Макет на тему хлеб всему голова. Павлодарская область, р-н Железинский, с.Дюсеке. Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе

24.04.2019

Всем доброго времени суток! В прошлом году сын (на тот момент второклассник), делал (с моей помощью) проект на тему "Хлеб всему голова". Проект выполнен в PowerPoint, при экспорте в другой формат качество слайдов ухудшилось. За проект и за то как сын его защищал, Дима получил грамоту финалиста (проект был одним из лучших по школе, победителей в этот раз не было).
К презентации проекта требовалось около 12 - 15 слайдов (желательно без текста), речь должна была занимать около 10-15 мин. В связи с этим текст создавали по принципу - коротко и понятно. И текста на слайдах нет, поэтому каждый слайд будет сопровождать речь, которую Дима говорил на защите.

Слайд 2
Цель: познакомиться с процессом выращивания хлеба; рассказать о ценности хлеба и уважительном отношении к нему и людям, его вырастившим.
Хлеб это символ благополучия, достатка.
Хлеб на столе - это богатство в доме.

Слайд 3
Хлеб даёт нашему организму белки, углеводы, полезные микроэлементы, что необходимо для работы мозга. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Хлебная корочка помогает нашему организму противостоять многим раковым заболеваниям.
Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берёт от хлеба.

Слайд 4
Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой жидкую кашицу, приготовленную из крупы и воды.
В древнем Египте, 5-6 тысяч лет назад, произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения.
В средневековой Англии, зажиточные люди чёрный хлеб использовали в качестве тарелок: большие буханки хлеба нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Слайд 5
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (прим. автор стихов Я.Аким)
Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду хлеборобов. Выращивать и убирать хлеб людям помогают сильные машины.
Весной выезжают в поле трактора. К трактору прикрепляют плуг, плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Затем трактор тянет за собой борону, похожую на большие грабли, она рыхлит землю. На вспаханное поле затем выходят сеялки, которые сеют сразу в три ряда.

Слайд 6
Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны. Колосья золотые, пора убирать урожай. Нельзя медлить, чтобы зёрна не упали на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, вытряхивая зёрна из колоса.

Слайд 7
Машины доставляют зерно на механизированный ток для очистки и просушки.
Потом зерно отвозят на элеватор – это большое зернохранилище. Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку.
Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен.

Слайд 9
Сегодня наименования видов хлеба и хлебобулочных изделий исчисляются сотнями. (прим. перечисление названий, для примера некоторые названия вынесены на слайд)

Слайд 10
Основные наши кормильцы – пшеница и рожь. Из пшеничной муки делают белый хлеб, булки, печенье, баранки. И ещё делают из пшеницы манную крупу. Из ржаной муки – чёрный хлеб.
Колос пшеницы потолще, а ржи - потоньше. Зерна пшеницы покруглей, а ржи - подлинней.

Слайд 11
Я решил прорастить зёрна пшеницы в домашних условиях и вёл календарь наблюдений. Вот мои наблюдения. (прим. все наблюдения были сфотографированы и подписаны, когда и что происходило с ростками, на защите Дима все это прокомментировал)

Слайд 12
Вырастить колосья в домашних условиях не получилось, но я наблюдал как растут колосья ржи и овса, которые мы посадили и вырастили с моими дедушкой и бабушкой, летом. А сажали мы их осенью под зиму. На наших фотографиях видно как менялись колоски в разные времена.
А еще мы с мамой сделали наглядное пособие с этапами рождения хлеба.

Здесь я немного отступлю от самого проекта и продемонстрирую то самое наглядное пособие, о котором говорилось выше.
Из зерен вырастают колосья, из колосьев получаем зерно, из зерна - муку, а из муки готовят хлебобулочные изделия.
Зерна пшеницы, колосья, мука - настоящие, хлебобулочные изделия слепила из соленого теста, высушила, покрасила, покрыла лаком.

Все оформили в виде стенда.

Размер стенда.

Многие говорили, что получилось натурально.

Продолжим.
Слайд 13
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы, лебеды, отрубей, опилок. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное примеси. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба размером с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города, других продуктов не было.
Работая над проектом, я нашел замечательные стихи:
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб - это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
“Если ты хлеб ценить не стал,
Ты человеком быть перестал”. (прим. автор стихов Бобо Ходжи)

Слайд 13
В России по давнему обычаю дорогих гостей встречают хлебом-солью. А также существует ряд примет, считается, что люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.
(прим. на слайде есть значок динамика - к этому слайду мы добавили отрывок песни (припева) Ольги Воронец "Хлеб всему голова", а именно эти строки: Ты запомни, сынок, золотые слова - Хлеб - всему голова, Хлеб - всему голова!)
Берегите ХЛЕБ! ХЛЕБ – это наше богатство!
Спасибо за внимание!

Проект «Хлеб – всему голова»

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Сроки реализации проекта: ноябрь - декабрь

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» п. Октябрьский

Проект «Хлеб – всему голова»

Подготовила воспитатель:

Руш Виктория Алексеевна

Проект «Хлеб – всему голова»

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Сроки реализации проекта : ноябрь - декабрь

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Интегрируемые области:

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество (лепка, рисование Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель : Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

Сформировать у детей представления о ценности хлеба;

Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

Воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

Сбор информации;

Беседы;

Наблюдения;

Экскурсия;

Эксперимент

Анализ.

Аппликация);

Познание;

Социализация.

Коммуникативная:

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

3. Составление узоров и рисунков из круп.

Познание

Наблюдения и рассматривание альбомов;

Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

Репродукций картин русских художников на заданную тему;

Просмотр диафильма «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность

Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях

Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).

5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».


Проект «Хлеб — всему голова»

«Хлеб - всему голова»

воспитатель средней группы

Актуальность: Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Проблема.

  • Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба;
  • осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе;
  • ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб - это итог большой работы многих людей.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Предлагаемый проект рассчитан на младший дошкольный возраст (средняя группа). В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

Название проекта: «Хлеб всему голова»

Вид проекта: информационно - исследовательский, познавательный, творческий, игровой;

Продолжительность: краткосрочный (3 месяца), коллективный.

Участники проекта: дети средней группы, родители.

Сроки реализации: три месяца (середина октября - январь)

Цель проекта:

Дать детям представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Расширять представления о развитии растений.

Познакомить с названиями профессий людей, растящих и пекущих хлеб.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,

которые выращивают и пекут хлеб.

Задачи проекта:

Формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека. Расширить знания детей о хлебе (черный — ржаной, белый—пшеничный). Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;

Формировать знания детей о труде хлебороба, комбайнера, тракториста;

Формирование элементарных экологических знания об особенностях выращивания зерновых растений, доступных пониманию ребенку-дошкольнику;

Формировать навыки изображения колосков и хлебобулочных изделий (рисование, лепка);

Развитие творческих способностей;

Поддерживать естественный интерес и любознательность детей;

Воспитывать у детей чувства уважения к труду людей (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу, природе родного края и разумного вмешательства человека;

Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

Реализация проекта:

  • социально-коммуникативное развитие (социализация, труд, безопасность);
  • речевое развитие (чтение художественной литературы, коммуникация);
  • познавательное развитие (конструктивная деятельность);
  • художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, музыка);
  • физическое развитие (здоровье, физкультура).

Предполагаемый результат:

Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, находить признаки сходства и отличия зерновых культур;

Пополнение и активизация словарного запаса, умение верно обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба, названий хлебобулочных изделий;

Сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, уважение к труду взрослых;

Освоение приемов и способов экспериментирования;

Воспитание бережного отношения к хлебу;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;

Творческое самовыражение детей.

Ход проекта:

1 этап, подготовительный (разработка проекта)

Срок с середины октября 2014 г. по конец октября 2014 г.

Деятельность педагогов:

определение проблемы, постановка цели и задач;

Составление перспективного плана мероприятий;

Определение методов работы;

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

Подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности;

Совместная деятельность:

Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

Определение круга актуальных и посильных задач.

2 этап, исследовательский (выполнение проекта)

Срок: ноябрь - декабрь 2014 г.

Формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

Интегрируемые образовательные области, формы и методы работы.

Социально-коммуникативное воспитание, познавательно - исследовательское развитие тематические занятия: «Как хлеб на стол пришел? », «О хлебе».

Беседы: «Как выращивают хлеб», «Как мы можем беречь хлеб?», «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

Рассматривание: «Пшеница и рожь» (колосья).

Рассматривание: серия сюжетных картин:

«Как выращивали хлеб наши предки».

Рассматривание: альбомов «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия».

Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений:

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К.Г.Паустовский «Горячий хлеб».

Посадка семян пшеницы, ржи, овса.

Наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в разных условиях (земля, песок).

Просмотр мультфильмов: «Колосок», «Колобок» …

Художественно-творческая деятельность:

Пластилинография «Хлебный колос».

Рисование по сказке «Колобок».

Аппликация «Колосок» (из салфеток).

Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки».

Лепка «Печенье для кукол».

Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины».

Музыкально-театрализованная деятельность: кукольный театр по мотивам украинской народной сказки «Колосок».

Слушание: песен «Колосок» (о хлебе, «Батоны и ватрушки»)

Пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли»

Хоровод «Каравай»

Художественная литература - чтение и обсуждение:

Украинская народная сказка «Колосок».

Русские народные сказки: «Колобок», «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо - дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», Л.Лебедевой «Корочка», «Зернышко пшеницы» В. Орлов, «Хлебушек душистый» С. Погореловский, «Лето пролетело» В. Воронько и другие.

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода - все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Дидактические игры : «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб?», «Что сначала, что потом?» и другие

Сюжетно-ролевая игра : «Хлебный магазин»

Игра малой подвижности : «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки - не из муки».

Хороводная игра «Каравай».

Физкультминутка: «Замесим тесто», «Колоски».

Утренняя гимнастика: «Колосья»

Исследовательская деятельность:

  • экскурсия на кухню детского сада во время подготовки к выпечке булочек;
  • рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно - экспериментальная деятельность:

Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка);

Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса);

Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

Взаимодействие с родителями

  1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе;
  2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство»;
  3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»;
  4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями);
  5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».
  1. Вводное занятие. «Как вырастить пшеницу на подоконнике? »

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить пшеницу, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

  1. Зачем растениям семена?

Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Зачем семена растений отрываются от материнского растения и расселяются далеко?

Как подготовить семена к посадке?

Как правильно посадить растение?

Какие условия нужны для прорастания семян?

Почему растения зеленеют?

  1. Знакомство с абиотическими факторами

Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ, движение, испарение, рост растения.

Температура.

Источник тепла - солнечное излучение.

Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие - главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.

Типы почв. Выбор почв для эксперимента (малоплодородная, плодородная, песок, биопочва). Подготовка почв.

Влажность. Значение воды для растений.

Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.

  1. Культурные растения в жизни человека

Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение, оздоровительная роль, радость познания природы.

Пшеница - представитель злаковых культур.

Сорта пшеницы. Чем отличается пшеница ото ржи. Сорта пшеницы. Знакомство с другими представителями злаковых культур. Просо, овес, ячмень, гречиха, рис.

Знакомство с семенами пшеницы (величина, форма, окраска, строение семян)

Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.

Значение пшеницы как продукта питания. Продовольственная и кормовая пшеница, озимая и яровая, гибриды.

Подготовка фасоли к посадке. Выбор сорта. Замачивание семян.

  1. Исследовательская работа

Посадка пшеницы в ящик:

№ 2 - малоплодородная почва,

Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.

