Когда начинается медовый спас в. Медовый спас по православному календарю

17.05.2019

14 августа (1 августа по старому стилю) Православная церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который в народе называют Медовым Спасом .

В этот же день отмечается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.

Слово "происхождение" представляет неточный перевод греческого слова, буквально означающего "предъисхождение ", "несение впереди" древа или части от подлинного Креста Господня, на котором был распят Иисус Христос.

В Константинополе, при греческих императорах, в этот день выносили священную реликвию - Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос, из дворца в церковь Святой Софии и совершали водоосвящение. Этот обычай из Греции перешел и в Россию. В этот день после литургии совершается малое водоосвящение на реках, прудах и озерах, для чего идут туда крестным ходом.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 14 августа (1 августа по старому стилю) 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века : "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

В сказании говорится, что празднование также было установлено константинопольским патриархом Лукой и Киевским митрополитом Константином в память знамений от трех святынь - Креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса. Знамение произошло во время победы византийского императора Мануила над сарацинами, а также русского князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в походе 1164 года. Противники были побеждены и обратились в бегство, а от святых икон, находившихся среди войск, исходили лучи, осенявшие полки. Греческий царь и русский князь обменялись сообщениями об одержанных победах и о чудесном сиянии, исходившим от святых икон.

К XV веку относятся иконы Происхождения креста , на которых изображался византийский крестный ход. В XVI-XVIII веках строились церкви, посвященные этому празднику.

По принятому ныне в Русской церкви чину 14 августа совершается малое освящение воды до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда - так называемый первый Медовый Спас. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня широко отмечался в средневековой Руси. С особой торжественностью это происходило в Москве, где совершался крестный ход на воду и чин водоосвящения, отличавшиеся особой торжественностью, в которых участвовал сам царь. Накануне вечером 13 августа (31 июля по старому стилю) государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря на Москве-реке устраивалась "Иордань" (от реки Иордан, в водах которой крестился Иисус Христос) - над водой сооружалась сень (шатер, навес) на четырех столбах, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам "Иордани" изображались святые евангелисты, внутри нее - апостолы и другие святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, птицами. Около "Иордани" устраивались два места - для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, которые расписывались, украшались резьбой и огораживались позолоченной решеткой, помост вокруг них застилался алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.
Действо Происхождения начиналось с погружения Животворящего Креста в воду. После прочтения молитв государь с боярами опускался в "Иордань", возложив при этом на обычное выездное платье святые кресты с мощами. Переодевшись под "сенью" в сухое платье, царь прикладывался к кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной ("иорданской") водой кропило войска и знамена, а желающим разливалась святая вода. После чина водоосвящения устраивались народные гулянья.

Не только в городах, но и в деревнях и селах России церковью устраивалось торжественное вынесение креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды. В этот день отдавали дань воде, поэтому и называли в народе первый Спас "Спасом на воде", Водным или Мокрым.

Крестьяне считали, что с этого дня пчелы прекращают производить мед, поэтому необходимо было "заломать соты", иначе пчелы из соседних ульев заберут весь мед. Для "выламывания" первых сот на пасеке пчеловод одевался в чистую одежду, осенялся крестным знамением, выбирал самый богатый по медовому запасу улей, после чего "подрезывал" соты и, положив часть в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду, относил в церковь. После литургии священник освящал мед нового урожая, и только теперь его разрешалось есть. Часть освященного меда оставалась в церкви, затем угощался причт, нищие и дети. Возвратившись из церкви, пчеловоды разговлялись свежим медом, пирогами с пшенной кашей и медом, варили "медяные" квасы и угощали всех пришедших в гости, а в древней Руси пекли на первом меду огромный хлеб-пряник из первой ржаной муки нового урожая.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Щедрый месяц август дарит нам теплые денечки, изобильный урожай; богат он и на православные праздники. Три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый – отмечаются с 14 по 29 августа. Определить, когда какой Спас в 2016 году очень просто – эти праздники отмечаются каждый год в одни и те же дни и в церковном календаре называются непереходящими. За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны со Спасителем Иисусом Христом и соотносятся с его деяниями.

