Мария Левитская: "Так часто украшаю людей, что сама предпочитаю ходить в чем-то незаметном". Внимание противоположного пола

21.04.2019

В российские дома Новый год приходит вместе с запахом хвои, килограммами яркой мишуры, весело перемигивающимися гирляндами и, конечно же, красавицей елкой. Именно такой праздник мы понимаем, любим и ждем. А какие атрибуты праздничного декора сопровождают Новый год в различных уголках Земли? Предлагаю промчаться галопом по Европам и узнать, как украшают свои дома представители других стран.

Швеция

Готовясь к Новому году, шведы украшают буквально все: стены, двери, подоконники, окна. Они старательно укладывают световые гирлянды на окнах, придавая им форму животных, домиков, игрушек... Примерно за четыре недели до праздника выставляют на подоконники специальные свечи или электрические светильники. Каждое воскресенье зажигают по одной свече - вехи ожидания праздника. Правда, в последнее время традиционные свечи все чаще заменяют на энергосберегающие светильники, ведь шведы очень трепетно относятся к вопросам экологии и экономии.

Англия

В Великобритании на Новый год обязательно украшают елку. А свои дома англичане украшают букетами омелы - издревле люди верили в магическую силу этого растения. Камин украшают большие расписные фетровые гольфы (Christmas Stocking) - по одному на ребенка - куда Дед Мороз кладет подарки.

В праздничном декоре жителей Туманного Альбиона преобладает красный цвет - цвет сердца, главного органа нашего тела, крови и жизни. Разнообразные фигурки в виде сердец украшают елку.

На время праздников в доме могут полностью поменяться занавески, диванные подушки, кухонные салфетки и скатерть - на красные.

Германия

К Новому году в Германии дома украшают разноцветными гирляндами, венками из хвои и фигурками Санта-Клауса. За четыре недели до Рождества в немецких домах появляется рождественский венок, состоящий из омелы, с четырьмя свечами, которые соответствуют каждому воскресенью наступающего Рождества. Нередко они сами мастерят разные рождественские украшения, а окна расписывают праздничными сюжетами.

В новогоднем декоре немцев преобладают зеленые и красные цвета.

США

Американцы начинают готовиться к Новому году почти на месяц раньше, чем мы. Бывает, что елка появляется в доме еще в конце ноября. В Америке принято ставить ель в углу комнаты, но так, чтобы она была видна всем гостям и членам семьи. Чаще всего используют однотонные елочные шарики, причем в небольшом количестве. Зато в Америке очень любят гирлянды, которыми украшена как елка, так и весь дом, фасад и участок вокруг дома. Иногда на новогодней елке американцев можно увидеть большие банты из атласной ленты красного цвета. Вершину зеленой красавицы обязательно украшает звезда (символ Вифлеемской звезды) или ангел - Америка является одной из самых религиозных стран мира.

Еще одним традиционным новогодним украшением в США считается леденец в форме трости, чаще всего украшенный красно-белыми полосами. Часто праздничный декор дополняет необычное растение - пуансетия. При этом то, что многие принимают за цветы, на самом деле является окрашенными в красный цвет листьями.

Япония

Готовясь к встрече Нового года, японцы традиционно мастерят кадомацу (сосна у входа) - это некое приветствие божеству новогоднего праздника. Делают его из сосны, бамбука, сплетенной из рисовой соломы веревки, а украшают ветками папоротника, мандаринами или пучком водорослей и сушеной креветкой. Каждая из деталей этого украшения символична.

Дом японцы украшают букетами из ивовых или бамбуковых веток с подвешенными на них моти в виде цветов, рыб, фруктов. Эти украшения называются мотибана, раскрашиваются в желтый, зеленый или розовый цвета, крепятся на видном месте или свешиваются с потолка у входа, чтобы божество Нового года - Тосигами, входя в дом, тут же приступало к своим обязанностям: заботилось о гостеприимных хозяевах в наступающем году. В каждом японском доме на Новый год появляются три ветки: бамбука, чтобы быстро выросли дети; сливы, чтобы у хозяев были крепкие помощники; сосны, чтобы все члены семьи жили так же долго, как сосна. Чтобы отогнать злых духов, японцы вешают перед входом в дом венки соломы (или просто пучки). Обязательный атрибут японского Нового года - мандариновое дерево и мандарины, символизирующие счастье, здоровье и долголетие.

