Как воспитать трудолюбие у ребенка. Формы организации трудовой деятельности. Как влияет на ребенка каждый из видов труда

29.04.2019

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим и нравственным развитием ребенка. В процессе выполнения постепенно усложняющихся заданий малыши укрепляют свое здоровье, они все более уверенно, точно движутся.

Именно трудом формируется устойчивость в поведении, вырабатываются самостоятельность и дисциплина.

В процессе трудовой деятельности дошкольника детский коллектив объединяется: малыши учатся работать сообща, оказывать товарищу помощь, находить совместные решения для достижения требуемого результата. В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников:

  1. самообслуживание;
  2. хозяйственно-бытовой;
  3. в природе;
  4. ручной.

Каждый из видов позволяет ребенку осваивать окружающий мир, развивать мышление, память, получать знания о предназначении и правилах использования материалов и орудий для работы. К тому же ознакомление детей с трудом взрослых расширяет кругозор дошкольников, способствует воспитанию уважительного отношения к старшим.

Самообслуживание

В период младшего дошкольного возраста задачи трудового воспитания – формирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности. Это связано с преодолением некоторых возрастных трудностей:

  1. пальцы малыша еще недостаточно послушны;
  2. пока сложно дается запоминание последовательности определенных действий;
  3. способность к волевым усилиям еще только начинает формироваться.

Подобные сложности могут вызвать у карапуза отрицание, поэтому воспитатель, родители должны сохранять спокойствие, проявляя терпение и доброжелательность. Правильная организация этого вида труда позволит малышу научиться выполнять требуемые действия:

  1. раздевание и одевание;
  2. умывание и уход за зубами;
  3. уборка постели после сна;
  4. подготовка места для работы;
  5. наведение порядка в игровом уголке.

Навыки самообслуживания закрепляются путем ежедневного выполнения, соблюдения единых требований. Взрослые должны контролировать аккуратность и самостоятельность детей, формируя у них привычку к опрятности, соблюдению чистоты. При этом необходимо постоянно называть дошкольникам виды одежды, ее частей, вводить в их лексикон новые термины.

Хозяйственно-бытовой труд

Этот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы. Трудовое воспитание своими методами и средствами позволяет ребенку на каждом возрастном этапе освоить определенные умения:

  • Младший дошкольник способен полоскать белье и делать влажную уборку для своих игрушек, помогать накрывать на стол, убирать свое рабочее место, сметать снег на скамейке во дворе.
  • Ребенок среднего дошкольного возраста выполняет обязанности дежурного, самостоятельно моет и выжимает ветошь для ухода за игрушками, может постирать одежду кукол, полностью сервировать столик для обеда, протереть полки, подмести в саду дорожку.
  • Старший дошкольник готовит свое рабочее место к занятию, игре, моет резиновые объекты с безопасным мылом, способен постирать вещи небольших размеров.

Ремонтируя вместе игрушки или подклеивая книжки, дошкольники учатся помогать сверстникам, заботиться о малышах. Этот вид труда детей направлен на поддержание порядка, чистоты. Взрослые должны использовать такие средства воспитания, как похвалу выполненной работе, оценку качества помощи другому человеку. Тогда у ребят появляется стремление соответствовать им, тянуться друг за другом, достигать поставленных целей.

Труд в природе

С помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию. Средствами этого вида решается вопрос воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Трудовая деятельность дошкольника усложняется с каждым этапом взросления. Это касается и работы ребят в природе. В младшей группе воспитанники вместе с наставниками подкармливают разноцветных рыбок в прозрачных аквариумах, помогают собирать урожай на участке, кормят птиц, остающихся на зиму. С удовольствием дети поливают растения в горшках, протирают их листочки. Они узнают от взрослых новые понятия, сведения об окружающем их мире природы, учатся любить питомцев в живых уголках, заботиться о них.

Ребята старшей группы берут под свою опеку растения и животных, которые нуждаются в более сложном уходе. Сеют семена с разным вегетационным периодом – привыкают к систематичности работы. Дети становятся все более внимательными и заботливыми. Дошкольникам доверяют работу с пульверизатором, они способны самостоятельно рыхлить землю на заданную глубину, не повреждая корней у растений. Под контролем воспитателя дети пробуют высадить рассаду, подкормить растения.

В процессе трудовой деятельности дошкольники учатся замечать закономерности, связи между теми или иными явлениями. У них становится шире кругозор, повышается самостоятельность. Ребята учатся радоваться результатам собственного труда, доставлять удовольствие родителям, рассказывая о своих достижениях.

Ручной труд

Трудовое воспитание малышей старшего дошкольного возраста направлено также и на развитие умения работать с разными материалами. Это достигается в процессе занятий ручным трудом. Ребята под руководством взрослых мастерят различные поделки, используя при этом:

  1. разные виды цветной или белой бумаги – картон, гофрированная или бархатная бумага, салфетки;
  2. природный материал – желуди, солома, шишки, косточки фруктов, кора, початки кукурузы;
  3. бросовый материал – обрезки тканей, меха, коробки, одноразовая посуда, катушки.

Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения. Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь подарки, которые ребята вручат своим родителям, должны выглядеть красиво и аккуратно.

Организация детского труда

Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.

Дозирование занятий

Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста.

Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут.

Если идет активная работа, то надо контролировать состояние каждого малыша – потливость, остановки на отдых, покраснение кожных покровов. Если подобные признаки появляются, то воспитатель должен сменить вид деятельности для ребенка. При дозировании занятий учитываются также:

  1. объем;
  2. сложность;

Гигиенические условия

Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.

Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.

Оборудование и материалы

Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны:

  1. фартуки;
  2. подносы;
  3. тазики;
  4. щетки.

Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.

Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.

Взаимодействие семьи и детского сада

Воспитание трудом должно иметь систематический характер, поэтому в этом вопросе крайне важна поддержка родителей. Требования, которые звучат в домашних условиях, должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку в детском саду.

На родительских собраниях необходимо знакомить мам и пап с воспитательной программой образовательного учреждения. Воспитатель должен консультировать родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам средств и способов организации детского труда дома. Необходимо помнить, что детский сад закладывает основы для успешного трудового воспитания в школе.

Для родителей полезно устраивать демонстрации поделок, рисунков воспитанников. Замечательно для этого подходят фотовыставки, где представлено наглядно, как работают малыши, причем каждое фото должно сопровождаться интересными пояснениями. Группа должна быть оснащена тематическими стендами, выставками с рекомендованными книгами и материалами по воспитанию детей. Хорошо, если популяризируется положительный опыт трудового воспитания отдельных семей.

В заключение

  1. Нельзя переоценить значение труда для развития ребенка. Но взрослые должны помнить, что дошкольник лишь осваивает азы, у него может что-то не получаться, он может бояться ошибиться и не справиться. Поэтому родители и воспитатели должны сделать все, чтобы труд не приносил огорчения малышу;
  2. Надо давать посильные задания, приветствовать их выполнение, поощряя любую попытку справиться. Тогда ребенок будет чувствовать радость и гордость от того, какой он уже взрослый и способный на всяческие хорошие дела.

Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.
В развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.
Так, уже двухлетний ребенок в первых трудовых действиях может проявить самостоятельность – например, овладеть процессами самообслуживания. Его «я сам» в конце третьего года жизни – результат сформировавшихся ранее умений. А потому трудовое воспитание дошкольника начинается именно в этом возрасте.
Несмотря на то что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.
Участие в труде всегда обеспечено действием мотивов, побуждающих к активности: овладение новыми навыками, забота о сверстниках, проявление внимания к взрослым, забота о своем внешнем виде и т. д. – это очень ценные мотивы.
Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность! Но, к сожалению, под нажимом взрослого, которому некогда ждать, а легче одеть ребенка самому, малыш может смириться с положением пассивного существа, опекаемого взрослыми (мамой, бабушкой, педагогом). И совершается грубая ошибка в воспитании: ребенок все сильнее начинает чувствовать свою беспомощность, и вместе с тем растет его неуверенность, пропадает стимул к самостоятельности. В дальнейшем у него вырабатывается привычка пользоваться услугами взрослых, появляется убежденность в том, что удовлетворение его потребностей – это обязанность взрослых.
Постепенно овладевая трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребенок все больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря чему достигает успеха. Он отказывается от помощи взрослых, которые спешат его одеть, и все чаще просит: «Я сам…»
Предположим, ребенок овладел навыками одевания. Более того, у него сформировалось понимание об опрятности, и он заботится о своем внешнем виде. А дальше? Постепенно все сопутствующие одеванию действия становятся повседневными делами: поставить обувь на место, аккуратно повесить в шкафчик одежду и т. д. Детское «я сам» наполняется новым содержанием: «Я умею сам и потому буду делать сам!», «Я всегда буду убирать игрушки после игры, ведь я это умею делать, я уже большой!» У ребенка формируется стремление к порядку, желание поддерживать чистоту.
Дети растут, и возможностей выполнять различные трудовые поручения у них становится больше. В детском саду они уже могут накрывать на стол, мыть игрушки, протирать влажной тряпкой полки и т. д.
Педагогу нужно оценить важность детского труда для группы и подчеркнуть, что все это дети уже могут выполнить сами, без помощи взрослых. Так постепенно появляется потребность делать полезное для других. Поручения становятся все более систематическими, разнообразными.
Особая специфика в трудовом воспитании детей появляется при переходе их в среднюю группу. Здесь они впервые встречаются с понятием «вместе», в связи с чем педагогу необходимо правильно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса, учитывая при этом интересы каждого. И именно в этот период детское заявление «Я сам» постепенно перерастает в «Я сам вместе с друзьями». Если в процессе такой деятельности развертывается деловое общение «в связи» и «по поводу» возникающих ситуаций, то нужно объяснить партнеру допущенную им ошибку и посоветовать, как ее исправить, предложить свой вариант распределения работы или поддержать предложение партнера, направленное на улучшение качества будущего результата и пр.
Так, на фоне делового общения развертывается сфера личностных взаимоотношений: симпатии детей друг к другу, доброжелательность, умение уступать и пр. А в заявлении ребенка «Я сам» появляются новые мотивы, понятия «я умею разъяснить сверстнику, в чем он не прав», «я могу научить другого».
В процессе коллективной деятельности возможно возникновение конфликтных ситуаций, если воспитатель не разъяснит детям нравственные нормы взаимоотношений. Позиция ребенка, ведущим мотивом которой станет осознание своих возможностей, будет побуждать его к активному усвоению этих норм, так как они становятся средствами налаживания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Появляется новая позиция ребенка – «я могу отвечать за результат общего дела». Дошкольник начинает осознавать свое место в обществе сверстников: «я вместе с друзьями», и позже – не «я», а «мы вместе». Ребенок начинает тянуться к обществу сверстников, а чувствуя поддержку с их стороны и испытывая удовлетворение от сделанного им, становится членом этого общества.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуравновешенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными, они потому и непослушны, что не умеют реализовать свою потребность в активной деятельности, а труд помогает им в этом. Труд увлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, объединяет общими эмоциональными переживаниями. И если педагог постоянно поддерживает трудовую активность каждого ребенка, его уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой личности дошкольника.

