Конспект занятия по лепке в старшей группе «Идет лиса с базара с подарками. Конспект открытого занятия в старшей группе по лепке «Сказочная Гжель

09.08.2019

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель:

  • Развивать навыки лепки из пластилина.

Задачи:

  • Образовательные: Учить детей передавать в лепке характерные особенности жука (тело, голова и крылья овальной формы, коротенькие тонкие лапки; круглые маленькие пятнышки на крыльях) ; закрепить приёмы скатывания и раскатывания, сплющивания, присоединения частей.
  • Развивающие: Развивать внимание, образное и логическое мышление, наблюдательность. Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животному миру и природе.

Материал и оборудование: пластилин, дощечки, салфетки, стеки, картинки тли, божья коровка.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание божьей коровки на прогулке.

Место проведения: игровая комната.

Ход занятия:

Рассказ воспитателя: "По дороге в детский сад я услышала разговор деревьев, они стали себя очень плохо чувствовать - заболели. Я прислушалась к ним и услышала вот такую историю; (Звучит мелодия пения птиц) .

Наступила весна. Все деревья стали просыпаться и радоваться солнечному теплу (показать руками как деревья колышутся под теплым ветерком; пальчиками - как шелестят молоденькие листочки, звук: "ш - ш - ш", пению

птиц, хлопотам зверей, щекотливому ползанию по веточкам насекомых (пальчиками пробежаться по одной руке от ладошки к плечу, затем другой рукой; все действия выполняются воспитателем вместе с детьми) .

Но вдруг стало тихо.
В лес пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И всех вокруг заколдовал.

Наступила страшная тишина (давайте ее послушаем) и только слышно как своими маленькими челюстями кто–то поедает молоденькие веточки, почки и листочки (постукивание пальчиками по столу) . Их становилось все больше и больше, челюсти их работали все быстрее и быстрее, чавкание становилось все громче и громче (более быстрое и громкое постукивание, а листочков на деревьях становилось все меньше и меньше. Деревья заболели,

загрустили, веточки поникли, листочки пожухли (показать руками и пальчиками - опустив их вниз) . Увидев такие деревья, я очень испугалась, ведь если не останется живых деревьев, то что может произойти? (ответы

детей: воздух будет грязным, дышать будет трудно, люди заболеют, негде будет прятаться в тень, не будет плодов, птицам негде будет вить гнезда и т. д.)

И тогда я спросила у деревьев, как нам можно помочь. Они сказали, что есть такое хищное насекомое, которое не причиняет никому вреда, кроме вредителям деревьев – тли (показать картинку) которые и причиняют деревьям боль и вред. Дальше у них уже не было сил что-либо сказать, но зато они успели мне передать вот эти листы бумага. Если мы сумеем правильно их сложить, то узнаем, кто же может выручить и помочь всем деревьям

Дети складывают разрезную картинку: божья коровка; жук - семиточечник.

Рассматриваем ее части тела: Черная маленькая овальная головка и побольше туловище; красные с черными точками, их всего семь, поэтому божью коровку еще называют жук - семиточечник; маленькие коротенькие ножки.

Вспоминаем, как он передвигается (ползает, летает) .

Предложить детям изобразить жука, полетать по группе и пожужжать ("ж - ж - ж") .

Теперь мы знаем, кто нам может помочь.
Вот пришли друзья - детишки,
Озорные шалунишки. Стали думать и решать,
Как же всех расколдовать,

Чтоб заклятье злое снять

Надо помощь оказать.

А может ли один жучок справиться со всей армией тли, которая напала на деревья?

Что же нам делать? (вылепить еще жучков) .

  • Как будем лепить? Определить последовательность лепки и закрепить приемы; скатать шарик и сплющить с одной стороны; затем черную овальную головку; красные крылышки - скатать шарик и расплющить его: с одной стороны стекой разрезать на две равные части

На крылышки гречкой нанести семь точек; ножки – тонкая колбаска разделенная на шесть равных частей и соединить с брюшком по три с каждой

стороны. Вот и готов наш жук - семиточечник.

Давайте посадим жука на ладошку и подняв к солнцу, прочитаем ему потешку.

Божья коровка

Божья коровка, Принеси нам хлеба
Черная головка, Черного и белого,
Улети на небо, Только не горелого!

