Тема: «Куличи».
Программное содержание: Учить детей аккуратно наклеивать детали аппликации; развивать творческую инициативу детей, самостоятельность; воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам и традициям.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», « Коммуникация», «Здоровье».
Материалы и атрибуты:
Атрибуты – Сюжетная картинка с изображением кулича, телеграмма, кукла – бабушка Глаша.
Раздаточный материал для детей: ½ картона цветного, клейстер, кисточки, салфетки, детали для аппликации: прямоугольник – кулич, белый овал – вверх кулича, яйца, конфеты, ватные палочки, гуашь (3-4 цвета) – на каждого ребенка.
Предварительная работа:
1. Рассматривание альбома: « Великий праздник Пасхи»;
2. Чтение стихов по теме: «Пасха»;
3. Беседа: «Угощение на Пасху», « Праздник Пасха».
Ход непосредственной образовательной области:
1. 1. Организационный момент. В группу пришла телеграмма. Воспитатель читает ее:
- Здравствуйте, дорогие мои, ребята. Торопилась к Вам в гости, хотела рассказать про Великий праздник Пасхи, испекла вам вкусный кулич, но чувствую, что опаздываю, поэтому, в письмо вложила сюжетную картинку с изображением кулича. Скоро приеду, ждите! Ваша бабушка Глаша.
Воспитатель показывает картинку, и дети ведут беседу по ней:
- Ребята, давайте рассмотрим кулич?!
- Из чего сделан кулич? (из муки)
- Где испекли кулич? (в духовке)
- Чем кулич намазан сверху? (сахарной помадкой)
- Давайте, мы с вами для бабушки Глаши сделаем открытки, на которых будут наклеены куличи и яйца с конфетами.
2. Показ приемов наклеивания. Воспитатель показывает образец кулича, наклеенного на картон. Воспитатель показывает, что вначале нужно наклеить сам кулич, затем вверх кулича и яйца, конфеты – по желанию.
- Намазываем обратную сторону деталей аккуратно, стараясь намазать клеем всю поверхность детали, наклеиваем ее на картон, лишний клей убираем салфеткой, разглаживаем деталь салфеткой. Как только ваш кулич будет «готов», нужно украсить вверх кулича цветной карамелью. Карамель мы будем рисовать ватной палочкой (сказать детям, что одна ватная палочка – для одного цвета, для другого цвета, нужно брать новую палочку) и цветной гуашью.
3. Самостоятельная работа детей (аппликация). Воспитатель следит за осанкой детей, поощряет творческий подход к работам. Дети, кто быстро справился с работой предложить наклеить яйца и конфеты.
4. Пальчиковая игра:
Испекли мы куличи (потирают ладошки друг о друга).
Вот какие куличи, вот какие куличи (показывают большими пальцами «класс»)!!!
Как пекли, как пекли сейчас мы вам расскажем (пожимают плечами вверх-вниз).
Положили два яйца (показывают большим и указательными пальцами яйца, затем резко опускаем вниз - на стол).
И налили молока (сжимают кулак правой руки, показывают, что наливают молоко)…
А теперь муки (двумя руками шевелим пальчиками).
Вот вам и куличи!!! (раскрывают ладоши и показывают на куличи).
4. Анализ работ. Воспитатель сообщает детям, что пришла бабушка Глаша и хочет рассмотреть ваши открытки. Бабушка Глаша отмечает наиболее красивые куличи, хвалит детей. Бабушка угощает детей настоящим вкусным куличом. Бабушка Глаша рассказывает про Великий праздник Пасхи и приглашает детей к себе в гости в русскую народную избу.
5. Прощание с бабушкой Глашой. Дети дарят бабушки открытки и обещают обязательно придти к ней в гости.
Автор: Дружкина Светлана Павловна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида «КОСМОС», города Балашова, Саратовской области. Россия.
