Женщина: самые частые переживания. Женские эмоции – слабость или сила? – Женская Санга

05.07.2019

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему вы родились в женском теле? Что это за тело? Какие у него возможности? Для чего оно предназначено?

Закрутившись в мире мужчин, и научившись жить там - или лучше сказать выживать - мы уходим все дальше и дальше от того, чем наградила нас природа, мы забываем об этом и иногда даже жалеем, что мы - женщины, но при этом совершенно ничего не знаем о женской природе! И со временем начинаем думать о себе, как мужчины: женщины - психически неустойчивы, слишком эмоциональны, они невыносимы в месячные, им вечно всего мало, женщины глупы и неразумны, они слабые… Я встречала много женщин, которые именно так пренебрежительно относятся к женской природе, пытаясь исправить эти качества, которые лишь на первый взгляд кажутся правдой.

А вы знали о том, что с точки зрения медицины сильный пол - это именно женщины? Способность женщины терпеть боль в десятки раз превышает мужскую. Статистика показывает: если бы мужчине пришлось терпеть такую боль, которую женщина испытывает при рождении ребенка, то в 80% случаев он умер бы от болевого шока. А мы рожаем, и многие рожают несколько раз в жизни, при этом большинство женщин не придает значения тяжелым родам, потому что их «чрезмерная» эмоциональность направлена на дарение заботы малышу. Мать вспоминает о родах не как о боли, а как о рождении новой жизни…

Эмоции - это спасительная шлюпка для женщины, только благодаря им она может вынести совершенно невероятные вещи.

Многие современные женщины, у которых свой бизнес или важная работа, всячески пытаются подавлять в себе эмоции, но это ни к чему, кроме нервного срыва, не приводит. Древние писания сообщают, что ум женщины в 6 раз сильнее, чем мужчины, в то время как у мужчины более развит разум.

Что значит «ум сильнее»? Значит, психическая сила и эмоции превосходят в разы.

Ученые объясняют это так: несмотря на то, что мозг мужчины больше, но связь между полушариями у женщин гораздо крепче и активнее, поэтому мыслительные и психические процессы у женщин протекают быстрее.

Женщина, сама того не зная, задает сценарии ситуациям в соответствии со своими мыслями. В этом сила - и в этом опасность. Например, если у женщины в доме плохое настроение - то плохо будет всем, все будут ходить недовольные и молчаливые… Если женщине хорошо и она счастлива - все вокруг начинают расцветать. Поэкспериментируйте 😉

Исследования утверждают:

  • 40% из того, о чем мы тревожимся и переживаем, никогда не случается
  • 30% наших тревог относятся к прошлым событиям - это мысли о последствиях
  • 12% наших переживаний - размышления о посторонних вещах, людях и событиях, к которым мы добровольно слишком сильно эмоционально «подключаемся»
  • 10% переживаний - это так называемые «случайные переживания», например из-за фильма, песни, книги, которые мы чаще всего не отслеживаем и порой даже не замечаем, а они забирают у нас нашу энергию
  • Лишь 8% наших тревог действительно имеют отношение к нашей жизни!

Так зачем мы тратим свое время и свои нервы на остальные 92% тревог?

Прекратите переживать:

  • из-за того, на что вы не сможете повлиять, - это нужно принять как мудрость жизни;
  • из-за того, что еще не случилось, иначе своими негативными мыслями вы притягиваете негативные варианты развития ситуации; живите здесь и сейчас, а если хотите думать - то думайте о хорошем;
  • из-за того, что вы можете изменить. Если вы можете это изменить - значит, еще не все потеряно, и от вас требуется только спокойствие и упорство в достижении поставленной цели. Будьте смелее, и удача вам улыбнется!

Мы, женщины, часто пытаемся создать ситуацию вокруг себя, чтобы все было хорошо. Но ситуацию нужно менять внутри себя, настраиваясь и гармонизируя свой внутренний мир.

Мужской путь - создание имиджа, доказывание своего достоинства и ценности через поступки. Следуя ему, женщины лезут из кожи вон, изматываются, в то время как двигаясь природно женским путем достаточно настроить себя изнутри на успех и процветание и жить в своем ритме!

