Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным. Как помочь ребёнку в развитии интеллекта

14.07.2019

Под интеллектом, как правило, понимается то, что принято называть «ум». Умный человек, интеллектуал, обладает развитым аналитическим мышлением, легко осваивает новые виды деятельности, демонстрирует хорошую память и развитое воображение, умеет управлять своим вниманием и находить эффективные решения для трудностей самого разного характера. Чтобы ваш ребёнок был успешен, легко заводил новые знакомства, уверенно расставлял приоритеты и упорно добивался своей цели, уделяйте внимание развитию его интеллектуальных способностей уже в раннем детстве.

Простые, но эффективные способы развития интеллекта дошкольника

Способ 1: Творите вместе

  • лепите;
  • рисуйте;
  • займитесь оригами;
  • плетите орнаменты из бисера;
  • создавайте простые и сложные аппликации;
  • пойте дуэтом или организуйте семейный ансамбль;
  • делайте оригинальные фигурки из воздушных шариков.

Вы можете выбрать любой приятный для вас вариант совместного досуга, но при этом обеспечить развитие творческого интеллекта ребёнка. Через творчество малыш получает мощный заряд для развития воображения, образного мышления, эмоциональной сферы.

Важно, чтобы творчество было совместным фактически, а не формально. Найдите возможность увлечься процессом. Не обязательно делать занятия ежедневными, но 2-3 часа в неделю на подобное глубокое погружение в совместное созидание можно выделить даже при напряжённом графике.

Способ 2: Читайте вслух

Чтение вслух, когда читает взрослый, а чадо, удобно устроившись рядом, внимательно слушает, вносит в интеллектуальное развитие ребёнка огромнейший вклад:

  • воспитание сопереживания;
  • обогащение словарного запаса;
  • повышение уровня общей эрудиции;
  • поощрение здоровой любознательности;
  • стимулирование мыслительного процесса.


Если ваш ребёнок уже вступил в старший дошкольный возраст (т. е. ему уже исполнилось 5 лет), вы можете подбирать для чтения произведения, интересные и взрослому читателю. Не ограничивайтесь исключительно простыми и увлекательными для ребёнка сюжетами. Расширяйте детский кругозор, обсуждайте с ним прочитанное, фантазируйте на темы «Что было бы, если бы герой поступил иначе» и «Почему герой оказался в такой ситуации».

Вы удивитесь, как быстро при таком подходе ваш кроха будет демонстрировать аналитический ум и способность мыслить критически. Ваш ребёнок станет достойным собеседником, если вы позволите его интеллекту раскрыться.

Способ 3: Настольные игры

  • пазлы;
  • домино;
  • пятнашки;
  • кубик Рубика;
  • конструктор;
  • лабиринты;
  • шахматы;
  • шашки.

Список настольных игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей и логического мышления можно продолжать и продолжать. Современным родителям есть из чего выбрать! Детские магазины пестрят красочными упаковками и привлекающими внимание названиями.

Идеально, если вы будете выбирать развивающие настольные игры, ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.

Способ 4: Следите за эмоциональным благополучием ребёнка

Чтобы ваши усилия давали именно те результаты, на которые вы рассчитываете, обратите внимание на то, как ощущает себя ребёнок. Какие эмоции у него доминируют, формируя общий эмоциональный настрой:

  • спокойствие, комфорт;
  • уверенность в своих силах;
  • заинтересованность в занятиях;
  • ощущение себя любимым и желанным.

В старшем дошкольном возрасте ребёнку особенно важно получать образцы здоровых социальных взаимоотношений. Он должен видеть в собственной семье, что значит взаимное уважение и поддержка. Не стесняйтесь говорить ласковые слова, хвалить за успехи и подбадривать, когда что-то не удаётся с первого раза. Избегайте оценочной, негативной лексики. Не допускайте, чтобы ребёнок в 5-6 лет сомневался в своих интеллектуальных способностях.

Каждый ребёнок - потенциальный гений. Раскрыть этот потенциал - задача внимательных, любящих взрослых. Впрочем, не обязательно ставить целью воспитание гения, чтобы понимать, как важно развить интеллект у ребёнка перед школой. Развитый интеллект - это основа для успешности малыша в любых его начинаниях.

Развивайте интеллект ребёнка, получая удовольствие от процесса и испытывая гордость от результатов. Пусть ваше родительство будет наполнено счастьем!

Несколько простых советов помогут улучшить работу детского мозга и добиться больших успехов в учебе.

«Уже нет сомнений, что для здоровья детей и взрослых важен сбалансированный рацион, - говорит Эдвард Ф. Групп III, доктор медицины и мануальной терапии, практикующий натуропат. - Все просто: для полноценной работы организму нужны всевозможные полезные вещества, мозг - не исключение, ему тоже требуется «топливо», и получает он его из пищи».

