Ветераны по гражданско патриотическому воспитанию молодежи. Омутинский районный совет ветеранов проводит работу по патриотическому воспитанию молодежи. Комиссия о патриотической работе

28.06.2020

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»

Растим патриотов




Саранск, 201 6

Приоритетным направлением воспитательной работы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38» является гражданско-патриотическое.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и молодость - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к собственной Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников обязано вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой люд, уважение к его великим свершениям и достойным страничкам прошедшего. Многое требуется от школы: её роль в этом плане нереально переоценить.

Для осуществления работы по данному направлению воспитания в школе созданы определённые условия: развёрнутый план работы по патриотическому воспитанию, библиотека, наглядная агитация, спортивная площадка; определенные формы патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание осуществляется в тесной связи с общественными организациями: Совет ветеранов Пролетарского района.

Большая роль в патриотическом воспитании отводится учителям – предметникам. Краеведческий материал внесен в преподавании русского языка (сбор и изучение фольклора республики), литературы (изучение творчества местных писателей), биологии (изучение растительного и животного мира родного края), географии, истории, природоведения, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения.

В течение учебного года педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства.

В школьном музее создан Уголок Боевой. За несколько лет мы смогли собрать огромный материал, увлечь поисковой и исследовательской работой многих ребят и учителей.

В музее проводятся торжественные мероприятия, посвященные истории нашей страны, города и школы. Оформляются новые экспозиции, альбомы.

В соответствии с программой патриотического воспитания граждан России в школе отмечаются дни воинской Славы России, в которых принимают участие не только ветераны, но и выпускники, отслужившие в Вооруженных Силах страны. Такой мужской разговор очень нужен сегодняшним мальчишкам, ведь некоторые из них, к сожалению, растут без сильного мужского плеча рядом.

Важной частью системы патриотической воспитательной работы являются традиции, к которым можно отнести общешкольные праздники и мероприятия: «Осенний бал», «День учителя», «День самоуправления», «День пожилого человека», « Мы – граждане России», «Конкурс патриотической песни», Посвящение учащихся в детские организации «Светлячки» и «Пульсар», «Праздник последнего звонка», «Ученик года», «Великолепная восьмёрка», «Две звезды» и ещё много мероприятий, которые стали традиционны в нашей школе.




Учащиеся школы принимают активное участие в благотворительной акции «Дорогою добра», в рамках которой помогают детям приюта «Надежда» канцтоварами.

Участие в работе общешкольного ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения своих интересов и прав.

Традиционное дело всего школьного коллектива – выборы и инаугурация президента школы. Мы уверены, что, только став гражданином своего класса, своей школы, ученик способен стать истинным гражданином Отечества.

В течение года с учащимися 9-11 классов проводились беседы: Конституция РФ и Закон РФ “О войнской обязанности и военной службе” по защите Отечества; Боевые традиции ВС РФ; Куда пойти учиться?; с учащимися 1-11 классов – посвященный Дню Победы и Сталинградской битве.

С 1 по 30 сентября проводился месячник гражданской защиты (ГЗ). Коридор школы был оформлен наглядной агитацией по ГО, противопожарным мероприятиям и антитеррора. Были проведены беседы с учащимися, посвященные ГЗ населения при ЧС. В классах проводились викторины по вопросам ГО, защиты от ЧС и ППБ. Была организована выставка книг “ГО и ГЗ населения при ЧС”. В течение месяца был организован просмотр видеофильма “ЧС природного и техногенного характера”. 17 сентября в 10 час. 55 мин. были проведены тренировочные занятия по эвакуации детей и персонала из здания школы при ЧС.

Для учащихся 5-11 классов были проведены классные часы, объединенные общей темой «Быть гражданином». Цели: изучение истории гос. символов РФ, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории; расширение исторических знаний учащихся; популяризация государственных символов и гимна РФ; воспитание патриотизма и гражданственности.

В рамках месячника патриотического воспитания классными руководителями были проведены следующие кл. часы: «Моя Родина – Мордовия». «Урок гражданственности», на котором рассматривалась история возникновения гос. символов России. Учащиеся создавали герб своего класса и защищали его.

Цели:формировать уважительное отношение к гос. символам Мордовии, ознакомить с гербом родного края, историей своей республики, города.