Часто деловые женщины спрашивают меня: «Как создать процветание на работе? Посоветуйте какие-нибудь тренинги и программы, как заставить бизнес работать и приносить доход?»

Для женщины важно создать изобилие внутри себя, атмосферу процветания и комфорта, думать о том, как люди будут счастливы, пользуясь услугами ее фирмы, как улыбки будут светиться на их лицах, как она будет рада тому, что приносит людям благо, - и тогда все будет работать на ура!

Я знала одну швею, она открыла свое небольшое дело и шила различные аксессуары к мебели: покрывала на кровати и диваны, подушки на стулья и всякие разные красивые вещи. Она безумно любила свою работу и часто рассказывала мне о том, что когда она шьет, то представляет, как люди будут радоваться, сидя на этих вещах, как им будет удобно, как ее швейное мастерство будет приносить счастье в дома людей…

Скоро ее продукция начала пользоваться огромным спросом, ей стали приходить все более дорогие заказы, и деньги сами шли к ней в руки… И спустя какое-то время финансовый поток перебил ее стимул к созданию счастья: она стала думать, какой заказ взять, чтобы побольше заработать. Смыслом стали деньги. И ее дело начало разваливаться, люди стали жаловаться на продукцию, она стала нервной и недовольной… Будучи мудрой женщиной, она вскоре осознала ситуацию, мы с ней пообщались, и она увидела свою ошибку. Вернувшись к настроению создания счастья людей, она вновь привлекла к себе богиню процветания.

Таков первый секрет женского тела: создавайте изобилие внутри и хорошие эмоции! Эмоции - это ваша сила № 1!

Протокол.
Все назначения врача выполнены.

Индустрия искусственного оплодотворения кажется развитой и могущественной. Звучат новые слова, внушающие надежду и оптимизм.

И кажется, что здесь все под контролем:
процедуры, препараты, специалисты…

Две недели усилий.
Стимуляция, подсадка, узи, ожидание…

И как гром среди ясного неба могут прозвучать слова:

  • «Эмбрион остановился в развитии»,
  • «Ваш тест показал недостаточный уровень ХГЧ»,
  • «Беременность замершая».

Не верится, что так могло произойти. «Почему со мной?». Наступают нерадостные дни переваривания случившегося. Захлестывают чувства, звучат бесконечные внутренние диалоги, хочется найти хоть какое-то объяснение тому, что произошло.

Вот нескольких женщин, переживших неудачную попытку ЭКО.

Тяжело очень. Была надежда, что с первого раза все получится: у меня просто не может не получится... Увы, пришлось пополнить список тех, у кого не вышло с первого раза. 2 месяца чувствовала себя как в тумане. На автомате ходила на работу, разговаривала с людьми. Ночами ревела в подушку. Думала, что может быть трудно в случае неудачи, но чтобы настолько…
Первый протокол тяжело переживала. Муж всеми силами хотел меня вытащить из депрессии, придумывал мне неимоверное количество «дел». Мне же хотелось спрятаться под одеяло и никого не видеть.

Женщины в процессе протокола и после могут переживать:

  • страх вмешательства в тело;
  • страх заболеть серьезным заболеванием под действием препаратов;
  • страх так и остаться в итоге без ребенка, пройдя все испытания, оказаться неспособной продолжить род;
  • беспомощность от неподконтрольности природных процессов;
  • чувство вины в случае неудачи;
  • нарушение отношений с близкими: не слишком интересуются, недостаточно поддерживают;
  • злость на окружающих;
  • сомнение в квалификации врачей;
  • депрессию;
  • обиду и злость на то, что так несправедливо устроен мир.

Палитра переживаний и процессов отнюдь не простая. Что делать?
Легко написать, гораздо труднее сделать…
Тем не менее, может быть, хоть что-то из перечисленного будет реально.

В этот момент, как никогда, важно иметь надежные опоры, достаточное количество поддержки. Важно сохранять оптимальный баланс : не проваливаться в чувства настолько, чтобы они утянули за собой в пучину неуправляемости и безысходности, но и не игнорировать происходящее, что может быть еще более вредно для психики.

