Пьер Карден – биография и личная жизнь. История бренда: Pierre Cardin

02.05.2019

Знаменитый кутюрье Пьер Карден, которому в этом году исполнилось 92 года, открыл в Париже новый музей, который назвал «Прошлое — настоящее — будущее». На площади более двух тысяч квадратных метров в здании бывшей фабрики по пошиву галстуков можно увидеть самые оригинальные вещи, когда-либо созданные им. Загляни в новый музей Пьера Кардена вместе с нами.

19 ФОТО

1. Музей Пьера Кардена находится в самом центре Парижа, в часто посещаемом как местными жителями, так и туристами районе Le Marais. Людей привлекают оригинальные модели мастера — в данном случае великолепное платье безрукавка. (Фото: пресс-релиз).
2. Свою первую коллекцию Пьер Карден представил более 60-ти лет назад. Тогда его назвали предвестником «футуристической» моды, вдохновленной наукой и техническим прогрессом. (Фото: пресс-релиз).
3. В своих коллекциях Пьер Карден использовал различные синтетические материалы, он даже создал платье из винила. Часто прибегал к геометрическим формам и асимметрии. А для создания некоторых авангардных проектов вдохновением послужили, например, спутниковые антенны или стыки между вагонами. (Фото: пресс-релиз).
4. Сегодня некоторые называют музей Кардена святыней «ретро-футуризма». Однако название музея «Прошлое-настоящее-будущее» наиболее точно отражает вневременное творчество кутюрье. О себе Пьер Карден говорит: «Я отношусь к числу тех стариков, которые остались молодыми». (Фото: пресс-релиз).
5. За свою жизнь иммигрант из Италии сумел создать настоящую империю: не только в мире моды, но и в гастрономии — ему принадлежит сеть известных ресторанов «Максим», а также в гостиничном бизнесе и производстве косметики. В течение нескольких лет, Пьер Карден пытается продать свой гостиничный бизнес, стоимость которого оценивается в один миллиард евро. (Фото: пресс-релиз).
6. Открытые музея с участием самого Пьера Кардена состоялось 13 ноября. В музее выставлены около 200 манекенов, представляющих творения мастера, созданные им в разные периоды его жизни и творчества. Как сказал сам мастер, цель этого музея — это проследить эволюцию «собственной творческой страсти». (Фото: пресс-релиз).
7. Когда Пьер Карден говорит о высокой моде, он предостерегает, чтобы не путать понятия «творчество» и «элегантность». (Фото: пресс-релиз).
8. По мнению кутюрье, каждый дизайнер по-разному выражает себя в своих коллекциях, но настоящим творцом является тот, чью одежду узнают сразу же, без прочтения фамилии на метке. (Фото: пресс-релиз).
9. Те же, кто по мнению Пьера Кардена не являются творцами, создают интересные вещи, но всего лишь элегантные. Для мира моды одной только элегантности недостаточно. Из уст Кардена слово «элегантность» не означает комплимент, как он говорит, это всего лишь абсолютный минимум, которого должен достичь приличный мастер. (Фото: пресс-релиз).
10. Пьер Карден считает себя именно творцом, поэтому ему кажется логичным, что созданные им шедевры должны быть выставлены в музее… (Фото: пресс-релиз).
11. Первый музей Кардена был открыт в 2006 году в пригороде Парижа. Однако, тот район считался бедным и очень опасным, поэтому не очень привлекал посетителей. И действительно, местных жителей района мало интересовало посещение музея, в котором представлена одежда, которую они никогда бы не смогли себе позволить купить. (Фото: пресс-релиз).
12. Пьер Карден у своего нового музея. (Фото: CHARLES PLATIAU / Reuters).
13. Пьер Карден является владельцем, в частности, замка маркиза де Сада на юге Франции и дворца Bragadin в Венеции, где жил Казанова. (Фото: CHARLES PLATIAU / Reuters).
14. «Мне повезло, что я мог бы достичь чего-то, чего хотел, без необходимости обращаться к банкирам и правительствам, я был свободным человеком с того самого времени, как мне исполнилось 20 лет», — так подвел итог своим главным успехам Пьер Карден. (Фото: CHARLES PLATIAU / Reuters).
15. Сейчас ему 92 года, и он остается свободным человеком, который с большой радостью открыл свой собственный музей в здании бывшей фабрики галстуков в самом сердце Парижа. (Фото: CHARLES PLATIAU / Reuters).

