Детские развивающие игры от 1. Развивающие мультфильмы для малышей. Игры, развивающие физические данные ребенка координацию, силу и ловкость

10.05.2019

В далёкой древности дети росли без игрушек, развивающих книг, мультфильмов и занятий. Образ жизни древнего человека был таков, что абсолютно все делалось руками, и ребенок с рождения был включён в повседневные дела племени. Современная жизнь устроена иначе: не нужно охотиться на мамонтов, плести корзины, мастерить орудия, шить одежду. Стирает стиральная машина, обед варится в мультиварке, одежду и продукты мы покупаем в магазине. Именно поэтому современным родителям не избежать того, чтобы придумывать для своих карапузов занятия и игры. В каких-то занятиях обязательно присутствие взрослого, а какие нужны как раз для того, чтобы взрослый мог выкроить время на свои дела.

Как развлекают младенца

Пока малыш маленький, игры и занятия с ними очень просты. Кроху возрастом до года можно легко увлечь яркой погремушкой. Этот возраст больше всего связан с развитием разных ощущений. Малышу интересно всё: щупать, слышать, видеть, облизывать. Именно на знакомство с разными ощущениями лучше всего и направить свои усилия.



Можно вместе с крохой перебирать тряпочки разных фактур, нажимать на кнопки музыкальной игрушки, рассматривать крупные картинки в книжки. Иной раз мама может и отлучиться от ребёнка, оставив его с вращающимся или в развивающем коврике, где можно много всего потрогать и порассматривать. Однако к концу первого года жизни ребенок осваивает перемещение в пространстве: либо он уверенно и очень быстро ползает и встаёт у опоры, либо пытается делать первые шаги. С этого момента его интерес все больше направлен на изучение окружающего мира, и маме необходимо озадачиться новыми идеями занятий для крохи.

Проводим время вместе с малышом возраста 1-2 года

В возрасте 1-2 лет лучшим партнёром по играм является мама. Конечно, компания сверстников ребёнку тоже будет интересна, но развиваются дети именно в процессе совместной деятельности со взрослым. Чем же можно заниматься с ребёнком?

  • Пускаем мыльные пузыри . Обычно все малыши очень любят наблюдать, как летают разноцветные мыльные пузыри и смотреть за «волшебством» превращения воды в разноцветные переливающиеся пузыри. Им будет интересно, откуда берется столько лопающихся шариков, и ребенок обязательно захочет попробовать сам выдувать мыльный пузырь. Это занятие может растянуться, пока не кончится раствор в бутылочке.
  • Художественное творчество. Годовалый малыш с удовольствием порисует пальчиковыми красками, в 2 года ребенок уже вполне справится с жидкой гуашью, акварелью, карандашам и фломастерами. Маме нет смысла активно участвовать в процессе рисования: пусть ребенок сам изучает свойства красок, смешивает цвета и делает собственные открытия. От взрослого в этом процессе требуется лишь правильно организовать «рабочее место» художника и немного направлять его действия.

Творческие занятия с малышами от 1 года — рисование пальчиковыми красками

  • Лепка. Предложите малышу тесто для лепки или обычный мягкий пластилин. Можно показать крохе, как скатать шарик, колбаску, как сделать лепёшку. Не стоит требовать конкретных результатов или учить ребёнка лепить конкретные формы: малышам всегда интересно самим изучать свойства материала. Плюс такого занятия — развитие моторики.

Лепим из теста для лепки

  • Чтение книг. Дети 1-2 лет ещё не способны воспринимать длинную прозу и улавливать сюжетную нить. Как бы мы не любили сказки, 1-2 года – это возраст стихотворений и рифмы. Небольшие стихотворения на понятные и известные ребёнку темы будут в самый раз. Родителям при этом можно не «изобретать велосипед», и отдать предпочтения классике детской литературы. Еще, детки очень сильно любят специальные музыкальные детские книги.
  • Ролевые игры. Примерно в 1,5 года у малышей просыпается интерес к ролевым играм. В такой игре ребенок подражает взрослому, выполняя те действия, которые ежедневно наблюдает сам. Самые популярные сюжеты у малышей – накормить куклу, запеленать ее, покатать в коляске, уложить спать. Правда, многие манипуляции крохе ещё недоступны, поэтому без помощи мамы не обойтись. Чем старше ребенок, тем более «продвинутыми» становятся сюжеты его игр.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Активные игры. Без них не должен обходиться ни один день с ребёнком. Не сидеть же постоянно за столом с кисточками, пластилином и книжками?! Обязательно нужно побегать и попрыгать, размяться. Например, можно развлечь малыша игрой в догонялки. Если ребенок ещё не умеет не то, чтобы бегать, но и уверенно ходить – можно покатать на полу мячик, попрыгать на фитболе.

  • Играем в игрушки. Недостаточно заставить всю детскую разными игрушками. Осваивать их ребенок может только со взрослым, поэтому мамам и папам обязательно нужно включаться в такие игры. Для малышей 1-2 лет идеально подойдут кубики, пирамидки, музыкальные инструменты, рамки с вкладышами, конструкторы с крупными деталями.

