Вы когда-нибудь задумывались о том, почему вы родились в женском теле? Что это за тело? Какие у него возможности? Для чего оно предназначено?
Закрутившись в мире мужчин, и научившись жить там - или лучше сказать выживать - мы уходим все дальше и дальше от того, чем наградила нас природа, мы забываем об этом и иногда даже жалеем, что мы - женщины, но при этом совершенно ничего не знаем о женской природе! И со временем начинаем думать о себе, как мужчины: женщины - психически неустойчивы, слишком эмоциональны, они невыносимы в месячные, им вечно всего мало, женщины глупы и неразумны, они слабые… Я встречала много женщин, которые именно так пренебрежительно относятся к женской природе, пытаясь исправить эти качества, которые лишь на первый взгляд кажутся правдой.
А вы знали о том, что с точки зрения медицины сильный пол - это именно женщины? Способность женщины терпеть боль в десятки раз превышает мужскую. Статистика показывает: если бы мужчине пришлось терпеть такую боль, которую женщина испытывает при рождении ребенка, то в 80% случаев он умер бы от болевого шока. А мы рожаем, и многие рожают несколько раз в жизни, при этом большинство женщин не придает значения тяжелым родам, потому что их «чрезмерная» эмоциональность направлена на дарение заботы малышу. Мать вспоминает о родах не как о боли, а как о рождении новой жизни…
Эмоции - это спасительная шлюпка для женщины, только благодаря им она может вынести совершенно невероятные вещи.
Многие современные женщины, у которых свой бизнес или важная работа, всячески пытаются подавлять в себе эмоции, но это ни к чему, кроме нервного срыва, не приводит. Древние писания сообщают, что ум женщины в 6 раз сильнее, чем мужчины, в то время как у мужчины более развит разум.
Что значит «ум сильнее»? Значит, психическая сила и эмоции превосходят в разы.
Ученые объясняют это так: несмотря на то, что мозг мужчины больше, но связь между полушариями у женщин гораздо крепче и активнее, поэтому мыслительные и психические процессы у женщин протекают быстрее.
Женщина, сама того не зная, задает сценарии ситуациям в соответствии со своими мыслями. В этом сила - и в этом опасность. Например, если у женщины в доме плохое настроение - то плохо будет всем, все будут ходить недовольные и молчаливые… Если женщине хорошо и она счастлива - все вокруг начинают расцветать. Поэкспериментируйте 😉
Исследования утверждают:
Так зачем мы тратим свое время и свои нервы на остальные 92% тревог?
Прекратите переживать:
Мы, женщины, часто пытаемся создать ситуацию вокруг себя, чтобы все было хорошо. Но ситуацию нужно менять внутри себя, настраиваясь и гармонизируя свой внутренний мир.
Мужской путь - создание имиджа, доказывание своего достоинства и ценности через поступки. Следуя ему, женщины лезут из кожи вон, изматываются, в то время как двигаясь природно женским путем достаточно настроить себя изнутри на успех и процветание и жить в своем ритме!
Часто деловые женщины спрашивают меня: «Как создать процветание на работе? Посоветуйте какие-нибудь тренинги и программы, как заставить бизнес работать и приносить доход?»
Для женщины важно создать изобилие внутри себя, атмосферу процветания и комфорта, думать о том, как люди будут счастливы, пользуясь услугами ее фирмы, как улыбки будут светиться на их лицах, как она будет рада тому, что приносит людям благо, - и тогда все будет работать на ура!
Я знала одну швею, она открыла свое небольшое дело и шила различные аксессуары к мебели: покрывала на кровати и диваны, подушки на стулья и всякие разные красивые вещи. Она безумно любила свою работу и часто рассказывала мне о том, что когда она шьет, то представляет, как люди будут радоваться, сидя на этих вещах, как им будет удобно, как ее швейное мастерство будет приносить счастье в дома людей…
Скоро ее продукция начала пользоваться огромным спросом, ей стали приходить все более дорогие заказы, и деньги сами шли к ней в руки… И спустя какое-то время финансовый поток перебил ее стимул к созданию счастья: она стала думать, какой заказ взять, чтобы побольше заработать. Смыслом стали деньги. И ее дело начало разваливаться, люди стали жаловаться на продукцию, она стала нервной и недовольной… Будучи мудрой женщиной, она вскоре осознала ситуацию, мы с ней пообщались, и она увидела свою ошибку. Вернувшись к настроению создания счастья людей, она вновь привлекла к себе богиню процветания.
