Пять проблемных ситуаций: дети, родители, воспитатель. Как решать конфликты в детском саду

08.05.2019

…Итак, если вы выбрали садик на уровне заведующей, познакомьтесь и с теми, кто работает в группе, которую будет посещать ваш ребенок. Да, при том уровне зарплаты, которую получает сейчас работник обычного детского сада, как-то и язык не поворачивается требовать особого рвения в работе - хотя к чести воспитателей надо сказать, что большинство из них все же являются по-хорошему фанатиками своего дела. Хотя бывают и откровенные психологические садисты, которые готовы работать практически за бесплатно, но в качестве компенсации иметь возможность подавлять подчиненных им людей - пусть даже маленьких.

Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Или еще ситуация. Воспитательница в садике активно прививала детям навыки бесконфликтного общения, в частности, не позволялось споры решать кулаками. Строго говоря, это как минимум опасно - драка может закончиться травмой, а это ни детям не полезно, ни воспитателю, как лицу ответственному, не нужно. И вот в группе появился мальчик (довольно крупного телосложения), который начал всех задирать. Кто-то его обзовет (что в садике бывает сплошь и рядом) - он, ни слова не говоря, разворачивается и толкает или бьет кулаком в лицо.

И однажды он на вечерней прогулке вот так же "разобрался" с мальчиком из младшей группы. который его нечаянно толкнул - развернулся, и ткнул малышу кулаком в глаз. Малыш упал, заплакал; воспитательница строго отчитала обидчика и поставила его одного в стороне от ребят.

И тут, что называется, как в кино, идет за ребенком бабушка этого драчуна, видит своего ненаглядного внука в слезах - и коршуном на воспитательницу: "Что вы наделали, вы ребенка довели до слез, он у нас нервный, впечатлительный, ему этого нельзя, как вы смеете, я на вас пожалуюсь заведующей…" Тут надо заметить, что бабушка была моложавая, спортивная - и вся такая, если можно так выразиться, напряженно-агрессивная. В разговоре выяснилось, что именно бабушка подучила внука реагировать кулаками на все обиды (даже нечаянные): "Конечно, у вас тут в саду каждый может ребенка обидеть. Вот я и учу его за себя постоять!" Воспитательница резонно заметила, что это мало того что некультурно в принципе - на слова отвечать кулаками, да еще и ребенок не научится адекватно общаться, к тому же мальчик крупный, силу свою рассчитать не может, и отвечать за нанесенные им травмы воспитательница не намерена… На что бабушка раскричалась, что за это воспитательнице платят деньги, а бабушка не позволит своего внука обижать! Забрала ребенка и гордо удалилась.

Понятно, что бабушка была откровенно неправа. Это потом всплыло, что у нее есть "непослушная" дочь, мама мальчика, которая вместе с мужем никак не хочет ходить на поводу у своей излишне властной матери. Так вот бабушка и переключилась на внука - и всю свою внутреннюю упреждающую агрессию как бы передала ему, научив мальчика бить, не разобравшись. Понятно, что воспитательнице будет очень сложно переучить мальчика - разве что откровенно дисциплинарными методами, но ведь ребенок вполне может нажаловаться бабушке, что его в группе притесняют, и все пойдет по новой… К тому же ясно, что хорошо относиться к этому ребенку вскоре перестанут и товарищи по группе, и (при всей своей педагогической объективности) - сама воспитательница. Кстати, конфликт закончился тем что бабушка вообще забрала ребенка из этого сада - мол, до школы как-нибудь проживем без вас! Но что будет с этим ребенком в школе, бабушка предпочитает не думать…

…Вообще очень важный показатель адаптации ребенка в группе - то, что он не выделяется в негативном плане из общей массы. При этом я совершенно не призываю к тому, чтобы дети воспитывались как одинаковые винтики (как в том садике, где все детишки сидели - ручки на колени): каждый ребенок вполне имеет право выделяться в группе, но по-своему. Кто-то умеет танцевать, кто-то петь, кто-то рисовать, а кто-то быстрее всех одевается… Как правило, хороший воспитатель такого не подавляет и уравниловкой не занимается. Но вот становиться всеобщим отверженным или молчаливой тихоней - это ребенку не на пользу. В конце концов, именно за этим его привели в садик, чтобы он учился активно общаться!

Пример, который вроде бы выглядит смешно: один довольно респектабельный папа устроил своего ребенка в обыкновенный детский сад. Невольно к ребенку относились немного иначе, чем к остальным детям в группе, но сам папа это отношение активно пресекал: "Не выделяйте моего ребенка, пожалуйста, не противопоставляйте его коллективу!" Собственно говоря, воспитатели вскоре сами это поняли. Но тем не менее ребенок, будучи немного младше остальных детишек в группе, не слишком быстро вливался в коллектив. И вот однажды весенним вечером папа приходит за ребенком в сад. Дети все на прогулке исследуют первые лужи, а его чадо стоит около воспитательницы и разглядывает собственные ботинки. Родитель подошел и шутливо предъявил "претензию": "Ну что же тут у вас делается, все дети в грязи ковыряются, а мой почему здесь стоит? Ну скажи, почему ты не ковыряешься в грязи вместе со всеми?!"

