Семейные правила: основы. Методические рекомендации "семейные нормы и правила"

14.07.2019

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Моральная ценность семьи

Этика семейных отношений

Если все члены семьи стараются ладить между собой и избегать конфликтов, в доме всегда будут царить мир и согласие. Этого не так-то просто достичь, порой необходимо большое усилие, чтобы погасить искры разгорающейся ссоры. Кое-кто считает, что вежливость необходима лишь вне дома, а в семейном кругу можно и расслабиться. Однако расслабиться - не значит забыть все вежливые слова. Вам кажется, что "пожалуйста", "спасибо", "прости" не нужны, можно обойтись и без них. Да, в некоторых случаях можно и в самом деле не употреблять этих условных выражений. Если речь идет о вещах обыденных" находящихся в компетенции, к примеру, жены, муж может просто напомнить: "Заплати за телефон". Он не обязан постоянно "просить" об этом. Муж может и не благодарить жену всякий раз, когда она ставит перед ним обед, как и ей не обязательно говорить "спасибо", когда он подает ей пальто. Просить об услуге и благодарить следует в иных случаях. К примеру, муж может сказать: "Принеси, пожалуйста, мои сигареты, мне не хочется прерывать работу". За оказанную услугу он должен поблагодарить жену. Большую роль во взаимоотношениях близких людей играет интонация. Она способна свести на "нет" все вежливые выражения. Фраза: "Налей мне кофе" - может звучать доброжелательно и вежливо, в то время как слова: "Очень прошу, налей, пожалуйста, кофе" - могут напоминать приказ. В каждой семье приняты свои обращения друг к другу. Нет ничего плохого, когда муж называет жену "малышка", а она его "котик", однако эти ласкательные прозвища не предназначены для посторонних ушей. В присутствии третьих лиц лучше называть друг друга по имени.

У супругов часто вызывает затруднение обращение к родителям супруга. Если вы не хотите или не можете называть тещу или свекровь мамой, обращайтесь по имени-отчеству. Не стоит звать тещу "бабушкой", а свекровь "тетей Машей", это невежливо.

Очень часто причиной конфликтов является совместное проживание в квартире супругов и их родителей. Особенно часты ссоры, когда в одной квартире проживают свекровь и невестка. Не стоит выяснять, кто из них "хозяйка", они обе имеют равные права на это "звание", даже если невестка не принимает большого участия в хозяйственных делах из-за своей занятости на работе и в учебе. В то же время и свекровь, по причине болезни, не имеющая нагрузок в домашних делах, остается "старшей" хозяйкой: ей предоставляют почетное место за столом и советуются по поводу изменений в быту. Крайне невежливо поступают семьи, отстраняющие стареньких бабушек от участия в жизни семьи, не приглашающие их за праздничный стол во время семейных торжеств. Если в гости приходят ровесники дочери или зятя, матери не обязательно принимать участие в их вечеринках. Она может выйти к ним на несколько минут, чтобы поздороваться. Точно так же и представители младшего поколения не обязаны присутствовать при встречах родителей и их друзей. Делать это нужно лишь тогда, когда мать или отец специально просят детей об этом. Приличия требуют, чтоб гостя, явившегося к одному из членов семьи, поприветствовали все остальные, Но это не значит, что они весь вечер должны провести В его обществе. Чтобы в доме не возникало конфликтов, младшее поколение должно всегда проявлять вежливость по отношению к старшему поколению. Если в вашем доме живет престарелая свекровь или теща, вы не должны:

говорить ей, что она устала и ей лучше немного отдохнуть именно тогда, когда она прекрасно развлекается за столом в компании ваших друзей и родственников;

замолкать и обрывать разговор, когда она входит в комнату;

заявлять детям, что у их бабушки есть возрастные странности;

говорить о ком-то в ее присутствии: "Это ведь старый человек";

в споре употреблять выражение: "В вашем возрасте. ";

считать, что удел свекрови - только домашние дела;

дарить вещи, ассоциирующиеся с трауром;

повторять, что ваша квартира мала и тесна. Однако и старшая хозяйка должна проявлять вежливость. Ей настоятельно рекомендуется

не слишком настойчиво интересоваться подробностями жизни детей;

не пытаться узнать подробности того, о чем ей не говорили;

не проявлять недовольство и капризы, ссылаясь на возраст;

не требовать, чтобы младшие члены семьи больше времени проводили дома;

не употреблять постоянно аргумент: "Вот в мое время. ";

реже рассказывать о своем прошлом;

свекровь не должна выказывать сыну свое недовольство невесткой, а теща - осуждать зятя в присутствии дочери.

Каждый член семьи должен уважать интересы и вкусы друг друга. Если муж любит смотреть футбол или по выходным дням ездит на рыбалку, жене не стоит возмущаться этим. Если субботу он проведет с удочкой на берегу реки, то уж воскресный день точно посвятит делам семейным. Так же и муж должен учитывать интересы жены. Ни в коем случае не следует говорить с осуждением: "Разве умная женщина/может смотреть такой глупый фильм!", когда жена смотрит свой любимый сериал по телевизору.

Если вы считаете себя воспитанными, не осуждайте увлечений и друзей друг друга.

Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.

Многих интересует, нужно ли стучать, перед тем как войти в комнату кого-то из членов семьи? В каждой семье свои порядки, однако утром или вечером, когда человек может одеваться или раздеваться, лучше постучать.

Если вы садитесь за стол, фраза: "Приятного аппетита" - вовсе не обязательна. А вот после еды воспитанный человек должен сказать: "Спасибо".

Очень часто мужчина, весьма галантный по отношению к другим дамам, с женой ведет себя совершенно недопустимо, проявляя элементарную невоспитанность. Но ведь не зря говорится, что жена - "вторая половина". Проявляя невежливость по отношению к ней, муж таким образом выказывает неуважение и к себе самому.

