Эссе нравственная и духовная культура послевоенной молодежи. Духовно-нравственное воспитание молодёжи

23.09.2019

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Исмаилова Регина,

Украинец Ольга студентки 2 курса

факультета экономики и технологии

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Научный руководитель:

Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

Духовно-нравственное воспитание молодежи является актуальной проблемой не только для образования и науки, но и для общества в целом. Культурное развитие общества зависит в первую очередь от того воспитания, которое получает сегодняшняя молодежь. Нельзя сказать, что до настоящего времени эта проблема не ставилась, однако сейчас ее актуальность растет с каждым днем.

П. И. Ковалевский писал: «В деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации: поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, бесполезным и вредным. Воспитывать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соки - физические, материальные вещества. Воспитывать в национальном духе - значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны и той и другой народности. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности» .

Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании - сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.

Вот что писал о воспитанных людях А.П. Чехов: воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon`e, известность по портерным…

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу .

Духовно-нравственное воспитание молодежи предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.

В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов .

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!» .

И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете» .

В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Главную роль в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи играет социальная, политическая, духовная сфера жизнедеятельности общества, т.е. семья, государство, образование, наука и религия.

Таким образом, одним из важнейших условий культурного развития современного общества является духовно-нравственное воспитание молодежи, которое комплексно должно осуществляться семьей, государством, образованием, наукой и религией.

Список используемой литературы

  1. Опыт построения исповеди. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Свято-Успенский монастырь. М.: «Отчий дом», 2008.
  2. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания, Поломникъ, 1999.
  3. Чехов А.П. Сборник сочинений. В 12-ти т. Т. 11. - М., 1956. - С. 83-84.

Зыбрева В.Н.
ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»

В мире испокон веков существует одна простая истина: «за молодежью будущее человечества», а поскольку молодежь это люди от 16 до 30 лет это значит, что проблемы молодого поколения это общечеловеческие проблемы. Многие представления современной молодежи в некоторых вещах и вопросах удивляют и шокируют старшее поколение. Это касается, прежде всего, уровня культуры, правил поведения в обществе, правил этикета, отсюда возникает вопрос и старшего поколения, почему неизвестны такие простые истины и как можно этого не знать?

Души современной молодежи разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие.

Сегодня актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.

Очень часто в повседневной жизни мы используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность» .

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

В школьном учебнике по основам обществознания духовность трактуется как: «внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания, изяществе души, высоком сознании справедливости, милосердии и доброте к окружающим» .

Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие.

Духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.

Культура как совокупность и единство различных ценностей ведет людей к духовной свободе. Духовные ценности наполняют смыслом жизни каждого, открывают дорогу в будущее. Общество, которое ценит духовность, ожидает большое будущее.

Нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов. Эта истина была известна еще в древности и не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, воспитании, в поведении. Высокие нравственные качества человека - основа духовности. Духовное развитие отдельного человека тесно связано с сознанием народа, политической активностью. С развитием общества изменяются социальный состав различных групп, сферы их деятельности. Культурный человек может сформироваться только в таком обществе, где есть источники духовности. Только человек с богатым духовным миром может внести вклад в развитие культуры.

Язык - духовное богатство, требующее наиболее внимательного отношения. Роль языка в культуре очень велика. Современная молодежь всегда должна помнить об этом. Долг каждого человека - в совершенстве знать родной язык, уважительно относиться к другим языкам .

Если судить о понятии «нравственность», то по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, она представляет собой «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» . Как видно, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» .

Воспитание и развитие у современной молодежи нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. «…Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров», - Альберт Лиханов.

Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура человека.

«Образованию ума всегда должно

предшествовать воспитание сердца»

святитель Иннокентий (Вениаминов),

Митрополит Московский и Коломенский

Духовно – нравственное воспитание молодежи в школе

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие идеалы и ценности. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души..»

Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое м эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно – зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовной «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» - писал Н.И. Пирогов.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение страны, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно – нравственное воспитание детей и молодежи, основанное на приобщение их к православным традициям, является приоритетным направлением работы образовательных учреждений. Успех в области духовно – нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно – эстетического цикла, учителей ОРКСЭ.

Духовно – нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах православной направленности. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно – нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов школы.