Важно делиться своими ощущениями, проживать их. Желательно не с человеком, который и слушать ничего не хочет, тут же прерывает и говорит: «Даже не думай об этом. Все будет хорошо, вот увидишь». Облегчение принесет общение с тем, который не станет прятаться от ваших страданий, окажется способен их разделить.

Совсем не лишним будет обращение к психологу , который профессионально сориентируется конкретно в вашем состоянии, подберет оптимальные методы работы. Уже через несколько сеансов вы получите некоторое облегчение.

Все способы хороши,
чтобы прожить непростое время, выдержать, двигаться дальше.

Эксперты недавно смогли вполне убедительно доказать: большая часть времени в жизни женщины тратится на переживания. Подсчитано, что в течение каждого года женщина тратит не меньше месяца на волнения и тревоги по поводу своего внешнего вида. Об этом написали в The Times of India со ссылками на последнее исследование специалистов.

Женщины, в частности, часто переживают по поводу волос, одежды, своего веса, форм тела, состояния кожи. В течение недели эти переживания способны отнять в среднем двенадцать часов и четыре минуты, а в течение года – двадцать шесть дней. Примите во внимание .

Внимание одежде

В большинстве своем масса времени тратится на повседневный и праздничный подбор одежды. Если говорить точней, пятьдесят часов в течение недели уходит только на выбор, а затем нужен еще целый час и тридцать две минуты на то, чтобы вдоволь попереживать по поводу того, прилично ли сидит выбранный костюм. Вообще, возьмите это на заметку.

Повод для волнения

Эксперты подсчитали, что на мысли о наличии лишнего веса уходит один час сорок шесть минут. Размышления о том, что нужно набрать вес, занимают двадцать две минуты. А вот на треволнения по поводу жирных или вьющихся волос отводится пятьдесят семь минут жизни. Цвет кожи и хороший цвет лица также немаловажны для множества женщин. Об этом свидетельствуют два часа двадцать две минуты, истраченные в течение недели. Среди других волнений обычно значатся и переживания, которые касаются объемов груди. Одним дамам собственная грудь кажется излишне маленькой, а другим - чересчур большой. Учтите.

Психология гинекологических больных. Изучение больных в гинекологической клинике базируется на учете и оценке состояния функции половой системы, а именно: менструальной, детородной, половой и секре­торной [Бодяжина В. И., Жмакина К. Н., 1977]. В связи с этим на характер психологических сдвигов существенное влияние оказывают такие виды жизнедеятельности женщины, как половые и семейные отно­шения, беременность и материнство.

Тесная связь исследования и лечения с интимной стороной жизни приводит к тому, что у женщины возникает чувство стыдливости, робости, застенчи­вости, что может создать трудности во время беседы и осмотра. Формы реагирования на обследование и различные методы лечения в значительной степени определяются преморбидно-личностными особенностями: тормозимостью, вспыльчивостью, повышенной ранимостью и др.

Менструация и ее периодичность тесно связаны с самосознанием женщины, с ее отношением к соответ­ствующему назначению в жизни, возможностью и необ­ходимостью материнства и всего того, что с этим связано . У большинства аменорея обычно вызывает мысль о беременности. Желание или неже­лание ее связано со множеством сложных проблем. Внебрачная беременность, беременность от нелюбимого мужа или у замужней женщины от любимого человека, с которым в силу тех или иных обстоятельств нельзя связать жизнь, вызывает серьезные психологические сдвиги. Структура последних тесно переплетается с личностными особенностями [Лакосина Н. Д., Уша­ков Г. К., 1976]. У инфантильных личностей со снижен­ным интеллектом можно наблюдать потрясающую наивность, когда они отказываются замечать абсолют­но явную беременность.

Регулярные менструации большинством женщин психологически воспринимаются как естественные, нормальные, свидетельствующие о возможности ма­теринства. Поэтому климакс по мнению многих женщин представляет угрозу женственности, привлекатель­ности. Нередко женщины, которые привыкли пользо­ваться повышенным вниманием мужчин, начавшийся климакс воспринимают как крушение жизненных планов.

