Самая большая студенческая драка в истории! История самой большой студенческой драки в истории

21.04.2019

Текст: Максим Рафштайн

Ровно 662 года назад случилась самая крупная в истории студенческая драка. Она длилась два дня, и в ней погибли 93 человека! Вот и говорите после этого о пользе образования...

К середине XIV века город Оксфорд и Оксфордский университет росли и развивались в комфортной тесноте на протяжении уже пары веков. Это был живописный симбиоз: аборигены мирно общались с профессорами и студентами, так как те были основными клиентами их гостиниц и закусочных. В свою очередь, профессора и студенты вовсю пользовались удобствами, которые предоставляли им горожане. Но, как и у всех соседей, у студентов и горожан были, видимо, потаенные обиды. И они выплеснулись наружу 10 февраля 1355 года.

Все случилось в День святой Схоластики — сестры святого Бенедикта Нурсийского и вообще во всех отношениях приятной женщины. По такому поводу несколько студентов Оксфорда устроились в таверне («Ребята, пошли, надо же выпить за святую... как ее...»). Таверна «Свиндлсток» находилась в центре Оксфорда и привлекала обитателей университета дешевизной напитков. Но 10 февраля 1355 года даже низкие цены не уберегли таверну от трагедии...

Двое студентов, Уолтер Шпрингехеус и Роджер де Честерфилд, стали громко возмущаться качеством поданной выпивки. Владелец таверны Джон Кройден, вместо того чтобы поменять спиртное, начал пререкаться с недовольными школярами. Вскоре причина раздора — бокалы с некачественным алкоголем — полетели прямо в Кройдена.

История об инциденте моментально разлетелась по Оксфорду-городу и Оксфорду-университету. Мэр потребовал от ректора выдать разрешение на арест невоспитанных студентов (студенчество подчинялось не человеческим законам, а университетским), но ректор отказался. Тем временем подсуетились друзья Уолтера и Роджера: почти две сотни студентов отправились к мэру и оскорбили его и других представителей местной власти (все интереснее, чем учиться). Возмущенные академической наглостью местные жители высыпали на улицы с дубинками и криками: «Драка! Драка! Бей быстро, бей сильно!»


Табличка, повествующая, что на этом месте с 1250 по 1709 год стояла печально известная таверна «Свиндлсток»

Кровавый конфликт между оксфордчанами-студентами и оксфордчанами-горожанами продолжался в течение двух дней. Когда последние столкновения были наконец подавлены теми местными, у кого еще остался здравый смысл, приступили к подсчету жертв. Университет потерял погибшими 63 человека, город лишился 30 жителей.

Вероятно, из-за того, что в университете погибло вдвое больше, виноватым во всей этой неприятной истории сочли город. А посему постановили: пусть каждый год 10 февраля, в День святой Схоластики, мэр и члены городского совета фланируют по улицам Оксфорда с непокрытой головой. А еще выплачивают университету штраф — пени за каждого убитого студента.

Эта традиция просуществовала 470 лет, пока в 1825 году мэр не отказался выходить на искупительную прогулку (возможно, он был слишком занят или у него не было мелочи). А официальная процедура примирения между городом и университетом состоялась лишь 10 февраля 1955 года, то есть спустя шесть веков после драки.

Очерк. Отрывок из автобиографического романа.

«Лучшая драка – это драка, которой не было»
Брюс Ли.

С самых ранних лет я хорошо понимал, что жить маленьким ребёнком, потом подростком в дружной семье с замечательными родителями – это счастье. Заботливые и интеллигентные мама и папа - как щит - вполне себе прозрачный и невесомый, но полностью оберегающий тебя от неприятностей внешнего мира. Круг их знакомых – та комфортная и безопасная социальная атмосфера, в которой всё понятно, просто и легко двигается и дышится. Хорошая школа, различные друзья и подружки, стремления и поиск, всё новые и новые интересы. Перечисленное формировало во мне мечтательную, и, по мнению окружающих, незаурядную личность. Безусловно, в какой-то момент, как и многие из тех, кем радостно восхищались, поставив его перед гостями «на стул» и, попросив спеть или прочитать стихотворение, я столкнулся с тем, что среди сверстников не оказался «самым-самым». Тем не менее, очень скоро я пережил это и продолжил искать что-нибудь, в чём мог бы преуспеть и стать первым. Опять же спасибо своевременной поддержке и педагогическому таланту предков.

Это были «девяностые», вошедшие нарицательно в историю нашей молодой страны, и происходило всё в славном городе Ленинграде, уже даже Санкт-Петербурге - в городе, который всеми внутренними резервами пытался сохранить свою душу. Основой души этой были воспитанные, интеллигентные, образованные и просто добрые люди, стремящиеся передать эти качества своим детям. Сейчас я преклоняю голову перед ними, понимая, что их стремления и жизнь в тех условиях можно отчасти сравнить с жизнью в блокаду… Имеется в виду блокада моральных принципов, возможностей нормального развития общества и культуры, но это немного другая история.

