Понимаем малыша без слов, или почему плачет новорождённый ребёнок? Почему икает новорожденный малыш? Потребность в физическом контакте с матерью

15.06.2019

Плачем малыш сообщает матери о своих нуждах. Чем быстрее мама поймет язык крохи, тем скорее придет ему на помощь. И тем быстрее могут быть предупреждены отклонения в здоровье новорожденного. Как понять плач ребенка?

Выделяют три основные причины плача детей.

1. Потребность в физическом контакте с матерью

Новорожденные боятся оставаться в одиночестве, нуждаются в защищенности. Именно телесный контакт поможет малышу обрести уверенность. Помимо прикосновений матери малыш нуждается в положительных эмоциях и общении с ней (ее взгляды, мимика, ласковые интонации). Это важно и для развития зрения, слуха, речи и способности ребенка к общению.

2. Физиологические нужны (голод, жажда, сон, мочеиспускание, дефекация)

Ребенок плачет, когда хочет есть. Поскольку для детей, находящихся на грудном вскармливании, в течение первого месяца жизни нет четкого режима кормления, следует кормить «по требованию» - когда плачет. Кормление строго по часам уже более 40 лет не практикуется - оно противоречит процессам организма и может приводить к негативным проявлениям со стороны пищеварительной, выделительной систем, способствовать перевозбуждению.

Плачем малыш может сигнализировать и о том, что замерз. Если у него холодный носик и складочки в локтевом сгибе и под коленями, его нужно немедленно согреть в материнских объятиях. Не спешите кутать ребенка. Достаточно надеть теплые носки и рукавички. Плач может быть связан и с перегреванием: ребенок разбрасывает ручки и ножки, кожа краснеет, на ней появляется мелкая красная сыпь. В таком случае переоденьте ребенка в более легкую одежду или разденьте и устройте воздушную ванну в квартире на 20–30 минут, напоите его кипяченой водой комнатной температуры.

Многие груднички страдают от кишечных колик и скапливания газов в кишечнике. Иногда новорожденный не может опорожнить кишечник сам. Он хныкает и плачет. О нарушениях пищеварения сигнализирует и увеличение животика, прижимание ножек к животу и их резкое выпрямление, сжимание кулачков (обычно в вечернее время, в одни и те же часы, 30 минут ежедневно).

В этих случаях малышу массируют животик, дают травяные чаи или препараты, стимулирующие перистальтику и снижающие газообразование (плантекс, эспумизан детский), используют газоотводную трубку. Хотя важно понимать, что причины колик до конца не определены и основной способ их профилактики - внимание к ребенку. Для этого мама должна следить за своим рационом (если кормит грудью) или тщательно подбирать молочную смесь и своевременно вводить правильный прикорм.

Кроха плачет, если испытывает потребность в комфортном и достаточном сне. Обычно малыш начинает «сообщать» маме о том, что хочет спать, с 2-3 месяцев. Он не всегда могут заснуть сам - маме нужно его укачать или положить рядом с собой (лучше на приставную кроватку-люльку). И хорошо, если у мамы и малыша сложится ритуал отхождения ко сну.

3. Боль, дискомфорт

Плач могут вызывать шум и громкая речь, яркий свет и неудобное положение, колючая ткань или жесткая складка в одежде, мокрая пеленка или подгузник. Эти причины плача легко обнаружить и устранить. А самая нежелательная причина детского плача - патологические состояния, поражения органов, пороки развития, инфекции, аллергия. Тут уж без специалиста не обойтись.

Мнение педиатра

Тамара Казюкова , д.м.н., профессор РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва:

Дети до полугода, особенно находящиеся на грудном вскармливании, менее подвержены многим инфекционным заболеваниям... Но риск заразиться остается, если ребенка берут в общественные места или в доме часто бывают гости, и тем более, если родители, старшие братья и сестры заболевают.

