Почему ребенок боится чужих людей комаровский. Ребенок боится новых мест. Как быть

14.07.2019

В жизни почти каждого ребёнка бывает период, когда он начинает сторониться, а то и откровенно бояться посторонних. Почему так бывает, и что делать родным, чтобы облегчить малышу этот непростой этап роста?

Детские страхи — явление вполне нормальное. И боязнь посторонних — один из первых страхов. Как правило, он появляется у малышей в период от восьми месяцев до полугода и проявляется у всех по-разному.

Разумеется, психологи не могли не обратить внимание на этот детский страх и всесторонне изучили его. Их выводы и ответы на вопросы обеспокоенных родителей мы собрали в этой статье.

Почему малыш боится?

Что же такое происходит с малышом, что он вдруг начинает бояться посторонних? Причин возникновения этого страха несколько:

Причина 1

Дети в возрасте «вокруг года» уже хорошо понимают отличия между знакомыми и незнакомыми лицами. Они узнают близких и настораживаются в присутствии чужих, тех, кого пока не знают или знают недостаточно хорошо. По этой причине иногда случаются курьёзные ситуации, связанные с тем, что в этот период ребёнка могут напугать даже радикальные изменения в облике мамы или папы. Причём ничуть не меньше, чем приход вовсе незнакомого человека. Стоит маме значительно изменить свой образ — и кроха уже не сразу узнаёт её и даже сторонится. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к «новой» маме.

Причина 2

Малыш постепенно начинает осознавать, что мама, самый близкий для него человек, не является с ним единым целым. Поэтому её уход для крохи самая настоящая трагедия, ведь он боится, что она уйдёт навсегда. Именно по этой причине ребёнок может начать сторониться даже любимую бабушку. А уж если вместо мамы с ним остаются малознакомые люди, то для него это и вовсе кошмар кошмарный.

Причина 3

Страх посторонних — это проявление инстинкта самосохранения. Ведь, демонстрируя настороженность или даже испуг от присутствия посторонних, ребёнок таким образом привлекает внимание родителей, показывает им свою обеспокоенность и просит о защите.

Почему разные дети боятся по-разному?

Хотя в той или иной степени боязнь чужих свойственна большинству детей, все они реагируют на посторонних по-разному. Если одни малыши просто не доверяют незнакомцам, сторонятся их и стараются не иметь с ними никаких дел, то другие реагируют куда более бурно, вплоть до громкого рёва или попытки убежать от «страшного чужого человека». Любая из этих реакций абсолютно нормальна.

Сила проявления боязни посторонних зависит от нескольких факторов:

  • личностных особенностей ребёнка

Как ни крути, есть экстраверты, открытые миру и окружающим, с готовностью и удовольствием идущие на контакт, и есть интроверты, погружённые в свой собственный мир и не желающие пускать в него «кого ни попадя».

  • образа жизни семьи

Когда гости в семье редкость, а на улице мама с ребёнком гуляют вдали от людей, то велика вероятность, что страх посторонних у малыша будет выражен довольно сильно, ведь он не привык к чужим. Невольно провоцирует возникновение боязни чужих и излишне робкая мама, либо мама-интроверт.

  • поведения гостей и встречающихся ребёнку людей

Если на малыша эмоционально «накидывается», делает ему «козу» и обещает «показать Москву» огромный шумный «дядя» или его страстно и долго обцеловывает с головы до ног незнакомая «тётя», то в следующий раз он вряд ли захочет стать объектом навязчивого внимания «подозрительных» взрослых.

Что делать родителям «мизантропа»?

Несмотря на то, что период мизантропии ребёнка не самое простое время для родителей (особенно, если сами родители общительные и открытые люди), всё же нужно набраться терпения и учесть несколько советов, которые дают психологи. Правила, сформулированные специалистами, для родных маленького «мизантропа» просты и при этом вполне действенны, способны значительно улучшить ситуацию и помочь ребёнку.

О чём же важно помнить?

  • По возможности не планируйте на возраст от восьми до восемнадцати месяцев никаких серьёзных изменений в жизни ребёнка. Первое посещение яслей, отпуск без малыша или выход мамы на работу лучше отложить на то время, когда маленький «мизантроп» перестанет бояться чужих. Обычно всё нормализуется в период после полутора лет, хотя, конечно, есть и особенно робкие и чувствительные дети, которым нужно больше времени для преодоления боязни посторонних и адаптации в обществе.
  • Не считайте, что с малышом происходит что-то неправильное, не стесняйтесь проявлений нелюдимости, ведь они совершенно нормальны: большинство детей в той или иной степени подвержены страху чужих. Не вините ни ребёнка, ни себя, ни неправильное воспитание, примите сложившуюся ситуацию как данность и просто подождите, всё обязательно наладится.
  • Постарайтесь уделять крохе как можно больше внимания. Исследования показывают, что дети, чувствующие себя под надёжной защитой близких, реже и в меньшей степени боятся посторонних.
  • Если ребёнку предстоит общение с посторонними, предупредите близких о том, что не стоит пугать малыша излишним напором, брать на руки против его воли или обещать «съесть такого сладенького».
  • Даже самого маленького «мизантропа» можно и нужно знакомить с окружающими по всем правилам, обязательно представляя ему гостей или встретившихся на улице «тёть» и «дядь». Всем своим видом продемонстрируйте радость от встречи, возьмите ребёнка на руки, чтобы он чувствовал себя защищённым, и познакомьте его со взрослым, немного рассказав о госте: «Это моя подруга тётя Ира, она очень добрая. Я её очень люблю и сильно по ней соскучилась».
  • Забудьте о сомнительном методе воспитания, при котором непослушного ребёнка обещают отдать «чужому дяде», «милиционеру» и т. д. Такие обещания способны сделать невротика даже из уравновешенного ребёнка, а уж малышу, переживающему и без того непростой период боязни посторонних, они и подавно могут навредить.
  • Придерживайтесь правила нескольких «не»:

