Аграфена купальница. Обряды и традиции праздника. Считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Крестьяне купались в реках и озерах обнаженными, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев. июля: традиц

30.04.2019

В народном календаре праздников на 6 июля выпадает день Аграфены Купальницы. Согласно поверьям, именно с этого дня открывается купальный сезон. Кроме того, в праздничный день проводится множество интересных обрядов.

Народные праздники существуют испокон веков, обрастая традициями, поверьями и приметами. Множество июльских праздников связано с водой, и день Аграфены не стал исключением. Этот праздник по праву считается «сестрой» Ивана Купалы , ведь он открывает двери в долгожданный купальный сезон. Эксперты сайта сайт расскажут вам о традициях, обычаях и приметах этого дня.

История праздника

Название праздника связано с открытием сезона купания в открытых водоемах. Именно с этого дня на Руси начинали активно ходить на реки и озера, чтобы искупаться и остудиться после работ под палящим солнцем.

Ночь на Ивана Купалу считается самой волшебной и сильной по энергетике, и открывает ее красавица Аграфена, которая, согласно легенде, едет навестить своего брата на телеге со скошенной травой. Именно поэтому ночь связана с любовной магией, счастьем и искренними чувствами.

На Руси день Аграфены Купальницы считался праздником Солнца, начинающегося покоса травы и вступления лета в свои законные права. С языческих времен осталась традиция разжигать костры, славя теплое солнце, и проводить обряды на благополучие.

В христианской традиции в этот день почитают святую Агриппину, которая проживала в Древнем Риме приблизительно в третьем веке. С раннего детства девочка узнала о Спасителе и решила посвятить свою жизнь вере. Ее служение Господу было замечено язычниками, которые жестоко пытали юную девушку, пытаясь заставить ее отречься от своей веры. Агриппина приняла мученическую смерть. Святой молятся для укрепления в вере и противостояния любому негативу. Паломники посещают место захоронения святой и возносят ей молитвы, чтобы исцелиться от всевозможных недугов, найти утешение и попросить совета.

Традиции дня Аграфены Купальницы

6 июля наступает знаменитая ночь Ивана Купалы, которая в народном сознании долго оставалась под названием Аграфены Купальницы. Два больших праздника слились воедино, поэтому соединились и их традиции.

Традиционно в этот день начинают заготовку веников для бани. Их используют не только для того, чтобы хорошенько помыться, но и с лечебными целями.

В день Аграфены Купальницы обязательно собирают целебные травы и коренья, которые наливаются невероятной по силе энергетикой. Часть из них заваривают в чай, используют в качестве отваров для пара в банях, присоединяют к свежим веникам. Остальное сырье бережно обрабатывают и заготавливают для использования в холодный период.

Целители в день Аграфены заговаривают свои отвары, составляют лечебные снадобья и чаи, помогая людям исцелиться от недугов и набраться сил.

Самой главной традицией остается массовое купание в водоемах. Считается, что вода смывает весь негатив и наделяет людей удачей на весь год. В том случае, если у вас нет возможности отправиться к открытому водоему, вы можете принять ванну с добавлением целебных трав и отваров.

Наши предки обязательно готовили обетную кашу, которой угощали путников, нищих и юродивых. Блюдо готовили всей деревней «в складчину»: приносили со всех дворов крупы и иные продукты. В деревнях готовили множество постных блюд, которые выставляли на столах под открытым воздухом, чтобы каждый желающий мог подкрепиться.

6 июля было принято класть на пороги домов пучки крапивы, которая отгоняла разбушевавшуюся нечисть, а также защищала домочадцев от любого зла. Нередко у ворот можно было встретить молодые осины, срубленные для защиты от сглаза и порчи. Устилали и пол в избах, используя свежескошенную траву с добавлением веточек мяты, полыни, ромашки.

В банях парились новыми вениками, составленными из множества целебных трав и веток деревьев.

Рога крупной скотины украшали венками из полевых цветов. По поверьям, такие украшения увеличивали удойность, избавляли от заболеваний и защищали диких зверей, сулили хороший приплод к следующему сезону.

