«РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатель Кочергина Н.А.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.
Можно выделить основные задачи экологического образования дошкольников :
Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.
Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.
Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.
Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду реализуется на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая дополняет раздел «Ознакомление и миром природы» основной образовательной программы. Экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года во всех образовательных областях, через различные формы работы.
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры , которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
экологизация предметно – развивающей среды;
Применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;
экологизации различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.
Интегрированный метод обучения направлен на развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции .
Форма проведения должна :
Вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы , стремление к усвоению новых знаний;
Стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза , сравнения, обобщения и классификации);
Повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Это могут быть :
учебно-игровая деятельность : исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;
Наглядно-практические методы : наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;
игры : дидактические, словесные, подвижные.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции . Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью.
При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующее :
Положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;
Выразительность и эмоциональность речи педагога;
Возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
Постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;
Обязательное использование наглядности;
Постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;
Включение моментов самоконтроля и самооценки;
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постоянно переходя в понятия, которые превращаются в знания.
Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях , через различные формы работы .
Образовательные области:
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
«Познавательное развитие»
Как и всё живое на земле, человек дышит, питается, оставляет потомство, стареет и умирает. Но от всех живых существ человек отличается тем, что он обладает речью, трудиться и мыслит. Человек создаёт машины, строит заводы и города. А ещё человек вырубает леса, добывает полезные ископаемые. Но это он может делать только до тех пор, пока природа в состоянии восполнять утраченное. А если начнут гибнуть леса, высыхать реки, исчезать животные, в городах станет нечем дышать, перестанет хватать пресной воды? Для того, чтобы сохранить жизнь на Земле, человек не должен необдуманно изменять природу.
Главная роль экологического воспитания у дошкольников – это формирование экологической культуры, правильного отношения к природе. Экологические знания – сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания – являются необходимым условием выработки эмоционально действенного отношения к окружающему миру, выраженного в форме познавательного интереса, бережного отношения с природой.
В соответствии с программой «Юный эколог» дошкольники получают разнообразные знания из области естествознания. Первый раздел программы - «Неживая природа - среда жизни растений, животных, человека» - направлен на формирование элементарных представлений о мироздании, о Солнечной системе и о том, что планета Земля уникальна по своим условиям, - только на ней живут растения, животные и человек. Дети узнают свойства воды, воздуха, почвы и то, что они являются основными факторами жизни на Земле; получают знания о сезонных явлениях природы.
Второй раздел программы - «Многообразие растений и их связь со средой обитания» - это сведения о растениях, которые окружают ребенка с самого рождения в любом месте, где бы он ни проживал. Дети знакомятся с многообразием комнатных растений и тех, что растут на территории детского сада и в ближайшем окружении. Получают представления об их внешнем строении (морфологии) и о функциях органов - узнают, для чего растениям нужны корни, листья, цветы и пр.; как растения приспособлены к жизни в самых разных климатических условиях, как переносят смену времен года.
Третий раздел программы - «Многообразие животных и их связь со средой обитания» - аналогичен второму: дети наблюдают тех животных, которые имеются в их жизненном пространстве, - обитателей уголка природы, домашних животных, птиц и насекомых на участке. Знакомятся с различными дикими животными по картинам и книгам, узнают о формах их приспособленности к жизни в разных средах (на земле и в почве, в воде и воздухе, в лесу и в пустыне, в Арктике и т.д.). Узнают, как дикие животные приспособлены к сезонным условиям жизни.
Четвертый раздел программы - «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания» - посвящен той уникальной области, которая отличает все живое от неживых объектов природы и искусственно созданных предметов. Дети через практическую деятельность и наблюдения узнают, как и в каких меняющихся условиях растут растения, развиваясь от семени до семени, как птицы выводят птенцов и как звери выращивают своих новорожденных и беспомощных малюток. Дошкольники получают добротные элементарные знания, значимые для становления бережного, доброго, истинно гуманного отношения к живому, к природе в целом.