Важно помнить, что люди, контактирующих с малышом, могут его заразить. В этой связи мы специально изучали целесообразность «семейной» профилактики инфекционных заболеваний на примере оциллококцинум и пришли к выводу, что риск заболеть ОРВИ там, где профилактические меры принимаются всеми членами семьи, в эпидсезон снижался до 12,8%.

Правила поведения мамы при плаче ребенка

1. Если малыш заплакал, его нужно взять на руки – так устраняется самая распространенная причина плача - недостаток внимания или контакта с мамой. Если плач продолжается, возможно, малыш сигнализирует о том, что он голоден, хочет пить или ему пора спать или опорожнить кишечник.

Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, нелишне еще раз проверить подгузник и одежду, состояние спального места, посмотреть: нет ли опрелостей или высыпаний.

Пытаясь успокоить ребенка, мама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут, реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Женщине нужно успокоиться и устранить источник раздражения.

Если эти меры не дают результата, значит, причины плача кроются в более серьезном недомогании ребенка, а значит, надо вызывать врача.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Рождение ребенка, первые дни жизни, и его правильное кормление всегда вызывают у молодых родителей массу вопросов.

Младенец кажется настолько беспомощным, что каждое движение, каждый жест в его сторону требует большой осторожности и постоянного контроля. Чтобы помочь вам подготовиться ко всем возможным неожиданностям, связанных с появлением новорожденного, мы и подготовили этот материал.

Тактильный контакт новорожденного с матерью

После того, как малыш появляется на свет, случается самый трогательный и волнительный момент - долгожданное воссоединение ребенка с матерью. В то мгновение, когда женщина прижимает к груди драгоценное дитя, возникает крепкая психологическая связь, которая продлится отныне и до конца жизни.

Специалисты установили, что, отсутствие первого тактильного контакта после рождения затрудняет установление этой важной связи. Женщина дольше привыкает к роли матери, а ребенок может испытывать дополнительный , оказавшись вне привычной обстановки, да еще и без мамы.

Вот почему так важно, чтобы мать взяла ребенка на руки сразу после рождения. Безусловно, когда жизненная ситуация требует срочного вмешательства медперсонала, и речь идет о спасении маленькой жизни, ни о каком тактильном контакте речь уже не идет. И это не означает, что материнский инстинкт и дальнейшая любовь так никогда и не проявятся.

Первые волнительные чувства могут прийти к женщине, но уже в момент выписки, по возвращению домой, в момент или после первой улыбки малыша.

Какие чувства испытывает женщина к новорожденному ребенку?

Нужно понимать, что у разных женщин, процесс принятия своего ребенка может идти по разному. Тоже самое, можно сказать и о ее отношении к нему. Если после родов женщина не в силах заставить себя взглянуть на дитя, это может быть следствием следующих причин:

  • Очень тяжелые, болезненные и затяжные роды.
  • Применение в родах , наркотических веществ.
  • Изначальное гипер-желание или полное нежелание иметь ребенка.
  • Отношения с партнером и его негативная или равнодушная реакция на рождение дитя.
  • Предыдущий негативный опыт рождения ребенка. Женщина связывает его появление лишь с началом трудностей и размышляет о предстоящих проблемах.
  • Особенности характера матери. Она слаба духом, склонна к унынию, истерикам, психологической нестабильности.

Чаще всего, у женщин оказавшихся в родильном зале впервые, чувства, которые возникают после благополучного родоразрешения можно назвать облегчением, а никак не счастьем от того, что ее ребенок наконец-то с ней.

Подобное можно считать нормой, глубокие чувства, привязанность и истинная любовь придут, но немного позже, после того, как женщина оправится от физического и психологического стресса. И это может случиться и через пару недель, и даже через пару месяцев.

Рассказывает Катя, мама Саши:

Я хотела бы испытывать любовь к ребенку, но когда после 12 часовых родов мне вручили на руки крошечную дочь, не было сил даже улыбнуться. Помню, как она смотрела на меня своими разумными глазами, а я была абсолютно безучастна.