Между тем, мир открывался для меня небольшими частями, очень интересными и разнообразными. Под моим «щитом» было солнечно и спокойно. Удивительным образом складывалось так (конечно это всё благодаря усилиям родителей, несмотря на зачастую бедственное состояние, и всегда крайне небольшие доходы), что я ездил за границу, общался только с интересными и творческими людьми и широко открытыми глазами смотрел на своих учителей. Мы пели песни, ставили спектакли, снимали видеофильмы, занимались спортом: играли в бадминтон, волейбол, вышибалу, представляли себя мушкетёрами и мечтали стать рок-звёздами.

Как-то раз я попал в секцию восточных единоборств и, бегая голыми ногами по ноябрьскому грунту стадиона Зенит, пытался воспринять какую-то мудрость, но никак не мог смириться с той агрессией, которая исходила от всех, кто там был. Так же этого не смог понять и мой замечательный одноклассник Сашка Москвин, который всё-таки донёс меня с разорванными сухожилиями до дома на плечах. Было больно, но что-то из разряда «хочу быть как Ван-Дам» осталось. Закончил с этим и продолжил жить играя. Учился и хотел поступить в институт. И поступил. И было это радостно и здорово! Новые знакомые, новые эмоции и возможности.

Начало октября 1995 года было по-летнему тёплым. Я возвращался домой пешком из района метро Горьковская, слушал хорошую кассетку в плейере, что мама привезла лет пять назад из командировки в Германию. Шёл из спортивного зала Университета, немного поиграв в волейбол и хорошо размявшись до лёгкой усталости. Компания весьма крепких ребят моего возраста из шести человек почему-то довольно резко перешла дорогу на ту сторону, по которой я двигался к дому, и сквозь них я уже пройти не смог. Они со мной заговорили, толкнув плечом что ли... и не вспомню точно уже. Других людей на этой улице как будто бы и не было. Кто-то зашёл за спину - в общем окружили. О «дай закурить» слышали все, впрочем, я не курил. «Что слушаешь? – Да ну, вот Металлика это да…», «Дай ка заценить!», «Мы на дискотеку идём, вот кому-нибудь дать… поговорить с кем-нибудь хочется». Тут появился мужчина, просто прохожий, вошёл в толпу и искренне спросил «Что происходит? Обижают?», на что я, как зомбированный, никогда не попадавший в окружение стаи, а может исходя из того, что слабость и трусость свою показывать не хотел, сказал «Всё нормально». Толпа гудела «Это товарищ наш, общаемся, а ты гуляй, дядя», и давила на меня, чтобы я подтвердил. Понимаю сейчас, что мужик этот – отличный мужик, и спасибо ему, и мог он увести меня, и ничего бы не случилось. С другой стороны хорошо, что он не встрял в это дело, так как и для него оно плохо могло закончиться, а со мной не произошло бы того, что произошло. Дальше вижу кулак слева и совсем не ощущаю ничего, всё будто оцепенело: «Не надо ребята». С трудом руки поднимаю, но чувствую резкую боль в правом виске, и свет выключается. Удары продолжали сыпаться, а в сознании они отражались как вспышки фотоаппарата в темноте. Какая-то злая схема – вырубить человека доской с гвоздями сзади, потом ещё и лежащего долго добивать ногами в корпус и в голову. Очнулся, думаю, через минуту после того, как послышался топот убегающей толпы. Висок онемел, дышать было трудно, пол лица не чувствовалось. Плеер убежал вместе с новыми друзьями. Надо же - сумку успели быстро перерыть и забрать пару кассет и запасные батарейки. Потную спортивную одежду оставили. Нахлынули слёзы, боль отключилась, я поднял вещи и практически побежал домой. Драка состоялась.

Отец больше не жил с нами, и, в то время когда я поступил в Университет, мы с мамой уже обитали вдвоём. Довольно резко стемнело. Когда я вбежал домой в крови и слезах, мама, конечно же, испугалась. Спустя многие годы я стал понимать, насколько ей приходилось тяжело переживать всё то, что со мной происходило, и насколько нужно было её беречь тогда и теперь тоже стараться. Но на тот момент я не слушал маму, а рылся в отцовской тумбочке, зная, что там был подаренный ему кем-то пистолет - хоть и со спиленным бойком, но вполне себе реальный. Дискотека была в районе, понятно какая, да и планы мои тоже были понятны. Мама не смогла меня остановить, и я выскочил во двор. Темно уже было, когда я наткнулся на нашего соседа. Он остановил меня резко, забрал из руки оружие и с удивлённым видом стал меня осматривать. Сосед знал меня и давно дружил с нашей семьей. Выяснив, что произошло, он сказал: «Шесть - пока многовато для такого бойца как ты. Иди, приходи в себя и ко мне в зал через пару недель». Я действительно успокоился и побрёл домой.

Глаз не заплыл, но в тёмных очках я дня четыре проходил пафосно. Висок зажил, мутить перестало. Рёбра тоже перестали трещать, и дыхание освободилось. Через две с половиной недели я с решимостью «малыша-карате» пришёл на тренировку к Юричу.
Рукопашный бой в Нахимовском училище оказался видом популярным, и ребят там занималось много. Я быстро вписался, видимо, решимость добиться успеха и доброжелательная обстановка, несмотря на достаточно жёсткие тренировки, сыграли свою роль. Жизнь разделилась на две части: привычная, в которой я учился в Университете, играл в КВН, писал песни и общался с друзьями, и уже можно сказать спортивная, потому как трижды в неделю я буквально ждал этих трёх часов тренировок и общения с теми, кто тоже занимался. Через некоторое время я услышал про Чой Кван До, так как тренер всё больше стал уделять внимание особенностям этой техники, работе с суставами, минимизации травмирования их при выполнении определённых ударов и связок. Всё это мне сильно нравилось, уверенности в себе прибавлялось с каждым занятием и спаррингом. Может быть, это повлияло даже на то, что мы нашли в свои 17 лет возможность вполне легально зарабатывать. В общем, дышать стало снова легко и свободно.