Наблюдение за ростом и развитием пшеницы в течение 8 недель. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы.

Анализ результатов за неделю. Выводы.

Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.

  1. Обобщение и подведение итогов работы

Оформление стенгазеты с фотографиями по исследовательской деятельности.

  1. Заключительное занятие 2 этапа

Подведение итогов. Награждение детей.

Материалы, использованные в проекте:

  • семена пшеницы, 3 ящика с различной почвой:
  • №1 - малоплодородной почвой,
  • №2 - плодородной, богатой перегноем почвой,
  • №3 - песком.
  • линейка, фотоаппарат, простой карандаш, ручка, цветные карандаши, фломастеры.

Опыты и наблюдения по теме: «Семена пшеницы»

ИССЛЕДУЕМ ВСХОЖЕСТЬ СЕМЯН

Цель опыта - выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести.

Объекты и оборудование: семена пшеницы, пластиковые коробочки, стеклянные банки или чашки; песок, вата или фильтровальная бумага.

Постановка опыта.

Для опыта берём образцы семян, различающихся размерами и скоростью прорастания. Берём семена трёх сортов. В каждой пробе по 10-20 крупных семян. Семена проращивают в растильнях на влажной вате (фильтровальной бумаге). Растильни прикрываем прозрачными крышками (не наглухо) и поставим в теплое место (выше 18 °С). Продолжительность опыта 2-4 дня.

Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания семян и их всхожесть у одного вида, но разных сортов растения.

Вывод: все семена проросли, у разных сортов пшеницы разная продолжительность всхожести. Для прорастания семян необходима вода, воздух, тепло и свет.

ЗНАЧЕНИЕ СВЕТА ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН И РАЗВИТИЯ ПРОРОСТКОВ

Цель опыта - выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие проростков.

Объекты и оборудование: семена пшеницы, пластиковые ванночки, почва.

Постановка опыта.

Две ванночки, увлажняем и помещаем в них равное количество семян. Одну ванночку выставляем на свет, другую помещаем в темноту. Чтобы создать темную камеру, сверху ванночку можно накрываем картонной коробкой. На этикетках помечаем время посева и условия роста: «на свету», «в темноте».

Вывод: свет является необходимым условием для развития проростков. Без света проростки пшеницы растут медленнее, они слабее.

ЗНАЧЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ СЕМЕНИ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ПРОРОСТКОВ

Цель опыта - показать, что рост и развитие проростков происходит за счет запасных веществ семени.

Оборудование: семена пшеницы, влажная вата.

Постановка опыта. На дно ёмкости наливаем немного воды, так чтобы вата была влажной. Ёмкость закрываем крышкой из двух слоев газетной бумаги. Проращивание семян осуществляют при температуре 20-22 °С.

Через прозрачные стенки видны изменения, происходящие при прорастании семени и развитии проростка, результаты наблюдений записываем в таблицу.

Вывод: Зародыш в начале развития питается веществами, находящимися в клетках самого зародыша. Размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени: чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева следует отбирать крупные, здоровые, полновесные семена.

ЗНАЧЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПОЧВЫ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ПШЕНИЦЫ

Цель опыта - показать, что рост и развитие проростков пшеницы зависит от почвы. Оборудование: семена фасоли, почва трёх видов:

№ 1 - почва с большим содержанием песка,

№ 2 - малоплодородная почва,

№ 3 - плодородная, богатая перегноем почва

Постановка опыта:

Проращенные семена помещаем в разную почву. Наблюдаем за ростом пшеницы. Замеряем высоту растений, делаем отметки о количестве листьев, цветов.

Вывод: в разной почве проростки пшеницы растут по-разному.

Самое крепкое растение находится в плодородной почве. На нём раньше всех появились соцветия в виде колосков.

Растение в малоплодородной почве слабее, на нём меньше листьев и позже появился цвет.

Самое слабое и низкорослое растение в почве с большим содержанием песка, на нём меньше всего листьев и цвет появился позже, чем на первых двух растениях.

Обобщение и подведение итогов работы:

Исследовательская деятельность за ростом и развитием пшеницы проводилась с 1 ноября по январь 2015 года.

За этот период удалось из семян пшеницы вырастить колоски с соцветиями и пронаблюдать за завязыванием пшеничных зерен на месте цветков.

Детям удалось доказать, что и в помещении группы можно вырастить пшеницу, но для этого следует создать все необходимые условия для роста и развития растения. Проведённые опыты показали детям, что растениям необходимы: свет, тепло, вода, уход, плодородная почва.

Ежедневные наблюдения и замеры роста пшеницы наглядно показали детям, как изменяется растение в процессе развития. Из небольшого зерна выросло растение высотой 40 см. На нём сначала появился цвет, а затем сформировалось зерно. И как результат исследовательской деятельности - появление зерна в соцветиях пшеницы.

Такому результату предшествовала долгая и кропотливая работа:

  • Беседы с детьми
  • Изучение строения семени пшеницы
  • Знакомство с абиотическими факторами (свет, почва, вода)
  • Исследовательская работа
  • Уход за пшеницей
  • Занесение данных в таблицы

Самостоятельные выводы и суждения способствовали умственному развитию детей. В ходе реализации проекта дети учились трудиться, регулярно ухаживать за растением. Проект способствовал умению работать коллективно, помогать товарищам, добиваться поставленной цели.

3 этап, заключительный (результат)

Срок: январь 2015 год

Итоговое занятие «Умение и труд, дивные всходы дают»

Цель: Познакомить детей с процессом изготовления и выращивания хлеба.

Программные задачи:

Обучающие задачи:

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.

Познакомить с профессиями хлебороба и пекаря.

