Методическая разработка на тему: методические рекомендации внеклассные занятия по ручному труду. Конспекты занятий по ручному труду

21.05.2019

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности.

образовательная область «Познание»

раздел «Ручной труд»

Тема: «Подсолнухи»

специальная (коррекционная) подготовительная к школе группа

Выполнила: воспитатель высшей категории МАДОУ д/с №7 г. Туймазы Муфтиева И.Р.

г. Туймазы

2013-2014 учебный год

Программное содержание:

Учить вырезать силуэтные изображения по нарисованному контуру.

Закреплять навыки самостоятельного изготовления поделки по образцу.

Совершенствовать умение анализировать образец, выделять основные части поделки.

Совершенствовать навыки работы детей с природным материалом, бумагой, ножницами, клеем ПВА.

Способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.

Продолжать учить проявлять аккуратность в работе.

Развивать самостоятельность, организованность, дисциплинированность.

Развивать воображение и творческие способности.

Воспитывать у детей уважение к результатам труда.

Словарная работа: подсолнух, подсолнушек, солнце, семечки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением подсолнухов.

Материал:

Игрушка - подсолнух, образец – поделка «подсолнух», природный материал (семена подсолнуха, полоска картона зеленого цвета 2*20 см, круги из картона серого цвета d=11 см, цветная бумага зеленого цвета 14*14 см, цветная бумага желтого цвета 7*20 см, шаблоны лепестка и листика, ножницы, клей ПВА, кисти клеевые, клеенки, салфетки, поднос.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Сегодня к нам в гости пришел подсолнушек.

Подсолнушек: Здравствуйте, друзья! Мы с подружками узнали, что у вас в детском саду очень хорошо, весело, уютно, и решили сами посмотреть, как вы тут живете, чем занимаетесь, но пока добирались до вашего детского сада, все порастерялись.

Воспитатель: Не огорчайся, подсолнушек! Как раз сегодня мы с ребятами собирались делать замечательные поделки, а какие, пусть они догадаются. Я сейчас загадаю загадки, а вы, ребята, попробуйте их разгадать.

Девочка Аленушка

Посадила зернышко,

Выросло на грядке

В огороде на дорожке,

Под моим окошком,

Расцвело сегодня солнце

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашей гостье и сделаем для нее много красивых желтых подсолнухов, чтобы ей не скучно было возвращаться домой. А ты, подсолнушек, присоединяйся к нам.

Познакомить детей с темой занятия. Сказать, чем они сегодня будут заниматься.

Показ способов работы.

Показать образец готовой поделки «подсолнуха». Рассмотреть его и предложить детям назвать части подсолнуха (стебель, листья, лепестки, сердцевина). Обратить внимание на то, какой материал использован для сердцевинки (семена подсолнуха) .

Напомнить правила работы с ножницами, клеем, бумагой.

Воспитатель: Кто мне скажет, как нужно обращаться с ножницами? (Ответы детей).

Про ножницы.

У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела - что-нибудь отрезать, разрезать или вырезать, - они ему помогают. Но если с ними баловаться, крутить возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать, резать и рвать все, что оказывается рядом, - руки, ноги, уши, носы, коленки, штаны, платья, доставляя кучу неприятностей.

А вообще, они хорошие. Если вы не будете их обижать, они вам по- настоящему помогут в любых делах.

Воспитатель: А как надо пользоваться клеем? (Ответы детей)

Дополнение воспитателя.

Про клей.

Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать все побыстрее, кое-как, то работа получается неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно, клей ему помогает. Когда он высыхает, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезают. Вот он какой - клей ПВА.

Воспитатель: Как надо обращаться с бумагой? (Ответы детей)

Дополнение воспитателя.

Про бумагу.

Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться. А еще - её всегда не хватает, особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно, осторожно и экономно.

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

Приступим?

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Ноги? На месте! Руки? На месте!

Локти? У края! Спинка? Прямая!

Предложить детям:

1. Нанести клей на один круг и уложить на него семена подсолнуха, положить сверху лист бумаги и аккуратно прижать рукой, чтобы семена приклеить.

2. Полоски цветной бумаги сложить пополам два раза. На верхнюю сторону положить шаблон и обвести его.

3. Вырезать силуэты лепестка и листика нужное количество.

4. Наклеить лепестки подсолнуха по краю второго круга.

5. Приклеить стебель (зеленую полоску) к кругу с лепестками.

6. Намазать клеем круг с лепестками подсолнуха и приклеить на него круг с наклеенными семенами подсолнуха. При этом нужно быть особенно осторожным, чтобы не потерять слишком много семечек.

7. Приклеить листики подсолнуха к стеблю.

Зрительная гимнастика.

Вверх ты, солнышко подними

На нее ты посмотри,

Вниз ты, солнышко опусти

На нее ты посмотри.

Влево, вправо, влево, вправо

Только глазками смотри

Ай-да, дети, молодцы

Глазками моргают

Глазки закрывают.

Самостоятельная работа детей. Необходимые пояснения в ходе работы.

Физминутка:

Во дворе растет подсолнух.

Утром тянется он к солнцу

К солнцу тянется он тоже

Вертим ручками по кругу,

Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Анализ детских работ.

Вместе с гостьей рассмотреть готовые поделки. Полюбоваться подсолнухами, выбрать самые красивые. Объяснить, почему они получились такие красивые. Обратить внимание на аккуратность расположения лепестков друг на друга, на аккуратность наклеивания деталей поделки и, на прочность их крепления. Особо отметить те поделки, которые дети выполнили самостоятельно.

Девочка Аленушка

Посадила зернышко,

Выросло на грядке

Маленькое солнышко. (Подсолнух)

В огороде на дорожке,

Под моим окошком,

Расцвело сегодня солнце

На высокой ножке. (Подсолнух)

Посадили зернышко - вырастили солнышко.

Золотое решето черных домиков полно.

Во дворе растет подсолнух.

Утром тянется он к солнцу

(дети встают на одну ногу и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй - похожий,

К солнцу тянется он тоже

(дети встают на другую ногу и тянут руки вверх)

Вертим ручками по кругу,

Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

(вращение прямых рук вперед и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)

Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)

В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать ладони в плотный кулак)

С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики) .

Вверх ты, солнышко подними

На нее ты посмотри,

Вниз ты, солнышко опусти

На нее ты посмотри.

