Что такое мелкая моторика рук у детей. Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком. Основные принципы организации головного мозга

23.07.2019

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:

  • Тренируйтесь с малышом ежедневно (по возможности 2-3 раза в день). Упражнение занимает 2-3 минуты.
  • Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
  • Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
  • Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
  • Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.

Мелкая моторика в 3-4 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики : 1

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

  • Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.

  • Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

  • Посидели дома?

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

  • И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

  • Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

  • Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

  • Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

  • И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики : 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

  • Ручки-ножки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.

  • Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

  • Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

  • Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

Мелкая моторика в 4-4,5 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик (с края). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе (под грудь можно подложить валик).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус (он с края). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 5

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.

Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент (под грудь положите валик).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.

  • Вот какой у нас артист,
  • Знаменитый пианист!
  • Заиграет он сейчас,
  • Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.

Мелкая моторика в 5-6 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 6

Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

  • Вот такой прыгучий мяч!

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.

  • Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

  • Так и просится играть!

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.

  • Трудно будет удержать!

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:

  • Так и просится играть!

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.

  • Трудно будет удержать!

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш (лежа на животике или сидя) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.

Развитие моторики у детей – очень важная составляющая его общего развития. По мере взросления, начиная с рождения, младенец постепенно начинает познавать азы движения тела, головы, рук.

Для того чтобы стимулировать у малыша правильные двигательные навыки, врачами разработаны целые методики последовательного развития общей и мелкой моторики .

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность движения рук с тремя основными системами организма – нервной, мышечной и костно-связочной. В разговорной речи мелкую моторику часто называют ловкостью рук , тесно связывая ее с быстрой реакцией и логическим мышлением. Занимаясь с ребенком, очень важно проводить занятия по мелкой моторике, особенно для детей дошкольного возраста.

Развивая двигательные функции ребенка, мы укрепляем память, зрительную и нервную систему. Известны факты, когда слабовидящие и незрячие дети имеют очень сильную моторику, являющуюся для таких людей замещающим фактором их развития. На ранних этапах развития необходимо провести диагностику моторики, чтобы определить насколько правильно развивается малыш, нет ли патологий в двигательной или нервной системе маленького организма.

Нарушение мелкой моторики, как правило, очень связано с , ведь за движение рук и ног отвечает речевой отдел коры головного мозга. Для того чтобы дать возможность малышу правильно развиваться, не отставая от сверстников, нужно практиковать с ним занятия лепкой, рисованием, сборкой конструкторов из мелких деталей, мозаики или пазлов.

Мелкая моторика и речь – две взаимосвязанные функции детского организма. В раннем возрасте на этапе становления речи, вы можете проводить занятия, связанные со строительством домиков из большого количества кубиков или нанизывание колец на стержень пирамидки. Хватательные движения малыша, понимание – куда и для чего он переносит кубики или кольца, и в какой последовательности он должен это делать быстро развивают мелкую моторику, а, как следствие, – умственные способности и речь.

Чтобы понимать, как правильно развивать мелкую моторику, необходимо определить – нет ли у ребенка отставания в развитии. Побывав на , обратите его внимание на движения, если вам кажется, что малыш ограничен в них или у него отсутствует координация. Ранняя диагностика и быстро принятые меры позволят родителям вовремя отреагировать на возможные отставания в развитии.

Моторика у детей в возрасте до года

В самом начале только что принесенный из роддома младенец совершает неосознанные подергивания ручками и ножками, не умеет держать голову и самостоятельно переворачиваться. Однако в первые полгода жизни новорожденный шаг за шагом осваивает новые движения , становится активнее.

Мелкая моторика ребенка будет развиваться гораздо быстрее, если вы окажете ему в этом помощь. В силах родителей дать своему чаду больше свободы, поощряя его двигаться. Распеленайте новорожденного и дайте ему как можно больше воли. Даже во время сна движение ног и рук будет укреплять мышцы малыша.