Развивающие задачи:

Развивать любознательность детей, стремление к продуктивной и исследовательской деятельности.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи. Развивать музыкальные способности и навыки, необходимые для театрализованной деятельности. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в его производстве.

Формировать умение работать сообща. Вызвать интерес к коллективному труду. Продолжать учить детей умению внимательно слушать воспитателя; слышать сигналы к действию.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».

Активизация и обогащение словаря: хлебороб, пекарь, злаковые культуры, мельница, ржаной и пшеничный хлеб, рассыпчатая мука, мягкое и податливое тесто, скалка, ароматный и аппетитный хлеб.

Оборудование:

а) для педагога: презентация, компьютерно-техническое оснащение, черный и белый хлеб, мука, пшено и пшеничные зерна в пластиковых ёмкостях для демонстрации, готовое слоеное тесто, яйца, сахар, сарафан в народном стиле, нож, 2 подноса для печенья, скалка;

б) для детей: кисточки для смазывания теста, клеенка, фартуки и разделочные доски по количеству детей, влажные салфетки; 2 мешка, элементы костюмов мышат и петушка; метла, молотилка, ветряная мельница (имитация).

План занятия:

1.Вступительная часть с презентацией.

2.Физкультминутка.

3.Изготовление печенья.

4.Загадка по сказке «Колосок».

5.Инсценировка импровизация сказки «Колосок».

6.Рефлексия.

Предшествующая работа:

Чтение украинской народной сказки «Колосок», просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций к сказке и книги Ричарда Скарри «Город мастеров» (глава «Как делают хлеб»).

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

(Звучит музыка к вступлению)

На фоне музыки в группу заходит воспитатель в русском- народном костюме, в руках на подносе лежит хлеб.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Василиса-Хозяюшка. Я к вам из сказки пришла. Посмотрите, что я вам принесла (показывает буханку черного и батон белого хлеба).

Кто догадался, о чем сегодня мы с вами поговорим?

Дети: О хлебе!

Воспитатель: А кто из вас знает, как называется профессия человека, который выращивает хлеб?

Дети: Хлебороб!

Воспитатель: Правильно. А какой я вам хлеб принесла?

Дети: Хлеб у вас черный и белый!

Воспитатель: А еще он ароматный, аппетитный. Давайте вместе скажем. (Хоровые ответы детей). А еще какой он?

Дети: Ржаной и пшеничный! (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель дает ответ сам).

Воспитатель: А почему хлеб называется ржаной? Из чего его делают? Его делают изо ржи, из ржаной муки! А пшеничный? Из пшена?

Дети: Нет! Из пшеницы его делают.

Воспитатель: А что такое пшеница и рожь? Это деревья, кустарники или злаковые культуры?

Предполагаемые ответы детей: Злаковые культуры!

Воспитатель: А теперь послушайте мой рассказ. Рожь и пшеница - это злаковые культуры или просто злаки.

Они сами по себе не растут, их необходимо людям посеять, вырастить, обмолотить зерна, а зерна перемолоть в муку . А из муки вы хорошо знаете, что можно испечь.

Дети: Печенье! Булочки! Хлеб!..(музыку остановить)

Воспитатель: Кто знает, как называется профессия человека, который всё это выпекает?

Дети: Пекарь (хоровые и индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: А что вы хотели бы испечь?

Дети: Печенье! Мы хотим печенье!

Воспитатель: Вы все перед занятием вымыли руки с мылом. Теперь спокойно вставайте и подходите к столу. Для приготовления печенья нам понадобится: пшеничная мука, вода, сахар, яйца. А еще ваше хорошее настроение. Давайте для этого песенку споем.

(Проводится физкультминутка под фонограмму песни «Я пеку, пеку, пеку…»).

Воспитатель: Что у меня в руках? (скалка). Для чего она нужна? (раскатывать тесто). Я раскатаю скалкой тесто, нарежу из него полоски. А вы смотрите, как я буду делать печенье, и повторяйте за мной. На что похоже получилось у меня печенье?

Дети: На улитку! На крендельки! На бантики! (дети изготавливают из теста печенье).

Воспитатель: Смажем наше печенье яйцом, посыплем сахаром и попросим Юлию Алексеевну отнести печенье поварам, чтобы они его испекли. В конце занятия все внимательные, старательные и послушные его попробуют. Пока повара выпекают наше печенье, хотите посмотреть и послушать сказку? Чтобы узнать, какую сказку, вам нужно отгадать загадку… (Загадка про колосок сопровождается слайдами).

Воспитатель: Дети, помогите мне эту сказку показать. Сейчас я выберу Петушка и двух мышат.

Звучит музыка и начинается инсценировка-импровизация сказки «Колосок». (В конце уточняются с детьми действия героев сказки, подчеркиваются положительные черты Петушка и отрицательные Мышат).

Воспитатель: Много нужно труда, чтобы хлеб к нам пришёл? Выращивают хлеб… (хлеборобы). Пекут нам хлеб… (повара, пекари). А раз мы с вами, дети, знаем, сколько труда в хлебушек вложено, то будем хлебушек беречь и уважать чужой труд.

А вот и наше печенье (вносят поднос с печеньем). Милости просим всех к столу! Будем чай пить! Всех угощать!

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:

Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.

Чем полезны овощи?

Что можно приготовить из пшеницы?

Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта - непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.

Дети самостоятельно смогли сделать выводы по результатам исследовательской деятельности:

  1. Пшеницу можно вырастить не только в поле, но и в ящиках на подоконнике. Получить семена.
  2. Семена растению нужны для дальнейшего размножения.
  3. Пшенице для роста необходимы:
  • плодородная почва
  • тепло
  • уход (правильная посадка, полив, подкормка, окучивание).
  1. Пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд (из нее мелят муку и пекут пироги, варят кашу, добавляют в супы).
  2. Существует много разных сортов пшеницы, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами, сроками созревания.

