Для того чтобы более рационально подходить к развитию детей в детских садах, всегда делали различные информационные стенды различного предназначения. Большинство из них направлено на информирование малышей, а меньшая часть, положена как наглядное пособие для родителей. В раздевалке можно увидеть даже отдельный стенд медработника или уголок здоровья, на котором ежеквартально делаются отметки про рост и вес всех деток группы.
Чтобы сделать красивый стенд самостоятельно, нужно не так уж много материалов. Большинство из них найдется в любом хозяйстве. Основой чаще всего служит лист фанеры, который красится или оклеивается бумагой. Детали оформления делают из цветного картона или бумаги и используют какой-либо декор для украшения. Главное в этом творческом занятии - иметь оригинальную задумку.
Чаще всего оформление стендами детских садов является обязанностью коллектива. Но бывает и так, что родители сами проявляют инициативу и берут работу на себя. В последнее время появились организации, специализирующиеся на изготовлении подобной продукции, которым можно заказать солидные стенды, выполненные очень качественно.
Какие бывают стенды в детском саду?Оформление стендов в детском саду зависит от их предназначения. Для родителей различная информация о воспитании, и здоровье малышей, меню на день, находится в самом доступном месте – раздевалке. Тут же можно увидеть, кто из малышей сегодня празднует день рождения, и, конечно же, посмотреть на и поделки своих чад. Для мелочей, которые малыши постоянно теряют можно сделать своеобразное бюро находок.
В группе висят стенды, которыми пользуются сами дети. Это график дежурства малышей, изучение времен года и полезная обучающая информация, которой дети могут пользоваться без помощи воспитателя, такие как изучение цветов и прочее.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32
муниципального образования Тимашевский район, Краснодарского края
https://pandia.ru/text/79/063/images/image003_126.gif" align="left" width="400" height="301">
Ст. Медведовская 2013
Самую важную, ключевую информацию размещать в левом верхнем углу.
Информацию четко визуально структурировать
Как надо структурировать текст?
· Делать якоря, некие «зацепки», по которым глаз и движется;
· Материал должен включать в себя заголовок, подзаголовки и основной текст. Рекомендуется использовать краткие, ярко оформленные заголовки, состоящие из двух-трех слов.;
· Приветствуется использование различных иллюстраций , элементов оформления, а также фотографий детей детского сада , подобранных согласно содержанию материала. (все фото показываются с разрешения родителей);
· Нужно обращать внимание на поля , на пустое место. Поля рекомендуется делать достаточно большими и не бояться этого.
· Следующий момент - выделение. Часто совершается такая ошибка, когда выделяется очень много информации. Выделение - это контрасты. Это не такое, как все остальное. Поэтому, если вы выделите 50% информации, ваше выделение не имеет смысла - оно не воспримется - только еще больше запутает. Поэтому нужно выделять только ключевые моменты
Удобочитаемость шрифта.
Что такое удобочитаемость шрифта??
· размер шрифтовых знаков от 16 и выше ;
· длина строки –не менее 1 см от края листа ;
· интервал между строками должен быть не менее 1,5 ;
1. Четкость, ясность шрифта -отношение цвета шрифта к цвету фона
Немало важную роль в подаче наглядной информации играет правильно подобранные цвета, которые условно можно
поделить на теплые и холодные. Самые теплые цвета - красный и оранжевый. Они очень агрессивны. Если вы делаете большие площади таких цветов, то очень быстро устают глаза. Холодные цвета - синий, фиолетовый. Они наоборот создают отстраненность какую-то.
Для восприятия именно информации лучше всего нейтральные тона - это белый . Очень хороший цвет зеленый . Он абсолютно нейтральный и создает нечто мягкое. Общие рекомендации следующие - фон должен быть неярким, приглушенным. Буквы должны быть сильно контрастные по отношению к фону. Причем, контрастные не только по оттенку, но и по яркости.
Как сделать так, чтобы родители не только прочитали, но и усвоили размещенный Вами материал?
· Материал большого объема необходимо разбивать на несколько страниц. Это связано с особенностью кратковременной памяти. Есть такое правило - 7 плюс, минус 2. Кратковременная память человека удерживает до семи объектов. Как только их становится больше - все, усвоение материала затруднено.
