Как называются дни недели во время масленицы. Блинная неделя. Как называются масленичные дни

26.06.2019

Масленица - это самый раздольный, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла! Древние славяне устраивали проводы зимы и встречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Велеса. После принятия христианства этот праздник на Руси сохранился, а с XVI века он стал называться Масленицей. Ведь на этой неделе, последней перед Великим постом, по православному обычаю мясо есть уже нельзя, а масло и другие молочные продукты - еще можно.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматривалось как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием сырной или «мясопустной» недели. В эту неделю Церковь приводит верующим на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы нагляднее представить всю важность предстоящего подвига поста.
С субботы уже начинали праздновать "малую Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: "Нет", того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед масленицей носило название "мясного воскресенья". Было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В "мясное" воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать барана".
"Заговляюсь на сыр да на масло"- говорили в вечер перед «масляной».
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Вся неделя именовалась "честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица". Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие масленице: "Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…». После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!". Каждый день масленичной недели имеет свое собственное название и значение:

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА

На встречу наряжали соломенное чучело Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. В этот день заканчивали строить снежные города, качели, балаганы.

Без блинов не масленица, без пирогов - не именины. В течение всей масленичной недели положено угощать блинами. Блин как символ солнца ритуально съедался во славу Весны и плодородия земли. Считалось, что чем больше съешь их за неделю, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Поэтому и пекли их в старину по-разному — из различных сортов муки, обычно из гречневой или пшеничной, из дрожжевого или пресного теста, а то и разной формы (круглые, прямоугольные и т. д.). На Масленицу обязательно пекли хворост, пирожные, печенье, пироги, готовили разные творожные смеси. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Блины пеклись большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, варенье, мед, масло, икра. Ели блины и с семгой, и с навагой, и со знаменитым припеком, сыром, огурцами, творогом, рублеными яйцами и запивалось все это сбитнем, пивом или вином.

На масленице - первый блин за упокой.
Действительно, первый блин, испеченный на масленой неделе, клали на слуховое окошко "для душ родительских" со словами:
- Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!

Кое-где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

Центральной фигурой все же оказывалась сама «Масленица» - кукла из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Куклу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу устанавливали на снежной горке, и начинались катания. Или делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображала девушку; к рукам этой фигуры прикрепляли помазок и блин - главные символы Масленицы. Одежда на кукле должна была быть с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами, вешали тесемки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Бытовала и «Домашняя Масленица». Ее называли дочкой Масленицы (большой) или ее младшей сестрой. Она представляла собой небольшую, высотой 20—25 см, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом.

«Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.

Масленица — вероятно, древнеславянское имя забытого мифологического персонажа, олицетворявшего мрак, ночь. Масленицу уничтожают, чтобы под щедрыми лучами солнца вырастить щедрый урожай нового года. Поэтому процессия проводов напоминает древний похоронный обряд: чучело жгут, как жгли покойников в древние дохристианские времена, что должно обеспечить не только плодородие, но и благотворно повлиять на скотину и здоровье людей.

Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

ВТОРНИК - ЗАИГРЫШИ

С него начинались безудержные игры и потехи: катания на санях, народные гулянья. Центром праздничной масленичной площади были балаганы, катальные горы, всевозможные качели и карусели. В больших деревянных строениях давали представления с Петрушкой и Масленичным дедом. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители, а так же цирковые артисты.

Пожалуй, ни один праздник на Руси не обходился без веселых карнавальных шествий скоморохов. Они были не только музыканты, но соединяли в себе разные способы развлекать скуку толпы: одни играли на гудке, другие били в бубны, домры, третьи плясали, четвертые показывали народу выученных собак и медведей. Между ними были глумцы и стихотворцы-потешники, умевшие веселить народ прибаутками, складными рассказами и красным словцом. На Масленицу скоморохи и им подобные артисты, так сказать, «правили бал»: именно они руководили народными гуляньями, катанием, встречей и проводами Масленицы, игрищами и ярмарочными увеселениями.
Во вторник по дворам с обрядовыми песнями ходили «ряженные» в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было привязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств. Здесь парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

СРЕДА - ЛАКОМКА

В этот день в каждой семье накрывали столы, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было напиться чаю. В среду выносили блины на улицу и угощали ими всех соседей и желающих.

