Скачать сценарий проведения колядок в детском саду. Сценарий развлечения для смешанной группы«К нам пришла Коляда

11.05.2019

Кузнецова И.А.

Музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад «Мишутка»

Сценарий развлечения «Святочные колядки»

для всех возрастных групп детского сада

Цель. Формировать любовь к народным традициям в сознании детей через знакомство с русскими народными праздниками.
Задачи.

1. воспитывать любовь и интерес к народным праздникам,

2. познакомить детей с обрядом колядования на Руси, увеличить словарный запас

3.создать хорошее настроение.

Действующие лица:

Скоморох

Дети подготовительных групп – ряженые

Атрибуты: угощение для детей, музыкальные инструменты, лавка с горшками, предметы для гадания, мешки для игры, метла, снежки в коробке

Под музыку дети средней и младшей групп входят в зал и садятся на стульчики

Ведущий.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Вот и закончилась новогодняя суета, пришло время светлого радостного праздника Рождества!

Ребёнок старшей группы читает стихотворение

Тихо кружатся снежинки, сказка приходит в наш дом,

Ёлка, подарки, картинки – зовём это всё Рождеством!

Звёздочки в небе сверкают, но ярче всех лишь одна.

О радости нам возвещает, о празднике Рождества.

В этот волшебный праздник всё наполняется вдруг

Верой, Надеждой, Любовью и светом добра вокруг!

Ведущий.

От рождества и до крещенья наступают святые дни – Святки.

Развесёлые Святки – хороводы и колядки!

А вы знаете, ребятки, что такое Святки?(ответы детей)

Что ж, придётся рассказать и, конечно, показать.
Те, кто знает, выходите и про Святки расскажите!

Дети средней группы рассказывают стихотворение
Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный!
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!

Под музыку вбегает Скоморох

Скоморох.

Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, гости дорогие!

Дай, Бог, тому, кто в нашем дому,

Добрым хозяюшкам, дорогим гостям!

Наделил бы вас господь и живьём, и бытьём и здоровьицем!

Собирайся, чес­ тной народ, на гулянье!

Ряди­ тесь, берите трещотки! Да всей семьей спешите к на­ чалу!

Ото всех дверей, ото всех ворот к нам на праздник спеши!

Кто умеет хорошо трудиться, тот умеет и весе­ литься!

Эй, коляда, маляда, золотая борода!

Приходи, коляда, открываем ворота!

В зал входят дети подготовительной группы в костюмах

Рождественская колядка.

1. Как на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять, велит скоро подавать!

Коляда, коляда, мы желаем вам добра!

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.

Задачи:

Познакомить с обрядом колядования;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, гаданиям, пляскам;

Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание;

Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Звучит фонограмма русской народной песни.

Ведущий:
Дети! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой — Зимой.
(Читает указ).
Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!
Непременно все должны
Быть на празднике Зимы.

Ведущий:
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Руку дай скорее, друг!
Ждем вас всех в веселый круг!
Дети танцуют под фонограмму песни "Светит месяц", выполняя движения по показу взрослых.

Ведущий: Приглашаю вас справить великий праздник - Рождество Христово Рассказ о славянском празднике «Коляда»

У славян начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина,пекла круглый хлеб. Вся семья собиралась за столом. Стол застилалсяскатертью, под которую клалисоломуилисено. На столе рождественскаякутьядакаша. Обязательно на блюде пирог икренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста - коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков.

Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу -колядовать! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия. Юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных, и ряженные ходят по дворам, поют колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым.

Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество. Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.

Ведущий: Давайте мы поздравим друг друга с Рождеством и споем «Колядку»:

Коляда! Коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества!
Коляда пришла,
Рождество принесла!
Коляда-молода
Зашла в новы ворота,
А за ней и Мороз
Через тын перерос.
Принес он холод,
Так что дед Архип стал молод.
Мороз не велик,
Да стоять не велит.
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать!

Ведущий:
Коляда, Коляда, не хочешь пирога?
С луком, с перцем,
С комариным сердцем.

Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный. Наши предки пили, ели, веселились две недели.
Игра "Пирог".
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий "пирог". Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах "высокинький" поднимают руки вверх, "широкинький" — разводят в стороны, "мякошенький" — гладят по животу. Сразу после слов "Режь его да ешь" к "пирогу" бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется "пирога", уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать "пирог".
Выигрывает группа, забравшая больше "пирогов".

