Пожилые люди осознанно отказываются от заслуженного отдыха и вынуждены выходить на работу, чтобы обеспечить себя необходимыми продуктами, лекарствами, средствами существования. Вопрос повышения пособий всем работающим пенсионерам в 2018 году поднимался неоднократно, но депутаты Госдумы никак не могут прийти к общему знаменателю. Поэтому интересно знать, будет ли с января следующего года индексация, на что могут рассчитывать работники пенсионного возраста, насколько возрастут их средние доходы.
К этой категории относят граждан, которые достигли пенсионного возраста, но продолжают свою трудовую деятельность. Они получают как зарплату в той компании, где трудоустроены, так и выплаты из бюджета, что не противоречит действующему законодательству государства. Из зарплаты трудящихся граждан пенсионного возраста отчисляются налоговые вычеты и страховые взносы, которые приводят к росту суммы пенсионных накоплений и ежегодному перерасчету пенсии.
К числу работающих граждан, получающих компенсацию от государства, относят:
Все вышеперечисленные лица вправе рассчитывать на защиту и поддержку государства. Если говорить о пенсионном возрасте, то в России он на протяжении многих лет остается неизменным. Женщины уходят на пенсию по возрасту в 60 лет, мужчины – в 65 лет. Пособие по выслуге лет получают военные, космонавты, госслужащие, испытатели, летчики, медицинские работники, которые имеют стаж работы на государство более 20 – 25 лет.
Этот документ регламентирует порядок начисления компенсаций тем людям, которые по достижению пенсионного возраста продолжают трудиться. Он имеет много плюсов и минусов. Основные нормы закона:
По мнению государства, отмена компенсаций трудящимся гражданам, имеющим право на государственное пособие, поможет в разы сократить дефицит бюджета и увеличить размер будущей государственной выплаты до максимального предела. То есть, в 2018 году граждане, которые продолжают трудиться по достижению пенсионного возраста, никаких надбавок не получат, поскольку система перерасчета для них отменена. Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году не запланирована.
Правительство России в условиях кризиса, нестабильной экономики, высокой инфляции, резкого изменения курса иностранной валюты по отношению к рублю, повышения цен, постоянно пересматривает пенсионную систему. Работающие граждане пенсионного возраста, как и прежде, получают и заработную плату, и компенсацию от государства, состоящую из фиксированной выплаты, сумма которой 3935 рублей, и страховой компенсации, ее величина зависит от количества баллов и стажа.
Прибавка пенсии в 2018 г. будет произведена всем, кто получает выплаты ниже прожиточного минимума региона, чья зарплата ниже 18000 рублей. Кроме того, такие граждане могут рассчитывать на перерасчет. Его производят по заявлению. В надбавках государство откажет в 2018 г. тем лицам, чья совокупная зарплата за год составит более 1 млн рублей. Сегодня средняя минимальная пенсия - 8803 рубля.
После оформления вознаграждения от государства, порядок его получения следующий:
Получить деньги человек может несколькими способами:
Доставку выплат осуществляют организации федеральной почтовой связи, территориальный орган Пенсионного фонда РФ, банки и другие финансовые организации. За свои услуги оплату они получают в виде определенного процента от доставляемой получателями пенсии. Деятельность организаций, доставляющих выплаты работающим пенсионерам, регламентирует действующее законодательство.
Чтобы быть уверенным в том, что ПФ не ошибся, начисляя и пересчитывая государственную компенсацию, работающие пенсионеры обязаны знать формулу расчета. До внесения изменений в закон она была простая, сейчас усложненная, поскольку требует учета уровня зарплаты, прожиточного минимума, страхового стажа, т.д., поэтому рассчитывать сумму государственного пособия стало сложнее.
Постоянный пересмотр выплат осуществляется, если человек получает дополнительный доход, с которого делаются отчисления в ПФ, это касается государственных компенсаций, выплачиваемых по инвалидности и старости. Различают два способа перерасчета:
Пенсии в 2018 году пересчитывают и в таких условиях:
Опираясь на новый пенсионный проект и другой порядок расчета пенсионных выплат по старости, депутаты Думы внесли предложение отменить перерасчет компенсаций для пенсионеров, которые работают. Но право на перерасчет за гражданами, которые продолжают трудиться, сохранилось. После очередных обращений и споров правительство приняло решение учитывать страховые взносы за работающих пенсионеров, но с соответствующими ограничениями.
После того как человек, продолжающий трудиться по наступлению пенсионного возраста, уходит на заслуженный отдых, ему сразу производят фактический перерасчет государственной компенсации. Если работодатель вовремя подал данные в ПФР, выплата производится в течение трех и более месяцев после даты увольнения в таком порядке:
Компенсация за три месяца, в течение которых производилась индексация, не выплачивается. Если человек трудоустраивается в очередной раз, выплачиваемое пособие не будет уменьшено, а сохранится на уровне нового перерасчета. Возврат средств, которые начислены при индексации после увольнения в случае последующего трудоустройства, не предусмотрен. То есть насчитанная надбавка вычитаться не будет. Последующее увольнение работающих пенсионеров с места работы влечет за собой возобновление права на индексацию.
Пенсии в РФ меняются три раза в год, в феврале повышаются страховые выплаты, в апреле производится индексация социальных компенсаций, в августе – перерасчет доплат для лиц, которые продолжают трудовую деятельность. То есть очередное повышение пенсии работающим пенсионерам в 2018 г. должно быть с 1 августа, но перерасчета не будет в целях экономии государственного бюджета и снижения его дефицита.
