Афоризмы про гениев. Гениальность и гениальные люди

08.04.2019


Когда обычные люди слышат слово «гений», то представляют исключительного и далёкого от реальности человека. Однако психологи уверяют, что у многих гениев были привычки и странности, которые присущи обывателям. Возможно, прочитав наш обзор, кто-то узнает в себе или в своих близких настоящего гения.

1. Короткий сон


Быть совой не всегда плохо. Хотя врачи единогласно утверждают, что нужно спать от семи до восьми часов каждую ночь, гении редко придерживаются этого правила. Знаменитый изобретатель Никола Тесла утверждал, что он спал только два часа в сутки и иногда работал по 84 часа кряду. Историки говорят, что Леонардо да Винчи привык к так называемому "сну сверхчеловека" (ученые называют это явление полифазным сном) - он спал по 20 минут каждые четыре часа.

2. Любовь к кошкам


Оказывается, что высокоинтеллектуальные и творческие люди на протяжении всей истории были любителями кошек. К примеру, пушистых домашних питомцев обожали Сальвадор Дали, Анри Матисс и Эрнест Хемингуэй. Исследования показали, что владельцы кошек, как правило, имеют более высокий IQ и более лучшее образование.

3. Неаккуратность


Мастерские или кабинеты гениальных людей, как правило, больше похожи на свалку. Недавнее исследование психологов показало, что захламленный стол может привести к более творческому мышлению (а неаккуратные работники намного чаще выбирают новые проекты и задачи). К примеру, Марк Твен был известным неряхой.

4. Неразборчивый почерк


Если кто-то говорит человек, что его почерк неразборчив, то это нужно воспринимать, как комплимент. Исследования показали, что у одаренных людей часто ужасный почерк, поскольку их мозг работает быстрее, чем руки.

5. Атлетичное телосложение


Стереотип спортсмена, который не может связать двух слов, не всегда верен. К примеру, Пифагор был боксером. И вовсе не случайно, что Древняя Греция была родиной множества философов и Олимпийских игр: греки считали, что атлетическое телосложение является признаком хорошего лидера. Аристотель также считал, что спорт или игры ближе всего к "созерцанию", поскольку они служат для собственной выгоды, а не в качестве средства для достижения цели.

6. Кофе по утрам


Бесспорно, что Бетховен был музыкальным гением, но у него были очень специфические требования: Людвиг сам отсчитывал ровно 60 зерен кофе для каждой чашки. Бенджамин Франклин часто проводил свободное время в кофейных магазинах, а Бальзак описал зависимость от кофе в своих произведениях.

7. Любовь к одиночеству


Гении почти все - интроверты, а некоторые искренне верили в то, что значимые вещи могут быть созданы только в одиночестве. Писательница Джейн Остин специально поставила дверь на очень скрипящих петлях, чтобы к ней никто не мог зайти внезапно и прервать процесс творчества.

8. Длительные прогулки


Некоторые из самых лучших идей пришли к великим мыслителям, таким как Сёрен Кьеркегор и Чарльз Диккенс, во время прогулок. Кьеркегор после этого спешил домой, чтобы записать свои мысли. Бетховен всегда носил с собой карандаш и блокнот на прогулках. Чайковский выработал привычку гулять по два часа каждый день и даже верил, что он заболеет, если пропустит хоть одну прогулку.

9. Личный дневник


Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Вирджиния Вулф и множество других талантливых людей были известны тем, что записывали свои мысли и замечания. Французский художник Эжен Делакруа как-то сказал о своем дневнике: "Я вновь взялся вести свой дневник после долгого перерыва. Это для меня способ успокоения того нервного возбуждения, которое беспокоило меня столь долгое время".

10. Любовь к музыке


Леонардо да Винчи играл на нескольких музыкальных инструментах и даже изобрел свой собственный инструмент. Галилей играл на лютне и музыка вдохновляла его на создание философских трудов.

11. Любовь к природе


Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо и Роберт Фрост испытывали глубокое уважение к окружающей природе. Некоторые из их лучших работ были написаны в одиночестве на открытом воздухе.

