Проект в старшей группе «Откуда берётся радуга?»
Паспорт проекта
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, родители, педагог.
Проблема:
Актуальность:
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами задавать вопросы и
получать на них фантастические ответы, оказываясь
на более высоком и нравственном уровне в
сравнении с тем, кто такой школы не прошел.
К.Е. Тимирязив
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи которые мы как педагоги ставим перед собой.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.
Цель проекта:
Формировать у детей познавательный интерес к природе средствами эксперимента, активизировать деятельность родителей в этом направлении.
Задачи проекта:
Выявить механизм образования радуги. Выяснить какие бывают радуги.
Формировать у детей основы естественно - научных и экологических понятий.
Развивать поисково - познавательную деятельность детей.
Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы.
Ожидаемый результат:
Сформирована система знаний о неживой природе.
Сформированы умения наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Ответственно относятся к окружающей среде.
Дети проявляют инициативу, самостоятельность, эмоционально – положительное отношение к поисково - познавательной деятельности.
Содержание проекта:
Провести с детьми эксперименты со светом и цветом, обсудить наблюдаемые явления. Результаты экспериментов сфотографировать или оформить в виде детских рисунков, рассказов.
Использовать литературные произведения на тему «Как рождается радуга». «Радуга» И.С. Соколов - Микитов. «Радуга» М.Лермонтов.
Организовать игры со светом и цветом.
Привлечь родителей к проведению экспериментов и опытов.
Виды деятельности применяемые для реализации проекта.
Детское экспериментирование:
Образование радуги: стать спиной к солнцу и разбрызгивать воду из пульверизатора, шланга или ртом; веер мелких брызг, на которые разбивается струя, образует радугу.
Эксперимент в групповой комнате с зеркалом. Неглубокую ёмкость на половину заполнить водой. Погрузить зеркало в воду так, чтобы на него падал луч солнца и отражался на экран (стену). Регулировать угол наклона зеркала и поворот до тех пор, пока на стене не появиться кусочек радуги.
Эксперимент с мыльными пузырями. Взять трубочку для выдувания мыльных пузырей и пускать их по группе. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть радугу.
Эксперимент с компакт диском на прогулке. Направить компакт диск под углом 25 градусов в сторону солнца. Как только диск «поймал» луч света, то в результате преломления луча на экране (белый лист) возникла радуга.
Чтение, заучивание наизусть:
Закличка «Радуга»
Радуга – дуга, унеси меня в луга,
На зелены берега, на речку бирюзовую,
На травушку шелковую.
Я в речке искупаюсь, на травке наваляюсь,
В песочке наиграюсь.
Н. Комовская
Считалка.
Радуга, дуга, дуга! Выбирай скорей меня.
Загадки.
Что за чудо – красота!
Расписные ворота.
Показались на пути!
В них ни въехать, ни пройти.
(радуга)
Поднялись врата
Всему миру красота
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга.
(радуга)
Деятельность детей.
- Рисование «Радуга дуга не давай дождя».
- Аппликация «Разноцветная карусель».
- Составление рассказов о проведённых экспериментах « Мы провели опыт».
- Сочинение сказочных историй « Путешествие капельки и солнечного лучика».
- Конкурс загадок, поговорок, потешек, сказочных легенд «Радуга ».
- рассматривание пейзажей (на примере произведений А.И. Куинджи): выделение «секретов» цвета, света, построение композиции.
Участие родителей в реализации проекта:
Проведение вместе с детьми экспериментов со светом и цветом в домашних условиях и распространение своего опыта среди родителей.
Участие в презентации проекта (предоставление фотографий, рассказов о проведённых дома экспериментов).
Презентация проекта: изготовление книги « Необычные опыты и эксперименты со светом»
План работы
Мероприятия Ожидаемый результат
Подобрать методическую, детскую литературу по теме проекта. Подборка необходимых материалов для разработки конспектов непосредственно образовательной деятельности.
Разработать примерную тематику опытов со светом и цветом. Картотека опытов.
