Воспитание детей в индии. Воспитание и обучение в современной индии

19.10.2019

В истории Древней Индии можно выделить две большие эпохи: дравидско-аравийскую и буддийскую, рубежом между которыми является 6 век до н.э. Уровень развития дравидских племен – коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. соответствовал культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной. По приблизительным данным историков школьное образование в Древней Индии появилось в период 3-2-го тысячелетий до н.э. в городах Хараппской культуры, о чем свидетельствуют немногочисленные находки (глиняные чернильницы, печати с надписями). Первыми же древнейшими документами об образовании являются ведийские упанишады – священные наставления, относящиеся к 8-7 вв. до н.э.

В период 2-1-го тысячелетий происходят массовые завоевания дравидских племен ариями, в результате чего в Древней Индии появляется кастовый строй. В связи с этим дальнейшее развитие воспитания и обучения в Древней Индиипроисходило под влиянием двух основных факторов: 1) кастовый строй, 2) религиозная идеология (буддизм, брахманизм, необрахманизм). Общество было поделено на 4 основные касты или варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы) и самая низшая каста – шудра (наемные работники, слуги, рабы). Шудры не имели никаких прав, только обязанности. Потомки дравидов, так называемые парии, относились к самой низшей касте и влачили жалкое существование.

В соответствии с таким разделением у брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные, у кшатриев – сила и мужество, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность. Идеальное воспитание, на которое могли претендовать только высшие касты, предусматривало умственное развитие, духовное, физическое совершенство, любовь к природе и к прекрасному, самообладание и сдержанность. Содействие общему благу считалось наивысшим проявлением нравственности.

К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. При этом на первой ступени воспитания, т.е. в семье, систематическое обучение отсутствовало и для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения под названием упанаяма . Следует отметить, что возраст на который приходился ритуал инициации и дальнейшее содержание обучения для представителей различных каст были разными (8 лет – для брахманов, 11 – для кшатриев, 12 – для вайшьев). Длительность обучения обычно не превышала 8 лет, но в некоторых случаях составляла11 - 12 лет (брахманы).

Программа обычного образования подразумевала пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование в программу которого входили поэзия, литература, грамматика, философия, астрономия, математика, получали лишь немногие юноши. Содержание такого образования было весьма сложным (достаточно сказать, что в Древней Индии были впервые введены ноль и счет с помощью 10 знаков, которые в дальнейшем были заимствованы арабами и европейцами. Специальных помещений для учебных занятий тогда не было и обучение обычно проходило на открытом воздухе или в доме у учителя. Это привело к образованию семейных школ , где мужчины обучали молодежь.



Отличительная особенность обучения в Древней Индии – его словесно-звуковой характер. Это объясняется, во – первых, тем, записи делались на пальмовых листах, которые хранились недолго. Во-вторых, устное слово считалось наиболее достоверным способом передачи информации. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали ведические тексты, а также помогали по дому и по хозяйству учители, соблюдали пост (это тоже была часть обучения). Нередко юноши, особенно получавшие повышенное образование, продолжали посещать своего учителя (гуру), дав толчок, появлению лесных школ .

В середине 1-го тысячелетия в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха, основанная на новой религии – буддизме. Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению. Главной задаче воспитания, согласно буддизму является совершенствование души человека.

В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Приоритетное внимание стали уделять изучению грамматики санскрита, который с 1-го века н.э. становится ведущим языком в Северной Индии. В это время уже существовал древнейший индийский слоговой алфавит – брахми. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало эффективность обучения.

Элементарное образование получали в религиозных школах вед (акцент делался на интеллектуальном образовании с элементами религии) и светских учебных заведениях (обучение имело более практический характер).

В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование с изучением древних трактатов по философии, математике, медицине и пр. В учебных заведениях наставник занимался отдельно с каждым учеником и получал денежное вознаграждение.

Период со 2-4 вв. получил название необрахманизма. Взгляды на воспитание в этот период значительно изменяются и воспитание рассматривается как способ помочь человеку различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным. Число школ увеличивается и происходит дифференциация на начальную школу (толь) и учебное заведение более высокого уровня – аграхар. Аграхары представляли собой сообщества гуру и учеников, программы которых постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в них был расширен для представителей разных каст, что расширяло социальный круг учащихся.

Татьяна.Адамовна Волкова
Воспитание ребёнка в Индии.

Воспитание ребенка в Индии .