Не менее интересно узнать и про .


Цитаты великих людей о жизни - не просто умные фразы, это сокровище, которое не купишь даже за миллион. Их ценность в жизни человека можно сравнить с поддержкой и помощью лучшего друга.

Наверно у каждого был случай, когда меткое изречение великих философов, ученых, писателей помогло сделать шаг навстречу мечте. В чем же его сила? Это лучшее, что копилось веками, собиралось по крупицам, отсеивалось и пришло к нам в совершенном виде.

Афоризмы великих людей - наши верные друзья в сложных вопросах и ключик к ответам на перекрестке путей.


Порой бывают минуты, когда тебя одолевают трудности и сомнения, так хочется услышать совет старших, так как их мудрые цитаты считаются достоверным фактом. Высказывания великих людей о счастье и мире на земле не просто короткие пафосные фразы, написанные для приобретения всеобщей известности.

Это авторитетное выражение, которое воспринимается как истина. Читая их понимаешь: в жизни возможно все, главное не сдаваться и идти к своей мечте. Они прекрасно мотивируют, заставляют верить в себя, придают силы.



Взяв одно из мудрых высказываний великих людей в качестве статуса себе на заметку, можно постепенно превратить его в жизненное кредо и действовать соответственно его позиции. И тогда все будет получаться так, как пророчил известный философ Омар Хайям, станет доступным как обещал поэт Пауло Коэльо, сбудется то, что говорил проповедник Ошо.

Ведя беседу с людьми, тонко и метко цитирующими множество высказываний великих людей о дружбе, мире, добре и зле мы сразу же испытываем к ним симпатию и уважение. А если мы сами аналогично им умеем подбирать и красиво использовать в жизни цитаты и афоризмы, то естественно также заслуживаем доверия от своих собеседников.



Читая великие фразы, умея хорошо грамотно их применять, мы самоутверждаемся, повышаем свою самооценку. А это немаловажно для того, чтоб быть всегда уверенным, радостным и жить счастливо. Чем больше великие цитаты о жизни будут встречаться в нашей речи, тем больше приблизим себя к совершенству.

Благодаря высказываниям великих людей о жизни мы познаем азы мудрости. Они учат всегда идти вперед, утверждают, что ключ от радости у нас в руках, мы властелины судьбы и никакие преграды не должны нам помешать, если чего-то сильно захотим.


Лучшие цитаты великих людей собирались не одно столетие, их писали люди, живущие в разные эпохи, но любое изречение красной нитью несет мысль о том, что человек – творец своего будущего.


Больше всего любит афоризмы великих писателей и поэтов, конечно же, женский пол. Среди них ни мало тех, кто в любой жизненной ситуации, будь то радость или печаль, старается подобрать сравнение в цитатах о любви, дружбе, о смысле жизни.

Конечно же, высказывания великих женщин в этом случае для них намного ближе, чем цитаты великих людей о счастье и любви, написанные мужчинами. Они обожают Фаину Ранесвкую с ее резкостью, колкостью и сарказмом, с удовольствием читают эксцентричную и самоуверенную Коко Шанель. Их восхищают лиричность и красота, пронизывающая цитаты со смыслом известных Цветаевой и Ахматовой.


Цитаты великих людей про дружбу, любовь и другие важные человеческие чувства не утратят своей актуальности никогда. И через тысячи лет они будут востребованы также как сейчас. Знакомясь с ними, отбирая для себя лучшие, произнося них изо дня в день как убеждение, мы сами невольно приближаем себя к той известности, которой пользовались наши учителя.

Ведь все цитаты со смыслом великих людей про жизнь вышли из-под пера известных, ставших легендами ученых, писателей, поэтов, актеров, критиков. И раз они утверждают, что «нам в этом мире подвластно все», остается согласиться с ними, принять как должное и радоваться достигнутым результатам.

Знаменитые сумасшедшие

К сумасшедшим общество всегда питало нездоровый интерес, особенно же – к великим сумасшедшим.

