Дети старшего подросткового возраста попадают в ситуацию новой социальной позиции в обществе, что в свою очередь становится новой областью психологических трудностей. Учеба на этой ступени связана с освоением специфики учебных предметов старшей средней школы, углублением знаний по предметам и специализации и выбором будущей профессии для перехода из школы в вуз или профессиональную практическую сферу. У подростков изменяются приоритеты, актуальным становятся общение с противоположным полом, создание микрогрупп, в состав которых входят юноши и девушки. Подготовка для поступления в вуз отдаляет учащихся от активного участия в жизни класса и школы.
Особое значение в этом возрасте приобретают межличностные отношения. Как известно, для нормальной жизнедеятельности необходимо определенное соотношение стимулов, вызывающих положительные эмоции. В современной российской школе подростки часто ощущают дефицит положительных эмоций.
Основным биологическим содержанием старшего подросткового возраста является половое созревание и, как следствие, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Эта биологическая платформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности поведения, характерного для данного периода.
В этот период основная задача подростков - справиться с быстрыми и весьма существенными телесными изменениями и приспособиться к новому образу тела. Необходимо также привыкнуть к общим изменениям ощущений, выражаемым в повышении генитальной чувствительности и реагирования. В этот период подростки много времени проводят перед зеркалом, вызывая у родителей непонимание и раздражение, но это нормальное явление, связанное с построением образа нового созревающего тела. В связи с этим подросток стесняется, старается переодеваться только в одиночестве, в компании родителей смущается, если родители шутят на эту тему. Другая крайность - некоторые подростки становятся эксгибиционистами, разгуливают перед родителями полуодетыми, порой полностью обнаженными.
Существуют два универсальных явления, характерных для этого периода: танцы и телефон. Танцы - это канал для сбрасывания энергии, которой подросток старшего возраста наполнен, кроме того, они позволяют выразить все сексуальные порывы, не претворяя при этом свои фантазии в жизнь. Родители расстраиваются, что дети неприлично танцуют, но чем больше подросток реализует свои порывы в танцах, тем менее вероятно, что он претворит их в жизнь. Если младшие подростки танцуют не парами, а в группе (что очень важно, так как позволяет их телам не соприкасаться), то старшие - тесно соприкасаясь телами. Чем взрослее становятся подростки, тем ближе танцуют. То же относится и к телефону. Телефонное общение - идеальное решение для подростка: есть возможность интимного контакта на расстоянии. Телефон дает возможность подростку покинуть дом, фактически не покидая его. Это раздражает родителей, но постепенно они достигают компромисса с детьми (договариваются о разделении телефонного времени, ставят второй телефон и т. п.). Танцы и телефон - это средство компенсации.
Основная форма сексуальной активности у подростков старшего возраста - мастурбация. Мастурбация - нормальное проявление развития в этом возрасте, начальное исследование своего тела. Однако практически всегда она сопровождается чувством вины и стыда. Даже объяснение, что это нормально, не помогает подростку избавиться от идеи нанесения себе вреда. Многие подростки стесняются прыщей на лице, поскольку в их фантазии - это следствие их мастурбационной активности. Интерес к половому акту в младшем и среднем подростковом возрасте чисто физический. Эмоционально и морально-этически подростки к нему не готовы. Даже если под влиянием обстоятельств или под давлением групповых норм подростки вступают в сексуальный контакт, то для них он остается чисто механическим актом. Способность к социальному взаимодействию в половом акте у подростков развивается лишь к 18-20 годам.
Психологическим содержанием подросткового периода является - (по Э. Эриксону) кризис идентичности. Под идентичностью понимается определение себя как личности, индивидуальности. Ее кризис наступает после распада детского «Я», когда ребенок еще не отделяет себя от родителей в психологическом и социальном плане. Собственно говоря, поиск идентичности имеет для этого периода наиболее важное, самодовлеющее значение. Именно в проблемах этого поиска и сконцентрированы все причины нарушений поведения подростков в этот период. Факторы окружающего мира имеют меньшее значение. В этом возрасте человек начинает задаваться вопросами: «Кто я такой?» и «Что я могу?». Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения, перестает ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и больше хочется привлечь к себе внимание, становится очень чувствительным к мнениям и оценкам окружающих людей.
Как правило, подросток идентифицирует себя с тем человеком, который является для него носителем наиболее привлекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения. Подросток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители. В силу иных установок, сформированных в юности, которые в среднем возрасте уже жестко закреплены в сознании, родители противодействуют увлечению кумиром, негативно высказываются в его адрес, протестуют против манеры одеваться «в стиле идеала» и т. д., поэтому родителей подросток часто выдвигает на роль своих «врагов».