Занятие «Светлая Пасха» во 2 младшей группе ДОУ
Данное занятие предназначено для ознакомления, применения на практике. На нашем занятии в роли воспитателя выступили родители. Дети познакомились с христианским праздником Светлой Пасхой и его обычаями.Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое пасха?
Дети: Такой хлеб
Воспитатель: Да хлеб, кулич, испеченный по особому рецепту. А когда пекут пасхи, куличи? В какой праздник?
Дети: В Пасху пекут куличи
Предварительная беседа «Что такое Пасха?»
16 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью.Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой.
Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.
Что нужно делать на праздник?
Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.
Люди ходят друг к другу в гости, веселятся, поздравляют своих близких и знакомых с Великим Славянским Праздником.
В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В дерeвняx устраивали игры, хороводы.
Нужно участвовать в разбитии крашеных яиц в честь праздника
На приветствие "Христос воскрес" отвечать «Воистину воскрес!!!»
Исторические сведения .
Ещё задолго до появления Христа древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян.
У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.
Обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия.
В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками.Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца.
Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.
Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.
Другая легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой начала окрашивать яйца.
Ещё одна легенда связывает этот обычай с именем французского короля Людовика Святого, вдохновителя крестовых походов. Освобождённый из плена, он готовился вернуться на родину. Перед его отъездом был устроен пир, на котором среди прочих яств были яйца, раскрашенные в разные цвета.
Крашеное яйцо весной – это символ рождающегося Мира.
На яйце так и рисовали: Миры: небесный, земной и подземный.
Писанки - яйца, украшенные сложными рисунками, являются обязательной принадлежностью весенней заклинательной обрядности.
Космологический смысл композиции на писанках говорит о том, что яйцо, предназначенное для ритуала, должно было изображать мир в целом, со всеми его земными и небесными разделами.
Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
Юлия Лазарева
Тема : Пасхальные яйца .
Участвуют : дети и родители 2 младшей группы .
Материалы : Картинки крашеных яиц, образцы поделок - яиц пасхальных , картинка курицы, маска курицы. Шаблоны яиц из цветной бумаги, клейстер, кисточки, доски, тряпочки, украшения - цветы из цветной бумаги, наклейки пасхальные , пластилин, пайетки.
Музыкальное сопровождение : песни "К нам пришла весна", "Пасху радостно встречаем "; фонограмма "Вышла курочка гулять".
Звучит пасхальная песня "К нам пришла Весна". Дети рассаживаются за
столы, родители занимают свои места.
Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами интересное занятие . Для
начала скажите мне, какое сейчас время года? (весна) . Весной много
прекрасных праздников, один из них - Светлая Пасха . Мы с вами о
нем говорили. И сегодня мы сделаем красивую аппликацию к этому
празднику. А наши родители нам помогут. Отгадайте загадку :
Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко и ребяток угощу. (курица)
А как называются ее детки? (цыплята) . Мы с вами знаем песенку про
курочку и цыплят. Выходите в круг, споем. (поем под музыку Песню
"Вышла курочка гулять", выбрать кого-то курочкой, надеть маску
Молодцы, ребятки, садитесь. Курочка несет что? (Яички) . Яйца -это
символ праздника Пасха . На Пасху принято всем , и взрослым, и детям
красить и украшать яйца . Их можно красить специальными красками,
украшать по-разному, рисовать на них узоры. (Показ картинок с
крашеными яйцами ). А можно делать яички из разных материалов, как
украшение. (показ различных поделок, украшенных яиц) . Вот и мы
сегодня сделаем красивые яички из цветной бумаги, украсим их, чтобы
они получились настоящими пасхальными .
Показ образца украшения яичек с помощью наклеивания цветочков,
наклеек, пайеток на пластилин отдельно и в середину цветочка.
Дорогие родители, вы можете помочь деткам украсить яички.
Дети и родители украшают яйца . Готовые работы наклеиваются на
ватман, в центре - курочка. В конце занятия дети и родители
приглашаются на общий танец под веселую пасхальную музыку .