Когда ползает ребенок мальчик. Ребенок готов к тому, чтобы начать ползать, если он. Гимнастика и упражнения для ползания

28.08.2019

Когда ребенок начинает самостоятельно ползать на животе

Оценка посетителей: (0 Голосов)

До того, как малыш освоит навык ходьбы, ему предстоит познать и другие полезные умения. Сначала кроха научится держать головку , затем переворачиваться, сидеть и ползать. Именно последнее приводит родителей в замешательство и вызывает множество вопросов. И один из самых популярных о том, когда ребёнок начинает ползать на животике, а когда на четвереньках?

Освоившему этот навык малышу мир открывается в новых тонах и совершенно с другой стороны. Научившись передвигаться, кроха становится более самостоятельным и делает первые шаги на пути к взрослой жизни.

Следует сказать, что некоторые детки пропускают этап ползания и сразу начинают ходить. Однако этот не повод для радости, ведь передвижения ползком очень важны для укрепления мышц позвоночника, формирования координации. Поэтому мамы и папы должны помочь малышу освоить умение ползать ещё до того, как он научится ходить.

В каком возрасте малютка должен освоить передвижение ползком?

Итак, во сколько ребёнок начинает ползать? Когда малыш уже переворачивается с животика на спинку, или наоборот, он видит окружающих мир абсолютно по-другому. Первые шаги к освоению ползания малыш делает уже после рождения. Так, если положить чуть поодаль от него красивые погремушки и надавить крохе на пяточки ладонями (в положении на животике), то он рефлекторно начнёт отталкиваться, чтобы дотянуться до любопытной вещицы. Пока кроха не осознаёт, что делает. Но ближе к 3-4 месяцу эти навыки становятся управляемыми. Начало освоения передвижения ползком у деток происходит, примерно, в 5 месяцев, а заканчивается в 9-10.

В любом случае, малютка не поползёт, пока не научится держать головку , переворачиваться и подтягиваться, совершая попытки к сидению. Поэтому однозначного ответа на вопрос о том, во, сколько месяцев ребёнок начинает ползать, у врачей нет.

Что должны знать родители?

  1. Если кроха спокойный и с лишним весом, то ползать он научится значительно позже.
  2. Темп освоения передвижения ползком не зависит от пола ребёнка.

Если мама задаётся вопросом, почему малыш ещё не ползает, то лучше обратиться к доктору-неврологу. Врач назначит курс массажа для укрепления мышц, которые задействуются в процессе ползания. После проведения массажа малыш быстро научится передвигаться с помощью ползания.

Этапы освоения ползания

Малыш начнёт ползать только после того, как освоит несколько важных этапов, очерёдность которых установлена природой. Каждый этап направлен на укрепление определённых групп мышц.

  1. Передвижение на животике. Это самый первый и главный этап освоения навыка ползания. Берёт своё начала в 5-месячном возрасте. Если недалеко от крохи расположить красочную игрушку, он тут же потянется за ней, выставив вперёд ручки, с помощью которых будет подтягиваться. Иногда родители могут наблюдать ползание назад. Это происходит, когда ребёнок вместо того, чтобы подтягиваться, начинает делать отталкивающие движения.
  2. Где-то через 1 месяц малыш начинает понимать, что в процессе ползания можно приподнимать корпус. Он опирается на локотки, помогая себе ножками.
  3. В 7-8 месяцев кроха начинает подтягивать к себе ножки и опираться на ладошки. Выглядит это довольно неуклюже, однако, это большой прорыв на пути к освоению навыка ползания. Во время проделывания таких движений осуществляется сложная работа. Мозг пытается скоординировать работу корпуса, рук и ног, основываясь на действиях органов зрения и вестибулярного аппарата.
  4. Спустя некоторое время кроха уже пытается встать на четвереньки. Движения ещё пока неловкие. Малыш качается из стороны в сторону. Он путается в ручках и ножках, падает, затем снова поднимается.
  5. Ребёнок уже правильно выдвигает ручки и ножки. При этом нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Крохе уже не нужно балансировать.

Осваивать умение ползать малыш может и во сне. В процессе отдыха он словно снова переживает всё, что происходило в период бодрствования.

Как помочь малышу научиться ползать?