Влево, вправо, влево, вправо

Только глазками смотри

Ай-да, дети, молодцы

Глазками моргают

Глазки закрывают.

Кружковая работа может способствовать решению многих коррекционных задач в работе с умственно отсталыми младшими школьниками. Наряду с формированием трудовых умений кружковая работа позволяет формировать интерес к деятельности, воспитывать нравственные качества, развивать индивидуальные наклонности, формировать эстетическое восприятие окружающего мира. Именно возможности реализовать комплекс задач, определяют привлекательность и эффективность кружковой работы как средства для формирования трудовых умений у умственно отсталых младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида. г. Усолье - Сибирское

ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ

г. Усолье – Сибирское

2013г.

Составитель: олегофренопедагог

I квалификационной категории И.М. Павлова

Рецензенты: И.О. Позднякова, ст. преподаватель ВСГАО Р.А. Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент ВСГАО

Введение

Кружковая работа может способствовать решению многих коррекционных задач в работе с умственно отсталыми младшими школьниками. Наряду с формированием трудовых умений кружковая работа позволяет формировать интерес к деятельности, воспитывать нравственные качества, развивать индивидуальные наклонности, формировать эстетическое восприятие окружающего мира. Именно возможности реализовать комплекс задач, определяют привлекательность и эффективность кружковой работы как средства для формирования трудовых умений у умственно отсталых младших школьников.

Примерный план работы кружка

«Умелые ручки»

Тема

Цель

Формируемые умения

«Осенний цветок» (аппликация из природного материала)

«Белка» (оригами)

«Праздничная открытка» (аппликация + оригами цветов)

«Разноцветные рыбки»

Изготовление закладки для книги

Изготовление лебедя, используя яичную скорлупу.

Учить самостоятельно, ориентироваться в задании, работать по инструкции учителя.

Формировать умения работать с трафаретом, склеивания деталей, работать с ножницами, клеем, кистью.

«Мы в зоопарке»

Учить работать по инструкции педагога.

« Моя игрушка» (аппликация из деталей)

«Старик – лесовик» (работа с природным материалом)

Формировать умения анализировать природный материал и образец изделия, соединять детали, работать с ножницами, давать оценку своей работе.

«Черепаха» (работа с природным материалом)

Учить соединять детали путём примазывания (грецкий орех, пластилин).

Развивать умения анализировать природный материал и образец изделия, ориентироваться в пространстве с помощью учителя при выполнении объёмного изделия, оценивать качество работы по вопросам учителя.

Конспекты занятий кружка

по ручному труду

Тема: Изготовление лебедя, используя яичную скорлупу.

Цель:

Развивать умения самостоятельно ориентироваться в задании, работать по инструкции учителя.

Формировать умения работать с трафаретом, склеивания деталей, работать с ножницами, клеем, кистью. Развивать творческие способности при оформлении изделия.

Оборудование:

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Но прежде чем приступить к работе, давайте поработаем над русской пословицей. (Пословица записана на доске). Прочитайте про себя, один вслух.

Как вы понимаете эту пословицу? Чему она нас учит?

Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы продолжим работу над изготовлением «лебедя». На прошлом занятии мы сделали заготовки, а сегодня мы оформим нашу работу

2.Ориентировка в задании.

На прошлом занятии мы уже с вами разговаривали о том, что можно приготовить из яичной скорлупы. Давайте повторим./Поросёнка, зайчика, лебедя, мышонка и т.д./ (картинки на доске).

Анализ образца .

Почему для изготовления лебедя мы выбрали яйцо? Каким оно цветом? А лебедь? Какую форму оно имеет? К какой части тела подходит яйцо? /туловище,/. Какие детали нам нужно ещё изготовить? / хвостик,2 крыла, шею с головой/. Каким цветом бумагу мы выберем? Почему? Каким цветом будем делать глазки, клюв? Как мы будем присоединять детали к яйцу? После того, когда мы изготовим лебедя нам нужно оформить подставку в виде озера. В этой части работы вы ребята должны будете поработать сами, придумать, как можно оформить озеро: изобразить камыши, лилии. Каким цветом выбрать цветную бумагу, определить размеры, расположить правильно детали. При изготовлении лебедя мы будем придерживаться плана работы. Послушайте ход работы (учитель рассказывает ход работы, показывает, как правильно соединять детали). Повторите ход работы.

Ход работы.

1.Склеиваем 2 детали с головой и шеей.

2.Приклеиваем клюв и рисуем глазки чёрным карандашом.

3.Приклеиваем к туловищу.

4.Приклеиваем крылья с двух сторон по бокам, симметрично.

5.Склеиваем 2 детали хвостика и приклеиваем к туловищу симметрично шеи.

6.Оформление озера. (Можно использовать шаблоны цветка, травки, камышей), как работать с шаблонами вы знаете.

Повторим:

4.Физминутка. «Лебеди».

Проводит дежурный.

«Лебеди летят, летят,

Крыльями машут, машут.

Над водой склоняются,

Качают головой.

Гордо и прямо умеют держаться

И бесшумно на воду садятся».

5.Повторение плана работы.

6.Самостоятельная работа.

7.Оформление озера.

Лебедь у нас готов. Приступим к оформлению озерка.

В коробочках вы найдёте шаблоны, изготовьте детали камышей, лилий, расположите на озере и закрепите клеем. Самостоятельная работа.

8.Анализ выполненной работы.

9.Уборка рабочего места.

10.Итог занятия.

Что мы учились делать?

Как мы использовали пословицу? Всели правильно, и аккуратно отмеряли и вырезали детали?

Лебедь это зимующая или перелётная птица?

Тема: Изготовление закладки для книги

Цель:

Учить приёмам оклеивания мелких деталей из картона, цветной бумаги.

Формировать практические навыки в складывании по линии разметки, вырезании по линии, оклеивания деталей.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование: Образец изделия, заготовки изделия, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

2 . Вводная беседа. Педагог беседует с детьми о том, что книги очень важны для нас, они нас многому могут научить, но для того чтобы книги служили долго с ними нужно бережно обращаться, показывает примеры старых, испорченных книг. Для того чтобы книга служила дольше и мы всегда помнили, где мы остановились нужно пользоваться закладками.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы изготовим закладку для книги.

Педагог показывает учащимся образцы закладок и демонстрирует их

Применение в качестве собственной закладки, указки при чтении и в качестве

Линейки для фиксирования строк при списывании.

  1. Анализ образца .