1. Не заставляйте ребёнка «выходить в люди» насильно.

2. Не просите его целовать или обнимать незнакомых или малознакомых людей и уж тем более идти к ним на руки.

3. Не стыдите и не высмеивайте кроху за нелюдимость (ни в коем случае не говорите что-то вроде «он у нас трусишка» или «что ты как маленький») и не позволяйте делать это другим.

Если следовать приведённым советам, то этот этап взросления ваш малыш преодолеет быстро и безболезненно, а вы будете нервничать и волноваться гораздо меньше.

анонимно

здравствуйте. Моему сыну 2,3 года. Примерно с полутора лет он начал сильно бояться врачей (даже прослушать стетоскопом не дается) и вообще незнакомых людей. Если люди на улице пытаются нагнуться к нему и заговорить убегает или прячется за меня. Если приходят гости не выходит к ним и даже плачет. Когда был совсем маленький мы ходили в в гости. Там поначалу боялся, но потом осваивался. С детками на площадке и в песочнице играть не хочет. Любит чтоб мы гуляли с ним вдвоем. Ездит в транспорте с удовольствием, заходит в крупные магазины где много людей без проблем. Но дома и при "личном" контакте - проблемы. Также стесняется некоторых персонажей мультиков или. к примеру, говорящих игрушек. Сам говорит очень плохо. В малышкиной школе немного напугался, но сидел у меня на руках пока не началось занятие, где учитель заиграла на фортепиано и стала обращаться к детям. Все радовались, а мой так расплакался, что пришлось уйти. Что это может быть по вашему мнению, "перерастёт" ли это с возрастом или у нас какие то серьёзные проблемы с социализацией?

Здравствуйте. Понимаю Вашу тревогу и спешу Вас успокоить: в этом возрасте страх чужих людей у ребенка – это обычное явление. Это ни в коем случае не является показателем проблем с социализацией. Вы пишите: «с детками на площадке и в песочнице играть не хочет». Как правило, в этом возрасте некоторые дети играют не друг с другом, а рядом друг с другом – это нормально. Многим детям надо сначала присмотреться к «чужаку», прежде чем подпустить его ближе, и когда незнакомый человек нагибается и пытается заговорить, то страх маленького ребенка вполне объясним: он может воспринимать это как преждевременное вторжение в свое личное пространство. Вы пишите: «Сам говорит очень плохо». Посещали ли Вы с ребенком логопеда для того, чтобы определить, по возрасту ли протекает речевое развитие ребенка? Вы пишите: «учитель заиграла на фортепиано и стала обращаться к детям. Все радовались, а мой так расплакался …». Возможно, Ваш сынишка – чувствительный, ранимый ребенок, с . Это не диагноз, это – особенности эмоциональной сферы ребенка. С возрастом эта ранимость и тревожность снизятся. Таким детям нужна доброжелательная атмосфера, минимум критических высказываний и максимум поддержки и одобрения – этого достаточно для того, чтобы с возрастом они перестали отличаться по своим эмоциональным реакциям от сверстников.

анонимно

Большое спасибо Вам за оперативный ответ! Мы пока не посещали логопеда (как мы можем с ним заниматься если малыш всех боится?) Мы были на приеме у невролога, который прописал пантогам с глицином, после чего Магне Б6. Общается только с членами семьи и няней, к которой мы водим его на 2 часа каждый день. С ней ведёт себя нормально. Я сильно переживаю, потому что планирую около 3 лет отдать его в детсад, как он будет социализироваться в группе незнакомых взрослых (воспитателей) и детей? Наверняка это как раз случай повышенной тревожности, плюс он очень "домашний". что бы Вы как специалист посоветовали мне? Одни говорят водите его как можно больше по развивающим центрам, детским площадкам, в гости (несмотря на плач даже), дрегие советуют подождать и не навязывать ему общество посторонних людей. Очень надеюсь на Ваш ответ. Заранее большое спасибо. С уважением.