Тематическая линейка для учащихся 5-8 классов «Гос. символы России», в ходе которой была проведена викторина, показавшая неплохие знания истории своей страны ребятами нашей школы.

Тематический вечер «История России и российского флага».

Апофеозом месячника патриотического воспитания уже традиционно стал Смотр строя и песни и мероприятия, проведенные 22.02.2014


Все классы приняли активное участие в проведении Смотра строя и песни, включающее в себя не только умение красиво пройти с песней строем, выполнение строевых команд, но и для учеников старших классов прохождение эстафеты (полоса препятствий, оказание первой помощи, разборка и сборка автомата).

В составе жюри ежегодно присутствуют ветераны ВОВ, представители силовых структур и военкомата. При подведении итогов лучшие командиры взводов и лучшие классы были отмечены грамотами, призами и ценными подарками.

21.02.2014 года в школе состоялось открытие мемориальной доски в память выпускника нашей школы Чамбулова Александра Николаевича, погибшего при исполнении служебного воинского долга в Чеченской республике 15 января 1995 года .


В 5 – 11 классах прошли уроки Мужества, на которых присутствовали ветераны ВОВ.

Учащиеся школы принимали самое активное участие во всех городских и республиканских патриотических конкурсах.

В рамках подготовки празднования 69-летия Победы велась большая творческая организационная работа, которая включала в себя выставку творческих проектов от каждого класса.

В фойе школы была оформлена фотовыставка «Салют, Победа». Интересно и ярко прошли конкурсы стихов и патриотической песни, посвященные 69-летию Победы среди учащихся 2-4 и 5-11-ых классов.

Во всех классах прошли классные часы, праздники, посвященные этому великому событию в жизни страны.

Очень торжественно прошли тематические линейки, посвященные Дню Победы: для учеников 2 – 4классов - литературно-музыкальная композиця «Детство, опаленное войной»; для учащихся 5-7 кл.- «Не забуду той даты, что покончила с войной», 8 -11 кл. – «Дорогами войны».

Учащиеся 11 класса приняли участие в параде 9 Мая на Советской площади.

Школа поддерживает постоянную связь с пансионатом ветеранов войны и труда, проводятся встречи, шефские концерты.

План работы

по патриотическому воспитанию учащихся « Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №38» на 2014-2015 учебный год.

Наименование мероприятия

Срок

п/п

исполнения

Продолжить работу педколлектива школы по основным положениям Республиканской городской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории РМ на 2006-2010 г.»

В течение года.

Продолжить изучение раздела «Основы военной службы» по курсу ОБЖ.

В течение года.

Организация и проведение Олимпиады по истории Отечества, по законодательству, регулирующему вопросы патриотического воспитания.

Март

Участие во Всероссийских акциях, фестивалях, конкурсах патриотической направленности.

В течение года

Участие в республиканских и городских мероприятиях, посвященных – 70-летию Победы в ВОВ.

В течение года

Участие в республиканских и городских соревнованиях по военно - техническим, военно - прикладным и другим видам спорта;

Соревнование «Колесо безопасности»;

Соревнование «Школа безопасности».

В течение года.

Организация и проведение традиционного месячника «День защитника Отечества»

Соревнования, эстафеты «Веселые старты», «А ну-ка, мальчики».

Урок мужества «Не славы ради» с участием ветеранов войны.

Поздравление ветеранов войны.

Встречи с выпускниками школы – участниками боевых действий на Северном Кавказе и в Афганистане.

Встреча с членами патриотического объединения «Поиск».

Конкурс рисунков «Наша армия самая лучшая»

Проведение традиционной Вахты памяти «Мы с Вами, ветераны»:

Уроки мужества «Бойцы вспоминают минувшие дни» с ветеранами войны;

Конкурс рисунков, стихов, сочинений «Этот день Победы»;

Акция «С добрым утром, ветеран».

Май

Провести операцию «Ветеран живет рядом» (уточнение списков, оказание помощи).

Сентябрь

Продолжить оформительскую, поисковую работу для этнографического музея.

В течение года.

Продолжить оформление газеты «Школьный меридиан»

В течение года.

Организовать тематические экскурсии в Мемориальный музей боевого и трудового подвига народа 1941 - 1945 г., краеведческий музей.

В течение года.

Проводить совместные мероприятия патриотической направленности с Советом ветеранов войны, с военкоматом, с объединением «Поиск», с пансионатом ветеранов войны и труда.

