Ребенок кричит, не слушается родителей и психует: что делать и как реагировать на непослушание — советы психолога. Если ребенок не слушается. Как реагировать на непослушание

26.08.2019

Как долго родители ждали этого момента - крохе исполнилось 4 года. Недосказанность, недопонимание, детское непослушание и кризис 3х лет уже позади. Начинается новый этап - без истерик и капризов. Но что-то пошло не так, по-прежнему малыш не слушается и делает назло. Почему так происходит и как действовать в таких ситуациях?

Почему ребенок не слушается в 4 года

Данное явление может быть последствием кризиса 3 лет . Малыш боролся за самостоятельность, получил ее и теперь не знает что с ней делать. Кроме этой причины, можно предположить еще несколько.

  • Недостаток внимания. В этом возрасте, очень важно установить с крохой близкие доверительные взаимоотношения. Самое главное - демократический стиль воспитания и отсутствие неуважительного отношения со стороны мамы и папы. Ребенок не слышит и не слушается из-за существования конфликтов в семье.
  • Недооценивание малыша . Очень распространенная ошибка родителей - критика и сравнение своего чада с другими детьми.
  • Появление нового члена семьи . При рождении второго ребенка, большая часть родительского внимания отдается ему, а вот старшему приходится ревновать маму и папу к младшему братику или сестричке. На фоне ревности, 4 летний ребенок не слушается и становится неуправляемым.
  • Незаслуженные замечания или даже наказания .

Как вести себя если ребенок не слушается

Очень важно понять маме и папе, что малыш уже взрослый, а значит относится к нему следует совершенно по другому. То, что крохе было нельзя в 3 года, становится разрешено в 4. Рассмотрим основные нюансы воспитания в возрасте 4-х лет.

  1. Запреты.

Чадо начинает усваивать нормы поведения и морали и для этого он должен не только знать, что дозволительно, а что запретно, но и осознавать, почему это нельзя. Одним словом, маме нужно объяснять, для чего это не стоит делать, ведь малыш уже взрослый и способен понимать какие последствия вызовут его действия.

Когда ребенок не слушается вообще, формулируйте запреты правильно. Они должны быть понятными и логичными.

Справка! Не стоит использовать тяжелую, для детского понимания, лексику. Например, можно сказать: «Мы идем на улицу, перед этим необходимо одеться, чтобы не замерзнуть». Согласитесь, что такая формулировка лучше, чем «идем на улицу, а ну-ка быстро одевайся!»

Вместе с этим, существует ряд фраз , которые произносить по отношению к детям, родителям не рекомендуется. Что это за словосочетания и как сделать, чтобы малыш вырос личностью со своим собственным мнением, можно узнать посмотрев это видео :

  1. Наказания.

Если ребенок балуется, не слушается и нарушает запреты, к нему применяются наказания, равносильны содеянному.

ВНИМАНИЕ ! Физическое наказание психологами не приветствуется.

Как правильно наказывать

  • При выборе способа будьте справедливы.
  • Не злоупотребляйте своим положениям родителя.
  • Не ругайте и не наказывайте ребенка при посторонних.
  • Принимайте решение на «холодную голову».

Если малыш в 4,5 года не слушается, к нему можно применить такие варианты наказания: исправление содеянного, лишение привилегий, наделение дополнительными обязанностями, извинения.

Даже если ребенок в 4 года не слушается, дерется и всячески капризничает, психологи не советуют наказывать за:

  • любовь к познанию;
  • особенности в поведении ребенка (психиатрические заболевания, неврозы и.д.);
  • за любое проявления эмоций;
  • индивидуальные особенности крохи (невнимательность, неспособность четко произносить слова и т.д.)

Почему нельзя использовать физические наказания по отношению к детям, как выбрать правильный метод, который поможет понять малышу, что нужно прислушиваться к родителям, а также, минимизировать риск возникновения психологической травмы? Рекомендуем посмотреть данное видео , где психологом озвучены основные правила наказания детей:

Малыш вообще не слушается, что делать

  1. Укажите на то, где он провинился или сделал неправильно, объясните, что так делать не нужно и предложите крохе исправить ситуацию.
  2. Если малыш вас не хочет слушать, напомните ему о наказаниях, и, если это потребуется, примените одно из них.

ВНИМАНИЕ! Не стоит переносить наказание на другое время! Кроха потом может не вспомнить и не понять из-за какого проступка его наказывают в этот момент.

  1. Если ребенок все также не слушается, агрессивный и капризный, оставьте его на некоторое время. Пусть он продолжает безобразничать, но потом, когда он успокоится и придет в себя, проинформируйте, что он сегодня вел себя плохо, не реагировал на ваши слова, а значит он наказан.

Какой вариант наказания использовать, если ребенок в 4 года не слушается? Комаровский Е.О. дает множество советов, узнать которые можно посмотрев это видео.

Что делать, если ребенок не слушается?

Любой родитель хотя бы раз в жизни сталкивался с непослушанием своего любимого чада. Однако не все знают, как правильно и без ущерба психике обеих сторон пережить данный период.

Как правило, детишки своим непослушанием хотят выразить протест либо показать то, что они уже взрослые и способны сами решать, что им делать. И не стоит в это время угрожать или наказывать их, так как такой может привести к неприятным последствиям в будущем.

Для того чтобы разобраться в вопросе: - необходимо изначально понять причины и выяснить, как с ними справляться.

Наиболее распространенные причины непослушания детей

Что делать если ребенок не слушается? Причина первая - Проявляется в период перехода ребенка с одной ступени развития на другую. При этом он приобретает новые способности, знания, навыки и умения. В такие кризисные моменты ребенок порой сам не знает, чего хочет, или знает, но родители по определенным причинам против. Все это вызывает у него раздражение, непослушание, протест и дикое недовольство по отношению к себе и к окружающим.

Такие тяжелые жизненные ситуации вы должны преодолевать бок о бок со своим ребенком. Не оставлять его одного с проблемами, так как он не сможет с ними справиться самостоятельно.