Мелкая моторика рук у детей появляется уже в месячном возрасте. Поднесите к ладошке малыша указательный палец и, почувствовав его, младенец сразу же сожмет кулачок. В двух-трех месячном возрасте развесьте над головой в кроватке или коляске яркие игрушки. Во время бодрствования малыш начнет бить по ним ручками, а со временем хватать их.

У детей развитие мелкой моторики рук происходит очень быстро. В возрасте 3-х месяцев новорожденный уже может сжимать руку, он недолго (до10-15 секунд), но достаточно уверенно будет держать в руке мелкую игрушку. Внимание в этом возрасте еще рассеяно, но хватательные движения с каждым днем становятся более уверенными.

До 6 месяцев , развивая мелкую моторику, регулярно занимайтесь с младенцем. Больше играйте с ним, заставляя делать какие-то движения руками, ногами, головой и телом. По несколько раз в день выкладывайте малыша на животик, на расстоянии вытянутой ручки раскладывайте некрупные игрушки. Вначале малыш будет рассматривать игрушки, а затем начнет тянуть к ним ручки, хватать, подтягивать к себе.

От 6 и до 10 месяцев необходимо подготовить малыша к ходьбе, ведь не пройдет и нескольких месяцев, как он начнет пытаться передвигаться самостоятельно. Для этого всячески укрепляйте ноги – делайте массажи, растягивающие упражнения, отталкивающие. В этом возрасте дети, как правило, уже достаточно устойчиво сидят в манеже. Положите малышу побольше игрушек. Мелкая моторика рук в том возрасте позволяет развивать и другие мышцы. Потянувшись за игрушкой, малыш укрепляет мышцы спины и торс, пытаясь встать, ухватившись за сетку манежа, – ноги.

От 10 месяцев и до года можно начинать тренировать движения поэтапно. Можно разбросать в манеже или кроватке небольшие игрушки и показать, как складывать их в одно место. Такие упражнения на мелкую моторику позволят малышу хорошо развивать координацию и акцентировать свое внимание.

Для того чтобы скоординировать у ребенка развитие двигательных функций, а может быть и ускорить этот процесс, с малышом необходимо регулярно заниматься. Даже просто находясь рядом с ребенком, подавая ему игрушки и рассказывая, что вы делаете, можно быстро обучить малыша не только ловким движениям, но и новым словам, правильному произношению.

Мелкая моторика у детей от года до 3-х лет

Развивая ловкость в возрасте года или двух лет, вы демонстрируете ребенку возможности его пальцев и рук. Постепенно малыш осознает, что такое осязание, когда берет в руки предметы различной формы и фактуры. Мелкая моторика для детей в этом возрасте представляет познание им процессов координации.

Именно такие дети впервые начинают самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать, пусть даже неправильно, ботинки, переливать жидкость из одной емкости в другую. Мелкая моторика дошкольников в этом возрасте чаще всего быстро развивается в процессе игр. Учите малыша, играя с ним, рассказывая сказки, басни и поговорки, разучивая считалки и стишки. В это время манипуляция и жестикуляция руками покажется ребенку естественным явлением.

Мелкая моторика в 2 года – невероятно важные шаги в общем развитии ребенка. Как известно, в этом возрасте малыш начинает активно разговаривать, все больше познавая мир. Учитывая то, что участки коры головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук, находятся совсем рядом, занимаясь с малышом различными упражнениями, мы активно стимулируем его говорить. Это невероятно, но это факт – дети с повышенной физической активностью начинают разговаривать гораздо быстрее, и раньше всех – складывать отдельные слова в предложения.

В возрасте до 3-х лет малыш уже отчетливо знает названия многих предметов. В виде игры можно попросить сына или дочь помочь маме убрать в комнате. При этом занятия по мелкой моторике будут параллельно тренировать память, стимулировать мышцы по время нагибаний или приседаний за игрушками и предметами.

