Святки что за праздник кратко. Толкование восковых фигур. Приметы, связанные с Крещением

17.06.2019

Русский народный праздник Святки

Он выпадает на пору зимнего солнце поворота и длится двенадцать дней - от Рождества Христова до Крещения. Но при этом надо иметь в виду, что во многих странах отмечается по григорианскому календарю, то есть с 24 декабря по 6 января. А вот Русская православная церковь и греко-католики, есть и другие славянские народы, которые отмечают многодневный праздник по юлианскому календарю - с 6 по 19 января. И торжества начинаются с трапезы, с главного блюда - сочиво. За стол православные семьи садятся в последний день Рождественского поста, который и называется Сочельник и как только в небе появится первая звезда, что практически всегда происходит в сумерки.

Как готовится сочиво?

По особому раз и навсегда установленному рецепту. Полтора стакана зерна пшеницы, 150 грамм мака, 150 грамм очищенных грецких орехов, пять столовых ложек меда. Пшеничные зерна очищаются от шелухи, из них варится каша, в которую и добавляются мак, грецкие орехи, мед. С сочиво и начинается трапеза. А потом можно есть и другие вкусности, приготовленные к великому празднику.

Святки - праздник больше молодых

Он венчает окончание сельскохозяйственного года, когда с полей убран урожай, свезен в закрома, и можно от работы в поте лица отдохнуть. Регулируется наставлениями православной церкви. В частности, Уставом преподобного Саввы Освященного, принятом еще в шестом веке. Устав освобождает верующих в эти дни класть поклоны и проводить венчания. А с удовольствием отдыхать. Как предусмотрено и Вторым Туронским собором от 567 года - во все дни от Рождества Христова до Богоявления. Отдых при том разнообразен - посещение родных и друзей, знакомых, вручение им подарков в воспоминание о дарах, принесенных Богоматери волхвами. Застолья после Рождественского поста. Шумнее и активнее всего праздновать разрешается беззаботным молодым. А вот людям степенным можно в перерывах между ликованием и трапезами кое - какими неотложными домашними делами заниматься. Не возбраняется!

Две части святок

Первая - светлые вечера. От Рождества Христова до Васильева вечера (последний означает буквально Новый год). Вторая часть - страшные вечера. И длятся они с ночи под год и до самого . С первой частью все понятно - чтобы богатым был новый урожай, надобно в том числе и в гости к родным, друзьям, знакомым не только ходить с дарами, но и в новой одеже и быть аккуратным и чистым. Что касается второй части, то это, так называемый святочный период "без креста". Иисус родился, но он еще не крещен. А Господь от радости, что у него родился сын, открыл все двери. Заодно и выпустил чертей из преисподней. А те, измучившись в аду и соскучившись по раздольной жизни и вырвавшись на волю - ну, давай чудить, особенно над молодежью, вовлекая ее во всякие греховные забавы, игрища и пытаясь заставить парней и девчат, согрешивши, продать дьяволу свои души. Тем же занимаются в страшные вечера ведьмы, колдуны и вурдалаки. Так что чур вас чур православные! От чертей и прочей нечисти! И поныне ходит поверье, что ведьмы, пробираясь в хлев, доят буренок до смерти. Или просят у православного люда огня. Получив же его, уносят вместе с ним из изб удачу. В святки было принято гасить старый и зажигать в печах новый огонь, что в будущем, по поверьям, приносит хорошие урожаи, позволяет достигать материального благополучия и достатка в в доме. Хороводы и гуляния сопровождались святовским песнопением, ряжением - на лица надевали маски сказочных героев славянских народных сказок, облачались в нарядные яркие одежды - что-то сродни маскарадам или бразильским карнавалам. Но православная церковь решительно против беспредельного разгула, как например, при Хэллоуине, который отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября и когда некоторые даже из православных рядятся в костюмы чертей, ведьм и прочей нечистой силы. Тут и до грехопадения недалеко. И оказаться в лапах дьявола вполне возможно.

Коляды в Святки

Они являются непременным атрибутом народного праздника. Молодые парни и девчата группами с изображением звезд в руках, бывает, и игрушечными домиками отправляются в гости к родным, соседям, поют у них колядки под окнами, а те кидают им в заготовленные мешки всякие вкусности. Порой и сегодня те же подростки или дети помладше звонят в квартиры, осыпают вас просом и колядуют. Разве вы оставите их колядки без конфет, пирогов и прочих угощений?!