Китай

Китайцы на Новый год украшают дом веточками сосны и кипариса (символы бессмертия и благородства). У входа они обязательно вешают веточки цветущего персика, которые отпугивают злых духов. Также дом украшают цветами. А над дверью китайцы прикрепляют пять длинных полосок бумаги, которые означают пять видов счастья: удачу, почет, долголетие, богатство и радость. По старинной традиции к началу новогоднего торжества дом должен сверкать от чистоты. Уборка обычно начинается от порога и заканчивается в середине дома.

Вместо елки в Китае устанавливают Дерево Света. Его украшают цветами, гирляндами и фонариками. Главный цвет китайского Нового года - красный - символизирует жизнь и начало весны, а сам Новый год в Китае называется Праздником Весны.

Иран

В Иране за несколько недель до Нового года в небольшие горшочки высаживают зерна пшеницы или чечевицы. В Ноуруз зеленые ростки (сабзе) украсят праздничный стол, став символом вечного возрождения природы, что неслучайно, ведь первый день Нового года в Иране - это первый день весны по персидскому календарю. Рядом с зеленью кладут и священный Коран (позднейшее привнесение в традицию), а если семья не религиозна - томик Хафиза, поэта, чьи прекрасные стихи о любви знает наизусть каждый иранец. Рядом ставят зеркало - символ чистоты и спокойствия жизни, в котором отражается свет свечей - символа счастья. Еще на Новый год принято красить яйца (символ плодородия), что иранцы проделывают с большим удовольствием.

Иногда в домах иранцев перед Новым годом можно увидеть сосуд с водой, в котором плавает апельсин, - он символизирует Землю в океане космоса.

Дания

Новогодний декор в Дании - это сочетание простых праздничных украшений сдержанной цветовой гаммы, натуральных материалов и особого скандинавского шарма в подборе декоративных элементов, который сложно описать словами. Это обилие белого цвета, символизирующего снег и прохладу, древесина как основной материал в изготовлении украшений, животные мотивы (декоративные головы оленей, фигурки оленей или оленьи рога), монохромность декора, акцент на сочетании множества текстур и фактур. В Дании на Новый год принято украшать лиственницу. А любимые новогодние украшения датчан - шишки, еловые ветки (заботливо поставленые в кувшины с водой), стеклянные фигурки, венки и звезды из сухих веток лозы.

Одни не представляют Новый год без снега и елки, а другие - без горячего песка под ногами и экзотических растений, которые можно украсить не хуже, чем елку.

Греция

На Новый год в Греции украшают гранатовое дерево. А плод граната является обязательным атрибутом новогоднего праздника в каждом греческом доме. В Греции существует обычай, согласно которому ровно в полночь глава семейства выходит во двор и разбивает плод граната об стену. Если зерна разлетятся по двору, в новом году семья будет жить счастливо.

Индия

В Индии на Рождество наряжают манговое или банановое дерево. А дома украшают листьями манго и пуансетией (молочай красивейший, «рождественская звезда»). На стены и края плоских крыш помещают глиняные масляные лампы.

Австралия и Новая Зеландия

В Австралии на Рождество и Новый год принято украшать дома и дарить друг другу растение, которое является родственником европейской омелы - нуйтсия. Оно называется рождественским деревом из-за ярких желтовато-оранжевых цветков, появляющихся к Новому году и достигающих 10 метров в высоту. Новогодним деревом может стать и метросидерос, усыпанный алыми цветами. Его также украшают фигурками мишек коала и кенгуру в костюмах Санта-Клауса.

Согласитесь, ведь каждая настоящая женщина обожает ювелирные изделия, ведь данные милые штучки очень приятны любой представительнице прелестного пола и каждая из них хотела бы получить именно такой подарок. Какие же украшения любят женщины? На первый взгляд здесь нет ничего непонятного и загадочного, но имеет место ряд моментов, о которых многие не знают.


