Значимость игры в жизни ребенка переоценить невозможно. Именно через игру малыш получает большую часть информации, важной для дальнейшей жизни.
Но большинство родителей даже понятия не имеют, что игра представляет собой очень сложный вид деятельности, которому тоже необходимо обучать.
Самые первые проявления игры родители могут заметить у своей крохи уже к двум годам. Но это игрой еще не назовешь. Малыш начинает заменять один предмет на другой (например, кубик может для него превратиться в булочку для игрушечного щенка, а песок заменит кашу в кукольной тарелке). Вся игра сводится к выполнению какого-нибудь одного действия: варит, кормит, укладывает и т.п.
Ребятишки в этом возрасте вместе играть еще не умеют, они просто сидят рядышком, при этом каждый играет своей игрушкой, что абсолютно нормально для этого возраста. Но родители уже в этот период не должны сидеть сложа руки. Задача взрослых - формировать и поддерживать интерес своей крохи к играм других детей. Подведите малыша к играющему ребенку, расскажите о том, что он играет и мешать не стоит, но можно помочь (например, дать свою игрушку на время). Так у малыша будет появляться опыт, который пригодится в более сложных играх.
Когда ребенок этого возраста играет, то его действия разрознены. О последовательности тоже еще не идет речи. Сначала он может накормить куклу «мороженым», а уж потом будут «котлеты». Да для малыша это и не имеет никакого значения. Взрослые не должны требовать от ребенка последовательности в выполнении действий. Ему эта задача еще не под силу. Что касается родителей, то им следует показывать, как выполняются отдельные действия. Дальше малыш будет справляться сам.
У некоторых родителей поводом для волнения является то обстоятельство, что малыш слишком много играет и живет в нереальном мире, который придумал сам. Всем понятны страхи этих родителей. Их беспокоит будущее. Но раньше времени не стоит бить тревогу. Присмотритесь внимательнее к игре своего малыша, и поймете, что он логичен и не уходит от действительности. Если сомневаетесь, то можно проверить. Положите два кубика: один большего размера, а другой поменьше. Предложите малышу выбрать, какой кубик будет заменять маму, а какой - ребенка. Он сделает правильный выбор: большой - мама, маленький - ребенок. Как видите, всё полностью соответствует реальности.
Родителям стоит задуматься только в тех случаях, когда:
Малыш этого возраста переходит на следующую ступень развития игры. Теперь ему становятся интересны взаимоотношения между людьми. На первый план выходит общение. Парикмахер не только стрижет клиента, но и разговаривает с ним, обсуждает прическу; продавец не только продает товар, но и помогает его выбрать (иначе говоря, вступают в отношения).
Это уже начало ролевой игры. Помощь взрослого тут, безусловно, будет необходима. Теперь малышу уже важно не просто выполнить какое-то действие, а сыграть целую роль. Здесь и нужна помощь взрослого.
Внимательно наблюдайте за игрой и вмешайтесь, если цепочка действий будет нарушена. Ребенок теперь должен четко придерживаться необходимой последовательности: сначала приготовил, а только потом покормил, но не наоборот. Взрослые должны быть внимательны и подсказывать малышу правильный ход событий.
Если есть роль, то должен быть и сюжет. Так появляются сюжетные игры. Безусловно, первыми будут самые простые сюжеты. Это быт: прогулки, кормление, купание, одевание и т.п. По мере взросления усложняется и содержание игры. Теперь дети увлеченно играют в больницу, стройку, детский сад. К этому присоединяются игры с общественно-политическим содержанием: война, космос.
Развитию сюжета должны помогать родители. Это не составит большого труда. Вашей задачей будет наблюдение: как играет, во что играет, как дело обстоит с сюжетами.
Если видите, что игра не совсем полноценна, обязательно помогите ребенку. Обсудите особенности той профессии, в которую играет малыш; посмотрите иллюстрации или фильмы на эту тему. Можно посоветовать соединить несколько сюжетов. Например, в такой обширный сюжет, каким является путешествие, могут входить более мелкие: прогулка по городу, посещение фермы, поездка на поезде и т.д. Не стесняйтесь, играйте вместе со своим чадом - и игра будет приносить удовольствие и пользу не только ему.
Обратите внимание еще на один момент: как в игре у ребенка складываются отношения со сверстниками. Если видите, что не всё гладко, то найдите причину и поиграйте с ним дома. Возможно, потребуется объяснить, как правильно выбрать сюжет и распределить роли; не лишним будет рассказать о правилах поведения и т.д. Это всё очень индивидуально. Взрослому человеку несложно найти ошибку, которая мешает ребенку играть в коллективе.
Следующая ступень в развитии игры - игра с правилами. Это прятки, салочки, выбивной и т.п. Игры такого уровня готовят ребенка к школе. Те требования, которые следует выполнять во время игры, настраивают будущего школьника на учебную деятельность. Подумайте сами: умение правильно оценивать свои действия, выдержка, самоконтроль, умение подчиняться правилам - полный набор требований для успешной учебы.
P.S. Уверенно двигайтесь со своим ребенком вперед, но ни в коем случае не подгоняйте его: для очередного этапа развития природа каждому отвела свое время. Пропустив очередную ступеньку, вы лишаете ребенка части знаний, от которых зависит успех его дальнейшего развития.
Каждая мамочка хочет, чтобы её малыш как можно скорее овладел всеми «взрослыми» навыками. Как только ребёнку исполняется заветные 6 месяцев, родители начинают ждать свершения чуда: вот, сейчас кроха возьмет и сядет!
Но что делать, если этот ключевой момент слишком долго заставляет себя ждать? Как помочь ребёнку преодолеть такой, казалось бы, простой, но всё же очень серьёзный этап развития, не причинив ему вреда и дискомфорта?
Всё, что касается физиологического развития ребёнка, носит строго индивидуальный характер. То же самое и с приобретением новых умений и навыков: малыш сможет научиться сидеть тогда, когда его организм будет полностью подготовлен к принятию нового положения. Следует понимать, что фактически научить малыша сидеть, так же, как ползать или ходить, невозможно, если ребёнок ещё слишком слаб для этого.
Если кроха недоволен вашими попытками помочь ему принять сидячее положение, значит, благоприятное время ещё не пришло. Не переживайте и отложите это мероприятие на несколько недель.
Для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в положении сидя, его костно-мышечная система должна находиться в достаточном тонусе. Мышцы тела ребёнка развиваются довольно быстрыми темпами с момента рождения, а в обязанности родителей входят постоянные занятия с малышом, способствующие укреплению мускулатуры.
Обычно перед тем, как научиться самостоятельно садиться, малыши проходят этап переворачивания с животика на спинку, а также уже умеют приподнимать и ровно держать головку.
Это значит, что мышцы шеи, плечевого пояса и спины уже готовы к тому, чтобы сохранять вертикальное положение.
Оптимальным возрастом для того, чтобы начинать помогать малышу садиться самостоятельно, педиатры называют 5-6 месяцев. Этот возраст совпадает с началом введения первого прикорма, ведь кушать еду с ложечки гораздо удобнее, находясь в положении сидя.