К слову сказать, иные родители изначально напутствуют ребенка "Не лезь в грязь!" Но учтите, что вывозиться совсем уж по-свински воспитатель не позволит, а становиться ребенку маменькиным паинькой, который не играет с детьми потому, что боится запачкать ручки, тоже для ребенка же не полезно.

И опять - именно потому рекомендуется отдавать в садик ребенка уже "говорящего", что после садика необходимо с ребенком обсуждать то, что с ним происходило в группе. Интересуйтесь в первую очередь успехами ребенка, его новыми знаниями и достижениями. Хвалите его за какие-то проявленные результаты. На занятии в садике выучили песенку и ребенок вам ее спел - прекрасно; в группе выставлены какие-то рисунки или аппликации детей - посмотрите, где работа вашего ребенка, проявите интерес к его творчеству. Не говоря уже о том, что часто дети на занятиях делают подарки родителям - что-то рисуют, лепят, клеят. И не стоит сразу на глазах ребенка, получив такой подарок, выкидывать его в мусорное ведро…

Расспросите ребенка и о тех возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не обязательно "собирать компромат" на работников садика, но если ребенок на что-то пожаловался - стоит обратить на это внимание. Естественно, дети излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно; иногда детишки откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не хочется дитяти ходить в садик, потому что там пропадает его избалованность и исключительность, и он делает все. чтобы мама его оттуда забрала); порой дети фантазируют - просто ради фантазии. А иногда излагают происшедшее вроде бы правильно, но скажем так, не совсем адекватно, вот именно "по-детски". Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей (не сразу обвинять, а именно выяснить).

Одна девочка после "рабочего дня" в садике заявила родителям, что у нее сегодня "воспитательница обед отняла". К счастью, мама обладала достаточным чувством юмора, чтобы тут же не понестись назад в группу и не обрушиться на педагога - прежде спросила у ребенка: "Так что, она так сильно кушать хотела?" Разумеется, потом выяснилось, что дело было в другом: девочка в принципе ест очень медленно (при этом педагоги всегда позволяли ей не торопиться); но в тот день трапеза ребенка затянулась совсем уж непозволительно, и остатки еды просто убрали вместе со всей остальной посудой, когда пора было отправляться на тихий час…

И уж к слову: может быть, стоит дать воспитателям (если вы им достаточно доверяете) добро на некоторые педагогические эксперименты, особенно если вы в доме делаете то же самое. Допустим, если ваш ребенок в садике не ест, и педагогу приходится его кормить насильно, можно "позволить" и не кормить. Не ест - значит, не хочет. Пусть поголодает, потом будет есть…

Приходя за ребенком, присматривайтесь не только к тому, с кем и как играет ваш ребенок, но и как общается с детьми педагог. Можете несколько раз прийти за ребенком "в неурочное время" - и если порой из-за двери слышен крик педагога, причем не раз и не два, и к тому же это подкрепляется неоднократными обоснованными жалобами ребенка - делайте выводы!

Родители – главные воспитатели.

Влияние семьи на формирование личности ребёнка

(родительское собрание)

Цели.

Формировать ответственное отношения родителей к воспитанию детей и повышать их педагогическую грамотность.

Задачи

    Определить влияние семьи на формирование личности ребёнка

    Проанализировать атмосферу родительского дома как фактор воспитания

    Раскрыть понятие «социальный опыт ребёнка»

    Осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей

Вопросы родительского собрания.

    Что такое «социальный опыт» ?

Основные понятия.

Ход собрания

    Вступительное слово педагога.

Большое спасибо тем, кого заинтересовала тема нашего родительского собрания и вы пришли сегодня в наш уютный класс, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребёнка в семье. У вас разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать радостью или горем. Как и что нужно делать, чтобы ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

2 Мотивация.

Педагог.

Основное влияние на воспитание и здоровье ребёнка оказывает семья. Более двух веков назад об этом написал в своём стихотворении немецкий поэт Себастьян Брант.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

С. Брант

3.Постановка цели. Задачи собрания

Педагог.

Сегодня мы поговорим о влиянии семьи на формирование личности ребёнка, попытаемся ответить на вопросы:

    Что является главным фактором, влияющим на воспитание и здоровье ребёнка?

    Что такое «социальный опыт»?

    Каким должен быть дом, в котором ребёнок воспитывается гармонично развитой личностью и усваивает полезные привычки?

4.Формирование социального опыта.

Педагог: «Все мы родом из детства». Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье, именно она является важнейшей средой формирования его личности.

Уважаемые родители, пользуясь своим родительским опытом, постарайтесь выделить факторы, которые влияют на формирование личности ребёнка в семье.

(Родители высказывают свои предположения. Принцип «свободного микрофона»)

Факторы, которые влияют на формирование личности ребёнка, можно разделить на три группы:

    Микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, постепенное знакомство со сложностями и противоречиями современного мира

    Внутри – и внесемейная деятельность

    Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада.