Первый из кутюрье, избранный во Французскую академию изящных искусств, командор ордена "За заслуги", командор ордена Почетного легиона, все знают его имя, каждая девушка мечтает о платье из его коллекции - это непревзойденный Пьер Карден!

Модельер перевернул мир моды, создал новые образы, повлиявшие на весь мир высокого искусства модельеров. Что же он сделал, чтобы его имя ассоциировалось с красивейшими образами больше, чем имя самого Диора? В этой статье мы познакомимся с жизнью Кутюрье и его изделиями.

Биография Кардена до известности

Пьер родился в 1922 году, 7 июля. Его настоящей родиной является Италия, но с трехлетнего возраста он живет во Франции, куда решила перебраться его семья.

В школьные годы у Кардена не было друзей, его дразнили одноклассники, обзывали макаронником.

Отец его был виноделом, хотел, чтобы сын перенял его дело, но Пьера всегда тянуло к одежде. Он смотрел на девичье платье и мысленно его перешивал. Карден хотел стать театральным продюсером.

Его семья была бедной, поэтому у Пьера всегда была предрасположенность помогать другим людям. Во время Второй мировой войны Пьер Карден помогал работникам Красного креста. С четырнадцатилетнего возраста работал на швейной фабрике по пошиву женской одежды.

Помощник Кристиана Диора

Когда закончилась война, Пьер перебрался в Париж. Его взяли работать в дом моды Диора, где он быстро начал осваивать дело.

В 1950 году Пьер Карден решает открыть свое небольшое ателье, ведь идей пошива у него появилась масса. Диор его с легкостью отпускает, но на дорогу посоветовал продавать свои изделия дорого, ведь они будут эксклюзивными, а не фабричными.

Театральный костюмер

Пьер Карден всегда был неравнодушен к театральным подмосткам, поэтому он стал сотрудничать с несколькими театрами. Костюмы были просто волшебными, они отличались эксклюзивностью и особым шармом.

В 1963 году Пьер приезжает в Россию. Он был просто поражен этой страной, ее театром. Пьер Карден много раз возвращался сюда, чтобы предоставить для постановок свои костюмы. Его рукой были созданы наряды для "Анны Карениной", "Юноны и Авось" и многих других. Его музой стала великая балерина Майя Плесецкая, для ее выступлений он подготавливал самые шикарные свои работы.

Но не только для театра шил Пьер Карден, одежда для мужчин стала более разнообразной благодаря модельеру. Впервые для мужчин он сшил костюмы для группы "Битлз". Пиджаки без воротников и узкие брюки впервые представил Пьер Карден.

Одежда для мужчин: отзывы

В 1957 году Пьером был открыт первый бутик только мужской одежды. Он называется "Адам".

Пьер Карден всегда считался авангардистом и новатором. Он внес в мужскую моду удлиненные пиджаки, пуговицы на брюках. Сами брюки с его легкой руки ушились так, что стали практически обтягивающими. Также появились нелепые широкие галстуки и огромные бабочки. Он не зацикливался на чисто мужских цветах одежды, смело красил вещи для мужчин и в розовые, и в фиолетовые цвета, не боялся украсить пиджаки рисунком из цветов, разноцветными узорами.

Настоящие стиляги стали появляться благодаря Пьеру и его идеям. Вещи раскупались с космической скоростью, и в самое ближайшее время его признали кутюрье, он был включен в Синдикат высокой моды.