Стоит также помнить, что девочки садятся несколько позже, чем мальчики.
Сажать девочек раньше 6-7 месяцев опасно: такие действия могут стать причиной загиба матки, что впоследствии негативно скажется на работе репродуктивной системы.
Любые действия родителей, направленные на обучение малыша новым умениям, должны нести только лишь вспомогательный характер. Как уже было сказано, приступать к высаживанию ребёнка в то время, когда такая физическая нагрузка даётся ему с большим трудом, не просто бессмысленно, но и опасно, так как такие действия могут стать причиной формирования неправильной осанки и искривления позвоночника.
Отсюда исходит первое и самое важное правило – нельзя заставить ребёнка делать то, что он не может или не хочет.
Определить то, что малыш уже хорошо подготовлен для того, чтобы садиться, можно с помощью одного простого упражнения.
Все процедуры, направленные на тренировку малыша перед тем, как он сядет самостоятельно, должны проходить на твёрдой поверхности, чтобы ребёнок чувствовал хорошую опору. Это поможет ему скорее научиться чувствовать баланс.
Начинать любую тренировку необходимо с расслабляющего массажа. Аккуратно проводите ладонью по конечностям и туловищу ребёнка по направлению сверху вниз, при этом слегка массируя мышцы. Поглаживанием также сопровождается переход от одной группы упражнений к другой.
1 Потягивание за ручки. Ребёнок находится в положении лёжа. Мягко обхватите его запястья, вложив в ладошку указательный палец. Медленно тяните малыша к себе до того момента, когда его спинка окажется под прямым углом к плоскости. Задержите ребёнка в таком положении на 2-3 секунды. Это упражнение поначалу кажется довольно утомительным для грудничков, поэтому повторять его стоит не более 3-5 раз.
Интересно! Режутся зубы: как помочь ребенку
2 Усложнённое потягивание. Когда ваш малыш будет достаточно хорошо справляться с предыдущим упражнением, можно несколько его усложнить. Используйте только одну руку для опоры или вкладывайте между вашими ладонями и ладонями малыша резиновые или пластиковые кольца.
3 Раскачивание в стороны. При потягивании медленно раскачивайте малыша поочерёдно то в левую, то в правую сторону. Это упражнение поможет развитию усидчивости, чувства равновесия и баланса у ребёнка. Такая тренировка требует большого внимания со стороны мамы, поэтому вы можете подстраховать малыша от удара при падении, разложив по обе стороны от него подушки.
4 Данное упражнение поможет малышу принимать сидячее положение самостоятельно, опираясь на ручки. Ребёнок находится в положении лёжа. Зафиксируйте одной рукой предплечье малыша, аккуратно прижав его к основе, на которой лежит кроха. Покажите ребёнку яркую игрушку, и второй рукой помогите ему дотянуться до желаемого предмета. После поменяйте руки. Такое упражнение можно выполнять 5-7 раз.
5 Для занятий можно использовать также большой резиновый мяч. Положите ребенка на него животиком вниз, придерживайте его за поясницу. Не спеша раскачивайте мяч, при этом сгибая ножки малыша в коленях поочередно. Показывайте малышу яркий интересный предмет.
Хорошим результатом такой гимнастики является то, что ребенок начинает протягивать одну ручку к игрушке, опираясь на другую.
Детки, родившиеся недоношенными, а также те, у которых отмечается задержка развития вследствие врождённого или приобретённого заболевания, могут начать садиться позже своих здоровых сверстников. Не забывайте, что крупные детки обычно менее подвижны, чем малыши, не имеющие лишнего веса.
В некоторых случаях процесс овладения навыком сидения затягивается до 7-8 месяцев, и это порой означает лишь то, что у ребенка свой, личный темп развития.
Молодым и неопытным родителям постоянно приходится решать новые для них задачи. Часто предметом беспокойства становится плохой сон ребёнка. Привезя малыша из роддома, они замечают, что их не спит ночью. Что делать в этом случае? Ни в коем случае не предпринимать никаких мер, не посоветовавшись с участковым педиатром или патронажной медсестрой!
Трудности со сном бывают в любом возрасте. У грудных детей они лишь в исключительных случаях связаны с функциональными расстройствами здоровья.
Не нужно пугаться того, что маленький ребенок не спит ночью. Что делать в таком случае в первую очередь? Разобраться, действительно ли он всё время бодрствует. Скорее всего, при ближайшем рассмотрении окажется, что страхи родителя преувеличены. Понаблюдав за малышом днём, можно понять, достаточно ли он отдыхает. Если он активен, любознателен, хорошо ест и не капризничает, значит, он высыпается. Несмотря на то что у каждого человека своя потребность в сне, дети в силу физиологических особенностей должны спать больше, чем их родители.
До года потребности в сне меняются очень быстро. Если в первый спит почти постоянно, делая лишь двадцатиминутные перерывы на кормление, то постепенно интервалы бодрствования увеличиваются. Грудные младенцы, имеющие возможность получать доступ к материнской груди в любое время, нередко производят впечатление никогда не спящих. На самом деле малыш может постоянно держать грудь и в это же время спать, просыпаясь лишь после того, как накопится новая порция молока. Он её высасывает и засыпает снова, пожёвывая сосок. Мать думает, что он не спит совсем, а он, напротив, спит почти всё время.
Вводя прикорм, родитель учит малыша насыщаться более крупными порциями, получать еду не так часто, как раньше. Поэтому постепенно интервалы бодрствования увеличиваются. Тогда становится понятнее, насколько отличается поведение ребёнка в разные часы суток - он играет погремушками, ловит свои ножки в забавных пинетках, пытается разговаривать (гулит) или тихо посапывает у маминой груди. Прежде чем впадать в панику и бежать к врачу с тревожным вопросом: «Месячный ребенок не спит ночью. Что делать?!», подумайте - может быть, ваш малыш восстанавливает силы, когда его прикладывают к груди? Чаще всего так и оказывается.
Для того чтобы понять, что делать, чтобы ребенок хорошо спал ночью, нужно узнать, что может беспокоить малыша. Если у мамы отсутствует опыт обращения с маленькими детьми, то она будет испытывать большие трудности со своим первенцем, ведь сам он не умеет сказать, что ему мешает. Маме нужна помощь и поддержка. Её может оказать старшая родственница, подруга, у которой были такие же проблемы, и участковый врач.
Когда малыш не спит, кричит, беспокойно двигается - значит, ему плохо. Нужно что-то предпринять. Энциклопедические справочники молодых мам и ресурсы интернета нередко оказываются очень хорошими помощниками, если нет возможности побеседовать с компетентным человеком. Из них можно узнать правила гигиены для детей разного возраста, выяснить возможные причины плача новорождённых, а также найти советы, что делать, чтоб ребенок спал ночью, хорошо кушал днём и т. д.
Продолжительность ежедневного сна зависит от возраста младенца. Новорождённый спит по восемнадцать часов в сутки, просыпаясь только для того, чтобы попитаться. До года каждые два месяца необходимое количество сна сокращается на час. Нужно понимать, что процесс этот последовательный. Только в первые три месяца изменения, происходящие с ребёнком, видны сразу. В это время он мало зависит от внешних факторов. Он только ест, спит, испражняется и массу сил тратит на привыкание к новой для него реальность вне маминого живота.