Единственное о чем я тогда мечтала, - это закрыть глаза и вообще не шевелится. Когда мы оказались в палате вместе, я не могла понять, что теперь делать с маленьким, беспомощным человечком, который постоянно плакал, капризничал и полностью зависел от меня. Я злилась, на себя, на мужа, на дочку, на весь мир.

Так продолжалось до тех пор пока мы не оказались дома. Там я наконец, смогла как следует отдохнуть и насладиться общением с ребенком. Через несколько дней, держа Сашку на руках, я вдруг ощутила полное блаженство и всеобъемлющее счастье от одной только мысли, что теперь я - мама.

Вот тогда я прижала ее к себе крепко-крепко. Иногда мне хочется сказать своей дочке «прости, за то, что я не любила тебя в первые дни твоей жизни, также сильно, как люблю сейчас».

Как выглядит новорожденный ребенок?

Согласно усредненным показателям, новороженные мальчики немного крупнее и "выше" девочек, их вес составляет 3600г, а рост 52-54 см. В то время как девочки весят 3500г при росте 50-53 см. Понятно, что это всего лишь средние цифры, ваш малыш может родиться с весом чуть меньше 3 кг, либо быть настоящим богатырем с весом 4-4,5 кг. И подобные исключения касается как мальчиков, так и девочек.

Если малыш рождается крошечным, с весом 2400-2700гр, это вовсе необязательно означает, что он слаб. Как правило, миниатюрные малыши довольно быстро набирают вес и к 2-3 месяцам жизни могут весить примерно столько же, сколько и их ровестники, рожденные с большим весом.

Внешний вид только что рожденного ребенка часто пугает молодых родителей, особенно, если ребенок первый. Хотя, безусловно, ваш малыш самый красивый на свете. Только вы еще об этом не знаете!

Тело новорожденного ребенка

Начнем с того, что прежде чем порадовать маму своим появлением, ребенок довольно долгое время обитает в водной среде, соответственно, его кожица немного сморщилась. Кроме того, схватки, которые усиленно выталкивали ребенка, сдавливают его тельце и головку в процессе прохождения родовых путей. Малыш может быть пурпурно красным, а в складочках, покрытым белой первородной смазкой.

У детей, рожденных раньше срока, такая смазка более обильна, у тех, кто родился «вовремя» она может оставаться лишь в подмышечных и паховых впадинах, или под крошечными, но весьма длинными ногтями. Ребенок может вымазаться в вашей крови, или в собственном мекконии (первородном кале).

Ручки и ножки ребенка согнуты, кулачки сжаты, малыш стремится принять «позу эмбриона», к которой он привык и чувствует себя в ней абсолютно комфортно.

Голова новорожденного ребенка

Голова новорожденного гораздо больше других частей тела. Ее окружность 34-35 см. Отдельное внимание следует уделить форме голвы. У детишек, рожденных естественным путем, она не правильно круглая, а скорее, овальная, слегка вытянутая назад. В природе изначально предусмотрена мягкость костей головы плода, для того, чтобы они могли беспрепятственно «смещаться», и накладываться друг на друга в процессе продвижения через узкий родовой канал.

Примерно 2-3 дня, а иногда даже пару недель нужны для того, чтобы форма головки вернулась к исходной, заложенной генетически. Малышам, которые появились на свет благодаря , в этом смысле повезло больше, их головка остается круглой, как и в период пребывания в утробе, тон их кожи ровный, а цвет - приятно розовый.

В первые месяцы жизни головку ребенка нужно поддерживать у основания шеи. Поскольку шейные позвонки еще очень слабенькие, а голова имеет самый внушительный вес по отношению ко всему телу. В принципе, размеры ребенка настолько малы, что он с удовольствием уложит свою голову на ладонь мамы или папы.