Итак, как научить ребёнка ползать? Когда кроха уже свободно переворачивается с животика на спинку и наоборот, поднимается с помощью предплечий, то можно начать выполнять несколько несложных физических упражнений, которые помогут укрепить мышцы, необходимые в процессе ползания.

  1. Футбол. Упражнения с помощью гимнастического мяча позволят укрепить спинные мышцы крохи и помочь избавиться от колик. Малыша необходимо положить животиком на футбол и аккуратно покачивать вперёд-назад. Кроха при этом должен выгибать спинку.
  2. Когда малыш лежит на спинке, мама берёт его за ручки и двигает ими вверх-вниз, влево-вправо. Затем упражнение можно усложнить: поднять кроху за ручки до угла 45 ͦ .
  3. «Лягушка». Малыш при этом должен лежать на спинке. Мама берёт его стопы и плавно начинает сгибать ножки в коленях так, чтобы это напоминало лягушку.
  4. Переверните кроху на животик. Ладони расположите на стопах и дайте малышу возможность оттолкнуться от них и продвинуться вперёд. Неплохо, если рядом мама расположит игрушку для стимулирования двигательной активности.

Ни в коем случае не заставляйте малыша выполнять упражнения. И мама, и кроха должны быть в хорошем настроении.

Полезным будет и проведение массажа, который и мама, и папа могут с лёгкостью проводить в домашних условиях. Осуществлять его рекомендуется до еды перед купанием 1 раз в день. Продолжительность одного сеанса – 10 минут. Обращайте внимание на поведение малыша. Если ему неприятно, то процедуру лучше остановить.

Итак, как научить ребёнка ползать с помощью массажа. Начинать необходимо с поглаживаний и пощипывания. Ручки массируются от ладошки к предплечью, стопы – от пяточки до бедра.

Есть ли повод для переживаний?

Если малыш в 8 месяцев не предпринимает никаких действия на пути к осваиванию навыка ползания, то необходимо установить причину такого поведения и исправить ситуацию.

Источниками нежелания двигаться ползком могут являться.

  1. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Отклонения в развитии нервной системы, слабость мышц.
  2. Если ребёнок постоянно находится в кроватке.
  3. Лишний вес.
  4. Чрезмерная забота родителей. Многие мамы и папы настолько балуют своих чад, что у них нет необходимости к чему-либо стремиться. Родители итак всё для них сделают.

Важно: прежде чем учить ребёнка двигаться ползком, нужно убедиться, что с его здоровьем всё в порядке.

Как помочь ребёнку научиться ползать и вызвать желание к освоению данного навыка?

  1. Чаще кладите его на пол, а вокруг раскладывайте множество ярких игрушек и предметов.
  2. Хвалите малыша и подбадривайте.

Не забудьте обеспечить малышу безопасность. Полы должны быть вымыты, а вокруг не должно быть острых и мелких предметов. Кроме того, позаботиться необходимо об одежде, которая не будет сковывать движения ребёнка.

Чего не нужно делать, когда кроха начинает ползать?

Многие родители полагают, что если малыш начал ползать, то это отдалит момент освоения ходьбы. Это предположение в корне неправильное. Поэтому когда ребёнок начинает ползать, нет необходимости сразу пересаживать его в ходунки. Это поспособствует увеличению нагрузки на позвоночник и суставы. К таким испытаниям малыш ещё не готов.

Кроме того, врачи рекомендуют, не пеленать малыша в 3-4-месячном возрасте. Это искусственно ограничит его двигательную активность. Альтернативной в данном случае являются ползунки, распашонки. В этой одежде кроха не замёрзнет, а его движения не будут скованы.

Соблюдение всех рекомендаций приведёт к положительному результату. Здоровья вашим деткам!

Все по-своему. Один начинает сидеть в 5 месяцев, а в 8 - уже пытается стоять и даже делать первые шаги по периметру кроватки, пока другой в этом возрасте еще только осваивает сидячую позу. Есть дети, которые сидеть будто бы вообще не собираются - они стремятся сразу ползать, поскольку в такой позе им наиболее удобно и безопасно.

О навыках

Если ребенок опережает календарное развитие, это вызывает гордость и восторг у родителей. А если он хотя бы незначительно отстает от своих сверстников, мамы начинают бить тревогу и винить во всем себя. Многие пытаются помочь своему малышу освоить новые навыки, и это правильно. С вопросами, как научить малыша ползать и стоит ли делать это вообще, они часто обращаются к врачам.

