Внеклассное мероприятие для начальных классов "в гостях у радуги". Проект (средняя группа) на тему: Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром

07.05.2019


Проект в старшей группе «Откуда берётся радуга?»
Паспорт проекта
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, родители, педагог.
Проблема:

Актуальность:
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами задавать вопросы и
получать на них фантастические ответы, оказываясь
на более высоком и нравственном уровне в
сравнении с тем, кто такой школы не прошел.
К.Е. Тимирязив
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи которые мы как педагоги ставим перед собой.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.
Цель проекта:
Формировать у детей познавательный интерес к природе средствами эксперимента, активизировать деятельность родителей в этом направлении.

Задачи проекта:
Выявить механизм образования радуги. Выяснить какие бывают радуги.
Формировать у детей основы естественно - научных и экологических понятий.
Развивать поисково - познавательную деятельность детей.
Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы.
Ожидаемый результат:
Сформирована система знаний о неживой природе.
Сформированы умения наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Ответственно относятся к окружающей среде.
Дети проявляют инициативу, самостоятельность, эмоционально – положительное отношение к поисково - познавательной деятельности.
Содержание проекта:
Провести с детьми эксперименты со светом и цветом, обсудить наблюдаемые явления. Результаты экспериментов сфотографировать или оформить в виде детских рисунков, рассказов.
Использовать литературные произведения на тему «Как рождается радуга». «Радуга» И.С. Соколов - Микитов. «Радуга» М.Лермонтов.
Организовать игры со светом и цветом.
Привлечь родителей к проведению экспериментов и опытов.
Виды деятельности применяемые для реализации проекта.
Детское экспериментирование:
Образование радуги: стать спиной к солнцу и разбрызгивать воду из пульверизатора, шланга или ртом; веер мелких брызг, на которые разбивается струя, образует радугу.
Эксперимент в групповой комнате с зеркалом. Неглубокую ёмкость на половину заполнить водой. Погрузить зеркало в воду так, чтобы на него падал луч солнца и отражался на экран (стену). Регулировать угол наклона зеркала и поворот до тех пор, пока на стене не появиться кусочек радуги.
Эксперимент с мыльными пузырями. Взять трубочку для выдувания мыльных пузырей и пускать их по группе. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть радугу.
Эксперимент с компакт диском на прогулке. Направить компакт диск под углом 25 градусов в сторону солнца. Как только диск «поймал» луч света, то в результате преломления луча на экране (белый лист) возникла радуга.
Чтение, заучивание наизусть:
Закличка «Радуга»
Радуга – дуга, унеси меня в луга,
На зелены берега, на речку бирюзовую,
На травушку шелковую.
Я в речке искупаюсь, на травке наваляюсь,
В песочке наиграюсь.
Н. Комовская
Считалка.
Радуга, дуга, дуга! Выбирай скорей меня.
Загадки.
Что за чудо – красота!
Расписные ворота.
Показались на пути!
В них ни въехать, ни пройти.
(радуга)
Поднялись врата
Всему миру красота
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга.
(радуга)
Деятельность детей.
- Рисование «Радуга дуга не давай дождя».
- Аппликация «Разноцветная карусель».
- Составление рассказов о проведённых экспериментах « Мы провели опыт».
- Сочинение сказочных историй « Путешествие капельки и солнечного лучика».
- Конкурс загадок, поговорок, потешек, сказочных легенд «Радуга ».
- рассматривание пейзажей (на примере произведений А.И. Куинджи): выделение «секретов» цвета, света, построение композиции.
Участие родителей в реализации проекта:
Проведение вместе с детьми экспериментов со светом и цветом в домашних условиях и распространение своего опыта среди родителей.
Участие в презентации проекта (предоставление фотографий, рассказов о проведённых дома экспериментов).