В конце января 96-го начались студенческие каникулы, и мы с моим однокурсником были отправлены от профкома за 10% стоимости на недельку в Восток-6 - дом отдыха, что в Зеленогорске. По студенческой традиции начал я там не с тренировок, а с дискотеки. На танцах нам приглянулась пара девчонок, но я и не заметил, что небольшая команда, как потом выяснилось, местных ребят, тоже положила на них глаз и даже уже успела с ними познакомиться. На танцполе - в силу уже неплохой физ-подготовки с излишествами - я легко выполнял всякие акробатические этюды с переворотами и шпагатами, а это видимо вызвало бурное недовольство у уже «весёлых» местных ребят, наравне с интересом тех самых девочек. Быстрый разговор на выходе из корпуса с недовольными парнями закончился помятым багажником их 320-й БМВ, и это был единственный удар, который мне пришлось сделать. Драка не состоялась.

На следующее «непростое» утро я в очередной раз понял, что спорт действительно объединяет и даже притягивает людей друг к другу. Подходя к спортивному комплексу Востока я увидел мужика средних лет, безуспешно пытавшегося завести свою Тойоту, дай бог памяти. Почему-то мне показалось нужным ему помочь, и помочь получилось. Найдя какой-то отвалившийся патрубок под капотом, и присоединив его по наитию к нужному месту, мы завели машину. Мужчина поблагодарил меня и представился начальником этого самого спорт-комплекса. Через пять минут я тащил на плече боксёрский мешок с меня размером из его кабинета в спорт-зал. Следующие пять дней по два часа я спокойно так до пульса в висках и разбитых в кровь кулаков тренировался там, потом будил однокурсника и плавал в бассейне. По приезду нужно было выступить на паре товарищеских встреч.

Жили мы по-прежнему на Петроградке, и часто приходилось ходить мимо бассейна - Спортивного Клуба "Петроградец", на котором запомнилась надпись "Школа Боевых Искусств Демида Момота". Привлекали внимание фотографии детей и молодёжи в красивых кимоно, но, имея возможность заниматься бесплатно и в привычной атмосфере, я не испытывал сильного желания туда зайти, пока однажды не прочитал-таки на форме заветные слова "Choi Kwang Do". Конечно же я спросил тренера, что это за школа, и, как выяснилось, Юрич был там раньше инструктором и по этому направлению и по Хапкидо, элементы которого мы так же изучали и практиковали в достаточно свободном режиме. Безусловно, мне тоже хотелось получать пояса и так далее, но на этот вопрос, кроме того, что «если хочешь, то повяжем тебе чёрный» ответа не было. Что-то явно не сложилось в отношениях Юрича с Демидом, как я понял, и глубже копать не стал. Я продолжал смотреть на форму и чёрный пояс младшего тренера, моего тёзки, (он потом вроде колдуном стал), и в голове юной, конечно же, рисовались образы всяческие с аттестациями и прочим.

Как-то раз подходит ко мне тренер и говорит, что в Петроградце будет семинар по Чой Кван До, и сам мастер вроде как приезжает его проводить. В общем, меня на этот семинар решили отправить, чтобы посмотреть да опыта набраться. Расписали мне всё и то, что готовиться нужно крайне активно. Я увеличил количество тренировок и спаррингов, опасаясь ударить в грязь лицом. И был семинар, и был там Кван Джо Чой, который даже подписал мне афишу со своим изображением, которую, в свою очередь, у меня забрал по очень большой просьбе младший тренер. В день, когда я присутствовал на семинаре, самого Демида Момота не было, были только его сын Паша и маленькая дочь Настя - девочка лет одиннадцати. Потом, во время просмотра репортажа о событии, мне показалось, что я один там был в белом поясе, а точнее в сером, так как этот пояс ещё моя бабушка папе шила, похоже из мешковины. Забавно, сейчас, по прошествии семнадцати лет, это видео сохранилось у одного из инструкторов - Андрея Савина, воистину преданного стилю человека и мастера. Посмотрев сюжет спустя столько времени, я долго смеялся: насколько был я худощав и юн, а ведь внутренняя уверенность на тот момент тянула как минимум на Чака Норриса!
Семинар в Петроградце оказался событием праздничным и абсолютно для меня не "напряжным", Школа Боевых Искусcтв Демида Момота показалась тогда даже немного "киношной" и американской. Как выяснилось, сражаться было совсем не нужно, все участвовали в отработке техники и отдельных элементов и связок, непосредственно под руководством мастера. Было много и детей, и взрослых, все были довольны и мероприятием и собой. После этого я попал в Петроградец только через 15 лет.

Перемотка.