К примеру, румяные писаные красавицы-подружки пытаются угадать свою судьбу бросанием валенка на сторону, на дорогу. В какую сторону укажет в результате магического действа носок пима, в том направлении к жениху девица и уедет. Гадают на парней и между двумя зеркалами с поставленной рядом свечкой. И долго вглядываются в отражение целой галереи зеркал. Случается, в отражении действительно является суженый. Или еще берут одинаковой длины нити. Поджигают их. Обладательница той, которая быстро сгорит, скоро и замуж выйдет. Погасла нить - не видать тебе долго милого друга. Ново модницы раскидывают на карточных королей, которые кладут под подушку. Приснился пиковый - жить со стариком и при том ревнивым; черви - с молодым, ладным да богатым; крестовый - жди сватов от военного: бубновый - явится самый тот, твой желанный, и сбудется девичья мечта! Гадают также на кошках, книгах, вызыванием духов, по поленьям, на кофейной гуще, по колечкам и оклику прохожих.

Другие народные праздники

Они есть кроме колядок и святок - Сретение, Масленица, Благовещение, Красная горка, Фомино воскресение, Ярило, День Петра и Февронии, Ильин день, Семен (Симеон) летопроводец. (Семенов день) ,Воздвиженка. Юрьев день, др. У каждого свои традиции, обычаи, приметы. Народные праздники популярны, искрометны, их с нетерпением ждут и отмечают в хорошем расположение духа, шумно, с весельем и радостью!

Святки — это 12 дней от Рождества до Крещения , называемые святыми вечерами в память рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным зимним праздником. Святки празднуются обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.

В народе так же считают, что период Святок с 7 января по 19 января , такое мнение не является ошибочным. В некоторых районах к святкам относят еще несколько дней после крещения.

Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» – традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках.

Святки – период народных зимних праздников

Приметы и поверья на Святки

  • Если Вы на Рождество потеряете какую-либо вещь, это означает что вас могут ждать убытки в следующем году. А вот если найдёте вещь да ещё какое-нибудь ювелирное украшение, тогда к вам уже деньги мчатся на всех парусах!
  • Если Вы случайно за рождественским столом разлили чай или кофе (к спиртным это не относится), то это к приятным новостям и большому успеху для Всех ваших начинаний.
  • В сочельник (с 7 по 19 января) посмотрите на природу. Если небо чаще всего усыпано звездами, либо часто идет снег, либо на деревьях много инея – год будет богатым, сытным, прибыльным. Если в сам день Рождества идет снег – примета очень хорошая и сулит удачный год.
  • Если в Рождество на небе красуется молодой месяц – год будет крайне неудачным в финансовом плане.
  • Самая денежная примета Рождества – она же традиция. В пирог запекается монетка – и кому достанется кусочек с монеткой, того ждет большая денежная удача в Новом Году.
  • В святочный период охотникам следует воздерживаться от охоты, иначе может случиться несчастье.
  • С Рождественского сочельника (6 января) до Старого Нового года (14 января) хозяйкам нельзя выметать сор из избы. Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии.
  • За ужином в Рождественский сочельник (6 января) необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость.
  • Если на Рождество (7 января) стоит теплая погода, то весна будет холодной.
  • Если на Васильев вечер (13 января) хозяйке удалось приготовить рассыпчатую и вкусную кутью, то семью весь год будет сопровождать удача и счастье.

Традиции на Святки

На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляниями. В сельской местности чтят древние традиции: колядуют, гадают на будущее и суженого.

Одна из традиций праздника — переодевание в праздничные одежды, или ряженье (обычно это толкуется как образ обновления природы). Молодые люди переодевались в праздничные одежды, плясали и веселились. Среди ряженых были традиционные персонажи: барыня, горничная, цыган, цыганка, нищий, различные звероподобные маски, Баба-Яга. С ряженьем связано и пение колядок — праздничных песен. Колядования — пожелание счастья, богатства и хорошего урожая.

Одним из значимых действий праздника было гадание. Заглянуть в будущее, узнать свою судьбу — самые любимые и интересные забавы для молодежи. Святочные гадания дошли до нас еще с языческих времен. Да и сегодня они претерпели незначительные изменения.
В старые времена святки очень своеобразно делились: первая неделя называлась «святой», вторая — «страшной». Люди верили, что это время перехода — когда старый год уже закончился, а новый еще не начался. Считалось, что на землю приходят духи умерших, и не только их — в некоторых местах Руси бытовало поверье, будто бы Бог открывал ворота ада, чтобы демоны с чертами могли порадоваться Рождеству. Молодежь и старшие активно гадали о будущем — считалось, что в это время гадать легче всего.
У предков святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни природы, в том числе и каждого отдельного человека как части природы. Помимо этого, две святочные недели представляли собой важнейший период, в пределах которого в максимально концентрированной форме происходила «передача» знаний от старших поколений младшим.