Вы пишите: «Мы пока не посещали логопеда (как мы можем с ним заниматься, если малыш всех боится?». Как правило, логопеды не занимаются с такими маленькими детьми, логопед может проконсультировать Вас по поводу речевого развития ребенка, сможет определить, достаточное оно или нет, даст Вам рекомендации исходя из своих наблюдений за ребенком или из Вашего описания того, как говорит малыш. Впрочем, не обязательно делать это прямо сейчас, можно подождать до 3 лет. То, что Вы наблюдаете малыша у невролога – это очень хорошо. Вы пишите: «Одни говорят, водите его как можно больше по развивающим центрам, детским площадкам, в гости (несмотря на плач даже), другие советуют подождать и не навязывать ему общество посторонних людей». Я бы категорически не советовала Вам насильно социализировать малыша несмотря на плач. Это может травмировать его психику. Если Вы принимаете препараты от невролога (пантогам, глицин, магне Б6 – это мягкие препараты), на их фоне должна быть позитивная динамика. Обязательно после того, как пропьете курс, снова посетите этого невролога, чтобы он скорректировал дальнейшее лечение, если будет необходимость. Поэтому надо подождать с навязыванием общения. Дайте возможность Вашему малышу привыкнуть к какому-нибудь месту, где есть его сверстники. Не торопите ребенка, не подталкивайте его к контакту с другими, дайте ему возможность освоиться в новой обстановке на Ваших руках или с Вашей защитой. Пусть Ваш малыш сам решает, хочет ли он общения или нет. Если не хочет, надо уважать его желания. Скорее всего, он будет сложно адаптироваться к детскому саду, Вам надо быть к этому готовой. Но это – практически норма для такого ребенка. При мягком, доброжелательном уходе такие детки уже к школьному возрасту «перерастают» эти проблемы.

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы поговорим, о том, что делать и как себя вести, если ребёнок боится незнакомых людей. В этой статье мы рассмотрим причины, которые могут вызывать подобные страхи, вы узнаете, какие ошибки можно совершить в подобной ситуации. Вам станет известно, как и почему малыш проявляет страх к незнакомцам в зависимости от возрастных периодов.

Почему ребёнок боится людей

  1. Один из самых распространённых вариантов, особенно в раннем возрасте – это страх, что маму украдут. Малыш ещё достаточно тесно к ней привязан, а когда появляется какой-то незнакомец, ребёнок не может знать, что он не причинит ей вреда.
  2. Усиливает предпосылки к боязни незнакомцев долгая разлука с мамой, в частности в ситуации, когда она заболела, и малыша от неё изолировали.
  3. Ребёнок в год боится чужих людей, потому как привык только к узкому кругу общения. Долгое время в его поле зрения находились родственники и никого чужого. Однако, если и они будут редко появляться, ребёнок тоже начнёт думать, что это чужие и будет их бояться.

У меня сложилась такая ситуация. Когда племяннице было меньше года, это не сильно бросалось в глаза. А когда исполнился годик, она перестала меня узнавать. Дело в том, что в гости я приезжала раз в две недели. И чаще Настенька общалась со мной по скайпу. Кстати, видя на экране, всегда узнавала. А когда я приезжала, то боялась и даже не хотела ко мне подходить. Потом, спустя пару часов, она всё-таки привыкала к моему присутствию и могла даже на ручки пойти. Сейчас ей почти три годика и такой проблемы нет. Хоть теперь мы живём ещё дальше друг от друга и в лучшем случае видимся раз в два месяца.

  1. В большинстве случаев ребёнок боится представителей мужского пола, особенно тех, кто явно отличается от родителей по поведению и темпераменту, в особенности от мамы.
  2. Возможно, ранее был случай, когда незнакомый человек навредил ребёнку, что-то не так сказал или сделал, или обидел маму, например. У малыша это осталось в памяти и поэтому он теперь так реагирует.
  3. Страх перед чужими может быть лишь этапом адаптации. Если малыш в 1 год боится незнакомого человека, в этом нет ничего страшного. Со временем ребёнок к нему привыкнет и перестанет бояться. А насторожиться стоит в совсем противоположной ситуации, когда ваш карапуз спокойно идёт на руки ко всем незнакомцем, без доли страха и сомнений.

Ошибки родителей

Довольно часто причиной того, что у малыша появляются страхи перед незнакомцами, оказывается неправильное поведение родителей. Какие же действия бывают ошибочными:

  1. При встрече с незнакомым человеком, мама может изменить интонацию разговора, а это в свою очередь насторожит ребёнка.
  2. Родители могут беспокоиться о том, что карапуз не сможет принять незнакомого человека. Ребёнку передаются эти переживания, и он начинает бояться чужого ещё до встречи с ним.
  3. Когда малыш не проявляет никакого интереса к новому человеку, а родители заставляют его с ним подружиться, да ещё пойти на ручки или показать свои игрушки.
  4. Некоторые родители, когда видят, что незнакомец не понравился малышу или чем-то его напугал, отводят ребёнка подальше и просят чужого человека не приближаться. Такое поведение неправильно повлияет на восприятие ребёнка, к тому же он почувствует, что мама может выполнить любую его прихоть.