Когнитивное развитие подростков в этот период также претерпевает существенные изменения. Повышается уровень мышления, в частности, формируется абстрактно-логическое мышление. Подростки старшего возраста чувствуют свои интеллектуальные возможности. С этими возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом, это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.
Тем не менее, для мышления подростков старшего возраста характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.
Во-первых, им свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий - преувеличение или преуменьшение.
Во-вторых, они стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.
И, наконец, в-третьих, свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Для них существует дихотомическое черно-белое мышление. Максимализм является яркой отличительной характеристикой старшего подросткового возраста.
Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротивление взрослых, которые (часто бессознательно) не хотят появления конкурентов в своем мире. Для подростка это первый опыт, поскольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без разрешения. Старшему подростку хочется доказать свою самостоятельность, что он уже не ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Человек стремится к признанию права на существование собственных мыслей, чувств, идей.
Межличностные проблемы подростков как раз и базируются на поиске глубоких интимных отношений с другим человеком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки. Противоречивость этой ситуации заключается в том, что, «сражаясь» против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает на пьедестал и чтит больше всех, беспрекословно выполняя все, что скажет «учитель». Ему нужен такой человек, который объяснил бы ему его же собственные изменения и окружающий мир. Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функции. Кумир - это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого переносятся нереализованные и недифференцированные сексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую функцию.
Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации от родителей. Это период романтической любви, в основе которой лежит не только сексуальное удовлетворение, но и переживание опыта близких, интимных отношений с другим человеком, представителем противоположного пола. Очень часто в подростковых группах старшего возраста идет опробование себя в разных ситуациях и областях деятельности. В этих группах подростки имеют возможность применить определенный «ролевой мораторий» для общества: долгое время не определяться в ролевом статусе для всего общества, а пробовать различные роли, по большей части криминального характера (хулиганство, шалости, воровство и т. д.).
Основной задачей объектных отношений становится окончательное отделение от родителей. Главными составляющими этого процесса являются отказ от родителей как от основных объектов любви и свержение их с пьедестала. Образы родителей как идеальных сформировались в раннем детстве. В то время мышление ребенка было эгоцентричным, и он рассматривал родителей как замечательных только потому, что они занимали центральное место в его жизни. Подросток же, хотя и цепляется за детский образ любящих всемогущих родителей, все больше склонен рассматривать их как разочаровывающих, неадекватных, непонимающих, неверных. Это приводит подростка к ощущению потери внутренней поддержки и сочетанию чувства опустошенности с голодом по взаимоотношениям.
Для удовлетворения потребности во взаимоотношениях, заполнения пустоты и поддержания самооценки на своем пути к психической независимости подросток обращается к сверстникам. Группы сверстников обеспечивают поддержку его попыткам разрешить внутренние конфликты, связанные с привязанностью к детским объектам любви, - родителям, другим взрослым. Это могут быть отношения с удаленными фантазийными фигурами: кинозвездами, спортсменами, фаворитами шоу-бизнеса и др. Эти фигуры очень важны, так как с ними можно проигрывать сексуальные отношения. Если это отношения с реальными людьми, то чаще всего они носят характер обожания. В реальной жизни подростки начинают дружить с учителями, друзьями семьи. Когда подросток понимает, что новая обожаемая им фигура начинает над ним доминировать, то он может поменять объект привязанности. Взрослые часто этого не понимают и обижаются, но для подростка это необходимая часть взросления.
Еще одна подростковая черта - способность к абстрактному мышлению. Начинаются философские размышления, вопросы о смысле жизни. Это тоже один из признаков борьбы за то, чтобы стать самостоятельной, отдельной от родителей личностью. Родителям трудно «терять» своего ребенка, но и подросток буквально раздираем противоречием: с одной стороны - желанием остаться ребенком и желанием отделиться и повзрослеть - с другой. Поэтому периоды восстания сменяются периодами угнетенного состояния, связанными с ощущением потери родительской любви.
Особенно трудно родителям дается признание права подростка делать свой собственный выбор. Но ошибкой будет и предоставление полной свободы. Подростки одновременно стремятся к свободе и не отвергают полностью контроль. Ведь по-настоящему у старшего подростка еще нет способности к полному контролю. Нельзя путать понятия: «понимание подростка» и «вседозволенность». Ведь у подростков еще нет достаточных знаний и навыков, чтобы справиться со многими сложностями взрослой жизни. Надо давать пространство и постепенно расширять его, но важно удерживать и правила.
У нормального подростка всегда происходят личностные изменения. Взрослым кажется, что бывает идеальный подросток: трудолюбивый, послушный, скромный, но такой подросток не справляется с задачами обретения себя как личности. В будущем у него наверняка будут неразрешенные личностные проблемы и конфликты.
