Какую одежду носили в древнем риме. Мужская одежда в древнем риме

12.07.2019

За несколько веков своего существования древнеримское общество и его бытовой уклад существенно изменились. Поначалу большое влияние на крой и стилистику древнеримской одежды повлияла греческая традиция, однако, со временем одежда трансформировалась и приобрела совершенно иной облик. Повлиял на это и военизированный характер Римской Империи, и соприкосновение с другими народами и их традициями. Как менялась одежда в Древнем Риме и каковы были ее основные элементы?

Одежда в Древнем Риме изготавливалась из овечьей шерсти, льна, шелка, который привозили с Востока. Эти ткани позволяли создавать одеяния, напоминавшие греческие туники и тоги, драпированные многочисленными складками. В позднее время популярность приобрели более плотные ткани, которые изменили силуэт, и крой одежды, сделав ее более футлярообразной.

Усложняются со временем и цвета одежды. Популярный в ранний период римской истории белый цвет постепенно стал торжественным, облачались в него лишь по праздникам, а в повседневной жизни предпочитали яркие и сочные оттенки. В позднее время римская одежда стала изобиловать вышивками со сложными геометрическими узорами. Однако позволить себе ее могли только состоятельные люди.

Верхняя одежда в древнем Риме

Верхняя одежда могла много рассказать о ее владельце, его социальном положении и этнической принадлежности. Повседневной верхней одеждой мужского населения в Риме была тога из овечьей шерсти , но носить ее могли только граждане. Пурпурная тога была атрибутом победителя, серое или черное одеяние – знаком траура. Существовали также специальные тоги для несовершеннолетних юношей, священнослужителей и кандидатов на официальные должности.

Тога представляла собой кусок материи полукруглой формы, которая оборачивалась вокруг тела через левое плечо, образуя множество драпировок. Носить такое одеяние каждый день было не совсем удобно, поэтому очень быстро оно превратилось в торжественное и постепенно вышло из употребления. В повседневной жизни римляне стали использовать пенулу – теплый плащ из плотной ткани, который одевался через голову. Таким образом, тело со всех сторон был закрыто, голову можно было защитить капюшоном. Подобный плащ носили и римские солдаты, от обычного плаща гражданина он отличался короткой длиной и наличием застежки на правом плече.

Женским верхним одеянием был плащ палла, спускавшийся до самых лодыжек. Палла могла спускаться свободно или же закрепляться поясом на талии. Изготавливался такой плащ из тонкой шерсти, вариантов его кроя было несколько, как и вариантов цветов.

Мужская и женская одежда в Древнем Риме поначалу была довольно тяжелой и громоздкой, замедляла движение, поэтому со временем крой эволюционировал в более простой и удобный. Немало способствовали тому контакты римлян с варварскими государствами Европы.

Мужская одежда в Древнем Риме

Мужская одежда в Древнем Риме была представлена туниками различных покроев, некоторые из которых очень напоминали греческие одеяния. Изготавливались они изо льна или шерсти, длина их доходила до колен. Как правило, туники представляли собой просторные рубахи и подпоясывались на талии. Одевались они через голову, для чего на груди имелся разрез.

Облик туники зависел от социального положения ее владельца. У крестьян и рабов одеяние было простым, темного, в основном, коричневого цвета. Аристократы предпочитали белый цвет и украшали свою одежду вышивками, инкрустациями камней и драгоценными застежками. По тунике можно было отличить сенатора от полководца, а того от рядового солдата или жреца.

Мужские туники шились без рукавов, поскольку они считались признаком изнеженности, но юноши из аристократических семей временами любили шокировать общество, появляясь на улице в женском варианте туники с рукавами и с покрывалом на голове.

Поверх туники надевалась тога. Нередко мужчины носили несколько туник одну на другую.

Брюк в Древнем Риме не носили , они считались одеждой варваров, недостойной граждан великой империи. Тем не менее, войнам, служившим на северных рубежах, все же приходилось облачаться в этот непривычный для них элемент одежды, чтобы выдержать холода.