Подготовить необходимое оборудование для уголка экспериментирования Готовое оборудование для проведения опытов с водой и снегом.
Разработать памятку для родителей о проведении вместе с детьми опытов по образованию радуги в домашних условиях Памятка для родителей необходимая для провидения опытов в домашних условиях.
Беседа - «Радуга»
Дать представление о процессе образования радуги.
Беседа «Свет и цвет в природе» Сформировать познавательную инициативу, умение сравнивать явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
Проведение совместно с детьми экспериментов по образованию радуги в домашних условиях. Вызвать интерес к экспериментированию в домашних условиях
Рисование «Радуга дуга не давай дождя» Эксперимент №1. Освоение свойств, отношений и зависимостей с физическими и эстетическими свойствами света.
Аппликация «Разноцветное коромысло»
Эксперимент №2 Развитие познавательных интересов, опытно – исследовательской деятельности.
Заучивание загадок, закличек, считалок, сказок по теме проекта. Воспитывать интерес к народному календарю.
Рассматривание пейзажей Н.Н. Дубровский «Радуга», А.К. Саврасов «Радуга» Выделение секретов цвета, света, построение композиции.
Образовательная ситуация «Секреты света и тени» рассматривание пейзажей (на примере произведений А.И. Куиджи) .Выделение «секретов» цвета, света, построение композиции.
Презентация проекта: оформление книжки «Необычные опыты и эксперименты со светом»Обсуждение вариантов оформления книги, коллективное рисование схем.
Наталья Парамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Отчего появляется радуга?»
Цель : Выяснить, что приводит к возникновению на небосводе огромной многоцветной дуги.
Задачи :
Познавательные :
o формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;
o воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.
Художественное творчество : развивать продуктивную деятельность детей , творческие способности.
Коммуникация : развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.
Социализация : способствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности;
Игровая деятельность : формировать произвольность в поведении, проявлять активность и умение доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа : просмотр различных фотографий, а также анализ собственных рисунков.
Оборудование : зеркало, чаша стеклянная, вода, лист белой бумаги и солнце.
Воспитатель : Ребята, давайте с вами вспомним прошлое занятие и скажем что же такое радуга ?
Дети : Разноцветная дуга на небе, которая появляется во время дождя и солнца.
Воспитатель : Хорошо!
Ребята, оказывается радуга бывает разной : лунная, опрокинутая, туманная, огненная. (показывает картинки, также рассматривание картин)
Ребята, а вы знаете цвета радуги , и всегда ли эти цвета следуют в определенном порядке?
Дети : Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель : Правильно, молодцы!
Попадая из воздуха в воду, луч изменяет своё направление, т. е. преломляется. Тогда и происходит разделение белого цвета на составляющие его цветовые лучи.
Воспитатель : Давайте ответим на вопрос : Почему радуга имеет форму дуги ?
Оказывается, что когда мы смотрим на радугу , мы видим лишь её половину. Это связано с тем, что центр радуги находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем. А вот если забраться на высокую гору мы увидим уже, что радуга шарообразна и нет у нее никакой дуги.
Воспитатель : На самом деле, еще в древние времена различные ученые пытались объяснить явление радуги . Давайте посмотрим кто (показывает картинки учёных,комментируя их)
Рене Декарт (философ, математик, физик) Объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях дождя.
Исаак Ньютон (физик, математик, астроном) Объяснил механизм образования радуги .
- Радуга возникает при прохождении солнечных лучей через капельки воды, парящие в атмосфере. Белый цвет разлагается на спектр. Спектр – цветные полосы которые получаются при прохождении светового луча через каплю.
Воспитатель : Мы предположили, что сможем получить радугу самостоятельно . (гипотеза)
Дети : Давайте наконец уже попробуем!
Воспитатель : Для этого необходимы : зеркало, чаша (лучше стеклянная, вода, лист белой бумаги и солнце.