Что делать если ребенок не слушается? Причина вторая - запреты и требования

Огромное количество иногда противоречивых требований. Такой подход к воспитанию детей неправильный, так как у ребенка могут появиться дополнительные страхи, чувство отчаяния и стресс. Как правило, это приводит к вранью и недоговоренности со стороны ребенка. Данная причина провоцируется самими родителями. Ребенок - это личность, с мнением и желаниями которой необходимо считаться. Не нужно из него делать то, что вы хотите видеть. Запреты, навязывание своих взглядов и мыслей приведет лишь к тому, что ребенок рано или поздно захочет от вас убежать. Тем самым вы можете нанести ему не только но и подтолкнуть к совершению неправильных поступков. Он будет делать то, что вы когда-то запрещали, и ему будет абсолютно неважно, почему вы это делали. Если вы самостоятельно не способны разобраться с этой проблемой, то в срочном порядке обращайтесь к специалистам. Они дадут ценные советы по воспитанию вашего ребенка, и вы сможете исправить предыдущие ошибки.

Почему ребенок совсем не слушается? Причина третья - неожиданное проявление строгости

Если ребенок не слушается маму, то, значит, раньше вы не относились серьезно к вопросу непослушания детей и давали ему свободу действий. Согласитесь, для них будет странным внезапное проявление агрессии и строгости по отношению к их проделкам. Не ждите теперь послушания и хорошего поведения. Многие родители допускают непростительные ошибки, которые могут вызвать нарушение психического самочувствия ребенка. Ни в коем случае не кричите на него, не бейте и не угрожайте. Ведь это вы виноваты в сложившейся ситуации, а не он. Это вы довели до того, что ребенок перестал признавать ваш авторитет.

Что делать если ребенок не слушается?

Причин великое множество. Но вывод всегда один: вы должны научиться правильно вести себя с ребенком и понимать его. Лишь после этого ваша семья начнет жить в гармонии и без конфликтов.

Что делать? Конечно, хотелось бы отреагировать так, чтобы ребенок «забыл» о капризах, сделал, как нужно взрослому, и при этом все были бы довольны. Но ребенок – не марионетка.

Ребенок не слушается. Не желает одеваться, убирать свои игрушки, тянет с приготовлением уроков или снова пришел позже, чем вы сказали. При этом ведет себя не лучшим образом: кричит и плачет либо, «набычившись», отказывается с вами разговаривать…

Что делать? Конечно, хотелось бы отреагировать так, чтобы ребенок «забыл» о капризах, сделал, как нужно взрослому, и при этом все были бы довольны. Но ребенок – не марионетка. И хотя за взрослым сохраняется ведущая роль, во многих случаях у ребенка должно быть право голоса. Думается, что хорошим результатом было бы сознательное выполнение ребенком того, что кажется вам столь важным. И, конечно, сохранение позитивных отношений между вами!

Способ № 1: ГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ РЕБЁНКА

Пожалуй, основное и первое, что нужно сделать в такой ситуации, – назвать чувства ребенка. Замечательно об этом написали в своих книгах американские авторы Фабер и Мазлиш: «Дети могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать им». Просто назовите чувство, которое, по вашему мнению, испытывает ребенок. Если вы ошибетесь, он вас поправит! Но признание чувств – первый шаг к сотрудничеству.
Скажите, например: «Это обидно отрываться от интересной игры, чтобы пойти кушать (спать)». Или: «Иногда так хочется еще отдохнуть и погулять с друзьями!»
Если вы признали и назвали чувства ребенка, это не означает того, что вы после этого должны разрешить ему не есть кашу, не убирать игрушки, не делать уроки и т. д. Признание чувств – лишь этап, но этап важный, настраивающий вас обоих на сотрудничество.

Способ № 2: ОТВЛЕЧЕНИЕ

Этот способ хорошо работает только с очень маленькими детьми, и лучше всего – в 1,5–2,5 года. Дальше его тоже можно применять, но он уже не является основным. Если малыш плачет и упорно отказывается что-то делать, то можно попробовать переключить его внимание на что-то другое. Посмотреть в окно на птиц или машины, начать заниматься чем-нибудь очень интересным у него на глазах, бодро рассказать стихотворение, показать что-то очень привлекательное… Вариантов масса. После того как малыш успокоится, можно вернуться к ситуации, которая привела к непослушанию. Очень много шансов, что теперь малыш не будет столь упрям.

Способ № 3: СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!

Это тоже способ для маленьких детей, он хорошо работает до 4–5 лет. Не хочешь делать что-то? Давай вместе с тобой этим займется любимая кукла или мишка! Вместе можно и кашу есть, и в садик одеваться, и в ванную идти, и спать ложиться. Детям очень нравятся «живые» игрушки-перчатки, надеваемые родителем на руку. Так можно устроить целое представление и с удовольствием сделать то, что было предметом спора. Игра – естественное состояние для дошкольника, и такой прием тут же переключает ситуацию.
Самое главное, что уходит конфликтная атмосфера, противостояние и ребенок и родители начинают сотрудничать. Но стоит отметить, что этот прием перестает работать, если применять его слишком часто. Ребенок начинает подозревать, что им манипулируют с помощью игры. А также следует помнить, что даже у дошкольника нужно формировать разумное, обдуманное послушание. Поэтому игровые методы применять можно и нужно, но в сочетании с остальными.

Способ № 4: ПРЕДОСТАВЬТЕ ВЫБОР!

Этот способ работает с самого малого возраста и, пожалуй, не теряет своей актуальности. Вместо того чтобы выдвигать прямое требование («Ну-ка, за уроки, и без разговоров!»), предоставьте ребенку выбор! «Ты предполагаешь начать делать уроки сейчас или через полчаса?», «Ты хочешь надеть в садик красное платье или синее?» Заметьте, вы не ставите под сомнение, нужно ли идти в сад или выполнять задания. Вы позволяете ребенку выбрать способ, как сделать то, что не обсуждается. По мере того как ребенок взрослеет, нужно давать ему возможность самому очерчивать варианты, из которых он может выбирать.