«Гений» – латинское слово (genius) и означает высшую степень одаренности и универсальности. Гениями принято восхищаться, однако современники, как правило, недолюбливают их, иногда даже ненавидят и завидуют, так что на каждого Моцарта приходится, по крайней мере, один Сальери.

Считается, что одаренный человек, получивший способности от природы, всю жизнь беспечно наслаждается бесплатно доставшимся подарком. Но как в действительности такие люди уживались со своими творческими способностями?

Что такое гений: нормальный человек или больной?

«Долгое время, к примеру, не утихали споры вокруг имени Джонатана Свифта, автора бессмертного Гулливера. И, в конце концов, медики поставили ему диагноз: Безумен! »

«В подтверждение этой теории обычно приводились три доказательства. Во-первых, назначение незадолго до смерти писателя официального попечительского надзора за его делами ввиду умственной недееспособности. »

Во-вторых, прогрессирующая потеря памяти, неспособность узнавать даже близких друзей и знакомых. И, наконец, хлопоты по созданию первой в Ирландии психиатрической больницы, которой он завещал все свое немалое состояние и в которую, если верить злым языкам его современников, надеялся сам войти первым пациентом.

Немецкий композитор Шуман страдать приступами помешательства начал в 24 года, а в 46 лет вовсе лишился рассудка. Его преследовали говорящие столы, он видел звуки, которые складывались в аккорды и музыкальные фразы.

Шведский естествоиспытатель Линней к 60 годам впал в паралитическое и бессмысленное состояние.

Английский писатель Гаррингтон воображал, что мысли вылетают у него изо рта в виде пчел и птиц, и хватался за веник, чтобы разогнать их.

Итальянскому философу Кардано мерещилось, что за ним шпионят все правительства, а мясо, которое ему подавали, специально пропитывали воском и серой.

Моцарт страдал манией преследования, считая к тому же, что итальянцы хотят его отравить.

Преувеличенная и сосредоточенная чувствительность характерна как для великих людей, так и помешанных, равно как и временная амнезия у тех и у других. Гениальным людям, как и сумасшедшим, чужда умеренность во всем. Многие из гениев злоупотребляли и злоупотребляют спиртными напитками.

Так, Ибсен, перепив, начинал комкать и рвать все, что подвертывалось под руку, часто уничтожая только что написанное.

Ван Гог сутками рисовал, ведрами пил абсент, отрезал себе левое ухо и написал автопортрет в таком виде, а в возрасте 37 лет покончил жизнь самоубийством. После его смерти, кстати, врачами было обнародовано свыше 150 медицинских диагнозов, которые при жизни были поставлены великому живописцу.

Среди прочих тяжелых болезней эскулапы нашли у Ван Гога эпилепсию, опухоль мозга, маниакально-депрессивный психоз, шизофрению, магниевую недостаточность и даже отравление наперстянкой, которой в то время лечили психические заболевания

«Только великие люди обладают великими недостатками, – говорил знаменитый Ларошфуко. Жорж Санд добавляла: Вот где сидят у меня эти великие люди. Хорошо читать их жизнеописания, приятно посмотреть на них, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, но плохо иметь с ними дело. Они злы, взбалмошны, деспотичны, желчны, подозрительны.»

«Шопенгауэр писал: Гении не только невыносимы в жизни, но безнравственны и жестоки, им трудно иметь друзей. На высотах мысли царит одиночество. При этом сам Шопенгауэр однажды избил одну старуху и должен был по суду платить ей всю жизнь пенсию. »

«О гениальных людях, точно так же, как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина.

Гейне писал о себе: Мое умственное возбуждение есть скорее результат болезни, чем гениальности. Чтобы хоть немного утешить страдания, я сочинял стихи. В эти ужасные ночи, обезумев от боли, бедная голова моя мечется из стороны в сторону и заставляет звенеть с жестокой веселостью бубенчики изношенного дурацкого колпака. А заключал он размышления о гениальности и сумасшествии словами: Творчество – это болезнь души, подобно тому, как жемчужина есть болезнь моллюска. »

Гении необычны уже внешне своими привычками и чудачествами.