Пятый раздел программы - «Жизнь растений и животных в сообществе» - имеет целью показать связи, существующие в природе. О связи отдельно взятого организма со средой обитания они узнают из предыдущих разделов, теперь же они должны понять, что в природе все живое живет не по отдельности, а в сообществах (лес, луг и др.). Дети узнают о цепочках питания - кто что ест и кто кого ест, поймут, что в природе нет ничего лишнего. Эти представления помогут детям осмыслить правила поведения на природе: не стоит, например, собирать на лугу букеты дикорастущих цветущих растений, так как насекомые питаются их соком, а пчелы собирают нектар и перерабатывают его в мед; в местах, где много насекомых, птиц, ящериц, ежей, лягушек и др.
Шестой раздел программы - «Взаимодействие человека с природой» - раскрывает три важные позиции. Первая позиция: человек - живое существо, и все разнообразие живой и неживой природы является для него средой обитания, в которой он хорошо себя чувствует, не болеет, красиво выглядит. Дети узнают, что растения обогащают воздух кислородом, необходимым для здоровья; в лесу растут грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы; человеку нужна чистая вода для питья.
Вторая позиция этого раздела повествует о том, что, взаимодействуя с природой, человек широко использует ее в своем хозяйстве: строит дома ив дерева, отапливает их дровами и углем, добывает нефть, минералы из недр Земли, на реках строит электростанции, которые вырабатывают электроэнергию для всей техники, в том числе домашней (телевизор, утюг, холодильник, компьютер и пр.).
Третья позиция - об охране природы: человек не только использует природные богатства Земли, но и охраняет их, восстанавливает. Дети узнают, что существуют «Красные книги», куда внесены исчезающие растения и животные, узнают об охраняемых заповедниках, национальных парках, лесхозах, задача которых - следить за благополучием лесных обитателей, выращивать в питомниках молодые деревья (например, ели).
Таким образом, через образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» дети получают элементарные, но очень обстоятельные знания из области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы, являющимся частью пространства жизнедеятельности дошкольников в детском саду и семье.
ПРИМЕР. Формирование представлений о домашних животных и их детенышах; воспитания бережного отношения к животным, трудолюбия; необходимость домашних животных для человека.
Дидактические игры : «Подбери пару» , «Что изменилось» , «Чудесный мешочек» , «Поможем козе с козлятами» , «Найди маму» , «Назови животное» , «Весёлая ферма» , «Помоги Незнайке» , «Найди что покажу (назову) », лото «Животные».
Словесные игры : «Кто как кричит?» , «Узнай по описанию» , «Так бывает или нет» , «угадай по голосу» .
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) .
Дидактические игры : «Назови самое высокое (низкое) животное», «Кто больше?» , «Кто какого цвета?» , «Подбери по цвету» , «Трафареты» , «На что похоже» , «Кого сколько?» , «Больше – меньше» .
Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области
«Речевое развитие»
Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.
Подбор дидактических игр и упражнений на тему экологии помогает развивать все компоненты речи детей, обогащать их словарный запас.
Игры на развитие речевого дыхания
Игра «Бабочка» (формирование направленной струи воздуха; обогащение знаний о бабочках; закрепление в речи глаголов «летает», «перелетает», «садится»).
Игра «Помоги колобку» (формирование длительного выдоха; закрепление знаний о диких животных).
Игра «Одуванчик» (формирование умения выдыхать направленной струёй воздуха; закрепление знаний об одуванчиках)
Игра на развитие фонематического слуха
«Послушай звук» -
формирование умений различать речевые и неречевые звуки, соотносить звуки с явлениями природы и звуками, издаваемыми животными. Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши, когда в произнесённом взрослым слове слышится звук с, з, ж или ш.
Игры на закрепление звукопроизношения
Игра «Волшебные кубики» (формирование умений выкладывать слоги и проговаривать чистоговорки; обогащение словарного запаса детей).
Игра «Послушай, повтори»(закрепление произношения гласных и согласных).
Игра «Назови картинки» (формировать умение правильно называть изображения на картинках с заданным звуком).
Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, театр, экскурсии) и практическую деятельность. Известно также, что все эти формы познания сопровождаются речью (беседы, обсуждения, вопросы-ответы, чтение, рассказы), т.е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализуется образовательная область «Речевое развитие». Познавая природу, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Например: традиционное для детского сада сенсорное обследование овощей и фруктов побуждает детей не только запоминать, но и активно употреблять в своей речи их названия и названия их признаков (зеленый, удлиненной формы, гладкий или с пупырышками, твердый, вкусный, с запахом свежести - огурец; оранжевый, круглый, большой, мягкий, тяжелый, с ароматом - апельсин и т.д.).
Рассматривая картины, на которых изображены домашние или дикие животные, дети учатся повествованию, связной речи, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм. Дети учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать ответы других ребят. Большое значение для развития мышления, объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в природе. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», дошкольники устанавливают причинно-следственные связи, учатся выстраивать логическую последовательность природных явлений и событий. Например, наблюдая с детьми за птицами на кормушке во время зимней подкормки, воспитатель задает вопросы: «Кто прилетел на кормушку? Зачем прилетели птицы? Почему их надо подкармливать зимой? Почему птицы могут летать? Зачем им крылья? Зачем хвост? Почему воробьев хорошо видно на снегу и плохо видно на земле, в кустах, в жухлой траве?». Отвечая на такие вопросы, дошкольники отыскивают причины, строят предположения, устанавливают взаимозависимость явлений.
В группе подобранабиблиотека художественных произведений, сказок, энциклопедий по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитателивместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе. Проводят беседы, обсуждают прочитанное. При знакомстве с поэзией детям легче и проще даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, значение её в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество : загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребёнок учится правильно выражать своё мнение, озвучивать чувства.
Пример. Расширение словарного запаса детей (животное, ферма, корм, двор, подворье, детеныши) ; обучение рассказыванию (придумывание загадок, пересказ) ; развитие памяти (заучивание стихов, потешек, песенок) ; знакомство с художественной литературой (чтение «Три поросенка» , слушание «Козленок» С. Буранбаева, заучивание Кисонька – Мурысенька); развитие мышления (разгадывание загадок о животных) . Закреплять эмоционально - эстетические чувства при встрече с книгой; поощрять желания детей делиться впечатлениями.
Осуществление экологического воспитания дошкольников
в рамках образовательной области
«Социально – коммуникативное развитие»
Система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения, ухаживая вместе с взрослыми за обитателями уголка природы, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с любыми живыми существами), учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных, на сохранение природных экосистем. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе т.е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации.
Осуществление экологического воспитания детей в социально-коммуникативном развитии :
Одним из факторов, подчеркивающих необходимость формирования у дошкольников ценностей здорового образа жизни, является ухудшение современной экологической ситуации.
Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому очень важно сформировать у детей бережное отношение к природе и обитателям. А помогут в этом игры экологической направленности:
Игра «Аукцион» (уточнение правил поведения на природе).
Игра «Узнай и назови» (закрепление знаний о растениях и месте их произрастания).
Игра «Земля, вода, огонь, воздух» (закрепление знаний об обитателях суши и воды; уточнение правил безопасного поведения на природе).
Игра «Береги природу» (воспитание бережного отношения к природе).
В становлении экологического воспитания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организована игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактическая игра. Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Экологизациидидактической игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких знаний, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде. В разработке игр экологической направленности также нужно уметь максимально использовать возможности творческих игр детей. «Лиса и журавль» (я предлагаю вам взять картинки с выпавшими фрагментами и вернуть их на свои места в картинке-лиса и журавль помирятся, ели вы сделаете всё правильно).
«Теремок» , формирует у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации проявления заботы, сострадания, сочувствия, отзывчивости, а также зачатки экологического идеала русских народных сказок о животных, где добро побеждает зло, прекрасное над безобразным. Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в трудовой деятельности имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент. Учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагогов сводится к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия. Формировать у детейпредставление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Дать детям представления о том, что в природе всё взаимосвязано (одно и тоже растение может быть ядовитым для человека, и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т. д.).