В течение года.

Участие во Всероссийских, республиканских, городских конкурсах, фестивалях патриотической песни «С чего начинается Родина?».

В течение года.

Организация и проведение конкурсов: патриотической песни, рисунков, плакатов «Нам нужен мир», сочинений и стихов «Подвиг отцов - крылья сыновей».

В течение года.

Участие в Республиканском и городском конкурсе детского художественного творчества «Юный патриот России».

В течение года.

Встреча с работником военного комиссариата «Служба Родине – почетная обязанность».

Ноябрь

1 8

Участие в Республиканских турнирах «Защитник Отечества».

В течение года.

Участие в благотворительных акциях «Вам, солдаты Отчизны», «Дети России солдатам войны», «Я - гражданин России».

В течение года.

В последнее время немало говорится о необходимости улучшения подготовки старшеклассников к службе в Вооружённых Силах. При этом, как правило, вспоминаются уроки начальной военной подготовки в советской школе. И вот совсем недавно в школе начал функционировать центр гражданско-патриотического воспитания допризывной молодёжи. Главная его цель как раз и состоит в осуществлении названной подготовки.

Вместе с тем ставится задача – формировать у ребят морально-психологическую и физическую готовность к военной службе. Они будут работать в группе, адаптироваться к жизни в коллективе - с чем им предстоит столкнуться на службе в армии. Отсюда идёт развитие коммуникабельности, взаимовыручки и других качеств. У нас налажены взаимодействия с первичной ветеранской организацией «Совет ветеранов» нашего района.

М ы с большим одобрением встретили инициативу президента страны о возрождении комплекса ГТО. По словам В.В. Путина, благодаря этой программе выросло не одно поколение здоровых людей. В рамках ГТО предусматривается сдача спортивных нормативов с шести лет. По мнению президента, возрождение системы в современном формате может принести большую пользу. Нормативы ГТО должны быть гибкими, учитывать состояние детей.

Часто мы привлекаем организации и общественные объединения, так или иначе занимающиеся гражданско-патриотическим воспитанием и подготовкой допризывной молодёжи к военной службе. Это также работает на развитие у допризывников мотивации к защите Отечества и военной службе.

Пропаганда в молодежной среде духовных ценностей, патриотизма и восстановления исторической памяти.

(встреча с Кондратьевым А.И.- полковник в отставке)

Добрый день, посетители сайта сайт. Сегодня мы поговорим о том, что такое патриотическое воспитание молодежи .

Система патриотического воспитания подразумевает целенаправленную работу инструмента государственной власти и структур по созданию у граждан возвышенного патриотического сознания, чувства непоколебимости к нашей Родине, готовности выполнить гражданскую обязанность по оплоту и защите интересов Родной стороны.

Одна из составляющей — это военно-патриотическое воспитание согласно ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Формирование патриотического сознания и воспитание гражданина указано в первостатейных документах Российской Федерации, где назначены пути действий государственной программы патриотического воспитания.

Государственная цель патриотического воспитания способствовать появлению у юных персон чувства гражданского долга, готовность здраво сочетать индивидуальные и общественные интересы, самолично вносить вклад в решении наиважнейших проблем государства. Из указанного видно, что интегрированные вопросы гражданственности, духовно-нравственного воспитания целостно отнесены к сфере патриотического воспитания, т.е. под патриотическим воспитанием осознается общественно-государственное воспитание в целом.

Однако, если рассматривать важность патриотического воспитания, то оно предполагает намеренное формирование патриотизма как персоны. Патриотизм — это особенное направление реализации и социального обычая граждан как важное значение жизни и деятельности человека всех слоев социальных групп общества, преданность к Родине, быть готовым выполнения долг перед Родиной.

Роль ветеранских общественных организаций:

социальные проекты: увековечивание памяти погибших военнослужащих, открытие военно-патриотических музеев;

военно-патриотические, патриотические и спортивные мероприятия;

привлечение ветеранов боевых действий в патриотическое воспитание.

Ветеранские организации помогают детям осознать всю важность в жизни страны, воспитать в себе социальные качества: любовь к Родине, подготовка к службе в армии , ответственность перед родными и миролюбие.

Говоря о воспитании молодежи, мы понимаем, что дети – это наше будущее. А вчерашние юноши станут настоящими мужчинами.