7 Семь благ Рождества

Число семь считается сакральным. Существует поверье, что сделавший семь благ в православное Рождество будет счастливо жить весь год и даже имеет право попросить у ангелов исполнения самого заветного желания. В этот день принято подавать семь милостынь ради счастья в грядущем году. Обычно это 7 одинаковых монет, подавать которые нужно тому, кто вызывает в душе искреннюю симпатию, сопровождая подаяние произнесенной про себя молитвой. Можно также вручить семь полезных подарков. Как правило, это были полотенца, отдавая которые, дарящий обязательно произносил слова: «Полотенца дарю, умирать погожу, добром зло исправлю, к счастью род мой (семью мою) направлю». В Рождество мы приветствуем друг друга словами: «Христос родился!» и отвечаем на эти слова: «Славим Его!».

Ритуал на Святки

На Рождество издавна проводили множество самых разных ритуалов, но, чтобы вас совсем уж не обвинили в мракобесии, сделайте самые симпатичные и не привязанные к магии - неважно, будет она черной или белой. Например, начиная с 7 января, в течение сорока дней (этот период называется мир - наши предки верили, что в это время людям во всех делах помогают ангелы), каждое утро, просыпаясь, загадывайте новое желание - представляете, сколько хорошего войдет в вашу жизнь.

Пословицы и поговорки на Святки

  • На Святки только волки женятся.
  • От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится.
  • Одна кутья на людей, другая на скотину, а третья на урожай.
  • Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина - кататься.
  • Мокрые святки - мало урожая.
  • Ясные святки - полные амбары.

Федорова Ева

Дни, начиная от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января). называются Святыми Днями. В народе они получили название святок . 25 декабря, в астрономический день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой, испокон века открывался на Руси самый большой и любимейший праздник года - Святки. Святки, происходят от глагола светить, находятся в тесной связи с воспоминанием о Рождении Спасителя мира.

Рождественские святки – это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца. Символизируют они события рождества и крещения Спасителя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

XIII городские Серафимовские чтения школьников

Название секции: Православие и российская государственность

Реферат на тему:

Обычаи и праздники русского народа. Святки.

Реферат подготовила:

Федорова Ева,

учащаяся 3 класса

ГБОУ ООШ № 12

г.о.Новокуйбышевск

Руководитель:

Шубина Нина Анатольевна,

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ № 12

г.о.Новокуйбышевск

г.о. Новокуйбышевск 2012 г.

Введение.

Дни, начиная от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января). называются Святыми Днями. В народе они получили название святок . 25 декабря, в астрономический день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой, испокон века открывался на Руси самый большой и любимейший праздник года - Святки. Святки, происходят от глагола светить, находятся в тесной связи с воспоминанием о Рождении Спасителя мира.

Рождественские святки – это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца. Символизируют они события рождества и крещения Спасителя.

В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

Праздновать их Церковь начала с очень давних времен, ну а подтверждено документально церковным уставом преподобного Саввы Освященного (умер в 530 г.).

Сколько лет святкам?

В какое время появились святки в России? Откуда они перешли к нам? Об этом нет никаких исторических сведений. Изустные рассказы не превышают древности ста лет.

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения. Они приходились как раз на то время, когда все земледельческое население, обмолотив хлеб и покончив со всеми работами, придавалось отдыху. Святки на Руси (да и вообще у всех славянских народов) сопровождались с христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.
Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Календарь святочных дней

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление). Перед тем, как выйти Господу нашему Иисусу Христу на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через Покаяние и Крещение. В это время Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, и Он тоже пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него Крещение.

Святки.

В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

С самого Сочельника до 1 января ни одна хозяйка не выметала сор из избы, чтобы потом собрать весь его в кучу и сжечь посреди двора. Считалось, что так и беды все из дома выметутся, и урожай будущего года будет защищен (и в саду, и на огороде).

Зимние русские святки всегда были очень интересным, увлекательным и весёлым праздником, где участвовало огромное количество участников и зрителей различного возраста.

Святочные увеселения .

Никакой народ не представляет нам столько забав на Рождественские праздники, как наш русский… Из разнообразных его увеселений, в коих он познается, это - святки, доставляющие всем сословиям истинное наслаждение. Не только дворянство, живущее в городах и деревнях, но даже столичные жители любили предаваться святочным удовольствиям. Разнообразные в своих действиях, они представляли пространное поле для всех родов забав и увеселений. Русское житье - бытье нигде не просвечивалось так ясно, как на святках. Там все радовались и все забывали свое горе. И этот дух до сих пор ощутим в современные святочные празднества. Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками. Рождество - второй по величине, по значимости праздник после Пасхи. Но к официальной пышности народ добавил на протяжении веков и немало своих обычаев.

Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в Сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.

Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, игрища ряженых, гадание.

Колядование. Славление.

На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то, что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет.

Колядование - хождение по домам, исполнение песнопения, посвященных Рождеству Христову, величание хозяина, хозяйки и их детей. Начинали обычно с церковного песнопения: “Христос рождается, славите” (отсюда и название - “славление”).

Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц», хозяюшку - « красным солнцем», детей их - «чистыми звездами». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому - как Адам на раю; хозяйка в дому - что оладьи на меду; малы детушки - что виноградье красно-зеленое…» Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: «Кто не даст пирога - с ведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны…» Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки.

Хозяева подавали колядовщикам печенье, специально выпекавшееся в новогодние дни в каждой семье, оделяли колядующих «кольцами» колбасы, оладьями, орехами или деньгами. В некоторых губерниях половина собранных денег отдавалась на церковь.

Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. В тех из чисто великорусских губерний, где сохранился обычай колядования, он стал исключительным достоянием деревенской детворы, которые с увлечением выполняли его за старших. На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели колядки. Содержание их было традиционным - похвала хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение – что- нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядках содержался намек на это:

Наша-то Коляда

Ни мала, ни велика,

Она в дверь не лезет

И в окно не шлет,

Не ломай, не гибай,

Весь пирог подавай!

После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.

Каждая колядка должна состоять из нескольких частей:

  • Сообщение о том, что идут колядовщики;
  • Славление хозяев дома;
  • Просьба одарить колядовщиков;
  • Поздравления с Колядой и Новолетием.

Для сбора подарков среди колядовщиков были механоши, то есть люди, которые носили глубокий мешок с подарками. Иногда жадные хозяева прогоняли непрошенных гостей. Колядовщики всегда носили с собой один особо важный атрибут - "Солнце" с лучами на шесте, как символ рождения нового Солнца.

В рождественские дни дети занимались также славлением: ходили по домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевали рождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала вкусные подарки.

И теперь еще можно видеть в ночь перед Рождеством кое-где толпы ребят, которые несут на палке зажженный фонарь в виде звезды, символизирующую звезду, взошедшею над Вифлеемом в момент рождения младенца Иисуса Христа, а все другие бегут за ними на каждый двор, куда только их пускают хозяева.

Игры ряженных .

Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью многих народных праздников.

Костюмы и маски (хари) ряженных готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба - вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки - мужиками. И те и другие рядились стариками, цыганами, солдатами, различными животными. Особым успехом пользовались группы ряженных - лошадь с седоком, медведь с вожаком, а при нем деревянная коза. Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной попоной. Передний держал на вилах соломенную кобылью голову. На лошадь садился мальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по улицам. Ряженные заходили в дома и веселились, как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, и взрослым.

???????????

Гадание.

Из всех древнейших славянских обрядов самые известнейшие - гадания.

Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений. Гаданья сопровождаются иногда пением, а иногда таинственным молчанием. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. Кто станет суженным? - вот главный предмет ночных святочных гаданий.

Девушки приступают к гаданию с душевным волнением, и только в святочные дни они имеют право сидеть подле суженых и гадать при них. Матушки весело рассказывают про старину, грустят о девичьем житье, припоминают прежние счастливые годы, и шепотом просят красных девиц загадать их судьбу. Способов гадания знали множество.

В стихотворении «Светлана» Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

А .С. Пушкин в повести «Евгений Онегин» так описал гадание. Татьяна Ларина, верившая приметам, гадала с помощью колец.

Из блюда, полного водой,

Выходят кольца чередою;

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

«Там мужички-то все богаты,

Гребут лопатой серебро;

Кому поём, тому добро

И слава!»…

Святочные гадания - это отнюдь не баловство, они, по сути, ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года. А свое отношение к гаданиям и прочей магии Церковь определила еще в первые века христианства.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Святки - этот великий праздник, который до сих пор одушевлен народным чувством. Наш народ, верный своей земле, сберег еще обычаи своих предков; он вспоминает о них с неподдельной радостью; он один, среди многих превратностей своей судьбы, сохранил прежнюю свою веселость и наклонность к забавам.

Искрится лунный свет...
На землю сходит ВОЛШЕБСТВО,
Коснётся Божья Благодать
Родных, друзей и близких.

Успей желанье загадать,
Лишь полночь воцарится!