Например, Шиллер почему-то мог творить лишь тогда, когда на столе у него лежали гнилые яблоки.

Гайдн не работал без своего кольца с алмазом: он поминутно его рассматривал.

Вагнер во время сочинения очередного музыкального произведения раскладывал на стульях и другой мебели яркие куски шелка, имел обыкновение брать их в руки и теребить.

Для успешной работы над романом Золя привязывал себя к стулу.

Мюссе слагал свои стихи при свечах, в полном одиночестве, за столом, где стояло два прибора для его милой воображаемой женщины, которая должна была вот-вот прийти и разделить с ним ужин.

Шарлотта Бронте постоянно отрывалась от писания очередного романа и отправлялась чистить картофель.

Дюма-сын для пробуждения вдохновения любил раз пять основательно поесть.

Я люблю вас, дорогая мадемуазель, – говорил Анри Матисс своей будущей жене. – Но вы должны знать, что я еще больше буду любить живопись. Художник страдал от депрессии, бессонницы, иногда рыдал во сне и просыпался со звериным воплем. Однажды без всякой причины у него вдруг появился страх ослепнуть. И он даже научился играть на скрипке, чтобы зарабатывать себе на жизнь уличным музыкантом, когда потеряет зрение. Врачи напрасно убеждали его, что ему нечего бояться, у него нет никаких глазных болезней.

Но Матисс им не верил. Перед тем как приступить к рисованию, он испытывал острое желание кого-нибудь придушить! А сам процесс творчества связывал с вырезанием у больного опухоли ножом и без наркоза.

Флобер во время работы стонал вместе с изображаемыми им героями. Плакал и смеялся, а то принимался большими шагами быстро ходить по кабинету и громко скандировать слова.

О Монтескье рассказывали, что на полу у стола, где он занимался, можно было заметить углубления от постоянного подёргивания их ног.

Английский писатель Гоутон, занимаясь литературной работой, одновременно орудовал ножом или ножницами. За время писательских бдений он обстругал не один письменный стол, изрезал несколько кресел, а однажды исполосовал подвернувшееся под руку любимое платье жены.

Великим мыслителям наравне с помешанными свойственны постоянное переполнение мозга кровью (гипперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к холоду.

Например, Бальзак писал свои романы, стоя босыми ногами на студеном каменном полу. Руссо заставлял свой мозг работать интенсивнее, стоя на солнцепеке с непокрытой головой.

Шиллер, работая над своими произведениями, всегда держал ноги в холодной воде. Эдгар По мог сидеть часами за письменным столом и молча смотреть на лежащий перед ним лист чистой бумаги.

Примерно также поступал Метерлинк. Каждое утро он отсиживал за письменным столом три часа, даже если ни одна мысль не приходила в голову.

Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов, и если заканчивала роман в 10.30, то тут же начинала новый, над которым работала полчаса.

Французский баснописец Лафонтен, когда находило вдохновение, часами метался по улицам, не замечая прохожих, с удивлением наблюдавших, как он жестикулирует, топает ногами, во весь голос выкрикивая рождающиеся строки.

«Знакомые с удивлением наблюдали, как Бернард Шоу, уже в преклонном возрасте, надевал резиновые ботинки, застегивал на все пуговицы подбитый байкой плащ и, обращаясь к домочадцам, говорил: Иду писать пьесу! И отправлялся на рынок, где было очень оживленно. Часто его видели в пригородных поездах с блокнотом в руках, быстро набрасывающим строку за строкой.»

Шуберт, проживший всего 31 год, любимые свои произведения, прежде чем обнародовать, обязательно должен был сыграть… на гребенке.

Дюма (отец) писал только на особых квадратных листах. Если такой бумаги не оказывалось или она кончалась, он прекращал работу.

Анатоль Франс, наоборот, никогда не запасал бумагу и писал на чем попало: на старых письмах, конвертах, пригласительных билетах, даже визитных карточках.