Подрастая, ребёнок начинает более активно реагировать на окружающее. Новая еда, новые впечатления от игрушек и людей, перемена погоды (скачки атмосферного давления), - всё это существенно влияет на самочувствие малыша. Не умея сказать словами, что его расстраивает, он имеет возможность донести информацию до родителей лишь несколькими способами.
В первую очередь это настроение малыша. Если он капризничает, вяло реагирует на ваши попытки поиграть с ним, резко вскрикивает, совершает не вполне адекватные движения, некоторые родители полагают, что пришло время пересмотреть режим его питания, сна и бодрствования. При несбалансированном режиме ребенок очень плохо спит ночью. Что делать в первую очередь? Прежде чем менять рацион питания и распорядок дня, проверьте, не появились ли у него между складками кожи, в паху, в районе ануса опрелости от подгузников или от слишком тёплой одежды. В большинстве случаев это срабатывает, ведь даже небольшие покраснения причиняют ребёнку боль. Малыша надо искупать в тёплой воде с отваром череды, воспалённые места смазать облепиховым маслом или специальной детской мазью и больше не укутывать слишком туго. В очень тёплом помещении можно дать ему побыть в кроватке без одежды. В дальнейшем надо очень тщательно следить за свежестью белья и вовремя менять пелёнки и подгузники.
Если проблемы опрелостей у вашего малыша нет, но из-за непродуманного режима ребенок очень плохо спит ночью, что делать, чтобы приучить его к удобному и более взрослому распорядку дня?
Очень полезно перед сном делать получасовую прогулку по свежему воздуху. Комнату, где спит младенец, необходимо утром и вечером проветривать. Плохой сон часто является следствием кислородного голодания. В детской спальне рекомендуется установить ионизатор воздуха и аквариум с рыбками. В этой комнате лучше не заниматься дневными играми. Вся её обстановка должна создавать ощущение покоя, расслабленности и сна. Даже если количество комнат в квартире не позволяет отвести несколько из них под отдельные спальни для каждого члена семьи, то при появлении маленького ребёнка одна из комнат должна стать общим для него и его родителей оазисом тишины, свежести и покоя. Пусть в ней спят мама, папа и ребёнок. Как известно, вместе с родителями дети спят лучше и крепче. Их не мучают ночные страхи - они не испытывают чувства одиночества и покинутости. Кроме того, ежедневный ритуал, совершаемый перед тем, как отойти ко сну, имеет большое значение.
Молодые родители во все времена и во всех точках мира при воспитании детей всегда сталкивались с одними и теми же проблемами: новорождённый, годовалый, или более старшего возраста ребенок не спит ночью. Что делать? Понятно, что здоровый малыш с удовольствием будет спать или дремать под боком у мамы, папы, бабушки или дедушки, но постоянно быть при нём невозможно. А он чутко отслеживает все попытки несчастных родителей тихонько покинуть комнату. Современным мамам и папам в этом смысле гораздо лучше, чем их предшественникам. Им большую помощь оказывает электронная техника. У них есть возможность подключить к гаджету наушники и посмотреть фильм, поиграть в компьютерную игру, почитать интересный интернет-журнал или книгу, пока малыш засыпает. Этим надо пользоваться. В прошлые времена детям давали соски, пропитанные успокаивающими снадобьями, в частности маковым отваром, спиртовыми настойками и пр. Ведь укладываться в восемь-девять часов взрослому человеку рано, а малыш не хочет быть один.
Важно не переусердствовать с электронными помощниками. Живое общение с ребёнком имеет огромное значение как для его развития, так и для отношений внутри семьи в будущем. Кроме того, оно необходимо для прививания навыков коммуникации, без которых во взрослой жизни очень нелегко. Если годовалый что делать, чтобы это не стало причиной хронического недосыпания его родителей? Кормить, высаживать на горшок, играть и общаться с малышом при каждом его пробуждении для работающих родителей очень непросто. Малыша рано или поздно всё равно придётся приучить к тому, что люди ночью спят, а бодрствуют, играют и общаются днём. Так уж в нашем мире заведено.
Помогут это сделать тихие расслабляющие игры, например укладывание кукол и плюшевых мишек. Вечерние занятия не должны напрягать внимание. Интенсивные развивающие занятия следует оставить для дневного времени. Плазменные или жидкокристаллические экраны также следует исключить. Надо сказать, что созерцание картинок (фильмов, аниме и пр.) с электронных носителей отрицательно сказывается на психосоматическом развитии детей. Лучше почитайте ему книжку или расскажите сказку. Это успокоит нервную систему и настроит на отдых.
Фитотерапия - незаменимый помощник при трудностях с засыпанием. Очень расслабляют ванны с экстрактами ромашки, пустырника, мяты или мелиссы, отварами коры дуба, хвои сосны, кедра, пихты и пр. Вечерний чай с ромашкой, липой, малиной, пустырником или сбор этих трав полезно пить за полчаса до сна, после купания. Подушка с нераспустившимися шишками сухого хмеля подарит крепкий и здоровый сон как ребёнку, так и его родителям.
На детей успокаивающее действие оказывают занятия с домашними животными. Если это аквариум с рыбками, то их можно покормить, посмотреть, как они плавают, поговорить об этом, послушать журчание воды. Уложив дитя в кровать, предложите ему понаблюдать за обитателями водного мира. Аквариум, освещённый слабым светом - прекрасное успокаивающее средство, воздействующее на психику невербально, лишь посредством визуального контакта.
Перед сном очень умиротворяюще на перевозбуждённого подвижными играми ребёнка окажет и занятие с хомячками, кроликом, собакой или кошкой. Этих пушистых животных можно погладить, покормить, посмотреть, как они возятся. Урчание кота усыпит даже самого шустрого малыша. Присутствие в доме животного, даже рептилии, вроде водной черепахи или медлительной игуаны, экзотического насекомого или птицы всегда успокаивает. Ваш ребенок не хочет спать ночью? Что делать? Заведите домашнее животное. Только старайтесь особенно тщательно следить за соблюдением правил гигиены.
Успокойтесь и возьмите себя в руки, прежде чем ломать голову, как усыпить чадо и в который раз задавать вопрос: «Что делать?» Ребенок не спит ночью, если он голоден, перевозбуждён или у него что-то болит. Детские страхи тайных чудовищ - это выдумка. Малыши не знают о них ничего до тех пор, пока не увидят по телевизору или иному гаджету. Вы ведь не развлекаете своего грудничка ужастиками?