Отзывы в настоящее время о мужских моделях его одежды самые положительные. Цвета стали сдержанней, но есть и специальные яркие коллекции. Как бы то ни было, каждый мужчина может подобрать по своему вкусу одежду на любой случай жизни. Многие пишут в сетях об одежде кутюрье, что она по-настоящему удобная, бренд узнаваем и уникален. Выбор разнообразен. Нет определенного стиля, одежда для всех: от спортсменов до классиков, от сдержанных вещей до авангарда.

Также многие пишут и о приемлемой цене. В отличие от других известных кутюрье, цены на одежду от Пьера более доступные.

Пьер Карден: одежда для женщин

Для прекрасного пола кутюрье изменил весь мир, полностью поменял все! Пьер Карден подарил женщинам высокие сапоги, цветные чулки, мини-платья и сарафаны, жакеты-пузыри. Силуэт "баллон" также придумал Пьер Карден. Одежда для женщин, фото которой вы можете увидеть в нашей статье, стала просто неповторимой, яркой, дерзкой и сексуальной. Вслед за ним стали повторять и прочие модельеры.

В 1959 году Пьер Карден первым создал коллекцию готовой одежды. Эти платья женщины могли свободно купить в магазинах, а не ждать, пока их сошьют под заказ. Именно за это Пьера исключили из Синдиката высокой моды.

Спустя некоторое время его вновь туда приняли, так как пришлось бы исключить всех модельеров, ведь теперь каждый имел коллекцию готовых нарядов.

Отличия Кардена от прочих дизайнеров

Самое важное на сегодняшний день - это доступные цены для каждого на модную одежду от настоящего кутюрье. Пьер Карден никогда не повышал стоимость, ведь он когда-то был практически нищим. Он хочет, чтобы каждый мог позволить себе приобрести качественные и эксклюзивные вещи.

Пьер Карден первым выпустил мужские рубашки-безрукавки, он первым придумал пояс платья выше талии - под грудью. Его наряды отличаются легкостью и женственностью. Строгие силуэты смягчаются, а сильно фривольные, напротив, становятся более скромными. Его вещи противоречивы, их невозможно описать словами - нужно видеть!

Мужская мода, благодаря стараниям Кардена, стала более разнообразной. Она потеряла слишком представительный вид.

Пьер Карден опять же первым создал коллекцию унисекс, то есть и для мужчин, и для женщин. Это стало настоящим прорывом в мире моды. Девушки, благодаря ему вы можете носить брюки!

Сейчас Пьеру более девяноста лет, но в мире не нашлось еще более талантливого кутюрье.

(франц.Pierre Cardin; род. 2 июля 1922, Сан Андреа да Барбара, Италия) — французский .

Биография

Родился 2 июля 1922 г. в Италии, в городе Сан Андреа да Барбара. Получил архитектурное образование в Сэйнт-Этьен во Франции.

Во время Второй Мировой войны служил в Красном Кресте.

Создание и развитие компании Pierre Cardin

Пьер Карден на протяжении всей своей карьеры проявлял незаурядные предпринимательские навыки. В связи с этим, он стал не только одним из самых богатых дизайнеров, но и человеком, чьё имя стало нарицательным. Карден – это глобальное явление. Именно он стал первым дизайнером, начавшим освоение рынков Японии, Китая, России и Румынии, называя своим именем сотни вещей, от галстуков и будильников до белья и сковородок.

Пьер Карден был первым дизайнером, который смог понять истинные возможности бизнеса в мире моды. В 1959 г. он начинает выпускать вещи категории prêt-a-porter. Этим поступком он шокировал Chambre Syndicale – главный контролирующий орган высокой моды в Париже. Его действия были расценены, во-первых, как попытка сделать элитную дизайнерскую одежду более доступной, и, во-вторых, открыть глаза на реальное положение вещей в сфере модного бизнеса. Всё это повлекло исключение Кардена из рядов Chambre Syndicale.