Способ № 5: ОТСРОЧКА, ИЛИ «ТАЙМ-АУТ»

Этот способ заключается в том, что вы «откладываете» ситуацию на некоторое время. Его можно применять далеко не всегда – он не подходит, если ситуация требует быстрого реагирования. Но иногда ваш с ребенком спор касается вопросов, которые могут возникнуть лишь в будущем или являются «мировоззренческими». Например, он требует разрешить ему больше играть на компьютере или же позже возвращаться домой. Или настаивает, что будет гулять один. Или требует есть не 3, а 5 конфет в день.
Иначе говоря, речь идет о спорах, которые можно и не разрешать сию минуту. Если вы понимаете, что вам не удается убедить ребенка в своей правоте, или же начинаете сомневаться в своей первоначальной точке зрения, предложите ребенку взять «тайм-аут». Скажите, что вам нужно все обдумать, и вы поговорите об этом позже (назовите когда). И уж не забудьте о своем обещании!

Способ № 6: УБЕЖДЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Есть ситуации, в которых родители считают особенно важным, чтобы ребенок поступил именно так, а не иначе. Они касаются вопросов безопасности, а также соблюдения норм нравственного поведения. Обычно такие разговоры происходят после эпизода «неправильного» поведения ребенка, которое он не хочет признавать.
Убеждение – это еще не требование. Убеждение – это способ передать ребенку собственную точку зрения на ситуацию, объяснить, почему нужно поступать именно так. Почему нужно стоять, когда горит красный свет, и ни в коем случае не вырывать свою руку. Почему нужно идти к столу, когда вся семья уже в сборе. Почему нельзя пойти с незнакомым человеком, пообещавшим показать маленьких щенят. Почему, почему, почему…
Но длинные монологи взрослых, не предполагающие активного участия ребенка, имеют весьма невысокую эффективность. Хорошо, когда взрослый не только старается убедить ребенка, но и обсуждает с ним ситуацию. Обсуждать – значит вести диалог. Обсуждать – значит побуждать ребенка к тому, чтобы он обдумал ситуацию и сам нашел несколько способов поведения в ней.

Способ № 7: ТРЕБОВАНИЕ

Есть ситуации, когда применимо строгое, бескомпромиссное требование. Если ребенок играет со спичками или балуется на краю обрыва, тут вряд ли подойдут отвлекающие приемы, уговоры и убеждения. Как и в ситуации, когда ему пришло в голову щекотать гостям ноги под столом или же выкрикивать что-то на представлении в театре.
Сначала нужно со всей строгостью прекратить «безобразие», а уж потом вести беседы. Вы коротко высказываете требование («Прекрати…» или «Сделай…») и, если есть время, даете предельно краткое пояснение – почему: «Опасно играть со спичками (баловаться у обрыва)».
Требованиями, конечно, не стоит злоупотреблять. Но и применяются они не столь редко, и чем младше ребенок, тем, пожалуй, чаще. Ведь круг опасных ситуаций для него пока не очерчен, а значит, взрослый действительно «знает лучше». И только после того, как опасная или неловкая ситуация преодолена, нужно ее обсудить.

Способ № 8: НА МЕНЯ ЭТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!

Открытый протест, истерики, нытье, споры ребенок использует как средство, чтобы ему все же разрешили то, что хочется, или не заставляли делать то, чего он не желает. Таким способом ребенок порой прибегает к манипуляции вами.
Натренировавшись, вполне можно различать искренний обиженный плач и манипуляторный плач «посмотрите-как-я-несчастен». Во втором случае нужно сказать ребенку, что его приемы на вас не действуют и ваше мнение остается неизменным. И главное, быть последовательными: не разрешили так не разрешили; настаиваете на своем, так уж до конца. Иначе вы рискуете надолго стать жертвами детских манипуляций, когда он будет «ведущим», а вы – «ведомыми».

Читайте также:

Все о воспитании

Просмотрено

Несколько способов быть лояльным в общении с ребенком

Советы родителям

Просмотрено

Несколько подсказок, чтобы стать ближе своему малышу

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Как же круто быть мамой

На определенном этапе многие родители сталкиваются с ситуацией, когда дети перестают слушаться и делают все наоборот. Они все время диктуют свои условия и хотят стать единоправными хозяевами. Любая попытка наладить отношения приводит к скандалу и выяснению отношений. Если своевременно не решить данную проблему, то она впоследствии накатывается словно снежный ком, и дети в это время совсем не слушаются взрослых. Данная статья не рассчитана на то, чтобы научить тому, как следует воспитывать свое чадо. Ее задача основывается на том, чтобы родители задумались, почему ребенок не слушается, почему у взрослых появляется желание наказать его, и какие результаты можно получить при разных подходах к воспитанию.

Детское непослушание - распространенная семейная проблема

Причины непослушания детей

Психологи выявили основные причины непослушания детей, почему они не хотят выполнять требования родителей.

Дефицит внимания. Современный ритм жизни часто приводит к тому, что дети испытывают недостаток внимания со стороны взрослых. Им все время не хватает времени для того, чтобы поговорить с ними, поиграть, позаниматься. Зато они всегда найдут время поругать, наказать свое чадо. Яркий пример тому, когда мама гуляет с карапузом на детской площадке и встречает свою знакомую. Естественно мамочка переключается на нее, а малыш оставшись одни на один пытается всячески привлечь к себе внимание. Он подбегает и кидает в родительницу песок, та недоуменно повышает на него голос. В итоге, плачущий малыш и раздраженная мамочка идут домой.

Что видит мама? Она обижена тем, что на них обратили внимание другие родители и сделали вывод, что она плохо воспитывает ребенка раз он позволяет подобные вольности. Что видит карапуз? Позвал маму играть вместе, в итоге на него обратили внимание, чтобы накричать, меня не любят, со мной не интересно


Борьба за самоутверждение - проявления

Самоутверждение малыша . В этом случае дети проявляют непослушание, когда родители его чрезмерно опекают, они пытаются «подложить соломинку» под каждый детский шаг.

