Методики выявления лидеров в детских коллективах. Лидеры в детском коллективе и воспитательная работа с ними Выявление лидера в детском коллективе

26.09.2019

2. Выявление лидера в детском коллективе

Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе -- одна из самых острых и актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе -- опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры -- это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по различным признакам.

Самым простым способом является прямой вопрос: «Кто у вас лидер?» Ответом является уверенное: «У нас его нет». Скажет это как раз тот, о ком был задан вопрос. В другом случае называют различных ребят, но все посматривают в одну сторону. Туда и надо смотреть, чтобы получить ответ. В третьем случае один из ребят, к общему восторгу, восклицает: «Я». По этому восторгу можно вычислить только шута, а лидер тот, с кем он общается наиболее часто. Можно свободно рассадить ребят в комнате. Место лидера всегда окажется в последнем ряду, как правило, в середине или в углу, противоположном входной двери. Оттуда он видит всех, а его, не повернувшись специально, не видит никто. Он может управлять классом, обращаться ко всем, а ответное обращение затруднено: нужно обернуться, а это некий коммуникативный барьер.

Отличительная особенность положения лидера в группе -- закрытость, защищенность от любых непредвиденных воздействий. Место - как можно дальше, напротив учителя или в конце длинного стола (в положении конфронтации). Если же он сел рядом, значит или готовится «прикол» (шутка), или своеобразное приглашение к сотрудничеству.

Можно провести известный тест -- изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат -- наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»; «Давайте перенесём теннисный стол»), -- ответит первым лидер. Право говорить от имени группы делегируется именно ему. Безапелляционностью ответа он закрепляет свой статус в глазах аудитории. Лидер, как правило, наиболее активно отказывается от официального руководства, поскольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей степени. лидер детский коллектив подросток

Понаблюдав, можно легко заметить, что лидер -- это тот, чьи слова в весёлой компании непременно вызывают одобрительный смех, даже если мысль не отличается глубиной и остроумием; тот, кто, не стремясь привлечь к себе внимания, заполняет паузы в беседе, ловко вставляя слово, способное направить её дальнейший ход. Но самую полную характеристику лидирующей личности даст всё же её речевой портрет. При словах лидера умолкают самые темпераментные полемисты, его слушают, никогда не прерывая. Понимая это, лидер говорит без особой заботы о выразительности речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе быть лидером не может. Есть ещё одна особенность «словесного портрета» лидера: он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для собственного, он вообще избегает делегировать кому-либо свои полномочия арбитра. У него полно анекдотов, забавных историй на все случаи жизни. Но в то же время он никогда не повторяет их в одной группе, создавая себе репутацию человека феноменальной памяти.

Лидер мало говорит о себе, но максимально -- о своих собеседниках, не позволяет себе расслабляться, говорить о своих слабостях, о своём дурном настроении. Напротив, стремится всякий раз дать группе оптимизирующую установку, всем своим видом убеждает каждого, что тот действует свободно: «Это надо именно мне».

Лидер -- мастер диалога, он умеет слушать, сохраняя вид вдумчивого собеседника, говорить с каждым о проблемах, его волнующих. В ситуации, когда надо разделить аудиторию, коммуникативно изолировав того, кто заведомо негативно влияет на становление коллектива, лидеру приходится создавать вакуум вокруг своего оппонента, не обнаруживая собственных мыслей, делать их итогом диалога, вовремя высмеять человека, вносящего раздор в группу, «подсекая» его на первой же неловкости, а затем, противопоставив остальным, ввести в группу, когда тот уже подчинился сложившейся модели поведения. Обычно этому помогает ответственное поручение. Лидер всегда акцентирует внимание собеседников на той проблеме, которая ему известна лучше других. Если в группе автомобилистов есть лучший, чем он, знаток автомобилей, лидер переключается на другую тему, которая заведомо более знакома ему.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, который принят группой. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер делает это, будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах кого-то другого, -- это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» -- слова подлинного лидера. Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, напротив: он всегда подчёркивает своё единение с остальными.