Государственные выплаты постоянно пересчитываются с учетом уровня инфляции как не работающим пенсионерам, так и лицам, продолжающим трудиться. Пенсия работающим пенсионерам с 1 января 2018 г. не будет индексироваться. На ее перерасчет граждане могут рассчитывать только после того, как уволятся и уйдут на заслуженный отдых. Это касается и малообеспеченных работающих пенсионеров. Все попытки вернуть индексацию правительство вынуждено отклонить в связи со сложной экономической ситуацией в стране. Когда наступят улучшения, вопрос пересмотрят.
По официальным данным, в этом году планируется рост государственных компенсаций для неработающих лиц пенсионного возраста на 3.7%. Если сегодня средняя пенсия составляет 13657 рублей, то в 2018 году она увеличится на 400 рублей. Работающие пенсионеры никаких надбавок не получат, но их потери будут незначительны. Они смогут накопить баллы, которые позволят в несколько раз увеличить их размер компенсации в будущем. В 2018 году планируется увеличение денежного выражения одного балла до 81.49 рублей. Расчет баллов осуществляется пропорционально зарплате.
Депутаты много внимания уделяли этому вопросу. После очередных дебатов принято решение, согласно которому отмена пенсий работающим пенсионерам не предвидится. Денежную компенсацию получат даже те граждане, заработная плата которых в год превышает 83 тысячи рублей. Единственное ограничение – это отмена индексации. Но если посчитать разницу между выплатами нетрудоустроенным лицам и гражданам, которые отказались уходить на заслуженный отдых, то она несущественная.
С 1 января 2018 г. вступит в силу законопроект, согласно которому работающие пенсионеры получат единоразовое пособие. Его размер составит 5 тысяч рублей. Выплата будет реализована в беззаявительном порядке. Все граждане смогут получить ее в период с 9 по 27 января в день получения ежемесячного пособия. Компенсацию выплатят по особенному графику. Если по объективным причинам человек не сможет получить ее в указанный период, ее выдачу произведут позже.
Существуют такие способы, позволяющие повысить размер пенсии:
Независимо от того, какой из описанных способов выбран, для того, чтобы получить перерасчет пенсионной выплаты, человеку потребуется обратиться в ПФ по месту жительства, написать заявление, приложить соответствующие документы. Если заявление подается до 15 числа текущего отчетного месяца, выплату пересчитают с 1 числа этого месяца, если после 15 числа – с 1 числа следующего отчетного месяца.
Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.
Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.
До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.
При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей
.
Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.
Виды трудовых пенсий:
Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .
Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.
До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).
С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.
Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .
Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.
В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :
Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:
К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.
Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.
Повышение пенсии 2019 году – будет ли еще индексация и на сколько процентов. Читайте на этой странице последние новости о прибавке к пенсиям для работающих и неработающих.
Тема повышения пенсий в России сегодня обсуждается очень активно на всех уровнях. Еще бы! В стране разворачивается очередная пенсионная реформа. Мы еще не успели привыкнуть к так называемым Пенсионным баллам, а их уже хотят отменить. Ну а главное, принято решение о повышении в России пенсионного возраста.
Что ждать теперь сегодняшним пенсионерам (работающим и неработающим)? Какая будет индексация пенсий в 2019 году? Когда поднимут пенсии и на сколько процентов?
Вопросов возникает множество.. А начнем с того, что сказал по поводу повышения пенсий Владимир Путин.
Президент России Владимир Путин за последнее время аж два раза обращался к теме повышения пенсий.
1. Сначала в телеобращении по вопросам пенсионного законодательства он заявил, что «уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7 процентов, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года. В целом, в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей ».
2. А затем в ходе ежегодного послания к Федеральному собранию Путин прокомментировал то, как чиновники исполнили его указание повысить пенсию на 7 процентов. Оказалось, что плоховато. Президент отчитал чиновников и потребовал провести перерасчет:
«…В этом году были проиндексированы пенсии. Но если доход пенсионера превысил прожиточный минимум, ему перестали выплачивать социальную доплату. В результате размеры пенсий практически не увеличились, люди чувствуют себя обманутыми. Необходимо было учесть все нюансы, но сделано этого не было. Возникшую несправедливость надо немедленно устранить. — заявил Путин. — Государство сначала должно довести пенсию до прожиточного минимума, а уже потом проводить индексацию. Нужно пересчитать и вернуть людям деньги, которые они недополучили с начала года… »
Давайте попробуем вместе разобраться, что наворотили власти с индексацией пенсий в 2019 году, и как они планируют исправлять ситуацию?
Указания президента из телеобращения по поводу 7-процентного роста выплат нашли воплощение в бюджете Пенсионного фонда России на 2019 – 2021 годы. В нем прописаны планы индексации пенсий на ближайшее будущее. Но нас в первую очередь интересует, ситуация, которая сложилась с прибавкой в этом году. Расскажем.
Повышение пенсии в 2019 году: прибавка и перерасчет
В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400 – 500 рублей. Так,
Говоря о повышении пенсий в 2019-м, Путин, как мы помним, назвал две цифры:
Но многие поняли слова президента не правильно!
Путинские 7 процентов превратились в 7,05…
С процентами, казалось бы, все понятно.