Даже утреннее солнце уже не радовало. Я просыпался с мыслью о том, как бы уехать подальше и выстроить свою жизнь так, чтобы никого не видеть. Возможно тому виной была общая усталость, хотя я двигался и соображал вполне прилично, несмотря на всё произошедшее за последние лет десять. Нет, это что-то вроде полного морального истощения после нелепых и неадекватных отношений между мужчиной и женщиной, действующих не по главному принципу - любви, а по принципу - пора... Первый раз в жизни я чуть было не ударил женщину, спасибо моему "бывшему лучшему другу", как сказал один мой товарищ, остановившему и уберегшему меня от этого опрометчивого шага. Встав в очередной раз на ноги, зарабатывая вновь вполне себе стабильно, а главное в очередной раз отремонтировав свою чёрную Навару (автомобиль марки Ниссан с открытым кузовом) и, сделав из неё городской танк, укрыв алюминиевыми листами, я всё равно ощущал отсутствие какой бы то ни было "тяги". Самое странное было то, что даже добрые старые (образно! а так, конечно, молодые) подруги с их ласками и душевной теплотой меня в принципе не мотивировали...
То, что Петроградка стала совсем родной и до тропинки понятной, можно уже и не уточнять. В очередной раз завис "в себе" за рулём под Кино (альбом "группа крови" 1988 год) на углу улицы Воскова и Большой Пушкарской, ожидая брата своего друга детства, который изредка звонил мне, приезжая из Финляндии (они всей семьёй переехали туда в 89-м), после забавного телефонного разговора: "У моих приятелей с потолка по люстре вода течёт, надо бы посмотреть, вот мы туда и едем. Там девушка одна живёт". Я из своих собственных, привычных с точки зрения постоянной внутренней необходимости всем помогать, побуждений предложил себя "на посмотреть", предположив, что сантехник "по-русски" из моего финского товарища никудышный.

Разрисованный паутиной Мини Купер я увидел уже на дороге, они же в свою очередь заметили и меня. Я заехал во двор за маленьким авто и припарковался. На самом деле очень неожиданно было увидеть совершенно чудное и изящное существо, выпорхнувшее из-за руля Мини Купера со словами "Добрый вечер". Улыбка её меня словно заворожила, и я уже с трудом мог отрывать взгляд или отвлекаться на что бы то ни было. Весь внутренний мир, забывший о существовании таких эмоций, был будто в шоке, ни сознание, ни подсознание не могли определить, что происходит. Мы общались около получаса, выяснили отсутствие кровли над квартирой, пили чай. Она сидела на высоком стуле возле окна, за которым сверкала телебашня, и изящно курила, изучая меня внимательными, добрыми и лучистыми глазами. В течение этого времени главными мыслями были только две: после она призналась, что отчётливо подумала "это мой будущий муж", я же, несмотря на полную отрешённость и неверие в возможность какого-нибудь для себя счастья, думал: "если суждено, значит влюбится"...
Только отвозя финского приятеля Ивана домой, я узнал Настину фамилию и опять же был сильно потрясён, но принял для себя решение как всегда: "делай, что должен, и будь, что будет".

Это потрясающая история, полная романтизма и приключений, продолжением и очередным стартом которой была фраза супер-официальной дамы в отделе ЗАГС Петроградского района: "Момот Анастасия Демидовна, согласны ли Вы..." и её ответ "Да", прилетевший с высоты 1400 метров над уровнем моря откуда-то из рождества в солнечный, но ветреный Питерский июнь.
Поклон до земли Святому Николаю Чудотворцу, услышавшему неясную просьбу уставшего, но не отчаявшегося, угрюмой осенью: "если я ещё здесь нужен, то сделайте что-нибудь, опять же, если нужным сочтёте... Аминь".

Вспоминать стиль Чой Кван До в его, скажем, чистом виде было достаточно просто, конечно, а совпадения продолжали удивлять, когда я встретил хорошего знакомого Женю Леонова (он же Маэстро - из недалекого прошлого, связанного с автоспортом), который трудился в качестве мастера и инструктора Школы Боевых Искусств Демида Момота в том самом Петроградце. Он вскоре и занялся моей подготовкой с благословления Демида. Так через семнадцать лет я стал обладателем своей детской мечты - чёрного пояса и сертификата, подписанного тем самым мастером Чоем, который так и продолжает называть Демида Александровича отцом Чой Кван До в России.

Моей маленькой доченьке так похожей на свою потрясающую маму 9 месяцев. Любовь существует, теперь я это точно знаю. Выходит, было за что драться.

Потасовка случалась еще на предматчевой раскатке. По мнению игроков «Витязя», соперники заезжали на их половину и мешали разминаться. Первая драка в игре произошла уже на четвертой минуте, после силового приема Свитова. В ней поучаствовали сразу десять игроков, бывших по льду. Все, кроме вратарей.

Кстати, тут отметился даже легендарный Яромир Ягр, выступавший в ту пору за «Авангард».

После того как страсти улеглись, игра на площадке возобновилась в формате четыре на четыре, но через несколько секунд началась вторая потасовка.

Едва она закончилась и шайбу вновь ввели игру, хоккеисты опять принялись за старое. Тут уже не выдержали игроки, находившиеся на скамейках, и тоже выпрыгнули на лед, а позже к ним присоединились и те, кто сидел на скамейке оштрафованных.

В результате матч был прерван на отметке 3 минуты 39 секунд. Это была самая короткая игра в истории КХЛ. Обеим командам засчитали техническое поражение 0:5, а клубы на двоих набрали 707 минут штрафа.