Однако самым главным событием этого дня, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется), а для забавы любимого зятя созывала всех родных. В некоторых местах «тещины блины» могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок". Званая теща (существовал и такой обычай) "обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов": таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. "Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРТОК, РАЗГУЛ, ПЕРЕЛОМ

В этот день начиналось основное веселье: чучело возили по улицам, катались с ледяных гор, пели частушки, ходили колядовать, творили кулачные бои, разыгрывали «взятие снежного городка».

Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво, брагу, вино и петь песни. К соломенному чучелу за околицей относили и складывали старые вещи. Сюда же приносили веник с наговорами и втыкали рядом.

Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах. Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай "лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, будет самый лучший лен". Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь.

Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи, найти себе пару. Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.

ПЯТНИЦА - ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ

В этот день зятья угощали своих тещ, иногда - и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. Принарядившийся зять на нарядно украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины.

СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Молодая невестка приглашала своих родных к себе, а своим золовкам - сестрам мужа - дарила подарки. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ, ПРОЩАНЬЯ, ЦЕЛОВНИК

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали, а пепел рассеивали по полю, чтобы придать силу будущему урожаю.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу. В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен, и стар, и млад, угощался блинами, горячим сбитнем и булочками жаворонками. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь выкрикивала: - «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины - "Гори блины, гори, Масленица!". Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать. В первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!". Когда же Масленица сгорала — молодежь прыгала через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершался праздник Масленицы.
Иногда чучело топили в проруби или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, или вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Верили, что все беды унесутся прочь миллионами искр этого костра. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
После сожжения Масленицы огня уже в доме никто не разводил, даже свечку в этот день не зажигали. А наутро пепел от костра разбрасывали по полям для богатого урожая. Все оставшееся хлебное угощение отдавали скотине, а то и вовсе выбрасывали. Даже самый бедный человек не ел бы ничего из масленичных остатков.
В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. «Прости меня», — просит один. «Бог простит, и я прощаю», — отвечает другой.
Поэтому последний день Масленицы носит еще название «прощеного воскресенья». Испрашивание прощения должно по обычаю сопровождаться поклонами и троекратным целованием. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины. Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В день Прощеного воскресенья благочестивые люди ходили по монастырям, по древним соборам, чтобы поклониться святым мощам и особо чтимым святыням; заходили принимать благословение к архиереям, настоятелям церквей, почтенным инокам; посещали дома родственников и знакомых, везде и у всех испрашивая прощения и благословения.
В этот день в монастырях, соборах и храмах совершается торжественный обряд взаимного прощения.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

С давних времен все дни недели Масленицы имели определенные названия и значения. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня. В первую половину наряду с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал — все предавались праздничным утехам в полную силу.

Главный атрибут Масленицы — блины. Их пекли все 7 праздничных дней.

Праздником прощались с долгой зимой, встречали красавицу-весну, а блины символизировали солнце. И по сегодняшний день сохранилась добрая традиция печь на Масленицу блины.

7 дней Масленицы

Свое название имеет каждый день Масленой недели. За ними были закреплены и устоявшиеся обряды, которые проводились в определенной последовательности. Устраивались шумные веселые празднования, где обязательно присутствовали и молодые, и пожилые. Названия дней соответствовали их значению:

  • понедельник — Встреча;
  • вторник — Заигрыши;
  • среда — Лакомка;
  • четверг — Разгул;
  • пятница — Тещины вечерни;
  • суббота — Золовкины посиделки;
  • воскресенье — Прощеный день.