Так, например, интернет-магазин https://formygirl.ru/ предлагает элитные украшения и бижутерию из натуральных камней. Если Вы хотите подчеркнуть свою природную красоту и индивидуальный шарм, то что может быть лучше бижутерии из натуральных камней? Природные камни имеют неповторимый рисунок и цвет, они всегда смотрятся роскошно и эффектно, несмотря на доступную цену.

Кто первый начал украшать зубы?
Вставка драгоценных камней в зубы пришла к нам от древнейших индейских народов. Индейцы майя сверлили отверстия в зубах, чтобы вставлять туда добытые драгоценности.

Необычное происхождение слова «гривна».
Оказывается, название валюты Украины произошло от древнего женского украшения. Это было золотое или серебряное колье в виде подковы или обруча. Украшение носили на шее, говоря древним русским языком – «на загривке».

Голубой янтарь.
В Доминиканской республике, Никарагуа и Мексике можно добывать янтарь голубого цвета, который, к тому же, светится в темноте.

В Нидерландах можно сделать пирсинг глаза.
Впервые мода на пирсинг глаза появилась в 2002 году, в Нидерландах. С помощью специальной операции, в глазное яблоко вживляется драгоценность в виде сердечка, звездочки или любая другая. Стоит такое экзотическое украшение около 750 евро.

Женщина может успокоиться с помощью украшения.
Доказано научно, что шопинг приносит женщине определенное спокойствие, радость и гармонию, но самыми «успокаивающими» покупками оказались ювелирные украшения и бижутерия. Психологи даже рекомендуют интересное упражнение для избавления от депрессии, плохого настроения или нервного состояния: нужно высыпать все свои украшения, созерцать их несколько минут при ярком свете, примерить парочку-другую, а потом аккуратно разложить в шкатулке. Такое упражнение также способствует концентрации мыслей и обретению гармонии души и тела.

Самая дорогая клубника в мире.
Ягодку стоимостью в 1,4 миллиона долларов Вы можете попробовать в Новом Орлеане, в ресторане «Arnaud’s». Клубника в этом заведении подается с нежным кремом, украшена свежайшими листочками мяты и колечком с розовым бриллиантом, почти в пять карат.

Тайный браслет Пушкина.
Только самые близкие и родные видели этот браслет на легендарном поэте. Говорят, что Александр Сергеевич всегда носил золотой браслет, инкрустированный зеленой яшмой, и украшенный турецкой надписью, которая значила для него что-то очень важное. Поэт носил украшение на предплечье, именно поэтому браслет видели только те люди, которым он сам его показал.

Интересный факт о древне-египетских колье.
Ожерелья древних египтян высокого ранга – фараонов, жрецов и цариц, состояли из множества золотых отполированных пластин, часто украшенных драгоценными камнями. Соответсвенно, вес такой красоты становился на столько большим, что человек наклонялся вперед. Но, египтяне не растерялись – они просто вешали с другой стороны (на спине) противовес, чтобы выровнять осанку своего «бога».

Раньше замужнюю женщину узнавали по серьгам.
В Древней Руси статус девушки можно было определить не только по кольцу, головному убору или косе, но и по сережкам. Незамужние девушки носили серьги вытянутой формы, без декора, лаконичной формы. Девушки в браке могли позволить себе надевать более дорогие сережки, сложных форм и цветов, с роскошным декором и драгоценными камнями. А вот самые первые серьги – девочки получали в пять лето от отца и должны были хранить их всю жизнь.

Золото из отходов
Добыча золота на шахте в китайском городе Сува в 50 раз дороже, чем добыча того же золота из переработанных отходов. А это значит, что добывать золото из сухих переработанных продуктов электроники (в которой обычно применяется золото), гораздо выгоднее, чем на золотых шахтах.

Что делать если в доме оказалась пустая стена и чем ее декорировать и какое украшение на стену повесить — читайте статью!

Здесь мы собрали основные методы как украсить стену бюджетно своими руками! ОТ самых элементарных идей, которые сможет повторить даже ребенок, до более сложных, таких как окраска стен — выбираете любой!

Вешаем большое зеркало на стену!

Зеркала не только красиво смотрятся на стене и дают возможность полюбоваться собой, но еще и визуально увеличивают размеры комнаты. У нас приняты по большей мере стандартные зеркала и у всех они в основном находятся примерно там же: ванная комната и коридор.