Введение

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной, целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и самосовершенствованию.
Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30 – 80-е годы XX века. На их основе создавались учебные пособия для студентов вузов и техникумов, методические пособия для воспитателей, разрабатывались программы воспитания в детском саду. Трудами таких педагогов и психологов, как Е.И. Радина, ТА. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Т. Н. Година, P.C. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов.
К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Созданные в прежние годы пособия стали библиографической редкостью, и можно предположить, что во вновь открывающихся дошкольных учреждениях их вовсе нет. Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания дошкольников. Многие современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания, придавая особое значение словам основателя научной школы, создателя НИИ дошкольного воспитания АПН СССР А. В. Запорожца: «Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников. – Примеч. Р. Буре.), как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности».
На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».
Особого внимания требует обсуждение вопроса теории и методики трудового воспитания дошкольников. В ранее созданных работах они представлены преимущественно в рамках дисциплинарного подхода, при котором ребенок оставался лишь объектом деятельности педагога: дети включались в труд, но нередко он оставался «нейтральным» (А. С. Макаренко) процессом в деле воспитания.
В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность? Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?
Перечисленные выше вопросы о современном состоянии теории и практики трудового воспитания детей обосновывают актуальность проблемы и необходимость ее рассмотрения.
В данном пособии раскрывается система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, средства и методы руководства детским трудом с учетом постепенного накопления дошкольниками собственного опыта участия в труде, совершенствования навыков, растущего осознания ими значения трудовой деятельности, побуждающего включаться в труд. В пособии реализован возрастной подход: представлен материал для младших, средних и старших групп.
Объединяясь в труде со сверстниками, дети приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создании педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрации им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участии в ней на правах партнера, поощрении желания детей участвовать в совместной деятельности. Особое значение приобретает позиция педагога, в основе которой лежит признание им дошкольника субъектом деятельности. Такая позиция обусловливает использование методов руководства деятельностью детей, всемерно учитывающих детские предложения, их поиск самостоятельных решений; не прямое указание «делать так» или «смотри, как я», а предложение, совет, вовлечение в совместное обсуждение, поддержка любых проявлений детской активности. Главная цель педагога – воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.
Решение этих задач окажет большую помощь в формировании личности ребенка, в воспитании нравственно-волевых качеств, важнейших при определении степени его готовности к обучению в школе.

Задачи трудового воспитания дошкольников

В теории дошкольной педагогики к настоящему времени накоплено немало сведений о становлении и развитии трудовой деятельности дошкольников, ее особенностях, о средствах трудового воспитания, о методах ознакомления с трудом взрослых, образом труженика, о формах организации детской деятельности и методике руководства ею. Это позволяет утверждать, что в отечественной педагогике разработана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя следующие задачи трудового воспитания.
Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества.
Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности.
Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности.
Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда.
Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.
Следует особо подчеркнуть, что задачи трудового воспитания решаются не только в труде, но и в любом виде деятельности, присущей ребенку дошкольного возраста. Трудовое воспитание является частью всестороннего воспитания. Так, в процессе самообслуживания и хозяйственно-бытовых работ у ребенка воспитываются самостоятельность, культура внешнего вида, формируются мотивы, связанные с осознанием его важности.
Работая в уголке природы или живом уголке, дети наблюдают за развитием растений, животных. Это обогащает знания, формирует представления о взаимосвязи всего живого; дети учатся сравнивать, обобщать, делать простейшие умозаключения. Они начинают понимать, зачем необходимо ухаживать за растениями и животными. Работая на огороде или в цветнике, дошкольники ощущают мышечные усилия, испытывают мышечное напряжение, «мышечную радость», у них формируется привычка к трудовому усилию. Ручной труд дает массу эстетических переживаний, побуждает к творчеству, позволяет детям доставить радость другим.