Личностные реакции на прекращение менструаль­ного цикла в основном должны быть отнесены к адекват­ной оценке естественного физиологического процессм. Наряду с этим возможна переоценка его психологиче­ской значимости с развитием в отдельных случаях депрессивных и ипохондрических состояний.

Переживания женщины, собирающейся стать матерью, особенно впервые, чрезвычайно сложны и многогранны. Наряду с биологическими факторами (эндокринная перестройка, увеличение массы тела, затруднение походки, нарушения сна, аппетита, мо­чеиспускания и др.) играет роль и беспокойство за благополучный исход беременности (опасения токси­коза, выкидыша, преждевременных родов, неправиль­ного положения плода). Много думается о родовых «муках и страданиях». Иных женщин, особенно если они в прошлом имели аборты, не покидают мысли о возможности «родить урода» или же представления «а вдруг в родильном доме перепутают ребенка». После родов вспыхивают новые опасения: «выживет ли ребенок, будет ли вдоволь молока, своего ли кормлю ребенка» [Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф., 1967]. При выявлении противопоказаний к продолже­нию беременности в некоторых случаях беременные отказываются следовать врачебному совету и настаи­вают на ее сохранении [Давыдов С. П., 1968]. Следо­вательно, и в этих случаях преобладающими являются все же адекватные, логично построенные оценки течения беременности, ее исхода. Иногда, когда ребенок явля­ется крайне нежелательным, возможно диссимулиро­вание беременности с различного рода «ухищрениями», чтобы скрыть объективные признаки беременности. Порой переоценка значимости отдельных проявлений, уклонений от нормального течения беременности достигает значительной выраженности.

Заслуживает внимания и психологический аспект искусственного прерывания беременности. В ряде слу­чаев оно может быть обусловлено особыми обстоятель­ствами психологического и социального плана - риск суицида, морально-этические соображения, связанные с положением женщины . Отношение самой беременной к аборту, связанные с ним переживания придают специфический оттенок психологическим сдвигам как накануне аборта, так и после него. В за­висимости от личностных особенностей перед предстоя­щим вмешательством в отдельных случаях могут до­минировать тревога, страх [Сас Ю. В., 1966]. Психо­логическую значимость, как справедливо подчерки­вает А. Н. Молохов (1962), может приобретать не только сам по себе аборт, но и переживание возможных последствий: тревога за здоровье, испуг при каком-либо осложнении, конфликт с материнским инстинктом. При опросе 459 женщин, которым был произведен аборт, установлено: а) в 65% - удовлетворительное состоя­ние; б) в 10% -тяжелое воспоминание об операции; в) в 14% - легкие самоупреки и сожаления, в 11 % - резкие самоупреки и г) в 1%-тяжелая депрессия . Искусственное прерывание беремен­ности нередко вызывает чувство сожаления, вины, страха перед последствиями . Наряду с переоценкой возможна и недооценка зна­чимости аборта, который рассматривается как вме­шательство «невинного характера», не влекущее за собой каких-либо последствий, прежде всего в плане детородной функции. Подобное отношение к абортам может в конечном счете приводить к бесплодию.

Патологическое бесплодие может возникать в ре­зультате пороков развития, хронических воспалитель­ных заболеваний половых органов и желез, в резуль­тате эндокринных нарушений, тяжелых изнуряющих заболеваний, психических и неврологических рас­стройств [Бакулева Л. П., 1976]. Так, например, О. К. Никончик (1956) пишет, что бесплодие, связан­ное с абортом, составляет 56% среди всех других его причин. Субъективная оценка бесплодия в преобла­дающих случаях носит характер нормосоматонозогнозии с активными усилиями, направленными на выяснение причин бесплодия и проведения на этой основе соответствующих лечебных вмешательств. В других (значительно реже) случаях возможна гиперсоматонозогнозия с элементами тревоги, паники (особенно когда на этой почве возникает угроза рас­пада семьи). Наконец, встречается и явная недооценка бесплодия - гипосоматонозогнозия. Следует иметь в виду, что в 60% у бесплодных женщин наблюдается нарушение сексуальной функции , что утяжеляет психологические сдвиги, способ­ствует их перерастанию в патологические формы реа­гирования - депрессивные, ипохондрические и истери­ческие варианты.