Дизайнерские зеркала стоят очень дорого, буквально на прошлой неделе убедилась в этом в строительном магазине. Но даже обычное зеркало можно так преобразить и декорировать , что ни его, ни стен будет не узнать.

Фигурные зеркала на стене — на пике популярности

Зеркало перо — отличный акцент на стене!

Декорирем стену обоями

Идеальный вариант оформления пустой стены для тех, у кого, например, старые обои на стене или нужно что то закрыть или замаскировать.

  1. Покупаем рулон обоев контрастного цвета или берем обрезки старых обоев.
  2. Выкладываем коллаж сначала на полу, чтобы понимать, что же получится в конце.
  3. И обойным клеем приклеиваем по верх старых обоев.

Акцентная стена из обоев

ВНИМАНИЕ: Поверх старых можно клеить только в том случае, если они хорошо держатся!

Разрисовать узорами и рисунками

Самый затратный, но очень красивый метод преобразить и украсить пустую стену в квартире — нанесения узора краской под трафарет или малярный скотч. Преимущество этого метода — он долговечен и применим к любому помещению: в ванной, на кухне и в спальне.


Цветной скотч или самоклеющаяся бумага

Если не хотите долго возится с краской — простой способ декорации стены — это цветной скотч или бумага на самоклеющейся основе. Вырезаем крестики, кружочки или сердечка — сейчас такой минималистический и геометрический принт на стене в моде и выглядит он очень стильно!

Маленькие крестики на стене

Оформление клеющей лентой

оформление стены в детской липкой лентой

Оформление над рабочим столом золотыми кружочками из самоклейки

Панно из ткани

Такие тканевые картины отличное украшение стен как для спальни так и для гостинной. Превосходно будут смотреться у изголовья кровати или возле телевизора.

Принцип создания панно из ткани:

  • Необходим деревянный подрамник , стоимость его около 1-2 долларов. И заказать можно в любой багетной мастерской.
  • Выбираете любой подходящий по цвету отрез ткани. Можно использовать, например, от старого платья или штор.
  • С помощью степлера по дереву или мебельного степлера натягиваете на подрамник. Этот процесс займет не более 10-20 минут.

Ветками

Создайте у себя дома уголок дикой природы. Поместите ветки в рамки и прикрепите на стену. На фото варианты того, как это можно сделать, можете использовать их, или свой собственный на этой основе. Можно использовать как обработанные так грубые ветки.

Вертикальный мини садик

Озелените свой дом, не заставляя при этом столы и подоконники. Маленькие легкие горшочки или вазочки, выполненные в одном стиле и прикрепленные на стену в виде экспозиции, помогут вам это сделать. Горшки можно купить в магазине, или сделать самому из дерева или банок.

Как — в этом мастер-классе!



Полочками

Этот способ поможет не только украсит стену, а и сделать ее более функциональной, разместить те важные вещи, к которым вы хотели бы иметь быстрый доступ или просто любоваться: книги, вазончики с цветами, сувениры. Сделайте (или купите) полочку оригинальной формы и она будет не просто мебелью, а настоящим элементом декора квартиры.




Поделками из бумаги

Бумага недорогая, может быть разнообразных цветов и плотности и чего только из нее не сделаешь. Поскольку поле для действий и правда широкое, разобьем этот пункт на подпункты:

Вырезанными фигурками

Бабочки, сердечки, цветочки и в том же духе – для всего этого понадобятся только ножницы, бумага и немного свободного времени. Вырезать можно по готовому трафарету или самому его изначально нарисовать, фигурки могут быть плоскими или загибаться, создавая объем.


Бумажные поделки с 3D эффектом

Здесь уже надо проявить кропотливость и выдержку, но результат того стоит.

Стикерами

Обычные белые стикеры, согнутые несколько раз, превращаются и оригинальный настенный декор. Цветные стикеры отлично смотрятся даже если просто развесить их плавными цветовыми переходами, можно также применить самые простые приемы оригами.


Бумажное панно

Можно порезать бумагу на маленькие кусочки, закругленные с одной стороны, и развесить так, чтобы каждая немного заходила на предыдущую, создавая таким образом панно. В конце можно покрасить все это из баллончика или оставить в изначальном цвете.