В большинстве случаев бунтарское конфликтное подростковое поведение постепенно адаптируется к требованиям взрослых. О завершении процесса полного отделения от родителей свидетельствуют обретение молодым человеком более или менее выраженного состояния эмоциональной стабильности, чувства ответственности за свою судьбу, а также переход из позиции «получать, быть вскармливаемым» к позиции «давать самому».
Жалобы взрослых о том, что в детстве родители были неадекватными и несочувствующими по отношению к ним, отражают не доведенную до конца попытку деидеализировать детские объекты любви и, следовательно, незавершенный процесс подросткового отделения. В случае если процесс индивидуации завершен (естественным образом или с помощью психотерапевтического вмешательства), человек обычно начинает принимать своих родителей как нормальных, вполне приемлемых. Это обычно сопровождается также пониманием и сочувствием к их недостаткам и трудностям.
Часто случается, что подавленные чувства и неразрешенные конфликты подросткового возраста составляют причину жизненных трудностей взрослого человека. Возвращение к рассмотрению детско-подростковых конфликтов, повторное их переживание в обстановке эмоциональной безопасности с социальным работником освобождает значительные внутренние ресурсы личности, которые теперь могут быть направлены на создание полноценной социальной и эмоциональной жизни.
Исключительно большое значение приобретает трансформация всей системы коммуникаций подростков с социумом, во многом предопределяя их атакующий конфликтный характер.
Значительно более сложными и дифференцированными становятся отношения старших школьников с учителями. Это составляет одну из причин школьной дезадаптации подростков. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд функций: замена родителей, власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области, старший товарищ и друг. Младший школьник еще не различает этих функций, воспринимая учителя в целом и оценивая по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение существенно меняется. Подросток уже не видит в учителе воплощение отца и матери, начинает предъявлять с соответствующим ему максимализмом ряд требований. Так в образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные качества: способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность. На втором месте стоят профессиональная компетентность, уровень знаний и качество преподавания, на третьем - умение справедливо распоряжаться властью. Естественно, далеко не все учителя обладают гармоничной совокупностью этих качеств, отсюда выраженная дифференциация учителей и самих отношений с ними со стороны подростков на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых». Возникают всевозможные конфликты, зачастую приводящие подростков к упорному нежеланию посещать школу. С другой стороны, нередки случаи привязанности к любимому учителю в форме страстного увлечения и безоглядной преданности, но таких привязанностей не может быть много, у большинства подростков тесная эмоциональная связь существует с одним, реже двумя учителями.
В качестве одной из распространенных причин школьной дезадаптации подростков следует отметить довольно частое расхождение между учениками и учителями в оценке одних и тех же психологических ситуаций. Так, например, одно из проведенных социологических исследований ставило целью выяснить, существует ли между учителями и учащимися контакт. Разница между учительскими и ученическими ответами оказалась огромной: 73% учителей и 18% учеников утверждали, что контакт есть; 6% учителей и 47% учеников отмечали частичный контакт; 3% учителей и 28% учеников- отсутствие контакта.
По-видимому, разрыв в оценках объясняется тем, что учителя и ученики по-разному понимают слово «контакт». Под словом «контакт» учителя имеют в виду нормальный психологический климат, не мешающий совместной работе, тогда как подростки мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают массовыми. И если сознание учеников иллюзорно в свете максимализма, ибо предъявляемые ими требования не могут быть достигнуты, то сознание взрослых иллюзорно в другом отношении: они переоценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего влияния на них.
И все же главными препятствиями, мешающими взаимопониманию ученика и учителя, являются формализация ролевых отношений, наивно-бюрократическая «школа» и «учебоцентризм», за которыми кроются низкий уровень подготовки педагогов, нежелание, а порой и страх увидеть в своих учениках личности. Следует помнить, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, а последовательное, искреннее отношение к ученику как к ответственному и самостоятельному человеку. Уместно будет вспомнить древнее изречение Ксенофонта, который в «Воспоминаниях о Сократе» сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей довольно рано, а с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.
Общение со сверстниками представляет очень важный специфический канал информации, по которому старшие подростки узнают многие необходимые вещи, не сообщаемые им взрослыми. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников.
К тому же, общение подростков - специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые предпосылки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
И, наконец, это специфический вид эмоционального контакта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу или общность.
Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости. Некоторые психологи склонны считать общение ведущей деятельностью подросткового и юношеского возраста. Напряженная потребность в общении превращается в непреодолимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.
Подростки относятся к той возрастной группе, которая, несмотря на кажущийся достаточный уровень здоровья, является весьма уязвимой. Именно в возрасте 15 — 17 лет наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости практически по всем классам болезней, наблюдается их хронизация. Одновременно выявлено, что, по сравнению с аналогичными данными, характерными для промышленно развитых стран, подростки и молодёжь, проживающие в странах постсоветского пространства, дают своему здоровью менее положительную оценку, чем их зарубежные сверстники.