Знайте, что в обязанности мужа входит следующее:

подавать верхнюю одежду жене, причем не только в публичном месте, но и в собственной прихожей, где вас никто не видит;

не читать газету за обедом;

хвалить стряпню жены;

на любом танцевальном вечере первый танец обязательно танцевать с женой;

делать жене комплименты, замечать ее новое платье или новую прическу;

проходя в дверь, пропускать жену первой. Выходить из троллейбуса первым и подавать жене руку;

время от времени делать жене мелкие подарки и покупать цветы без всякого повода;

в присутствии жены не глядеть вслед другим женщинам;

навсегда забыть аргумент: "Я зарабатываю и требую, чтобы. ";

не ходить по квартире полуодетым;

уходя из дома в выходные дни или в нерабочее время, всегда сообщать жене о цели своего ухода и о времени возвращения;

выказывать интерес к тому, как жена проводила время в его отсутствие;

беседовать с женой на разные темы, а не только о делах домашних.

Однако не стоит проявлять свое внимание к жене безудержной критикой всего, что вам кажется неправильным. Изо дня в день критикуя ее характер, манеру одеваться, методы воспитания детей, ее друзей и прочее, помните, что даже у самой спокойной женщины терпение в конце концов истощается. Кстати, подобное поведение мужчины часто является следствием его неуверенности в себе, заниженной самооценки, поэтому жене нужно чаще подчеркивать достоинства мужа, замечать все его достижения. Нередко место семейного критика занимает жена.

Жена тоже должна помнить о вежливости по отношению к своему мужу. Ей стоит обратить внимание на следующее:

выбирая наряды и аксессуары к ним, прислушивайтесь и к мнению мужа, а не только к советам подружек;

старайтесь по возможности чаще готовить то, что любит муж;

не вторгайтесь в сферу его "священных интересов": не ройтесь в его портфеле или сумке, не берите без разрешения его личные вещи, не наводите порядок в его ящике;

если ваш муж в очередной раз рассказывает в компании одну и ту же историю, изрядно вам поднадоевшую, или бородатый анекдот, не старайтесь оборвать его речь фразой: "Это все уже слышали";

не критикуйте его в присутствии ваших детей. И вообще, не выясняйте отношения с ним при детях, это можно сделать и без свидетелей;

не контролируйте мужа явно;.

ни в коем случае не высказывайте возмущения в отношении его привязанности к матери;

хвалите его чаще, делайте комплименты, внимательно выслушивайте его советы;

не приглашайте в дом гостей, которые ему не симпатичны, и не уговаривайте его пойти в гости к людям, чье общество ему неприятно;

не вспоминайте о достоинствах первого мужа, если вышли замуж во второй раз.

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и конфликтов не всегда можно избежать. Но если они продолжаются слишком уж часто, инициатору ссор следует задуматься и отыскать причину собственной нервозности, из-за которой и происходят ссоры.

Во время выяснения отношений не следует прибегать к иронии, т.к. это обычно оскорбляет противоположную сторону и вызывает ответный протест. Все свои аргументы приводите ровным тоном, спокойно и вежливо. Отрицательно воспринимаются интонации агрессивные, приказные или капризные. В спорах старайтесь избегать недомолвок, и уж совсем глупо и некрасиво, ссорясь, угрожать супругу.

В споре не следует ссылаться на мнение третьих лиц. Стоит во время самой дружелюбной беседы привести мнение мамы одного из супругов, как спокойный и вежливый спор превращается в скандал.

Не следует прибегать к обобщениям. Если вы недовольны какой-то ошибкой, сделанной супругом в гостях, не начинайте обвинительную речь со слов: "Ты всегда.". Говорить нужно только о конкретном факте, имевшем место в данном случае.

Взаимные претензии способны убить самые нежные чувства, даже если упреки и заслуженные. Тот, кому они предъявляются, будет подсознательно стремиться изолировать себя от обвинителя, поэтому слишком часто высказываемые претензии могут привести к разрыву.

Старайтесь делать замечания близким дружелюбно и ненавязчиво, не повторяйте их многократно. Если человек не реагирует на ваши замечания, это не значит, что он их не слышал. Вероятно, он не может или не хочет поступать иначе. Прощайте тем, кого любите, их слабости, ведь и вы вряд ли вообще не имеете недостатков. Однако это вовсе не призыв к всепрощению. Если человек требователен к себе, - он может ждать подобного и от своих близких. Самое главное - найти подходящее время и правильную форму высказывания требований.

Избежать ссор в семье невозможно, но они не должны быть частыми, а после примирения о конфликте, как и о причине его возникновения, нужно немедленно забыть.

Вообще ссоры лучше гасить в зародыше, а не раздувать до размеров вселенского пожара. Можно, конечно, поинтересоваться у близкого человека, почему он поступил так, а не иначе, но если его ответ не удовлетворил вас, не стремитесь "прижать его к стенке". Семейный этикет рекомендует: все заявления одного партнера должны быть приняты на веру - другим. Не пытайтесь поймать близкого человека на лжи.

Даже в ссоре не употребляйте резких выражений. Гневную, хотя и искреннюю фразу: "Ты сошел с ума!" - лучше заменить вежливым: "Ты ошибаешься, дорогой". Резкие и грубые слова, даже если они сказаны без злого умысла, способны больно ранить человека и надолго оставить неприятный осадок в его душе.

Основы хорошего воспитания закладываются в детстве, однако, если родители требуют от детей того, чего никогда не исполняют сами, они вряд ли добьются желаемого. Как бы отец или мать ни внушали сыну или дочери, что говорить нецензурные слова некрасиво, ребенок никогда не воспримет этого, если родители сами частенько в ссорах используют ненормативную лексику. Ребенку свойственно подражать тем, кто является для него авторитетом, а это в первую очередь именно родители. Хотите, чтобы ваше чадо было вежливым - станьте для него примером.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился хорошим манерам, постарайтесь обучить его этому как можно раньше. Как только малыш начал есть самостоятельно, дайте ему детские столовые приборы. Чем раньше вы начнете обучение ребенка правилам этикета, тем быстрее он научиться держать себя правильно и непринужденно не только за столом, но и в иных ситуациях. Стоит, однако, помнить, что даже если друзья восхищаются вашим малышом, ему еще рано сидеть за общим столом вместе со взрослыми гостями. Во время торжества детей лучше усадить за отдельный столик.