А теперь, ребята, давайте посадим наших жучков на листочки и пусть они расправятся со всеми вредными насекомыми, такими как тля, чтоб снова в нашем городе и лесах были слышны звонкие песни птиц, радовали нас своей

раскраской и прохладой листья деревьев. Вот злого волшебника мы прогнали И всех вокруг расколдовали.

Ребята, а если вы встретите жука - семиточечника, вы будите его обижать, ловить, давить? Почему?

После ответов детей звучит стихотворение:

Никого не обижай

Никого не обижай – Ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку, Ни жучка - темненькое брюшко,
Ни кузнечика, В траве скачущего ловко,
Ни блестящую в листве Божию коровку.

Ни синицу, ни дрозда, Ни крота слепого,
Ни за что, Никогда Не обижай живого!

« Воробушки и кот»

Программное содержание:

Воспитательные задачи: Формировать интерес к лепке, любознательность, воспитывать бережное отношение к птицам.

Образовательные задачи: Сформировать представления детей о жизни воробьев, их внешнем виде, месте обитания, особенностях поведения, питания.

Технические задачи: Учить передавать форму предмета (воробья), делить пластилин на две неравные части, учить скреплять две части, чтобы получился один предмет (воробей), оттягивать пальцами детали: клюв и хвост, закрепить прием раскатывания пластилина между ладонями круговыми движениями.

Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику кистей рук, развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, связную речь детей, учить передавать форму,

Материалы и оборудование: Пластилин по одному куску на каждого ребенка, доски для пластилина, стека, игрушечный воробей на столе у воспитателя.

Условие проведения: Застолом, вся группа.

Методы и приемы: Обследование предмета, показ и объяснение, игровые приемы, анализ или оценка детей.

Предварительная работа: Подвижная игра «Воробушки и кот»

1. Вводная часть (5 минут)

Загадка: Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица — круглый год —
Во дворе у нас живет.
И чирикает она
Громко с самого утра:
— Просыпайтесь поскорей. —
Всех торопит …(Воробей)

Воспитатель показывает детям воробья – игрушку.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый воробушек. Давайте, слепим для него друзей - много маленьких воробьев. Посмотрите, дети, все внимательно на этого воробья. Что это такое у него?

Дети: Туловище

Воспитатель: Правильно. Какое оно по форме?

Дети: Овальное

Воспитатель: На что похоже?

Дети: На яйцо.

Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему показать, какое тельце у воробья.

Воспитатель: А что это такое у него?

Дети: Голова

Воспитатель: Правильно. Какая она по форме?

Дети: Круглая.

Воспитатель: На что похожа?

Дети: На шарик.

Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему показать голову воробья.

Воспитатель: Посмотрите, дети, и скажите, что больше: туловище или голова?

Дети: Туловище больше.

Воспитатель: Правильно. А что это такое?

Дети: Хвостик.

Воспитатель: Правильно. А что это такое?

Дети: Клюв.
Воспитатель: Что сначала мы будем лепить?

Дети: Тельце

Воспитатель: Хорошо. А теперь посмотрите, как я буду лепить воробья. Беру кусок пластилина и делю пластилин на два куска: большой для тельца и маленький для головы. Потом беру большой кусочек пластилина, кладу его на ладошку и круговыми движениями раскатываю между ладонями. Получился шарик. Теперь немного раскатаю наш шарик прямыми движениями между ладошек, что бы немного его вытянуть — это будет туловище нашего воробушка.
Дальше беру маленький кусочек пластилина, тоже кладу его на ладонь и круговыми движениями раскатываю между ладонями, что бы получился шарик — это будет голова нашего воробушка. Затем прижимаю головку к туловищу.

Потом вытягиваю хвост и прищипываю клюв. Вот какой у меня получился воробей.

А теперь и вы приступайте к работе.

2. Самостоятельное выполнение задания. (10 минут)

Индивидуальная работа воспитателя с детьми.

3. Анализ и оценка. (2 минуты)

Воспитатель: Дети, закончившие работу, приносят своих воробьев ко мне на стол (на столе лежит бумага зеленого цвета). Как много дети слепили воробьев! Теперь у нашего воробушка стало много друзей!

Похвалить всех детей.

Образовательные задачи: знакомить детей с новым способом лепки - комбинированный, учить детей лепить медведя, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки; передавать пропорциональное соотношение частей и детали; закреплять умения объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к животным и желание им помочь, усидчивость, интерес к занятию лепкой, умение следить за показом.

Раздаточный материал: пластилин (коричневый, чёрный), доска для лепки, стека.