Поведенческие факторы – факторы образа жизни – являются основными в числе причин риска здоровью подростков и молодёжи. Поведение по отношению к собственному здоровью, особенно сексуальному, в подростковом возрасте имеет ярко выраженные гендерные особенности. Так, юноши дают своему состоянию здоровья более высокую оценку, чем девушки; одновременно они недостаточно заботятся о нём: по данным З.А.Севковской, только 12,3% опрошенных юношей (288 студентов вузов и 612 учащихся средних учебных заведений в возрасте 16-24 лет) регулярно посещают уролога, 42,9% – от случая к случаю, 44,8% – вообще не посещают специалистов.
Рискованное сексуальное поведение в подростковом возрасте – ведущая причина возникновения целого ряда заболеваний. Так, медики Польши, обеспокоенные наиболее высокой среди стран Евросоюза заболеваемостью раком шейки матки, указывают на острую необходимость разработки программ по профилактике рискованного сексуального поведения среди подростков.
Не менее опасным является возникновение незапланированных беременностей. Их последствия связаны не только с прямой угрозой для здоровья девочки-подростка, которая возникает при любом исходе беременности.
В случае относительно благоприятного репродуктивного выбора – родов – последствия нежеланной беременности в подростковом возрасте оказываются опасными и для ребёнка. Так, новорожденные матерей-подростков чаще имеют низкий вес, родовые травмы и неврологические дефекты. Такие дети в два раза чаще погибают в первый год жизни, по сравнению с детьми, рождёнными у матерей старше 20 лет.
Лонгитюдные исследования групп людей, рождённых в 1961-1963 годах (сравнивались дети, рождённые в полных семьях с одинаковым социо-экономическим статусом, но различающиеся по фактору желанности во время беременности: матери одних намеревались прервать беременность искусственно, другие же были рождены как желанные дети) показали, что «нежеланность родителями» несёт риск нарушений психосоциального развития, особенно для детей, у которых нет родных братьев и сестёр. В возрасте 9 лет они показывали худшую успеваемость в школе (несмотря на отсутствие объективных отличий в результатах теста на определение уровня интеллектуального развития). Они были менее популярными среди одноклассников. Матери и учителя чаще, чем детям, появления которых ожидали, давали им характеристику «трудных детей». В возрасте 21-23 года они были менее удовлетворены работой, чаще конфликтовали с сослуживцами и начальством, и чаще чувствовали себя разочарованными в любви. В возрасте 35 лет они чаще испытывали проблемы, связанные с нарушениями психического здоровья.
Социологи, опросившие 1500 учащихся различных типов учебных заведений, 565 родителей и 140 учителей пришли к выводу, что между установками по отношению к здоровью, образом жизни и ценностными ориентациями молодых людей существует противоречие. К числу причин медики отнесли в первую очередь недостаточность внимания, уделяемого подростку, со стороны семьи; негативное влияние ближайшего социального окружения (друзья, одноклассники). По данным исследования З.А. Севковской, только 4,9% опрошенных 16 летних подростков указали, что у них были беседы с родителями на тему половых взаимоотношений.
Выделение приоритетных для подростков факторов риска сексуального поведения создает возможность разрабатывать программы целенаправленной профилактики, формировать в обществе приоритеты ответственности за здоровье самого индивидуума.
При помощи оригинального инструментария проведено анкетирование трехсот лиц в возрасте 17-18 лет, обучающихся в учебных учреждениях Украины. Сформированы группы респондентов по сто человек в каждой. В основу формирования групп положен тип учебного учреждения. В первую группу включены учащиеся профессионально-технических училищ, во вторую – выпускники специализированных школ и лицеев, в третью –выпускники общеобразовательных школ. Опрошено 136 девочек и 164 мальчика.
Отношения подростков с родителями. Первые сведения о сексуальной жизни. Подавляющее большинство (82%) респондентов воспитываются в полных семьях и проживают (69%) в хороших жилищно-бытовых условиях.
Абсолютное большинство опрошенных (85%) ответили, что им вполне хватает родительского внимания. Лишь 8% дали отрицательный ответ. Доверительные отношения с родителями имеют уже меньше подростков – только три из пяти. У двух из пяти доверие в отношениях с родителями отсутствует. В основном (63%) недостаточно доверительные отношения с родителями складываются у юношей. Не более половины подростков (48%) могут без стеснения подойти к родителям и задать вопрос личного характера.