В большинстве случаев страх перед незнакомцами проходит по мере взросления ребёнка. Хоть бывают и такие ситуации, когда и взрослый человек замыкается в себе, не идёт на контакт, практически ни с кем не общается и не знакомится.

Возрастные особенности

Можно условно выделить три периода в жизни детей, когда у них просыпается страх перед незнакомцами, но обусловлены они разными факторами. Давайте рассмотрим их поближе.

  1. Возраст, приближающийся к годику (семь – восемь месяцев) и до двух лет. Основная причина страха – потеря мамы. Малыш с недоверием относится к чужим людям. Он сильно привязан к маме, не может без её заботы и тепла. В таком возрасте ребёнка вообще сложно надолго и без слёз оставить без мамочки. А когда ещё и неизвестный человек появляется – это пугает малыша. Но нужно понимать, что ребёнок перерастёт этот страх.
  2. Возраст от двух до четырёх лет. Большинство специалистов склоняются к мнению, что страх незнакомцев вплоть до двух лет — это вариант нормы, старше двух – отклонение. А значит, должно быть предпринято решение по устранению такой боязни. В этот возрастной период считается нормальным знакомство с опаской, насторожённостью, но не паника и истерика при виде незнакомца. В таком случае вам понадобится консультация невролога и, возможно, психолога. Не исключено, что в раннем детстве что-то случилось, что оставило отпечаток на всей дальнейшей жизни малыша и сидит теперь на подсознательном уровне, постепенно грызёт ребёнка. Именно поэтому крайне важна консультация психолога. Если вовремя не обратить внимания на проблемы подобного рода, у ребёнка могут начаться серьёзные проблемы в психоэмоциональном плане и ему будет тяжело во взрослой жизни.
  3. Дети старше четырёхлетнего возраста. В таком возрасте ребёнок уже не должен паниковать или нервничать при виде чужого человека. Малыш может просто невзлюбить незнакомца или не захотеть с ним общаться, но не более того. Если же ребёнок в таком возрасте буквально шарахается от незнакомцев, скорее всего причина в психологической травме и малыш чувствует угрозу от любого взрослого человека. Помочь тут в силах только психиатр.

Страх перед чужими детьми

Возможно, ребёнок с радостью собирается на улицу, берёт с собой любимые игрушки. Но, когда приближается к детской площадке, видит незнакомых детей, отказывается идти дальше. Чем же обусловлен такой страх:

  1. Ребёнок не знает, как себя вести с новыми детками.
  2. Карапуза смущает, как он будет играться своими игрушками в присутствии других деток.
  3. Малыш не знает, как завести разговор.
  4. Ребёнок волнуется, что у него заберут его игрушки.
  5. Он может не знать, что делать можно, а что нельзя в таком новом окружении.

Как помочь малышу

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Могут потребоваться дни, недели, а то и месяца, пока ребёнок сможет перестать бояться незнакомца и примет его в свой круг. Главное, не торопите его, не подгоняйте процесс адаптации. Поймите, со временем малыш привыкнет к новому человеку и перестанет его бояться.
  2. Если карапуз боится родственников или, например, няню, покажите своим поведением, что это хорошие и близкие люди, им можно доверять.
  3. Практикуйте сказкотерапию. Можно показывать и мультфильмы о дружбе. Придумайте историю, в которой познакомятся два чужих человека или, например, кот и зайчик. Поверните историю, таким образом, чтоб малыш смог понять, что ничего плохо не произошло и герои подружились, и смогли весело провести время. Ещё лучше, если у вас есть наручные куклы. Вы сможете поставить целый спектакль, малышу будет интереснее за всем наблюдать, а изложенный материал окажется более доступным и понятным.
  4. Часто ребёнку помогает рассказ мамы или папы об их страхе, который был успешно переборот.
  5. Знакомьте ребёнка с чужими людьми (которых нужно подружить с малышом) заочно. Покажите карапузу фотографию вашей подруги, расскажите, как её зовут, опишите её характер, положительные стороны. Повторяйте это каждый день. Потом, пролистывая альбом, спросите, кто изображён на фотографии, наверняка малыш уже сможет вам ответить. Так ребёнку будет практически не страшно при личной встрече. Ведь, по сути, он уже знает этого человека.

Теперь вам известно, что может провоцировать развитие страха у детей. Прочитав статью, вы поняли, как необходимо бороться с детской фобией, и как помогать ребёнку в такой ситуации. Главное, не забывайте об ошибках, совершаемых, порой даже опытными родителями, чтоб вы лично не стали причиной развития страха перед незнакомцами.

Пришедшие друзья хотят поприветствовать вас и взять на руки малыша. Вы-то открываете им свои объятия, а малыш реагирует иначе: он крепче прижимается к вам и время от времени выглядывает из-за вашего плеча, посмотреть, здесь ли еще эти чужаки. Чем настойчивее вы будете заставлять малыша проявить приветливость, тем теснее он будет прижиматься к вам.