Примерное содержание знаний : по теме «Знакомство с домашними животными» . Образовательная область : Социализация.
Знакомство детей со средой обитания домашних животных; экосистема города и деревни (сходство и различие) ; формирование представлений о влиянии человека на домашних животных (заботится о них, кормит, лечит) ;
Дидактические игры : «Рассели животных» , «Найди домик» , «Кто, где живет?» , «Кто, что любит?» , «Накорми животное» , «Построй домик» , «Выбери нужное» , «Береги природу» , «Что лишнее» , «Узнай и назови» .
Словесные игры : «Похожи – не похожи» , «Цепочка» , «Игра в слова» , «Да – нет» , «Что было бы, если…» .
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
Формирование знаний детей на занятиях по изобразительной деятельности по экологии и культуре поведения в природе возможно при рассматривании репродукций картин , а игровые упражнения помогают закрепить знания об окружающем мире.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства детей, помогает ребёнку в создании образов в процессе рисования.
Раскрыть ценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально положительным отношением – задачи, которые успешно решаются при:
прослушиваниидетьми музыки;
исполнении песен, музыкально – ритмических движений ;
рассматриванием иллюстраций, картин, слайдов
Несомненно, что образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает, в частности, в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой природы - это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они хорошо себя чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты.
В системе экологического воспитания в технологиях для детей дошкольного возраста предусмотрены комплексные мероприятия, на которых дети осмысливают красоту пейзажей, представленную на репродукциях картин знаменитых художников. Эти мероприятия проводятся в конце каждого сезона - они опираются на опыт восприятия детьми красоты природы, которую наблюдают ежемесячно в недели, посвященные наблюдениям за сезонными явлениями и работе с календарем природы. Таким образом, художественно-эстетическое развитие имеет глубинную связь с экологическим воспитанием - его хорошая постановка обеспечивает взаимно обогащенное развитие личности ребенка.
Художественно-эстетическое развитие : Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, накапливает впечатления- цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. Раскрыть само ценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально - положительным отношением-задачи, которые успешно решает музыкальное развитие. Достичь этого можно, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. Экологическое воспитание реализуется в слушании музыки, пении, в музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве. Отклик у ребёнка вызывают лишь те объекты, которые включены в поле его формирующихся ценностей. Слушая «жаворонка» М. И. Глинки, произведения из музыкального цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Исполняя песню воробышка, осенних листочков или мотыльков, ребёнок воспринимает себя частью природы. Познаёт её красоту, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на природу.
Знания по экологии, полученные в образовательных областях – это важная интеллектуальная информация. Но когда эти знания преломляются через театрализованную деятельность, которая, по сути, является для ребёнка поведенческим опытом, когда ребёнок проживает конкретный образ какого-то зверя, насекомого, растения, он начинает осознавать и чувствовать что его персонаж боится. Чему-то радуется, как выживает, как развивается, как взаимодействует с человеком и окружающим миром. В театрализованной деятельности роли меняются, развивая способность быть другими понимать другого. В качестве примера хочу привести сказку «Сюрприз» по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом» . Суть этой сказки : в трудный, опасной ситуации (в данном случае ливень в лесу) показаны поведения и мудрые взаимоотношения зверей и насекомых друг с другом и с окружающим миром. Через персонажей дети конкретно переживали эту опасную для животных ситуацию в природе. И как образец поведения для человека – в этой опасной ситуации животные не вредят друг другу.
Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области
«Физическое развитие»
Самая большая ценность, которую человек получает от природы – это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому – всё здорово!» Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических и духовных сил, - заветное желание каждого человека.
В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания желания вести здоровый образ жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
В дошкольном детстве следует воспитывать у детей ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранении.
Экологическое воспитание дошкольника в рамках образовательной области «Физическая культура» предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания. Это может быть включение в содержание занятий:
сложных упражнений и подвижных игр;
формирование знаний, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
организация и проведение походов, прогулок – экскурсий на природу;
спортивно – экологические праздники и развлечения;
обучение правилам безопасности во время прогулок – экскурсий и походов.