Становление и развитие трудовой деятельности детей

Проблеме развития предпосылок трудовой деятельности в дошкольном возрасте и ее воспитательных возможностей уделяли большое внимание Я. 3. Неверович и В. Г. Нечаева.
Компоненты трудовой деятельности. Взяв за основу рассмотрения становления трудовой деятельности развитие ее основных компонентов, выделенных психологами, автор представляет процесс их постепенного совершенствования, одновременно изучая воспитательные возможности каждого компонента.
В. Г. Нечаева начинает обсуждение процесса становления предпосылок трудовой деятельности с момента перехода ребенка раннего возраста от процессуальных действий манипулятивного характера к целесообразным предметным действиям на основе подражания взрослым (в возрасте двух лет). E.H. Герасимова вводит понятие «цепочка последовательных действий», совершаемых ребенком раннего возраста, из которых складывается трудовой процесс. В возрасте 4 – 5 лет ребенок овладевает этим целостным трудовым процессом (М.В. Крулехт ).
Я. 3. Неверович придает большое значение овладению ребенком орудиями труда, что позволяет добиваться «целесообразных изменений предмета деятельности», то есть получения продукта. В процессе деятельности дошкольник овладевает не только трудовыми действиями, но и способами и порядком их выполнения, что оказывает влияние на развитие уверенности в своих силах, желания самостоятельно выполнить какие-либо трудовые операции. Ребенок учится ставить цель и осуществлять контроль за своими действиями .
В. Г. Нечаева подчеркивает, что умение ставить перед собой цель возникает у детей в среднем дошкольном возрасте, чему способствуют возникающие в повседневной жизни разные ситуации, чаще всего связанные с уборкой игрушек и пособий, приведением в порядок игровых уголков. Такие цели у детей пятого года жизни еще кратковременны и неустойчивы, для их формирования необходимы руководство воспитателя и постоянная поддержка ребенка в самостоятельной постановке цели .
Планирование и контроль – компоненты деятельности, развитие которых также приходится на дошкольный возраст. Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).
Большое значение имеет также оценка достигнутого результата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы. Это оказывает существенное влияние на развитие интереса к труду и формирование мотивов деятельности. С целью их формирования очень важно продемонстрировать ребенку связь между тем, что надо делать, и тем, для чего это делается, чтобы помочь дошкольнику осознать пользу его труда.
Мотивы, побуждающие ребенка включаться в труд, развиваются постепенно, наполняясь нравственным содержанием. Малышей часто привлекает сам процесс действий, использование нового яркого оборудования. Увлекаясь процессом действий, дети легко теряют цель, переходят к предметным действиям.
Мотивом может стать будущая игра, вызывающая необходимость изготовления каких-либо игрушек или элементов костюмов. Желание доставить радость друзьям, близким научиться новым умениям, овладеть действиями с инструментами, новыми орудиями также побуждают детей включаться в труд.
Наиболее существенным мотивом является осознание ребенком своих обязанностей, например, выполнение обязанностей дежурного, так как здесь ярко проявляется необходимость его труда для группы. Я. 3. Неверович придает наибольшее воспитательное значение общественным мотивам деятельности, возникающим, когда дети помогают взрослым. В этом случае они легко убеждаются в своих возможностях быть полезными другим .
Таким образом, мотивами, побуждающими детей к труду, являются:
интерес к процессу действий;
интерес к будущему результату;
интерес к овладению новыми навыками;
соучастие в труде совместно с взрослыми;
осознание своих обязанностей;
осознание смысла, общественной важности труда. Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем выше ее воспитательный потенциал.
Своеобразие трудовой деятельности детей. Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты детского труда удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.
Объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Но как же тогда оценивать пусть даже небольшое участие дошкольника в труде, ведь отсутствие оценки значительно снижает желание трудиться? Возникает необходимость ввести понятие «субъективная значимость труда», то есть оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий. Таким образом, при оценке деятельности ребенка в большей мере следует обращать внимание на его отношение к делу, желание доставить радость окружающим, сделать что-то полезное для себя.
Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя становлению детского общества.
В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр.; испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость; его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.
Процесс игры побуждает ребенка осуществлять трудовые действия, например купание куклы. Такие действия помогают овладевать первыми трудовыми умениями. Но порой эти трудовые действия настолько захватывают ребенка, что он забывает о цели. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет розетки с гуашью, пользуясь подносом. Расставив розетки на столе, ребенок превращает поднос в руль и, изображая шофера, «едет» за другой партией розеток. Или становится рабочим зоопарка, когда ему поручено покормить рыбок, птичку: разговаривает с ними, изображая доктора Айболита, производит нужные действия, сопровождая их словами, выражающими заботу о своих подопечных.
С другой стороны, игра может стать мотивом, побуждающим к труду. Так, например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы затеять игру в моряков – сделать бескозырки. Окончание игры также вызывает необходимость выполнения трудовых действий: построили из кубиков дворец – надо сложить весь оставшийся материал на полку; закончили играть в лото – сложить все карточки в коробку; сделали атрибуты для персонажей будущей игры-драматизации – убрать обрезки цветной бумаги, вымыть кисточки, розетки из-под клея и т. д.
В старшем дошкольном возрасте труд отделяется от игры. Дети начинают осознавать отличие работы от игры.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства взаимосвязь игры и труда проявляется:
в манипулятивных действиях детей, исполняющих роли взрослых;
в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры;
во включении игровых действий в трудовой процесс;
в ролевом поведении ребенка, создающего образ труженика.