Ваш малыш испытывает то, что обычно называют "боязнью чужих". Это явление, как и близкий к нему страх остаться одному, - нормальное поведение детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Возможно, это защитная реакция, заставляющая детишек держаться поближе к дому (в широком смысле этого слова) в то время, когда развивающиеся двигательные навыки соблазняют их уйти подальше.

Боязнь чужих

Эта "болезнь" обычно возникает между 6-м и 12-м месяцами. Еще совсем недавно малыш охотно переходил с рук на руки, и вдруг эта "общительная бабочка" превратилась в "недоверчивую гусеницу". Теперь ребенок признает только ваши руки и может отталкивать даже близких родственников, которых недавно охотно признавал. Такое поведение нормальное, эта недоверчивость быстро пройдет, поэтому не вносите никаких изменений в свой стиль воспитания, а также не считайте, что ребенок нездоров. Даже самые здоровые и общительные дети могут проходить этот период боязни чужих людей.

Ребенок как бы меряет мир вашими стандартами и оценивает других людей - по вашей реакции на них. От того, как вы ведете себя, во многом зависит и поведение вашего малыша. Чтобы преодолеть замкнутость ребенка, нужно поощрять его к социальной открытости. Вот как мы советуем это сделать.

Общению нужно учить

Поприветствуйте приближающегося к вам человека улыбкой и начните оживленный диалог, сохраняя пока определенную дистанцию. Дайте ребенку время и возможность рассмотреть незнакомца и прочесть счастливое выражение на вашем лице. Основываясь на вашей реакции, малыш будет формировать свое собственное представление об этом человеке. Если чужак приятен для вас, он будет хорошим и для ребенка. Затем возьмите инициативу общения в свои руки. Сделайте как бы вводное замечание: "Посмотри на тетю Нэнси, она такая милая". Однако тете Нэнси лучше при этом не приближаться к вам. Начинайте сами постепенно сокращать дистанцию. Когда вы достаточно сблизитесь, возьмите ручку малыша и погладьте ею лицо тети Нэнси. Все это время не забывайте следить за выражением лица ребенка и языком его телодвижений, чтобы вовремя понять, когда приближаться, а когда подождать. Разъясните свою стратегию тете Нэнси, чтобы она не набрасывалась в бурном восторге на малыша. Такое же подробное объяснение (как важен правильный подход к ребенку в этот период) нужно своевременно дать бабушкам и дедушкам. Им это позволит сохранить родственные чувства, а вам - избежать длинной лекции о том, как вы избаловали собственного ребенка. Помогает такой подход ребенку и в общении с врачом.

Как поступать в более сложных случаях. Если ваш малыш очень боится посторонних людей, сделайте подготовительный этап к встрече с ними более продолжительным и искусным. Предупредите друзей об особенностях поведения вашего ребенка, причем помните, что это - элемент нормального развития детей и не старайтесь, сглаживая первое неприятное впечатление, выгораживать малыша. ("На самом-то деле он очень хороший мальчик".) Договоритесь, чтобы ваш гость сначала, приходя к вам, уделял внимание одной из любимых игрушек вашего ребенка, например погремушке. Носите с собой эту игрушку и вытаскивайте при встрече, тогда малыш обрадуется ей, а заодно - и приближающемуся человеку.
Если малыш продолжает держаться отстраненно и по-прежнему обвивает вас, как плющ, посадите его к себе на колени и разговаривайте с посетителем, не привлекая к беседе ребенка и давая ему возможность освоиться, сидя на привычном для него месте.

Из дневника Марты: "Когда подходит кто-нибудь из знакомых, Мэтью на- чинает приветливо размахивать ручками, улыбаться и жестикулировать. Когда же входит незнакомый, Мэтью задумывается, словно размышляет, как надо реагировать. Иногда он откликается на заигрывания гостя, начинает весело улыбаться и что-то лепетать. Иногда как бы выжидает, какую игру ему предложат. В то же время при виде близких (папы, мамы или братика с сестричкой) он как бы автоматически приходит в оживленное состояние. Недоверие Мэтью к чужим выражается в том, что он внимательно разглядывает их с озабоченным лицом и как бы на мгновение замирает, словно проверяя, стоит ли вступать в контакт. Иногда я помогаю ему вступить в общение с чужим, но при этом зорко слежу, когда он не захочет больше оставаться на руках у другого человека. Обычно, если я улыбкой и жестами показываю, что все в порядке, и тот, кто взял малыша на руки, испытывает от этого удовольствие, все проходит хорошо. Но если Мэтью какимто образом чувствует, что что-то здесь не в порядке, он начинает капризничать. Еще несколько месяцев назад он всех подряд одаривал ангельскими улыбками, вызывая восторг и радость у незнакомых встречных. Теперь он стал не столь расточительным. Это заставляет меня предположить, что он задумывается над тем, почему улыбается. Когда он отвечает на приветствие чужого человека, улыбка очень медленно появляется на его лице. Он изучает незнакомца, переводит взгляд с него на меня и обратно, как бы проверяя мою реакцию. Иногда он мельком улыбнется кому-нибудь, но тут же зарывается лицом в мое плечо и возобновляет общение только после моих поощрений".