Детям предлагается послушать способа изготовления закладки. Берём полоску цветной бумаги, и складывают её пополам. Затем каждую из половинок полоски ещё раз складывают пополам. Вдоль первой линии сгиба вырезают в нескольких местах (но не близко от концов полоски) небольшие фигуры произвольной формы.

Заготавливают полоску цветной бумаги такой же длины, как основная и вдвое уже её. Изнанку основной заготовки осторожно намазывают клеем и укладывают на неё узкую полоску лицевой стороной вниз. После этого края широкой полоски заклеивают на оборотную сторону закладки. Закладка прикрывается салфеткой и тщательно протирается, чтобы обеспечить хорошее склеивание.

Один из концов закладки аккуратно обрезается, чтобы получилось остриё. В этом случае закладка сможет выполнять роль указки при чтении. Другой конец можно слегка закруглить.

Во избежание коробления изготовленные детьми закладки следует завернуть в сухую бумагу и положить под пресс.

1. Разметка контура закладки на картонной полоске по шаблону и вырезание картонного основания закладки, сгибание и вырезание фигур.

2. Наклеивание вырезанной полоски картона цветной бумагой, как основной, края широкой полоски заклеивают на оборотную сторону закладки.

3. Высушивание готовых изделий пол прессом.

Повторим: накладываем на цветную бумагу, обводим карандашом, вырезаем, приклеиваем.

Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, ножницы, цветную бумагу.

Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, кисточкой и клеем.

Физминутка. (проводит дежурный)

6.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы. (Один ученик читает план вслух).

7. Самостоятельная работа.

Приступим к самостоятельной работе.

Придерживайтесь плана работы. План на доске.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Итог занятия.

Что мы сегодня с вами делали на занятии?

Что мы учились делать?

Как мы использовали пословицу? Всели правильно, и аккуратно отмеряли и вырезали детали? Вот… Для чего нам нужна закладка?

Поделки выставляются на полочке для выставки.

Тема: «Осенний цветок» (аппликация из природного материала).

Цель:

Учить составлять композицию из засушенных листьев.

Формировать практические умения обводить карандашом фигуру по трафарету на лист, намазывать деталь клеем и приклеивать её; учить оценивать свою работу, воспитывать аккуратность.

Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: Образец изделия, заготовки изделия, засушенные осенние листья, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, куда мы ходили на прошлом занятии и что собирали?

Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии каждый из вас сделает свою картину из засушенных листьев, и мы устроим выставку в классной комнате.

2. Ориентировка в задании.

На прошлом занятии мы с вами ходили в парк и собирали листья для поделок (педагог предлагает посмотреть на результат). Дети рассматривают листья. Далее педагог говорит о том, что из этих листьев можно сделать много красивых картин (картинки на доске).

Анализ образца .

Из чего изготовлена поделка?

Почему для изготовления картины мы выбрали листья? Каким они цветом? Какую форму они имеют? Сколько нам понадобиться листьев для одного цветка? Сколько цветков на картине? (3). Одинаковые ли цветки по размеру? (нет).

Послушайте ход работы (учитель рассказывает ход работы, показывает, как правильно соединять детали). Повторите ход работы.

Ход работы.

1.Взять лист белого картона, трафарет и обвести цветок на картон.

2.Берём сухой листок и немного намазываем клеем.

3.Приклеиваем на лист картона, на обведённый цветок по шаблону.

Повторим: накладываем шаблон на белый картон, обводим карандашом, берём лист, намазываем, приклеиваем.

3.Организация рабочего места.

Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, ножницы, цветную бумагу.

Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, кисточкой и клеем.

Как надо работать с клеем и кисточкой?

Как необходимо правильно работать с ножницами?

4.Физминутка. Проводит дежурный.

5.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы. (Один ученик читает план вслух).

6.Самостоятельная работа.

Приступим к самостоятельной работе.

Придерживайтесь плана работы. План на доске.

Индивидуальная работа: (слабые ученики)

8.Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Итог занятия.

Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что мы учились делать?

Тема: «Белка» (оригами)

Цель:

Учить конструированию из бумаги по показу учителя.

Формировать практические умения складывать бумагу точно по линиям разметки, развивать глазомер и мелкую моторику.

Воспитывать умения работать по инструкции педагога.

Оборудование: Образец изделия, листы цветной бумаги, карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Но прежде чем приступить к работе, давайте поработаем над русской пословицей.

«Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда»

Как вы понимаете эту пословицу? Чему она нас учит?

2 . Вводная беседа. Педагог беседует с детьми о диких животных. Просит назвать животных, проживающих в нашей местности. Почему мы разделяем животных на домашних и диких, и чем они различаются. Игра «Звери заблудились». Раздели диких и домашних животных.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы изготовим белку (оригами).

  1. .Работа по основной теме занятия.

Педагог показывает учащимся образцы изделий из оригами (белку, кошку).

1. Анализ образца .

Из чего изготовлена поделка? Какая бумага понадобиться нам для работы? Какие инструменты понадобятся?

2. Ход работы.

Детям предлагается послушать способа изготовления белки. Берём квадрат цветной бумаги с размеченной линией сгиба. Педагог показывает, как нужно согнуть лист по этой линии. Затем следующий шаг – сгибание ушей. Дети повторяют за взрослым сгибание одного уха, а потом второго. Затем берём карандаш, рисуем глазки, усы, носик.

2. Последовательность в изготовлении изделия:

1. Берём квадрат цветной бумаги с размеченной линией сгиба.

2. Затем следующий шаг – сгибание ушей.

3. Рисование карандашом, глаза, усы, носик.

5.Организация рабочего места.

Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, цветную бумагу, карандаши.

Физминутка. (проводит дежурный)

6.Выполнение работы по показу педагога.

Детям раздаются квадратные листы бумаги с размеченной линией сгиба. Педагог показывает, как нужно согнуть лист по этой линии. Затем следующий шаг – сгибание ушей. Дети повторяют за взрослым сгибание одного уха, а потом второго. Педагог осуществляет контроль, и просит тех детей у кого получилось правильно посмотреть, как получилось у его соседа по парте. Затем дети берут карандаш и рисуют глаза, усы, нос белки.

8. Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место.

10.Итог занятия.

Что мы сегодня с вами делали на занятии?

Что мы учились делать?

Как мы использовали пословицу? Всели правильно, и аккуратно выполняли работу?

Белка – это дикое или домашнее животное?