Развитие моторики 3 года можно проводить в виде игры, как и любое обучение в таком возрасте. Будет замечательно, если вы учтете пожелания ребенка, играя с ним в его любимую игру. Ведь именно это и поможет малышу беспрекословно принять некоторые изменения в правилах и акцентировать внимание на том, что нового предложите ему вы.

Мелкая моторика для детей 4-5 лет

Мелкая моторика дошкольников в возрасте 4-5 лет подразумевает развитие у ребенка многих движений уже в режиме автоматизма. Например, сидя за обеденным столом, маленький член семьи может поддерживать разговор со взрослыми и умело владеть ложкой или вилкой.

Единственное, с какими трудностями может столкнуться малыш – это с выполнением более точных координированных движений.

В этом возрасте дети с удовольствием играют в развивающие логические игры. Родителям необходимо повсеместно поддерживать такие стремления. Мелкая моторика для детей без логического мышления в этом возрасте просто невозможна. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией выкладывают мозаику и при этом активно думают. Активизируя основные участки мозга, ребенок быстрее развивает моторику рук, что в значительной степени сокращает риски такого заболевания, как дисграфия.

Мелкая моторика у детей дошкольного возраста прекрасно развивается при помощи игр. Одной из эффективных в этом смысле для родителей может стать игра «Повтори движение». Вы садитесь с малышом друг напротив друга и показываете ему различные фигурки, созданные из ладоней и пальцев рук. Малыш должен повторить вашу фигурку.

Развитие мелкой моторики в 4 года требует принятия самостоятельных решений. Дайте ребенку больше свободы в этой игре. Пусть он подойдет к вам, внимательно рассмотрит, каким образом вам удается переплести или скрестить пальцы рук и попытается повторить так же.

Для следующей игры необходимо подготовить сосуд с горлышком меньше, чем основание. В него опускается знакомый малышу предмет, но так, чтобы он это не видел. Затем попросите ребенка опустить руку в сосуд и на ощупь определить – что именно за предмет там лежит.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, благодаря такой игре, тесно связано с логикой мышления, воображением и памятью. Ощупывая то, что находится в сосуде, малыш непроизвольно вспоминает все знакомые ему предметы, сравнивает их и анализирует вероятность совпадений.

«Мелкая моторика» — это выражение известно всем родителям. Однако не всегда взрослые понимают, зачем нужно развитие мелкой моторики рук у детей. Умственное развитие малышей, их память, интеллектуальное развитие, внимательность, мышление, речь — все это зависит от того, насколько ловки пальчики рук крохи.

Родители часто интересуются, что подразумевают под мелкой моторикой, как происходит развитие мелкой моторики пальчиков. Интерес вызывает и то, какие занятия, упражнения для развития моторики можно делать, как без ущерба для развития ребёнка проводить такие занятия.

Моторное развитие ребенка начинает активную фазу с момента появления на свет маленького человечка. Моторика — это двигательная активность, двигательные процессы, а также взаимодействующие с ними явления физиологии, психологии.

Развитие моторики у детей особенно важно в связи с тем, что моторный и речевой центр головного мозга расположены очень близко. При стимулировании, развитии моторных навыков происходит активизация способности к речи, формируются интеллектуальные, логические способности.

Моторика подразделяется на 2 вида:

  • Мелкая — в процессе по манипулированию небольшими предметами задействованы только мелкие мышцы кистей рук, пальчики ручек, ножек.
  • Крупная — это ползание, ходьба, бег, любая двигательная активность всего организма.

На кончиках пальчиков расположено неимоверное количество нервных окончаний. Через поступающие в головной мозг импульсы от этих нервных окончаний кроха получает и обрабатывает огромный объем информации. Чем больше информации получает головной мозг, тем быстрее, активнее происходит умственное совершенствование малышей. Пеленая младенца, поглаживая кожицу крохи, нежно и мягко разгибая пальчики рук, мама уже делает упражнения, которые начинают формировать ловкость, двигательную активность.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Это развитие имеет свои особенности. Прежде всего, кроха не может сообщить словами — больно ему, неприятно, или не нравятся физические упражнения. Мамочка должна сама следить за самочувствием грудничка.