Вы накормили своего карапуза, погладили его по голове, спинке или животику и всё-таки ваш грудной ребенок плохо спит ночью. Что делать в этой ситуации? Измерьте ему температуру. Возможно, он заболел. С детьми, находящимися на грудном вскармливании и изолированными от внешних инфекций, это случается крайне редко. Чаще всего повышение температуры свидетельствует о прорезывании зубов. В этой ситуации у малыша увеличивается слюноотделение, он пытается что-нибудь взять в рот, резко кричит. Материнская грудь для него - самое лучшее успокаивающее и обезболивающее средство. В некоторых случаях можно использовать обезболивающий гель, предназначенный для смазывания дёсен, но его можно давать только после консультации с педиатром. Когда месячный ребенок не спит ночью, что делать, подскажет тот же врач.
В младенческом возрасте дети часто страдают от колик или газов. Облегчить состояние и освободить кишечник поможет тоненькая трубочка, вставленная в анус. Она должна быть полой и иметь гладкие края. Проще всего воспользоваться пластмассовым наконечником от маленькой детской спринцовки.
Страдающий от колик новорожденный ребенок не спит ночью. Что делать родителям, если они боятся самостоятельно отвести газы при помощи трубочки? Положите младенца на спинку, на животик поместите мягкую пелёнку и погладьте животик ладонью по часовой стрелке. Начинайте с маленького круга вокруг пупка и постепенно по спирали увеличивайте диаметр.
Может помочь сгибание и разгибание ножек в коленях. Это упражнение известно под названием «велосипед». Уложите ребёнка на спинку и сделайте несколько движений его ножками. Должно помочь.
Что делать - ребенок не спит ночью после кормления? В этом случае ему требуется отрыгнуть воздух. Часто новорождённые малыши, не умея правильно сосать, заглатывают много воздуха. Это вызывает у них чувство дискомфорта. Возьмите дитя на руки, держите его вертикально, слегка прижав к себе. Погладьте по спинке. Как только он срыгнёт, ему станет легче и он сможет уснуть.
Что делать - ребенок не спит ночью после прививки? Это обычная ситуация. Бояться здесь нечего. Нужно просто переждать. У большинства детей после этой процедуры повышается температура, они становятся беспокойными, много кричат. Больше времени носите малыша на руках, оберегайте от резких перепадов температуры, пару дней не ходите с ним гулять на улицу. Прививка - тяжёлое испытание для крохотного человека, но она необходима. Некоторые родители совершают ошибку, отказываясь прививать своё чадо от полиомиелита, свинки, краснухи и прочих болезней. Хороший врач не отправит его на прививку, если он слишком слаб или есть угроза здоровью.
Самолечение недопустимо! Есть вполне безопасные средства, которые можно давать, если возник вопрос: «Что делать ребенок - не спит ночью?», но и их следует принимать только с разрешения педиатра.
Многим известен часто выручающий родителей глицин. Он оказывает слабо выраженное седативное и транквилизирующее действия. Снимая психоэмоциональное напряжение, глицин облегчает засыпание и нормализует сон. Одной таблетки за полчаса до сна вполне достаточно.
"Санасон" и "Персен" также являются безвредными седативными препаратами. Они сделаны на основе лекарственных трав, но без согласия врача их давать здоровому ребёнку нельзя. Они содержат экстракт корней валерианы, а это растение способно спровоцировать аллергическую реакцию.
Во время прорезывания зубов организм ребёнка остро нуждается в дополнительном кальции. Его недостаток проявляется в повышенной нервной и психо-эмоциональной возбудимости. Попросите своего педиатра выписать вам соответствующий препарат.
Ещё одно безопасное средство - раствор В настоящее время его редко выписывают, потому что он делается на заказ по индивидуальному рецепту.
Ниже приведены выдержки из книги Светланы Бернард “100 простых способов уложить ребенка спать” о том, как научить ребенка засыпать самостоятельно и как делать это с самого рождения, рассмотрен вопрос создания ритуала укладывания. Освещена тема: как отучить малыша вылезать из своей кроватки. Не обошла автор вниманием метод Фербера и метод тайм-аута.
Одна из важнейших предпосылок спокойного и продолжительного ночного сна малыша – это умение засыпать самостоятельно в своей кроватке. Но как его к этому приучить?
Почему даже очень усталый, засыпающий у вас на руках малютка начинает плакать, когда вдруг оказывается в кроватке один ? И отчего более старший ребенок редко пойдет спать сам и иногда погружается в сон прямо во время игры, можно сказать, против своей воли?
Научить малыша засыпать без помощи родителей и без каких-либо вспомогательных средств можно в любом возрасте. Но наиболее легко привыкают к этому дети в возрасте от 1,5 до 3 месяцев. Поэтому начинать с приучением лучше постепенно с самого рождения, пока ребенок еще не привык к разного рода неблагоприятным ритуалам, от которых его потом не так просто отучить. Если такие привычки уже сложились, родителям потребуется несколько больше терпения, потому что малыш вряд ли откажется от них добровольно. Но и в этом случае задача вполне решаема, и на ее решение потребуется скорее всего не больше недели!
Чем раньше вы начнете приучать малютку к самостоятельному засыпанию, тем проще вам будет сделать это!
Вы значительно облегчите малышу засыпание, если позаботитесь, чтобы его последний час перед сном прошел в спокойной, привычной, полной любви обстановке. Это время перехода от активной части дня к спокойной, от новых впечатлений к знакомому уюту, от шума и подвижных игр к тишине и покою…
Успокоиться и настроиться на сон ребенку поможет введение так называемого ритуала засыпания – действий, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности и вырабатывающих у малыша своего рода условный рефлекс – установку на сон. Элементами такого ритуала могут стать, например, купание, массаж, пеленание, одевание пижамы, чистка зубов, чтение сказки, любимая колыбельная, кукла или мягкая игрушка, «ложащаяся спать» вместе с малышом, и т. д. И, конечно, нежность родителей и любимый мамин голос, который будет вспоминаться малышу всю жизнь!
У детей, привыкших к определенному вечернему ритуалу, знакомая мелодия или любимая игрушка в кроватке вскоре начнут ассоциироваться со сном. А близость и любовь родителей в это время наполнят душу малыша уверенностью, что он желанный и любимый, и с этой уверенностью малютке будет гораздо проще уснуть одному.
Детишкам же, привыкшим засыпать только с помощью разного рода вспомогательных средств (бутылочка, укачивание на руках, в коляске и пр.), введение ритуала засыпания поможет отказаться от них. Новый ритуал как бы заменит прежнюю привычку и облегчит переход к моменту, когда малютка окажется в своей кроватке один.
Ритуалы засыпания важны как для младенцев, так и для старших детей, поэтому их содержание должно изменяться в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.
Все приведенные в этой главе элементы ритуала – примеры . Вы можете использовать их или придумать свои собственные, неповторимые. Ведь вы лучше других знаете своего ребенка – что он любит, в чем нуждается, что его успокаивает.
Даже если у вас целый день не было возможности заниматься с малышом, вы можете наверстать упущенное во время вечернего ритуала. Используйте эти драгоценные минуты для близости и ласки, бесед, секретов и спокойных игр. Именно эти счастливые мгновения останутся в памяти ребенка на всю жизнь!
Но вот вы ввели ритуал засыпания и четкий режим, подобрали время укладывания, когда ребенок действительно устал, но ваш малыш по-прежнему наотрез отказывается засыпать один (и обычно, как следствие этого, часто просыпается ночью).