Ведущий:
А сейчас мы предлагаем вам игру —
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Перетягивание каната

Ведущий: Хоть игра, да в ней намёк добрым молодцам урок!

А сказочку мою новогоднюю хотите послушать?

Только помощь мне ваша нужна будет… дам я вам инструменты шумовые. Сказку мы вместе и расскажем.

Раздаёт шумовые инструменты детям

Сказочка-шумелка «Ёлочка»

Росла в лесу ёлочка-стоим на месте, вытянув руки в стороны
По её веточкам прыгали белки-прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)
Прилетал дятел -«летим» или шлепаем руками по бокам.
и громко стучал клювом-вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками).

Иногда мимо проходил большой медведь - ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)
Иногда пробегал маленький зайчик - подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)
Вечером на неё дул ветерок - дуем
Ночью над ней загорались звёздочки-вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)

Летом около неё летали комарики - шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»
Зимой на неё падали белые снежинки - рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).

(озвучивание сказки шумовыми инструментами)

Ведущий: Спасибо ребятушки, интересная у нас получилась сказочка.

Святок не бывает без гаданий. Особенно девушки любят гадать. Узнать свою судьбу.

Поёт

Гадай-гадай девица

В кой руке достанется

Жизнь пойдёт покатится

Попригожей - срядится

Молодцу достанешься…

А давайте-ка и мы с вами погадаем…

Гаснет свет. Ведущий ставит свечу.

В каждой чашке с зерном скрыта ваша судьба. Каждая вещь - предсказание.

Несколько детей достают из чашки предметы.

Монетка - к богатству

Хлеб - к сытой жизни

Зеркало - к новым нарядам

Ведущий: А давайте еще мы погадаем, под горшочки мы заглянем.
(Проводится игра «Гадание на горшочках». Посередине зала на столе стоят пять горшочков.)
Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек - что сбудется, станется? Плохое пусть останется. (Из горшочка вынимают полотенце - рушник).

Ведущая : Полотенце! Далеко расстилается… ждет дорога дальняя, путешествие.
(Дети снова идут по кругу, проговаривают слова. Второй горшочек - с булкой).

Ведущая : Булка! Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме достаток будет, благополучие.
(Дети берутся за руки и снова идут по кругу, проговаривают слова. В третьем горшочке - кольцо).

Ведущая: Колечко! Сейте муку, пеките пироги! Скоро гости будут, а к девицам - женихи!
(В четвертом горшке - лента).

Ведущая: Лента! Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи. Златом перелеваючи! Лента - к богатству, прибыли.
(В пятом горшке - пуговица).

Ведущая : Пуговица! Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить нам всем в большой семье счастливой жизнью.

Ведущий: Следующее гадание по профессиям для детей: что попадется, то и сбудется (в мешочке лежат следующие предметы):

1. Ножницы детские - парикмахер

2. Сантиметр - портной

3. Книжка - писатель, учёный

4. Муз.инструмент - музыкант

5. Краски - художник

6. Градусник - врач

7. Машина - водитель

8. Монет - бухгалтер, кассир, банкир.

Ведущий: А, еще есть такая примета - если звездочку с неба поймаешь… и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Ловите звездочки желаний.

Ведущая : Ребята, ловите звездочки, загадывайте желание. Только берегите звездочку.

Ведущий: И конечно же играли в разные игры, которые мы с вами и поиграем.

Игра "Жмурки"
"Жмурке" завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают.
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
Участники игры разбегаются, "жмурка" их ловит. Тот, кого он поймал, становится "жмуркой".

Ведущий: А теперь игра не развлечение

И с большим, большим значением

Чтоб был долог колосок

Чтобы лён вырос высок

Прыгайте как можно выше

Можно прыгать выше крыши.

Игра «Чудеса в решете».

4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

«Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.
1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

2. Баран - буян залез в бурьян.

3. Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

4. Сколько не ело сито,
Ни разу не было сыто.

5. На возу лоза, у воза коза.

Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»

Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мячаруками ни в коем случае нельзя, при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

«Золотые ворота»
Золотые ворота, пропускают не всегда.
Первый раз прощается, второй запрещается,
А третий раз не пропустим вас!

Ведущий: А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

1. Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке - щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

2. Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

3. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

4. Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

5. В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

На полу — топ-топ.