У гинекологических больных при подготовке к опе­ративному вмешательству возможно возникновение психогенно-стрессовой ситуации с проявлением трево­ги и страха, связанных не столько с операцией, сколько с опасениями неблагоприятных ее последствий – как она отразится на половой жизни, не изменится ли ее внешность, будет ли она полноценной женщиной как будет относиться муж к последствиям хирурги­ческого вмешательства [Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф., 1967]. В послеоперационном периоде происходит адаптация к исходу заболевания При выписке необходимы разъяснения (в допустимой для больной форме) о характере заболевания, результатах его лечения, о том, как болезнь отразится на функциях половой системы. Такие разъяснения будут способст­вовать эффективности реабилитационно-восстановительного процесса. Определяющими факторами формирования соматонозогнозий при гинекологических заболеваниях, требующих хирургического лечения, яв­ляются тяжесть поражения и успешность терапии.

Болевой синдром у женщин при хроническом спаечном процессе зачастую не соответствует выражен­ности патологических изменений. При идентичности объективных изменений субъективная реакция на них и, в частности, на болевые ощущения может быть различной. Встречаются больные с опасениями, стра­хами в связи с якобы имеющейся физической неполноценностью, неспособностью быть матерью, женой [Мейтина Е. В., 1966]. Это обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость изучения структуры соматонозогнозий.

«Если он сейчас себя так ведет,
каким же он будет через год»,

«он копия своего отца»

«Надо к нему найти подход,
а то он совсем неуправляемый,
как мне с ним лучше

3. Социальная ущербность мате-
ринской роли (фиксированная
система ценностей)

4. Эгоцентризм Я

(жизнь - это потребление)

обращаться - не знаю»

«Я из-за него ничего не могу
делать», «Она мне руки связала»

«Почему я должна столько вни-
мания ему уделять, еще сама

5. Рационализм

(упрощение картины мира)

6. Отчужденность
(человек = вещи)

жить хочу»

«Главное, чтобы он себе место
в жизни нашел, чувствовал

себя уверенно»

«Все равно ребенка для
кого-то растишь. И дочь уйдет
из дома, и сын»

Для меня психологическая работа по изменению отноше
ния женщины к ребенку практически всегда связана_ во^ста

новлением формулы безусловной ^Р""™^^^^^^^^^
мать никто кроме Вас не может любить Вашего ребенка та

ким, какой он есть», «Любить за то, что он есть».


Как часто бывало в отает упорное сопротивление: «В нем
нет ничего хорошего», «Как это любить за то, что он есть, он
же вон какое вытворяет» и тому подобное.

Если попробовать описать одним словом содержание нор-
мального материнского чувства моей современницы, то это
было бы слово «усталость», думаю, что оно было таким же
актуальным и во времена Э.Фромма, который писал о том, что
в материнской любви два важных аспекта: безусловное утвер-
ждение в жизни женщины ребенка и его потребностей, и разви-
тие в ребенке любви к жизни. Материнская любовь к жизни -
любовь к жизни самой женщины - приносит человеку самое
прекрасное в жизни - ее ценность, цельность, осмысленность,
глубину. Если же у женщины нет любви к жизни, к людям во-
обще, если она ощущает жизнь как бремя, а людей воспринима-
ет как вещи, она не только обделяет своего ребенка любовью,
но и лишает его важнейшей потребности - трансцендентальной,
той, которая рождает в человеке творца его собственной жизни.