Когда в семье растет несколько детей, между братьями и сестрами должны существовать вежливые и дружелюбные отношения. Это возможно, если родители любят детей одинаково и не дают повода кому-то из них почувствовать, что к нему относятся хуже, чем к другому.

Конечно, без ссор ни в одной семье не обходится, это дело привычное и обычное. Но не правы те родители, которые считают, что дети должны разбираться сами: ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дело дошло до драки или бранных выражений. Детей нужно учить владеть собой, это поможет им в будущем сохранять самообладание даже в самых непростых ситуациях.

Дети растут, и наступает возраст, который принято называть "трудным". Действительно, порой бывает очень непросто найти общий язык с подростком, который всего год или два назад был ласковым и послушным, а теперь вдруг стал резким и замкнутым. Кажется, что стена непонимания, появившаяся между родителями и их ребенком, непреодолима. Однако это вовсе не так: если мать и отец относятся к ребенку дружески, уважают его, делятся с ним своими соображениями по многим вопросам, дают дельные и умные советы и сами не гнушаются спросить его мнение, в семье будут царить мир и взаимопонимание.

Влияние семьи на формирование духовно-нравственного облика сотрудника ОВД

Существенную роль в профессиональном обучении сотрудников ОВД играет нравственное и эстетическое воспитание.

Нравственное воспитание - это процесс активного и целенаправленного воздействия на сотрудников с целью формирования у них положительных нравственных качеств. Чтобы понять особенности системы нравственного воспитания, необходимо раскрыть его основные принципы: целенаправленность, сочетание высоких требований с уважением к личности, воспитание в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, преемственность, активность и самодеятельность воспитуемых.

Целенаправленность - это такая воспитательная деятельность, когда воспитатель ясно представляет себе кого и как он собирается воспитывать, какие качества должны быть сформированы у подчиненного, какие убеждения следует у него выработать, какие чувства развить. Для того, чтобы поставить перед собой конкретные цели, необходимо изучать своих подчиненных, их черты характера, темперамента, их взгляды и убеждения. Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Сочетание высоких требований с уважением к личности. Стремясь сформировать у своих подчиненных те, или иные качества ни в коем случае нельзя их оскорблять, унижать чувство собственного достоинства. В противном случае результаты воспитания будут резко негативными. Данный принцип предостерегает также против двух неверных подходов в воспитании, которые, к сожалению, все еще имеют место:

1) авторитарного воспитания - ориентирующегося на жесткое принуждение и подавление; б) либерального воспитания - склоняющегося к всепрощенчеству.

Воспитание возможно в коллективе и через коллектив. Порой воздействие коллектива на сотрудника оказывается более действенным, чем меры дисциплинарные.

Следует иметь в виду, что воспитательные возможности коллектив реализует только в том случае, если в нем сложилась благоприятная моральная атмосфера. Если же в коллективе царит взаимная неприязнь, покрывательство дурных поступков в форме "круговой поруки", то морально-воспитательное воздействие такого коллектива оказывается крайне отрицательным.

Принцип индивидуального подхода к своим подчиненным предполагает учет особенностей каждой личности: ее характера, темперамента, уровня знаний способностей, сильных и слабых сторон. Воспитательное воздействие не должно быть одинаковым для всех. Одни люди лучше реагируют на строгое и требовательное отношение к ним, другие, наоборот, отзываются на похвалу и поддержку, а от резких упреков замыкаются в себе и теряют интерес к делу.

Задачами нравственного воспитания являются: формирование положительных нравственных качеств у сотрудников органов внутренних дел; борьба с антиподами морали, имеющими место в среде сотрудников органов внутренних дел (стяжательство, бюрократизм, нарушения дисциплины, подхалимство, угодничество, взяточничество, пьянство).

Основными методами нравственного воспитания являются: убеждение, пример, моральный авторитет руководителя, принуждение, меры дисциплинарного воздействия.

Убеждение - это воздействие на личность, в ходе которого происходит усвоение норм, ценностей, принципов морали.

Личный пример. В примере всегда ощущается конкретность, единство слова и дела.

Моральный авторитет руководителя. Данный метод эффективен при условии, что и сам руководитель обладает высокой нравственной культурой.

Принуждение - данный метод может быть использован, если подчиненный не реагирует на вышеперечисленные средства.

Эстетическое воспитание - это целенаправленная система формирования человека, который не только воспринимает прекрасное, но и стремится жить и творить по законам красоты.

Основными задачами эстетического воспитания являются: формирование эстетических вкусов, идеалов, развитие способности правильно понимать эстетические ценности; формирование у сотрудников потребности утверждать прекрасное в своей деятельности - в труде, в образе жизни, в быту.

Эстетическое воспитание играет большую роль в повышении культуры служебной деятельности, способствует эффективности работы и росту престижа органов внутренних дел. Сейчас нашей стране как никогда нужна не только высокопрофессиональная, но и интеллигентная милиция, которую население уважает и оказывает всяческую поддержку.

этика семья нравственный эстетический

Основными принципами эстетического воспитания являются: принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования, принцип единства эстетического и нравственного воспитания, принцип комплексного воздействия различных видов искусства, принцип творческой самодеятельности работников ОВД Принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования. Чтобы понимать прекрасное, необходима соответствующая подготовка, т.е. художественное образование.