Источник orandg - eleshant.ru

В Индии существует анекдот о женщине, которую упрекнули в том, что та опоздала с воспитанием своего двухнедельного малыша ровно на две недели. Воспитывать индийские родители начинают буквально с первых дней жизни. Главное качество, что стараются привить детям, это доброта, причем доброта не только к людям, но и к животным, насекомым, цветам. "Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда" - эти заповеди прочно закрепляется в сознании маленьких индусов.

"Идеальное воспитание ", на которое в древней Индии мог претендовать ребенок исключительно из высшей касты, предусматривает гармонию умственного развития (ясность суждений и рассудочное поведение, духовности (способности к самопознанию, физического совершенства (закаливание, владение собственным телом, любви к природе и прекрасному, самообладания, сдержанности.

Красной нитью в воспитании детей проходит умение обуздать свои эмоции. Одним из самых больших пороков считается неумение сдерживать свое раздражение, гнев, неумение проявлять мягкость в манерах, приветливость в обращении. Вы никогда не увидите, чтобы детей шлепали, кричали на них или даже просто сердились. Каким бы усталым ни чувствовал себя родитель, в каком бы негативном состоянии не пребывал, он никогда не покажет этого детям. Дети растут в атмосфере доброжелательности - терпеливость, которую проявляют в индийских семьях по отношению к детям просто поразительна!

Учиться по-индийски

Учиться индийские дети начинают в совсем раннем возрастем. В два-три года малыш идет в детский сад или подготовительную группу, а вскоре и в саму школу. Начинается учебный год в июне, после самого жаркого апрельско-майского сезона. Хотя надо сказать, что и июнь прямо скажем не радует прохладой, как говорят в Индии - три погоды – жарко, очень жарко и невыносимо жарко.

Образование в основном платное, бесплатные государственные школы в принципе существуют, но репутацией пользуются не очень положительной. До 14 лет дети учатся в средней школе, потом два года в колледже и затем по желанию и возможности - университет.

Интересно описывает процесс обучения в Бангалорской школе один российский журналист : "Мы сидим с директрисой в тенечке в углу просторного внутреннего двора. На другом его конце, достаточно далеко от нас, нескончаемой струйкой вливаются в классы веселые отдохнувшие дети. И почти каждый, заметив издали нас, специально делает крюк и, подбежав, радостно здоровается с директрисой. А та, улыбаясь, говорит каждому ласковые напутственные слова. Можете вы представить что-либо подобное в какой-либо из наших школ? Чтобы детям доставляла радость встреча с директором? Чтобы специально подойти и поздороваться, хотя для этого надо пробежать под палящим солнцем не один десяток метров?

Раскрытие личности, построение характера - вот цель школы. Не просто дать знания, а научить учиться. Научить думать, приучить размышлять. Проводятся уроки медитации, уроки памяти. Один час в день советуют проводить в молчании, говоря лишь самое необходимое. Советы учителей иногда бывают неожиданными, как например : не хочется учить по учебнику - возьми сугубо научную книгу на ту же тему и заставь себя прочесть хотя бы половину; после этого учебник будет читаться легко и с интересом. Наряду с общеобразовательными предметами учат йоге, учат терпению и терпимости, учат даже улыбаться. Не стыдятся проявлять свою любовь к детям, обнимают их, гладят, шутят - при этом нет ни чувства превосходства над учениками, ни избирательности и любимчиков.

Дети постарше изучают такие непривычные для нас тексты, как "Дисциплина", "Отношение к еде", "Как учиться?", "Как развивать свое тело" - а рядом с ними и совсем уже серьезные темы : "Идеал", "Смерть" и т. д. Учитель не тратит время урока на изложение темы, его дело - завязать и направить дискуссию, вовлечь в нее всех - и разве не учится при этом педагог у своих собственных учеников? Дискуссии и споры заканчиваются жесткими экзаменами два раза в учебном году, кроме того, в конце месяца проводятся тесты. Ежемесячно на общем собрании выдают сертификат лучшим ученикам и особые "карточки успехов" тем, кто улучшил за этот месяц свои отметки.

И вот здесь необходимо остановиться на одном моменте, который имеет принципиальное значение. "Карточка успехов" выдается (под аплодисменты всей школы) не тому, кто обошел других, а тому, кто превзошел свои собственные результаты прошлого раза. Не тому, кто "лучше всех", а тому, кто стал лучше самого себя. Каждый ребенок соревнуется не с зубрилой - соседом по парте, а с самим собой прошлого месяца. И пусть другой ученик получил две "карточки успеха", а ваш ребенок только одну, но он поднялся над самим собой вчерашним

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Где и когда начинается воспитание доброты в человеке? В Индии мало кто знает известный анекдот о женщине, имевшей двухнедельного ребенка, которой сказали, что она уже на две недели запоздала с его воспитанием. Там не ссылаются на этот анекдот, там просто начинают воспитывать детей чуть не с первого дня их жизни.

И основное, чему их учат, – это доброта. Учат всем своим отношением к детям и друг к другу, учат личным примером, учат словами и делами. Терпеливость, которую проявляют в индийских семьях по отношению к детям, просто поразительна. Каким бы усталым ни чувствовал себя человек, как бы горестно он ни был настроен, он никогда не покажет этого детям. Ни отец, ни мать и никто вообще из старших.
Дети растут в атмосфере доброжелательности. Первые слова, которые они слышат в семье, призывают их к доброму отношению ко всему живому. «Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда» – эти запреты, расширяясь со временем, принимают новую форму: «Не обижай младших и слабых, уважай старших, не подними нескромного взгляда на девушку, не оскорби нечистой мыслью женщину, будь верен семье, будь добр к детям». Так замыкается круг.
И все это сводится к одному – не делай зла, будь добрым и сдержанным в чувствах.

Есть такой известный древнеиндийский афоризм: «До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати - как со слугой, после пятнадцати - как с другом».
Трудно что-нибудь возразить против этой мудрости и сегодня. Действительно, Индия является в большой степени «законодательницей» в отношении воспитания. А между тем, ее воспитательную систему во многом можно упрекнуть. Например, до сих пор в этой стране яростно сопротивляются введению в школах такой дисциплины, как сексуальное воспитание. Когда индийское правительство попыталось осуществить федеральную правительственную программу сексуального воспитания школьников, это вызвало резкий отпор всего общества.

Не только религиозные, но и общественные, особенно женские организации подняли волну протестов против публичного обсуждения подобных вопросов в школьных стенах: якобы от таких разговоров дети потеряют целомудрие. И это - на родине Камасутры, в стране, где девочек выдают замуж с 10-летнего возраста, а к 13 годам некоторые из них уже имеют собственных детей!
Никакие аргументы о том, что необходимость введения сексуального воспитания в школах Индии обусловлена в первую очередь опасностью эпидемии СПИДа, а вовсе не желанием просветить младших школьников во «взрослых» отношениях, не подействовали. Ассоциация преподавателей средней школы в провинции Уттар-Прадеша даже угрожала сжечь книги, если уроки сексуального воспитания не будут отменено немедленно. А ведь главная цель введения этого курса в средних учебных заведениях была именно сформировать у школьников правильное понимание проблемы ВИЧ. Но оказалось, что начинать такое воспитание надо со взрослых...

И тем не менее индийская педагогическая традиция, сформировавшаяся в течение тысячелетий, причем опиравшаяся на кастовую систему построения общества, может многому научить современную педагогику. Система воспитания в современной Индии вобрала в себя лучшее, что мог дать сплав индуистской, буддийской и мусульманской педагогических традиций.

Воспитание и образование в средневековой Индии не были прерогативой государства и рассматривались прежде всего как личное дело человека и семьи в зависимости от религиозных убеждений. Помимо традиционных религиозно-философских учений брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, обучение и воспитание, заметный отпечаток на теорию и практику воспитания накладывал проникший в Индию ислам.

Конечно, доступ к образованию у различных групп населения был неравным. Больше того, даже среди трех высших каст нарастало неравенство при получении образования. Главенствующее положение занимали брахманы, чьи дети готовились к занятию должностей священнослужителей. Однако у представителей двух других высших каст, т.е. кшатриев (воины и управляющие) и вайшья (торговцы и земледельцы), обучение было более практически направленным. Кшатрии, например, - будущие воины - проходили разностороннюю физическую подготовку, изучали владение разными видами оружия. Ребенок вайшья должен был уметь сеять и различать плодородные и неплодородные земли, измерять вес, площадь, объем и пр. Он мог знакомиться с основами географии, изучать иностранные языки, набираться опыта в торговых операциях и т.д. Все эти знания приобретались не только в школе, но и у родителей.

Более демократический характер имела буддийская система образования, которая не принимала во внимание кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав функции образования монахам. В буддийских монастырях дети и подростки обучались 10-12 лет. От учеников ждали полного послушания, нарушителей дисциплины исключали. Обучение имело сугубо религиозно-философскую основу. Со временем программа обогащалась, в обучение были включены грамматика, лексикология, медицина, философия, логика.

Постепенно происходило сближение брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная система.

Мусульманская педагогическая концепция носила заметный интеллектуалистский характер и смысл. Считалось, что вершины воспитанности достиг человек, активно использующий знания. Среди необходимых наук на особое место ставилась логика, которая должна была выработать у ребенка ясность мысли и точность выражений.

Непременным условием обучения и воспитания мусульманина в Индии было изучение Корана на арабском языке. Кроме того, в 16-17I веках в ряде школ обучали персидскому языку, который использовался государственными чиновниками и учеными.

Система мусульманского образования в средневековой Индии во многом была сходна с той, которая существовала во всем исламском мире. Вместе с тем у нее были свои особенности. Образование можно было получить с помощью домашних учителей и в школах. Школы существовали при мечетях и монастырях. доминировало обучение у частных учителей и в частных учебных заведениях. Материальная поддержка зависела от каприза властей и богатых покровителей. В конце обучения преподаватели могли рассчитывать на плату от учащихся. Постоянным приработком была переписка рукописей, за которые получали немалые деньги.

Существовали четыре типа мусульманских школ начального и повышенного начального образования: школы Корана (чтение Святой книги, без уроков письма и счета); персидские школы (счет, чтение и письмо персидского языка на образцах поэзии Саади, Хафиза и др.); школы персидского языка и Корана (сочеталась программа первых двух школ); арабские школы для взрослых (чтение и толкование Корана, литературное образование в духе персидской традиции.)

Высшее образование мусульмане могли получать в медресе и монастырских учебных заведениях - даргабах. К числу наиболее крупных можно отнести даргаб в Дели. Высокой репутацией пользовались медресе Хайрабада, Джампура, Фирозабада. Расцвет этих центров просвещения пришелся на 15-17 века. Здесь в десятках учебных заведений, где занимались тысячи студентов различных конфессий, преподавали известные ученые и литераторы со всего Востока.

Обучение в медресе шло на персидском языке Студенты-мусульмане в обязательном порядке изучали и арабский язык. В программу входили грамматика, риторика, логика, метафизика, теология, литература, юриспруденция. Обучение было по преимуществу устным. Однако постепенно учебная литература, которой пользовались студенты, становилась все более многообразной.

Фото детей в Индии : отдых индийских детей, фото школьники в Индии , развлечения детей Индии.

















Школьное образование предназначалось для мужчин. Однако почти каждая богатая семья приглашала учителей и для обучения девочек.

Попытки реформирования средневековой системы мусульманского образования в Индии делались в XVI веке: основатель династии Великих Моголов Бабур (1483-1530) поставил целью поддерживать школы для организованной подготовки верных слуг государства. В продолжение такой политики внук бабура, император Акбар (1542-1605) и его ближайший советник Абу-л Фазл Аллами (1551 - 1602) предприняли меры по изменению и обновлению системы образования и воспитания. Аллами выступал против деспотического домашнего воспитания, религиозного фанатизма и сословности обучения. Главным человеческим пороком он считал дурное воспитание.

История Древней Индии подразделяется на два основных периода: дравидско-арийский и буддийский , рубежом которых является VI в. н. э. На первом этапе воспитание и обучение носили семейно-сословный
характер. Школьное образование появилось в III--II тысячелетиях до н. э. Важным фактором развития воспитания и образования стала религиозная идеология брахманизма -- индуизм. Индуизм -- это не просто религия, это мировоззрение и образ жизни, система социальных и этических норм, совокупность обрядов и праздников. Он был хорошо приспособлен к кастовому укладу индийского общества и имел глубокую философскую направленность.

В Древней Индии в начале I тысячелетия до н. э. сложилась педагогическая идея о том, что все члены высших каст обязаны пройти период ученичества под руководством наставника.

Древнеиндийское население было разделено на четыре касты, или варны , в соответствии с которыми целью воспитания становилась подготовка к жизни в условиях своей «ниши» (касты). Характерной особенностью воспитания в этот период было отсутствие общего для всех воспитательного идеала. Для каждой касты существовали свои цели воспитания. Для брахманов (жрецов) считалось необходимым воспитание чистоты и праведности, для кшатриев (воинов) важным было воспитание мужества и смелости, для вайшьев (земледельцев) -- воспитание трудолюбия, а для шудр (слуг и ремесленников) -- приучение к покорности. Важно и то, что обучение считалось обязательным только для трех высших каст.

Сословно-классовый характер древнеиндийского общества во многом определял различное содержание и направленность воспитания для разных социальных групп. Согласно индуистской традиции человек в своем жизненном цикле проходит четыре этапа: ученик, домохозяин, отшельник, аскет. Представители высшей касты (брахманы) должны были стремиться пройти через все этапы, для низших каст обязательными считались только два первых. Воспитание и обучение были призваны помочь человеку пройти этот путь.

Существенную роль в формировании человека выполняла обрядность, сопровождавшая его всю жизнь: от зачатия (обряд, цель которого обеспечить благоприятное появление ребенка на свет), рождения малыша (обряд, когда к губам ребенка подносили золотую ложку, наполненную медом и маслом), наречения имени, соответствующего его сословию, между десятым и двенадцатым днем, первого выноса ребенка из дома (в четыре месяца), первого кормления рисом (в шесть месяцев), первой стрижки (в один год) и далее до самой смерти.

Важным в воспитательном отношении являлся обряд посвящения -- «упанаяна» , который согласно «Закону Ману» (свод этико-правовых норм, главная его цель -- тщательная регламентация жизни индийца на основе многовековых традиций и обычаев с учетом его происхождения и социального положения) предписывал проводить его в разном для каждой касты возрасте: для брахмана на 8-м году жизни, но не позже 16 лет; на 11-м -- для кшатрии (до 22 лет); на 20-м -- для вайшьев (до 24 лет). Шудры этот обряд проводить не имели права.

Педагогический смысл обряда посвящения заключался в завершении периода детства и начале новой жизни в период ученичества. Посвящение дисциплинировало и настраивало на длительное учение. Церемония посвящения в ученики рассматривалась как «второе рождение». Только «дважды рожденные» получали право на совершение обрядов и на приобщение к текстам Вед. Древнеиндийские тексты содержат многочисленные описания ритуала посвящения в ученики.

После такого обряда ученик поселялся в доме учителя. Гуру становился духовным «отцом» мальчика. Ученик должен был вести скромный образ жизни, сопровождать гуру с непокрытой головой и босиком. Воспитывался он в духе почтительности и повиновения наставнику. Суровый порядок обучения, воздержание и запреты должны были придавать особые духовные силы. Ребенок устраивал правила поведения, характерные для касты, к которой он принадлежал. В учение к брахману дети поступали в возрасте 7--8 лет и обучались до совершеннолетия -- 16--18 лет.

В собрании религиозных текстов конца II -- начала I тысячелетия до н. э. -- Ведах -- подчеркивалось значение воспитания и образования: надзор за воспитанием детей считался одной из важнейших обязанностей главы семейства.

В Упанишадах (собрание религиозных текстов) обосновывалась обязанность человека перед предками, которая может быть исполнена, если человек родит детей и даст им достойное воспитание. Другими словами, воспитание рассматривалось как одно из важнейших условий исполнения человеком своего жизненного долга.

В целом древнеиндийские педагогические идеи были тесно связаны с религиозно-философским учением брахманизма, которое в основном определяло цели воспитания, его содержание и конкретные формы. Причем все они были дифференцированы в зависимости от принадлежности к определенной касте.

На втором этапе истории Древней Индии определенное влияние на характер воспитания оказывало религиозно-философское учение буддизм . Буддийская мораль предполагала равенство людей по рождению, отказ от насилия, воровства, разврата, лжи и пьянства. Соединение норм морали с чистотой помыслов и поступков могло обеспечить верующему спасение. Буддизм отрицал принципы неравенства каст. Реализовывались эти идеи в буддийских школах -- своеобразных центрах духовного образования, существовавших преимущественно при монастырях. Такое образование рассматривалось как «восхождение» учеников от ступени к ступени. В школы принимались дети в возрасте 5--8 лет без учета их сословно-кастовой принадлежности. Обучение продолжалось до 15--25 лет. В этих школах сложилась последовательная педагогическая система, учитывающая возрастные особенности детей. Она основывалась на нескольких принципах, некоторые из них предполагали комплексное развитие ума, нравственности и физической культуры. Обучение в буддийских монастырях проходило в форме заучивания частей текстов и коллективных спевок. Кроме того, проходили беседы монахов с учениками о жизни Будды и его последователей, о нравственности и поведении монахов. Немалое внимание уделялось «избавлению души от страстей». Достичь этого можно было лишь благодаря правильному пониманию своей сущности и места в мире. Процесс самосовершенствования был длительным и включал в себя предварительную стадию, стадию сосредоточенности и стадию окончательного усвоения.

Важно в данной системе и то, что учителя-монахи использовали разнообразные средства, позволявшие им создавать своеобразные программы индивидуального воспитания и развития каждого ученика. Учитель знакомил их и с принципами сохранения здоровья и личной гигиены, всячески поддерживал стремление учиться.

Буддизм в Индии к началу II тысячелетия н. э. утратил свои позиции и постепенно переместился в Восточную и Юго-Восточную Азию. Поэтому в Индии появились школы и при индуистских храмах.