Рассеянность и забывчивость некоторых гениев поразительны.

Конечно, объясняются они особой сосредоточенностью на творчестве, когда все постороннее словно перестает существовать.

Дидро забывал дни, месяцы, годы и имена близких людей.

Гоголь и Гете не замечали смертельной опасности во время своей работы.

Однажды Ампер, уходя из своей квартиры, написал мелом у себя на дверях: Ампер будет дома только вечером. Но вернулся домой еще днем. Прочитал надпись на своих дверях и ушел обратно, так как забыл, что он сам и есть Ампер. Он же постоянно сморкался в тряпку, которой стирал мел во время лекций, и, намазанный мелом, возбуждал веселость студентов.»

Великий Ньютон как-то принимал гостей и, желая их угостить, отправился в свой кабинет за вином. Гости ждут, а хозяин не возвращается. Оказалось, войдя в рабочую комнату, Ньютон так глубоко задумался над своим очередным трудом, что совершенно позабыл о друзьях.

Когда обычные люди слышат слово «гений», то представляют исключительного и далекого от реальности человека. Однако психологи уверяют, что у многих гениев были привычки и странности, которые присущи обывателям. Возможно, прочитав этот материал, кто-то узнает в себе или в своих близких настоящего гения.

Короткий сон

1. Никола Тесла

Быть совой не всегда плохо. Хотя врачи единогласно утверждают, что нужно спать от семи до восьми часов каждую ночь, гении редко придерживаются этого правила. Знаменитый изобретатель Никола Тесла утверждал, что он спал только два часа в сутки и иногда работал по 84 часа кряду. Историки говорят, что Леонардо да Винчи привык к так называемому «сну сверхчеловека» (ученые называют это явление полифазным сном) - он спал по 20 минут каждые четыре часа.

Любовь к кошкам

2. Эрнест Хемингуэй

Оказывается, что высокоинтеллектуальные и творческие люди на протяжении всей истории были любителями кошек. К примеру, пушистых домашних питомцев обожали Сальвадор Дали, Анри Матисс и Эрнест Хемингуэй. Исследования показали, что владельцы кошек, как правило, имеют более высокий IQ и лучшее образование.

Неаккуратность

3. Марк Твен

Мастерские или кабинеты гениальных людей, как правило, больше похожи на свалку. Недавнее исследование психологов показало, что захламленный стол может привести к более творческому мышлению (а неаккуратные работники намного чаще выбирают новые проекты и задачи). К примеру, Марк Твен был известным неряхой.

Неразборчивый почерк

4. Если кто-то говорит человеку, что его почерк неразборчив, то это нужно воспринимать как комплимент. Исследования показали, что у одаренных людей часто ужасный почерк, поскольку их мозг работает быстрее, чем руки.

Атлетичное телосложение

5. Пифагор был боксером

Стереотип спортсмена, который не может связать двух слов, не всегда верен. К примеру, Пифагор был боксером. И вовсе не случайно Древняя Греция была родиной множества философов и Олимпийских игр: греки считали, что атлетическое телосложение является признаком хорошего лидера. Аристотель также считал, что спорт или игры ближе всего к «созерцанию», поскольку они служат для собственной выгоды, а не в качестве средства для достижения цели.

Кофе по утрам

6. Бенджамин Франклин

Бесспорно, что Бетховен был музыкальным гением, но у него были очень специфические требования: он сам отсчитывал ровно 60 зерен кофе для каждой чашки. Бенджамин Франклин часто проводил свободное время в кофейных магазинах, а Бальзак описал зависимость от кофе в своих произведениях.

Любовь к одиночеству

7. Джейн Остин

Гении почти все - интроверты, а некоторые искренне верили в то, что значимые вещи могут быть созданы только в одиночестве. Писательница Джейн Остин специально поставила дверь на очень скрипящих петлях, чтобы к ней никто не мог зайти внезапно и прервать процесс творчества.

