В Японии Старики Мечтают Попасть За Решётку. «Отказаться от старухи»: В Японии возрождается старый обычай решать свои финансовые проблемы необычным способом

14.05.2019

Открывая устройства по выбрасыванию детей, так называемые "беби-боксы", в обществе формируется отношение к родному человеку как к вещи, которую можно выбросить, если она обременительна. В России не было такой традиции, но нам её навязывают, ломая наше отношение к семейным узам.
Этот процесс идёт сначала медленно, незаметно. Но уже следующие поколения, выросшие при беби-боксах, будут совсем иначе относиться к родственным связям, как к некоторым условностям, на которые можно наплевать и растоптать.



Столетия назад японцы придумали слово ubasute, которое означает «выбрасывание стариков». Оно связано с давним обычаем бедных японцев относить своих состарившихся родственников, которых они не могли больше содержать, на вершины гор.

Сегодня, в связи с тяжелой демографической и экономической ситуации, обычай ubasute возвращается.

Современная практика «выбрасывания стариков» не подразумевает оставление их на вершинах гор, сейчас их отвозят в больницы или офисы ближайших благотворительных организаций, фактически бросая их.

«Есть много людей, у которых есть какой-то доход, но которые живут в бедности и очень мучаются со своими родственниками, которые не могут сами за собой ухаживать, - говорит социальный работник Таканори Фухита (Takanori Fujita) в интервью лондонской «Таймс», - эти люди неохотно обращаются за помощью, потому что они чувствуют, что это стыдно».

Почти все последние 10 лет японская экономика сокращалась. Пожилые граждане продолжают стареть, доживая до своих 80, 90 и 100 лет, в то время как более молодые поколения рождают все меньше детей. В результате, в семье меньше тех, кто мог бы помочь заботиться о стариках, оплачивать соцзащиту, воспроизводить рабочую силу.

Экономисты назвали эту ситуацию «демографической часовой бомбой».

«Демографическая часовая бомба» имеет ряд побочных эффектов. Например, в стране увеличился процент karoshi или «смерти от переработки» , когда загнанные на работе сотрудники кончают жизнь самоубийством, не выдержав объема возложенных на него работ.

Правительство предприняло ряд шагов, чтобы сделать семейную жизнь более привлекательной для молодых людей, организовывает клубы знакомств, обучает мужчин в школах отцовства, рекомендовало крупным компаниям уменьшить продолжительность рабочего дня.

Возврат к обычаю «выбрасывания стариков» — это еще один побочный эффект демографической часовой бомбы. Фухита работает в префектуре Сайтама, где, по ее словам, каждый год появляется около 10 брошенных стариков. В масштабах страны это составит более 100 в год, сообщила она «Таймс».

Вряд ли эта тенденция скоро переломиться. Доля граждан старше 65 лет в составе населения Японии достигла исторического максимума. По данным 2016 год пожилые люди составляли 26.7% японского населения (население Японии 127,11 млн человек).

С 2011 года объемы продаж памперсов для взрослых превышает объем продаж детских памперсов.
Некоторые благотворительные организации открывают «ящики для пожилых» (помещения, где люди могут оставить состарившегося члена своей семьи), чтобы как-то упорядочить этот процесс. Затем благотворительные организации отвозят брошенного старика в местный дом престарелых, где он может получить уход, которого заслуживает.

Столетия назад в Японии существовала традиция под названием «убасутэ», что означает «отказ от старухи». Бедные люди, которым не под силу было прокормить престарелых родственников, отводили их в горы и оставляли на голодную смерть. И вот в 21 веке, на фоне ширящихся экономических и демографических проблем

Перевод для – Евгения Яковлева

Столетия назад в Японии существовала традиция под названием «убасутэ», что означает «отказ от старухи». Бедные люди, которым не под силу было прокормить престарелых родственников, отводили их в горы и оставляли на голодную смерть. И вот в 21 веке, на фоне ширящихся экономических и демографических проблем Японии, обычай убасутэ начал возрождаться.

Конечно, сегодняшние японцы отводят стариков не на горные склоны, а в госпитали, офисы или благотворительные учреждения, где и покидают на произвол судьбы.

«Существует огромное количество людей с небольшим доходом, живущих в крайней бедности, для которых забота о немощных стариках становится непосильной нагрузкой, – говорит социальный работник Таканори Фуджита, – но они считают постыдным просить о помощи».

В последнее десятилетие японская экономика подвергается суровым испытаниям. Пожилые граждане достигают возраста 80, 90, и даже 100 лет, в то время как рождаемость понижается. В результате постоянно уменьшается процент работоспособного населения, оплачивающего налоги и взносы на социальные нужды. Экономисты даже называют ситуацию «демографической бомбой замедленного действия».

Эта демографическая бомба имеет ряд побочных эффектов. Например, участились случаи «кароси» или «смерти от переработки», когда измождённые служащие умирают от инфаркта или инсульта на рабочем месте или совершают самоубийство, не в силах вынести эмоционального и физического напряжения.

Возобновление случаев отказов от престарелых родственников говорит о ещё одном побочном эффекте демографической бомбы. Фуджита работает в префектуре Сайтама, где, по его словам, в год находят около десяти покинутых стариков. Следовательно, по стране получится несколько сотен, полагает он.