Бумажными корзинками для кексиков

Благодаря их форме, размерам и рельефам по бокам они подойдут не только для выпечки, а и для декорирования: легко формируются в цветки или просто интересную абстракцию.

Другие фото идеи украшения стен

Даже такие вещи, как пробки от вина, карандаши, камешки, ложечки и другие «обычные» могут предстать в совершенно новом свете. Присмотритесь к вещам вокруг, включите фантазию и подумайте как еще их можно применить, кроме привычных функций, и вы, несомненно, увидите множество различных вариантов для декора пустой стены, о которых раньше даже не задумывались.



2 оценок, среднее: 3,50 из 5)

Хорошо подобранные украшения говорят о том, что с самооценкой у этой женщины все в порядке!


Украшения из дерева часто выбирают натуры любознательные, творческие, с широким кругом интересов. Поклоннику, который пытается завоевать такую барышню, используя ложь любого масштаба, следует быть предельно осторожным. Разрыв отношений после того, как тайное станет явным, неизбежен. Порой подобные женщины испытывают неосознанную (или осознанную) потребность в защите каких-то высших сил.
Как правило, они в курсе проблем всех своих друзей и знакомых, потому что часто «работают» жилеткой, в которую можно поплакать. Умеют слушать и сопереживать.

Бусы, серьги и браслеты, сделанные из войлока , наденут те, кто обожает удобство и комфорт. Их хозяйки очень эмоциональны и склонны принимать решения на основе собственных чувств и интуиции, а не полученной информации. Они легко ранимы, чувственны и обожают прикосновения.

Пластмассовую бижутерию носят женщины практичные, расчетливые и чуточку приземленные. У них всегда есть свое собственное мнение, которое они готовы отстаивать в спорах. С трудом переносят, когда на них кто-то давит. С удовольствием завязывают новые знакомства и чаще остальных принимают влюбленность за любовь.

Бижутерию из металла (оригинальную, но небольшого размера) выбирают те, кто часто чувствует себя незащищенными. Они уверены в том, что любить их надо не за внешность, а красоту души. Для того, чтобы их завоевать, нужны не внешние атрибуты (букеты, конфеты, дорогие подарки), а настоящие глубокие чувства.

Крупные стальные украшения выбирают целеустремленные женщины, которые редко прислушиваются к чужому мнению.

Украшения из бисера часто надевают жизнерадостные, впечатлительные натуры, которые легко поддаются чужому влиянию.

Оригинальные украшения (чаще всего авторской работы) носят те, кто желает подчеркнуть свою избранность, особенность и хотят показаться раскрепощенными. Такие женщины, как правило, ненавидят стереотипы, настороженно относятся к общественно-массовым мероприятиям с большим количеством присутствующих. Они несколько эгоистичны и порой смотрят на окружающих свысока. Тратят очень много времени на то, чтобы одеться стильно, но не похоже на окружающих, и очень разборчивы при выборе спутника жизни.

Винтажные украшения (вещи «с историей») предпочитают женщины, которые испытывают ностальгию по счастливому детству. Из них получаются отличные матери и хорошие жены. Они романтичны, порой сентиментальны. С любовью поддерживают домашние традиции и большее значение придают семье и семейному укладу - по выходным непременно пироги (как у бабушки) или парадный обед «с супницей», каждый год варится «царское варенье», которое подают к столу по торжественным случаям и.т.д.

Классические украшения выбирают достаточно скромные женщины, у которых в жизни настолько много забот, что времени «на себя» остается катастрофически мало и думать о собственной внешности - особо некогда, так что идеальная сочетаемость украшений с любым нарядом ими только приветствуется. Или же те, что привыкли жить по правилам и считаться с условностями. Порой очень дорогие украшения, которые только на первый взгляд выглядят просто, надевают для того, чтобы продемонстрировать свой социальный статус. Их владелицы знают себе цену - она настолько велика, что у них нет необходимости кричать о ней вслух.

  • Большое количество разномастных украшений, надетых бессистемно, как правило свидетельствует о желании спрятаться, сделаться незаметной и ни в коем случае не привлекать внимание окружающих. За деревьями не всегда можно увидеть лес, а за «нарядной елкой» растерянного ребенка.