Принцип единства эстетического и нравственного воспитания. Сотрудник, который эстетически развит, как правило, является и высоконравственным человеком. И он не позволит себе напиваться, сквернословить, грубить. Принцип комплексного воздействия различных видов искусства. Эстетически развитый человек должен обладать хотя бы минимумом знаний и различных видов искусства. Принцип творческой самодеятельности работников ОВД. Необходимо изучать способности своих подчиненных, их увлечения и их всячески поощрять. Методы эстетического воспитания аналогичны методам нравственного воспитания. К основным из них относятся: убеждение, личный пример, поощрение, принуждение, меры дисциплинарного воздействия. Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнанна. Семья - это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно народившуюся личность. Отметим, что в наше время особое значение приобретают семейные традиции. Они своими корнями уходят в далекую древность и так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с его бытом. Они регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. Не случайно, что в нашей стране очень часто складываются целые династии военных. Не являются исключением и работники ОВД. Честь, преданность Родине и законопослушность передается у них фактически по наследству. Можно сказать, что служба Родине стала в некоторых семьях хорошей традицией. Под семейными традициями подразумеваются обычаи, порядок и нормы поведения членов семьи, именно они и передаются от старшего поколения к младшему. Человек не появляется на свет с готовым нравственным поведением. В процессе своего становления как личности человек, воспринимая сознанием жизнь других людей и собственную, начинает осознавать себя человеком. Понимая по-детски суть человеческих отношений, он аналогично строит свои отношения к членам семьи, к другим людям, к обществу в целом. Так человек закрепляет в своем сознании нормы и правила поведения, существующие в семье.

Список использованных источников

1. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1992.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.

3. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие/ Под ред. канд. юрид. Наук И.Д. Мариновской. - М.: МЮИ МВД России; издательство "Щит-М", 1997.

4. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов/ О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др.; Под ред проф. Ю.В. Наумкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.

5. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.

6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.

7. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и функции семьи как ячейки общества и важнейшей школы нравов. Морально-нравственные основы семьи. Показатели, влияющие на степень и качество проявления статусных диспозиций в семье. Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2014

    Чистота и опрятный вид родителей как одно из средств сохранения их авторитета у детей. Сохранение чистоты и порядка в доме. Разделение домашних обязанностей между членами семьи. Основы хорошего воспитания ребенка. Преодоление "трудного" возраста ребенка.

    презентация , добавлен 09.05.2012

    Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Эстетическая и художественная культура - составляющие духовного облика личности. Цель и задачи эстетического и художественного воспитания. Эстетическое воспитание - целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Сущность, критерии, задачи и понятия эстетического воспитания. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников, внеклассная работа как средство воспитания правильной эстетической культуры. Искусство как средство эстетического воспитания.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Значение и структура, технологический проект этической беседы по вопросам нравственного воспитания. Организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм и отношений человека к обществу, коллективу, труду, окружающим людям.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    Понятие эстетического воспитания и его функции. Художники-модельеры как законодатели в области моды. Эстетический идеал как важнейший критерий эстетической оценки явлений действительности и искусства. Эстетизация - особенность социалистического общества.

    реферат , добавлен 07.05.2009

    Основные организационные и этические стандарты, нормы и ценности организации. Этическая ответственность организации перед обществом. Организация и управление предприятием как проблема управленческой этики. Специфика взаимодействия фирмы и сотрудника.

    реферат , добавлен 05.02.2012

    История развития этики как нравственного самосознания личности в классическом периоде и в условиях зарождения и развития капиталистического общества. Анализ общих характеристик этики, применяемых в бизнесе, оценка их использования в России и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2012

    Священное Писание Ветхого и Нового Заветов как важнейшие источники Нравственного богословия. Христоцентричность морали Нового Завета. Отличие христианской этики от других этических систем. Характеристика периодов формирования христианской этики.

В семье, как и в любом другом сообществе, необходимо соблюдать определенные условия, которые позволят всем домочадцам жить вместе. Ни одна ячейка общества не может обойтись без утверждения своего рода семейного кодекса или свода «домашних правил», которые позволяют всем членам семьи понять, как себя вести. Семейные правила помогают достичь баланса между получением желаемого и уважением потребностей других людей. Также они могут помочь детям и подросткам чувствовать себя в безопасности.

Семейные правила: основы

Правила могут помочь членам вашей семьи лучше взаимодействовать и и сделают семейную жизнь более спокойной. Эффективные правила - это позитивные высказывания о том, как хочет заботиться и реализовывать возможности всех домочадцев.

Когда правила прописаны четко и однозначно, они помогают:

  • детям и подросткам понять, что от них ожидают и где находятся границы дозволенного;
  • взрослым быть последовательными в том, как они относятся к младшим членам семьи.

При разработке семейных правил важно вовлечь всех членов семьи, насколько это возможно, в их обсуждение. Даже у трехлетних детей могут быть свои мнения и предложения. По мере взросления ребенок должен еще активнее участвовать в принятии решений: какие правила могут быть, а также последствия их нарушения. По достижению подросткового возраста подобное «законотворчество» даст детям ценный опыт принятия ответственности за собственное поведение.

Чтобы разработать правила, нужно выбрать наиболее важные вещи - например, правило о том, чтобы не делать физически больно друг другу, будет обязательным для большинства семей. Также можно разработать следующие правила: о безопасности, вежливости, распорядке дня, правильных манерах. В каждой семье правила будут разные. Особенности разработки семейного кодекса будут зависеть от ваших ценностей, конкретной ситуации, религиозных убеждений и возраста и потребностей вашего ребенка (детей).

Виды семейных правил

Семейные правила могут быть совершенно разными, однако все хорошие правила имеют нечто общее: они являются конкретными и понятными.

«Да»-правила

Такие правила - хороший обучающий инструмент, потому что они управляют поведением вашего ребенка в позитивном ключе. Например: «Разговаривайте вежливо друг с другом», «Надевайте ремень безопасности в машине», «Принимать пищу нужно за столом» и т. д.