Обычаи Масленицы по дням недели современный человек уже не соблюдает, а когда-то люди не только знали все о празднике, но и следовали традициям. Первый день праздника, понедельник, был отведен под встречу Масленицы. В этот день родственники встречались друг с другом. С утра невестка, отпросившись у свекрови и свекра, отправлялась в отчий дом проведать родителей, а вечером и родители мужа приходили в гости к сватам.

Вторник был отведен под игры, забавы, безудержное веселье. Заигрыши знаменовались тем, что молодые парни присматривали себе невест, и девушки не оставались в стороне, украдкой заглядываясь на будущих женихов. Начиналось сватовство, а на Красную горку игрались свадьбы.

По средам тещи зазывали в гости зятьев и угощали их блинами, поэтому и имя у этого дня такое вкусное — Лакомка. А по вечерам к ним присоединялись другие родственники и пели песни, славящие заботливых мам, разыгрывали разные веселые сценки. На четвертый день, в Разгул, устраивались катания на санях, шуточные бои, прочие веселые обряды, а наряженные детишки колядовали.

После тещиных угощений зятья старались отблагодарить их. По пятницам тещи гостили у зятьев, которые угощали их блинами и сладостями. А суббота предназначалась для угощения родни мужа: молодая невестка приглашала их к себе в гости, а золовок (это сестры мужа) даже одаривала подарками.


В Прощеное воскресенье все просили друг у друга прощение, молодожены одаривали подарками родителей. Завершалась шумная Масленица сжиганием чучела, служащего символом долгой зимы, которой пришел конец.

Во все дни Масленой недели пеклись вкусные и сытные блины. Их ели дома, в гостях, на уличных гуляниях. И сейчас почти в каждой семье обязательно существует традиция — хотя бы один раз за неделю непременно полакомиться блинами, и даже если кто-то сидит на диете, он может это сделать без угрызений совести.

Какие блины испечь в праздничную неделю

Каких только блинов не стряпали в старину хозяйки! Выбирались самые вкусные и непременно сытные рецепты: невероятно пышные или кружевные тоненькие, из пшеничной муки или из овсяной, на закваске или дрожжевые. И сейчас любая хозяйка сможет порадовать своих родных, если испечет разные блины на Масленицу по дням недели.

Начинать неделю лучше всего с обычных блинов, рецепт которых известен любой хозяйке.

И даже у тех, кто не имеет особого опыта в выпечке, они всегда получаются. Их можно есть с маслом или сметаной, вареньем или медом. Такие блины можно подавать с любой начинкой. В праздничный понедельник будет уместно все.

В Заигрыш, когда царило всеобщее веселье и молодежь присматривалась друг к другу, выбирая себе будущих супругов, непременным угощением были блины с чем-то сладким. И современной хозяйке легко устроить для своих домашних сладкий ужин, угостив их, например, шоколадными блинами.

На Лакомку тещи старались повкуснее и посытнее накормить своих зятьев. А они отвечали взаимностью, напевая: «Теща ласковая, печет блины масленые». И современная теща при желании сможет удивить мужа дочери аппетитным блюдом, если испечет блины с чем-то сытным, например, с ветчиной.


В Разгул все веселились и развлекались, продолжая лакомиться вкусными блинами. Следуя традициям, в четверг надо приготовить что-то оригинальное и не требующее много времени, чтобы оставить его на праздничные веселья. Испечь можно обычные блины, добавив в тесто кусочки сыра и укроп.

Зная, как называются дни недели Масленицы, можно догадаться, что в пятницу блины должен готовить зять, чтобы накормить ими тещу. Хорошая жена непременно поможет своему мужу, тем более что угощать придется свою маму. А для любимого человека можно испечь пышные дрожжевые блины.

Еще во времена язычества древние славяне с песнями и забавами традиционно провожали зиму и встречали весну. В ту давнюю пору веселье длилось около двух недель. С приходом христианства церковнослужители пытались искоренять языческие обряды, но с Масленицей это никак не удавалось. Поэтому, праздник остался, а сокращены и перенесены были лишь сроки празднования.