Ак Барс - Трактор (08.01.2008)

Меньше чем за тридцать секунд до конца матча игрок «Трактора» Заварухин забросил шайбу в ворота соперников после свистка, за что получил удар в голову от Емелина. Остальные бросились то ли их разнимать, то ли поучаствовать.

К драке поспешила присоединиться скамейка запасных игроков из Казани. Их примеру последовали запасные «Трактора». По итогам матча судьи вынесли 378 минут штрафа.

К слову, сам матч тоже вышел интересным и закончился со счетом 7:5 в пользу «Ак Барса».

Канада - СССР (04.01.1987)

На XI чемпионате мира по хоккею среди молодежных команд в Чехословакии в последний день соревнования сошлись сборные Канады и СССР. Наши уже ни на что не претендовали, а канадцам, чтобы стать победителями турнира, было необходимо выиграть с разницей в три шайбы. (Заметим, что в составах команд тогда играли будущие звезды НХЛ: Сергей Фёдоров, Александр Могильный, Брендан Шенахан и Тео Флери.)

На 14-й минуте второго периода канадцы вели 4:2, но тут вспыхнула потасовка между Сергеем Шестериковым и Эвереттом Санипассом. К ней тут же присоединились все игроки, бывшие на поле и на скамейке запасных. Будучи не в силах разнять хоккеистов, судьи приняли решение выключить свет, но это не помогло.

Пришлось вызвать полицию. Только она и смогла остановить массовую драку. Обе команды сняли с соревнования, и чемпионами стали финны. Всех игроков дисквалифицировали на 18 месяцев, но позже снизили наказание до полугода.

Детройт Ред Уингз - Колорадо Эвеланш (26.03.1996)

В одном из предыдущих матчей между этими командами самых грязный хоккеист за всю историю НХЛ, Клод Лемье, нанес страшную травму игроку «Детройта» Крису Дрейперу. (Лицо Дрейпера после не самого честного приёма Лемье хирурги собирали буквально по кусочкам восемь недель.)

Не прошло и пяти минут матча, как началась первая драка. Между собой сошлись Брент Северин и Джейми Пушор.

Еще через пять минут подрались Кирк Молтби и Рене Корбе.

В конце первого периода потасовку затеяли наш Игорь Ларионов и Питер Форсберг. Этим воспользовался тафгай «Детройта» Даррен Маккарти, который напал на Клода Лемье. И уже это привело к драке всех, находящихся на льду.

Зрители смогли увидеть даже такую редкость, как драка вратарей. Матч долго не могли возобновить из-за того, что не получалось очистить лед от крови.

Через 15 секунд после вбрасывания подрались Адам Дэдмарш и россиянин Владимир Константинов. Во втором периоде произошло ещеё пять потасовок. Матч закончился со счетом 6:5 в пользу «Детройта». В историю он вошел как «Кровавый матч» или «Кровавая среда». А победную шайбу в овертайме забросил тот самый Даррен Маккарти, который и спровоцировал массовое побоище.

Авангард - Витязь (10.12.2010)

И вновь драка между «Авангардом» и «Витязем». Побоище началось уже на шестой секунде матча и стало полной неожиданностью для игроков «Авангарда». «Витязь» выставил в стартовой пятерке своих главных бойцов, которые моментально бросили клюшки и принялись избивать соперников.

Во время потасовки было нарушено множество неписаных правил хоккея. Например, не трогать вратаря и не нападать вдвоем на одного. Двое омских хоккеистов не смогли продолжить встречу из-за травм.

Когда матч возобновился, почти девять минут команды играли в составе пять на три. За это время «Авангард» успел забросить две шайбы, а сам матч закончился со счетом 3:2 в пользу омичей.

После игры победители написали руководству КХЛ открытое письмо, где потребовали исключить «Витязь» из Лиги и пожизненно дисквалифицировать руководство и хоккеистов. Вердикт КХЛ был неожиданно мягким: четверо игроков «Витязя» были отстранены на срок от 12 до 15 матчей, а на клуб наложили штраф 400 тысяч рублей.

Мужчины испокон веков разрешали разногласия и споры не столько с помощью аргументов и дискуссий, сколько с помощью кулаков. Спонтанная мужская драка всегда была делом совершенно обычным и даже обыденным. В то же время, женщины больше полагались в ссорах на голосовые связки, хотя и они иногда разрешали их с помощью рукопашных аргументов. Так или иначе, женщины дрались с незапамятных времен, хотя конечно реже, чем мужчины. В драках и поединках женщины нередко подражали мужчинам, но чаще применяли свои, женские методы...


Драка двух женщин. Из средневекового манускрипта 1462г.
"Les Cent Nouvelles Nouvelles"
University of Glasgow

На самом деле, потребность и желание драться, бороться или сражаться присуща не только мужскому полу. Воинственные женщины существовали издавна. И не только среди легендарных амазонок. Известно, что борьба была обязательным элементом воспитания древних спартанок, поэтому нетрудно предположить, что физические столкновения на личной почве тоже были им не чужды. Знатные римлянки иногда добровольно выходили на арену попробовать свои силы в гладиаторских боях. У древних скандинавов и германцев женщины участвовали в сражениях, так что физические разборки были и для этих грубых созданий не в диковинку. В Древней Руси жили воинственные поляницы. Джеймс Кук в 18 веке наблюдал кулачные женские бои в Полинезии. Известно, что туарегские женщины на севере Африки, где сохранились пережитки матриархата, часто борются между собой. В общем, женщины всегда дрались и в охотку дерутся в наше время.

Изображения женских драк можно найти в самых различных произведениях художников и писателей - реалистов, которые отражали в своих произведениях реальную жизнь, хотя и добавляя художественную фантазию.

Причины женских драк могли быть самыми разными, например, на почве ревности. На гравюре 17 века несколько женщин жестоко дерутся из-за мужчины ("из-за пары брюк"). На картине 18 века Леонарда Дефранса изображена свирепая драка знатных женщин - возможно, тоже на почве ревности.

Разумеется, физические столкновения все таки занятие не для изнеженных дам, чаще дерутся простые бабы - торговки, прачки, крестьянки.

В августе 1792 года, в Челмсфорде, дрались две женщины, в то время как их мужья были секундантами. "Раздетые, без головных уборов, с тщательно прибранными волосами, они сошлись и 45 минут дрались самым отчаянным образом. Когда одна из участниц боя уже была избита так, что надо было опасаться за ее жизнь, ее муж был настолько жесткосерд, что требовал от нее продолжать бой. Однако после вмешательства зрителей женщин растащили".

Уильям Хикки увлекался жизнью низов восемнадцатого столетия и написал мемуары, в которых, среди прочего, приведено живое описание свирепой драки на Друри Лейн в Лондоне: "... стоял оглушительный гвалт, мужчины и женщины хаотически перешагивали через стулья, столы и скамейки, чтобы посмотреть своего рода разборку, происходившую на полу. Две дьяволицы в странном образе людей сошлись в драке, царапаясь и боксируя. Их лица были полностью залиты кровью, груди обнажены, а платья разорваны. В течение нескольких минут никто не встревал в драку, никто не волновался о том, что может с ними приключиться, и поединок шел к жестокой развязке".

"Спортивный журнал" за декабрь 1811 поместил репортаж о драке двух женщин - Молли Флауер и Ненни Гент, которые дрались по правилам кулачного боя, чтобы разрешить семейный конфликт. Схватка произвела на автора большое впечатление. После 20-минутной молотьбы Ненни сталo шатать и она капитулировала, поверженная ловкими ударами Молли.



Драка актрис Викторианской эпохи.

У Эмиля Золя в романе "Западня" две прачки не поделили мужчину. Драка описана настолько подробно, что трудно усомниться в ее подлинности: "… Жервеза пока что получала только по ногам: одно ведро попало в башмаки и промочило платье до колен, два следующих промочили ее до пояса. Впрочем, скоро стало уже невозможно оценивать удары. Обе противницы промокли с ног до головы, лифы прилипли у них к плечам, юбки приклеились к бедрам. Сразу похудевшие, посиневшие, они дрожали с головы до ног; вода текла с них ручьями, как с зонтов в проливной дождь. … Прачечная наслаждалась, зрительницы апплодировали как в театре. По полу текли целые потоки, обе женщины шлепали по щиколотки в воде. Но Виржини пустилась на предательство. Она вдруг схватила ведро с кипящим щелоком, приготовленным одной из соседок, и плеснула им в Жервезу. Раздался крик. Все думали, что Жервеза обварилась, но щелок только слегка обжег ей левую ногу. Обезумев от боли, она изо всех сил швырнула пустое ведро под ноги Виржини. Та упала… Виржини вскочила и бросилась на Жервезу. Она схватила ее за горло и стала душить. Но Жервеза, изогнувшись всем телом, вывернулась, вцепилась ей в шиньон и повисла на нем всей тяжестью, словно намереваясь оторвать ей голову. Драка возобновилась, - на этот раз молчаливая, без криков, без ругательств. Они сходились не грудь с грудью, а царапались, растопырив скрюченные пальцы, стараясь угодить друг дружке в лицо, ущипнуть, разорвать, расцарапать. Красная лента и синяя шелковая сетка были сорваны с брюнетки, лиф у нее лопнул у ворота, обнажилась шея и плечо; у блондинки белая кофточка висела лохмотьями, один рукав исчез неведомо куда, и из разодранной рубашки проступало голое тело. Клочья одежды летали в воздухе. У Жервезы первой показалась кровь: три длинных царапины шли от рта к подбородку. Боясь окриветь, она защищала глаза и прикрывала их при каждом ударе. Виржини еще не была окровавлена. Жервеза метила ей в уши и бесилась, что не могла достать их. Наконец она ухватила сережку, маленькую грушу из желтого стекла, дернула и разорвала мочку уха. Брызнула кровь… Несколько секунд они стояли так на коленях, угрожая друг другу. Растрепанные, грязные, распухшие, бурно дышащие, они настороженно выжидали, переводя дыхание. Первый удар нанесла Жервеза: ее валек скользнул по плечу Виржини. Она сейчас же рванулась в сторону, чтобы избежать ответного удара, который только слегка задел ее по бедру. Постепенно войдя в раж, они стали свирепо и ритмично колотить друг друга, как прачки колотят белье … С удесятеренной силой Жервеза схватила Виржини поперек туловища, согнула ее, прижала лицом к полу. Несмотря на то, что Виржини брыкалась, она задрала ей юбки на голову. Под юбками оказались панталоны. Жервеза засунула руку в разрез, рванула и обнажила ноги и ягодицы. Потом, схватив валек, она начала бить, как, бывало, била когда-то солдатское белье на берегу Вьорны, в Плассане. Валек с мягким звуком врезался в тело. С каждым ударом на белой коже выступала красная полоса…”

В описании этой безобразной сцены точно подмечен характер спонтанной женской драки по мотивам вражды и соперничества. Это не дуэль по правилам, здесь отсутствуют традиционные для мужского поединка "рамки" и "приемы" - женщины дерутся безжалостно, стремясь прежде всего обезобразить и опозорить противницу.

Известно, что драка была вполне привычным делом в жизни проституток - это грубое ремесло всегда связано с насилием и дележкой клиентов - будь то в Германии или в Японии. Кстати, римские императоры, например, Домициан любили наблюдать драки наложниц.

С окончательной победой женской эмансипации, женские драки стали делом привычным, особенно в последние годы. В некоторых местах (например, в американских школах) девочки дерутся едва ли не чаще мальчиков. Известно, что афроамериканки легко хватаются за кулаки - женские драки в негритянских общинах случаются чуть ли не ежедневно.

Широкое распространение женских драк в последние десятилетия связано также с эротическим аспектом - оказалось, что мужчинам это нравится, а многие из них от этого даже возбуждаются.

Существование многочисленных секций восточных единоборств, бокса и борьбы, в которых занимаются женщины, способствовует преодолению стереотипа "женского небоевого поведения" и фактически делает женское физическое противоборство обыденным. Сейчас уже мало кто скажет: "женщины не дерутся". Они дерутся!

Обсуждение современности, однако, выходит за рамки исторического обзора.

Лев Свордов

Декабрь 2007г.

Иллюстрации

ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО; ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ЕГО В ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО СНОВА


Все изображения перепечатываются в соответствии с концепцией "справедливого использования" (Fair Use) и с международными законами по авторским правами.

The oldest depiction of fighting women
Bronze figure of two women fighting. Their weapons remind rolling pins
Probably a votive offering from a fertility cult, perhaps that of "Mother Goddess" Cybele.
Excavated in Çeşme (Turkey), 6th Century BC (circa)
Source: TwoWay


Brawl in a London"s street, 18th century


Franz Brun, Netherlands (1588 - 1629). Seven women fight for a pair of pants.
Print on copper. "Illustrated History of Morality" by Edward Fuchs.
Reprinted from "Lust for Fight" by Werner Sonntag.

Paul Ballurian, Germany. Fight of prostitutes, 1900s.
Water color. "The Female Regency in the History of Humanity" (translation of the German title), Vol. 4.
Reprinted from "Lust for fight" by Werner Sonntag.


Polynesian women at fistfighting on Tongatabu
Colored engraving from the 19th century, printed by Drouart, ma.
Collection Francoise and Serge Laget, Paris. Published in "Kampfes Lust" by Werner Sonntag


Thomas Rowlandson, (1756 - 1827). Street brawl (1807)
From the cycle "Miseries of London". MagnoliaBox


Gentlemen watch women brawling in a fish market, 1821
Engraving from the book Pastpages


Gaston de La Touche (1854-1913). Laundress fight
Illustration to the novel "L"Assommoir" by Emile Zola. Drypoint (23.7 x 22.5 см).
Fine Arts Museums, San Francisco


Domenico Maggiotto, Italy (1712-1794). A brawl begins as dark falls
Italian copper according to a painting by F. Majotto, about 1775. "The Woman Regency in the History of Humanity" (translation of the German title)
Reprinted from "Lust for Fight" by Werner Sonntag

Fight between female spectators on a boxing match. Published in "Kampfes Lust" by Werner Sonntag

Suffragettes. Cartoon, 1900s

Women fighting for the breeches by John Smith

Women fighting on a ship"s ladder


Women fighting in Nazi Germany


Women fighting in a southern town


Women fighting in tavern in the a wild West
From the Western genre in 1950s


Eternal female animosity. Old engraving


Fighting in the public bath from the Triptych "Interior of a Public Bath" by Utagawa Yoshiiku (Japanese, 1833–1904), Edo period (1615–1868), Japan
From The Metropolitan Museum


Fighting Bacchantes by Jean Alexandre Joseph Falguière (1831-1900).
From a public domain e-book by "Ketrin1407" in her collection on the resource Flickr


Matrimonial Fisticuffs, with a Portrait of the Pugilist John Broughton, in the background
By Hubert Gravelot (1699 - 1773)
Resource Wikimedia Commons


Space Jung


American National Police Gazette in the 19 century



Youn ladies brawl in a restaurant over a young gentleman
"Police Gazette" report.

"Police Gazette" report about a cruel girl fight.

"College girls having battle royal. In a scramble for the colors,
young women students of Delaware have their clothing almost torn from their back". "Police Gazette". 1896

"Row between ballet girls. Serious assult." Police Gazette.
Strange Company


"A jealous wife and disappointed bride." Police Gazette.
Strange Company


"The new woman. She shows fight" Police Gazette.
Strange Company


"Two girls in love with the same man have a fair stand up fight for him." Police Gazette.
Strange Company


"A prize fight between women in Middlesborough." Police Gazette, 1882.
Strange Company

"Free fight in a cotton mill." Police Gazette, May 28, 1892.