«Нет»-правила

Конечно, лучше устанавливать позитивные правила, однако, когда сложно объяснить, что именно нужно делать вместо этого, подойдут и правила с отрицательной частицей «не». Например: «Не надо плеваться», «Не выпрашивай покупки в магазине» и т. д.

Основные правила

Это такие правила, которые применяются повсеместно, несмотря ни на что. Некоторые правила могут применяться для всех членов семьи, в то время как другие относятся только к маленьким детям или подросткам. Правила о вежливости или о запрете на физическое воздействие относятся именно к основным правилам.

Ситуационные правила

Для конкретных ситуаций также следует иметь краткий свод правил. Например, для поездки в автомобиле, похода в гости, игр в компьютер.

Несколько четких и конкретных правил, вероятно, будут более эффективными, чем длинный список на десяток-другой страниц. Это особенно актуально для маленьких детей. С взрослением ребенка правила могут «расти» вместе с ним. Если же ребенок постоянно нарушает их, то вам, возможно, следует сосредоточиться на таких основных вопросах, как безопасность и справедливость.

Как разработать правила

Детям и подросткам часто нравится участвовать в подобном законотворческом процессе. Принятие участия в дискуссии о семейных правилах не обязательно остановит младших домочадцев от их нарушения, однако поможет понять, что такое правила и зачем они нужны.

Некоторые родители считают полезным записывать правила о том, как члены семьи должны себя вести. Запись правил делает их понятными и может также предотвратить возможные споры. А прикрепление списка правил на холодильнике или в другом видном месте может помочь младшим детям быть в их курсе.

Дети и правила

Разрабатывать правила можно начинать тогда, когда ребенок уже понимает язык. Маленьким детям требуется наблюдение и поддержка, чтобы они следовали правилам. Дошкольники склонны забывать, они непоследовательны в поведении и легко отвлекаются. Некоторым детям с особыми потребностями также может понадобиться ваша помощь, чтобы они поняли и запомнили правила.

Все дети разные, поэтому и усвоение правил у каждого из них - это индивидуальный процесс. Однако уже к десяти годам они могут следовать правилам в большинстве ситуаций уже без ваших указаний. Четкие правила помогут вашему ребенку чувствовать себя в безопасности и дадут ему ощущение постоянства. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда многие другие вещи в его жизни претерпевают изменения.

Подростки и правила

Подростковые годы представляют собой новый вызов. На этом этапе молодые люди начинают исследовать свои собственные силы, и могут настаивать на большей самостоятельности и независимости. Иногда это заканчивается пересмотром семейных правил. Подросток может ощущать расхождение между правилами своей семьи и ожиданиями сверстников и будет стараться уравновесить эти два процесса.

Семейные правила так же важны для подростка, как и для маленького ребенка. И никогда не поздно, чтобы создать или переписать их. Участие молодого человека в создании семейного кодекса поможет ему понять, что вы уважаете его мнение. В этом возрасте особенно полезны будут правила безопасного поведения. Например, правила об алкоголе, друзьях, взаимоотношениях полов и так называемый комендантский час.

Будьте готовы обсуждать и корректировать правила, когда ваш ребенок подрастет. Это касается, в частности, расширения комендантского часа.

Соблюдение правил

Правила считаются эффективными только тогда, когда они исполняются. Если вы определились с семейным кодексом, то следует также решить, какие санкции будут применяться по отношению к любому члену семьи, если тот нарушит какое-либо правило. Когда правило нарушено, вы можете просто напомнить о нем ребенку и дать ему еще один шанс, особенно это касается маленьких детей. Но, в конечном счете, гораздо эффективнее применить-таки санкции к нарушителю, о которых вы договаривались.

Начиная с трехлетнего возраста, если дети согласились заранее с возможными санкциями, они, вероятнее всего, сохранят спокойствие, когда придет время выполнять установленные правила. Когда дети достигнут подросткового возраста, соглашение о четких правилах и последствиях поможет им развить самодисциплину и самостоятельность.


Ключевые теги новости:

Другие новости

Не бывает одинаковых семей, все семьи очень индивидуальны. Каждая хорошая и плохая семья хороша и плоха по-своему.

Невозможно и этически некрасиво «подсматривать» за семьями через «замочную скважину», то есть проявлять любопытство, расспрашивая у людей, как складываются у них семейные отношения. Но результат этих отношений проявляется наглядно, и его можно увидеть по тому, какими из этих семей: законопослушными или нарушающими моральные устои людьми.

В течение 20 постсоветских лет многое было пущено на самотёк. В том числе канули в забвение сложившиеся семейные ценности и воспитание детей в духе семейно-нравственной морали. Но с возрождением духовности всё чаще стали возникать вопросы об утраченной нравственности, о необходимости возрождения понимания каждым человеком культурных, духовных, моральных и семейных ценностей, об укреплении семьи.

Семья – начальное звено, из которого выстраивается и складывается любое общество. Именно с семьи начинаются истоки врастания корней человека в родовую почву и возникновения любви к тому месту, где люди родились и выросли, иначе они становятся «перекати-поле» без любви к своей семье, без веры и духовности.

Если не начать наставлять молодых родителей, не учить их азам семейно-воспитательной этики, не закреплять в их сознании всё хорошее, что было наработано в семьях их родителей и других показательных семьях, тому, как воспитывались дети праведных асхабов, то это хорошее растворится и не оставит следа в душах детей. Это значит, что не будет ничего хорошего и в будущем, когда дети и подростки вырастут, достигнут совершеннолетия и захотят создать свои семьи.

Дети, как губка, впитывают в себя всё хорошее и плохое. Но чаще всего всё хорошее смывается, а плохое оседает в сознании и начинает доминировать в мыслях и судьбе ребёнка. Для того чтобы оградить детей и их будущее от плохого, я предлагаю родителям следующие пять правил, помогающих в воспитании как детей, так и самих матерей и отцов.

