Екатерина Халтурина
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Юные метеорологи »
Разработала : воспитатель Халтурина Е. В.
МАДОУ “Детский сад №4” г. Нижнего Новгорода
Актуальность :
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наиболее активно такое отношение к миру проявляется в старшем дошкольном возрасте. Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира, демонстрируют самостоятельность и инициативность.
Широкие возможности для развития исследовательской активности ребенка-дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий.
Возраст участников : 5 – 6 лет
Сроки реализации проекта : с сентября 2016 года по август 2017 года
I этап – постановка проблемы
Проблема :
Детская : Во время наблюдения на прогулке у детей возник вопрос : «Для чего и как определяют погоду? Сможем ли мы самим определить погоду?»
Педагогическая : У детей дошкольного возраста не сформированы представлений о погоде, недостаточно условий для организации практических наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель :
Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности экологического содержания у старших дошкольников, формирование у детей элементарных представлений о погоде, средствах и способах ее определения.
Задачи :
1. Формировать у детей представления о значении погоды в жизни человека.
2. Познакомить с профессией метеоролога .
3. Познакомить с приборами – помощниками, позволяющими определять состояние погоды; развивать умение снимать показания приборов и фиксировать их в дневнике наблюдений.
4. Развивать умение наблюдать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
5. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
II этап - сбор копилок
Совместно с детьми было собрано несколько копилок.
Первая копилка – это копилка информации о погоде, природных явлениях, профессии «метеоролог » , а также приборах, с помощью которых можно определить состояние погоды.
Были подобраны детские энциклопедии и познавательная литература : «Погода и климат. Серия : «Энциклопедия окружающего мира» Ф. Уотт, Ф. Уилсон, «Как меняется погода» П. М. Волцит, Г. Р. Граубин, «Маленькому почемучке о погоде» М. Султанова, «Откуда берется ветер?» С. В. Болушевский, «Погода» Б. Козгроув, «Прогноз погоды» А. А. Васильев, Р. М. Вильфанд, «Книги с секретами. Открой тайны. Погода и климат» Робинс.
Также были подобраны познавательные презентации для детей : «Явления природы» , «Что такое погода?» , «Почему идет дождь» и др.
Из книг и презентаций ребята узнали, что такое дождь, снег и град, как происходят туман и северное сияние; почему утром можно увидеть росу на траве; как образуются торнадо и цунами; где бывают землетрясения.
Также дети узнали о профессии «метеоролог » и о приборах, позволяющих определить состояние погоды.
Вместе с детьми составили модель «Трех вопросов»
Что мы знаем о погоде?
Погода бывает разной.
(Данил)
Про погоду говорят по телевизору (Арсений)
Летом теплее, чем зимой.
(Егор)
Погода – это ветер, дождь, снег, тепло или холодно (Маша)
В группе на окне есть термометр, он измеряет температуру на улице
(Иван)
Ветер дует (Алина)
Ветер бывает холодный и теплый (Алена)
Ветер гонит облака (Рома)
Бывает сильный и слабый ветер (Ваня)
Черные предметы нагреваются лучше, чем белые (Полина)
Что хотим узнать о погоде?
Что такое погода?
(Кирилл)
Что такое прогноз погоды? (Надя)
Кто составляет прогноз погоды? (Настя)
Как действует термометр?
(Леша)
Почему дует ветер?
(Саша)
Какие бывают ветра?
(Алена)
Ветер может что-нибудь сломать? (Даниил)
Откуда берутся облака?
(Максим)
Почему бывает тепло или холодно? (Андрей)
Как узнать?
Спросить у воспитателя
(Максим)
Можно найти приборы и попробовать самим определить погоду (Агния)
Посмотреть телевизор (Сергей)
Спросить у родителей (Егор)
Детям стало интересно, что думают их сверстники по этой проблеме. Была разработана анкета и проведено анкетирование среди сверстников : «Могут ли дети самостоятельно определить погоду?»
В анкетировании приняло участие 47 детей нашего детского сада.
Вторая копилка - изображений природных явлений.
