«Дядя тебя не обидит»: Как научить ребенка не разговаривать с незнакомцами. «Не кричать, а уходить»: Правила детской безопасности Чтобы ребенок не разговаривал с незнакомыми

26.09.2019

Три года - возраст переломный, даже если оставить в стороне пресловутый кризис «я сам». Именно сейчас родители отдают отпрысков в детский садик - начинается первый этап «взрослой» жизни. Но так уж повелось, что в школу детей усиленно «готовят», а в детский сад - нет. Возможно, первые «приступы» самостоятельности у наших детей создают иллюзию, что они уже все понимают: стоит им сказать, что детский сад - это их «работа», и они поймут, легко войдут в детский коллектив и будут с удовольствием общаться с «коллегами». Однако на деле…

Экстра или интро?

Как вы думаете, что должен уметь ребенок, чтобы начало детсадовской жизни не было связано с истериками, слезами и даже невротическими расстройствами? Правильный ответ - общаться со сверстниками и со взрослыми. И зачастую мы ожидаем от своего чада открытости и инициативы в общении - ведь дома он такой бойкий! Но в садике он вдруг становится застенчивым, стесняется подойти к детям на площадке, прячется за вашей спиной, отворачивается от воспитательницы… Недоверие к чужим людям в наше время у детей встречается куда чаще, чем готовность подойти к любому незнакомцу. Но если ваш малыш плачет при попытке незнакомого взрослого заговорить, молчит, когда чужой ребенок предлагает ему вместе поиграть, помогите своему крошке «социализироваться» - адаптироваться к новой среде, к новым условиям, научиться общаться с посторонними людьми. Притом сделайте это до того, как малыш пойдет в садик.

Вспомните свой первый визит в детский сад, спросите у родителей, как вы вели себя, когда вас впервые оставили в группе. Попросите супруга - пусть и он напряжет память и расскажет, как проходило его «боевое крещение». Многие психологические черты «переходят по наследству», и если кто-то из родителей был застенчивым, малообщительным, то, возможно, ваш малыш унаследовал это.

Однако даже если вы знаете, что сами были душой компании, не стоит бить тревогу и требовать от сына или дочки, чтобы те общались, общались и еще раз общались. Наши дети очень разные. Если ваше чадо - экстраверт, то есть живет «вовне», черпает информацию об окружающем от других людей, ему будет трудно играть самому, и он найдет себе партнеров по игре. Ну а если детка - интроверт, то есть живет «внутрь», информацию об окружающем получает через свои переживания, он охотно будет играть в одиночку, не испытывая при этом дискомфорта. У экстраверта, как правило, нет проблем в общении - ему скорее нужно будет учиться самостоятельной произвольной деятельности. Во время учебных занятий он будет лучше усваивать материал, если учитель организует игры, «соревнования» с другими детьми. Интроверту же нужно будет научиться общаться с окружающими взрослыми и детьми. И в учебе у него другие мотивы: соревнование с самим собой. Каждый психотип имеет право на существование. И нужно смириться с тем, что даже социально адаптированный интроверт никогда не будет столь же коммуникабельным, как его «зеркальный» тип.

Знакомиться готовсь!

Как же вести себя, чтобы малыш без затруднений вливался в коллектив? Не нужно избегать поездок в гости, на праздники, устраивайте «детские комнаты» с соседскими детьми, приглашая их в гости. Даже застенчивые малыши потихоньку «оттаивают» и учатся общению: радуются новым игрушкам, обществу друг друга. Показывайте пример знакомства уже тем, что при ребенке заговаривайте с другими взрослыми и детьми. И, конечно, с раннего детства введите в обычай прогулки на игровые площадки, где будет возможность пообщаться с разными детьми. Даже для годовалого малыша такая прогулка - целая школа познания. Где еще он научится делиться своими игрушками или просить у кого-то понравившуюся лопатку? Где еще узнает, как выстроиться в очередь у горки, чтобы все могли покататься, как отвоевать свой совочек и как попросить разрешения покатать чужой самосвал, как спасти от разрушения только что слепленный куличик и как познакомиться с этой славной девочкой, у которой нарядная кукла и добрая бабушка, как рассказать о случившемся, чтобы мама не назвала тебя ябедой…

Если же время первого похода в детский садик неминуемо приближается, а вы обнаружили, что ваш малыш не умеет знакомиться и общаться с другими детками, в первую очередь - успокойтесь! Ваши переживания, даже выраженные не словами, а движениями, взглядами, вздохами - источник напряжения для ребенка. Если вы видите, что он хочет поиграть, но не знает, как подойти к «незнакомцу», подойдите вместе с ним, скажите: «Давай спросим у мальчика, как его зовут и можно ли с ним поиграть». Так ребенок получает опыт начала общения.

С пользой для дела

Как еще вы можете помочь своему ребенку? Прежде всего - организуйте для него игры с игрушками и со знакомыми взрослыми и детьми.

Игры для расслабления

В обычную утреннюю гимнастику включайте упражнения для чередования напряжения и расслабления. Это нужно делать для того, чтобы на уровне движений ребенок смог запечатлеть расслабленное состояние. Если у человека мышцы расслаблены - за этим следует и психологическое снятие напряжения.

«Штангист». Пусть ребенок представит себе, что он поднимает тяжести, а потом расслабленно «отдыхает», бросив штангу.

«Надуватель шаров». Ребенок «надувает шар», а потом отдыхает. Он может быть и шариком: его надувают, он все больше напрягается, а потом воздух резко выходит, а «шарик» медленно расслабляется.

Игры-тренировки

Знакомство игрушек с котенком. Дайте ребенку игрушку (например, котенка), лучше такую, которая надевается на руку. Разложите разные игрушки на диване. Пусть котенок знакомится с ними. Поясните ребенку ритуал знакомства: нужно поздороваться, сказать, как тебя зовут, спросить, как зовут его. И можно предложить что-то сделать вместе, например, поиграть.

Для детей постарше игру можно усложнить: после того, как новый знакомый назовет свое имя, нужно ласково это имя повторить (для того, чтобы лучше запомнить его, и для отработки навыка интонационной речи).

Групповые упражнения

Конечно, невозможно приобрести навыки общения вне коллектива. Потому используйте все ситуации, в которых ваш малыш может познакомиться с новым ребенком. Возьмите на себя роль массовика-затейника - предложите деткам, уже знакомым между собой, поиграть в «знакомство», или просто организуйте игру со всеми детьми на площадке.