Президент заявил, что в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7 процентов. В бюджете Пенсионного фонда была прописана точная цифра.
«С 1 января 2019 года страховая пенсия по старости неработающим пенсионерам увеличена на 7,05 процента. В результате среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2019 году составит 15,4 тыс. рублей».
А вот с тысячей вышла закавыка.
…1 000 рублей к пенсии получили не все!
Некоторые пенсионеры подумали, что по 1000 рублей раздадут всем. Но, получив первые выплаты за 2019 год, они были разочарованы. Прибавка у них оказалась менее ожидаемой тысячи. Пенсионный фонд России разъяснил:
прибавка индивидуальна для каждого пенсионера, и ее сумма зависит от размера пенсии!
В этой таблице сайт наглядно показал суммы увеличения пенсии с 1 января 2019 года, исходя из ее установленного размера.
Увеличение размера пенсии, руб |
||
По данным Пенсионного фонда РФ
Как видим, у одних прибавка составила менее 500 рублей, а у других более 1,5 тысяч. Но внезапно вскрылась еще одна проблема.
Некоторые из тех, кто получает пенсию ниже прожиточного минимума вообще не получили прибавки в денежном выражении! То есть индексация-то вроде произошла, но реальная суммы выплаты не изменилась! Как это могло произойти?
Речь идет о тех, чьи пенсии не достигают величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе. Сегодня для них действует специальная мера поддержки: вместе с пенсией они получают социальную доплату так, чтобы суммарный ежемесячный доход достиг прожиточного минимума.
Пенсия + Доплата = Прожиточный Минимум Пенсионера (ПМП).
Что же учудили чиновники с повышением? Все просто.
Как индексировали пенсию самым бедным пенсионерам с января 2019 года
Приведем пример.
Пенсионер, проживающий, например, в Воронеже получал страховую пенсию в размере 8 000 рублей. Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) в этом регионе составляет 8 750 рублей. А потому ему положена Доплата в размере 750 рублей.
В итоге ежемесячно он получает на руки: 8000 + 750 = 8750 рублей.
С 1 января пенсия этого человека за счет индексации на 7,05% выросла на 564 рубля и составила 8564 рубля. Но в денежном выражении прибавку он не ощутил, поскольку на такую же сумму была уменьшена Доплата: 750 — 564 = 186 руб.
Сейчас он продолжает ежемесячно получать на руки все те же 8750 рублей – размер прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в Воронежской области. Только рассчитывается его выплата немного иначе: 8564 + 186 = 8750 рублей.
Как видим, слагаемые в результате индексации пенсий поменялись, а реальная сумма выплат осталась прежней!
Именно о подобной несправедливости говорил Путин в ходе своего ежегодного послания к Федеральному собранию.
Как будут индексироваться пенсии по новым правилам (с учетом прожиточного минимума пенсионера)
Путин сказал: «Государство сначала должно довести пенсию до прожиточного минимума, а уже потом проводить индексацию».
Как вы поняли его слова?
Возможно, кто-то подумал, что государство сначала доведет пенсию бедного пенсионера из Воронежа из нашего примера до прожиточного минимума 8750 рублей, а затем проведет индексацию этого ПМП на 7,05%. И в итоге наш пенсионер будет получать на руки 8750 + 616 = 9366 рублей. Но это было бы слишком хорошо. Чиновники поняли слова Путина иначе.
Они придумали новых механизм начисления ежемесячных выплат тем, у кого пенсия не дотягивает до прожиточного минимума. Разберем его на примере все того же бедного воронежского пенсионера.
Как мы помним, его пенсию в размере 8000 рублей с января 2019 года проиндексировали на 7,05 процента, в результате увеличение составила 564 рубля. По новым правилам, именно эту сумму и прибавят к его сегодняшнему ежемесячному довольствию.
Пенсия до индексации (8000 ) + Доплата до индексации (750 ) + Прибавка, полученная в результате индексации (564 ) = 9314 рублей.
А можно и так:
Размер Прожиточного Минимума Пенсионера в регионе (8750 рублей для Воронежской области) + Прибавка, полученная в результате индексации (564 ) = 9314 рублей.
То есть реальный размер выплат в денежном выражении у него вырастет на 564 рубля.
Что ж, конечно, лучше, чем ничего!
Кого касается новый порядок расчета пенсии?
Речь идет только о тех пенсионерах, чья пенсия не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе!
За какие месяцы будет проведен перерасчет?
По новым правилам будут пересчитаны пенсии за январь и февраль. Перерасчет выплат пройдет беззаявительно. Обращаться в Пенсионный фонд России и подавать какие-либо заявления не нужно.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, традиционно повышаются с 1 апреля. Как мы помним, с 1 апреля 2017 года социальные пенсии были проиндексированы на 1,5 процента, с апреля 2018 года - на 2,9%. В результате индексации средний размер социальной пенсии увеличился на 255 рублей и после повышения составил 9 062 рубля.
Насколько раскошелится наше правительство на этот раз?
О социальных пенсиях Путин ничего не говорил. Сначала, как сообщал Пенсионный фонд, планировались следующие параметры повышения: «Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные, с 1 апреля 2019 года будут повышены всем пенсионерам на 2,4%, среднегодовой размер социальной пенсии при этом увеличится до 9,2 тыс. рублей».
Но в конце февраля вдруг планы изменились!