Эти факторы составляют ту основу педагогики семейных отношений, о которых А.С.Макаренко писал в «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету - всё это имеет для ребёнка большое значение (…) А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия» Ребёнок копирует поведение взрослых. Дети видят даже то. Что мы хотим скрыть от них. Вольно и невольно они перенимают опыт своих родителей.

Педагог.

Есть семьи, в которых по большому счёту все хорошо. От чего это зависит? По наблюдениям психологов, в такой семье царит обстановка взаимного доверия, уважения, стремления помочь друг другу. Члены семьи общительны, обладают чувством юмора. Отличительная особенность – уважение к суверенности личности каждого члена семьи.

В таких семьях обычно вместе проводят досуг. Каждый член семьи, начиная с раннего возраста, имеет постоянные домашние обязанности и выполняет отдельные поручения. Даже ребенок должен усвоить, что каждый заслуживает уважения, и у него есть свои неповторимые особенности. В хорошей семье все разделяют ответственность друг за друга. Рядом с взрослыми живут маленькие люди, способные критически оценивать все происходящее в семье. Дети все видят, слышат, понимают, воспринимают и перенимают.

Послушайте результаты анкеты, проведенной с детьми.

    Любишь ли ты бывать один или со всей семьей?

    один -5ч.(25%)

    с семьёй – 15ч.(75%)

    Хочешь ли быть похожим на родителей?

    да -12ч.(60%)

    чуть – чуть – 6ч. (30%)

    нет – 1(5%)

    Делишься ли с ними своими впечатлениями?

    да – 14ч. (70%)

    иногда – 5ч.(25%)

    нет – 1ч. (5%)

    Всегда ли родители справедливо тебя наказывают?

    да – 8ч. (40%)

    часто – 1ч. (5%)

    иногда – 8ч (40%)

    не всегда – 3ч. (15%)

    Обижаешься ли, если тебя наказали?

    да – 1ч. (5%)

    чуть – чуть – 9ч. (45%)

    нет – 10ч. (50%)

    Часто ли тебя хвалят?

    да – 10ч. (50%)

    иногда -7ч. (35%)

    редко – 3ч. (15%)

    нет - 0

    Что тебе нравиться в родителях?

    внешние качества (красота и т.д.) – 6ч. (30%)

    внутренние качества (доброта, нежность, ум, строгость и т.д.) – 6ч. (30%)

    забота о детях – 5ч.(25%)

    чувство юмора – 2ч. (10%)

    всё покупают – 1ч. (5%)

    Чем любишь заниматься с родителями?

    играть (шахматы, компьютер и т.д.) – 6ч. (30%)

    гулять – 3ч. (15%)

    культпоходы - 4ч. (20%)

    учебная деятельность – 3ч. (15%)

    трудовая деятельность (готовить, помощь по дому и т.д.) – 3ч. (15%)

    спорт – 1ч.(5%)

    ничем - 0

    Чем поощряют за хорошую учебу, работу?

    устная похвала – 6ч.(30%)

    покупки(игрушки, сладости, диски и т.д.) – 6ч. (30%)

    играть в компьютер - 4ч. (20%)

    прогулка – 3ч. (15%)

    целуют – 1ч. (5%)

    Можно ли учителю показать анкету родителям?

    да – 13ч. (65%)

    нет – 7ч. (35%0

Вывод: анкета ещё раз подтверждает, что учащимся младших классов нужна семья. Одним им быть не хочется. Большая часть детей хочет быть похожими на своих родителей. Дети чувствуют заботу о себе. Для себя отмечают лучшие качества родителей (нежность, мужскую силу, красоту, ум). Они делятся с родными своими впечатлениями и переживаниями. Считают, что почти всегда их справедливо наказывают и часто хвалят. Но всё - таки можно ещё кое - что улучшить. Например: разнообразить досуг детей и совместный отдых.

На заметку родителям: не хотят показывать анкету родителям дети,которые не всегда делятся с родителями своими впечатлениями или обижаются на наказания родителей.

( Анкеты с разрешения детей учитель раздаёт после собрания и проводит индивидуальные беседы и консультации)

Родительский труд очень тяжелый. Это, пожалуй, самая сложная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости, одоления неумений. Она требует постоянного самосовершенствования. Воспитать душу ребенка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми. Жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Детям рады не потому, что дети хорошие и с ними легко, а дети хорошие и с ними легко, оттого, что им рады.

Все-таки лучшие минуты, часы с детьми – это когда мы вместе, равноправны, счастливы, и всякая самая простая радость жизни: прогулки, угощение, хорошая книга – удесятерятся оттого, что мы разделяем ее с сыном или дочерью. Папы и мамы, которые это умеют – самые лучшие, самые замечательные педагоги. Одна мама призналась, что, даже когда в школе училась, не радовалась школьным каникулам так, как сейчас радуется каникулам сына. Придумывает, куда поехать вместе с ним, пойти, какую книгу почитать.

Ваше собственное поведение – решающая вещь. Родители часто жалуются на то, что они работают, заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у родителей остается ежедневно всего лишь 17минут. Но родители воспитывают детей в семье не только во время своего присутствия, но и отсутствия.

Семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни, это постоянное общение с детьми. Воспитывают в семье иногда даже молчанием, взглядом, мимикой, шуткой или грустью.

5.Внутрисемейные отношения и семейные традиции.

«Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел ввиду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Семейное счастье, благополучие семьи рождаются благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребенка – это то место, где он усваивает уроки народной нравственности, где он творит, размышляет, обогащается жизненным опытом. Вот почему мамам и папам надо чаще смотреть на себя глазами детей, чтобы понять, какой опыт отношений они черпают в семье. Отец и мать не всегда понимают, что их внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на растущего человека.

Те отношения, которые он видит в семье, он в дальнейшем перенесет на отношения с взрослыми, в свою будущую жизнь.

Узнавание рисунков

Хорошо, что в большинстве семей моих учеников дело обстоит не так. Ребята с удовольствием рассказывают как они с родителями проводят свободное время, как проходят семейные праздники. Какие в их семьях есть традиции. Например, в семье одного ученика папа каждое воскресенье печёт блины, в другой семье каждое день рождение ребёнка отмечается спортивными соревнованиями, в третьей каждый праздник это обязательный выход в учреждения культуры нашего города..

К собранию ученики 1 класса нарисовали рисунки на тему «Праздник в моём доме». Рисунки не подписаны.Сейчас я попрошу родителей подойти к выставке и узнать рисунок своего ребёнка.

(Проводится “узнавание рисунков” родителями и те, кто правильно отгадал – получают “рисунок”)

Как вы узнали рисунок своего ребёнка? (Рефлексия родителей по кругу)

А теперь подумаем вместе, почему кому – то было трудно выполнить это задание.

(Ответы родителей)

Возможно дело в том, что на рисунках нет разнообразия. В основном дети рисовали украшенную комнату, накрытый стол, угощения, торт и цветы. По-видимому, дети кроме старой русской традиции «посидеть за столом» больше ничего не запомнили. Вот и получилось, что один праздник ничем не отличается от другого. Это наглядный пример и ещё один повод задуматься о наших семейных праздниках и традициях. Как сделать праздник незабываемым? Подумаем об этом вместе и на ближайшем родительском собрании подготовим проект праздника «День рождения ребёнка».

6.Семейные ценности

Итоги анкеты волшебный цветок.

Учащимся предлагается лепесток цветка. Каждый школьник на одном лепестке пишет то, что больше всего ценит в жизни. Затем учитель собирает цветки с учётом ранжирования ценностей.

Во время подготовки к собранию первоклассники готовили для вас подарок – это волшебный цветок семейных ценностей. Не просто было им объяснить что это такое. На вопрос: «Что самое ценное в их жизни?» ребята не задумываясь, и почти хором ответили: «Мама». Это ещё раз подчёркивает ваше огромное значение в жизни ребёнка. Все лепестки на которых ребята написали, что больше всего ценят в жизни я поделила на три группы.

1группа ценностей – духовно – нравственные качества(70%): доброта, любовь, щедрость, справедливость, забота, уважение, взаимовыручка, правда, друзья и т.д.

2 группа ценностей здоровый образ жизни (15%): чистота, здоровье, спорт

3 группа ценностей – материальные блага (15%): деньги, золото, машина

Вывод : первоклассники ещё не совсем готовы определять ценности в жизни, не умеют чувства выразить словами, но на первое место всё же ставят духовно нравственные качества.

Мало кто говорит детям, что можно лгать, обманывать, доносить, обижать других, плохо работать, пользоваться чьим-то несчастьем, предавать.

7.Подведение итогов.

Упражнение «Строим дом»

Уважаемые родители, подводя итоги сегодняшнего собрания,давайте построим дом в котором ребёнку будет уютно и тепло. Подумайте, что будет фундаментом вашего дома, что является главными кирпичиками, какие ценности вы впустите в свой дом, а каким вход в ваш дом закрыт.

Работа проходит в группах. Родителям предлагается рисунок дома, который они заполняют в группах. Затем родители представляют свои работы.

8. Рефлексия.

Педагог.

Родительский дом, семья являются для человека самым главным. Это истоки, от которых начинается течение человеческой жизни. Заложенное семьёй нравственное начало человек пронесёт через всю жизнь. Её вехи будут отмечены через призму обращения к своему социальному опыту, содержание сформирует собственный стиль. Тот или иной стиль жизни либо благоприятствуют, либо напротив, препятствуют полноценному социальному становлению личности. От этого зависят здоровье человека, его успешность, профессиональная состоятельность, семейное счастье – вся его жизнь

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если всё мне показать, я выучу урок
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет

Желаю, вам, чтобы ваши слова, обращённые к ребёнку, не расходились с делом.

Родители – первые воспитатели для ребенка.
Дети воспитываются в детских садах, дошкольных учреждениях, в школе. Но всегда есть и будет, что первыми воспитателями для ребенка являются его родители (усыновители).