Только каждый третий респондент (35%) считает, что родительские отношения являются эталоном. Большая часть (75%) респондентов ответили, что родители интересуются их другом/подругой противоположного пола, а 68% – разговаривают с ними по вопросам взаимоотношений с противоположным полом. Вместе с тем, первые сведения о сексуальной жизни опрашиваемые преимущественно получают от друзей (70%), мальчики в возрасте 10-12 лет, девочки – 12-14 лет. В момент опроса девять из десяти респондентов считают, что необходимо знать строение и функционирование организма лиц противоположного пола.
Трое из пяти респондентов курят, причем удельный вес курящих мальчиков и девочек примерно одинаков и не различается по опрашиваемым группам. Каждый четвертый пробовал наркотики. Удельный вес таковых среди мальчиков профессионально-технических училищ значителен (65%).
У четырех из пяти девушек появились в возрасте 12-13 лет, при этом у трех из пяти установились сразу. У большинства девушек они сопровождались болью и тяжестью внизу живота (88%), депрессией (69%), появлением угрей (55%).
Четыре из пяти анкетируемых вступали в половые отношения. Таковых среди юношей – 85%, девушек – 60%. Наибольший удельный вес (72%) девушек, вступавших в половые отношения, среди обучающихся в лицеях. Четыре из пяти имевших половые отношения используют презервативы.
Юноши называли поводом вступления в первый половой контакт любопытство (49%), чувство любви (31%), состояние алкогольного опьянения (27%), а девушки, в основном, чувство любви (73%). Однако девушки из общеобразовательных школ чаще вступали в половые отношения в связи с состоянием алкогольного опьянения, из любопытства и чтобы не отставать от подруг.
Промежуток времени от знакомства до вступления в первый половой акт преимущественно у девушек исчисляется от нескольких месяцев до года, а у юношей – от нескольких дней до нескольких недель. Наиболее короткий этот интервал у девушек из общеобразовательных школ и юношей из профессионально-технических училищ. Половине опрашиваемых (54%) «любовь не помогает в учебе», у них «нет времени делать уроки». Вместе с тем, 70% респондентам чувство любви приносит приятные переживания, способность к романтическим поступкам. Только 5% анкетируемых считают романтические отношения с противоположным полом «глупостью», и пять из семи таковых составляют мальчики. Половина опрошенных (49%) считает, что половая любовь приводит к физическому и духовному сближению, двое из пяти – что она нужна для физического удовлетворения, каждый десятый – для продления человеческого рода. Большинство подростков, вступая в половые отношения, испытывают эстетическое наслаждение и эмоциональное переживание (77%). Однако каждый пятый юноша ответил, что испытывает чувство собственного достоинства.
А две из пяти девушек, обучающихся в лицеях, – получают физическую разрядку. Трое из пяти анкетируемых крайне отрицательно относятся к однополой любви, а двое из пяти – равнодушно.
Большинство респондентов узнали о средствах контрацепции от друзей (63%) и только каждый десятый – от родителей или врачей. При этом двое из трех опрашиваемых изъявили желание приглашать врачей в школу для беседы и освещения медицинских аспектов половых отношений и контрацепции. Каждый второй анкетируемый отметил средства массовой информации как источник сведений по контрацепции, у девушек, в основном, это журналы, у юношей – телевидение и интернет.
Фактически все подростки к инфекциям, преимущественно передающимся половым путем (ИППП), отнесли СПИД и сифилис, только половина – герпес, а два из пяти – гонорею. Другие бактериальные и вирусные инфекции отмечали единицы. Наиболее информированными по этому вопросу оказались девушки, обучающиеся в лицеях, менее – мальчики из профессионально-технических училищ. Ибо среди их ответов наибольший удельный вес таких, как «туберкулез», «рак», «аднексит». Есть в ответах и гендерные отличия. Чаще относили к ИППП хламидиоз и кандидоз девушки, а гонорею – юноши.
На вопрос о важности серьезных отношений в подростковом возрасте утвердительно ответили 89% респондентов. Такой же процент анкетируемых воспринимает всерьез своего нынешнего партнера/партнершу. Встречаются подростки в основном по любви либо симпатии (90% девушек и 80% юношей). Девушкам партнер нужен также для защиты и для половых отношений. Юноши указывают, что партнерша им необходима, прежде всего, для половых отношений, развлечений и «престижа». Планируют вступить в брак четыре из пяти респондентов. Удельный вес девушек, желающих создать семью, выше, чем у юношей. Юноши преимущественно предполагают вступить в брак в возрасте 25-30 лет, а девушки – в 20-23 года.
Подавляющее большинство девушек (95%) хотели бы иметь двоих детей. Мнения юношей о количестве детей в семье разделились поровну между одним ребёнком и двумя детьми.