· Обычно, лучше запоминается начало и конец сообщения, чем его середина. Старайтесь размещать значимую информацию в начале листа, а также делайте выводы, подводите итоги в своем сообщении.
· Материал разнообразный и необычный воспринимается и запоминается лучше.
· Необходимо чувствовать направления, тенденции современной жизни, запросы родителей, так как лучше усваивается та информация, которая воспринята сознательно.
· Информационные уголки оформлять в едином стиле . Устаревшие планшеты, папки-раскладки заменить стендами, подобранных соответственно сюжету оформления группы.
· Прочность и безопасность - одно из основных требований к оформлению наглядной агитации. Все материалы должны быть основательно прикреплены.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ приклеивание листов бумаги к стене, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.
· Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами. Материал должен быть кратким; информационно насыщенным; оригинальным, хорошо запоминающимся; и, наконец, просто красивым.
· Стендовая информация должна регулярно обновляться в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного 2 раз в месяц.
· Местом для оформления наглядной педагогической информации может служить как групповая раздевальная комната, так и другие уголки детского сада, где часто бывают родители: коридоры, площадки у кабинета заведующей, медиков, психолога, логопеда и даже участки веранды , стены у входа в детский сад.
Перечень основных информационных уголков
· Уголок краткой информации.
· Для чтения дома.
· Музыкально-поэтический уголок.
· Медицинский уголок "О здоровье"
· Объявления.
· "Благодарим" ,»Поздравляем»
· "Рады сообщить вам..."
· Расписание НОД.
· Уголок творчества детей.
· ОКНО - очень короткие новости.
· Выставка: "Сделайте вместе с детьми".
· Фотоуголок: "С вашими детьми работают".
Стенд для родителей и персонала в детском саду – одна из важнейших деталей при оформлении помещения. Можно оформлять самостоятельно или же приобрести готовые. К такому виду оформления помещения группы предъявлены особые требования. Статья расскажет какие существуют виды, кому предназначены, и какое должно быть содержание.
Щит в группе ДОУ – это настоящий кладезь информации. При этом, существуют разные виды. Каждый должен быть оформлен в соответствии с назначением.
Перечислим для кого они предназначаются:
Каждый вид должен отвечать определенным требованиям.
Чаще всего предвзято к их оформлению и содержанию относятся взрослые. Детально опишем, каким должен быть .
Информация разбивается на 2 блока.
На первом блоке размещены следующие постоянные сведения:
На втором щите обозначены:
Стенды для родителей воспитанников в детском саду должны быть информативными и красивыми. Есть несколько простых правил:
Грамотное оформление стендов в садах – это показатель серьезной работы ДОУ. Родители будут убеждены, что выбрали правильное заведение для развития своего малыша.
ПАМЯТКА
для воспитателей по составлению информационного стенда для родителей
1. Сведения о педагогических кадрах группы:
2. Организация жизнедеятельности группы :
3. Программа медицинских мероприятий на месяц (заполняет медик) – «Советы Айболита»:
4. Характеристика основных психологических особенностей детей данной возрастной группы:
5. План мероприятий для родителей на месяц (согласно годовому и перспективному планам)
6. Правила внутреннего распорядка группы для родителей ;
7 . Ежедневный отчет о жизни группы – «Наша жизнь сегодня», «Чему мы сегодня научились», «Наши успехи»;
Цель: дать родителям полную информацию об интересных событиях, занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей в течение дня
Данный отчет является частью отчетной документации воспитателя.
В отдельных случаях уместно краткое, в одно - два предложения, обоснование того, почему было проведено то или иное занятие или экскурсия.
Объем описания одного дня – 1 страница разборчивым почерком. Сокращения не допускаются.
8. Ежемесячный отчет об использовании родительских пожертвований ;
9. Объявления (поздравления, благодарность, объявления);
10. Выставка детских работ либо персональная выставка работ одного ребенка;
11. Уголок успешности «Порадуйтесь с нами», «Вот чему я научился», «Я умею. Я могу»;
Цель : Дать родителям информацию об успехах и положительных моментах в развитии каждого ребенка (Пример: «Сегодня Маша научилась прыгать через скакалку. Ура!», «Петя перестал плакать и заинтересовался игрушками», «Дима и Катя – лучшие дежурные по столовой, незаменимые помощники Марии Ивановны», «Внимание! Коле поставлена прививка против…. Рекомендовано не купать» и т.д.)