Длительные прогулки

8. Петр Чайковский

Некоторые из лучших идей пришли к великим мыслителям, таким как Сёрен Кьеркегор и Чарльз Диккенс, во время прогулок. Кьеркегор после этого спешил домой, чтобы записать свои мысли. Бетховен на прогулках всегда носил с собой карандаш и блокнот. Чайковский выработал привычку гулять по два часа каждый день и даже верил, что он заболеет, если пропустит хоть одну прогулку.

Личный дневник

9. Вольфганг Амадей Моцарт

Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Вирджиния Вулф и множество других талантливых людей были известны тем, что записывали свои мысли и замечания. Французский художник Эжен Делакруа как-то сказал о своем дневнике: «Я вновь взялся вести свой дневник после долгого перерыва. Это для меня способ успокоения того нервного возбуждения, которое беспокоило меня столь долгое время».

Любовь к музыке

10. Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи играл на нескольких музыкальных инструментах и даже изобрел свой собственный. Галилей играл на лютне, и музыка вдохновляла его на создание философских трудов.

Любовь к природе

11. Роберт Фрост

Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо и Роберт Фрост испытывали глубокое уважение к окружающей природе. Некоторые из их лучших работ были написаны в одиночестве на открытом воздухе.

Вопрос о гениальности был задан давно, испробован множеством путей, обсужден множество раз, множество путей были пройдено и множество ответов было дано. Однако, никто так и не ответил на вопрос о её истоках, о её природе, устройстве, и, конечно же, самом волнующем вопросе: «Почему он, а не я? Ведь я же…»

И, естественно, было написано множество таких же эссе и исследовательских работ. Взять хотя бы, Чезаре Ломброзо, который утверждал, что гениальность - родственница и дитя помешательства. Он делал такой вывод исходя из френологических портретов (сейчас определение личности, характера и пороков человека позволяют определять лишь психологам или колдунам, называя остальных высокомерными выскочками).

Однако, в его работе на эту тему «Гениальность и помешательство» выводы не лежат на плато сомнительных утверждений, граничащих с мистицизмом или предубеждениями вроде «знаков над головой»...

Что такое гениальность?

Так что такое гениальность? Особый путь человека избранный свыше (как утверждают богословы), упорная его работа над собой, генетическая шутка или ошибка? Или просто удачное стечение обстоятельств, после которых ещё вчера обычный человека становится гением?

На мой взгляд, гениальностью в той или иной степени обладает каждый человек. Ведь пусть даже быть развитым разносторонне, то есть быть леонардовским «Витрувианским человеком» или «универсальным человеком» сложно и звучит трудоемко и сложно, но сколько же людей обладают пристрастием к той или иной науке, будь она точной, естественной, гуманитарной или общественной?

А сколько обладают пристрастием к конкретной науке? Кстати, ведь именно фанатики той или иной научной дисциплины обычно и признаются «гениями» в своей области, при этом не обладая ни выдающимся умом и способностями, когда большую долю в успехе сыграла амбициозность и удача.

Из сказанного выше можно предположить, что любой, пусть даже самый обыкновенный человек, добропорядочный гражданин способен быть выдающимся и гениальным в своей области. Но почему же тогда «гений» стало не обыденным словом, а редким, похвалой, которую применяют лишь к немногим, совсем немногим? Хотя, может быть, если бы люди уделяли меньше внимания всему «общественно-правильному», как, например, семье, работе, деньгам, престижу, славе, собственной репутации – может, тогда бы количество гениев (гениев ли, или «упертых»?) было бы значительно больше.

Так или иначе, я считаю гениальность скорее чрезмерной оригинальностью человека, уместившейся в рамки его времени. Да, конечно, каждый оригинален, имеет свою неповторимую внешность, судьбу, мысль, идею…но кто-то оригинален чуть более, чем обычный оригинальный человек, скажем так. Спросите: «Причем тут время?». И я отвечу. Время определяло общество, в котором живет «оригинальный оригинал».

Гениальность — оригинальность или злой рок?

