Семик (Зеленые Святки), Троичная суббота и Духов день. Различие традиций: когда отмечают Троицу у православных, у католиков. Обряды на Троицу

05.04.2019

Другие названия дня

Троица, Троица-Богородица, Венки (воронеж.), Веношник (воронеж.), Семик (воронеж.), Гулино (костром.), День берёзки (сиб.), «Клечальна недiля» (укр.), «Клечанье» (полесье), «Зелянец» (белорус.), «Духаў дзень» (белорус.), Турица (галиц.), «Turice» (словац.) - Турица, «Letnice» (чеш.) - Летница, Духов день (серб.), «Palinocki» (подляш.), «Sobótki» (ю.-польск.), «Богородица Русалија» (серб.), «Rusalii » (рум.), Пятидесятница.

Церковные традиции

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня , на которой поются стихиры , прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых »). Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утрене поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским , второй Иоанном Дамаскиным .

По русской традиции, пол храма и домов селян в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми или кленовыми ветвями, а цвет облачений - зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. На следующий день, в понедельник отмечается Духов день .

Обряды восточных славян

Троицын день - один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик , Троицкую субботу , Троицын день . Нередко Троицей называли весь праздничный промежуток времени от Семика до Духова дня или с Троицыного дня до Дня воды . В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Иногда Зелёными святками называли только Семик , а местами - Троицкую неделю .

Считается, что праздник Троицы был введен Русской Православной Церковью в начале XV в. Сергием Радонежским. В течение длительного времени древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В многих местах этот процесс к XIX в. полностью завершился. В других местах часть обрядовых действий осталась за Семиком , в иных случаях сам Семик сместился на воскресенье . В некоторых случаях на Троицу перемещались первомайские и вознесенские обряды («майское дерево », «встреча русалок»). «До принятия христианства этот праздник отмечался на протяжении шести дней - три дня перед седьмым после Пасхи воскресеньем и столько же на следующей неделе» .

Проводы весны. «Троицкий обрядовый комплекс в большинстве случаев осознаётся как пограничный между весной и летом, так как он приходится на пик расцвета природы» . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации , поминание утопленников или всех умерших. На Украине верили, что на Зелёные святки покойники вторично (после Пасхи) выходят на свет из земли .

В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки одевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этим праздникам. В Белгородской области на каждый день троицкого цикла полагалось особое платье: в троицкую субботу одевали красные рубахи, в воскресенье - старинные белые, в понедельник - сшитые из фабричной ткани. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов; на Севере их заменяли головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не носили в иные праздники. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа вдоль главной деревенской улицы, или присаживались, старались показать себя со всех сторон - так называемые «невестины смотрины» .

В степных селениях троицкое гулянье считается последним весенним праздником (в иных местах на Еремея-запрягальника , 1-го мая по ст. ст.). Кумы посылают в гостинцы своим крестницам грешневые караваи и жёлтые яйца . Девицы дарят друг друга лентами и меняются кольцами. Меновые венки хранят на память дружбы, перевязывая их лентами.

Арка из берёзок для кумления на девичьих гуляньях. 2008

Обычно в дни Семика-Троицы исполнялись девичьи инициационные обряды . Их принимали в род и признавали полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Кумовство-посестримство скрепляло половозрастной женский союз. Это подчёркивало и сбрасывание венка - символа девичества .

Белорусы, сохранявшие нередко более древние традиции, кумились два раза: на Троицу - только девушки, а на Петров день - девушки с парнями. В южно-русских районах (Калужская , Орловская , Курская , Костромская , Тульская , Брянская губернии) кумление девушек сопровождалось «крещением кукушки» .

Суть обряда состояла в том, что девушки и молодки, часто под руководством пожилой опытной женщины, делали «кукушку» из травы, одевали в сорочку, сарафан и покрывали платком. Иногда кукушкой называли украшенную лентами ветку берёзы или черёмухи, воткнутую в землю. Причём в некоторых местах ветку черёмухи надо было срезать именно накануне Николы вешнего . «Крещение кукушки» состояло в том, что на неё надевали крестик или вешали на ветки, под которые клали «кукушку», и тут кумились. За этим могли следовать и «похороны»: «кукушку» клали в маленький гробик и зарывали, а на другой день вырывали; кукушку оставляли, а гробик, кое-где и одежду, хранили до следующего года .

В России «завивали венки» в разных местах на Вознесение , Семик , Троицу, Духов день или Петра-Павла .

Обычаями Троицына дня завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. В некоторых местах они заканчиваются через неделю в день заговен (то есть накануне Петровского поста) .

Считалось, что в ночь на Троицу русалки выходят из реки, леса и бегают во ржи. Всю семицкую неделю они рыщут по полям и берегам, залучая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство «дедушки Водяного». В некоторых местах в троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки бегают по полям, гоняя русалок, а на восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений водяниц.

Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой, что отразилось в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

На Троицын день белорусские поселяне, празднуя приход пролетья, сплетают коровам на рога зелёные венки .

Икона «Троица смесоипостасная». 1729

Троица являлась своеобразным разделом между весной и летом. В Полесье говорили: «У нас вэсна восемь нэдиль, до Трийцы» . Во многих местах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Как и в другие пограничные дни в Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы. В некоторых локальных традициях она осмысливалась как последний день разгула русалок, в других - как последний день перед выходом русалок на землю. Олицетворением нечисти, разгуливавшей по земле, были ряженые , которых называли «дяды ». Чтобы защитить свои дома от влияний нечистой силы крестьяне некоторых губерний в Троицу мелом ставили над окнами и дверьми кресты.

Троицкие короли у словаков

В Словакии выбирались троицкие короли (в западной части Словакии и в Чехии это происходило 1 мая) и троицкие королевы (словацк. Turíčna kráľovná, Kvetná kráľovná ), первое свидетельство о которых относится к XVI столетию. В XVII в. игра была запрещена повсюду. За нарушение запрета взимались большие денежные штрафы, и в XVIII столетии она исчезла совсем. Сохранившиеся краткие свидетельства говорят о том, что в первый день Троицы парни выбирали себе так называемого короля. На голову ему надевалась корона, а в руку давалась украшенная палка, изображавшая скипетр. На протяжении трёх дней праздника сельское начальство лишилось своих полномочий и судебная исполнительная власть переходила в руки короля. Последний назначал себе «адъютанта» из своих товарищей, в обязанности которого входило передавать его повеления. Ликующая толпа вела избранника по улицам села. Устраивались танцы. Короля сажали на возвышение и подавали ему лучшие блюда. Когда он танцевал, его сопровождал адъютант, который держал королевский жезл. Время от времени король брал жезл и кидал одному из ребят. Если тот не успевал его поймать, его награждали тумаками. После Троицы власти короля приходил конец, но весь год затем он пользовался большим уваженнем со стороны односельчан .

Вождение быка у поляков

В некоторых польских зонах центральный персонаж троицких обрядов - бык. В Мазовии его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога берёзовый венок и гнали впереди стада, либо сажали на быка чучело «рыцаря» из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд wolowe wesele - воловьей свадьбой. В Куявии бык, покрытый попоной, с цветами на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречала вся деревня .

Поговорки и приметы

Троица с кормом. Троица тремя праздниками богата: цветами, травами и румяным летом. Бог Троицу любит (сиб.). Троица - три дня строится (сиб.). В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия . От Троицы до Успения хороводов не водят. Хороводы прекращаются с Троицы до Успенья. «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок - то будя женишок» (воронеж.). На Троицу девушки спрашивали у кукующей кукушки, долго ли ещё им быть в доме отца - сколько раз прокукует птица, столько лет и ждать ещё замужества. На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу. На Троице дождь - много грибов. Если на Троицын день идёт дождь, то в продолжение лета будет много мышей. В этот день освящают колодцы. Молодой месяц пологий - весь лунный месяц (до следующего новолуния) - дождь. «На Зелянец вясны канец» (белорус.). «На Зелянец - хлебу канец» (белорус.). «Иди, зима, до Кучева, ужэ ты нам докучила. Иди, зима, до Кракова, придёш до нас однакова» (белорус.). «Трийца жывэ так: сим ныдиль посту, высим ныдиль высны» (полесье). Семик и Троица одно и тоже (воронеж.). Семицкая неделя после Троицы, Семик на третий день бывает (воронеж.). Троица троицей, а трёх свечей на стол не ставят.

См. также

Примечания

Литература

  1. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. . - М .: Индрик, 2002. - 816 с. - ISBN 5857591420
  2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М .: Современный писатель, 1995. - Т. 1. - 1221 с. - ISBN 5857591420
  3. Виноградова Л. Н. Тројице // Словенска митологија. Енциклопедијски речник / Редактори Светлана M. Толстој , Љубинко Раденковић. - Београд: Zepter book world, 2001. - 695 с. - ISBN 86-7494-025-0 (серб.)
  4. Громыко М. М. Мир русской деревни . - М .: Молодая гвардия, 1991. - 446 с. - ISBN 5-235-01030-2
  5. Зимина Т. А. Троица . Русские праздники и обряды . Российский Этнографический музей. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.
  6. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. - Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 249 с.
  7. Катовiч А., Крук Я. Летнiя святы. Книга 1. Навуковае выданне. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2009. - 368 с. - ISBN 978-985-6029-99-1 (белор.)
  8. Котович Оксана Кольца судеб: Как правильно выбрать дату свадьбы? / TUT.BY, 26.04.2010
  9. Максимович М. А. Дни и месяцы украинского поселянина (III. Май) // Русская беседа, том 3. - М .: Типография Александра Семена, 1856.
  10. Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. - М .: Государственный институт искусствознания, 1998. - 56 с.
  11. Русская народная поэзия: обрядовая поэзия / Сост. и подгот. текста: К. В. Чистов, Б. Е. Чистова. - Л. : Художественная литература, 1984. - 526 с.

Троица – один из самых красивых религиозных праздников. Народ любит его наравне с Пасхой и Рождеством. Ведь православная Троица – праздник, традиции которого тесно сплетаются с языческими обрядами. Совпадая с днем иудейской Пятидесятницы, считающейся днем зарождения Церкви Христа Спасителя, Троица совпадает и с русалочьей неделей, временем гаданий, и древнеславянским праздником плодородия.

Суть Троицы

По ветхозаветным преданиям, в день иудейской Пятидесятницы на апостолов снизошел Дух Святой, и триединство Бога стало им очевидно и понятно. В честь этого события и установили апостолы день Троицы, который отмечается уже много веков подряд на 50-й день после Пасхи.

В этот день верующие славят Бога-отца, Бога-сына и Духа Святого, их триединство единосущное, равносильное и безначальное. Святая Троица – время выразить благодарность за возрождение к новой жизни через крещение, время наполнить сердце любовью ко всему сущему и живому.

Троица в 2013 году приходится на 23 июня. Но готовятся верующие к ее приходу заранее и отмечают всю последующую неделю.

Накануне Троицына дня храмы и дома украшаются зеленью и цветами. Традиционное украшение на Троицу – ветви березы. Иногда их заменяют ветвями дуба, рябины, клена. Главное – свежая зелень, символизирующая возрождающуюся жизнь. Травой устилают полы, украшают ставни и дверные проемы. С букетами идут к утренней торжественной службе, освещают их и караваи, пряники, выпеченные к праздничному столу. Освященными цветами украшают иконы в доме, храня их целый год. Эти цветы используют для отпугивания злых духов, для снятия порчи. Траву и цветы, принесенные из церкви, заваривали и пили как целебное снадобье.

После праздничной службы верующие в день Троицы ходили друг к другу в гости, угощая сладостями, обмениваясь подарками. А на улицах непременно устраивались народные гуляния, ярмарки с песнями и танцами. Сейчас многие традиции Троицы возрождаются, находя свое место в современной жизни.

Сегодня большинство гаданий, использовавшихся нашими предками, забыто. Ничего удивительного в этом нет, ведь к нашим услугам – многочисленные гороскопы. В глянцевых журналах и скромных газетах, в телепередачах и радиоэфире, в интернете – повсюду нам предлагают прогнозы астрологов. Посмотрел свой гороскоп на сегодня – и действуй в соответствии с расположением звезд. Практично и удобно!