Таков первый секрет женского тела: создавайте изобилие внутри и хорошие эмоции! Эмоции - это ваша сила № 1!
Протокол.
Все назначения врача выполнены.
Индустрия искусственного оплодотворения кажется развитой и могущественной. Звучат новые слова, внушающие надежду и оптимизм.
И кажется, что здесь все под контролем:
процедуры, препараты, специалисты…
Две недели усилий.
Стимуляция, подсадка, узи, ожидание…
И как гром среди ясного неба могут прозвучать слова:
Не верится, что так могло произойти. «Почему со мной?». Наступают нерадостные дни переваривания случившегося. Захлестывают чувства, звучат бесконечные внутренние диалоги, хочется найти хоть какое-то объяснение тому, что произошло.
Вот нескольких женщин, переживших неудачную попытку ЭКО.
Тяжело очень. Была надежда, что с первого раза все получится: у меня просто не может не получится... Увы, пришлось пополнить список тех, у кого не вышло с первого раза. 2 месяца чувствовала себя как в тумане. На автомате ходила на работу, разговаривала с людьми. Ночами ревела в подушку. Думала, что может быть трудно в случае неудачи, но чтобы настолько…
Первый протокол тяжело переживала. Муж всеми силами хотел меня вытащить из депрессии, придумывал мне неимоверное количество «дел». Мне же хотелось спрятаться под одеяло и никого не видеть.
Женщины в процессе протокола и после могут переживать:
Палитра переживаний и процессов отнюдь не простая. Что делать?
Легко написать, гораздо труднее сделать…
Тем не менее, может быть, хоть что-то из перечисленного будет реально.
В этот момент, как никогда, важно иметь надежные опоры, достаточное количество поддержки. Важно сохранять оптимальный баланс : не проваливаться в чувства настолько, чтобы они утянули за собой в пучину неуправляемости и безысходности, но и не игнорировать происходящее, что может быть еще более вредно для психики.
Важно делиться своими ощущениями, проживать их. Желательно не с человеком, который и слушать ничего не хочет, тут же прерывает и говорит: «Даже не думай об этом. Все будет хорошо, вот увидишь». Облегчение принесет общение с тем, который не станет прятаться от ваших страданий, окажется способен их разделить.
Совсем не лишним будет обращение к психологу , который профессионально сориентируется конкретно в вашем состоянии, подберет оптимальные методы работы. Уже через несколько сеансов вы получите некоторое облегчение.
Все способы хороши,
чтобы прожить непростое время, выдержать, двигаться дальше.
Эксперты недавно смогли вполне убедительно доказать: большая часть времени в жизни женщины тратится на переживания. Подсчитано, что в течение каждого года женщина тратит не меньше месяца на волнения и тревоги по поводу своего внешнего вида. Об этом написали в The Times of India со ссылками на последнее исследование специалистов.
Женщины, в частности, часто переживают по поводу волос, одежды, своего веса, форм тела, состояния кожи. В течение недели эти переживания способны отнять в среднем двенадцать часов и четыре минуты, а в течение года – двадцать шесть дней. Примите во внимание .
В большинстве своем масса времени тратится на повседневный и праздничный подбор одежды. Если говорить точней, пятьдесят часов в течение недели уходит только на выбор, а затем нужен еще целый час и тридцать две минуты на то, чтобы вдоволь попереживать по поводу того, прилично ли сидит выбранный костюм. Вообще, возьмите это на заметку.
Эксперты подсчитали, что на мысли о наличии лишнего веса уходит один час сорок шесть минут. Размышления о том, что нужно набрать вес, занимают двадцать две минуты. А вот на треволнения по поводу жирных или вьющихся волос отводится пятьдесят семь минут жизни. Цвет кожи и хороший цвет лица также немаловажны для множества женщин. Об этом свидетельствуют два часа двадцать две минуты, истраченные в течение недели. Среди других волнений обычно значатся и переживания, которые касаются объемов груди. Одним дамам собственная грудь кажется излишне маленькой, а другим - чересчур большой. Учтите.
Психология гинекологических больных. Изучение больных в гинекологической клинике базируется на учете и оценке состояния функции половой системы, а именно: менструальной, детородной, половой и секреторной [Бодяжина В. И., Жмакина К. Н., 1977]. В связи с этим на характер психологических сдвигов существенное влияние оказывают такие виды жизнедеятельности женщины, как половые и семейные отношения, беременность и материнство.