Демонстрационный материал: мягкая игрушка мишка, заранее вылепленные детали: туловище, голова, лапы, уши.

Методические приемы: игровая ситуация «к нам в гости пришел мишка», беседа о мишке (части тела, детали), побуждение детей к действию - «слепим мишке друзей», самостоятельная деятельность детей, физкультминутка, изобразительная деятельность детей, подведение итогов.

Ход проведения занятия

Дети усаживаются на стулья вокруг ковра.

Организационный момент:

Воспитатель:

Ребята, кто-то стучится в дверь, пойду, открою. К нам в гости пришел необыкновенный гость. Отгадайте, кто это?

Он коричневый, лохматый.

Угадайте-ка, ребята,

Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том?

(Медведь)

Дети:

Медведь.

Воспитатель:

Здравствуй Мишутка, заходи. Мишутка, а почему ты плачешь?

Мишутка:

Ой, ой, ой! Мне очень грустно. У меня сегодня день рождения, а все мои друзья остались в игрушечном магазине.

Воспитатель:

Мишутка не плачь, мы с ребятами сделаем тебе подарок, который тебя развеселит, только тебе нужно немножко подождать. Садись пока за стол к куклам и попей чай. Ребята, нам нужно обязательно помочь Мишутке. Давайте -ка слепим ему друзей и подарим ему на день рождения.

Основная часть:

Прежде чем лепить, давайте рассмотрим его хорошенько. Посмотрите, какой он замечательный. Мой пальчик будет обводить его части тела, а вы мне называть их.

Дети:

Туловище и задние лапки, передние лапки, голова и ушки. Маленький хвостик.

Воспитатель:

Какая часть туловища самая большая? Правильно, скажите, а какой формы туловище? Правильно, у медведя овальное немного удлиненное туловище, узкое в передней части и широкое в задней.

Что поменьше? Правильно, голова. Какой формы она? Что будет на головке? Закруглённые ушки, неширокий лобик, маленькие чёрные глазки, немного вытянутый вперед черный носик.

Какие части тела есть ещё? Правильно, передние и задние лапы? Какой формы? Скажите, пожалуйста, а по размеру они будут одинаковые? Правильно, задние больше, а передние меньше. На их широких ступнях будут темно коричневые мозоли и коготки. Ну, что приступим.

Дети усаживаются на свои места за столами.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым способом лепки. Он называется комбинированный. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. То есть, мы с вами будем самые крупные детали лепить из целого куска.

Какие у нас самые большие части тела? Правильно, туловище и лапки. Остальные части тела, более мелкие, такие, как голову с ушками мы слепим отдельно и присоединим их с помощью примазывания. Приступим.

Обратите внимание на подносах перед вами уже лежат готовые формы. Берём большой столбик. Мы с вами уже говорили, что туловище у мишки вверху уже, а внизу шире. Лапки задние толще, передние тоньше. Значит, нужно немного изменить форму. Для этого нужно указательным и большим пальчиком примять столбик с одной стороны так, что бы он стал тоньше. Взять стеку и разрезать тонкую сторону столбика и нижнюю сторону столбика вдоль. Сформировать из толстого разрезанного конца две нижние лапки. Для этого нужно разъединить две разрезанные части и покатать между указательным и большим пальчиком. Видите, какие ровные столбики у нас получились это и будут нижние лапки. Прищепить нижний кончик лапки сверху и снизу. Затем повернуть его на себя и у нас получиться ступня медвежонка, то же самое сделать со второй лапкой. Затем сдвинуть их вместе. Тонкий разрезанный конец столбика наклонить на себя, разъединить и также покатать между пальчиками сформировывая передние лапки. Сформируем прищипыванием ступню на передних лапках так же как и на нижних.

Физкультминутка:

Воспитатель:

Вы наверно немного устали, Мишутка предлагает с ним погулять по лесу.

Встаньте возле своих стульчиков и выполняйте движения и слова за мной.

Вместе по лесу идём .

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель:

Продолжим. Какую часть будете лепить сейчас?

Дети:

Воспитатель:

Правильно, для этого какую готовую фигуру возьмем?