Патриотическое воспитание мальчиков – это особенная тема. Вчерашние юноши – сегодня офицеры, прапорщики, солдаты силовых структур, прокуроры, политики… И главное в том, чтобы при принятии важных и ответственных решений эти люди была ответственны за нашу страну.

Давайте определим: Кто же такой настоящий мужчина?

Мужчина должен быть:

Выносливым

Увлеченным делом

Бесстрашным

Целеустремленным

Способным постоять за свое Отечество, себя и родных

Всегда выполнять обещания

Следит за собой

Говоря о патриотическом воспитании молодежи, нельзя забыть о роли семьи в этом процессе. Взрослые требую от подростков воспитанности, но зачастую не создают среду этой воспитанности. Грубость, жестокость, хамство, неповиновение – это наша боль. За частую взрослым куда легче быть придирчивым и сказать «нет», нежели отыскать в себе силы, любовь и терпение.

Семья играет огромную и многозначительную роль в воспитании личности ребенка. Папа и мама – первые наставники и воспитатели ребёнка. Ребенок - это зеркало и отражение родителей! Делая первые шаги в жизни он учится познанию мира, следует примеру взрослых, получает жизненный опыт, осваивает принцип поведения. Поэтому, от того, как мы научим наших детей зависит многое, в том числе патриотическое воспитание, преданность к Родине и подготовка к армии .

Роль ветеранов в патриотическом воспитании детей и молодёжи.

Д.Р.Ахметшина

МАОУ-СОШ № 10 г. Альметьевск

[email protected]

В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям для блага отечества. В этом могут помочь люди, которые живут среди нас. Это те, кто защищал нашу родину, кто восстанавливал ее из руин. Ветераны – уважаемые и замечательные люди, мудрые, грамотные, принципиальные. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом современном мире. Нам важно найти такие формы общения, которые воспринимались бы молодежью. Нужно посеять зерна патриотизма в души молодежи и вырастить их. И здесь, конечно, надо объединить усилия всех: гражданского общества, органов власти, ведомств, чтобы не шаблонными, а самыми современными методами сообщать учащимся необходимую, жизненно важную информацию, добиваться того, чтобы она была услышана. Нужно использовать при этом как традиционные встречи с ветеранами, так и возможности, которые предоставляет Интернет.

Сегодня ребята совсем другие, нежели 15–20 лет назад. Для них наглядность и доступность играют большую роль, поэтому памятник, безусловно, принесет пользу. В целом нынешняя российская молодежь выросла совершенно в другой экономической и социальной среде – без участия государства, патриотических организаций, зачастую и семьи, в которой родители были заняты выживанием... В то же время молодые люди подвергались мощному негативному информационному воздействию. Следствием этого стали низкая культура поведения, никотиновая зависимость, алкоголизм, наркомания, комплекс неполноценности из-за финансового расслоения общества…

Шел недавно по телевидению замечательный сериал «Государственная граница». В фильме была сцена, когда в первые дни войны пограничная застава встречает бой, и пограничники, несмотря на то что уже был приказ отходить назад, сражаются до последнего патрона, один из них под обстрелом поднимает, устанавливает пограничный столб и погибает.
И вот мальчики обсуждают: а зачем он ставит этот столб и из-за этого гибнет? Что тут символичного? Столб и столб... Чем он так ценен, этот столб?
Выросло уже несколько поколений, которые не понимают подвига того солдата, который, жертвуя своей жизнью, поднимает пограничный столб. И сегодня для нас с вами основная задача – найти ту тональность, ту струну, на которой можно все-таки говорить о патриотическом воспитании, чтобы она была услышана. Нельзя проводить встречи «для галочки», слабо готовясь к ним, когда молодежь выслушивает, в лучшем случае молча, и идет дальше играть в компьютерные игры, пить пиво, сетуя на взрослых, что у них «напрасно отняли время».

Молодые люди хотят быть социально активными, энергия у них бьет через край. Их обязательно нужно занимать, воспитывать у них толерантность. Именно поэтому в своей работе включаю комплекс организационных мероприятий по воспитанию подрастающего поколения. В свете грядущего 70-летия Великой Победы веду подготовку к проведению празднования, организую встречи с ветеранами. Школьники не только с интересом слушают ветерана, рассказавшего о военных действиях, о труде наших женщин и детей в тылу, о том, какие испытания выпали на долю советского народа в годы войны, как, несмотря ни на что, наш народ выстоял и победил. Но и готовят стихотворения о войне и мире, которые читают с большим чувством! Ребята благодарят ветерана за очень интересные рассказы и приглашают его прийти в гости еще раз.

Ученики настолько проникаются рассказами пожилого человека, что и после окончания встречи подходят, задают вопросы, еще поздравляют и не хотят отпускать его. То, что было услышано, не пройдет бесследно, останется в юных сердцах детей. Это было видно по их неравнодушным лицам.

Если мы позаботимся о воспитании молодежи сейчас, то можно быть уверенными, что наше будущее в надежных руках. Такие встречи школьников с ветеранами воспитывают патриотизм, уважительное отношение к заслуженным людям, вызывают чувство милосердия и желание быть полезными не только в праздничные дни, но и повседневно...

Вопрос гражданско- патриотического воспитания напрямую связан с тем, кто и как будет заниматься судьбой нашей страны уже завтра. Ведь это молодежь! Философ Владимир Соловьев сказал, что патриотизм – это ясное осознание своих обязанностей по отношению к Отчизне и верное их исполнение. Вот такое сознание никогда не впитывается с молоком матери. Оно все-таки воспитывается окружением, общественными институтами, силовыми структурами, государством.


Перед ветеранскими организациями остро встал вопрос о необходимости поиска новых форм общения с молодежью, поскольку реалии современной жизни требуют новых подходов. Эта проблема была главной в повестке дня состоявшегося 13 ноября форума ветеранов Республики Коми. Насколько, на ваш взгляд, важно участие ветеранов в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения?

Сергей Новоселов, председатель Усинского отделения Союза ветеранов Афганистана, Чечни и локальных войн:

– Формат общения с молодежью в нынешнее время обязательно надо немного изменить, уйти от рассказов о своем присутствии на войне, а больше общаться и делать упор на темы истории нашего государства и конкретно о его победах, достижениях. Проводить разные брифинги и круглые столы, флешмобы на темы любви к своей Родине и ее защиты, поднимать этим престиж государства и малой родины.

Руслан Касимов, главный государственный налоговый инспектор отдела урегулирования задолженности Межрайонной ИФНС России по Республике Коми:

– Ветераны должны участвовать во всех важных мероприятиях Республики Коми, их мнением должны интересоваться при решении всех стратегических вопросов, о ветеранах надо рассказывать в СМИ не только перед 9 мая. Только тогда они получат необходимый авторитет в глазах молодежи.

Ирина Егорова, заведующая библиотекой МБОУ «Кадетская школа», Сосногорск:

– Связь поколений – это основа успешности наших детей и внуков. Они нуждаются в поддержке и понимании, как никто другой. Мы, поколение 1970-1980-х, прошли закалку сложным временем и ничего не боимся. Нынешнее поколение разобщено, ему не на что опереться, и единственное, что молодежь может, – унести с собой во взрослую непростую жизнь наставления ветеранов, их воспоминания, искренние советы. Прервем эту цепочку, и нашу Родину растерзают наши западные «партнеры».

Надежда Шкляева, индивидуальный предприниматель, Корткеросский район:

– Участие ветеранов в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения считаю очень важным, именно живое общение с ветеранами дает возможность молодому поколению знать историю своей Родины, учиться уважению к старшему поколению, принимать решения и использовать опыт в своей будущей жизни.

Сергей Грудин, электромонтер, Троицко-Печорск:

– Связь поколений – это ключевой момент в воспитании патриотизма, нравственности, здоровья нашей молодежи. Общение между ветеранскими организациями и молодыми людьми нужно сохранить в любой форме. Предлагаю создание общего сайта «Ветераны и молодежь – это союз поколений», – это то, что нужно.

Валентина Ревунець, заместитель директора гимназии искусств при главе Коми имени Юрия Спиридонова:

– Обязательно нужно привлекать старшее поколение. Это опыт, преемственность поколений. Без прошлого не будет будущего.

Валерий Матыкин, директор школы, Княжпогостский район:

– Есть такая умная мысль: «Если хочешь победить непобедимого врага, воспитай его сына». Кого, как не ветеранов, привлекать к воспитанию молодежи. Тем более что воспитание как процесс – это в первую очередь личный пример, и тут ветераны вне конкуренции. Что же касается шаблонных форм. Наверное, действительно, пора переходить от речей (пафосных или душевных) к реальному участию в жизни детей. Важно быть рядом не только по датам, а каждый день, всегда.

Альбина Севанян, начальник отдела по хозяйственной и безопасной деятельности подведомственных учреждений управления культуры и национальной политики администрации Усинска:

– Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находится в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях. Патриотизм порой перерождается в национализм, теряется его истинное значение и понимание. Именно поэтому в патриотическом воспитании современного поколения в первую очередь должно участвовать то поколение, которое осознает всю важность участия в жизни Родины, любит, знает и уважает ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так и семья, школа, вуз и ветераны Великой Отечественной войны и труда.

Татьяна Каракчиева, заведующая филиалом «Дом культуры села Серегово» МАУ «Княжпогостский РДК»:

– Считаю, что участие ветеранов в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения просто необходимо. Думаю, не надо изобретать снова велосипед, а вернуться к тимуровскому движению и шефству как над ветеранами со стороны молодежного движения, так и шефство ветерана над классом или группой молодежи. Такого рода взаимодействие должно быть и в виде физической помощи, нравственного воспитания, и в русле семейного общения, как предусмотрено в одной из моих программ «Классный дед», где одинокая пожилая семейная пара или же человек, который остался совсем один, наделяется новоиспеченными внуками.

Моя молодежь делиться с ветеранами навыками освоения новой техники, помогает по хозяйству, вместе с пожилыми людьми посредством СМИ искореняет юридическую и социальную безграмотность. А «классный дед» помогает воспитывать умения и навыки справляться с трудностями, возникающими в жизни. Можно практиковать не только групповые движения, но и с одним учеником или студентом.

Павел Дуркин, ветеран МВД, боевых действий и погранвойск, Усть-Цилемский район:

– В настоящее время ветераны боевых действий и пограничных войск из общественной организации «Пограничное братство» принимают активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи и призывников. Встречи в школах проводятся регулярно. Навстречу идут руководство школ, военного комиссариата, главы сельских поселений и администрации района, районный совет ветеранов. В своих воспоминаниях ветераны не только говорят о службе, но показывают фотографии, различные документы, награды. В своих рассказах затрагивают историю Великой Отечественной войны, вспоминают о земляках-фронтовиках, ветеранах боевых действий в Венгрии, Чехословакии, Вьетнаме, Афганистане, на Северном Кавказе и в Сирии.

Участие ветеранов в различных мероприятиях патриотической и иной общественной работе регулярно отмечается на страницах районной газеты «Красная Печора». Своим примером в участии на соревнованиях, сдаче норм ГТО вовлекают в занятие спортом молодежь. Один из положительных моментов – в районе изжиты случаи уклонения от призыва в Вооруженные силы России. Большинство юношей желает проходить срочную службу в пограничных войсках, в Росгвардии, ВДВ.

Екатерина Руденко, заместитель директора МУ «Централизованная клубная система», Ухта:

– Живой ветеран, настоящие (а не на экране) ордена, медали – разве это можно заменить видеотрансляцией или презентацией? Конечно, нет. Нельзя забывать о важности общения с молодежью и для самих ветеранов. Из встреч с молодежью ветераны черпают жизненную энергию, понимание значимости свершенных ими дел, что очень важно для эмоционального и физического самочувствия. Молодежь и так оторвана от нормального человеческого общения, замененного общением в соцсетях. Нередко можно увидеть, как молодые люди, сидя рядом, переписываются между собой в телефонах, айфонах, уходя все дальше от живого общения: глаза в глаза, душа к душе. Поэтому так важны встречи с ветеранами. Нельзя пренебрегать живым человеческим общением, тем более с людьми, олицетворяющими историю нашей страны.

Галина Красильникова, пенсионер, Усть-Цилемский район:

– Пенсионеры должны быть сами примером заботы государства о пожилых людях. Если ветеран живет в стареньком доме, одежда у него ветхая – то молодежь будет смеяться над старыми людьми, а не брать пример. Скажет подрастающее поколение ветерану – вот вы работали добросовестно, честно служили Родине, а результат? Старый ты никому не нужен. Для примера: в селе Трусово Усть-Цилемского района в силу своей немощи пенсионеры не могут добраться до врачей, не могут получить соответствующего поддерживающего лечения, справки на инвалидность, и никто не может решить этот вопрос. Вот о чем должны говорить ветераны на форуме.

Подготовила Лина ПЕРОВА

«Республика» продолжает совместный проект с Общественной приемной главы Коми. Помимо постоянных экспертов участие в традиционном еженедельном опросе на злободневные и спорные темы принимают члены республиканского экспертного совета, чьи комментарии собирают специалисты Общественной приемной.

Версия для печати

Неборская Валентина Ефимовна | Фото Ирина Шемякина ИА "Тюменская линия"

О работе Омутинского районного совета ветеранов войны и тружеников тыла рассказала в интервью корреспонденту "Тюменской линии" председатель совета Валентина Неборская.

Валентина Ефимовна 31 год проработала в школе. Она посвятила свою жизнь делу воспитания молодого поколения. Отличалась принципиальностью, честностью, трудолюбием и настойчивостью, искренностью и душевностью. Прошла путь от простого сельского учителя до заведующей районным отделом народного образования. Она всегда работала над собой, передавала богатый опыт учительской работы другим. За свою работу удостоена высокой правительственной награды "Отличник народного просвещения", имеет награду от комитета Государственной думы по образованию и науке. Занесена в Книгу почета области за успешный труд в региональном отделении общества "Знание". И на этом ее трудовая деятельность не закончилась, в 63 года она возглавила Омутинский районный совет ветеранов войны и тружеников тыла, за что была занесена к Книгу почета областного совета ветеранов.

- Как вы начали свою работу в совете ветеранов?

Я всегда была активной. Моя жизненная позиция - работать на благо нашей великой родины. Когда я вышла на заслуженный отдых, участники Великой Отечественной войны - Роман Нестеров, Николай Черкашин, Константин Шульгин, Яков Найков Яков - убедили меня возглавить совет ветеранов. Они знали меня как хорошего лектора, как заведующую районным отделом народного образования и, по их словам, как хорошего человека.

- Когда вы начали работать в совете, сколько ветеранов стояло на учете?

Было более 300 ветеранов, участников Великой Отечественной войны, и более четырех тысяч тружеников тыла, которым ныне присвоено звание ветеранов войны.

- В чем заключалась ваша работа?

Начала я работать председателем районного совета ветеранов войны и тружеников тыла с 1998 года. В то время главной задачей было разъяснить ветеранам, как жить в современном мире. Это было время после перестройки, документы прошлых лет устарели, а новые положения и документы не вошли в силу. Создавались новые отделы, куда приходили новые кадры без опыта работы. Люди в буквальном смысле метались. В этой ситуации нужно было убедить людей, что все наладится. Многие приходили в совет ветеранов со словами "вот пришли в совет ветеранов, как в последнюю инстанцию, если и здесь нам не помогут ничего не объяснят, то больше идти некуда". Поэтому приходилось аккуратно, осторожно, а главное уважительно разговаривать с людьми. Иногда заканчивалась беседа такими словами: "Спасибо, даже если помочь не сможете, так хоть поговорили с нами, успокоили". Уходили люди с надеждой, что их вопрос будет решен, в то время это было очень важно. Затем начинала получать консультации, разбираться в вопросе, с которым ко мне обращались.

- С какими вопросами чаще всего приходили ветераны?

Первое - это социальные услуги и их исполнение в соответствии с нормативными документами, второе - материальная помощь. Труженики тыла получали очень маленькие пенсии, поэтому материальную помощь просили на разные нужды, кому-то крышу починить, а кому-то купить продукты питания. Средства на материальную помощь выделялись по двум направлениям: часть денежных средств поступала из областного совета ветеранов, а часть давали спонсоры. Еще сохранялась база всех предприятий и организаций, созданных в советское время, которые продолжали работать. На этих предприятиях были первичные ветеранские организации.

- Удавалось помогать всем ветеранам?

На каждого ветерана заводила индивидуальную карту: где и кем он работал, какая у него пенсия, сколько детей, где они живут, есть ли у них возможность помогать ему. Мы видели, может или нет ветеран обойтись без нашей помощи. Каждый пожилой человек был не только на "гражданском учете", но и на виду. Даже те, кто были прикованы недугом к постели.

- Как приходилось решать вопросы?

Работала с главами сельских администраций, с руководителями всех организаций и предприятий.

- Ветераны умеют не только работать, но и отдыхать, как был организован их досуг?

Еще до моего прихода на эту должность был создан районный хор ветеранов под руководством Марии Чепли, который успешно продолжает свою работу и среди ветеранских организаций Тюменской области занимает одно из первых мест. С концертными программами они ездят по соседним районам области, выступают в школах. Традиционно ветераны отмечают День Победы и День пожилого человека. Работают ветеранские клубы, где каждый находит себе занятие по душе. В обязательном порядке поздравляют юбиляров.

- Принимают ли ветераны участие в общественной жизни?

Самое активное. Советы первичных организаций являются опорой для глав администрации в решении многих вопросов на местах. Члены советов ветеранов ведут разъяснительную работу во время выборов, участвуют в избирательных комиссиях. Когда ведется перепись населения, то обязательно привлекают ветеранов. Они принимают активное участие в организации всех праздников, которые проходят на территориях муниципальных образований. Не обходятся без их участия и реализация областной программы по самообеспечению и самозанятости. Большую работу советы ветеранов проводили и проводят по патриотическому воспитанию с учащимися школ. Патриотические концерты, встречи с ветеранами, уроки мужества, встречи с ветеранами афганской и чеченской войн. Меня всегда поражало то, с каким вниманием и интересом слушают нас дети. Организовываются совместно с учащимися школ поэтические вечера. Оказывается, многие ветераны пишут стихи. Ссоветы ветеранов всегда способствовали созданию кадетских классов.

- Молодое поколение помогало вам в вашей работе?

В каждой школе был ответственный человек за работу с пожилыми людьми. Ученики активно оказывали помощь: кому-то воды принести, кому-то дрова в поленницу сложить. Всегда поздравляли ветеранов со всеми праздниками.

- Для пожилого человека нет ничего дороже, чем здоровье. Какие меры предпринимал совет для его поддержания?

В начале 2000 годов много сил ушло на работу по воссозданию фельдшерско-акушерских пунктов на местах. В период перестройки многие ФАПы закрылись, это оказалось серьезной проблемой. Из деревень приходилось ехать в районный центр, а автобусы в то время ходили с перебоями. Приходилось проявлять настойчивость на всех уровнях советов ветеранов, чтобы ФАПы были вновь открыты и обеспечены работниками. Совместно с департаментом здравоохранения контролировали работу ФАПов. В наши обязанности входило составление графика лечения участников Великой Отечественной войны в областном кардиологическом центре и в госпитале. Был создан санаторий "Красная гвоздика" для пенсионеров, независимо от категории. Обязательно следили за тем, чтобы в каждой районной больнице были оборудованы отдельные палаты для участников Великой Отечественной войны с более комфортными условиями. Контролировали выдачу бесплатных лекарств.

- Как оценивали работу советов ветеранов?

Областной совет ветеранов анализировал проделанную работу, сравнивал, подводил итоги, которые рассматривались на областных пленумах. В соответствии с заслугами раздавали награды, оформляли документы на представление Почетной грамоты губернатора.

- Что было самое сложное в вашей работе?

У меня в жизни всегда получалось так, что если я бралась решать какой-то вопрос, то всегда его решала. Да и все руководители районов, главы сельских администраций мне шли навстречу, и мы общими усилиями находили возможность помогать ветеранам. Всем руководителям предприятий и организаций очень благодарна, что поддерживали меня и помогали. Я умела убеждать и находить со всеми общий язык.

- Что сегодня пожелаете ветеранам?

Желаю им по-прежнему оставаться оптимистами. Оптимизм сегодня необходим. Сохранять свою доброжелательность, которая присуща ветеранам, участникам войны и труженикам тыла и вообще старшему поколению. Желаю, чтобы их окружали только добрые люди и в случае необходимости была возможность своевременно получить медицинскую помощь и лечение.

- Как сегодня продолжает работать совет ветеранов?

Сегодня Омутинский районный совет ветеранов возглавляет Нина Абросимова. Уходя на заслуженный отдых, я постаралась сохранить основной костяк совета ветеранов, и они достойно продолжили работать по всем направлениям, определенным уставом Всероссийского совета ветеранов. Основной акцент делают на патриотическом воспитании молодежи.