Что делать, если ваша усталость достигла предела? Что, если у вас больше нет сил вставать по ночам? Как быть, если вы вечером больше не можете носить на руках невероятно уставшее, но не желающее укладываться в кроватку существо?
В этом случае вы можете как последний выход испробовать метод американского профессора Ричарда Фербера. Будучи врачом детской клиники города Бостона, Ричард Фербер основал там специальный центр по изучению детского сна. Фербер предлагает последовательно укладывать ребенка в кроватку одного, оставаясь при этом поблизости (например, в соседней комнате), и, если малыш плачет, возвращаться к нему через определенные небольшие промежутки времени, утешая его, но не вынимая из кроватки. Так малютка очень быстро поймет, что криком ему желаемого не достичь, и научится засыпать самостоятельно.
Только не слушайте знакомых, рекомендующих оставить кричащего ребенка одного, пока он не уснет. Уснуть-то он уснет – что же ему еще останется сделать, если его долгие отчаянные призывы на помощь останутся без ответа ! (В пору, когда наши бабушки и дедушки были молодыми, детей обычно так и укладывали, и они прекрасно спали всю ночь.) Но что происходит в маленьком существе, на крик которого никто не отзывается? Как чувствует себя такой малыш и какие выводы он сделает для себя на будущее? Он чувствует себя одиноким, всеми забытым и никому не нужным. Он смирится с этим и уснет, но страх одиночества и неуверенность в себе останутся, скорее всего, на всю жизнь. А если вы не выдержите и после долгого крика все же вынете малютку из кроватки, он усвоит и еще одну истину: «Если достаточно долго кричать, то в итоге добьешься своего». Эту истину малыш попробует применить и в следующий раз.
Поэтому для успешного применения метода Фер-бера очень важно не оставлять плачущего ребенка одного долгое время. Возвращаясь в детскую через короткие промежутки времени и с любовью утешая малыша, вы покажете ему, что вы рядом и любите его, просто настало время сна, и он должен заснуть один.
Идеальный вариант – это, конечно, укладывать ребенка спать без слез. Метод Фербера рекомендуется только в том случае, если вам это по какой-то причине не удается и если у вас действительно нет больше сил. Ведь вы знаете, что состояние родителей, особенно матери, мгновенно передается малышу. Так что же лучше – день изо дня носить его на руках, падая от усталости, или выдержать детский плач несколько дней, чтобы потом, ежедневно отдыхая и высыпаясь, с радостью посвящать себя ребенку? Решать вам. Для тех, кто захочет испробовать метод Фербера, описываем его подробнее.
Для успеха в использовании метода Фербера очень важны следующие предпосылки.
Определите заранее, через какие промежутки времени вы будете заходить к малышу, чтобы успокоить его. Составьте точный план, которому вы потом будете следовать. Основное правило: в первый раз время ожидания составляет пару минут, потом оно постепенно увеличивается. Определяя временные промежутки, положитесь на свою интуицию и не делайте ничего против внутреннего голоса. Время ожидания может варьироваться от 1 минуты до получаса (многим слишком большие промежутки, предложенные Фербером, кажутся неуместными).
Начать применять метод лучше всего вечером – в то время, когда ребенок обычно засыпает, или немного позже. Проведите последние минуты перед сном вместе с малышом, постарайтесь подарить ему в это время все ваше внимание и нежность. Очень хорошо, если у вас уже есть сложившийся вечерний ритуал, к которому ребенок привык и который означает для него переход ко сну.
Откажитесь на этот раз от всех «помощников» , ранее облегчавших малышу засыпание (бутылочка, грудь, ношение на руках, укачивание в коляске и пр.). Все это должно происходить минимум за полчаса до сна. После вечернего ритуала объясните ребенку, что он уже большой и должен теперь учиться засыпать самостоятельно; потом поцелуйте его, положите в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и покиньте комнату. Укладывая малыша, говорите каждый день одну и ту же фразу, например: «А теперь, мой родной, настало время спать». А выходя из комнаты, вы можете, к примеру, сказать: «Спокойной ночи! Я тебя очень люблю!».
Поскольку ребенок не привык засыпать один, он, скорее всего, начнет плакать. В этом случае действуйте согласно составленному плану и подождите несколько минут перед тем, как вернуться в его комнату. Можно начать с 3 минут, потому что обычно родители не в состоянии в первый раз выдержать дольше. Но и 3 минуты могут показаться невероятно долгими, если стоишь за дверью и слышишь плач любимого крохи, поэтому многие предпочитают начать ожидание с 1 минуты. Обязательно смотрите на часы, потому что собственное ощущение времени в эти минуты растягивается до невероятности.
Если ребенок по-прежнему плачет, зайдите на пару минут в комнату и постарайтесь успокоить его, не вынимая из кроватки. Вы можете поговорить с малышом или погладить его. Старайтесь говорить спокойным, твердым голосом, потому что ребенок прекрасно почувствует любую неуверенность в ваших действиях. Очень важно также, чтобы голос звучал без раздражения и нетерпения, с любовью. Повторите снова, что настало время спать, что малыш уже большой и должен учиться засыпать один. Скажите, что мама поблизости и любит его. (Даже если малютка еще не понимает слов, он почувствует тепло и любовь, а также уверенность в вашем голосе.) С этими словами снова покиньте комнату, даже если малыш еще плачет. Важно, чтобы ваше пребывание в комнате не длилось слишком долго. Ни в коем случае не давайте ребенку бутылочки и не берите его на руки.
Если он встал в кроватке, положите его, перед тем как выйти из комнаты (но только 1 раз).
Некоторые дети реагируют на появление родителей еще более возмущенным криком. В этом случае пребывание родителей в комнате может быть еще короче. Но возвращаться в комнату через определенные промежутки времени обязательно, чтобы малыш не почувствовал себя покинутым.
Выйдя из комнаты, следуйте составленному плану: пережидайте установленное вами время, после чего возвращайтесь в детскую, повторяя прежние действия, и так до тех пор, пока малыш не уснет. Если ваше присутствие в комнате не успокаивает ребенка, то время ожидания можно несколько растянуть.
На следующий день действуйте так же, увеличив только количество минут согласно плану. Максимальное время ожидания (10 минут) лучше не превышать. Заходите к ребенку, только если он действительно плачет. Хныкающий малыш часто успокаивается самостоятельно. Поэтому в этом случае лучше немного подождать.
Если периоды ожидания кажутся вам очень длинными, можно сократить их, начиная с 1 минуты и не оставляя ребенка одного дольше чем на 5 минут. Даже в этом случае вышеописанный метод увенчается успехом.
Какой бы план вы ни выбрали, главное – чтобы вы были в состоянии осуществить его до конца. Если вас грызут сомнения, выберите лучше самый мягкий вариант. Только если вы будете уверены в том, что делаете, ваши действия дадут желаемый результат. Ребенок почувствует вашу уверенность и не будет долго сопротивляться. По этой же причине не рекомендуется изменять длительность периодов ожидания больше одного раза. Частые отклонения от плана внесут в ваши действия неуверенность и непредсказуемость. Старайтесь придерживаться одной линии. Зная, что делать дальше, вы будете чувствовать себя спокойнее.
Если вы боитесь оставлять малыша одного (есть мнение, что страх разлуки может иметь негативные последствия для развития и будущей жизни ребенка), то можете, выйдя из комнаты, разговаривать с ребенком из-за закрытой или приоткрытой двери . Так он будет уверен, что вы поблизости и не покинули его. Повторяйте, что любите своего кроху, но что пора спать, что он должен научиться засыпать в кроватке один, а завтра вы пойдете с ним гулять… (и дальше в том же духе).
Ну а если вам кажется суровым и этот совет,то вы можете оставаться в комнате, пока малыш не уснет. Но действуйте и в этом случае по плану, подходя к малышу только время от времени, чтобы утешить его. Затем найдите в себе силы отойти и сесть, скажем, на стул вдали от кроватки ребенка, но так, чтобы он вас видел. Сделайте вид, что читаете или чем-то заняты (свет обязательно должен быть приглушенным). Если ребенок при этом плачет, то вы, по крайней мере, можете быть уверены, что он плачет не от страха, а просто потому, что не получает того, чего хочет. Главное – чтобы малыш самостоятельно уснул в своей кроватке, без вашей помощи, без бутылочки или других прежних «помощников засыпания». Конечно, в этом случае вам понадобится гораздо больше терпения и времени, пока он начнет засыпать самостоятельно. А если ваше присутствие в комнате не помогает и ребенок все равно плачет каждый день, то стоит подумать, не перейти ли к обычному плану, описанному выше (если, конечно, ваш внутренний голос не будет возражать).
Во время применения метода очень важно будить ребенка утром и днем в то время, когда он обычно просыпался раньше . Если малыш, заснув позже обычного, имеет возможность наверстать это время потом, то весь режим нарушится, и к моменту укладывания ребенок не будет достаточно усталым. В этом случае метод самостоятельного засыпания действовать не будет.
Мама и папа могут сменять друг друга, укладывая малыша в кроватку (но лучше не в одну и ту же ночь). Начать должен тот, кто более уверен в необходимости применения метода и кто сможет довести начатое до конца.
Привыкший засыпать с вашей помощью малыш поначалу протестует, перестав ее получать. Он кричит, пытаясь криком достичь желаемого. Но что происходит? Мама или папа время от времени утешают его, не давая, тем не менее, того, чего он хочет. Малютка ужасно устал, ведь утром его разбудили в обычное время. «А стоит ли кричать дальше, – думает он, – если все равно от этого нет никакого толку? Я только зря трачу силы, уж лучше поспать самую малость…» Потребность в сне побеждает в итоге над старой привычкой, которую малыш хотел восстановить.
Поскольку время ожидания родителей постепенно увеличивается, малыш понимает, что кричать дольше тоже бесполезно. Этим он все равно не добьется от родителей того, чего хочет.
Засыпая от усталости день ото дня, ребенок привыкает погружаться в сон самостоятельно, это постепенно входит в привычку. А ставшая привычной ситуация перестает вызывать у малыша тревогу и заменяет в подсознании прежнюю неблагоприятную привычку.
Это зависит от темперамента ребенка, от того, с какой энергией он сопротивляется новым обстоятельствам и какие «уроки» ему приходилось «учить» в своей еще совсем недолгой жизни.
Первые дни будут в любом случае испытанием и для вас, и для малыша. Но некоторые детишки не плачут дольше 15 минут и через 2-3 дня засыпают в кроватке самостоятельно. Другие же не могут успокоиться поначалу час или два, и родителям приходится по десять раз или чаще заходить в их комнату со словами: «Я здесь, я люблю тебя, но тебе пора спать. Ты уже большой и должен засыпать один в своей кроватке».
Однако если вы будете терпеливо и последовательно применять составленный вами план, то вы можете ожидать первого улучшения, а иногда даже решения проблемы уже на третий день . Ведь дети учатся гораздо быстрее взрослых и умеют довольно быстро приспосабливаться к новым ситуациям.
Некоторым детишкам требуется несколько больше времени. Но приобретение новой привычки редко длится дольше недели и только в отдельных случаях дольше двух недель. После того как вашему малышу удалось десять раз подряд заснуть самостоятельно, вы можете считать, что самое сложное позади ! Вы можете откинуться на спинку дивана и с облегчением вздохнуть.
Время, которое вы раньше тратили на укладывание ребенка, лучше провести вместе с ним за уютным вечерним ритуалом!
А за несколько сложных дней, которые вам понадобятся, чтобы приучить малыша засыпать самостоятельно, вы будете вознаграждены спокойным вечером и беспробудной ночью.
Хорошо, если вам удалось научить ребенка засыпать самостоятельно, пока он был маленький и не мог выбираться из своей кроватки. А что, если в момент, когда вы читаете эту книгу, боковины кроватки уже перестали быть для малыша непреодолимым препятствием? Или если малютка, раньше засыпавший без вашей помощи, научился садиться, а потом и вставать в своей кроватке и уже пытается закинуть ногу на верхнюю перекладину? Теперь вы не можете оставить его одного и просто выйти из комнаты. Желая последовать за вами, малыш удвоит свои силы и рано или поздно «возьмет барьер».
Дожидаться исхода этого опасного предприятия однозначно не стоит. Если вы уже опустили матрас в самое нижнее положение и даже спальный мешок больше не в силах удержать маленького скалолаза от первых попыток восхождения, то настало время обеспечить малышу более безопасную возможность «выхода на свободу». Чтобы предотвратить падение с большой высоты, вам придется опустить переднюю боковину кроватки или вынуть из нее несколько вертикальных перекладин.
Получив возможность беспрепятственно вылезать из кроватки, ребенок обрадуется новой возможности открывать мир вокруг себя. Все, что раньше было для него недоступным, покажется вдруг близким и интересным, и малыш не замедлит отправиться в «исследовательское путешествие». Думаете, теперь он спокойно ляжет спать? Легко ли оставаться в кровати, когда вокруг столько всего нового, волнующего и, главное, с недавних пор доступного? И почему бы, проснувшись ночью, не попытаться забраться в уютную родительскую постель?
В этот переломный момент изобретательности родителей нет цены. Если более старших ребятишек можно как-то уговорить оставаться в постели, то младших придется приучать с помощью терпения и последовательности.
Если вы будете действовать уверенно и последовательно, то решение проблемы не займет больше нескольких дней. А вы, обнаружив, что любимое создание спокойно дремлет в своей кроватке, воскликнете: «Ну надо же, наконец-то у меня появилось вечером свободное время!»
Дети слушаются охотнее, если у них есть выбор. Объяснив им, какие последствия для них будет иметь то или иное решение, вы тем самым подтолкнете их к правильному выбору. Ведь гораздо лучше остаться в кроватке при открытой двери в детскую комнату, чем вылезти из нее, оказавшись отрезанным от внешнего мира закрытой дверью…
Упорно вылезающий из кроватки малыш пытается уже в раннем возрасте меряться силами со своими родителями. Поэтому закрытая на короткое время дверь в детскую комнату может стать для него одной из первых границ, очень важных в детском воспитании. Граница означает: «Стоп! Дальше нельзя!». Чтобы научиться жить в обществе людей, ребенок обязательно должен знать, что существуют границы дозволенного поведения.