Родители воспитывают ребенка, прежде всего, словом, убеждением и своим поведением. Воспитательное воздействие отца и матери очень важно.
Задача родителей – сформировать у ребенка черты вежливого, трудолюбивого и активного человека.
Многие родители понимают, насколько важно уделять большое внимание воспитанию детей и их развитию. Особенно часто занимаются с детьми матери. Также не малую роль играет в воспитании детей и отец. Если ребенок – мальчик, то ему просто необходимо внимание отца.

Естественно, что воспитание детей - процесс, в котором принимают участие не только родители, но и остальные члены семьи (бабушки, дедушки, старшие братья, сестры).
Дружный и слаженный семейный коллектив является источником правильного воспитания ребенка. Если родители с уважением относятся друг к другу и чувствуется семейное тепло, то ребенок впитывает это и копирует родителей. У ребенка развивается чувство уверенности и взаимопомощи. Глядя, как члены его семьи ведут себя друг с другом, ребенок приучается к такому же общению в садике, школе, во дворе.

Вспомним то, что все дети разные, как по характеру, так и по поведению, и применять к ним какой-то определенный шаблон воспитания не стоит. Одни дети стеснительные, другие наоборот, смелые и решительные, одни копуши, другие егозы. Поэтому сколько детей, столько и подходов в воспитании к ним.

Подражание взрослым.
Дети часто стараются подражать взрослым, и это правильно, ведь у них еще нет своего жизненного опыта, и кое-что они просто не знают. Детям очень сложно оценить ситуацию и разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Поэтому они и стараются копировать взрослых, а именно родителей.

Если отец и мать стараются воспитать честного человека, а сами говорят друг другу или кому-то неправду, то такое воспитание не даст положительных результатов. Если родители хотят приучить ребенка к порядку, а сами не кладут вещи на свои места, оставляют грязную посуду, то это тоже не даст положительных результатов в воспитании детей.

Иногда родители забывают, что они оказывают воспитательное воздействие каждый день и каждую минуту. Даже простой разговор отца или матери с каким-либо человеком в присутствии ребенка дает отпечаток на воспитании детей.

Правильное воспитание детей не означает, что с ребенка нельзя сводить глаз. При таком воспитании ребенок вырастет замкнутым.

Хороший результат даст объяснение ребенку понятия «дружба». Как можно больше следует заниматься с ребенком творческими занятиями для развития в нем увлеченности и познания.

В завершение можно сказать, что сила воспитания зависит от авторитета родителей в глазах ребенка. Чем правильнее Вы подойдете к вопросу воспитания, тем сильнее окажите влияние на формирование характера и поведения своих детей.

В возрасте 2-4 лет в жизни многих детей появляется пара очень важных взрослых, которые долгое время будут определять его самочувствие в течение дня. Это воспитатели детского сада, куда продолжают отдавать детей, несмотря на очереди и споры в интернете о пользе и вреде садика.

Цель воспитателя – заботится о ребенке, воспитывать, развивать и обучать, и делает он это, используя свой подход, конкретные методы, по конкретному плану. В дестком саду он для ребенка – главная персона. Его влияние на ребенка огромно, поэтому важно наладить с воспитателем такие отношения, которые позволят во-первых, вам не терять контроля над ситуацией, во-вторых, комфортно чувствовать себя ребенку.

О чем говорить с воспитателем

Воспитатель – это специалист, который прошел специальное обучение и знает многое о детской психике, владеет методами воспитания, имеет опыт воспитания разных детей. Его методы воздействия на детей могут сильно отличаться от наших, и это может стать как плюсом, так и минусом. Плюс – воспитатель может развить в ребенке те навыки и способности, которые плохо поддаются родительском воспитанию. Например, умение концентрировать внмание и складывать вещи в шкаф. Минус – когда требования к ребенку от родителей и воспитателей противоречат друг другу, это вызывает у ребенка стресс.
Поговорите с воспитателем в самом начале ваших отношений. Цель разговора – рассказать о своем ребенке и о своих требованих и методах, с которыми ребенок уже знаком. Подумайте, какие два-три пункта в вашем подходе к ребенку для вас особенно важны, чего вы ждете от воспитателя или о чем хотели бы его попросить. Это могут быть как просьбы (например, не заставлять кушать,если ребенок отказывается от еды), а может быть информация об особенностях вашего ребенка (не ест конкретные продукты, боится, когда кричат). Скорее всего, воспитатель внимательно отнесется к вашим словам и ответит, что иногда в саду дети начинают вести себя иначе, влияет пример других детей, новые отношения. Это чистая правда, и с этим надо считаться. Насторожить родителя должны слова воспитателя,что вот у нас (у меня!) все все кушают, сами одеваются и ведут себя тихо. Подтекст таков, что будет у вас шелковый ребенок, не волнуйтесь, мама. Такое заявление зачастую сигнализирует о жестких методах воспитания, где личность ребенка скорее подавляется, чем ценится. Это сигнал внимательнее наблюдать за ребенком после садика, больше спрашивать о то, что было и что делала воспитательница в течение дня.
На родительском собрании вы можете поинтересоваться, какие методы дисциплинирования используют воспитатели . Можно узнать это, задав вопрос и своему ребенку «что делает воспитательница, когда мальчишки бегают, кричат или дерутся?».

