План - это хорошо продуманная программа действий коллектива. План нужен вожатому, чтобы четко осознать цель и задачи воспитания, вдумчиво отобрать содержание и средства, органи-зационные формы работы. План поможет вожатому избежать суеты, неразберихи, неудач, приобрести уверенность в себе.
Для ее решения имелись реальные возможности;
Ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана.
Главное, чтобы задачи согласовывались с целью
Воспитатель (вожатый) должен приступить к планированию своей деятельности, ознакомившись с условиями работы в детском оздоровительном лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы. Это необходимо сделать до начала работы смены.
При составлении плана необходимо учитывать:
Воспитателю (вожатому) необходимо иметь следующие виды планов: перспективный (план-сетка), план на каждый день (утро – день – вечер).
Структура плана-сетки
Титульный лист
План сетка ДОЛ « . . .»
Отряд ____(название)___________________________________
Преподаватель _______________________________
Воспитатель __________________________________
Девиз отряда __________________________________________
Нижневартовск, 2013
Цель: Провести оздоровление, развитие творческих и лидерских качеств ребят . Задачи: Способствовать физическому развитию, закалке ребят, формированию у них потребности в здоровом образе жизни; Совершенствовать развитие личных качеств ребят, наполняя их глубоким содержанием, интересными общественно-полезными делами .
Цель работы:
Воспитательные задачи:
Сведения о детях
Фамилия, имя
Дата рождения
Класс
Город, адрес, контактные телефоны
ФИО сопровождающего лица
Интересы
Программа деятельности ДОЗ «. . .»
1 день
Заезд участников смены:
2 день
Отрядные дела:
3 день
отрядные Огоньки
4 день
Тренинги на сплочение
В гостях у сказки
Церемония
Рыцарский замок
День Музыки
открытия смены
5 день
Инструктаж по т/б
Тайный друг
Игры в отряде
Звездный миг
Открытие
6 день
День Именниника :
отряд – отряд
Меткий стрелок
Вечер знакомств в Центре-посвя-щение в жители славного города (название лагеря)
Праздничный концерт
Малых
День Отряда
7 день
День Нептуна
День Смеха
Олимпийских Игр:
Смотр отрядных уголков
День
Подготовка к меломан шоу
Церемония открытия МОИ
Дублера
«СТАРИК И МОРЕ»
Экономическая
День футболиста
игра «АРБАТ»
Дискотека
День дублера
Конкурс репортеров и коментаторов
Закрытие смены
Дискотека
Меломан шоу
Приглашение в отряд отрядные «Гостевки»
« Жизнь в лагере»
Экскурсия
Конкурс сценок
«Когда я стану взрослым»
дата
мероприятия
цель
задачи
Познакомить ребят друг с другом
Отрядные дела:
Познакомить ребят друг с другом и сплотить коллек-тив
Механизм реализации
отрядный Огонек
1 Дать представ-ление о режиме лагеря
1 Формировать представление о режиме лагеря
2 Объединить интересы в совместной работе по созданию песни и т.д…
1. Четкое соблюдение режима
результаты
примечание
2 Объединить интересы в сов-местном деле за честь отряда
1. Четкое соблюдение режима
3 Провести развлекательно-занимательные игры
3 Сдружить в совместном отдыхе
2 Распределение небольших заданий
3 Принять участие в развлекательно-занимательных конкурсах
дата
мероприятия
цель
День Музыки
открытия смены
задачи
Открытие
Развивать понимание и уважение к музыкантам и музыкальным произведени-ям
Механизм реализации
1 Добиваться реа-лизации ребятами своих талантов
Малых
Формировать уважение к здоровому образу жизни и занятиям физкультурой
1Объединить ин-тересы в совмест-ной работе по подготовке номеров
результаты
2 Объединить ин-тересы в совмест-ной работе по подготовке номеров
Олимпийских Игр: Церемо-ния открытия МОИ
2 Распределение небольших заданий
1 Дать возмож-ность каждому выбрать свою песню для выступления
примечание
1 Развивать физические способности ребят
3 Сдружить в совместном отдыхе
1Дать возмож-ность каждому выбрать свой вид спорта
2 Организовать помощь в под-боре кастюма
2 Формировать творческие спо-
2 Организовать помощь в под-готовке участни-ков и группы поддержки
собности ребят
3 Формировать уважение друг к другу
дата
мероприятия