Решение отомстить. Иногда взрослые не замечают, когда делают тот или иной опрометчивый поступок, который подорвал доверие и взаимоотношения. Пообещали сводить в цирк и остались дома, хранить тайну и тут же разболтали бабушке по телефону, наказали, не выяснив мотива. И тут же у ребенка срабатывает принцип: «Вы так, ну я вам отомщу».


Причина детской мести

Неверие в собственные силы . Бывают случаи, когда ребята часто слышат такие слова, как «балбес», «тупица», «криворукий». Они своими действиями подтверждают сложившееся мнение. Не зря детские психологи утверждают: «Скажешь ребенку 10 раз, что он поросенок, на 11 он захрюкает».

Наиболее распространенные взрослые ошибки

Когда ребенок не хочет слушаться, то нередко вина ложится на взрослых, потому что они допускают ошибки во время общения с детьми. Наиболее распространенные из них:

  • В общении между взрослым и ребенком нет зрительного контакта. Если хотите, чтобы дети услышали, что хотят донести до них, тогда посмотрите им в глаза и скажете то, что необходимо.
  • Взрослый ставит слишком сложные задачи. Если сказать малышу 5-6 лет слишком длинное действие, то он, скорей всего, растеряется и ничего не поймет. Нужно разделить просьбу на несколько простых действий.
  • Неясно сформулированная мысль. Застав кроху в грязи не нужно спрашивать о том, как долго он там собирается находиться. Следует четко сформулировать просьбу: «Выйди из лужи!». Иначе он все поймет буквально и останется там еще на некоторое время.
  • Повышение тона не поможет решить вопрос, в итоге карапуз будет бояться, но действия, которые так раздражают взрослого, будут производить исподтишка. В любой ситуации необходимо сохранить размеренный и спокойный тон.

Отсутствие контакта - одна из причин непослушания
  • Ожидание скорого действия. Детки до 10 лет нуждаются в некотором запасе времени для того, чтобы выполнить просьбу. Огласите требование и дайте время среагировать на него.
  • Просьба и одновременное отрицание. Здесь нужно запомнить: «Не» ребенком не воспринимается! Он не слышит «Не», пропускает его мимо ушей. Следует отрицания, например, «Не лезь в грязь» заменить на аналогию в другом варианте: «Давай обойдем по траве».

Непослушание в 2 года

Когда ребенок в 2 года не слушается, то порой родители не понимают, что происходит и как действовать, ведь проходит мгновение, и из ангелочка малыш превращается в несносного ребенка. Прежде всего не нужно паниковать, потому что, когда у малышей возникает плохое поведение – это нормальное явление. Это индикатор того, что они взрослеют и правильно развиваются, просто родители не успели повзрослеть за ребенком.

Не нужно кричать, крик только усугубит ситуацию, карапуз еще больше закатит истерику.

Когда ребёнок в 2 года не слушается, то стоит попробовать стать с ним на одну ступень, признать его требования, если они конечно не угрожают жизни и здоровью. Родители должны быть последовательны, если у карапуза 2 лет возникает истерика из-за того, что ему не дали шоколад, то не стоит идти у него на поводу. Иначе впоследствии ребенок капризами и истериками будет добиваться намеченной цели.


Непослушание в 2-3 года - результат кризиса самоутверждения

Следует давать карапузу право выбора, конечно он в 2 года не может есть шоколад, но можно ему предложить яблоко или банан. Он должен чувствовать, что с ним считаются и, что он хозяин жизни. Во время истерики стоит попробовать переключить внимание малыша на какое-нибудь важное дело, попросить накормить кошку, полить цветы. В этом возрасте они любят помогать по дому.

Еще одним важным условием хорошего настроения малыша считается хороший сон. Выспавшийся ребенок обычно не закатывает истерик, умеет себя хорошо вести и неплохо справляется со своими эмоциями.

Часто родители задаются вопросом, что делать, если ребёнок в 4-5 лет не слушается . Пятилетний ребенок понимает все намного лучше, чем кажется взрослым, он словно губка все впитывает.

Ему уже недостаточно простого «нет», он требует объяснений, почему нельзя, а когда можно, а что будет, если он нарушит родительский запрет.


Непослушание в 5 лет проявляется в кривлянии
  • Если родитель чем либо угрожает ребенку, то он непременно должен это сделать. Нельзя пообещать и не сделать иначе потом можно лишиться авторитета, малышу спокойней видеть вокруг обязательных людей, которые знают, чего хотят. Малодушие, например, пообещал, что за плохое поведение не будет смотреть сказку, а потом пожалел и дал, вредит взаимоотношениям взрослого и ребенка.
  • Если чадо продолжает вести себя плохо не смотря ни на что, тогда стоит осмотреться, чем вызвано данное поведение. Решить проблему можно только устранив корни непонимания.
  • Не нужно прибегать к угрозам, ребенок и так все прекрасно понимает, следует правильно выбирать тон и постановку просьбы. Вместо: «Не вынуждай меня принимать меры, если еще раз увижу тебя на ногах» можно сказать: «Я рассчитываю отдохнуть, поэтому верю, что ты лягешь спать и не собираешься ходить по квартире».
  • Когда ребенок чувствует дружеские отношения с родителем, то он не станет закатывать истерик, он захочет договориться и открыть им то, что его тревожит.

Ребенок в 7-летнем возрасте не слушается потому, что осознает себя взрослым, таким образом он показывает, что вполне может быть самостоятельным и не нуждается в излишней опеке. Малыш уже понимает свою социальную значимость и прекрасно понимает, что в некоторых моментах может иметь собственное мнение.


Непослушание в 7 лет - ребенок считает себя уже взрослым

Для того, чтобы школьник услышал родителей, нужно обращаться к нему уважительно. В возрасте 7 лет уже не получится сказать «потому что», так как ему нужно знать «почему нет». Если малыш будет услышан, тогда и он станет слушать взрослых. В этом возрасте он еще нуждается в запретах, так как они помогают формировать его поведение, развивают дисциплинированность и ответственность.

Дети – большие манипуляторы, которые прекрасно понимают, как получить от взрослых то, что им требуется. И, если родители понимают, что их чадо таким образом стремится заполучить желаемое, то не стоит поддерживать такое поведение.