Женская одежда Древнего Рима

Ежедневной одеждой римлянок поначалу была более длинная, разновидность туники. По мере роста благосостояния ее заменила стола – широкая туника с множеством складок и с короткими рукавами. Доходила это одеяние до ступней, низ его украшался лентами или оборками, талия скреплялась поясом. Основой женской одежды Древнего Рима были изящные драпировки, спускающиеся вниз, и стола не была исключением. Такая форма одежды считалась привилегией свободных замужних женщин, которые имеют безупречную репутацию.

Цветовая гамма женских нарядов была очень разнообразна и отличалась яркостью и насыщенностью. Например, одеяние невесты состояло из длинного платья палы ярко-красного цвета, которое одевалось поверх туники, а на голову девушки накидывали оранжевое покрывало. В повседневной жизни носили одежду желтых, золотистых, голубых, зеленых и серых оттенков.

Вместо нижнего белья римлянки использовали нижнюю тунику с набедренной повязкой, на которую надевалась верхняя туника, а затем драпирующий плащ палла или пенула. Ими же или специальными вуалями римлянки прикрывали голову от уличной пыли. Какие-либо головные уборы использовались редко, отчасти потому, что женщины Средиземноморской империи большое значение придавали уходу за волосами и сложным прическам.

Обувью римлянкам служили сандалии и башмаки из мягкой кожи, которые украшались вышивкой и металлическими деталями. Важным дополнением к одежде были многочисленные украшения из драгоценных металлов и камней.

Одежда Древнего Рима и сейчас привлекает к себе внимание со стороны дизайнеров и поклонников моды, поскольку позволяет создать красивый силуэт. Таким образом, эстетические идеалы Империи продолжают свое существования, являясь очередным доказательством того, какой огромный вклад внесла древнеримская культура в развитие человеческой цивилизации.

Обувь в древнем Риме

Типы римской обуви

A. Перо - обувь без пятки, закрывающая лодыжку, использовалась повсеместно;

B. Сalceus - обувь носилась с платьем и одевалась вне дома;

C. Сalceus Патрикий - закрытая обувь с поперечными ремешками;

D. Сaligae - использовалась в армии, при этом усиливалась железными или медными гвоздями;

E. Soleae - обувь, которую носили дома.

Одежда Древнего Рима

Если история греческого костюма началась с необыкновенной азиатской пестроты, чопорного великолепия и мелочной искусственности и завершилась благородной простотой, живописной широтой и крупным рисунком складок, то костюм римлян изменялся в прямо противоположном направлении: от простой, непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезности.

На ранних стадиях Римского государства эстетическим идеалом римлян были суровые воины и величественные женщины. Древние римляне предстают перед нами физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала мужчины начала республиканского периода.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью.

От этрусков, своих ближайших соседей в древности, любивших роскошь и великолепие, бедное земледельческое население Рима навряд ли могло что-то перенять; во всяком случае, в первые столетия римский костюм развивался независимо. Об этом свидетельствует название «Roma togata» — «Рим, носящий тогу», — которое выделяло его среди всех соседних племен. Подобно Греции времен персидских войн, римляне выработали свой тип национальной одежды, который ко II в. до н.э. оформился как величественная тога.

Мужской и женский костюмы начали обособляться уже в ранний период истории Древнего Рима, когда римлянки носили древнегреческую одежду, а мужчины продолжали одевать римские тоги и плащи. Эта заметная разница существовала вплоть до поздней империи, когда с среди обоих полов был распространен почти одинакового типа глухой наряд, и мужской и женский костюмы становились похожими.

Аристократический характер республики, привилегированное положение римских граждан по отношению к другим жителям огромной территории Римского государства, развитый бюрократический аппарат во главе с императором - все это создало внутри свободного населения Древнего Рима разные социальные группы, которые пытались подчеркивать свою обособленность и во внешности, и в одежде.

Белая тога, например, была верхней одеждой лишь полноправных римских граждан. Рабы вообще не имели право носить тогу, в женском костюме тоже наблюдались классовые различия. Классовая разница в костюме в Древнем Риме проявлялась также и в резком отличии качества и богатства однотипной одежды у представителей знати римского общества и у всего другого населения.