Тема: «Праздничная открытка» (аппликация + оригами цветов)

Цель:

Учить конструированию цветов из бумаги; составлять композицию.

Формировать практические умения наносить и обводить фигуру по шаблону (листик); практические умения складывания бумаги точно по линиям разметки.

Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: Образец изделия, заготовки цветов выполненных в стиле оригами, шаблоны листьев, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Но прежде чем приступить к работе, давайте поработаем над русской пословицей.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Как вы понимаете эту пословицу? Чему она нас учит?

2 . Вводная беседа. Беседа о том, какие бывают праздники, какие праздники любят дети, какие подарки можно подарить, для чего мы дарим открытки. Педагог показывает ряд открыток, они их рассматривают.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы изготовим открытку, и вы их сможете подарить, кому захотите.

4 .Работа по основной теме занятия.

Педагог показывает учащимся образцы открыток. Рассказывает о различных способах изготовления открытки.

Сегодня мы поучимся составить композицию из заготовленных цветков (оригами), листьев.

  1. Анализ образца .

Из чего изготовлена поделка? Какая бумага понадобиться нам для работы? Какие инструменты понадобятся? Каким цветом листья?

Детям предлагается послушать способ изготовления открытки. Берём цветную бумагу (зелёную), накладываем на неё шаблон листа, обводим карандашом, вырезаем.

Вторым шагом будет составление композиции из наших заготовок (цветков и листьев).

Следующим шагом будет аккуратное наклеивание деталей на лист картона.

2. Последовательность в изготовлении изделия:

1. Обводка по шаблону листьев, вырезание.

2. Составление композиции.

3. Наклеивание деталей на картон.

Повторим: накладываем на цветную бумагу шаблон, обводим карандашом, вырезаем, составляем композицию, приклеиваем.

5.Организация рабочего места.

Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, ножницы, цветную бумагу.

Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, кисточкой и клеем.

Как надо работать с клеем и кисточкой? Как необходимо правильно работать с ножницами?

Физминутка. (проводит дежурный)

6.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы. (Один ученик читает план вслух).

7. Самостоятельная работа.

Приступим к самостоятельной работе.

Придерживайтесь плана работы. План на доске.

8. Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Итог занятия.

Что мы сегодня с вами делали на занятии?

Что мы учились делать?

Как мы использовали пословицу? Всели правильно, и аккуратно отмеряли и вырезали детали? Для чего нам нужна открытка?

Открытки выставляются на полочке для выставки.

Тема: «Разноцветные рыбки»

Цель:

Учить работать с губкой и красками по трафарету.

Формировать практические навыки обмакивания в краску губки и примакивания на листок в определённой последовательности, учить работать по трафарету.

Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: Образец изделия, большие листы бумаги, трафарет рыбки, краски, губка, карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

2 . Вводная беседа. Беседа о том, кто такие рыбки, какие они бывают, где они живут, рассматривание их на картинке.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем делать разноцветных рыбок.

4 .Работа по основной теме занятия.

Педагог показывает учащимся образцы. Рассказывает о различных способах изготовления разноцветных рыбок. Это и аппликация, оригами, рисование карандашами, кистью и красками. Сегодня мы поучимся рисовать рыбок при помощи губки.

1.Анализ образца .

Как выполнена работа? Какая бумага понадобиться нам для работы? Какие инструменты понадобятся? Каким цветом рыбки?

Первым шагом на листе бумаги мы обводим по трафарету 2-3 фигуры рыбок. Затем педагог показывает, как в маленький стаканчик наливается немного воды и опускается кончик губки. Затем кончик опускается в краску и потом примакивается внутри контура рыбок несколько раз. Затем через некоторое время берётся другая краска и работа повторяется. Трёх красок может быть достаточно, но если вы выполняете работу быстро, то можно взять ещё одну краску.

2. Последовательность в изготовлении изделия:

1. Обводка по шаблону рыбок.

2. Обмакивание губки в воду, краску.

3. Примакивания внутри контура рыбки.

Повторим: накладываем на бумагу шаблон, обводим карандашом, обмакивание губки в воду, краску, примакивания внутри контура рыбки.

5.Организация рабочего места.

Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте губки, краски.

Физминутка. (проводит дежурный)

6.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы. (Один ученик читает план вслух).

7. Самостоятельная работа.

Приступим к самостоятельной работе.

Придерживайтесь плана работы. План на доске.

8. Анализ выполненной работы.

Мы закончили делать разноцветных рыбок. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите краски и стаканчики с водой.

10.Итог занятия.

Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что мы учились делать? Какие бывают рыбки? Где они обитают?

Работы выставляются на полочке для выставки.

Тема: «Мы в зоопарке»

Цель:

Учить работать по инструкции педагога, вырезать по разметки.

Формировать практические навыки вырезания по разметке, пользования ножницами, клеем, развивать познавательный интерес и умение осуществлять самостоятельный контроль за своими действиями.

Оборудование: Образец изделия, фигурки животных из бумаги, полоски белого картона, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня у нас будет необычное занятие, мы совершим экскурсию в зоопарк.

2 . Вводная беседа. Беседа о том, что не все дикие животные живут в лесу, иногда они живут рядом с людьми и люди о них заботятся. Называют диких животных, знакомятся со словом зоопарк, рассматривают картинки с изображением животных.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы создадим свой зоопарк.

4 .Работа по основной теме занятия.

1.Анализ образца .

Из чего изготовлена поделка? Какая бумага понадобиться нам для работы? Какие инструменты понадобятся?

Детям предлагается послушать способ выполнения работы.

Первым шагом вырезаем из бумаги размеченную полоску. Затем сгибаем её по линии сгиба. Конца скрепляем клеем. Затем на эту полоску – подставку, на одну грань приклеиваем фигурку животного и получается, что она может стоять на столе.

2. Последовательность в изготовлении изделия:

1. Вырезание полоски по разметке.

2. Сгибание по линии сгиба.

3. Скрепляем концы полоски клеем.

4. Наклеивание картинки животного на одну сторону.

Повторим: Повторение хода работы одним учеником.

5.Организация рабочего места.

Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, ножницы, бумагу.

Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, кисточкой и клеем.

Как надо работать с клеем и кисточкой? Как необходимо правильно работать с ножницами?

Физминутка. (проводит дежурный)

6.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы. (Один ученик читает план вслух).

7. Самостоятельная работа.

Приступим к самостоятельной работе.

Придерживайтесь плана работы. План на доске.

8. Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9. Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Игра «Мы пришли в зоопарк».

Педагог берёт куклу и говорит, что она пришла в зоопарк смотреть животных, но она их не знает. У каждого ученика своя фигурка животного на подставке. Кукла подходит к нему и спрашивает: «Как тебя зовут?» Ученик называет животного.

11.Итог занятия.

Что мы сегодня с вами делали на занятии?

Что мы учились делать?

Каких животных вы хотели бы сделать ещё?

Поделки животных выставляются на полочке для выставки.

Тема: « Моя игрушка» (аппликация из деталей)

Цель:

Учить составлять целое из частей. (Мозаика игрушки)

Формировать умения анализировать объект, определять целое по его части, тренировать умения работать с бумагой и клеем.

Воспитывать умения слушать педагога.

Оборудование: Образец изделия, детали куклы для девочек и детали машинки для мальчиков, лист бумаги, клей, кисточка, салфетка.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь.

2 . Вводная беседа. Беседа о том, какие игрушки они любят, как они с ними играют и потом огорчённо говорит, что сегодня хотел с ними поиграть, сделать картинки игрушек, но все детали перепутались. Помогите мне собрать картинки игрушек.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы изготовим картинку игрушки.

4 .Работа по основной теме занятия.

Педагог показывает учащимся образцы. Рассказывает о способе изготовления.

1.Анализ образца .

Из чего изготовлена поделка? Что понадобиться нам для работы? Какие инструменты нам необходимы для работы?

Детям предлагается послушать способ выполнения работы.

Каждому ребёнку даётся конверт с набором элементов аппликации. Нужно выложить детали на лист и собрать картинку. Затем поочерёдно приклеиваем каждую деталь на лист, слегка приподнимая её и намазывая небольшим количеством клея. Постепенно все детали должны быть приклеены.

2. Последовательность в изготовлении изделия:

1. Собрать картинку.

2. Наклеивание деталей на лист.

5.Организация рабочего места.

Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, бумагу.

Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с кисточкой и клеем.

Как надо работать с клеем и кисточкой?

Физминутка. (проводит дежурный)

6.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы. (Один ученик читает план вслух).

7. Самостоятельная работа.

Приступим к самостоятельной работе.

Придерживайтесь плана работы. План на доске.

8. Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Что это за игрушка, какого она цвета, и каковы цвета у неё детали? Поставьте себе оценку.

9. Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите конверты.

10. Итог занятия.

Что мы сегодня с вами делали на занятии?

Что мы учились делать?

Что у нас получилось, а что было трудно делать?

Посмотрите работы друг у друга?

Какие работы вам понравились, почему?

Поделки игрушек выставляются на полочке для выставки.

Тема: «Старик – лесовик» (работа с природным материалом)

Цель:

Развивать умения самостоятельно ориентироваться в задании, работать по инструкции учителя. Учить соединять детали путём примазывания.

Формировать умения анализировать природный материал и образец изделия, соединять детали с помощью палочек вставленных в проколотые отверстия, путём примазывания пластилином, давать оценку своей работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: Образец изделия, шишка, пластилин, каштан, скорлупки фисташек, семена арбуза, картон.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь.

2. Вводная беседа. Беседа о том, что изготовлять поделки можно из разных природных материалов. Например, можно использовать шишки, веточки, орехи, семена и т.д. Показ педагогом различных поделок из природного материала, бумаги и пластилина. Детали у таких поделок соединяются при помощи палочек вставленных в проколотые отверстия или путём примазывания пластилином.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы изготовим «Старичка – лесовика».

4 .Работа по основной теме занятия.

1.Анализ образца .

Детям предлагается послушать способ выполнения работы.

2. Последовательность в изготовлении изделия:

К большой продолговатой шишке – туловищу прикрепляем с помощью заострённой ветки вставленной в прокол, голову из каштана. Далее из половинки грецкого ореха делаем шляпу и при помощи пластилина примазываем её к голове. Поля шляпы, вырезанные из бумаги, прикрепляем при помощи клея к грецкому ореху. На края шляпы приклеиваем соломку так, чтобы соломинки совпадали по длине. С середины поля шляпы немного надрезают, загибаем края, смазываем клеем и приклеиваем к скорлупе ореха. Шляпа готова. Теперь можно заняться лицом. Глаза делаем из семян арбуза, бороду делаем из кусочка ваты, прикрепив всё пластилином. Изогнутые веточки используются для рук и ног. Их надо плотно вставить в отверстия шишки, предварительно смазав концы веток клеем. Из половинок фисташек делаем башмачки. Набиваем их пластилином и вставляем в проколы веточки (ноги). Поделку можно поставить на картонную подставку украшенную кусочками мха.

План работы.

1. Выбор шишки для туловища.

2. Прикрепляем голову к туловищу и изготовляем шляпу.

3. Оформляем лицо.

4. Прикрепляем руки, ноги.

6. Украшаем подставку мхом, веточками и т.д.

Повторите ход работы.

3.Организация рабочего места.

Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, ножницы, цветную бумагу, пластилин.

Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, кисточкой и клеем.

Как надо работать с клеем и кисточкой?

Как необходимо правильно работать с ножницами?

4.Физминутка. (проводит дежурный)

5.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы. (Один ученик читает план вслух).

6.Самостоятельная работа.

Приступим к самостоятельной работе.

Придерживайтесь плана работы. План на доске.

Индивидуальная работа: (слабые ученики)

8.Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Итог занятия.

Что мы сегодня с вами делали на занятии?

Что мы учились делать?

Поделки выставляются на полочке для выставки.

Тема: Изготовление по образцу птички из шишки ели,

пластилина и веточек.

Цель:

Показать новый приём соединения деталей с помощью пластилина.

Формировать умения по вопросам педагога анализировать природный материал и образец изделия, выполнять поделку с планированием ближайшей операции, отчитываться о работе, оценивать своё изделие. Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: Образец изделия, ёлочная шишка, пластилин, 3 веточки, подложка из картона.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь.

2. Вводная беседа. Беседа о том, что изготовлять поделки можно из разных природных материалов. Например, можно использовать шишки, веточки, орехи, семена и т.д. Показ педагогом различных поделок из природного материала, бумаги и пластилина. Детали у таких поделок соединяются путём примазывания пластилином.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы изготовим «Птичку» из природного материала.

4 .Работа по основной теме занятия.

Педагог показывает учащимся образец. Рассказывает о способе изготовления.

