Профориентационные мероприятия для детского сада. Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

10.05.2019

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд - это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд - не самоцель, а его значение - в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры - это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога - вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра - отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.

Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра - отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.


«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья,
а приготовить к труду в жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку
и любовь к трудуоно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.»

К.Д. Ушинский

Период от рождения до школы, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребёнка, в этот период закладываются основные физические и психические качества и свойства, делающие ребёнка ЧЕЛОВЕКОМ. Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этом возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов человека.

В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. Гармонично развитым человек может считать себя при условии, что он нашёл своё место в жизни, правильно сделал свой выбор и получает удовлетворение от своей профессии, пользуется авторитетом в обществе, и его труд служит на благо народа и обеспечивает личное благополучие. Человек счастлив, если он умеет и любит трудиться. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности к своей будущей профессиональной деятельности. Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в собственном реальном мире.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-то видах трудовой деятельности. Эта работа начинается уже в детском саду. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. Некоторые элементы профессиональной деятельности им ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На данном этапе создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора старших дошкольников о мире.

Целью ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Основными формами работы в ДОУ по профориентации дошкольников являются следующие методы:

  • организованная деятельность (беседы, занятия, интегрированные занятия, экскурсии, игры, праздники, развлечения);
  • оборудование развивающей среды;
  • общение с родителями воспитанников;

Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок рассказы воспитателей и родителей, непосредственно образовательная деятельность, игры, праздники и развлечения, самостоятельная художественно-творческая деятельность обогащает представления детей о труде взрослых, а имея эти представления, они осознают, что их родители нужные всем люди, что труд их почётен. У ребят появляется интерес к трудовой деятельности взрослых. Дети вместе с воспитателями с увлечением мастерят атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В своих творческих работах дети изображают родителей, себя в будущем. Интереснее и осознанней становятся высказывания детей. Они дают оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечают взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда. Многие выражают желание в будущем избрать профессию мамы или папы.

Экскурсии - самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.

Посетив завод «Прогресс» дошкольники познакомились с историей завода, с профессиями своих родных, работающих на приборостроительном заводе «Прогресс» (монтажница, слесарь-сборщик, балансировщик, фрезеровщик, программист, экономист, контролёр, диспетчер), с трудовыми династиями. В результате у детей возникло понимание значимости труда взрослых, уважение к труду родителей, желание им помочь и желание следовать их примеру в профессиональной деятельности.На экскурсии в ВНИИС и Дом-музей И.В. Мичурина дети познакомились с выдающимся учёным-селекционером, естествоиспытателем, который внёс значительный вклад в совершенствование природы растений, разработку методов селекции, создание новых сортов плодовых культур. Его дело продолжают учёные-садоводы ВНИИС, с чьей работой были познакомлены дети.

Выстраивание рефлексивной деятельности(изобразительной, речевой, игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления детей с профессиями в таких видах детской активности, как:

  • сюжетное рисование, после проведённых наблюдений, экскурсий;
  • конструирование, лепка, аппликация;
  • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • составление рассказов из опыта, иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в детские книжки;
  • конкурс рисунков и поделок;
  • викторины, КВН

Работа с родителями - важное направление в работе нашего учреждения. Работая в этом направлении, мы проводим следующие мероприятия:

  • «Дни открытых дверей»;
  • конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями;
  • оформление папок-передвижек «Великий учёный-садовод И.В, Мичурин», «Мичуринск - наукоград», «Завод «Прогресс»;
  • анкетирование;
  • самоиздание мини-книг « Моя профессия»

Создание полноценной предметно-развивающей среды

  • организация работы мини-музея;
  • создание папок по ознакомлению с историей завода «Прогресс» и ВНИИС, с профессиями;
  • пополнение атрибутов для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике;
  • оформление альбомов « Профессии на заводе и ВНИИС», «Семейные родословные»;
  • собрание видеоматериалов;
  • дидактические и развивающие игры «Угадай, какая это профессия», «Что из чего сделано?», « Кто что выполняет»;
  • оформление и систематическое обновление стенда «Мы и завод «Прогресс», «Мичуринск-наукоград»;
  • презентации

Результативность работы

С целью совершенствования профориентационной работы в учреждении ведётся постоянный мониторинг. По материалам мониторинга наиболее результативными формами профориентации в разделе организационно- методической работы выделены педсоветы, мастер-классы, семинары, семинары- практикумы, деловые игры, консультации, разработка методических рекомендаций по ранней профориентации, тематические выставки, Дни открытых дверей для родителей, конкурсы, тематический контроль, диагностика, кружковая работа, работа творческой группы, экскурсии, оформление дидактического материала.

Работа с воспитанниками осуществляется успешно благодаря постоянно проводимым экскурсиям на завод «Прогресс» и ВНИИС, просмотрам видеофильмов, циклам познавательных занятий, конкурсам рисунков и поделок, КВН для старших дошкольников, тематическим развлечениям, игровой деятельности, сюжетному рисованию, конструированию, выстраиванию макетов, составлению рассказов, беседам, чтению художественной литературы)

Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию в учреждении, так как налажены такие формы работы, как практические занятия, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки, дни открытых дверей, рассказы родителей о профессии, тематические праздники.
Благодаря целенаправленной работе учреждения по ранней профориентации наших воспитанников мы отслеживаем следующие результаты:

  • появился интерес к истории завода « Прогресс» и ВНИИС;
  • у детей сформировалось целостное представление о профессиональной деятельности родителей на заводе «Прогресс» и ВНИИС, об общественной значимости той или иной профессии родителей;
  • у детей развились познавательные навыки, интерес к профессиям родных, уважение и гордость за них;
  • совместная работа родителей и детей сформировала доверительные и доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.

Результаты помогают воспитателям выявить недостатки в работе и вовремя их скорректировать.

В заключение следует заметить, что 20 век - это век интеллектуально развитых и творчески мыслящих личностей. Известный русский поэт в своё время писал: если есть возможность - иди впереди, нет возможности - иди вместе с веком, но никогда не отставай от него. Воспитатель должен владеть современными знаниями и информационно-коммуникационными технологиями, постоянно получать информацию из глобальной сети. Только тогда он сможет правильно вести профориентационную работу с учётом интересов воспитанников. Перед системой образования поставлены задачи всестороннего развития молодого поколения, овладения личностью современной профессией, востребованной обществом и государством.

Список литературы

1 . Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – [с. 28]

2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – [с.70]

3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – [с.13]

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – [с. 37]

5. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/Википедия (http://ru.wikipedia.org)