Эти правила просты в понимании и исполнении, их желательно принять и сделать первый шаг в применении.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ:

Родители должны осознать свою доминирующую роль в семье, а дети – понять, что хозяин в доме – отец, а хозяйка – мать. Отец выполняет все мужские, отцовские обязанности, мать – женские, материнские. Но это не означает, что мать одна должна нести всю физическую нагрузку в выполнении своих обязанностей, ей в этом обязательно должны помогать подрастающие дети. Отцу нужно уделять больше внимания своим сыновьям, направлять их внимание на то, чтобы они росли крепкими и здоровыми детьми, занимались спортом, умели защищать младших, помогали матери в быту. Мать должна укоренять в их сознании знание семейных традиций и обрядов. Именно матери нужно любовь друг к другу, чувство взаимопомощи и поддержки, знание родного языка и уважение к старшим родственникам со стороны и отца, и матери. Дети должны знать, откуда идут корни их родового дерева, должны ощущать неразрывную связь с этим местом, с этой землёй, со своим домом. Именно это ощущение слитности всегда будет давать им мощную подпитку в будущем. Именно оно не даст оторваться и уехать в неведомые дали далеко от родных, близких и от того места, где они родились и жили многие годы своей жизни.

ПРАВИЛО ВТРОЕ:

В семье между родными братьями и сёстрами не должно быть соревнования: ни в получении оценок в школе, ни в выполнении домашних обязанностей, ни в проявлении особых талантов и способностей. Они должны знать, что каждый может сделать лучше и в чём может проявить себя, не ущемляя достоинства другого брата или сестры. Они должны научиться помогать друг другу и гордиться не собой и своими успехами, а тем, что есть замечательного в его брате и сестре. Именно это помогает детям обрести чувство взаимопонимания и поддержки друг друга.

Родители должны проявлять ко всем своим детям, но если кто-то из них болен или ещё не может самостоятельно ходить и исполнять свои обязанности – эти дети должны быть в центре внимания всей семьи, и каждый должен научиться проявлять к такому члену семьи особую поддержку и заботу. Именно так в семье не будет ревности оттого, что кому-то из детей уделяют больше внимания: они будут знать и понимать, почему так происходит. Дети должны быть уверены в том, что каждый из них желанен, любим и необходим как отцу, так и матери.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ:

В семье нежелательны отдельные наказания и поощрения.

Ребёнка нельзя выгонять из дома за провинность. Нельзя отказывать ему в пище и питье. Нельзя оставаться суровыми и равнодушными при виде ран и ушибов ребёнка, потому что всё это наносит серьёзную травму душе ребёнка и отчуждает его от родителей. Как бы ни провинился ребёнок, родителям надо осознать, что это не только его беда, но и вина самих родителей, которые упустили что-то в его воспитании. Это родительское упущение и привело ребёнка к совершению проступка . Каждый такой случай нужно обсуждать в кругу семьи и принимать совместное решение, как помочь в будущем оступившемуся ребёнку. Это поможет больше не возвращаться к этой теме. Понять и простить, забыть о плохом проступке и помнить всё хорошее – именно так воспитывается позитивное в детях.

Отдельные поощрения в виде суммы денег за хорошие отметки, выполнение помощи по дому, за спортивные достижения, успехи в творчестве и других областях также не должны приветствоваться и не должны стать обязательными в кругу семьи. Это может разжечь в детях дух превосходства и соперничества. Дети должны понимать, что не все могут одинаково учиться, творить, сочинять, быть первыми в спорте и где-нибудь ещё. Первое место всегда бывает одно, а желающих его занять – огромное множество, и именно это должны объяснить своим детям родители . И если их дети могут честно и достойно достигнуть пьедестала почёта, то это должно стать результатом упорного труда и желания проявить себя среди достойных соперников. Их таланты и способности должны развиваться в правильном русле. И это не должно поощряться дополнительным денежным вознаграждением со стороны отца или матери, но отметить успех ребёнка за праздничным семейным столом должно и нужно.

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ:

Дети в таких случаях с удовольствием рассказывают о своих отметках, спортивных достижениях и, если у них есть проблемы, пытаются с помощью родителей понять, почему они возникли и как справиться с ними.

В таких семьях и проблемы и радости – всё общее. Дружная семья вместе радуется, и от этого радость становится большой. А когда они вместе огорчаются, то оттого, что огорчение разделяется всеми членами семьи, негативные переживания уменьшаются и вскоре совсем исчезают с семейного горизонта.

ПРАВИЛО ПЯТОЕ:

Они очень чутко воспринимают тонкую грань между правдой и ложью.

Родители сколько угодно могут говорить своим детям о правилах поведения и о том, что нужно им следовать, но все их разговоры и призывы могут оказаться напрасными. Взрослые должны помнить, что прежде всего им нужно самим быть такими, какими стать они призывают своих детей.

Если родители будут говорить одно, а сами всё делать точно наоборот, то дети запомнят не их слова, а поступки.

Если отец будет говорить, что пить и курить вредно, а сам на глазах своих чад будет проделывать всё это, то дети вряд ли поверят ему, видя, что он сам нарушает принципы правильного поведения.

Если мать любит посплетничать и позлословить с соседками, если она не уделяет должного внимания порядку и уюту в доме, может ли она требовать противоположного от своих детей?

В душах детей останется осадок недоверия к таким родителям.

В каждой семье не должно быть двойных стандартов и норм поведения. Иначе дети просто повторят судьбу своих родителей, а доверие к родителям будет утрачено. Поэтому родители должны в первую очередь исправляться сами и таким образом будут исправлять судьбу своих собственных детей. Разве родители могут желать плохой участи для своих детей или хотеть, чтобы дети повторяли их грехи?