1.Анализ образца .

Из чего изготовлена поделка? Что понадобиться нам для работы? Какой природный материал мы будем использовать в работе? Какие инструменты нам необходимы для работы?

Детям предлагается послушать способ выполнения работы.

2. Последовательность в изготовлении изделия:

Скатываем из белого пластилина головку, оттягиваем клюв, прокалываем глазки, надеваем голову на палочку – шейку, примеряем ножки (лишнее отламываем), в промежутках между чешуйками вставляем палочку – ножку, закрепляем пластилином, прикрепляем к тупому концу шишки шейку с помощью пластилина и укрепляем птичку на подложке.

План работы.

1.Скатываем шарик, вытягиваем клюв, прокалываем глазки.

2. Прикрепляем голову к палочки - шейки.

3. Примеряем ножки и закрепляем их пластилином к туловищу.

4. Прикрепляем шейку к туловищу, закрепив пластилином.

5. Прикрепляем башмачки и устанавливаем поделку на подставку.

Повторите ход работы.

3.Организация рабочего места.

Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте пластилин, подложку, шишку, палочки.

4.Физминутка. (проводит дежурный)

5.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы. (Один ученик читает план вслух).

6.Самостоятельная работа.

Приступим к самостоятельной работе.

Придерживайтесь плана работы. План на доске.

Индивидуальная работа: (слабые ученики)

8.Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Итог занятия.

Что мы сегодня с вами делали на занятии?

Что мы учились делать? Поделки выставляются на полочке для выставки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  • С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  • А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах
  • М.А.Гусакова “Аппликация”
  • М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  • Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  • Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
  • М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  • Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  • Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  • Н.М.Конышева “Умелые руки”
  • Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

“Копилка игр сибирячка” .

  • С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
  • Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
  • О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
  • М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
  • А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение.
  • А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение.
  • Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение.
  1. Введение…………………………………......3
  2. Примерный план работы кружка «Умелые ручки»………………………………………...4
  3. Конспекты занятий кружка по ручному труду …………………………………………7
  4. Список литературы…………………………53
  5. Содердание………………………….............54

Конспект занятия по ручному труду
в старшей группе «Домики»

Задачи:

Образовательные:

  • учить делать поделку на основе коробок, прочно соединяя части (многоэтажные дом, дом с балконом и т. д.);
  • дополнять поделку деталями, соответствующими образу;
  • подвести детей к мысли, что дома имеют одинаковую форму, но разный размер, цвет, оформление.

Развивающие:

  • Развивать умение работать коллективно;

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать коллективно;
  • воспитывать аккуратность в работе;

Предварительная работа:

1. Рассматривание альбома «Город Сургут»

2. Аппликация «Разные дома»

3. Рассматривание картин, иллюстраций с разными домами

4. Проведение сюжетно - ролевых игр «Строим дом», «Строители»

5. Наблюдение за стоящим рядом с д/с домом

6. Чтение Л. Яхнин «Сколько братьев у нашего дома»

Используемый материал:

Коробки разных размеров, клей, клеевые кисти, ножницы, салфетки, обои, цветная бумага, картонная основа для подделок «Улица».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришло письмо. Вам интересно, что в этом письме? Тогда давайте его откроем. (Воспитатель открывает письмо и читает его)

- «Злые волшебники разорили и сломали наши дома и теперь нам негде жить. Мы очень просим вас, ребята, помочь нам. Игрушечные человечки».

Воспитатель: Как вы считаете, мы сможем выполнить эту просьбу? (дети соглашаются)

Беседа о предстоящей работе.

Как вы считаете, получатся дома из бумажных коробок. На что похожи коробки? (Ответы детей).

Но прежде чем мы приступим к строительству, давайте вспомним, из каких частей состоит дом? (окна, двери, балкон ). Послушайте загадки…

Кто приходит, кто уходит –

Все ее за ручку водят.

Не на полу, не на полке.

И в дом глядит, и на улицу… (окно)

Я знаю ребята, что у вас умелые руки. А, как известно, «умелые руки не знают скуки»!

А кто строит дома? (строители). Значит, мы сегодня будем строителями.

Разминка:

Строим, строим, строим дом.

По кирпичику кладём.

Чтобы ровным был наш дом,

Руки дружно мы потрем.

А потом еще встряхнём.

Мы присядем, дружно встанем,

Вокруг дома обойдём,

Глубоко сейчас вздохнём.

Тихо все к столу присядем,

И работать станем.

Выбирайте себе коробку-основу для будущего дома. (Дети выбирают коробку и идут к столам ).
- Прежде чем приступить к работе давайте повторим правила работы с клеем и с ножницами.(дети повторяют технику безопасности работы с опасными предметами)

Все нужное для строительства у нас лежит на столах, садитесь и приступайте к работе. Порадуйте красивыми домами: разными – разными, голубыми, красными, высокими и низкими, с балконами, с карнизами, с башнями и арками – порадуйте подарками!

Давайте сделаем разноцветные дома. У нас на столах лежит цветная бумага. Возьмите её и оберните вокруг коробки (показ). Лишнюю бумагу сверку сгибаем по краю и отрезаем. Затем намазываем клеем коробку или бумагу и приклеиваем, плотно прижимая к коробке. Работаем аккуратно! Потом будем делать крышу, и приклеивать окна и двери. Подумайте сначала, каким будет наш дом – одноэтажным или многоэтажным, с балконом или с башенками?

Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.

Готовые поделки выставляются на основу «Улица».

Как вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы, мы теперь убедились какие у вас умелые руки. Я надеюсь, что человечкам наши дома понравятся – они имеют одинаковую прямоугольную форму, но разный размер, цвет, оформление. У нас получился целый городок. А вот и наши человечки. Давайте с ними играть.

(Дети обыгрывают постройки)

Итог:

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Какие дома у вас получились? Для кого вы построили дома?
Молодцы! Вы хорошо потрудились!

"Цветочный калейдоскоп" - занятие по ручному труду

Занятие по ручному труду (работа с бумагой).
Медведева Ирина Александровна – воспитатель детского дома города Нижняя Салда Свердловской области.