12. «Здравствуйте, я пришел!»- планшет с фотографиями детей в виде сказочных персонажей, по которому можно определить количество детей в группе
13. Плакаты ко дню рождения «Звезда недели» - интервью именинника, пожелания детей, воспитателей, родителей;
14. «Демонстрационный портфель» - персональная папка каждого ребенка, в которую педагоги и сами дети складывают работы;
15. Высказывания детей, «Какие мы разные», «Устами младенца», «Говорилки».
Имеется еще один большой стенд в коридоре для всех сотрудников и родителей, чтобы все были в курсе педагогических дел нашего коллектива, так как детский сад является открытой системой для родителей. В этом стенде отражены годовые задачи педагогического коллектива, план методической работы на месяц, темы педсоветов и время их проведения, расписание непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ, расписание работы кружков, расписание утренних зарядок по группам.
Схема 1. Содержание, формы и методы контроля в ДОУ
Работа старшего воспитателя
РАБОТА СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
Вы приступили к новой работе. Хорошо, если вы пришли в дошкольное учреждение, а оно работает по той же программе, что и то учреждение, в котором вы раньше трудились. Однако все равно вам придется освежить свою память и прочитать всю программу и методические рекомендации. Не забудьте про дополнительные программы. При повторении знакомого материала всегда открываешь для себя что-то новое.
В ваши функции теперь войдет и контроль. Вы должны узнать, соответствует ли предметно-развивающая среда реализуемым программам в этом учреждении. Для себя лучше сделать такую раскладку (табл. 1):
Таблица 1
Предметно-развивающая среда к программе «Название»
Виды деятельности берете из реализуемых программ. Такая таблица поможет вам четко представить предметно-развивающую среду по возрастным группам.
На педчасе для воспитателей проведите фронтальную консультацию или индивидуальные консультации об образовательной среде по возрастным группам. Это лучше сделать в такое время, чтобы педагоги в летний период могли приступить к моделированию предметно-развивающей среды по возрасту своих детей. Не забудьте еще изучить Концепцию развивающей среды В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой. Основные положения к образовательной среде представлены и в работахТ.Ю. Беляева, Ю.С. Майнуйлова, В.И. Слобод-ченкова, В.А. Ясина и др.
Что такое среда? Это то, что нас окружает. Соответственно образовательная среда способна развивать ребенка и окружает его в образовательном процессе. Образовательная среда несет на себе две функциональные нагрузки (схема 2).
Изучите новые требования СанПиНа (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: СанПиН 2.4.1.2660-10), в них вы найдете ряд требований к организации образовательного процесса в ДОУ, к мебели, размещению кроватей в спальнях и многое другое. Эти требования при моделировании образовательной среды необходимо четко выполнять, иначе вам обеспечены предписания и штраф.
Работа старшего воспитателя
Схема 2. Функции образовательной среды
Можно выделить общие требования, которые предъявляются к любой образовательной среде.
Требования к образовательной среде
1. Комфортность.
В этой среде ребенку должно быть комфортно. От пребывания в ней он должен получать удовольствие. И эта среда должна притягивать ребенка.
2. Эмоциональная насыщенность.
Образовательная среда должна вызывать у ребенка
положительные эмоции. Не забудьте правило «золотой середины». Перенасыщение в образовательной среде может вызвать отрицательные эмоции у ребенка.
3. Аутентичность.
Среда должна обеспечивать нормальное выполнение режима, ритма и жизнедеятельности.детей.
4. Расширение познавательных возможностей.
Образовательная среда моделируется таким образом,
чтобы наталкивала ребенка на развитие его познавательных способностей.
5. Стимуляция различных видов активности.
Если образовательная среда будет динамична, то педагог сможет быстро перейти от одного вида деятельности к другому.
6. Побуждение к самостоятельности и творчеству.
Наполнение образовательной среды должно происходить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Она должна быть так расположена, чтобы ребенок как бы
«натыкался» на нее и хотел вступить с ней в контакт, заняться творчеством.
7. Гетерогенность.