Упражнения, легких массаж пальчиков рук, ножек можно делать до 5 раз в день, когда малыш проснулся, проявляет активность. Для детишек до 3-х лет длительность таких процедур не должна превышать 4-5 минут. Если несмышленыш начинает плакать, кривить губки, дергать ручками — следует прекратить упражнения, вызывающие подобную реакцию.

Только родившийся младенец уже начинает сам заниматься мелкой моторикой: разжимает, сжимает кулачки, рассматривает свои ручки, пытаясь подвести их поближе к лицу. Кроха хватает ручками пустышку, которая выпала, пытается потрогать яркие погремушки. Все эти простые действия уже развивают ловкость пальчиков.

Мамочка может поддержать, направить самопроизвольное развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Перед глазками грудничка, на небольшом расстоянии, чтобы кроха мог дотянуться, можно повесить игрушки разной формы с разнообразной фактурой, чтобы, дотрагиваясь до таких игрушек, малыш получал дополнительную информацию через ощущения пальчиков.

Проблемы, связанные со слабым развитием мелкой моторики

Совершенствованием двигательной активности, ловкости кистей рук, пальчиков могут заниматься специалисты, родители, сам ребенок. Массаж, который могут делать профессионалы, в домашних условиях под силу и взрослым родственникам крохи. В случае самоустранения родителей от дополнительных занятий с детьми у несмышленышей возникает множество проблем в связи с низким развитием мелкой моторики:

  • Малыши позже осваивают речь, у таких крох часто образуются дефекты речи, для корректировки которых потребуются длительные занятия с логопедами.
  • Слабая внимательность, недостаточная способность логически мыслить. Творческие способности практически не развиты.
  • Проблемы с чтением: ребенок долго осваивает чтение по слогам. Трудно запоминает цифры, буквы, не может правильно их повторить на листе тетради.
  • Из-за отставания по усвоению нового материала в школе будут возникать трудности с адаптацией к учебному процессу.
  • Дошколята со слабо развитой мелкой моторикой не способны провести прямую линию, написать несколько раз буквы в прописи.
  • Малыш не умеет или с большим трудом пользуется ножницами. Не сформировано умение правильно держать ручку, фломастер, карандаш.
  • Плохая координация движения, малыш делает много лишних движений, быстро устает. Практически не умеет самостоятельно одеваться, раздеваться.

Если ребенок видит свое отставание от других сверстников, у него может развиться чувство неполноценности, которое выплескивается в агрессивное поведение. Детский коллектив может быть достаточно жесток со сверстниками, которые отстают в развитии, особенно в начальных классах.

Необходимо уделять своим чадам дополнительное внимание в раннем возрасте, чтобы не столкнуться с большими проблемами в процессе школьного обучения. Развитие мелкой моторики у детей должно стоять на одном из первых мест у родителей, заботящихся о благополучии своего подрастающего поколения.

Игры для развития мелкой моторики

Через игры малыши получают большой пласт знаний, умений, которые помогут в дальнейшей жизни. Развивать ловкость пальчиков также легче всего в процессе игры с малышом. Одни из самых популярных и доступных — это пальчиковые игры, не требующие специальной подготовки, а также не нуждающиеся в дорогостоящих пособиях.


Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики, а также развивает интеллектуальные артистические способности крохи. В продаже много куколок, которых можно использовать в пальчиковом театре. Малыш обязательно захочет сам попробовать, продемонстрировать какую-нибудь сценку с куклой, которую надевают на палец.

Развитие мелкой моторики в творчестве

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста включает и формирование, совершенствование творческих способностей. Маленькие непоседы не приемлют скуки и монотонности. Привлечь их внимание может что-то новое, яркое или необычное явление. Легче всего добиться такого внимания, включая дошколят в процесс созидательного творчества. Еще совсем крохи рисуют пальчиками, лепят поделки из теста.