Наполним стеклянную чашу водой и поставим на стол около окна так, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустим зеркало в воду наполовину. Верхняя часть зеркала – на краю ванночки, а нижняя – в воде, под углом. Зеркало должно отражать солнечный свет. Возьмём лист бумаги и поместим его перед зеркалом. Другой рукой слегка будем двигать само зеркало. Будем изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появилась разноцветная радуга .
Дети : Ура! У нас всё получилось!
Воспитатель : Наша гипотеза подтвердилась, мы получили радугу самостоятельно ! И теперь давайте вместе сделаем выводы.
- Мы узнали :
Что такое радуга .
Кто из ученых изучал радугу .
Как она образуется.
Почему разноцветная и имеет форму дуги.
Получили радугу сами .
Публикации по теме:
Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Цель. Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка. Задачи: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр;.
Конспект прогулки в лес детей старшего дошкольного возраста Конспект прогулки в лес по экологии старшего дошкольного возраста. Цель: Закрепить знания о лесных богатствах. Учить отгадывать и загадывать.
Конспект «Мы-Туристы» для детей старшего дошкольного возраста Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 учебный год Номинация: Название работы: «Мы-туристы»
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Конспект НОД «Путешествие в лес» для старшего дошкольного возраста Программное содержание: Цель: - Расширять представления детей о живой природе и о взаимосвязях человека с ней. Задачи: Образовательные:.
Конспект НОД «Волшебница-осень» для старшего дошкольного возраста Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени Задачи: 1. Интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 «Лукоморье»
Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 месяца).
Участники проекта: дети средней группы № 7 "Русалочка".
Проблема:
В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройства мира, жизнь животных и птиц, различные страны и континенты. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций.
Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.
Такие природные явления как гроза, дождь, дети могут наблюдать часто, и бесед по этим природным явлениям проводится много. А вот такое красивое явление, как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по нему недостаточно. Также дети не знают цветовой спектр радуги.
Обоснование проблемы:
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.
Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности.
Прогулки, экскурсии за город или пребывание в деревне могут дать ребенку возможность видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.
Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний.
Цели проекта: Расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга.
Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
o формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;
o знакомить детей с цветовым спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов;
o учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира;
o воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.
Участники: дети, воспитатель, родители.
Срок проведения: 2 месяца.
Основные направления реализации проекта:
· НОД по ознакомлению детей с природным явлением – Радуга.
· Познавательные беседы о цветовом спектре радуги, природных красках.
· Рассматривание иллюстраций.
· Чтение стихов и сказок о радуге, цветах.
· Заучивание стихов.
· Просмотр мультфильма.
· Аппликация и рисование.
· Дидактические, сенсорные, развивающие, подвижные игры по теме проекта.
Обеспечение: методическая и художественная литература, мультфильм, иллюстрации, набор для художественного творчества.
Ожидаемый результат:
Дети узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть.
Узнают цветовой спектр радуги и как его запомнить.
Знакомятся с литературными произведениями.
Создаётся выставка детских работ.
Создаётся коллективная творческая работа вместе с воспитателем "Дом для радуги".
План выполнения проекта:
1 этап – подготовительный:
ü Разработка проекта.
ü Подбор литературных произведений про радугу, цветовом спектре.
ü Составление плана основного этапа.