Пьер Карден всегда был заинтересован в качественном покрое и производстве. Отличное качество и по сей день является его товарным знаком. Одежда от Cardin минималистична, изысканно сшита, имеет причудливые формы и дополнена различными . Основной упор сделан на шерсть и трикотаж. Начиная с платья «баллон», продолжая платьями-рубашками и заканчивая серией платьев, Пьер Карден как бы двусмысленно выделяет наиболее примечательные формы тела.

Технический прогресс, достижения науки и техники были выражены в его коллекции Space Age в 1964 г. Он представил белые трикотажные чулки, гербовые накидки, носимые поверх леггинсов, и «трубчатые» платья. Был очевиден интерес Кардена к искусственным волокнам. В 1968 г. он создал свою собственную ткань Cardine. Основными её составляющими были ультрапрочные волокна с вкраплениями различных геометрических узоров.

Весьма любопытны асексуальные проекты Пьера Кардена для женщин. В них при помощи различных конусов, очертаний, вырезов и лепных украшений, был сделан акцент на женской груди. Точно так же, с помощью его асексуальных мини, акцентировались ноги. Эксперименты с перфорированием, которыми Пьер Карден был увлечен в 1960-х, в 1970-х сменились использованием более легких материалов, таких как джерсовая ткань, методов «Sunray» и плиссирующего гофрирования. На передний план выходят спирали, вытесняя геометрические узоры. Становятся популярными волнующие вечерние наряды из слоистого и печатного шифона.

Пьер Карден был первым дизайнером, который в послевоенные годы бросил вызов лондонскому Savile Row. Невероятную популярность приобретают пиджаки без воротников, которые застёгивают на все пуговицы. Нечто подобное носили Битлз. Очень многие начинают носить такие пиджаки с водолазками, что выглядит весьма свежо и стильно. Карден убирает воротники и оставляет карманы, тем самым отступая от традиционных веяний. Всё это делается с целью создания нового мужского стиля. С тех пор мужской костюм, который всегда являлся традиционным, становится частью мира высокой моды.

Возможно, в последние годы влияние Кардена как модельера несколько снизилось. Дизайнер считает, что изобретательность и талант часто недооценивались. В выступлении перед студентами американского колледжа в Атланте в июле 1996 г. он сказал:

«Я могу проектировать всё, от стульев до шоколада, но мода — всё ещё моя первая любовь. Вы можете сделать что-то классическое, что-то красивое, но это — только хороший вкус. Истинный талант должен сопровождаться элементами шока; 30 лет назад я сделал чулки чёрного цвета, и все решили, что они уродливы. А вот теперь эти чулки стали классическими».

К концу 2000 г. Пьер Карден начал искать покупателя для своей империи. Он отклонил предложения от французского гиганта , так же как и от , желая найти кого-то, кому он будет безгранично доверять, и кто не только сохранит целостность , но и позаботится о его многочисленных служащих.

Пьер Карден принадлежит к набоковскому типу человека, избегающего всякого рода объединений, ассоциаций и прочих проявлений коллективистского духа. Он всегда был сам по себе и считался только со своим мнением.

Свою империю он создал на производстве фантастически странной, футуристичной одежды. Сейчас в свои 87 лет он все еще продолжает работать так, словно законы мира моды писаны не для него. Недавно в его доме на француз-ской Ривьере прошла презентация новых коллекций. Мы сочли это прекрасным поводом пообщаться.

- Вы считаете себя гением?

Нет. Людей называют гениями после смерти. Я же в полном расцвете творческих сил.

- Вас не пугает старость?

Да ну, что вы, мне уже поздновато волноваться по этому поводу. Давайте смотреть правде в глаза: я, в сущности, доисторическое существо. Окружающие стараются обходить тему моего возраста, но у меня на этот счет иллюзий нет. Я прекрасно понимаю, что единственное место, куда я могу отправиться в недалеком будущем, находится в двух метрах под землей. Но я отнюдь не ворчливый, озлобленный старик. Я слишком занят, чтобы ныть по поводу выпавших зу-бов или больных ног. Я люблю жизнь и благодарен судьбе за то, что дожил до 87, не превратившись в слабоумную дряхлую развалину, за то, что до сих пор могу путешествовать и управлять своим Домом. Когда я умру, то умру стоя.