Минтруд России подготовил проект постановления правительства на этот счет (он размещен на Федеральном портале нормативных правовых актов), в котором планируемый ранее рост на 2,4% усох до 2,0%.
Как мы помним, в 2016, 2017 и 2018 годах страховые пенсии работающих пенсионеров не индексировали. В 2019 году прибавки ждать также не приходится.
Ходили даже слухи о том, что выплату пенсий работающим пенсионерам, в связи с реформой пенсионной системы в России, вообще планируют отменить. К счастью, это только слухи.
Вице-премьер Татьяна Голикова в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1» заверила, что «работающие пенсионеры как продолжали получать пенсию и заработную плату, так и будут продолжать получать и пенсию, и заработную плату».
Впрочем, после прекращения ими трудовой деятельности, суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии будут пересчитаны с учетом всех индексаций, прошедших во время их работы. Перерасчет будет произведен с 1–го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы.
Ну, и конечно, в августе 2019 года работающих пенсионеров ждет перерасчет пенсий по итогам прошлого года.
В августе 2019 года работающих пенсионеров, скорее всего, ждет традиционный беззаявительный перерасчет.
Прибавка к пенсии в результате перерасчета носит индивидуальный характер и зависит от размера страховых взносов, которые работодатель отчислял в Пенсионный фонд за работающего пенсионера в 2018 году.
Календарь индексации пенсий на 2019 год
На основании этой информации корреспонденты сайта сайт составили предварительный календарь повышения пенсии на 2019 год.
Уже с января 2019 года на территории России вступает в силу закон о поднятии возраста ухода на пенсию. Эта информация стала самой обсуждаемой новостью года, и вызвала волну недовольства среди граждан. Примечательно, но данный законопроект был утверждён уже в первом слушании, хотя через месяц по центральному телевидению выступил президент Владимир Путин, который пообещал смягчение проводимой реформы. Несмотря на это, многие соотечественники не понимают целей изменения возрастных показателей для оформления пенсии и порядка проведения инноваций. Попробуем разобраться в ключевых аспектах.
Скачать для просмотра и печати:
Начиная с будущего года, последовательность ухода на заработанный отдых изменится для подавляющего большинства россиян. Согласно принятому депутатами Госдумы законопроекту, мужчины будут продолжать работать до 65 лет, женщины отдохнут только в 60 лет. Отметим, что в своём телеобращении президент страны пообещал скорректировать проводимую реформу, снизив возрастной критерий для женской половины населения на три года. И в итоге закон был принят с президентскими поправками, за которые проголосовали все депутаты единогласно.
Здесь нужно уточнить, что реформа будет проводиться модульно, с разбивкой на несколько этапов. Так, в первые 2 года после вступления закона в силу будет действовать льготный период, позволяющий уйти на пенсию на полгода раньше обозначенного срока. Далее запланировано ежегодное повышение на 12 месяцев. В результате, новый пенсионный порог будет достигнут уже к 2023 году и сохранится на этом уровне в дальнейшем.
Для большей наглядности, приведём таблицу, где продемонстрируем, как будет изменяться пенсионный возраст в ближайшее время.
Год | Возраст выхода на пенсию | |
Мужчин | Женщин | |
2019 | 61 | 56 |
2020 | 62 | 57 |
2021 | 63 | 58 |
2022 | 64 | 59 |
2023 | 65 | 60 |
Начнём с того, что граждане, которые уже находятся на пенсионном обеспечении, будут получать полагающиеся им выплаты в полном объёме. Это правило касается назначенных ранее социальных льгот и выплачиваемых пособий. Единственное, что заметят пенсионеры - это повышение ежемесячных выплат, и этот рост, по мнению правительства, должен впервые превысить темпы инфляции.
Вносимые в порядок пенсионного содержания корректировки коснутся в основном граждан предпенсионного возраста, которые будут выходить на заслуженный отдых на 5 лет позже. Особенно это заметят россияне, у которых нет страхового стажа и они претендуют на получение соцпенсии. Здесь поднятие возраста будет довольно заметным. В частности, за таким обеспечением мужчины смогут обращаться после 70-летия, женщины - когда достигнут возраста 85 лет.
Обоснованиями для повышения возрастного ценза можно выделить два ключевых момента: экономическую и демографическую составляющую.
В экономическом плане, повышение возрастного порога должно положительно отразиться на росте самих пенсий. По словам главы Минфина Антона Силуанова, после поднятия возраста индексирование пенсий должно обогнать темпы инфляции. По мнению политика, это должно произойти уже в 2019 году, на первой стадии проведения реформы.
Эти слова косвенно подтвердил и Дмитрий Медведев, пообещавший пенсионерам усредненную прибавку в 1 000 рублей ежегодно.
По факту же уже заявлено сотрудниками ПФР, что реальные параметры прироста пенсии будут варьироваться в зависимости от изначального размера пенсии получателя. А 1000 р. — это ожидаемый средний показатель увеличения пенсий за 1 год
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Если рассматривать реформу сквозь призму демографических тенденций, то ключевым мотивом становится увеличение протяжённости жизни среди населения. Согласно сведениям Росстата, мужчины стали жить дольше на 8,5 лет, дамы - на 5,4 года. Однако подобное долголетие дестабилизирует пенсионную систему в целом. Например, в середине 70-х на одного пенсионера приходилось в среднем 3,7 трудящихся. Сегодня это соотношение снизилось почти в 1,5 раза.
Нельзя не отметить, что здесь приведено приблизительное соотношение числа пенсионеров и трудоспособного населения страны. Если брать в расчёт факт, что многие граждане занимаются фрилансом и не делают страховых отчислений, реальные цифры будут заметно ниже: примерно 1,3 работающих граждан на каждого пенсионера.
Выше упоминалось, что поднятие возрастной планки будет проводиться постепенно, и в целом этот переход охватит 10-летний период: завершение запланировано на 2028 год, когда установленный возраст будет повышен для большинства граждан.
Однако пока этого не произойдёт, для многих людей остаётся непонятным, когда именно им обращаться за назначением пенсии. Первая стадия реформы затронет мужчин, родившихся в 1959 году, и женщин, появившихся на свет в 1964. Для наглядности примера приведём таблицы, где продемонстрируем, кому и когда обращаться за пенсионным обеспечением.
Таблица 1
Мужчины |
||
Год рождения | Год обращения за пенсией | |
1959 (первая половина) | 2019 (второе полугодие) | 60.6 |
1959 (вторая половина) | 2020 (первое полугодие) | 60.6 |
1960 (первая половина) | 2021 (второе полугодие) | 61.6 |
1960 (вторая половина) | 2022 (первое полугодие) | 61.6 |
1961 | 2024 | 63 |
1962 | 2026 | 64 |
1963 | 2028 | 65 |
Таблица 2
Женщины |
||
Год рождения | Год обращения за пенсией | Полных лет на момент обращения |
1964 (первая половина) | 2019 (второе полугодие) | 55.6 |
1964 (вторая половина) | 2020 (первое полугодие) | 55.6 |
1965 (первая половина) | 2021 (второе полугодие) | 56.6 |
1965 (вторая половина) | 2022 (первое полугодие) | 56.6 |
1966 | 2024 | 58 |
1967 | 2026 | 59 |
1968 | 2028 | 60 |
Такая возможность действительно предполагается. Проводимая реформа не коснется персонала предприятий, задействованного на потенциально опасных производствах. Сюда относятся:
Помимо этого, реформации не затронут социально незащищенные слои населения. В частности:
С полным перечнем категорий граждан, которых не затронет пенсионная реформация, можно ознакомиться
Кроме того, обратиться за пенсией и единовременными выплатами по старым возрастным критериям смогут люди, выбравшие накопительный вариант пенсионного обеспечения. Также ранее общеустановленного возраста смогут выйти на пенсию многодетные матери, родившие и воспитавшие 3-х детей - в 60 лет, а при наличии 4-х - в 56.
Для этого руководящего звена поднятие возрастного порога было обозначено ещё в 2017 году. Согласно принятой норме, для служащих муниципалитетов, чиновников регионального и государственного уровня, повышение вводится постепенно, с полугодичным шагом. Так будет продолжаться, пока не будет достигнута планка 60 и 65 лет, женщинам и мужчинам соответственно.
Начиная с 2020 года, поднятие порога будет проходить соразмерно: на 12 месяцев каждый год. В результате повышение возраста госслужащих будет происходить параллельно общей пенсионной реформе.
Вводимые изменения затронут и «досрочников», которые наделены правом обращаться за назначением пенсионного содержания раньше установленных законом сроков. Рассмотрим основные положения.
Термином «спецстажа» обозначается определённая трудовая деятельность при особых условиях работы или для представителей определённых профессий. После перехода на новые рельсы пенсионной реформы, спецстаж останется для:
Сегодня специальный стаж варьируется в пределах 15-30 лет. Однако, несмотря на отсутствие изменений, для перечисленных категорий предполагается поэтапно откладывать сроки обращения за назначением пенсии.
В частности, год, в котором указанные выше лица выработают спецстаж, будет зафиксирован, а назначат «досрочную» пенсию по истечении определенного временного отрезка. В 2019-2028 гг. фактический срок обращения за пенсией будут переносить на 1-5 лет. Выработавшие спецстаж в 2028 г. и позже, обретут реальную возможность обратиться за назначением страховой пенсии спустя 5 лет с момента выработки данного стажа.
Что касается остальных льготников, претендующих на пенсию по выслуге лет, то о них в пенсионном законе ничего не сказано. Следовательно, логично предположить, что их льготы будут полностью или частично упразднены.
С учётом общепринятых требований к трудовому спецстажу, возраст для выхода на пенсию для граждан, работающих на Крайнем Севере и аналогичных территориях, будет продлён на 5 лет. В частности, мужчины смогут претендовать на получение денежного содержания в 60 лет, женщины - в 55.
Для медперсонала, преподавателей и представителей творческих профессий предусматривается иной порядок. В частности, для этой категории граждан будет отсрочен срок оформления пенсии на 5 лет.. Например, после того, как спецстаж, нужный для выхода на пенсию, будет выработан, он регистрируется, а право на получение пенсионного обеспечения появляется спустя установленный срок.
К примеру, педагогам необходимо 25 лет выслуги в детских учреждениях вне зависимости от их возраста и пола. Если преподаватель в 2021 г. выработает необходимый стаж, то по факту пенсию ему назначат только через 3 года, т.е. в 2024 г..
Новыми «досрочниками»
станут:
неработающие предпенсионного возраста, которые не могут трудоустроится по независящим от них причинам — в 58 и 63.
Важно! Несмотря на поднятие возраста, право на получение социальных льгот для пенсионеров пересматриваться и изменяться пока не будет. В частности, оформить полагающиеся льготы можно будет в 55 и 60 лет.
«Социалка» полагается гражданам, которые официально не трудоустраивались и не имеют необходимого для назначения страховой пенсии стажа. До принятия закона о реформациях такие люди могли обращаться за пенсией на 5 лет позднее, чем работающие соотечественники.
В 2019 году эта тенденция сохранится, но возраст для назначения «социалки» будет также увеличен. Теперь женщины, у которых отсутствует необходимое число лет страхового стажа, смогут обращаться за пенсией после наступления 65-летнего возраста, мужчины - после 70 лет.
Что касается инвалидных социальных выплат, то такие пенсии будут оформляться, как и прежде.
Для этого нужно учитывать следующие факторы:
При этом нужно учитывать, что первые два года после проведения реформы у граждан имеется право льготного выхода на пенсию на полгода раньше предусмотренных сроков. Например, этим правом могут воспользоваться мужчины, которым нужно выходить на пенсию в 2021-2022 гг. Эти граждане родились в 1960 году, поэтому смогут выйти на заслуженный отдых уже в 61,5 год. Однако если у такого гражданина имеется трудовой стаж, превышающий 42 года, то назначение пенсии с учётом льгот произойдёт уже в 60 лет.
Выше мы указывали, что есть определённые категории граждан всеобщее повышение пенсионного возраста не затронет. Это коснется работников, задействованных на тяжёлых и опасных производствах, а также для отдельных категорий «досрочников», которые получили данное право по медицинским или социальным показателям.
Кроме того, особую привилегию в виде 25% надбавки к пенсии получили жители сельской местности, трудившиеся в с/х не менее 30 лет.
Правительство обещало, что после проведения реформы средний размер пенсии по стране будет увеличен на 1 000 рублей. Данная цифра была озвучена Дмитрием Медведевым, эту сумму упоминала в своём интервью и Тамара Голикова. Однако будущим и нынешним пенсионерам осталось непонятным, как именно будет происходить индексация пенсий.
Уже заявлено, что индексация будет производиться ежегодно в январе только до 2024 г.
Речь идёт о ежемесячном повышении пенсий, но не на 1 000 рублей, и не всем. В частности, согласно действующему законодательству, индексация проводится ежегодно с 1 февраля. В 2019 году предполагается проиндексировать текущие выплаты на 7,05% в январе.
В последующие годы ближайшей пятилетки индексация запланирована в меньших размерах и тоже в процентном отношении в пределах 5,5-6,6%
Возникает резонный вопрос: если показатели индексации так разнятся — откуда же берется та самая озвученная прибавка в 1000? Ответ прост: как всегда, подразумевались усредненные данные.
Если брать за исходную величину средний размер выплат по регионам, который составляет 14 000 рублей, то ежемесячная прибавка выйдет порядка 1 000 рублей, что и было озвучено чиновниками из аппарата правительства.
Однако если вчитываться в разъяснения представителей Правительства РФ более детально, то прибавка все-таки обещана не ежемесячная, а ежегодная. Что более логично и правдоподобно, поскольку уже заявлено, что страховые возрастные пенсии для неработающих будут индексироваться 1 раз в год в январе. Таким образом, получается, что возрастание пенсий гипотетически будет происходить ежегодно: в начале каждого года и больше в течение ближайших 12 месяцев пенсия граждан расти не будет. А это значит, что фактическая ежемесячная прибавка к пенсии в среднем составит 83,3 р.
То есть, фактическая прибавка мало того, что будет не ежемесячная, а ежегодная, так еще и не в фиксированном размере, а в процентном соотношении к изначальному размеру пенсии получателя. И здесь нынешних пенсионеров ожидает новый виток социальной несправедливости: прибавка будет больше у тех, кто и ранее получал пенсию больше. А те, у кого пенсия изначально меньше, смогут рассчитывать лишь на минимальную прибавку.
Таким образом, если человек получал минимальную пенсию, которая в целом по РФ сейчас находится на уровне 8.726 р., то его прибавка в 2019 г. соответственно составит 615 р. 18,3 коп. и он будет целый год получать пенсию в размере 9.341, 183 р. Далее в 2020 г. прибавка будет 615 р. 51,8 коп. Пенсия станет 9.956,701 р. В 2021 г. прирост составит 627 р. 27 коп. и пенсия будет на уровне 10.583, 97 р. В 2022 г. прибавка — 613,87 р., пенсия — 11.172, 84 р. В 2023 г. прирост — 614,51 р., пенсия — 11787,35. В 2024 г. прибавка — 636,52 р., пенсия — 12.423, 87 р.
Реальный рост пенсии на конкретно взятом примере составит за весь реформационный индексируемый период всего лишь 3697,87 р.
Если же человек получает изначально пенсию меньше федерального или регионального прожиточного минимума (к слову, федеральный, как раз на середину 2018 г., составляет 8.726 р.), то его пенсию в любом случае доводят до уровня прожиточного минимума в целом по стране и региону проживания. А т.к. фактическая индексация для таких людей будет еще меньше, чем в выше обозначенном примере, то это все равно будет в большинстве случаев меньше ПМ. А значит, такую пенсию все равно доведут до уровня ПМ и по факту никаких изменений с пенсией в реальном денежном выражении не произойдет. Все будет происходить только “на бумаге”.
Это означает, что в действительности ощутимую прибавку, приближенную к озвученным Правительством РФ цифрам, получат только те неработающие пенсионеры, у которых уже назначена страховая пенсия по возрасту — с размером от 14 тыс. 300 р.
Получателями такой прибавки будут только те пенсионеры, которые уже получают страховую пенсию и при этом не работают (во всяком случае официально). А это значит, что людей, получающих социальные пенсии, в том числе по гособеспечению, январская индексация не коснется.
Всем, кто получает страховые пенсионный выплаты по возрасту — платежи будут проиндексированы в январе. Еще раз уточним, что размер прибавки будет зависеть от фактического размера выплат на момент индексации. Например, если гражданин получает среднюю пенсию в 14 000 рублей, то с учётом индексации в 7,05%, он будет получать на 980 рублей больше. Прибавка будет единовременной, но пенсия в 14 980 рублей будет выплачиваться до следующей индексации.
Если гражданин получает пенсию в 10 000 рублей, его прибавка составит 700 рублей, если пенсионное содержание 20 000 рублей - полагается доплата в 1 400 руб.
Такая цифра тоже была озвучена, что внесло ещё больше недопонимания в индексацию пенсий и повышение выплат. Отметим, что на ежегодную суммарную прибавку в 12 000 рублей могут рассчитывать пенсионеры, размер денежного содержания которых равен среднему размеру пенсий по стране - 14 000 рублей. Граждане, которые получают 10 000 рублей, получат общую прибавку в 8 400 руб.
Уточним, что речь идёт не о разовых выплатах. Ежегодное повышение пенсий будет достигнуто увеличением ежемесячной выплаты.
Более того, в действительности правительством было заявлено, что к концу реформирования (переходного периода) средняя прибавка к пенсии достигнет 12.000 р. То есть, обозначенного увеличения, скорее всего, надлежит ждать по итогам пенсионной реформы после 2028 г.
Уже озвучена запланированная индексация на большую часть реформационного периода — 2019-2025 гг. В 2019 г. СПК и фиксированная пенсионная выплата увеличатся на 7,05%, до 87,24 и 5.334 р. В 2020 г. эти же показатели планируется увеличить на 6,6%, в 2021 - на 6,3%, в 2022 - на 5,9%, в 2023 г. - на 5,6%, в 2024 - на 5,5%. Именно эти цифры должны обеспечить ежегодный пенсионный рост выше гипотетической инфляции и доведение средних пенсий до 20.000 р. к концу указанного 6-летнего периода. Таким образом, вышеобозначенные выводы были сделаны абсолютно верно.
Внимание! В конце 2018 г. вышло правительственное распоряжение о досрочной выплате январских пенсий в декабре 2018 г. Люди, уже получающие пенсии, должны получить свое январское пенсионное обеспечение за 2019 г. в 20-х числах декабря 2018 г.. Такие меры приняты ввиду предстоящей индексации и январских праздников.
Поднятие возраста позволит уравнять соотношение числа пенсионеров и работающих граждан. В результате индексация пенсионного обеспечения позволит обогнать рост инфляции, что и послужит тенденцией для увеличения размера пенсионного содержания.
Эту категорию граждан индексация пенсионного обеспечения не затронет. Как было раньше, размер пенсий будет пересчитываться с учётом всех повышений лишь тогда, когда гражданин официально прекратит трудовую деятельность.
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
2017 год ознаменовался внесением изменений в пенсионное законодательство . Корректировки коснулись, в первую очередь, величины выплат и порядка их назначения для отдельных граждан. Рассмотрим далее новые изменения в пенсионном законодательстве.
Первые изменения в в 2017 г. связаны с приостановленными положениями, относящимися к индексации сумм. Они снова начали действовать. Как обещал премьер-министр, величина социальных и страховых выплат будут проиндексированы в полном объеме.
Предусмотрены изменения в пенсионном законодательстве для военнослужащих . Выплаты этим гражданам также будут увеличены, однако точная величина повышения неизвестна.
С 1 января закон, устанавливающий увеличение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и 65 - для мужчин, вступил в действие. Предполагалось, что эти коснутся только чиновников. Однако в связи с наличием дефицита бюджета, восполнение которого идет крайне медленно, активно обсуждается вопрос о повышении возраста выхода на пенсию и для других граждан. Эта идея вызвала широкий резонанс в обществе. Правительство, однако, обещает, что активные действия в этом направлении не будут предприниматься до 2018 г.
Среди ключевых изменений в пенсионнм законодательстве с начала 2017 г. можно отметить следующие:
После реформы, проведенной в стране в 2015 г., изменился порядок расчета сумм. Соответственно, пенсионные взносы, перечисляемые в страховую часть, стали учитывать в виде индивидуальных коэффициентов (баллов). При выходе гражданина на пенсию их переводят в рубли.
Как устанавливает 8 статья ФЗ № 400, при гражданину нужно иметь не меньше 15 лет стажа и 30 баллов.
Данные требования, однако, Правительство решило вводить постепенно. Так, величина баллов с 6,6 будет увеличиваться ежегодно на 2,4. Необходимый стаж будет повышаться на год также ежегодно.
С 01.01.2017 вступил в действие ФЗ № 143. В нем существенно ужесточены требования к пенсионному возрасту. Как выше говорилось, для женщин он будет равен 63, для мужчин - 65 годам. При этом стаж госслужбы должен быть не меньше 20 лет.
Эти будут реализовываться постепенно. На 2017 год для выхода на пенсию женщины должны быть в возрасте 55,5, а мужчины - 60,5 лет. Стаж госслужбы должен быть 15,5 л.
Повышение возраста выхода на заслуженный отдых связано с постоянным увеличением прироста населения и продолжительности жизни граждан. В настоящее время в среднем продолжительность жизни составляет 72 года. Если экономическая ситуация в будущем будет складываться благоприятно, то этот показатель еще больше увеличится.
Согласно изменениям в пенсионном законодательстве , взносы по ОПС (обязательному пенсионному страхованию) для граждан, работающих "на себя", отчисляются в фиксированном размере. Он определяется ежегодно исходя из величины МРОТ.
С июля 2016 г. минимальный размер заработка составил 7500 р. Соответственно, нотариусы, адвокаты, иные частнопрактикующие лица, а также ИП должны отчислить в ПФР 23 400 р. за 2017 г.
Определение этого показателя необходимо для приобретения права на получение социальной доплаты.
Как отмечал Минэкономразвития, предполагается снижение стоимости потребительской корзины. Соответственно, величина прожиточного минимума также уменьшится. Она, в свою очередь, тесно связана с размером пенсионного обеспечения. Социальные доплаты предназначены для приведения суммы пенсии в соответствии с прожиточным минимумом.
В законе о бюджете предусматривалась величина ПМ в сумме 8540 р. Между тем в регионах этот показатель существенно варьируется в зависимости от разных условий, в том числе климатических.
Стоит сказать, что , касающиеся размера прожиточного минимума, распространяются на граждан, которые начали получать пенсию в 2017 г. Для остальных лиц выплата будет прежней (более высокой).
Она была введена в связи с отсутствием достаточного объема бюджетных средств для индексации. Действие некоторых принятых ранее положений было приостановлено. Вместе с тем Правительство решило провести частичную индексацию пенсий - на 4 %. Учитывая уровень инфляции, такая мера оказалось недостаточной. Но и средств в бюджете на пересчет в полном объеме не было.
Для компенсации потерь Правительством было решено осуществить фиксированную выплату в размере 5 тыс. р. Эта сумма полагалась всем лицам, являющимся на 31 декабря 2016 г. пенсионерами.
Реализация этих изменений в законодательстве Пенсионного фонда не сопровождалась какими-либо сложностями. Порядок получения доплаты гражданами был упрощен. Пенсионерам не нужно было обращаться в ПФР с заявлением. Выплаты были произведены по графику с 13 по 28 января. При этом в некоторых случаях выдача компенсации совпала с получением пенсии.
Если доставка пенсии на дом не производилась, пенсионеру направлялось уведомление, по которому выплату можно было получить в территориальном почтовом отделении.
Изначально было установлено, что социальные и пенсионные выплаты ПФР должны каждый год увеличиваться в связи со снижением покупательской способности, обусловленного повышением уровня инфляции. Порядок индексации устанавливается в зависимости от выплаты:
Индексация в 2016 году была проведена только на 4 % при уровне инфляции за 2015 г. 12,9 %. Однако в конце 2016 г. Правительство пообещало восстановить порядок увеличения выплат. Для реализации обещания в проект бюджета были заложены необходимые средства.
Трудовая (страховая) часть выплаты повышается посредством индексации стоимости одного пенсионного балла и фиксированной выплаты. На 01.02.2016 показатели были следующими:
По прогнозам Минэкономразвития и Минфина, уровень инфляции должен был составить 5,8 %. В этом случае величина индексации ИПК должна быть 1,058. Но, согласно опубликованным данным Федеральной службы госстатистики, индекс цен на 2016 г. составил 5,4 %.
Учитывая показатели, заявил, что пенсионного балла составит 1,054, размер стоимости ИПК - 78,28 руб., а фиксированной выплаты - 4805,11 руб.
В законе о бюджете ПФР отмечалось, однако, что на 01.04.2017 стоимость балла составит 78,58 руб. Соответственно, необходима вторая индексация пенсий. В совокупности, общее повышение должно составить 5,8 %. С первого апреля в результате страховую пенсию дополнительно увеличили на 0,38 %. Размер фиксированной выплаты остался при этом прежним - 4805,11 руб.
Новости из Госдумы особой надежды на повышение пенсий для граждан, завершивших службу, не внушают. Стоит сказать, что увеличение обеспечения для этих лиц не осуществлялось надлежащим образом довольно давно.
Повышение пенсии происходит за счет увеличения оклада, понижающего коэффициента и индексации страховой части на показатель прошлогодней инфляции. Такой порядок действует для пенсионеров МВД, МЧС, ФСИН и ряда других ведомств.
В 43 статье ФЗ № 4468-1 предусмотрен к ДД (денежному довольствию) в размере 54 %. Он применяется при начислении пенсии и должен каждый код повышаться на несколько процентов до достижения 100 %. Предполагалось, что такая величина будет установлена в 2035 г. В течение последних 2-х лет, таким образом, этот коэффициент был равен:
Однако, по заявлению Антона Силуанова, федеральный бюджет может не выдержать такого повышения, следовательно, вопрос индексации нужно решать аккуратно. Тем не менее в 2017 г. военные пенсии были все же повышены за счет коэффициента, которых достиг 72,23 %.