Тесная связь исследования и лечения с интимной стороной жизни приводит к тому, что у женщины возникает чувство стыдливости, робости, застенчивости, что может создать трудности во время беседы и осмотра. Формы реагирования на обследование и различные методы лечения в значительной степени определяются преморбидно-личностными особенностями: тормозимостью, вспыльчивостью, повышенной ранимостью и др.
Менструация и ее периодичность тесно связаны с самосознанием женщины, с ее отношением к соответствующему назначению в жизни, возможностью и необходимостью материнства и всего того, что с этим связано . У большинства аменорея обычно вызывает мысль о беременности. Желание или нежелание ее связано со множеством сложных проблем. Внебрачная беременность, беременность от нелюбимого мужа или у замужней женщины от любимого человека, с которым в силу тех или иных обстоятельств нельзя связать жизнь, вызывает серьезные психологические сдвиги. Структура последних тесно переплетается с личностными особенностями [Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К., 1976]. У инфантильных личностей со сниженным интеллектом можно наблюдать потрясающую наивность, когда они отказываются замечать абсолютно явную беременность.
Регулярные менструации большинством женщин психологически воспринимаются как естественные, нормальные, свидетельствующие о возможности материнства. Поэтому климакс по мнению многих женщин представляет угрозу женственности, привлекательности. Нередко женщины, которые привыкли пользоваться повышенным вниманием мужчин, начавшийся климакс воспринимают как крушение жизненных планов.
Личностные реакции на прекращение менструального цикла в основном должны быть отнесены к адекватной оценке естественного физиологического процессм. Наряду с этим возможна переоценка его психологической значимости с развитием в отдельных случаях депрессивных и ипохондрических состояний.
Переживания женщины, собирающейся стать матерью, особенно впервые, чрезвычайно сложны и многогранны. Наряду с биологическими факторами (эндокринная перестройка, увеличение массы тела, затруднение походки, нарушения сна, аппетита, мочеиспускания и др.) играет роль и беспокойство за благополучный исход беременности (опасения токсикоза, выкидыша, преждевременных родов, неправильного положения плода). Много думается о родовых «муках и страданиях». Иных женщин, особенно если они в прошлом имели аборты, не покидают мысли о возможности «родить урода» или же представления «а вдруг в родильном доме перепутают ребенка». После родов вспыхивают новые опасения: «выживет ли ребенок, будет ли вдоволь молока, своего ли кормлю ребенка» [Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф., 1967]. При выявлении противопоказаний к продолжению беременности в некоторых случаях беременные отказываются следовать врачебному совету и настаивают на ее сохранении [Давыдов С. П., 1968]. Следовательно, и в этих случаях преобладающими являются все же адекватные, логично построенные оценки течения беременности, ее исхода. Иногда, когда ребенок является крайне нежелательным, возможно диссимулирование беременности с различного рода «ухищрениями», чтобы скрыть объективные признаки беременности. Порой переоценка значимости отдельных проявлений, уклонений от нормального течения беременности достигает значительной выраженности.
Заслуживает внимания и психологический аспект искусственного прерывания беременности. В ряде случаев оно может быть обусловлено особыми обстоятельствами психологического и социального плана - риск суицида, морально-этические соображения, связанные с положением женщины . Отношение самой беременной к аборту, связанные с ним переживания придают специфический оттенок психологическим сдвигам как накануне аборта, так и после него. В зависимости от личностных особенностей перед предстоящим вмешательством в отдельных случаях могут доминировать тревога, страх [Сас Ю. В., 1966]. Психологическую значимость, как справедливо подчеркивает А. Н. Молохов (1962), может приобретать не только сам по себе аборт, но и переживание возможных последствий: тревога за здоровье, испуг при каком-либо осложнении, конфликт с материнским инстинктом. При опросе 459 женщин, которым был произведен аборт, установлено: а) в 65% - удовлетворительное состояние; б) в 10% -тяжелое воспоминание об операции; в) в 14% - легкие самоупреки и сожаления, в 11 % - резкие самоупреки и г) в 1%-тяжелая депрессия . Искусственное прерывание беременности нередко вызывает чувство сожаления, вины, страха перед последствиями . Наряду с переоценкой возможна и недооценка значимости аборта, который рассматривается как вмешательство «невинного характера», не влекущее за собой каких-либо последствий, прежде всего в плане детородной функции. Подобное отношение к абортам может в конечном счете приводить к бесплодию.