- Каким из своих достижений вы особенно гордитесь?

Не хочу показаться социалистом, но я горжусь тем, что вывел Высокую моду из салонов и ателье на улицы. Мне никогда не было интересно продавать платья по 17 тысяч евро кучке буржуа. Я понял, что ателье Haute Couture не отвечают требованиям времени, стал шить одежду в промышленных масштабах и продавать ее через универмаги. Я пошел против течения. Когда в 1959-м появилась моя первая коллекция pret-a-porter, меня вышвырнули из парижского Синдиката Высокой моды.

- Как на эту коллекцию отреагировала буржуазная клиентура, которая знала вас по работе в Dior?

Я опередил свое время - мы так и не продали ни одного платья. Хотя отзывы критиков были восторженными. Я оказался настоящим революционером. Я стал всемирно известным! Я был живой легендой! И остаюсь ею по сей день!

- Как бы это помягче спросить... Не страдаете ли вы манией величия?

Важно периодически напоминать людям о том, как все было на самом деле. На протяжении долгого времени я был почти забыт. Но я знаю, почему так случилось. Одной из главных причин стало появление Ива Сен-Лорана. Его звездная карьера, творческое долголетие и дизайнерский гений затмили всех нас.

- Вы, случаем, не под ЛСД были, когда придумывали коллекцию Space 1966 года? (Эта женская коллекция состояла из жакетов, напоминающих скафандры, шляпок, не отличимых от шлемов, юбок с бантами, похожими на лопасти, и сапог-чулок, которые стали визитной карточкой дизайнера).

Нет, вы что! Я не курю, не пью и наркотиков не употребляю. 1960-е не были для меня психоделическими в том смысле, в каком были для всех остальных. Коллекция Space появилась в результате моего искреннего увлечения эстетикой научно-технического прогресса. Астронавты, спутники - все это было в 1960-е cамой модной темой.

- Бывает, что вы ностальгируете по старым временам?

Нет. Я всегда был абсолютно доволен тем, что имею здесь и сейчас.

- Ваш дом - через дорогу от Елисейского дворца и, говорят, любили за утренним кофе помахать в окно президенту Жаку Шираку. Это правда?

Да. И Франсуа Миттерану, и Валери Жискар д"Эстену. На моей памяти восемь президентов Франции въезжали в Елисейский дворец и покидали его.

- Как вам его нынешний хозяин, Саркози?

Мне импонируют его молодость, динамизм, его мужество, которое позволяет говорить то, что он думает. Я никогда не был большим поклонником политкорректности, и мне очень по душе его решительный, в духе "пленных не брать", подход к политике. Нельзя изменить мир, гладя всех по шерсти. Принесут ли его прямолинейность и искренность плоды, покажет время.

- Вы владеете дворцами, замками, летними виллами и другой интересной недвижимостью - к примеру, замком маркиза де Сада. Вы купили его, чтобы играть там в садомазо ролевые игры?

Нет-нет. Я не садомазохист. И не бабник, как вы, наверное, думаете, хоть я и владею венецианским палаццо, принадлежавшим Казанове.

- Но важен ли секс в 87?

Сексу все возрасты покорны.

- Кого вы любили больше всего?

Андре Оливера. Мы были партнерами по бизнесу на протяжении более чем 20 лет. Это самый яркий и удивительный человек, что я встречал в своей жизни. Он мог запросто заговорить c Кеннеди, или Онассисами, или Ротшильдами, словно они были знакомы тысячу лет, просто, не моргнув глазом. Он не стремился попасть в их круг, не был авантюристом, не гнался за богатством и вообще ни за кем не бегал. Он сам притягивал к себе людей, как магнит - скрепки. У него будто не было недостатков - он был щеголем, всегда одетым с иголочки, добрым и сердечным, обходительным, умел превосходно выражать свои мысли, имел изысканные манеры, был неизменно и безгранично щедр.