Игрушки для ребенка 1-2 года

  • Воздушные шарики. Детки обожают играть с воздушными шариками. На шарике можно рисовать, можно надувать и, не завязывая, отпускать – он будет очень весело и быстро свистеть в процессе сдувания. Ребёнок будет удивлен и заинтересован, как из такого маленького кусочка резины можно сделать легкий и большой шар. (Из личного опыта: небольшой надутый шарик засунули мальчику под футболку (как большой животик). Его радостному удивлению не было предела. Минут 10 он бегал со счастливым лицом обладателя чуда под футболкой! http://club-mam.com/parenting/chem-zanyat-rebyenka-v-1-2-goda.html)

Чем занять ребенка

«Отвлекающие» занятия для малыша (1-2 года)

Иногда маме необходимо занять малыша, чтобы сделать запланированные домашние дела или просто немного передохнуть. Оставлять ребёнка без дела и без присмотра не безопасно, поэтому лучше предложить ему какое-нибудь интересное занятие.

  • Бумажное раздолье. И в 1 год, и в 2 года, малыши проявляются большой интерес к тому, чтобы пошуршать бумагой, порвать или помять ее. Самый безопасный вариант – выдать карапузу рулон туалетной бумаги. Бумага с перфорацией интересно отрывается по листочкам, к тому же, какое удовольствие — размотать рулон и посмотреть, что же в середине. Здорово шуршат газеты и журналы, но их давать малышу не желательно: газеты сильно пачкают краской, а листы глянцевых журналов имеют острые края, о которые легко можно пораниться.
  • Мешок с сюрпризами. В текстильную сумку или подарочный мешочек складываем разные предметы и вручаем малышу. Детям интересно вынимать предметы один за одним, рассматривать их, складывать обратно. Кстати, многие малыши любят пошуршать пакетами из супермаркета. Это не лучшее занятие для ребёнка: малыш может надеть пакет на голову, откусить и вдохнуть кусочек целлофана. Такие игры возможны только под чутким контролем взрослого.
  • Кухонная утварь. Если маме нужно готовить обед – можно взять кроху с собой на кухню. Пластиковые контейнеры, силиконовые лопатки, кастрюли, ложки и поварёшки нравятся всем деткам.
  • Пересыпаем, переливаем. Надолго увлечь малыша может такое медитативное занятие, как переливание воды из ёмкости в ёмкость или пересыпание круп. Для игры нужен большой таз, который мы наполняем либо водой, либо чем-то сыпучим (крупными макаронами, фасолью) и разные баночки, коробочки, бутыльки. Если ребенок играет с макаронами или крупами – выбирайте такой вариант, чтобы частички были крупными.

Игры с КРУПОЙ для самых маленьких

  • Включаем в домашние дела. В некоторых ситуациях можно не пытаться занять ребёнка на время, а сделать домашние дела вместе. Например, дать ему влажную тряпочку и показать, как протирать пыль. В 2 года малыш сможет орудовать детской щёткой для пола и даже мыть посуду. Можно поставить карапуза на устойчивую поставку возле раковины, открыть кран с водой, намылить губку и дать помыть пластиковую посудку.
  • Интерактивные игрушки и мультики. Конечно, даже мультики ребёнку лучше смотреть вместе со взрослыми, но иногда маме нужно хорошенько сосредоточиться и совершенно не отвлекаться на ребенка 15-20 минут. Не стоит злоупотреблять этим способом и «выключать» малыша из повседневной жизни семьи, потому что наблюдение за действиями взрослых людей даёт намного больше для развития, чем самый «развивающий» мультфильм.

Совместные и раздельные занятия лучше чередовать, при этом обязательно нужно давать ребёнку возможность поскучать, побездельничать и самому придумать себе игру. Постоянное подсовывание готовых игр и занятий тормозит творческое развитие малыша и притупляет его познавательную активность.

Подведем небольшой итог.

  • Развлечения с участием взрослого:
    • Мыльные пузыри;
    • Воздушные шарики;
    • Рисование красками (пальчиковыми, акварельными, гуашью);
    • Лепка тестом или мягким пластилином;
    • Книги (можно музыкальные);
    • Ролевые и активные игры;
    • Игры с игрушками;
  • Самостоятельное времяпровождение ребенка:
    • Туалетная бумага / газеты / журналы;
    • Шуршащие пакеты;
    • Переливание воды;
    • Пересыпание круп;
    • Помощь по думу: мытье посуды / уборка;
    • Мультики.
    Мамам на заметку!

    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.

Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.

Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года»по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности , .

Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:

1. Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны . Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Кроме этого, можно изготовить специальные карточки для сортировки . На одних карточках нарисуйте все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» — «Гномики и домики » (Ozon , My-shop ), «Большой-маленький » (Ozon , My-shop ).

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

2. Играть с водой

По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка (My-shop , Read ) или кувшинчика . Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.

Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.

Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.

3. Просеивать крупы через ситечко

Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой . Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.

В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.

4. Собирать пазлы из 2 частей


Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (KoroBoom , Лабиринт , My-shop ). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала верхнюю половинку одного животного и начинала подставлять к ней разные варианты нижних половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая « » у нас началась в 1,5 года.

5. Резать овощи и фрукты

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (KoroBoom , My-shop , Ozon ) . Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой.

Эта игра очень полезная, она поможет ребенку научиться координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность справляться самостоятельно с этой нелегкой кулинарной задачей:)

6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку


Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (Лабиринт , My-shop ) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

8. Собирать грибы/ягоды


Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт , My-shop ). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

9. Одевать кукол, накладывая одежду


С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon , My-shop , KoroBoom ) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни - надевай все, что душе угодно.

Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.

10. Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

    Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.

    Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.

    Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!

    Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

На этом все. В ближайшее время обязательно опубликую подборку развивающих игр для малышей постарше – от 1,5 лет. Не пропустите !

Развиваем речь и мышление. Какие игры можно проводить дома с ребенком от 1 года до 1 года 3 месяцев и как их проводить.

Игры для детей 1 года: развиваем речь и мышление

Дорогие читатели! Эта статья — продолжение нашего разговора о развивающих играх для детей в 1 год и календаря развития малыша. Начало Вы найдете в статье А сегодня мы поговорим о следующих вопросах развития ребенка:

  1. Особенности развития речевого общения ребенка в 1 год и их учет в проведении речевых игр с малышами.
  2. Игры для развития речи ребенка в 1 год.
  3. Игры для развития речи, игры с картинками, игры — инсценировки.
  4. Чему научится в играх ребенок в период с 1 года до 1 года 3 месяцев.

Когда ребенок начинает говорить? Особенности речевого развития малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев

Первые слова ребенка

Игры для детей – это всегда интересно и весело! Существует великое множество игр для малышей. Какие из них нужны ребенку в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев? Какие игры будут развивать речь и мышление малыша, а какие будут развивать не малыша, а …маму, которая сама постоянно без пауз говорит, показывает картинки, а вот малышу достанется только роль молчаливого слушателя столь активной мамы. И тогда цель игры не будет достигнута, ведь развитие происходит только в активной деятельности самого ребенка.

Выбор развивающей игры для малыша определяется особенностями его развития. О возрастных особенностях развития ребенка от 1 года до 1 года 3 месяцев я и хочу немного рассказать в начале статьи. А потом уже поиграем вместе:)!

На мой сайт «Родная тропинка» приходят мамы с разными вопросами. От «Как научить малыша побыстрее заговорить – чтобы он начал говорить слова «мама» и «папа» в 3 месяца?» до «Мой ребенок в три года не говорит. Отставание ли это или норма?»

Для того, чтобы ответить на эти вопросы нужно сначала понять, а что же такое слово в нашей жизни? И что такое слово по отношению к малышу, который только учится говорить?

Годовалый малыш обычно уже говорит — произносит первые слова в привычных ему ситуациях. Обычно это 10-12 самых простых слов: мама, папа, дай, бух, деда, баба, иди, на, топ-топ, ням-ням, тетя и т.д. Слова могут быть и сокращенные, например: «апа» — палка, «бобо» — больно.

Вот такие первые слова двух малышей пришли на сайт «Родная тропинка» на конкурс «Смешинки на «Родной тропинке». Отгадайте, что это за слова? Что хотел сказать малыш?

Вот несколько ответов, которые я специально написала справа налево, чтобы была возможность не сразу увидеть ответ, а отгадать его.

Как мы видим из этого примера, первые слова малыша еще не «слова» в нашем – «взрослом» и научном понимании.

Давайте разберемся, чем являются первые слова и что такое слово.

Все мы знаем, что слово всегда относится не к одному конкретному предмету, а к их классу. То есть любое слово нашей речи есть обобщение. Например, кошка – это любая кошка разного размера и цвета и разной породы, живая или на картинке.

По отношению к ребенку второго года жизни обобщение означает, что он учится называть одним словом определенный класс предметов. Например, ребенку нужно научиться называть словом «уточка» или «кля-кля» (кря-кря) как уточку, увиденную в деревне, так и уточку, изображенную на картинке, или уточку-игрушку. Уточкой малыш называет всех уток разного цвета, размера, по-разному изображенных.

Слово как обобщение появится у ребенка не сразу, а только тогда, когда пройдет несколько стадий развития.

Стадии развития слова как обобщения

Первая стадия. Сначала в речи малыша будут слова, которые имеют не одно значение, а много. Например, «кисой» или «кыс» малыш может называть не только кошку, но и всё пушистое – и меховой воротник, и собаку, и волосы мамы, и одеяло, и мохнатую мягкую игрушку. А слово «мама» может означать от «Я очень рад тебе!» до «Я устал», от «Возьми меня на ручки» до «Дай мне яблоко». А если малыша попросить показать тарелку, то вполне возможно, что он принесет все зеленые предметы, так как его тарелка зеленого цвета. Это первая стадия развития обобщения, которую проходит ребенок в 1 год.

Вторая стадия. Она называется «слово-имя». На этой стадии малыш относят слово только к одному конкретному знакомому предмету. Ребенок не переносит это название на другие предметы, разные по цвету и размеру. Например, «киса» для него это конкретная кошка (кошка, которая живет дома или кошка на конкретной картинке). В отличие от первой стадии малыш уже не называет словом «кис» другие предметы – волосы, мех и т.д. Кошка для него – это только вот эта кошка, конкретная и единственная.

Постепенно малыш начинает выделять главные признаки предметов и начинает использовать обобщение. Это будет третья стадия развития слова как обобщения у годовалого малыша. Тогда ребенок станет называть кошкой всех кошек, причем разных по цвету, величине. Он будет отличать кошку от других животных и на картинке, и среди игрушек, и в жизни.

Надо учитывать и то обстоятельство, что для маленького ребенка слово живет только в ситуации, а не само по себе. Говорить о собачке, не видя ее в данный момент, он просто не может и не умеет! Именно поэтому в развитии речи малышей всегда используются игрушки, предметы, картинки.