Слабый, беспомощный ребенок легко пробуждает в жен-
щине чувство собственной силы, власти над ним как над сво-
им творением. Это чувство собственной силы перекрывает по
интенсивности многие другие, и если его проявления (за не-
имением других чувств) встречают у ребенка сопротивление,
то происходит удивительное превращение этого женского
чувства в его противоположность - сила сменяется бессилием,
любовь - ненавистью. В действие вступает закон амбивалент-
ности (двойственности) чувств, и женщина переживает это как
усталость, как невозможность осуществления собственной
жизни, как предел собственных чувств. Как сказала одна из
мам о своих трех сыновьях: «Я их очень всех люблю, но ино-
гда мне хочется прийти домой с автоматом и...»



Я думаю, что хроническая усталость, которая сегодня яв-
ляется почти единственным словом, выражающим материн-
скую любовь, тревожный симптом того общего изменения
отношения к жизни, который наблюдается у многих моих
современниц. «Люди не любят жизнь» - возможно, это сказа-
но слишком сильно, но очень часто именно эта фраза случай-
ной прохожей, с которой мы обменялись взглядами, став не-
вольными свидетелями безобразной семейной сцены, все чаще
приходит на ум в качестве причины, объясняющей, но не про-
ясняющей факты, которые приходится наблюдать ежедневно.

Хотелось бы сказать, что в житейском понимании нор-
мальный человек - это тот, кто умеет любить жизнь. Жаль,
что так не получается. Факты говорят о том, что даже естест-
венные, кровные отношения не гарантируют человеку (ребен-

\ любви. К нему, маленькому, уже относятся так, как он
того заслуживает. Ему уже надо что-то делать, предпринять,
чтобы его любили, надо иметь какие-то качества, а не просто
5ыть сыном или дочкой.

Это ожидание от ребенка заслуживающих любви качеств
делает отношения матери и ребенка, а тем более отца и ребенка,
опосредованными. Чем? Какой знак их будет определять? Я бы
сказала, что это концепция жизни, которой пользуются взрос-
лые. Содержательно она может отличаться в деталях у отца и у
матери одного и того же ребенка, тогда он (ребенок) не только
попадет в сложно опосредованную систему отношений, он не-
вольно становится манипулятором, переживающим отсутствие
целостности в жизни. Ситуация порождает необходимость по-
строения искусственной модели жизни вместо осуществления
жизни, сознание ребенка уже потенциально «заражено» виру-
сом собственной ограниченности и заданности.

Мне кажется, что житейское представление современного
человека о собственной нормальности и нормальности других
людей воплощается в образе инструкции. Иметь четкую инст-
рукцию, то есть обладать определенностью своего жизненно-
го пути, иметь критерий правильности его, оказывается,
очень важно. Сегодня наиболее остро необходимость в таких
инструкциях переживают люди старшего и среднего поколе-
ний, которые одно время жили по известной социальной схе-
ме: детский сад - школа - вуз (училище) - работа - пенсия;

октябренок - пионер - комсомолец - коммунист. Это была
самая общая инструкция жизненного пути, теперь ее не стало.
Хотя прошло уже несколько лет, неопределенность жизненно-
го пути оказалась для многих людей в нашей стране невыно-
симой, она еще и сегодня воспринимается с большим страхом
или предельной осторожностью. Момент потери инструкции -
это одно из мгновений переживания моими современниками
неопределенности как существенной характеристики самой
жизни. Оно оказалось не из легких.

Обострение переживаний по поводу своей нормальности я
вижу в фактах появления большого разнообразия обществен-
ных объединений, где через групповое, социальное использо-
вание понятий о жизни человек получает возможность осоз-
нания собственной концепции жизни. В интенсивном росте
общественных объединений можно увидеть и форму ухода от
выработки индивидуальной концепции жизни. Мне кажется,
что индивидуальное переживание своей собственной концеп-
ции жизни, содержащее любовь к ней, вообще доступно не-
многим людям и требует той силы Я, которая позволяет на-


звать такого человека героем. Героизм этот в будничной воз-
можности быть самим собой, чувствовать то, что чувствуется
думать то, что думается, как у Наума Коржавина:

Москва встречает героя,

А я его - не встречаю.

Хоть вновь для меня невольно

Остановилось время,

Хоть вновь мне горько и больно

Чувствовать не со всеми.

Но так я чувствую все же,

Скучаю в праздники эти...

