мальчиков меньше среднего значения девочек. Отсюда из рисунка 7 видно, что по исходным данным результаты девочек превышают результатов мальчиков.
Таблица 12 - Результаты обследования по развитию мышления у шестилетних детей
№ обследуемого |
мальчики |
||
Мышление |
|||
Организация условий физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Особенности разностороннего развития детей: умственного, нравственного, эстетического, трудового. Комплекс упражнений. Методические основы здоровьесбережения у дошкольников.
дипломная работа , добавлен 20.10.2011
Диагностика физического развития и функционального состояния как часть мониторинга по укреплению здоровья детей. Методы оценки физического развития дошкольников. Исследование состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы детей дошкольного возраста.
курсовая работа , добавлен 14.11.2012
Понятие о познавательных процессах в психолого-педагогической литературе. Развитие психики у детей дошкольного возраста. Дидактические игры и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Развитие познавательной активности посредством дидактической игры.
курсовая работа , добавлен 04.09.2014
Место и роль физкультуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания дошкольников. Формы взаимодействия ДОУ и семьи по обучению детей дошкольного возраста подвижным играм.
дипломная работа , добавлен 21.07.2010
Психолого-педагогическая характеристика и особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста. Роль, значение и влияние подвижных игр на данный процесс. Организация соответствующего исследования, а также анализ полученных результатов.
курсовая работа , добавлен 15.12.2014
Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.
дипломная работа , добавлен 12.06.2012
Категория творческих способностей. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Потенциал музыки в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Роль интегрированных музыкальных занятий в детском саду.
курсовая работа , добавлен 13.03.2017
Понятие "физическое воспитание" и его развитие. Метод круговой тренировки. Анализ программ по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровня сформированности физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
курсовая работа , добавлен 12.05.2014
Лингвистические особенности формирования лексикона ребенка. Анализ педагогических условий развития запаса слов детей среднего дошкольного возраста. Разработка и апробация комплекса заданий по развитию словарного запаса детей пятилетнего возраста.
курсовая работа , добавлен 15.01.2014
Особенности и этапы формирования умственного развития детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры и их влияние на умственное развитие ребенка. Разработка методических рекомендаций для практической работы воспитателей, методистов и родителей.
Возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями. Это ведет к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и среди контингента детей, поступающих в школу, составляет лишь около 10%. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития.
Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности. Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического и духовного совершенствования возвращает теоретиков и практиков к решению развивать в основном двигательную сферу учащихся. При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования.
Несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы одновременного развития умственных и двигательных способностей детей в процессе физического воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в ДОУ.
Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.
1. Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем.
Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из возможных факторов "умственной слабости". Главная причина данной ситуации - гиподинамия. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем служат необходимым условием для нормального роста и развития детского организма (в том числе умственного).
2. Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).
Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.
3. Упражнения для развития физических качеств обеспечивают формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость, выносливость). Особое внимание уделялось развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений. В этом случае двигательное и физическое развитие осуществляется как когнитивно -двигательное.
Перечисленные группы упражнений были отнесены к факторам, оказывающим опосредованное влияние на умственное развитие ребёнка в процессе физического воспитания. За счёт оптимального формирования центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений (сопряжения, с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сенсорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе) достигается развитие не только опорно-двигательного аппарата, но и нервной системы, т.е. создаётся основа для полноценного умственного развития ребёнка.
4. Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).
Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу "однополюсной траты энергии", сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент (Л.С. Выготский). С учетом данного принципа был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1) синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2) последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения).
За основу были взяты упражнения с включением ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, при выполнении которых создавались условия для овладения разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития детей дошкольного возраста, прежде всего перцептивных, отражающих уровень развития восприятия дошкольников (действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования) и мыслительных (действия образного и логического мышления). Дополнительно были использованы задания и упражнения для совершенствования сенсомоторных координаций, развития речи, воображения, процессов памяти и внимания.
Развитие мышления осуществлялось путём расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщения насыщали каждое физкультурное занятие. Например, преодолению полосы препятствий предшествовало задание подобрать спортивный инвентарь, соответствующий заданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом. Уборка спортивных модулей и оборудования реализовывалась с дополнительным заданием "Сложи похожее с похожим". При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою команду по росту, длине волос, физической подготовленности. Умение выделять существенные признаки предметов совершенствовалось в игре "Покажи отгадку", когда дети не только отгадывали загадку, но и показывали ответ с помощью движений. При выполнении основных видов движений отрабатывалось умение понимать количественные и качественные соотношения предметов: Лена прыгнула выше, а Катя ниже, стенка находится справа, а скамейка слева и т.д. Обучение сложным движениям сопровождалось анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом), показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребёнком действия с эталонным, поиском ошибок, неточностей и путей их исправления.
Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С. Выготского, "саму моторику", переводя её на "новый и высший этаж" и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.
Развитие способностей к познанию
С первого месяца жизни ребенок демонстрирует неудержимое желание изучать и узнавать новое. Подвижность позволяет ему свободнее перемещаться. К концу первого года подвижность ребенка значительно улучшается, перед ним открываются новые горизонты. Он способен рассматривать то, что привлекло его внимание, этот интерес сохраняется надолго. В раннем возрасте следует стимулировать, прежде всего, физические навыки, способствующие развитию уверенности, свободе движений, улучшению умственных способностей и ловкости. Этот процесс пробудит в ребенке любознательность и поможет развивать воображение. Чрезвычайно важен язык. Разговаривайте с ребенком, занимаясь повседневными делами, объясняйте, что вы делаете, пойте и читайте ему. Процесс обучения у детей отличается последовательностью и прогрессивностью. Органы нервной системы действуют слаженно, облегчая этот процесс, все отделы системы взаимодействуют друг с другом, обеспечивая упорядоченное развитие способностей.
Развитие общей моторики
Первый навык, который осваивает ребенок, — умение поднимать голову. Идеальная поза для стимуляции обучения — лежа на животе. Когда ребенок научится удерживать голову в поднятом положении и опираться на руки, он начнет учиться переворачиваться. Чтобы развивать этот навык, положите ребенка на спину на ровную поверхность и привлеките его внимание так, чтобы он повернул голову вбок. Затем помогите ему расположить ноги и руки так, чтобы было удобно начать переворот. Когда лицо ребенка будет обращено вниз, снова помогите ему принять позу, облегчающую переворот. Эту последовательность действий можно повторить 10-15 раз, направляя ребенка в обе стороны. Как только он уловит суть, перестаньте помогать ему. После того как ребенок научится переворачиваться, научите его сидеть. Посадите ребенка на ровную поверхность, поддерживая за талию и помогая наклониться вперед, с опорой на руки. Когда ребенок научится сидеть, поиграйте с ним — притягивайте его к себе, покачивайте из стороны в сторону, чтобы он учился держать равновесие.
Развитие мелкой моторики