Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта. Психологические особенности мальчиков и девочек

14.07.2019

При воспитании детей младшего дошкольного возраста следует учитывать тот факт, что между девочками и мальчиками существует множество гендерных различий. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях В.В. Абраменковой , В.Е. Кагана , А.В. Либина , И.И. Лунина и других:

1. Физиологическое различия, которые заключаются в том, что мальчики проявляют больший интерес к движениям, стремление к лучшему результату, большую подражаемость взрослым. Они быстрее преодолевают страх, показывают большую ловкость и смелость, стремятся к усложнению материала, любят упражнения, требующие мышечных усилий. Их привлекают быстрые резкие движения и элементы соревнования. Девочки же овладевают двигательными навыками медленнее, но при этом их движения отличаются большей ритмичностью, чистотой и выразительностью.

2. Различия в развитии интеллектуальной сферы:

девочки лучше, чем мальчики, запоминают материал, предъявляемый как зрительно, так и на слух (слова, предложения, рассказы). У них наблюдается превосходство в богатстве словесных ассоциаций;

у мальчиков внимание более неустойчивое, у них более продолжительный период включаемости. У девочек более высокие показатели по избирательной устойчивости, объему и произвольности внимания. Кроме того, для девочек важна эмоциональная окрашенность информации, влияющая на усиление внимания;

3. В интеллектуальной сфере у мальчиков отмечают большую выраженность зрительно-пространственных способностей, а у девочек - вербальных (речевых) ;

девочки опережают мальчиков в темпах увеличения словаря, речевой активности и ясности речи, они начинают использовать предложения раньше мальчиков, в речи же мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия) ;

продуктивная интеллектуальная деятельность мальчиков обеспечивается преимущественно посредством затрат энергетического резерва, применением «условно силового» способа решения интеллектуальных задач, девочки же выполняют аналогичные задания на базе принципиально иных механизмов, так называемой самоорганизации, которые заключаются в своеобразной подстройке процессов регуляции к специфическим особенностям предлагаемых заданий .

4. Различия в общении. Мальчики более активны в разговорах со сверстниками своего пола (3-5 лет), при этом их общение часто имеет конкурентный характер. Девочки более активны в общении с матерью. На такое формирование речи детей, по мнению А.Л. Сиротюк, влияет отношение взрослых, которые, обращаясь к мальчикам, чаще всего используют прямые указания, а в разговоре с девочками употребляются чувственные слова .

5. Различия в развитии эмоциональной сферы:

у мальчиков и девочек выраженность эмоциональных реакций различна по времени: мальчики на эмоциональный фактор реагируют кратковременно, но ярко и избирательно, а затем их мозг перестает реагировать на воздействия, и они переключаются на продуктивную деятельность, а девочки, напротив, дают мощную эмоциональную реакцию, которая усиливается при повторном воздействии;

одним из наиболее значимых гендерных различий является большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками (факт преобладания агрессивности у мальчиков объясняется не только врожденными особенностями, а разными для мальчиков и девочек социально одобряемыми моделями поведения: в то время как агрессивные реакции у девочек считаются несоответствующими их полу, осуждаются и запрещаются, к агрессивным реакциям мальчиков взрослые относятся более снисходительно, рассматривая в них проявление силы, активности, умения постоять за себя) ;

у девочек, ярче, чем у мальчиков, выражена склонность к страху (количество страхов больше) ;

зависимость, застенчивость, боязливость и тревожность в большей степени присущи девочкам, однако, наряду с этим, мальчики в большей степени, чем девочки, склонны переживать разлуку с близкими людьми, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности .

6. Различия в интересах и предпочтениях, что особенно ярко проявляется в игровой деятельности детей. Как показывают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Броди, В. Хартуп и др.), в дошкольном возрасте наиболее значимы различия в сюжетно-ролевых играх: в тематике, содержании игр, предпочитаемых игровых сюжетах, ролях, игрушках. Мальчики наибольший интерес проявляют к играм героической, военно-приключенческой тематики, а также к строительным и конструктивным играм. Девочек же привлекают игры семейно-бытовой тематики («Дом», «Дочки-матери»). Т.А. Репина отмечает, что различия в игровой деятельности проявляются и в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по игре, а Т.В. Антонова выявила, что в играх девочки в большей степени ориентируются на партнеров по игре, а мальчики - на сам ход игры .

О.В. Дыбина отмечает различия в ориентации мальчиков и девочек в предметном мире, проявляющих интерес к разным сторонам окружающей действительности. Мальчиков привлекает мир техники, вещей, предметов, а девочек - взаимоотношения людей, предметы быта .