Хоть, в общем, не каждый может

Над миром взлететь в ракете.

Это переживание своей непохожести как нормальности, ес-
тественной для собственной жизни.

В житейском понимании нормальности присутствует не
только содержание концепции жизни, но и концепции другого
человека, то есть отношение к собственной Я-концепции,
которое с необходимостью ставит вопрос о их тождестве или
равенстве. Вопрос, который для каждого рождающегося че-
ловека является вечно новым, а для человечества давно извес-
тен на него ответ. Дан он в Библии: «Люби своего ближнего
как самого себя». Об этом писал Э.Фромм, когда говорил о
том, что любовь человека к себе содержит все ее парадоксаль-
ные стороны - Я для самого себя становлюсь объектом, на
который распространяется моя же собственная любовь. Лю-
бовь - неделимое отношение между собственным Я как объ-
ектом любви и другими ее объектами, это выражение созида-
тельности - заботы, уважения, ответственности и знания. Нет
такого понятия человека, в которое я не был бы включен сам.
Эта идея мне кажется крайне важной для понимания того, как
в житейском понятии нормальности человека представлено
самое главное - его собственное переживание собственной же
сущности. Все формы отказа и ухода от этого переживания, от
невозможности чувствовать собственную пустоту лишний раз
говорят о том, что экзистенция человека не задана ему в мо-
мент рождения, она создается им самим. Ограничения, кото-
рые он переживает на пути воплощения собственной экзи-
стенции, связаны с тем, что вся жизнь человека опосредована
присутствием в его индивидуальной жизни других людей, уже
создавших (или создающих) собственные знаковые системы
для организации потока жизни. Эти знаковые системы струк-
турируют и понятие человека, и концепцию жизни, и Я-

концепцию, и концепцию другого человека, степень жестко-
сти этих структур может быть весьма различной, но они на-
полняют психологическое пространство отношений между
людьми, создают его плотность, оказывают регулирующее
влияние на спонтанный поток жизни. Житейское понятие
нормальности в этом психологическом пространстве отноше-
ний человека к человеку (независимо от возраста) задает сте-
пени свободы для осуществления собственной спонтанной
активности. «Нормальность» - это маркировка этих степеней
свободы, она может быть вплотную приближена к возрас-
тным и социальным проявлениям активности: нормальный
двухлетний ребенок владеет прямой походкой, нормальные
пенсионеры сидят спокойно на скамеечке и тому подобное.

Содержание этих степеней свободы основано на житейских
понятиях - на обобщениях конкретных, наглядно восприни-
маемых фактов, сходное в них и принимается за нормальность.
Вопрос о возможных изменениях наблюдаемых явлений не
ставится и не предполагается, житейское понятие «нормаль-
ности» всегда осязаемо и действенно, оно отвечает всем требо-
ваниям инструкции, так как задает степени свободы через
«можно» и «нельзя». Для человека, ориентирующегося на него,
часто бывает большим потрясением встреча с концептуальной
многозначностью этого понятия. Поразительно бывает, на-
пример, наблюдать за родителями, когда они находят в своем
ребенке новые для них проявления его интеллектуальных воз-
можностей («а я и не знал, что он (она...) »). Переход к новому
содержанию понятия «нормальность» для большинства людей
связан с изменением степеней свободы как в своем поведении,
так и с признанием этого за другим человеком. Как сказала
одна мама: «Хотелось бы уберечь его от всех жизненных оши-
бок, но это все равно, что жить его жизнь без него самого».

Да, как пишет Ст.Тулмин: «Мысли каждогоиз нас при-
надлежат только нам самим; наши понятия мы разделяем с
Другими людьми»".

Можно подвести небольшой итог: житейское понятие нор-
мального человека включает переживание по поводу возмож-
ных степеней свободы как своей собственной, так и другого
человека, которые проявляются в воздействии на свою актив-
ность и активность другого человека. Это своего рода прави-
ла, инструкция, которая позволяет организовывать простран-
ственно-временные отношения с другими людьми и в своей
собственной жизни.

"Тулмин Ст. Человеческое понимание. - М., 1984.-С. 51.
333