Средства трудового воспитания детей

Средства трудового воспитания дошкольников должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых; о труженике, его отношении к делу; о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступным им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания в процессе деятельности положительного отношения к труду и установления доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:
ознакомление с трудом взрослых;
обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;
организация труда детей в доступном им содержании. В педагогическом процессе детского сада все перечисленные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание работы педагога по использованию этих средств значительно усложняется в процессе постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками.
Ознакомление детей с трудом взрослых. Отечественной дошкольной педагогикой доказано, что ознакомление детей с трудом взрослых содержит большие возможности в решении задач трудового и нравственного воспитания. Дети получают знания не только о всевозможных профессиях, но и об отношении взрослых к своему труду, о важности труда в жизни общества. Значение этих знаний выходит далеко за пределы обогащения представлений об окружающем мире или расширения словаря. Представления о различных сторонах трудовой деятельности взрослых служат основой воспитания у дошкольников уважительного отношения к труженику, интереса к его работе; желания помогать взрослым, подражать их действиям. У детей появляется осознанное отношение к результатам труда, к вложенным в него усилиям; становятся доступными нравственно-ценностные мотивы, побуждающие к деятельности, настойчивое стремление к получению результата.

Роза Семеновна Буре

Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания

Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.

В развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.

Так, уже двухлетний ребенок в первых трудовых действиях может проявить самостоятельность – например, овладеть процессами самообслуживания. Его «я сам» в конце третьего года жизни – результат сформировавшихся ранее умений. А потому трудовое воспитание дошкольника начинается именно в этом возрасте.

Несмотря на то что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

Участие в труде всегда обеспечено действием мотивов, побуждающих к активности: овладение новыми навыками, забота о сверстниках, проявление внимания к взрослым, забота о своем внешнем виде и т. д. – это очень ценные мотивы.

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность! Но, к сожалению, под нажимом взрослого, которому некогда ждать, а легче одеть ребенка самому, малыш может смириться с положением пассивного существа, опекаемого взрослыми (мамой, бабушкой, педагогом). И совершается грубая ошибка в воспитании: ребенок все сильнее начинает чувствовать свою беспомощность, и вместе с тем растет его неуверенность, пропадает стимул к самостоятельности. В дальнейшем у него вырабатывается привычка пользоваться услугами взрослых, появляется убежденность в том, что удовлетворение его потребностей – это обязанность взрослых.

Постепенно овладевая трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребенок все больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря чему достигает успеха. Он отказывается от помощи взрослых, которые спешат его одеть, и все чаще просит: «Я сам…»

Предположим, ребенок овладел навыками одевания. Более того, у него сформировалось понимание об опрятности, и он заботится о своем внешнем виде. А дальше? Постепенно все сопутствующие одеванию действия становятся повседневными делами: поставить обувь на место, аккуратно повесить в шкафчик одежду и т. д. Детское «я сам» наполняется новым содержанием: «Я умею сам и потому буду делать сам!», «Я всегда буду убирать игрушки после игры, ведь я это умею делать, я уже большой!» У ребенка формируется стремление к порядку, желание поддерживать чистоту.

Дети растут, и возможностей выполнять различные трудовые поручения у них становится больше. В детском саду они уже могут накрывать на стол, мыть игрушки, протирать влажной тряпкой полки и т. д.

Педагогу нужно оценить важность детского труда для группы и подчеркнуть, что все это дети уже могут выполнить сами, без помощи взрослых. Так постепенно появляется потребность делать полезное для других. Поручения становятся все более систематическими, разнообразными.

Особая специфика в трудовом воспитании детей появляется при переходе их в среднюю группу. Здесь они впервые встречаются с понятием «вместе», в связи с чем педагогу необходимо правильно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса, учитывая при этом интересы каждого. И именно в этот период детское заявление «Я сам» постепенно перерастает в «Я сам вместе с друзьями». Если в процессе такой деятельности развертывается деловое общение «в связи» и «по поводу» возникающих ситуаций, то нужно объяснить партнеру допущенную им ошибку и посоветовать, как ее исправить, предложить свой вариант распределения работы или поддержать предложение партнера, направленное на улучшение качества будущего результата и пр.

Так, на фоне делового общения развертывается сфера личностных взаимоотношений: симпатии детей друг к другу, доброжелательность, умение уступать и пр. А в заявлении ребенка «Я сам» появляются новые мотивы, понятия «я умею разъяснить сверстнику, в чем он не прав», «я могу научить другого».