Страх одиночества

Боязнь остаться в одиночестве, как правило, начинает проявляться около 6 месяцев (когда малыш учится ползать) и сохраняется и может даже усиливаться с 12 до 18 месяцев (когда ребенок начинает ходить). Мудрые родители будут считаться с этой совершенно нормальной стадией развития малыша и постараются так спланировать свои дела, чтобы как можно больше быть вместе с ребенком. То, как малыш справится со своим страхом, во многом зависит от родителей.

Не слишком ли зависим ребенок?

"Наш 8-месячный малыш начинает плакать каждый раз, как только я кладу его в кроватку и ухожу в другую комнату. Мне кажется, что я вообще не могу отойти, чтобы не расстроить его. Мы очень близки, но не делаю ли я его слишком зависимым от меня?"

Нет! Вы делаете его лишь лучше защищенным, а вовсе не зависимым. Ваш малыш переживает страх одиночества. Это совершенно нормальное поведение и вовсе не вызвано тем, что вы сделали малыша чересчур зависимым от себя.

Наблюдая за 8-месячным Мэтью, занятым игрой, мы, как нам кажется, смогли объяснить, откуда берется страх одиночества и почему это совершенно здоровое явление. Пока Мэтью ползал по комнате, он поминутно оглядывался, наблюдаем ли мы за ним. Видя, что мы выходим из комнаты или не обращаем на него внимания, он начинает расстраиваться.

Будучи опытными наблюдателями, мы уже знали, что малыши ничего не делают без серьезных на то оснований. Нам показалось интересным, что страх одиночества достигает своего пика как раз в то время, когда ребенок начинает активно двигаться. Может, это своеобразная подстраховка? Ведь в этот момент двигательные возможности ребенка позволяют ему уползти далеко от родителей, а умственные способности развиты еще недостаточно, чтобы такой побег был безопасным. Тело малыша говорит "да", а его разум - "нет". Другими словами, страх одиночества как бы удерживает малыша.

Дайте ему понять, что все в порядке

Пусть вас не беспокоит перспектива воспитать ребенка чрезмерно зависимым от вас и нездорово прилипчивым. Все обстоит как раз наоборот. Зная, что вы рядом, малыш не будет испытывать страха одиночества, сможет увереннее чувствовать себя в окружающей обстановке и вести себя независимо. И вот почему. Предположим, малыш играет в комнате, полной странных игрушек и незнакомых детей. Он взывает к вам. Чтобы успокоить его, вы киваете ему и говорите: "Все в порядке". Успокоившись, он быстрее осваивается в непривычной обстановке, время от времени вновь поглядывая на вас и удостоверясь, что опасности по-прежнему нет. Присутствие человека, к которому ребенок сильно привязан (обычно это папа или мама, или кто-то из близких родственников), действует на него ободряюще. Он как бы получает поддержку и одобрение собственных действий. В этом случае он не боится незнакомой ситуации, а спокойно начинает осваивать ее. По мере того как малыш взбирается по лестнице независимости, он не перестает нуждаться в человеке, который бы поддерживал эту лестницу.

Как сделать, чтобы малыш не переживал, оставаясь один? Если он не может вас видеть, а умом пока не осознает, что вы где-то рядом, нужно поддерживать с ним контакт голосом. Это не только ободряет малыша, но и позволяет ему ассоциировать ваш голос с вашим воображаемым образом и успокоиться. До второго года жизни большинство малышей еще не владеют навыком воображаемого постоянства предметов и людей, т.е. в их памяти не восстанавливаются образы предметов и людей, которых в данный момент нельзя увидеть. Умение сохранять в памяти ментальный образ родителей позволяет малышу легче переходить от знакомых ситуаций и предметов к незнакомым.

Тесная взаимная привязанность родителей и детей усиливает независимость последних.

Процесс умственного развития ребенка легче понять, если сравнивать его с процессом звукозаписи - это наша теория глубокой бороздки. Чем сильнее привязанность в паре родители - ребенок, тем глубже зарубки в памяти малыша и тем проще попасть ему в нужную бороздку, когда возникает такая необходимость. Теории, широко распространенные некоторое время назад, уверяли, что при такой сильной привязанности к родителям ребенок никогда не сможет выбраться из такой бороздки (колеи), станет зависимым и не сможет действовать самостоятельно. Наш опыт и эксперименты демонстрируют совершенно обратное. В классическом исследовании, называемом "экспериментами в незнакомой ситуации", ученые изучали две группы детей (одна - "дети, сильно привязанные к родителям", другая - "дети, не привязанные к родителям"). Дети первой группы, т.е. те, у кого наиболее глубокие бороздки, проявляли минимум страха, когда их разъединяли с мамой, чтобы они в той же комнате поиграли в новые игрушки. Время от времени малыши, проверяли реакцию мамы на происходящее, чтобы убедиться, что все в порядке, и спокойно играли дальше. Поскольку детям не надо было растрачивать энергию на плач по поводу отсутствия мамы, они всю ее направляли на освоение новой игры. Когда такой ребенок оставался в одиночестве, он как бы искал равновесие между желанием продолжить игру и получить подтверждение мамы в том, что опасности нет.