Множество научных исследований показывают, что правильный рацион и здоровые привычки питания «очень важны, чтобы в подростковом возрасте использовать весь потенциал мозга, способствовать психическому развитию и сохранить хорошее самочувствие».

Еда играет значительную роль в обеспечении достаточного прилива крови в мозг. Активнее всего в его работу включаются витамины А, E, С, D и группы В, а также некоторые минералы - магний, натрий, калий и кальций. Витамин В12 обеспечивает активность здоровых клеток (нейронов) мозга, а другие витамины группы В - ниацин, рибофлавин, тиамин и В6 - важны для выработки нейромедиаторов, то есть они обеспечивают согласованную работу клеток.

Существенную роль в развитии мозга и функционировании его нормальных процессов играет докозагексаеновая кислота (ДГК), которая находится в наших «серых клеточках». Научно доказано: ДГК улучшает способность освоения новой информации . Ученые обнаружили, что мультивитаминные и минеральные комплексы «способны значительно улучшать функции мозга здоровых детей». Однако ученые акцентируют внимание не на положительном влиянии обогатителей питания, а на том, как несбалансированный рацион влияет на мозг. Такой прием не случаен - питание современного человека достаточно скудное. Большей части людей не хватает витамина В12 , а уровень меди в организме слишком низок, что «может негативно влиять на мыслительную деятельность». Витамин D , который также важен для нормальной работы мозга, не поступает с пищей в достаточном количестве. Нехватка этого витамина - «частое явление как у взрослых, так и у детей», его дефицит связывают с когнитивными нарушениями, деменцией, слабостью мышц, депрессией и болезнью Альцгеймера.


Другие питательные вещества, необходимые мозгу, - магний, йод, Omega 3, витамин Е, фолиевая кислота, белки и железо . И пока ученые акцентируют внимание на важнейшей роли питательных веществ в работе «серых клеточек» мозга, содержание витаминов и минералов в продуктах питания стремительно уменьшается.

Многим людям не хватает витамина В12, а уровень меди в их организме слишком низок, что« может серьезно влиять на функции мозга».

2 Приготовьте завтрак по правилам

Перед тем как отправить ребенка в школу, обычно родители дают своему школьнику завтрак. И это правильно: наблюдения показывают, что «пропущенный утренний прием пищи ухудшает мышление и способность к обучению». В странах, где в школах предусмотрен завтрак, у учеников не только улучшаются память, внимание, креативность, математические и вербальные способности - утренняя трапеза также положительно влияет на достижения в учебе и когнитивные функции. Завтрак особенно важен для детей в возрасте от 4 до 10 лет: как показывает томография, глюкоза (главное топливо мозга) в этом возрасте перерабатывается вдвое быстрее, чем у подростков.


Однако отказ от утреннего приема пищи - обычная привычка 40% подростков развитых стран. Но даже у тех, кто не пропускает завтрак, меню оставляет желать лучшего. Например, американские тинейджеры предпочитают с утра холодные сухие хлопья и фруктовый сок. Углеводы, которые содержатся во фруктах и зерновых продуктах (хлеб, хлопья), быстро превращаются в глюкозу, которая питает мозг. Более того, углеводы способствуют выделению нейромедиатора серотонина, это помогает успокоиться накануне важной проверочной работы. Но большая часть сухих хлопьев не имеет никакой ценности - они основательно переработаны, содержат генетически модифицированную муку и кукурузу, а также много сахара. Одна порция хлопьев в день в течение года добавляет в рацион ребенка 4,5 кг сахара. И речь идет не только о хлопьях. Ради прибыли производители отказываются от качества и питательных веществ во многих продуктах. Тот же состав фруктовых соков тоже нельзя назвать полезным. Яблочный сок, созданный для рынка широкого потребления, содержит примерно столько же сахара, сколько банка сладкой газировки: в коле содержится 10 стол. ложек сахара, а в соке - 8. В целом соки ежедневно пополняют рацион американских подростков до 22 стол. ложек сахара (британских тинеджеров - до 18,5), а детей в возрасте от 4 до 10 лет-до 15 стол. ложек сахара.


Подобный рацион вызывает резкий подъем уровня сахара в крови и заставляет поджелудочную железу выбрасывать много инсулина. Он быстро утилизирует простые углеводы, всосавшиеся из съеденного батончика или выпитого стакана газировки, и поскольку дальнейших поступлений сахара не происходит, снижает уровень глюкозы в крови ниже допустимого предела. Результат - слабость, головокружение, сложности с концентрацией, тревога и усталость через 20–30 минут после того, как ребенок съел сладкое. К тому же постоянный высокий уровень сахара уменьшает способность мозга ощущать сытость, что может привести к перееданию и ожирению.