Барьер, дверь или просто пространственное отдаление от малыша лучше всего символизируют понятие границы, которую не следует переступать. Это касается, конечно, не только отхода ко сну, но и поведения ребенка днем. Поэтому в случае, когда малыш делает что-то недопустимое (бьет младшего братика или сестричку, кидается едой, бросается на пол в приступе гнева и пр.), психологи советуют пользоваться методом, называемым «тайм-аут».
Метод тайм-аута, показывает ребенку, что он переступил границу допустимого поведения, но что он не безразличен родителям и любим ими. Для этого, заметив поведение малыша, громко скажите: «Стоп!» Посадите ребенка на стул в другом углу комнаты со словами: «Этого делать нельзя. Сейчас ты должен посидеть один». Если он слезает со стула, отнесите его в соседнюю или в детскую комнату. Для маленьких детишек достаточно барьера, для старших необходимо закрыть дверь.
Старайтесь не кричать, но действовать решительно. Ребенок должен понимать, что это не наказание, а логическое следствие его собственного поведения. И что в его власти изменить ситуацию. Для этого достаточно прекратить нежелательное поведение. Поэтому тайм-аут не должен быть долгим. Как и в методе открытой или закрытой двери, он не должен превышать нескольких минут. Потом вы открываете дверь или приближаетесь к барьеру и делаете ребенку «мирное предложение». Вы можете спросить: «Ты понял, что так делать нельзя?». Или: «Ты не будешь больше так поступать?». И потом: «Мы снова друзья?».
Обычно дети быстро успокаиваются и ведут себя хорошо, слишком уж непривлекательна перспектива остаться одному за закрытой дверью. Но может случиться, что ваши действия только разожгли гнев ребенка, он стучит в дверь, бьет в нее ногами и т. п. В этом случае стоит обождать, пока он не успокоится и агрессивное поведение не перейдет в жалобный плач. Тогда вы можете повторить предложение о мире и утешить малыша. Если он при вашем появлении вновь ведет себя агрессивно, то тайм-аут нужно повторить, снова закрыв дверь на несколько минут . Только когда ребенок успокоился и согласился сотрудничать с вами, он может покинуть свою комнату. Важно, чтобы малыш понимал, что выбор за ним и что он изменением своего поведения в любой момент может закончить неприятную для него ситуацию.
Некоторые дети не любят, когда их относят в угол или другую комнату, и предпочитают идти туда самостоятельно. Если ребенок действительно идет туда, куда вы ему сказали, и остается там некоторое время – замечательно. Это первый признак того, что он сознает недопустимость своего поведения. Если же ребенок, обещая уйти в комнату, попытался обмануть вас и, едва вы выпустили его, спрятался, то не повторяйте эту ошибку еще раз.
Очень важно, чтобы тайм-аут удался в первый раз . Впоследствии может оказаться достаточным напомнить малышу об этом или спросить, не хочет ли он прогуляться в свою комнату, чтобы ребенок добровольно перестал «дебоширить».
Какой бы символ границы вы ни выбрали, главное – чтобы ребенок знал, что дальше нельзя. Границы нужны не только родителям, чтобы дети «не сели им на голову», но и в первую очередь самим малышам, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Границы, проведенные родителями с любовью и строгостью, дают детям ощущение уверенности и защищенности!
Любите себя, работайте над собой, приводите в порядок свою жизнь, и ваши дети будут спокойны, счастливы и послушны!
Большинство детей сидеть самостоятельно в возрасте полугода еще не умеет, однако именно в это время можно начинать обучать их этому действию. Главное – не переусердствовать, чтобы не нанести вреда еще недостаточно окрепшему позвоночнику.
Необходимо научить ребенка самостоятельно садитьс я правильно? Чиатйте нашу инструкцию:
Инструкция
1 Ежедневно делайте с ребенком зарядку, используя специальные упражнения: помогайте ему садиться самостоятельно из положения лежа на спине, подтягиваясь за ваших рук. Начинать следует с 3-5 раз: малышу еще тяжело удерживать свой вес на руках.
2 Купите с крупноячеистой сеткой. Когда проводит время в манеже, покажите ему, как он может подтягиваться, придерживаясь за сетку руками. Держаться за гладкие палочки решетки детской кровати ему не очень удобно, так как руки по ним соскальзывают. Манеж же очень удобен в этом отношении, и ваш намного быстрее научится в нем не только садиться, но и вставать.
3 Сажайте малыша ненадолго в детскую коляску, приподняв ее спинку. Если у вас коляска-трансформер, и вы еще не вынули из нее корзину, сейчас самое время это сделать. Если же ребенок до сих пор ездил в коляске-люльке, пора уже купить и прогулочную.
4 Не оставляйте малыша в сидячем положении дольше, чем на 5-7 минут, по крайней мере, в первую неделю, – потом время можно будет постепенно увеличивать. В помещении для приучения малыша к сидению можно использовать , спинка которого имеет несколько положений. 5 Чтобы ребенок научился садиться, его мышцы должны быть достаточно крепкими. Стимулируйте его к активному движению: почаще выкладывайте на живот, помогайте переворачиваться на спину и обратно, постепенно обучайте ползанию. Для этого можно использовать : пытаясь достать их, ребенок будет интенсивно двигаться. Помочь ему доползти до игрушки можно, подставив ладонь под его ступни, и легонько подтолкнув малыша вперед.
6 Вопреки распространенному мнению, не следует сажать 5-6 месячного ребенка на кровать или диван, обложив подушками: его мышцы в таком положении не задействованы. Чтобы научить его держать равновесие в сидячем положении, лучше ненадолго сажать малыша к себе на колени, предоставив возможность держаться за ваши пальцы и придерживая его в свою очередь за кисти рук. При этом можно использовать игры-потешки, – например, «Поехали с орехами», «По кочкам, по кочкам».
Итак, учим ребенка сидеть. Девочку можно начинать учить сидеть, когда ей исполнится пол года, не раньше, потому что если ее начать садить в пять месяцев, это чревато загибом матки. Мальчиков можно начинать учить чуть раньше, лучше начинать с 5 месяцев, до этого времени позвоночник ребенка еще слаб для таких нагрузок.
Перед тем, как начинать упражнения по «сидению», сделайте ребеночку расслабляющий массаж спинки, животика, ручек и ножек.
После массажа кладем ребенка на спинку, на ровную, лучше твердую поверхность. Если будет очень мягко, то малышу будет неудобно. Возьмите ребеночка за ручки и аккуратненько потяните на себя пока малютка не сядет. Пусть малыш посидит несколько секунд, после этого точно обхватите его головку и, аккуратно, положите его опять на спинку. Пусть малыш немного отдохнет. Повторите упражнение еще несколько раз. Чувствуете, малыш начинает сгибать ручки в локотках? Это он напрягает и качает мышцы пресса, с помощью которых, в будущем сядет сам.
Когда играйте с ребеночком в «сели и опять легли», напевайте какую-то песенку. Например:
«Ох, ты совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидела,
Головой вертела.
Во траву свалилась,
В яму провалилась!»
Можно петь любую другую песенку. Такая игра способствует умственному развитию малыша. В течении 2-3 недель таких упражнений ребенок научится сидеть достаточно уверено. Не садите ребенка с опорой! Не обкладывайте его подушками! Малыш должен учиться сидеть сам. Уже к 7 месяцам ребенок будет очень долго сидеть сам, а если устанет, то ляжет на спинку.
С семи месяцев, показывайте малышу, как он сможет сесть сам. Не тяните его за обе ручки, а ставьте одну руку в опору, пусть малыш на одну ручку опирается, а другой подтягивается.
Самостоятельно детки садятся к восьми месяцам, некоторые чуть раньше, другие чуть позже. После того, как малыш сядет самостоятельно, ему уже будет не интересно сидеть. Сидение сразу же станет не модным. Он начнет стараться ползти, а в кроватке будет самостоятельно вставать, и смотреть на всех свысока!!! Обычно детки в этом возрасте очень довольные, когда у них получается самостоятельно встать. Теперь каждое утро малыш будет Вас встречать или сидя, или стоя. И будет широко улыбаться, своими беззубыми деснами, или уже зубатыми!
В 6 месяцев немногие малыши умеют сидеть, но именно сейчас самое время обучить их этому. Самое главное, что необходимо помнить - требуется помочь ребенку сесть, но при этом не травмировать его, ведь у малышей мышцы и кости могут оказаться неподготовленным к такой нагрузке. Именно поэтому, сегодня мы обсудим не только, как правильно научить ребенка садиться самостоятельно без помощи родителей, но и каким образом укрепить тело малыша для того чтобы процесс обучения прошел без проблем.
1. Перед тем, как учить ребенка сидеть, поделайте зарядку. Желательно выполнять простой комплекс упражнений ежедневно. Его суть заключается в обыкновенных поглаживаниях и растираниях, сгибании и разгибании конечностей. Во время таких манипуляций улучшается кровообращение, а это означает, что ткани и органы внутри тела малыша растут, развиваются и укрепляются. Все движения нужно сопровождать ласковыми словами, сказанными спокойным тоном, чтобы ребенок не испугался.
2. Существует отличное упражнение, которое можно выполнять, если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка садиться самостоятельно без вашей помощи. Для этого уложите малыша на спину. Пусть он схватится за кисти ваших рук и станет подтягиваться вверх (естественно, ребенку нужно немного помочь). Упражнение повторяют 3-5 раз, постепенно увеличивая количество повторов. Помните, что малышу еще тяжело удерживать себя на весу, а потому, если видите, что он устал, прекратите занятия.
3. Отличных результатов позволяет добиться обыкновенный манеж. Многие модели производятся с крупноячеистой сеткой, которую можно использовать для подтягиваний. Покажите малышу, как это делать, и он будет самостоятельно пытаться сесть, держась руками за манеж.
4. Пришло время приучать малыша к прогулкам в коляске с поднятой спинкой. Старайтесь ежедневно приподнимать ее ненадолго - пусть малыш привыкнет к нагрузке. Но все равно сейчас большее количество времени ребенок еще должен проводить в коляске-люльке. Когда вы заметите, что чадо уже достаточно комфортно чувствует себя в положении сидя, можете гулять таким образом довольно длительное время.
5. Старайтесь ненадолго сажать ребенка к себе на колени (примерно на 5-7 минут). Обкладывать его подушками не стоит - в этом положении ребенок сидит, но его мышцы не работают.
6. Можно купить детский стульчик, положение спинки которого регулируется. Он отлично подойдет для тех малышей, которые только учатся сидеть.
Приучайте ребенка сидеть самостоятельно постепенно. Проявите терпение, старайтесь заниматься с малышом регулярно, и вскоре малыш станет сидеть самостоятельно.
Ребенок сядет тогда, когда его мышцы будут к этому готовы. Т.е. когда они достаточно развиты и крепки для такой нагрузки. Отставание часто наблюдается при нарушениях тонуса - гипотонии или гипертонусе. Если есть беспокойство, что ребенок отстает - нужна консультация невролога.
Как учить?
Дети сами не садятся по взмаху волшебной палочки.
Тут нужен гимнастический комплекс со специальными упражнениями - для подготовки. Постараюсь в ближайшее время продолжить в Мама &Малыш цикл о массаже и гимнастике.
А "садятся" они так - сначала как-бы "падают вперед" - это обязательно (!), но ни в коем случае не назад (!), но опираются на ручки. В этот момент ножки так расставлены в сторону, чтоб между ними могли опереться обе руки. Если спина уже достаточно сильная - проблем с этим не будет - ручки удержат малыша в положении которое можно охарактеризовать - сидит с опорой. Если спинка еще недостаточно крепкая - он просто плюхнется носом или плюхнется через какое-то время. Сразу самостоятельно в такое положение сажать не стоит - сначала надо поддерживать в таком положении - сидит с поддержкой.
Т.е. порядок такой:
Сидит с поддержкой
-сидит с опорой
-сидит самостоятельно.
Относительно Колясок и сидения в них - очень удобный вариант - коляска-трансформер; у них обычно около 5-9 фиксированных положений спинки и сама спинка - твердая.
В 5 месяцев вполне можно в такой коляске сделать наклон на 40-45 градусов и пристегнуть ребенка к спинке, к 6 месяцам - до 60 градусов.
Независимо от того девочка или мальчик ребенок должен сесть только "самостоятельно" и после 6 месяцев. Никаких подушек!!! Если сажать ранее, чем будет готова спина - получите искревление позвоночника. Просто на деочках акцентируют внимание всвязи с тем, что можно получить деформацию костей таза - а девочке - в отличии от мальчика еще рожать...
На шестом месяце жизни ребенок свободно берет игрушки и подолгу ими занимается, может перемещаться в манеже, даже немного подползти к заинтересовавшему его предмету.
Навык ползания важен с двух позиций: во-первых, он стимулирует общую двигательную активность, способствует развитию длинных мышц спины, что улучшает легочную вентиляцию, предупреждает в последующем нарушения осанки, усиливает кровоснабжение органов и тканей; во-вторых, расширяет познавательные возможности, что благоприятствует нервно-психическому развитию.
В. этом возрасте ребенок переворачивается не только со спины на живот, но и с живота на спину, произносит звуки, похожие на слоги. Устойчиво сидит на руке матери.
Однако самостоятельно садиться еще не способен. Овладеть этим умением он сможет, когда позвоночник и мышцы спины приобретут необходимую крепость и силу. Усаживать малыша в подушки, как любят делать некоторые мамы, вредно, поскольку это может способствовать искривлению позвоночника.
Попытка сесть или встать, держась за кроватку,- признак достаточной крепости мышц. Таким образом, пока ребенок не сел сам, сажать его не следует.