У воспитателя есть план работы, определенные цели . Важно поинтересоваться, какие они. Обычно это развитие конкретных способностей, формирование навыков у детей. Спросите, чему ребенка будут учить, что будут развивать, что в итоге он должен уметь делать, по мнению воспитателя, и как родитель может помогать, участвовать в этом. Хороший знак – когда воспитатель может четко назвать цели и радуется вашему желанию сотрудничать. Причина насторожиться – воспитатель говорит, что у нас свои методы, не волнуйтесь, мы сами всему научим.

Спрашивайте, что ребенок делает, с кем дружит, кого обижает (или кто обижает его), что ему нравится, что нет . Разговоры на эти темы сближают вас с воспитателем. Воспитатель чувствует, что вы открыты для сотрудничества, и если есть какие-то трудности у ребенка, то через подобные разговоры можно решать их вместе. Вы же для себя получаете массу информации.

Спрашивайте, чем помочь . Иногда помощь понадобится самая неожиданная – поточить карандаши, подклеить книжки. Когда родители участвуют в обустройстве группы, они как бы оставляют в ней свой «след». Тогда ребенок чувствует себя в группе уютней и отношение у него к садику меняется, он больше не воспринимает его как чужое, враждебное место.

Важно помнить, что сотрудничество с воспитателем необходимо прежде всего нам, родителям. Оно дает «эффект присутствия» на время расставания с ребенком, позволяет владеть ситуацией, вместе справляться с трудностями, создает эмоциональный комфорт ребенку.

Что делать, если ваши методы воспитания и требования к ребенку сильно противоречат с методами воспитателя?
Для начала обсудите это с воспитателем. Постарайтесь понять его позицию, цели его действий. Возможно, он, как профессионал, выдвигает более подходящие возрасту ребенка требования, дает необходимую ребенку информацию и свободу. Возможно, он не знает чего-то о вашем ребенке, что знаете вы, как родитель, тогда поделитесь информацией с ним. Возможно, его действия вызваны условиями работы (когда в группе много детей, ограничений может стать больше).

Если вы не можете прийти к единым требованиям или компромиссу, объясните ребенку, что требования в садике отличаются от требований дома. Ребенку приходится переживать этот опыт – правила отличаются дома и в общественных местах. Поговорите с ребенком о том, как и почему надо вести себя в садике.

Неприемлемы физическое и эмоциональное насилие над ребенком – битье (в том числе шлепки, подзатыльники, таскание за уши, щипание), причинение боли, запирание, унижение, высмеивание, ругань (использование грубых слов, запугивание), бойкоты, спровоцированные воспитателем. Такие дейтсвия требуют вмешательства родителей – обращение к руководству садика и выше стоящие инстанции.

Как говорить с воспитателем?

Воспитатель - не ваш начальник, но и не подчиненнный. Поэтому не стоит ни заискивать и стараться «заслужить» его хорошее отношение, ни критиковать, навязывать свою точку зрения. Постарайтесь строить разговор на равных. Вы – двое взрослых, которых объединяет общая цель – воспитание ребенка и забота о нем. На то время, пока ребенок в садике, вы передаете «эстафетную палочку» воспитателю. Разговаривая с этих позиций, проще всего достичь взаимопонимания с воспитателем.

Воспитатель – живой человек, которому присущи эмоции. Поэтому не ждите от него, что он всегда будет в отличном настроении.

Если воспитатель занят или торопится, не начинайте серьезного и долгого разговора, скажите, что хотите поговорить и спросите, когда лучше это сделать.

Не обсуждайте воспитательные принципы в присутствии ребенка. Дети испытывают тревогу и вину, когда двое значимых взрослых спорят об их воспитании или критикуют друг друга. Старайтесь избегать критиковать воспитателей в присутствии ребенка. Воспитатель для ребенка – очень важный человек, ребенку комфортно, когда воспитатель имеет авторитет и родители его уважают. Это не означает, что вы должны убеждать ребенка, что воспитатель всегда прав или говорить, что воспитатель хороший, если у ребенка к нему негативное отношение.

Общение с воспитателями должно быть регулярным.

«Налаживание отношений» с помощью подарков не имеет особого смысла. Подарок как «взятка» может уменьшить явно выраженное негативное отношение к ребенку – оно станет скрытым. Подарок – взятка делает наши отношения с воспитателем нездоровыми – там нет сотрудничества, а есть власть воспитателя и унижение родителя. Подарки хороши от души. Они показывают наше к воспитателю хорошее отношение и уважение, выражают благодарность за его работу.

В детском саду у ребенка проходит целая жизнь со своими радостями, трудностями, отношениями, достижениями и разочарованиями. И от нас зависит, будет ли для нас приоткрыта дверь в эту жизнь, узнаем ли, поймем ли, из чего она состоит. От нас зависит, будем ли мы помогать ребенку, будем ли принимать участие в этой жизни, или останемся в стороне от его забот. Воспитатель может стать нашим помощником в том, чтобы сделать жизнь наших детей в садике более радостной и успешной.