Часто лидер говорит от имени всей группы с тем, чтобы навязать учителю, воспитателю своё решение. В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный характер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмыслению. Само требование не акцентируется, не выделяется интонацией и темпом, лидер избегает таких форм, как: «Я говорю», «Я требую»... Инстинктивная императивная формулировка естественно вплетается в речь, никак и ничем не выделяясь из общего «портрета», хотя имеет какой-то выделительный атрибут, который вписывается в формирующийся «речевой облик».

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложившимися ориентациями группы, в том числе внешними, -- противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти-- возможности управлять одними при помощи других.

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста

Практика работы с детьми в детских коллективах и изучение трудов психологов В.В. Абраменковой, Л.Н. Башлаковой, Д.П. Лаврентьевой, М.И. Лисиной, Л.П. Почевериной, Е.В. Субботского и т.д...

Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе

Изучение межличностных отношений в детском объединении

Лидер и его харизма

Лидерство в коллективе

Большинство людей, услышав слово "лидерство", связывают его с миром бизнеса. Лидерство следует воспринимать шире. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и учитель, и исследователь...

Лидерство как социально-психологический феномен

Специфика функций лидера детерминируется главным образом в соответствии с особенностями группы (последователей) , которой он руководит. Многие из функций, к рассмотрению которых мы сейчас перейдем...

Общение с родителями как фактор социализации младших школьников в детском коллективе

Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе -- одна из самых острых и актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе -- опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры -- это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по различным признакам.

Самым простым способом является прямой вопрос: «Кто у вас лидер?» Ответом является уверенное: «У нас его нет». Скажет это как раз тот, о ком был задан вопрос. В другом случае называют различных ребят, но все посматривают в одну сторону. Туда и надо смотреть, чтобы получить ответ. В третьем случае один из ребят, к общему восторгу, восклицает: «Я». По этому восторгу можно вычислить только шута, а лидер тот, с кем он общается наиболее часто. Можно свободно рассадить ребят в комнате. Место лидера всегда окажется в последнем ряду, как правило, в середине или в углу, противоположном входной двери. Оттуда он видит всех, а его, не повернувшись специально, не видит никто. Он может управлять классом, обращаться ко всем, а ответное обращение затруднено: нужно обернуться, а это некий коммуникативный барьер.

Отличительная особенность положения лидера в группе -- закрытость, защищенность от любых непредвиденных воздействий. Место - как можно дальше, напротив учителя или в конце длинного стола (в положении конфронтации). Если же он сел рядом, значит или готовится «прикол» (шутка), или своеобразное приглашение к сотрудничеству.

Можно провести известный тест -- изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат -- наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»; «Давайте перенесём теннисный стол»), -- ответит первым лидер. Право говорить от имени группы делегируется именно ему. Безапелляционностью ответа он закрепляет свой статус в глазах аудитории. Лидер, как правило, наиболее активно отказывается от официального руководства, поскольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей степени. лидер детский коллектив подросток

Понаблюдав, можно легко заметить, что лидер -- это тот, чьи слова в весёлой компании непременно вызывают одобрительный смех, даже если мысль не отличается глубиной и остроумием; тот, кто, не стремясь привлечь к себе внимания, заполняет паузы в беседе, ловко вставляя слово, способное направить её дальнейший ход. Но самую полную характеристику лидирующей личности даст всё же её речевой портрет. При словах лидера умолкают самые темпераментные полемисты, его слушают, никогда не прерывая. Понимая это, лидер говорит без особой заботы о выразительности речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе быть лидером не может. Есть ещё одна особенность «словесного портрета» лидера: он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для собственного, он вообще избегает делегировать кому-либо свои полномочия арбитра. У него полно анекдотов, забавных историй на все случаи жизни. Но в то же время он никогда не повторяет их в одной группе, создавая себе репутацию человека феноменальной памяти.