Цель проекта достигнута. Дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, участвовали, совместно с родителями в познавательно-исследовательской деятельности. По общему мнению, подобные проекты занимательны и интересны детям.

Используемая литература:

  1. О. А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2009.
  2. Л. В. Гаврючина. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / М., ТЦ «Сфера», 2008.
  3. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой / М., ТЦ «Сфера», 2005.
  4. ФГОС ДО 273-Ф3 31.12.12.
  5. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
  6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
  7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
  8. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7-9.
  9. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17.
  10. Бинас А. В., Маш Р. Д. и др. Биологический эксперимент в школе. - М. : Просвещение, 1990.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вариативная часть: стихотворение Л.Лебедевой « КОРОЧКА»

Я горбушку не доел:

Черный хлеб мне надоел.

Бросил корку под скамейку,

Вдруг откуда ни возьмись

С ветки шустрою семейкой

Воробьи слетели вниз.

Стали корочку делить,

Во все стороны тащить.

- Это корочка моя!

- Нет, моя!

- Моя!

- Первый я увидел!

- Первый я!

- Нет, я!

Потолкались,

Повозились,

Подрались -

И помирились...

А когда наелись,

Рядышком уселись,

Обнимают воробьят,

Воробьятам говорят:

- Поглядите, вот чудак

Хлеб бросает просто так.

Вы же - берегите,

Все крошки подберите,

Будьте умными, птенцы,

Как ваши мамы и отцы.

Загадка про сказку «Колосок».

Кто любил играть и петь?

Два мышонка Круть и (Верть).

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу ходил,

Намолол муки мешок?

Это Петя-(Петушок).

Пирогов напек он много

И спросил друзей он строго:

«Что вы делали, мышата,

От рассвета до (заката)?

Веселились целый день,

Вам работать было (лень)?

А теперь за стол садитесь,

Нет! Сначала потрудитесь

И прочтите («Колосок»).

Примерный сценарий театрализации.

Воспитатель: - Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сначала всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Петушок: - Круть, Верть, посмотрите, что я нашёл! Колосок!

Воспитатель: - Дети, подскажите, что с колоском нужно сделать?

Дети: - Колосок надо обмолотить.

Петушок: - А кто будет молотить?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Петушок: - Ладно, я обмолочу.

Воспитатель: - Сколько зерна намолотил!Куда теперь нужно зерно нести?

Дети: - Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

Петушок: - А кто понесёт?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Воспитатель: -Придется тебе, Петя.Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли другую игру. Прыгают, веселятся.Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат…

Петушок: - Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Воспитатель: - Ай да петушок! Ай да молодец! А что теперь нужно делать?

Дети: - Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Петушок: - Кто будет месить?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Петушок: - Видно, мне придётся.

Воспитатель: - Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь разогрелась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Мышата: - Ох,и проголодался я! Ох, и есть хочется!

Петушок: - Кто будет пироги есть?

Мышата: - Чур, я! Чур, я!

Петушок: - Подождите, подождите! Вы мне сначала скажите, кто нашёл колосок?

Мышата: - Ты нашёл!

Петушок: - А кто колосок обмолотил?

Мышата: - Ты обмолотил! (Говорят потише).

Петушок: - А кто зерно на мельницу носил?

Мышата: - Тоже ты. (Совсем тихо).

Петушок: - А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

Мышата: - Всё ты. Всё ты… (Чуть слышно).

Петушок: - А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лентяев пирогами угощать.

МБОУ «СОШ №6 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Реутов МО

Учитель Джурабаева Галина Алексеевна

Проектно – исследовательская работа по теме «Хлеб – наше богатство»

    Цель проекта:

Донести до учеников нашей школы важность проблемы сбережения хлеба.

    Задачи проекта:

-узнать историю возникновения хлеба, как важнейшего продукта питания;

Показать ценность хлеба, как важной составляющей в жизни каждого человека в отдельности и в истории всего человечества;

-привить уважение к продукту и к людям, его производящим;

-воспитать активную гражданскую позицию у детей

Методы исследования:

- анкетирование учащихся школы;

- изучение и анализ статей и публикаций в периодической печати

- проведение профильных экскурсий и наблюдений

План исследования:

1. Актуальность проблемы, определение возможности участия детей в её решении.

2. Ценность хлеба, как продукта

3. Происхождение хлеба

4. Истории названия хлеба

5. Хлеб в истории человечества

6. Рецепты разных народов

7. Вывод

Наш класс для исследования взял тему «Хлеб – всему голова». Дело в том, что, ежедневно посещая школьную столовую, мы наблюдали одинаковую картину. Дежурные по столовой собирали после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, который шёл в отходы. Оставался он и после нашего класса. Мы решили посчитать количество хлеба, который шёл на выброс. Ведь мы знали, что хлеб достаётся человеку дорогой ценой. Об этом нам говорили и дома, и в школе. Но мы не задумывались, насколько это серьёзная и важная проблема. И вот мы решили узнать о хлебе как можно больше, а потом рассказать о нём и другим ученикам нашей школы. Начали мы с подсчёта количества хлеба, который теряется в нашем классе. Оказалось – это от 3 до 7 кусков в день. В среднем это 5 кусков.

За 5 дней мы выбрасывали 25 кусков, а это почти целая буханка.

В месяц на выброс шло 3 - 4 буханки хлеба, и это только от нашего класса, а ведь классов, питающихся в столовой, у нас в школе много. От подсчётов нам стало не по себе. Что же мы делаем? А ещё мы спросили нашего повара о ежедневных потерях школы. Оказывается – это в среднем 3 буханки хлеба в день.

Итак, в месяц потеря школы составляет 15 – 16 буханок, 108 буханок в течение учебного года. А ведь это очень много. Тема хлеба нас так заинтересовала, что мы решили узнать о нём, как можно больше. И вот, что мы узнали.