Убогость одежды простолюдинов была резко противоположна роскошным костюмам знати. По свидетельству современников жена императора Клавдия (4І—54 гг. н. э.) в один из своих парадних выходов была украшенная драгоценностями на астрономическую сумму - 40 млн, сестерций.

И так же, как в Греции, дело шло к тому, чтобы защитить национальную одежду от чуждого влияния и от распространяющейся роскоши. Примером может служить закон об одежде трибуна Оппия (215 г. до н.э.), направленный против роскоши нарядов римлянок.

Собственно говоря, более всего эта опасность угрожала со стороны Греции после того, как она стала зависимой от Рима (146 г. до н.э.) и римлянам представилась возможность непосредственно воспринимать греческую культуру, более высокую, чем их собственная.

Кроме того, одежда греков была удобнее, легче, элегантнее. В это время величественная, но неудобная, стесняющая движения тога сохраняется только как гражданский (парадный) костюм, а повседневной становится одежда, очень близкая к греческой. Ту же роль, что в Греции хитон , в Риме начинает играть туника . Ее чаще всего носили как домашнее платье без каких бы то ни было добавлений.

Разница между туникой и хитоном заключалась в том, что хитон состоял из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову. Поначалу она была без рукавов, с прорезями для рук (рукава до локтя появились позже), заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. Туника имела прямоугольный покрой. По груди и спине шли пурпурные полосы — по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Основным цветом был белый, материалом служила шерсть.

Позже мужчины начали носить тунику, доходившую до пят, а по мере увеличения материального достатка стали надевать даже несколько туник сразу — одну на другую.

Римлянки носили такую же одежду, но всегда более широкую и длиною до пят. Первое время туника служила им простым домашним платьем, но с ростом благосостояния она стала играть более скромную роль рубахи (нижняя туника из тонкого полотна), а ее место заняла другая разновидность туники — стола (stola — лат. богатая), со складками, длинным шлейфом, с поясом или без него, выглядевшая очень внушительно. Она могла быть с рукавами (большей или меньшей длины) или вовсе без них; рукава были открытыми по всей длине и в двух или трех местах от локтя до плеча скреплялись застежками (аграфами). По краям стола почти всегда окаймлялась цветной вышивкой.

Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду: мужчины — тогу, женщины — паллу . Тога вначале была более легкой формой плаща, но со временем уподобилась длинному и тяжелому гиматию . Мы не знаем изображений ее ранней, более простой формы, а поздняя, с истинно римским расположением складок и обилием ткани, выглядит намного величественнее своего прототипа — гиматия. Она представляет собой огромный кусок ткани (шириной около 3,5 м, длиной свыше 5 м), выкроенный в форме эллипса или половины эллипса, который обертывается вокруг тела гораздо более сложным способом, чем гиматий.

Как это ни странно, полной ясности в представлениях о форме и покрое тоги нет до сих пор. Известно лишь следующее. Прежде чем обернуть тогу вокруг тела, два составляющих ее сегмента складывали таким образом, чтобы получить два неравновеликих овала (полуовала), потом тщательно отформовывали продольную складку и оставляли ее на ночь в деревянных зажимах. После этого один конец, часто со свинцовой кисточкой-грузом, опускали закруглением наружу через левое плечо вперед настолько, чтобы он волочился по полу. Остальную сложенную ткань натягивали на спину, закрывая тело сзади от плеч до пят, другой конец пропускали справа подмышкой вперед, направляли наискосок по груди к левому плечу и перебрасывали через плечо и руку назад; руки при этом оставались свободными.

Отличие тоги от гиматия заключалось в том, что обе части тоги, разделенные складкой, накладывали на тело одновременно; большая закрывала нижнюю часть корпуса; меньшая верхняя, идущая к плечу, образовывала своего рода накладку — umbo (букв, выступ на щите, позже — складка одежды, драпировка). Над этой накладкой делали на груди напуск наподобие кармана — так называемый синус (sinus — лат. дуга, напуск, пазуха), подтягивая для этого кверху передний конец тоги, волочившийся по полу, и открывая ступни. Потом umbo натягивали на правое плечо, закрывая его вместе с рукой.