Презентация проекта: изготовление книги « Необычные опыты и эксперименты со светом»

План работы
Мероприятия Ожидаемый результат
Подобрать методическую, детскую литературу по теме проекта. Подборка необходимых материалов для разработки конспектов непосредственно образовательной деятельности.
Разработать примерную тематику опытов со светом и цветом. Картотека опытов.
Подготовить необходимое оборудование для уголка экспериментирования Готовое оборудование для проведения опытов с водой и снегом.
Разработать памятку для родителей о проведении вместе с детьми опытов по образованию радуги в домашних условиях Памятка для родителей необходимая для провидения опытов в домашних условиях.
Беседа - «Радуга»
Дать представление о процессе образования радуги.
Беседа «Свет и цвет в природе» Сформировать познавательную инициативу, умение сравнивать явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
Проведение совместно с детьми экспериментов по образованию радуги в домашних условиях. Вызвать интерес к экспериментированию в домашних условиях
Рисование «Радуга дуга не давай дождя» Эксперимент №1. Освоение свойств, отношений и зависимостей с физическими и эстетическими свойствами света.
Аппликация «Разноцветное коромысло»
Эксперимент №2 Развитие познавательных интересов, опытно – исследовательской деятельности.
Заучивание загадок, закличек, считалок, сказок по теме проекта. Воспитывать интерес к народному календарю.
Рассматривание пейзажей Н.Н. Дубровский «Радуга», А.К. Саврасов «Радуга» Выделение секретов цвета, света, построение композиции.
Образовательная ситуация «Секреты света и тени» рассматривание пейзажей (на примере произведений А.И. Куиджи) .Выделение «секретов» цвета, света, построение композиции.
Презентация проекта: оформление книжки «Необычные опыты и эксперименты со светом»Обсуждение вариантов оформления книги, коллективное рисование схем.

Наталья Парамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Отчего появляется радуга?»

Цель : Выяснить, что приводит к возникновению на небосводе огромной многоцветной дуги.

Задачи :

Познавательные :

o формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;

o воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Художественное творчество : развивать продуктивную деятельность детей , творческие способности.

Коммуникация : развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.

Социализация : способствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности;

Игровая деятельность : формировать произвольность в поведении, проявлять активность и умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа : просмотр различных фотографий, а также анализ собственных рисунков.

Оборудование : зеркало, чаша стеклянная, вода, лист белой бумаги и солнце.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте с вами вспомним прошлое занятие и скажем что же такое радуга ?

Дети : Разноцветная дуга на небе, которая появляется во время дождя и солнца.

Воспитатель : Хорошо!

Ребята, оказывается радуга бывает разной : лунная, опрокинутая, туманная, огненная. (показывает картинки, также рассматривание картин)

Ребята, а вы знаете цвета радуги , и всегда ли эти цвета следуют в определенном порядке?

Дети : Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Попадая из воздуха в воду, луч изменяет своё направление, т. е. преломляется. Тогда и происходит разделение белого цвета на составляющие его цветовые лучи.

Воспитатель : Давайте ответим на вопрос : Почему радуга имеет форму дуги ?

Оказывается, что когда мы смотрим на радугу , мы видим лишь её половину. Это связано с тем, что центр радуги находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем. А вот если забраться на высокую гору мы увидим уже, что радуга шарообразна и нет у нее никакой дуги.

Воспитатель : На самом деле, еще в древние времена различные ученые пытались объяснить явление радуги . Давайте посмотрим кто (показывает картинки учёных,комментируя их)

Рене Декарт (философ, математик, физик) Объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях дождя.

Исаак Ньютон (физик, математик, астроном) Объяснил механизм образования радуги .

- Радуга возникает при прохождении солнечных лучей через капельки воды, парящие в атмосфере. Белый цвет разлагается на спектр. Спектр – цветные полосы которые получаются при прохождении светового луча через каплю.

Воспитатель : Мы предположили, что сможем получить радугу самостоятельно . (гипотеза)

Дети : Давайте наконец уже попробуем!

Воспитатель : Для этого необходимы : зеркало, чаша (лучше стеклянная, вода, лист белой бумаги и солнце.

Наполним стеклянную чашу водой и поставим на стол около окна так, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустим зеркало в воду наполовину. Верхняя часть зеркала – на краю ванночки, а нижняя – в воде, под углом. Зеркало должно отражать солнечный свет. Возьмём лист бумаги и поместим его перед зеркалом. Другой рукой слегка будем двигать само зеркало. Будем изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появилась разноцветная радуга .