  • Если украшения подобраны по принципу «Смотрите, в какую копеечку это влетело» - их обладательница, скорее всего, желает самоутвердиться таким образом. Она никогда не допустит, чтобы любимый ей командовал - предпочитает подкаблучников. Жаждет власти и славы в любых масштабах и то и дело недовольна самой собой и окружающими.

  • Крупные, броские, вычурные украшения надевают активные женщины, которые обожают быть в центре внимания. «В паре всегда один любит, а другой позволяет себя любить» заявляют они и подставляют щеку для поцелуя. Как настоящие женщины они никогда не упустят возможности сотворить «из ничего» скандал (шляпки и салаты редко входят в сферу их интересов).

Если украшений нет
Украшения подчеркивают внимание женщины к себе и часто говорят об адекватной самооценке: способная любить себя может любить и жизнь, и другого человека. Отсутствие украшений - это тревожный звоночек, свидетельствующий о том, что с этой женщиной что-то «не так». Она или переживает какой-то кризисный период в жизни, или разочаровалась в мужчине.

Главный художник Национального театра оперы и балета Украины отметила юбилей

Главный художник Национальной оперы Украины Мария Левитская — автор костюмов и сценографии самых громких премьер театра. Она работала над легендарными постановками «Лебединое озеро», «Золушка», «Пиковая дама», «Сказка о царе Салтане». Ее приглашают театры Польши, Словении, Израиля и Канады.

В небольшом рабочем кабинете Марии Сергеевны огромное количество эскизов и макетов к спектаклям. На стенах — работы для фильмов «Пикник на обочине» и «Капитан Фракасс». Еще не убрана картонная декорация для недавней премьеры Национальной оперы — «Запорожец за Дунаем». Мария Левитская, заполняющая своей энергетикой все пространство кабинета, ловко достает из большой стопки своих работ один из первых театральных эскизов — образ Прони Прокоповны к спектаклю «За двумя зайцами». Он вместе с другими работами и живописью Марии Сергеевны будет представлен на ее авторской юбилейной выставке в столице Украины.

— Иногда кажется, что я уже все знаю о людях, с которыми работаю в Национальном оперном театре , — рассказывает Мария Левитская . — Со многими очень комфортно. Особенно с рабочими из цехов. Мы знакомы уже лет 30. Не могу сказать, что воспитала их под себя. Просто мы вместе повзрослели, порой нам даже не надо что-то объяснять друг другу словами. Я их всех безумно люблю, потому что театр, по сути, стал моим вторым домом. Когда мама была жива, у меня в кабинете отмечались все праздники, накрывался большой стол. Дома я вообще никогда ничего не праздновала.


*Мария Левитская после спектакля выходит на поклон вместе с артистами

— О вас говорят как о сильной личности.

— Некоторые даже создают мне имидж эдакого узурпатора. Не скажу, что я ангел. Можно сказать, что у меня полная демократия. Правда, до определенной границы. За эти годы я научилась слышать своих коллег и уважать чужие идеи. Вы видели мои работы?

— Признаюсь, до сих пор вспоминаю роскошную сцену и костюмы оперы «Сказка о царе Салтане».

— Этот спектакль поставил Анатолий Соловьяненко. Сейчас я в основном работаю с ним. Очень важно, когда ты с режиссером на одной волне, понимаете друг друга с полувзгляда, полуслова. Я горжусь нашими работами «Дон Карлос», «Запорожец за Дунаем» и, конечно «Сказка о царе Салтане». Работая над «Сказкой о царе Салтане», ездила в Москву. Там я искала решение для второго акта и нашла его в музеях Кремля. Это были жемчуга на старинных костюмах. На сцене эти идеи воплотились в жемчужный город. На самом деле сцена — это все, чем я живу. Однажды один мой хороший друг, достаточно известный человек, предлагавший мне свои руку и сердце, констатировал: «Я понял: ты замужем за театром».



*Костюмы, изготовленные Марией Левитской, поражают яркими красками, изяществом, великолепием. Сцена из оперы «Запорожец за Дунаем»

— И вам в этом комфортно?