Виды детской деятельности
Игры – медитации («Я – солнце», «Я – дождь», «Я – ветер», «Я – облако»)
Подвижные экологические игры
Музыкальные подвижные игры
Танцевальные игры – превращения
Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе образовательной области физическое развитие : проведение физкультуры в дошкольных образовательных учреждениях, сочетающие двигательную активность детейс формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием экологической культуры.
Наряду с выполнением физических упражнений, дети, под руководством воспитателя , проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями. В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности : упражнения дыхательной гимнастики : «Одуванчик» , «Морозко» , «Радуга обними меня» . Общеразвивающие упражнения : «листопад» , «поймай снежинку» , «подснежник» , «колокольчик» .
Подвижные игры : «перелёт птиц» , «льдинки, ветер и мороз» , «скворечники» ,
«цветы и ветерки» .
Эстафеты : «Сбор картофеля» , «бегущие ручейки» , «эстафета пчёлок» .
Одним из важнейших направлений в деятельности дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей . Перед педагогическим коллективом стоит задача совершенствования физкультурно-оздоровительных мероприятий в системе работы дошкольного учреждения. Целью работы над здоровье сберегающей средой стало повышение готовности детей к ускорению умений и их применению для анализа простейших экологических связей: «Я - моё поведение-окружающий мир» . Развитие экологического стиля мышления, способности детей управлять своими действиями, поведением в интересах внутреннего развития здоровья, экологической безопасности окружающей среды, экономного потребления.
Ножки, ножки бежали по дорожке, бежали лесочком, прыгали по кочкам!
«В гости к бабушке Маланье!»
ЭКО-СРЕДА
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ является ЭКО-СРЕДА
Экологическое воспитание должно осуществляться в специально созданных условиях – в экологической предметно-развивающей среде. В настоящее время ведется поиск путей оптимальной и эффективной организации эколого-развивающей среды, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний.
Экологизация развивающей природной среды создает условия для:
Познавательно-речевого развития
Эколого-эстетического развития
Оздоровления ребенка
Формирования нравственных качеств
Формирование экологически правильного поведения
Экологизации различных видов детской деятельности
Мы, в ДОУ создали своеобразную развивающую предметно- пространственную среду, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического образования дошкольников. В группе создан «Уголок природы», где дети могут выращивать, ухаживать и длительное время наблюдать за растениями. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и «Огород на подоконнике». Здесь есть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками. Воспитатель в уголке природы организует три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, опытно-экспериментальная деятельность и фиксация наблюдений за происходящими изменениями
ЦЕНТР ПРИРОДЫ
ВЕДУЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПРОГРАММЫ, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре ПРИРОДЫ»: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПРОГРАММЫ, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре природы»: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус.
Его Компоненты:
№ п.п. | |
Календарь природы |
|
Дидактическая кукла с набором одежды по временам года |
|
Макет «У бабушки в деревне» |
|
Картины «Времена года» |
|
Иллюстрации зверей (домашние, дикие животные), птиц, насекомых |
|
Иллюстрации «Животные и их детеныши» |
|
Иллюстрации с изображением различных растений |
|
Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония |
|
Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин |
|
Реалистические животные (наборы домашних и диких животных) |
|
Муляжи овощей и фруктов |
|
Материал для развития трудовых навыков: |
|
Лейка, тазики для воды, |
|
тряпочки для протирания листьев |
|
лопаточки |
|
Дидактические игры природоведческой тематики |
|
«Времена года» «Во саду ли в огороде» «Офощи и фрукты» |
|
«Мама и малыш» |
|
Лото «угадай животных» Лото «Забавные животные |
|
«Кормушка для птиц» |
ЦЕНТР ЭКПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ВЕДУЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПРОГРАММЫ, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре экспериментирования»: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПРОГРАММЫ, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре экспериментирования»: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ».
ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Уголок ИЗО деятельности |
Обеспечение: Демонстрационный материал, пейзаж, натюрморты, художественные картины». Природные материалы для ИЗО деятельности (жолуди, шишки, семена, листочки деревьев и т.д.). Различные раскраски природы Материал для рисования: альбом, гуашевые краски, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, баночки для воды, трафареты для рисования, тряпочки; Материал для лепки: пластилин, индивидуальные клеенки, салфетки. Материал для ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, розетки для клея, ножницы с тупыми концами, салфетки, цветная бумага, картон, подносы для форм и обрезков бумаги. Образцы по аппликации и рисованию. |
УЧАСТОК ДОУ. Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними. |
||
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы), уголок нетронутой природы, птичий столб. Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями. |
||
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, МОДЕЛИ И ПОСОБИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника. Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей |
||
БИБЛИОТЕКА ЮНОГО НАТУРАЛИСТА В нее входит подборка книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. |
||
МЕДИАТЕКА ЮНОГО НАТУРАЛИСТА |
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ |
|
Заключение
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также результатов проведенной работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом принципа интеграции образовательных областей, можно сформулировать следующие выводы:
Использование интегративно – тематических занятий, целевых прогулок, экспериментирования помогает в закреплении, систематизации и формировании знаний при участии взрослого (прямом или косвенном).
Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка.
Это также позволяет утверждать, что синтез разных видов искусств на одном занятии будет являться оптимальным и эффективным средством умственного развития и нравственно – эстетического воспитания детей, и, следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
На основе проведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям:
Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.
Необходимо систематически использовать в педагогической практике интегрированные занятия, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности ребенка- дошкольника.
Работа по экологическому образованию дошкольников не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет ДОУ
Мероприятия интегрированного характера должны планироваться систематически, целенаправленно и охватывать все виды деятельности дошкольников.
Таким образом , можно подвести итог всему сказанному : интеграция образовательных областей с экологией , которая проходит через многообразие видов деятельности , будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура .
Список литературы
1.Гончарова Е.В Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. – Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с.
2. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей. М.: АрКТИ,2001.-128 с.
3. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования.(Под ред.Г.А. Ягодина.-М.,1993
4.Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников(Под ред. Л.М. Моневцовой,П.Г. Саморуковой. – Спб.,1998.
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –М.: Просвещение, 2001.-208 с.
6. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем. (Дошкольное воспитание.-1991 1
7.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами.-М., 2003.
8. Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии» Методические рекомендации.-М.,2002.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:
Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями :
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС , нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.
Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.
Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.
При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:
Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:
Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.
Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.
Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.
В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.
Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.
Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.
Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.
Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.
Антуан де Сент-Экзюпери
https://ekolog17.jimdo.com/
Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас - на формирование экологической культуры с самого раннего детства.
Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:
Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.
Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога - укрепить эту связь
На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:
Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных
Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.
Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ
В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» - порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.
Рассматривание картинок и картин - один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.
Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных
Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.
Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей
Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.
Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.
«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.
В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:
Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её - дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.
Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами
К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:
Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.
К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор - С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.
Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:
Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.
Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка - для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес.
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходя по которому дошкольники приобретают знания о природной среде
В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше. Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.
В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.
Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность
Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум - рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.
Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.
Аппликация «Грибок» выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!»
Название | «Здравствуй, осень!» |
Задачи |
|
Материалы |
|
Деятельность воспитателя |
|
Деятельность родителей |
|
Мероприятия в ходе реализации проекта |
|
Итог проекта |
|
Узнать больше о проведении занятий по экологии в первой и второй младших группах можно из нашей статьи - .
Цель занятия: продемонстрировать детям, как делается хлеб.
Оборудование и материалы:
Ход занятия:
Берутся игрушки «Травянчик» в форме ёжика. Сначала дети поливают игрушки, выращивают травку, а заодно узнают как, почему и при каких условиях растёт трава. Также воспитатель рассказывает им о ежах - где они живут, чем питаются, как зимуют. Когда трава вырастет достаточно большой, проводится урок по конструированию «Подстрижём ёжика». Перед началом урока можно посмотреть мультфильм о ежах, например, «Ёжик должен быть колючим?»
При изготовлении ёжика из «Травянчика» у детей получаются милые поделки, а остатками травы они угощают питомцев живого уголка
Затем дети при помощи ножниц подстригают своих травянчиков. Состриженную травку относят в живой уголок и угощают живущих там питомцев.
Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.
Обобщить и закрепить знания детей о живой и неживой природе можно в форме экологической викторины, КВНа, брейн-ринга и т.д., проведённых совместно с родителями.
https://youtube.com/watch?v=p6PTCZW2m1g Video can’t be loaded: Открытое занятие по экологическому воспитанию В гости к гномику во 2 младшей группе 2 часть Воспита (https://youtube.com/watch?v=p6PTCZW2m1g)
Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.
Оксана Григорьева
«Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС доо»
Тема :
«Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДОО »
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности . С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.
Важный аспект в решении вопроса сохранения природы – экологическое воспитание всего населения, начиная с подрастающего поколения.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство , так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : только экологическое мировоззрение , экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором пребывает сейчас.
Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры , которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Цель :
(нашего ДОУ состоит в следующем) Воспитание с первых лет жизни гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.
Задачи :
1. Развитие познавательного интереса к миру природы.
2. Формирование представления о взаимосвязи компонентов живой и неживой пророды.
3. Воспитание экологического сознания , нравственного отношения к миру.
Система работы по экологическому воспитанию детей в нашем ДОУ состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации образования
Повышение профессиональной квалификации педагогов
Является одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка, является профессиональная подготовка педагогов.
В нашем ДОУ внедрены в работу разнообразные формы повышения квалификации сотрудников : курсы повышения квалификации, РМО,педагогические советы, семинары, мастер – классы, выставки, конкурсы.
Конкурсы : «Огород на окне» , «Наша планета» , «Дары природы» , конкурс на лучший дизайн групповых участков, клумб, конкурс экологических проектов , конкурс на лучшую кормушку для птиц и другие.
Через консультации, семинары, практикумы воспитатели получают экологические знания , знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников .
Формы работы с детьми : НОД (простые и комплексные, игровая деятельность, прогулки, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, праздники, развлечения, досуги, викторины, кроссворды, экспериментальная деятельность, работа с родителями.
Систематически проводится НОД непосредственная образовательная деятельность по областям в соответствии с ФГОС . В своей работе воспитатели постоянно используют дидактические игры, театрализованные представления, сюжетно – ролевые игры с экологическим содержанием .
Предметно – развивающая среда
Одно из важных условий воспитательно - образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды в дошкольном учреждении .
Среда в нашем дошкольном учреждении способствует :
Познавательному развитию ребенка
эколого -эстетическому развитию
Оздоровлению ребенка
Формированию нравственных качеств
Формированию экологически грамотного поведения.
Развивающая среда состоит из разнообразных элементов , каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
В каждой возрастной группе имеется миницентр по экологии в соответствии с программой ДОУ и возрастом детей.
Зона коллекций - предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам.
Познавательные пирамиды : «Природа и мы» , «Животные» . Изготавливаются совместно с детьми, помогают закрепить знания о природных объектах и явлениях.
Центр воды и песка. Предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук.
Огород на окне - создается в каждой возрастной группе для наблюдений за ростом растений.
Разнообразие видов деятельности , интегрированный подход в обучении , способствующий формированию не только экологически грамотного , но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога с детьми.
Поэтому мы стремимся к экологизации всего образовательного процесса , а для этого необходимо тесное сотрудничество всего коллектива.
Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников , подбирает музыкальное оформление для образовательной деятельности по экологии , инструктор по физической культуре включает в занятия упражнения-имитации повадок различных животных, растений, организует походы в природу, участвует в организации спортивно - экологических праздников .
Большое внимание уделяется общению с природой, организации различных форм работы во время прогулок, экскурсий. В ДОУ есть экологическая тропа , птичий столб, находящейся на территории детского сада, мини – метеостанция, огород, прогулочные площадки с цветниками, по всей территории ДОУ растут деревья и кустарники.