ü Определение цели и задач проекта
2 этап – основной (реализация проекта):
День недели | Отрезок времени | Деятельность воспитателя с детьми |
Понедельник (1 неделя) | Утро | НОД «Семицветная радуга» Заучивание стихотворения «Радуга» С. Маршака (В небе гром, гроза…). Чтение веселых детских стихов про цвета. |
День | П/и «Найди свой цвет» |
|
Среда (1 неделя) | Утро | Беседа «Изучаем семь цветов радуги» Повторение стихотворения «Радуга» С. Маршака Чтение сказки о радуге Д/и «Найди цвета и назови их» |
День | Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию» П/и «Найди себе пару» |
|
Пятница (1 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Красный…» Чтение детских стихов про красный цвет НОД по рисованию «Радуга-дуга» Чтение Красной сказки |
День | Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» |
|
Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам» |
||
Вторник (2 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я оранжевый …» Чтение детских стихов про оранжевый цвет Чтение оранжевой сказки Рисование «Морковка» |
День | Чтение стихов о радуге С.Маршака, Е.Благининой. Загадывание загадок про овощи и называние цвета овощей |
|
Четверг (2 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я желтый …» Чтение детских стихов про желтых цвет Чтение желтой сказки |
День | Чтение стихов о радуге Н. Байрамова, В. Барданова Сенсорная дидактическая игра «Гусенички» |
|
Понедельник (3 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Зеленый…» Чтение стихов про зелёный цвет Чтение стихов о радуге К. Чуковского, «Цвета радуги» А. Венгера Рисование «Елочка – зеленая иголочка» |
День | Чтение зеленой сказки Заучивание стихотворения «Дождик и радуга» Л.Огурцовой |
|
Среда (3 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Голубой …» Чтение детских стихов про голубой цвет Загадывание загадок о цветах радуги Чтение голубой сказки |
День | - Чтение стихов о радуге А. Бывшева, И. Векшегоновой |
|
Пятница (3 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Синий …» Чтение детских стихов про синий цвет Чтение синей сказки Загадывание загадок про ягоды и называние цвета |
День | Повторение стихов «Дождик и радуга» Л. Огурцовой |
|
Вторник (4 неделя) | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Фиолетовый …» Чтение детских стихов про фиолетовый цвет Чтение фиолетовой сказки Д/и «Волшебные цвета» |
День | Чтение стихотворения «Дождевика» Е. Ранневой |
|
Четверг (4 неделя) | Утро | Загадывание загадок про радугу Д/и «Радуга» Повторение изученных стихов о радуге |
День | Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик» |
|
Понедельник (5 неделя) | Утро | Коллективное рисование «Чудо птица» Игра «Какие цвета есть на картинке» |
День | П/и «Кто быстрее» Чтение «Семь разноцветных сказок» С. Могилевской |
3 этап – заключительный:
* Оформление выставки детских работ.
* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.
* Создание коллективной творческой работы совместно с воспитателем для оформления детской раздевалки «Дом для радуги».
* Оформление портфолио проекта.
Литература:
*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.
*И. А. Лыкова. Цветные путешествия, или история о том, как стать настоящим Художником. (журнал "Цветной мир", 3/2012)
Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковского городского округа «Центр развития ребёнка-детский сад «Алёнушка»
Программное содержание:
Цель: Развивать познавательную и творческую активность детей в процессе ознакомления детей с природными явлениями.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить, обогатить и систематизировать представления детей о природном явлении «радуга», ее свойствах и способах получения;
Формировать реалистические представления о природе, о ее объектах и явлениях;
Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах, о семи цветах радуги, о способах получения цветов и оттенков;
Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях разными изобразительно-выразительными средствами и техниками, вызвать интерес к изображению радуги;
Расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, отражение, спектр, радужная, двойная, огненная).
Развивающие:
Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая воспитанников к простейшим экспериментам;
Развивать мышление, творческое воображение, познавательную активность, умение делать выводы, умозаключения;
Закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
Воспитательные:
Воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природном явлении – радуга, произведений художников А.Саврасова «Радуга», К.Сомова «Пейзаж с радугой», А.Куинджи «После дождя. Радуга»; чтение: сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», стихов: «Цвета радуги» А.Венгера, «Радуга» В.Степанова, «Радуга» Л.Грана, «Радуга» Г.Лагздынь, «Радуга» С.Маршака, разгадывание загадок о природных явлениях, игра-презентация «Радуга-дуга», слушание песен Г.Гладкова «Радуга», «Пусть падают капли, а мы веселимся», «От улыбки в небе радуга проснется…», «Раз-два радуга…», «Звуки дождя», показ мультфильма «Радуга», разучивание игр «Радуга, появись» и «Краски», создание «радужного альбома».
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация «Что такое радуга?», атласные ленты, изобразительные материалы: бумага, кисти, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, материалы для опытов: стеклянная миска с водой, зеркало, мыльные пузыри, фонарик, жидкое мыло, компьютерные диски, разноцветные короны.
Используемые интернет-ресурсы:
Автор шаблона – Коровина Ирина Николаевна http://corowina.ucoz.com/
Солнышко - http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=30706&page=43
Фон- http://www.gpark.kz/gdefon/download/241668?PHPSESSID=8e2f6e45406bb9e6af6c1e6d59252946 ;
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
I часть. На экране заставка программы «Время»- прогноз погоды. (СЛАЙД 2), музыкальный файл (№1 мелодия к прогнозу погоды)
(Раздается стук в дверь)
Воспитатель: Кто-то в двери к нам стучится? Может это чудеса?
(За дверью воспитатель в серебристом наряде)
Воспитатель: Милая девушка, кто ты такая? Из какого пришла ты к нам края? От чего ты так грустна?
Радуга: Я на небе засиделась,
Во все серое оделась.
Жду я лета, не дождусь
Когда цветною обернусь
Мне бы солнышка – хоть лучик
Ну и капельку из тучи.
Тогда стану я другой, -
Разноцветною дугой.
Дети: Мы догадались – это РАДУГА! )
Радуга: Да, я - Радуга. Как вы догадались?
Воспитатель: А я бы не узнала. Радуга ведь разноцветная, а ты все-таки действительно больше похожа на снегурочку. Да и насколько я знаю, радуга бывает летом, а сейчас зима.
Радуга: Нет, я зимняя Радуга! Я могу появиться в любое время года. И днем, и ночью. Чтобы радуга появилась надо только достаточное количество солнца и влаги. Разве вам это не известно?
Дети: Мы природу изучаем, и конечно это знаем.
Радуга: Расскажите, что вы обо мне знаете?
(Предполагаемые ответы детей: радуга - это природное явление, радуга появляется после дождя, когда светит солнышко)
Радуга: а вы, ребята, видели когда-нибудь радугу? На что она похожа? (на коромысло, на дугу, на мост, на ворота)
Воспитатель: (СЛАЙД 3, музыкальный файл №2 «Звуки дождя») радуга - одно из красивейших явлений природы. Мы все много раз видели радугу, и всегда это явление приводит нас в восторг. Погода солнечная, но вдруг неожиданно начинается дождь, и через все небо перекидывается разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе (СЛАЙД 4, музыкальный файл №3 «Радуга»-1 Домисолька)
Радуга: Ребята, как вы считаете, откуда взялись эти ворота? Кто их построил так быстро и так красиво? (луч солнца и дождевые капли). (СЛАЙД 5, музыкальный файл №4 «От улыбки солнечной…»)
Воспитатель: Значит, для того, чтобы в небе появилась радуга, нужны солнечные лучи и вода. А давайте мы с вами сейчас поймаем свою радугу. Для нашего маленького чуда нам понадобятся: стеклянная чаша с водой, зеркало, лист белой бумаги и солнышко.
ОПЫТ: Налить в чашу воду, опустить в нее зеркало, которое направить на солнышко.
Воспитатель: И вот наша радуга уже на листе бумаги, на стене, на ваших, дети, лицах. А знаете, почему так происходит? С помощью луча света, который отражается в зеркале, но без воды, мы получим солнечных зайчиков (показ). А если мы опускаем зеркало в воду, то луч света преломляется (например: возьмем палочку и сломаем ее, сколько у нас палочек получится?) так и солнечный луч распадается на несколько цветных лучей.
Радуга: Ребята, а вы знаете, что бывают разные виды радуги? Я их вам сейчас покажу:
1. «Зимняя радуга» (СЛАЙД 6)
Воспитатель: Для того, чтобы зимой на небе появилась радуга, необходимо, чтобы был мороз, яркое солнце. Влага в воздухе превращается в ледяные кристаллики. Солнечные лучи преломляются в кристаллах льда, и появляется радуга. «Зимняя радуга» – бледная.