Почти 95% девушек, обучающихся в образовательных школах и лицеях, не допускают измены в браке. При этом 67% юношей из профессионально-технических училищ измену допускают, но только с мужской стороны. Половина респондентов не приемлют случайные половые связи. Только каждый третий анкетируемый на вопрос о том, как он относится к случайным интимным отношениям, ответил утвердительно. В то же время, половина опрошенных, вступавших в половые контакты, имели случайные интимные отношения. Особенно высок этот показатель у юношей (85%).
Чаще вступали в случайную половую связь обучающиеся в профессионально-технических училищах. Девушки, имевшие подобные отношения (15%), отметили, что они им приносят волнение заразиться инфекциями, преимущественно передающимися половым путем, страх наступления беременности, но, в то же время, и новые впечатления. Наиболее раскрепощенными показали себя девушки из общеобразовательных школ, которые, прежде всего, выбирали такие ответы, как: «приобретение опыта», «новые впечатления», «снятие сексуального напряжения». Юноши указали такие причины вступления в случайную связь, как: «приобретение опыта», «снятие сексуального напряжения», «самоутверждение». Однако каждый третий юноша из лицея после случайных половых контактов испытывает чувство вины и стыда. Половине респондентов приемлема мысль о нескольких половых партнерах. У юношей этот показатель выше (70%).
Девять из десяти девушек психологически и социально считают себя не готовыми к беременности. В случае её незапланированного наступления семь из десяти лицеисток готовы сделать аборт. Половина юношей считают, что в случае наступления беременности у их партнёрши они окажутся готовы к этому. Однако каждый пятый учащийся образовательной школы предложит подруге сделать аборт, а каждый десятый будет отрицать отцовство.
Получая сведения о половой жизни в раннем подростковом (по-сути, детском) возрасте (10-14 лет), преимущественно от друзей, подростки уже спустя несколько лет демонстрируют готовность к реализации их на практике. К 17-18 годам уровень медицинских знаний подростков о репродуктивном здоровье (на примере ИППП) весьма невысок. В то же время, четыре из пяти подростков живут половой жизнью.
Любовь и любопытство – «гремучая смесь», по причине которой подростки, в большинстве считающие, что их отношения с партнёром/ партнёршей «серьёзны», вступают в половые отношения уже через несколько дней – месяцев после знакомства. Наряду с этими оправданными для подросткового возраста причинами рискованного сексуального поведения, следует отметить появление негативных тенденций, вызванных изменениями в социальной среде подростков.
Так, две из пяти девушек, обучающихся в лицеях, вступают в половые отношения для того, чтобы «получить физическую разрядку». Одновременно наибольший удельный вес (72%) девушек, вступавших в половые отношения, именно среди обучающихся в лицеях. В то же время, девушки из общеобразовательных школ, как и юноши из профессионально-технических училищ, неразборчивы в сексуальных связях: у них наиболее короткий промежуток времени от знакомства до вступления в первый половой акт; девушки из общеобразовательных школ чаще вступают в половые отношения в связи с состоянием алкогольного опьянения, из любопытства и чтобы не отставать от подруг.
Социальная «норма» активных сексуальных отношений уже в старшем школьном возрасте – причина того, что 50-70% подростков позитивно относятся к смене половых партнёров, и половина опрошенных из числа, вступавших в половые контакты, имели случайные интимные отношения. Особенно высок этот показатель у юношей (85%), для которых наличие партнёрши – фактор «престижа» и возможность развлечения.
Рискованное сексуальное поведение сочетается с другими факторами риска здоровью подростка. Так, трое из пяти опрошенных, независимо от пола и образовательной среды, курят. Каждый четвертый (наиболее высокий процент – среди юношей учащихся профессиональнотехнических училищ) пробовал наркотики.
Понимая возможность наступления незапланированной беременности, подростки также понимают и свою неготовность к ней. Семь из десяти лицеисток, каждый пятый юноша – учащийся образовательной школы – готовы сделать аборт.
Среди факторов, способствующих существующей ситуации, особую роль играет отсутствие доверия в отношениях в семье подростка. Так, у двух из пяти опрошенных (прежде всего – у юношей) доверие в отношениях с родителями отсутствует. Менее половины подростков могут без стеснения подойти к родителям и задать вопрос личного характера. Только каждый третий респондент считает, что родительские отношения являются эталоном.
В целом сексуальное поведение подростков характеризуется недостаточно сформированным уровнем ответственности, что выражается в неготовности противостоять влиянию социальной среды сверстников, с одной стороны, и собственным гедонистическим желаниям, с другой, несмотря на осознаваемую неготовность отвечать за возможные негативные последствия. В числе основных способствующих ситуации факторов – невысокий авторитет у подростка взаимоотношений его родителей и, как следствие – недостаточное влияние семьи.
формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств
происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания
возрастает волевая регуляция
возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление
появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах
формируется собственное мировоззрение – как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии
увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений
стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности
пренебрежение к советам старших
критиканство, проявление недоверия
сухой рационализм, практицизм
стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости
стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности
отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам
завершено половое созревание. формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям
возникает первое чувство любви, дружбы
происходит существенная перестройка эмоциональной сферы
недостаточное осознание последствий своих поступков
Психологическое новообразование: умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации сердца железными рукавицами". Ибо любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим, неприкосновенным. Любовь мужчины и женщины бывает, по крайней мере, двух типов: 1) любовь как чувство предпочтения одного человека всем другим, даже, может быть, более красивым, умным и т. п. – но вам необходим именно данный один человек, вы желаете постоянно иметь возле себя объект любви, боитесь его потерять. Это любовь эгоистическая, человек заботится главным образом о себе, выступает лишь в качестве потребителя удовольствия; 2) любовь альтруистическая, когда преобладает желание не столько получать удовольствие от объекта любви, сколько все дать ему, даже в ущерб себе. В некоторых языках слово "любить" имеет только этот второй смысл (например, украинское "кохаю"). Формирование отношения к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни – важнейшие проявления юношеского самосознания.
В детстве границы возрастных периодов определенны. Когда детство остается в прошлом, все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов становятся все более условными. Но кризис 17 лет возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни.
В последние годы, как уже отмечалось, все больше подростков покидают школьные стены после 9-го класса. При нежелании учиться и низкой успеваемости не все стремятся потом пойти в технические колледжи (бывшие ПТУ); кто-то не проходит туда по конкурсу. Значительная часть из них идет работать, в лучшем случае посещая вечернюю школу. Если подросток выбрал для себя этот путь, переходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, наступает раньше.
Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку (не обязательно направленность личности в целом), и отчасти для подростков с эгоистической направленностью.
Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы (последние не решились на это раньше, после 9-го класса). По нашим экспериментальным данным, выпускники школы, собирающиеся поступить в вузы, ценят свой социальный статус, даже если учатся средне, и считают себя выше многих сверстников. Особенно это касается учеников тех школ, в которых производится большой отсев: например, из трех девятых классов составляют один десятый. Высшее образование им нужно для того, чтобы получить профессию, позволяющую «достойно жить», «много зарабатывать», «обеспечивать себя и семью». Кто-то надеется на блестящую карьеру («Моя мечта – Белый дом»). Их мнение существенно отличается от мнения ушедших из школы 15-летних подростков («Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже остальных»). Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11-го класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.
Выпускники школы, связывающие свои ближайшие жизненные планы с вузом, иногда делят себя на две категории: первые надеются на помощь родителей, скорее всего платный вуз, и не теряют душевного равновесия; вторые рассчитывают на свои силы. Именно те, кто собирается пробиваться в жизни сам, больше всего трудятся, осваивая школьную программу и дополнительный материал, посещая различные подготовительные курсы. Они должны выдержать конкурс в государственный вуз и наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам. Часть из них – юноши и девушки с духовно-нравственной направленностью личности, готовые бороться за свое призвание, часть – с эгоистической направленностью, порой сильной престижной мотивацией, побуждающей поступить во что бы то ни стало в определенный вуз или в любой вуз – лишь бы поступить, не остаться «за бортом».
Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.
Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если выпускник мало тревожен и все складывается для него удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.
Точных хронологических границ юношества в психологии нет, и разными авторами они определяются по-разному. К тому же, стоит заметить, что граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних научных источниках она затрагивает возраст от 14 до 17 лет, когда ученые рассматривают его как завершение подросткового возраста, а уже в других этот возраст относят к юности.
Шаповаленко И.В. даёт следующее определение юности: «Юность - немаловажный период в развитии человека, в этот период совершается вступление человека в зрелую жизнь. Это мир, существующий между миром взрослых и детей. Это пора окончания физического созревания, центральными признаками которой являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и скачок в росте» (Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.).
В этом возрасте проистекают важные изменения относительно размышлений о будущем. В юношеском возрасте предметом обдумывания главным образом становится способ достижения финального результата, а не только сам финальный результат. Это период социального, личностного, профессионального, духовного самоопределения и в основе этого процесса самоопределения располагается избрание будущей сферы деятельности. А в современных социокультурных условиях становится довольно сложно решить задачу профессионального ориентирования. Это происходит ещё и потому, что родители и педагоги сами не всегда уверены в правильности и логичности своих советов.
Некоторые психологи считают, что специфической чертой юности является сама самостоятельность встречи с изменяющимся миром вообще. Так как в противоположность другим возрастам, ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста.
Но самое существенное это то, что старшеклассник является совсем взрослым человеком, поэтому обращение с ним должно быть таким, каким требует это быть со взрослым человеком (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.).