- Как вы пережили его смерть в 1993-м?

Я был просто оглушен. И, по правде говоря, до сих пор не оправился.

- Вас не печалит тот факт, что Дом Pierre Cardin переживет своего основателя?

Не вижу в этом проблемы. Кристиан Диор умер более 40 лет назад, но его дело живет и процветает. Я до сих пор сам управляю своим бизнесом - Домом, ресторанами, недвижимостью. Я никогда не любил делегировать полномочия - у меня нет консультантов, потому что я не хочу тратить время и деньги на ненужных посредников. Когда возникает какая-то проблема, я сам ее решаю. Когда нужно оплатить расходы, я сам подписываю чеки. Мне не нужен совет директоров, заседания, селекторные совещания, чтобы принять решение.

- Ваша империя еще выставлена на продажу?

Да. С последним покупателем мы практически договорились, но в последний момент сделка сорвалась из-за финансового кризиса. Цена предложения - миллиард евро. Если потенциальные покупатели не могут себе этого позволить, это их проблема, не моя. Я пока не то чтобы на мели.

- А французские гиганты вроде LVMH, Gucci Group или Richemont не проявляли интереса к покупке вашего бизнеса?

Нет. Я их, похоже, пугаю. Такие концерны покупают компании, находящиеся на грани разорения, чтобы затем вдохнуть в них новую жизнь. Моя же компания - в идеальном финансовом состоянии. Уровень наших продаж постоянно растет, и даже прошлогодние результаты оказались вполне удовлетворительными, несмотря на глобальный экономический спад.

- Что вы думаете о современных дизайнерах?

Они подразделяются на две категории. Есть молодые талантливые новички, чьи позерство и провокационные показы способствуют росту продаж их сумочек. С другой - просто хорошие стилисты, "барахольщики культуры", которые по крупицам тащат вдохновение c блошиных рынков, из кинофильмов, архивов знаковых дизайнеров прошлого, таких, как я, например. Я таким никогда не был. До того как в 1954-м я создал платье из "пузырей", поверьте, никто ничего подобного не видел.

- Вы не жалеете, что у вас нет детей?

Пожалуй, жалею. Когда я жил с Жанной Моро, мы пытались завести детей, но, к несчастью, она так и не смогла забеременеть. Я был бы счастлив стать отцом ребенка - даже двух или трех, если на то пошло, - чтобы у меня был законный наследник. Откровенно говоря, моим ребенком всегда был мой бизнес, и в этом смысле, думаю, я был образцовым отцом.

- Как вы отвечаете тем, кто говорит, что ваши 15 минут славы истекли 40 лет назад?

Что я говорю им? Разница между заурядным художником и гением в том, что вам достаточно лишь взглянуть на шедевр, чтобы понять, кто его создал. Это именно то, чего я достиг в моде: вам не нужно смотреть на ярлык, чтобы понять - перед вами платье Pierre Cardin.

Биографии знаменитостей

6573

15.05.15 12:55

Полтысячи «модных изобретений» – таков «арсенал» кутюрье-авангардиста Пьера Кардена. Биография этого человека, еще одного представителя «старой гвардии» в мире моды, доказывает: можно создавать повседневную одежду и оставаться великим модельером. И хотя за коллекцию прет-а-порте, мэтра исключили из Синдиката высокой моды, он нисколько не пожалел, ведь Карден – один из самых богатых и крупных собственников Франции.

Биография Пьера Кардена

Итальянский француз

Родившись в Италии 2 июля 1922-го, Пьер в трехлетнем возрасте перебрался с родителями, братьями и сестрами во Францию – отец стал заниматься виноделием, ведь шестерых детей прокормить не так-то просто. Продолжать семейное дело у Пьера не было желания, но он тоже хотел помочь и в 14 лет пошел зарабатывать деньги, устроившись подмастерьем в ателье. Его хозяин – искусный портной – многому научил юношу. Когда началась война, Карден помогал Красному Кресту и занимался пошивом женских костюмов на фабрике в Виши.