Большое количество сахара - не единственный враг для IQ. Под подозрением также находятся зерновые, из которых делают хлопья, сухарики и кексы. Невролог Дэвид Перлмуттер, доктор медицины, автор бестселлера Grain Brain, который получил приз Лайнуса Полинга за работу в науке питания, обнаружил: даже если человек всю жизнь ест, казалось бы, ценные зерновые продукты (даже экологически чистые), в организме могут появиться воспалительные процессы, которые способны вызвать синдром дефицита внимания, болезнь Альцгеймера, депрессию и другие проблемы со здоровьем.

Что лучше есть утром?

Лучший завтрак состоит из... яиц. Он готовит из них разные блюда: вегетарианский омлет, итальянский фриттата, дополненный соленым лососем, и т.п. Долгое время яйца считались вредными для здоровья (так же, как и все продукты, повышающие уровень холестерина), однако, на самом деле это отличный источник белков. Кроме того, яйца содержат необходимые организму аминокислоты, витамины А, D, В12, железо, холин, ненасыщенные жирные кислоты и холестерин - не зря 25% человеческого мозга состоит именно из него.


Чтобы избежать однообразия, невролог советует не забывать про закуски, приготовленные из необработанных орехов, кокосовых хлопьев, свежих ягод (желательно из клубники и черники) и молока.

7 продуктов, которые стимулируют работу мозга ребенка

Американский ученый в области питания Джиль Касл рекомендует продукты, которые усиливают когнитивные возможности.

Авокадо. Богат полезными жирными кислотами Omega 3, которые усиливают прилив крови в мозг. Его мякоть можно намазывать на хлеб или, разрезав плод на две части, слегка посыпать гималайской солью.


Черника. Эта ягода-отличный источник флавоноидов, поэтому улучшает память, внимание, логические мышление. Горстку черники смешайте с натуральным греческим йогуртом, налейте смесь в бутылку и дайте ребенку в школу. А если чернику залить молоком, можно получить отличный десерт!

Темный шоколад. Флавонолы, которые содержат бобы какао, усиливают приток крови в мозг, поэтому активизируют мыслительную деятельность и улучшают настроение.

Яйца. В одном желтке содержится примерно 200 мг холина, а он очень важен для детей до 8 лет. В яйцах также есть железо, фолат (фолиевая кислота) и витамин А.

Жирная рыба. Ненасыщенные жирные кислоты Omega 3, которые содержатся в морепродуктах (лосось, скумбрия, сардины), повышают способность решать проблемы и концентрироваться на сложной задаче, а также улучшают память.

Орехи. Являются отличным источником мононенасыщенных жирных кислот, в их составе также много витамина Е, который защищает мозг от дегенеративных болезней.

Оливки. Мононенасыщенные жирные кислоты, которые содержат оливки, обеспечивают приток кислорода в мозг. Более того, масло из этих плодов - отличный источник ценных антиоксидантов.

3 Убедитесь, что ребенок хорошо высыпается


«На эффективность работы мозга влияют многие факторы, в том числе физическая активность, хороший сон и сбалансированный рацион », - говорит доктор наук, сертифицированный и лицензированный специалист по питанию в Коннектикуте Джиль Касл. Достаточное количество сна настолько важно для успехов в учебе, что в 2014 году специалисты Академии педиатров США разработали рекомендации для начальных и средних классов (с 6-го по 12-й), в которых настойчиво советовали руководству школ начинать занятия не раньше 8.30.

Существует один научный факт, который большинство отцов не захотели бы слышать. Это факт, что интеллект ребенка происходит от матери, потому что ген интеллекта осуществляется по Х-хромосоме. Таким образом, это говорит о том, если вы хотите иметь интеллектуальных детей, женитесь на умной женщине! Но, конечно же, дело не только в генах. Есть и другие факторы, определяющие уровень интеллекта, такие как: среда, в которой ребенок находится, стиль воспитания, а в самом начале - стимуляции. Хорошей новостью является то, эти факторы модифицируемые и не предопределены наследственностью. Таким образом, даже если у вас нет «необходимых генов», для начала, внимательно присмотритесь на эти модифицируемые факторы. Возможно, они могут оказать бОльшую помощь для того, чтобы повысить интеллект ребенка. Итак, перечислим эти 10 способов стимуляции интеллекта ребенка.

✔ Слушайте классическую музыку (Моцарт, Бах и др.) , в то время как ребенок все еще у вас под сердцем. Некоторые эксперты говорят, что ребенок уже может слышать на стадии 7 месяцев беременности, и звуки музыку будут обеспечивать раннюю стимуляцию нейронов в головном мозге.