Вернее даже не время, а общественные условия, материальный уровень бытия. Общество определяло то, насколько гений может развить свой потенциал. К примеру, можно представить полеты над землей. Самолет, или любой другой летательный аппарат. Человек, живущий в Античное время или в Новое время, когда умы были одинаково раскрепощены, мог без страха и опасения говорить о своих идеях, мыслях и убеждениях, не боясь быть за это наказанным.

И, кто знает, может, летательные аппараты появились бы намного раньше, чем мы себе это представляли. Если бы изобретатель говорил о «машинах будущего» в XVIII или I веках нашей эры, то его бы сочли гением, светочем разума, всего доброго и красивого, и тому подобное. Но если бы его слова попали на слух людей сурового Средневековья, то печально известная участь заживо сожженного и развеянного по ветру не заставила бы себя долго ждать. И нет, я совсем не критикую Средние века, поскольку каждое время имеет свои особенности. Просто Античность – это гениальность материальности и ораторства, а Средневековье – гениальность души и ума.

Гениальные люди в современном мире

В наше время гения найти несложно. Достаточно найти видео, на котором из подручных средств какой-нибудь человек собирает зажигалку с функцией фонарика и видеокамеры, самопишущую тетрадь с диктофоном, ну, или на, худой конец, открывает новые дали космоса, чтобы заверить человечеству что «через двадцать-тридцать лет мы сможем жить на Марсе». Довольная же публика обязательно забудет и имя, и суть открытия… Но при этом обязательно достанет из самых дальних уголков своей памяти аргументы для отстаивания своих атеистических позиций в споре с .

Иначе говоря, гений сейчас просто тот человек, который хоть как-то сумел позабавить публику, хоть какое-то время. И это не как не связано с «Обмороком современного искусства», как сказал бы Рассел Коннор, или старым-добрым и кратким «Упадком культуры». Просто люди стали более прагматичными.

Да и вправду, зачем обыкновенному человеку знать о выращивании искусственных голосовых связок или об окисе азота как сверхпроводнике? Максимум пользы от этого – смелый бросок дешевой гордости в лицо пьяному окружению, и недурная попытка сказать «никотинамидадениндинуклеотидфосфатгидрин» после влитого в себя алкоголя. Выглядит, конечно, забавно, но все быстро забудут.

Никола Тесла — гениальный человек

Вопрос о том, почему в наше время нет выдающихся гениев, имена которых будет произносить спустя годы, тщетен, и принадлежит философам, коих сейчас тоже довольно много. Может, именно в этом кроется разгадка?

Впрочем, я не считаю, что все потеряно. Ведь гении приходят случайно и стихийно. Умные люди будут существовать всегда, но люди, которых будут называть «гениями» все же исключение из всех правил. Хоть и появлялись они в нужное время и в нужном место, увлеченные своим делом, и готовые пойти ради него до конца. Гений все же еще и фанатик своего дела. Нет большего наслаждения для гения, чем плодотворный результат долгой и кропотливой работы. Не зря говорил Ломброзо о фанатизме и психических отклонениях.

Я считаю, что последние гении умерли в двадцатом веке. Но я не стану называть гениев науки вроде Альберта Эйнштейна, Поля Дирака, Резерфорда и других. По причине, описанной выше. Не думаю, что кому-то интересно слушать про теорию относительности или квантовые уравнения Дирака.

Так вот, гении это были из литературы (Сартр, Жан Жене, Хаксли, Берроуз, Харитонов) или из психологии (легендарные Фрейд и Юнг, Кинси, Кляйн и пр.). В первую очередь их назвали гениями за то, что большинство из них проявили необыкновенную смелость в утверждении своих взглядов. Достаточно экстравагантных и неординарных в их время.

Про «универсальных людей» позднего средневековья и Ренессанса и говорить нечего. Одновременно художники, математики, иногда физики, естествоиспытатели, скульпторы и иногда литераторы (Микеланджело писал стихи и сонеты). Все сферы бытия находили отклик в их умах. И сейчас мы имеем уникальные культурные наследия. Например, работы Да Винчи по анатомии послужили основой для дальнейших медицинских исследований.