День Отряда
цель
День
задачи
Познако-мить ребят с достоин-ствами друг с друга
В гостях у сказки
Дублера
Формиро-вать орга-низатор-ские спо-собти
Механизм реализации
1 Формировать физические способности
Приглашение в отряд отряд-ные «Гостевки»
Развивать таланты ребят и формиро-вать уважение к друг к другу
Результаты
2 Объединить ин-тересы в совместной работе по созданию уголка
1. Помощь в трени-ровочном процессе
«Когда я стану взрослым»
2 Формировать ува-жение друг к другу
1 Дать возможность проявить себя в качестве старшего
примечание
2 Распределение небольших зада-ний
1 Формировать лидерские качества
3 Сдружить в совместном отдыхе
2 Формировать уважение друг к другу
2,3 Организовать помощь и поддер-жку в подготовке сценки
1 Дать возможность каждому попробо-вать себя в роли актера
3. Формировать уважение к старшим и их труду
3 Провести развле-кательно-занима-тельные игры
2 Распределение небольших заданий
3. Развивать творческие способности
в создании декораций, костюмов
дата
мероприятия
Рыцарский замок
цель
Тайный друг
задачи
День Именниника :
отряд – отряд
Формиро-вать культуру поведения
Механизм реализации
1. Четкое со-блюдение ре-жима и правил безопасности игры
Развивать у ребят творческие и лидерс-кие качества
результаты
1. Организовать четкое выполнение поручений
3. Активное участие в конкурсах
примечание
2.Развивать общую культуру
1 Развивать твор-ческие способности
3 Сдружить в совместном отдыхе
2.3. Правил поведения в общественных местах
2 Объединить инте-ресы в совместном творчестве
1. Дать возмож-ность каждому участнику по-пробовать себя в деле
2.3. Четкое вы-полнение зада-ний и соблюде-ние режима
3 Сдружить в сов-местном отдыхе
дата
мероприятия
День Нептуна
цель
День фотографа и кинорежиссера
задачи
Развивать у ребят физические способности
1 Объединить интересы в со-вместном деле
Развивать таланты ребят и формировать уважение к талантам
День футболиста
«СТАРИК И МОРЕ»
Механизм реализации
Развивать у ребят физические способности
2 Развивать физические способности
1 Добиваться реализации ре-бятами своих талантов
результаты
1. Четкое соблюдение режима
3 Сдружить в совместном отдыхе
1 Дать возмож-ность каждому продемонстрировать свой талант
1 Объединить интересы в со-вместном деле
примечание
2 Объединить интересы в сов-местной работе
2. Четкое соблю-дение правил безопасности и игры
1. 2. Четкое соблюдение правил безопасности и игры
3. Активное учас-тие в конкурсах
3 Сдружить в совместном отдыхе
2 Распределение заданий
2 Развивать физические способности
3 Принимать участие в праздничном мероприятии
3 Приучать к культурному отдыху
3. Активное учас-тие в просмотре кино
дата
мероприятия
цель
Звездный миг
задачи
Меткий стрелок
Механизм реализации
День Смеха
Разви-вать у ребят физичес-кие способ-ности
Разви-вать у ребят творчес-кие и лидерс-кие качества
результаты
1 Развивать физические способности
1 Дать возмож-ность каждому участнику попро-бовать себя в деле
1 Развивать художественные способности
примечание
3 Сдружить в совместном отдыхе
2 Объединить интересы в совместном деле
2 Распределение небольших заданий
1. Дать возмож-ность каждому участнику попро-бовать себя в деле
2 Распределение заданий
3 Сдружить в совместном отдыхе
3 Четкое соблюдение режима
2 Объединить интересы в совместном творчестве
2 Распределение небольших заданий
3 Четкое соблю-дение режима
3 Сдружить в совместном отдыхе
3 Четкое соблюдение режима
дата
мероприятия
Закрытие Малых Олимпийских Игр
цель
Экономическая
задачи
Провести интересное и организо-ванное закрытие МОИ
игра «АРБАТ»
Развивать творческие способности ребят и уме-ние эконо-мически мыслить
Механизм реализации
Дискотека
1 Развивать чувство ответст-венности перед коллективом
1 Объединить интересы в игре с целью получения наилучшего результата
2 Объединить интересы в игре с целью получения наилучшего результата
1. Выбор участ-ников для учас-тия в командных соревнованиях
результаты
2 Распределение небольших заданий
примечание
2 Развивать творческие способности ребят
1, 2 Распределение небольших заданий
3 Сдружить в совместном отдыхе
3 Провести развлекательно-занимательные игры и конкурсы
3 Развивать ответственность за порученное дело
дата
мероприятия
Закрытие смены
цель
Провести интересное и организованное закрытие смены
задачи
« Жизнь в лагере»
Провести уборку территории и организованный отъезд
1 Провести организованное закрытие смены
Механизм реализации
1 Организовать трудовое участие в уборке терри-тории
2 Развивать творческие способности
результаты
1. Четкое соблюдение режима
примечание
1 Привлечь к выполнению конкретного задания
2 Формировать положительные эмоции в р-те просмотра ролика
2 Распреде-ление неболь-ших заданий
3 Формировать уважение между ребятами
2 Просмотр созданного ребятами ролика и фотовыставки о лагере
3 Организовать организованный отъезд
3 Провести развлекательно-занимательные игры и танцы
3 Четко продумать этапы отъезда
Взаимодействие с администрацией и работниками ДОЛ
должность
Ф.И.О
Начальник лагеря
Контактный телефон
Заместитель начальника по воспитательной работе
Заместитель по хозяйственной работе
Руководитель физического воспитания
Инструктор по плаванию
Заведующая библиотекой
Заведующая столовой
Комендант здания
Водитель автобуса
Распорядок работы кружков
Наименование
Руководитель(ф.и.о), телефон
Дни и часы работы
Спортивный инвентарь, игры, книги, учебные материалы, находящиеся в отряде
Отрядный уголок – одна из форм наглядного отображения жизни отряда.
Материалы, помещаемые в уголке, должны отображать деятельность отряда и постоянно обновляться.
Отвечает за оформление уголка редколлегия.
Пример информационных разделов:
День недели
Время суток
Погода
Непогода
Примечания
На смену вы можете составить еще накануне заезда, вместе со своим напарником. Вы знаете сроки смены, родительский день и общелагерные дела (если организаторы смены об этом позаботились). Включите все это в план, оставьте время на режимные моменты, запланируйте банные дни распланируйте оргпериод буквально по минутам. С таким планом, еcли к нему прилагается достаточный багаж отрядных дел, игр, праздников и вечеров, можно смело выезжать на смену. В конце оргпериода вы спланируете следующую неделю, заполняя свободные места в вашем плане - сетке соблюдая некоторые правила планирования,
План-сетку можно вывесить на отрядном вместе, чтобы ребята знали, что их ожидает. Эту сетку можно использовать, как отрядную карточку настроения, заштриховывая клеточку прошедшего дня цветом, соответствующим тому, насколько удачна по мнению отряда прошел день. Это можно решать на вечернем анализе дня.
Главное - не давайте детям скучать. Старайтесь не проводить с ними дела, которые они уже видели на других сменах или в других пагерях. Некоторые моменты плана могут называться "Вожатский сюрприз." Ребята уже будут ожидать от вас чего-то необычайно интересного. Сделайте так, чтобы дети не ныли: "Опятьтоже самое, надоело!" Это зависит от вас.
Виды планов отрядного вожатого в детском лагере:
Для дождливых регионов план-сетки еще подразделяют на:
Планы в лагере редко когда выдерживаются вожатым, но являются серьезным подспорьем в лагере для организации вожатым своей работы в условиях, когда просто продумывать свои действия уже некогда, а нужно уже просто что-то делать.
Примерный порядок составления вожатым план-сетки на лагерную смену:
Что можно еще учесть при составлении план-сетки:
В первую очередь на календарном плане отмечаются дни заезда и отъезда, а также родительский день (если есть, то как правило, воскресенье, ближайшее к середине смены).
Приезд детей в лагерь ещё не означает начало смены. Чтобы смена началась, её необходимо открыть. Официальное открытие смены можно провести на следующий день или через день после заезда. В последнем случае второй день можно посвятить подготовке к открытию, а также знакомству детей с лагерем и друг с другом. На следующий день после открытия смены можно устроить церемонию открытия лагерной спартакиады, спортивных соревнований между отрядами, которые будут проходить в лагере на протяжении всей смены.
За день до отъезда можно провести день самоуправления (в этот день дети старших отрядов выполняют функции вожатых), закрытие смены, вожатский концерт, прощальная дискотека и «королевская» ночь (ночной праздник с шутками, страшилками и всем на что хватит Вашей фантазии).
Перед родительским днём следует провести несколько творческих мероприятий для того, чтобы наиболее удачные выступления показать родителям на праздничном концерте, а также сделать банный день для того, чтобы дети встречали родителей чистыми и опрятными, а родители смогли забрать в город грязное детское бельё.
Настоящим праздником для детей является дискотека. С днями проведения дискотек лучше тоже определиться заранее. Например, их можно проводить два - три раза в неделю по средам, субботам и (или) воскресеньям. Внеочередные дискотеки можно устраивать после проведения таких ответственных мероприятий как день Сказки, Зарница или Кинофестиваль. Для подготовки к таким мероприятиям необходимо выделять дополнительный день и их не рекомендуется ставить на выходные, так как в эти дни к детям могут приехать родители.
Если на смену приходятся какие-нибудь праздники или памятные даты (день рождения А. С. Пушкина (6 июня), день Памяти (22 июня), день Ивана Купалы (7 июля)), а также интересные события (Пятница 13-е, солнечное затмение, открытие Игр доброй воли), то эти дни можно целиком посвятить данной теме (провести, так называемый, «тематический день»).
При составлении плана смены следует равномерно распределять умственную, эмоциональную и физическую нагрузку детей, то есть чередовать спортивные игры с интеллектуальными викторинами, а творческие мероприятия с прогулками в лес. Если какие-либо мероприятия требуют обязательного проведения на открытом воздухе, то таким мероприятиям необходимо придумывать замену на случай плохой погоды.
Составленный Вами план смены надо обсудить с детьми, выслушать их замечания и предложения и внести поправки. После того, как в одобренном детьми плане смены не осталось ни одной свободной клеточки, его можно повесить в отрядном уголке, красочно оформив.
Предварительное планирование смены.
Предварительное планирование смены - очень полезная работа. Вожатый, у которого есть план-сетка, более гарантирован от неудачи в сравнении с вожатым, рассчитывающим на экспромт и на авось. Если вы поехали в лагерь с планом, шанс, что у вас получится, очень высок.
Основа для эффективной работы в оздоровительном лагере - планирование работы вожатых. До выезда в оздоровительный лагерь вожатому необходимо разработать перспективный план. Это основа для его работы.
План - документ, в котором отражена система деятельности вожатого. Исходными данными для планирования могут служить следующие:
Для полноценного, творческого, запоминающегося и развивающего отдыха детей современный вожатый должен обязательно спланировать свою деятельность, ответив на вопросы «что? где? когда? кто? как? сколько стоит?». Это позволит составить эффективный план работы на смену, соответствующий следующим требованиям.
При планировании жизнедеятельности отряда нельзя забывать о режимных моментах и о том, что у каждого лагеря есть свой традиционный набор мероприятий, повторяющихся из года в год, которые необходимо включить в качестве базовых при составлении плана-сетки. Не стоит каждый день загромождать мероприятиями, их должно быть ровно столько, сколько можно выполнить.
Практика показывает, что на день целесообразно планировать не более 3 мероприятий: одно - с учетом хорошей погоды, второе - в случае плохой и одно запасное. Разумеется, общелагерные дела включаются в первую очередь.
Но не спешите. Наличие у вас плана - это еще не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование смены вместе с детьми. Согласитесь, решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того, - это не совсем справедливо. У детей тоже есть определенные представления о жизни в лагере, они тоже строят планы.
Какую бы форму привлечений детей к планированию вы ни использовали, на заключительном этапе при «верстке» плана не забывайте:
Советы планирующему свою работу в оздоровительном лагере
Привлечение к составлению окончательного плана детей.
Лучший план работы - план, одобренный, подсказанный детьми. И поэтому их обязательно надо привлечь к планирова¬нию смены. Согласитесь, решать все за детей, не узнав, а хотят ли они того, - это совсем несправедливо. Чтобы привлечь ребят к составлению плана отряда, можно использовать различные формы коллективного планирования.