Третья копилка – копилка изображений метеоприборов , с помощью которых можно определять погоду : термометр, гидрометр, барометр, анемометр, облакомер, дождемер, термограф, флюгер, метеоЗонд , метеоСпутник .
Мы вместе с детьми выяснили, что прогноз погоды делают метеорологи на метеостанциях .
Метеоролог – это специалист , который работает на метеорологической станции , осуществляет сбор сведений о процессах в атмосфере, анализирует полученную информацию и составляет прогноз погоды.
Прогнозы метеорологов используют в самых различных целях :
Для сельского хозяйства (чтобы знать, когда благоприятно сажать, собирать урожай и т. д. ;
Для авиации (чтобы знать, когда безопасно летать самолетам) ;
В судоходстве (чтобы уберечь корабли и пароходы от штормов и ураганов) ;
В градостроительстве (чтобы строители знали, когда безопасно строить высокие дома) ;
Простым жителям, ведь мы должны знать, как одеться, будет ли дождь, не ожидается ли ураганный ветер и т. д.
Работа метеоролога не проста , осуществляется она на свежем воздухе, часто в неблагоприятных погодных условиях. Измерения в строго заданные временные интервалы специалисты проводят независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм, гроза и т. д.) . Работать на отдаленных метеостанциях специалисты часто вынуждены в условиях изоляции, одиночества. Поэтому метеоролог должен уметь переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество.
III этап – создание картотеки (классификация собранной информации)
На третьем этапе были подведены результаты анкетирования, по которым выявлено, что 34 человека (72%) считают, что дети сами могут определить состояние погоды с помощью несложных приборов, а 13 человек (28%) детей считают, что дети могут определять состояние погоды только с помощью взрослого.
На этом же этапе все природные явления из копилки дети разложили по разным признакам :
1. По сезонам
2. Водные природные явления
3. Воздушные природные явления
4. Природные явления, происходящие на земле :
5. Необычные природные явления
IV этап – создание модели
Чем дальше мы погружались в тему проекта , тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов . Было решено создать модель детской метеостанции . Некоторые приборы нам удалось достать, а некоторые мы изготовили вместе с детьми. Так у нас появились самодельные «ловушки» . Вместе с детьми мы определили, что включает в себя метеостанция и прогноз погоды :
Показание температуры воздуха;
Сила и направление ветра;
Наличие осадков;
Состояние неба и солнца;
Влажность воздуха.
Модель метеостанции .
Вместе с родителями мы создали метеостанцию на участке детского сада.
Были приобретены и изготовлены :
Термометр для измерения температуры воздуха (один термометр располагался на солнце, второй – в тени для сравнения температуры,
Флюгер для определения силы и направления ветра,
Барометр (из банки) для определения атмосферного давления
Гигрометр (из еловой шишки) для определения влажности воздуха,
Дождемер для определения количества выпавших осадков,
Измеритель глубины снега.
Наша метеостанция
В процессе наблюдений за состоянием погоды дети научились определять температуру воздуха, влажность, давление, силу и направление ветра (с помощью флюгера и компаса, количество осадков (с помощью дождемера или снегомера, различать виды облаков – перистые, кучевые, слоистые (с помощью «ловушки облаков» )
Все наблюдения дети фиксируют как в индивидуальных дневниках, так и в общем календаре погоды. Благодаря этому мы можем :
– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми отрицательными температурами?
– когда была первая оттепель?
В каком месяце была самая высокая температура? Самая низкая температура? и т. д.
Дети сравнивали показания приборов на участке с настоящим прогнозом погоды и делали выводы о его соответствии или изменении в течение дня.
Увлеченность детей метеорологическими наблюдениями нашла свое отражение и в игровой деятельности : дети играли в «путешественников» , «спасателей» или «летчиков» , которым был необходим прогноз погоды; а также проводили передачи «Прогноз погоды» с рекомендациями по одежде и играм для детей на улице.
Созданные объекты метеостанции позволили вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность экологического содержания , а разная погода стимулировала детей к исследованиям, так как интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.
Исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. Совместное создание с детьми тех самых условий – это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.