Лидер мало говорит о себе, но максимально -- о своих собеседниках, не позволяет себе расслабляться, говорить о своих слабостях, о своём дурном настроении. Напротив, стремится всякий раз дать группе оптимизирующую установку, всем своим видом убеждает каждого, что тот действует свободно: «Это надо именно мне».

Лидер -- мастер диалога, он умеет слушать, сохраняя вид вдумчивого собеседника, говорить с каждым о проблемах, его волнующих. В ситуации, когда надо разделить аудиторию, коммуникативно изолировав того, кто заведомо негативно влияет на становление коллектива, лидеру приходится создавать вакуум вокруг своего оппонента, не обнаруживая собственных мыслей, делать их итогом диалога, вовремя высмеять человека, вносящего раздор в группу, «подсекая» его на первой же неловкости, а затем, противопоставив остальным, ввести в группу, когда тот уже подчинился сложившейся модели поведения. Обычно этому помогает ответственное поручение. Лидер всегда акцентирует внимание собеседников на той проблеме, которая ему известна лучше других. Если в группе автомобилистов есть лучший, чем он, знаток автомобилей, лидер переключается на другую тему, которая заведомо более знакома ему.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, который принят группой. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер делает это, будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах кого-то другого, -- это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» -- слова подлинного лидера. Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, напротив: он всегда подчёркивает своё единение с остальными.

Часто лидер говорит от имени всей группы с тем, чтобы навязать учителю, воспитателю своё решение. В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный характер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмыслению. Само требование не акцентируется, не выделяется интонацией и темпом, лидер избегает таких форм, как: «Я говорю», «Я требую»... Инстинктивная императивная формулировка естественно вплетается в речь, никак и ничем не выделяясь из общего «портрета», хотя имеет какой-то выделительный атрибут, который вписывается в формирующийся «речевой облик».

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложившимися ориентациями группы, в том числе внешними, -- противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти-- возможности управлять одними при помощи других.

О лидерстве в детском коллективе

Лидерство - отношения доминирования

и подчинения в системе межличностных

отношений в группе.

Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив детей невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели. Но, как же выявить лидеров и как с ними работать?

Лидер - это врожденная способность . Но выучить лидера, невозможно даже в самой элитарной школе. Лидерство, не только врожденная способность, но и врожденная потребность.

В ансамбле «Визави» нет проблемы лидерства в смысле лидер – дезорганизатор. Проблема лидерства была решена путем обучения каждого кружковца на уровне его возможностей и способностей, внутригруппового разделения учащихся по уровням творческого интереса, формированием социально-личностной компетенции. Лидерство в нашем коллективе, подразумевает большую отдачу на репетициях, повышенную требовательность к себе и окружающим, повышение ответственности перед педагогом и другими участниками коллектива, дисциплину и организованность.

Как выделить лидера в ученическом коллективе

Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе - одна из самых острых, актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе - опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры - это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и руководителю творческим коллективом, очень полезно знать неформального лидера в классе, в коллективе, уметь определять их по различным признакам. Педагог, будь он руководителем кружка или учителем, классным ру­ководителем или директором школы, - это прежде всего лидер, человек, который умеет всё или почти всё.

Что говорят лидеры о себе? Обратимся к их самонаблюдениям, чтобы понять, с кем имеем дело и кем может стать учитель, воспитатель, ведущий за собой ребят.

Главная черта лидера - справед­ливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив. Он не просто принимает решения, но принимает их, исходя из того, что нужно прежде всего коллективу, делу.

Итак, нужен лидер - такой, который противостоял бы влиянию сомнительных уличных компаний, но не декларировал бы своей отвергающей позиции по отношению ко всему, что уже принято подростками. Надо рассмотреть все аспекты личности коммуникативного лидера - и подростка, и взрослого. Посмотрим на лидеров-подростков. Как они говорят? Может быть, именно это приведёт к пониманию лидерства как психосоциального явления.

Лидер мало говорит о себе, но максимально - о своих собеседниках, не позволяет себе рас­слабляться, говорить о своих слабостях, о своём дурном настроении. Напротив, стремится всякий раз дать группе оптимизирующую установку, всем своим видом убеждает каждого, что тот дейст­вует свободно: «Это надо именно мне».

Учитель, воспитатель, руководитель кружка - постоянный руководитель общения, коммуникативный лидер. Любая наша задача решается в процессе взаимодействия, психологическая роль в груп­пе определяется именно умением общаться. Подлинный учитель-лидер знает: ребятам нравится уверенность и немногословность, а если обнаружишь сомнение - ничего не добьёшься. Рече­вая манера, жёсткость режиссуры, точность формулировок, негромкая и неторопливая значи­тельность речи, исключающая суетливость и непоследовательность, - всё это черты подлинно­го лидера, совершенно необходимые для педагога. Мы даём ребятам возможность высказаться, творить, проявлять себя, но направляющая воля должна угадываться во всём, иначе возникнет анархия. Здесь, как и во всём, нужна мера: избыток авторитаризма подавляет, отчуждает, ак­центированная демократичность может вызвать панибратство

Лидер - это тот, к кому обращаются в надежде быть выслушанными, если кто-то не уве­рен в своём праве делать окончательные суждения. Способность руководить - это способ­ность знать мнение всех и каждого, синтезировать их, чтобы потом принять необходимые ре­шения. Если лидер оказался втянутым в спор, что бывает крайне редко, он ничего не будет страстно доказывать, не станет угрожать, оправдываться, убеждать. Лидер помнит: в споре нельзя торопиться, оправдываться, угрожать, что-либо внушать.

Лидер всегда устраняется от конфликта и не поддерживает ни одну из сторон, если конфликт непримирим. Он умеет угодить обоим, чтобы незаметно подчинить их своим це­лям, т.е. целям коллектива. Наиболее непримиримого из полемистов он умеет ставить в ту­пик сенсационным фактом, интересным и практически не имеющим ответа вопросом, новой информацией или демонстративным молчанием. Он никогда и никого не обрывает, не исполь­зует запретов, угроз, тем более оправданий.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, ко­торый принят группой. Лидер умеет выгодно трансформировать свою речевую манеру. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Оказавшись же в другом обществе хотя бы с одним чле­ном своей группы, принимает язык этого сообщества, предъявляя таким образом окружаю­щим и свою компетентность, и умение владеть ситуацией.

Лидер тонко чувствует настроение группы, всегда ориентируется на сложившуюся си­туацию и возникшие запросы. Он говорит с группой о её проблемах; предстаёт как человек, способный их решить и увлечь на решение остальных. Он немногословен - соглашается, ес­ли нужно; игнорирует, если сказанное не заслуживает внимания, не нуждается в чьей-то за­щите или поддержке, отвергает её. Любопытная деталь: лидер избегает цитирования, по­скольку это обращение к чьему-то авторитету, а авторитет - он сам.

Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер де­лает это, лишь будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах ко­го-то другого, - это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» - слова подлинного лидера . Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, на­против: он всегда подчёркивает так называемыми инклюзивными формами своё единение с остальными.

В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный харак­тер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмысле­нию . Само требование не акцентируется, не выделяется интонацией и темпом, лидер избегает таких форм, как: «Я говорю», «Я требую»...

Инстинктивная императивная формулировка есте­ственно вплетается в речь, никак и ничем не выделяясь из общего «портрета», хотя имеет ка­кой-то выделительный атрибут, который вписывается в формирующийся «речевой облик».

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложив­шимися ориентациями группы, в том числе внешними, - противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти - возможности управлять одними при помо­щи других.

Умение оставаться весёлым, оптимистичным и даже беззаботным - качество, опреде­ляющее лидера. Он ведёт. А тот, кто не знает дороги или боится трудностей, - вести никого не может.

Конечно, не всё сказанное о лидере вы возьмёте на вооружение. Каждый человек - личность со своими идеалами, целями, мотивировками. Но педагог, и, в частности, вожатый, руководитель кружка или секции, должен готовить себя к этой непростой функции. Из мно­жества информации им предстоит выбрать ту, что поможет быть рядом со школьниками и - немного впереди.

Педагог, внутренним ориентиром для каждого воспитанника, порождает в подростковой среде своего рода «боссов».

    Выявить микрогруппы,

С 12 до 14 лет продолжается возраст активизации способностей … подростки в этом возрасте очень активны , энергичны, живы… Авторитет родителей падает почти до нуля … И авторитет сверстников становится чрезвычайно значимым В этом возрасте дети с удовольствием формируются в множественные группы Девочки, которые с первого класса активно доминировали в классе, в этом возрасте становятся суперактивными . Мальчики, которые ранее проявляли уравновешенность в иерархическом подразделении, теперь начинают проявлять внимание к этой иерархии, они хотят какие – то посты занимать, они хотят кем – то в классе состояться. Если в классе не получается - они неизбежно идут во двор… в семьях, где происходило утверждение одного родителя перед другим, дети активно самоутверждаются , потому, что именно это запечатлено ими, и должно быть ими проиграно… Социологический анализ, проведенный среди девятиклассников, обнаружил, что всего лишь 17% детей проявляют заботу друг о друге. Для остальных детей характерна реакция самоутверждения».

« Есть ли шанс все же перевоспитать подростка сегодня? Необходимо удовлетворить глубинную потребность подростка в общении … Это организация групповых ценностей, выход на доверие с группой и работа с группой, постепенное выведение ее через групповые ценности, на все более глубинные ценности, т.е. на душевные свойства …Всякий педагог, который работает с группой эффективно, работает именно таким образом».

Каждый лидер может иметь не более 16 взаимных дружеских связей внутри своей контактной группы. Замкнув максимально возможное число «психологических валентных» связей внутри детского коллектива , педагог может ограничить неблагоприятные контакты социальной среды . Если все возможные связи задействованы внутри коллектива, то внешние связи ребенка ослабевают и рвутся.

Сплоченность коллектива определяется отношением числа взаимных связей к общему числу членов коллектива. Поэтому сплоченность является критерием, характеризующим сопротивляемость коллектива неблагоприятным воздействиям социальной среды, критерием защищенности и нравственности. Сплоченность уменьшает число неврозов, является профилактикой правонарушений, улучшает дисциплинированность, творческую активность, способствует развитию самоуправления.

Число лидеров в постоянном коллективе не меняется, м еняется только количество членов их контактных микрогрупп, в зависимости от «психологической валентности» лидера. Плохих лидеров не существует. Лидер всегда отражает потребности своей группы.

Для практической деятельности по формированию и управлению детским коллективом, педагогу необходимо пройти следующие стадии работы с детским коллективом:

    Выявить потребности и интересы детей и организовать их общественно-полезную деятельность по этим интересам.

    На первой стадии, четко и однозначно сформулировать требования к формируемому коллективу детей и порядок неукоснительного контроля за их исполнением, используя авторитарный стиль управления.

    В процессе деятельности коллектива, выяснить возможности и способности детей стать лидерами, обратив внимание на конкретные характерные черты лидера: общительность, доброжелательность, интеллектуальную и физическую развитость, психическую устойчивость, способность внушать к себе уважение, способность вести за собой от одного до 16 детей в микрогруппе, организаторские способности.

    С первого дня назначить своими помощниками детей, обладающих такими характеристиками.

    Выявить микрогруппы, формирующиеся вокруг лидеров.

    Найти контакт с лидерами этих микрогрупп и создать условия для поднятия их авторитета (социального статуса) в формирующемся коллективе.

    После нахождения положительного контакта с лидерами, включить их в организаторскую деятельность по достижению целей детского коллектива, создав Совет лидеров во главе с наиболее влиятельным, положительно направленным лидером, согласным с предъявленными педагогом требованиями.

    Помочь лидеру и его окружению в планировании и управлении детским коллективом по установленным ранее требованиям, постепенно переходя к демократическому стилю управления коллективом.

    Создать условия соревнования лидеров и их группировок по более качественному достижению поставленных перед коллективом целей, с премированием победивших микрогрупп значимыми для детей подарками, с организацией друг другу помощи в приемах достижения поставленных целей. Сдружить лидеров между собой, увеличив сплоченность коллектива.

    Перевести сформированный детский коллектив на самоуправление, «на автопилот», переходя к «либеральному» стилю управления, управляя коллективом «по отклонению».

Итак, лидерство – один из активных способов проявления индивидуальности.

Решением проблем воспитания и развития личности в художественных коллективах может быть лишь правильный методический подход руководителя к индивидуальным особенностям каждого отдельного участника, а не коллектива в целом. Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других.

Решение данных проблем позволит добиваться высоких результаᴛᴏʙ, развивая в каждом участнике коллектива эстетическое мировоззрение и гуманное отношение к действительности и личности. На первый взгляд, казалось бы, в каждом коллективе рано или поздно появляются ᴨᴏᴛенциальные или формальные лидеры, и ничего страшного в данном аспекте нет. С позиции психологов, лидерство способствует разрушению коллектива, его дезадаптации. Появление лидера оказывает негативное отношение к нему других участников коллектива, появляются конфликтные ситуации, что ведет в конечном итоге к разрушению творческой атмосферы коллектива и дальнейшей его гибели. Нарушается единство группы, вследствие чего каждый участник пытается все делать сам – это отрицательная сторона, также появление лидера может рассматриваться и как стимул к наиболее активной деятельности коллектива, его творческому и профессиональному росту; когда остальные участники коллектива пытаются достигать таких же успехов, что и их лидер. Данная ситуация будет оценена положительно, если лидер пытается не обособляться от группы, а вместе с ней достигать своих успехов. Позиция остальных участников по отношению к его лидерству будет всегда воспринята положительно, если он не смотрит с высока на их недостатки, провалы, неудачи, а пытается им помочь, в какой-то степени гордясь своим умением.

Педагог в любом случае не должен резко реагировать на появление формальных и ᴨᴏᴛенциальных лидеров, что часто приводит к еще большей дезадаптации атмосферы коллектива. Работая с коллективом «Визави», я на личном примере убедилась, что среди участников ансамбля большим авторитетом пользуются ребята, которые:

    посещают кружок много лет,

    часто проявляют инициативу,

    обладают организаторскими способностями,

    всегда дисциплинированы,

    общительные и отзывчивые.

С
ама специфика работы группы, требует от лидеров собранности, умения повлиять на мнения в коллективе. Хотелось бы особенно отметить, что не все так называемые «лидеры» обладают высокими творческими способностями или выдающимися данными, но, как ни странно это звучит, в коллективе отходят на второй план именно эти критерии, а за основу в отношениях берется доверие, уважение к мнению лидера, взаимовыручка и самое главное отношение лидера к руководителю.

Многие считают, что руководитель и никто иной должен быть единственным авторитетом у ребят и в этом самая главная ошибка. Педагог - лидер и ориентир для воспитанника, но для того, чтобы избегать проблем (педагог – лидер - коллектив), педагог должен быть в тесном взаимодействии с теми ребятами которых любит и уважает группа. Я могу с уверенностью сказать, такое взаимодействие (педагог-лидер) очень помогает в работе с коллективом, сами собой устраняются проблемы организационного и даже творческого процесса. Лидеры, реагирующие положительно на те или иные предложения руководителя, касающиеся творческого процесса, моментально находят поддержку и одобрение всего коллектива – это и поездки на конкурсы, участие в мероприятиях решение внутренних проблем ансамбля и самое важное постановочная работа, процесс реализации постановки, пошив костюмов и т.д.

Взаимодействие педагог - лидер.

1.Обсуждение возникших проблем с целью их бесконфликтного решения внутри коллектива.

2.Разъяснение основных целей и задач в творческом процессе, для поддержки и понимания поставленных задач внутри группы.

3.Обсуждение организационных моментов.

Я твердо убеждена, что полагаясь в своей работе на ребят с багажом многолетнего опыта общения, мне удастся сохранять дружный, сплоченный коллектив с неувядающим творческим потенциалом.

Лидеры. Кто они?

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей .

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском объединении, организации встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы .

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности. Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.



Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках организации. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по организации, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.

Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют деловые лидеры. Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития организации как коллектива, характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Таким образом, можно выделить педагогические условия формирования лидерства в детском коллективе:

1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.

3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.

4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.

5. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.

1. Особенности лидерства в детском коллективе

2. Этапы личностного продвижения в позицию лидера

3. Педагогическое стимулирование лидерства

4. Педагогические условия формирования лидерства

В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:

Своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;

2. учением как преобладающим видом деятельности школьника;

3. ситуацией лидерства (формальное/неформальное, временное/постоянное, одно/разновозрастная группа);

4. заданностью отношений с педагогами.

Многие проблемы группового лидерства остаются по-прежнему открытыми и для детских и юношеских коллективов. Хотя они играют большую роль: ведь то влияние, которому подвергается ребенок в этих группах, во многом определяет формирование его личности, жизненных позиций. Перенесение фактора социализации из семьи в подростковую среду приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.).

Поэтому при формировании лидерских позиций у детей и подростков очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.

В ходе личностного продвижения в позицию лидера необходимо поэтапное прохождение фаз:

Личностное определение (позиционное и деятельностное);

Проблематизация в позиции лидера (какую проблему будет решать лидер);

Построение программы личностного продвижения;

Овладение элементами деятельности и личной рефлексии.

Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, с другой – личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении – появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства.

Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, под которой подразумевается педагогическая организация мотивообразующих условий деятельности, направленная на включение личности в социально-значимые отношения с позиции лидера (Л.А. Уманский, В.В. Рогачев, И.И. Тимонин). Компоненты педагогического стимулирования лидерства могут быть непосредственными и опосредованными:

1. Диагностический компонент. Предполагается, что личность принимает, осознает и интериоризирует позицию лидерства. Поэтому педагог, вожатый должен обеспечить для подростка формирование определенного комплекса знаний о себе, других, психологии отношений (здесь очень уместны различные тесты, тренинги и т.п.).

2. Эмоциональный компонент. Деятельность педагога, вожатого направлена на воздействие на чувства подростка с целью пробуждения переживания самоутверждения, социальной ответственности, гражданского долга и приведения в действие волевых механизмов личности.

3. Перцептивно-групповой механизм. Воздействие педагога на личность через корректировку межличностных отношений в группах различных уровней развития. Результатом может быть изменение цели, формы, средств общения.

4. Деятельностный компонент – включенность подростков в различные виды деятельности, позволяющие проявляться лидерским наклонностям личности, реализовать ее лидерский потенциал. Средствами являются деловые игры, тренинги, биржи идей, практические занятия, организаторская деятельность.

Таким образом, можно выделить педагогические условия формирования лидерства в детском коллективе:

1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.

3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.

4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.

5. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.

Существует определенный набор принципов, которым должен следовать педагог-организатор, вожатый с позиции гуманистического подхода (В.П. Бедерханова):

1. С самого начала и на всем протяжении педагог демонстрирует детям свое полное к ним доверие.

2. Он помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности.

3. Он исходит из того, что у детей есть внутренняя мотивация.

4. Он выступает для детей как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ребенка.

6. Он развивает в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7. Он старается быть активным участником группового взаимодействия.

8. Он открыто выражает в группе свои чувства.

9. Он стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.

10. Для содействия формирования лидерской позиции он сам демонстрирует лидерское поведение: разнообразные стили лидерства, качества личности лидера, уважение прав и свобод других, делегирование полномочий, и др.