Если 10-летний ребёнок не слушается родителей, то это говорит о начале переходного периода, когда он не хочет учиться и никого слушать. Естественно, многие родители, которым не безразлична детская судьба, буквально не находят себе места. Психологи рекомендуют поставить себя на его место. Подросткам нужна свобода от родительской заботы, их приказов, бесконечных советов, морали.

Как же поступить родителям? Как бы не звучало парадоксально, нужно их ограничить от своей заботы, можно дать им почувствовать свободу, лишенную родительских советов, указов и чтения морали.


В 10 лет друзья имеют больший авторитет, чем родители

На самом же деле взрослые не должны пускать ситуацию на самотек, а все держать под своим чутким контролем. Поверьте, пройдет немного времени и отпрыск 10 лет придет за советом, ему будет необходимо посоветоваться и рассказать о своих переживаниях.


Так что же делать?

Данный возраст нуждается в минимальном количестве запретов. Детям нужно запрещать только то, что действительно представляет для них опасность. Родители должны стараться быть друзьями, знать их товарищей, какую музыку они предпочитают слушать, что их интересует. Этот возраст говорит об ограничении родительской власти, для них у соседнего 10-летнего Петьки больше авторитета, чем у папы-профессора.

Главное, не нужно паниковать, постарайтесь понять отпрыска, постепенно все нормализуется.

Как бы не звучало парадоксально, но детки чувствуют себя спокойней, когда их наказывают. Потому что им спокойней расти в стабильной обстановке, а не тогда, когда родители при первой же возможности меняют свое мнение. Если ребенок не слушается, то психологи дают некоторые рекомендации того, как нужно его наказывать.


Надо отказаться от физических наказаний
  1. Нельзя наказывать в порыве гнева, нужно успокоиться, а потом применять воспитательные меры.
  2. Ребёнок должен понимать за что его наказывают.
  3. Нельзя наказывать за одну провинность несколько раз.
  4. Наказание должно быть только, если ребенок действительно виноват.
  5. Нельзя производить разборки в присутствии посторонних людей.
  6. Во время наказания малыш должен понимать, что он наказан за проступок, но его не перестали любить.
  7. Если ребёнка наказали несправедливо, то родитель должен набраться мужества и извиниться пред ним.

Многие психологи советуют не воспитывать детей, а воспитывать себя, так как дети все равно будут походить на нас.

Похожие материалы

Пожалуй, нет другого такого времени в году, когда взрослые и дети в обычной семье так долго находятся все вместе, дома — речь о новогодних каникулах. Позади подготовка к празднику, отшумел Новый год — и родители чувствуют, что уже очень устали от своего ребенка — ведь он не слушается. Почему так трудно родителям, какие бывают непослушные дети и что с ними делать?

Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя "нормально", взрослым приходится прилагать усилия: сдерживать, контролировать, повторять, отказывать, наказывать и предупреждать. И в этом дело: нам не хочется напрягаться, воспитывая детей. Было бы удобнее, чтобы ребенок был управляем, как игрушка с пультом.

Так вот, специалисты по развитию не склонны сочувствовать родителям непослушных детей — их, наоборот, настораживают послушные, зависимые от родительской воли дети. В трудных или непривычных ситуациях вместо того, чтобы мобилизоваться, они скисают, теряются, пасуют. В кругу семьи этого не видно. Но выходя в жизнь, они показывают очень низкий уровень адаптивности и выживают только в закрытых, построенных на строгой дисциплине сообществах или в условиях полной стагнации, когда один день похож на другой.

Под послушанием часто подразумевают и отсутствие у детей негативных эмоций: "хорошие" мальчики и девочки никогда не злятся, покорно реагируют даже на родительскую агрессию. Их приучают "не беспокоить" родителей и других важных людей, "не создавать проблем", "не сердить" и пр. Выросшие в условиях жестких табу, вместе с плохими эмоциями они подавляют и позитивные. Они не умеют радоваться и чувствуют себя не в своей тарелке даже на своем дне рождения.

Стиль воспитания моделирует общую направленность личности ребенка и его степень послушания. Авторитарный стиль , к которому тяготеют сегодня не только отцы, но и матери, состоит в активном подавлении воли ребенка. Вначале ребенка буквально дрессируют. То есть заставляют по многу раз повторять команды, пока исполнение не достигнет высокой скорости, так чтобы и думать было некогда. Задача образования решается в том же ключе: не надо рассуждать, что интересно, а что — нет, учи все наизусть, если не понимаешь.

Демократический стил ь предполагает, напротив, право голоса и включенность ребенка в деятельность. И хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.

Выделяют и смешанный стиль , при котором родители иногда затягивают "гайки", а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от "порки" до "порки".

Ситуация 1: слишком умный

Родители семилетнего Гоши обеспокоены: кажется, он не всегда слышит, когда к нему обращаются. Проверяли слух — все нормально. Гоша — средний ребенок в семье, но именно из-за него все не могут вовремя сесть за стол. Утром Гоша создает толкучку в ванной, зависая над раковиной. Забывает завязать шнурки по дороге в школу, рискуя упасть. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Да здоров ли он? Не является ли это формой , а то и шизофрении, или это форма умственной отсталости? И как расшевелить ребенка?

Обследование показало, что у Гоши, напротив, очень высокий интеллект, живые реакции. Он активно участвовал в разговоре, назвал шахматы своей любимой игрой, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Самое интересное, за два часа разговора Гоша не только не устал, а, напротив, был очень активен и у него явно нарастал интерес к происходящему.

Непослушание оказалось следствием высокой интенсивности работы головного мозга и концентрации на внутреннем решении сложных задач. Казалось бы, родители должны радоваться, но мама расстроилась: "Мне нужно, чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы...".

Комментарий. Детям с высоким интеллектом просто скучно заниматься рутиной. Они могут часами корпеть над сложной задачей, такой, которая и родителям не всегда по плечу. Объективно они стремятся занять "особое" положение, что раздражает членов семьи и противоречит принципу равенства. Они не реагируют на повышение тона, если видят, что ситуация не стоит нервов, и родители просто пытаются "давить".

