Физическое воспитание дошкольника в семье - залог здорового образа жизни. Формы организации физического воспитания дошкольника в семье

26.07.2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ПСЫНШОКО»

ПРОХЛАДНЕНСКОГО РАЙОНА КБР

ДОКЛАД

на тему

Физическое воспитание в семье.

(выступление на общешкольном родительском собрании)

Подготовила учитель физической культуры

Гудова З.Б.

Физическое воспитание в семье

Введение

1. Виды физкультурных занятий в режиме дня семьи

1.1 Утренняя гигиеническая гимнастика

1.2 Оздоровительный бег

1.3 Пешеходные прогулки, походы и экскурсии

1.4 Подвижные и спортивные игры

2. Закаливание в семье

2.1 Закаливание воздухом

2.2 Закаливание водой

2.3 Закаливание солнцем

3. Гигиена «физкультурной» семьи

Заключение

Использованная литература

Введение

Нужно всегда помнить, что здоровье – великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!»

Одним из важных аспектов оздоровительной массовой физкультуры являются самостоятельные занятия в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на обеспечение активного отдыха, оздоровление, закаливание.

Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости. Ни одно лекарство не дает такой прекрасной возможности нейтрализовать вредные последствия нервных перегрузок и гиподинамии, какую дает физическая культура.

Семья – это коллектив единомышленников. Все члены семьи должны неуклонно соблюдать правила, от которых зависит их здоровье. Нужно всегда помнить, что главное в занятиях физической культурой, спортом – систематичность и регулярность. Эти занятия

должны стать органической частью повседневной жизни и быта каждой современной семьи.

1. Виды физкультурных занятий в режиме дня семьи

1.1 Утренняя гигиеническая гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм, оказывая большое оздоровительное и воспитательное влияние. Утреннюю зарядку желательно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то комнату необходимо проветрить и довести температуру воздуха до 16-17оС. Для упражнений, выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический мостик или коврик.

При выполнении упражнений всегда нужно помнить о правильном дыхании – дышать глубоко, спокойно, не забывая о полном выдохе.

При составлении комплексов утренней гигиенической гимнастики необходимо учитывать определенные требования к содержанию и характеру упражнений. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы организма. Схема составления комплекса примерно такова:

Потягивание;

Ходьба (на месте или в движении);

Упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;

Упражнения для мышц туловища, живота;

Упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);

Упражнения для общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады вперед, в сторону);

Упражнения силового характера;

Упражнения на расслабление;

Дыхательные упражнения.

Во время выполнения гимнастики нужно стараться избегать упражнений, связанных с натуживанием. При подборе упражнений для зарядки принимают во внимание их доступность и разнообразие (нагрузка на мелкие мышечные группы сочетается с нагрузкой на большие группы мышц).

Комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики следует менять в зависимости от интереса занимающихся примерно через месяц, начиная постепенно заменять упражнения с третьей недели. Но рано или поздно упражнения могут

повторяться. Во избежание этого применяются некоторые методические приемы, а именно: изменяются исходные положения рук, ног, туловища, темп, ритм выполнения.

Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. После выполнения комплекса упражнений желающие улучшить свои физические способности (сила, быстрота, выносливость) могут проделать несколько специальных упражнений. После зарядки можно предложить легкий бег.

1.2 Оздоровительный бег

В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений.

Никогда ранее люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры: бегом, закаливанием, туристическими походами и т.д. наибольшую популярность получил оздоровительный бег, быстро приобретший славу надежного средства против «болезней века» - инфаркта, гипертонии, атеросклероза и многих других.

Бег является универсальным средством воздействия на организм. В результате занятий бегом человек отлично себя чувствует, у него хороший аппетит, настроение, работоспособность. Ежедневная порция оздоровительного бега защищает организм от действия хронических интоксикаций и инфекций. Бегать любят все, однако, решиться выйти на первый старт часто мешает барьер ложной стеснительности, а некоторым лень. Поэтому бегать всей семьей значительно легче – старшим нужно следить за младшими членами семьи, а сами дети чувствуют себя лучше, увереннее рядом со своими родителями.

1.3 Пешеходные прогулки, походы и экскурсии

При изучении влияния разных видов отдыха на здоровье учеными было доказано, что самым эффективным оздоровительным видом отдыха является туризм, связанный с физической тренировкой на лоне природе. Туристический поход обеспечивает сочетание всех составных частей полноценного отдыха (физическая активность, смена впечатлений, познавательность, общение с новыми людьми, постоянное благотворное воздействие природных факторов).

Поход, прогулка или экскурсия содействуют укреплению здоровья, физическому развитию и повышению общей работоспособности, воспитанию выносливости, ловкости и уверенности в своих силах. К походу нужно готовиться заранее. Большое значение имеет выбор маршрута будущего похода или экскурсии. Желательно, чтобы он проходил по живописным местам, в лесных массивах с чистым незапыленным воздухом, вблизи водоемов. Во время похода участники овладевают основными туристскими навыками (преодоление естественных препятствий, переноска груза, установка палатки, разведение костра в установленных местах, приготовление пищи).

1.4 Подвижные и спортивные игры

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для «семейной» физкультуры. Они улучшают физическое развитие, благоприятно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, способствуют эмоциональности спортивных занятий. Почти в каждой игре присутствуют бег, прыжки, метании, упражнения в сохранении равновесия. В играх воспитываются основные физические качества (сила, быстрота, выносливость) и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Подвижные игры с их большой эмоциональностью могут создавать большую физическую нагрузку для детей. Это следует учитывать «семейному» физкультурному организатору.

Проводить подвижные игры можно на открытом воздухе в любое время года. Игра преследует определенную цель, учитывающую интересы и возможности всех членов семьи, принимающих в ней участие. Продолжительность игры зависит от интенсивности и сложности двигательных действий, состояния здоровья и возраста играющих, а в среднем составляет 10-20 минут. Нагрузка дозируется следующими приемами: уменьшением или увеличением количества занимающихся, продолжительности игры, размеров игровой площадки, количества повторений, тяжести предметов, введением перерывов для отдыха. После игры обязательно надо отметить самых ловких и инициативных.

2. Закаливание в семье

Обязательным элементом физического воспитания в семье, имеющим большое значение для укрепления здоровья, повышения работоспособности и сопротивляемости инфекции, является закаливание.

Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность организма к вредному действию раздражителей внешней среды. В результате закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям различных погодных факторов, таких как холод, жара, сырость и других, которые плохо влияют на работоспособность и могут привести к заболеваниям

Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, улучшают деятельность всех его систем и органов. Процесс закаливания является специфичным, то есть холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, воздействие высоких температур – к жаре.

При закаливании организма используют обычно природные факторы: воздух, воду солнце.

2.1 Закаливание воздухом

закаливающие процедуры могут применяться как в состоянии покоя, так и в сочетании с физическими упражнениями. Об эффективности занятий физическими упражнениями на открытом воздухе свидетельствуют многочисленные исследования: улучшается функциональное состояние терморегуляторного аппарата, повышается закаленность организма, что, в конечном счете, приводит к снижению заболеваемости инфекционными болезнями.

Воздушные ванны наиболее «нежны» и безопасны в арсенале средств для закаливания. С них рекомендуется начинать систематическое проведение закаливающих процедур в семье. Положительное влияние воздушных ванн зависит от температуры, влажности воздуха, подвижности, чистоты и ионизации атмосферы. Если занятия физической культурой проводятся круглогодично на открытом воздухе, то нет необходимости в специальном приеме воздушных ванн. При проведении же занятий в закрытых помещениях квартир целесообразно дополнительное пребывание на открытом воздухе.

В летнее время года эффект закаливания в процессе занятий физкультурой и спортом выражен значительно слабее из-за меньшего термического раздражения, оказываемого теплым воздухом в этот период.

2.2 Закаливание водой

Еще древние греки считали, что «вода смывает все душевные страдания». Вследствие большой теплопроводности вода является более эффективным средством закаливания и оказывает гораздо большее термическое воздействие, чем воздушная ванна той же температуры. Кроме того, вода оказывает механическое (массирующее) давление на ткани тела и кожу, особенно при плавании и душе под напором. Это способствует улучшению лимфо- и кровообращения.

Чтобы правильно применять водные процедуры, нужно знать, как влияет холодная вода на организм. В первый момент воздействия холодной воды на поверхность тела вследствие резкого сужения сосудов кожи кровь устремляется к внутренним органам, и кожа становится бледной и холодной. При этом человек ощущает чувство замерзания. Вслед за этой фазой наступает вторая, в период которой человек начинает усиленно вырабатывать тепло, причем кровеносные сосуды кожи расширяются, кровь приливает к коже, и ощущение холода сменяется приятным чувством теплоты. Такое сужение кожных сосудов с последующим их расширением является как бы гимнастикой для них, которая и совершенствует сосудистую деятельность при холодовых влияниях.

При чрезмерном охлаждении может наступить третья фаза сосудистой реакции: кровеносные сосуды кожи остаются расширенными, происходит замедление кровотока с последующим застоем и появлением вторичного озноба. Эти симптомы указывают на излишние потери тепла, поэтому в случае их появления водную процедуру следует прекратить и провести согревающие мероприятия в виде энергичных движений, растирания тела и утепления одеждой.

Таким образом, при применении закаливающих водных процедур вполне достаточно добиться хорошей кожной реакции (вторая фаза). После любой водной процедуры необходимо тщательно вытереться. Лучшее время для водных процедур – окончание утренней гимнастики. Они способствуют переходу организма в активное состояние и создают бодрое настроение.

Систематическое воспитание устойчивости к холоду следует начинать в летний период. Причина в том, что летом происходит пассивное закаливание организма за счет, главным образом, малой теплоизоляции «пакета» одежды. Низкая устойчивость организма к холоду в зимне-весенний период объясняется более длительным пребыванием в помещении, а это «нарушает» физиологические механизмы терморегуляции.

2.3 Закаливание солнцем

Производится посредством солнечных ванн, точнее, воздушно-солнечных, так как при этом на организм действуют оба этих фактора. В умеренных дозах солнечные лучи положительно влияют на обменные процессы, благоприятно воздействуют на развитие детского организма, улучшают дыхание и кровообращение, повышают работоспособность. Помимо этого, солнечные ванны способствуют и выработке тепловой выносливости.

При неумеренном облучении (попытка загореть за один день) солнечные ванны могут принести вред. Отрицательные последствия перегрева выражаются в появлении головокружения, потере сознания. Необходимо строго дозировать интенсивность солнечных ванн и соблюдать правила закаливания. Это особенно важно при приеме солнечных ванн всеми членами семьи, имеющими разумную степень устойчивости к действию ультрафиолетовых лучей.

Лучше всего загорать в утреннее время с 9 до 12 часов. Ложиться нужно ногами к солнцу, голову защищать панамой или кепкой, но не обвязывать полотенцем, так как при этом затрудняется испарение, а следовательно, и охлаждение головы. Не рекомендуется загорать натощак, непосредственно перед едой и сразу же после нее. Солнечные ванны можно принимать спустя 30-40 минут после завтрака, а заканчивать не менее чем за 1 час до приема пищи.

Нельзя доводить себя до обильного потения (мокрая кожа более чувствительна к солнечным лучам). Запрещается спать во время приема солнечных ванн. После последующей водной процедуры кожу не растирают, так как она и без того достаточно гиперемирована в результате облучения солнцем.

Начинают закаливание солнечными лучами с сеансов продолжительностью 5-10 минут в день, ежедневно увеличивая их на 5-10 минут и доводя общую длительность процедуры до 2-3 часов. Обязательна периодическая смена положения тела и перерывы в приеме солнечных ванн каждый час на 10-15 минут.

Прием солнечных ванн абсолютно противопоказан при выраженной гипертонической болезни, при органических заболеваниях центральной нервной системы, нарушениях мозгового кровообращения, атеро- и кардиосклерозе.

Совместные занятия физкультурой в семье создают особенно благоприятные условия для проведения закаливающих процедур, открывают большие возможности для комплексного использования всех основных средств закаливания (воздух, вода, солнце), так как занимающиеся свободны в выборе места и времени занятия. Большая эффективность закаливания при самостоятельных занятиях физкультурой обусловлена также

возможностью индивидуальной дозировки закаливающих процедур в зависимости от состояния здоровья человека в данный момент, что достаточно затруднительно при групповых занятиях.