Всю мясопустную неделю перед Великим постом уже не употребляли мяса, но молочными продуктами и рыбой еще можно было питаться.

Главным блюдом на Руси в издревле были блины. Ими лакомились всю неделю. Первый блин, испеченный на Масленицу, предназначался усопшим родственникам. Его клали на подоконник, или отдавали нищим вместе с просьбой помянуть покойных.

Всю масленичную неделю старики, дети и взрослые безудержно веселились, невзирая на свое материальное положение и социальный статус.

В строгой последовательности придерживались определенных обрядов, которые соответствовали дням масленичной недели.

В понедельник отмечали день встречи. В этот день изготовляли из соломы Масленицу, рядили ее в женское платье, затем с помощью шеста прикрепляли к саням и катали по всей деревне. Ближе к вечеру Масленицу устанавливали на высокой снежной горке, обозначая место веселых гуляний, песнопений и катания на санках.

Во вторник отмечали заигрыш. С этого дня начинались народные гулянья с песнями, катанием на санках с горки и на тройках, с веселыми представлениями и толпами ряженых.

В среду отмечали лакомку. В деревнях сообща варили пиво. В каждом доме угощали блинами, в торговых палатках продавали орехи и пряники, а из напитков подавали сбитень и горячий чай из самовара.

Самое неуемное веселье приходилось на четверг . Его назвали разгульным или широким четвергом. Этот день славился известными еще со времен Древней Руси кулачными боями. Кулачные бои представляли собой не грубую потасовку, а своеобразное соревнование для желающих помериться силой. Существовали правила ведения таких боев и они строго соблюдались. Нельзя было бить лежачего или ниже пояса. Запрещалось бить одного, если соперников много. Разрешались бои друг с дружкой или компания на компанию.

А еще, в четверг отмечали тещины вечера. В этот день зять посещал тещу, а она угощала его блинами. В некоторых случаях зять мог угощаться тещиными блинами и в среду. В таком случае, теща сама посещала зятя в пятницу, и уже он угощал тещу блинами. Накануне теща предавала своему зятю все необходимые продукты для блинов и кухонную утварь для их приготовления. Тесть снабжал зятя мукой и маслом. Если зять игнорировал тещины вечера и не готовился к встрече, это становилось поводом к серьезным размолвкам и длительной вражде.

В пятницу, молодожены приглашали своего свадебного дружку, дарили ему подарок и все вместе посещали гостей, гулявших на их свадьбе. После застолья молодожены со своими свадебными гостями устраивали катания на санях с заснеженной горки, а дружка выполнял свою свадебную роль, заправляя весельем.

В субботу праздновались золовкины посиделки. Молодую невестку посещали отец с матерью и другие ее родственники. Молодая хозяйка накрывала на стол и ставила угощение.

Воскресенье называлось Прощеным, или Целовником. В этот день люди, встретившись, просили друг у друга прощение и целовали друг дружку в знак примирения.
В этот же день отправлялись на кладбище, чтобы оставить на могиле усопшего родственника блин и помолиться за его душу.

В воскресенье, снова водружали в сани, рядом садилась деревенская красавица, а в сани впрягались молодые ребята. Эти сани возглавляли масленичный поезд, состоящий из вереницы других саней, который вывозил всех участников действа за околицу. Здесь, Масленице вручали блин и сжигали ее чучело на костре в знак окончания зимы и наступления весны. Действо сопровождалось традиционными песнями, в которых Масленицу укоряли в том, что она вынуждает людей придерживаться Великого поста, разорив их и не оставив еды. Тут же, пели благодарные песни зиме за все ее праздники и отправляли морозную зиму восвояси, готовясь встретить весну и теплые дни.

Когда-то праздник Масленицы был связан с днем весеннего равноденствия и имел языческие корни. Христиане, чтобы не отменять этот праздник вовсе, придали ему иной смысл: сейчас это неделя празднования перед Великим постом. В православии эта неделя называется Сырной. Как и у Пасхи, единой даты у Масленицы нет.

Хотя это не просто праздник, а целый ритуал: ведь люди гуляют целую неделю, соблюдая некоторые традиции. Однако, смысл остается единым — прощание с зимой и встреча весны.

Безусловно, главным атрибутом Масленицы являются блины. Рецепты блинов передаются из поколений в поколения. И у каждой семьи свои особенные рецепты. Это блюдо символизирует солнце, съедая который, (по народному поверию) мы получаем кусочек солнечной энергии.

Как назывались дни масленичной недели

Дни масленичной недели имеют свое «народное» значение. Так в понедельник русские хозяйки обычно достают рецепты блинов, а первый испеченный блин отдают стаждущим. Также в понедельник накрывается стол и готовятся угощения.

Вторник был праздником молодежи, которая встречала весну и провожала зиму катаниями на горках.

Среда именовалась «лакомки», когда теща угощала пришедшего в гости зятя самыми вкусными румяными блинами.

Четверг был поистине самым «праздничным» — гуляния разворачивались на всю мощь: кулачные бои, катания на лошадях, качели и балаганы.

В пятницу теща отвечала визитом зятю, а в субботу семью навещали родственники мужа. В свою очередь, жена старалась удивить гостей разнообразными блинами.

Воскресенье называется «прощенным». В этот день принято просить прощение у всех и готовится к Великому посту. В этот день сжигали чучело, символизирующее долгую зиму, и таким было прощание с ней.

В сегодняшние дни, конечно, мало кто празднует Масленицу всю неделю — в основном, праздник приходится на последнее воскресенье. Но это не означает, что гуляние не должно быть пышнее и «вкуснее». Также на Масленицу готовятся самые разные блины со всевозможными начинками.




Праздник Масленицы очень древний и существовал задолго до того, как Русь стала православной. Со времён язычества праздник оброс обрядами и традициями, которые сохранялись на протяжении многих веков, существуя и сейчас. Далее, описание каждого дня масленичной недели: обрядов, традиций и названия.

  • Понедельник
  • Вторник
  • Среда
  • Четверг
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье

Значение праздника, его обряды и традиции по дням недели

После того как Русь стала христианской, стараниями церкви, праздник приобрел иное значение. Для православных людей - это, подготовка к посту перед главным христианским праздничным событием - Светлой Пасхой. На неделе, предшествующей посту, должны исключаться мясные продукты. В рационе в этот период на первый план выходит молочная пища.
Суть Масленицы, заложенная ещё со времён язычества, заключается в проводах зимы и встрече весны. В эти дни за праздничным столом собирались все родственники, друзья и знакомые. Празднование длилось неделю, в которой каждый день имел свое значение. После этого начинался пост. Дата праздника в календаре ежегодно меняется и зависит от даты Пасхи.
Блины - это главный символ Масленицы. Это блюдо является прообразом солнца и тепла - первыми признаками наступления весны. В старину блины готовили не только из пшеничной муки. Их пекли, используя такие виды муки как:
кукурузная;
овсяная;
гречневая.
Никто не мешает это сделать и сейчас: современные кухонные приборы, и ассортимент магазинов позволяет с лёгкостью приготовить такой необычный продукт.
С начинками тоже нет никаких ограничений: сладкие, солёные - все зависит от ваших вкусовых предпочтений и фантазии. Традиционно блины подают со
сметаной;
вареньем;
медом.




Соленая начинка может быть приготовлена из мяса, рыбы и овощей.
Весь праздник был разделен на 2 периода. Их называли узкой и широкой Масленицей. Первый период охватывал начальные три дня недели. Оставшаяся часть недели отводилась широкой Масленице. Праздничный дух чувствовался, начиная с первых дней, но начальные три дня ещё продолжали заниматься хозяйственными работами. А уже с четверга прекращали любой тяжёлый физический труд и предавались народному повсеместному празднованию. Дни Масленицы были особенными, со своим расписанием и главным акцентом. Далее, обзор масленичной недели по дням.