Ситуация 2: слишком мала

Родители трехлетней Светы извелись: девочка, кажется, плохо соображает. Попытки разговаривать с нею, объяснить, что и как делать, были почти напрасными. Девочка смотрела своими большими красивыми глазами и улыбалась. А потом повторяла последнее слово, как бы дразнясь. "Скажи, что сказала только что мама?.. Ну!". Молчание. "Мама сказала по-русски, что нужно снять ботиночки, аккуратно их поставить в угол, потом снять пальто. Аккуратно повесить его на вешалку..."

Когда психолог услышала длинную многоступенчатую инструкцию, она воскликнула: "Стоп! Как малышке запомнить все это? Она вообще не понимает, зачем вы ей это говорите, если нужно просто проделать с нею все, что нужно. Шаг за шагом!".

Комментарий. Дети могут не слушать, т. е. не выполнять требования, просто потому, что не в состоянии запомнить и понять инструкцию. На этапе конкретно-образного мышления, т. е. до 6 лет, лучше показывать, как делать, и вместе с ребенком потренироваться. У детей пока не сформировано произвольное внимание и вербальная память, но они запоминают последовательность операций.

Обращение к ребенку должно соответствовать его уровню понимания и уверенности. Не кричите через комнату, он может просто не понять, что это именно его о чем-то просят. Не используйте давящее "Почему ты до сих пор это не сделал?". Вы действительно считаете, что ребенок сядет на стульчик и объяснит вам, почему ему трудно понять и выполнить определенные просьбы?

Ситуация 3: слишком послушная

А вот родители семилетней Кати обеспокоены тем, что никогда не понятно, о чем девочка думает, чего она хочет. Если ее попросить о чем-то, она сделает молча. Никогда не пискнет. Никогда мама не слышала ее громкого заливистого смеха, разве что до полутора лет... Удивляло и то, что даже несправедливость со стороны взрослых не вызывала сопротивления, несогласия. Соседка завидует: "Чудо, а не ребенок!". А маме не по себе: "Какая-то она несчастная растет. Будто со всем смирилась заранее..." Детский психолог пришла к выводу, что есть основания для беспокойства, но есть и пути "оживить" ребенка.

Комментарий. Ребенок с подавленными эмоциями требует реабилитации. Ему нужно напомнить, как переживать эти эмоции, как радоваться, сердиться, удивляться. Для этого нужно, во-первых, чтобы взрослые не ходили дома насупленные и напряженные, будто в ожидании конца света. Если ребенок не видит, как взрослые смеются, как этому научиться? Ведь первые реакции ребенок просто копирует у взрослых.

Во-вторых, к детскому шуму должно быть лояльное отношение. Дети никогда не помышляют о зле, у них просто не все получается. Если члены семьи со всех сторон гасят проявление чувств у ребенка, как ему противостоять группе взрослых людей?

В-третьих, не должно быть табу на выражение негативных эмоций — злости, негодования, раздражения, плача... При определенных обстоятельствах это абсолютно адекватное поведение. Есть даже шуточные игры по развитию отрицательной экспрессии: ребенка наряжают в костюм отрицательного персонажа, и от его имени он может вести себя сколь угодно разнузданно. Если вы присоединитесь, ребенок полностью освободится от страха быть наказанным. Есть еще игра в смешные "обзывалки": все участники по кругу бросают мяч, придумывая необычные имена тому, кому летит мяч: "Ты — капуста! Ты — шляпа! Ты — кирпич!". Это игра на психологическое сближение. Ведь если в присутствии другого человека мы можем проявить сильные отрицательные эмоции, значит, он нам небезразличен.


Почему дети не слушаются?

  1. Они нас слушают, но то, что они слышат, им непонятно. Непонятно главное: их что, не любят, если так кричат? Непонятно, что делать, чтобы родитель успокоился, не нервничал. Ребенок смущен и просто не знает, что делать. Ведь не могут же от него отказываться только за то, что он не любит манную кашу или не поставил аккуратно ботиночки.
  2. Они не хотят, чтобы с ними так разговаривали, поэтому отказываются играть в игру "слушай своего папочку, иначе будет худо!". Если ребенок лидер или в характере выражена доминантность, он ни за что не поддержит игру, противоречащую его натуре. Если ребенка наказывают за непослушание в расчете услышать извинения, ситуация может зайти в тупик. С такими детьми нужно договариваться, делегируя им ответственность за свои поступки.
  3. Послушание — это стиль поведения детей со слабой нервной системой. Им очень трудно принимать решения, брать на себя ответственность. И они прилипают к кому-то с более сильным характером. Это может быть родитель, старшая сестра... увы, и незнакомец на улице! Эти дети ведомы. Ими легко управлять, но на них нельзя положиться. Они постоянно попадают в переделки и нуждаются в контроле и поддержке.
  4. Дети могут имитировать послушание. Это своего рода откуп за возможность поиграть. Их логика примерно такая: "Ладно уж, сделаю, что от меня просят, лишь бы отстали. А потом оторвусь на всю катушку!". Такие дети ведут двойную жизнь и рано понимают, что обман и хитрость — способ общения с невменяемыми, бескомпромиссными родителями. Все равно они не будут слушать возражений — умный ребенок им просто ни к чему. Ребенок все время удивляется: неужели его считают таким глупым и беспомощным? Слишком строгое воспитание формирует или зависимое, или только внешне лояльное поведение.
  5. Они не будут слушать откровенных оскорблений и унижений. Постоянно ставя в пример соседскую девочку, вы больно раните душу ребенка. А кто же захочет испытывать боль и унижения? Ребенок может воспринять это как отвержение, психологический отказ и горько плакать от несправедливости.

Как восстановить контакт с ребенком?

  1. Искреннее, осознанное послушание возможно только в доверительных отношениях, когда ребенок признает, что родитель пока лучше справляется с проблемами. В отличие от строгого, безусловного подчинения в доверительных отношениях ребенок может задать вопросы, которые его интересуют, не опасаясь навлечь на себя гнев родителя. Нам следует чаще задавать встречные вопросы ребенку, давая понять, что у проблемы может быть несколько решений и сейчас вы размышляете, какой вариант предпочесть. "Как, ты думаешь, лучше поступить? Могу я рассчитывать на твою помощь? Я могу тебя попросить сделать это?".
  2. Если вы хотите попросить ребенка о чем-то важном, не кричите ему через всю комнату, а подойдите и приобнимите его. Физический контакт — метафора глубокого психологического контакта. Это способ передать свое спокойное и заинтересованное отношение. Это способ сказать: "Мы вместе, а это главное. То, что я тебе скажу, не нарушит наш контакт. Я надеюсь его только укрепить. Самое главное — отношения, а не желание каждого из нас".
  3. Еще одно правило: смотреть доверительно в глаза ребенку. Если ваши движения грубы, а взгляд жесткий, ребенок воспримет это как угрозу, стремление оказать на него психологическое давление, а просьбу что-то выполнить воспримет как ультиматум.
  4. Ваши просьбы будут выполняться, если вы не забудете поблагодарить ребенка за оказанную услугу и выполненное поручение. Теплые слова усилят в ребенке чувство, что его любят еще больше и что в его власти улучшать отношения. Ради этого стоит трудиться. Моральное, психологическое поощрение ценится детьми гораздо выше конфет. Если ребенок выбивается из этой закономерности, значит, вы не нашли слов или воспринимаетесь ребенком как человек, на чувства которого нельзя положиться, а словам нельзя верить.
  5. В экстренных случаях, например при угрозе безопасности семьи, все должны слушаться старшего безоговорочно. Ребенку нужно рассказать о проблемных случаях и объяснить, что строгое соблюдение правил спасает жизнь и здоровье людей. Строгость правил и строгость родителей — это степени жестких отношений с миром. С родителями можно договариваться. Правила одинаковы для всех. Покажите, что вы сами готовы "слушаться и повиноваться" в особых ситуациях.

Обсуждение

Очень смешная статья. Все время убеждаюсь кто пишет такие статьи, бездетные мамаши. Ну с папашами вообще понятно, т.к. редко кто из мужчин вообще принимает участие в воспитании более чем на 20-30% времени, чем мать детей. Можно часами уважительно просить ребенка убрать свои разбросанные вещи, просить убрать свою тарелку со стола и много других дел которые ребенок должен делать самостоятельно - но он не делает сколько вы бы не говорили ему - "я могу на тебя положиться" или как там в статье... Но воз будет и ныне там. А ты превращаешся в попугая. Так что уважаемые авторы, своих детей воспитайте для начала.

09.10.2016 12:20:09, Karinajotti

Читала бы, и читала бесконечно, оторваться невозможно:) Обязательно загляну в указанную в конце статьи книгу! Многое для себя отметила, сделала кое-какие выводы. Обязательно дам прочитать статью мужу. Вообще, исходя из своего опыта, могу сказать, что воспитывать детей не просто наука, это каждодневный труд. И основывается он на любви и личном примере. По-моему у англичан есть хорошая пословица: "Воспитывайте не детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!" Истина.

Комментировать статью "Почему дети не слушаются? 5 причин - и 5 советов родителям"

Я няня, ребенок не слушается. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя...

Обсуждение

конфеты пробовали обещать?)

Помогите пожалуйста советом. Я работаю няней в семье с двумя детьми. Второй год. А вообще-то 15 год в этой сфере. Это моя 4 семья. Есть практика и в государственном учреждении работы с детьми. Так вот,деток я своих люблю,когда мы одни,они меня слушают,у нас дни проходят интересно, читаем,рисуем,в хорошую погоду гуляем по 4 часа,бываютзы,но я их быстро переключаю. Старшей девочкепочти три года,младшему 1.3 м. Мама деток не работает,и в основном находится дома. Если я сутра пришла и мама успела закрыться у себя в спальне,пока дети переключились на меня,так это хорошо. Но,если нет,и дети знают что мама дома,это кошмар,они меня не как не воспринимают,целый день капризы,истерика, манипуляции,и мама это все поощеряет. Сказала например нет,дети начинают истерить,и все,мама сдается. Во всем им отказа практически нет. Она им по хорошему объясняет,что так нельзя,пожалуйста не делацте так,то они еще больше начинают истерить.Особенно старшая,смотришь на маленького ребенка,и не понимаешь,от куда у него такое поведение. Я столько лет работаю с детьми,но такое ещё не видела. Очень тяжело работать с детьми когда и мама дома. Папе такого они не делают. Да и мне. Если сказала нет,то они знают что я не поменяю своего решения. Если я говорю детям нет,то бегут к маме в комнату,мама конечно говорит да. Не знаю что мне делать. Я раньше не работала в семьях где мама дома. Думаю может поменять работу,но дети меня любят,и я их. Привязаны ко мне. Ждут моего прихода,плачут когда вечером ухожу. Но очень сложно мне работать. Часто уезжая отвезёт детей к бабушке,им тоже сложно из за капризов их. Мне 34 года,маме 24,у нее свои методы воспитания,свои взгляды на все. Конечно и я оспаривать не чего не собираюсь и учить. Не знаю,как донести что так нельзя,что потом нам тяжело с детьми. (Мне и бабушке). Но сейчас молодежи начинаются всего в сетях и у них своя правда.

30.08.2018 11:31:30, Ashatanka

Как научить ребёнка послушанию?. Детско -родительские отношения. Ребенок от 3 до 7 Как научить ребёнка послушанию? Ну совсем не слушается сынок...Никакого уважения к взрослому.

Обсуждение

Непонятно, что есть "строго" и какого именно послушания требуется от детей. Имхо, непослушание и вообще полное игнорирование указаний взрослых бывает если
- запретов-указаний-правил _слишком_ много. Ребенку просто не выполнить это все, общение со стороны родителей происходит с заметным преобладанием "нельзя", "делай это", "не так" и прочего подобного.
- запреты, правила и прочие требования непоследовательны и необъяснимы с т. зр. ребенка. Вчера он не доел кашу и спокойно ушел спать, а сегодня требуют доесть все. Он час играл, и вдруг ему "прилетело" за разбросанные игрушки.
- использование наказаний таким образом, что ситуация заходит в тупик. Например, ребенок балуется за ужином, его выставляют из-за стола. Он остается голодный, начинает капризничать, его начинают ругать... и далее до полного безобразия все это может доходить. Или родители требуют идеального поведения от уставшего/голодного (после прогулки или поездки) ребенка.

У вас же, на самом деле, оба ребенка маленькие. Что именно вы от них требуете-то?

Имхо, без примеров непонятно что вы имеете в виду. Просто по описанию - в 4 года давно уже не "рано". И даже в 2 года. Другой вопрос что в зависимости от возраста что-то объясняется, но ребенок еще не все понимает, не все контролирует и это не значит что он непослушный.
Воспитываете строго но при этом дети никого не слушаются, не уважают - значит строгость видимая, запреты непонятные и излишние и нет последовательности в действиях взрослых. Имхо.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие Дайте советы по воспитанию непослушных мальчиков.

Обсуждение

Как же так, Звета? Я посмотрела вы же педагог, детский психолог!!!????
Это я к вам должна приходить и спрашивать совета что мне с моим непослушным мальчиком делать! У меня тоже самое было, парню 9 лет, тоже шило там же + девочка 6 = 2 урагана. Но слушаются (в основном) так как знают, если чтьо будут лишены многих радостей жизни. НО! надо быть последовательной: если сказала "не пойдешь гулять пока не уберешь" значит так и должно быть...но у вас уж запущенный случай,надо было конечно раньше воспитывать, я представляю как он обозлится, если вы щас начнете. Но лучше сейчас, а то после еще хуже будет. НО конечно необходимо сочетание положительных подкреплений хорошего поведения с лишением привычных "хорошестей" за плохое. Плюс конечно программирование на "хорошесть" типа: я знаю, ты очень хороший добрый мальчик, я тебя люблю... но придется на сегодня отменить мультики (например)Посмотрите еще мой ответ на тему "Как себя вести с дочкой" Кстати такие дети даже начинают себя лучше чуствовать, когда знают рамки и со временем прекращают испытывать наше терпение и переключаются на конструктивное общение с родителями, т к начинают понимать, что это гораздно интереснее и выгоднее им же.

Определила ребенка временно в интернат. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных...

Обсуждение

а почему не взять обоих с собой и если средства позволяют там нанять ему няню (или взять эту с собой которую он знает) ну и что что конец года всегда этот вопрос можно решить было бы желание мне кажется что его просто нет

11.05.2017 07:51:35, севастьянова

Вопрос, ехали б лечить приемного? Родного куда бы дели в интернат?

Детско -родительские отношения. Детская психология. Раздел: Детско -родительские отношения. Дано - ребенок 3,5 лет Не слушается вооб.

Обсуждение

Посоветуйте пожалуйста как быть по тому что сил уже нету. сыну 4 года и все делает на зло а чаще всего ломает все и знает что буду наказывать (ставить в угол или даже отшлепать) он все ровно делает и после наказание говорит что буду делать так и все. игрушки иногда от магазина до дома не доходят целыми. если и доходят то он за кроватью в спальне их бросает знает что без посторонней помощи я не могу кровать отодвинуть и только достаю их и он опять бросает. Начинаю объяснить спокойно но он или вообще не хочет слушать или чаще слушает и в конце говорит что все ровно будет делать так как спланировал. Если ругаю его за что то то он говорит что пойду то сломаю это сломаю и ведь идет и делает что задумал. Подскажите как быть?

Все через это проходят, но как правильнее поступить - делать перерывы или лучше каждый день ходить?

07.09.2006 10:30:15, прасковья

Совет не дам. у нас в группе те дети которые неадекватно вели себя в прошлом году, ведут себя также и в этом. а одному вообще 4 года, а его никак из яслей не переведут за плохое поведение. Хотя мне кажется что чем оставлять его малышей обижать, лучше бы отправилим к старшакам наоборот. может те бы ему вломили, понял бы что к чему.

Кто-нибудь читал книгу Добсона " Непослушный ребенок "? Начала читать и улыбка В моем понимании все наказания (количества и методов) сводится к вопросу воспитания воли ребенка.

Обсуждение

В моем понимании все наказания (количества и методов) сводится к вопросу воспитания воли ребенка. Что вы хотите достичь – сломать его волю, чтобы он полностью подчинялся вашей воле, скорректировать его волю, или подчинить себя и окружающие мир воле ребенка? Я считаю, что ломая волю ребенка я принесу ему много вреда, как и поощряя полное своеволие. Так что вопрос для меня, как научить ребенка «читать ситуацию» – когда «воля его», когда «воля его» но нужно учитывать интересы других (скатываться с горки по-очереди, или предупредить о том, что приедет поздно), когда он должен принимать совместное решение (с друзьями, с родителями), а когда делать то, что хотят другие (мама, учитель, потом начальник). В полтора года пытаюсь просто ему донести, что в его свободной жизни есть вещи, которые нельзя (последует наказание), есть вещи, которые расстраивают маму или ребенка в песочнице и так лучше не делать, а еще есть возможность попросить чужую игрушку, например, и если разрешат, то «нельзя» сменяется на «можно». Так и живем пока.
Я понимаю наказание как негативные последствия – они могут быть физическими, психологическими и эмоциональными. Но важно понимать не только как это видим мы -мама шлепнула, мама обиделась, мама накричала, но и в чем именно негативное последствие для ребенка – физическая боль, страх- мама не любит/бросит, страх и стресс.. Можно за тыканье пальцем в розетку сделать больно на 5-10 секунд, а можно «забрать» свою любовь.... о методах наказания нужно думать не меньше, чем о том, за что наказывать, а за что нет.2 раза попросить, тертий гаркнуть, на четвертый поставить в угол и/или шлепнуть. Но т.к. не свой ребенок, то угол ИМХО лучше шлепка, даже лёгкого. Обязательно объяснить, что наказан за то, что не послушался.
Один вопрос только, а почему он должен слушаться? :))