Читайте обсуждение детских садов

Запрещено использование материалов, опубликованных на KKM.LV, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы KKM.LV иным способом без письменного разрешения

Поводов для непонимания может возникнуть множество: со стороны родителей – от проветривания группы до невнимательного отношения к ребенку; с позиции воспитателей – от неоплаченных квитанций до невоспитанности малыша. Родителям в любой ситуации лучше сохранять «холодную голову», ведь дошкольный педагог может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития ребенка, поскольку именно с ним малыш проводит значительную часть своего времени. Кроме того, у воспитателя есть возможность взглянуть на каждого ребенка со стороны в новой для него обстановке, отличной от домашней, увидеть особенности его общения со сверстниками, заметить качества характера и интересы, выявить пробелы в знаниях и умениях, которые родителям просто не заметны. Поэтому так важно научиться «дружить» с воспитателями вашего крохи и вести конструктивный диалог. Как развернется сценарий вашего общения с сотрудниками детского сада, во многом зависит от того, сможете ли вы следовать нескольким правилам.

Правило 1. Положительный настрой к детскому саду

Нередко родители, отдающие в садик своего малыша, особенно первого и в ясельную группу, испытывают беспокойство и страхи… В результате и малышу сложно довериться воспитателю и почувствовать себя комфортно в группе, и родители обретают множество поводов для начала конфликта.

Намного продуктивнее изначально сформировать у себя позитивный настрой к детскому саду в целом, и к воспитателям в частности. Нужно постараться взглянуть на ситуацию объективно. Помните:

Муниципальный детский сад – это не дом. Воспитатель не должен заменять ребенку родителей и любить его как родного. Или вникать в его настроения и желания, как воспитатели частных садов, где детей в группе до 10–12 человек. Воспитателю обычного детского сада глубоко безразлично, что ваш кроха привык есть кашу только под чтение интересной книжки или телевизор. И без этого закатывает истерику. Значит, останется голодным. И именно мама должна «поработать» со своим капризным чадом, а не критиковать педагога.

Воспитатель делает свой максимум в предлагаемых обстоятельствах. Он выполняет свою работу, очень сложную и ответственную, и на попечении у него, помимо вашего малыша, может быть еще около 30 таких же детей.

Идеала не будет. Поэтому к некоторым «рабочим моментам» в виде синяков и царапин, порванных колготок и чужой кофточки в шкафчике нужно быть готовым заранее и относиться с юмором.

Правило 2. Адекватная реакция на проблему в детском саду

Нередко родители прямым текстом выражают свое отношение к ситуации: «Почему мой ребенок весь день ходит неумытый?», «Разве можно было выходить на улицу в дождь?!» и т. д. Однако такой обвиняющий стиль разговора отнюдь не способствует решению волнующего вас вопроса. Между тем родители часто видят лишь результат, не принимая во внимание ситуацию и причины, которыми руководствовался педагог. Такая позиция заведомо портит взаимоотношения. Но молчать в ситуации, когда вас что-то не устраивает, тоже не выход. Чтобы правильно высказать свое отношение к проблеме, необходимо научиться критиковать конструктивно.

Акцентируйте внимание на моментах, которые вас беспокоят. Просто констатируйте факты: «Я заметила, что Катя ходит с грязными руками», «Сын рассказал вчера, что ему не дают попить».

Дайте возможность воспитателю высказаться. Он сможет объяснить ситуацию со своей стороны: возможно, вы владеете не полной информацией. К примеру, ваша дочь кусается, а дети, понятное дело, дают ей сдачу. И очень странно будет выглядеть в данном контексте претензия «а почему вы позволяете детям бить мою Машу?».

Но бывает и так, что педагог действительно совершил «недочет» в работе… Допустим, малыша вывели на прогулку холодным днем без шапки, либо не позвонили маме сообщить, что у ребенка поднялась температура. Что делать в таком случае?

Сохраняйте спокойствие. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, досчитайте до десяти или примените любую другую практику, которая помогает вам взять себя в руки. К сожалению, каждый человек в своей профессиональной деятельности не застрахован от ошибок, но в ваших силах не только указать воспитателю на его ошибку, но и способствовать тому, чтобы инцидент больше не повторялся.

Постарайтесь проявить понимание и сформулируйте свои ожидания. Сделайте так, чтобы в вас можно было увидеть не обвиняющую сторону, а переживающего родителя: «Я понимаю, что проследить за каждым ребенком нелегко, подскажите, что я могу сделать со своей стороны, чтобы впредь такого не происходило?» Таким образом, вы покажете, что не нападаете и заинтересованы в предотвращении проблем в дальнейшем.