Евгений Комаровский призывает родителей отказаться от оценочных суждений в отношении собственного ребенка. Нормы и сроки развития у каждого малыша свои, они могут существенно отличаться от среднестатистических. Особенно сильно родителей волнует физическое развитие карапузов - один ребенок ползает в 5 месяцев, другой и в 7 месяцев не сидит и не ползает.


Самое лучшее, что родители смогут сделать для своего ребенка - перестать обращать внимание на соседок и подружек, которые упорно вселяют неуверенность в правильном развитии вашего чада. Если вы создаете все условия для нормального развития и роста ребенка, а также регулярно посещаете детского врача, и у него физическое развитие вашего отпрыска не вызывает никаких вопросов и опасений, то волноваться совершенно не о чем.

О ползании

Есть дети, которые не ползают. Совсем. Из положения сидя они сразу начинают вставать и делать первые шаги. Этап ползания, по мнению Евгения Комаровского, очень полезен и необходим для здоровья спины человека. Именно поэтому ползание нужно всячески поощрять и поддерживать. Если ребенок начал ползать сам, родителям будет проще. Если он категорически отказывается перемещаться по-пластунски или на четвереньках, это повод для родителей серьезно задуматься о том, все ли они сделали правильно.

Часто мамы и папы в стремлении как можно скорее увидеть своего карапуза прямоходящим игнорируют ползание в принципе. Они ставят чадо на ножки и ведут за ручку, покупают ему разные приспособления, которые помогают ребенку находиться в вертикальном положении (ходунки, прыгунки и прочее), а могли бы просто поползать вместе с ним. Пользы от этого было бы значительно больше.


Особенно опасны попытки вертикализировать полного, пухлого ребенка, малыша с лишним весом. У таких крох ползание надо поощрять с двойным энтузиазмом. А все ходунки и прыгунки от него (и его родителей) стоит спрятать как можно дальше.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина - в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания - это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет - не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.


Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать - всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Мудрые родители помогут им в этом - включат ритмичную музыку или начнут в такт движению декламировать стихи и считалочки.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать - разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.


Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант - он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки - положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат) . Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Достаточно повторять эти упражнения 2-3 раза в сутки по 15-20 минут. Если родители будут аккуратно соблюдать время и систематичность занятий, то ребенок освоит ползание за 4-6 недель.




Где ползать?

Тесный манеж или ограниченное пространство детской кроватки никак не способствуют развитию навыков ползания у ребенка. Чтобы процесс пошел быстрее, лучше всего организовать малышу место для физических упражнений на полу. Не стоит делать это на холодном полу, лучше всего застелить его теплым, но не очень толстым одеялом, а сверху постелить пеленки. Не стоит практиковать ползание на диване или кровати, иначе падения не избежать.

Безопасность

Доктор Комаровский советует мамам взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы лучше понимать, чего он хочет и чего боится. Для этого он рекомендует мамам лечь на пол, сначала на спинку, потом на живот, и хорошенько оглядеться по сторонам. Сразу станет очевидно, где и что торчит и плохо лежит, что привлекает внимание ребенка. Провода, опасные углы, манящие ящики комодов - все это при взгляде снизу станет очевидно, и маме с папой будет проще понять, как обезопасить ребенка.

Некоторые родители, считают, что для обеспечения безопасности достаточно купить малышу манеж. Евгений Комаровский подчеркивает, что манеж - отличный способ создать крохе безопасное пространство, но только на то время, когда маме надо отлучиться (на кухню, в ванную комнату, в туалет).

Если мама свободна и находится в одной комнате с ребенком, в манеже нет необходимости. Пока мама читает или работает на компьютере, ребенку будет значительно полезнее ползать по полу.

Если уж решено купить манеж, то можно выбрать многофункциональную конструкцию, которая быстро трансформируется в пеленальный столик, в кроватку, в электронную качалку с музыкой и ночником. Многие манежи имеют на ножках колесики, с их помощью можно легко перемещать манеж с ребенком по квартире. Так кроха сможет вместе с мамой готовить ужин на кухне или пылесосить в гостиной.


Когда нужна консультация врача?

Если родители исправно делают упражнения, массаж на протяжении пары месяцев, а заметных результатов нет (к тому же ребенку уже 9-10 месяцев, а он не сидит и не ползает), это повод для визита к врачам - ортопеду и неврологу. Если никаких нарушений со здоровьем выявлено не будет, родителям придется пойти на определенные педагогические «хитрости».