Понедельник

"Встреча" - так называется первый день. К нему достраивались все праздничные атрибуты. Жену сына отправляли к ее родственникам. К ужину приглашались в родной дом невестки свекор со свекровью. Все детали праздничного застолья обговаривались заранее. С первого же дня пекли блины.
Важно!
Блины - это обязательное блюдо праздника. Их пекли все дни масленичной недели.

Первый испечённый блин клали на окно или отдавали беднякам, которые должны были его съесть, помянув при этом умерших родственников. Обязательным обрядом понедельника было сооружение чучела. Его делали из всего, что попадало под руку и было ненужным. Но в основном это была солома и старая одежда. Затем чучело провозили по всем улицам на санях, водрузив его на кол. Дети собирались в группы и, бегая по деревни, кричали "подать на Масленицу". Из всего собранного (хозяева отдавали ненужные вещи) ребятня палила костёр, водя возле него хороводы с песнями и танцами.

Вторник

Второй день праздника носил название – «Заигрыш». Он был полностью был посвящён молодым незамужним людям. Парни присматривались к девушкам, а те, кто уже выбрал себе невесту устраивали смотрины. В понедельник устраивалось повсеместное катание на санях, в котором участвовали все поголовно.



Среда

"Лакомка" - такое название было у третьего дня праздничной недели. Особенный акцент делали на выпечку блинов. Их готовили из разнообразной муки и начиняли всевозможными начинками. Мать жены звала на блины своего зятя, демонстрируя в этот день особое уважение к нему - это был обязательный обряд среды. Также приглашались и другие гости.

Четверг

С четвертого дня полностью отказывались от тяжёлого физического труда и народ с головой окунался в гуляния. Проводились бои на кулаках, "стена на стену", катались на лошадях и устраивали соревнования. Молодых, недавно вступивших в брак людей, заставляли целоваться при всем народе. Отказ влек за собой засыпание обоих снегом по горло. Заканчивалось безудержное веселье громким застольем.
Обязательным обрядом в этот день было разжигание костров и прыганье через огонь. Не обходилось и без специальных песен, посвященных празднику. В некоторых сёлах обязательной традицией этого дня было провезти по улицам соломенного коня. Также пели специальные песни, которые называются - коляды.
Важно!
Традиции и обряды в разных сёлах отличались. То, что считалось важным для одной территории России, не всегда поддерживалось в других областях.



Пятница

Пятница именовалась "Тёщиными вечеринками". Мать жены делала ответный визит к зятю, который накрывал на стол и угощал ее блинами, приготовленными ее дочерью. Приглашение от зятя поступало ещё с вечера, а затем повторялось с утра. Для этого посылались зватые.
Теща приходила со своими родственниками и подругами. Зять должен был показать ответное уважительное отношение к матери своей жены. К полудню девушки выносили блины в блюде, неся его на голове. Парень, которому понравилась одна из девушек, обязательно пробовал ее блины, чтобы узнать какая из нее выйдет хозяйка.

Суббота

Суббота называлась "Заловкины посиделки" и посвящалась родственникам мужа. Жена приглашала в свой дом всех родных своего мужа, в том и числе заловок - его сестер. Кроме угощений, невестка дарила заловке подарок. Если у сестер не было мужа, тогда в гости приглашались подруги невестки. Если же заловки были за мужем, молодая жена звала в дом всю семью сестер.

Воскресенье

Это кульминационный день Масленицы. Он имеет различные названия, но самое известное из них - "Прощенное воскресенье". Название последнего дня говорит само за себя. Все должны были попросить друг у друга прощения. Причем это касалось как родных, так и незнакомых друг с другом людей. Кроме этого, поминали умерших и ходили на кладбище. Обязательным обрядом дня было сжигание чучела.
Многие традиции этого праздника остались в прошлом. Но главные и важные из них соблюдаются до сих пор: семьи собираются за одним столом и избавляются от своих прошлых обид, делая родственные узы ещё сильнее и крепче.