Дети:

Воспитатель:

Молодцы! Что есть на голове? Носик сформируем вытягивая. Для этого приминаем указательным и большим пальцем на шарик, вытягивая вперед. Очень хорошо, теперь возьмем маленький кусочек пластилина, оторвем от него кусочек и на ладони указательным пальцем раскатаем шарик. Приложим и размажем его на выступе носика. Носик ведь у медведя черный. Что ещё есть на голове у мишки? Правильно, ушки. Взяли два маленьких шарика пластилина раздавили их указательным и большим пальцем в лепёшечку и примазали на макушке, рядышком друг с другом. Сравнили, одинаковые у нас ушки, если нет, то переделали. Что ещё есть на голове у мишки? Глазки мы сделаем из двух шариков. Сначала раскатаем на ладони белый шарик и затем раскатаем шарик поменьше чёрного цвета. Соединим их. Слепим второй глазик. Сравним, чтобы они были одинаковыми и прилепим их над носиком.

Итог занятия:

Прежде чем подарить их Мишутке, давайте посадим их на столик вместе и посмотрим. Замечательные мишки получились. Посмотрите, нет ни одного похожего на другого. Они все разные. Например, у Милены мишка грустный, у Пети наоборот веселый, а у Катюши сейчас, по-моему, уже спит. Катюша забыла или не успела слепить глазки? А какие у вас получились мишки?

Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему: "Микробы"

Цыбенкова Анастасия Михайловна, Воспитатель ГБОУ гимназия №1272 дошкольное отделение « Алые паруса», г. Москва.
Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке для детей старшей группы по теме «Микробы» . Этот конспект направлен на воспитания интереса к своему здоровью.

Цель: Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Задачи:
Образовательные задачи:
Дать детям простейшее понятие о микроорганизмах;
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание быть здоровым; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;
Развивающие задачи:
Развивать умение лепить предметы пластическим способом, приемы лепки (скатывание, отщипывание);
Демонстрационный материал: Сказка Григория Остер «Как Петька спас родную каплю» с иллюстрациями;картинка с малом; картинки с микробами;
Раздаточный материал: пластилин; стеки; дощечки.
Предварительная работа: Беседа о микробах.

Ход Занятия:

Воспитатель:Здравствуйте ребята, сегодня я вам прочитаю сказку: (дети сидят на ковре)
Чтение сказки Григория Остер «Как Петька спас родную каплю»

В одной капле воды жил микроб. Звали микроба Петька. У Петьки были папа и мама. Тоже, конечно, микробы. А ещё у Петьки были дедушки и прадедушки, бабушки, дяди, тёти, братья родные, братья двоюродные, троюродные, сёстры… целая куча родственников. И все тоже микробы.
Жили они в капле воды и поэтому вечно ходили мокрые. Вообще микробы очень маленькие. Им любая букашка кажется больше слона. А Петька и вовсе был маленький, потому что еще не вырос.
И вот однажды мимо капли, в которой жили микробы, пробегал муравей. Он увидел каплю и сказал:


– Что-то сегодня жарковато. Не выпить ли мне эту каплю? Она такая прохладная на вид.
Микробы услышали и ужасно испугались. Они забегали по капле, заплакали, закричали. В общем, устроили панику.
Один только Петька не струсил. Он высунул голову из капли и очень громко сказал муравью:


– Эй, муравей, разве твоя мама не говорила тебе, что сырую воду пить нельзя?!
Муравей, конечно, не увидел Петьку, но голос его услышал, удивился и спросил:

– Кто это со мной разговаривает?.
– Это я – Петька-микроб, – сказал Петька. – Я очень не советую тебе, муравей, пить нашу каплю. Ты можешь заболеть, потому что в капле живём мы – микробы!
– Спасибо, что предупредил! – сказал муравей. – Ты настоящий друг.
И побежал своей дорогой. А микробы всё хвалили маленького Петьку и радовались, что он спас родную каплю от гибели.
Воспитатель: Ребята, а кого спасал Петька - микроб каплю или муравья?
Ответы детей: ...
Воспитатель: Он спасал не муравья, который хотел выпить капельку и мог заболеть от микробов, которые жили в этой капле, а свою семью которая жила в этой капле.
Воспитатель: Многие микробы очень вредны для человека. Попав в наш организм, они начинают быстро размножаться и выделять яды. И человек начинает заболевать.
Воспитатель: Как Вы думаете, как микробы могут попасть в наш организм?
Ответы детей: ...
Воспитатель: Как же можно спастись от микробов?
Ответы детей: (надо мыть руки с мылом, не пить воду из под крана, мыть овощи и фрукты перед едой.)
Воспитатель: Правильно, давайте представим, что мы моем руки.
Пальчиковая гимнастика «Мыло» .
Воспитатель: я предлагаю вам представить, что мы моем руки.
Каждый день я мылом мою
Под горячею водою
(Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши)
И в ладонях поутру
Сильно, сильно мыло тру.
(Неплотно сжимают в руках пальцы одной руки и трут о ладонь другой)
Мойся, мыло, не ленись!
Не выскальзывай не злись!
(Дети садятся за столы)


Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки, кто на них нарисован?