В народе говорили: Зимой радуга - к крепкому морозу!
2. «Лунная» радуга (СЛАЙД 7)
Может радуга появиться и ночью. Тогда она называется «ночная» или «лунная». Она не такая яркая как днем. Потому что отражается лунный свет, он намного бледнее дневного.
3. (СЛАЙД 8) А еще радуга любит появляться около водопадов . Там много брызг воды, они преломляют солнечный и лунный свет. На водопадах можно наблюдать и солнечную, и лунную радуги.
4. (СЛАЙД 9) В городах, где есть фонтаны - там тоже много влаги - это брызги от фонтанов. На эти капли падают солнечные лучи и над фонтанами появляется радуга.
5. (СЛАЙД 10) Более привычная для нас всех радуга – летом, после ливня, когда в воздухе много влаги и выглядывает из-за туч солнце. Радугу можно увидеть над городом, над деревней, над полем, над рекой.
6. (СЛАЙД 11) А еще можно наблюдать двойную радугу, и тройную .
7. (СЛАЙД 12) Иногда летом встречается «огненная радуга». Она получается, когда солнечный свет встречает на своем пути ледяные кристаллы в перистых облаках на большой высоте.
8. (СЛАЙД 13) Чем выше находится наблюдатель радуги, тем полнее она ему кажется. С самолета или высоких гор она может выглядеть не как дуга, а как круг.
Радуга: А давайте немножко поиграем.
Физминутка (стоя в кругу)
Мы летим над облаками
Мы хватаемся руками
Задеваем головой – ой!
Если дома не сидится,
Приглашаем прокатиться
По планете голубой (поклон)
Радуга над нами - спинку прогибает (рисуем вверху Р)
Это нам от солнышка привет (выгибаем спинку)
Радуга сверкает, нам добра желает (сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы ей улыбнемся, и пошлем привет!
II часть.
Воспитатель: Позади уже зима. К нам идет… (ВЕСНА). Что же будет дальше? (ЛЕТО). Так хочется побыстрее попасть в лето, чтобы увидеть тебя, милая Радуга, в твоем прежнем цветном наряде. Ребята, давайте поможем Радуге облачиться в ее цветной наряд. И тогда мы увидим ее красоту хоть краешком глаза?
(Выслушать предположения детей)
А может мы попробуем что-нибудь сделать?
Что нужно для того, чтобы засияла радуга всеми цветами?
Дети: Вода, солнечные лучи.
Воспитатель: Посмотрите, что имеется у нас на столе, что помогло бы получить радугу?
(Предлагается набор: вода в стеклянных емкостях, мыло жидкое, трубочка; фонарик, мыльные пузыри, компьютерный диск, белый лист бумаги)
Дети предлагают свои варианты
Воспитатель: Как вы думаете, получится у нас увидеть искусственную радугу? Тогда давайте попробуем?
Опыт 1 В наполненную водой емкость вливаем мыльный раствор. С помощью трубочки дети взбивают мыльную пену. Освещаем фонариком. Что мы видим?
Опыт 2 Берем компьютерный диск, направляем на него луч, стараемся отражение направить на лист белой бумаги
Опыт 3 Игра с мыльными пузырями.
Воспитатель: Ну что же, вот такую радугу мы смогли сегодня увидеть, проделав несложные опыты. Мы поняли, что радугу можно получить и в домашних условиях.
Воспитатель: Скажите, что вы испытывали, когда видели радугу? (ответы детей) А если бы вы дотронулись до радуги, что бы вы почувствовали? (ответы детей) Как вы думаете, чем пахнет радуга? (ответы детей) Какое у вас было настроение при виде радуги? (ответы детей) Давайте передадим свое радостное настроение, свое тепло друг другу:
Воспитатель: (обращаясь к Радуге) Именно благодаря тебе мы видим мир в радужном цвете, ты нам даришь ощущение радости, а мы мечтаем.
Как неожиданно и ярко на влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве.