(Балалайка).

Летом сидит, а зимой бежит. (коньки)
В гору деревяшка, а с горы - коняшка. (сани)
12 братьев друг за другом идут, друг друга не обходят. (12 месяцев)
Шуба бела весь свет одела. (снег)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок? На ногах его - копытца, ест и пьет он из корытца. (поросенок)

Ведущий: Веселились на загляденье, заслужили угощенье!

Угощает детей баранками

Всё ли вам понравилось?

Что запомнилось больше?

Ведущий: Всем людям добрым

Желаем добра, золота и серебра!

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Мероприятие заканчивается веселым танцем под песню «Потолок ледяной»
(В соответствии с текстом дети выполняют движения).

Чтобы скачать материал или !

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Расширять интерес к прошлому народа. Прививать любовь к народному творчеству.

Предшествующая работа: Проведение родительского собрания на тему:

“Кто такая Коляда”. Изготовление костюмов и атрибутики к празднику, разучивание с детьми хороводов, народных игр, песенок-колядок. Просмотр отрывков из фильма “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Хороводы и игры, используемые в празднике:

Народная песня “Светит месяц”, хоровод “А я по лугу”, игра “Пирог”.

Группа оформлена под деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в народные костюмы. Колядующие с ведущей становятся полукругом возле дома. У колядующих в руках – солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами – символ коляды.

Хозяйка: Ах, сколько гостей! Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы! Праздник дожидаетесь? Хотелось бы мне узнать у вас, какой праздник приближается?

Дети. Новый год.

Хозяйка: Издавна люди с добрым словом провожали старый год, стараясь забыть обо всех своих неудачах, бедах. Все плохое оставляли в старом году, а встречая новый год, ожидали, что он принесет им благополучие, исполнение желаний, богатство, добрых друзей. Перед новогодними праздниками юноши и девушки наряжались и ходили по дворам с песнями да прибаутками. Такие песни назывались колядками, а те, кто их пел, – колядующими.

От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили,
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
– Дети! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой – Зимой.

1-й ребенок.

Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник.
Непременно все должны
Быть на празднике Зимы.

2-й ребенок.

Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Руку дай скорее, друг!
Ждем вас всех в веселый круг.

(Танец под фонограмму песни “Светит месяц”, движения по показу взрослого.)

Хозяйка. А теперь пойдем с вами колядовать. Песни петь да играть.

(Дети направляются по группам.)

– Здравствуйте хозяюшка! Мы споем вам Колядки, а вы нас угостите.

Взрослый.

Пришла Коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку, маслену головку.
А дай Бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа, рожь ужимиста.

Коляда! Коляда!
На пороге Рождества.
Хозяюшка добренька!
Пирожка бы сдобненька!
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай!
Двоим, троим,
Мы давно все тут стоим,
Под окошечком, да все с лукошечком.

Ряженные.

Спасибо хозяйка за угощение!

С Новым годом! С новым здоровьем! С новым счастьем!

(Идут на кухню.)

Щедрики-ведрики! Дайте вареники,
Вареника мало – кусочек сало.
Сало мало – ветчинки, колбаски,
Ложечку кашки.
Тетенька, добренька,
Дай, что-нибудь, сдобненько.
Выносите поскорей
Не морозьте, вы, детей!

Ряженные.

Спасибо хозяйки, за угощение! С Новым годом! С новым здоровьем! С новым счастьем!

Спасибо этому дому, пойдем к другому.

(Идут в группу.)



Как зашли мы, зашли

1-й ребенок.

Щедрый день, добрый день!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Да всем поклон шлет!

А как первая звезда, да (Имя Отчество воспитателя.)
А вторая звезда – (И.О. воспитателя.)
А третья звезда – помощница, (И.О. няни. )
А деточки-то, что часты звездочки, один другого краше.

Все вместе.

Слава вам! Слава!
Прикатила коляда, коляда-то молода,
Что за славный денек, становись в хоровод,
Будем кругом ходить, да ребят веселить.

(Проводиться хоровод “А я по лугу”, движения по показу воспитателя.)

Колядующие.

Спасибо хозяева за угощение. С Новым годом, с новым здоровьем! С новым счастьем! Спасибо этому дому, пошли к другому.

(Колядующие идут в другую группу.)

Пришла Коляда, отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Как зашли мы, зашли
Да в хорошую хату. Здравствуйте, ребята!