V этап – презентация проекта
Проект был представлен :
Для детей старших и подготовительных групп детского сада,
Для педагогов детского сада
Для родителей
VI этап – постановка новой проблемы
Конечно же, современный человек привык полагаться на прогноз погоды, которые делают синоптики. Но не следует забывать и о том, что рядом с ним есть настоящие, природные барометры, которые точно и заблаговременно предсказывают изменения погоды, прогнозируют наводнения и землетрясения. К этим живыми барометрами относятся : животные, птицы, насекомые, и растения.
В процессе чтения познавательной литературы мы с детьми узнали : если внимательно понаблюдать за поведением животных и растений, можно научиться самостоятельно предсказывать погоду. Как себя ведут растения перед дождем? Как себя ведет кошка или собаки, предчувствуя наступление холода?
Дети решили изучать поведение животных и птиц, наблюдать за растениями и определять, как это связано с изменениями в погоде. Это будет продолжением нашего проекта .
Экологический проект для детей 5-7 лет «Живая природа»
Проект разработан для детей старших и подготовительных групп
В ходе реализации дети познакомятся с правилами поведения в природе, научатся сопереживать и помогать природным объектам.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности, дети получат знания о природе.
Девиз:
Природа - это наше богатство.
Цель проекта:
создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Формирование в детях осознано-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Участники проекта:
дети старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта:
среднесрочный.
Тип проекта:
досугово-познавательный.
Задачи проекта:
1. научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
2. научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы,
3. развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственныесвязи между объектами природы,
4. научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности,
5. воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда,
6. воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Продукты проекта: рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, план
экологической тропинки, кормушки, цветник, дидактические экологические
игры, комнатные цветы, фотографии.
Этапы проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Постановка цели и задач, определение направлений, методов исследования, предварительная работа с воспитателями, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
ОСНОВНОЙ
Собственно исследовательский поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Организация в группе познавательно-экологической среды.
Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы.
Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения.
Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки.
Оформить схему экологической тропинки в групповом уголке природы.
Посадка цветника, уход за цветами.
Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
Цикл практических занятий по изучению разрешающих и запрещающих экологических знаков.
Операция «Помоги природе».
Цель- уборка определённых уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
Операция «Подарок птицам».
Цель - изготовление кормушек с помощью родителей, и развешивание их на территории детского сада.
Викторина «Знаем ли мы растения нашего края».
Экскурсия по экологической тропинки- закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав, с весны
до осени.
Ручной труд с природным материалом «Лесная полянка».
Выставка работ детей и совместных работ с родителями.
Экологическая беседа «К природе с добротой»
Составление альбома «Цветы нашего края»
Опытно исследовательская деятельность на огороде - вырастить корнеплодную культуру (морковь), для получения полноценного урожая.
Проведение выставки коллекции динозавров (игрушка) ребёнком в рамках личной коллекции.
Создание искусственного водоёма «Озеро» и прилегающей к нему территории.
ОБОБЩАЮЩИЙ
Обобщение результатов работы по экологическому плану «Экологическая тропа». Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Педагогический совет по итогам проекта.
Обобщение уровня обогащения предметно-развивающей среды в группе.
Составление рекомендаций по дальнейшей работе, в экологическом воспитании дошкольников.
Результаты реализации проекта:
Разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями.
Созданы достаточные условия для организации деятельности группы по экологической направленности.
Разработаны критерии знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе.
Созданы условия по проведению опытно-экспериментальной деятельности.
Опыт по формированию у детей осознанного, экологически грамотного поведения в природе.
Развито чувство сопереживания и желания помогать объектам природы.
Составлен альбом « Цветы нашего края».
Создан искусственный водоём «Озеро» и оформлена площадка вокруг него.
Пояснительная записка
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)
Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатель.
Актуальность темы проекта . Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека в частности.
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей.
Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде.
Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины
Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, расширять представления детей об обитателях морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни на земле.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем). У детей будет сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни, углубятся знания о морских обитателях. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Взаимодействие с родителями:
1.Анкетирование для родителей
2. Папка-передвижка для родителей «Как научить детей охранять природные ресурсы»
3.Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма»;
4. Электронная консультация для родителей «Закаливание водой»;
5. Участие в фотовыставке “Вода вокруг нас»;
6. Совместное создание мини-музея в группе «По морям по волнам».
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Цель:
1.Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта;
2. Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта;
3. Подбор информации для оформления родительского уголка;
4. Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;
5. Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.
6. Консультация «Полезные свойства воды для человеческого организма»;
7. Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей 6-7 лет;
8. Совместное создание воспитателем и родителями мини-музея в группе «По морям по волнам»;
9. Участие в фотовыставке «Вода вокруг нас».
2 этап. Основной.
Беседа «Мир воды», просмотр и обсуждение мультфильмов «Секреты воды», «Ручеек и заяц Коська» | |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», Н.А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка), С. Сахаров «Кто в море живет? |
Физическое развитие | П/и «Караси и щуки»; п/и «Рыбки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки» |
Познавательное развитие | НОД по экологическому воспитанию «Берегите воду» (Приложение 1), опыт-эксперимент «Свойства воды» (Приложение 4), д\и «Как мы используем воду» |
Конструирование из бумаги «Кораблик», свободное рисование на тему «Берегите воду» |
Социально-коммуникативное развитие | Просмотр и обсуждение мультфильмов из цикла «Смешарики» «Капля», «Круговорот воды в природе», просмотр энциклопедии «Морские обитатели» |
Речевое развитие | Чтение и обсуждение произведений: «Живая вода». Польская сказка, Г. Люшина «Капелька», Н. А. Рыжова «Жила-была река»(экологическая сказка) |
Физическое развитие | П/и «Рыбки», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек» |
Познавательное развитие | Опыт-эксперимент «Испарение», «Тонет не тонет» (Приложение 4), д\и «Круговорот воды в природе» |
Художественно-эстетическое развитие | НОД лепка сюжетная по представлению «На дне морском» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 130) |
Социально-коммуникативное развитие | Просмотр и обсуждение мультфильмов из серии «Лунтик и его друзья» «Капельки дождя», «Растения пью воду», беседа «Мир воды» |
Речевое развитие | Чтение и обсуждение произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели» (экологические сказки) |
Физическое развитие | П/и «Караси и щуки», п/и «Ходят капельки по кругу», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки» |
Познавательное развитие | Опыт-эксперимент «Вода ползет вверх», опыт-эксперимент «Очищение воды: как воду сделать чистой» (Приложение 4), познавательная викторина «Вода» (Приложение 2) |
Художественно-эстетическое развитие | НОД рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют, рыбки сверкают» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 134) |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа «Кому в природе нужна вода», сюжетно-ролевая игра «Рыбки в пруду» |
Речевое развитие | Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц о воде |
Физическое развитие | П/и «Мы водные животные», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек» |
Познавательное развитие | Опыт-эксперимент «Цветной лед», опыт-эксперимент «Поднимающаяся вода», рассматривание и обсуждение детской энциклопедии «Вода вокруг нас», д/и «Аквариум» |
Художественно-эстетическое развитие | Свободное рисование на тему «Обитатели дна морского», конструирование из бумаги «Лягушка» |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа «Зачем вода нужна человеку?», просмотр и обсуждение видеоурока «Как нужно беречь воду?», мультфильма «В порту» |
Речевое развитие | Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжова «Чей дом лучше», «Травинка путешественница» |
Физическое развитие | П/и «Ходят капельки по кругу», п/и «Рыбки», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», заучивание поговорок о воде |
Познавательное развитие | Итоговое мероприятие: НОД по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас» (Приложение 3) |
Художественно-эстетическое развитие | Оригами «Рыбки в аквариуме», раскрашивание картинок «Правила поведения на воде» |
III этап. Заключительный.