В процессе коллективной деятельности возможно возникновение конфликтных ситуаций, если воспитатель не разъяснит детям нравственные нормы взаимоотношений. Позиция ребенка, ведущим мотивом которой станет осознание своих возможностей, будет побуждать его к активному усвоению этих норм, так как они становятся средствами налаживания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Появляется новая позиция ребенка – «я могу отвечать за результат общего дела». Дошкольник начинает осознавать свое место в обществе сверстников: «я вместе с друзьями», и позже – не «я», а «мы вместе». Ребенок начинает тянуться к обществу сверстников, а чувствуя поддержку с их стороны и испытывая удовлетворение от сделанного им, становится членом этого общества.

Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуравновешенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными, они потому и непослушны, что не умеют реализовать свою потребность в активной деятельности, а труд помогает им в этом. Труд увлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, объединяет общими эмоциональными переживаниями. И если педагог постоянно поддерживает трудовую активность каждого ребенка, его уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой личности дошкольника.

Введение

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной, целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и самосовершенствованию.

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30 – 80-е годы XX века. На их основе создавались учебные пособия для студентов вузов и техникумов, методические пособия для воспитателей, разрабатывались программы воспитания в детском саду. Трудами таких педагогов и психологов, как Е.И. Радина, ТА. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Т. Н. Година, P.C. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов.

К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Созданные в прежние годы пособия стали библиографической редкостью, и можно предположить, что во вновь открывающихся дошкольных учреждениях их вовсе нет. Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания дошкольников. Многие современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания, придавая особое значение словам основателя научной школы, создателя НИИ дошкольного воспитания АПН СССР А. В. Запорожца: «Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников. – Примеч. Р. Буре.), как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности».

На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».

Особого внимания требует обсуждение вопроса теории и методики трудового воспитания дошкольников. В ранее созданных работах они представлены преимущественно в рамках дисциплинарного подхода, при котором ребенок оставался лишь объектом деятельности педагога: дети включались в труд, но нередко он оставался «нейтральным» (А. С. Макаренко) процессом в деле воспитания.

В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность? Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?

Перечисленные выше вопросы о современном состоянии теории и практики трудового воспитания детей обосновывают актуальность проблемы и необходимость ее рассмотрения.

В данном пособии раскрывается система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, средства и методы руководства детским трудом с учетом постепенного накопления дошкольниками собственного опыта участия в труде, совершенствования навыков, растущего осознания ими значения трудовой деятельности, побуждающего включаться в труд. В пособии реализован возрастной подход: представлен материал для младших, средних и старших групп.

Объединяясь в труде со сверстниками, дети приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создании педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрации им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участии в ней на правах партнера, поощрении желания детей участвовать в совместной деятельности. Особое значение приобретает позиция педагога, в основе которой лежит признание им дошкольника субъектом деятельности. Такая позиция обусловливает использование методов руководства деятельностью детей, всемерно учитывающих детские предложения, их поиск самостоятельных решений; не прямое указание «делать так» или «смотри, как я», а предложение, совет, вовлечение в совместное обсуждение, поддержка любых проявлений детской активности. Главная цель педагога – воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Решение этих задач окажет большую помощь в формировании личности ребенка, в воспитании нравственно-волевых качеств, важнейших при определении степени его готовности к обучению в школе.

Задачи трудового воспитания дошкольников

В теории дошкольной педагогики к настоящему времени накоплено немало сведений о становлении и развитии трудовой деятельности дошкольников, ее особенностях, о средствах трудового воспитания, о методах ознакомления с трудом взрослых, образом труженика, о формах организации детской деятельности и методике руководства ею. Это позволяет утверждать, что в отечественной педагогике разработана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя следующие задачи трудового воспитания.

Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества.

Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности.

Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности.

Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда.

Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

Следует особо подчеркнуть, что задачи трудового воспитания решаются не только в труде, но и в любом виде деятельности, присущей ребенку дошкольного возраста. Трудовое воспитание является частью всестороннего воспитания. Так, в процессе самообслуживания и хозяйственно-бытовых работ у ребенка воспитываются самостоятельность, культура внешнего вида, формируются мотивы, связанные с осознанием его важности.

Работая в уголке природы или живом уголке, дети наблюдают за развитием растений, животных. Это обогащает знания, формирует представления о взаимосвязи всего живого; дети учатся сравнивать, обобщать, делать простейшие умозаключения. Они начинают понимать, зачем необходимо ухаживать за растениями и животными. Работая на огороде или в цветнике, дошкольники ощущают мышечные усилия, испытывают мышечное напряжение, «мышечную радость», у них формируется привычка к трудовому усилию. Ручной труд дает массу эстетических переживаний, побуждает к творчеству, позволяет детям доставить радость другим.

Становление и развитие трудовой деятельности детей

Проблеме развития предпосылок трудовой деятельности в дошкольном возрасте и ее воспитательных возможностей уделяли большое внимание Я. 3. Неверович и В. Г. Нечаева.