Знакомство со зверюшками. Предложите детям «стать» зверюшками (зайчиками, белочками, ежиками). Пусть придумают себе имена и познакомятся друг с другом. Даже застенчивые детки смогут раскрепоститься и рассказать что-то о себе: ведь через игру детям легче отрабатывать навыки знакомства.

Знакомство с выдуманными детьми. Это более сложное упражнение. Предложите детям выбрать или придумать себе новые имена. Потом малыши должны перезнакомиться, рассказать что-то о себе «новых». Следующий этап - разыгрывание различных ситуаций знакомства.

Знакомство с девочкой, у которой есть кукла (мальчиком, у которого есть машинка). Вести игру будете вы сами. Взрослый: «Давайте поиграем. Кто-то из нас будет девочкой, которая пришла на площадку с куклой (назначить ребенка на эту роль). А остальные с нею будут знакомиться».

Пусть дети сами придумают, какие слова нужно сказать. Потом можно поменять роли. Пусть тот, кто был «девочкой», скажет, у кого лучше получилось с ней познакомиться. Взрослый может корректировать высказывания ребят: «Меня зовут Сережа. А тебя как? Давай поиграем!"…

Знакомство с мальчиком, который пришел без игрушек. Для застенчивого малыша еще труднее войти в общую игру, если он не может предложить другим деткам даже игрушку. Пусть тогда они сами проявят инициативу и помогут ему войти в игру. Если ваш малыш застенчив и оказывает помощь в знакомстве еще более скромному сверстнику - это дает неоценимый опыт. Что нужно учесть: обычно «безигрушечный» ребенок - грустный. Как нужно познакомиться? «Тебя как зовут? Меня - Оксана. Хочешь со мной поиграть?»

Знакомство с девочкой, которая не хочет знакомиться. Три года - возраст отрицания. Часто дети на какие-то предложения или вопросы отвечают «нет» не потому, что не хотят чего-то делать, а просто из чувства противоречия. Это - достаточно трудное упражнение. Не ожидайте, что ребенок сам придумает выход из этой ситуации. Чаще всего отказ знакомиться вызывает разочарование. Но это упражнение можно использовать для того, чтобы подобная ситуация в реальности не стала неожиданной для ребенка. Предложите детям познакомиться с девочкой, которая молчит в ответ (не говорит, как ее зовут, не хочет играть). Подскажите ребенку, что нужно сказать: «Хорошо, когда тебе станет скучно, приходи к нам».

Конечно же, если ваш малыш попал в такую реальную ситуацию, вы ему поможете - хотя бы своим увлеченным участием в игре. А пока подобные игры воспитают в ребенке терпение, способность откладывать и ожидать выполнения своего желания. А карапуз, который несколько минут назад не хотел знакомиться, может подойти и какое-то время наблюдать, а потом молча присоединится к вам. Через некоторое время можно еще раз спросить, как его зовут.

Когда мы учим ребенка ритуалу знакомства, и он повторяет его, «знакомясь» с игрушками, воображаемыми и настоящими детьми, важно еще настроение, с которым малыш произносит знакомые слова. Ведь если сказать «Давай с тобой играть» с угрюмым выражением лица, если показать, что ты боишься, то другие детки вряд ли захотят играть с тобой. Потому во время игры обязательно обращайте внимание ребенка на то, что лицо должно быть добрым, голос - веселым и приветливым. Пусть малыш потренируется. А на площадке с другими детьми можно тренироваться «знакомиться» с разным настроением (грустным, веселым, сердитым) - пускай кроха сам выберет, какое знакомство ему больше понравилось.

Тихоня, который больше любит играть один, или маленький лидер и предводитель в любой детской компании? Характер и уровень социализации становится заметен уже в самом юном возрасте, практически сразу, как только ребенок начинает контактировать с другими детьми. Кто-то уже в 3 года с легкостью находит общий язык с любым человеком, а другой и в 6 лет стесняется и прячется за маму при каждом новом знакомстве. Как научить ребенка знакомиться и заводить новых друзей?

Почему ребенок не знакомится?

Мамы и папы нередко начинают бить тревогу, если ребенок не хочет знакомиться с другими детьми, и даже обращаются к детским психологам. Специалисты, конечно, помогут быстрее выявить причины проблемы и найти ее решение, но родители и сами в состоянии это сделать. Достаточно понаблюдать за ребенком и пообщаться с ним.

Трудности при знакомстве у детей могут возникнуть по следующим причинам:

  • Трудная адаптация к новым условиям и новому окружению. Ситуация очень распространенная среди детей дошкольного возраста — с одной стороны, все новое кажется им притягательным, а с другой — вызывает недоверие и страх.
  • Природная стеснительность. Скромным и стеснительным детям непросто завести новые знакомства, даже если они хотят расширить круг друзей. Обычно таким малышам сложно самим сделать первый шаг, но в процессе непосредственно общения они быстро раскрепощаются.
  • В окружении ребенка нет интересных ему детей. Малыши, как и взрослые, могут быть очень избирательны, и вполне вероятно, что ребенку просто неинтересно общаться с окружающими его детьми.
  • Ребенок — «чистый» интроверт. Такие дети чувствуют себя комфортно в «своем мире». Они не видят потребности в общении с другими ребятами, поэтому и знакомятся неохотно. Давить на ребенка в такой ситуации не стоит — у него может появиться недоверие к родителям и даже может проявиться .
  • Неудачный опыт. Возможно, ранее ребенок уже проявлял инициативу, но тогда новое знакомство не оправдало надежды. Или и вовсе предложение познакомиться было отвергнуто или осмеяно.
  • Ребенку не хватает самостоятельности. Не исключено, что малыш просто привык надеяться на помощь родителей. Он и не стремится завести новые знакомства, т.к. ждет, что за него это сделают родители или потенциальный товарищ.

Учим ребенка знакомиться

Первым делом, родителям нужно спросить у самого ребенка, почему он отказывается знакомиться со сверстниками. Естественно, делать это нужно деликатно, ненавязчиво, чтобы у ребенка не появилось ощущение, что он в чем-то виноват. Поднимать тему лучше во время обыденной беседы, когда малыш максимально расположен к разговору. Вопросы должны быть наводящими — не скучно ли ему, нравятся ли ему ребята, с которыми он уже общается, хотел бы поиграть с другими детьми и т. д.