«Ева» и «Адам»

Первая заметная веха в творческой биографии Пьера Кардена – работа его как художника-постановщика на картине Кокто «Красавица и чудовище». Сразу вслед за этим, в 1947-м, он пришел работать в модный дом Диора. Но Пьеру хотелось как можно больше раскрыть свой талант. Не прошло и трех лет, как заработал дом мод Пьера Кардена. В 1951-м состоялся первый показ – это была женская коллекция. Открытые один за другим бутики кутюрье назвал «Ева» и «Адам» (в конце 1950-х он стал проектировать и мужскую одежду, до сих пор коллекции «от Кардена» популярны у представителей сильного пола).

Экспериментатор и изобретатель

Модельер терпеть не мог понятие «унисекс», но сам активно внедрял его «в массы». Он много чего придумал и уникализировал, любил играть с геометризованными формами, контрастными цветами.

Смелый экспериментатор и выдумщик, Карден использовал в коллекциях удлиненные пиджаки и узкие брюки (мастер изобрел их для легендарной ливерпульской четверки), чулки разных цветов, ботфорты, «веселенькие» галстуки, платья-«баллоны», мини-сарафаны. Биография Пьера Кардена как искусного модельера пестрит всяческими новшествами, он получил патенты на пятьсот с лишним новаторских модных «прибамбасов».

Искусство – в массы!

Он первым из знаменитых модельеров выставил свою коллекцию готовой одежды в универмагах «Herti» и «Printemps», поскольку хотел сделать ее более доступной широким массам. Вот за этот «опрометчивый» поступок его и «вычеркнули» из Синдиката высокой моды. Но пример оказался заразительным, и вскоре платья и костюмы прет-а-порте от других известных кутюрье стали появляться не только в их бутиках, но и в больших магазинах.

Муза в пачке

Карден очень уважал творчество Марлен Дитрих и стал продюсером (и художником по костюмам) ее прощального турне, другой музой модельера долгое время оставалась недавно ушедшая от нас Майя Плисецкая. Он с удовольствием проектировал для звезды балета костюмы. Так что в «Анне Карениной», «Даме с собачкой», «Чайке» прима появлялась в изделиях легендарного француза. Он придумывал и будничную одежду для Майи Михайловны, и вечерние туалеты. Все это были роскошные презенты – балетному чуду от чудо-кутюрье. Когда Плисецкая заработала достаточно денег, работая за рубежом, она смогла отблагодарить своего покровителя.

Замок маркиза де Сада и… Красная площадь как подиум

Еще одна страница биографии Пьера Кардена – это приобретение им недвижимости. Он владеет крупным концертным комплексом в Париже, сетью не только бутиков, но и ресторанов. А еще – особняками близ Елисейского дворца. Например, он захотел стать владельцем дома, в котором когда-то жил Джакомо Казанова, и роскошного замка маркиза де Сада. Дряхлым стариком Кардена никак нельзя назвать – его платья по-прежнему восхищают!

А часы от Пьера Кардена – предмет роскоши, от которой не могут отказаться солидные люди.

Бывал он и в России – именно столичную Красную площадь маэстро использовал как подиум в год сорокалетия своей деятельности (было это в 1991-м году).

Личная жизнь Пьера Кардена

Перевернула душу

Несмотря на то, что мастер не скрывал своих сексуальных наклонностей и «дружил» с мужчинами, в личной жизни Пьера Кардена был красивый роман и с выдающейся дамой. Он боготворил актрису Жанну Моро: «Это человек, перевернувший мою душу», – говорил он. Их знакомство состоялось, благодаря Коко Шанель, в 1961-м. Жанна и Пьер были вместе почти четыре года, но потом судьба развела их.

Но главным союзником, другом, любовником и деловым партнером Кардена долгие годы оставался Андре Оливер.