Маленькие хитрости

  • Все дети - жадины. Если вы пригласите в гости подругу с ребенком, который уже прекрасно ползает или даже ходит, и оставите детей поиграть в одном пространстве, гость, который более мобилен, довольно быстро завладеет всеми игрушками вашего маленького лентяя. Обычно чувство собственности берет верх, и ребенок начинает предпринимать попытки перемещаться, чтобы забрать свое имущество обратно. Может, это произойдет не в первый визит друзей (и не во второй), но произойдет обязательно.
  • Все дети любят играть. Если вы сделаете из простыни небольшие вожжи, которые одеваются под мышки ребенку для поддержки сверху, а поверхность оборудуете по методу Глена (наклонная поверхность на основной), то такой досуг будет восприниматься ребенком как игра, и ползание станет естественным финалом этой игры.
  • Удобство. Чтобы ползать с удовольствием, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно. Проверьте, насколько просторная на нем одежда, не мешают ли ему швы, ширинка, молнии и застежки-кнопочки. Летом лучше проводить такие упражнения в одном подгузнике . Зимой ребенка следует одевать легче, чем в состоянии покоя, ведь активные движения увеличат потоотделение.

Начать активно помогать ребенку осваивать ползание следует только в том случае, если малыш сам «ленится» или немного отстает в развитии. Крохам, которые самостоятельно выбрали манеру ползать и уже приступили к выполнению индивидуальной программы развития, лучше не мешать, даже если ребенок передвигается только с помощью одной ноги или вообще делает это задом наперед.

Педиатрическая практика показывает, что ребенок, который научился быстро ползать, позже начнет ходить. Поэтому переход от ползания к стоянию тоже должен быть своевременным, правильным и плавным.

Подробнее смотрите ниже в небольшом видео доктора Комаровского.

  • Когда начинает ползать
  • Доктор Комаровский

Физическое развитие детей проходит поэтапно. На пути к взрослению настоящим прорывом считается период, когда ребенок начинает ползать на четвереньках. Врождённый рефлекс познания развивает двигательную активность. Когда в зоне досягаемости рук неизученных секретов не остается, любознательный малыш пытается узнать о других предметах, до которых нужно добраться. Самый удобный для этого способ - встать на четвереньки и доползти. Осваивая новую технику передвижения, кроха начинает ощущать свободу и всю прелесть открывающихся перед ним возможностей. Этот этап развития очень важен и полезен для маленьких деток.

В каком возрасте малыш впервые встает на четвереньки

Ползание на четвереньках - это классика, самый распространённый способ передвижения детей раннего возраста. Малыши очень изобретательны в своём стремлении побыстрее познакомиться с окружающим миром, поэтому перемещение может исполняться по-разному.

Детки ползают так, как им нравится. Обычно всё начинается с неуверенных движений, покачиваний и неизбежных падений. Возможны слёзы и синяки, но любопытство сильнее.

Для заботливых родителей мы специально подготовили статью о том как помочь ребенку научиться ползать , обязательно ее прочтите!

С каждым днём увеличивается дистанция и скорость передвижения. Пытливый малыш уже не ограничивается пространством одной комнаты. Он уверенно движется за мамой на кухню, заглядывает в ванную комнату и с любопытством посматривает на входную дверь, пытаясь понять, что там за пределами коридора. Ребёнком управляет жажда познания, но ни один педиатр не даст точного ответа, когда именно появляется потребность в ползании на четвереньках. В этом вопросе норм и строгих сроков не существует. Всё индивидуально и зависит от разных факторов:

  • особенностей нервной системы;
  • строения опорно-двигательного аппарата;
  • психического развития;
  • телосложения;
  • состояния здоровья;
  • инициативы родителей.

Пик активности познавательной деятельности выпадает на возраст 5–7 месяцев. В этот период многие детки начинают сидеть. Ходить они ещё не умеют, поэтому пытаются передвигаться любыми доступными способами. Благодаря ползанию на четвереньках ребёнок начинает думать и логически размышлять. Он видит цель и соображает, как лучше и быстрее до нее добраться. Ему не интересны уже опробованные способы перемещения. Освоив технику синхронного передвижения рук и ног, кроха понимает, насколько удобней и быстрее могут исполняться его желания.