Слово “хлеб” имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, которые назывались “клибанос” . Отсюда произошло готское слово “хлайфс” , которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово “хлайб” , очень напоминающее наш “хлеб” , или эстонское “лейб” .

Также мы узнали о составе хлеба и его пользе для -человеческого организма. В основном хлеб состоит из углеводов . В ржаном хлебе их 40-43%, в пшеничном – 42-52%. Кроме того, хлеб является источником растительного белка и незаменимых аминокислот . С хлебом мы получаем и необходимые организму минеральные вещества - калий, магний, кальций, фосфор, железо, витамины группы А и растительную клетчатку . Хрустящая корочка черного хлеба - один из важнейших источников пополнения нашего организма витамином В1.

Особенно полезным считается ржаной хлеб из муки грубого помола и цельнозерновой хлеб с добавлением пророщенных зёрен. Четыре кусочка такого хлеба на 25% покрывают дневную норму железа для женщин и на 40% для мужчин.

Ученые получили убедительные доказательства, что, питаясь продуктами из цельного зерна, можно продлить жизнь. Согласно новым рекомендациям, люди должны есть не менее 100 граммов продуктов, содержащих цельное зерно в день.

Когда же появился первый хлеб?

Мы нашли ответ и на этот вопрос. Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Главной заботой наших предков была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб.

Наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Они овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами - дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства. На разрезе хлеба, приготовленного из сброженного теста, видно множество мелких пор. Это результат жизнедеятельности дрожжевых грибков. Хлеб из сброженного теста не только вкуснее, он дольше сохраняется свежим и лучше усваивается организмом. Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб,

сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб. Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково - кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны.


Искусство приготовления разрыхленного хлеба из сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх.

В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. На Востоке к хлебу было тоже особое отношение. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний. Так же, как к хлебу, народ с давних времен с уважением относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.






На Руси издавна выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Выпечка хлеба всегда считалась делом почетным и ответственным.





Качество хлебных изделий строго контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли и взвешивали хлеб и хлебные изделия. Если они обнаруживали нарушения, виновных штрафовали. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве. Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи. Но за всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь и хлеб ничто не может заменить.

Изучая историю человечества, можно привести примеры, когда вопрос с хлебом был вопросом жизни и смерти. Например , в 1932-1933 годах прошлого столетия страшный голод охватил многие территории России и Украины. Во многих колхозах был забран весь хлеб. Не оставлено даже посевного материала. В городах начали закрываться пекарни. Всё это привело к массовой гибели людей от голодной смерти. Только в Украине от голода умерли миллионы людей, среди них значительная часть детей. Чтобы спасти человека от голодной смерти, иногда достаточно было куска хлеба, от которого всегда становится теплее и надёжнее.



А какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда , когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу.





Ещё хуже был рецепт хлеба в самые голодные месяцы. А.Н. Юхневич - старейшая работница ленинградского хлебозавода - рассказала о составе блокадных буханок: 10-12% - это мука ржаная обойная, остальное - жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

«Хлеб» фашистских концлагерей отдельная история.

Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту.

Назывался он «остен-брот» - «только для русских».

Вот его рецепт:

отжимки сахарной свеклы - 40%,

отруби - 30%,

древесные опилки - 20%,

целлюлозная мука из листьев или соломы - 10%.

Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба».

Хорошо, что этого сейчас нет, что это уже история.

Изучая материалы о хлебе, мы узнали национальные рецепты разных народов . У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. Оказывается, в центральной части и северо-западных районах нашей страны предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных - в основном пшеничный.

Также мы узнали разные сорта Украинского, Белорусского, Молдавского, Прибалтийского хлеба, продукцию Средней Азии и Кавказа.






Сколько существует народов в мире! И ни один народ не обошёл своим вниманием хлеб. Существует огромнейшее разнообразие сортов хлеба . Вот некоторые из них.

Багель - хлеб Восточной Европы и Израиля в виде бублика. Посыпается тмином или маком, либо выпекается с добавлением репчатого лука.

Бриошь - легкий бублик или батон на дрожжевой опаре. Сдабривается маслом и яйцами.

Круассан - слоеный хлеб в форме полумесяца.

Иногда выпекается с начинкой .

Пышка - круглый дрожжевой хлеб, соленый на вкус.

Фокача - итальянский хлеб из дрожжевого теста, по форме напоминающий пиццу. Выпекается с травами и чесноком.

Маца - традиционный еврейский хлеб из белой муки, который выпекают из пресного теста.


Пита - плоский хлеб Ближнего Востока, выпекается из белой и непросеянной муки. Иногда имеет форму кармана, куда кладут начинку.

Наан - индийский хлеб на дрожжевой опаре в форме слезы. Выпекается на стенке горячей духовки.



Горячая сдоба - английская дрожжевая булочка с кисловатым вкусом. Выпекается из белой непросеянной муки с добавлением сыра, шоколада и фруктов.

Фруктовые хлебцы - изделия из солодового или белого теста с добавлением изюма, сухофруктов и цукатов.

У каждой страны свои обычаи, свои пристрастия, но есть страны со своим ярким национальным колоритом. Такой является Болгария.

«Хлеб наш насущный» - нет другой страны, где эти слова звучали бы так глубоко и правильно, как в Болгарии. И по сей день в народе сохранилось выражение - „Я с ним хлеб ел”.

Можно смело сказать, что в Болгарии существует культ хлеба. Хлеб является важной частью множества ритуалов и обрядов, хлебом и солью встречают гостей. Когда крестный отец приносит из церкви только что крещенного младенца, то символически меняет его на хлеб. В первый день нового года, в день святого Василия, пекут один большой плоский пресный хлеб и много маленьких в форме птичек, чтобы угостить детей, которые придут поздравить хозяев с Новым годом.