    формирование в подрастающем поколении осознания необходимости нравственности и духовности в семейных и общественных отношениях, традициях и обычаях;

    развитие у молодежи патриотических чувств, гражданского самосознания, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей;

    формирование твердых навыков противостояния злу и всему нечистому;

    формирование активной жизненной позиции, воспитание добросовестного отношения к работе, учебе, дисциплинированности, ответственного отношения к судьбе страны, готовности служить ей;

    профилактика пагубных привычек у школьников и молодежи;

    изучение истории Крыма, понимание особенностей нравов, обычаев, верований и традиций народов, населяющих Крым;

    осмысление христианского вклада в культуру, науку, человеческую жизнь, искусство.

Целью духовно – нравственного воспитания в школе является сохранение духовно – нравственного здоровья детей. Для реализации данной цели педагоги ставят перед собой следующие задачи:

    воспитание уважения к нравственным формам христианской морали, уметь различать такие понятия, как добро и зло;

    формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

    развивать музыкальную культуру, приобщать детей к классической, духовной и народной музыке;

    развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;

    осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;

    прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Педагоги нашей школы осуществляют работу по следующим направлениям:

    духовно – образовательное;

    воспитательно – оздоровительное;

    культурно – познавательное;

    нравственно – трудовое;

    развитие творческих способностей учащихся.

Для реализации данного направления работы учителя используют следующие формы работы с детьми:

    факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

    лекции, семинары, практикумы (в старших классах);

    творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно - прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально – сценического движения;

    проведение праздников и мероприятий;

    исследовательская деятельность учащихся;

    экскурсии;

    организация выставок;

    тематические и творческие вечера;

    участие в конкурсах, фестивалях, концертах.

Для работы с родителями педагоги нашей школы используют следующие формы работы:

    родительские собрания на духовно – нравственные темы;

    лекторий для родителей;

    вечера вопросов и ответов;

    выставки, конкурсы;

    анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье;

    информационные стенды для родителей, выставки детских работ;

    совместно организованные с родителями праздники.

Предполагаемый результат:

    усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру;

    формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям;

    способность к сопереживанию;

    воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;

    формирование истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера;

    приобщение к опыту православной культуры;

    ответственность за свои поступки и действия.

В течение нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно – прикладного творчества учащихся. Наши учащиеся принимают участие в школьных конкурсах: «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси» и другие. Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучение культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.

Реализация работы по духовно – нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно – эстетического цикла.

Занятия в начальной школе (уроки ИЗО, технологии, чтение, музыка, внеурочная деятельность открывают учащимся путь к нравственной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формирует личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребенка. Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:

    чтение, рисование, художественный труд;

    слушание музыки и размышления о ней.

На уроках русского языка и литературы духовно – нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками следующие задачи:

    учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми, он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа;

    воспитать у детей любовь к своему родному языку, уважительно относиться к языкам других народов;

    выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли;

    пробудить интерес к старославянскому языку;

    Пробудить интерес к изучению духовной поэзии.

На уроках истории и МХК происходит знакомство с деятельностью интересных и великих людей, культурными и историческими памятниками. Невозможно понять специфику древнерусской истории и древнерусской культуры без знания имен и работ Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоаана Лествичника, Василия Великого….

На уроках музыкального искусства происходит постепенное введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Интересен опыт интегрированных уроков: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», «Колокольные звоны», уроки английского языка, посвященные празднику Рождества.

Особое место в реализации духовно – нравственного воспитания занимает взаимодействие учителей ОРКСЭ, православной культуры Крыма, изобразительного искусства и технологии. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов является участие учащихся в выставках, развитие творческой деятельности. Работы ребят, выполненные в различных видах техники, представлены на выставках в школе. Педагоги школы организуют и проводят мероприятия военно – патриотической и антинаркотической направленности, а также мероприятия по духовному воспитанию учащихся (также при участии родителей): «Жизнь, зачем ты мне дана!» (10 – 11 классы), «Поиграем у нарядной елки» (1 – 4 классы), «Святой помощник Николай» (1 – 4 классы) и другие.

Мы проводили анкетирование среди родителей и детей после преподавания предметов духовной направленности. Нам было интересно, какой результат это приносит. Мы не ожидали, что будут такие ответы. На вопрос родителям: «Ваше вероисповедание» - 82 % ответили – православие. «Влияют ли каким – либо образом на Вас занятия ваших детей в области духовно – нравственного воспитания?» (то есть, воспитывают ли Вас ваши дети?) - 53 % ответили - «да». «Считаете ли Вы нужным преподавание Основ православной культуры Крыма в школах?» - 80 % родителей высказались – «за». В пожеланиях и родители, и учащиеся старших классов, среди которых проводилось анкетирование, высказались однозначно, что этот курс помогает им. Отрицательные отзывы были крайне редки, в основном по той причине, что не хотят увеличивать нагрузку на детей.