1-й ребенок.

Щедрый день, добрый день!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает, добром величает.

А как первая звезда, да (Имя Отчество воспитателя.)
А вторая звезда – (И.О. воспитателя.)
А третья звезда – помощница,(И.О. няни.)
А деточки-то, что часты звездочки, один другого краше.

Все вместе.

Слава вам! Слава!
Коляда, коляда, не хочешь пирога?
С луком, с перцем, с комариным сердцем.

(Проводится игра “Пирог”.)

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий пирог. Все поют:

Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.

Во время пения “высок”– поднимают руки вверх, “широк”– разводят в стороны, “мякошь”– гладят по животу. Сразу после слов “Режь его да ешь” к “Пирогу” бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется “пирога” , уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать “пирог” . Выигрывает та команда, набравшая больше “пирогов”.

Ведущий. Спасибо хозяева за угощения. С Новым годом! С новым здоровьем! С новым счастьем!

Ну, хватит, ребятушки, полный мешок накалядовали!

Два пшеничных пирога,
Черепушку творога,
Блинов стопку, оладушек сотню,
Маслице каточек, ветчины шматочек.

(Возвращаются в свою группу).

Наш праздник подошел к концу.
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!
Новый год пришел, старый угнал, себя показал,
Иди, народ, солнышко встречать мороз прогонять.
А теперь будем чай пить, угощения кушать, да вести беседу.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ

И группу входят ряженые: Петух, Лиса, Медведь, Иван, Баба Яга и баянист, приплясывают и распевают колядку:

Коляда, коляда,
Калачи, лепёшки,
Свиные ножки.
В печи сидели,
На нас глядели.
Уж ты, бабушка, подай,
Ты, сударушка, подай!
Не подашь коляду -
Я корову уведу!

Иванушка: Здравствуйте, добрые люди! Рады ли вы гостям?

А мы люди весёлые, ряженые.
От избы к избе идём,
Колядки поём.
Кто нам подаст, того веселим и потешаем.

Баба Яга: Ну-ка, ребятишки, быстрые умишки,отгадайте наши загадки.

1.Имеет гребень, а им не причёсывается? (Петух)

2.У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку.
Он и пляшет и поёт.
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, но не буян
Голосистый мой...(баян).

3. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Ёлка)

Если дети не отгадывают загадки, то за каждую неотгаданную загадку у них берётся фант. Все фанты-потом разыгрываются. Разыгрывает фанты Петух. Он даёт детям смешные задания типа таких:

а) всем вместе прокричать три раза: Ку-ка-ре-ку!

б) показать, как козлики бодаются.

в) показать, как петухи друг на друга нападают.

Иванушка: А что вы будете нам дарить?

Все вместе напевают, приплясывая:

Кто будет нам дарить.
Того будем благодарить.
Кто подаст нам колядку,
Будет здоров в новом году.
На ваш добрый привет
Наш добрый ответ.

Ребята подают колядующим свой откуп. Иванушка в ответ на это достаёт из корзинки мешочек с подарками и подаёт детям со словами Добрым людям на здоровье, на веселье!

Ряженые, распевая колядки и приплясывая, уходят из группы.

В мешочке с подарками дети найдут сладости и приглашение на праздник с условием явиться в зал в маскарадных масках или костюмах.

Дети в маскарадных костюмах входят в зал. Зал украшен. Звучит музыка. Пока все собираются, музработник с пришедшими детьми играет в игру "Пол, нос, потолок" или любую другую малоподвижную игру.

Вдруг на лошади с дугой и бубенцами въезжает Иванушка. ("Лошадь" - воспитательница в маске и черном трико). Иван здоровается с детьми, говорит, что едет с ярмарки, везёт подарки, да заехал в детский сад на огонёк.. Он достаёт из своего короба разноцветные ленты для игры в карусели и предлагает детям поиграть в эту игру. Игра повторяется трижды с детьми разных групп. Затем Иванушка предлагает детям покататься на его лошадке, всех желающих усаживает в сани (ставит позади дуги и кричит:"Но!”) и делает вид, что сам упал с саней. Второй раз усаживает детей на сани, поправляет дугу, а за это время лошадь без дуги убегает из зала. Иванушка пытается поймать лошадку и убегает за ней,и тут же в зале с песней появляется Баба Яга. Она поёт:

Елочки, сосёночки,
Зелёные, колючие.
А я бабушка Яга
Весёлая, певучая.