Хлебом в былые времена даже лечили. Горячий хлеб, вымоченный в теплом вине, считался лучшим средством от сильных ушибов. Только что испеченный хлеб прикладывали к спине простуженного. Есть много других подобных рецептов от отравления, от ветрянки и даже от сглаза.

Сохранились обычаи, сопровождающие само потребление хлеба за столом. Разломить хлеб может только самый старший мужчина в доме и пока сам он не приступил к еде, никто не начинает есть. Разговаривать за столом во время основной еды не принято, поскольку считается, что не может быть ничего важнее хлеба. Пока хлеб на столе, не разрешается смеяться - это неуважительное отношение к хлебу. Выбросить или украсть хлеб - страшный грех. Вот такие интересные факты мы узнали о Болгарии.

А как же производили хлеб в последнее столетие в нашей стране?

До 30-ых годов хлеб в нашей стране пекли часто вручную, используя достаточно простые аппараты для выпекания, и только

в 30-х годах вступили в строй первые хлебозаводы-автоматы системы инженера Г. П. Марсакова.

Эти своеобразные по своей конструкции заводы напоминают гигантские карусели, где мука, а затем тесто движутся с этажа на этаж, пока не превратятся в румяные батоны или пышащие жаром хлебные караваи. Заводы системы Марсакова и по сей день остаются технически совершенными предприятиями. Весь процесс выпечки хлеба на заводах механизирован и частично автоматизирован, что позволяет с момента поступления на завод муки и до выхода из печи готового хлеба не прикасаться к нему руками. Хлебом фабричной выпечки кормится более 2/3 населения страны .

Мы побывали на таком хлебозаводе в Москве и своими глазами увидели весь процесс рождения румяного ароматного хлеба.

А ещё от экскурсовода мы узнали, почему так называется тот или иной хлеб.


Батон. Думали ли вы о том, что, нарезая батон, вы держите в руке... палку. Именно так, ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо, по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название "батон".

Булка. А вот у булки другая история; она находится в близком родстве с... папской буллой.

История этого родства такова. Слово “булка” заимствовано из польского языка. По-польски bulka (булка) - это уменьшительная форма от слова bula (була) - большой круглый хлеб. Латинское bulla (булла) - шар, круглая печать. По этой же причине папские грамоты, скрепленные большой круглой печатью, называли буллами.

Калач. Хотя слово это славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно возникло от корня “коло" (колесо) с помощью суффикса “ачь”. Со временем в результате развития в нашей речи аканья слово “колачь” постепенно превратилось в “калач”.

Сайка. Это слово заимствовано из эстонского языка. С помощью суффикса “ка” эстонское слово „sai” (белый хлеб) превратилось в “сайку”, которым у нас обозначают булку из специального теста. Курьезная история связана с появлением саек с изюмом. Историю эту рассказал известный русский журналист Вл. Гиляровский в своей книге “Москва и москвичи”. До революции в Москве большой популярностью пользовались изделия булочника Филиппова. Однажды Филиппов был вызван к московскому генерал-губернатору Закревскому. Дело в том, что в сайке, которую подали на завтрак “его превосходительству”, оказался запеченный таракан. Филиппов не растерялся и в ответ на грозный окрик губернатора заявил, что это вовсе не таракан, а изюминка и тут же съел кусок сайки с тараканом. Вернувшись в пекарню, он бросил целое решето изюма в подготовленное тесто, и через час хитроумный булочник угощал генерал-губернатора свежими сайками с настоящим изюмом.


Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее : хлеб - это жизнь . Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.

Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них, как и для отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Следует всегда помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Мы, ученики 4-го класса школы №6 г. Реутова, считаем, что привлекать к теме «Хлеб» детей нужно постоянно. В нашей школе мы решили провести акцию, создать стенд в столовой, который заставляет ребят задуматься над этой темой. Кроме интересного материала, мы на стенде разместили рецепты, что можно приготовить из подсохшего хлеба.












Наш класс подготовил и провёл беседу о хлебе для младших ребят. А ещё мы предлагаем внести некоторые коррективы для дежурных по столовой, а именно: не раскладывать хлеб каждому человеку на порционную тарелку, а ставить на столы специальную тарелку для хлеба. Запланировано создание блокнотов с рецептами из подсохшего хлеба для каждой семьи нашего класса.

Мы надеемся, что наша инициатива будет интересна ребятам и других классов, и они нас поддержат.

Вывод

Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Центр развития Детский сад «Умка».

«Кусок хорошо выпеченного хлеба есть

одна из величественных достижений

человеческого ума»

К.А.Тимирязев

Познавательно-исследовательский проект

«Откуда хлеб пришёл?»

Воспитатель Файзуллина Рауза Халиловна

Вид проекта - Познавательно- исследовательский.

Участники проекта - дети старшей гр.

5- 6 лет

По комплектности - интеграция образовательных областей.

По продолжительности - краткосрочный.

Сроки реализации 09.10.2015г.- 1510 2015г.

Актуальность проекта:

Наш народ хлебосолен.

Хлеб это символ благополучия, достатка.

Хлеб на столе-богатство в доме.

Проблема. Выявление и описание проблемы.

«Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Люди во все времена понимали, что хлеб - это их жизнь.

В наш век передовых технологий и открытий, мы перестаём ценить и беречь хлеб. Он стал нашей ежедневной пищей.

После беседы с детьми, я поняла, что большинство детей даже не имеют представления о том, как хлеб выращивают, пекут, сколько труда и души в него вкладывают.

Необходимо детям помочь самим узнать весь долгий путь, который он проходит, прежде чем появиться на полке в магазине

и дома на столе, тогда дети смогут понимать

ценность хлеба, научатся его беречь.

С этой целью был и создан данный проект.