На голове малыша можно заметить так называемый передний и задний родничок- пульсирующие "отверстия в черепе, затянутые кожей". По-научному, каждый родничок представляет собой "неокостеневший участок свода черепа, состоящий из остатков перепончатого скелета". Размеры переднего родничка 2,5 - 3см, заднего до 0,5 см. Именно благодаря этой анатомической особенности, кости черепа новорожденного "складываются" в момент прохождения через узкие родовые пути. Полное окостенение родничков происходит примерно к 1-2 годам.

Глаза у новорожденных

В связи с тем, что ребенок подвергался чрезмерному давлению во время родов, а также из-за применения специальных глазных капель, защищающих малыша от инфекций, веки у новорожденных отечные и одутловатые. В течение нескольких ближайших дней, отечность спадет.

Цвет глаз младенца чаще всего голубой или ярко синий. Со временем глазки темнеют, они «закрашиваются нужным» пигментом и приобретают заложенный природой цвет. Если ребенок появился на свет с карими глазами, такой цвет останется неизменным.

Волосы у новорожденных

Малыш может родиться с пышной гривой, либо быть совершенно лысым. Варианты детской прически бывают самыми разнообразными. Длинная челка прикрывают глаза, смешные хвостики болтаются по бокам, затылок абсолютно голый. Это, и то, что волосики на голове ребенка растут повсюду пучками тоже совершенно нормально.

Первые волосы ребенка очень тонкие, они скорее напоминают легкий пушок, нежели привычную структуру "взрослых" волос. Они могут быть прямыми или кучерявыми, темными или светлыми, вне зависимости от наследственности и того факта, что в «вашем роду все кудрявые» или «исключительно брюнеты».

Примерно к одному-двум годам первые волосики постепенно сменятся постоянными, и со временем, малыш приобретет генетически заложенные черты.

Стричь первые волосы вовсе необязательно, от этого их заложенная природой густота и структура никак не изменится.

Половые органы новорожденного ребенка

У доношенных новорожденных деток ярко выражены половые признаки. У мальчиков головка полового члена прикрыта крайней плотью, вариантом нормы считается если плоть приоткрывает головку не полностью. Яички малыша спустились в мошонку, которая слегка увеличена.

Вокруг мошонки, также, как вокруг сосков новорожденного иногда проявляется гиперпигментация кожи. Обычно и отечность и пигментация исчезают через несколько недель после рождения. Также у мальчиков может наблюдаться эрекция, и это не является какой-либо патологией.

Младенцы обоих полов имеют отечную грудь и торчащие соски, а у девочек из груди довольно часто выделяется жидкость схожая с молозивом, выдавливать которую нельзя. Большие половые губы новорожденных девочек полностью прикрывают малые. Иногда из них появляются вязкие розоватые выделения - результат гормональной работы организма матери.

Кожа новорожденного ребенка

Цвет кожи новорожденного может быть как слегка розовым, желтоватым, бурым или и пурпурно красным. Иногда конечности младенца (ладошки и пяточки) имеют синюшный оттенок. Лоб, виски, тельце, плечики ребенка также может быть покрыто пушистыми волосками.

Иногда у новорожденного наблюдаются настоящие «бакенбарды». Часто, подобный факт беспокоит молодых родителей, особенно в случае рождения девочек. Повода для волнений нет, это первые волоски - лануго, они скатаются сами собой и полностью исчезнут буквально через 1-2 недели. У детишек, рожденных раньше срока, лануго могут быть более длинными, и сходят они немного дольше.

Иногда кожа малыша может быть покрыта струпьями, мелкими прыщиками и многочисленными высыпаниями. Не стоит придавать этому значения, со временем это явление полностью исчезнет, а пока стерильная до рождения кожа ребенка адаптируется к внешнему миру. Часто можно заметить на тельце небольшие царапинки, это, еще находясь в утробе, ребенок царапнул себя маленькими, но достаточно острыми ноготками.

Бывает так, что малыш рождается со стигмами или пигментными пятнами. Чаще всего красные пятна проявляются на висках, у основания головы и шеи. Иногда на тельце ребенка проявляются сосудистые образования или . В большинстве случаев, но не всегда, через несколько месяцев такие родовые проявления постепенно бледнеют и исчезают сами собой. Если в момент рождения показались пигментные пятна коричневого цвета, они останутся неизменными.