Таким образом, присутствие рядом близкого человека поддерживает у малыша уверенность и чувство защищенности и способствует его независимости, доверию и спокойствию. В конечном счете это ведет к одолению такой важнейшей вехи развития ребенка на первом году жизни, как умение играть одному.

Воспитание детей требует много сил и времени. Каждая мама и папа мечтают, чтобы их чадо росло и умным. В идеале они желают воспитать социально активных детей, которые будут идти на контакт со сверстниками и уметь излагать свое недовольство. Но не у всех деток это получается. А что делать, если малыш плохо говорит, боится других детей и животных? Где гулять с ребенком, как развивать его способности? Попробуем разобраться.

Возможные причины

Если ваш малыш не любит находиться в людных местах, не терпит шума и компаний, то это не значит, что он не такой, как все. Иногда дети хотят играть сами, но и родители должны повлиять на своё чадо. Придать его мыслям и поступкам нужное направление.

Если ребенок (2 года) боится детей, это еще не значит, что он аутист либо ненормальный. Это может говорить о том, что малыша обидели другие дети. Он мог просто не понять, что произошло, но помнить об этом и не хотеть, чтобы эта ситуация повторилась. Почти все дети хорошо запоминают ошибки первого неудачного опыта. Нет ничего удивительного, что они не желают испытать снова негативные эмоции. Навряд ли ваше чадо просто так, без видимой на то причины ограждает себя от других детей.

Все поступки ребенка говорят о ситуациях, в которых он побывал. Дети, которые редко идут на контакт со сверстниками, могут быть сильно привязаны к маме и редко выходить в общество. Из-за этих моментов малыш не знает, как себя вести, и не дружит с детьми.

Нормы для детей в 2 года

Изначально стоит разобраться со стандартами для детей в возрасте 2 лет. Если ваш малыш выполняет не все действия, которые описаны, либо говорит не все слова, не надо отчаиваться. Возможно, вы попросту не пробовали беседовать с ним на его языке, и помощь детского психолога совершенно не пригодится. Просто уделите больше времени своему ребёнку.

Моторика и физическое развитие:

  • ходит по лестнице вверх и вниз. Может опираться на перила или просит руку взрослого;
  • перешагивает через препятствия;
  • бегает;
  • встает на подставку;
  • ловит и бросает мяч;
  • играет в детские подвижные игры;
  • рисует линии и круги/овалы;
  • способен нагнуться, чтобы поднять предмет;
  • управляет мимикой лица: сворачивает губы в трубочку, втягивает скулы;
  • пинает мяч.

Общение и слова:

  • изучает детей на площадке, пытается взаимодействовать с ними,
  • может говорить отдельные слова и задавать вопросы,
  • играет в прятки,
  • копирует взрослых,
  • просит помощи,
  • понимает некоторые бытовые понятия,
  • показывает сколько лет, называет имя.

Гигиена и быт:

  • самостоятельно кушает и пьёт,
  • сам чистит зубы,
  • ходит на горшок,
  • снимает и надевает трусы,
  • способен снять и надеть обувь на лёгкой застёжке.

Этот небольшой перечень относится к стандартам Каждый малыш индивидуален, некоторые выполняют всё из вышеперечисленного и даже больше, а некоторые нет. Смотрите на развитие своего малыша и не упустите момент, когда можете его заинтересовать. Некоторые родители приучают ко всем этим процедурам, чтобы ребенок пошел в детский сад. Детей 2 лет обычно ведут в сад, если нет других условий воспитания.

Зачем детям быть социальными?

Современные родители в век новейших технологий совершенно забывают о простых истинах. Еще наши предки передавали свой опыт и знания о развитии детей не только в обучающих мероприятиях, но в основном через игры. Знаменитая "Сорока-белобока", "Ладушки", "Гуси-гуси" и прочие игры незаслуженно забыты. Хотя благодаря им можно развить не только мелкую моторику, но и мышление, память и усидчивость.

Многие дети не знают, как правильно контактировать со сверстниками. Проблема идёт из детства, такие люди даже в преклонном возрасте часто не могут нормально выразить свои желания.

Взрослые устанавливают рамки общения и хотят, чтобы дети соответствовали этим действиям. Но стоит понять, что познание мира у каждого ребенка своё, каждый малыш самостоятельно способен научиться контактировать с другими детьми, общаться, играть и даже решать конфликты. Поэтому не стоит пытаться высказывать свою точку зрения, когда она неуместна. Детская площадка во дворе - отличное место для общения малышей.

Узкий круг общения

На самом деле сама мать больше зависит от ребенка, чем он от неё. Эта психологическая ловушка зачастую ставит в тупик и вводит в заблуждение. Если ребенок постоянно проводит время только с мамой, папой или бабушкой, то возникает иллюзия, что нет нужды в других людях. Поэтому, появляясь на улице, ребенок (2 года) боится детей либо сторонится, не идет на контакт.