Возможность осуществлять предметный и пространственный выбор. При построении образовательной среды учитывайте половые различия. Помните, что девочки осваивают ближнее пространство, и это они делают по кругу. А мальчикам надо большее по размеру пространство (в 1,5 раза больше, в отличие от девочек). Они осваивают пространство на дальность (по вектору) в разных направлениях по горизонтали или по вертикали.
8. Здоровьесбережение.
Образовательная среда не должна наносить вред здоровью детей. Она должна быть безопасна. Не забывайте. о сертификатах на приобретаемые игрушки и методические пособия.
При моделировании образовательного пространства не забывайте и про цвет. Окружающий нас мир привлекает своим цветом. Рождается человек, и цвет сразу оказывает на него влияние. По ленточке на конверте новорожденного мы определяем его пол. Цвет влияет на наше психическое состояние. Это влияние цвета на здоровье человека используют в медицине. А в народной медицине лечат различные заболевания прикладыванием ткани разного цвета к больным местам. Цвет влияет на настроение, аппетит, зрение, двигательную реакцию. То есть цвет оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека.
Рассмотрим влияние цвета на пространство. Цвет может создать иллюзию пространства. Красный делает помещение меньшим по размеру, чем оно есть на самом деле, а светло-голубой, наоборот, создает эффект пространства. Коричневый сужает пространство. Исследования показывают, что цветные надписи на 35% замечают чаще, чем черно-белые. Существует зависимость цвета надписи от цвета фона. Хорошая их видимость достигается тогда, когда черные надписи делают на желтом фоне, зеленые - на красном, голубые - на белом.
Настольная книга старшего воспитателя
Работа старшего воспитателя
Цветовая гамма по-разному влияет на психическое и физическое состояние человека (табл. 2).
Таблица 2 Влияние цвета на человека
Цвет | Его воздействие на человека |
Синий | - Успокаивает; - расслабляет; . , - снимает спазмы; - уменьшает головную боль; - понижает аппетит; - стимулирует умственную деятельность |
Голубой | - Оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении; ■ - стимулирует хорошее настроение |
Фиолетовый | - Угнетает психические и физические процессы; - снижает настроение |
Красный | - Активизирует; ч - повышает физическую работоспособность; - вызывает ощущение теплоты; - стимулирует психические процессы |
Зеленый | - Успокаивает; - создает хорошее настроение; - повышает защитные силы организма; - способствует уменьшению воспалений; - стимулирует зрение |
Розовый | - Тонизирующее воздействие |
Желтый | - Успокаивает; - нейтрализует негативные действия; - стимулирует хорошее настроение |
Оранжевый | - Переключает настроение |
Черный | - Цвет депрессии; - остановка во времени |
Цвет оказывает влияние на психику. Он может сделать человека счастливым или несчастным. Бедность красок окружающего мира делает его несчастным. В ходе экспериментов, проводимых специалистами частной исследовательской компании The Mind Lab по заказу фармацевтического концерна Boots, выяснилось, что цвета голубой и зеленый делают мужчин более счастливыми, а голубой и оранжевый - женщин. Голубой и красный делают мужчин более уверенными в себе, а голубой и фиолетовый цвета помогают приобрести уверенность в своих силах женскому полу. Воздействие ярких цветов на 15% улучшает реакцию у исследуемых и на 25% у них возрастает скорость выполнения психологических тестов.
О влиянии цвета на психику ребенка можно узнать из табл. 3.
Таблица 3
Влияние цвета на психику ребенка
Цвет | Воздействие на психику ребенка |
Ярко-красный | Приводит в возбужденное состояние, делает детей неуправляемыми и агрессивными. В небольших количествах, к примеру, в аксессуарах или в рисунке обоев, способствует энергичности особо пассивных детей |
Розовый | Используют для успокоения беспокойных детей |
Оранжевый | Добавляет оптимизма и жизнерадостности, но только в маленьких количествах. Чрезмерность этого цвета способствует постоянному состоянию веселья и праздности |
Бледно-зеленый и салатный | Отлично успокаивает, настраивает малыша на искренность. К тому же напоминает о природе |
Желтый | Развивает коммуникабельность и общительность |
Голубой | Вызывает уныние и плаксивость. Цвет подходит для потолка |
Настольная книга старшего воспитателя} "
Работа старшего воспитателя
Окончание табл. 3
При моделировании образовательного пространства обязательно учитывайте влияние цвета на психическое состояние ребенка.