Работа с родителями
Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.
Главные задачи, которые мы поставили перед родителями нашего ДОУ :
Поддерживать интерес детей к природе,
Поощрять их экологически грамотные поступки ,
Проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду,
И, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями (консультации, родительские собрания на экологическую тему , буклеты, памятки и др., большое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Нами были проведены совместные акции : «Сделаем свой участок чистым» (уборка мусора, снега на участках ДОУ, «Игрушки – фантазии из бросового материала» (поделки из бросового материала, «Мы – друзья природы» (конкурс экологического плаката , «Акция – посади дерево!» , «Птицы – наши друзья» (изготовление кормушек, скворечников, обеспечение кормом) и др. Родители охотно участвуют в жизни нашего детского сада. Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий : «Мой домашний питомец» , «Семья и природа» и другие.
Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, в оформлении участков дошкольного учреждения , также были сделаны метеостанции, птичий столб.
Наше творчество
Регулярно оформляются выставки детского творчества на экологические темы согласно временным изменениям в природе.
Центр наблюдения за природой
В детском саду имеется, зона релаксации предназначена для отдыха детей и уходом за комнатными растениями, и обитателями аквариума.
Наблюдение за ростом зеленого лука, семян бобовых.
Кружок «Флорик»
Экологический кружок «Флорик» работает по программе экологического воспитания детей дошкольного возраста Николаевой С. Н. «Юный эколог » .
Уход за цветами
Дети в старших группах помогают воспитателю ухаживать за растениями.
Наш огород
Слова Сухомлинского В. А.
Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ не остановится на достигнутом, впереди - внедрение новых эколого- образовательных технологий , разработки методических пособий, совершенствование предметной среды, создание экспериментальной площадки по экологическому воспитанию . Пусть любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Спасибо за внимание!
Список литературы :
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред . Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
2. М. Г. Агавелян Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями» . - М. ,2009г.
3. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова,И. К. Белова «Здравствуй мир» . Окружающий мир для дошкольников . Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М : Баласс, 2006г.
4. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанов, «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ ТЦ «Учитель» , Воронеж, 2004г.
5. Т. Н. Доронова Т. Н. и др. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошк . образоват . учреждения и родителей/ - М.: Просвещение, 2005.
воспитателей и методистов ДОУ ТЦ «Учитель» , Воронеж, 2004г.
6. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 352 с.
7. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.
8. Т. А. Шорыгина. «Какие звери в лесу!» . Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва, 2000г.
9. Т. А. Шорыгина». «Птицы какие они?» . Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» . Москва, 2007г.
10. Интернет ресурсы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 комбинированного вида»
Составитель:
Окунева Т. М.,
воспитатель
Полысаево 2015
«Любовь к Родине начинается с любви к природе»
Е. В. Павленко.
На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.
Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Цель нашей работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.
Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:
Углубить и расширить экологические знания;
Привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные;
Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;
Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.
Начиная с 2-3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.
Во второй младшей группе работу продолжили. Ребят привлекали к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.
В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников использовали различные формы экологического воспитания:
а) массовые;
б) групповые;
в) индивидуальные.
К массовым формам отнесли работу детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, природоохранные праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.
К групповым формам отнесли кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.
Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.
Для каждого наблюдения отбирали небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.
Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.
Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно - ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю».
Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие - домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно - не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.
Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.
Играли интеллектуальные игры - «КВН», « Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.
Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини -огород.
Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.
Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы - все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.
Экологическую информацию взрослые получали:
На родительских собраниях;
В процессе посещения территории детского сада;
Из консультаций для родителей;
В совместной деятельности с детьми.
Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используем инновационные формы и методы работы:
1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду»;
2.Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;
3.Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево»;
4. Конкурс семейных талантов: «Чудо - овощи», «Сохраним елочку», «Птичья столовая».
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.
Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.
Литература
1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - С. 171.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М., 2009. - С. 57.