Цель проекта

Обобщить знания детей о том, что хлеб-пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

Задачи:

1.Выяснить, откуда берётся хлеб.

2.Познакомить с профессиями людей, связанных с получением хлеба

3.Узнать, зачем нужен хлеб, можно ли без него обойтись?

4.Сформировать осознанное, бережное отношение к хлебу.

5.Развивать воображение, любознательность уверенность в своих силах.

6.Развивать творческие способности, коммуникативные качества.

Гипотеза

Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий

Этапы работы над проектом.

1 этап - Формирование проблемы(цели). Введение в игровую ситуацию. Вхождение детьми в проблему, принятие задачи, вживание в игровую ситуацию

2 этап - Объединение детей для решения задачи, распределение ролей. Помощь родителей в решении задач.

3 этап - Практическая помощь по необходимости. Направление и контроль осуществления проекта. Формирование знаний, умений у детей. Совместная творческая деятельность родителей и детей.

4 этап - Подготовка к презентации. Представление детьми продукта деятельности, оценка продукта деятельности.


Образовательная область «Здоровье»

тема: «В гостях у Аскорбинки и её друзей»

Программное содержание:

Учить детей бережно относиться к своему здоровью. Продолжать знакомить с правилами питания. Закрепить знания о полезных продуктах, формировать у детей представления о содержании витаминов в продуктах (хлебе). Познакомить детей с основными витаминами «А», «В», «С», «Д».

Закрепить у детей умение разгадывать загадки (злаки, хлеб).

Воспитывать навыки здорового образа жизни.



Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «Откуда хлеб пришел»

Образовательные цели. Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» (хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба, бублик, сушка, пряник, печенье, пирожное, торт; золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, сдобный, вкусный; растить, ухаживать, убирать, молотить, месить, печь). Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Развивающие цели. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, координации речи с движением.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.




Образовательная область

«Познавательное развитие».

Тема: « Посадка семян овса».

Цель: Закрепить представления о семенах - будущих растениях, последовательность посадки семян.

Задачи:

Закрепить знания об условиях роста семян (земля, вода, свет, тепло);

Учить сажать семена овса: сделать углубление в земле, правильно вложить семечко, присыпать землей, полить водой из лейки.

Воспитывать желание трудится, аккуратно ухаживать за посевами, воспитывать заботу и интерес к наблюдениям; воспитывать любовь к природе.




Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Драматизация сказки «Колобок» кукольный театр.

Цель: Учить отражать в сюжете содержание знакомой сказки, вносить в неё изменения

Задачи:

1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам.

2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

3. Развивать у детей память.

4. Формировать дружеские взаимоотношения.

5. Развивать способность, свободно и раскрепощено держатся при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации.


Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие. Труд»

Приготовление солёного теста для лепки.

Цель : Формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

1. Способствовать развитию познавательного интереса и трудовых навыков.

2. Развитие ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его

результатам.

    Развивать любознательность, желание выполнять различные трудовые операции.

Пальчиковая гимнастика “Хлеб”

Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пирог

Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед).


Развитие математических представлений

Тема: «Измерение объема жидких и сыпучих веществ

при помощи условной мерки»

Цель: Закрепить умение измерять сыпучие вещества и объём жидкости с помощью условной мерки.

Задачи:

1. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.

2. Развитие логического мышления, внимания самостоятельности.



Образовательная область «Познание»

Экспериментирование «В каких условиях лучше хранить хлеб»

Цель: Узнать, какие условия необходимы для хранения хлебобулочных изделий.

Задачи:

1.Установить, что для роста мельчайших живых организмов (плесени)нужны определённые условия

2.Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения

опытов.

3. Учить самостоятельно формулировать выводы по итогам экспериментов

Результат. Булка, которая хранилась в полиэтиленовом пакете в тёплом тёмном месте стала портится (на ней появилась плесень), булка, которая хранилась в полиэтиленовом пакете в холодных условиях не испортилась, а булка которая находилась в тёплом сухом месте засохла.


Образовательная область «Познание»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Ребёнку предлагается разложить картинки по порядку в определённой последовательности.

Образовательная область

«Чтение художественной литературы»

Чтение сказок: русской народной «Колобок», норвежской сказки «Пирог», украинской сказки «Колосок».

Заучивание стихотворения В.Данько «Откуда хлеб пришел»

Заучивание пословиц, поговорок: «Хвала рукам, что пахнут хлебом»,«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»,«Ржаной хлебушко, калачам дедушка».

Отгадывание загадок о хлебе.

Сравнение сказок: русской народной «Колобок» и норвежской сказки «Пирог».

Цель: Учить детей находить сходство и различие в сюжете, идее, характере героев похожих сказок.

Задачи:

1.Закрепить умение замечать выразительные средства, понимать целесообразность их

использования в тексте.

2.Формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания.

3. Формировать у детей умение осмысливать идею произведения.

Пословицы и поговорки о хлебе

Хлеб всему голова. Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска - так и стол доска.

Хлеб на столе - это богатство в доме.

Образовательная область «Художественное творчество»

Лепка из солёного теста атрибутов для

сюжетно-ролевой игры «Булочная»

Цель: Закрепить навыки работы с солёным тестом, лепить предметы разной формы.

Задачи:

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук, воображению, наблюдательности.

2.Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

3.Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

4. Развивать творческие способности.

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

- Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.


Работа с родителями

Консультация для родителей «Значение хлеба в жизни человека», «Вторая жизнь черствого хлеба»(изготовление книжки- малышки

«Блюда из черствого хлеба».



Совместная деятельность детей и родителей.

Приготовление изделий из муки для ярмарки.

Слава миру на земле

Слава хлебу на столе

Вот он-хлебушко душистый

Вот он-теплый золотистый

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел!

Хлеб –наше богатство, береги его!