Компоненты трудовой деятельности. Взяв за основу рассмотрения становления трудовой деятельности развитие ее основных компонентов, выделенных психологами, автор представляет процесс их постепенного совершенствования, одновременно изучая воспитательные возможности каждого компонента.

В. Г. Нечаева начинает обсуждение процесса становления предпосылок трудовой деятельности с момента перехода ребенка раннего возраста от процессуальных действий манипулятивного характера к целесообразным предметным действиям на основе подражания взрослым (в возрасте двух лет). E.H. Герасимова вводит понятие «цепочка последовательных действий», совершаемых ребенком раннего возраста, из которых складывается трудовой процесс. В возрасте 4 – 5 лет ребенок овладевает этим целостным трудовым процессом (М.В. Крулехт ).

Я. 3. Неверович придает большое значение овладению ребенком орудиями труда, что позволяет добиваться «целесообразных изменений предмета деятельности», то есть получения продукта. В процессе деятельности дошкольник овладевает не только трудовыми действиями, но и способами и порядком их выполнения, что оказывает влияние на развитие уверенности в своих силах, желания самостоятельно выполнить какие-либо трудовые операции. Ребенок учится ставить цель и осуществлять контроль за своими действиями .

В. Г. Нечаева подчеркивает, что умение ставить перед собой цель возникает у детей в среднем дошкольном возрасте, чему способствуют возникающие в повседневной жизни разные ситуации, чаще всего связанные с уборкой игрушек и пособий, приведением в порядок игровых уголков. Такие цели у детей пятого года жизни еще кратковременны и неустойчивы, для их формирования необходимы руководство воспитателя и постоянная поддержка ребенка в самостоятельной постановке цели .

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.

Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:

  1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
  2. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.
  3. Воспитание уважительного отношения к любому труду.

Виды труда и задачи

ФГОС ДО предполагает следующие :

  • самообслуживание;
  • хозяйственный труд;
  • труд природный;
  • ручной труд.

По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания дошкольников.

Вид труда

самообслуживание

  • учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
  • учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять;
  • учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну.

хозяйственный

  • продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления неполадок совместно с воспитателем устранять их;
  • приучать детей к уличному труду: убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка;
  • учить самостоятельно трудиться в столовой учреждения: готовить и накрывать столы (только те блюда, которые ребенку по силам донести, чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты), убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение;
  • учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.

природный

  • воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;
  • учить заботиться о животных, которые имеются в ДОУ, а именно: убирать за животными, своевременно чистить клетки и менять воду, следить за наличием пищи у питомцев;
  • воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.
  • учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях;
  • учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения;
  • формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы;
  • учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал.

Важно учесть, что первые два вида трудовой деятельности должны формироваться на протяжении всех лет пребывания в садике, а обучение ручному труду начинается только за 1-2 года до выпуска из дошкольного учреждения.

Как влияет на ребенка каждый из видов труда?

Благодаря формированию навыков самообслуживания у воспитанников возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных взрослых.

Реализация задач хозяйственного труда позволяет детям понять, что они самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду. Все те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем.

В отношении природы помогает детям повысить свое настроение, самооценку; позволяет научить детей самостоятельно выращивать какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает мыслительные процессы у ребенка.

Обучение ручному труду помогает детям поверить в свои силы и понять, что они самостоятельно могут сделать красивую вещь и порадовать ею не только себя, но и своих близких.

Исходя из вышеперечисленного стоит сделать вывод, что очень важно включать в план по воспитанию все виды деятельности, ведь только благодаря этому воспитатель сможет выпустить из детского сада полностью подготовленного к школе и взрослой жизни человека.

Формы организации трудовой деятельности

Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:

  • поручения;
  • дежурства;
  • совместный труд.

Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм.

Поручения - самое приятное и эффективное и развития трудовых качеств. Детям очень нравится, когда им дают поручения авторитетные для них взрослые, а для того, чтобы получить похвалу от этого человека, они будут стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно.

Поручения бывают трех видов: индивидуальные, групповые, общие.

Начинать стоит с поручений конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем возрасте, переходить к групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения должны быть мелкими и легкими. По мере роста ребенка следует усложнять поручения.

Очень важно всегда хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но и за стремление и желание помочь. Не стоит считать, что помощь ребенку в поручении окажет негативный результат, наоборот, помогая малышам, вы реализуете у них чувство защищенности и уверенности в других.

Дежурства - определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником детского сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети чувствуют свою значимость для дошкольного учреждения, ответственность за выполнение задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют важное значение. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга.

Совместный труд позволяет малышам правильно распределить обязанности, выбрать роли для каждого участника и нести ответственность за выполнение своей работы перед группой. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через перечисленные формы деятельности, которые были выбраны опытными педагогами благодаря проведенным исследованиям.

Как правильно распределять занятия?

Для того чтобы реализовать цель трудового воспитания дошкольников, необходимо грамотно составлять план деятельности. Очень важно в подборе видов деятельности учитывать возрастные особенности.