Рисование пальчиковыми красками, которые безобидны для детей по химическому составу, можно начинать с раннего возраста. Для маленьких художников, рисующих пальчиками, лучше всего приготовить место для творчества заранее. Убрать все тяжелые, бьющиеся предметы, приготовить большой стол или выделить место на полу, которое лучше застелить моющейся клеёнкой. Пальчиками лучше рисовать на большом листе бумаги или ватмане.

Рисование красками для пальчиков развивает у детворы понимание цветов, их сочетания, позволяет проявлять свою фантазию в рисунках. После 2-х лет малышам уже можно покупать раскраски, сначала водяные, позже обычные раскраски. Водяные раскраски позволят крохе научиться держать правильно кисть.

Виды творчества

  • Лепка. Пластилин — достаточно трудный для маленьких пальчиков материал, поэтому деткам до 3 лет лучше предоставлять возможность заниматься лепкой с мягким тестом. После 3 лет чадо может пробовать лепить поделки из пластилина, так как физически малыш уже более крепок и может работать со сложными материалами.
  • Аппликация. Трехлетние детишки уже начинают осваивать ножницы, вырезают квадрат, круг, треугольник. Для развития моторики пальчиков, а также усидчивости можно учить дошкольника делать первые аппликации, пусть пока из 2-3 деталей. Например, сделать аппликацию дома. Вырезать квадрат для домика, треугольник — для крыши.
  • Оригами. Если родители не умеют делать поделки из бумаги, существует много кружков для малышей, где их научат основам конструирования из бумаги. Обучение оригами кроме совершенствования мелкой моторики влияет на усидчивость, внимательность крохи. У ребенка развивается кропотливость, а также чувство аккуратности. Для занятий оригами нужны только бумага и твердая поверхность.
  • Конструирование. В играх непосед, начиная с 3-х лет, появляются пазлы. Сначала они сделаны из мягкого материала, состоят из 4-6 крупных деталей. С взрослением чада размер деталей уменьшается, а количество — увеличивается. Сами пазлы становятся более сложными.

Первые конструкторы должны быть также из крупных деталей, хорошо и легко соединяющихся между собой. Собирая конструктор, малыш развивает не только ловкость пальчиков, но и свою внимательность, усидчивость, целеустремленность, умение достигать поставленной цели.

Конструкторы относятся к тем играм, которые развивают пространственное мышление ребенка, его внимательность, воображение. Не заставляйте кроху собирать конструктор по инструкции. Соберите несколько раз с ребенком домик, машину, самолет. Предложите малышу самому придумать и собрать то, что он хочет. Конструирование предоставляет множество возможностей для творчества, это один из лучших вариантов совершенствования моторики кисти, пальцев и подготовки чада к школе.

Подготовка к школе

Начиная с 4 лет, в детских дошкольных учреждениях проводится подготовка детишек к школьному обучению. В рамках такого обучения совершенствование мелкой моторики занимает особое место. Маленькие непоседы все так же рисуют, лепят, собирают конструкторы. Только теперь, учитывая, что дети подросли, время занятий увеличивается, усложняются задания.

В возрасте 4-5 лет ребятня стремится заниматься творчеством самостоятельно, без помощи взрослых. Можно дать непоседе задание, пускай покажет свои возможности. На рисовании малыши уже рисуют мелкие детали, раскрашивают их. Например, окошко в доме с занавесками, бантик на прическе у девочки, цветной руль на велосипеде.

Аппликации усложняются. Теперь малыш умеет вырезать несколько геометрических фигур, создавать сам из них картинку, приклеивать полоски бумаги самостоятельно. Кроме пальчикового рисования, ребенок уже рисует гуашью, осваивает акварельные краски. Конструкторы становятся более сложными.

Занятия с детьми 6-7 лет

Ребятня усиленно готовится к поступлению в школу. Работа по развитию мелкой моторики тоже усложняется. Стремясь развивать навыки чтения, письма, счета необходимо больше внимания уделять различным занятиям и упражнениям, развивающим ловкость пальцев малышей.