Баба Яга красуется перед детьми в своём наряде из мешковины, спрашивает; весело ли детям живётся и предлагает поиграть в игру "Если весело живётся, делай так."

Когда игра подходит к концу, дети видят, как Иванушка с трудом тянет в зал мешок. Баба Яга тут же подбегает к Иванушке и говорит, что это мешок её. Иванушка спрашивает, что же такое тяжелое в этом мешке находится. Баба Яга отвечает, что это Петух. Она купила его на ярмарке, чтобы погадать. Иванушка просит, чтобы Баба Яга разрешила Петуху погадать нашим детям. Баба Яга развязывает мешок, оттуда вылезает Петух. Он в черном трико, на голове шапочка, а хвост не петушиный, а длинный и тонкий. Петух старается его спрятать, Иванушка, тем временем, достает из короба свёрнутые в трубочки бумажки и раскладывает их на полу. Затем просит Петуха погадать и ответить на такие вопросы:

1. Какими будут наши детки в Новом году?

2. Какие они будут петь песенки?

3. Чем они будут заниматься?

Каждый раз Петух достаёт (клюёт) бумажки, на которых написаны следующие ответы:

1. Все красивые ребятки,У них синенькие пятки,У них нос картошкой,А в носу лепёшка.

2. Я Хрю-Хрюшка, я Хрю-Хрюшка, Я купаю в луже брюшко.Было розовым оно,А теперь черным-черно.

3. Будут лазать на крышу или еще выше.Будут прыгать через речку,Будут ездить на печке, И шоколад коричневый в скорлупе яичной,Будут есть руками и ногами.

Иванушка удивляется, что Петух нагадал нашим ребяткам столько небылиц и высказывает детям сомнение, уж Петух ли это. Он осторожно подкрадывается к Петуху и снимает с него шапочку. И перед детьми предстаёт Чертик. Он пытается убежать от Иванушки, но тот его ловит. Тогда Чертик предлагает Иванушке помериться силой. Иванушка достаёт из короба канат. Начинается соревнование "Кто кого перетянет". То Иванушка, то Чертик призывают на помощь ребят. Таким образом в игру втягиваются и дети. Когда желающих поиграть будет много, Иванушка сделает вид, что Чертик его победил.

Тогда он заявляет, что удержит канат и не сойдёт с места, даже если две команды детей будут тянуть его в разные стороны. Он делает вид, что достаёт из короба большой канат, а сам тем временем достаёт концы каната из рукавов рубашки (канат продет через рукава за спиной), берётся за верёвки руками и предлагает двум командам детей взяться за концы каната и тянуть в разные стороны, стараясь сдвинуть Иванушку с места.

Иван стоит на месте дети перетягивают друг друга. Канат скользит под рубажкой за спиной Ивана. В это время Баба Яга и Чертик пытаются помочь то одной, то другой команде. Когда соревнование закончится, Баба Яга объявит, что тоже хочет показать свою силу, хочет обсыпать всех снегом, как Дед Мороз. Она кружится, приплясывает и обсыпает всех бумажками.

Все смеются над ней и говорят, что её волшебная сила слабеет. Баба Яга обижается, а Чертик успокаивает её и предлагает всем поиграть в "Жмурки", сам же и бе­рётся вадить. Под конец игры он ловит ребенка-петушка (заранее подготовленного ребенка), который три раза кричит: Ку-ка-ре-ку! Чертик и Баба Яга начинают кружиться, все больше и больше увеличивая диаметр круга и таким образом раздвигая собравшихся посередине зала детей и, наконец, у всех на виду убегают из зала. Иванушка говорит, что после крика Петуха все чудеса уходят,и сказки кончаются. Да и ему пора домой ехать. Берет свой короб и уходит.

Цели:

Действующие лица: хозяюшка праздника (воспитатель в народном костюме), родители и дети в народных костюмах, Коляда, Баба Яга

Оформление: силуэты домиков, за которыми до поры скрыты взрослые, исполняющие роли хозяев; на заднике – небо с мигающими звездами; сугробы снега, силуэты домиков, заснеженных елок, звездочки, подсвеченные голубой гирляндой.

Музыкальное сопровождение:

Звуки колокольчиков.

Песня «Новогодний хоровод» Слова: Н. Соловьева музыка: Г. Струве

Рождественская песенка

Игра «Шапочка» (Программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых)

Запись песни «Моя семья ». Слова и музыка Александра Ермолова, исполняет Лариса Григорьева.

Хозяюшка приглашает детей:

Здравствуйте, детки, проходите ко мне поближе! Рада видеть вас здоровеньких да румяных! По какому случаю все дружно собрались, нарядились? Да не одни пришли, и родителей, бабушек своих привели!

Ответы детей:

Рождество встречать,

Новый год отмечать

Хозяюшка:

Конечно, Рождество и Новый год – самые веселые и семейные праздники. Собираются вместе родные и близкие люди, одаривают друг друга подарками, поют песни, водят хороводы.

Давайте споем песню о Новом годе.

Дети берутся за руки, становятся в круг, исполняют «Новогодний хоровод»

Дети рассаживаются вокруг Хозяюшки:

А знаете ли вы, что давным-давно наши предки встречали сначала Рождество, потом Новый год, а затем Крещение?

Маша:

Рождество - то очень радостный праздник. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца Иисуса Христа.

Хозяюшка:

О появлении в Вифлееме на свет чудесного младенца известила звезда, засиявшая на небе. С тех пор звезда является символом Рождества. (Показывает звезду)

И раньше и сейчас в каждой семье заранее готовятся к празднику Рождества.

Раздается перезвон колокольчиков.

Хозяюшка:

Что это такое? Метель? Снег А?

Коля:

То ни снег, ни метель рассыпается,

Рождество к нам идет, приближается,

С играми да плясками,

С рождественскими сказками.

Дима:

День сегодня не простой

Праздник к нам пришел святой

Наступило Рождество,

Начинаем торжество.

Рождественская песенка

Хозяюшка:

А знаете ли вы, дети, что такое «святки»?

Саша:

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

Маша:

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

Богдан:

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Хозяюшка:

В ночь перед Рождеством дети и молодёжь, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, натянув маски медведя, быка, барана, лисицы, Баба Яги, черта, ходили из дома в дом, останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и стихах добра и благоденствия. Песни эти назывались колядками. Пора и нам позвать к себе Коляду.

Все вместе:

Ты приди, Коляда, накануне Рождества

Входит Коляда (родитель-мужчина в национальном костюме):

Кто звал, вызывал, Коляду кричал?

Дети здороваются, приглашают отпраздновать с ними Рождество.

Коляда:

Издавна на Руси пели дети колядки. Были они новогодние, были и рождественские. А вы знаете колядки?

Дети: Да!!! Конечно!

Коляда : Ну тогда наряжайтесь, да пойдем по дворам славить!

Дети надевают маски, берут звезду и идут с Колядой к первому дому .

Коляда:

Я, Коляда, к вам иду, колядовщиков веду.

Звезда светит нам в пути,

Каждый дом надо нам обойти!

Хозяюшка:

Да и хозяева ждут - не дождутся, когда придут колядовщики. Ведь это добрая примета: значит, год будет богат и.удачлив

Маша:

Ребята, а как колядки петь будем?

Родительница:

Обычно сначала хвалят дом, в который пришли, потом обещают удачу в новом году и просят гостинцев.

Дима:

А если хозяин жадный, не даст угощения?

Родительница:

Нет, жадных среди нас нет, все нас ждут, все колядовщикам рады. А перед уходом из дома осыпьте хозяев зернами овса - пожелание доброго урожая. Все взяли по горстке зерен?

Дети: Да!

Коляда: Ну что, идем?

стучась в окно:

Вот пришла к вам Коляда

Накануне Рождества.

Шире двери открывай.

Колядовщиков встречай!

Саша:

Хозяин с хозяйкой, слезай с печи,

открывай сундуки,

Доставай пятачки!

Родители 1-го дома, встречают детей:

Здравствуйте, гости дорогие да желанные!

Дети здороваются, поздравляют хозяев с праздником.

Коля:

Пришла коляда

Накануне Рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку!

И дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Маша:

Коляда, Коляда,

Подавай нам пирога,

Кто даст пирога,

Тому скот, живота!

Дима:

Уродись, пшеничка, на поле – стогами,

На столе – пирогами!

Счастье будет вам горой,

Урожая воз большой!