Гениальные люди России

Впрочем, своими гениями и Россия не обделена. По крайней мере, гением смело можно назвать советского писателя, режиссёра и драматурга Евгения Харитонова. Хотя бы за то, что он сказал, что гениев нет, и их выдумали обыватели, чтобы отличать от самих себя. Но стоит назвать и гениев, не связанных с искусством и культурой.

Это, конечно же, Менделеев, простите за банальность. Заслуга хотя бы в том, что человек смог упорядочить систему химических элементов, то есть решить вопрос, над которым ломали голову многие мировые химики и физики того времени. Дальше стоит упомянуть Кулибина с его паровым двигателем, братьев Черепановых, Ползунова, Илью Мечникова, академика Вернадского, Павлова, Циолковского и многих других.

Но, что интересно, так это то, что эти гении нередко были не только специалистами в своей сфере, но и нередко в другой. К примеру, Кулибин и Циолковский активно занимались философией, а выражения Циолковского о душе и бессмертии до сих пор цитируются. В определенных кругах, разумеется.

Русского гения тоже присутствует в жизни. Ведь русский гений имеет свое собственное мышление. Вместе с этим долгое время русская гениальность казалась закрытой лишь потому, что мир не очень интересовали размышления о душе других людей, особенно когда у них были свои. Большинство русских гениев все же опаздывали с развитием философской мысли в литературе и искусстве, поэтому брали идеи, преобразовав в свои. Однако, не стоит сомневаться, что русский гений сделал немало прорывов в техническом плане, как уже было сказано выше. Чего стоит одно только строительство ракеты и первый полет в космос!

Гениальность: благо или зло?

И, наконец, древнейший философский вопрос: «Гений – это благо, или зло?»

Вопрос старее, чем «Быть или не быть?». Гений – это личность, всего лишь более оригинальная, на наш взгляд. Зло и добро – не объективные критерии при ее оценке. Ведь личность воспринимает свои поступки субъективно. Можно быть великим политиком и манипулятором душ, как Гитлер, но за зверский антисемитизм и убийства евреев тебя будут ненавидеть. Кстати, что такое личность описано .

Можно быть гениальным художником, скульптором, смело вскрывать тела умерших для правдоподобности картин, но люди буду чаще вспомнить слухи о нетрадиционной ориентации и твоей жизни, как это было с Да Винчи. Можно быть гениальным художником, одним из немногих психически больных творцов, но люди будут думать о твоем отрезанном ухе. Это повествование можно порождать бесконечно.

Ошибка в том, что люди оценивают гения со своих «колоколен», а гений других людей – со своей. Гений может быть сам отвратительной личностью, но люди будут помнить его поступки и по ним же судить. Также гений может быть как злым, так и добрым, в зависимости от его действий. Гений решает сам, какой он. И если гений действовал плодотворно, если его действия и творения принесли пользу обществу, все говорят, что ЕГО гениальность – добро, свет и благо. Если его деяния несут смерть, гибель и разрушения – его проклинают. Последнее постигло Гитлера и Наполеона в их время.

Единственное, что можно сказать о моральной стороне гениальности – по итогам: невозможно до конца оценить поступок, поскольку его смысл относителен. И нельзя точно оценить феномен гениальности по этой же причине. Гений может быть счастлив, наблюдая за хаосом, который он сотворил.

Окружающие его ненавидят, но он рад, потому что в хаосе видит порядок, один ему ведомый. Он может быть равнодушен к своим деяниям, поскольку связан обязательствами, но все вокруг славят его гениальность. Существую же «гениальные злодеи», о которых никто не может вспоминать без пристрастия. Также и нельзя сказать, что несет собой гениальность.

В конце концов хочется лишь сказать, что гений – это человек. Гений – не сверхчеловек Ницше. Чрезмерная оригинальность не определяет его как «хорошего» или «плохого». Никто не получает гениальность из ниоткуда. Но гении могут быть и обычными людьми.

© Зорина Дарья

Редактура