Само собой разумеется, что тога, с ее грандиозностью и чрезвычайной сложностью укладки, не могла служить повседневной одеждой. Уже во II в. до н.э. она сохранялась только как праздничная и гражданская одежда: у знатных римлян — из чисто-белой шерсти, у юношей — с одной пурпурной полосой по краю (toga praetexta — окаймленная, обрамленная), у императоров более позднего времени — сплошь пурпурная.

Для замены в качестве безусловно необходимой верхней одежды римляне использовали пенулу (paenula) — закрытый со всех сторон теплый плащ из плотного кастора, с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус начиная от плеч, часто с капюшоном. Позже этот плащ стали застегивать на правом плече, как греческую хламиду. Подобный, но более короткий плащ — сагум (sagum) носили солдаты. По своему происхождению это был галльский плащ для верховой езды.

Подобно тому, как вне дома мужчины носили тогу, римские женщины надевали паллу — длинный плащ, доходивший иногда до лодыжки и состоявший обыкновенно из одного куска материи размером выше человеческого роста. При жертвоприношениях ею покрывали голову или обвивали ее вокруг тела ниже плеч. Палла или свободно спускалась вниз, или прижималась к телу поясом. Палла складывалась вдоль вдвое. Одна ее половина закрывала грудь, другая - спину; на плечах при посредстве застежек обе эти половины соединялись.

Надевалась палла разными способами: она могла покрывать оба плеча, как гиматий, либо скрепляться застёжкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материалом служила довольно тонкая шерсть — пурпурная разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая.

Иногда женщины носили поверх туники верхнее платье — столу, напоминающую тунику, но более длинную и широкую, с большим количеством складок. Если нижняя туника имела рукава, то стола была без рукавов и стягивалась поясом под самой грудью, образуя напуск. По низу столу обязательно обшивали плиссированной оборкой, иногда представлявшей нечто вроде шлейфа. Появляться без столы или паллы в общественном месте считалось неприличным.

Громоздкие тоги и паллы не позволяли быстро двигаться. Вообще медлительность в походке, безукоризненность драпировки, некоторая театральность в движениях считались верхом изящества.

Основным цветом древнеримской одежды в ранний период был белый, который показывал привилегию полноправных римских граждан. Белый цвет частично хранил свое значение и позже как цвет парадной одежды, особенно при совершении жертвоприношения и других религиозных церемоний и обрядов. Рабы и неполноправные граждане носить белую одежду не имели права. Цвета их наряда были темными: преобладали коричневые, желто бурые и серые тона. Начиная с II ст. до н.э наряду c белой, широко носили одежду и других цветов. Особенно разнообразными были цвета женских костюмов, тогда как мужские имели только красные, фиолетовые и коричневые тона. Одежду, окрашеннуя в высшие сорта пурпура, со времен Домициена Флавия (81—96 гг. п. есть.) и особенно Феодосия II категорически запрещалось носить даже придворным - пурпур стал исключительно императорским цветом.

В период республики и ранней Римской империи преобладала одежда из гладких одноцветных тканей без узоров, украшеный лишь каймовыми полосами преимущественно темно-вишневого, пурпурного и синего цветов. Позже, разноцветные полосы и различной формы нашивки появились во многих деталях костюмов (на воротнике, рукавах, груди, на плечах, внизу на уровне коленей). Размер этих нашивок 15-20 см. Узорчатые ткани широко распространились лишь в костюмах поздней Римской империи, то есть начиная с III в. н.э. До той поры их использовали только в особых случаях, а именно - для одежды триумфаторов и императоров. Поздние римские узорчатые ткани имели большой сплошной рисунок из геометрических фигур (круги, квадраты, ромбы) с вписанными в них растительными мотивами (розетки, четырехлистники, плетения плюща), однако очень стилизованными, намного условнее, чем в древнегреческом орнаменте. Узоры на тканях были сотканы или выщиты двумя-тремя цветами так, что создавали цветную многокрасочность античной одежды, и вместе с тем обременяли ткань, делали ее излишне пышной. Это великолепие еще больше усиливалось золотым декором.

Орнаментальные полосы на одежде мотивами узора сначала мало чем отличались от древнегреческих, но позже они стали сложнее и более стилизованными. Появились пышные листья аканита, дуба и лавра, гирлянды из цветов, цветов и плодов, сложные растительные завитки. Позднее эти, еще полностью античные, реалистичные орнаментальные каймы изменились на полосы, полностью заполненные геометрическими узорами.

Самым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, и также плотные, ворсистые. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело. Уже в I в н.э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани.

У римлянок было также особое тонкое покрывало, иногда совсем прозрачное. Кроме тонкой шерсти, для одежды употребляли прозрачный шелк цвета морской волны — косский (по названию острова Кос в Эгейском море), который доставлялся в Италию через Грецию. Стенные росписи в Помпеях демонстрируют большое разнообразие расцветок и узоров римской одежды.
Почтенная матрона постепенно превратилась в элегантную, богато убранную даму. В соответствие с этим были приведены и остальные предметы туалета. Немаловажное значение для восприятия форм тела и соответствующей стилизации одежды имели некоторые интимные принадлежности женского туалета. Как у гречанок, так и у римлянок к ним относились mamillare -повязка из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, и strophium — нагрудная повязка, носимая поверх нижней туники.

Римские мужчины мало заботились о своей прическе, и у них никогда не бывало таких роскошно завитых кудрей, как у греков. В ранний период они носили окладистую бороду умеренной длины; с III в. до н.э. вошло в обычай брить бороду в многочисленных греческих цирюльнях. Только при императоре Адриане снова появляются короткие окладистые бороды.

Прическа римлянок первоначально была довольно скромной, но во времена империи появляются все более пышные и сложные сооружения, для создания которых требовалась помощь нескольких рабынь.
Широко используются гребни и щетки, шпильки, щипцы для завивки волос, всевозможные зеркала, косметика, краски для волос и т.п. Во время войн с германцами были в моде золотистые волосы, как у германских женщин, и римлянки либо носили парики, либо красили или обесцвечивали собственные волосы.

Существовало множество разновидностей римских женских причесок — от простого, так называемого «греческого узла» с прямым пробором до диадемы с волосами, высоко поднятыми надо лбом. Прическу, кроме того, обильно уснащали шпильками (иногда с фигурками), диадемами, жемчугом и камнями. Для украшения служили также серьги, ожерелья, броши, браслеты, кольца, пояса. Римляне значительно усовершенствовали обувь по сравнению с греческой.

Штаны первоначально не были известны римлянам. Но легионеры, которые несли службу в «варварских» землях на севере и западе, принесли оттуда, кроме упомянутого выше галльского плаща (sagum) с капюшоном (cucullus), также и штаны (braccae), эту «самую неримскую одежду», которая появилась в Европе в древнейший период существования индоевропейцев, но только много столетий спустя смогла перешагнуть через Альпы.

До этого римляне носили обмотки. У германцев они также заимствовали широкие штаны, доходящие до щиколоток. На памятниках эпохи империи римские легионеры всегда изображаются в чулках, доходящих до икр; поверх них надета обувь, сплетенная из ремней, которая закрывает пятку и подошву (кроме пальцев) и заканчивается немного выше щиколотки.

Рим. Воины и гладиаторы эпохи империи

1. Тяжело вооруженный легионер из VIII легиона Августа. Кожаная кираса, кожаные штаны, пояс с металлическими накладками, прямоугольный щит (scutum), меч на перевязи (balteus), метательное копье (pilum) и металлический шлем (cassis) с вертикальным украшением — султаном (crista).

2. Легионер (подобный изображенным на колонне Траяна). Кожаная кираса с накладкой — железной полосой (lorica segmentata).

3. Вексилларий, или сигнифер, — знаменосец с медвежьей или львиной шкурой. Панцирь с колечками, кожаная безрукавка, меч, кинжал и круглый щит (clipeus) из кожи с металлической обшивкой.

4. Аквилифер — знаменосец со знаком легиона — орлом (в легионе насчитывалось 4200 — 6000 воинов: 10 когорт по три манипула в каждой).

1. Сигнальщик с рогом (согпи) — большим изогнутым металлическим горном, в тунике с широкими полосами посредине.

2. Гладиатор с сетью (retiarius). Он защищен только панцирем, привязанным к левой руке, поясом с передником и поножами с обмотками. 3. Мирмиллон (mirmillo — гладиатор в галльском вооружении). Шлем с забралом, щит, пояс, поножи и меч.