Медовый (Первый) Спас: история, традиции

Все православные знают, когда будет отмечаться Медовый Спас, ведь в этот день начинается строжайший Успенский пост. День 14 (1) августа имеет много названий: Первый спас, Пчелиный праздник, Маковей, Медолом, Лакомка, Спас на воде, Мокрый Спас. Издавна в этот день начинался сбор меда, очищались и освящались колодцы и другие водоемы, а заключенная в них вода, по поверьям, обретала лечебную силу. Народная этимология отождествила родовое имя христианских мучеников Маккавеев, день памяти которых приходится на 14 августа, с маком, созревающим к этому времени. Так появилась традиция стряпать в этот день постные пироги, пряники, булочки, блины с медом и маком. Выпечку освящают в церкви. Также на Маковея принято освящать цветы, иначе не будут процветать имущество и здоровье.

Русская православная церковь отмечает в этот день праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня. Еще с давних времен хранящуюся в Константинополе реликвию – кусочки Креста, на котором был казнен Спаситель, в жаркие августовские дни носили по улицам города, чтобы освятить их и предотвратить болезни. Так установился праздник, почитающий этот обычай.

В Медовый Спас не принято веселиться, нельзя есть яиц, мясное, молочное – Успенский пост хотя и короткий, но очень строгий. На Первый Спас женщинам прощаются все невымоленные грехи.

На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
Дождь на Маккавея – мало пожаров бывает.
С Первого Спаса и роса хороша.
На Первый Спас олень копыто обмочил (вода холодна).

Яблочный спас: история и традиции

Яблочный Спас (Спас на горе) приурочен к христианскому празднику Преображения Господня. Отмечается 19 (6) августа. Второй Спас пришел на смену празднику первого сбора яблок. Язычники верили, что собранные в эти дни яблоки обладают живительной силой, наливают тело здоровьем и красотой. Христианская церковь наполнила старую традицию иным смыслом, придав ей небывалую духовную мощь. За 40 дней до распятия Иисус Христос и его ученики поднялись на гору Фавор, где будущий Спаситель явился своим последователям в сиянии небесного света. Так ученикам Христа открылась его божественная сущность, а сам Богочеловек узнал о своем предназначении, и какого числа его ждет мученическая смерть. Иисус запретил ученикам рассказывать об увиденном, а спустившись с горы, повелел людям собирать яблоки, чтобы Бог-Отец мог освятить их.

Традиционно в раннее утро Яблочного Спаса в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами и злаками первого урожая. Желательно, чтобы плоды были свежими, только что сорванными. Из освященных фруктов и ягод готовят постные блюда:

  • пироги и булки с фруктовой начинкой;
  • варенье, джемы;
  • компоты;
  • сушеные фрукты и ягоды;
  • запеченные с медом яблоки;
  • моченые яблоки.

Главным плодом является, конечно, яблоко. Яблоки раздавали малоимущим, друзьям и родственникам, относили на кладбище – прежде всего на могилки умерших детей, и только потом ели сами. Существует поверье, что первое съеденное яблоко дарует человека здоровьем, отводит от него горести и несчастья. До Яблочного Спаса есть яблоки, другие фрукты было запрещено.

Еще одного название Яблочного Спаса – Первые осенины. С этого дня начинается наступление осени – дни становятся все короче и короче, ночи прохладнее. Преображается сама природа. Это отмечалось вечером Яблочного Спаса, когда молодежь, глядя на закат, песнями прощалась с солнцем.

Яблочный Спас – второй, но главный Спас. В этот день освящали землю под новый урожай, подготавливая ее к началу сева.

От совершенных в Яблочный Спас обрядов и ритуалов зависит благополучие в будущем, закладываются основы грядущего урожая. Заготовленные в эти дни яблоки магическим образом оберегают дом, сохраняют молодость и здоровье, приносят любовь.

Пришел Яблочный Спас – ушло лето от нас.
Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас.
Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов
Когда ешь первое яблочко, «что надумано – сбудется, что сбудется – не минуется».
Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
На Второй Спас и нищий яблочко съест.

Ореховый (Хлебный) Спас: история и традиции

Последний, третий Спас, носит название Орехового. Он наступает на следующий день после окончания Успенского поста – 29 (16) августа. Завершение поста позволяет праздновать Ореховый Спас более разгульно и весело, чем предыдущие два.

У Орехового Спаса также несколько названий, самые значимые из них – Ореховый, Хлебный и Холщовый (Спас на холсте). Ореховый – поскольку считалось, что к этому дню созревают лесные орехи. Хлебный – потому что из злаков, собранных в этом году, выпекался хлеб, а Холщовый Спас связан с Иисусом Христом, с преданием о Нерукотворном образе. Это предание повествует о чудесном обретении изображении лика Христа на холщовом полотне, ставшим впоследствии прообразом всех икон. На Руси в эти дни начиналась торговля на ярмарках домоткаными холстами.

На Ореховый Спас освящаются лесные орехи, хлеб из зерен нового урожая, начинают сеять озимую рожь. В этот день улетают в теплые края последние журавли и ласточки.

Блюда на Ореховый Спас вкусны и питательны:

  • всевозможная выпечка;
  • кушанья с орехами и медом;
  • медовые, ореховые сладости;
  • настойки на орехах.

Праздничный стол должен быть богатым и разнообразным, следует попробовать все кушанья, и тогда следующий год будет радостным и тучным.

Третий Спас хлеба припас.
Хорош Третий Спас – зимой будет квас.
Урожай на орехи – урожай хлеба на будущий год.
Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают.

Когда праздник Спас приходит, это означает, что понемногу приходит пора собирать урожай. Так когда какой Спас в 2016 году? По порядку сначала идет Медовый Спас, он же Маковей. Следующим Яблочный - второй спас, а за ним Ореховый, или как принято называть в народе - Хлебный Спас. Точные числа читай ниже для каждого Спаса отдельно.

Но не все фрукты и овощи можно было употреблять в праздник Спас по первому желанию. Великий православный праздник и церковь, и верующие празднует в честь Великого Спасителя - Иисуса Христа, отсюда и названия праздников. Символами трех великих праздников является мед, яблоки и орехи, соответственно и названия Спасов. С приходов каждого из трех праздников, можно было свободно употреблять и запасать мед, яблоки и орехи. Далее читайте, когда Спас в 2016 году.

Когда Маковый (Медовый) Спас в 2016 году

Яблочный спас 2016 (Яблоневый): какого числа отмечают

Когда в этом году Яблочный Спас, нужно знать всем верующим людям, так как с этого дня, по давним традициям, можно было есть яблоки и собирать щедрый урожай. Сейчас, правда, этого правила не так строго придерживаются, но все равно эти любимые всеми фрукты в Яблочный Спас в особом почете. Их освящают в церкви, готовят , чтобы пополнить организм здоровьем и привлечь удачу. Да и в любом случае приятно провести время за или в кругу семьи.

Второй Спас, он же Яблочный Спас, отмечают 19 августа. Не забывайте, что в день, когда Яблочный Спас в 2016 году, также отмечается большой праздник Преображения Господня.

Ореховый (Хлебный) Спас 2016 года: какого числа

Когда в 2016 году наступает, орехи уже обычно созревшие, а в наше время, когда климат стал жарче, орехи поспевают еще раньше. Третий Спас церковь отмечает в конце лета, но точно так, как и предыдущий Спас, в этот день есть еще один важный праздник: . Поэтому 29 августа в церкви проводят праздничную литургию и верующие с особым вдохновением почитают святых.

Ореховый Спас 2016

Кстати, Третий Спас еще носит название Хлебный Спас. Поэтому, интересуясь, Хлебный Спас 2016 года какого числа, помните, что это 29 августа.

Теперь вы знаете, какого числа Спас. Поскольку лето в самом разгаре, рекомендуем посетить наш специальный раздел " ", где вы сможете найти все по теме отдыха, трендов и событий лета-2016.

Сейчас лето, и народ уже вовсю интересуется — Медовый Спас 2017 года какого числа наступает, чтобы подготовиться вовремя как следует. Все ответы найдете ниже в статье, это интересно!

Традиции православных праздников возникали и менялись еще в стародавней Руси. Под влиянием переплетения христианства и язычества возникло много интересных и причудливых православных праздников, а август особо ими насыщен. В этом месяце православные верующие отмечают три праздника Спаса: Медовый (Мокрый, Маковый), Яблочный и Ореховый. Их история начиналось еще в то время, когда язычники отмечали окончание лета и устраивали праздники урожая. Они пробовали созревшие плоды и славили природу, которая подарила им их.

Слово «Спас» образовалось от сокращенного слова «Спаситель». В церкви так называют Христа, за то, что он является спасителем человеческого рода. Однако слово «спас» имеет и другие глубокие языческие корни. Так у древних славян назывался бог, которого просили о помощи при сборе урожая и его сохранности.

Медовый Спас – это праздник, который отмечается самым первым их трех Спасов. Свое название этот праздник получил благодаря древнему обычаю вынимать впервые в этот день соты. Наши предки считали, что если не собрать мед из ульев в этот день, то его унесут соседские пчелы. Пасечники относили мед в церковь для освещения.


После освещения этот мед считался целебным, и применяли его в разнообразных лечебных целях. Кусочки сот с медом раздавали детям. Из меда готовили разные блюда: медовые лепешки, пряники и блины.

По-другому этот праздник называется Изнесением древ Животворящего Креста Господня. По сведениям исторических источников, в городе Константинополе, из-за многочисленных болезней людей в августе, на городских улицах носили Древо Креста Господня. Оно помогало исцелить и защитить народ. Это действо продолжалось несколько дней, до 29 августа.

Спас на воде

Первый, Медовый Спас можно также назвать Спасом на воде или, по-другому, Мокрый Спас. Это название возникло из-за обычая проводить в этот день малое водосвятие. В давней Руси шел в те времена крестный ход на речки и родники для освещения воды в них. После освещения люди часто купались в водоемах и мыли домашний скот. Они верили, что таким образом получают здоровье, и смывают усталость и все свои грехи. После Мокрого Спаса нельзя было купаться, поэтому люди старались накупаться до окончания лета. Вода в речках после праздника становилась холодной и зацветала. В этот день зарывались старые колодцы и проходили освящение новые.

Праздник Маковея


Существует третье по счету название Медового Спаса – Маковей. В этот Спас в церквях люди освящали мак. К приходу этого дня мак полностью вызревал. Из него готовились различные блюда: маковые рулеты, булочки, вываренный в меду мак. Празднование Маковея приходилось на (когда в 2016 году?), поэтому еда была постной, но не менее вкусной.

В древней Руси на Маковея люди делали букеты-обереги, или «маковейчики». Народ верил, что эти букетики защищали их от разных бед и болезней на протяжении целого года. После установления христианства православные продолжают собирать эти букеты. В наше время их освящают в церкви. На Медовый Спас 2016 года можно приобрести готовый букетик, но лучше составить его самому. На Руси считалось, что собрать целебный букет должны все женщины и девушки. Раньше такой оберег собирали из семнадцати трав. В наше время в состав маковейчика должны входить:

Плоды калины – как символ женской красоты и любви;
цветки календулы – как защита от всяких хворей;
цветы подсолнуха – как символ солнца;
овес – для богатства и хорошего урожая;
ласковец-для мира и согласия в каждом доме;
душица- для плодовитости и продолжения рода;
мята – для покоя, и добра;
донник – для полного примирения после ссоры;
тирлич – для привлечения кавалеров к девушке;
ветки полыни и обязательно — головки мака.
Собранные травы обвязываются красной ленточкой и освящаются в храме. Такой букетик будет защищать всю семью целый год от всех напастей и бед.

Медовый Спас когда наступает в 2017 году?


Православные всегда празднуют Медовый Спас в августе, 14 числа (дата праздника неизменна). В 2016 году он выпадает на воскресенье. На этот праздник во всех храмах проводят освещение воды, меда, травы, цветов и мака. К празднику готовятся блюда, в составе которых есть с мак: маковые рулеты и булки, (смотрите рецепты с фото). Пекутся медовые пряники, медовики и готовятся напитки с медом. Приготовленными блюдами нужно угостить родных и друзей, а также бедных людей.

Освященный в церкви мак можно разложить по дому — он защитит семью от неприятностей, болезней и бед. Подсушенный маковейчик ставится на подоконник. Мед, освященный в храме на Спас, можно применять для лечения болезней.

По народным поверьям, в первый Спас женщинам полностью прощались все их прегрешения и грехи. Все люди имеют грехи: кто — мелкие, кто – крупные. Жизнь складывается таким образом, что грешат все, кроме святых. Если верить приметам, то в этот Спас, женщине можно вымолить прощение за любой грех и он ей простится. Для полного прощения, нужно в этот день оказать любую помощь нуждающимся людям. Человек, который сделает это – получит Божье благословение.

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2016 году? Или вы хотели бы прикоснуться к истокам этой христианской традиции? Тогда данная статья для вас!

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2016 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Смысл

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка:

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.