Из личного опыта:

У меня родилась вторую дочь, я лежала в роддоме и справлялась с ней, что называется «одной левой», спокойно спала рядом с ребенком, кормила и параллельно читала книгу. Я была абсолютно счастлива и наслаждалась материнством. В одной палате со мной лежала молодая женщина, по имени Таня. Роды у нее оказались довольно сложными, она была очень слабой и бледной.

На моих глазах несколько раз Таня теряла сознание. Ей сделали эпизиотомию, поэтому швы болели и передвигалась она с трудом. Малышка у нее была замечательной, и моя соседка, невзирая на боль и слабость, очень старалась быть ей хорошей мамой. С непривычки, конечно, было трудно, поэтому я чем могла помогала.

Однажды к Тане пришел муж, и когда она с гордостью показала ему дочурку, он брезгливо скривился и спросил: «А почему она такая страшная и некрасивая?». Моя соседка сдержанно улыбнулась и ничего не ответила. Мне захотелось убить его на месте. Когда «добрый папа» ушел, Таня плакала целый час. И от того, что ей было больно и трудно, и от того, что самый близкий человек не был благодарен за самый ценный подарок в жизни - их общего ребенка.

Недавно я случайно встретила эту семью. Оказалось, что наши чудесные дочери вместе занимаются танцами. Таня улыбается, ее супруг души не чает в дочери и неприкрыто гордится первыми танцевальными успехами. Через месяц у них родится еще одна «некрасивая» дочь. Я очень надеюсь, что этот мужчина найдет, что сказать своей мужественной супруге, и на этот раз, это будут лишь добрые, благодарные слова.

Внешний вид ребенка меняется буквально на глазах. И уже в момент выписки, вместо «скрюченного червячка» на руках у родителей оказывается розовый младенец. Но толстеньким и пухлым, как с картинки, на радость бабушкам, малыш станет лишь к 4-6 месяцам. Просто подождите!

Новорожденный ребенок икает

Если вы вспомните, то малыш икал и в то время, когда «сидел» в материнском животе. Почему бы ему не икать и сейчас? Принято думать, что икота случается только тогда, когда детям холодно.

На самом деле это далеко не всегда так. Если малыш лежит на мокрой пеленке, голый, а в комнате прохладно, действительно он может начать . Но еще раньше, он заплачет, потому что терпеть подобный дискомфорт не очень-то приятно.

На самом деле икота ребенка случается тогда, когда на его диафрагму давит заполненный желудок. Как только подобное давление уменьшится, икота исчезнет. Никакого вреда в том, что малыш икает - нет. Когда крохе исполнится примерно пол года, вы увидите, как громко он будет хохотать от каждого вздрагивания, вызванного навязчивой икотой.

Температура у новорожденного ребенка

После того, как из родильного зала женщина с новорожденным переводятся в послеродовую палату, молодая мама может заметить на прикроватной тумбочке термометр. Этот предмет является обязательным в послеродовом отделении, поскольку медперсонал рекомендует измерять температуру тела малыша 2 раза в день. Сразу после рождения процессы терморегуляции в организме ребенка не совершенны, он может быстро переохлаждаться и также быстро перегреваться.

Нормальной температурой младенца на протяжении первого месяца жизни считаются показатели в пределах 36,3 - 37,2°С. Опасения должны вызывать лишь показатели выше 37,5°С. Во время бодрствования температура, как правило, выше, нежели в период сна. По мере роста ребенка, центры головного мозга, ответственные за терморегуляцию, будут развиваться, соответственно, и их работа станет более четкой и слаженной. К тому времени выровняется, и в норме, столбик термометра будет подниматься не выше 36,6°С.