Для изменения своего поведения и правильного воспитания детей нужны сила духа и огромное терпение. В Священном Коране Всевышний Аллах призывает людей к терпению и твёрдости духа, которые помогают людям не сойти с верного пути, а милость Создателя ведёт их дорогой Истины.

В заключение следует отметить, что жить по вышеуказанным правилам хорошо потому, что в таком случае жизнь становится правильной, и это делается во благо вас самих и счастливого будущего ваших детей.

Пожелание

Желаю, чтобы каждый это твёрдо знал:

Пусть даже слышит все слова впервые.

Для всех семья – начало всех начал.

Когда семья становится мерилом

Богобоязненности и веры, как одно,

Единое, вобравшее всё слово.

Когда семья – ячейка и звено,

Начало веры, рода и всего родного.

Не совершайте зла, не рвите нить семьи.

Намеренно не разрывайте с ней все связи.

Не даст Создатель благ тому, кто вопреки

Так поступает против Божьего наказа.

Крепите крепче родственную нить.

Свою семью любите, узы берегите.

Живите с миром и семью храните!

Классный час направлен на формирование ценностного отношения и уважения к семье, актуализацию знаний правил поведения в семье. При изучении темы используются следующие контрольные элементы содержания: любовь, дружба, доброжелательность, сопереживание, уважение, эмпатия, забота, мораль, совесть, стыд, вина. В материалах классного часа используются притчи, пословицы, ребусы и загадки.

Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «Семь правил семьи»
или квестом «В поисках семейных сокровищ» для обучающихся 3–4-х классов

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]
Презентация [PDF ] [PPTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [DOCX ]

Цель: формирование представлений о семье, ценностного отношения и уважения к семье, знание правил поведения в семье, понимание необходимости их выполнения.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества, таких как «семья»;
  • мотивация детей к расширению знаний о правилах поведения в семье, о культуре и семейных традициях;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Задание № 1. Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь?

Ответьте на вопросы:

  • Что общего между словами: сладость, лад, лада, ладья, кладезь, клад, ладить, ладонь, оладьи, ладный, млад, мармелад, шоколад, Эллада, разлад?
  • Что означает слово «лад»?

* В словаре В.И. Даля читаем: «Ладом» – «порядком, толком, путём, дельно». Слово «лад» значит ещё «любовь». Ладо, Лада – так называли суженого, супруга. Ладушкой называли любимую. «Лады всего дороже», «Ладый мой, не жури меня».

Посмотрите видеофрагмент .

Подготовьте ответы на вопросы:

  • Что ответил старейшина в письме? Как это всем членам семьи удаётся жить в мире, не ссорясь и не обижая друг друга? Что значит «Ладная семья»?
  • Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы семья была крепкой и счастливой?

* Всего три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. А в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

* Дома должно быть интересно, и семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции – сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверен­ность, оптимизм – создадут то, что мож­но назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, согревает их, дает пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царят хорошее настроение и счастье.

Задание № 3. Разгадайте ребус. Объясните смысл пословиц:

  • «Сердце матери греет лучше солнца»;
  • «Кого не любят, того и не слушают».

Задание № 4 . Прочитайте стихотворение. Найдите семейное сокровище. Это слово дважды повторяется в стихотворении.

Главное в семье – любовь.
Она ведь всё прощает.
Не будет горя и забот у тех,
Кто о любви всё знает.

Ответьте на вопрос: « Почему в семье важно любить друг друга?»

* Только когда в семье царит настоящая любовь, она становит­ся высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и че­ловеческой теплоты.

* Любить, значит, понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит, жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении – вот что значит любить».

Задание № 5. Отгадайте загадки.

Один второму помогает,
Второй по первому скучает.
Один всегда другому рад,
И каждый для другого брат .

* * *

Две девочки в семье у нас,
С них взрослые не сводят глаз,
У них забавные косички.
Они веселые сестрички .

Задание № 6 . Прочитайте стихотворение «Младший братишка» (М. Скребцова).

Ответьте на вопросы.

Задание № 7. Ответьте на вопросы:

  • Как относился герой стихотворения к своему младшему брату?
  • Расскажите, в какие игры старший брат может поиграть с младшим.
  • Как должны поступить старшие и младшие братья и сестры в следующих ситуациях:

Ваши сестра или брат заболели;
- ваши родители поздно возвращаются с работы.

Задание № 8. Разгадайте ребус. Ответьте на вопросы:

  • Как называется это семейное сокровище?
  • Угадайте ребус, вставьте пропущенные буквы в стихотворении:

Что важное в семье – забо та.
Забо та обо всех вокруг.
И принимаем мы заботу
Из бабушкиных добрых рук.

Задание № 9.

Ответьте на вопрос: « Что такое уважение?» Напишите ответ одним словом.

(Даны слова для справок: понимание, обида, доброта, помощь, забота, злость, принятие, дружба, доверие, почитание, терпимость, сотрудничество, хорошие поступки, плохие поступки).

* Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам – ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми вообще и членами семьи в частности.

* В семье, где выстраиваются уважительные отношения (старших – друг к другу и к младшим, а младших – к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь.

Задание № 10. Выберите из предложенных карточек те, которые могли бы войти в «Правила уважения себя и других».

Задание № 11. Разгадайте ребус. Какие еще семейные сокровища вы нашли?

Ответьте на вопросы:

  • Как вы понимаете выражение «взаимное доверие», «общность интересов», «привязанность»?
  • Зачем дружба нужна людям?

* В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Важнейшими признаками дружбы являются взаимопонимание и сопереживание.

Задание № 13. Посмотрите видеофрагмент . Разгадайте ребус.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.

И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Распускаются цветы.

Объясните значение пословиц:

  • «Жизнь дана на добрые дела»;
  • «Доброе слово и кошке приятно».

Что значит быть добрыми, отзывчивыми, чуткими, дружелюбными людьми?

Задание № 14. Прочитайте рассказ «Печенье» (В. Осеева).

При обсуждении необходимо рассмотреть такие понятия как: мораль, вина, стыд, совесть , ответив на вопросы:

  • Какое настроение было у всех вначале? (Веселое ).
  • Почему у мамы и бабушки изменилось настроение?
  • О чем думали бабушка и мама? (О том, что их дети поступили неправильно ).
  • Что предлагаете сделать Мише и Пете? (Попросить у мамы и бабушки прощения .)
  • В чём смысл рассказа?

Почему все найденные сокровища являются семейными ценностями? Придумайте еще одно необходимое слово (или несколько) для ларца семейных ценностей, составьте ребус для него.

  • В хаотичных семьях вырастают подростки с серьёзными нарушениями поведения.
  • Нечеткость правил и норм, их непроговоренность способствует росту тревоги и сбивает с толку всех членов семьи.
  • Нередко дефицит правил, их непонимание становятся главным источниками обид и конфликтов в семье.
  • Самый распространенный пример: мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять её просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие, принятые всеми членами семьи правила, регулирующие обязанности. Для ребенка важно ощущение того:
  • что его чувства и интересы значимы для взрослых и учитываются при принятии каких-либо решений;
  • что он может говорить о своих потребностях, и они будут по возможности удовлетворяться.

Очень важно, чтобы замещающие родители были последовательны в своем поведении и отношении к ребенку.

Для того чтобы ребенок мог лучше контролировать свое поведение, необходимо помочь ему в этом: установить постоянные границы дозволенного. Важно, чтобы эти границы были, с одной стороны, доступны для понимания и выполнения ребёнка, а с другой стороны – ставили рамки его поведению, которое, по мнению родителей, недопустимо. Если выдвигаемые родителями требования противоречивы, они порождают у ребенка внутренние конфликты.

Краткий перечень правил, которые могут быть приняты в семье:

  1. Правило договора.
    Основой эмоционального благополучия семьи является правило договора, которое позволяет гибко реагировать на изменения, справляться с каждодневным стрессом и кризисным ситуациями. Договор может касаться любых сторон жизни семьи, особенно тех, которые вызывают разногласия у её членов. Желательно отвести специальное время и место, чтобы обсудить проблемы и идеи каждого. При этом важно поощрять высказывание ребенка и не критиковать его. Для приемных детей это очень важно. Возможно, ранее у них не было подобной возможности, они только накапливали свои негативные переживания, что мешало их полноценному развитию.
  2. Правило новизны.
    Это правило может быть связано как с новой атмосферой, взаимодействием, так и с пищей. Не нужно заставлять ребенка съедать все и хвалить то, что приготовила мама. Ощущение самоценности матери связано с пищевым поведением детей. Приёмные дети имеют, как правило, своеобразные стереотипы пищевых предпочтений и пищевого поведения. Они, как и все дети, едят то, к чему привыкли. Требование съедать всё будет связано с излишними конфликтами и обидами. Детей необходимо постепенно приучать к новым вкусам.
  3. Распорядок дня.
    Кушать нужно в чётко отведенное для этого время. У детей, воспитывающихся в неблагополучных условиях, плохо сформированы саморегуляция и самоконтроль. Лучше выделить им время на отдых, занятия и питание, чем обижаться и ругать за несоблюдение правила. При этом детям трудно соблюдать четкие временные рамки, поэтому черезмерно экспрессивное реагирование матери на опоздания будет способствовать использованию детьми «лжи во имя спасения себя и матери».
  4. Семейные обязанности.
    Домашние дела должны быть распределены между всеми членами семьи. Зачастую почти все обязанности выполняет мама, всё время жалуется, как на неё «все сели и поехали». Жертвенная позиция матери в выполнении домашних обязанностей связана с неумением членов семьи договариваться о распределении обязанностей. Она может подпитывать у детей стремление к иждивенчеству.
  5. Правило границ.
    Все двери в доме должны быть всегда распахнуты. Ребенок должен чувствовать, что в семье есть доверие и в любую комнату можно войти без предупреждения. При этом ему необходимо иметь свое пространство в доме. Правило соблюдения границ дает возможность получить необходимую автономию, формирует чувство ответственности у детей, способствует их взрослению. Очень важно, чтобы в приемной семье, особенно в первые два года, не создавались условия для недоверия и провоцирования воровства у ребенка. Желательно наиболее ценные вещи спрятать, не разбрасывать деньги по дому, точно знать, сколько их хранится в доме.
  6. Не нужно сразу требовать от ребенка успехов в учебе.
    Связывание престижа семьи и оценок детей в школе может негативно повлиять на принятие приёмных детей, так как практически все они имеют различные задержки в развитии. Самооценка приемного ребенка ещё в большей степени, чем родного, зависит от того, что говорят о нем другие, особенно те, кого он считает для себя значимым. В своей жизни он слышал крайне много высказываний по поводу негативных сторон своей личности, поэтому его образ «Я» часто отрицателен. Выражение вербальной и невербальной поддержки позволяет ему скорректировать самооценку.

Способы обсуждения норм и правил в семье:

  • Лучше всего это сделать за сладким столом (сладкое снимает напряжения).
  • Если ребенок маленький, то желательно продемонстрировать правила в игре, где в качестве членов семьи выступают игрушки.
  • Если ребенок левша, то правила лучше объяснять любому другому ребенку, сидящему с ним рядом. Левше очень сложно усвоить правила, ему легче следовать в их соблюдении за другими.
  • С подростком необходимо обсудить разумность правил, договориться о возможности совместной коррекции требований к нему, заключить контракт об их выполнении.
    Сами члены семьи должны следовать этим правилам. Двойной стандарт в их исполнении способствует дезадаптации ребенка. Для того чтобы в семье царила гармония и понимание, должны быть совместно приняты нормы и правила общения в семье.