Данный материал будет полезен воспитателям, учителям и родителям для закрепления умений детей в использовании разных техник при работе с бумагой.
Материал занятия предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста.
Применять материал можно при изготовлении открыток, картин, подарков.
Цель: создать условия для проявления творческих способностей на занятии ручным трудом.
Задачи:
- учить создавать из бумаги композицию из цветов;
- развивать творческие способности;
- закреплять умение пользоваться разными техниками при работе с бумагой;
- развивать терпение, усидчивость, аккуратность;
- формировать чувство цвета, эстетический вкус;
- развивать коммуникативные способности, обеспечивающие речевое общение;
- воспитывать интерес к цветам, желание их беречь и охранять.

Индивидуальная работа:
Упражнять Лену пользоваться шаблоном, уверенно вырезать детали для цветов.

Предварительная работа:

Рассматривание фото, иллюстраций комнатных, садовых, лесных и полевых цветов;
-изготовление праздничных открыток с использованием разных техник;
-рисование с натуры комнатных цветов;
-викторина о цветах;
-вечер цветов и загадок;
-беседа в экоклубе: «Цветы и их значение в жизни человека».

Методическое обеспечение:
- цветная бумага, картон;
- роллы для квиллинга;
- полоски цветной бумаги для айрис-фолдинга;
- квадратики цветной бумаги для торцевания;
- карандаши;
- инструменты для работы: ножницы, клей, пинцет, палочки.

Ход работы:

Послушайте стихотворение:

Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца - отрада,
Украшение родимой земли.

Скажите, вы любите цветы? (ответы детей). За что? Что значат цветы в жизни людей? Дети отвечают (красивые, вызывают радость, чувство прекрасного, радуют глаз, украшают дом, сад, огород, лес и поле, нашу жизнь).
Какие цветы вы знаете? Где они растут? (ответы детей).
Как можно их назвать одним словом? (садовые). Какие еще бывают цветы? (комнатные, полевые, лесные). Назовите и их. Выслушав ответы детей, подвожу итог. Цветов очень много, и они разные: по названию, цвету, виду, месту выращивания.

Наше занятие сегодня тоже будет посвящено цветам, только цветы будут необычные, они будут из бумаги. Вы сами будете выбирать, какие цветы будут у вас: комнатные, садовые или вообще - сказочные. В какой технике выполнять, решать тоже вам. Сегодня мы покажем чему научились за год, какие техники освоили. Посмотрите, в какой технике выполнена эта работа? (квиллинг). Я вам немного напомню об этой технике.

Квиллинг – в переводе с английского это слово обозначает птичье перо. Эта техника очень сходна с другой, не менее популярной – оригами. Но, если просмотреть историю возникновения этих видов искусств – то вы заметите, что родиной квиллинга считается Европа, а оригами – Япония. Но само бумагокручение возникло в Европе еще в конце 15 века. Именно в этот промежуток времени монахи создавали необычайно красивые медальоны, закручивая края птичьего пера позолоченными краями. Сегодня мы не сможем ни в одном из музеев встретить эту красоту, сделанную в то время, из-за недолговечности бумаги, но увидев это, мы бы наверняка пришли в восторг.
Но, не смотря на это, сама техника и ее история все же сохранилась и по наши дни. Причем стала очень популярна в виде хобби среди рукодельниц. Конечно в те времена не все могли позволить себе заниматься этой техникой – в связи с дорогостоящим материалом – ведь для работы требуется цветная бумага. Но в наше время, мы можем себе позволить приобрести эту бумагу, мало того, мы даже приобретаем специальную бумагу для квиллинга.
Бумага для квиллинга – представляет собой полосочки бумаги разного цвета и ширины. Благодаря этому материалу мы и можем создавать наши шедевры. Это не только занимательно, но еще и успокаивающе действует на нервную систему.

Какую технику применяли в этой работе? (показываю картину «Цветы в вазе»). (техника айрис-фолдинг).Что необходимо для того, чтобы выполнить эту картину? Выслушав ответы детей, дополняю.
Послушайте еще раз немного об этой увлекательной технике.
Iris - Folding (Айрис - Фолдинг) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники - Iris Folding.Техника айрис - фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня Iris Folding применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д. Конструкции, выполненные с применением техники айрис - фолдинг, смотрятся весьма необычно, по крайней мере – для человека, который не занимается ежедневно изготовлением работ с применением данной техники. Айрис - фолдинг может применяться в работах в чистом виде, а может быть и «украшательным» дополнением к работам, выполненным с применением иных техник.

Для какой техники необходима палочка, клей и кусочки цветной бумажной салфетки? Правильно, для торцевания.

Торцевание из бумаги - это достаточно новая техника поделок из бумаги. Но даже несмотря на ее молодой возраст, у этой техники есть уже очень много поклонников. А ведь поделки из бумаги, сделанные в этой технике, получаются очень красивыми и необычными. Техника торцевания очень проста: заготовленный шаблон обклеивают специальной бумагой. Шаблоны можно брать различные.Но также техника торцевания из бумаги дает возможность выполнять большие разноцветные картины.
Также с помощью торцевания из бумаги можно выполнять различные декоративные элементы. Так, можно обрамлять в украшенные торцеванием рамочки небольшие вышитые крестиком или гладью картины. А чтобы рамочка смотрелась очень нежно и аккуратно, ее можно дополнительно украсить, приклеив к ней небольшие бусины, цветы или бисер.
Для торцевания из бумаги используют гофрированную бумагу или салфетки.
Сначала вы подумайте и скажите, какие цветы и в какой технике будете делать. Выслушать, помочь выбрать тему работы и технику.
Посмотрите, на столе есть все, для создания красивой картинки или открытки на цветочную тему, мы с вами заранее все подготовили. Рассматриваем материалы, инструменты для работы, уточняем, для какой техники, что пригодится.

Игровая пауза с цветочком:
Передаю цветок детям, они отгадывают загадки.
А теперь, друзья-ребятки, отгадайте-ка загадки,
Все стихи здесь про цветы,
Я их знаю, ну а ты?

По сугробам он растет, снеговую воду пьет…(подснежник) Где он растет?