Психологи, педагоги советуют заниматься развитием малыша регулярно, целенаправленно. Не стоит ждать, когда кроха сам научится, без помощи взрослых. Или, получив замечания от педиатра, что малыш начинает отставать от сверстников, срочно искать воспитателей, которые займутся вашим ребенком.

Проявлять внимательность, заботу, любовь к подрастающему поколению следует постоянно. Нежелание заниматься развитием мелкой моторики крохи, пока он маленький, приведет к проблемам в освоении школьной программы.

В данной статье мы рассмотрим предмет того, чем является мелкая моторика, способы её развития и то, какое значение она играет в развитии речи ребенка.

Что такое мелкая моторика, ее значение

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.
Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе).

Основные этапы развития моторных навыков руки

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.
Ниже представлены возможности мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.

  • 2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;
  • 3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;
  • 8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;
  • 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
  • 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
  • 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
  • 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;
  • 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;
  • 2–3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;
  • 3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;
  • 4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали), рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела), копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;
  • 5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).

Способы развития мелкой моторики

В качестве вариантов работы могут быть:

Известные забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

  • «Сорока-белобока...»,
  • «Ладушки-ладушки...»,
  • «Идет коза рогатая...»,
  • «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
  • "Этот пальчик дедушка...” и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия.
Эти игры дают возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

  1. Развивающие игрушки:

Перечисленные варианты игрушек развивают мелкую моторику руки (последовательность и точность движений), координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии), способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета. Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек. Подобные игры тренируют способность анализировать информацию и принимать решение с учетом условий, способность действовать по образцу и самостоятельно, тренеруют усидчивость, терпеливость, сосредоточенность на деятельности, аккуратность и способность получать эстетическое удовольствие от конечного результата. Все это оказывает формирующее влияние на умственное и личностное развитие ребенка. Так же данный вид игр благотворно влияет на подготовку к школе (особенно в овладении письмом).

  1. Рисование несложных геометрических фигур, букв, цифр в воздухе и на столе пальцем ведущей руки, затем другой рукой и обеими руками вместе.

При подборе игровых упражнений и игрового материала следует учитывать ряд принципов:

  • учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка (как простой, так и сложный вид работы лишает ребенка интереса к выполнению);
  • важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат. Личностные отношения взрослого и ребенка должны строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности (ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях);
  • занятие - это игра (овладение новой информацией должно приносить детям радость, быть интересным процессом);
  • хвалить ребенка;
  • игра должна быть доведена до конца (даже если вызывала затруднения);
  • во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы — уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес;
  • работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически;
  • учитывать длительность проведения работы (деятельность должна увлекать ребенка, а не утомлять его, лишая сил);
  • упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений (от простого к сложному).

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, но и в более позднем возрасте упражнения будут полезны и эффективны.
Уже грудному младенцу (6-7 месяцев) можно поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, массировать пальчики вдоль и поперек, затем спиралевидным способом. Взрослый может сгибать и разгибать пальчики ребенка, удерживая в своей руке.
В 10 месяцев катать между ладошками и пальчиками шарики, мячики и палочки разного размера, рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.
С возрастом и навыком работа усложняется и становится более разнообразной.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Общая информация

Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак). Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

Следует отличать следующие виды моторики:

  • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
  • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.

информация Как мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.

Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.

Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

Крупная моторика у детей

В ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей. Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

Возраст Крупная моторика
0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

Развитие мелкой моторики у детей

Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

  • застегивать пуговицы;
  • писать;
  • рисовать и т.п.

важно Игры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

Календарь развития мелкой моторики у ребенка

Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

4-12 месяцев

В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

1-2 года

Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

3-4 года

Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

4-5 лет

В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

5-6 лет

Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу . Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы . Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки . Всегда руководствуйтесь принципом «от большого - к маленькому».

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек . К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

Также можно играть с малышом в «Угадайку» . Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики . Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

Мозаика является замечательным дополнением . Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада. Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка. Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.