Сколько цветов мы с вами видим в радуге? (семь)
Воспитатель: А как располагаются цвета в радуге? (в определенном порядке)
Давайте сделаем радугу из цветных лент.
Создателем мостика - радуги может стать тот, кто знает волшебное заклинание. Вы знаете?
(Дети: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан) (СЛАЙД 14) Дети выкладывают радугу из атласных лент.
Воспитатель: А вы знаете еще волшебные заклинания?
(Дети: Кот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.
Как однажды Жак звонарь головой сломал фонарь)
Радуга: Ребята! Теперь я больше не грущу. И даже остаться с вами хочу. Поэтому всем вам желаю добра и радости.
Воспитатель: Спасибо, Радуга! Ты нас порадовала, но сама-то не изменилась! Мы тебе тоже хотим подарить тебе частичку радуги и вернуть тебе летнюю красоту.
Воспитатель: Предлагаю вам стать художниками. Давайте пофантазируем и нарисуем радугу. Выберите материал для создания своей радуги. (Во время творческого процесса воспитатель помогает советом в выборе инструментов и техник).
Звучит песня "Раз-два радуга» (музыкальный файл № «Раз-два радуга»)
III часть:
Воспитатель: Ребята у вас получились необычные, чудесные, такие разные
радуги. Давайте мы их объединим в одну большую радугу (дети соединяют свои работы с помощью скотча, воспитатель помогает).
Дети замечают, что с радугой произошло чудо (её одежда стала
радужной, во время творческого процесса воспитатель переодела платье).
Воспитатель: Дети, нарисовав радугу, смогли вернуть тебе летнюю красоту.
Радуга: Я вам всем очень благодарна, я снова стала цветной. Какие же вы молодцы!
Не забывайте меня. Благодаря мне люди витают в радужных облаках, видят радужные сны и часто видят мир в радужном свете.
Воспитатель: Встанем мы в волшебный круг!
Создадим кольцо из рук!
Из пылающих сердец
Создадим большой дворец.
Мы златое пламя звезд
Создаем из радуг мост.
Воспитатель: Ребята, что же такое радуга? Кто нам помог так много узнать об этом красивом природном явлении? (ответы детей: художники, поэты и писатели, музыканты).
Что еще интересного вы знаете о радуге?
Радуга вдохновляла художников, и они ее рисовали. (СЛАЙД 15)
О радуге создавали мультфильмы. Заставка мультфильма «Радуга» (СЛАЙД 16)
Радугу фотографировали.
Радуга есть на флагах городов Перу, город Куско. (СЛАЙД 18)
(СЛАЙД 19, музыкальный файл №6 «Цветик-семицветик»)
Радуга: Дарю вам для ваших экспериментов "Волшебные краски".
А мне пора в путь, меня ждут, хотят видеть, обо мне мечтают не только дети, но и взрослые.
Дети благодарят Радугу и прощаются с ней.
Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Теремок»
Познавательно - творческий проект
«Радуга-дуга».
Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.
Елезова Людмила Андреевна, воспитатель 1 квалификационной категории;
Пятышева Светлана Николаевна, воспитатель.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети средней группы.
г. Коряжма 2014г.
Проблема:
В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройства мира, жизнь животных и птиц, различные страны и континенты. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций.
Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.
Такие природные явления как гроза, дождь, дети могут наблюдать часто, и бесед по этим природным явлениям проводится много. А вот такое красивое явление, как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по нему недостаточно. Также дети не знают цветовой спектр радуги.
Обоснование проблемы:
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.
Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности.
Прогулки, экскурсии за город или пребывание в деревне могут дать ребенку возможность видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.
Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний.
Цели проекта: Расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга.
Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Участники: дети, воспитатели, родители.
Срок проведения: 2 недели.
Основные направления реализации проекта:
Обеспечение: методическая и художественная литература, диски с мультфильмами, иллюстрации, набор для художественного творчества.
Ожидаемый результат:
Дети узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть.