Малышей можно привлечь, например, так: Разбейте ребят на группы. Вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке - название какого-то дела. У всех групп названия могут быть разными, а могут повторяться. Задача ребят - из пяти дел выбрать в план смены только два. Ребята могут обратиться к вам за разъяснением или советом. Но не навязывайте слишком откровенно свое мнение. На общем сборе дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела им привлекательны - пусть ребята учатся аргументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок командиров и на их глазах составьте план их дел, только что утвержденных всеми вместе.
Более старшим ребятам можно предложить при планировании тот же алгоритм действий, какой был у младших: карточки дел - обсуждение по группам и выбор - защита и утверждение на общем сборе и составление плана.
Другой способ совместного планирования называется “Разведка интересных дел”. Каждый ребенок становится “разведчиком”, разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание “обнаружить” интересные идеи для плана отрядной жизни. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в центре: начальник, старший вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатый младшего отряда и т.д. Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию, что они могут предложить интересного провести в отряде.
Следующим этапом в сюжете этой игры будет обработка разведгруппами полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведанных на “интересность” и утверждение плана.
Еще одной формой коллективного планирования может быть «Аукцион идей». Нарисуйте «деньги» (условные) или найдите предметы заменяющие (шишки, камешки, фантики). Ваша задача – продать с аукциона будущие отрядные дела. Вы будете давать характеристику каждому делу, а затем продавать. Только те дела, на которые дают наибольшие суммы, войдут в будущий план смены. При этом дети могут объединить свои капиталы.
А еще во время совместного планирования могут быть использованы такие формы:
Подходы к составлению плана на смену (с примерами) .
В первую неделю выбираются те дела, которые помогут максимально об-наружить и сделать очевидными для всех знания, умения, навыки, интересы и возможности каждого.
На вторую неделю – дела, помогающие объединиться ребятам в первич-ных коллективах на основе того, что они узнали друг о друге в начале смены.
На третью неделю – дела, которые помогают нам объединить весь лагерь в единое целое, всем почувствовать наши общие возможности и способность сделать сообща много полезного для окружающих нас людей, найти всем но-вые, обогащающие друг друга и каждого в отдельности, -связи, независимо от того кто в каком отряде.
В завершающий этап смены те мероприятия, которые доставят огромное удовольствие и желание встретиться еще раз.
План-сетка мероприятий пришкольного лагеря с дневным пребыванием.
1 день « День знакомств» Утренняя линейка Круг знакомства «Я+ТЫ =МЫ» | 2 день «День дружбы» Утренняя линейка Подготовка к открытию малых Олимпийских игр. «Я и Ты» - диагностика индивидуального стиля общения Итоговая линейка. | 3 день «О, спорт, ты – мир!» Утренняя линейка «Быстрее, выше, сильнее» - открытие малых олимпийских игр, спортивно-игровая программа. «В мире спорта» - викторина |
4 день «День чистоты» Утренняя линейка «К нам приехал Мойдодыр» - познавательно-игровая программа Подготовка к разработке экологических проектов «Мир эмоций. О пользе и вреде эмоций» - тренинг на развитие эмоциональной сферы детей | 5 день «Умелые руки» Утренняя линейка «Дело мастера боится» - знакомство с профессиями русских мастеров, мастер-классы по прикладному творчеству, проведение конкурса творческих работ. | 6 день «День сказки» Утренняя линейка Итоговая линейка |
7 день Страна «Светофория» Утренняя линейка «Знаток ПДД» - викторина «Самое дорогое – жизнь человека» - конкурс рисунковИтоговая линейка | 8 день «День вежливости» Утренняя линейка | 9 день «Я горжусь своей страной»
|
10 день «Джунгли зовут»
«Спасём и сохраним» - экологический форум, представление проектовОтрядные дела«Здесь сорнякам не прорасти!» - трудовой десант Итоговая линейка | 11 день «День таланта»
Итоговая линейка | 12 день «День сюрпризов»
|
13 день «Мобильный день»
| 14 день «Богатырская сила – сила воли, сила духа»
«В здоровом теле - здоровый дух» - викторина Итоговая линейка | 15 день «В гостях у Василисы Прекрасной»
Итоговая линейка |
16 день «День смеха»
Итоговая линейка | 17 день «Мы вместе сможем все»
«В том суровом 41-м…» - историко-патриотический час. «Основы безопасности жизнедеятельности» -эрудит-игра Итоговая линейка | 18 день «До новых встреч…»
«Минута славы» - праздничный концерт Торжественная линейка закрытия смены |