4. Гладиатор-фракиец (thrax). Фракийское вооружение — такое же, как у мирмиллона, и, кроме того, еще одна пара поножей и фракийская короткая кривая сабля (sica).

5. Начальник гладиаторов (lanista) с жезлом, в широкой тунике с двумя полосами, жестом приказывающий прекратить сражение. Полуоткрытые ботинки-сандалии.

1. Центурион (лат. centurio) — командующий центурией. Чешуйчатый панцирь, на нем воинские знаки отличия — серебряные фалеры (phalerae — металлические украшения). Поножи с украшениями, сложенная вдвое накидка и жезл из виноградной лозы — знак отличия центуриона. Рядом шлем с султаном, меч в ножнах.

2. Старший офицер. Плащ из тонкой пурпурной шерсти. На шлеме султан в виде гусеницы. Круглый металлический щит в раннегреческом стиле. Колонна Траяна.

3. Всадник в кожаном панцире и штанах. Шестиугольный щит из кожи, искусно обшитой металлом. Копье всадника и длинный меч (spatha), вошедший в употребление с конца I в. н.э.

4. Солдат вспомогательного войска союзного римлянам народа (германцев). Передник, пояс, закрытая верхняя одежда (paenula) с капюшоном, овальный щит, меч, кинжал и два метательных копья. С надгробного памятника в Майнце.

Древний Рим. Мужская мода

1. Тога, уложенная простым способом поверх туники. Так называемая statua togata (статуя, одетая в тогу), портретное изваяние этруска в одежде мирного времени.

2. Понтифик (pontifex) — жрец, совершающий жертвоприношение. Тога покрывает и голову.

3. Поставщик жертвенных животных или помощник жреца при жертвоприношениях — victimarius (victima — жертва).

4. Житель города Габии в Лациуме, где носили тогу особым способом: конец подобранной тоги перебрасывался через левое плечо и из-под правой руки подтягивался к груди.
Слева: монета с головой Юлия Цезаря в лавровом венке.
Справа: монета времен правления императора Аврелиана (270 — 275 н.э.) с императорской короной.

5. Юлий Цезарь обращается с речью к своим солдатам. Поверх окованного бронзой панциря — военный плащ paludamentum, который носили главным образом полководцы во время войны. Он был длиннее, чем обычный военный плащ sagum, и скреплялся на правом плече застежкой — аграфом.

6. Юлий Цезарь в простой белой мужской тоге (toga рuга — чистая тога, или toga virilis — тога зрелости), которую римляне имели право носить с 17 лет.

7. Должностное лицо в позе оратора. Тога, окаймленная одной пурпурной полосой (toga praetexta — окаймленная тога), являлась отличительным знаком римлян, занимавших высокую должность.

8. Император в длинном плаще paludamentum, который носили преимущественно полководцы.

9. Ликтор — слуга из состава свиты, сопровождавшей высших сановников, с фасцией (fastis — связка прутьев, знак достоинства).

10. Император в длинной пурпурной тоге со шлейфом, которую первоначально носили цензоры — выборные должностные лица, следившие за поступлением налогов и благонравием населения. Постоянная одежда императоров, начиная с правления Домициана (81 — 96 н.э.).

11. Император в пурпурной мантии, расшитой золотом, поверх подпоясанной тоги.

12. Император, совершающий жертвоприношение, в тунике и пенуле — дорожном плаще.

13. Юноша в пенуле.

14. Воротник с капюшоном (cucullus).

15. Остроконечная шляпа для защиты от солнца, подобная женской шляпе статуэток из Танагры.

Древний Рим. Одежда горожан, женщин и жрецов

1. Возничий (auriga) на арене, в цветной тунике, с пальмовой ветвью — знаком победы.

2. Мужчина в длинной широкой тунике (tunica talaris — туника до пят) без рукавов.

3. Сельский житель в одежде из овечьей шкуры, высоких сапогах и широкополой шляпе.

4. Рыбак в короткой рубахе, оставляющей открытой грудь справа.

5. Пенула (плащ с капюшоном из войлока), вид сзади. Прототип североафриканского бурнуса.