— Не знаю другой жизни, поэтому и жалеть не о чем. Но не подумайте, что я ограждаю себя от окружающего мира. Все, что происходит в театре, остается в его стенах. Я же, как все обычные украинки, езжу в метро, хожу в магазины. По сути, я сама вырастила сына. Тогда, в перестроечные времена, тяжело было всем.

Помню, как мы с сыном заходили в магазин, и я предлагала ему выбрать какую-то игрушку, на что он отвечал: «Не надо, мамочка, это очень дорого». Я жила на массиве Виноградарь и три часа добиралась на работу в оперный театр. Приходилось объезжать вокруг кладбища «Берковцы», потому что прямой дороги еще не было. Я знаю, что такое «кравчучки» и заработки в Польше. Мы ездили туда на несколько спектаклей и брали приступом вагон поезда. Зарабатывала, продавая свои батики. Но не подумайте, что я жалуюсь на материальные проблемы, я не бедная. И машина у меня есть, правда, маленькая. Вопрос в том, как ты распоряжаешься своими деньгами. И для чего.

— Говорят, вы любите путешествовать.

— Практически все мои поездки так или иначе связаны с творчеством. Когда я впервые работала над оперой «Турандот» вместе с итальянским режиссером, то специально поехала в Китай. За безумные деньги купила путевку. Составила себе маршрут, по которому должна была передвигаться по стране, начиная с Пекина. Вернулась и сделала спектакль. Утверждают, что очень красивый. Перед постановкой «Дона Карлоса» две недели была в Испании. План поездки составляла сама. Узнала, в какой церкви находится самое красивое ретабло — большой заалтарный образ. Это был старинный монастырь, к которому можно было добраться только пешком. Такие поездки — моя отдушина. Всегда возвращаюсь домой, нагрузившись интересными книгами и впечатлениями.

— Это и все подарки для себя, любимой?

— А что еще нужно? Вещи? Украшения? Ну скажите, сколько пар серег я могу вдеть в свои уши? Я готовлю столько костюмов и так часто украшаю людей, что, как все модельеры, сама предпочитаю ходить в чем-то незаметном.

— У вашей мамы — известного украинского художника-монументалиста Ирины Левитской — удивительная история жизни.

— Мама была совершенно замечательной женщиной. Мне всегда казалось, что она прожила несколько жизней. Язык, на котором она начала разговаривать, был немецкий, а уже потом русский. Она училась в немецкой школе, находившейся напротив разрушенного ныне Сенного рынка. Школу эту перед войной расформировали. Мама знала несколько иностранных языков, прекрасно играла на фортепиано. Я киевлянка в седьмом поколении. Моя прабабушка была в 30-е годы достаточно известной актрисой на кинофабрике. Бабушка тоже была артистка. Так случилось, что моя мама получила возможность некоторое время учиться у профессора Нидермозера на театральном факультете в Вене. Когда я в детстве увидела ее акварельные эскизы костюмов к опере «Кармен», у меня перехватило дух. Сейчас я, конечно, понимаю, как это можно нарисовать. Но тогда уровень мастерства юной художницы меня покорил. Однако пребывание в Вене во время Великой Отечественной войны имело ужасные последствия для моей семьи. Бабушку отправили в лагеря. Она вернулась, когда мне было уже четыре года, а через три года умерла. Все свое время она отдавала мне, но ни разу не вспомнила о трагедии, постигшей ее.

— По сути, ваша связь с искусством была предрешена?

— Вовсе нет. Мой папа физик, и я неплохо разбиралась в этом предмете. А одно время мне хотелось стать историком. Я плохо рисовала, но таки упросила маму, чтобы помогла поступить в художественную школу. Будучи в седьмом классе, начала учиться там. Но у меня, мягко говоря, оценки по живописи были не самыми высокими. Связь с театром тоже произошла благодаря маме. Она с коллегой делала музей для Театра имени Ивана Франко, и вот там я познакомилась со знаменитым украинским театральным художником Даниилом Лидером. Стала за ним ходить хвостиком и поняла, что хочу работать именно в театре. Это произошло, когда училась в последних классах школы. Вскоре я стала ученицей Даниила Лидера. Моей дипломной работой было участие в создании спектакля «Стойкий принц Кальдерона» в Молодежном театре. С постановкой произошел скандал, директора театра и главного режиссера сняли. И высокие инстанции запретили спектакль.