Хор Ангелов поёт в тиши,
Рождение Христа.

И ты на Праздник поспеши!
В мир радости, ДОБРА!

Чтоб было все в порядке,
Отметить надо с честью их,
Прославить в праздниках святых.

Информационные литературные источники.

  1. Полная энциклопедия быта русского народа. Рождество Христово. Коляда и Святки. Иван Панкеев.- М., 1998.
  2. Круглый год: Русский земледельческий календарь. Новый год. Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества. Рождество. Святки. А.Ф. Некрылова.-М., 1991.

Рождественские святки - этот целый период, который начинается в Сочельник Рождества и закачивается Крещением Господним. С этим временем связан ряд традиций, обычаев и примет.

Рождественские святки в первую очередь обладают религиозным значением. Однако со временем христианская и языческая культуры смешались, и таким образом зародилось много традиций, обычаев и даже примет. С и до Крещения люди колядовали, гадали и устраивали шумные мероприятия, несмотря даже на то, что церковь не поощряла подобные развлечения.

Святки всегда делились на три важных события: Рождество, Старый Новый год и Крещение Господне, поэтому мы рассмотрим традиции, обычаи и приметы каждого из этих праздников.

Рождественские традиции и обычаи

Празднование Рождественских святок начиналось с вечера 6 января. В этот день до появления первой звезды люди ничего не ели, а после этого на ужин традиционно подавали 12 основных блюд и другие угощения.

После трапезы верующие отправлялись в церковь, где могли просто поучаствовать в богослужении или помолиться за себя и своих близких.

В Сочельник было принято завершать все тяжелую работу по дому. Весь день люди наводили порядок, выбрасывали мусор и готовились встретить Рождество Христово. В Рождество необходимо было уделять как можно больше времени молитвам и богоугодным делам, поэтому праздничные блюда хозяйки начинали готовить 6 января.

На Руси в Рождество надевали самую лучшую одежду и отправлялись на гулянья, а юные девушки любили гадать на будущих женихов. В это время самым распространенным развлечением у молодежи были колядки . С самого утра девушки и парни наряжались, выходили на улицу, выбирали главного, а затем ходили по улице и развлекали прохожих песнями и танцами.

Рождественские приметы

  • Если в Рождественский Сочельник будет холодная и метельная погода, значит, лето наступит рано.
  • Если вечером 6 января на небе много звезд, значит, год будет урожайным.
  • В Рождество снег выпал — весь год будет много денег.
  • Обычно зимой теплая погода бывает редко, но если на Рождество ясно и солнечно, значит, весна наступит поздно.

Традиции и обычаи Старого Нового года

Старый Новый год всегда начинали отмечать с вечера 13 января. В этот день готовили кутью с добавлением масла и меда, а затем приглашали гостей и повторно провожали уходящий год.

Вторую неделю Рождественских святок называли страшной. Считалось, что в это время по земле бродят злые духи. Чтобы отогнать их, 14 января готовили кутью и разносили ее по домам, угощая своих друзей и соседей. Наши предки считали, что это хороший способ защититься от нечисти .

Со Старого Нового года начинался период сватовства. Юноши приходили к девушкам и зазывали их на гулянья. Считалось, что брак, заключенный 14 января, будет вечным, а любовь молодоженов никогда не угаснет.

На праздничный ужин было принято готовить поросенка. После длительного Рождественского поста верующие вновь могли побаловать себя мясными блюдами без всяких запретов и ограничений.

Приметы Старого Нового года

  • Чтобы год был урожайным, а земля плодородной, в этот день садоводы стряхивали с яблонь снег.
  • Если в ночь с 13 на 14 января ветер южный, значит, год будет богатым и плодородным. Восточный — будет много ягод и фруктов. Западный — возможно, летом будет засуха, и хорошего урожая не будет.
  • Если ночью на небе много звезд — год будет прибыльным.
  • На стол было принято подавать блюда из свинины, так как именно это мясо символизирует достаток и благополучие .

Традиции и обычаи Крещения

В Крещенский Сочельник было принято соблюдать строгий пост. Конечно, хозяева приглашали в свой дом гостей, но на стол подавали только постные блюда. Самым главным блюдом на столе была кутья с медом, также подавали рис, хлеб и другую пищу, приготовленную без мяса, молока и масла.

Еще Иоанн Креститель призывал людей окунуться в воды Иордана и крестил их. Именно поэтому на Руси стал популярен обряд купания в проруби. На Крещение вода обладает полезными свойствами, и, несмотря на холода, самые отважные люди готовы окунуться в воду, чтобы на весь год обеспечить себе крепкое здоровье.