Патологическое бесплодие может возникать в результате пороков развития, хронических воспалительных заболеваний половых органов и желез, в результате эндокринных нарушений, тяжелых изнуряющих заболеваний, психических и неврологических расстройств [Бакулева Л. П., 1976]. Так, например, О. К. Никончик (1956) пишет, что бесплодие, связанное с абортом, составляет 56% среди всех других его причин. Субъективная оценка бесплодия в преобладающих случаях носит характер нормосоматонозогнозии с активными усилиями, направленными на выяснение причин бесплодия и проведения на этой основе соответствующих лечебных вмешательств. В других (значительно реже) случаях возможна гиперсоматонозогнозия с элементами тревоги, паники (особенно когда на этой почве возникает угроза распада семьи). Наконец, встречается и явная недооценка бесплодия - гипосоматонозогнозия. Следует иметь в виду, что в 60% у бесплодных женщин наблюдается нарушение сексуальной функции , что утяжеляет психологические сдвиги, способствует их перерастанию в патологические формы реагирования - депрессивные, ипохондрические и истерические варианты.
У гинекологических больных при подготовке к оперативному вмешательству возможно возникновение психогенно-стрессовой ситуации с проявлением тревоги и страха, связанных не столько с операцией, сколько с опасениями неблагоприятных ее последствий – как она отразится на половой жизни, не изменится ли ее внешность, будет ли она полноценной женщиной как будет относиться муж к последствиям хирургического вмешательства [Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф., 1967]. В послеоперационном периоде происходит адаптация к исходу заболевания При выписке необходимы разъяснения (в допустимой для больной форме) о характере заболевания, результатах его лечения, о том, как болезнь отразится на функциях половой системы. Такие разъяснения будут способствовать эффективности реабилитационно-восстановительного процесса. Определяющими факторами формирования соматонозогнозий при гинекологических заболеваниях, требующих хирургического лечения, являются тяжесть поражения и успешность терапии.
Болевой синдром у женщин при хроническом спаечном процессе зачастую не соответствует выраженности патологических изменений. При идентичности объективных изменений субъективная реакция на них и, в частности, на болевые ощущения может быть различной. Встречаются больные с опасениями, страхами в связи с якобы имеющейся физической неполноценностью, неспособностью быть матерью, женой [Мейтина Е. В., 1966]. Это обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость изучения структуры соматонозогнозий.
«Если он сейчас себя так ведет,
каким же он будет через год»,
«он копия своего отца»
«Надо к нему найти подход,
а то он совсем неуправляемый,
как мне с ним лучше
3. Социальная ущербность мате-
ринской роли (фиксированная
система ценностей)
4. Эгоцентризм Я
(жизнь - это потребление)
обращаться - не знаю»
«Я из-за него ничего не могу
делать», «Она мне руки связала»
«Почему я должна столько вни-
мания ему уделять, еще сама
5. Рационализм
(упрощение картины мира)
6. Отчужденность
(человек = вещи)
жить хочу»
«Главное, чтобы он себе место
в жизни нашел, чувствовал
себя уверенно»
«Все равно ребенка для
кого-то растишь. И дочь уйдет
из дома, и сын»
Для меня психологическая работа по изменению отноше
ния женщины к ребенку практически всегда связана_
во^ста
новлением формулы безусловной ^Р""™^^^^^^^^^
мать никто кроме Вас не может любить Вашего ребенка та
ким, какой он есть», «Любить за то, что он есть».
Как часто бывало в отает упорное сопротивление: «В нем
нет ничего хорошего», «Как это любить за то, что он есть, он
же вон какое вытворяет» и тому подобное.
Если попробовать описать одним словом содержание нор-
мального материнского чувства моей современницы, то это
было бы слово «усталость», думаю, что оно было таким же
актуальным и во времена Э.Фромма, который писал о том, что
в материнской любви два важных аспекта: безусловное утвер-
ждение в жизни женщины ребенка и его потребностей, и разви-
тие в ребенке любви к жизни. Материнская любовь к жизни -
любовь к жизни самой женщины - приносит человеку самое
прекрасное в жизни - ее ценность, цельность, осмысленность,
глубину. Если же у женщины нет любви к жизни, к людям во-
обще, если она ощущает жизнь как бремя, а людей воспринима-
ет как вещи, она не только обделяет своего ребенка любовью,
но и лишает его важнейшей потребности - трансцендентальной,
той, которая рождает в человеке творца его собственной жизни.