У некоторых детей желание ползать может появиться на только 10–12 месяце. Подвижный и смышлёный ребёнок осваивает новые движения быстрее, поэтому первые попытки у активных малышей можно заметить в 5 месяцев. В 6–7 месяцев большинство из них уже передвигаются ползком и с удовольствием пользуются удобством перемещения на четвереньках в нужном им направлении.

Маленький ребёнок выбирает максимально удобный для себя стиль передвижения. Он должен ползать самостоятельно, прокладывая маршруты и достигая цели. Не мешайте ему в этом стремлении, не переучивайте и не настаивайте на своих методах.

Важность ползания на четвереньках для маленьких детей

Многие дети предпочитают ползать на четвереньках, а не по-пластунски. Именно этот способ педиатры называют полноценным, самым полезным и сложным. Малыш должен не только синхронно передвигать руки и ноги. Он старательно удерживает свое тело в приподнятом положении, координирует движения и учится держать равновесие. У детей формируются изгибы позвоночника, они учатся распределять нагрузку и управлять направлением. Вместе с этим развиваются интеллект, зрительные навыки и моторика.

Не исключено, что кроха пропустит этап ползания на четвереньках и сразу встанет на ножки. Это не отклонение, но полезный навык желательно не пропустить. Ползая, дети получают новые знания, открывают для себя необычные предметы и осваивают незнакомые пространства. Они тщательно изучают всё, что встречается на пути. Постепенно формируется восприятие себя, как отдельного человека. Кроха привыкает к самостоятельности, учится находить и принимать решения.

Стоит ли беспокоиться если ребенок не ползает на четвереньках

Нежелание передвигаться ползком может быть вызвано отклонениями в развитии, избыточным весом и проблемами со здоровьем. В таких случаях требуется участие лечащего врача. Одной из самых частых причин отказа от ползания является чрезмерная услужливость родителей. Они настолько старательны в своем опекунстве, что у ребёнка просто нет необходимости и возможности проявлять свои способности. При отсутствии интереса рождается обычная лень, а это не самое лучшее качество для успешного будущего.

Выводы

На каком месяце у малыша возникает потребность в перемещении на четвереньках спрогнозировать невозможно. Обычно это возраст 5–12 месяцев. Польза такого способа передвижения очевидна и доказана. Если кроха отказывается ползать и причина не связана со здоровьем, попробуйте научить его. Делайте это правильно. Обычные тренировки эффекта не принесут, встать и поползти малыш должен захотеть, а для этого его надо заинтересовать. Просто создайте комфортные условия, наблюдайте за процессом и ненавязчиво помогайте.

Видео по теме

  • Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

    Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

    Когда ребенок начинает ползать

    Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

    Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

    Как начинает ползти ребенок

    Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

    Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

    Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

    Ребенок начал ползать

    Все дети начинают ползать по-разному :

      Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

    Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

      на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

    На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

    На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

    Ползание на четвереньках

    Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

    Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

    Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

    Как научить ребенка ползать

      Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

    Видео - как научить ребенка ползать

    Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

    Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

    Последствия ограничения движения ребенка

    В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

    Использование манежа

    Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

    Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

    Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

    Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

    Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

    Использование ходунков

    Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

    Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

    В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

    «Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

    1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

    Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

    Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

    Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

    1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

    Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

    Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

    Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

    Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

    Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

    Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

    Видео - педиат об использовании ходунков

    Важность ползания, как этапа развития, у современных педиатров не вызывает сомнения. Этот навык влияет на физическую, психоэмоциональную, социологическую сферы становления крохи. О том, когда ребенок начинает ползать и почему это так важно молодые родители задумываются вскоре после его рождения. Давайте подробно разберемся в этой теме.

    Все, что касается здоровья малыша вплоть до года, имеет свои нормы, среднестатистические показатели. И то, во сколько месяцев ползают дети – тоже. Обычно это начинается в 5-7 месяцев. Но не стоит забывать об индивидуальности. Многие детки могут сразу научиться садиться, ходить, а после – поползут, что тоже считается вариантом полноценного развития.

    Если же ребенок ползает в 4 месяца и, скорее всего, делает это по-пластунски, тоже переживать не надо. Значит, он готов познавать мир, помогайте ему в этом.

    Мнения педиатров и детских невропатологов относительно того, во сколько дети начинают ползать, немного расходятся. Первые считают нормой возраст от пяти до семи месяцев. Вторые же расширяют диапазон, считая нормальным начало ползанья как в 4 месяца, так и в девять.