Ночь с 18 на 19 января всегда считалась особенной. Чтобы стать свидетелем чуда, люди наливали в миску святую воду и ждали, когда она колыхнется, а затем бежали во двор, чтобы увидеть небесное сияние.

Если в Крещенский Сочельник вам придется отказаться от изысков, то в сам праздник никаких ограничений не будет. С этого дня начинается зимний мясоед, поэтому на столе должно быть как можно больше мясных блюд.

Приметы, связанные с Крещением

  • Если в Крещенский Сочельник много снега, значит, следующий год будет богатым и урожайным.
  • Если утром 6 января выпадет снег, в следующем году будет много гречихи.
  • Если ночью в Сочельник на небе звезды яркие, будет хороший урожай ягод.
  • Утром в Крещение услышать собачий лай — будет много дичи.

Рождественские святки, как обычно, завершаются Крещением. Одной из увлекательных традиций любого праздника считаются гадания . С их помощью вы сможете узнать, какие перемены произойдут в вашей жизни уже в ближайшем будущем. Желаем вам хорошего настроения и позитивных эмоций, и не забывайте нажимать на кнопки и


Первый-то братец -
Рождество Христово.
Второй-то братец -
Крещенье Господне.
Третий-то братец -
Василий Кесарийский.

Святки - период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества (25 декабря / 7 января) до Крещения (6/19 января), и включали в себя Васильев день (1/14 января).
Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в эти дни на земле появляются души умерших, а нечисть становится особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы размыта. Представления о «плохом времени» нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине Святок; первая половина Святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, гаданиями, с помощью которых старались обеспечить благополучие на весь год, защититься от бед и несчастий, выяснить свою судьбу.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми, они были в северных и среднерусских губерниях Европейской России, а также в Сибири.

В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Отмечать Святки собирались обычно в вечернее и ночное время: когда «сядет в угол чернец», то есть наступит темнота. Развлечений у молодежи на Святках было много: обход дворов с праздничными поздравлениями, ряженье, участие в игрищах, проходивших практически каждый вечер, гадания - «испрашивания судьбы» и др.
Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались Святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали, как правило, в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник.
Девушки и парни небольшими группами отправлялись по Дворам «кликать коляду», то есть петь особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах «колядками», в других - «овсенями», «виноградьем». Колядующие подходили к дому, становились под окно, вызывая хозяев на крыльцо: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» Появление хозяев для колядующих было знаком, что можно начинать песню:

Виноградье красно, зелено!
Еще ходят же ребята колядовщики.
Виноградье красно, зелено!
Еще ищут же ребята государева двора,
Государев-то дворец середи Москвы стоит,
Середи Москвы стоит, середь ярманки,
А вокруг его двора стоит железный тын,
А на каждой тынинке по маковке,
Что по маковке и по золоту кресту.
А сам-то государь как светел месяц взошел,
А сама-то государыня как утрення заря,
Малы детоньки часты звездочки.
Сам-то государь на крылечко выходил,
На крылечко выходил и по рублику дарил,
А сама-то государыня по полтине дарила,
Малы деточки по копеечке.

В пожеланиях колядовщиков изображалась яркая, сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства. Крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конёв», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила»:

Куда конь хвостом,
Туда жито кустом.
Куда коза рогом,
Туда сено стогом.
Сколько дубочков -
Столько сыночков.
Сколько осиночек -
Столько свиночек.
Сколько свечек - Столько овечек.

Колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа:

Тетушка, матушка!
Хлебца кусочек,
Лучинки пучочек,
Кокурочку с дырочкой,
Пирожка с начиночкой,
Поросячью ножку
Да жарену лепешку.
Не подашь лепешки -
Разобью окошки.
Не подашь пирога -
Коровку за рога.

Однако песни-угрозы исполнялись редко. Крестьяне считали, что если поскупиться, то в наступающем году «в избе не будет никакого проку».
Таким образом, обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами: молодежь «дарила» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали пирогами, оладьями, колбасами, пивом, деньгами, печеньем в виде коровок, лошадок, овечек, которое специально выпекали для колядующих. Крестьяне говорили: «Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков». Вечером группы девушек и парней собирались вместе и устраивали пиршество.
Колядование, доставлявшее молодежи столько радости в святочные дни, считается древним обрядом, известным не только русским, но и другим славянским народам. Приход колядующих в древности воспринимался как приход из иного мира умерших предков к своим потомкам, а одаривание их - как приношение в надежде на помощь и защиту в наступающем году. В XIX - начале XX века колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, однако, был уже утрачен.
В рождественское утро начинался обрядовый обход крестьянских дворов - славление Христа.