В этом возрасте дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я - мальчик, я - девочка.

Гендерное самосознание ребенка дошкольного возраста включает:

Внешность;

- «образ Я» (во времени - в настоящем и в будущем);

Установки (социума, собственные);

Роли (социума, собственные) .

Содержание гендерного сознания детей четвертого года жизни еще весьма ограничено, но является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей, поскольку они внутренне мотивированы на приобретение ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Поэтому при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями: т.е. мальчики должны принимать на себя мужские, а девочки - женские роли.

Главный вывод, который напрашивается при анализе эмпирического материала, касающегося исследованиям общего интеллекта, - отсутствие половых различии.

Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8-11 лет в решении невербальных задач (в частности, по субтестам Векслера «Завершение картинок» и «Сбор предметов» ) - в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. У мужчин наблюдается превосходство по общему интеллекту в возрасте после 38 лет.

По речевым способностям впервые превосходство мужского пола обнаруживается около 3 лет, своего пика оно достигает в 5-11 лет, а отдельные «всплески» преимущества наблюдаются в 14, 17, 29 и 41 год. Выделяются следующие группы показателей:

  • - артикуляция речи;
  • - ее декодирование;
  • - словарный запас;
  • - беглость речи;
  • - скорость чтения;
  • - понимание прочитанного;
  • - интеллектуальные показатели.

В этих результатах, пожалуй, выделяется интеллектуальный компонент. Преимущество мальчиков в артикуляции наблюдается только в 7 лет.

Превосходство девочек и женщин - гораздо более яркое как по количеству показателей, так и по возрастному диапазону. Превосходство женского пола начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, т.е. при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

Женское превосходство в вербальных, или лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста:

  • - девочки в младенчестве начинают говорить на 2-4 месяца раньше мальчиков;
  • - в 18 месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой же запас лишь к 22 месяцам.
  • - словарном запасе;
  • - речевой активности;
  • - ясности речи.

Девочки используют предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Они быстрее продвигаются в обучении чтению. Артикуляционные способности, т.е. более четкое произношение звуков девочек, в 1-м классе сравнимы с такими способностями мальчиков 2-го класса. В подростковом возрасте также отмечается незначительное преобладание языковых показателей девушек в артикуляции. Е. М. Данилович в своих исследованиях установила более высокий темп артикуляции у женщин по сравнению с мужчинами выявила.

Возможные причины явного превосходства девочек и женщин по речевым способностям:

Можно выдвинуть гипотезу о более раннем созревании девочек, но почему же тогда и в 84 года речь женщин меньше поддается инволюционным изменениям?

Возможно, дело в функциональной асимметрии мозга.

Фактор гендерной социализации, скорее всего, также играет свою роль: гуманитарные предметы традиционно считаются более «женскими», и еще в школе девочек ориентируют в первую очередь на них.

Математические способности. Прежде всего, многие результаты свидетельствуют об отсутствии половых различий. Это касается в основном вычислительных способностей, а также невербального интеллекта.

Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям.

Казалось бы, ничего драматичного здесь нет, тем более что никто не делал выводов о более низком интеллекте женщин: просто у одного пола обнаружилось преимущество в одном, у другого - в другом показателе. Однако в 1970-х гг. в психологии половых различий и в психологии женщины не было темы более спорной, чем тема математических способностей. Раздавались даже призывы запретить подобные исследования, которые якобы дискредитируют умственное развитие женщин. До сих пор эта проблема остается одной из самых спорных в психологии женщины, и по-прежнему раздаются нелепые призывы запретить подобные исследования.

Интересным представляется рассмотрение половых различий в проявлении эмоций у детей и взрослых. Плач и беспокойство у детей (группировка данных из книги Э. Маккоби и К. Жаклин). В большинстве случаев половые различия по этой характеристике отсутствуют. Их нет по частоте и длительности плача, по проявлениям беспокойства, по реакциям на присутствие и отсутствие матери или незнакомого человека, и это, по-видимому, естественно. Плач и беспокойство ребенка свидетельствуют о том, что он замечает изменения ситуации и эмоционально реагирует на нее.

Мальчики плачут чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Т. В. Бендас, предлагает считать плач мальчиков - «исследовательским», а девочек - «коммуникативным». Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте.