"Encounter in a dark alley." Police Gazette

A wife catches a mistress with her husband and beats her.
New York. "Police Gazette" report

"Sand bag duel" in Paris

"Londoners have the heaviest fists."
Print by Thomas Rowlandson, circa 1800

Gustave Doret (?). Women fight

Tsukioka Yoshitoshi, Japan (1839-1892). Amateur Prostitutes Fighting over a Client, 1875
Herbert R. Cole Collection


Leonard Defrance, Belgium, 1735-1805. Women fighting
Hermitage Museum, St. Petersburg, Russia

Koloman Sokol. Women"s fight.
From Slovak National Gallery

Jose Clemente Orozco, Mexico (1883-1949).
Women Fighting, circa 1915-1916
Private collection, New York

19 centure cartgoon: French country girl fight
Fist fight. From "La vie Parisienne"
(The life of Parisian women)
Collection Francoise Laget from
"Le Grand Livre du Sport Feminin".
Published in "Kampfes Lust" by Werner Sonntag

Russian fistfight
Artwork by Dmitry Bilyk

Maid fight in London
Artwork by A.Anderson
Office fight
Artwork by Dmitry Bilyk
Night fight
Artwork by Dmitry Bilyk




Eli Levin (Jo Basiste)."Women Fighting in a bar". Eldrigde McCarthy Gallery

Eli Levin (Jo Basiste)."Women Fighting in a bar". Eldrigde McCarthy Gallery

Eli Levin (Jo Basiste)."Women Fighting in a bar". Eldrigde McCarthy Gallery


Scuffle. Unknown artist


Scuffle in the Blue Stocking Club.
By Thomas Rowlandson (1815).
British Museum, London.
Blue Stockings Society


Women quarrelling at Via del Tritone, one of the busiest streets in Rome
By Bartolomeo Pinelli(1771–1835), Scenes of Ordinary Life in XIXth Century Rome
Rome in the footsteps of an XVIIIth century traveller


Fighting women ("Lutte de femmes").
Sketch by Charles-Auguste Sellier from the original print by Bartolomeo Pinelli
From Research Centre of cane and stick .


War of broads. German satirical leaflet, 17th Century
Gender Battle Stock

К середине XIV века город Оксфорд и росли и развивались в комфортной тесноте на протяжении уже пары веков. Это был живописный симбиоз: аборигены мирно общались с профессорами и студентами, так как те были основными клиентами их гостиниц и закусочных. В свою очередь, профессора и студенты вовсю пользовались удобствами, которые предоставляли им горожане. Но, как и у всех соседей, у студентов и горожан были, видимо, потаенные обиды. И они выплеснулись наружу 10 февраля 1355 года.

Все случилось в День святой Схоластики - сестры святого Бенедикта Нурсийского и вообще во всех отношениях приятной женщины. По такому поводу несколько студентов Оксфорда устроились в таверне («Ребята, пошли, надо же выпить за святую... как ее...»). Таверна «Свиндлсток» находилась в центре Оксфорда и привлекала обитателей университета дешевизной напитков. Но 10 февраля 1355 года даже низкие цены не уберегли таверну от трагедии...

Двое студентов, Уолтер Шпрингехеус и Роджер де Честерфилд, стали громко возмущаться качеством поданной выпивки. Владелец таверны Джон Кройден, вместо того чтобы поменять спиртное, начал пререкаться с недовольными школярами. Вскоре причина раздора - бокалы с некачественным алкоголем - полетели прямо в Кройдена.

История об инциденте моментально разлетелась по Оксфорду-городу и Оксфорду-университету. Мэр потребовал от ректора выдать разрешение на арест невоспитанных студентов (студенчество подчинялось не человеческим законам, а университетским), но ректор отказался. Тем временем подсуетились Уолтера и Роджера: почти две сотни студентов отправились к мэру и оскорбили его и других представителей местной власти (все интереснее, чем учиться). Возмущенные академической наглостью местные жители высыпали на улицы с дубинками и криками: «Драка! Драка! Бей быстро, бей сильно!»

Табличка, повествующая, что на этом месте с 1250 по 1709 год стояла печально известная таверна «Свиндлсток»

Кровавый конфликт между оксфордчанами-студентами и оксфордчанами-горожанами продолжался в течение двух дней. Когда последние столкновения были наконец подавлены теми местными, у кого еще остался здравый смысл, приступили к подсчету жертв. Университет потерял погибшими 63 человека, город лишился 30 жителей.

Вероятно, из-за того, что в университете погибло вдвое больше, виноватым во всей этой неприятной истории сочли город. А посему постановили: пусть каждый год 10 февраля, в День святой Схоластики, мэр и члены городского совета фланируют по улицам Оксфорда с непокрытой головой. А еще выплачивают университету штраф - пени за каждого убитого студента.

Эта традиция просуществовала 470 лет, пока в 1825 году мэр не отказался выходить на искупительную прогулку (возможно, он был слишком занят или у него не было мелочи). А официальная процедура примирения между городом и университетом состоялась лишь 10 февраля 1955 года, то есть спустя шесть веков после драки.