Старшеклассники на вопрос «Что дало вам изучение Основ православной культуры?» - в основном положительная оценка. «Хочется желать людям счастья, добра, любви, выполнять заповеди; лучше ориентируюсь в жизни; стал (а) терпимее; понял(а), что надо помогать людям; прежде думаю, чем говорю; стала осознавать, что такое грех; стала лучше понимать людей, выслушивать их» - вот некоторые мнения. 75 % учеников высказались за дальнейшее проведение таких уроков, 10 % - против.

Возрождение Родины – это не только решение политических, экономических, социальных проблем нашего общества, но, прежде всего, духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е. воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно – нравственных и гражданско – патриотических качеств и национального самосознания. Духовно – нравственное и патриотическое воспитание – это очень важная, сложная, кропотливая работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Она должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной. В этой работе должны быть скоординированы деятельность и государственных органов и школ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит и здоровье нашего общества, а,следовательно, и их благополучие. На нас, родителях и педагогах, лежит огромная, поистине вселенская ответственность за их воспитание.. Каждый человек, пусть самый маленький – уникален, неповторим, это целая вселенная, для которой Творец предначертал свой путь, свое предназначение в жизни. И как же осторожно мы должны подходить к участию в формировании мировоззрения личности! Вот как сказал наш замечательный педагог А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди..» И наша задача -развивать все благое, все хорошее, изначально заложенное в человеке, опираясь на заповеди Божии. История нашего Отечества неразрывно связана с Православием, поэтому воспитывая гражданина своего Отечества, человека культуры, надо дать ему основы православной культуры.

Уссурийский государственный педагогический институт

по педагогике

Тема: Духовно – нравственное воспитание современной молодежи.

Выполнила:

Головня Анастасия Алексеевна

студентка 2-го курса

факультета начальных классов

Г. Уссурийск. 2010.


Введение

2. Роль политической системы

3. Воспитание нравственности и духовности

Заключение


Введение

На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.

Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки- воспринимаются как норма жизни от которой никуда не деться) .Уровень культуры и понятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать? (в автобусе надо уступать место старшим).

Души современных подростков разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие Никандров считает: “Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности.” Такой переходный период и произошел в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодежи. И именно тогда когда будет четко определенная стратегия духовного воспитания можно будет говорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у школьников.

Кто же должен вырабатывать такую стратегию и надо ли ее вырабатывать или можно вернуться к хорошо забытой старой?

Наверное церковь и государство, а также семья.


1. Роль церкви в воспитании молодежи

Многие затрагивая подобную проблему говорят о том что когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение. Киселев изложил это так:-“Он “упростил” свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностями современной техники.За все пришлось платить. Приобретая - утрачивать. Утеряны живительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с «нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию и красоте.”2 К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное к власти машин в прямом и переносном смысле, потому - что человек утративший способность сочувствовать сопереживать проявлять искренние человеческие эмоции автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом выполняющим запрограммированный объем работы. Может уже пришло время вернуться к Богу услышать Его и жить по законам Его? Церковь должна направлять человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная и великая миссия.

Факт крещении Руси в 988 году явился судьбоносным для формирования всей Российской культуры, мировоззрения, традиций и отношения к миру к себе к Богу. А ведь: ”Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитания отношения человека к миру к себе, к другим, к Богу” . Значит Русский народ уже более 1100 лет воспитывается в духе православной веры. В истории Российской духовной нравственности лежит мощнейший фундамент – церковь. Опора на устоявшиеся традиции которые способствуют укреплению и единению страны – основа духовно–нравственного воспитания.“Дж. Гасфилд, сорок лет назад заинтересовавшись проблемой “японского чуда”, показал, что опора на устоявшиеся, традиционные ценности цементирует страну, придает ее силы и отнюдь не мешает использовать новые достижения, которые прямо с ценностями не связаны.” На основании всего выше сказанного я считаю, что воспитание педагогическое обязательно должно опираться на Православие. Ушинский считал нехристианскую педагогику вещью немыслимой, безголовым уродом.