Слабый, беспомощный ребенок легко пробуждает в жен-
щине чувство собственной силы, власти над ним как над сво-
им творением. Это чувство собственной силы перекрывает по
интенсивности многие другие, и если его проявления (за не-
имением других чувств) встречают у ребенка сопротивление,
то происходит удивительное превращение этого женского
чувства в его противоположность - сила сменяется бессилием,
любовь - ненавистью. В действие вступает закон амбивалент-
ности (двойственности) чувств, и женщина переживает это как
усталость, как невозможность осуществления собственной
жизни, как предел собственных чувств. Как сказала одна из
мам о своих трех сыновьях: «Я их очень всех люблю, но ино-
гда мне хочется прийти домой с автоматом и...»
Я думаю, что хроническая усталость, которая сегодня яв-
ляется почти единственным словом, выражающим материн-
скую любовь, тревожный симптом того общего изменения
отношения к жизни, который наблюдается у многих моих
современниц. «Люди не любят жизнь» - возможно, это сказа-
но слишком сильно, но очень часто именно эта фраза случай-
ной прохожей, с которой мы обменялись взглядами, став не-
вольными свидетелями безобразной семейной сцены, все чаще
приходит на ум в качестве причины, объясняющей, но не про-
ясняющей факты, которые приходится наблюдать ежедневно.
Хотелось бы сказать, что в житейском понимании нор-
мальный человек - это тот, кто умеет любить жизнь. Жаль,
что так не получается. Факты говорят о том, что даже естест-
венные, кровные отношения не гарантируют человеку (ребен-
\
любви. К нему, маленькому, уже относятся так, как он
того заслуживает. Ему уже надо что-то делать, предпринять,
чтобы его любили, надо иметь какие-то качества, а не просто
5ыть сыном или дочкой.
Это ожидание от ребенка заслуживающих любви качеств
делает отношения матери и ребенка, а тем более отца и ребенка,
опосредованными. Чем? Какой знак их будет определять? Я бы
сказала, что это концепция жизни, которой пользуются взрос-
лые. Содержательно она может отличаться в деталях у отца и у
матери одного и того же ребенка, тогда он (ребенок) не только
попадет в сложно опосредованную систему отношений, он не-
вольно становится манипулятором, переживающим отсутствие
целостности в жизни. Ситуация порождает необходимость по-
строения искусственной модели жизни вместо осуществления
жизни, сознание ребенка уже потенциально «заражено» виру-
сом собственной ограниченности и заданности.
Мне кажется, что житейское представление современного
человека о собственной нормальности и нормальности других
людей воплощается в образе инструкции. Иметь четкую инст-
рукцию, то есть обладать определенностью своего жизненно-
го пути, иметь критерий правильности его, оказывается,
очень важно. Сегодня наиболее остро необходимость в таких
инструкциях переживают люди старшего и среднего поколе-
ний, которые одно время жили по известной социальной схе-
ме: детский сад - школа - вуз (училище) - работа - пенсия;
октябренок - пионер - комсомолец - коммунист. Это была
самая общая инструкция жизненного пути, теперь ее не стало.
Хотя прошло уже несколько лет, неопределенность жизненно-
го пути оказалась для многих людей в нашей стране невыно-
симой, она еще и сегодня воспринимается с большим страхом
или предельной осторожностью. Момент потери инструкции -
это одно из мгновений переживания моими современниками
неопределенности как существенной характеристики самой
жизни. Оно оказалось не из легких.
Обострение переживаний по поводу своей нормальности я
вижу в фактах появления большого разнообразия обществен-
ных объединений, где через групповое, социальное использо-
вание понятий о жизни человек получает возможность осоз-
нания собственной концепции жизни. В интенсивном росте
общественных объединений можно увидеть и форму ухода от
выработки индивидуальной концепции жизни. Мне кажется,
что индивидуальное переживание своей собственной концеп-
ции жизни, содержащее любовь к ней, вообще доступно не-
многим людям и требует той силы Я, которая позволяет на-
звать такого человека героем. Героизм этот в будничной воз-
можности быть самим собой, чувствовать то, что чувствуется
думать то, что думается, как у Наума Коржавина:
Москва встречает героя,
А я его - не встречаю.