К сожалению, не похоже, что тенденция в ближайшее время пойдёт на спад. Сегодня количество японцев старше 65 лет больше, чем в любой другой момент истории. В 2016 году пожилые люди составляли 26,7% от 127-миллионного населения страны. Показательно, что начиная с 2011 года, памперсы для стариков продаются более активно, чем детские.

Некоторые благотворительные организации Японии пытаются направить практику избавления от стариков в цивилизованное русло. Для этой цели они даже устанавливают «боксы для пожилых», в которых можно оставить взрослого человека. Найденных стариков затем переправляют в местные дома престарелых, где те получают кров и заботу.


Несколько веков назад в Японии имело место быть такое явление как «убасутэ.» Дословно это переводится как «отказ от старухи,» и являло собой практику, когда бедняки, не в силах заботиться о своих стариках, отводили тех в горы, где оставляли их в одиночестве. Сегодня, пусть и несколько в модифицированном виде, но это явление снова возродилось.


Причиной возвращения «убасутэ» является демографический и экономический кризис. Конечно, в нынешних условиях, никто не отводит стариков в горы, вместо этого их отвозят в специальные приюты, госпитали или благотворительные организации. Но принцип остается тот же: не будучи в состоянии заботиться о пожилых родителях или бабушках и дедушках, молодые люди вынуждены от них «избавляться.»


«В Японии есть довольно большая прослойка населения, которая хоть и имеет доход, но все равно живет на грани бедности, и им не то что заботиться о старших, им не хватает средств даже заботиться о себе достойно, - рассказывает социальный работник Таканори Фуджита. - Такие люди часто стыдятся просить о помощи.»


Главная проблема лежит в том, что на данный момент большинство населения Японии - это пенсионеры. Молодые люди не стремятся создавать семьи и заводить детей, поэтому демографический перевес в сторону старения нации весьма ощутим. И это, в свою очередь, влияет на экономику: государство меньше платит государственным служащим, размеры пенсий уменьшается, как и размеры различных дотаций и социальной помощи.


Экономисты называют нынешнюю ситуацию «демографической бомбой замедленного действия.» Помимо «убасутэ», у этой бомбы есть также и другой побочный эффект - «кароши,» или «смерть от переработки»: явление, когда работники предприятий совершают самоубийство, доведенные до отчаяния стрессом на работе. Государство пытается решать эту проблему, рекламируя различные сайты знакомств, организовывая курсы для мужчин «как быть отцом» и продвигая закон о сокращении рабочего дня.


Но пока что проблемы остаются. По состоянию на 2015 год в Японии насчитывалось около 5 миллионов стариков, которые жили в полном одиночестве. Увы, когда они умирают, об их смерти некому сообщить, и потому сейчас в стране появились специальные фирмы, которые занимаются исключительно тем, что убирают квартиры после того, как в них находят умерших стариков. Иногда те могут пролежать месяцами, прежде чем кто-либо заподозрит неладное.


Мисао Окава , даже попали в свое время в книгу рекордов Гиннеса.

По материалам tokyotimes.com, star2.com и businessinsider.com

2. Пожилой человек, работающий сторожем, держит табличку похоронного бюро 18 января 2009 года в Осаке. (Shiho Fukada)

4. Люди стоят в очереди, чтобы получить бесплатную еду в церкви 17 января 2009 года в Осаке. (Shiho Fukada)

6. 65-летний Тамиичи Кувата который живет на социальное пособие. Снимок сделан 27 января 2009 года в Осаке. (Shiho Fukada)

7. Безработный 58-летний Хироми собирает банки, чтобы заработа

9. Останки рабочего, у которого нет родственников, находятся в ячейке некоммерческой организации 14 января 2009 года в Осаке. (Shiho Fukada)

10. Мужчину подстригают в некоммерческой организации, предоставляющей бесплатные стрижки, чтобы поддержать безработных 19 января 2009 года в Осаке. (Shiho Fukada)

11. 74-летняя Хироми Окамото живет в крошечной комнатке, за которую она платит за счет социального пособия, 19 января 2009 года в Осаке. (Shiho Fukada)

12. Двери дешевого мотеля, где живут рабочие-поденщики и лица, получающие пособия, 19 января 2009 года в Осаке. (Shiho Fukada)

13. Ключи дешевого мотеля, где живут рабочие и люди, получающие пособия, 17 января 2009 года в Осаке. (Shiho Fukada)

14. Мужчина стоит у окна 27 января 2009 года в Осаке. В этом районе самоубийства не редкость – люди часто выпрыгивают из окон. (Shiho Fukada)

15. 70-летний Хироми Минаками живет в крошечной комнате на социальное пособие 19 января 2009 года в Осаке. (Shiho Fukada)

18. Мужчина играет в пачинко 16 января 2009 года в Осаке. Когда-то это был процветающий район рабочих. (Shiho Fukada)

20. Мужчины моют пол в кадровом центре, спонсируемом правительством и являющийся для некоторых главным источником доходов. (Shiho Fukada)

21. 65-летний Казуки стоит у своей хижины, построенной прямо в парке, 13 января 2009 года в Осаке. (Shiho Fukada)

25. Борец сумо в телевизоре в парке, где спят много бездомных, 15 января 2009 года в Осаке. (Shiho Fukada)