Я оказалась на распутье. Через полгода мне позвонил соученик по институту, который на Киностудии имени Довженко работал в съемочной группе фильма о Соломии Крушельницкой. Он предложил мне должность художника по костюмам в этой картине. В итоге я отработала на киностудии ровно десять лет. Обожала свою профессию и никуда не собиралась уходить. Правда, периодически участвовала в театральных постановках режиссера Ирины Молостовой. Однажды мне позвонил директор Национальной оперы Лев Венедиктов и предложил стать главным художником. Представьте себе, в советское время, не будучи членом партии, я в 30 с небольшим лет заняла руководящую должность. До сих пор не понимаю, как это произошло.

— Как вам удалось избежать партии?

— Я вам больше скажу, я и в комсомол вступила только со второго раза. Мы с теперь уже известным режиссером Сергеем Маслобойщиковым в своем районе были единственными, кого вместе со всеми не приняли в комсомол, поскольку честно сказали, что в табеле у нас есть тройки.

— С удивлением обнаружила, что за все время работы на Киностудии имени Довженко вы не сделали ни одной современной картины.

— Это правда, мне всегда нравились сложные исторические костюмы. Исключение сделала лишь однажды, когда работала в документальной картине о Булате Окуджаве. Ездила тогда в Москву, домой к Булату Шалвовичу. Он отдал свой плащ, и он у меня долго висел в комнате напротив постели. Вообще, работа в кино была безумно интересна. А может, просто мне нравится моя профессия. Настолько, что даже сложно это выразить. Она меня держит на этой земле.

— Известно, что вы давно и плодотворно сотрудничаете с Национальным театром русской драмы имени Леси Украинки.

— Люблю работать с режиссером, руководителем Театра имени Леси Украинки Михаилом Резниковичем. Каждый раз для меня это большое удовольствие и новый опыт. Так было с «Каменным властелином» и многими другими спектаклями. На самом деле я очень благодарна Михаилу Юрьевичу за все, что он сделал для меня в этой жизни, и не боюсь признаться, что люблю его.

— Каким был ваш самый тяжело рождавшийся спектакль?

— Трудно ответить на этот вопрос, как и сказать, какой из спектаклей любимый. Наверное, дороже всех тот, который создаю сейчас. Знаете, это похоже на рождение ребенка: ты ожидаешь, надеешься и веришь, что он получится именно таким, каким ты его себе представила. Твоя фантазия еще не подрезана реальностью. Потом он становится частью прожитой жизни. Раньше я не любила премьеры. Теперь научилась относиться к ним спокойно. Бывало, едва выпустив спектакль, я заболевала. Последние годы научилась балансировать, придумывать себе какие-то другие занятия.

— Я видела ваши замечательные пейзажи.

— Писать их я начала относительно недавно. Просто ощутила в этом потребность. В последний год жизни мамы я специально для нее купила небольшой дом возле Десны. Думала, она будет там рисовать. Но… Теперь рисую я. Все прошлое и позапрошлое лето провела в этом доме сама. Работала очень много. Начала даже заниматься сельским хозяйством. Никогда бы не подумала, что способна на такое. На лето опять собираюсь к себе в село. Сейчас, конечно, не лучшее время для дальних поездок, тем не менее во время отпуска стараюсь путешествовать. Не так давно удалось выбраться в Каппадокию — замечательное место в Турции. Последнее время замечаю, что мне нравится ходить по горам. Два месяца провела в итальянских Альпах, изучая пешие тропы. Два года назад ходила по конному маршруту в Карачаево-Черкесии. Я так и не стала хорошим конником, хотя это остается моей заветной мечтой. Уже почти 20 лет я большая поклонница лошадей. Раз 40 падала с лошади, повредила позвоночник. Боюсь этих удивительных животных смертельно, но все равно люблю их.

— О чем вы мечтаете?

— Чтобы были счастливы внук, сын, моя семья. Об остальном уже поздно мечтать. Впрочем, не надо гневить судьбу, по большому счету, я чувствую себя счастливой. Потому что у меня есть театр и люди, которых люблю.