В истории развития России и христианства не раз наблюдались попытки свернуть с пути истины, предать забвению русские православные ценности. И поставить на первый план ценности запада. Однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Почему? Вероятнее всего потому что европейцы индивидуалисты которые стремятся развить предприимчивость, расчетливость и т.д., а Русские люди коллективисты которые способны думать и о других а не только о себе.

Социалистический строй отвергал православие, но социалистические ценности и образ нового человека, по сути являются воплощением идей записанных в Новом Завете. Следовательно социалистический строй продолжал укреплять и совершенствовать мировоззрение духовно богатых верующих людей, что способствовало развитию в советских людях таких качеств как порядочность, честность, открытость, доброта. К сожалению эти качества в современной России редчайшее явление. И это как раз последствия периода “лихих девяностых”.

Однако использовать веру только как инструмент воспитания неправильно. Вера это прежде всего состояние души, а не способ запихать в человека как можно больше норм и правил подкрепляемых запугиванием расплаты на том свете.

2. Роль политической системы

Важную роль в духовно – нравственном воспитании играет государство и политический строй.

Приоритетной задачей государства и политического строя по моему мнению является актуализация системы общенациональных ценностей. “В этой связи принятие новой редакции Закона “Об образовании” в 2007г.- взвешенное и необходимое политическое решение. Духовно - нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленно на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых смысложизненных ориентиров, существенное повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему.”

3. Воспитание нравственности и духовность

На мой взгляд духовность – это красота внутреннего мира человека1. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека2, можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности3.

“Культура как высший акт творчества человека рождалась под мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силы человека. Ее краеугольным камнем является народная культура, скрепляющая поколения прочными духовными связями.”1

“Проблема в том, что мы разучились “строить” внутренний мир человека. Воспитание в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое.”. 2

“Духовность и нравственность как производные от внутренних устремлений и личных усилий не могут быть сформированы “снаружи”. Они произрастают изнутри, становясь своеобразной пуповиной, соединяющий человека с его бытийными истоками, давая ему жизненную опору “здесь и сейчас”,открывая ориентиры для выхода за индивидуальные пределы. Педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие.”.3


Заключение

Итак, изучив данную проблему,ее причины и пути решения я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно –педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

И уже сегодня в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый Закон “Об образовании”

Однако несмотря на это все еще остается острым вопрос с засилием в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.

Очень надеюсь на то что меры необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше не поправимой катастрофы общечеловеческого масштаба – полного краха духовно – нравственных ценностей и без возвратного перерождения людей в роботов.


Список используемой литературы

1.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. - с. 3 (статья).

2.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 20 (статья).

3.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” - Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).

4.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).

5.Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).

6.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008. - № 9. - с. 22 (статья).

Глава I . Глава I . Сущность духовно-нравственного воспитания. Обоснование актуальности духовно-нравственного воспитания в России.

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация - перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.

Духовность и нравственность — базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении. В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям.

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д. (2).

Нравственность - это присвоение человеком моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.

Сущность духовно-нравственного воспитания.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Духовно-нравственное воспитание на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — серьезная проблема нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. К сожалению, права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Кроме того, Православие всегда относилось и относится к больным детям так же, как и к здоровым, признавая их равенство в духовной жизни. А недостатки в развитии никогда не служили препятствием к духовному росту. Много людей, признанных Православной Церковью Святыми, т.е. особо высоко-духовными, имели физические недостатки, ничуть не умаляющие их духовный подвиг (Святая Преподобная Матрона Московская была слепой от рождения, Святую Блаженную Ксению Петербургскую многие современники воспринимали как человека с психическими особенностями и т.д.).

Православные праздники с обрядами - это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни» (3).

Таким образом, сегодня как никогда актуальна системная организация духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни и взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи: восстановление отечественной культуры пестования малышей, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды.

Глава II . Духовно-нравственное воспитание детей. Проблемы, традиции, опыт

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Богатейшим источником духовно-нравственного и познавательного развития детей является фольклор. Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве.

Освоив народные традиции, дети узнают историю своей семьи, страны, традиции своего края игры, песни, народные праздники, обычаи.

Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям.

Духовно - нравственное воспитание как никогда актуально в наше время. Это одна из сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Мы говорим сегодня о необходимости возрождения в обществе культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка.

Воспитание души ребенка - это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведёт к желаемому результату воспитание нравственности, которое не затрагивает эмоциональное состояние ребёнка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность - основа самого лучшего в людях.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, обращения к духовной жизни начинается также в данном возрастном периоде - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности.

Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, кризисов в семьях, как отмечает Л. Гладких, имеют, прежде всего, духовно-нравственные истоки, даже те, которые списывают на ошибки природы. Педагогические традиции семей, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены, в то время когда сейчас половина малышей по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. Большинство родителей увлечены интеллектуализацией малышей (4). Поэтому сегодня важнейшая задача - это использовать и развивать отечественные педагогические традиции как оружие для защиты семьи и детей.

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, достигаются следующие результаты:

  • устойчивость навыков поведения;
  • сформированность основ ценностных сфер личности;
  • стабильность психического развития;
  • целостность восприятия мира;
  • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  • формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
  • развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
  • приобщение детей и взрослых к знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Принципами отбора содержания образования являются:

  • Научность и каноничность (сочетание современных достижений дошкольной педагогики, дошкольной психологии и специальной психологии с традиционными принципами морали).
  • Многоуровневый подход (учет возрастных, индивидуальных возможностей, состояния психо-физического здоровья детей)

Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям, освоение духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи), предусматривает тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и общества.

Глава III . Духовно-нравственное воспитание молодежи. Проблемы, традиции, опыт

Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела.

Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Это ярко выразилось в слиянии христианства и древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе — Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины. Широкое распространение, среди молодежи, получают наркотики, насилие, а нравственные и культурные ценности уходят на задний план. Это очень нездоровая и опасная тенденция, которую нужно устранять. Это не значит, что нужно слепо вернуться к прошлому, и следовать древним традициям и нравственным нормам. Однако для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа.

Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Безусловно, семейное воспитание играет ведущую роль в формировании нравственного стержня личности, однако и учебные заведения должны активно участвовать в процессе становления личности.

Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главными воспитателями, ответственными за экологию детства, и вести поиск путей педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей. Ориентация ребенка в национальной культуре и народных традициях во многом зависит от семейного воспитания.

Семейные традиции — это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписаными законами семейной жизни и воспитания; эти традиции, в свою очередь, затрагивают отношения ребенка к самому себе как к личности, к другим людям и к миру. Семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами в процессе нравственного воспитания подрастающих поколений.

Однако нельзя забывать и об образовательных учреждениях, где человек проводит много времени и формируется как личность.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях (1). В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности.

О необходимости изучения в школе и вузах духовно-нравственной культуры и этики свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали, острейший кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Преподавание основ духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной ориентации, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений.

Все это позволит достичь следующих целей: поддержание статуса России как великой державы в сфере науки, культуры, технологий, образования; обеспечение высокого качества жизни для граждан страны; преодоление экономического и духовного кризиса.

Причем если в школе ребенку начинают прививать духовные и нравственные ценности, то в вузах данный процесс необходимо продолжать. Помимо изучения истории России, ее культуры необходимо также приобщать молодое поколение к духовным и культурным традициям.

Преподаватели должны стремиться к формированию у студентов следующих качеств:

  • нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
  • нравственного облика (милосердия, толерантности);
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
  • нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

Помимо изучения дисциплин, направленных на формирование личностных качеств, воспитательная работа должна вестись и на кураторских часах.

Осуществить данный замысел возможно, в том числе при взаимодействии учебных заведений с религиозными организациями.

В основе духовно-нравственного воспитания в вузах должно лежать удовлетворение потребности каждого студента в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры.

Нравственная культура личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию (1).

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

Приобщение молодого поколения к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи стоит перед педагогами и родителями крайне остро. Проанализировав ее причины и пути решения, можно сказать, что она разрешима. Да, проблема духовно - нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

В настоящее время в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый Закон "Об образовании”.

Однако, несмотря на это, все еще остается острым вопрос с засильем в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.

Хочется верить, что меры необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше непоправимой катастрофы общечеловеческого масштаба - полного краха духовно - нравственных ценностей и безвозвратного перерождения людей в роботов.

Список используемой литературы

1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. — 2008. — № 9. — С. 10-13;

2. Даниленко Б. Православная традиция и современные реалии в российской школе XXI века// Журнал Московской Патриархии. — 2008. — № 3. — С. 44-49;

3. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Религиозно-философская библиотека. М., Изд-во Библиополис, 2008;

4. Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер.Е. Сурпина] - СПб.: Речь, 2000

5. Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. - с. 3 (статья)

6. Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” - Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).