Анализ данных, касающихся страха, показывает, что в ситуациях, которые могут быть реально опасными для маленького ребенка, и мальчикам, и девочкам одинаково свойственно испытывать страх:

  • - при встрече с незнакомым человеком;
  • - подъеме па высоту;
  • - по реакции на необычные (яркие и жужжащие) игрушки и на громкий голос;
  • - по преодолению робости при необходимости отойти от мамы, чтобы получить привлекательную игрушку;
  • - по доведению во время первого посещения детского учреждения.

Эмоция страха позволяет адаптироваться в мире взрослых, настороженность перед опасностью - адекватная реакции. Но при этом ни в одном исследовании мальчики не испытывали и не демонстрировали большего страха, чем девочки. Напротив, девочки и девушки в большинстве ситуаций проявляли большую робость, чем мальчики.

О большой эмоциональности женщин свидетельствуют следующие эмпирические факты:

  • 1) большая тревожность женщин по сравнению с мужчинами;
  • 2) для девочек и женщин связь эмоции с межличностными отношениями является более значимой, чем для мальчиков и мужчин;
  • 3) женщины чувствительнее мужчин к тем негативным жизненным событиям, которые переживают их друзья и близкие;
  • 4) женщины более подвержены депрессиям;
  • 5) женщины чаще говорят о своих негативных эмоциях, таких как печаль и страх;
  • 6) положительные эмоции женщины пережинают более ярко;
  • 7) девочки и женщины не стесняются демонстрировать свои эмоциональные реакции;
  • 8) женщины превосходят мужчин в области невербальной экспрессии: они более точны в невербальном выражении эмоции и лучше декодируют невербальные эмоциональные сигналы других.

Косвенным свидетельством большей эмоциональности женщин являются данные о меньшей эмоциональности мужчин:

  • 1) мальчики и мужчины не стремятся показывать свои эмоции, особенно негативные;
  • 2) они эмоционально сдержанны даже с друзьями своего пола;
  • 3) они подвергаются более жесткой, чем женщины, регламентации со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний.

Существуют данные - об отсутствии гендерных различий в области эмоциональных переживаний: гендерное равенство в переживании профессионального стресса в организациях.

Иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: по переживанию таких негативных эмоции, как:

  • - гнев,
  • - презрение;
  • - отвращение;
  • - по точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих.

Наконец, можно говорить о существовании «мужских» и «женских» эмоции, т.е. эмоции, более значимых для определенного пола: для мужчин это в первую очередь гнев, а для женщин - печаль и страх.

Гнев (злость). В первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности этой отрицательной эмоциональной реакции у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Ученые объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

Склонность к переживанию гнева. Чем младше школьники, тем больше эта склонность выражена у лиц мужского пола, и чем старше школьники, тем больше она выражена у лиц женского пола.

Печаль. Л. В. Куликов выявил значимые различия в самооценке печали: у женщин она выше. Это же выявлено и М. С. Пономаревой с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков.

Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным.

Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций у школьников и школьниц разного возраста, проведенное М. С. Пономаревой, показало, что у девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей.

По данным Д. И. Захарова

Выраженность страхов

У девушек количество мнимых страхов в 6 раз больше, чем у юношей.

Радость. Не обнаружено четких половых различий.

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по:

  • - эмоциональной возбудимости;
  • - в меньшей степени - по интенсивности;
  • - еще в меньшей степени - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

Вспыльчивость (проявление эмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) - большая эмоциональная возбудимость лиц женского выражена у них больше, чем у мужчин.

Все дети развиваются по-разному. Учёными-психофизиологами получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.

У девочек значительно быстрее развиваются функции левого полушария, ответственного за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую форму памяти, рациональное мышление, положительные эмоции. А у мальчиков быстрее созревает правое полушарие, лидирующее в реализации непроизвольных интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Девочки лучше осознают свое поведение и умеют им управлять, осмысливать поступки в разных направлениях, чаще открыто радуются. У мальчиков наблюдается более медленное развитие левого полушария, что ведет к неразвитости сферы положительных эмоций, сказываясь в поведении, где легче и ярче проявляются отрицательные эмоции, даже некоторая агрессивность. Для мальчиков более значима эмоционально положительная оценка его деятельности, для девочек - отрицательная; для мальчиков важно «что» оценивается в его деятельности, для девочек - «кем» производится оценка; мальчики проявляют более низкие показатели понимания другого человека, поскольку у них «понимание» другого происходит через интеллектуальное сходство, у девочек - через эмоциональное сочувствие, сопереживание. Девочки редко переоценивают качества своей личности и дают адекватную или заниженную из-за большой критичности самооценку. Завышенная либо заниженная самооценка мальчиков связана, как правило, с низким уровнем оценки другого. Мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды; они более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, не уверены в себе и более агрессивны, чем девочки. Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают, у них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы. У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения; у девочек лучше развита мелкая моторика рук, поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение). Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского пола - рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола - это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности учителю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, следить за своей одеждой, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

Аспекты обучения

Мальчики

Использование языка

Произносят больше слов. Учат вслух, общаются с помощью языка, насыщенного деталями

Учат молча, в речи используется кодировка или жаргон

Абстрактное и конкретное мышление

Лучше воспринимают материал по учебнику с использованием конспекта

Лучше производят вычисления, лучше воспринимают материал, если он изложен на доске, используются наглядные пособия, знаки, символы. (методика В.Ф.Шаталова)

Дедуктивное и индуктивное мышление

При формировании понятий. Характеризуются индуктивным мышлением (постепенно расширяя базу формирование понятий). Из конкретных примеров строят общую теорию.

При формировании понятий. Склонны к дедукции. Процесс мышления начинается от общего к частному (показывают лучшие результаты в быстрых тестах с заданными вариантами ответов (быстрые дедуктивные умозаключения).

Логика и доказательства

Слушают лучше, запоминают многочисленные детали, меньшая потребность в контроле

Слышат меньше, чаще требуют четких доказательств, подкрепляющих высказывание

Внимание

Лучше справляются со скукой

Для удержания внимания требуют большого количества разнообразных стимулов.

Пространство

Ограничивается небольшим пространством

Стремится использовать большее пространство (даже на парте захватывает большие территории)

Чувствительность

Больше заняты личным самолюбованием

Их место в неофициальной иерархии существенно влияет на успешность обучения (уровень гормонов стресса повышается, если они чувствуют себя ненужными).

Положение в обществе влияет на успешность обучения незначительно

Если они лидеры, то кортизона, который заставляет мозг переключаться с интеллектуальной деятельности на преодоление стресса вырабатывается меньше

Движение

Не требуют большого количества движений

Движение помогает стимулировать мозг и снижает импульсивность поведения. Их движения естественны в замкнутом пространстве. Физкультминутки на уроке необходимы.

Символика

Предпочитают письменные тексты с картинками

Тяготеют к символам, диаграммам, графикам. Работа с картинками стимулирует развитое правое полушарие

Групповое обучение

Создают свободные объединения

Создают структурированные команды. Быстро выбирают лидера, тратят меньше времени на управление процессом работы в команде, ориентируясь на конечную цель.

психологический мыслительный подростковый

Е. Маккоби и К. Джеклин (Е. Maccoby, С. Jacklin, 1974) на основе анализа ряда экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Это они объясняют тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

К. Хорни (1993) пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. По этому поводу еще К. Батюшков писал: «Любить или ненавидеть! -им (женщинам. - Е.И.) надобна беспрестанная пища для чувств» 1 . Это находит подтверждение и в некоторых исследованиях. Так, В. А. Чикер и др. (1998) выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Л. В. Куликов (1997) отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.

Действительно, во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Правда, до сих пор не ясно, являются ли хотя бы некоторые из них врожденными или все эти особенности приобретаются в процессе специфичного воспитания мальчиков и девочек.

Различия в эмоциональной сфере мужчин и женщин многие психологи связывают именно с особенностями воспитания тех и других. Р. Сальваггио (1996) отмечает, что у женщин весьма желательны эмоциональная зависимость от противоположного пола, погруженность в «любовь» при запрете на открытое выражение чувств, проявление агрессии. Это создает у женщин мазохистскую установку. В то же время для мужчин все это достойно насмешек и позора. Согласно К. Юнгу, у мужчины в процессе его воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют.

Различия по тревожности. У младших школьников, по данным Л. П. Баданиной (1996), наблюдаются различия между мальчиками и девочками по ряду эмоциональных состояний. Показатели тревожности у мальчиков ниже, чем у девочек. Автор связывает это с тем, что девочки с большей осознанностью воспринимают роль школьника. Мальчики и девочки также различаются по доминирующим причинам тревожности (автор называет их видами тревожности). У девочек школьная тревожность доминирует в 7-9 лет, а в 10 лет уступает свое место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего, чем у мальчиков, количества невротических реакций наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть, тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков семи лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8-9-летнем возрасте. При этом у мальчиков уже в 9 лет показатели самооценочной тревожности начинают сравнивать-

Батюшков К. Сочинения. - Архангельск, 1979 - С. 329.