1.Подведение итогов проектной деятельности;
2. Проведение итогового мероприятия – открытая непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас»
3. Создание альбома «Вода»;
4. Фотовыставка «Вода вокруг нас»;
5. Создание мини-музея «По морям по волнам»;
7. Фотоотчет о проведении экологического проекта «Вода вокруг нас» (Приложение 5)
Список использованной литературы
1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-сост. Е.А.Мартынова, И.Н. Сучова, Волгоград: - Учитель, 2011 г.
2. Тугушева Г.А., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2007 г.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное общеразвивающее учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №6» «Жемчужинка»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Мы познаем загадочный мир растений»
воспитатель
первой квалификационной категории –
Евтеева О.А.
Актуальность
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. В данное время она является приоритетным направлением в деятельности ООН. Причины в том числе и в длительно доминировавшем антропоцентрическом отношении человечества к природе с позиции «Я царь». Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в решении проблем с биоцентрической позиции, учитывая законы природы, отождествлением себя с частью природы. Экологическое образование населения- один из путей решения проблемы. Экологическое образование дошкольников- первое звено системы непрерывного экологического образования. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Одним из средств является ознакомление с растительным миром.
Цель проекта
Формирование осознанно-бережного отношения детей 6-7 лет к растительному миру.
Задачи проекта
Формировать представления о
Растении как живом организме;
Условиях необходимых для роста: свет, тепло, влага, воздух, почва;
Зависимости изменений в растительном мире от изменений в неживой природе;
Способах приспособления к неживой природе;
Взаимосвязи неживой природы и флоры;
Многообразии растительного мира: деревья, кустарники, травянистые, растения огорода, комнатные;
Конкретных видах деревьев, кустарников, травянистых растениях, растениях огородах, комнатных, их названии, характерных признаках, особенностях строения и назначении всех органов;
Значении целостности каждого органа растения;
Дифференцированных потребностях растений в свете, тепле, влаге, воздухе, почве;
Приспособленности строения растений к разным условиям жизни;
Лекарственных растениях;
Способах ухода за растениями учитывая его биологические особенности;
Многогранной ценности растительного мира: оздоровительной, познавательной, практической, нравственной, эстетической;
Наличии растений как условии удовлетворяющего потребность человека в чистом воздухе, красоте, уюте в помещении;
Развивать
– познавательный интерес к растительному миру, желание наблюдать, задавать вопросы, рассказывать об увиденном;
Эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и разных состояниях.
Постановка проблемы.
Для дошкольников понимание, что растение-это живой организм сложно. Трудно понимаются признаки живого: особенно, что растение дышит, движется, питается. Эта специфика затрудняет формирование осознанно-бережного отношения к растительному миру.
Тип проекта
Среднесрочный, социально-образовательный проект.
Организация деятельности участников проекта. Формирование знаний о растительном мире и воспитанию осознанно-бережного отношения к нему предполагает использование различных форм организации дошкольников, методов и приемов. Весь объем информации условно можно разделить на 4 блока: травянистые растения, овощные растения, деревья и кустарники, комнатные растения. Реализация каждого блока помимо обогащения знаниями детей и формирования осознанно-бережного отношения предполагает эмоционально-чувственный отклик на события в природе. Данный опыт приобретается на занятиях по изобразительной деятельности и музыкальных. Результатом чувственного познания по изобразительной деятельности станут рисунки детей в жанре натюрморта, пейзажа, поделки из природного материала, коллажи, выставки в холлах ДОУ. Эмоциональным аккордом явятся экологические развлечения под руководством музыкального руководителя. На протяжении реализации проекта природоведческие и экологические знания дети будут получать от персонажа Старичка-Лесовичка, который живет в лесу, в детский сад приходит в гости. Роль Старичка-Лесовичка играет воспитатель.
Через циклические наблюдения на экологической тропе за травянистыми растениями, деревьями и кустарниками, за овощными растениями в огороде, комнатными растениями в экологической комнате и центре природы в группе сформировать представления о разнообразии их видов, характерных признаках, особенностях строения, лекарственных свойствах. Расширять представления о многообразии растительного мира через целевые прогулки за пределы ДОУ. Осознание потребностей растений в свете, влаге, а также функциональное назначение их частей - посредством опытов воспитателя.
Формирование представлений о растениях как живом организме, влиянии неживой природы на живую и их взаимосвязи, способах приспособления к неживой природе, способах ухода, многогранной ценности растительного мира, значении в жизни человека через занятия, беседы, экологические сюжетно-дидактические игры первично-ознакомительные, углубленно- познавательные. Обобщение знаний каждого блока через экскурсии, обобщающие беседы, занятия-путешествия. Одним из условий для применения полученных детьми знаний послужит нетрадиционная форма работы с родителями «Кто умнее дошкольника». Пополнить знания о природе воспитывающие взрослые смогут через письменную информацию от Старичка-Лесовичка под названием «О загадочном мире растений из копилки Старичка-Лесовичка». Одним из моментов совместной деятельности родителей и детей явится создание фотоальбома «Природа вокруг нас», где будут запечатлены понравившиеся виды природы.
В связи с особенностями построения воспитательно-образовательного процесса в зимний период и во время учебного года предполагается следующий режим организации детей: в сентябре - циклические наблюдения в повседневной жизни на прогулке ежедневно; беседы, игры-занятия, сюжетно-дидактический игры первично-ознакомительные, углубленно-познавательные 1 раз в неделю, походы, экскурсии, обобщающие беседы 1 раз в месяц, целевые прогулки 1раз в 2 недели, рисование 2 раза неделю, музыкальные занятия 2 раза в неделю. С января-май – занятия 1 раз в неделю в первую половину дня; 1 раз в неделю во вторую половину дня беседа, сюжетно- дидактическая игра, циклические наблюдения на прогулках ежедневно, занятия с воспитателем- экологом 1 раз в неделю, рисование 1 раз в неделю, музыкальные занятия 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта обогатится экологическое пространство ДОУ комнатными растениями, пополнится эколого-предметная среда демонстрационным материалом, настольно – печатными играми, оборудованием для опытов. Это создает дополнительные благоприятные условия для формирования начал экологической культуры дошкольников посредством получения представлений о растениях как живых организмах, их потребностях, многообразии. Пополнятся природоведческие знания детей видами флоры, их отличительными признаками, особенностями строения, назначением всех органов. Будут заложены основы экологических знаний о зависимости между явлениями неживой природы и жизнью растений, особенностью внешнего вида и потребностями. Получит развитие эмоциональная отзывчивость, познавательный интерес к растениям. Данный результат можно отследить через отношение и суждения детей в повседневной жизни: рассматривают растения, называют известные виды растений, исходя из особенностей внешнего вида и состояния осознанно выполняют работу по уходу за растениями, задают вопросы, могут аргументировано объяснить причины изменений в растительном мире от времени года, давать оценку с позиции осознанно-бережного отношения своим и чужим поступкам самостоятельно. Дети начнут видеть красоту растений и выражать ее в художественно-творческой деятельности.
В процессе реализации проекта активизируется творческий потенциал педагогов, родители выступят в качестве субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Блочно-тематический план реализации проекта.
1.Форма организаций детей
Название «Травяной ковер»
Задачи
Познакомить с внешним видом, строением, характерными особенностями травянистых растений. Лекарственными свойствами некоторых видов.
2.Форма организаций детей
Циклические наблюдения на экологической тропе.
Название «Путешествие в страну великанов»
Задачи
Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, их характерными особенностями, строением.
3.Форма организаций детей
Тематическое занятие о овощных растениях в огороде
Название «Вершки и корешки»
Задачи
Сформировать представление о разнообразии овощных культур, строении, значении в жизни человека
4. Форма организаций детей
Тематическое занятие о садовых цветах
Название «Какое все красивое».
Задачи
Сформировать понятие «садовые растения», познакомить с некоторыми видами.
5.Форма организаций детей
Циклические наблюдения за комнатными растениями.
Название «Наши маленькие друзья»
Задачи
Сформировать представление о их многообразии в форме и размерах листьев, стеблей, бутонов на конкретных видах
6. Форма организаций детей
Опыты с комнатными растениями
Название «Удивись и убедись»
Задачи
Познакомить с функциями частей растений.
7.Форма организаций детей
Название «Кто нам помогает».
Задачи
Сформировать понятие о значении растений в жизни человека.
8.Форма организаций детей
Нетрадиционная форма работы с родителями: игра-развлечение.
Название «Кто умнее дошкольника».
Задачи
Актуализировать знания о растительном мире.
Заключение: Реализация этого проекта на практике поднимает уровень экологической культуры, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.
Травникова Алла Викторовна
Тема: «Овощи – полезные продукты»
Тип проекта : информационно – исследовательский
Срок реализации проекта : краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : воспитатель, дети с 6до7лет, родители воспитанников.
Проблема – овощи поспорили, кто из них полезней.
Цель : Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять сообщение по теме. Формировать интерес к книге как к источнику знаний.
Задачи развития :
Расширять знания детей об овощах.
Закрепить знания детей об условиях и о месте произрастания овощей.
Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (овощах).
Формировать знания о пользе овощей, их значение для здоровья.
Формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа с опорой на модель.
Повышать заинтересованность родителей в творческой деятельности детей.
Предполагаемые результаты :
Сформированы знания об овощах, их пользе и значении для здоровья человека.
Созданы продукты (сообщения по теме), которые представлены социуму.
Развита система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в процесс родителей, общаются между собой и с воспитателем).
Этап 1 . Подготовительный:
1. Дети формируют проблему (Овощи на грядке поспорили: кто из них полезней?)
2. Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию (Сказочные овощи пришли к детям, рассматривание, называние).
3. Воспитатель формирует задачу: определить, какую пользу приносят овощи.
4. Совместная деятельность родителей, детей, педагога.
5. Воспитатель знакомит родителей с проектом.
Этап 2 . Информационно-исследовательский:
Экскурсия к овощной палатке.
Цель: Углубить представления детей о том, что осенью созревают овощи и фрукты, взрослые (колхозники, рабочие) убирают урожай, много фруктов и овощей появляется в магазинах; воспитывать уважение к труду сельских тружеников.
Беседа с детьми «Откуда овощи в магазине».
Цель: формировать представление, что на огороде вырастают овощи, закреплять представления об овощах и отличительных признаках (форма, цвет)
НОД «Овощи».
Цель: Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой; растениями и деятельностью человека. Развивать наблюдательность.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: продолжать учить называть овощи и различать их по цвету, по величине. Развивать тактильные ощущения.
Беседа «Зачем нужны овощи человеку».
Цель: помочь детям понять, чем полезны овощи для человека.
Игра «Вершки – корешки»
Цель: уточнить знания детей об овощах, учить различать части растений, правильно соотносить к определенному виду растения, ввести в словарь детей слова «вершки», «корешки».
Игра «Четвертый лишний »
Цель: Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.
Рисование « Овощи».
Задачи: Учить детей создавать в рисунке композицию из элементов разной формы. Изображать овощи, передавая в характерные особенности внешнего вида. Развивать чувства цвета, формы и композиции. Воспитывать старательность.
Лепка «Овощная история»
Задачи: Продолжать учить детей лепить предметы овальной, круглой, конусообразной формы, закреплять знания об овощах, их внешнем виде. Воспитывать аккуратность и старательность в работе.
Аппликация «Осенний натюрморт»
Задачи: Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство формы и композиции, чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
Приготовление салата из овощей «Витаминный»
Цель: Познакомить детей с последовательностью приготовления салата из овощей, закреплять знания о полезных свойствах помидоров, огурцов, лука.
Сбор урожая на огороде .
Цель: Вызвать радость от результатов совместного труда, закрепить представление о труде, необходимом для выращивания овощей, упражнять детей в различении овощей.
Пальчиковые игры:
1. «Был у зайки огород»
2. «Мы капусту рубим»
3. «Прыгнул козел в огород»
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, память, внимание.
Отгадывание загадок
Цель: продолжать учить отгадывать загадки про овощи.
Этап 3. Итоговый:
Папка - передвижка «Овощи».
Кулинарные рецепты овощных блюд.
Создание и представление продукта по теме «Овощи – полезные продукты».
Выставка работ продуктивной деятельности.