Авторы Концепции развивающей среды в дошкольном учреждении (Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды.в дошкольном учреждении. М., 1993) указали на то, что окружающая среда в детских садах должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным построением развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.
Это значит, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориенти-рованной модели воспитания. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель: содействовать становлению ребенка как личности. И этому способствуют следующие принципы построения развивающей среды:
/. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Мебель должна быть такой, чтобы педагог мог общаться с ребенком, глядя ему в глаза, а не нависая над ним. Этому способствует разновысотная мебель. А при общении с ребенком надо еще уметь выбрать правильную дистанцию. Если это дети раннего возраста, то дистанция общения
ближняя: ребенка часто берут на руки, вступают в телесный контакт (гладят, обнимают). Если это дети среднего возраста, то дистанция может быть и ближней и дальней, в зависимости от настроения детей. Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется дальняя дистанция. Мы их подготавливаем ко взрослой жизни, скоро они пойдут в другой социальный институт - школу. А там уже присутствует дальняя дистанция общения. Но если ребенок нуждается в тесном контакте, то воспитатель дает ребенку эту близость.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Это значит, что окружающая среда должна провоцировать ребенка на активность, как физическую, так и познавательную. В группе должны присутствовать различные уголки по видам детской деятельности. Особое внимание уделяется спортивному утолку с оборудованием для мальчиков и девочек, которое будет формировать потребность у детей к здоровому образу жизни. Интерес у дошкольников вызывают и стены творчества, где дети могут рисовать, используя различные материалы и технику рисования. Освещение и звуковой дизайн тоже повышают активность воспитанников дошкольного учреждения.
3. Принцип стабильности
- динамичности.
Созданная среда является стабильной для детей данного
возраста, но она должна постоянно меняться, так как дети растут очень быстро и быстро изменяются. То есть ребенок перерастает среду. Поэтому среда планируется таким образом, чтобы она могла меняться по желанию ребенка. Этому способствует мебель, которая может быстро трансформироваться. Используются различные кубы, ширмы, при помощи которых можно изменять пространство.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Похож на предыдущий принцип. Но надо помнить,
что при динамичности развивающей среды нельзя забывать о том, чтобы пространство одной зоны не входило в другую зону. Так, музыкальная зона не может находиться рядом с уголкомчтения, в котором ребенку нужна тишина. Должно соблюдаться четкое разделение этих зон.
Настольная книга старшего воспитателя
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной ком
фортности и эмоционального благополучия каждого ребенка
и взрослого.
Для соблюдения этого принципа необходимо выполнять правило «золотой середины». Так, обедненная развивающая среда ограничивает развитие ребенка, а перенасыщенная - дезориентирует детей. Необходимо помнить об уголках уединения. Ребенок устает от коллектива и у него периодически возникает желание укрыться от посторонних глаз. Уголок уединения - это шатер, домик, ширма в уголке, но там обязательно должно находиться что-то мягкое (мех, подушки), и это место должно быть скрыто от глаз других. Не забывайте о том, что, если ребенок уединился, возможно, ему требуется ваша помощь.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элемен
тов в эстетической организации среды.
Этот принцип проявляется в знакомстве детей с произведениями искусства. Ребенка надо знакомить с разными жанрами искусства, устраивать в детском саду выставки картин и скульптур. Делать волшебные комнаты со сменой освещения, различными звуками, зеркалами.
7. Принцип открытости - закрытости.
Принцип открытости предполагает общение ребенка с природой, с детьми других групп и сотрудниками дошкольного учреждения. Это открытость взрослой культуре, открытость обществу. Но, с другой стороны, детский сад - закрытая система, в которой действуют свои требования, регламентируемые программой и требованими СанПиНа.
8. Принцип учета половых и возрастных особенностей.
При моделировании образовательного пространства
учитываются возрастные особенности. Если это младший возраст, то количество одинаковых игрушек должно соответствовать численности детей. Дидактический материал должен соответствовать программному материалу этого возраста. Учет половых особенностей детей тоже влияет на среду потому, что мальчики и девочки по-разному ведут себя в окружающей среде, им нужны разные игрушки. В старшем возрасте не забывайте о том, что у детей должны быть туалеты в кабинках.