Несмотря на то, что большинство детишек в год уже говорят первые слова, не нужно ждать, что они будут сами по своей инициативе их употреблять. Даже умея говорить слова «ав-ав» или «ляля», «утя» малыш скорее всего будет молча играть с игрушками или рассматривать картинки. Для того чтобы пробудить потребность ребенка в активной речи, стимулировать ее развитие, ему нужно общение с близкими взрослыми – «Что тебе дать? Булочку? Скажи: дай! Дай булочку!», «Что это?», «Где одеяло?», «Найди собачку».

Очень важно чтобы при показе картинок ребенок указывал пальчиком на нужную картинку, а не просто кивал головой или поворачивался в нужную сторону. Ведь по повороту или кивку нельзя определить, справился ли малыш с поставленной задачей, правильно ли определил предмет.

Игра с картинками 3. Когда ребенку исполнится 1 год 3 месяца, то можно усложнить игру. Постепенно в играх можно увеличивать количество картинок до 7-9 и более. Сначала поиграйте с 4 картинками (кошка, зайчик, медведь, петушок). На этих картинках должны быть изображены предметы, хорошо знакомые малышу. Разумеется, что картинки в игре нужно менять – подкладывайте к знакомым картинкам новые и убирайте известные. К 1 году 6 месяцам можно будет использовать 5-6 и более картинок.

Усложнение игры заключается не только в том, что малышу нужно выбрать нужную картинку из большего числа вариантов, но и в том, что картинки для игры используются всё более сложные. Например, в первой игре, малышу нужно найти уточку из трех картинок (уточка, мишка, кукла). Как видим, очень легко определить, где уточка из трех предложенных вариантов.

А затем к 1 году 3 месяцам – 1 году 6 месяцам используются более сложные задания в игре – мы берем близкие по смыслу картинки, в которых требуется различение сходных игрушек (Где уточка? Предложены три картинки: уточка кря-кря, петушок — кукареку, курочка кококо).

Поиграйте в прятки с картинками . Дайте картинку в руки малышу. Пусть он спрячет картинку. «Где уточка? Ку-ку. Нет уточки». Достаньте картинку: «Вот уточка». При необходимости можно взять малыша за ручку и действовать его ручкой.

К 1 году 3 месяцам – 1 году 6 месяцам можно ввести картинки с действием: «Девочка спит», «Девочка кушает», «Девочка играет», «Девочка пляшет» и другие подобные и задавать вопросы о действиях: «Что делает девочка?»

После овладения игрой с картинками, можно провести другой вариант этой игры — игры с кубом (для детей постарше). Наклейте на куб предметные картинки и попросите малыша отыскать коровку муму, овечку бебе, лошадку игого и т.д. Это упражнение более сложное, так как малыш не видит всех граней куба. Спросите малыша: «Где у нас кошечка? Куда она запряталась? Вот она! (покажите картинку на кубе) Погладь кошечку. Хорошая киса! А где у нас поросенок хрю-хрю?»

Игры-инсценировки: показ предметов и действий с их называнием

Показывайте малышу маленькие инсценировки с игрушками. Используйте в них как обычные слова, так и звукоподражания.

Полезные советы для проведения игр-инсценировок:

  • Обязательно делайте в ходе показа инсценировки маленькие паузы, чтобы дать возможность малышу отреагировать на происходящее — словом, жестом, даже эмоциональным звуком или лепетом.
  • Стимулируйте активную речь малышей – говорите малышу «скажи, повтори, как говорит собачка, кто это?»
  • Как можно больше привлекайте малыша к действию — пусть он делает всё, что может сделать сам — укладывает спать, поет колыбельную на «бай-бай» или даже на «ааа», кормит, расчесывает и делает любые другие действия с игрушкой, которые Вы придумаете в игре-инсценировке.
  • Формулируйте свои фразытак, чтобы малыш мог тренироваться не только в звукоподражании, но и в назывании игрушки полным словом Этим Вы помогаете малышу идти вперед в развитии. Звукоподражания он уже умеет говорить. А говорить полные слова – это новая для него задача. Поэтому задавайте сразу два вопроса: «Кто это? Собачка! Как собачка говорит? Ав-ав». Даже если малыш в диалоге с ним скажет только «ав-ав», он будет слышать от Вас полный вариант слова, и вскоре начнет говорить это слово (например, так: «абАка» — собака)
  • Всегда демонстрируйте только одну игрушку. Затем, убрав ее, демонстрируйте другую. Показ сразу двух игрушек приводит к тому, что малыш не сосредотачивает внимание, отвлекается.

Пример игры-инсценировки с куклой

Покажите малышу куклу, постучите: «Тук-тук! Кто это пришел? Это кукла Ляля пришла к Коленьке!». Если ребенок захочет взять куклу в руки, отдайте ему игрушку. Спросите: «Где у ляли ручки? Ножки? Ротик? Носик? Глазки? А где у Коли ротик? Вот ротик! А где ручки? Вот ручки! А где ножки? Вот ножки!».

Покажите картинку с куклой: «Где кукла ляля? Вот ляля! На картинке ляля!»

Вдруг раздается лай собаки: «ав-ав-ав!», кукла прячется. Аналогично рассматривается собачка и где у нее лапки, хвостик, ушки, глазки, ротик. Малышу показывается картинка с собачкой: «Где собачка ав-ав? Вот собачка ав-ав!»

Затем кукла снова появляется и собачка радуется ее появлению. Спросите малыша: «Где кукла ляля? А где собачка ав-ав?».