Узнают цветовой спектр радуги и как его запомнить.
Познакомятся с литературными произведениями.
Будет создана выставка работ.
План выполнения проекта:
1 этап – подготовительный:
2 этап – основной (реализация проекта):
День недели | Отрезок времени | Деятельность воспитателя с детьми |
Понедельник | Утро | НОД «Семицветная радуга» Заучивание стихотворения «Радуга» С. Маршака (В небе гром, гроза…). |
Вечер | Чтение веселых детских стихов про цвета П/и «Найди свой цвет» |
|
Вторник | Утро | Беседа «Изучаем семь цветов радуги» Чтение сказки о радуге Д/и «Найди и назови свой цвет» |
Вечер | Повторение стихотворения «Радуга» С. Маршака П/и «Найди себе пару», «Салют» Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию» |
|
Среда | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Красный…» Чтение сказки о радуге, детских стихов про красный цвет НОД по рисованию «Радуга-дуга» |
Вечер | Проведение опыта «Волшебный лучик» Чтение Красной сказки Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» |
|
Сенсорная дидактическая игра «Подбери к предмету цвет» |
||
Четверг | Утро | Д/и «Здравствуйте – я оранжевый …» Чтение оранжевой сказки Аппликация «Морковка» |
Вечер | Чтение сказки о цветах радуги, детских стихов про оранжевый цвет Чтение стихов о радуге И. Мордовиной, С. Маршака, С. Пшеничных Загадывание загадок про овощи и называние цвета овощей Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам» |
|
Пятница | Утро | Д/и «Здравствуйте – я желтый …» Чтение сказки о радуге Эксперимент с водой Чтение сказки про Желтый цвет Е. Перченковой |
Вечер | Чтение желтой сказки, детских стихов про желтых цвет Чтение стихов о радуге Н. Байрамова, В. Барданова, Е. Благининой Сенсорная дидактическая игра «Цветные автомобили» |
|
Понедельник | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Зеленый…» Чтение стихов о радуге С. Маршака, К. Чуковского, «Цвета радуги» А. Венгера Рисование «Елочка – зеленая иголочка» |
Вечер | Чтение зеленой сказки. Беседа по вопросам Заучивание стихотворения «Дождик и радуга» Л.Огурцовой Чтение детских стихов про зеленый цвет |
|
Вторник | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Голубой, а я Синий …» Чтение детских стихов про голубой и синий цвет Загадывание загадок о цветах радуги |
Вечер | Чтение голубой и синей сказок Чтение стихов о радуге И. Гамазковой, И Мордовиной Повторение стихов «Дождик и радуга» Л. Огурцовой Загадывание загадок про ягоды и называние цвета |
|
Среда | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Фиолетовый …» Загадывание разноцветных загадок Эксперимент с маслом Сенсорная дидактическая игра «Спрятались от дождика» |
Вечер | Д/и «Назови цвета, которыми нарисована картина» Рисование «Радуга-дуга» Чтение стихотворения «Дождевика» Е. Ранневой, детских стихов про фиолетовый цвет |
|
Четверг | Утро | Чтение разноцветной сказки Коллективная аппликация и рисование «Петушок и курица с цыплятами» П/и «Цветные автомобили» Повторение изученных стихов о радуге |
Вечер | Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик» Чтение стихов о радуге А. Бывшевой, И Векшигановой Игра «Составь радугу» Загадывание загадок про фрукты и называние цвета |
|
Пятница | Утро | Коллективное рисование «Чудо птица» Чтение «Семь разноцветных сказок» С. Могилевской Игра «Самый внимательный» |
Вечер | П/и «Найди свой домик» Развлечение для детей «Радуга красавица» |
3 этап – заключительный:
* Оформление выставки детских работ.
* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.
* Проведение развлечения «Радуга красавица».
* Оформление портфолио проекта.
Литература:
*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.
*Н. Нищева. Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.
*К. Ю. Белая, В. М. Сотникова. Разноцветные игры. ЛИНКА – ПРЕСС Москва 2007.