В некоторых случаях проблему нежелания знакомиться с новыми ребятами решить легко. Если ребенок говорит, что ему просто не нравятся, например, товарищи по игровой площадке, стоит поискать другую площадку, записать его в спортивную секцию или кружок по интересам, где можно будет найти новых знакомых. Следует понимать, что велико, и от выбранного окружения во многом будут зависеть его интересы, поведение и даже моральные ценности.

Если же причиной всему стеснительность и страхи, родителям нужно будет помочь ребенку и поддержать его, поэтому важно сохранять терпение и ни в коем случае не ругать за неумение самостоятельно заводить новые знакомства. Наоборот, нужно уделять ребенку больше внимания — больше общаться с ним, раскрепощая в процессе непринужденных бесед на самые разнообразные темы. Так он поймет, что общение — вполне естественный и интересный процесс.

Как помочь ребенку преодолеть страх перед новыми знакомствами?

  • Репетируйте сцены знакомства дома. В процессе игры дети не только раскрепощаются, но и становятся более восприимчивыми к новой информации. Используя кукол или мягкие игрушки, разыгрывайте классическую сцену знакомства, причем инициативу передайте ребенку.
  • Не бойтесь содействовать новым знакомствам. Интровертам необходима помощь в социализации, поэтому мамы и папы могут помочь ребенку найти новых друзей. Приглашайте в гости знакомых и коллег с детьми, знакомьте ребенка с другими ребятами на игровой площадке и обязательно поддерживайте любое желание .
  • Читайте сказки и смотрите фильмы о дружбе. Рассказанные в них истории помогут понять важность дружбы и, наверняка, простимулируют желание ребенка завести новые знакомства.
  • Подавайте правильный пример. Если в вашей семье не принято принимать гостей, встречаться с друзьями и знакомыми, то и у ребенка может не возникать желания знакомиться с ровесниками.

Со временем ребенку станет проще самостоятельно устанавливать контакт с окружающими. Возможно, он еще не готов проявлять инициативу, но по мере взросления ситуация изменится, и новые знакомства не будут вызывать ощущение дискомфорта. Главное — поддерживать ребенка и помогать ему постепенно преодолевать социальные страхи.

А ваш ребенок легко находит новых друзей, или вы помогаете ему в этом? Стоит ли, на ваш взгляд, принимать участие в детской социализации? Делитесь мнениями и опытом в комментариях.

Для каждого человека очень важно иметь много знакомых в своей жизни, одни могут чем-то помочь, другим можно помочь самому, а кто-то станет не просто знакомым, а настоящим другом и верным спутником жизни. Но знакомства нужно уметь заводить с самого детства. Так как научить ребёнка заводить знакомства? Порой это очень сложно, особенно, если ребенок с юных лет стеснителен и неразговорчив. Наступило время вступать родителям, чтобы помогать своим детям. Только опытный человек сможет научить ребёнка заводить знакомства.

Почему так важно ребёнку уметь знакомиться.

Детство – нелегкая пора для многих детей, когда дело касается знакомства. Если ребёнок умеет заводить знакомства, ему значительно легче не только в своем возрасте, но и в дальнейшем. Новый знакомые могут помочь, стать друзьями или быть просто отличными людьми, с которыми хочется поговорить. Дети часто чувствуют себя подавлено и расстроено, потому что с ними никто не дружит или не общается. Но чаще всего причина в том, что ребенок своим неумением заводить знакомства отталкивает других детей от себя. Родителям стоит научить ребенка заводить знакомства правильно. Это поможет, если в школе придется столкнуться с хулиганами: знакомые всегда заступятся за вашего ребёнка и смогут дать отпор хулигану.

Советы родителям о том, как научить ребёнка заводить знакомства.

Не всегда можно сказать ребёнку: «Подружись с кем-нибудь» и забыть про обучение общению. Согласитесь, что вы не подойдете к человеку на остановке и не станете с ним беседовать, да и вас могут при этом принять за сумасшедшего. Потому, когда учите ребёнка заводить знакомства, ожидайте ответа: «А как это сделать?». Вот как можно помочь ребёнку правильно знакомиться:

1. Можно подойти к компании играющих ребят и попросить присоединиться к ним. Чаще всего дети с удовольствием принимают новеньких, узнают кто он и откуда. Это самый простой вариант знакомства. Только важно, что бы ваш ребёнок при этом знал, как играть в ту игру, которой заняты другие дети;

2. Подскажите ребёнку, как важно похвалить нового или будущего знакомого. Например, если девочка в садике хочет подружиться с другой девочкой, она может сказать, как ей понравилась ее игрушка, платье или прическа;

3. Очень важно подготовить ребёнка к возможному отказу. Ребята могут не взять вашего ребёнка в свою компанию по разных смешным причинам, вроде как: «у нас целая команда», «мы его не знаем», «мы только вдвоём играем» и пр. Ваш ребёнок должен это понимать и спокойно переносить такие отказы. Можно после этого прогуляться до другого двора и попробовать найти знакомых там;

4. Если у вас сын, ему стоит знакомиться с ровесниками, чтобы взрослые мальчишки не восприняли его как ребенка. Если же у вас дочка, она может присоединиться к любой компании: в младшей будет за старшую, с ровесниками станет столь же интересной, а со старшими девочками будет центром внимания;

5. В том случае, если у ребёнка есть возможность познакомиться с кем-то из компании заранее, будет еще лучше, он может подойти к знакомому ребенку и благодаря ему познакомиться с остальными;

6. Старайтесь общаться с семьями у кого есть дети того же возраста;

7. Обязательно похвалите ребёнка за его попытку завязать знакомства с другими детьми. Даже если попытка неудачная, необходимо его поддержать: похвалите за попытку, прогуляйтесь вместе и купите мороженое или шоколадку.

Малышей нужно учить дружить. А понятие дружбы очень обширное. Это и умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению других людей, и желание приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым. Интересно, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и, увы, огорчений тоже. Ведь без мелких ссор и обид не обходятся ни одни человеческие отношения. И хорошо, когда у малыша уже сложился какой-то устоявшийся круг друзей-приятелей. Но ведь бывает, что кроха попадает в новое место, в новую обстановку, например, приезжает к бабушке в деревню или отправляется с родителями на море. И здесь все опять нужно начинать сначала: знакомиться с незнакомыми ребятишками, заводить с ними пусть и мимолетные, но очень важные для малыша дружеские отношения. Ведь одному ох как скучно! Давайте поможем нашим малышам правильно строить свои отношения с другими ребятишками и с самого раннего возраста преподнесем им уроки дружбы.

Песочница, как школа дружбы

Да, именно на детских площадках самых обычных дворов приобретают наши малыши и малышки первый опыт межличностного общения. Попробуй-ка тут, покомандуй, как дома! А во дворе на первое место выходят суровые законы жизни. Ну, не такие уж и суровые, если разобраться. Но совком по голове вполне можно схлопотать... И даже если вы не очень любите гулять у детской песочницы и слушать разговоры других мамочек "за жизнь", время от времени это просто необходимо делать ради малыша. Вполне возможно, что вам удастся отыскать мам-единомышленниц, с которыми будет очень интересно обсуждать перспективы развития детской дружбы. Но даже если нет, направьте свою энергию на совместные игры со своим и соседскими ребятишками. Наука игры со сверстниками – важный и полезный навык, который вы таким образом сможете привить своему ребенку . Наблюдать за играющими крохами – одно удовольствие. И уже сейчас, в самом раннем возрасте, можно заметить некоторые особенности поведения того или иного малыша. Вот этот карапуз – душа компании, он словно магнитом притягивает к себе ребятишек, и они с удовольствием поддерживают начатую им игру. А вон тот тихоня сосредоточенно лепит куличики в сторонке, поглядывая исподлобья на компанию. И на любые попытки вовлечь его в совместную игру, сердито отворачивается и прижимает к себе ведерко и лопату. А вот эта девчушка с не по-детски серьезным личиком внимательно наблюдает за игрой других детей и вмешивается только тогда, когда, по ее мнению, кто-то поступил несправедливо по отношению к другому. Этакий миротворец растет. Наблюдать за малышами очень интересно. И если вы внимательно проследите за играми своего малыша с другими детишками, вы сделаете для себя массу полезных открытий. Прежде всего, нужно немного представлять себе особенности развития детских взаимоотношений. Так, малыши до двух-трех лет, как правило, не умеют самостоятельно взаимодействовать друг с другом. Их очень интересуют другие дети, им нравится за ними наблюдать, рассматривать их, комментировать их действия, трогать руками. Они с удовольствием играют рядом с другими малышами . Рядом, но не ВМЕСТЕ. В этом возрасте только взрослый может попытаться вовлечь малышей в какую-то общую игру. И при некоторых усилиях вполне можно организовать совместное строительство песчаного домика, игру в мячик, или "кошки-мышки" и прочие "бегалки" и "ловишки". А вот повзрослевшие малыши играть вместе могут. Но у них не всегда это получается. Вот две девчушки "кормят" куклу и укачивают ее в детской коляске. А уже через 5 минут обе пронзительно кричат и тянут несчастную "дочку" в разные стороны. Нужно ли вмешиваться родителям? В этой ситуации – да. Но не с криками: "А ну, прекратите сейчас же! Ира, отдай куклу Насте! Вы что, не можете играть нормально?!" Ну, и в таком духе. Не нужно "выяснять отношения" и разбираться кто начал первый, кто прав и кто виноват. Лучше подойдите к девочкам, присядьте рядышком и пожурите драчуний: "Вот, какая у вас хорошая доченька. Как ее зовут? Маша? Посмотрите, она же плачет. Ей больно, когда ее тянут за волосики. Давайте сначала Ирочка будет ее мамой, а ты, Настя, будешь доктором. И Ира приведет к тебе дочку лечиться. А потом мамой будет Настенька..." Дальше можно немного поиграть с девочками, направляя игру в нужное русло. Подобным образом можно урегулировать практически любой детский конфликт, давая детям понять, что удобный для всех выход найдется всегда. А вот силовые методы разрешения детских конфликтов недопустимы. Даже если кто-то из малышей толкнул и ударил другого. Крик, шлепки и прочие "воспитательные" меры родителей лишь утвердят детей во мнении, что сила – главное оружие для выяснения отношений. Не нужно выяснять, почему Саша толкнул Дашу или засыпал ей глаза песком. Может быть, он это сделал случайно, а мы накинемся на него с обвинениями. Лучше присесть возле Саши, обнять его и рассказать спокойно и дружелюбно о том, что песок в глазах – это больно и неприятно. "Обидел ты Дашу, она плачет. Не нужно обижать других деток. Разве тебе будет приятно, если Даша точно так же поступит с тобой? Она первая тебя толкнула? Может, она сделала это случайно? Ты думаешь, что специально? Тогда нужно было просто попросить ее, чтобы она не толкалась, а не сыпать песок. Посмотри, какая она хорошая девочка! У нее такие красивые волосики, бантик... Давай извинимся перед ней, скажем: Даша, не обижайся, Саша постарается так больше не делать. Дадим Даше поиграть твоим самосвалом?" С эмоциональными и задиристыми ребятишками нужно проводить время от времени подобные беседы, учить их понимать чувства других детей, показывать, как решать конфликты без применения силы. Часто малыши обижают друг дружку еще и потому, что, в силу возраста, просто не понимают, что причиняют другому боль. И наша задача все это им объяснить. Но, не стоит вмешиваться в разрешение детских конфликтов слишком часто. Дайте возможность ребенку и самому попытаться найти правильный выход. В большинстве случаев, малыши неплохо с этим справляются. А приобретенный таким образом опыт по истине бесценен. Позже можно обсудить с ребенком причину конфликта, подумать, правильно ли малыш поступил, похвалить маленького дипломата за верное решение.

Учимся знакомиться

Умение знакомиться – это, пожалуй, одна из первых ступенек на пути детской дружбы. Может ли ваш кроха подойти на детской площадке к незнакомому мальчику или девочке и познакомиться? Есть малыши, которые делают это легко и свободно без всякой помощи со стороны родителей: "Девочка, тебя как зовут? Аня? А меня Маша. Это что у тебя, кукла? А у меня смотри, какой заинька есть! Давай поиграем, как будто они поехали на море..." Все, знакомство состоялось, игра завязалась. А есть ребятишки, которые в силу природной застенчивости стесняются подойти к играющим малышам и предложить дружбу. Чаще всего, это связано с особенностями психики того или иного ребенка . Все люди делятся на экстравертов и интровертов. Понятно, что в чистом виде эти два психотипа встречаются редко, но многие черты прослеживаются у каждого из нас уже с раннего детства. Малыш-экстраверт черпает информацию об окружающем мире от других людей, общение стоит у него на первом месте. Как правило, он не любит одиночества и в большинстве случаев предпочтет коллективную игру индивидуальной. Ребенок-интроверт наоборот больше любит проводить время в гордом одиночестве, играть самостоятельно., а информацию об окружающем получает из своих собственных ощущений и переживаний. У открытого экстраверта обычно не бывает проблем с общением, он сам ищет возможности завязать новое знакомство. Зато ему непросто занять себя самостоятельно. А вот если у вашего малыша прослеживаются черты интроверта, имеет смысл приложить некоторые усилия и помочь крохе научиться знакомиться, общаться, дружить. Одним словом, помочь ему стать более коммуникабельным. Сделать это можно многими способами. Прежде всего, вам помогут любимые игрушки малыша. Поиграйте с крохой в игру "Знакомство". Пусть, как будто, зайка (его озвучивает малыш) играет в песочнице, а мишка (за него говорите вы) хочет с ним познакомиться. Покажите малышу возможные варианты знакомства: как подойти, что сказать. Потом поменяйтесь ролями, пусть первым "знакомится" малыш. Объясните крохе, что предлагая кому-то дружбу, нужно непременно улыбнуться этому человеку. Если подойти к девочке или мальчику с угрюмым и сердитым лицом и пробубнить что-то типа: "Давай дружить", вряд ли это возымеет должный эффект. Уместно вспомнить сказку о крошке-еноте и его замечательной улыбке, которая помогла подружиться даже с "тем, кто сидел в пруду". Проиграйте разные ситуации. Что, если на предложение познакомиться, другой ребенок ответил отказом? Нужно рассердиться? Обидеться? Конечно, нет! Просто сказать ему: "Если захочешь поиграть со мной, приходи. У меня есть интересные игрушки..." А как поступить, если, скажем, зайка качается на качелях, а мишка тоже хочет покачаться. Что делать? Прогнать ли зайку с качелей, попросить ли уступить место, подождать или, может, предложить покататься вместе? При помощи игрушек можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации, подкорректировать некоторые сложности в его поведении. Подобные ролевые игры объяснят крохе все гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.

На собственном примере

Если в какой-то семье не принято ходить в гости и устраивать у себя дома веселые праздники, если взрослые всевозможным поездкам и путешествиям с друзьями предпочитают сидение дома у телевизора, если у мамы нет преданных подруг, с которыми приятно иногда поболтать за чашкой кофе, а для папы все окружающие разделяются лишь на людей, полезных или бесполезных для бизнеса, можно не сомневаться, что велика вероятность того, что подобную модель поведения унаследует и их ребенок . Дети многое постигают, многому обучаются, глядя на нас. И если мы сами - люди веселые и общительные, если у нас есть настоящие друзья, с которыми мы периодически встречаемся, если кроха видит наше неподдельное участие в жизни друзей, наше желание прийти друг другу на помощь, то это будет лучшими уроками дружбы, которые мы сможем преподнести нашим детям. Вообще, любое воспитание малыша начинается с общения с ним. И чем больше мы будем говорить с ребенком на самые разные темы, тем лучше. Почаще рассказывайте крохе о своих друзьях детства, о том, как вы познакомились, как развивалась ваша дружба, во что вы играли, повествуйте о ваших детских выдумках и проделках и даже о ваших ссорах и разногласиях. Во-первых, ребенку всегда очень интересно узнать о том, какими были мама и папа в его возрасте. А, во-вторых, при помощи таких рассказов можно без нотаций и нравоучений разъяснить малышу многие непростые вопросы о взаимоотношениях с другими ребятишками. Покажите ребенку на собственном примере, что дружить – это здорово! Полезным уроком для самых маленьких будет то, как мама относится к их друзьям и подружкам. Почаще заводите с крохой разговоры о его товарищах из детского сада или компаньонах по песочнице, выражайте свое позитивное отношение к ним: "А как поживает твоя подружка Вика? Хорошая девочка, правда? А почему давно не было видно Дани? Он заболел? Ой, как жаль. Он такой добрый и веселый! Ну, ничего, скоро он поправится, и вы опять будете вместе играть..." Поощряйте малыша запоминать имена своих первых приятелей, обращайте его внимание, как вас огорчает, если кто-то из них давно не выходит гулять. Так, постепенно, малыш будет учиться относиться к знакомым детям не просто, как к случайным участникам игр, а как к людям для себя значимым, с которыми хочется встречаться, играть, дружить...

Целый мешок приятелей

Во времена нашего детства у нас, как правило, не было недостатка в приятелях. Мы начинали самостоятельные прогулки во дворах гораздо раньше наших собственных детей. Мы играли в дворовые игры, которые сами по себе были замечательным пособием, научившим нас взаимовыручке, дружескому участию, показавшем пути решения споров и конфликтов. Наши же малыши очень часто подобного опыта лишены. Что поделать, окружающая действительность диктует нам свои условия, и мы вынуждены принимать правила игры. Но это вовсе не значит, что малыш-дошкольник, особенно не посещающий детский сад, должен быть лишен опыта первой детской дружбы. Мы просто обязаны дать ему возможность усвоить многие навыки общения в дошкольном возрасте. Ведь малышу , который не умеет дружить и общаться со сверстниками, будет очень непросто "влиться" в школьный коллектив. С самого раннего возраста можно и нужно устраивать для своего малыша "сеансы совместной игры" с другими ребятишками. Не важно, будут ли это малыши ваших друзей или "коллеги" по песочнице, но будет очень здорово, если вы заведете традицию приглашать их в гости и ходить в гости к ним. Нередко бывает, что подобные, "культивированные" отношения со временем перерастают в настоящую дружбу. Но, даже если это и не произойдет – не беда. Главное донести до сына или дочурки основные правила дружеских отношений, привить самые первые моральные качества. Можно вместе проводить всевозможные праздники, отмечать детские дни рождения, устраивать "культпоходы" в театр, цирк, музей, зоопарк, всевозможные прогулки и экскурсии, и просто собираться время от времени, чтобы поиграть в веселее игры. Обращайте внимание малыша, как приятно сделать что-то хорошее для друга. "Сегодня к нам в гости придет Илюша. Давай вместе испечем вкусное печенье к его приходу. Вот как ему будет приятно!" Или: "Давай сделаем красивую открытку на День рождения Кати и выберем для нее самый лучший подарок. Она же твоя подружка! Ты ведь хочешь ее порадовать?" Не возражайте, если ребенок захочет пригласить домой кого-нибудь из знакомых ребят, чтобы поиграть. Наоборот, всячески поддерживайте такое стремление. Имейте в домашнем арсенале игр такие, в которые ваш малыш сможет поиграть со своими друзьями: всевозможные лото, игры-ходилки с кубиками и др. Находите время хоть иногда поиграть вместе с ребятами. Это даст вам неоценимую возможность понаблюдать за отношением вашего малыша со своими приятелями, поможет выявить возможные проблемы в общении и укажет пути решения их этих. Не пресекайте желание ребенка взять в садик, на танцы или, скажем, на занятия в развивающую группу, несколько лишних конфет, чтобы угостить своих друзей. Щедрость – это тоже одно из составляющих дружбы. А в преддверии праздников (Новый год, 8 марта и т.п.) не забудьте вместе с малышом порадовать его друзей небольшими подарочками.

Знай меру!

Просто удивительно, сколько в наших маленьких шустриках заложено энергии для игр, беготни, движения. И в дружбе они порою так же энергичны. "Ма-ма-а-а! Давай пойдем в гости к Ли-и-зе-е-е! Ну, пожа-а-а-луйста! Я хочу с ней поиграть, она же моя самая лучшая подружка!" Многим родителям знакомы подобные детские мольбы. И слова о том, что вы уже были у Лизы в гостях в воскресенье, а вчера она приходила к вам, и сегодня все утро кроха проиграл с ней на улице, не приводят ни к какому результату. Малыш хочет все время проводить со своими любимыми подружкой или другом. И это, в общем, похвально. Но, мера должна быть во всем, даже в дружеском общении. Точно так же, как мы учим малыша вежливости или аккуратности, мы должны научить его быть не навязчивым по отношению к другим людям. В конце концов, у Лизы могут быть какие-то свои дела. И, очень может быть, она совсем не захочет играть именно сейчас. Подобные вещи нужно объяснять малышу снова и снова, подбирая подходящие слова для каждой конкретной ситуации. Почаще напоминайте ребенку , что ходить в гости без приглашения не очень прилично. И если малыш вновь и вновь настаивает на визите в гости, поинтересуйтесь, а приглашали ли его? Точно так же научите сына или дочурку не приставать чрезмерно к людям на пляже или во время любого другого пребывания вне дома. Ведь нередко бывают такие ситуации: отдыхает на пляже семья с ребенком, а неподалеку расположилась другая семья с таким же малышом. Один из ребятишек приходит "в гости" к другому, они знакомятся, и начинается веселая "возня". И все хорошо, но, часто, подобные "визиты" затягиваются. Мама с папой рады, что кроха "пристроен", но ведь стоит учитывать и интересы других людей. Объясните малышу , что прежде, чем присоединиться к чужой компании, нужно обязательно спросить разрешения не только у ребенка , но и у его родителей. И засиживаться слишком долго не стоит. Первое время за этим придется следить вам. Но постепенно малыш и сам почувствует меру, научится быть деликатным и не назойливым.

Сказки спешат на помощь

Вот уж о чем написано, наверное, больше всего детских книжек и песенок, снято мультфильмов и художественных фильмов для детей, так это о дружбе. И вы вполне можете взять их на вооружение, сделать своими союзниками и помощниками. Ведь ваша задача, как родителей, не навязать малышу свое понимание дружбы и свои взгляды на то, что есть хорошо, а что плохо. Ваша задача сделать так, чтобы малыш сам разобрался в этом, постиг своим собственным умом. И именно хорошие книги, фильмы, мультики преподнесут крохе важные, добрые и, главное, доходчивые уроки, заставят задуматься о том, как здорово иметь в жизни настоящих друзей и как важно самому быть хорошим, преданным другом. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным. Вот, например, мультфильм "Самый большой друг" по замечательной сказке Софьи Прокофьевой. Посмотрите вместе с малышом этот мультфильм или прочитайте сказку. Пусть малыш сделает очень важный вывод: самый большой друг не тот, кто больше всех, а тот, кто в беде приходит на помощь. Мультфильм "Мой друг зонтик" и "Сказка о жадности" по книжкам Г.Сапгира тоже отличные "воспиталки" для малыша. И как забыть поучительные истории В.Сутеева "Мешок яблок" и "Палочка-выручалочка"? А всем отлично известные и очень-очень любимые "Крокодил Гена" и "Приключения Буратино"? После просмотра того или иного мультфильма или прочтения книги полезно дать возможность малышу самому подумать над сюжетом и определить кто прав, а кто нет, кто поступил хорошо, а кто не очень и почему. Обсуждая некоторые ситуации, спрашивайте ребенка , чтобы он сделал в том или ином случае. И вот еще что. Старайтесь не осуждайте друзей малыша даже если они вам не очень нравятся. Уважайте выбор вашего ребенка , он имеет на это право. Подобный опыт тоже полезен для малыша. Он научит его отличать искренность от притворства, а доброту от подлости. Если вы правильно воспитываете кроху, ваше позитивное влияние наверняка перевесит чашу весов. Постарайтесь организовывать встречи ребенка с другими ребятишками. Со временем он разберется, что к чему. А, может, новый друг не так уж и плох, как кажется маме? Приглашайте его в гости, общайтесь с ним. Пройдет немного времени, и все встанет на свои места. Психологами давно замечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Так что пусть в вашей семье царит мир и любовь, а у крохи будут самые лучшие, самые преданные друзья!

Одна из основных ошибок родителей - попытаться запугать ребенка, вместо того чтобы научить его основам безопасной коммуникации. Самое первое правило, которому мы учим детей, - не разговаривать с незнакомыми, ведь они могут украсть, причинить вред, сделать больно. В результате мы получаем напуганного ребенка, при этом не умеющего противостоять потенциальной опасности. Вместо того чтобы научиться общаться и выстраивать границы, говорить «нет» и быть уверенным в себе, ребенок начинает бояться вообще окружающих. Другой вариант развития событий - ребенок вообще не усваивает это правило: не так просто осознать разницу между знакомым и незнакомым. Если ты общаешься с детьми на детской площадке, можно ли говорить с их родителями? А с другими взрослыми на той же площадке? Как определить, кто родитель, а кто нет? Если человек назвал тебя по имени, он уже знакомый?

The Village поговорил с Ольгой Бочковой, руководителем Академии детской безопасности Safekids Academy , о том, как научить детей безопасному поведению и какие навыки для этого необходимо привить детям и их родителям.

- Вообще, готовы ли взрослые помочь незнакомому ребенку?

Недавно мы провели эксперимент «Не волнуйся, мама». В эксперименте приняли участие 38 детей в возрасте от 4 до 11 лет. Сценарий: незнакомый человек уводит ребенка из магазина или с площадки фактически на глазах других родителей и детей. Результат: 28 из 38 детей ушли, причем произошло это в течение считанных секунд. Аргумент, с помощью которого уводили детей, мы не раскрываем по понятным причинам. Тем не менее общая картина выглядит устрашающе.

Одна из вещей, поразивших во время эксперимента, - то, что взрослые, видя, что что-то происходит, никак не реагируют. Максимум уводят с площадки своих детей. Один папа качал на качелях своего ребенка. За это время с соседних качелей наш «незнакомый человек» увел троих детей. А мужчина вообще никак не отреагировал.

Этот эксперимент был не первым. И всегда ситуация одинаковая - люди не реагируют. Даже если все происходит заметно, очевидно. Только один раз вызвали полицию. Но ведь полиция - это долго. Намного проще схватить за руку здесь и сейчас. Спросить ребенка, знает ли он этого человека. Так что важно вообще менять культуру отношения к безопасности: учить не только детей, но и взрослых.

- Сейчас вы ведете такие тренинги по безопасному поведению для детей и их родителей. Почему вы вообще взялись за это? Считаете, родители сами не в состоянии научить детей правильному поведению на улицах?

Когда я решила заняться темой детской безопасности, я сдружилась с одной американской организацией. И мне очень понравился их подход. У нас в обществе еще не назрела эта потребность: родители не знают и не думают о том, что маленького ребенка можно и нужно научить безопасному поведению. Они уверены, что достаточно объяснить через страх, что может случиться. В Штатах же, конечно, знают, что страшные вещи случаются. Но не пугают ими детей, а дают конкретные инструменты безопасного взаимодействия, определения потенциально опасной ситуации и ухода от нее.

- Но как вообще рассказать, зачем соблюдать некие правила поведения, если не объяснить, чем чревато их несоблюдение? Как тогда аргументировать необходимость следования правилам?

Дело в том, что аналитический ум - это прерогатива взрослых людей: мы хотим знать предысторию, причину и последствия. У детей все устроено немного иначе. Маленькие дети очень доверяют родителям. Им вполне достаточно того, что так сказала мама. И это нормально. Мы даем набор правил безопасного поведения: не трогать горячее, не выбегать на дорогу, определенным образом вести себя с посторонними людьми. Вполне достаточно объяснить, что если мы не знаем человека, то не можем предугадать заранее, как он себя поведет. Так что безопаснее переспросить родителя.

Детям постарше уже можно рассказать больше. Что бывают люди, которые делают плохие вещи. Но, на самом деле, их не много. Нужно быть осторожным, потому что по внешности и поведению человека невозможно понять его настоящие намерения.

Чтобы ребенок понял это, с ним нужно работать. Нужно дать ему возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицательный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей.

Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным.

Как вообще ребенок должен реагировать на окружающих? Вот он подрос, начал сам ходить из школы домой, в магазин, на дополнительные занятия. Взрослых вокруг много, ситуации общения возникают постоянно. Ребенок уже один, но при этом еще не до конца уверен в себе. Он же все еще считает взрослых более важными, умными и главными. Как ему правильно себя вести, если к нему обращаются?

Первый и главный момент - это то, что где бы ни находился ребенок, он должен знать, где у него безопасный тыл, куда ему безопасно убегать. Если он вышел из школы - возвращаться обратно в школу, если из дома - домой. Если он один в городе - в ближайший магазин, людное место, где можно обратиться к сотруднику учреждения.

Для проигрывания такой ситуации мы используем на тренингах взрослых. Спрашиваем их: если есть выбор, к кому на улице обратиться с вопросом или за помощью, к другому взрослому или ребенку, к кому вы обратитесь? В ответ всегда звучит: к взрослому. И дети слышат это. А если нет взрослых, а есть только ребенок, что тогда? Одни отвечают, что к ребенку не обратятся в любом случае, другие - что только с простым вопросом вроде: «Где здесь, как пройти?». Это - в пределах безопасной коммуникации. Когда можно коротко ответить «в той стороне» - и уйти.

Мы учим держать и физическую дистанцию. Ребенок должен понять, на каком расстоянии от человека ему комфортно находиться и научиться не подпускать ближе: важно объяснить ребенку, где заканчивается его личное пространство и что вторжение другого человека в это личное пространство - тревожный звонок.

- Не правильнее ли научить ребенка кричать, когда он чувствует опасность?

Наверное, большая часть родителей предпочли бы такой вариант. В этом есть что-то победное: ребенок закричал, и его спасли, а похитителя поймали. Но это не похоже на правду в реальности.

Как психолог и как тренер, я не думаю, что ребенок будет кричать. Даже взрослому трудно крикнуть. Да и до последнего не ясно, нужно ли это делать. Поэтому и учить его нужно не кричать (он все равно этого не сделает), а правильно уходить. Учить надо тому, что для ребенка естественнее и скорее будет использовано.

- Что вообще чаще всего случается с детьми на улицах города?

Чаще всего это даже не похищения, а преступления против детей, по большей части, сексуального характера. Причем это могут быть и незнакомые, и знакомые люди. И иногда знакомые даже опаснее: сосед по дому, взрослый, с которым здороваются на улице родители. Именно поэтому нужно делать упор не на «не говорить с незнакомыми», а на выработку определенных навыков и правил безопасного общения в целом, с любым человеком.

- Расскажите, пожалуйста, про эти правила. Чему нужно научить ребенка?

В первую очередь это «подумай» и «спроси». Мы идем не от запрета конкретного действия, потому что ситуации могут быть слишком разными. Мы идем от общих принципов. Безопаснее всего спросить родителя.

Подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то».

- И до какого возраста ребенок должен спрашивать? Они же постепенно взрослеют. Подростка уж точно не заставишь спрашивать разрешения.

По-хорошему, чем дольше, тем лучше. Просто постепенно «спросить» перерастает в «предупредить». Да, подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то». Ребенка нужно учить предупреждать, а родителя – слышать и благодарить за соблюдение этого правила.

- Этому вы тоже учите на тренингах?

Да, обязательно. И мы всегда приглашаем совместно детей и родителей. Они работают в парах. Почему важен родитель? Потому что он должен уметь сказать ребенку «спасибо» за то, что тот спросил и предупредил. За каждое уточнение «можно?» нужно говорить ребенку «спасибо». Благодарить за соблюдение договоренности, правил. Причем не хвалить - в похвале есть что-то иерархичное, как будто родитель оценивает действия ребенка, - а благодарить. Это более равная позиция.

- Как же быть с самостоятельностью? Когда-то же ребенок должен взрослеть и сам принимать решения.

Развитию самостоятельности это не мешает. Ребенок сам решает, что он будет делать. И ставит в известность родителя. Он принимает решение, он о нем уведомляет. И тут наши родители совершают еще одну очень частую ошибку. Они начинают ругать ребенка за то, что он пошел не туда, сделал не то. Но ведь в следующий раз ребенок просто не предупредит и не расскажет. А значит, выслушав нравоучения, он начнет вести себя не более безопасно, а, наоборот, подвернется лишней опасности.

Недавно в интернете ходила история о том, как папа с сыном договорились о специальном сигнале: если у ребенка что-то не так, и он не может об этом открыто написать, он присылает СМС-кой определенный значок. Например, смайлик с «поцелуйчиком». Так, оказавшись в неприятной ситуации, он может попросить помощи, даже когда открытый звонок родителям воспринялся бы окружающими в штыки. И получив сигнал, родитель уже сам звонит с вопросом: «Ты нам срочно нужен. Где ты? Мы сейчас подъедем». Согласитесь, выглядит совсем иначе. Ребенок имеет возможность сбежать, не став при этом предметом насмешек.

- А это не слабая позиция? Бежать, жаловаться родителям?

Что очень важно и о чем забывают наши родители, - это то, что необходимо учить ребенка уходить от проблемы. У нас ведь что зачастую слышишь? Получил - дай сдачи. То есть родители учат конфликту. Но почему бы в той ситуации, когда ты уже «получил», не сообразить, что дальше может стать хуже. Может стать реально опасно и закончиться, как угодно. Что есть моменты, когда нужно просто уйти. Всегда может найтись противник сильнее. Или несколько противников. Может, и здорово выглядит образ «наказания хулигана». Но ведь может статься и так, что в итоге сам и пострадаешь. И ради чего?

Мы учим, как не реагировать на провокацию, агрессию. Как не допустить вспышки конфликта и контролировать свои эмоции. Отдавать себе отчет в том, что злишься, но сейчас уйдешь от конфликта, потому что он может представлять угрозу. Особенно это важно во взаимоотношении со сверстниками, для предотвращения буллинга, травли.

- То есть учить не столько защищаться, сколько анализировать ситуацию и прогнозировать последствия?

Именно. На тренингах мы как раз обыгрываем разные ситуации, показываем разные исходы, проигрываем ситуации травли, когда все кричат на одного. Это дает возможность почувствовать себя и тем, кого травят, и агрессором. Понять, как ты будешь выглядеть, если ты уйдешь, если не ответишь. Что будешь чувствовать ты, что будут чувствовать окружающие. Мы проговариваем, какой из вариантов самый конструктивный.

Важно вообще менять культуру отношения к безопасности. Учить не только детей, но и взрослых.

- Как заговорить с ребенком о безопасности? Когда начинать объяснять?

Нужно с самого малого возраста показывать все на своем примере, с объяснениями. Например, чем меньше ребенок, тем чаще его угощают на улице. Объясните, что если угостили, посмотри на маму, она скажет - можно или нет. Также важно при ребенке показывать недопустимость нарушения личных границ. Многие жалуются, что малышей часто трогают, треплют за щечки. И родители в гневе срываются на оскорбления и недовольство. В то время как намного конструктивней просто сказать «пожалуйста не надо, нам это неприятно». Спокойно и уверенно. Цель - не рассказать окружающим, что мы думаем о них, а избежать конфликта и неприятной ситуации. Таким образом мы даем ребенку инструмент. Показываем, как он сможет сделать то же самое. Ведь оскорбить взрослого он все равно не сможет. А научиться спокойно возразить - вполне.

- В нашем детстве дети часто гуляли одни, сейчас же родители не выпускают на улицу даже школьников. Как вы считаете, мир правда стал опаснее?

Я не думаю, что стало намного опаснее. По крайней мере, мое детство не было таким уж безопасным. Вспоминаю разные истории, о которых просто не знали мои родители. Потому что родителям было страшно сказать. Да, число преступлений растет, но растет и количество людей в городе. И в целом сейчас работает больше правил, за ситуацией больше следят. Если раньше эксгибиционист мог гулять по улице достаточно долго, сейчас это все-таки пресекается.

Растет осведомленность. Раньше знали, что происходило во дворе и о чем писали в газетах. А в газетах писали далеко не обо всем. Теперь есть интернет, мы знаем очень много. И больше боимся. Есть в этом свои плюсы, есть и минусы. Опять же, преступники стали изощреннее: раньше заманивали на конфетку, потом на щеночка, теперь зовут к маме. Потом придумают еще что-нибудь.

Именно поэтому мы не пугаем детей конкретными ситуациями, а учим безопасным принципам поведения в целом. Приемам, которые сработают в любой ситуации, с какими бы новыми словами не подошел тот самый «незнакомый».

Чему нужно научить ребенка:

1. Держать безопасную дистанцию. Повторяющиеся попытки ее нарушить - это сигнал опасности.

2. Уточнить у взрослого, которому доверяешь. Если не спросить разрешения, то хотя бы поставить в известность.

3. Оценить ситуацию. Помнить: взрослый никогда не попросит помощи у ребенка, а родители никогда не пошлют за ребенком незнакомого.

4. Уходить в безопасное место. Домой, в школу, в любое учреждение (например магазин).