Хозяева 1 дома:

Спасибо, ребятки, за колядки, за пожелания добра! (Одаривают детей)

Вот вам, гости дорогие,

Пряники да конфетки,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог.

Богдан:

Добрые вы хозяева, желаем вам счастья в дому!

Дети все вместе, рассыпая зерна:

Коля:

Спасибо этому дому, а мы пойдем к другому!

Идут ко второму дому. Стучат в окно.

Коляда:

Пришла Коляда - отворяйте ворота!

Дима:

Тетушка добренька,

Дай кусочек сдобненька,

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай.

Если крошечку уронишь -

Со двора нас не спроводишь!

Где блины - там и мы,

Где оладьи - тут и ладно,

Где пирог с крупой -

Там и мы с рукой.

Выходят хозяева.

Здравствуйте, здравствуйте, давно вас ждали, угощенье готовили

Дети:

1. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

С праздником вас поздравляем,

Счастья, богатства вашему дому желаем!

2. Дай бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста,

3. Ему с колоса – осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Дети все вместе:

рассыпая зерна:

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем!

Хозяева, провожая колядовщиков:

Спасибо, спасибо, вот вам награда:

Печенье, плюшки - кому что надо!

Коляда: Спасибо! Идем к дому другому!

Стучат в окно третьего дома. Хозяева выходят, здороваются:

Дети поздравляют хозяев с праздником:

1. Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме, то и нам подайте.

Пирога да каши, а наверх – печеньку,

А под низ – копейку, денежку-монетку.

2. Кто подарит пирога,

Тому – полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

3. У доброго мужика родись рожь хороша:

Колоском густа, соломкой пуста.

4. Сейся, родися, жито и пшеничка,

Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.

Будьте здоровы, счастливы будьте.

Живите без бед много-много лет

Хозяева одаривают детей:

Кушайте, ребятки, блинчики, оладки.

Щелкайте орешки, делите конфетки

Богдан:

Сколько в лесу пеньков – столько вам светлых деньков!

Счастье да любовь, да совет на долгий век.

Все: Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем! (кланяются)

Дети все вместе:

Коляда, коляда, весела да богата!

рассыпая зерна:

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем!

Идут к четвертому дому:

Коляда:

Коляда, коляда, прикатила молода.

Маша:

Мы искали коляду во Ивановом двору.

Как на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять, велит скоро подавать:

Или тепленький пирог, или маслице – творог,

Или денежку копьем, или рубль серебром.

Все: Тетенька, добренька, подай что-нибудь сдобненько:

Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

Из окна:

Расходитесь по домам,

Ничего я вам не дам!

Дети:

1. У Ивана – то жена очень жадная была!

На ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

2. Да и муж – не дюж, лентяй, неуклюж!

Хозяйка:

Хватит, хватит просить,

Уходите к другому двору!

Дети:

Коляда, коляда, длинная борода,

Кто не даст ножку – расколю окошко!

Кто не даст хлеба – уведу деда!

Кто не даст ветчины – расколю чугуны!

Из окна:

Что вы, что вы, оставайтесь,

Чем хотите, угощайтесь!

Вот вам угощение: сыр да печенье,

Пряники, конфетки, кушайте, детки! (Протягивает руку с угощением).

Коляда: Да никак это Баба Яга, костяная нога решила с нами пошутить. Вот я ей сейчас задам!

Баба Яга:

Не обижайтесь на меня! Когда же ещё как не в Святки нечистой силе порезвиться. Дети, поиграйте со мной

Игра с Бабой Ягой.

Баба Яга:

Ну вот, потешилась я с вами, пора и домой, в лес густой! До новой встречи в следующем году.

Коляда:

И мне пора с вами прощаться.

Хозяюшка: Как же так, Коляда? По дворам вместе ходили, хозяев славили, а без угощения остались? Я чай вскипятила, стол накрыла, приглашаю всех! Будем чай с вами пить, праздник святочный хвалить!

Коляда: Ну тогда и вы, ребятки, доставайте свои гостинцы!

Общее чаепитие, рефлексия.

Хозяюшка: Хорошо вам было вместе? И мне приятно, и вашим родителям! Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья. Когда все здоровы, все в семье вместе – и душа на месте!

Коляда:

Пусть любовь и добро

С нами рядом живут.

Ощутите друзья,

Теплоту ваших рук.

Все берутся за руки, исполняется песня « Моя семья »