Дети : Ура! У нас всё получилось!

Воспитатель : Наша гипотеза подтвердилась, мы получили радугу самостоятельно ! И теперь давайте вместе сделаем выводы.

- Мы узнали :

Что такое радуга .

Кто из ученых изучал радугу .

Как она образуется.

Почему разноцветная и имеет форму дуги.

Получили радугу сами .

Публикации по теме:

Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Цель. Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка. Задачи: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр;.

Конспект прогулки в лес детей старшего дошкольного возраста Конспект прогулки в лес по экологии старшего дошкольного возраста. Цель: Закрепить знания о лесных богатствах. Учить отгадывать и загадывать.

Конспект «Мы-Туристы» для детей старшего дошкольного возраста Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 учебный год Номинация: Название работы: «Мы-туристы»

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД «Путешествие в лес» для старшего дошкольного возраста Программное содержание: Цель: - Расширять представления детей о живой природе и о взаимосвязях человека с ней. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД «Волшебница-осень» для старшего дошкольного возраста Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени Задачи: 1. Интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 «Лукоморье»

Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 месяца).

Участники проекта: дети средней группы № 7 "Русалочка".

Проблема:

В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройства мира, жизнь животных и птиц, различные страны и континенты. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций.

Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.

Такие природные явления как гроза, дождь, дети могут наблюдать часто, и бесед по этим природным явлениям проводится много. А вот такое красивое явление, как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по нему недостаточно. Также дети не знают цветовой спектр радуги.

Обоснование проблемы:

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.

Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности.

Прогулки, экскурсии за город или пребывание в деревне могут дать ребенку возможность видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.
Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний.

Цели проекта: Расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга.

Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

o формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;

o знакомить детей с цветовым спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов;

o учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира;

o воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Участники: дети, воспитатель, родители.

Срок проведения: 2 месяца.

Основные направления реализации проекта:

· НОД по ознакомлению детей с природным явлением – Радуга.

· Познавательные беседы о цветовом спектре радуги, природных красках.

· Рассматривание иллюстраций.

· Чтение стихов и сказок о радуге, цветах.

· Заучивание стихов.

· Просмотр мультфильма.

· Аппликация и рисование.

· Дидактические, сенсорные, развивающие, подвижные игры по теме проекта.

Обеспечение: методическая и художественная литература, мультфильм, иллюстрации, набор для художественного творчества.

Ожидаемый результат:

Дети узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть.

Узнают цветовой спектр радуги и как его запомнить.

Знакомятся с литературными произведениями.

Создаётся выставка детских работ.

Создаётся коллективная творческая работа вместе с воспитателем "Дом для радуги".

План выполнения проекта:

1 этап – подготовительный:

ü Разработка проекта.

ü Подбор литературных произведений про радугу, цветовом спектре.

ü Составление плана основного этапа.

ü Определение цели и задач проекта

2 этап – основной (реализация проекта):

День недели

Отрезок времени

Деятельность воспитателя с детьми

Понедельник

(1 неделя)

Утро

НОД «Семицветная радуга»

Заучивание стихотворения «Радуга» С. Маршака (В небе гром, гроза…).

Чтение веселых детских стихов про цвета.

День

П/и «Найди свой цвет»

Среда

(1 неделя)

Утро

Беседа «Изучаем семь цветов радуги»

Повторение стихотворения «Радуга» С. Маршака

Чтение сказки о радуге

Д/и «Найди цвета и назови их»

День

Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию»

П/и «Найди себе пару»

Пятница

(1 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Красный…»

Чтение детских стихов про красный цвет

НОД по рисованию «Радуга-дуга»

Чтение Красной сказки

День

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам»

Вторник

(2 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я оранжевый …»

Чтение детских стихов про оранжевый цвет

Чтение оранжевой сказки

Рисование «Морковка»

День

Чтение стихов о радуге С.Маршака, Е.Благининой.