Детей и животных защищали от нечистой силы , используя ветки чертополоха и шиповника. Обычно растения сваливались в кучу посередине деревни, и через нее сначала прыгала ребятня, а затем проводили весь скот.

Традиционным было обливание водой каждого встречного. Воду для этого специально «пачкали». Доподлинно неизвестно, почему поливать было необходимо именно грязной водой. По самой распространенной версии, таким образом люди прятались от нечисти и иного негатива.

Непременной работой в день Аграфены Купальницы было очищение колодцев с питьевой водой.

В каждой семье варили яйца в печи, чтобы укрепить здоровье птиц и увеличить количество несушек. Яйцами угощали не только птицу, но и домашний скот.

Приметы 6 июля

  • «На Купальницу сажай репу — хороший урожай вырастет, здоровья прибавит, голодным не оставит».
  • «Родился 6 июля — своей семье пригодился. Делись своей удачей да не бойся дела трудного».
  • «В день Купальницы мойся смелее, будешь белее, милее да пригожее».
  • «Росой поутру умывайся, крепости набирайся».
  • «На Аграфену мойся, старик, да не закупывайся. Меру знай, в пар первым свои кости не кидай, в реку студеную, не остывши, не лезь, а то „праздник“ станет про твою честь». Здесь наши предки имели в виду хрупкое здоровье своих пожилых родственников и советовали им мыться и купаться с осторожностью, чтобы не заболеть.
  • «На муравьев смотри: в кучи бегут, быть дождю, по тропинкам ползут, жди тепла».
  • «Ячмень созревает, когда соловей замолкает».
  • «Дождь на Купальницу еще пять дней рыдать будет».

Народные праздники изобилуют мудростями, которые можно использовать себе во благо. Приметы на счастье актуальны по сей день, и многие пользуются ими, чтобы каждый день привлекать удачу и процветание. Желаем вам здоровья и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и


339

15.06.11

Приехала Купаленка на семидесяти тележках. Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей.

Аграфена Купальница (Купальщица) - день памяти святой мученицы Агриппины, отмечавшийся 23 июня/6 июля, канун дня Ивана Купалы. Согласно легенде, римлянка Агриппина, жившая в 3 в. н.э., стала почитаема в народе как истинная христианка, принявшая мученическую смерть за свою веру. К ее мощам собиралось большое количество верующих, а больные, приходившие к ее гробу поклониться, чудесным образом выздоравливали.

В большинстве случаев день Аграфены Купальницы осмыслялся как подготовка к Купальскому празднику, или как его начальный этап. Ритуальным "начином" праздника служил сбор всех женщин поселения.

На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: "Сегодня - Купальна, завтра - Иван!" и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодки, реже - подростки и старухи. Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались с жительницами соседних сел и деревень, и вместе с ними шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением "иванских" или "купальских" песен, исполнявшихся только во время купальского цикла праздников (Иван Купала):

"Ездил Иван по вулице,
Сбирал девок на гулянья,
Молодушек на Купальню.
Пока млада собиралась,
Пока у свекрови допрошуся,
Покуль свекру доложуся,
С милым ладом сговорюся,
Пока млада собиралась,
Все гулянья миновала.
Все цветочки посорвали,
Всю купальню притоптали".

Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично осмеять оставшихся дома - им пели корильные песни:

"Иван ходит по вулице,
Собирайтесь девки, бабы,
Собирайтесь на Купальну
Да кто пойдет - красавица,
Кто не пойдет - пень-колода
На дуб лезет, сучья ломит,
С дуба лезет, кору дерет,
Домик строит, крышу кроет".

В разных губерниях были свои обычаи. Так, в Вологодской губернии обход домов происходил следующим образом. В день Аграфены Купальницы все девушки поселения, одетые в лучшие наряды, выходили на улицу. Они обходили все дома и просили в каждом: "Умойте". Хозяева должны были подарить им что-нибудь из девичьих украшений - серьги, бусы, ленты и т.п.