Правило 3. Проявление интереса вместо тотального контроля

Каждой маме и многим папам интересно знать, как их малыш проводит день в саду. Но некоторые родители чрезмерно беспокоятся о своем ребенке и ежедневно «засыпают» воспитателя бесконечными вопросами обо всех подробностях дня. Чрезмерно опекая малыша, стремясь ничего не упустить, родители, сами того не замечая, нарушают контакт с педагогом, потому что демонстрируют своим поведением недоверие к его действиям. Чтобы избежать «надоедания» воспитателю и не отвлекать его от обязанностей, постарайтесь не переходить грань между естественной заинтересованностью и тотальным контролем.

Включите логику. Ребенок начал ходить в детский сад как раз для того, чтобы учиться самостоятельности, взаимодействию с социумом без родителей (либо потому, что мама вышла на работу). Главное, раз уж так сложилось, постепенно «отпускать» малыша от себя, доверив присмотр за ним педагогу. Ощущая спокойствие мамы и папы, ребенок будет чувствовать себя увереннее и сам станет больше доверять своему воспитателю, проявит первые попытки самостоятельности в решении маленьких задач.

Иногда полезно поддержать авторитет педагога. Уважительное отношение к словам воспитателя, следование его рекомендациям непременно будет замечено и оценено по достоинству. Зная, что вы едины в вопросах воспитания, педагог будет с таким же вниманием относиться и к вашим пожеланиям, а это путь к сотрудничеству и взаимопониманию.

Правило 4. Совместный поиск решения

Бывает, что родители категорически не согласны с решением или позицией воспитателя, но предпочитают решать проблему либо на уровне обсуждения с другими родителями, либо в виде претензии к вышестоящему начальству (заведующей, управлению образованием). В таком случае сложно пытаться установить хорошие взаимоотношения, ведь с одной стороны присутствует открытое недоверие, а с другой – обида. Какая есть альтернатива?

Найдите время и силы для откровенного разговора с воспитателем. Так вы сможете открыто обозначить волнующий вас вопрос, выразить свою позицию и объяснить, почему для вас это важно. Например, если вы против того, чтобы ваш малыш увлекался гаджетами, но видите, что в группе многие дети приходят с планшетами, первым шагом должна стать беседа с педагогом. Привлеките внимание к увиденной проблеме, объясните, что вы считаете это неправильным (вредно для зрения, разжигание зависти, так как не все дети обладают такой игрушкой и т. д.).

Не стоит срываться на конфликт – напоминать правила детского сада или санитарные нормы, скорее всего, позиция воспитателя тоже имеет свое обоснование. Однако, если вопрос имеет для вас принципиальное значение, постарайтесь донести до педагога, что вы настроены на совместный поиск решения (например, организовать собрание с вынесением проблемы перед всеми родителями, поддержать введение интересных кружков, чтобы отвлечь детей от гаджетов и др.). И только в том случае, если воспитатель не идет вам навстречу или беседа с ним не дала никаких результатов, стоит обращаться к заведующему или его заместителю. Но прежде стоит как следует подумать: а виноват ли воспитатель вообще.

Не ждите чудес. Будьте готовы к тому, что окажетесь в своем недовольстве «одна против всех». Если развивать тему с гаджетами, то остальные родители могут не поддержать ваши благие намерения: большинство взрослых привычно нейтрализует своих непосед не совместными занятиями, а именно доступом к планшету или смартфону. Так что воспитатель в данном случае не сможет исправить ситуацию. Такова жизнь. В общем, если вы настроены позитивно и видите плюсы в пребывании малыша в садике, понимаете, что это всего лишь этап в его жизни со своими острыми углами, каких еще будет множество, то грамотно и умело выстроенные отношения с воспитателями помогут вам и вашему ребенку оставить самые положительные впечатления об этом жизненном периоде.

Совет психолога
если вы не согласны с какими-то требованиями воспитателя, для начала задайте себе вопрос: «Зачем это ему нужно?» Обычно требования воспитателя объективны. Допустим, приводить ребенка до 9.00, потому что после этого времени начинаются занятия изо, музыкой и пр., а опоздавший малыш всех отвлекает и сам потом сердится, если не может наверстать упущенное. Важно понимать, что воспитатель обращается к вам с советом в первую очередь ради благополучия вашего ребенка и, естественно, с учетом интересов большинства детей.

Звездные родители

Наталия Лесниковская, актриса, Егор (5 лет) и Марк (3 года)


С детским садом было непросто. В ясли отдала Егора, когда ему еще не было 2 лет. И он попал к очень жесткой воспитательнице, которая, как он рассказал мне, «делает атата». Был большой скандал… Сейчас у нас третий детский садик, и он замечательный. Я пришла к выводу, что какая заведующая, такие и воспитатели. В садике, куда ходят оба моих сына, интеллигентная заведующая, и она таких же нянечек и воспитателей подбирает.

Жасмин, певица, Михаил (19 лет), Маргарита (5 лет) и Мирон (5 месяцев)

Мой старший сын, Михаил, в детский сад не ходил, а Маргарита ходит, но у нас не было никаких проблем, одни плюсы! С детьми много занимаются, и, если мы куда-то уезжаем с семьей и она немного отстает, воспитательница звонит мне и рассказывает, что упущено и что нужно подтянуть. Сама Маргарита даже скучает по своему садику, когда мы надолго уезжаем.