    Сходятся же специалисты обеих профессий в том, что ползанье важно. Его нежелательно пропускать, порою даже стоит стимулировать, учить малютку ползать. Внимательные родители не упустят шанс подзадорить свое чадо, поэтому на вопрос о том, как понять, что ребенок хочет ползать, ответ прост – он будет тянуться в нужном ему направлении, стараться перевернуться, подтянуться, иногда даже капризничать, призывая родителей на помощь.

    От чего же зависит во сколько ребенок поползет?

    Факторов, влияющих на развитие этого полезного навыка много. Среди них можно выделить основные, такие как:

    • Половой признак. Каким бы сильным полом ни считались мальчики, но факт, что большинство из них осваивают ползанье позже девочек, неоспорим. В большинстве случаев нет ничего страшного, когда мальчики начинают ползать в 7–9 месяцев. Им необходимо больше пространства и времени для улучшения своих навыков. Для девочки вполне нормально поползти уже в 4 месяца, ведь они быстрее осваивают все навыки.
    • Индивидуальное развитие. Нормы разработаны давно, но они ни в коем случае не являются точными. Огромную роль всегда играет индивидуальное развитие, наследственность, генотип и прочие физиологические факторы, не зависящие от родителей.
    • Сколь бы сильным не было желание младенца к активному познанию окружающего мира с помощью передвижения, пока не окрепнут мышцы опорно-двигательного аппарата, сделать он этого самостоятельно не сможет.
    • Степень психоэмоционального развития. С каждым месяцем проявляются новые эмоции. Одна из самых сильных – любопытство. Поэтому, если малыш хочет пощупать новый для него предмет, лучше помочь ему самостоятельно доползти, нежели просто вложить вещь в маленькую ручку.
    • Физиологическая готовность центральной нервной системы. Так как все процессы контролируются головным мозгом, он должен быть достаточно сформирован, чтобы младенец контролировал свои движения. Понимает и осознанно двигает ручками и ножками он ближе к двум месяцам, при начальном становлении в мозгу связей, отвечающих за это. А вот возраст, когда малыш начинает ползать наступает на пару месяцев позже, при достаточном формировании необходимых нейронных связей.
    • Соотношение возраста и веса. Педиатры отмечают, что наличие лишнего веса оттягивает момент, когда начинают ползать младенцы, как минимум на несколько недель.
    • Физиотерапия, поощрение активности. Детки, которым делали физиотерапевтические процедуры с первых недель жизни, начинают ползать и сидеть несколько раньше остальных.
    • Помощь. Важную роль играет и стимуляция. Создавая условия для развития навыков ползания, заинтересовывая яркими игрушками, обучая правильным и необходимым движениям, родители помогают малышу поползти.

    Дать ответ на вопрос, когда грудничок начинает ползать, можно лишь обозначив растянутые временные рамки, – с четырех до девяти месяцев. Но родители способны повлиять на его ранее развитие, стимулировав кроху поползти уже в четыре месяца.

    Исходя из этого, делаем вывод что то, как ползают малыши в 6 месяцев зависит не только от них самих, но и от их родителей.

    Этапы становления ползания

    А теперь о том, как начинают ползать малыши впервые и о постепенном улучшении этого умения. Происходит это в несколько этапов. Некоторые детки проходят их все, некоторые могут пропускать один-два:

    • Проще всего младенцу ползти на животе. Сказать точно в каком возрасте ребенок ползает так, сложно, но обычно это три-четыре месяца, когда он предпринимает первые попытки самостоятельного передвижения.
    • Затем, окрепнув, ребенок ползает по-пластунски, с каждым днем осваивая все большие территории дома, улучшая навыки и развивая мускулатуру. Таким образом ребенок ползает в 5 месяцев и до тех пор, пока не освоит следующий этап. Важно помнить, что нормой считается ползанье во всех направлениях. Не нужно переживать, когда грудничок постоянно пятится назад или вбок, это нормальное явление, во сколько бы месяцев он не начал ползать.
    • Как только заметили, что ребенок ползает по-пластунски легко и непринужденно, будьте уверенны – скоро он начнет передвигаться на карачках. При этом упор он будет делать на руки в сочетании с согнутыми в коленях или выпрямленными ножками. Именно ползание на четвереньках педиатры и называют правильным и полноценным ползаньем. Активные детки осваивают его уже в 6 месяцев.