Аналогичным образом в маленьких играх-инсценировках можно вводить любые другие слова в речь детей, знакомить малыша с новыми картинками и игрушками. Главное в таких играх – вызвать активность малыша: повторение им слогов, звукоподражаний, слов, действия по нахождению картинки, игровые действия с игрушкой.

Сюжеты для игр-инсценировок для годовалых детей должны быть очень простыми, бытовыми — кукла катается на машине, в гости пришел мишка, угости зайку морковкой и т.п. Можно использовать инсценировки с последовательным появлением трех персонажей. Например, еще одна игра «К нам гости пришли».

Пригласила кукла Ляля зверюшек к себе в гости. Лошадка скачет: гоп-гоп-гоп. Покажи, как она скачет. Скажи гоп-гоп-гоп! (показ движений игрушкой).

Лошадка стучит в дверь к Кате: тук-тук-тук.

Здравствуй, лошадка (здороваемся, прикасаясь ручкой малыша к игрушке). Иди к нам, иди (лошадка заходит в «домик» и исчезает из поля зрения малыша – «прячется» в домике).

Пришла овечка (приходит новая игрушка). Говорит: бе-бе-бе. Здравствуй, Петя (имя ребенка). Заходи, овечка, иди к нам. Скажи: «Иди! Иди!»

Пришла собачка Жучка ав-ав. Лает собачка ав-ав-ав. Постучалась в дверь: тук-тук-тук. Заходи к нам собачка, иди-иди! (поманить ручкой). На тебе вкусную косточку, на! Угости собачку косточкой. Скажи: на!»

Пришли зверюшки к Ляле в гости и стали с Лялей петь да плясать. Собачка пляшет (показ движений) ав-ав-ав. Овечка поет бе-бе-бе. Лошадка скачет гоп-гоп-гоп!»

Такие простые сюжеты инсценировок можно придумывать самим. Сюжеты можно брать из жизни малыша – вот в нашей сценке птичка прилетела и песенку запела. Откуда взялся этот сюжет? А мы на прогулке увидели птичку, наблюдали за ней, а после прогулки разыграем с игрушечной птичкой эту сценку.

После показа сценки нужно отдать игрушки ребенку, чтобы он смог с ними повторить действия и слова.

Игра «Поручения»

В играх-поручениях развивается понимание речи. Малыш учится понимать названия простых действий (купается, танцует, кушает, идет, упала и другие). Игра очень проста для нас с Вами, но для малыша представляет настоящую умственную задачу.

Для игры нужно придумать сюжет и отобрать игрушки для игры (с учетом интересов малыша). Кому-то из малышей очень нравится матрешка, и он с удовольствием поиграет с ней. Другому больше по душе зайчишка. Третий «влюблен» в машину. Вот с любимыми и хорошо знакомыми ребенку игрушками и будем мы играть в эту игру.

Вы называете действие, а малыш его показывает САМ с игрушкой (без Ваших подсказок и без Вашего образца). Например, Вы говорите, что игрушки поехали кататься на машине. Собачка села (малыш сажает игрушечную собачку в кузов машины). Кукла села (ребенок сажает куклу). Матрешка села (ребенок сажает в кузов матрешку). Поехали! Стой, машина. Приехали. Собачка идет топ-топ-топ (Игрушечная собачка выходит из машины). Матрешка идет топ-топ-топ (Малыш «выводит» матрешку из машины). Кукля Ляля идет топ-топ-топ! (Малыш показывает как идет кукла, выводя ее из машины) Стали танцевать. Собачка танцует (малыш показывает действие с игрушкой). Матрешка танцует. Кукла танцует. Ой, кукла упала! Ой! Бух, упала! Вставай, кукла. Кукла танцует.

Сюжет игры должен быть очень простой. Но поскольку малыш должен в разыгрывании ориентироваться только на слово (образца и показа действий в игре нет), то задача это для него довольно трудная.

Если малыш затрудняется, помогите ему! А в следующей игре он уже сам с удовольствием справится с аналогичной задачей! Ведь наша задача научить, а не устроить «строгую проверку: понял – не понял!». Главное, что мы поняли, что малыш уже может, а в чем ему нужно помочь, потому что это вызывает у него трудности.

В игре в поручения главное – это придумывать интересные сюжеты, играть с радостью и вдохновением, прислушиваясь к интересам и желаниям малыша! Используйте свою фантазию, играйте как дети, радуйтесь успехам малыша. И тогда всё получится!

Игра «Поезд»

Покажите игрушечный поезд, скажите: «Это паровоз. А это вагон. А вот еще вагон. И это вагон. Покажи, где вагон? Вот вагон! Поезд едет: чух-чух-чух. Поезд гудит: уууууу! Как он гудит? УУУУ! А как едет? Чух-чух-чух!» После этого дайте игрушку в руки ребенку. Пусть он повозит паровоз. Потом возьмите паровоз и повозите его по столу или по дивану, читая стихи:

Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу-чу,
Далеко я укачууууу!

Игра «Найди и принеси»

Возьмите 5 хорошо знакомых ребенку игрушек и расставьте их в двух разных местах в комнате. Например, две игрушки посадите на стул, а три – на полку. Игрушки должны находиться на уровне глаз малыша.

Расставить игрушки (спрятать их от ребенка) надо так, чтобы он этого не видел.