Утром его совершали подростки, а за ними, уже к вечеру, шли отдельно парни и девушки или те и другие вместе. Они несли на длинном шесте звезду, сделанную из деревянного широкого обода с длинными лучами из тонких палочек и оклеенную цветной бумагой и фольгой. В народной традиции славление Христа осмыслялось как шествие волхвов к колыбели Иисуса, ведомых звездой, взошедшей над Вифлеемом. Этот обряд вошел в народный быт из православной традиции; вероятно, он начал проводиться со второй половины XVII века, то есть со времен царя Алексея Михайловича. Парни и девушки подходили к дому и громко кричали: «Надо ли Рождество прославить?» Славильщиков полагалось пригласить в избу, где они пели для хозяев ирмос «Христос рождается, весь мир поклоняется», тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш» и кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает». После этого исполнялись так называемые рацеи, в которых пересказывались рождественские события, описанные в канонических и апокрифических Евангелиях прославлялись Христос и Дева Мария, звучало поздравление хозяевам дома с Рождеством. Потом славильщики отправлялись в следующий дом, где их уже ждали.

Ф. В. Сычков. Девушка зимой. 1912. Масло С. Ю. Судейкин. Ряженые. Середина 1910-х Ряженые-«супруги». Фото. I960. Деревня Климово, Горьковская обл.
А. П. Рябушкин. Гадание девушек на Святках. 1885 В. М. Максимов. Бабушкины сказки. 1867

К числу любимых развлечений молодежи на Святках относилось ряженье - игровое переодевание с использованием масок. Парни обычно превращались в «страшных наряжонок»: в животных, нечистую силу, покойников; надевали маски, сделанные из бересты, кожи, бумаги, ткани, а при отсутствии масок лица замазывали сажей, мукой, приделывали бороды из льна, пеньки, шерсти. Они шли от одной избы к другой, с шумом врывались в них, не спрашивая разрешения хозяев, нарушали покой и порядок, плясали, пели «срамные» песни.


Для девушек такое поведение оставалось запретным. Они рядились «баскими наряжонками», а также цыганками, турчанками, господами, свадебниками. Если парни обходили каждый двор, пугая честной народ, то ряженые девушки посещали только те дома, где жили парни - потенциальные женихи.


«Баские наряжонки» совершали свой обход, как правило, в первую половину Святок, считавшуюся полной святости и чистоты. Свое название этот обряд получил от диалектного слова «баский» - красивый. Девушки вытаскивали из сундуков свои самые лучшие наряды, доставали все украшения: цепочки, янтари, бусы, косники, брошки, кольца, серьги. Поверх всего надевали праздничные шубки, дорогие шерстяные шали. Затем закрывали лица платками, полотенцами, кружевами, чтобы их нельзя было узнать. В таком виде девушки отправлялись по дворам. Подойдя к дому, они становились под окном и «припевали» парню, жившему в этом доме, невесту. Обычно это была девушка, которая нравилась парню и у которой с ним складывалась брачная пара. Девушки в песне нахваливали свою подругу, рассказывали о том, какой она будет хорошей женой. Иногда девушки своей песней старались оказать давление на тех родителей, которым задуманный детьми брак был не по душе. Мать парня, прослушав песню, одаривала девушек пирогами. Затем девушек приглашали в дом, где они веселили хозяев, исполняя кадриль, лансье и запретные для них мужские пляски - «Русского», «Барыню». Обойдя дома, «баские наряжонки» заглядывали на посиделки, часто в соседние деревни. Их встречали плясовыми или игровыми песнями, радовались их прибытию, просили признаться, кто скрывается под маской. Девушки вели себя довольно раскованно, шутили над парнями, предлагали им взять себя в жены, расхваливали себя: «Я девка дюже хороша, платьев у меня много». «Баская наряжонка» могла взять парня за руку и ходить с ним, слегка приплясывая, по избе под такую песню:

Стойте, стойте, росшетитесь,
Дайте молодцу пройти,
Да дайте девицу взять,
У которой без белива лицо беленькое,
У которой без румян щечки аленькие,
Что походочка его да у сердечка моего,
У сердечка моего да у ретивенького,
Поцелую я дружка, да дружка миленького.