✔ Касания имеют жизненно важное значение для детей. Чувство осязания позволяет малышу чувствовать себя в безопасности и способствует развитию эмоционального интеллекта. Напротив, когда дети не чувствуют себя в безопасности, их способность к обучению снижается.

✔ Предоставить ребенку полноценное питание. Даже во время беременности необходимо соблюдать качественную диету, пересмотреть свой рацион. Ниже Вы найдете ссылки на статьи о питании во время беременности. Известно ли вам, что докозагексаенова кислота (DHA) является наиболее распространенной из жирных кислот в мозге, которая имеет решающее значение для здоровья мозга, от младенчества до старости? И к сожалению, наш рацион не богат DHA, поэтому матерям рекомендуется принимать добавки. DHA - полиненасыщенная жирная кислота группы омега-3. Она содержится в таких продуктах, как: жирная рыба (скумбрия, озерная форель, сельдь, сардины, тунец и лосось). Также, Омега-3 капсулы доступны для приобретения на рынке.

✔ Установить тесную, любящую, ласковую атмосферу и теплые отношения с вашим ребенком. Миндалина мозга регулирует эмоции, который ребенок испытывает. Когда же ребенок чувствует себя под угрозой, миндалина создает чувство «бежать или сражаться», которое позволяет эмоции взять верх и закрыть интеллектуальные части мозга.

✔ Обеспечить ребенка разнообразием в реальном мире. Лучшее обучение для ребенка является активное участие. Он еще в восторге от подсчета камней или изучения различных цветов, когда он помогает маме и папе на даче в одну корзину складывать зеленые огурчики, а в другую - красные помидорчики.

✔ Пусть ребенок исследует вещи, позволяйте ему самостоятельно заниматься своими игрушками под вашим присмотром, конечно. Это будет развивать его творческую сторону, заставляя его мозг думать и учиться новому.

✔ Ограничьте доступ к телевизору и компьютерным играм. Телевидение и компьютерные игры будут держать ребенка в специфическом режиме, который будет ограждать его от богатого мира реальности мешать естественному взаимодействию с ним.

✔ Детям не нужны сложные и дорогие игрушки. Проведенные исследования показали, что дети больше заинтересованы в действиях игрушки, чем в результатах, которая она производит. Таким образом, взаимодействие родителей с играющим ребенком было бы наиболее выгодным, потому что дети учатся и по реакции родителей тоже.

✔ Поощряйте ребенка когда он решает поставленные задачи.

✔ Хвалите вашего ребенка за усилия, а не только его интеллект. Похвала за проведенные действа, такие как стратегия, самоотверженность, обязательства, дает детям представление, что для достижения целей необходимо потрудиться.

Вопреки тому, что многие родители считают, что мозг ребенка как губка, которая впитывает знания на раз, интеллект ребенка является динамическим процессом. Мозг ребенка можно сравнить с мышцами - ему необходима тренировка, он становится все сильнее, когда его активно используют. Таким образом, мы должны позволить и способствовать тому, чтобы наши дети получали опыт, исследуя окружающий его реальный мир.

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение.

Для начала определим что же такое способности:

  • Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
  • Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.
Назовем эти общие способности так:

  1. Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;
  2. Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;
  3. Обучаемость — способность приобретать новые знания.

Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?».
Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

  • Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.
  • Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребенка.
  • У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.
  • У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.
  • Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!

Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка, Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще — поддерживайте у ребенка высокую самооценку.
Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:

  • Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
  • Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
  • Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
  • Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности

Креативность — умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей.
По-настоящему креативный ребенок — всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.

Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка?

Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.


Об обучаемости

Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:


  • Чаще задавайте ребенку вопросы;
  • Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
  • На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
  • Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
  • Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

О сенсорном развитии ребенка

Возможно, вы приобретаете в магазинах игрушки, которые, как утверждают производители и продавцы, развивают у ребенка восприятие цвета и формы, знакомят с пространственными отношениями, временем и т. д. В каждой семье сейчас достаточно много таких игрушек.

К сожалению, наряду с большим количеством плюсов детских развивающих игр и игрушек, есть один существенный минус. С игрушкой можно делать все что угодно, а самое главное — она не дает обратной связи и не может выразить собственного желания или нежелания во время взаимодействия.

В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей — чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.

Только богатый мир окружающей природы помогает детям перенести свои впечатления в мир творческого воображения, повышает интерес к овладению новых умений и навыков, получению дополнительных знаний.

Все, что нужно для нормального сенсорного развития — это восстановить естественный контакт с природой.

Подведем итоги — развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!