Хоть вновь для меня невольно
Остановилось время,
Хоть вновь мне горько и больно
Чувствовать не со всеми.
Но так я чувствую все же,
Скучаю в праздники эти...
Хоть, в общем, не каждый может
Над миром взлететь в ракете.
Это переживание своей непохожести как нормальности, ес-
тественной для собственной жизни.
В житейском понимании нормальности присутствует не
только содержание концепции жизни, но и концепции другого
человека, то есть отношение к собственной Я-концепции,
которое с необходимостью ставит вопрос о их тождестве или
равенстве. Вопрос, который для каждого рождающегося че-
ловека является вечно новым, а для человечества давно извес-
тен на него ответ. Дан он в Библии: «Люби своего ближнего
как самого себя». Об этом писал Э.Фромм, когда говорил о
том, что любовь человека к себе содержит все ее парадоксаль-
ные стороны - Я для самого себя становлюсь объектом, на
который распространяется моя же собственная любовь. Лю-
бовь - неделимое отношение между собственным Я как объ-
ектом любви и другими ее объектами, это выражение созида-
тельности - заботы, уважения, ответственности и знания. Нет
такого понятия человека, в которое я не был бы включен сам.
Эта идея мне кажется крайне важной для понимания того, как
в житейском понятии нормальности человека представлено
самое главное - его собственное переживание собственной же
сущности. Все формы отказа и ухода от этого переживания, от
невозможности чувствовать собственную пустоту лишний раз
говорят о том, что экзистенция человека не задана ему в мо-
мент рождения, она создается им самим. Ограничения, кото-
рые он переживает на пути воплощения собственной экзи-
стенции, связаны с тем, что вся жизнь человека опосредована
присутствием в его индивидуальной жизни других людей, уже
создавших (или создающих) собственные знаковые системы
для организации потока жизни. Эти знаковые системы струк-
турируют и понятие человека, и концепцию жизни, и Я-
концепцию, и концепцию другого человека, степень жестко-
сти этих структур может быть весьма различной, но они на-
полняют психологическое пространство отношений между
людьми, создают его плотность, оказывают регулирующее
влияние на спонтанный поток жизни. Житейское понятие
нормальности в этом психологическом пространстве отноше-
ний человека к человеку (независимо от возраста) задает сте-
пени свободы для осуществления собственной спонтанной
активности. «Нормальность» - это маркировка этих степеней
свободы, она может быть вплотную приближена к возрас-
тным и социальным проявлениям активности: нормальный
двухлетний ребенок владеет прямой походкой, нормальные
пенсионеры сидят спокойно на скамеечке и тому подобное.
Содержание этих степеней свободы основано на житейских
понятиях - на обобщениях конкретных, наглядно восприни-
маемых фактов, сходное в них и принимается за нормальность.
Вопрос о возможных изменениях наблюдаемых явлений не
ставится и не предполагается, житейское понятие «нормаль-
ности» всегда осязаемо и действенно, оно отвечает всем требо-
ваниям инструкции, так как задает степени свободы через
«можно» и «нельзя». Для человека, ориентирующегося на него,
часто бывает большим потрясением встреча с концептуальной
многозначностью этого понятия. Поразительно бывает, на-
пример, наблюдать за родителями, когда они находят в своем
ребенке новые для них проявления его интеллектуальных воз-
можностей («а я и не знал, что он (она...) »). Переход к новому
содержанию понятия «нормальность» для большинства людей
связан с изменением степеней свободы как в своем поведении,
так и с признанием этого за другим человеком. Как сказала
одна мама: «Хотелось бы уберечь его от всех жизненных оши-
бок, но это все равно, что жить его жизнь без него самого».
Да, как пишет Ст.Тулмин: «Мысли каждогоиз
нас при-
надлежат только нам самим; наши понятия мы разделяем с
Другими людьми»".
Можно подвести небольшой итог: житейское понятие нор-
мального человека включает переживание по поводу возмож-
ных степеней свободы как своей собственной, так и другого
человека, которые проявляются в воздействии на свою актив-
ность и активность другого человека. Это своего рода прави-
ла, инструкция, которая позволяет организовывать простран-
ственно-временные отношения с другими людьми и в своей
собственной жизни.
"Тулмин Ст. Человеческое понимание. - М., 1984.-С. 51.
333