    Ребенок, начавший ползать на животике, может так и не развить этот навык полностью, пропустив несколько шагов. Многие детки и вовсе не ползают, что не мешает им вовремя научиться сидеть, а затем и ходить.

    Физиотерапия – помощница в подготовке к ползанью

    Какая мама не хотела бы научить свою кроху всему, в том числе и ползанью? Сделать это помогут простые упражнения, с помощью которых ползать ребенок научится гораздо быстрее:

    • «Лягушка» – одно из первых упражнений, с которым знакомят еще в роддоме. Оно не только является отличной профилактикой дисплазии, но и помогает подготовить ножки к ползанию. Выполняется в двух вариантах: на спинке и на животике. В положении на спинке мама нежно и аккуратно сгибает, разгибает ножки малыша в позе лягушки. А в положении на животике дает ему возможность самостоятельно отталкиваться от ее ладоней согнутыми ножками.
    • Подъемы – выкладываем ребенка на спинку, даем ему свои большие пальчики, чтобы он крепко за них схватился и, придерживая кисть крохи, приподнимаем ее, постепенно увеличивая градус подъема до 45.
    • Перевороты – положение, как при предыдущем упражнении. Малыша, крепко держащегося за мамины пальцы, плавно переворачиваем с боку на бок, следя за тем, чтобы он успевал поворачивать голову.
    • Покачивания на фитболе – укладываем кроху животиком на мяч головкой от мамы, крепко придерживаем под мышками и плавно покачиваем. Делать упражнение по 1–2 минуты 2 раза в день. Возраст ребенка – от трех месяцев.

    Выполнять упражнения нужно между кормлениями, как минимум через полчаса после еды.

    Делая массаж и упражнения, ласково разговаривайте с малышом, включите спокойную музыку. Все движения делайте максимально нежно, аккуратно и плавно. Если малыш плачет или раздражается – отложите занятия на другое время.

    Делаем массаж

    Полезно делать малышу . Он укрепит организм, поспособствует тому, что ползать ребенок начнет гораздо раньше. Заключается укрепляющий массаж в легких, нежных поглаживаниях сначала ручек, потом ножек, животика, спинки. Выполнять 1–2 раза в день.

    Первый месяц продолжительность массажа не должна превышать 2–3 минуты. Постепенно время можно увеличить до 10 минут, обычно к этому моменту ребенку уже больше шести месяцев.

    Как привлечь ребенка к ползанью?

    • Создание комфортных условий.
    • Наличие ярких игрушек, безопасных предметов, явно интересующих малыша.
    • Поощрение и похвала.
    • Простые физические упражнения, легкий массаж.
    • Пример другого ребенка.

    Не отказывайте себе и крохе в общении. Дети особенно сильно склонны к подражанию, повторению действий друг друга. Поэтому, когда один малыш начинает ползать, остальные в группе непременно быстро станут повторять за ним.

    Даже если малыш только учится ползать, пространство, где он находится должно быть абсолютно безопасным.

    Почему ребенку важно ползать?

    По мнению педиатров, ползание на четвереньках и польза от него неоспоримы. Заключается она в следующем:

    • Укреплении мускулатуры позвоночника, спины, шеи, рук и ног.
    • Активном развитии координации, которая способствует выработке таких навыков, как ориентировка в пространстве, сохранение равновесия, ритмичность, последовательность движений.
    • Формировании физиологически правильных изгибов тела, подготовке позвоночника к прямохождению.
    • Подстегивании развития интеллектуальных способностей.
    • Снятии тонуса мышц, устранении кривошеи и других, подобных проблем в опорно-двигательной системе.

    Когда следует насторожиться?

    О том, почему ребенку полезно ползать на четвереньках уже написали, осталось лишь выяснить, почему кроха иногда не хочет этого делать.

    Наиболее частые причины отказа от ползания:

    • Подтвержденные педиатром и невропатологом имеющиеся заболевания опорно-двигательной, нервной системы, отставание в их развитии. Зачастую эти проблемы довольно быстро обнаруживаются и почти всегда решаются минимальными усилиями родителей.
    • Наличие лишнего веса.
    • Излишняя опека, когда все дается в ручки и не возникает необходимость дотягиваться самостоятельно.