Всестороннее использование природных факторов для оздоровления и закаливания семьи осуществляется во время массовых спортивных мероприятий, «дней здоровья», «дней бегуна», туристских мероприятий. Максимальное приближение к природе во время организованных выездов за город для отдыха или массовых мероприятий в выходные дни, в период каникул, отпусков важно не только для непосредственно процесса закаливания, но и для популяризации закаливания.

3. Гигиена «физкультурной» семьи

Чтобы занятия физкультурой и спортом в семье приносили максимум пользы, укрепляли здоровье и физически развивали ее членов, необходимо строгое соблюдение гигиенических требований. Они сводятся к выполнению всеми членами семьи режима труда и отдыха, правил личной гигиены, к организации рационального питания, использованию дополнительных гигиенических средств повышения работоспособности.

Основой здорового образа жизни является рациональный режим дня. При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности физиологических систем организма, формируется динамический стереотип, на поддержание которого требуется все меньше напряжения. При организации режима учитывают колебания работоспособности на протяжении дня. Не рекомендуется проводить тренировочные занятия сразу после пробуждения от ночного или дневного сна, особенно при их направленности на развитие координации движений, быстроты и силы, а также перед сном.

Рациональное питание подразумевает правильный режим питания. Время приема пищи должно быть строго определенным и его следует неукоснительно придерживаться. Принимать пищу непосредственно перед занятиями физкультурой или закаливающими процедурами нецелесообразно. Это ведет к плохому ее перевариванию и усвоению, мешает выполнению физических упражнений. Пища дольше остается в желудке, вызывая чувство тяжести. Наполненный желудок поднимает диафрагму и тем самым затрудняет деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к которым при физических упражнениях предъявляются повышенные требования.

Сбалансированное питание играет важную роль в повышении работоспособности, является залогом крепкого здоровья, отличного настроения, успехов в труде и спорте.

О правильном, умелом использовании гигиенических средств, дополняющих физкультуру и закаливание в семье, будут свидетельствовать крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности.

Заключение

Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся в семье направлена на решение следующих задач:

содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;

развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств - силы, выносливости, ловкости и быстроты. Особенно следует сказать о выносливости. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, болевые ощущения, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества;

формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т.п.);

воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы;

приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя.

Использованная литература

Полиевский С.А., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. – М.: Медицина, 2004. – 80 с., ил (Науч.-попул.мед.литература. Физкультура и закаливание).

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М., 2000.

Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М., 1998.

Физическое воспитание в семье неоходимо, оно формирует базовые физические навыки у ребенка. Главной особенностью физической активности является то, что человек осознает ее жизненную необходимость в уже достаточно зрелом возрасте, как правило, после сорока лет, когда начинает пошаливать печень, покалывать сердце, начинает болеть поясница.

Предупредить эти неприятные отклонения в состоянии собственного здоровья можно, если только усиленно заниматься физическими тренировками детском, юношеском возрасте и в молодости, когда человек не осознает и не ощущает всю пагубность последствий недостаточной физической активности.

Физическое воспитание в семье важно потому как именно в детском возрасте обычно закладываются задатки будущего здоровья человека в зрелом возрасте. Самое важное в том, что физическое воспитание в семье эти основы несет не только биологический, но и психический характер. Только привив привычку постоянно заботиться о состоянии своего здоровья, регулярно выполнять различные физические упражнения, а также выработав у ребенка неприятные ощущения из-за отсутствия нормальной физической активности, можно предполагать, что став взрослым, человек будет также как в детстве активно двигаться, выполнять физические упражнения, что физическая активность станет для него привычкой, как чистка зубов по утрам. Восполнить то, что упущено в детском возрасте, в зрелости очень трудно, а порой и невозможно.

Физическое воспитание в семье обязует помнить, что значение занятий физкультурой с ребенком в детском возрасте не исчерпывается закладкой основ фундамента его будущего здоровья. Роль физической активности в выработке умений и навыков и обеспечении высокой работоспособности, которая необходима ребенку уже в первые годы его жизни, очень велика. Учеба в школе становится сложнее с каждым годом и требует от ребенка значительных нервно-психических и умственных напряжений. Физическое воспитание в семье очень и очень важно так ккак только хорошо подготовленный физически и организованный ребенок может противостоять таким большим нагрузкам. Доказано, что регулярные занятия физическими упражнениями способствуют одновременно повышению работоспособности и вырабатывают умение экономно и целесообразно распределять свои силы, а также помогают выработать внутреннюю собранность и дисциплину.

Физическое воспитание в семье необходимо, ведь без помощи семьи педагоги детского сада и школы не могут решить проблему воспитания физической активности ребенка. Например, по данным профессора Н. Лебедевой, школьные уроки физкультуры покрывают только 11% необходимой ребенку физической активности. Недостаточность двигательной активности приводит, в свою очередь, к избыточному весу, нарушениям осанки, заболеваниям сердечно-сосудистой системы даже у детей младшего школьного возраста.

Физическое воспитание в семье должно занимать определенное время. Недостаточность физической активности для детей очень опасна во время активного роста тела в детском и подростковом возрасте, когда быстрое развитие костной и мышечной массы не подкрепляется соответствующими тренировками систем дыхания и кровообращения, а также ростом силового потенциала подростка. Такое несоответствие в развитии особенно часто становятся основными причинами ослабления здоровья детей, а также снижают их жизненный тонус. Разумно организованный режим активности, правильное чередование закаливаний и разнообразных физических нагрузок помогут добиться смягчения негативных последствий акселерации, и предотвратить развитие заболеваний, а также способствуют лучшему сбалансированию процессов роста и физического развития.

Физическое воспитание в семье не должно упускаться родителями из вида. Особенно важна в детские годы физическая активность для формирования телосложения человека. По мнению известного физиолога, профессора И.В. Муравьева, физические тренировки являются наиболее естественным способом реконструкции человеческого телосложения. Именно детские годы являются самым благоприятным периодом для проведения тренировок. Раннее начало физических тренировок, в детском возрасте такие занятия должны проводиться в качестве подготовительных, способствует большему выражению преобразующего эффекта.

Физическое воспитание в семье помогает укреплять отношения в семье. Общая деятельность детей и родителей в процессе физического воспитания является огромным фактором, который объединяет семью, укрепляет нравственный климат, создает добрые традиции и общие интересы. Чехословацкие ученые в ходе хорошо продуманных и достоверных экспериментах выяснили, что физическое воспитание в семейной форме не только хорошо влияет на физическое развитие детей и укрепляет их здоровье, но и положительно влияет на семейный климат, на отношения родителей между собой, а также повышает их роль в воспитании ребенка.

Физическое воспитание в семье – это нелегкое и непростое дело. Родители должны многому научиться, прежде чем приступать к обучению своего ребенка. движения человека сами по себе достаточно сложны, так же как и человеческая активность, поэтому процесс формирования и совершенствования физической активности, так же как и процесс обучения и тренировок, не может быть простым.

Физическое воспитание в семье требует помнить родителям, что для успешного и безошибочного процесса обучения ребенка физическому совершенству, нужно знать главные законы построения и развития движений, а также основные правила проведения тренировок с детьми. При этом важно не только понять суть этих законов, но и уяснить все тонкости, требующиеся в ходе процесса физического обучения ребенка.

Физическое воспитание в семье требует знания самых простых законов биомеханики сможет помочь вам верно выбрать упражнения и условия, при которых следует их выполнять, для воспитания физических качеств при тренировках с ребенком. Выполнение простейших правил каждодневных занятий физическими тренировками поможет выбрать самый оптимальный режим получения физических нагрузок, а также успешно руководить процессом выработки выносливости, быстроты, ловкости и гибкости ребенка, а также гармоничным развитием ребенка в целом. Родители, которые заботятся о физическом развитии своего ребенка, должны правильно организовать режим его физической активности, который будет полностью соответствовать его половым, возрастным и индивидуальным особенностям, а также условиям, в которых проходят занятия физическими упражнениями.

Физическое воспитание в семье желательно должно включать процедуры закаливания и гигиенические процедуры. Родители должны вырабатывать у ребенка гигиенические навыки.

Физическое воспитание в семье дает следующий результат. Ребенок вырос. Родители его многому научили. Он имеет крепкое телосложение и его движения освоены правильно. Что же делать дальше? А дальше основная задача родителей – это помощь в выборе вида спорта для занятий, который бы соответствовал его двигательным способностям. Для того, чтобы это сделать, необходимо знать, как правильно определить спортивные особенности и наклонности ребенка, как правильно сформировать его спортивные интересы, а также время, наиболее целесообразное для того, чтобы ребенок приступил к регулярным тренировкам в спортивной школе, клубе или секции. Ответы на эти вопросы, родители смогут найти в этом разделе нашего журнала.

Успешное освоение программы физического воспитания ребенка в семье, рассчитанной на ребенка с момента рождения и до подросткового возраста, может помочь вашему ребенку вырасти разносторонне подготовленным физически, здоровым и готовым к преодолению самых разных трудностей и сложностей новой, взрослой жизни.

Один из самых важных аспектов правильного формирования личности — физическое воспитание детей школьного возраста. Формирование индивидуальности детей складывается из нескольких аспектов: закладка психологического фундамента, тренировка восприятия, памяти, внимания, социальной адаптации. В детском возрасте происходит развитие личности, когда закладываются основы, которые в будущем помогут стать полноценным членом общества.

Физическое воспитание детей раннего возраста должно развивать физическую составляющую культурной личности, формировать положительные привычки, тягу к здоровому образу жизни. Для достижения этой цели есть ряд задач, к выполнению которых нужно стремиться. Это:

  • развитие жизненно необходимых навыков — ходьба, бег, плавание;
  • обучение спортивным основам — влияние упражнений на различные группы мышц, соблюдение техники безопасности при занятии спортом;
  • формирование привычки к процедурам, закаляющим организм;
  • формирование правильной осанки;
  • приучение к соблюдению норм гигиены.

Физическое воспитание ребенку должно быть донесено с двух наиболее важных сторон его жизни — от семьи и от школы. Только при правильном взаимодействии этих двух институтов ребенок получит должное воспитание — как физическое, так и культурное.

Семья — то место, где дети проводят большую часть времени, смотрят на родителей в каждом их действии и берут пример с них во всем. От того, какова в физическом воспитании ребенка, будет зависеть дальнейшая активность. Родители закладывают фундамент физической культуры личности, который дальше будет формировать школа, а впоследствии уже и сам человек.

Пока психика ребенка гибкая, а восприимчивость к убеждениям высокая, нужно прививать положительное отношение к физической активности: упражнениям, зарядке, играм, прогулкам. Организация совместного семейного досуга с такой направленностью поможет укрепить как семейные отношения, так и здоровье всего организма.

Очень важен личный пример взрослых: ребенок сначала будет подражать на инстинктивном уровне, позже это войдет в положительную привычку.
Поскольку организм еще слабый и неокрепший, то задача родителей — разработать систему физического воспитания детей, комплекс мер по укреплению их здоровья и соблюдать нормы гигиены и технику безопасности физических процедур на должном уровне.

Осанка — одна из важнейших основ здорового организма. Правильная постановка позвоночника убережет от возможных заболеваний опорно-двигательной системы в будущем, поэтому очень важно следить за ребенком, когда он сидит за столом, спит. Необходимо обращать внимание детей на неправильную осанку, объясняя, насколько это важно, подавая личный пример. Для правильного положения позвоночника во время сна постель не должна быть слишком мягкой — в таком случае искривления не избежать. Лучше всего использовать ортопедический матрас. Чем больше двигательной активности у ребенка, тем меньше риск неправильной осанки.

Питание — в физическом воспитании детей имеет большое значение. Правильная пища для всей семьи — залог здорового организма. Сочетание нужного количества витаминов и микроэлементов будет заряжать ребенка силой для физически активных занятий.

Следует помнить, что ребенок не должен чрезмерно уставать. Задача физического воспитания детей в семье — укрепить здоровье ее младшего члена, а не лишить его сил после неподъемной нагрузки.

Важные формы организации физического воспитания в семье

Основные средства физического воспитания детей в семье:

  • физкультурно-оздоровительные процедуры;
  • прогулки;
  • активные игры;
  • занятие спортом.

Утренняя зарядка — вот с чего должен начинаться день каждого человека. Если в семье принято после ночного сна осуществлять гимнастические упражнения, то в привычки ребенка это войдет обязательно. Зарядка помогает организму окончательно проснуться и заряжает бодростью и силами на весь день.

Упражнения не должны быть слишком сложными и трудозатратными. Важно правильно распределить нагрузку на все группы мышц и подготовить организм к рабочему дню. В летнее время утреннюю зарядку рекомендуется выполнять на воздухе, зимой — в хорошо проветриваемом помещении.

Активные игры — самый просто метод организации двигательной деятельности ребенка: в игровой манере до малыша проще всего донести, какие упражнения и как выполнять. При игре должны быть задействованы все группы мышц — спина, ноги, плечевой пояс, пресс.

Особенность занятия физкультурой с маленьким ребенком заключается в том, что ему может надоесть монотонное выполнение одних и тех же движений. Основная цель родителей — подойти к подбору и организации занятий с максимальной фантазией и креативностью, добиться того, чтобы крохе нравилось занятие. Можно использовать музыкальное сопровождение, это дополнительно будет формировать у ребенка чувство ритма.

Помимо занятий со спортивным уклоном большую роль в физическом воспитании в семье играют совместные прогулки на свежем воздухе. Простая прогулка пешком по окрестностям зарядит ребенка положительными эмоциями. Кроме того, будет лишний раз укреплен опорно-двигательный аппарат.

Длительность прогулок должна быть не менее часа. Расстояние зависит от возраста и физической подготовки ребенка: дети до 6 лет, как правило, проходят в день порядка 5 км, до 8 лет — около 7 км. Показатели эти индивидуальные, и если ребенок быстро устал, не нужно ориентироваться на эти цифры и настаивать на прохождении оставшегося расстояния.

Роль семьи

Благотворно на психику ребенка и его физическое развитие повлияет семейный поход. Необходимо проложить наиболее интересный маршрут, оптимально выбрать путь, который будет проходить через местность с разнообразным рельефом — лес, поле, речка, наличие препятствий (упавшее дерево, ручей на пути). Все это только обрадует детей.

В летнее время поход можно сопровождать привалами с активными играми и водными процедурами. В организации похода важно рассчитать примерное время на прохождение дистанции и места для остановки. При наличии на пути препятствий следует убедиться в безопасности их преодоления.

Плавание — упражнение, которое задействует все группы мышц и оказывает положительное воздействие на организм не только ребенка, но и и взрослого человека. С самого раннего возраста во время купания малыша нахождение в воде дает ему положительные эмоции. Научить ребенка плавать можно самостоятельно без посещения бассейна. Начиная с небольшой глубины, показывая движения и помогая их выполнять, постепенно можно приучить ребенка к воде и сформировать первичные умения держаться на ней без страха.

Зимой прогулки на свежем воздухе можно осуществлять на лыжах. Буквально с 3 лет на ребенка можно подобрать лыжный комплект по размеру. Лыжные прогулки не должны проходить через опасные места и крутые перепады высот. Оптимальным будет идти по уже имеющейся лыжне на ровной местности.

Бег — упражнение, доступное в любое время года при хорошей физической подготовке. Начинать лучше в теплые и сухие месяцы, чтобы неокрепший организм не подвергался излишнему переохлаждению. Такой вид физической активности благотворно влияет на сердечный ритм, дыхательный аппарат. Он помогает развить выносливость.

Гимнастика помогает развить вестибулярный аппарат, координацию движений, гибкость мышц. Особенно занятия гимнастикой рекомендуются для девочек, поскольку она помогает сформировать грациозную осанку и походку. Занятия легкой атлетикой подойдут для любого малыша: они укрепляют опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему.

Таким образом, организация занятий по физподготовке малышей — важнейшая задача. Физическое воспитание детей в семье должно быть основано на собственном положительном примере и дружной обстановке в семье. При этом малыш будет с радостью выполнять упражнения и укреплять свой организм.

Влияние школы на физическое развитие ребенка

Родители закладывают основы физвоспитания ребенка. Дальнейшее развитие он получает в школе. От того, как организован процесс организации физкультурных занятий в детском учреждении, зависит окончательное формирование у ребенка отношения к спортивным занятиям.

Самое основное — правильно организовать физическое воспитание у детей младшего школьного возраста, поскольку у них только начинает расти организм.

Упражнения должны быть сбалансированными и направлены на все группы мышц. В том числе, необходимы упражнения на тренировку реакции, ловкости, координации и ритма. Силовые упражнения должны быть распределены таким образом, чтобы у ребенка не было переутомления.

Физическое воспитание ребенка должно начинаться в семье. Только там закладываются основы и понимание необходимости активного отдыха, утренней зарядки, спортивных интересов, здорового питания и правильного образа жизни. Легче привить это ребенку с раннего детства и сделать привычкой, чем пытаться потом перевоспитать в зрелом возрасте. Положительный личный пример — вот с чего нужно начинать физическое воспитание детей. Спортивная семья позволит ребенку вырасти подвижным и здоровым.

Введение

В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье. Семья, являясь ячейкой общества, имеет поистине неисчерпаемые возможности: в семье дети получают первые в своей жизни уроки, учатся общению, учатся различать добро и зло; семья влияет на формирование характера, нравственности, гражданственности.

Роль семьи бесспорна и в физическом развитии детей, т.к. именно в семье закладываются физические качества людей, основы их здоровья. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе-то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др. При этом, совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни. Следовательно, родителям необходимо систематически заниматься физической культурой с детьми, помогать им приобрести двигательный опыт, развивают ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают смелость.

В то же время, несмотря на наличие значительного количества литературы по физическому воспитанию детей в семье, состояние этой проблемы вызывает вполне обоснованную тревогу, т.к. физическим воспитанием своих детей родители либо вовсе не занимаются, либо занимаются эпизодически и очень часто - неправильно.

Цель работы: изучить роль семьи в физическом воспитании ребенка, выявить особенности физического воспитания в семье детей разного возраста.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Роль семьи в физическом воспитании ребенка

Особенности физического воспитания в семье

зарядка ребенок школьный воспитание

Семья - это коллектив, члены которого связаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга является важным средством не только воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи.

Воспитательная роль семьи велика. На родителей возлагается исключительная ответственность в связи с возрастными требованиями к формированию личности ребенка. Родители должны находить время для занятия с детьми, вникать в их интересы, помогать им советом.

Большое значение для семьи имеет физическое воспитание. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению родителей, семейному укладу. Поэтому главные составляющие успеха физического воспитания в семье - личный пример родителей, здоровый образ жизни, совместные физкультурные занятия, совместные прогулки на лыжах, катание на коньках, санках, различныеигры. Родители показывают, объясняют, как нужно выполнять упражнение, оказывают помощь и облегчают освоение знаний, двигательных умений и навыков, наблюдают за самочувствием детей.

Цель физического воспитания детей в семье - последовательное физическое совершенствование с тем, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Это значит, что необходимо добиваться, чтобы дети обладали хорошим здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития. При этом, необходимо соблюдать - оздоровительную направленность, всестороннее развитие личности и связь физического воспитания с другими видами деятельности. Оздоровительная направленность, прежде всего, выражается в соответствии средств и методов физического воспитания различных периодов детства. Двигательная активность в границах ниже и выше допустимой способствует задержке роста и развития, а также снижает рабочие и адаптивные возможности развивающегося организма. Поэтому долг родителей - укрепить здоровье ребенка и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем.

Для нормального развития и укрепления здоровья необходимо создать оптимальные условия: режим, который отвечал бы требованиям гигиены, воспитательная работа по развитию движений.

В первую очередь, задача родителей заключается в том, чтобы в соответствии с правилами гигиены постоянно обеспечивать благоприятные условия для роста и развития неокрепшего еще организма ребенка. Родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода). Необходимо обращать внимание на чистоту мест, где отдыхают, занимаются, спят дети. В комнате, где находится ребенок должно быть чисто, светло, комнату обязательно надо проветривать. При этом всегда следует всегда помнить, что личный пример один из сильнейших способов воспитания.

Особого внимания требует осанка детей. Надо следить за тем, чтобы ребенок привыкал правильно сидеть за столом, спать в свободной позе, больше играть с мячом, обручем, скакалкой. Ребенок с хорошей осанкой стоит и ходит свободно, без лишнего напряжения.

Говоря о физическом развитии детей, нельзя упомянуть о питании. Пища должна быть здоровой и разнообразной.

Необходимо следить, чтобы дети занимались доступными видами физического труда, правильно выполняли движения, применяемые в повседневной жизни и входящие в различные виды деятельности (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах и т.д.).

Родители должны иметь представление о комплексах утренней гимнастики, необходимым дополнением к занятиям по физкультуре в домашнем быту являются упражнения и подвижные игры. Достаточный двигательный режим должен удовлетворять естественную потребность детей в движениях. Ежедневные упражнения улучшают состояние здоровья, физическое развитие. При этом, в организме вырабатывается способность адаптироваться к разнообразным требованиям меняющейся обстановки, поэтому необходимо тренировать у ребенка не какие-то определенные способности, а упражнять различные группы мышц и соответствующие им нервные центры.

Виды физических упражнений разнообразны. При этом следует создавать эмоциональное настроение у детей, оно способствует улучшению самочувствия, помогает побороть страх, неуверенность в себе. Так, если ребенок боится перейти канавку по проложенной доске, мама подбадривает его, улыбается, протягивает ему руку помощи и ребенок решительно делает шаг.

Однако нельзя допускать, чтобы дети переутомлялись. Правильная физическая подготовка обеспечит своевременное овладение двигательными умениями, навыками необходимыми для повседневной практической деятельности, будет способствовать развитию у детей ловкости, быстроты, силы, гибкости. Решение задач физического воспитания сочетается с формированием личности ребенка в целом, с его умственным развитием, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием.

Народная поговорка гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». Ребенок со слабым здоровьем плохо запоминает стихи, рассказы, мало интересуется окружающим миром. Физическое воспитание помогает умственному развитию детей, повышает работоспособность. Посредством физических упражнений, игр дети знакомятся с многообразием мира, познают свойства предметов, их значение. Так на просьбу: как птицы машут крыльями, дети охотно подражают, или, поиграем как мяч - дети стараются подпрыгнуть выше. А в игре «Наседка и цыплята» дети узнают, что цыплят маленьких водит мама - курица.

Неотъемлемую часть физического воспитания составляют прогулки, экскурсии. Это не простое гуляние по саду или площадке, а выход за пределы двора, дети любят гулять с родителями, они радуются. Сообщают, что и где видели. Прогулки хорошо проводить вблизи стадионов, спортивных площадок. Необходимо чтобы даже небольшая прогулка была содержательной, чему-нибудь научила ребенка, в чем-то оказала свое воспитывающее действие.

Родителям следует использовать склонности детей к самым различным видам движений. Устойчивый преимущественный интерес к избираемому, любимому виду спорта формируется путем знакомства с физическими упражнениями, близкими по технике и условиям применения к различным видам спорта: футбола, гимнастике, баскетбола, все это закладывается в раннем возрасте. Дети должны убедиться в том, что их интерес к спорту поддерживается, что родители вникают во все мелочи их занятий.

Физическое воспитание в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Формы организации физического воспитания в семье включают в себя воспитательно-образовательный комплекс разнообразной двигательной деятельности. К формам организации физического воспитания в семье относятся:

Физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутка во время занятий рисованием, лепкой, чтением и т.п., закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями);

Прогулки,

Подвижные игры, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений;

Специально организованные занятия физической культурой.

Основной формой систематического обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые в условиях семьи могут проводиться от 2 до 6 раз в неделю. Если в семье несколько детей, то хорошо организовать коллективные занятия, поэтому родителям необходимо быть и организаторами, и участниками занятий.

Перед родителями дошколят всегда возникают важные вопросы: как вырастить здорового ребенка? Какие средства можно использовать для его полноценного развития? Между тем, давно доказано, что удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в активных движениях и упражнениях лучшим образом влияет на их правильное физическое развитие, способствует укреплению здоровья, формированию важных качеств личности: , смелости, выносливости.

При этом наиболее действенный результат получится, если физическая культура в семье станет образом всей жизни.

Средства правильного физического развития

Сегодня, в век компьютерных технологий, проблем с экологией, вопросы здоровья волнуют многих людей. Для их решения предлагаются различные средства: рациональный режим дня, здоровое питание, спортивные занятия, физические упражнения. Все они считаются главными факторами, обеспечивающими полноценное физическое развитие человека любого возраста и, в первую очередь, ребенка.

Чтобы правильно организовать физическое воспитание малыша, необходимо создать благоприятную среду, к которой специалисты, главным образом, относят образ жизни всей семьи. Психологи любят повторять, что устоявшийся семейный уклад определяет отношение дошколенка ко многим сферам жизни, в том числе физическим упражнениям, спорту, способствует развитию жизненной активности.

Действительно, такие факторы, как здоровый образ жизни, пример взрослых, спортивные занятия помогают организовать физическое воспитание в семье. Однако взрослым, ведущим активную деятельность и приучающих к этому детей, нужно помнить: гораздо важнее с рождения воспитать привычку жить в активном режиме, чем вынуждать малыша в дошкольном возрасте насильно заниматься физкультурой, закаливанием, спортом.

Каким образом воспитывать привычку к здоровому образу жизни?

Существуют правила, которые помогут при формировании определенных навыков, затем становящихся нормой жизни:

  • Полезно выработать и постоянно выполнять установленный режим дня.
  • Побуждать ребятишек к активным играм в любое время года.
  • Каждый день быть готовым вместе выполнять физические упражнения.
  • Совместно интересоваться спортивными состязаниями, обсуждать спортивные достижения спортсменов.
  • Взрослым самим выражать позитив при выполнении упражнений и подчеркивать положительные эмоции дошкольника.
  • Собственным примером показывать пользу образа жизни .

Основные принципы физического воспитания в семье

Чтобы не навредить малышу при обучении физической культуре, прежде всего, надо знать, какие основные двигательные умения развиваются в тот или иной возрастной период. Правильнее всего, нужно придерживаться нормативных показателей и помнить, что:

  • 3 месяца ‒ грудничок должен уметь держать голову;
  • 6 месяцев ‒ уметь переворачиваться на животик, приподниматься, опираясь на ручки, начинать ползать;
  • к 1 году - самостоятельно сидеть, стоять, начинать ходить;
  • 3 года ‒ должны быть хорошо развиты умения в ходьбе, беге, лазании через небольшое препятствие;
  • к 4 годам дошкольник должен прыгать с небольшой высоты, ловко бросать мяч, уметь кататься на велосипеде;
  • 6 лет ‒ овладеть основными движениями, к которым относятся разные виды ходьбы, бег, лазание, прыжки, преодоление преград, метание.

Обучение активным движениям раньше назначенного срока может вызвать травму, боязнь движений, нежелание выполнять упражнения.
Учитывая, что дошкольный возраст ‒ значимый этап приучения детей к физической культуре, следует также соблюдать следующие принципы:

  1. Успешность выполнения заданий. Добившись успеха при несложных упражнениях, малыш с удовольствием будет стремиться к лучшим достижениям.
  2. Поддержание интереса к активным действиям. Игра - ведущая деятельность дошкольников, поэтому физические упражнения, проводимые в игровой форме, будут более интересны ребятишкам и дадут высокий результат.
  3. Систематичность проведения занятий. Гимнастику, занятия необходимо проводить регулярно, выделяя место и время в режиме дня, не допуская эпизодичности.
  4. Последовательность в овладении физкультурными навыками. Вначале приступают к простым упражнениям, которые посильны малышу. Затем, по мере закрепления навыка, переходят к более сложным заданиям. В противоположном случае, дошкольник, не справившись со сложным упражнением, будет негативно относиться к физическим занятиям.

Основные средства физического воспитания

Правильно организованное физическое воспитание детей помогает укреплять здоровье, формировать в дошкольном возрасте двигательные умения и навыки; способствует развитию качества движений: меткости, быстроты, силы, ловкости. Что можно использовать для организации физкультурных занятий дома? Сейчас несложно подобрать доступные средства. Современная литература, детские сайты дают подробное описание оснащения и проведения:

  • утренней гимнастики;
  • подвижных игр;
  • физкультурных упражнений;
  • спортивных занятий;
  • прогулок на свежем воздухе;
  • экскурсий и турпоходов.
  1. Четкий режим дня с чередованием физической, умственной деятельности и отдыха.
  2. Грамотно составленный рацион питания с учетом возрастных требований.
  3. Сон продолжительностью 11 часов с точным временем подъема и укладывания. Обязательное проведение полуторачасового дневного сна.
  4. Организация жизненного пространства (игрушки, спортивные снаряды, место для игр и упражнений).
  5. Регулярные продолжительные прогулки.
  6. Активный отдых на воздухе.
  7. Комплекс гигиенических и закаливающих процедур.

Совет . Классический подход к физическому развитию малыша предусматривает его начало с самого рождения. При взрослении ребенка необходимо менять формы занятий, средства, методы проведения.

Спортивные занятия как эффективное средство физического развития

Хорошей возможностью приобщения к физической культуре детей дошкольного возраста становятся занятия спортом. Хотя некоторые считают, что крохе спортом заниматься рано, тем не менее, в дошкольном возрасте двигательная потребность слишком высока. Современные родители загружают ребятишек интеллектуальными занятиями, не оставляя времени на занятия активными движениями. Спортивные секции и группы здоровья могут помочь в этом вопросе, обеспечив двигательную активность дошколятам, решая задачи укрепления здоровья, закаливания, дисциплины, научат ребят быть смелыми, сильными.

Какие виды спорта доступны детям в дошкольном возрасте?

  1. Самым распространенным видом является , когда развиваются все группы мышц, формируется физическая выносливость. Плаванием кроха может заниматься с самого рождения. Сейчас приобретают популярность акваклубы для мам и малышей, группы развивающего плавания для грудничков. В дошкольном возрасте дети самостоятельно могут посещать бассейн. Специалисты советуют организовать этот спорт для гиперактивных ребятишек, малышей, подверженных простудным заболеваниям.
  2. Спортивные секции, где дошколята занимаются командными играми (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, водное поле), рекомендованы и гиперактивным, и робким малышам. Такие командные игры полезны, особенно мальчикам, для укрепления психического здоровья, закалки, силы воли. Однако выбирать какую-либо секцию необходимо с учетом физического здоровья дошкольников.
  3. Хорошо помогает физическому воспитанию секции легкой атлетики, где дети могут в полной мере выполнять возрастные потребности в беге, прыжках, метании.
  4. Очень популярны, особенно у девочек, занятия спортивной и , которые оказывают влияние на осанку, координацию движений, общее гармоничное физическое развитие. Дошколята, занимающиеся гимнастикой, сильны физически, меньше подвержены заболеваниям. Такие секции могут быть показаны детям, страдающим лишним весом.
  5. Увлеченность лыжным спортом помогает развивать выносливость, силу, координацию движений. Этот вид спорта закаливает детей, так как постоянно проходит на свежем воздухе. Занятия в такой секции подойдут всем дошколятам без исключения, важно только не требовать от ребенка высоких результатов.
  6. Малышам, которые , агрессивностью, подойдут занятия боевыми искусствами. Они помогают детишкам справляться со стрессами, агрессией, приучают к спокойствию, сдержанности.