Скажите малышу: «Наши игрушки спрятались. Давай найдем. Зайка, где ты? Мишка, где ты? Кукла Катя, где ты?» Начинаем «искать» игрушки вместе с ребенком. Подойдите к знакомому месту, где малыш привык видеть эти игрушки. Удивитесь, что их нет: «Где же зайчик? Есть здесь зайчик? Нет зайчика! А мишка есть? Нет мишки! А Катя есть? И куклы Кати нет!». Идите искать дальше. Найдя зайчика и мишку на полке, спросите малыша: «Кто это? Вот они! Покажи пальчиком, где мишка. А где зайка? Скажи: Мишка! А это кто? Это кукла Катя. Скажи: Катя» Найдя игрушки, идем искать остальные. Если малыш сам найдет следующую игрушку и принесет ее Вам, то спросите: «Что ты принес? Скажи кошка – киса. Мяу-мяу!». В конце игры похвалите малыша за то, что он помог Вам найти игрушки.

Игра «Прятки»

Спрячьте игрушку и идите ее искать вместе с ребенком. Скажите малышу: «Где Петрушка? Где? Вот он! Попляши, Петрушка!». Пусть игрушка спляшет и споет.

Наш Петрушка-молодец
Убежал в другой конец.
Мы Петрушечку нашли,
Вместе с ним плясать пошли.
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Это песенка моя!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Попляшу-ка с вами я!» (Стихотворение из книги Л.В. Казьминой, О. Г. Колупаевой «Развитие ребенка от года до двух лет»)

Затем идите искать следующую игрушку и обыграйте встречу с ней.

Чему научится малыш в играх к 1 году 3 месяцам?

Чему научится малыш в таких играх? Как проверить его развитие? Понаблюдайте за малышом и ответьте на вопросы ниже. Умеет ли это Ваш малыш? Если да, то поздравляю – Ваши усилия дали свои плоды. Если нет, то значит, малышу нужна помощь – уделите играм на эту тему больше внимания, и вскоре ребенок Вас порадует своими успехами. Ведь в обучении малышей количество (повторений игр, времени общения с ребенком) всегда переходит в качество!

Показатели речевого развития малыша к 1 году 3 месяцам:

  • Показать пальчиком, где находится игрушка (выбрать названную игрушку из 3-4 игрушек): «Где машинка? Где собака? Где часы? Где мячик?». После того как малыш покажет пальчиком на предметы, поменяйте их местами и снова попросите его найти машинку, собачку, часы и мячик. Так Вы сможете понять, ориентируется ли малыш на содержание картинки или запомнил привычное расположение предметов.
  • Показать пальчиком, где находится предмет одежды, выбрав его из 4 предложенных предметов (шапка, ботинки/сапожки, платье, рубашка): «Где шапка? А где сапожки? Где платье? Где рубашка?»
  • Выполнить игровое действие по просьбе взрослого: «Покорми куклу», «Погладь лошадку», «Положи мишку в кроватку».
  • Ориентироваться в комнате: «Покажи, где стол», «Где часы?», «Иди мыть ручки».
  • Пользоваться первыми детскими словами: дай, мама, никак, иди, бух и т.д.
  • Ориентироваться в двух величинах предметов: маленький или большой (разница в размере 3 см). Может вложить маленькую коробочку (или бочонок или матрешку) в бьльшую.
  • Сделать простейшую постройку и поиграть с ней (например, построить из двух кубиков «машину», поставив их рядом друг с другом или построить «дом», поставив один кубик на другой).
  • Ходить, приседать, наклоняться, поворачиваться, пятиться.
  • Самостоятельно есть густую пищу ложкой (кашу, пюре) из глубокой тарелки. Но еще ребенок не может это сделать аккуратно.

Эти игры для детей 1 года — лишь примерная основа для Вашего общения с малышом! Я верю, что у Вас сложатся или уже сложились и свои игры, и есть уже самые любимые. Если это так, то буду рада если Вы поделитесь в комментариях своим опытом.

«Стихи для новороденных и самых маленьких»

17 05.2016

Доброго времени суток, дорогие наши родители!

Спешу поздравить вас с тем, что первый и самый важный рубеж вами взят! Вашему крохе 1 годик. Это много или мало? Смотря для кого. Если для вас, то не очень. А вот для самого карапуза, который прошел столько трудных испытаний и многого достиг, это очень важный год. Год превращения из малюсенького человечка с болтающейся головой в румяного веселого непоседу.

Самое главное для малыша возраста от года до двух лет – это последовательное усложнение заданий от месяца к месяцу. Ведь для ребенка важно шаг за шагом проходить все этапы развития. А вы знаете, когда уже можно ребенку предложить собрать пирамидку, а когда применять картинки, состоящие из 2 частей?

Хотите узнать, как заниматься с ребенком в 1 год, как грамотно предлагать упражнения для малыша? Читайте статью дальше!
Период раннего детства, в котором пребывает ваш ребенок, по праву считается стартом в большую жизнь и продвижением вперед в развитии. На этот период приходится и первая серьезная встряска родительской нервной системы – кризис 1 года.

Это сложный психологический момент, когда малыш, научившись самостоятельно передвигаться, чувствует свою независимость и может демонстрировать проявления характера, нервничать и капризничать.

Но это не все достижения вашего малыша. Давайте разбираться вместе.

Основные умения ребенка

Прежде всего, мы должны определиться с навыками ребенка, вступившего во второй год жизни. Рассмотрим краткий обзор навыков крохи.

  • Развитие познавательной сферы:
  1. Складывает 4-6 кубиков в виде башни
  2. Испытывает желание узнать внутреннее устройство игрушки, разобрать на детали
  3. Подражает действиям взрослых
  • Развитие речевого навыка:
  1. Умеет говорить простые слова
  2. Знает по имени членов семьи и может их назвать
  3. Понимает, когда к нему обращаются с просьбой или вопросом
  • Познание окружающего мира:
  1. Знает и показывает части тела и лица
  2. Знает предметы окружающей обстановки, показывает и некоторые называет
  3. Умеет отбивать ногой мяч
  • Навыки самообслуживания:
  1. Знаком с горшком, умеет им пользоваться
  2. Хорошо пьет из чашки
  3. Набирает в ложку еду, несет в направлении рта
  4. Без посторонней помощи встает и ходит

Развитием ребенка мы занимаемся постоянно, даже если специально не выделяем для этого время. Достаточно нашего живого общения, мимики, жестов, голоса и прикосновений. Малыш чувствует наше расположение к тем или иным занятиям и от нашего настроя зависит желание либо нежелание маленького человека заняться той или иной деятельностью.

Непосредственно развивающие игры с малышом в 1 год проводятся и дома, и на прогулке. Если у вас уже сформировалась форма поведения с ребенком в виде постоянного диалога, то проблем с занятиями, как правило, не возникает. Рассмотрим теперь описание игр для развития малыша от года до двух по месяцам.

Играем и подрастаем

1 год и 1 месяц.

Занятия с ребенком носят познавательный и укрепляющий характер. Они направлены на совершенствование навыка ходьбы, развитие познавательных процессов и речи. Игры-занятия проводятся с предметами, имеющими различную текстуру и звучание. Ребенок учится манипулировать игрушками, собирая и разбирая их из коробки, отличать по размеру, вкладывая меньшие предметы в большие. Хорошо воспринимаются детьми Матрешки, кубики, бочонки, коробки с крышками, полезны будут книги с большими картинками.

1 год и 2 месяца.

Познавательная активность ребенка подогревается появлением новых предметов для игры. Можно познакомить малыша с куклой, которая будет непосредственным руководителем занятия. Манипуляции с игрушками усложняются не просто вкладыванием их друг в друга, а действием совместно со взрослым или самостоятельно для достижения какой-либо цели.

N . B . Как вы думаете, чего можно добиться, собрав всех Матрешек в самую большую или для чего мы выкладываем из большей коробки меньшие?

1 год и 3 месяца.

Первый триместр окончен. Учим различать противоположные понятия (горячий-холодный, далекий-близкий), обращаем внимание ребенка на предметы и их части (елка – иголки, машина – колеса). Можно предложить малышу пирамидку из 2-3 колец. Пока для знакомства, если он еще не играл с пирамидками. Достаточно показать ему, как снимать со стержня колечки.

Купить пирамидку из 3-х колец в «Жили-были », на «Ozone »

1 год и 4 месяца.

Ребенку становится интересно заниматься с мелкими предметами, это хорошо для развития мелкой моторики. Предложите малышу мозаику с яркими элементами, шнуровки и замки-молнии, вкладыши и пирамидки. Добавьте крупный конструктор с деталями, которые можно соединить между собой.

1 год и 5 месяцев.

Уже можно применять первые разрезные картинки из 2 частей, вырезанные из плотного материала.

N . B . Как вы думаете, какую картинку ребенку будет легче сложить – лошадку или домик? Почему вы сделали такой выбор?

Важно продолжать применять игры для мелких мышц руки с применением различных материалов, например, бусы для нанизывания, оберточная бумага или плотный картон. Теперь ребенок совершенствуется в навыке сбора пирамидки из 3 колечек. Игры на внимание помогут в развитии и развеселят вашего малыша, например, когда он найдет спрятанную музыкальную игрушку.

Купить музыкальную игрушку в «Жили-были », на «Ozone », в «Mytoys »

1 год и 6 месяцев.

Читайте с ребенком детские книги с картинками, стимулируйте развитие речи малыша разучиванием считалочек и стишков с упражнениями. Продолжайте играть с пирамидкой, теперь колечек на ней может быть 3-4. Придумывайте маленькие истории и разыгрывайте их перед крохой с его игрушками. Лепите из соленого теста разные фигурки.

Купить пирамидку из 4 колец в «Жили-были », в « », на «Ozone »

1 год и 7 месяцев.

Используем желание копировать взрослых для привлечения малыша к помощи: разложить овощи для салата, собрать салфетки. Для интеллектуального развития продолжаем играть с мозаикой, пазлами, конструктором. Укрепляем иммунитет на свежем воздухе, играя с мячом.


1 год и 8 месяцев.

Развивать ребенка важно всесторонне. Но недостаточно купить малышу развивающие игрушки от 1 года до 2 лет, но и нужно играть ими вместе с ребенком.

Также важно позволять ребенку участвовать в жизни семьи и управляться со взрослыми предметами, например, с кастрюлей и тарелками.

N . B . Какие игрушки у вас лежат в свободном доступе для малыша? Делаете ли вы ревизию и замену игрушек и как часто?

1 год и 9 месяцев.

Активность малыша должна находить выход, для этого чаще практикуйте подвижные игры, включайте игровые комплексы физических упражнений. Для познания пусть собирает несложные пазлы и пирамидки из 4 колечек. По-прежнему актуальны игры с конструктором и сюжетные манипуляции с игрушками. Рисование на альбомных листах поможет сформировать понятие предела.

1 год и 10 месяцев.

Продолжается знакомство и закрепление цветовых и геометрических свойств предметов. Уделяйте много времени занятиям на развитие мелкой моторики руки, находите интересные игры в повседневных делах и заботах, учите ребенка мыслить позитивно и общаться в обществе. В игре используйте деревянные кубики для детей до 2 лет.

1 год и 11 месяцев.

Продолжаем развивать мелкие мышцы руки с помощью лепки, рисования, игр с конструктором, собирание пазлов и картинок из мозаики. Осваивайте понятия-антонимы: твердый-мягкий, большой-маленький и пр. знакомые слова закрепляйте. Давайте задания на развитие интеллекта: разложить фигурки по признакам, отобрать по цвету или размеру.

Предлагаю вашему вниманию познавательное видео о том, как развивается ребенок до 2 лет. Обязательно посмотрите!

Если вы будете знать, чем занять малыша в возрасте до 2 лет, поверьте, ваш ребенок с удовольствием будет заниматься и в будущем, научится следовать правилам и выполнять необходимые действия.

Желаю вам и деткам радоваться общению друг с другом, находя в нем ответы на все вопросы и переживая возрастные кризисы незаметно и без последствий. Прощаюсь с вами, надеюсь, до скорой встречи.

Ваш малыш уже сделал первые шажки, и оказывается, за порогом изученного вдоль и поперек родного дома скрывается целый непознанный мир. В период до двух лет ребенок начинает его познавать, хоть и под пристальным взором родителя, но уже более самостоятельно.

Какие навыки развиваются у ребенка от года до двух?

Физическое развитие

В период между годом и двумя физические возможности ребенка претерпевают колоссальные изменения. Оттачивается навык прямохождения. Постепенно, становясь более уверенным в своих движениях, малыш учится преодолевать преграды: перешагивать через ямки, ходить по траве и камешкам, не падая – ножки у него заплетаются все меньше и меньше. Вскоре, наряду с умением ходить, появляются умения бегать, прыгать, залезать на различные поверхности. Юный альпинист с легкостью забирается на спинку дивана, на горку, шведскую стенку, а потом уверенно сползает обратно.

Развитие речи

Речевое развитие становится уже более осознанным: ребенок переходит к словам и словосочетаниям, а затем и формированию своих первых предложений.

Накопив достаточный словарный запас за первые год-полтора, ближе к двум годам ребенок уже может объяснить, что он хочет, называя действие, обозначая его субъект и объект. Часто в этот период малыш сопровождает свои фразы жестикуляцией.

Развитие сенсорного восприятия, игровой и предметной деятельности

В этот период, наряду с продолжением , через непосредственное взаимодействие с ними, активизируется навык манипуляции предметами.

Ближе к двум годам дети уже способны наделять предметы ролями и разыгрывать сценки из жизни, подражая близким людям или героям любимых мультфильмов и сказок.

7 игр с детьми в возрасте от 1 до 2 лет

Игра для физического и умственного развития малыша

«Мяч – многоборец»

Одной из любимых игрушек ребенка в возрасте от одного до двух лет остается мяч, но спектр игр с участием этой незатейливой игрушки расширяется. Один ребенок будет часами гонять мяч по площадке, изучая взаимосвязь силы удара и скорости движения мяча, а другой станет наблюдать за силой притяжения в действии, бесконечно кидая мяч с горки вниз.

Ближе к двум годам можно начинать играть в «съедобное – несъедобное» в упрощенной вариации. Вы просто называете слово, перекатываете или кидаете мяч малышу и просите его повторить слово, когда он будет возвращать мяч обратно.

Эта ролевая игра развивает речь, фантазию, первые навыки общения у малышей.

«Крошка Енот»

Многие малыши в этом возрасте готовы играть в ролевые игры, манипулируя игрушками, а кто-то уже принимает на себя любимые роли крошки Енота, медсестры, пожарника.

Возьмите игрушки, обозначьте роли. Вы можете разыгрывать сюжет любимой сказки ребенка или ситуацию: поход в зоопарк или в гости на чай, поездку на общественном транспорте. Управляйте каждый своей игровой фигуркой. Задавайте вопросы от лица фигурки, отвечайте на вопросы ребенка, побуждайте его к действиям.

Игра на развитие крупной моторики и речи

Хороводная игра развивает крупную моторику, координацию, чувство ритма, укрепляет эмоциональную связь малыша и родителя.

«Ехал пан»

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Если в игре участвуют несколько взрослых и детей, встаньте так, чтобы ребенок стоял между двумя взрослыми. Если компании нет, то можно играть и вдвоем.

Игра начинается с ходьбы по кругу и распевания слов:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал шагом-шагом-шагом»

После нескольких кругов «шагом» движение хоровода убыстряется. Шаг переходит в легкий бег. Слова тоже меняются:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал рысью-рысью-рысью»

Хоровод движется еще быстрее. Взрослые поднимают малышей за руки так, чтобы те оторвали ноги от пола:

«Ехал пан, ехал пан,
ехал махом-махом-махом»

Наконец, участники хоровода мягко заваливаются на пол, приговаривая:

«В ямку – бух!
Раздавили сорок мух!»

Повторите игру, кружась в хороводе в обратную сторону.