Загадывание загадок про овощи и называние цвета овощей

Четверг

(2 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я желтый …»

Чтение детских стихов про желтых цвет

Чтение желтой сказки

День

Чтение стихов о радуге Н. Байрамова, В. Барданова

Сенсорная дидактическая игра «Гусенички»

Понедельник

(3 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Зеленый…»

Чтение стихов про зелёный цвет

Чтение стихов о радуге К. Чуковского, «Цвета радуги» А. Венгера

Рисование «Елочка – зеленая иголочка»

День

Чтение зеленой сказки

Заучивание стихотворения «Дождик и радуга» Л.Огурцовой

Среда

(3 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Голубой …»

Чтение детских стихов про голубой цвет

Загадывание загадок о цветах радуги

Чтение голубой сказки

День

- Чтение стихов о радуге А. Бывшева, И. Векшегоновой

Пятница

(3 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Синий …»

Чтение детских стихов про синий цвет

Чтение синей сказки

Загадывание загадок про ягоды и называние цвета

День

Повторение стихов «Дождик и радуга» Л. Огурцовой

Вторник

(4 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Фиолетовый …»

Чтение детских стихов про фиолетовый цвет

Чтение фиолетовой сказки

Д/и «Волшебные цвета»

День

Чтение стихотворения «Дождевика» Е. Ранневой

Четверг

(4 неделя)

Утро

Загадывание загадок про радугу

Д/и «Радуга»

Повторение изученных стихов о радуге

День

Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик»

Понедельник (5 неделя)

Утро

Коллективное рисование «Чудо птица»

Игра «Какие цвета есть на картинке»

День

П/и «Кто быстрее»

Чтение «Семь разноцветных сказок» С. Могилевской

3 этап – заключительный:

* Оформление выставки детских работ.

* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.

* Создание коллективной творческой работы совместно с воспитателем для оформления детской раздевалки «Дом для радуги».

* Оформление портфолио проекта.

Литература:

*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.

*И. А. Лыкова. Цветные путешествия, или история о том, как стать настоящим Художником. (журнал "Цветной мир", 3/2012)

Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковского городского округа «Центр развития ребёнка-детский сад «Алёнушка»

Конспект НОД с детьми старшей группы «Что такое радуга?»

Программное содержание:

Цель: Развивать познавательную и творческую активность детей в процессе ознакомления детей с природными явлениями.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить, обогатить и систематизировать представления детей о природном явлении «радуга», ее свойствах и способах получения;

Формировать реалистические представления о природе, о ее объектах и явлениях;

Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах, о семи цветах радуги, о способах получения цветов и оттенков;

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях разными изобразительно-выразительными средствами и техниками, вызвать интерес к изображению радуги;

Расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, отражение, спектр, радужная, двойная, огненная).

Развивающие:

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая воспитанников к простейшим экспериментам;

Развивать мышление, творческое воображение, познавательную активность, умение делать выводы, умозаключения;

Закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.

Воспитательные:

Воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природном явлении – радуга, произведений художников А.Саврасова «Радуга», К.Сомова «Пейзаж с радугой», А.Куинджи «После дождя. Радуга»; чтение: сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», стихов: «Цвета радуги» А.Венгера, «Радуга» В.Степанова, «Радуга» Л.Грана, «Радуга» Г.Лагздынь, «Радуга» С.Маршака, разгадывание загадок о природных явлениях, игра-презентация «Радуга-дуга», слушание песен Г.Гладкова «Радуга», «Пусть падают капли, а мы веселимся», «От улыбки в небе радуга проснется…», «Раз-два радуга…», «Звуки дождя», показ мультфильма «Радуга», разучивание игр «Радуга, появись» и «Краски», создание «радужного альбома».

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация «Что такое радуга?», атласные ленты, изобразительные материалы: бумага, кисти, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, материалы для опытов: стеклянная миска с водой, зеркало, мыльные пузыри, фонарик, жидкое мыло, компьютерные диски, разноцветные короны.