Таким образом, мы можем выделить следующие узловые психические новообразования ранней юности:
Ребёнок юношестского возраста начинает осознавать свой внутренний мир как очень важное, радостное и волнующее событие, однако, которое так же вызывает много беспокойных, драматических волнений. Ребёнок одновременно начинает сознавать свою уникальность, несходство с другими детьми, и чувство одиночества. Эти протироворечия вызывают сильную потребность в общении и в то же время увеличение его избирательности, требования к личному пространству и одиночеству (Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.).
Старшеклассникам необходимо оказывать помощь в становлении самосознания. Эта помощь может оказываться опираясь на следующие три значимых принципа:
В общеобразовательной организации учебная деятельность старшеклассников становится учебно-профильной, которая реализует профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Учебная деятельность приобретает черты избирательности и сознательности.
Познавательные процессы и умственные способности юношей и девушек сформированы хорошо. Старшеклассники умеют выделить проблему и решить её самостоятельно. Они интересуются всеобщими проблемами существования, они могут долгое время спорить об абстрактных вещах. Обширность интеллектуальных увлечений в ранней юности часто совмещается с разбросанностью и отсутствием системы в занятиях.
Для обучающихся в 11 классе на главный план неизбежно выходят вопросы профессионального самоопределения. Перед ними как никогда остро встаёт выбор будущей профессии. Кроме этого существенной становится деятельность, связанная с подготовкой к единому государственному экзамену, сразу по нескольким предметам, а так же в некоторых случаях подготовка к вступительным экзаменам в высшее учебное заведение. Александровская Э.М. определяет главной чертой старшеклассника обращенность в будущее, которое часто превосходит все остальные сферы жизни (Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.).
В свою очередь юноши и девушки этого возраста довольно трудно представляют себя через 5 лет, то есть создание временной перспективы идет у них достаточно сложно. Зачастую возникают моменты, когда юноши острое ощущают необратимость времени, но в свою очередь нежелают замечать его течение. Для них как-будто время остановилось. Это проявляется в том, что откладывая решение проблем на потом, юноши не хотят принимать во внимание действительно существенные вопросы. В этот период важна включённость родителей в общение с детьми. Родители обязаны поддержать своего ребенка и помочь составить план последнего учебного года, для того, чтобы в заключительный месяц не возникла спешка и излишнее психическое напряжение. Вместе с тем не следует формировать слишком нервную ситуацию, когда беседы забегают в будущее ребенка.
5. У школьников старших классов начинает появляться влечение к доверительности во взаимодействии с взрослыми. Это обусловлено главным образом с формированием самосознания.
В связи с тем, что юноши осознают себя уже взрослыми людьми, но они ещё во многом зависят от родителей, взаимоотношения с родителями довольно противоречивы. При условии, что родители будут следовать демократическому стилю воспитания, когда они являются друзьями, советчиками или партнёрами для своего ребенка, только тогда будут формироваться оптимальные взаимоотношения между старшеклассниками и их родителями (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.).
Тем не менее, юношам и девушкам трудно понять друг друга. Общение с ровесниками носит интимно-личностный характер. Юноша присоединяет к своим чувствам, интересам, увлечениям окружающих.
Для ранней юности так же характерна идеализация друзей и самой дружбы, поэтому настоящих друзей становится всё меньше, а число товарищей растёт.
Эмоциональная напряженность дружбы уменьшается, когда начинает проявляться чувство любви. В этот период может возникнуть истинная влюбленность. Однако юношеские мечты о любви отображают, чаще всего, надобность в самораскрытии, понимании, душевной близости. Эротические мотивы в ней почти не сформулированы или не осмыслены. Нужда в самораскрытии, интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания нередко не совпадают и могут быть обращены на различных партнёров.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, необходимо выстроить методику проведения занятий по волейболу так чтобы средства и методы учитывали психологические особенности возраста детей 16-17 лет.
Мы выполнили анализ существующих научных разработок и научной литературы по проблеме исследования. Конкретизировали материал, касающийся техники выполнения прямых, ускоренных, медленных (обманных) видов нападающего удара в волейболе. Изучили технику выполнения нападающего удара и возможные ошибки, которые могут возникнуть у занимающихся подростков в процессе его выполнения. Рассмотрели мнения специалистов о методиках обучения нападающему удару. Узнали об особенностях психологического и анатомо-физиологического развития детей 16-17-летнего возраста.
В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.
Подростки замыкаются в себе
С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.
В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.
Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.
Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.
В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.
Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.
В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.
Таких новообразований несколько.
Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.
Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.
Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.
Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.
С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.
Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.
В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.
Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.
В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.
Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.
Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.
Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.
В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.
Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.
В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.
Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.
Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.
Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.
Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.
Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.