Ответы детей: (микробы)
Показываю картинки одну минуту и убираю ее.
Воспитатель: Давай те каждый из вас слепит микроба так как, он его представляет.
Самостоятельная работа детей.
В процессе деятельности детей поощряю самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, оказываю помощь.
После самостоятельной работы дети рассматривают готовые работы.
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим наши работы и оценим свои старания. (Каждый ребенок выставляет оценку своей работе, на шкале оценивания).

Приложение

Практическая часть:

Материал: пластилин; стек; дощечка.


1.Выбиваем цвета для микроба.


2.Скатываем шарик (для туловища)


3.Вытягиваем щупальца.



4.Из маленьких шариков пластилина(желтого и оранжевого) делаем присоски.



5.Формируем глаза и рот.



6.Вот микроб и готов.


Победим микроба мылом!!!

Программное содержание.

Образовательные задачи: учить детей лепить зайца , используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, интерес к занятияю лепкой.

Развитие речи: овальный, цилиндрический, метод смазывания, разглаживания.

Раздаточный матер и ал: пластилин (белый, черней, красный, синий), доска для лепки, стека.

Демонстрационный материал: мягкая грушка заяц, заранее вылепленные детали: туловище, голова, ноги, лапы, уши, хвост.

Методические приемы: игровая ситуация «к нам в гости пришел заяц», беседа о зайце (части тела, детали), побуждение детей к действию – «слепим зайцу друзей», самостоятельная деятельность детей, физминутка «зайка беленький сидит…», изобразительная деятельность детей, подведение итогов.

Ход проведения занятия

Дети усаживаются на стулья вокруг ковра.

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в гости пришел необыкновенный гость. Отгадайте, кто это?

Любит красную морковку,
Грызет капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой?

Дети:

Зайчик.

Воспитатель:

Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у зайца?

Дети:

- Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.

Воспитатель:

Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги? Лапки? Уши? Хвостик?

Дети отвечают: овальной, круглой.

Воспитатель:

Какая часть тела самая большая?

Дети:

Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ноги, лапки, уши и самая маленькая часть – хвост.

Воспитатель берет заранее подготовленные части :

Ребята, скажите, каким способом нужно лепить туловище? Голову? Лапки? Уши? Хвост?

Дети:

Нужно взять стеку, отломить кусочек пластилина, раскатать круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.

Голову нужно делать так: раскатать пластилин круговыми движениями в форму шара.

- Лапки и уши делаются способом раскатывания «колбаски».

Для хвостика берется самый маленький кусочок пласти лина и раскатывается маленький шарик.

Воспитатель:

Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост. Кардую деталь нужно плотно примазывать при соединении.

(Примечание. Прием изображения исходных форм (головы, туловища, ног) показывать не следует, так как эти способы должны быть усвоены раньше).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, наш гость пришел к нам один. Давайте слепим ему друзей, чтобы ему не было одиноко.

Дети усаживаются на свои места за столами.

Воспитатель:

- Зайчик будет наблюдать а вами. Примемся за дело. Возьмите стеку, отломите кусочек пластилина с помощью стеки. С какой части тела нужно начать?

Дети:

С туловища. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель:

Теперь продолжим. Какую часть будете лепить?

Дети:

Голову. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель:

Вы наверно немного подустали. Встаньте возле своих стульчиков и выполняйте движения и слова за мной.

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть,
Вот так, вот так,
Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.

Воспитатель:

Продолжим. Какую часть будете лепить сейчас?

Дети:

Лапки и ножки . (Дети лепят ).

Воспитатель:

За какую часть приметесь теперь?

Дети:

Ушки. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель:

Молодцы, у всех получается. И что осталось слепить?

Дети:

Хвост. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель берет мягкую игрушку:

Нашему гостю очень понравились друзья, которых вы слепили. Молодцы! А теперь расставьте зайчиков на подставки.

Дети ставят свои работы на подставку для дмонстрации, дежурные убирают рабочие места.