Используемые интернет-ресурсы:

Автор шаблона – Коровина Ирина Николаевна http://corowina.ucoz.com/

Солнышко - http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=30706&page=43

Фон- http://www.gpark.kz/gdefon/download/241668?PHPSESSID=8e2f6e45406bb9e6af6c1e6d59252946 ;

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

I часть. На экране заставка программы «Время»- прогноз погоды. (СЛАЙД 2), музыкальный файл (№1 мелодия к прогнозу погоды)

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель: Кто-то в двери к нам стучится? Может это чудеса?

(За дверью воспитатель в серебристом наряде)

Воспитатель: Милая девушка, кто ты такая? Из какого пришла ты к нам края? От чего ты так грустна?

Радуга: Я на небе засиделась,

Во все серое оделась.

Жду я лета, не дождусь

Когда цветною обернусь

Мне бы солнышка – хоть лучик

Ну и капельку из тучи.

Тогда стану я другой, -

Разноцветною дугой.

Дети: Мы догадались – это РАДУГА! )

Радуга: Да, я - Радуга. Как вы догадались?

Воспитатель: А я бы не узнала. Радуга ведь разноцветная, а ты все-таки действительно больше похожа на снегурочку. Да и насколько я знаю, радуга бывает летом, а сейчас зима.

Радуга: Нет, я зимняя Радуга! Я могу появиться в любое время года. И днем, и ночью. Чтобы радуга появилась надо только достаточное количество солнца и влаги. Разве вам это не известно?

Дети: Мы природу изучаем, и конечно это знаем.

Радуга: Расскажите, что вы обо мне знаете?

(Предполагаемые ответы детей: радуга - это природное явление, радуга появляется после дождя, когда светит солнышко)

Радуга: а вы, ребята, видели когда-нибудь радугу? На что она похожа? (на коромысло, на дугу, на мост, на ворота)

Воспитатель: (СЛАЙД 3, музыкальный файл №2 «Звуки дождя») радуга - одно из красивейших явлений природы. Мы все много раз видели радугу, и всегда это явление приводит нас в восторг. Погода солнечная, но вдруг неожиданно начинается дождь, и через все небо перекидывается разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе (СЛАЙД 4, музыкальный файл №3 «Радуга»-1 Домисолька)

Радуга: Ребята, как вы считаете, откуда взялись эти ворота? Кто их построил так быстро и так красиво? (луч солнца и дождевые капли). (СЛАЙД 5, музыкальный файл №4 «От улыбки солнечной…»)

Воспитатель: Значит, для того, чтобы в небе появилась радуга, нужны солнечные лучи и вода. А давайте мы с вами сейчас поймаем свою радугу. Для нашего маленького чуда нам понадобятся: стеклянная чаша с водой, зеркало, лист белой бумаги и солнышко.

ОПЫТ: Налить в чашу воду, опустить в нее зеркало, которое направить на солнышко.

Воспитатель: И вот наша радуга уже на листе бумаги, на стене, на ваших, дети, лицах. А знаете, почему так происходит? С помощью луча света, который отражается в зеркале, но без воды, мы получим солнечных зайчиков (показ). А если мы опускаем зеркало в воду, то луч света преломляется (например: возьмем палочку и сломаем ее, сколько у нас палочек получится?) так и солнечный луч распадается на несколько цветных лучей.

Радуга: Ребята, а вы знаете, что бывают разные виды радуги? Я их вам сейчас покажу:

1. «Зимняя радуга» (СЛАЙД 6)

Воспитатель: Для того, чтобы зимой на небе появилась радуга, необходимо, чтобы был мороз, яркое солнце. Влага в воздухе превращается в ледяные кристаллики. Солнечные лучи преломляются в кристаллах льда, и появляется радуга. «Зимняя радуга» – бледная.

В народе говорили: Зимой радуга - к крепкому морозу!

2. «Лунная» радуга (СЛАЙД 7)

Может радуга появиться и ночью. Тогда она называется «ночная» или «лунная». Она не такая яркая как днем. Потому что отражается лунный свет, он намного бледнее дневного.