В Сибири день Аграфены Купальницы особо почитался больными женщинами, они, по свидетельству очевидцев, "обещаются не робить в этот день"

Как первый день праздничного купальского цикла, знаменовавшего наступление нового периода, день Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса, с этого дня начинали вязать банные веники и метлы.

На Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы, дома украшали этими же цветами и травами: букетами богородицкой травы, папоротника, Ивана-да-Марьи, ромашки, лютика, полыни и пахучей мяты. Считалось, что этот день принесет не только телесную чистоту, но и крепкое здоровье. Больных стариков и хворых вносили в баню на крапиве и парили. Матери носили детей умываться к родникам и бросали в источники медные деньги. В день Аграфены Купальницы мужики и бабы в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли коренья или искали в заветных гестах клады. Было поверье, что под корнем цветущего папоротника, зарыт клад. А знахари, ложась спать, читали самодельные молитвы, как на Ивана Купалу.

На праздник делалась обетная каша, складчиной, для нищих. В Вологодской губернии в день святой Аграфены для нищей братии среди деревни ставили столы с постными яствами (основным блюдом была каша из ячменя со сливочным маслом). Нищих собиралось иногда человек до 300, и все они ели за счёт деревни.

С этого же дня снимался запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями. Это было связано с тем, что до Аграфены Купальницы, по поверью, на растениях обитали души предков, которые находились на земле в периоде между Пасхой и Троицей. В этот же день начинали ломать банные веники. Для этого использовали не только ветки березы или дуба, но и других лиственных деревьев: ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины. Считалось, что веники, связанные в этот или в Иванов день, обладают повышенной целительной силой.
В народе говорили так: «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады». Собирали крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые потом сжигали, чтобы избавиться от несчастий и бед.

С Аграфеной-Купальницей связаны народные приметы.

16-го Червеня (июня) в лето 2018 в Храме Всебожья Славянского Кремля Виталия Сундакова, что расположен на Земле Подольской, близ с.Валищево, празднуем Аграфену-Купальницу.
Обряд правят Жрецы ССБ «Ярга» Велияръ и Светогор, Жрицы Ясна и Купава.
Уряд праздничный:
— Вход на территорию Кремля открыт с 12:00. Начало работы Ярмарки;
— Просветительская беседа в 13:00;
Традиционный Обряд прославления Природных Сил с принесением Требы в 14:00.
Употребление спиртных напитков запрещено. Дети до 16 лет только в сопровождении взрослых.
Вход на территорию Кремля платный в виде взноса: взрослые — 500 руб., инвалиды — 400 руб., отроки от 7 до 14 лет — 200 руб., чада до 7 лет — даром.
Автостоянка неохраняемая.
Правопорядок обеспечивает Сводная Дружина ССБ «Ярга» и казаки подразделения «В.Е.П.Р.»
Этот праздник у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона. Все, что было связано с водой баней и купанием нашло отражение в этот день.
По всему северу России, и в особенности Вологодской губернии, крестьяне заготовляли в этот день банные веники на целый год. Для этого бабы и девки после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делали из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и ветку разных сортов.
Это ритуальные веники: одним из них велись в этот день в бане, другими обряжали недавно отелившиеся коров, третьи, наконец, перебрасывали через головы или бросали на крыши бани с целью узнать будущее (если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив).
На Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парились веником из богородицкой травы и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, мяты пахучей.
На праздник давалась обетная каша, складчиной, для нищих. В Вологодской губернии в день святой Аграфены для нищей братии среди деревни ставили столы с постными яствами. Нищих обиралось иногда человек до 300, и все они ели за счет деревни.
Как на Ивана Травника, в день Аграфены Купальницы отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли коренья или искали в заветных гестах клады. А знахари, ложась спать, читали самодельные молитвы, как на Ивана Купалу.
Очень оригинален также обычай, наблюдаемый в окрестностях города Кириллова. В день Аграфены Купальницы все девушки, взрослые и подростки, ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: “Умойте”. В переводе на обычный язык это знают - дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.