Стоит отметить, что нужно использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей нагрузкой.

Неверное планирование трудового воспитания в соответствии с ФГОС ДО и его итог

Действие

Воспитатель использует в один день все три формы трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания дошкольников реализуются в слабой мере, за счет сильной нагрузки на детей. Воспитанники считают себя не личностями, а подчиненными, от которых требуют много работы.

Воспитатель использует одну форму деятельности в неделю.

Поскольку во всех видах форм задействовать всех детей абсолютно невозможно, то трудовое воспитание в соответствии с ФГОС будет проявляться только у части воспитанников, которая была больше задействована в деятельности.

Воспитатель неправильно рассчитывает степень сложности заданий.

Для маленьких детей он дает сложные задания, а ребятам из старшей группы - простые и легкие. Такой подход вызовет у детей негативное отношение к трудовой деятельности, поскольку им будет либо очень легко, либо слишком сложно. Более того, данный метод может полностью отбить желание трудиться и уважать людской труд.

Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо грамотно распределять обязанности детей в процессе трудового воспитания.

Возможные варианты заданий для разных возрастов

С целью максимально точно реализовать задачи трудового воспитания дошкольников была составлена примерная таблица видов деятельности для каждой группы. Ознакомиться с ней можно ниже.

Варианты заданий

Ясельная\Младшая

Две группы объединены в один тип, так как возраст малышей и их возможности примерно одинаковы. В этом возрасте можно дать такие поручения, как полить цветок из детской лейки (только один горшок, если же улица, то одна небольшая клумба), отнести небольшой предмет из одного места в другое, повесить свою одежду сушиться. Дежурства и коллективные задачи в таком возрасте не применяются.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в средней группе требует немного усложнить поручения. Например, самостоятельно полить все цветы в группе, аккуратно развесить свои вещи, красиво расставить игрушки и т.д.

Начинается знакомство с новой формой трудовой деятельности - дежурством. Самое первое дежурство - по столовой. Детям необходимо следить, чтобы на столах у каждого были приборы, хлеб, сыр и внимательно наблюдать, чтобы все воспитанники помыли руки перед едой. Возможно также поручить дежурным подать на стол фрукты или овощи, но не полностью на стол, а по 2 штуки.

В старшей группе дети уже более взрослые, и их возможности значительно расширились. Теперь стоит вводить такой вид трудового воспитания, как коллективная работа. Рекомендуется начать с интересной и увлекательной деятельности. Хорошей коллективной работой в таком возрасте будет выращивание цветка группой. Каждый из детей распределит свои обязанности: кто-то следит за поливкой, кто-то за рыхлением земли, а кто-то - за достаточным солнечным освещением. Таким образом воспитатель формирует у дошкольников чувство любви и заботы к окружающей среде и способность выполнять работу в коллективе.

Подготовительная

Трудовое воспитание в соответствии с ФГОС ДО в данной группе предназначено для серьезной подготовки будущих выпускников детского сада к большим переменам. Это будет новый этап жизни - школа. Поэтому очень важно подготовить самостоятельного, воспитанного и трудолюбивого первоклассника. Для этого необходимо чередовать все формы трудовой деятельности. Обязательно один раз в неделю проводить коллективную работу, но непродолжительную. То есть работа должна быть начата и закончена в один и тот же день. Это может быть изготовление коллажей, уборка в уголке животных или на улице и т.д.

Воспитатель обязан максимально развить стремление к труду и желание трудиться.

Труд и родители

Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду.

Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное - ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное - если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно. А если такие требования - лишь выдумка, то их можно не выполнять.

Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Для этого необходимо как можно чаще устраивать где договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. Родители, в свою очередь, должны посещать все собрания и принимать в них активное участие.

Помните, только объединившись можно добиться положительных результатов! Не стоит сваливать всю работу на воспитателей, а затем учителей. Их цель лишь направить детей в нужную сторону, а ваша - приложить все усилия, чтобы ребенок научился.

Гигиенические условия

Для того чтобы трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО имело положительный результат, обязательно нужно следить за гигиеной детей и чистотой предметов, с которыми они работают.

Эффективность трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС повышается, когда работа проходит на свежем воздухе. Если же дети трудятся в учреждении, то необходимо регулярно проветривать помещение и следить за чистотой предметов.

Когда дети трудятся над какой-либо поделкой или рисуют, помещение должно быть хорошо освещено, дабы не навредить детскому зрению.

Большое значение имеет поза для труда. Нельзя чтобы воспитанники больше часа находились в одной позе, так как это очень вредно для формирующегося позвоночника.

Важность трудового воспитания дошкольников

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей.

Заключение

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в таблицах, приведенных в статье, подробно раскрывает суть и проблемы формирования трудолюбия.

Самое главное - начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет. Делать это нужно в игровой форме, но с определенными требованиями. Обязательно нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается.

Важно отметить, что работать по трудовому воспитанию нужно в соответствии с возрастными особенностями и важно обязательно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.

И помните, только вместе с родителями можно полностью реализовать трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС!