Усвоение норм и ценностей ребенком. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; - развитие общения и. Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

30.06.2020

Мониторинговые показатели

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрос­лых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; стремится выполнять нормы и правила, относит содержащиеся в них требования к себе, четко формулирует нормы и правила, испытывает чувство вины и стыда при нарушении норм и пра­вил, понимает важность нравственного поведения, осознает последствия нарушения/соблюдения норм и правил и в соответствии с этим организует свое поведение.

Поведение определяется пра­вилами повседневной жизнедеятельности, действиями в привычных ситуациях; моральные нор­мы формулирует достаточно обобщенно, но может их нарушать в реальной ситуации, однако по­зитивно реагирует на замечания взрослого, старается исправиться, испытывает дискомфорт при нарушении норм и правил, хотя не может четко определить свое состояние и его подлинные причины; последствия нарушения норм и правил осознает и объясняет, ссылаясь на имеющийся опыт и соответствующую оценку взрослым поведения.

Поведение зависит не столько от норм и правил, сколько от непосредственных желаний; нормы и правила обобщенно не назы­вает и развернуто не объясняет, дифференцируя только как «хорошо», «плохо»; нормы и правила выполняются достаточно успешно при их совпадении с желаниями и потребностями ребенка, в иных случаях требуется в их выполнении помощь взрослого; при нарушении норм и правил не испытывает выраженного дискомфорта; понимает те последствия нарушения норм и правил, которые имеют отношение к его собственным интересам.

Моральные нормы и правила не являются действенными регуляторами поведения; действует спонтанно, ситуативно может вы­полнять некоторые простые нормы и правила, но в этом случае они продиктованы текущей ситу­ацией; нормы и правила поведения четко не осознает, не испытывает дискомфорта при их нару­шении.


Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Высокий. Внеситуатив­но-личностная форма общения со взрослыми: проявляет как ведущую потребность в понимании, ищет компромиссы со взрослым, усваивает знания прямым путем, интересуется проблемами социального характера и обсуждает их (например, ведет разговоры на личные темы), задает со­ответствующие вопросы; выполняет правила, задаваемые взрослым в общении, использует в об­щении развернутую речь. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в сотрудничестве с другими детьми, умение договариваться, ставить и достигать общие цели, понимает и учитывает интересы и особенности других детей, использует разверну­тую речь.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Внеситуативно-познаватель­ная форма общения со взрослыми: проявляет как ведущую потребность в познании посредством общения, взрослого рассматривает как эрудита, источник знаний о предметах и явлениях физи­ческого мира, задает вопросы о мире природы, использует в общении развернутую речь, пытает­ся объективировать свой опыт, который значит больше, чем мнение взрослого. Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в общих действиях, сильные конкурентные мотивы, сверстник интересен как участник игр и как средство самоутверждения, использует ситуативную (краткую, свернутую с обилием междометий и обрывков фраз, слов) речь.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Ситуативно-деловая форма общения со взрослыми: проявляет как ведущую потребность в сотрудничестве со взрослым, пре­тендует на самостоятельное выполнение предметных действий, настаивает на своем варианте поведения, использует ситуативную речь с обилием междометий, обрывков предложений, наря­ду с речевыми средствами обильно использует предметные средства: жесты, позы, действия. Эмоционально-практическая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в эмоцио­нальных контактах со сверстником, характерна подражательность, конфликты происходят, в ос­новном, из-за игрушек, действия подражательны, общение проявляется как веселая беготня, кри­ки, прыжки и т. п.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Ситуативно-личностная фор­ма общения со взрослыми: проявляется как ведущая потребность в доброжелательном внимании, непосредственно-эмоционален, в том числе в тактильных контактах; использует как ведущие экспрессивно-мимические средства: улыбку, взгляд, прикосновения и пр. Потребности в обще­нии со сверстниками явно не проявляет, сверстника рассматривает не как субъекта, а как пред­мет, не адресует ему личностные действия, воздействует с помощью предметных действий.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Ставит цели самостоятельно, инициативен в разных видах деятельности; цели разнообразны, связаны не только с утилитарны­ми, но и общественными нуждами; сам ставит и принимает от взрослого цели достаточно отда­ленные; развернуто отражает цели в речи; им подчиняется успешно, длительно согласует с це­лью свою активность; развернуто планирует этапы и условия ее достижения; создает условия, необходимые для успешного достижения цели; проявляет элементы прогнозирования.

Планирует разные виды умственной дельности, например, наблюдения для получения ин­формации, самостоятельно получает информацию из наблюдений, рассказов и пр., развернуто отражает в речи впечатления, выводы; самостоятельно действует в повседневной жизни, в раз­личных видах детской деятельности, уверен, четко соблюдает необходимую последовательность действий.


Волевое усилие проявляет часто, длительно противостоит отвлечениям, даже при выполне­нии не слишком интересной деятельности; цель деятельности удерживает без помощи взрослого и в его отсутствие, преодолевает трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели, понимает и объясняет необходимость волевого усилия (трудиться, стараться, работать, сосредо­тачиваться и пр.) для получения качественного результата. Соподчинение мотивов возникает ча­сто; протекает осознанно, отношение к борьбе мотивов рассудительное; завершается соподчине­нием мотивов, принимается осознанное решение: борьба мотивов чаще завершается в пользу общественного мотива, находит компромиссы, позволяющие удовлетворить интересы разных сторон; в процессе деятельности установившееся соподчинение мотивов сохраняется; роль взрос­лого необходима в особо трудных случаях, когда значимость разных мотивов примерно одинако­ва. Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, привлекает взрослого для со­действия в решении проблем после попыток их решить самостоятельно, не пытается переложить на взрослого усилия по решению проблемы.

Точно следует образцу, обследует его перед началом деятельности, задает взрослому уточ­няющие вопросы; результат соответствует образцу; ориентируется на способ действия в соответ­ствии с требованиями взрослого («как надо делать»), учитывает его и ему следует, при необхо­димости задает уточняющие вопросы. Самоконтроль проявляет повсеместно как в практической, так и умственной деятельности; независимо от участия взрослого в деятельности понимает и развернуто объясняет необходимость самоконтроля, делая акцент на качестве действий и их ре­зультата, использует разнообразные приемы самоконтроля в зависимости от задач или содержа­ния, условий деятельности; преобладает самоконтроль каждой отдельной операции, есть элемен­ты, предвосхищающие самоконтроль (с элементами прогнозирования); учитывает прошлый опыт; замечает и устраняет ошибки, корректирует при необходимости деятельность.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Самостоятельно, последова­тельно действует в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи или в том случае, когда процесс достижения результата недостаточно ясен и неочевиден, уровень самостоятельности снижается.

Цели ставит в ситуациях, обычно привлекательных и связанных с предметно-практическими действиями; кратко и свернуто отражает цели в речи; цели касаются, в основном, интересов самого ребенка, но выходят за пределы его непосредственных нужд; цели связаны с близкой перспективой; планирует основные этапы достижения цели в обобщенном виде; понимает необ­ходимость ряда стандартных условий для достижения цели; создает некоторые стандартные условия для достижения цели, нуждаясь в руководстве взрослого. Волевое усилие проявляет достаточно часто, может противостоять отвлечениям в интересной, увлекательной деятельности, способен к волевому усилию в присутствии взрослого, в ситуации трудностей и помех ищет «обходные пути», необходимость волевых усилий понимает, но затрудняется четко объяснить. Соподчинение мотивов возникает достаточно часто, но общественные мотивы не всегда побеж­дают личные; борьба мотивов протекает как процесс метаний, поиска более подходящего для се­бя решения, завершается соподчинением мотивов, но остаются сомнения в правильности приня­того решения; роль взрослого в ситуации борьбы мотивов «помогающая»: на этапе выполнения задачи взрослый вынужден усиливать действие общественных мотивов, то есть дополнительно мотивировать ребенка, обращаясь к сказочным образам, моральным нормам, чувству привязанно­сти, личному опыту и пр. Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений, но устра­няется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому.

Старается следовать образцу, но этап обследования образца выражен недостаточно; резуль­тат по основным показателям соответствует образцу, старается следовать образцу, но не всегда успешно; задает вопросы по поводу конкретной ситуации выполнения задания, передавая ини­циативу взрослому. Самоконтроль проявляет в привлекательных видах деятельности, как прави­ло, предметно-практических ситуациях, при напоминании взрослого понимает и объясняет, ссылаясь на требования взрослых или пример других людей; использует несколько недостаточно

продуктивных приемов самоконтроля как универсальные для любых ситуаций; осуществляет пооперационный самоконтроль, но предвосхищающий не проявляется, замечает и пытается устранить ошибки (что не всегда удается), опирается на прошлый опыт, но не все условия может проанализировать; не всегда корректирует свою деятельность.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Систематически самостоятель­ность не проявляет; действуя сам, может нарушать требуемую последовательность действий; при самостоятельном выполнении качество результата деятельности снижается. Сам ставит цели, сугубо утилитарные, чаще цели определяются взрослым или ситуацией, в которую включен ре­бенок; цели связаны с ближайшей перспективой; нуждается в помощи взрослого на этапе плани­рования, называет условия, но не всегда важные для достижения цели, условия создает вместе со взрослым, цели называет при вспомогательных вопросах. Волевое усилие проявляет иногда, оно кратковременно; легко отвлекается, цель в ситуации трудностей и помех удерживает с по­мощью взрослого, через некоторое время меняет цель на более привлекательную; необходимость волевого усилия четко не понимает. Соподчинение мотивов возникает редко; борьба мотивов протекает бурно, с аффективными реакциями; завершается соподчинением личных мотивов об­щественным с помощью взрослого, роль которого в данном процессе «определяющая», решения в пользу личного или общественного мотива зависят от ситуации, соподчинение мотивов нару­шается ребенком в процессе выполнения деятельности: он начинает действовать под влиянием общественных мотивов. Обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам не может решить проблему. К образцу обращается редко, не обследует его, результат соответствует образцу толь­ко в общих деталях, ориентируется лишь на общий способ активности (что надо делать). Само­контроль систематически не проявляет, осуществляет его, как правило, только в присутствии взрослого или при его участии в деятельности; в целом понимает необходимость самоконтроля, но не объясняет, использует приемы самоконтроля редко, приемы малоэффективны или неэф­фективны, преобладает самоконтроль по результату с элементами пооперационного само­контроля, собственный опыт учитывает редко, не корректирует деятельность.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Несамостоятелен, зависим от взрослого, требование взрослого действовать самостоятельно может вызвать скрытый или открытый протест, негативные переживания. Цели отражают непосредственные спонтанные побуждения ребенка; цели связаны с ситуацией, в которую он включен, диктуются обстановкой, условиями деятельности; затрудняется в вербализации своих целей или целей, поставленных взрослым даже при помощи взрослого, не может инициировать содержание деятельности, пла­нировать достижение цели и организовывать условия деятельности без помощи взрослого не может. Волевое усилие, как правило, не проявляет; не может удерживать цель деятельности, меняет цель сразу на псевдоигровую, если задание требует волевого усилия; взрослый может по­влиять на поддержание волевого усилия лишь кратковременно, не понимает сущность волевого усилия («зачем стараться?»).

Борьба мотивов не проявляется, соподчинение мотивов не возникает или возникает случайно, ребенок решает проблему сразу в пользу более привлекательного мотива, личные и обществен­ные мотивы в ситуации, когда взрослый требует отдать приоритет общественным мотивам, при­ходят в открытый конфликт; личные мотивы доминируют. Не привлекает взрослого к содей­ствию, может настаивать на самостоятельности даже в ситуации непродуктивной деятельности, отказывается от сотрудничества со взрослым.

К образцу не обращается, результат образцу фактически не соответствует; действует безот­носительно указаниям взрослого на способ действия. Самоконтроль самостоятельно не проявляет; если самоконтроль и наблюдается, то только по готовому результату, не учитывает опыт и не кор­ректирует деятельность в присутствии взрослого или участие его в деятельности ребенка суще­ственно не влияет на проявления самоконтроля; не понимает необходимость самоконтроля или считает ненужным; не использует приемы самоконтроля.

— сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества , к которому он принадлежит, называется социализацией .

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации :

  1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление человека.

Агенты социализации — это конкретные люди , ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации учреждения , влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

  1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года).На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей , человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;
  2. физическое окружение;
  3. культура, социальное окружение;
  4. групповой опыт;
  5. индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией , а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией . Отклонение в социализации принято называть девиацией .

Модель социализации определяется тем , каким ценностям привержено общество , какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как .

Грибовская А.А.. Дошкольникам о народном искусстве. Учебно- наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М. Просвещение, 2001г.

Копцева Т.А. «Природа и художник». - М.: Сфера, 2001.

Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. Знакомство с портретной живописью. Знакомим со сказочно-былинной живописью. Знакомим с жанровой живописью.»– СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007.

Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая группы)». – М.: Владос, 2001.

Агапова И., Давыдова М. «Аппликация». М. «Лада», 2009

Григорьева Г.Г.» Изобразительная деятельность дошкольников». – М.: Академия, 1997

Григорьева Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности». М.: Просвещение, 1995.

Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников». М., 2005 г

Доронова Т.Н. «Дошкольникам об искусстве». – М., 2002.

Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности». – СПб, 2002.

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 1 и 2 части». М., 2007

Давыдова Г.Н. «Пластилинография». М., 2007.

Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». СПб. «Детство-пресс» 2002 г.

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)». – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Квач Н.В. «Развитие образного мышлении и графических навыков у детей 5-7 лет». М., «Владос», 2001 г.

Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года». СПб., 2003.

Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства». ТЦ «Сфера», М., 2002 г.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет». М., «Аркти», 2001.

Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке». М. «Просвещение», 1985 г.

Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии». – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду: 4-7 лет». – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду». Ярославль, 2000.

Петрова И.М. «Объёмная аппликация». СПб, 2001.

Петрова И.М. «Аппликация для дошкольников». СПб, 2001

Соломенникова О.А. «Радость творчества». М., 2001г

Чумичёва Р.М. «Дошкольникам о живописи». М. «Просвещение», 1992 г.

Яковлева Т.Н. «Пластилиновая живопись». М., 2010г

Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. Знакомство с портретной живописью. Знакомим со сказочно-былинной живописью. Знакомим с жанровой живописью.» СПб.: Детство-Пресс, 2003.

И.Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки». С-Пб «Композитор», 1999г

А.И.Буренина «Ритмическая мозайка». ЛОИРО, 1999г

Т.Сауко, А.И. Буренина «Топ-хлоп, малыши» ЛОИРО, 2001г

Т. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Н.А. Ветлугина «Музыкальные занятия в детском саду» М. «Просвещение» 1984г

Н.А.Метлов «Музыка детям» М.»Просвещение» 1985г

С.И. Бекина и др «Музыка и движение» М, «Просвещение» 1984г

Журналы «Колокольчик», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель»

С.И. Мерзлякова «Фольклор-музыка-театр» «Владос» 1999г

Т. Орлова «Календарно – обрядовые семейно – бытовые праздники»

Е.П.Раевская «Музыкально –двигательные упражнения в детском саду» М, «Просвещение»1991г


Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

О моральных нормах и правилах на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др.

Общения и взаимодействия со взрослыми и детьми на основе учёта основных моральных разрешений и запретов;

Совершения некоторых нравственно направленных действий (погладить по голове, утешая друга; поднять упавшую у воспитателя книгу и др.), обусловленных привязанностью к близким и значимым людям и др.;

Понимания и использования в речи нравственно ценной лексики (хорошо - плохо, нехорошо, некрасиво, добрый - злой и др.).

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Обеспечение развития первичных представлений:

О некоторых видах и способах общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальное и невербальное общение, конструктивное и неконструктивное взаимодействие).

Создание условий для приобретения опыта:

Положительного реагирования на предложение общения;

Установления вербальных и невербальных контактов со взрослыми и детьми в различных видах деятельности;

Адекватного реагирования на речь взрослого, адресованную группе детей, на обращение действием и речевыми средствами;

Эмоционально-положительного реагирования на просьбы и требования взрослого убрать игрушки, помочь родителям, воспитателю, на необходимость регулировать своё поведение;

Участия в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе игр, выполнения гигиенических процедур, приёма пищи;

Использования слов речевого этикета («здравствуйте» - при входе в группу и др., «спасибо» - при выходе из-за стола, при выражении благодарности за помощь и др.);

Постановки самостоятельных вопросов и ответов на вопросы собеседника в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? Что он делает? Во что одет? Какого цвета его одежда? И т. п.);

Участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность рассказать в трёх-четырёх предложениях об эмоционально значимых предметах, событиях;

Выполнения просьб и поручений взрослого (разложить ложки, салфетки, убрать игрушки и др.);

Оказания посильной помощи взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д.;

Проявления интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительного отклика на предложение поиграть;

Выполнения, не толкаясь, не отнимая игрушек и предметов и др., совместно с двумя-тремя детьми, к которым испытывает симпатию, отдельных игровых действий (одеть куклу и др.), нескольких взаимосвязанных игровых действий (умыть и одеть куклу, накормить её, уложить спать и др.);

Имитирования действий персонажей, передачи несложных эмоциональных состояний персонажей с использованием хотя бы одного средства выразительности - мимики, жеста, движения (улыбнуться, сделать испуганное лицо, покачать головой, помахать руками и т. д.);

Участия в коллективных играх и занятиях на основе установления положительных взаимоотношений с родителями, педагогами и некоторыми сверстниками, в том числе с детьми разного пола, и соблюдения отдельных элементарных моральных норм и правил поведения (не конфликтовать, не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку).

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Обеспечение развития первичных представлений:

О способах самостоятельного выполнения какой-либо деятельности, заданий и др. (например, последовательности самостоятельных действий при одевании, умывании и др.);

О некоторых способах разрешения споров, ликвидации ссор и др.;

О формах выражения чувств (погладить, обнять, прикоснуться рукой, сказать: «Не плачь» и др.).

Создание условий для приобретения опыта:

Самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию, элементов хозяйственно-бытового труда, некоторых просьб и поручений взрослых;

Принятия цели, поставленной взрослым, собственной постановки простых целей, поиска и нахождения средств достижения целей, поставленных взрослыми или самостоятельно;

Ориентировки на внешнюю оценку, высказывания собственных оценок;

Взаимодействия с детьми и взрослыми, нахождения адекватных способов выхода из конфликта, сдерживания себя, выражения чувств в приемлемой форме, проявления приветливости при встрече, вежливости при прощании, вежливости при выражении благодарности, учтивости при принесении извинений, сдержанности при просьбе.

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

Обеспечение развития первичных представлений:

О взаимопомощи, дружбе, любви и др.;

О некоторых социальных чувствах и эмоциях (радость - печаль, дружелюбие - агрессия, страх, удивление и др.).

Создание условий для приобретения опыта:

Слушания (внимательно смотреть на говорящего, не перебивать), обращения за помощью, выражения благодарности, вступления в речевое общение (правильно выбрать время и форму для начала разговора), присоединения к играющим детям (найти способ включиться в игру без жалоб и конфликтов);

Воспроизведения (самостоятельно или по указанию взрослого) несложных образцов социального поведения взрослых либо детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.);

Оказания элементарной помощи и принятия помощи от взрослых и сверстников;

Адекватного реагирования на проявления агрессии: отстаивания интересов мирным путём, выражения недовольства (если что-то не нравится, не накапливать недовольство, а говорить: «Это мне не нравится!»), получения разрешения от взрослых (не брать чужого без спроса, не делать того, что запрещено);

Установления эмоциональных контактов со взрослыми и детьми, проявления внимания, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости (сочувствия близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания им, адекватного отклика на радостные и печальные события в семье, детском саду; проявления внимания и заботы по отношению к детям другого пола, младшего возраста);

Различения (на основе сравнения) и понимания некоторых контрастных эмоциональных состояний людей по выражению их лиц, позам, жестам (радость - печаль, дружелюбие - агрессия), адекватного реагирования на них действием или словом (если плачет - пожалеть, погладить, обнять);

Овладения способами передачи некоторых эмоциональных состояний (страх, удивление и др.).

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Обеспечение развития первичных представлений:

О формах и способах конструктивного взаимодействия со сверстниками в игре и других видах совместной деятельности;

О положительных взаимоотношениях детей в игре и других видах деятельности.

Создание условий для приобретения опыта:

Игры в паре, в группе из 2-3 сверстников;

Участия в коллективных играх и занятиях со сверстниками;

Проявления инициативы в совместной деятельности;

Применения конструктивных способов взаимодействия ребёнка со сверстниками (пригласить сверстника к деятельности, выполнять необходимые действия, не ссориться);

Установления положительных взаимоотношений со сверстниками в игре и других видах совместной деятельности.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации

Обеспечение развития первичных представлений:

О собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада;

О составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сёстры), об именах её членов, способах проявления заботы членов семьи друг о друге; видах домашнего труда, времяпровождения и др.;

Об элементарных проявлениях гендерных ролей в семье (мужчины сильные и смелые, берут на себя ответственность за семью, женщины нежные, заботливые и др.) и возрастном развитии детей разного пола (девочка - будущая женщина, мать, мальчик - будущий мужчина, отец).

Создание условий для приобретения опыта:

Инициирования вопросов и разговоров о себе, о родителях, о том, что было, когда ребёнок ещё не родился; что произойдёт в ближайшем будущем и т. д.;

Проявления интереса к жизни детского сада, называния работников детского сада по имени и отчеству, приветствия их и детей при встрече и прощания при расставании с ними;

Проявления желания включаться в совместную деятельность с разными членами семьи;

Поддержания порядка в групповой комнате и дома, бережного отношения к игрушкам, книгам, личным вещам, растениям, животным;

Эмоциональной сопричастности к жизни дошкольного учреждения (повседневно, а также в дни праздников, событий).

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Обеспечение развития первичных представлений:

Об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно, не задевая других, пронести к месту (от места) выполнения трудовой деятельности);

О некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах (хозяйственно-бытовой труд дома и в детском саду - приготовление пищи, мытьё посуды, вытирание пыли, мытьё полов, окон, чистка ковра и др.);

Об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения (безопасные способы постановки лестницы дворником, установки новогодней ёлки и т. д.).

Создание условий для приобретения опыта:

Освоения основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определённой последовательности, замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых);

Освоения отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (в подготовке к приёму пищи - расставить хлебницы; в уборке групповой комнаты - расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку, поставить стулья на место; в уборке участка - собрать мусор, подмести дорожки);

Выполнения отдельных трудовых процессов в природе при участии взрослого (по уходу за растениями - поливать, протирать крупные листья, мыть поддоны; по уходу за животными в уголке природы и на участке - кормить, менять воду);

обращения внимания (с помощью взрослого) на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся (Крошечка-Хаврошечка, Мальчик-с-пальчик и др.);

Проявления положительного отношения к самообслуживанию, другим видам самостоятельного труда и труду взрослых;

Ситуативных проявлений желания принять участие в труде, преодолевать небольшие трудности, связанные с самообслуживанием.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Обеспечение развития первичных представлений:

Об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.), на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держаться за его руку, идти на зелёный сигнал светофора), в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой);

Об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, водоёмы и др.).

Создание условий для приобретения опыта:

Осторожного и осмотрительного поведения в быту, социуме, природе через соблюдение соответствующих инструкций (запретов и разрешений) взрослого.

2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствуют дальнейшему успешному интеллектуальному и личностному развитию ребёнка.

При реализации образовательной области «Познавательное развитие» учитывается следующее:

Познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);

Значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности каждого ребёнка;

Формирование целостной картины мира на основе развивающихся у ребёнка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира, в том числе:

Об основных свойствах предметов и разновидностях цвета, формы, величины, пространства на основе чувственного опыта;

О времени и пространстве (утро, день, вечер, ночь, сначала, потом, раньше; высокий, низкий, впереди, сзади, рядом), движении и покое (перемещение в пространстве предметов, изменения в неживой природе), о звуке, ритме, темпе (музыкальные и шумовые звуки; ускоренный, замедленный ритм; быстрый, медленный темп), о свойствах материалов (гладкий, шершавый, толстый, тонкий, мягкий, пластичный, прочный),

О предметном содержании мира (природы и человека) на основе ближайшего непосредственного, в том числе на основе эмоционального постижения действительности;

О равенстве - неравенстве групп предметов, целом и его частях (часть принадлежит целому, а целое состоит из частей) и их преобразовании (часть можно выделить из целого, из частей можно составить целое, например, апельсин делится на дольки, а из долек можно снова составить целый апельсин);

О замысле и последовательности выполнения действий для его реализации;

О личных данных (имя, возраст в годах), о собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада;

О составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сёстры), именах её членов, способах проявления заботы членов семьи друг о друге;

О названиях города (села) и страны, в которых мы живём;

О наиболее ярких, повторяющихся праздниках (событиях).

Формирование познавательных действий, становление сознания

Создание условий для приобретения опыта:

Выделения отдельных признаков предметов, нахождения сходства предметов по признакам; сравнения предметов контрастных и одинаковых размеров, указания на результаты такого сравнения; моделирования (календарь природы и погоды);

Распознавания некоторых представителей животного и растительного мира (деревья, кустарники, травы);

Установления взаимосвязи действий и результата соизмерения;

Установления взаимно-однозначного соответствия;

освоения приёмов обследования формы осязательно-двигательным и зрительным путём, различения и называния формы;

Ориентирования относительно своего тела и в направлении от себя;

различения и называния частей суток и времён года, выделения их элементарных признаков;

Живого, заинтересованного участия в элементарной познавательно-исследовательской деятельности (детском экспериментировании, в том числе с элементарными действиями по преобразованию объектов, наблюдении, проблемной ситуации);

Участия в народных и общественных праздниках.

План работы по усвоению детьми старшего дошкольного возраста моральных норм и ценностей, формированию взаимоотношений (на один год)

Коковина Оксана Васильевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», город Каменск-Уральский.
Описание материала. Предлагаю вашему вниманию план работы по усвоению детьми старшего дошкольного возраста моральных норм и ценностей, формированию взаимоотношений (на один год). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, так как позволит упорядочить работу в одном из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников.

Воспитание дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирование культуры поведения – одни из центральных тем педагогических рассуждений. Как выстроить работу по усвоению детьми моральных норм и ценностей? Каким образом сформировать адекватные взаимоотношения в группе дошкольников? Какие средства и методы окажутся эффективными в процессе приобщения детей к пониманию сложных терминов морали и нравственности? Суммируя опыт педагогов, ставящих перед собой подобные вопросы, мы разработали план педагогической деятельности по усвоению детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) моральных норм и ценностей, формированию взаимоотношений.
Данный план построен на трёх «китах» морали: формирование этических представлений, развитие положительных моральных качеств, формирование положительного самопринятия и культуры поведения (в том числе как основы формирования взаимоотношений в группе). Именно в такой последовательности расположен плановый материал в каждой неделе месяца. Реализация плана предполагает фронтальную работу в группе три раза в неделю при использовании традиционных средств и методов: словесных, наглядных и практических.

Цель педагогической работы – создать благоприятный психоэмоциональный климат в группе при формировании в сознании детей положительных установок на ту или иную ситуацию межличностных отношений и позитивное развитие этих отношений.
Задачи педагогической работы:
сформировать у детей представления о социально значимых чувствах и формах их проявления (этические представления);
заложить основы развития положительных моральных качеств детей;
создать условия для формирования положительного самопринятия, а также культуры поведения в кругу друзей и обществе.

Сентябрь - 1 неделя
1. Слушание детской песни «Что такое доброта?» и организация танцевальной активности.
Цель – акцентировать внимание детей на слове «доброта», помочь им осознать его значение.
2. Чтение стихотворения Н. Кузнецовой «Мы поссорились с подружкой»
Цель – развивать дружелюбное отношение к окружающим.
3. Беседа на тему «Будь всегда вежлив!»
Цель – напомнить детям формы вежливого общения.
Сентябрь - 2 неделя
1. Чтение стихов А. Барто из цикла «Вовка – добрая душа»
Цель – способствовать формированию представлений о доброте как положительном качестве человека.
2. Хороводная игра «Шёл король по лесу»
Цель – способствовать сближению детей, учить ребят согласовывать движения друг с другом и ритмом текста.
3. Обыгрывание и обсуждение ситуации «Ты пришёл утром в детский сад»
Цель – познакомить детей с разными формами приветствия.
Сентябрь - 3 неделя
1. Развлечение «Праздник вежливости и доброты»
Цель – закрепить знание детей о значении слов «добро», «доброта», «вежливость»; создать условия для воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
2. Беседа на тему «Как надо играть с товарищами?»
Цель – развивать умение детей вместе играть, делиться игрушками.
3. Игра «Назови меня ласково»
Цель – познакомить детей с разными «ласковыми» формами имён, формировать положительное отношение друг к другу.
Сентябрь - 4 неделя
1. Итоговая беседа на тему «Что такое доброта?»
Цель - способствовать формированию представления о доброте как положительном качестве человека.
2. Чтение сказки Г. Циферова «Когда не хватает игрушек»
Цель – закреплять навыки дружелюбного отношения друг к другу.
3. Чтение стихотворения С. Михалкова «Ежели вы вежливы…»
Цель – способствовать формированию представлений о вежливости как показателе воспитанности человека.

Октябрь - 1 неделя
1. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель – учить детей анализировать поступки детей, давать им моральную оценку.
2. Беседа на тему «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе?»
Цель – формировать в детях понимание реальности отдачи как добрых чувств, так и злых.
3. Упражнение «Разные формы приветствия и прощания»
Цель – напомнить детям формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании.
Октябрь - 2 неделя
1. Беседа на тему «Что значит быть отзывчивым? Как относиться к просьбам чужих людей?»
Цель – познакомить детей с понятием «отзывчивость», формировать привычку отзываться на просьбы родных людей, друзей.
2. Подвижная игра «Пузырь»
Цель – развивать умение детей взаимодействовать друг с другом, доверять друг другу.
3. Дидактические игры в рамках темы «Моё имя»
Цель – помочь детям понять ценность и значимость каждого имени.
Октябрь - 3 неделя
1. Чтение сказки Г. Цыферова «Петушок и солнышко»
Цель – формировать представление детей о различии между добрыми и нехорошими поступками.
2. Дидактическая игра «Как поступить?»
Цель – учить детей подбирать правильный вариант оказания помощи нуждающемуся человеку.
3. Беседа на тему «Как вести себя в детском саду, чтобы всем было приятно и хорошо?»
Цель – закрепить навыки поведения в разных помещениях детского сада и в разные режимные моменты.
Октябрь - 4 неделя
1. Беседа на тему «Обещал – значит, выполни!»
Цель – формировать в детях понимание необходимости выполнять свои обещания.
2. Игра «Разрезанная открытка»
Цель – учить детей, произвольно выбрав часть разрезанной открытки, найти участников своей «команды», помочь затрудняющимся детям найти «команду».
3. Дидактическая игра «Никогда не унывай!»
Цель – научить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нём нуждается, а также улучшать настроение.

Ноябрь - 1 неделя
1. Беседа о сочувствии. Чтение сказки Г. Цыферова «Мишкина труба»
Цель – рассказать детям о сочувствии, о том, что каждый человек нуждается в понимании.
2. Обсуждение и обыгрывание сюжета р.н. сказки «Кот, петух и лиса».
Цель – на примере литературного произведения закрепить представления детей о сочувствии и понимании.
3. Обыгрывание и обсуждение ситуации «Как можно выразить сочувствие?»
Цель – формировать в детях чувства отзывчивости, умение выражать сочувствие к нуждам другого человека.
Ноябрь - 2 неделя
1. Чтение рассказа А. Митт «Шар в окошке»
Цель – формировать в детях представление о заботливом, чутком отношении к окружающим.
2. Игры со словом «пожалуйста».
Цель – помочь детям понять ценность вежливого общения с окружающими, развивать умение правильно употреблять «вежливые» слова.
3. Беседа на тему «Как и за что мы благодарим окружающих?»
Цель – закреплять словесные формы выражения благодарности.
Ноябрь - 3 неделя
1. Игра-драматизация сюжета сказки В. Сутеева «Под грибом»
Цель – на примере литературного произведения раскрыть понятие «дружба».
2. Рисование весёлых открыток
Цель – развивать умение детей делать приятный сюрприз «неизвестному другому».
3. Хороводная игра «Кто у нас хороший?»
Цель – вызвать положительные эмоции, радость от совместной игры, позитивное отношение друг к другу и к самому себе.
Ноябрь - 4 неделя
1. Развлечение на тему «Вместе весело шагать»
Цель – продолжать формировать правильное понимание понятия «дружба»
2. Беседа на тему «Как мы заботимся о своих близких?»
Цель – продолжать формировать чувства заботы и любви к близким людям.
3. Чтение рассказа В. Осеевой «Навестила»
Цель – показать детям разницу между полезным и бесполезным делом помощи.

Декабрь - 1 неделя
1. Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Цель – продолжать формировать правильное понимание дружбы и её ценности.
2. Беседа на тему «Как познакомиться и начать дружить?»
Цель – развивать умение детей налаживать контакты между собой с помощью речи.
3. Хороводная игра «Ты мой друг и я твой друг»
Цель – развивать у детей положительное принятие друг друга.
Декабрь - 2 неделя
1. Беседа на тему «Кто мой друг и кто мой враг?»
Цель – расширить представления детей о дружбе и вражде, конструктивных способах разрешения конфликтов.
2. Игровое упражнение «Прости меня»
Цель – учить детей видеть ситуации, требующие примирения соперников, и формировать умение детей правильно просить прощение.
3. Подвижная игра «Осьминог»
Цель – учить детей группироваться и создавать из своей группы единую фигуру.
Декабрь - 3 неделя
1. Чтение сказки Г. Цыферова «Кто кого добрее?»
Цель – помочь детям понять смысл доброты, её проявления в отношении других людей.
2. Дидактическая игра «Как можно поступить?»
Цель – развивать умение детей видеть решение разных проблемных ситуаций.
3. Рисование автопортретов «Я радуюсь» и «Я злюсь»
Цель – показать отличительные признаки доброты и злобы в человеке.
Декабрь - 4 неделя
1. Чтение пословиц и поговорок о заботе и помощи ближнему.
Цель – формировать правильное представление о взаимопомощи и заботе.
2. Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья»
Цель – формировать чувства заботы к близким людям, стремление помогать им, радовать, а не огорчать.
3. Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.
Цель – закреплять знание словесных форм выражения просьбы и благодарности.

Январь - 1 неделя
1. Чтение и обсуждение сюжета английской сказки «Три поросёнка»
Цель – раскрыть смысл понятий «взаимопомощь», «поддержка».
2. Игра «Дедушка водяной»
Цель – учить детей узнавать друг друга на ощупь.
3. Игра «Поздоровайся со мной»
Цель – развивать умение детей пользоваться разными невербальными формами приветствия.
Январь - 2 неделя
1. Драматизация сюжета английской сказки «Три поросёнка»
Цель – продолжать формировать представления детей о дружбе и взаимопомощи.
2. Подвижная игра «Чай-чай, выручай!»
Цель – учить детей видеть «нуждающегося» в помощи игрока и оказывать ему помощь.
3. Игра с мячом «Наши имена»
Цель – учить детей употреблять разные положительные формы имён.
Январь - 3 неделя
1. Слушание детской песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь…»
Цель – показать значимость дружбы для человека, ценность друзей.
2. Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка»
Цель – продолжать формировать в детях чувства заботы об окружающих и желания помочь им.
3. Игра «Придумай приветствие друга» (в парах)
Цель – помочь детям, разбившись по парам, придумать способы приветствия своего друга, расширить представления детей о том, кто может быть другом.
Январь - 4 неделя
1. Чтение произведения В. Катаева «Цветик – семицветик»
Цель – продолжать раскрывать смысл понятий «забота», «сочувствие», «поддержка».
2. Беседа на тему «Как мы можем позаботиться об окружающих людях?»
Цель – показать детям значение способности человека позаботиться о других, иногда чужих людях.
3. Решение проблемных ситуаций
Цель – помочь детям понять, каким образом они могут оказать помощь окружающим людям в реальной жизни (например, уступить место в транспорте)

Февраль - 1 неделя
1. Просмотр мультфильма «Какой чудесный день»
Цель – формировать представление о скромности как положительной черте характера.
2. Весёлая викторина на тему «Скромность и хвастовство»
Цель – воспитывать чувства скромности, учить детей проявлять заботу об окружающих.
3. Беседа на тему «Как вести себя в магазине»
Цель – закреплять навыки поведения в общественных местах.
Февраль - 2 неделя
1. Чтение р.н. сказки «Заяц – хваста»
Цель – продолжать формировать представление детей о скромности как положительной черте человеческого характера.
2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Одна рифма»
Цель – продолжать развивать представления детей о правилах поведения в общественных местах.
3. Игра «Похвалим друг друга»
Цель – помочь детям найти что-то хорошее и привлекательное в другом ребёнке.
Февраль - 3 неделя
1. Беседа на тему «Терпение и труд всё перетрут»
Цель – раскрыть понятие «трудолюбие», помочь детям понять ценность труда для жизни человека.
2. Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
Цель – формировать представления о том, как можно трудом помочь другому человеку.
3. Развлечение на тему «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»
Цель – закрепить представления детей о труде, воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
Февраль - 4 неделя
1. Беседа на тему «Когда и в чём нужна смелость»
Цель – объяснить понятие «смелость», учить различать лихачество и смелость.
2. Чтение рассказа Л. Толстого «Котёнок»
Цель – развивать представления детей о смелости, правильном её применении.
3. Упражнение «Тревожные звонки – 01, 02, 03»
Цель – научить детей правильно говорить с диспетчерами в случае опасности.

Март - 1 неделя
1. Чтение рассказа М. Пляцковского «Счастливый день»
Цель – продолжать воспитывать в детях чувства уважения к маме и благодарность за её заботу.
2. Беседа на тему «Как я могу помочь маме?»
Цель – развивать представления детей об их возможной помощи в семейном быту.
3. Игра «Комплименты»
Цель – упражнять детей в произнесении комплиментов друг другу.
Март - 2 неделя
1. Беседа на тему «Мамин день»
Цель – формировать представления детей о том, почему люди всей Земли отмечают праздник
«8 марта», рассказать об уважении к маме.
2. Чтение стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать»
Цель – развивать представление детей об уважении к родителям, матери.
3. Упражнение «Поздравим нашу маму»
Цель – упражнять детей в произнесении поздравлений и пожеланий в честь праздника «8 марта».
Март - 3 неделя
1. Беседа на тему «Грубость и драка»
Цель – дать детям представление о том, что драка и грубость – неприемлемые формы решения конфликтов.
2. Подвижная игра «Скажи! Сделай!»
Цель – показать детям разницу между словом и делом (угрозой и дракой).
3. Упражнение «Поможем Драчуну решить проблему словом»
Цель – научить детей разрешать конфликтные ситуации с помощью слов.
Март - 4 неделя
1. Чтение рассказа В. Железникова «Рыцарь»
Цель – формировать представления детей о мужественности, о том, что неотъемлемой её частью является защите слабых.
2. Оформление «Копилки добрых дел»
Цель – способствовать развитию у детей желания делать добро, помогать друг другу, близким людям.
3. Изготовление орденов «За благородный поступок»
Цель – развивать представления детей о мужественности, развивать желания детей совершать благородные поступки.

Апрель - 1 неделя
1. Рисование на тему «Мой друг»
Цель – научить детей отражать в рисунке положительные черты друзей; подчеркнуть, что умение дружить – важное качество человека.
2. Чтение сказки Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
Цель – помочь детям понять, что «отношение рождает отношение», чтобы приобрести друзей, нужно самому хотеть дружить.
3. Беседа на тему «Весело и смешно – есть ли разница?»
Цель – рассказать о том, что не всякая шутка может стать причиной радости и веселья всех её участников, иногда шутки несут огорчение.
Апрель - 2 неделя
1. Беседа на тему «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
Цель – объяснить детям смысл понятий «честность» и «ложь».
2. Игровое упражнение «Так бывает или нет?»
Цель – научить детей различать правду и ложь.
3. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка»
Цель – раскрыть понятие «ложь», показать, что ложь не красит, а стыдит человека.
Апрель - 3 неделя
1. Чтение рассказа Н. Носова «Леденец»
Цель – продолжать формировать представление детей о лжи как неприемлемом поступке воспитанного человека.
2. Беседа с детьми об обманах в их жизни
Цель – помочь ребятам вспомнить чувства, которые они испытывали, когда обманывали сами или воспринимали чью-то ложь.
3. Чтение рассказа Л. Толстого «Лгун»
Цель – показать, что ложь способна привести не только к потере доверия, но даже к большой трагедии.
Апрель - 4 неделя
1. Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче?»
Цель – продолжать формировать представление детей о том, что честность ценнее лжи, хоть и придерживаться её намного сложнее.
2. Чтение китайской сказки «Каждый своё получил»
Цель – раскрыть понятие «хитрость», на примере художественного произведения показать его взаимосвязь с понятиями «ложь», «зависть», «жадность».
3. Беседа на тему «Ошибка и ложь – в чём разница?»
Цель – показать детям разницу в преднамеренности и непреднамеренности поступка или отношения.

Май - 1 неделя
1. Беседа на тему «Что такое жадность?»
Цель – на примере литературных произведений объяснить детям смысл понятия «жадность».
2. Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка»
Цель – показать последствия жадности и неумения договариваться между собой.
3. Чтение и обыгрывание сюжета рассказа В. Осеевой «Сторож»
Цель – способствовать формированию правильной позиции каждого ребёнка в коллективе сверстников.
Май - 2 неделя
1. Организация сюжетно-ролевой игры «Гости»
Цель – в игровой форме показать примерные «сценарии» приёма гостей и пребывания в гостях, помочь детям сделать выводы относительно правильного поведения в отношении гостей.
2. Чтение сказки А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (глава 2. «В которой Винни-Пух пошёл в гости, а попал в безвыходное положение»)
Цель – познакомить с правилами поведения в гостях.
3. Беседа на тему «Если к вам пришли гости…»
Цель – формировать положительное отношение к людям, познакомить с правилами поведения при приёме гостей.
Май - 3 неделя
1. Беседа на тему «Кто это – вор?»
Цель – помочь детям понять, кого можно назвать «вором», формировать понимание того, что воровство – это нехорошее качество человеческого поведения.
2. Чтение сказки О. Емельяновой «Мишуткин мячик»
Цель – на примере художественного произведения помочь детям осознать ущербность воровства как для «пострадавшего», так и для «вора».
3. Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья»
(сезон 4, серия № 215 «Чужие вещи»)
Цель – формировать правильную позицию детей в отношении чужих вещей.
Май - 4 неделя
1. Беседа на тему «Обида и обиженные»
Цель – помочь детям понять, что такое обида и каким образом можно причинить её другому человеку.
2. Чтение стихотворения К. Льдова «Кто кого обидел?»
Цель – показать, что обида не всегда осознаётся человеком, поэтому нужно быть осторожными в общении и действии.
3. Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» (сезон 7, серия № 112)
Цель – поговорить о правилах прощения и просьбы о прощении; отметить, что извинившийся ребёнок не должен повторять своей ошибки.

Июнь - 1 неделя
1. Рассматривание растений на участке
Цель – обратить внимание детей на деревья, кусты, цветы и травяной покров на участке; формировать чувства бережного отношения к природе.
2. Беседа на тему «Живые ли растения?»
Цель – подвести к пониманию того, что растения – это часть живой природы, способной погибнуть от вмешательства человека.
3. Игровая ситуация «Подарок для куклы»
Цель – помочь детям понять, что букет цветов, сорванных с клумбы и лишённых жизни, не может быть истинным подарком.
Июнь - 2 неделя
1. Наблюдение за насекомыми
Цель – обратить внимание детей на то, что трава и почва заселены живыми существами – насекомыми, которые приносят природе и человеку пользу.
2. Чтение стихотворения Е. Серовой «Добрый великан»
Цель – формировать бережное отношение к природе, живым существам.
3. Беседа на тему «Правильное поведение на природе»
Цель – рассказать о том, как можно отдохнуть на природе, не причиняя вред ни себе, ни окружающему миру.
Июнь - 3 неделя
1. Викторина на тему «Мой четвероногий друг»
Цель – расширить представление детей о жизни животных, о том, как они могут стать друзьями человека.
2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Песня бездомных собак»
Цель – рассказать детям о том, что человек обязан заботится о тех животных, которых взял на своё попечение.
3. Беседа на тему «Правила поведения при встрече с бездомными животными»
Цель – рассказать о том, что бездомные, брошенные животные могут быть озлоблены на человека, поэтому «общаться» с ними можно только в присутствии взрослых.
Июнь - 4 неделя
1. Экскурсия на тему «Красота неживой природы»
Цель – помочь детям понять, почему природа названа «неживой»; развести понятия «неживая» и «ненужная».
2. Рассматривание картин разных художников, изображающих предметы неживой природы
Цель – учить детей замечать красоту природы, формировать бережное отношение к ней.
3. Беседа на тему «Красная книга природы»
Цель – рассказать о том, что не только природа должна служить человеку, но и человек призван сохранить и, по возможности, обогатить природу.

Июль - 1 неделя
1. Дидактическая игра «Настроение»
Цель – познакомить детей с проявлениями разных эмоций, научить их различать основные эмоции по выражению лица человека.
2. Чтение стихов Э. Мошковской «Обида» и З. Александровой «Плохая девочка»
Цель – показать, как наше настроение может повлиять на окружающих, «ни в чём не повинных» людей и животных.
3. Упражнение «Хозяин эмоций»
Цель – помочь детям понять, каким образом мы можем владеть своими эмоциями, научить детей элементарным приёмам сдерживания негативных эмоций.
Июль - 2 неделя
1. Рассказ воспитателя на тему «Как получилась радуга и как она заулыбалась»
Цель – рассказать детям о том, как образуется радуга: в результате дружбы хмурой тучки и всегда ясного солнышка.
2. Разучивание песни «Если друг к тебе пришёл, не делай так…»
Цель – продолжать формировать в сознании детей понимание, что они могут контролировать свои эмоции.
3. Чтение сказки А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (глава 4 «В которой Иа-Иа теряет свой хвост, а Пух находит его»)
Цель – показать детям способы «преобразования» настроения другого человека; формировать в детях понимание собственной ответственности за характер отношений с другим человеком.
Июль - 3 неделя
1. Развлечение на тему «Наш великий Русский Язык и Ругаслово»
Цель – помочь детям понять, что в нашем языке есть не только нужные, важные, красивые, смелые, точные слова, но и слова, совсем ненужные и даже слова-«драчуны».
2. Беседа на тему «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»
Цель – формировать в детях ответственное отношение к собственным словам, направленным на другого человека.
3. Чтение сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (глава 4 «Как Незнайка сочинял стихи»)
Цель – показать ребятам, каким образом слова могут причинить боль, раздражение другим людям, разрушать дружбу.
Июль - 4 неделя
1. Беседа на тему «Как словом можно ранить человека?»
Цель – развивать осознанное отношение к словам в процессе построения дружественных отношений между детьми.
2. Коллективная аппликация «Дерево добрых слов»
Цель – помочь детям освоить словарь «добрых» слов (слов похвалы, утешения и поддержки, слов дружбы).
3. Чтение стихотворения М. Поздеевой «Стихи о добрых словах»
Цель – продолжать формировать в сознании детей понимание важности и нужности добрых слов в общении людей.

Август - 1 неделя
1. Игра - фантазирование «Что будет, если…»
Цель – показать детям, что исход событий во многом зависит от их истоков, на которые мы можем повлиять.
2. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель – научить детей находить и сопоставлять иллюстрации определённых действий людей и их последствий.
3. Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель – помочь детям научиться определять качество поступков, оценивать их с точки зрения влияния на других людей.
Август - 2 неделя
1. Беседа на тему «Друг – это…»
Цель – помочь детям сформулировать качества характера человека, способного дружить.
2. Чтение рассказа М. Пляцковского «Урок дружбы»
Цель – помочь детям понять свою роль в поддержании дружбы с другим ребёнком, объяснить, почему друзья должны уметь прощать друг друга.
3. Речевая игра «Добрые волшебники»
Цель – упражнять детей в подборе и употреблении «добрых» и «вежливых» слов.
Август - 3 неделя
1. Рассказ воспитателя «Кто же придумал правила поведения?..»
Цель – помочь детям понять, что правила поведения придумали сами люди для того, чтобы им было приятно жить.
2. Создание «Свода правил группы для укрепления дружбы»
Цель – побудить детей к осознанию важности каждого ребёнка группы, необходимости учитывать интересы всех детей; учить ребят договариваться между собой.
3. Чтение стихов А. Усачёва из книги «Азбука хорошего поведения» (на выбор воспитателя)
Цель – продолжать работу по формированию культуры поведения детей в разных ситуациях.
Август - 4 неделя
1. Развлечение «В стране хороших манер»
Цель – показать значимость хороших манер, «вежливых» и «добрых» слов в жизни человека, формировать понимание, что воспитанность – это хорошее качество человека.
2. Дидактическая игра «Противоположности»
Цель – упражнять детей в подборе слов (всех частей речи) и выражений-антонимов.
3. Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» (глава «Встреча Буратино с Мальвиной, Артемоном и Пьеро)
Цель – продолжать формировать понимание детьми, что воспитанность – это положительное качество человека.