Парни пытались «облапить» «наряжонок», шутили над ними, часто очень скабрезно, но святочный этикет запрещал обижать девушек, сдергивать с их лиц маски.
Во многих деревнях России на Святки девушки наряжались цыганами и цыганками, а в казачьих станицах Урала и Дона - турчанками. Костюм, манера поведения, речь девушек, превратившихся на время в «чужих», пародийно обыгрывали существующие стереотипы. «Цыганки» были одеты в широкие юбки, яркие кофты, пестрые платки, а «цыгане» - в широкие штаны, красные рубахи, картузы; «турчанки» надевали на себя множество украшений, заматывали голову наподобие чалмы платками. «Чужие» пели на непонятном языке, плясали под «оркестр», составленный из печных заслонок, ложек, трещоток: «Калапаты-кара-паты, кырымыры кылы». Цыганки предсказывали счастливую судьбу: «Давай погадаю по суженому, по ряженому, счастливой будешь! Золотая ты ручка! Ай, счастливая будешь! Аи, любимая будешь!» Хвалили хозяйку: «Ух добрая, ух красивая! Ух хорошая, товстожопая; ух товстоногая!», выпрашивали подаяние: «Дай сахарку-то, сметанки-то, чайку-то!» Если хозяйка скупилась, то на нее выливался целый поток угроз и насмешек. Наигравшись, девушки отправлялись в следующий дом.
Довольно широко, особенно в Центральной России, был распространен обычай обходить дома и посиделки, нарядившись господами. Бойкие девушки рядились в «барина»: надевали рубаху, штаны, жилетку, картуз, подрисовывали черные усы. «Барыни» были в нарядных платьях, обязательно в шляпках, украшенных бусами, лентами, перьями, в перчатках, с сумочками и зонтиками на длинной ручке. Каждому «барину» полагалась своя «барыня». Пары «господ» одна за другой важно выходили на улицу, а за ними, распевая плясовые песни, шли остальные девушки. Процессия обходила дома и все посиделки, которые были в деревне. В посиделочную избу входили с песнями или частушками. Например, в Рязанской губернии пели:

Разойдитесь, народ,
По сторонушки,
Моя барыня пройдет
По соломушке!
Ах, барин мой,
Что чуфарисси?
Тебя девки не любят,
А ты хвалисся.
В саду пташки поют,
Перелётывают,
Мою барыню целуют,
Перевёртывают.

«Господ» везде принимали с почетом: сажали в передний угол, предлагали им чай и сладости.
На Русском Севере и в Центральной России девушки на Святки ходили «свадьбой». Одна из девушек становилась «женихом», другая - «невестой». «Жених» надевал мужской праздничный костюм, на его статус указывало полотенце, повязанное вокруг талии, ширинка - небольшой платочек, прикрепленный к шапке, букетик искусственных цветов с ленточками или какой-нибудь другой знак, принятый в данной местности. «Невеста» была в нарядной рубахе и шелковом сарафане, ее голову прикрывали вуалью из марли или украшали искусственными цветами. «Красота» жениха подчеркивалась нарисованными углем усами и пышными кудрями из льняной кудели, «красота» невесты - накрашенными губами, бровями, наведенными сажей, множеством мушек на лице. Остальные девушки исполняли роли других свадебных чинов - дружки, поддружья, свашек, тысяцкого. Свадебное шествие по деревне открывал «дружка», который пропахивал дорогу веником, как и полагалось на настоящей свадьбе. Подойдя к тому или иному дому, участники процессии кричали: «Свадьба идет!» Хозяева выходили на крыльцо и приглашали «свадебников» в дом. Гостей сажали за стол, на который ставили еду, принесенную самими «свадебниками» или приготовленную хозяевами, и начинался «свадебный пир». Молодым пели величания, кричали «горько». Однако гулянье было недолгим - «свадьбе» предстояло обойти еще много домов. Вариантов хождения «свадьбой» было множество: в некоторых деревнях «жениха» и «невесту» возили по деревне на санях, «невеста» изображала свадебный плач, припевки пели не свадебные, а «шутейные», девушки закрывали лица полотенцами и т. д.
Обход дворов девушками, ряженными «баскими наряжонками», цыганками, господами, свадебниками, мог проводиться и в другие дни: в Филипповское заговенье (14/27 ноября) - перед Рождественским (Филипповским) постом, на Масленицу, в Петров день (29 июня / 12 июля), в Покров (1/14 октября), в день Кузьмы и Демьяна (1/14 ноября), в конце посиделочного сезона. Обходные церемонии развлекали девушек и укрепляли их союз. Кроме того, девушки могли познакомиться с родней будущего жениха, посмотреть его дом, показать себя будущей свекрови, что было очень важно перед наступавшим после Крещения свадебным сезоном. После обхода своей и соседних деревень парни и девушки обычно собирались на игрище, где веселились почти всю ночь.