Совет . Выбирать спортивную секцию нужно с учетом способностей малыша. Перед посещением секции проконсультироваться с педиатром. На первых порах посетить несколько занятий, чтобы познакомиться с правилами, требованиями тренера, психологическим настроем группы. Не требовать от ребенка высоких спортивных результатов.

Как дома организовать спортивные занятия?

Спортивные секции не всегда могут быть доступны семье, например, из-за занятости взрослых, дальности расстояния от ближайшей группы, каких-либо других причин. При желании родителей это не может быть помехой для организации дома спортивных занятий с дошколятами. С этой целью можно устраивать:

  1. Командные семейные игры, особенно в семьях с несколькими детьми. Играть в волейбол, футбол, хоккей всей семьей нравится малышам, помогает развивать у них координированные движения, стремление к успеху.
  2. Отлично подойдут для этой же цели утренние или вечерние пробежки всей семьей по аллеям парка.
  3. Великолепным видом спорта могут стать семейные лыжные прогулки, которые доступны малышам уже с раннего возраста. Специалисты рекомендуют подбирать длину лыж с превышением роста ребенка на 7 см, а палки ‒ чуть ниже плеча. Также нужно подготовить одежду, которая не будет мешать движениям. Соблюдение простых правил приобщит малыша к лыжному спорту, доставляя ему удовольствие.
  4. Купание в открытых водоемах летом. В это время с детками можно организовать , предложить хождение босиком по песку или гладким камешкам, что служит закаливающим средством.
  5. Для спортивных занятий предлагается катание на коньках зимой и летом. Они помогают укрепить деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы, улучшают физическое состояние крохи.
  6. Хорошим средством физического развития могут стать турпоходы в близлежащий парк или лес, причем на любом возрастном этапе дошкольника. С малышами раннего возраста это прогулки на недалекое расстояние с привалом после каждых 10 минут ходьбы. Для средних дошколят турпоход планируется с таким расчетом, чтобы ходьба не превышала 40 минут, а для старшего дошкольного возраста ‒ 45 минут. Такие спортивные мероприятия важны не только в физическом, но и в эмоциональном плане, так как вызывают положительный настрой у детей. Во время турпоходов можно устраивать подвижные игры с мячом, физкультурные упражнения на лазание, метание, преодоление препятствий с обязательным награждением победителя. В дальнейшем приобретенные навыки помогут дошкольнику при школьном обучении.

Чтобы придать игровую форму всем домашним занятиям, что немаловажно в дошкольном возрасте, необходимо приобрести различное оборудование. На этом настаивают все специалисты. Не надо покупать дорогостоящий, сложный инвентарь, замысловатую шведскую стенку. Это могут быть простейшие предметы, которые соответствуют возрасту и комплекции дошколенка:

  • разного вида мячи (пластмассовые, резиновые, матерчатые);
  • обручи различного размера и материала (пластмассовые, металлические);
  • разноцветные флажки;
  • небольшие гантели;
  • лесенки;
  • разного размера скамейки.

Использование занимательных по своему назначению предметов поможет заинтересовать и приободрить ребенка, особенно при однообразных упражнениях. Результативность спортивных занятий в домашних условиях возрастет, если взрослый покажет пример и поддержит эмоциональный настрой крохи.

Какие спортивные игрушки нужны для физического развития детей?

Отличным средством в физическом воспитании дошкольников могут стать спортивные игры и игрушки. Они вызывают интерес у дошколят, побуждают к активным действиям.

В доме, где растет дошкольник, должны быть мячи, скакалки, обручи, кегли, с которыми кроха может играть самостоятельно или с взрослым. Для игр и развлечений на улице детям необходимо приобрести санки, лыжи, велосипед, качели, надувные игрушки. Некоторые родители утверждают, что дома нет возможности заниматься с такими игрушками, тем не менее, необходимо создать все допустимые условия, чтобы ребенок мог развиваться физически. Специалистами доказано, что малыши, лишенные таких игр и игрушек, малоподвижны, пассивны, не овладевают двигательными умениями в должной степени.
Правильно подобранный спортивный инвентарь поможет в играх на природе. Родители всегда могут при помощи кольцеброса, городков, серсо, дартса. В них можно играть всей семьей, с их помощью устраивать соревнования среди сверстников, что особенно ценно для детей.
Много спортивных развлечений на природе можно организовать с мячом, которые тоже несут соревновательный элемент. Например, «Кто быстрее добежит до цели», «Забрось мяч в кольцо», «Ловишки с мячом», футбол, волейбол.
Поможет заинтересовать детей спортивными играми просмотр мультфильмов такого типа, как «Снежные дорожки», «Приходи на каток», «Необыкновенный матч», в чьих героях малыш узнает себя, весело смеясь над знакомыми ситуациями.
Приобретая детскую литературу, родителям нужно помнить и о книгах спортивной тематики, например, серия «Я познаю мир» о разных видах спорта, «Большая книга самых необходимых знаний для мальчиков (девочек)», энциклопедии о спорте.
Для приобщения детей к физкультуре и спорту все средства будут хороши, если они не представляют опасность для ребенка.

Совет . Решая вопросы физического воспитания в семье, взрослым нужно помнить, что многое в этом плане зависит от их личной активности.

Здоровый образ жизни семьи, совместные занятия физкультурой и спортом, рациональное питание помогут вырастить здорового ребенка. Учитывая, что по статистике лишь чуть более 4% здоровых дошколят готовы к школьному обучению, родителям стоит задуматься, как не упустить драгоценное время для физического развития своего чада.

Как правильно подготовить ребенка к походу - беседа с психологом: