Роль пазлов и детской мозаики в развитии ребёнка. Роль пазлов в развитии ребенка с речевыми нарушениями

17.02.2021

Ребенок, занятый каким-либо процессом, учится. Он познает что-то новое, его мир пополняется новыми деталями, которые растущей личности просто необходимы. Увлекаясь собиранием картинки, ребенок, во-первых, учится усидчивости и терпению. Для маленьких детей эти два понятия, ранее незнакомые, постепенно укладываются в голове. Во-вторых, собирая пазл, ребенок нацелен на результат. Ему становится интересно увидеть, какая картинка получится в конце. «Запах» победы побуждает его доводить дело до конца. Таким образом тренируется концентрация внимания. С постоянной практикой нарабатывается и наблюдательность. Поначалу малыш подставляет различные кусочки, не подумав, но с практикой он начинает понимать, как какие кусочки куда прикладывать или же, например, научится сопоставлять части картинки по цвету или размеру, объединяя их в единое целое.

Кроме того, это нехитрое изобретение развивает логическое мышление, фантазию. Ведь, чтобы собрать необходимую картинку, ребенку нужно в уме представить ее, выбрать среди кусочков подходящий, правильно его перевернуть, вставить. Только представьте, какие процессы происходят в мозге маленького ребенка! К тому же малыш должен постоянно анализировать свои действия, принимать решения.

С какой части, например, начать и чем закончить. В его голове постоянно строится действий. Он должен научиться держать картинку в памяти целостной и разглядывать ее фрагменты в разбросанных деталях.

Развивается также и мелкая моторика. Картинка разрезана на мелкие части, с которыми приходится работать юному исследователю. Вставить картинку правильно представляется малышу нелегким занятием. Но постепенно к рукам придет точность, ребенок будет подходить к этому занятию осмысленно и сразу брать деталь правильно.

Почему некоторым детям не нравится собирать пазлы

Многие дети, собирая пазлы, не испытывают к этой игре особого интереса. Да, они научились быстро складывать картинки, но почему же такая, казалось бы, интересная головоломка не привлекает их?

Случается это потому, что ребенок умственно еще не готов к такому виду занятий. Ведь все люди развиваются по-своему. Одни уже в два года с легкостью собирают несложные пазлы. Другие и в четыре не видят в этом надобности. Но это не говорит, что кто-то из них умнее или глупее. Тут все дело в человеческом развитии. Ребенок может научиться собирать несложную картинку, но его не будет увлекать сам процесс сборки, потому что его развитие не позволяет ему еще понимать, как сложить картинку, используя логику или анализ. Эти понятия должны сначала в нем появиться. И уже потом с помощью пазлов их нужно развивать. Только заинтересованность может дать толчок к развитию. Заставить ребенка часами заниматься одной и той же деятельностью невозможно. Важно дождаться время, когда ребенок сам увлечется самим процессом собирания картинки.

Есть и другая причина того, что ребенок не любит или не умеет собирать пазлы. Картинка! Сама картинка, которую нужно собрать, должна привлекать ребенка. Маленьким нужно выбирать рисунок попроще, а не заставлять составить, например, автомобиль. Если ребенку не интересно то, чем он занимается, очень скоро он вообще перестанет это делать. Охота пропадет надолго. И все из-за неправильно подобранных пазлов.

Задача родители - увлечь своего малыша этой замечательной игрой. А помощь и похвала мамы и папы дадут ребенку стимул быть лучшим.

Если собрать паззл из нескольких десятков элементов нам особого труда не составляет, то паззлы из тысячи и более кусочков превращаются в настоящую трудную головоломку. Хотя от этого она становится еще интереснее.

В идеале, надо взять большой лист и начертить на нем границы вашего паззла. Габариты его обычно .

Начните выкладывать паззл с . Эти элементы паззла всегда отличаются от остальных прямыми сторонами. Выберите из общей массы эти кусочки. Сначала положите в углы элементы с двумя прямыми сторонами, а потом уже выкладывайте оставшуюся .

Чтобы упростить сборку паззла, обратите внимание на расположение выпуклостей элементов . Эти выпуклости ровными на концах или скошенными. Допустим, скошенные кончики все время оказываются вверху и внизу на картинке. И если вы не будете уверены, как развернуть тот или иной кусочек в паззле, вспомните, что элементы со скошенными выпуклостями должны быть вертикальны, а с ровными – горизонтальны. И наоборот.

Некоторые ровные выпуклости могут быть немного приплюснутыми. Приплюснутые ровные и обычные ровные элементы могут встречаться только в одном ряду/столбце, но никак не в разных.

Ну и наконец, если на картинке есть явно выраженные объекты, отложите в сторону элементы, с ним. Их проще . А самое трудное (небо, например) оставьте напоследок.

Видео по теме

Сборка большого пазла – поначалу увлекательный, а затем такой утомительный процесс. Те люди, чьим хобби стало собирание из маленьких кусочков больших полотен, открывают свои секреты, значительно облегчающие процесс.

Инструкция

Если вы не имеете большого опыта в сборке, то максимальное количество кусочков в головоломке должно быть не более 500. Накапливая опыт, со временем вы сможете одолеть и в 10 000 кусочков. Иначе у вас просто не хватит терпения. Также не стоит сразу брать картины с очень сложным изображением. Выбирайте крупные , например: лодка в море, персонаж.

Первый этап – выкладывание рамочки. Выберите из разноцветной кучи детали, которые идут по краю – у них одна или две стороны абсолютно ровные. Этот этап самый простой

Дальше обычно встают в тупик. Начиная кропотливо перебирать кусочки в поисках нужного, вы потеряете много времени, сил и терпения. Чтобы этого не произошло с вами, возьмите несколько коробочек или и разложите по ним детали одного цвета, либо относящиеся к одному фрагменту.

Сгруппировав детали по какому-то признаку, приступайте к выкладыванию фрагментов. Собрав 1 фрагмент, желательно переходить к смежному с ним участку головоломки. Действуя таким образом, переходя от фрагмента к фрагменту, вы сами не заметите, как перед вами станет вырисовываться цельная картина.

Собрав пазл, вам наверняка не захочется складывать его обратно в коробку. Здесь несколько вариантов – наклеить деталь за деталью на большой лист, покрыть сверху прозрачным клеем или пленкой. Оформить картину можно, вставив в стандартную рамку . Но, скорее всего, найти готовую рамку вам не удастся. Обратитесь в багетную мастерскую, предоставив им данные о ширине и высоте мозаики. Стоимость такой рамки вместе со стеклом варьируется от 300 до 500 рублей.

Видео по теме

Источники:

  • как быстро собрать пазл

Собирание пазлов – не просто развлечение, а отличная тренировка внимания, памяти, логического мышления и расслабляющее занятие, снимающее нервное напряжение. Большие пазлы, состоящие из 260 и более деталей, собирать интересно, но поначалу очень сложно.

Большие пазлы

Пазл – это головоломка в виде мозаики, которую нужно собрать, чтобы получить рисунок. Первые пазлы появились в XVIII веке и стали довольно популярными: их можно было собирать как в одиночку, так и большой компанией. В XX веке пазлы стали в первую очередь детскими развивающими игрушками, направленными на тренировку памяти, логического мышления, воображения. Детские пазлы взрослому человеку собирать неинтересно, но если сделать пазл огромным, состоящим нескольких сотен и более кусочков, то детям будет сложно справиться с ним, зато для взрослых это будет полезное и приятное времяпрепровождение.

Пазлами для взрослых считаются те, которые состоят из 260 или более элементов, и изображают красивые картины, достопримечательности из разных уголков планеты или географические карты. Самыми большими являются мозаики из 6 тысяч деталей.

Как правильно собирать большие пазлы?

Маленькие пазлы взрослым собирать просто – деталей мало, крупные, с яркими и незамысловатыми контрастными цветами. Но крупные пазлы представляют немало сложностей: элементов так много, что глаза разбегаются и сложно представить, откуда лучше начать, а многие детали кажутся похожими друг на друга.

Сначала нужно найти место для собирания пазла – большой стол, участок пола, кусок твердого картона. Убедитесь, что маленькие дети или домашние животные не имеют к ним доступа, иначе собрать пазл до конца не удастся.

Высыпьте все детали на поверхность, а лучше – в широкую и плоскую коробку, чтобы они не потерялись. Начинать собирать большой пазл нужно с сортировки элементов. Сначала выберите все кусочки, относящиеся к краю картины – из них можно собрать рамку, которая станет началом пазла. Когда «ободок» готов, можно приступать к сортировке остальных элементов. Выделите на изображении несколько основных частей: например, небо, зелень, архитектуру, воду и так далее. Разложите все детали по выделенным группам.

Некоторые кусочки сложно будет отнести к какой-либо группе, их можно положить в отдельную кучку.

Выберите одну часть и начинайте ее собирать. Желательно, чтобы она примыкала к краю пазла, но можно начать и с середины, если там находятся какие-либо заметные элементы. Проще оставить однотонные объекты на потом, например, небо обычно собирают в конце, а начинают с хорошо заметных, ярких деталей.

Кусочки одинакового цвета приходится подбирать по форме. Вначале кажется, что все детали одинаковы, но с опытом вы заметите, что у них разные по размерам и форме пазы и выступы.

Научиться собирать пазлы можно только с помощью практики. Чем больше времени вы уделяете этому занятию, тем лучше и быстрее получается складывать мозаику.

пазлах изображены преимущественно диснеевские персонажи, и они состоят из небольшого количества кусочков, то пазлы для взрослых состоят более чем из 500 кусочков, изображением служат пейзажи, предметы искусства и архитектуры.

Детям полезно собирать пазлы – это не только «пять минут тишины», но они служат также хорошим тренажером для развития усидчивости и внимания. На детских пазлах, как правило, изображены крупные элементы с контрастными цветами, и их будет интересно собирать ребенку, но взрослый с таким занятием справится довольно быстро.

Пазл от начала до конца

Пазлы, состоящие из большого числа кусочков, в зависимости от сложности имеют контрастные или однотонные . Как бы то ни было, а собирать такой пазл придется не один час, а то и не один день или даже неделю.

Перед тем как начинать собирать пазл, позаботьтесь о месте сбора, подготовьте поверхность, на которой будете собирать пазл. Это может быть кусок картона или фанеры. На коробке с пазлом указан размер готового изображения. Исходя из этих данных, подберите соответствующий кусок фанеры, возьмите про запас 20-30 см по высоте и ширине.

Также запаситесь несколькими плоскими коробками для хранения отсортированных кусочков.

Если у вас есть маленькие дети или животные, которые могут заинтересоваться процессом сборки или цветными кусочками пазла, позаботьтесь, чтобы во время процесса сборки они не имели доступа к месту где вы его собираете.

Этапы сбора пазла

Первым этапом сборки пазла является сортировка всех кусочков по цветам и отделение кусочков, которые являются крайними в пазле. Их узнать довольно просто: такой кусочек имеет одну сторону ровную, если таких стороны две – то это уголок. Сопоставив их с картинкой, уже можно найти четырем кусочкам свое законное место. Далее по смыслу соберите «рамку» из крайних кусочков.

Продолжите собирать пазл с какого-либо заметного элемента. Это может быть парусник, если на рисунке морской пейзаж, животное в обрамлении зелени, человек в интерьере и прочее. Желательно начинать с угла или края.

Закончив главный элемент, можно приступить к сборке фона или однотонного рисунка. Такие кусочки придется подбирать по малейшим отклонениям в цвете или по форме.

В процессе собирания пазла оттачиваются навыки и внимание, в дальнейшем можно купить пазл на большее количество деталей.

В рейтинге развивающих игр пазлы занимают верхние строчки. С какого возраста они могут заинтересовать ребенка, чтобы принести пользу раннему интеллектуальному развитию?

Детские пазлы - замечательная развивающая игра, формирующая с раннего возраста аккуратность, терпение и усидчивость. Производители предлагают пазлы для девочек и мальчиков, для малышей и детей постарше. В зависимости от возраста ребенка пазлы оказывают разное воздействие на его развитие.

Польза игры с пазлами в разные возрастные периоды

Пазлы для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

В этом возрасте дети еще не могут самостоятельно собирать пазлы, но с большим интересом будут наблюдать, как это делают родители. Яркие элементы развивающей игры способствуют запоминанию и изучению цветов.

Пазлы для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет

Вместе с ребенком можно собирать простейшие пазлы в количестве 3-4 частей. К примеру, картинку из любимой сказки, которую малыш часто слышал от родителей. Помогая ребенку складывать элементы в правильном порядке, взрослые будут способствовать развитию логики и пространственной ориентации.

Пазлы для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет

В этом возрасте активно развивается тонкая моторика пальцев и рук, поэтому игра с пазлами будет отвечать требованиям раннего развития ребенка. Можно усложнять задачу по сбору пазлов, предлагая малышу не только бумажные или картонные элементы картинки, но и доски-вкладыши. Это позволит ребенку освоить понимание о соотношении фигурки с ее контуром. Оптимальное количество деталей пазла - не более 24.

Пазлы для детей в возрасте от 3 до 6 лет

Наступает период активного создания различных фигур. Даже при отсутствии визуального образца дети собирают пазлы, изобретая что-то свое. В этом возрасте игра с пазлами развивает логику, формирует образное мышление и воображение. Чтобы найти нужный фрагмент картинки, малыш переворачивает его в уме и визуально представляет себе итог. Оптимальное количество деталей пазла - не более 50.

Преимущество игры в пазлы

Игра в пазлы влияет на развитие малыша:

  • развивает мелкую моторику рук и координацию движений;
  • тренирует способность видеть задание многогранно;
  • развивает логику;
  • формирует навыки выработки стратегического решения задач;
  • развивает усидчивость и аккуратность;
  • развивает воображение и фантазию;
  • развивает внимание и память;
  • учит принимать решения самостоятельно.

Требования к качеству пазлов

Пазл состоит из мелких деталей. Но при этом они должны быть достаточно крупными, чтобы в процессе игры ребенок не мог проглотить элементы картинки.

Детали должны быть приятными на ощупь, без зазубрин и острых краев, чтобы малыш не мог себя поранить.

Независимо от материала изготовления - картона, дерева или пластика, - экологическая безопасность развивающей игры является залогом детского здоровья.

Игра в пазлы - занимательный досуг

Интерес к пазлам может открыть в ребенке творческие способности. К примеру, способствовать придумыванию историй по картинкам. А если в семье несколько любителей этой развивающей игры, можно будет периодически устраивать состязания на скорость сборки картинки. Простая вроде бы игра - а польза от нее ощутимая.

При игре с пазлами движения детской руки становятся точными, а впоследствии и осмысленными. В будущем это поможет ребенку быстро научиться писать, а также избавит от проблем с почерком.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Главный вид деятельности маленького ребенка - это игра. В первое время малыши наблюдают и повторяют действия взрослых, так у них развивается внимание и память. Очень важно поощрять и приободрять детей в процессе игры.

На первых порах наиболее предпочтительны пазлы крупные и из моющегося материала (резиновые или пластиковые). Составляя пазлы, взрослым важно проговаривать свои действия, называть форму и цвет элементов.

После одного года ребенок уже самостоятельно складывает пазлы из крупных элементов, и можно переходить к элементам из картона, более мелким по размеру. Содержание картинки может быть разным: фрагмент из любимого мультфильма (до двух лет), алфавит и цифры (до 6 лет).

При желании пазлы можно изготовить и самим, взяв за основу рисунок самого ребенка. Развивая мелкую моторику пальчиков малыша, взрослые помогают развитию его мозга и речевого центра.

При недостаточном развитии мелкой моторики у ребенка в будущем может развиться дислексия и дисграфия, что помешает его успешной учебе в школе».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Сегодня уже невозможно представить себе детскую игровую без составных картинок - пазлов, картинок на кубиках и т.д. Они продаются и в магазинах игрушек, и в книжных киосках. Особенной популярностью пользуются пазлы в коробках с многообещающими надписями: «Развивают внимание, зрительное восприятие, образное
и логическое мышление, зрительную память, усидчивость, целеустремленность…» и много что еще. Складывается представление, что составные картинки могут все. Без них развитие ребенка просто невозможно. Действительно ли это так, и зачем нужны составные картинки и нужны ли?
Попробуем разобраться.

Пазлы как кусочки интеллекта

С оставные картинки развивают «внимание, восприятие, образное и логическое мышление, память, воображение…».
Казалось бы, надпись не обманывает заботливого родителя. Но эти же самые слова можно написать на коробке с конструктором, куклой, пирамидкой. Они относятся к любой существующей игрушке, вообще ко всему, чего касается ребенок.
Внимание, восприятие, память, мышление, воображение - психические процессы, с помощью которых мы познаем мир. Они не существуют отдельно друг от друга, каждый по себе, и находятся в сложных динамичных отношениях. Это единая, целостная система, необходимая человеку для жизни. Например, приступая к приготовлению супа, нужно учитывать, кто его будет есть, по какому случаю, в каких обстоятельствах.
Нужно выбрать определенный рецепт, соотнести его с наличием имеющихся продуктов, рассчитать необходимое время приготовления и т.д. Можно точно следовать рецепту из «Поваренной книги», а можно добавлять новые ингредиенты. И еще можно представлять, в каких тарелках этот суп подавать и какой скатертью накрыть стол!
Прочитаешь это описание и подумаешь: а суп-то, пожалуй, сложновато варить. Тут столько психических процессов задействовано: и внимание, и память, и мышление! И всякие социальные навыки вроде способности учитывать вкусы других, и еще эстетическое чувство, и терпение, и воображение.
Внутри той или иной деятельности какая-то психическая функция оказывается доминирующей. Успешность деятельности напрямую зависит от того, насколько хорошо работает «ведущее звено». Например, если вы варите суп, строго придерживаясь заданного рецепта, вам необходимы умение ориентироваться на образец и хорошая память. А если суп «сочиняется», такое умение будет иметь минимальное значение. Если вы вычитали рецепт в книге - работает зрительная память, если своим кулинарным секретом с вами поделилась соседка, включается память слуховая. Если же в ходе «сочинения» супа вы пробуете ингредиенты на вкус, будет работать память, основанная на воображении и опыте, позволяющих выстроить нужную цепочку действий.
Так, меняя цели, условия и средства деятельности, мы меняем качество психической деятельности, влияем на развитие, задаем его тон. Иными словами, не суп развивает наши внимание, восприятие, память, а наши отношения с этим супом, обусловленные различными обстоятельствами.
Вернемся к составным картинкам. В зависимости от того, какую картинку мы предложим ребенку, с каким разрезом, с рамкой или без, будет меняться характер его умственных действий. При этом действия будут влиять на психику в целом - только с опорой на ведущие звенья.
Так на что же в действительности направлены занятия с составными картинками? Они развивают способность к аналитико-синтетической умственной деятельности: картинка разбита на множество частей, каждую из которых надо осмыслить и объединить в целое изображение.
Кроме того, фрагменты сюжетных картинок - не просто детали. В этом их главное отличие от деталей настольных игр вроде «Доски Сеггена» или плоскостных конструкторов. Картинка - это знак предмета , его изображение. Поэтому составление картинок способствует развитию знаково-символической функции (и неважно, что это лишь самое начало ее развития).
Поскольку в результате деятельности с фрагментами картинок получается продукт, эта деятельность способствует развитию чувства успешности, самостоятельности. Кроме того, в собирании картинок есть и сюрпризный момент, следовательно, развиваются познавательные эмоции : удивление, интерес, удовлетворение результатом деятельности и др.
Отдельно стоит сказать о релаксационном эффекте , возникающем в ходе занятий с картинками. Это позволяет использовать их в качестве успокаивающего средства (например, перед сном).
Описанные качества относятся ко всем сюжетным картинкам. Однако различные их виды имеют свои особенности и оказывают специфическое влияние на развитие ребенка.

М ногие родители думают: если ребенок собирает картинку из большого количества деталей, он прекрасно развит. Это не совсем так. Скорее, здесь можно говорить о том, что у ребенка сформирован способ действия с данными пособиями. Он способен поставить себе цель; знает, как ее достичь, удерживает ее, контролирует процесс и адекватно оценивает результат.
Но умение собирать картинки вовсе не гарантирует подобной успешности в рисовании, письме или математике. Возможно, многие родители и сами замечали: «развитый» малыш, т.е. умеющий складывать картинки, оказывается «неумехой» в других видах деятельности. Собирает пазл из сотни деталей, но не может нарисовать человечка, взять на себя роль в игре, придумать рассказ по картинке.
Существует риск, что в погоне за возрастанием количества деталей, составляющих пазл, будет упущено из виду качество деятельности. Даже достижения рекордной сотни не гарантируют качественного скачка в развитии ребенка: происходит всего лишь тренировка уже имеющегося навыка. Безусловно, картинка из 6 деталей и картинка из 60 деталей составляются по-разному: большое количество частей требует другой самоорганизации, гораздо больших волевых усилий и хорошо развитого распределения внимания. Однако есть некоторый рубеж (условно - сотня деталей), после которого новый способ действий уже не будет вырабатываться. Приведем пример. Вы понимаете, что такое число, имеете представление о количестве, о разрядном строении числа. Естественно, вы умеете считать. Постоянно делая это в уме, вы поддерживаете навык счета на необходимом уровне. Однако это не приведет к тому, что вам откроется суть действий с логарифмами.
То же можно сказать и о составных картинках. Постоянно собирая пазлы, ваш малыш не более чем тренирует навык. А вот если среди его игрушек есть и пазлы с разной конфигурацией разреза, и картинки на кубиках с разными по сложности изображениями и т.д., то вы можете быть уверены, что данный вид деятельности полноценно присутствует в жизни вашего ребенка.
Таким образом, главное - не количество деталей пазла, а разнообразие видов составных картинок, их особенностей.

К сожалению, интеллектуальное развитие детей часто понимается в узком смысле слова - как формирование навыков. Но называть это развитием в корне неверно. Дошкольник, умеющий читать, писать, считать, считается умным и не по годам развитым. Его этому целенаправленно учили, не уделяя достаточного внимания важнейшим и специфически детским занятиям: игре, рисованию, прогулкам. В результате попытка ускорить развитие ребенка ведет к искажению развития.
Если ребенок предпочитает составление картинок всем другим играм, общению со сверстниками, беготне, это говорит не о выдающихся умственных способностях, а об особенностях личности, на которые стоит обратить внимание. Очень часто такое поведение связано с чрезмерным напряжением ребенка, сниженным настроением, желанием уйти от действительности, спрятаться, закрыться. Поэтому нужно пытаться вовлекать его в другие занятия: чаще гулять на улице, играть с другими детьми в подвижные игры, рисовать, лепить, танцевать и т.д. Иными словами, очень важно способствовать обогащению жизни ребенка, пытаться разнообразить ее. Если такие попытки окажутся малоуспешными, нужно обратиться за консультацией к психологу.

С оставные картинки бывают разных видов. Ребенок действует с разными видами таких игр по-разному. Поэтому и на его развитие разные картинки оказывают разное воздействие.

Разрезные картинки характеризуются определенной линией разреза изображения. Картинка может «разрезаться» на прямоугольные части. Или из нее «вырезаются» отдельные предметы по контуру. Контурные разрезы минимально контролируют действия ребенка: можно прикладывать кусочки картинки друг к другу любыми сторонами, но поверхность будет все равно оставаться сплошной (в отличие от пазлов, где поставленный не на свое место кусочек просто не позволит добиться ровной поверхности, более того - форма «ключ-замок» не дает сцепить кусочки ошибочно). Либо, как ни выкладывай кусочки, сплошной поверхности не будет - то есть нужно ориентироваться только на собственные представления.

Подобные особенности разрезных картинок делают их максимально открытыми для игровой деятельности - предоставляют играющему свободу для манипуляций, возможность ошибаться и самому контролировать результат, опираться на собственные представления в построении изображения. Вместе с тем, они предусматривают довольно сложные для ребенка действия и подходят для детей всех возрастов.

Пазлы

В отличие от разрезных картинок пазлы имеют фигурный разрез. Пазл с разрезом «ключ-замок» можно успешно собирать, действуя автоматически, не думая, методом перебора. В этом серьезный недостаток пазлов с точки зрения стимулирования интеллектуальной активности.

К тому же за огромным количеством деталей исчезает картинка. На первый план выступают полоски и цветовые пятна. Собирание такой картинки противоречит самой сути дошкольной жизни: этот возрастной период подчинен поиску ответа на вопросы «почему?» и «зачем?». Для малыша неестественно прикреплять одну деталь к другой, потому что «здесь красная полосочка и здесь такая же». Для него важно, что «летящий самолет должен быть где-то вверху».

Самым слабым развивающим потенциалом среди всех составных картинок обладают пазлы с разрезом «ключ-замок». Они вынуждают ориентироваться главным образом на форму детали, а не на то, что на них нарисовано. И это важный недостаток.

Одно из базовых свойств восприятия - стремление к завершенности, замкнутости формы. Поэтому любая незавершенная форма вынуждает нас ее завершить: нарисованные по кругу пунктирные линии мы воспринимаем как круг, повторяющиеся элементы - как узор, половинку чайника - чайником и т.п. Именно это свойство нашей психики заставляет нас, не думая, соединять детали пазлов. И если взрослый человек еще способен отвлечься от формы кусочков и обратить свое внимание на рисунок, то ребенку это сделать невероятно сложно: подавляющее большинство даже старших дошкольников действуют с пазлами методом перебора, и только помощь взрослого приводит к осмысленной деятельности по составлению картинки, а не просто сплошной поверхности.

Однако для детей в возрасте до 3–3,5 лет пазлы с разрезом «ключ-замок» можно считать полезными. За счет заложенного в них принципа контроля над деятельностью они помогают малышам понять суть необходимых манипуляций с деталями и справиться с задачей по составлению картинки.

Есть у этих пазлов и другое достоинство. Работа по завершению формы успокаивает, расслабляет. Поэтому, имея минимальное значение для общего познавательного развития, пазлы с разрезом «ключ-замок» обладают релаксационным эффектом. Это их достоинство можно использовать, когда ребенок чрезмерно возбужден, время близится ко сну и т.п.

Но для решения других задач лучше подходят пазлы с произвольным разрезом. Такие картинки выглядят так, словно их просто порвали, поэтому разрез получился «как попало». В этом случае форма детали тоже контролирует действия ребенка, но контроль увеличивается по мере составления картинки, а деталь сама по себе не вынуждает жестко на нее ориентироваться. Это дает ребенку большую свободу действий. За счет такой особенности пазлы с произвольным разрезом могут быть использованы на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно хороши пазлы с сюжетным рисунком, где каждая деталь «равна» отдельному образу. Это позволяет в ходе выкладывания общего панно придумывать рассказ: добавил новый кусочек - продолжил повествование.

Пазл, где каждая деталь «равна» отдельному образу

Картинки-вкладыши характеризуются наличием рамки, внутри которой из отдельных деталей выкладывается изображение. Они гораздо сложнее простых вкладышей.

Собрать в рамку картинку из частей - довольно сложная задача для детей, не достигший 3,5–4 лет. Очень немногие малыши способны делать это осмысленно. Большинство детей хаотично вставляют детали. Ту же картинку, но без рамки сложить гораздо легче: дети ищут определенный фрагмент, его место, не совершая при этом хаотичных проб. При работе с рамками ребенку требуется помощь взрослого. Если взрослый помогает, подсказывает ему нужные шаги, ребенок справляется с задачей. Значит, картинки-вкладыши в отношении детей младшего дошкольного возраста обладают высоким развивающим эффектом.

По достижении 4 лет ребенку можно предлагать картинку-вкладыш с простым сюжетом или вообще на время отложить этот вид сюжетных картинок. Новый интерес к ним пробуждается у детей в 5 лет, и они с удовольствием собирают картинки-вкладыши с сюжетным изображением.

Продолжение следует

«Пазлы как средство развития речи детей дошкольного возраста». Ефремова Елена Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Новоторъяльский детский сад №3 «Улыбка» Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных педагогов разной направленности, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено отдельной образовательной областью, что уже говорит о том, что это одно из главных направлений в развитии ребенка дошкольного возраста. Раскрепощение и развитие речи ребенка, высвобождение речевого ресурса, формирование нестереотипного творческого речевого поведения, обучение формальным речевым техникам- вот те задачи, которые ставятся на этапе дошкольного обучения. Если у ребенка будет развита речь, следовательно и коммуникативные навыки у него будут сформированы, отсюда хорошая социализация в обществе, которая приведет ребенка к успешному обучению на следующем этапе обучения в школе. С момента рождения у ребенка постоянно происходятпсихологические новообразования. Ранний возраст самый продуктивный период жизни ребенка. Это и первые шаги, и первые мыслительные операции, и первые слова. На втором году жизни содержание сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. И все то, что делает ребенок сопровождается развитием речи. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Внимательно наблюдая за действиями взрослого, произносящего слова, ребенок воспринимает мимику и жесты, реагируя на них, улавливая по ним смысл того, что говорит взрослый человек. Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка. К моменту поступления в детский сад не все дети имеют одинаковый словарный запас, поэтому перед педагогами детских садов стоит задача строить работу с учетом индивидуальных особенностей детей. Для того, чтобы ребенок начал говорить, нужен толчок. Одно из самых главных условий это то, чтобы с ребенком постоянно разговаривали, рассказывали ему обо всем вокруг. Еще лучше, если ребенок будет слышать стихотворную речь, например, детские стихотворения и потешки. Но также важно развивать тактильные ощущения ребенка, потому что развитие тактильных ощущений помогает разбудить речевые зоны головного мозга. Обучая детей мы не должны забывать своеобразие дошкольного возраста, где основным видом деятельности является игра, как самый близкий и знакомый для ребенка вид деятельности. Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми. Основываясь на все эти данные, я решила использовать в своей работе по развитию речи пазлы. Так как пазлы с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! Ведь эта игра развивает воображение, логическое мышление, мелкую мышечную моторику, внимание, целостность восприятия. От разрезных картинок пазлы отличаются тем, что имеют кривую линию соединения деталей. Здесь ребенку предстоит сопоставить форму одной детали с формами соседних деталей. При этом ему необходимо учитывать что на них изображено и получается ли при их соединении цельное изображение. Начинать собирать пазлы уже можно примерно с 3-х лет. Однако здесь стоит учесть интерес ребенка и сложность пазлов. Начинать стоит с пазлов, которые включают в себя небольшое число крупных деталей. Со временем можно усложнять, увеличивая количество деталей и уменьшая размер деталей. Предметы, изображенные на пазлах, должны быть знакомы ребенку. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый мультяшный герой вашего малыша. Также будет лучше, если на детали будет изображен отдельный узнаваемый ребенком образ. Если вы начали собирать пазлы первый раз, то вам необходимо будет самим собрать картинку, а потом убрать 2-3 детали и сказать ребенку к примеру: «Я собрала картинку, но подул сильный ветер и несколько деталек улетело. Давай ты поможешь мне ее собрать снова! ». С маленькими детьми во время этого занимательного процесса можно придумывать сказку, изучать окружающий мир. Например «Кто нарисован на этом кусочке? Собачка? А что собачка делает? Сидит.» ну и так далее. Вообще пазлы - это замечательная развивающая игра для малыша. Собирая их, малыш развивает фантазию, мышление, чувство цвета и мелкую моторику пальчиков. Но не стоит забывать о том, что те пазлы, которые сегодня продаются рассчитаны на детей с 3-х лет и выше. Поэтому я решила сама сделать пазлы, которые мы можем использовать в своей работе по развитию речи с детьми 2-х лет. Благодаря тем пазлам, которые сделали мы, наши дети также развивают тактильные ощущения, потому что при изготовлении пазлов я использовала различные по текстуре материалы. Например, бархатная и гофрированная бумага, фетр, шерстяные нитки, разные на ощупь.А ведь именно стимулирование тактильных чувств оказывает положительное влияние на быстрое развитие речи детей. Задача воспитателей с помощью дидактических игр научить детей 2-х лет называть и различать: части предметов, части тела животных и человека; разные размерные величины; основные цвета; главные вкусовые качества; некоторые физические качества и свойства.сделатьпазлы, которые будут помогать нам развивать тактильные ощущения. Поэтому в качестве картинок для пазлов были выбраны: Фрукты и овощи Домашние птицы Животные Геометрические фигуры Игрушки Для того чтобы изготовить такие пазлы нам понадобятся:  Потолочная плитка  Клей  Гофрированная бумага  Бархатная бумага  Нитки для вязания  Наша фантазия Из потолочной плитки мы вырезаем квадрат необходимого размера, затем наклеиваем на него изображение, ждем, когда все подсохнет и разрезаем на нужное количество частей.Необходимо помнить, что пазлы для самых маленьких должны состоять из 2 – 4 частей. Не больше! Как же можно развивать речь детей в помощью пазлов? После того, как пазлы собраны, я называю ребенку предмет, который мы собрали. А после этого проговариваю потешку или стихотворение, а дети в это время трогают пазлы своим пальчиками. Например, потешка про петушка: Петушок, петушок, ярко-красный гребешок, Масляна головушка, Щелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? “Ку – ка – ре – ку!” На заборе, на заборе петух песенку поет Утром рано, утром рано Вместе с детками встает У него на лапках шпорки гребешок и борода Яркий хвост и звонкий голос Он разбудит нас с утра! Когда мы только начали собирать пазлы в начале года, дети только слушали. Сейчас они уже сами могут повторят небольшие потешки, называть части тела животных, основные фигуры.Оценивая результат, к которому мы пришли спустя семь месяцев игры, я думаю, что пазлы помогли нам в развитии речи детей. Все начали разговаривать, половина детей уже пользуются предложениями в процессе общения со взрослыми.Также мне б хотелось отметить, что данные пазлы можно использовать и для развития речи детей старших дошкольников. С ними можно играть в такие игры: Игры – на развитие связной речи  Придумай рассказ по картинке;  Придумай предложение, чтобы слово было на разных позициях;  Придумай предложение и произнеси его с разной интонацией. Игры - на развитие звуковой культуры речи:  Назови получившийся предмет и раздели слово на слоги;  Придумай слова на те звуки, из которых состоит слово. Игры, направленные на развитие словаря:  Подбери определения к получившейся картинке;  Придумай загадку к картинке. Кто-то может возразить, что в эти игры можно играть и без пазлов. Да, конечно. Но детям интересны пазлы. Они не чувствуют, что занимаются. Они просто играют, и в процессе игры мы общаемся с ними, задавая вопросы. Дети на них отвечают, а речь развивается.Поэтому для себя я решила, что и дальше буду продолжать использовать пазлы, сочетающие в себе разные материалы, благодаря которым мы можем развивать тактильные ощущения младших дошкольников, а значит развивать речь. А также эти пазлы можно использовать и в играх на развитие речи со старшими дошкольниками. Проработав год по данной теме я осознала, что проблемы развития речи и мелкой моторики не возможно решить без единства с семьей. Провожу с родителями индивидуальные беседы, консультации о развитии мелкой моторики. Также планирую провести родительские собрания по ознакомлению с различными способами развития мелкой моторики. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты в начале года и в конце года, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Диагностика образовательной области «Коммуникация» в конце года показала положительную динамику. Увеличилось количество детей с высоким уровнем, сократилось количество с низким уровнем развития речи. 70 64 60 47 50 40 38 30 низкий уровень 30 средний уровень 15 20 10 высокий уровень 6 0 начало учебного года конец учебного года На представленной диаграмме видно, что в начале учебного года преобладает количество детей с низким уровнем развития речи. 67% от общего количества детей в группе(синий столбец). Детей со средним уровнем развития также немного, всего 30%(красный столбец). Процент детей с высоким уровнем развития речи составляет всего 6% (зеленый столбец). К концу учебного года, в течение которого велась планомерная работа с детьми, уровень развития речи детей изменился в положительную сторону. Так, детей с низким уровнем развития стало 38%, со средним уровнем развития процент увеличился до 47%, детей с высоким уровнем развития речи стало 15% от общего количества детей. Такие изменения свидетельствуют о том, что систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дает позитивный результат.

Алина Руденко

В последнее время в магазинах появилось большое количество развивающих игр для детей. Как помочь родителям правильно выбрать игру для своего ребенка? Нужно рассказывать им о полезных и интересных играх.

Пазлы

с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.

Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Однако не думайте, что малыш будет собирать пазлы самостоятельно. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать.

Какими же должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша.

Детали должны хорошо стыковаться, а рисунок должен быть ярким и крупным. Составляя пазлы, взрослым важно проговаривать свои действия, называть форму и цвет элементов.

Начинать собирать пазлы уже можно примерно с 3 - 4 лет.

Если вы начали собирать пазлы первый раз, то вам необходимо будет самим собрать картинку и когда останется несколько деталей попросить ребенка помочь.

Галина Ярошук, доктор биологических наук и психолог, пишет о том, что главный вид деятельности маленького ребенка – это игра. В первое время малыши наблюдают и повторяют действия взрослых, так у них развивается внимание и память. Очень важно поощрять и приободрять детей в процессе игры.

Как только ребенок научится собирать пазл из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов. С увеличением количества деталей можно постепенно усложнять и изображенный на пазлах рисунок. Для детей от трех лет можно уже предложить простые сюжеты, например, иллюстрация из знакомых мультфильмов или сказок, а деткам постарше - пазл с развивающим содержанием, например, изображение алфавита. С помощью таких игр, ваш ребенок будет получать необходимые знания в игровой занимательной форме.

Собирать пазл - рисунок – проще, чем пазл сделанный как фотография. Это задание для детей постарше. Оптимальное количество деталей пазла для детей в возрасте от 3 до 6 лет – не более 50.

Игра в пазлы влияет на развитие малыша:

* развивает мелкую моторику рук и координацию движений

* тренирует способность видеть задание многогранно

* развивает логику

*формирует навыки выработки стратегического решения задач

* развивает усидчивость и аккуратность

* развивает воображение и фантазию

*развивает внимание и память

* учит принимать решения самостоятельно

Интерес к пазлам может открыть в ребенке творческие способности. К примеру, способствовать придумыванию историй по картинкам. Простая вроде бы игра – а польза от нее ощутимая.

При игре с пазлами движения детской руки становятся точными и осмысленными. В будущем это поможет ребенку быстро научиться писать, а также избавит от проблем с почерком.

Как организовать игры с пазлами в группе, в детском саду?

Чтобы детям было интересно-нужно иметь большое количество разных пазлов. Все ребята любят собирать сюжеты из популярных детских сказок и мультфильмов. Мальчишки с удовольствием собирают машины, динозавров. Девочки - котят, щенков. Картонные коробки от частого использования рвутся, детали мозаики легко теряются или попадают в другие коробки. А ведь если хоть одна деталь потеряется - играть уже не очень интересно! Для того чтобы этого не случилось, мы подобрали для каждой игры коробку из пластмассы с прозрачной крышкой. Внутри каждой коробки лежит готовый образец. Для удобства, картинка-образец и каждая деталь пазлов пронумерованы одним номером. Можно сразу заметить, если в коробку попала деталь из другой мозаики. Для того чтобы все было эстетично коробки должны быть одинаковыми. Играя в эту игру, дети приучаются к порядку, после игры нужно убрать пазы в коробку. Пазлы у нас находятся в доступном для детей месте (в строительном уголке). Когда есть свободное время, дети могут выбрать по своему желанию картинку, которую им хочется собрать.

Кто-то любит играть один, кто-то объединяется с товарищем. В игре они учатся общению, учатся договариваться, уступать друг другу, радоваться общему результату. В прошлом году мы выпустили подготовительную группу.




В новом учебном году к нам пришли малыши. Несмотря на большую разницу в возрасте дети с удовольствием собирают пазлы. Это одна из любимых игр детей нашей группы.




В консультации использованы статьи:

1.«Пазлы – развивающая игра для будущих гениев»

2.«О пользе пазлов и составных картинок»