3. (СЛАЙД 8) А еще радуга любит появляться около водопадов . Там много брызг воды, они преломляют солнечный и лунный свет. На водопадах можно наблюдать и солнечную, и лунную радуги.

4. (СЛАЙД 9) В городах, где есть фонтаны - там тоже много влаги - это брызги от фонтанов. На эти капли падают солнечные лучи и над фонтанами появляется радуга.

5. (СЛАЙД 10) Более привычная для нас всех радуга – летом, после ливня, когда в воздухе много влаги и выглядывает из-за туч солнце. Радугу можно увидеть над городом, над деревней, над полем, над рекой.

6. (СЛАЙД 11) А еще можно наблюдать двойную радугу, и тройную .

7. (СЛАЙД 12) Иногда летом встречается «огненная радуга». Она получается, когда солнечный свет встречает на своем пути ледяные кристаллы в перистых облаках на большой высоте.

8. (СЛАЙД 13) Чем выше находится наблюдатель радуги, тем полнее она ему кажется. С самолета или высоких гор она может выглядеть не как дуга, а как круг.

Радуга: А давайте немножко поиграем.

Физминутка (стоя в кругу)

Мы летим над облаками

Мы хватаемся руками

Задеваем головой – ой!

Если дома не сидится,

Приглашаем прокатиться

По планете голубой (поклон)

Радуга над нами - спинку прогибает (рисуем вверху Р)

Это нам от солнышка привет (выгибаем спинку)

Радуга сверкает, нам добра желает (сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы ей улыбнемся, и пошлем привет!

II часть.

Воспитатель: Позади уже зима. К нам идет… (ВЕСНА). Что же будет дальше? (ЛЕТО). Так хочется побыстрее попасть в лето, чтобы увидеть тебя, милая Радуга, в твоем прежнем цветном наряде. Ребята, давайте поможем Радуге облачиться в ее цветной наряд. И тогда мы увидим ее красоту хоть краешком глаза?

(Выслушать предположения детей)

А может мы попробуем что-нибудь сделать?

Что нужно для того, чтобы засияла радуга всеми цветами?

Дети: Вода, солнечные лучи.

Воспитатель: Посмотрите, что имеется у нас на столе, что помогло бы получить радугу?

(Предлагается набор: вода в стеклянных емкостях, мыло жидкое, трубочка; фонарик, мыльные пузыри, компьютерный диск, белый лист бумаги)

Дети предлагают свои варианты

Воспитатель: Как вы думаете, получится у нас увидеть искусственную радугу? Тогда давайте попробуем?

Опыт 1 В наполненную водой емкость вливаем мыльный раствор. С помощью трубочки дети взбивают мыльную пену. Освещаем фонариком. Что мы видим?

Опыт 2 Берем компьютерный диск, направляем на него луч, стараемся отражение направить на лист белой бумаги

Опыт 3 Игра с мыльными пузырями.

Воспитатель: Ну что же, вот такую радугу мы смогли сегодня увидеть, проделав несложные опыты. Мы поняли, что радугу можно получить и в домашних условиях.

Воспитатель: Скажите, что вы испытывали, когда видели радугу? (ответы детей) А если бы вы дотронулись до радуги, что бы вы почувствовали? (ответы детей) Как вы думаете, чем пахнет радуга? (ответы детей) Какое у вас было настроение при виде радуги? (ответы детей) Давайте передадим свое радостное настроение, свое тепло друг другу:

Воспитатель: (обращаясь к Радуге) Именно благодаря тебе мы видим мир в радужном цвете, ты нам даришь ощущение радости, а мы мечтаем.

Как неожиданно и ярко на влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве.

Сколько цветов мы с вами видим в радуге? (семь)

Воспитатель: А как располагаются цвета в радуге? (в определенном порядке)

Давайте сделаем радугу из цветных лент.

Создателем мостика - радуги может стать тот, кто знает волшебное заклинание. Вы знаете?

(Дети: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан) (СЛАЙД 14) Дети выкладывают радугу из атласных лент.

Воспитатель: А вы знаете еще волшебные заклинания?

(Дети: Кот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.

Как однажды Жак звонарь головой сломал фонарь)

Радуга: Ребята! Теперь я больше не грущу. И даже остаться с вами хочу. Поэтому всем вам желаю добра и радости.

Воспитатель: Спасибо, Радуга! Ты нас порадовала, но сама-то не изменилась! Мы тебе тоже хотим подарить тебе частичку радуги и вернуть тебе летнюю красоту.

Воспитатель: Предлагаю вам стать художниками. Давайте пофантазируем и нарисуем радугу. Выберите материал для создания своей радуги. (Во время творческого процесса воспитатель помогает советом в выборе инструментов и техник).

Звучит песня "Раз-два радуга» (музыкальный файл № «Раз-два радуга»)

III часть:

Воспитатель: Ребята у вас получились необычные, чудесные, такие разные

радуги. Давайте мы их объединим в одну большую радугу (дети соединяют свои работы с помощью скотча, воспитатель помогает).

Дети замечают, что с радугой произошло чудо (её одежда стала

радужной, во время творческого процесса воспитатель переодела платье).

Воспитатель: Дети, нарисовав радугу, смогли вернуть тебе летнюю красоту.

Радуга: Я вам всем очень благодарна, я снова стала цветной. Какие же вы молодцы!

Не забывайте меня. Благодаря мне люди витают в радужных облаках, видят радужные сны и часто видят мир в радужном свете.

Воспитатель: Встанем мы в волшебный круг!

Создадим кольцо из рук!

Из пылающих сердец

Создадим большой дворец.

Мы златое пламя звезд

Создаем из радуг мост.

Воспитатель: Ребята, что же такое радуга? Кто нам помог так много узнать об этом красивом природном явлении? (ответы детей: художники, поэты и писатели, музыканты).

Что еще интересного вы знаете о радуге?

Радуга вдохновляла художников, и они ее рисовали. (СЛАЙД 15)

О радуге создавали мультфильмы. Заставка мультфильма «Радуга» (СЛАЙД 16)

Радугу фотографировали.

Радуга есть на флагах городов Перу, город Куско. (СЛАЙД 18)

(СЛАЙД 19, музыкальный файл №6 «Цветик-семицветик»)

Радуга: Дарю вам для ваших экспериментов "Волшебные краски".

А мне пора в путь, меня ждут, хотят видеть, обо мне мечтают не только дети, но и взрослые.

Дети благодарят Радугу и прощаются с ней.


Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Теремок»

Познавательно - творческий проект

«Радуга-дуга».

Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.

Елезова Людмила Андреевна, воспитатель 1 квалификационной категории;

Пятышева Светлана Николаевна, воспитатель.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети средней группы.

г. Коряжма 2014г.

Проблема:

В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройства мира, жизнь животных и птиц, различные страны и континенты. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций.

Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.

Такие природные явления как гроза, дождь, дети могут наблюдать часто, и бесед по этим природным явлениям проводится много. А вот такое красивое явление, как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по нему недостаточно. Также дети не знают цветовой спектр радуги.

Обоснование проблемы:

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.

Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности.

Прогулки, экскурсии за город или пребывание в деревне могут дать ребенку возможность видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.
Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний.

Цели проекта: Расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга.

Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;
  • знакомить детей с цветовым спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов;
  • учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира;
  • воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Срок проведения: 2 недели.

Основные направления реализации проекта:

  • НОД по ознакомлению детей с природным явлением – Радуга.
  • Познавательные беседы о цветовом спектре радуги, природных красках.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение стихов и сказок о радуге, цветах.
  • Заучивание стихов.
  • Просмотр мультфильмов.
  • Аппликация и рисование.
  • Дидактические, сенсорные, развивающие, подвижные игры по теме проекта.

Обеспечение: методическая и художественная литература, диски с мультфильмами, иллюстрации, набор для художественного творчества.

Ожидаемый результат:

Дети узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть.

Узнают цветовой спектр радуги и как его запомнить.

Познакомятся с литературными произведениями.

Будет создана выставка работ.

План выполнения проекта:

1 этап – подготовительный:

  • Разработка проекта.
  • Подбор литературных произведений про радугу, цветовом спектре.
  • Подбор методических рекомендаций для родителей.
  • Составление плана основного этапа.
  • Определение цели и задач проекта

2 этап – основной (реализация проекта):

День недели

Отрезок времени

Деятельность воспитателя с детьми

Понедельник

Утро

НОД «Семицветная радуга»

Заучивание стихотворения «Радуга» С. Маршака (В небе гром, гроза…).

Вечер

Чтение веселых детских стихов про цвета

П/и «Найди свой цвет»

Вторник

Утро

Беседа «Изучаем семь цветов радуги»

Чтение сказки о радуге

Д/и «Найди и назови свой цвет»

Вечер

Повторение стихотворения «Радуга» С. Маршака

П/и «Найди себе пару», «Салют»

Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию»

Среда

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Красный…»

Чтение сказки о радуге, детских стихов про красный цвет

НОД по рисованию «Радуга-дуга»

Вечер

Проведение опыта «Волшебный лучик»

Чтение Красной сказки

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Сенсорная дидактическая игра «Подбери к предмету цвет»

Четверг

Утро

Д/и «Здравствуйте – я оранжевый …»

Чтение оранжевой сказки

Аппликация «Морковка»

Вечер

Чтение сказки о цветах радуги, детских стихов про оранжевый цвет

Чтение стихов о радуге И. Мордовиной, С. Маршака,

С. Пшеничных

Загадывание загадок про овощи и называние цвета овощей

Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам»

Пятница

Утро

Д/и «Здравствуйте – я желтый …»

Чтение сказки о радуге

Эксперимент с водой

Чтение сказки про Желтый цвет Е. Перченковой

Вечер

Чтение желтой сказки, детских стихов про желтых цвет

Чтение стихов о радуге Н. Байрамова, В. Барданова,

Е. Благининой

Сенсорная дидактическая игра «Цветные автомобили»

Понедельник

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Зеленый…»

Чтение стихов о радуге С. Маршака, К. Чуковского, «Цвета радуги» А. Венгера

Рисование «Елочка – зеленая иголочка»

Вечер

Чтение зеленой сказки. Беседа по вопросам

Заучивание стихотворения «Дождик и радуга» Л.Огурцовой

Чтение детских стихов про зеленый цвет

Вторник

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Голубой, а я Синий …»

Чтение детских стихов про голубой и синий цвет

Загадывание загадок о цветах радуги

Вечер

Чтение голубой и синей сказок

Чтение стихов о радуге И. Гамазковой, И Мордовиной

Повторение стихов «Дождик и радуга» Л. Огурцовой

Загадывание загадок про ягоды и называние цвета

Среда

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Фиолетовый …»

Загадывание разноцветных загадок

Эксперимент с маслом

Сенсорная дидактическая игра «Спрятались от дождика»

Вечер

Д/и «Назови цвета, которыми нарисована картина»

Рисование «Радуга-дуга»

Чтение стихотворения «Дождевика» Е. Ранневой, детских стихов про фиолетовый цвет

Четверг

Утро

Чтение разноцветной сказки

Коллективная аппликация и рисование «Петушок и курица с цыплятами»

П/и «Цветные автомобили»

Повторение изученных стихов о радуге

Вечер

Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик»

Чтение стихов о радуге А. Бывшевой, И Векшигановой

Игра «Составь радугу»

Загадывание загадок про фрукты и называние цвета

Пятница

Утро

Коллективное рисование «Чудо птица»

Чтение «Семь разноцветных сказок» С. Могилевской

Игра «Самый внимательный»

Вечер

П/и «Найди свой домик»

Развлечение для детей «Радуга красавица»

3 этап – заключительный:

* Оформление выставки детских работ.

* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.

* Проведение развлечения «Радуга красавица».

* Оформление портфолио проекта.

Литература:

*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.

*Н. Нищева. Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.

*К. Ю. Белая, В. М. Сотникова. Разноцветные игры. ЛИНКА – ПРЕСС Москва 2007.