Начинается череда праздников летнего солнцестояния. Обычай праздновать День Аграфены (Агриппины) Купальницы (6 июля), смыкающийся в один праздник с Днем Ивана Купала, пришел к нам из далека. Но особым значением обладала ночь между ними - знаменитая ночь на Ивана Купала.

День Аграфены имел народное название «Купальница»: впервые после зимы «официально» дозволялось купаться в реках и озерах, хотя, стоит отметить, что русские люди (особенно молодежь) частенько начинали это делать еще с Троицы.

Как бы там ни было, россияне считали, что именно в день Аграфены Купальницы солнце придает воде живительную силу, Господь Бог опускает в нее тепло, а Иоанн Креститель избавляет от любой нечисти, которая могла бы там завестись.

Грехом считалось этим не воспользоваться, потому с самого раннего утра крестьяне мылись в банях, умывались в родниках, поливали друг друга водой из колодцев и, обнаженными, целый день до позднего вечера плескались в реках и озера, уповая, что вода смоет все плохое и нечистое.

После утренней бани семьей обязательно садились завтракать ячменной кашей. Варилась и так называемая обетная каша, на которую складывались все поселяне.

Эта каша и другие постные блюда выставлялась посреди деревни для нищих.

День Аграфены имеет еще одно имя - Аграфена «лютые коренья». До этого дня сбор трав, кореньев и цветов для целительства находился под негласным запретом, так как думали, что во всей этой живой среде обитают души предков, которые возвратились на землю в период христианских праздников (Семик, Троица, Духов День).

Ко дню же Аграфены считалось, что души улетают обратно, а значит, можно приступать к сбору трав, не боясь потревожить покой предков. При этом верили, что именно в день (вечер) Аграфены и в ночь на Ивана Купалу целебные и магические растения приобретают особую волшебную, чудодейственную силу.

Есть версия, что название дня Аграфены - «Купальница», имеет иное происхождение, и с купанием оно не связано. А все дело в маленьком скромном цветке лютике, который в те времена назывался купальницею и которому знахари приписывали большие целительные свойства. Цветок собирали именно в день Аграфены рано утром, еше до ухода росы.

В этот же день начинали заготавливать и душистые веники для бань, чем обычно занималось исключительно женское население.

Заготавливались веники на весь грядущий год. Считалось, что связанные в день Аграфены (или Ивана Купалы) веники обладают мощной лечебной силой.

Для веников ломали ветви не только традиционных берез, но и других лиственных деревьев, таких, как черемуха, липа, дуб, смородина, калина, рябина, ольха или ива: по одной ветке с каждого дерева на веник. Нередко в него вплетали и луговые цветы.

Такими вениками не только парились, но и гадали по ним о своем будущем. Гадали следующим образом: бросали веник на крышу бани или просто перебрасывали через голову. Если упавший веник верхушкой указывал в сторону кладбища, ожидали скорой смерти.

Если же вершина была повернута в любую другую сторону, то это считалось верным знаком хорошего здоровья и долгой жизни.

Парились и сбором из целебных трав: в состав целительного травяного веника обязательно входили папоротник, иван-да-марья, ромашка, полынь, пахучая мята, а также трава Богородицкая. Считалось, что такие веники изгоняют болезни и даже помогают помолодеть.

Травами и цветами в этот день устилали полы в банях. А в иных российских губерниях натапливали банную печь крапивой, ведь именно на Аграфену наступало время этой «лютой», но целебной травы.

Были и о другие заботы. Хозяйки отваривали все яйца, которые находились в доме, для того «чтобы куры лучше неслись».

На Аграфену начинали посев репы: «Сей репу на Аграфену, хороша репа будет».

Подмечали крестьяне, как начинается колошение ячменя, так вместе с тем замолкает соловей: «На Аграфену потерял соловейко голос через яшный (ячменный) колос» - было народное мнение относительно этого явления.