Бытует мнение, что если малыш видит ограниченный круг людей, то в обществе он может вести себя агрессивно. Это не потому, что он имеет такой характер, все происходит оттого, что он не имеет понятия, как общаться в расширенном кругу. Благодаря тому что ребенок постоянно проводит время со взрослыми, ему легче контактировать с ними, чем со сверстниками. Устраивая детские мероприятия, вы (и ваш малыш) получите удовольствие от процесса.

Действия родителей

  • Расширьте не только свой, но и ребенка.
  • Меняйте обстановку.
  • Дружите семьями - чем больше людей, тем лучше.
  • Больше играйте в детские подвижные игры в компании сверстников малыша.
  • Сами проявляйте интерес к занятиям с детьми.
  • Чаще хвалите ребенка.
  • Сначала давайте легкие задания, потом более сложные. После того как малыш справится с первыми, говорите, что он сможет, надо только подумать.
  • Сначала научите ребенка игре, потом просите поиграть.

Ежовые рукавицы

У детей, которых воспитывают в строгости, больше проблем в общении, чем у детей, которых хвалят. Такой ребенок будет всегда иметь рамки, стараться угодить. Хотя почти во всех случаях такие требования к детям слишком завышены. Из-за этого ребёнок уходит в себя, потому что проще остаться наедине со своими мыслями, где тебя не будут ругать, не будут требовать и ты не будешь постоянно не такой хороший, как надо.

Ведь недаром считается, что дети всё чувствуют, и, соответственно, если ваш ребенок (2 года) боится детей, значит он просто не уверен в себе и тревожен. С таким малышом дети будут вести себя холодно либо грубо, на что ребенок не станет отвечать, потому что дома это нормальная реакция на его действия.

С низкой самооценкой ребенка повышается его тревожность и неуверенность в себе. Такие дети часто говорят, что не могут что-либо сделать. Это значит, что ребенок боится других детей и ему нужна ваша помощь. Он не знает, как попросить вас и не получить отказ. Он не уверен в своих силах, хотя очень хотел бы попробовать.

Ранний аутизм

Самым сложным случаем неконтактного ребенка является детский аутизм. Детская площадка во дворе не вызывает радости, ребенок замкнут в себе и очень удобен родителям. Такие дети могут передвигать предметы, сидя на одном месте по часу. Современная медицина диагностирует такие случаи уже на первом году жизни малыша.

Признаки раннего аутизма

  1. Начиная с младенчества ребенок не испытывает радости от общения с родными и мамой.
  2. Когда его берут на руки, он не стремится потрогать взрослого или обнять.
  3. Не смотрит в глаза.
  4. Повторяет по много раз одну и ту же фразу, движение, действие. У таких детей поздно развивается речь.
  5. Дети-аутисты ходят на цыпочках либо вприпрыжку с задумчивым и отрешенным выражением лица.

Если у вас есть подозрения на то, что ребенок может быть болен, то обратитесь к специалисту. Своевременное выявление заболевания - половина работы над ним. После исследований врач скажет, здоров малыш либо болен.

Если всё-таки ваш малыш страдает аутизмом, то начните с мелких домашних поручений, которые он способен выполнить самостоятельно. Детские подвижные игры помогут вам в развитии интереса к общению. Заведите домашних животных, они очень хорошо помогают ребенку осознавать ответственность и приспосабливаться к миру вокруг.

Общение в кругу детей

Многие дети показывают свою первую реакцию на сверстников в виде агрессии. Это не является тревожным показателем, а является своеобразным методом изучения других детей и мира. В таких играх они могут осознать, где "моё", а где "чужое". Агрессия - это примитивный способ взаимодействия с другими детьми. Можно назвать его первым уровнем знакомства.

Дети очень чувствительны, они способны уловить эмоции и отношение к себе. Но чтобы ребенок привык к общению и перерос боязнь и агрессию, он должен чувствовать постоянную поддержку мамы. Со временем его поведение поменяется, а пока мама должна предупреждать конфликты, посещать детские мероприятия.

Например, ребенок (2 года) боится детей, потому что у него забрали игрушку в песочнице. Когда у вашего малыша пытаются забрать его игрушку, а он против, то вы должны спросить у обидчика: "А моя дочка не против, чтобы ты поиграл?" - или: "Сначала спроси у Кати, потом бери." Это нужно для того, чтобы ребенок чувствовал защиту с вашей стороны и мог отстаивать свои желания. Ведь он тоже личность, и необходимо уважать его желания и протесты. Пройдёт время, ваш малыш самостоятельно станет объяснять детям свои права.

Если же вы видите, что вашего малыша попросту обижают на пустом месте, не стойте в стороне. Скажите обидчику строгим тоном, что так делать нельзя. Это плохо! Навряд ли он захочет продолжать, но если и это не подействует, то отведите в сторону плохого ребенка. До достижения малышом возраста 3 лет вы должны полностью оберегать его, если он сам не может справиться. В возрасте постарше дети понимают, что можно, а что нельзя, они прекрасно помнят, как мама их поддерживала, и самостоятельно отстаивают свою точку зрения.