Он мачеха и мать, как цветочек этот звать? (мать-и мачеха)

В белой шапке стоит дед, если дунешь, шапки нет! (одуванчик)

На каком цветке гадают, лепесточки обрывают? (ромашка)

Вдоль дороги, у межи, в золотистой, спелой ржи,
словно синий глазок, смотрит в небо…(василек)

Над шипами острыми гроздь бутона пестрая,
дарят нежный аромат, украшая летний сад,
мне бы их обнять немножко, но уколятся ладошки…(розы)

Куст - оконный и балконный, лист пушистый и душистый,
а цветы в нашем окне, словно шапка в огне…(герань)

Маленькие, нежные прямо у водицы,
будто в зной полуденный просятся напиться,
с синевою неба дружат эти милые цветы,
я их знаю, Рая знает, ну а знаешь ли их ты? (незабудки)

Присаживайтесь за стол и начинайте работу. Дети выбирают на столе материалы, инструменты и начинают работать.
Подхожу к Лене, помогаю разобраться с шаблоном, трафаретами. Поощряю уверенность в работе с ножницами.
Во время деятельности помогаю детям советом, предложениями.

По мере готовности работы закрепляются на стенде – выставке: «Цветочный калейдоскоп».

Если у детей осталось время, предлагаю сделать еще одну работу или помочь другим.

Посмотрите, у нас получился настоящий цветочный калейдоскоп. Рассматриваем выставку.

Что вам понравилось у себя, у других?
- В какой технике больше всего нравится работать?
-Что удалось или не очень удалось сегодня, что бы хотелось улучшить, чему хочется еще научиться?

Молодцы! Мне очень нравится наша выставка! За год вы многому научились, освоили разные техники работы с бумагой, сегодня это все увидели и увидят на стенде-выставке. Даже Лена сегодня особенно старалась, работу выполнила аккуратно и уже хорошо и уверенно вырезала ножницами.

Я думаю, что все умения вам пригодятся и в дальнейшей жизни. Своими руками вы сможете сделать подарки близким и родным, украсить интерьер своего дома.
Спасибо вам за работу!
Вы меня сегодня порадовали. В конце хочу прочитать стихотворение, послушайте
Нам жить в одной семье, нам жить в одном кругу,
Идти в одном краю, лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу, кувшинку на реке и клюкву на болоте.

Задачи:
-совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист в разных направлениях, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.
— развивать творческое воображение, художественный вкус.
— воспитывать аккуратность, учить бережно относиться к готовым изделиям.
Цель:
— закрепить приобретенные навыки творческого преобразования предметов.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, игрушка Буратино, аудиозапись с песней ‘Бу-ра-ти-но!’ (из фильма ‘Приключения Буратино’), поднос, чудесный мешочек с сюрпризами.
Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

Ход занятия.

Дети вместе с воспитателем заходят в группу. Ребята здороваются с гостями.
Вос-ль: — Ребята, а вы любите сюрпризы?
Дети: Да.
Вос-ль: -Я очень люблю сюрпризы. Есть один сказочный герой, который без сюрпризов жить не может. Отгадайте загадку.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный.
На земле и под водой ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?
Дети: Буратино.
Вос-ль: Буратино хотел сделать подарок для своих друзей из сказки, в которой он живет, но у него ничего не получилось. Ой, Буратино, ты где? Ой, вот он, что ж ты спрятался? (Буратино что-то шепчет на ушко, воспитатель кивает годовой)
Вос-ль: Ребята, Буратино просит помочь ему сделать сюрпризы для его друзей. Вы согласны?
Дети: Да.
Вос-ль: (обращается к игрушке Буратино) -А кто у тебя друзья? (Буратино молчит).
Вос-ль: — Ребята, помогите. Как зовут друзей Буратино?
Дети: -Мальвина, Пьеро, Арлекин, пудель Артемон, черепаха Тортила.
Вос-ль:-А кого еще из сказочных персонажей вы знаете?
Дети:- Карабас Барабас, говорящий сверчок, папа Карло, Джузеппе, кот Базилио, лиса Алиса, Дуремар, крыса Шушара.
Вос-ль: (показывает коробочку с сюрпризом) -Вот такой сюрприз мы с вами поможем сделать Буратино.
Игрушку-Буратино воспитатель сажает за стол с детьми.
Вос-ль: (Объяснение работы) – А делается она так.
Сначала надо сделать коробочку: берем лист прямоугольной формы, на нем нарисованы 2 полоски, нужно согнуть по полоскам. Согнули по полоскам, развернули, положили к себе узкой стороной и сгибаем от себя уголочек к уголку пополам и еще раз пополам от себя. Разворачиваем. В верхнем ряду получилось 3 квадратика, крайние из них вырезаем по линии сгиба, остается 1 квадратик – это крышка коробки. От крышки коробочки делаем 2 разреза и еще 2 разреза внизу напротив первых.
Коробочка у нас почти готова, осталось только склеить. Намазываю клеем 2 крайних квадрата около крышки и 2 крайних нижних квадрата.
Делаем это так: отогнуть намазать, отогнуть намазать, склеить один, потом другой, положить друг на друга, нижнии квадратики отогнуть, намазать, склеить все в середину коробочки, получается коробочка.
Вос-ль: — Буратино, ты понял, как делать коробочку? Не устал?
А теперь сюрприз, у нас появляется веселая мордашка из коробочки. Мордашка держится на бумаге сложенной пружинкой. Берем 2 полоски бумаги. 2 кончика склеиваем, сгибаем поочередно то одну, то другую полоску до конца. Получилась двухцветная пружинка. Приклеиваем ко дну коробочки пружинку, а на верхний кончик приклеиваем веселую мордашку. Смотрите, что получилось…..
Вос-ль: — А сейчас это будут делать ребята. Ребята, скажите, что мы делаем вначале коробочку или пружинку?
Дети: -Коробочку, потом пружинку. (Объяснение детей, как они будут выполнять работу).
Вос-ль:-Что-то Буратино устал, давайте разомнем ручки и ножки.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, 2- разогнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать
Надо на носочки встать
Крепче Буратино стой,
Вот он ключик золотой.
Вос-ль: — Садитесь ребята. Молодцы, пальчики надо размять.

Пальчиковая гимнастика:

На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят.
Два медведя, буратино, и веселый Чиполлино,
И котенок и слоненок.
Раз, 2, 3, 4, 5
Помогаем нашей Кате
Все игрушки сосчитать.
Вос-ль: — Сейчас вы будете делать сюрприз самостоятельно. Не забудьте, что ножницами нужно пользоваться аккуратно. А ты Буратино, посиди и посмотри внимательно, ребята работать будут долго, но старательно.
Ребята делают коробочки с сюрпризом, ставят на поднос.
Вос-ль: — Спасибо, ребята! Выручили меня, теперь я подарю своим друзьям подарки, а вам в подарок оставляю сюрпризы. (деревянные яйца для росписи). Буратино уходит.