Но в старинных гаданиях есть куда большая романтика, страшащая и привлекающая одновременно. И, может быть, стоит попробовать раз в год сверить свою судьбу со стародавними обрядами?

Языческие обряды Троицы, в основном, женские. В деревнях выбирали самую красивую девушку (Тополю), украшали ее бусами, лентами, ветвями, цветами и водили по округе с танцами и песнями. Повстречать Тополю считалось к большой удаче , да и сама она каждому встречному желала с поклоном доброго урожая, любви и благоденствия.

Для сохранения семейного счастья готовили на Троицу особую яичницу. Брали для нее 2 четверговых яйца, символизирующих супружескую пару. Жаря блюдо на круглой сковороде, хозяйка наговаривает на него молитву: «Пресвятая Троица, помилуй нас. Очисти, Господи, грехи наши, Дух Святой, исцели немощь нашу, имени Твоего ради. Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, Сыну и Святому духу, ныне и присно вовеки веков. Аминь».

Никаких специй, кроме соли, в этот оберег не кладут. Зато приправляют зеленью: перышками чеснока, лука, веточками петрушки. Самое главное: зелень не измельчают, а укладывают целиком, обозначая тем самым целостность своей семьи.

Готовую яичницу с зеленью не разрезая вкладывают в круглый ржаной каравай, освященный в церкви. Этот каравай – единственное, что можно разрезать, но исключительно пополам (вдоль). Получается своеобразный «бутерброд», который заворачивают в вышитое полотенце и забирают с собой в березовую рощу. Там, под заранее украшенной березкой, надо съесть этот каравай вдвоем с любимым супругом. При желании оберег семейного счастья можно дополнить отваренной в мундирах картошкой и хлебным квасом.

Незамужние девушки в Троицу гадали на любовь , на замужество. Сплетенные из цветов и травы венки сбрасывали в воду и делали вывод о будущем по тому, как они поплывут. Ровно поплыл венок – и жизнь сложится размеренно и гладко. Закачался на волнах, закружился – бурной будет жизнь, беспокойной. Быстро скрылся из виду – выйти замуж в далеких краях, а коли у берега задержался – сидеть еще год незамужней.

Также гадали девушки накануне Троицы, «завивая» березу. Тонкое деревце «заламывали»: пригибали к земле, переплетали его ветки с травой, украшая лентами. В день Троицы девушки шли к березкам смотреть свои венки, развивать деревца. Несколько веточек срезалось, их клали под подушку с приговором: «Суженый мой, ряженый, приходи вместе березье завивать».

Гадать на Троицу можно и на исполнение желания . Для этой цели подойдет, например, цепочка, которую вы носите постоянно. Но помните, что гадать по одной и той же цепочке можно только один раз! Когда пойдете к утреней службе, цепочка непременно должна быть на вас. Обязательно поставьте свечу во здравие своих соперников, недоброжелателей, завистников. Выходя из церкви сделайте посильное пожертвование на нужды храма. Придя домой, загадайте желание и пересчитайте звенья на цепочке. Если число их окажется четным – желание сбудется. Если же выпадет нечетное число – увы, не ждите его исполнения. Цепочку после гадания нельзя надевать трое суток.

В разных местностях России существуют различные обряды и гадания на Троицу, их великое множество. Общим можно считать одно: Троица – светлый и любимый народный праздник. Дни тепла, любви и радости. А любой обряд работает лишь тогда, когда в него верят. И пусть предсказания будут только добрыми!

Зелёные святки будут продолжаться ещё неделю после троицы, празднуемой в 2018 году 27 мая. По-другому эта неделя так и зовётся – Троицкая или русальная.

Троицкая неделя несёт в себе основную идею, заложенную во всём троицко-купальско-петровском периоде. Она содержит обряды, посвящённые поминовению прародителей и увеличению земного плодородия.

Троицкой неделей заканчивается довольно длительная пора, во время которой по преданиям души предков пребывают на земле и находятся среди ныне живущих людей. На Троицкой субботе поминают всех умерших христиан, прошедших обряд крещения, провожая их души на тот свет.

После этого на землю с того света приходят «заложные» или «нечистые» покойники – те, кто умер неестественной смертью. Троицкая неделя – это время поминовения таких покойников.

В народном фольклоре, сгинувшие от неразделённой любви, утонувшие девушки и самоубийцы, превращаются в русалок. Эти персонажи фигурируют в многочисленных обрядах. У славян русалки не похожи на полурыб. Их внешность более близка к людям или нимфам. Человеку они не друзья. Во время Зелёных святок они выходят из водоёмов, бродя по речным и озёрным берегам, лесным чащам. Отсюда и пошло название Русальная неделя.

Русалки могут серьёзно вредить людям – портят урожай, сводят с ума, утаскивают на дно или щекочут до смерти. Однако если человек понравится, они могут помогать ему – показывают где зарыты сокровища или приворожить любимого.

Троицкая неделя в 2018: чего нельзя делать в Русальную неделю

Только отчаявшиеся и потерявшие всё люди могли искать встреч с русалками, ведь они относятся к нечистой силе. Набожные люди во время Русальной недели избегали мест обитания этих духов.

Не ходили на реки и водоёмы и тем более не купались там, чтобы водяные не утащили на дно.

Чащи лесов также таили опасность, поэтому туда ходили лишь по крайней необходимости и то не в одиночку, а с компанией смельчаков.

Для невест, беременных женщин и кормящий матерей выход за ворота был строго запрещён. Считалось что духи могут позавидовать женщине и нанести вред ей или ребёнку. Так же не ходили на кладбища и перекрёстки дорог.

Самым опасным временем в дни Троицкой недели считается полночь и полдень.

Для безопасности и возможной выгоды люди старались задобрить русалок. С этой целью устраивались народные гулянья с песнями. Кстати церковью такие действия не одобряются.

Кроме того во время Троицкой недели запрещено заниматься рукодельем, стиркой, проводить уборку и работать на земле.

Троицкая неделя в 2018: о чём можно было просить духов

Однако многие верили, что лесные девы в некотором роде имеют женскую солидарность. Например, когда женщину обижал мужчина, она могла пожаловаться русалке и обидчика ждала страшная кара, после которой он сходил с ума или умирал.

Девушки просили у русалок помощи в сердечных делах. Но в этом вопросе содействие русалок было небескорыстным. Услуги лесных дев оплачивались по-разному – в одних случаях достаточно было красивого платочка или бус, а в других в качестве платы могла потребоваться жизнь ребёнка.

Во время Русальной недели для защиты домашнего хозяйства, посевов и скота русалкам делались подношения в виде свежевыпеченного каравая.

На севере Руси с русалками «кумились» — становились кумовьями. Для обряда выбиралась молодая берёзка, на ветки которой завязывали ленты, а потом вокруг водили хоровод. Считалось, что после этого водяные девы не станут вредить новым «родственникам». Из веток берёзы для развлечения русалок сооружались качели. Когда праздники подходили к концу сооружение разбирали и организовывали русалкам проводы, во время которых танцевали, пели и устраивали игры.

После празднования великого праздника Троицы в 2017 году следует Троицкая неделя. Существует несколько названий у этой недели. По церковным правилам ее называют Троицкой седмицей, в простонародье же – Русальей неделей. Есть источники, в которых говорится о том, что эта неделя все же предшествует великому празднику Троицы. Но большее распространение получила точка зрения о том, что она идет после. Именно такой позиции будем придерживаться и мы.

По прошествии 50 дней после великого праздника Великого Воскресения Христова празднуется Троицын День. Этот день еще называют Пятидесятницей. День Святой Троицы посвящен сошествию Святого Духа и в этом году приходится на 4 июня.

В списке православных праздников Троица является заключительным и после нее начинается Петровский пост.

Троицкая седмица следует сразу после празднования великого праздника Троицы. Во время этой седмицы отмечается несколько особенных дней.
Неделя начинается с Духового дня. В этом году он приходится на 5 июня. Третье лицо из Пресвятой Троицы празднуется именно в этот день. Происходит возвеличивание Святого Духа.

Троицкая неделя в 2017 году: что говорит церковь

В этот праздник, несмотря на первый день недели, запрещены любые земледельческие работы, поскольку именно земля считается именинницей. Обильные застолья и празднования положены и в другие праздничные дни: среду, пятницу и субботу. Суббота в Троицкую неделю является так же и «отданием» праздника Троицы в этом году. Праздник Всех Святых и безвестных угодников Божиих отмечается в последний день – в воскресенье. По завершению праздничной недели наступает долгий, но не самый строгий православный пост - Петровский.

Церковь не рекомендует работать в «День Святого Духа», однако, поскольку данный праздничный день приходится на обычный рабочий понедельник в светском календаре, то каждый православный принимает решение о запрете на работу самостоятельно. Евангелие говорит нам о самом сошествии Святого Духа. Церковь благословила празднование этого события в первый день Троицкой седмицы.

Своеобразный символический раздел между летом и весной знаменует собой Троицкая неделя. Домашнее убранство можно разнообразить различной зеленью: побегами, цветами и почками различных растений, которые в это время цветут. Так же следует размышлять о церковных событиях на протяжении всей недели. Триединство Бога и «сошествие Святого Духа» - вот догматическая основа, празднуемой недели.

После одного из самых Великих церковных праздников, почитаемых русским православным народом, Троицы, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, наступает Троицкая неделя, последняя перед Петровым постом. И если Сырная седмица (Масленица) это проводы Зимы и встреча Весны, то Троицкая седмица означает проводы Весны и встречу благословенного «зеленого» Лета.

Как и Масленица, этот праздник пришел к нам из славянских языческих верований. «Зеленые святки», «Русальная неделя», так назывался подобный праздник у русских людей, еще не освященных учением Христовым и сошествием в них Святого Духа. И традиции празднования Троицкой седмицы тесно переплелись с ритуальными действами празднования девичьей Русальной недели – языческим Семиком. Главным же атрибутом обрядов этой недели была и остается березка, – дерево у русских людей ритуальное и священное, являющееся Мировым деревом и древом жизни. Именно в березе славяне усматривали воплощение всей живой природы, некий родовой центр всего сущего. И не случайно береза была женского рода, мифическим персонажем, напрямую связанным с женским божеством. Кроме того, березка была именно тем деревом, на ветвях которого любили сиживать русалки в течение Русальной недели…

Вся эта неделя перед Петровым постом – постная. Можно кушать блюда из мяса, яиц, творога, рыбы, пироги и блины, словом все то, что душенька пожелает. Но праздник сей не обжорный и питьевой, как, скажем, Сырная седмица, а романтический и даже поэтический. Хотя без бузы – хмельного напитка из гречневой муки, кажется, не обходилось.

Первый день седмицы после Троицы зовется Духов день.

Сей праздник учрежден и одобрен Церковью во имя возвеличения Святого Духа – третьего лица из триединства Пресвятой Троицы.

Святой Дух Утешитель и Даритель. Он богатит христианина неизбывно многоразличными дарами через церковные Таинства, и бодрит и утешает, давая покой и благорасположение, ибо принят Святой Дух православными христианами вместо Христа и через Христа, Спасителя нашего.

Этот день не работный, поскольку в Духов День земля «именинница есть», ибо в сей день и «сотворена была». После этого дня, по вековым приметам, становятся невозможными заморозки, коих можно не опасаться до самой осени. А еще в этот день надлежало выходить из дому на люди обязательно подпоясанным. Дабы злая сила «не подступилась и не проникла», вызвав чары или болезнь, от коих, как раз, и выручит ремешок или подпояска.

Среда пятница и суббота посвящались хороводам и гуляниям, первенство в которых отводилось девушкам. После песен и плясок – хороший стол. Ведь по окончании Троицкой недели наступает долгий Петров пост, не менее жесткий, нежели Пост Великий.

Особенными днями на Троицкой седмице являлись суббота и воскресенье.

Суббота считалась «отданием» праздника Пятидесятницы-Троицы. А воскресенье было праздником Всех Святых и безвестных угодников Божиих, покуда неведомых Церкви, и Заговеньем на Петров пост, начинающийся следующим днем.