Кормление новорожденного ребенка

В первые дни после родов из груди выделяется лишь 3-5 мл молозива. Именно этого объема достаточно для того, чтобы полностью наполнить желудок младенца, больше он просто не сможет принять. Поэтому переживать о том, что ребенок голодный из-за недостаточного количества молока, нет смысла. Как правило, после родов молоко прибывает на 3-5 сутки, тогда уже можно говорить о том, что кроха по-настоящему приступит к еде.

Кормить ребенка нужно постоянно, как только он попросит, а точнее захнычет или всплакнет. Любые попытки кормить ребенка почасово, нужно пресечь на корню. Кормите малыша постоянно, каждые 5, 15, 20, 30 минут. Пусть ребенок спит рядом с вами и сосет вашу грудь.

Многим женщинам кажется, что в период грудного вскармливания они не принадлежат себе, поскольку за ними, как на веревочке, постоянно «ходит» ребенок. Да, это так, но именно грудное вскармливание дает главную основу здоровью ребенка и его будущей счастливой жизни. Поэтому кто-то из вас, то ли взрослая, разумная женщина, то ли крошечный ребенок, должны потерпеть.

Чтобы не волноваться по поводу количества и качества молока, нужно отбросить все эти мысли и принять процесс кормления как данность. Не слушайте никого, а просто кормите своего ребенка, остальное неважно. Имейте ввиду, что как только вы расслабитесь, все наладится. Через пару месяцев у вас появится время для себя, а еще через пол года вы вновь станете выходить в свет. Нужно лишь немного подождать.

Удобные аксессуары для кормления грудью в Мамином Магазине легко наладят питание Вашего малыша, купите:

Новорожденный ребенок срыгивает

В первую очередь, это происходит потому, что новорожденный жадно пытался схватить мамину грудь и наглотался воздуха. Вторая причина еще проще первой - малыш просто переел. Кроха мог настолько увлечься сосательным рефлексом, что не заметил, как «хлебнул лишнего». Обычно ребенок срыгивает небольшое количество молока буквально сразу после кормления. Причем некоторые дети срыгивают по 2-3 раза, а некоторые, вообще, ни одного.

В любом случае, этого не произойдет, если придать ребенку вертикальное положение, или как говорят наши бабушки, «подержать его столбиком». Это важно еще для того, чтобы при срыгивании, излишек молока не попал ребенку в дыхательные пути. Если после срыгивания малыш заплакал, ничего страшного не произошло, просто на секунду он испугался от того, что рвотный позыв помешал ему сделать вдох.

Но, нужно понимать, что нормальные срыгивания ребенка первых месяцев жизни, когда консистенция и запах «возвращенного» молока не изменились - это не одно и тоже с рвотой. При рвоте, молоко сворачивается, приобретает желтоватый цвет и неприятный кислый запах. Если срыгивания, а тем более рвота появляются у ребенка постоянно, обязательно посоветуйтесь с врачом, возможно это прзнаки повышенного внутричерепного давления и малышу необходимо дополнительное обследование.

Стул новорожденного ребенка

В первые дни жизни «походов по-большому» может быть и 10, и 20. Иногда больше, иногда меньше. довольно жидкая, творожистая, а цвет - ярко желтый. Иногда в составе кала можно заметить небольшие плотные комочки, - это результаты процессов переработки материнского молока. Имейте ввиду, что менять нужно сразу же после испражнения, иначе попа малыша покраснеет и покроется опрелостями.

Что касается «малой нужды» этот процесс может происходить 20 - 30 раз в день. Менять подгузник надо не реже 1 раза в 2-3 часа. Нельзя допускать его переполнения и того же негативного воздействия влаги на детскую кожу.

Общение с новорожденным это целая наука, поэтому советуем вам прочитать еще несколько полезных статей, посвященных уходу за новорожденными, и пр.

Купите в Мамином Магазине ,

Проведя многочисленные исследования и наблюдения, психологи доказали, что на самом деле все наоборот.

Дело в том, что ребенку нужно получить определенный набор ощущений и переживаний при взаимодействии с матерью. Если он лишен этого опыта, то просто не сможет гармонично развиваться в дальнейшем. Поэтому большинство современных педиатров и психологов утверждают, что стремление новорожденного находиться на руках у мамы – это естественная потребность, необходимая для его нормального роста.

Ребенок на руках

Мир для новорожденного – это его мама. Во время беременности, особенно в течение последних месяцев вынашивания, тело ребенка находится в амниотической жидкости и сжато стенками матки. Еще не родившийся кроха чувствует себя там тепло, спокойно и уютно. После рождения ребенок словно попадает в совершенно другую вселенную, где ему становится неуютно и страшно.

Ощущения маленького человека разделяются на знакомые по жизни в утробе до рождения и незнакомые. Первые ассоциируются с источником спокойствия и удовольствия, а новые, наоборот, таят в себе опасность и угрозу.

Сохранение прежних ориентиров может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с новорожденным его матери. Ее запах, прикосновения, биение ее сердца и ритм дыхания напоминают крохе комфорт внутриутробного существования и помогают ему вернуть чувство защищенности и спокойствия.
Физический контакт с мамой – это одно из самых важных условий легкой адаптации ребенка, недавно появившегося на свет, к новым условиям внеутробной жизни. Ему необходимо это взаимодействие на протяжении всего дня и в разных ситуациях: когда он не может заснуть, когда ему страшно, когда он хочет общаться и т.д.

Прочная связь мамы и малыша в первые месяцы жизни крохи помогает ему нормально расти и развиваться.
К моменту рождения из 5 органов чувств наиболее развитыми оказываются обоняние и осязание. Именно кожно-мышечные ощущения в первое время после родов являются основным источником впечатлений и положительных эмоций. Тактильные рецепторы расположены по всему телу ребенка, именно поэтому он так чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям, ношению на руках.

Первые дни жизни новорожденного

Природа наделила новорожденного малыша способностью к общению и взаимодействию с окружающими. С первых дней ребенок всячески добивается близости с мамой и привлекает к себе ее внимание с помощью различных звуков, плача (крика) или движений. Важно с пониманием реагировать на каждый «каприз» малыша и стараться удовлетворить его потребности.

В некоторых случаях плач ребенка вызван именно тем, что малыш хочет побыть с мамой. Если она не реагирует на этот призыв и кроха не получает достаточного количества тактильных ощущений – он становится беспокойным, капризным и начинает своим плачем постоянно провоцировать взрослых на взаимодействие.

Дефицит тактильных ощущений от мамы в первые месяцы жизни может привести в дальнейшем к формированию у ребенка различных фобий (страхов), неврозов, нарушениям речи, энурезу (недержание мочи), а также повлиять на его характер и становление как личности.

Чувство, которое формируется у ребенка в самых ранних и тесных отношениях с его матерью, является базовым, на основе которого складываются его дальнейшие взаимоотношения и взаимодействия с окружающим миром.

Малыши, с детства лишенные тепла материнских рук , часто вырастают конфликтными, агрессивными или, наоборот, слишком робкими, неуверенными в себе, необщительными, несамостоятельными и обладают низкой самооценкой.

Психологи выделяют феномен сенсорного голодания, который проявляется у деток, с самого рождения растущих без матери. Наблюдения проводились в домах ребенка, воспитанники которых были лишены материнской ласки , любви и нежных прикосновений. В результате у детей отмечалась задержка психического и физического развития и формирование защитного поведения. Было выявлено, что отсутствие материнской ласки может вести к соматическим расстройствам уже с 2-месячного возраста.

Это еще раз доказывает, что на здоровье ребенка влияет не только правильное питание и своевременный уход, но и возможность эмоционального контакта с матерью. Ее голос, ласковые касания, прижимание к груди являются необходимыми раздражителями для развития коры головного мозга.

Дети, которых носят на руках

Ручной период, как правило, длится от рождения малыша до момента, когда он начинает ползать (6–7 месяцев). С этого времени ребенок хочет познавать все сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках. Продолжительность ручного периода индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями его характера и состоянием здоровья ребенка .

Чем же отличаются детки, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, лишенных этого?

Прикосновения – один из важнейших стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в различные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию.

Ручные дети , как правило, опережают своих сверстников по показателям нервно-психического развития. У них быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой, они раньше понимают чужую речь и успешнее в «производстве» собственной. Кроме того, дети, которых носят на руках , демонстрируют богатство эмоций. Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления ее чувств: улыбку, удивление, радость, озабоченность и т.д. – и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения: отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками.

Прикосновения снимают стресс. Ручные дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола. Мамины объятия не только успокаивают младенца, но и снимают болевые ощущения за счет выработки эндорфинов. Поэтому многие женщины инстинктивно прижимают к себе ребенка, когда он плачет – и малыш быстро успокаивается.

Отмечено, что у детей, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от колик. Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше содержание этого гормона, тем более эффективно происходит переваривание пищи у малыша. Кроме того, мамино тепло согревает животик крохи, снимая боль.

Находясь на руках у мамы , младенцы лучше взаимодействуют с внешним миром и активнее познают его. Во время бодрствования, когда ребенок находится в спокойном состоянии рядом с матерью и не тратит свои силы на плач, он лучше присматривается и прислушивается к окружающим его предметам. С этой высоты младенец может видеть то, что недоступно его восприятию, когда он лежит в кроватке. Если мама ведет активный образ жизни и регулярно носит ребенка, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни.

Постоянный контакт с мамой формирует у ребенка чувство полного доверия к ней, между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Женщина, которая носит своего ребенка на руках , лучше воспринимает его желания, понимает его потребности и вовремя удовлетворяет их.

Язык новорожденных

Только что родившийся младенец не понимает слов. Но это не значит, что с ребенком не надо общаться. Малыш прекрасно считывает язык маминых нежных прикосновений и объятий. Именно на этом языке женщине нужно общаться с ребенком , чтобы донести свои мысли и чувства и вырастить кроху счастливым.
Общение мамы и малыша не должно происходить исключительно во время мероприятий по уходу (кормление, переодевание и т.д.). Состояние телесного комфорта само по себе не вызывает у младенца положительных эмоций, ведь удовлетворение физических потребностей является лишь предпосылкой для них. Сами положительные эмоции возникают только при общении с другим человеком.

Маленьких детей надо брать на руки при любом плаче, когда у них возникает в этом потребность. Для них это является доказательством того, что они любимы и нужны. Как правило, долго плачут и капризничают те младенцы, которые испытывают дефицит внимания со стороны родителей или ощущают недостаток телесного контакта с ними, а не «избалованные ручные» дети.

Если мама не реагирует на плач ребенка, будучи уверена, что он просто капризничает, у малютки слабеет желание сигнализировать о своих потребностях. Он становится пассивным и инертным, развивается эмоциональное отчуждение от матери, растет внутренняя неуверенность в себе и ощущение враждебности окружающего мира.

Если малыш не испытывает приятных переживаний, связанных с общением с мамой, у него наступает эмоциональная холодность, замедляются процессы развития, окружающий мир представляется мрачным, непонятным и страшным, искажается формирование личности.

Если женщина постоянно оставляет призывы ребенка к общению безответными, крохе, не получившему желаемого внимания и тепла, становится трудно выразить свои потребности. Маме с каждым разом все сложнее понять, чего хочет грудничок, все проблематичнее сблизиться с ним, установить доверительные отношения и «настроиться» друг на друга.

При эмоционально положительных отношениях ребенка с мамой у него, напротив, формируется ранняя детская привязанность к матери, помогающая удовлетворить его потребность в любви. На основе этого гармоничного позитивного чувства в дальнейшем складываются все взаимоотношения маленького человека с окружающим миром.

Возможно, вам будут интересны статьи

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.