6. Раб в высоко подпоясанной тунике и сандалиях с обмотками.

7. Camillus — юноша безупречного поведения из почтенной семьи, помогающий жрецу во время жертвоприношений. Подпоясанная туника. Непокрытые длинные волосы, венок.

8. Женщина в плаще и короткой подпоясанной тунике, под которой находится еще одна туника — внутренняя, или subucula (сорочка), более длинная, с плотно прилегающими рукавами.

9. Туника из цельного куска ткани (tunica recta — прямая), доходящая до ступней. Длинное покрывало под диадемой.

10. Жена Друза, полководца, успешно воевавшего с германцами в конце I в. до н.э

11. Женщина в подпоясанной тунике (tunica mulierbis — женская).

12. Весталки — жрицы Весты, богини домашнего очага и целомудрия. Плащ и покрывало поверх длинной туники.

13. Старшая весталка.

14. Императрица Агриппина Старшая (жена Германика и мать Калигулы, умершая в 33 г.н.э.). Туника в мелких складках, с полудлинными рукавами, поверх нее наброшен плащ. Парик с косами по бокам.

Прически в Древнем Риме

Прически римлянок при императоре Августе поражали своим разнообразием. Знатные дамы только для сооружения своих прическо держали по нескольку рабынь. Те, кто не мог себе этого позволить или не стремился к роскоши, конечно, довольствовались более скромными прическами и платками. Простые прически с пробором и узлом в целом соответствовали греческим. Но знатные и немолодые женщины предпочитали искусные прически. На 28 показан узел (nodus) с бантом из расчесанных на пробор и уложенных крест-накрест волос. Кроме лент носили сетки, повязки, диадемы или простые налобные обручи. Волнистая прическа наподобие греческой показана на 26. Косы, подобранные различными способами, показаны на 23, 25 (вид сзади), 27. Широко распространенной прической знатных римлянок были плотно прилегающие друг к другу и расположенные рядами завитки в виде колечек — 20, 22, 23. Очень искусной и величественной, почти как зубчатый верх крепостной стены, выглядит прическа императрицы Мессалины (21).

В статье использованы материалы

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме
Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. "Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой

Оценить материал:

История древнеримского костюма началась с простой и непритязательной формы, а закончилась необыкновенной помпезностью! Римляне любили удивлять всех своим оригинальным образом и одеждой. Например, никого не удивляло, что молодой мужчина мог облачиться в женскую тунику с разными рукавами. И уж тем более никто не обращал внимания на римских философов, неопрятно и оборванно одетых. Давайте рассмотрим, как называлась одежда древних римлян, о противоречиях которой многие историки спорят до сих пор.

Верхняя одежда древних римлян

Тога – традиционная одежда римского гражданина. Несовершеннолетние юноши носили тоги с широкими красными полосами, также такую расцветку могли носить жрецы. Повседневные тоги изготавливались из белой шерсти, без узоров и декорирования. Серый и черный цвет носили скорбящие женщины и мужчины. Триумфаторы надевали пурпурные тоги, украшенные золотой вышивкой.

Палудаментум – длинный воинский плащ, для пошива использовалась высококачественная материя красного цвета.

Палла – кусок ткани, обмотанный вокруг талии и наброшенный через плечо. Самый распространенный цвет – пурпурный, но также актуальными были желтые, белые и черные тона.

Пенула – узкая накидка без рукавов, которая застегивалась спереди. Изготавливалась из грубого полотна или шерсти. Ее можно было надевать поверх тоги.

Одежда древнего римлянина

Женская одежда древних римлян не должна была быть пестрой и яркой – считалось, что лишь продажные женщины могли носить колоритные расцветки.

Стола – длинное и свободное платье древних римлян с короткими рукавами. На талии завязывалась поясом, внизу пришивалась пурпурная оборка. Столу носили женщины только из высшего общества. Ее запрещали одевать рабыням и женщинам легкого поведения.

Для изготовления одежды римляне использовали различные материалы: кожу, шерсть, шелк, аморгосскую ткань и лен.

Что касается римской обуви, то ее существовало множество разновидностей: сандалии с ремешками, высокие кожаные сапоги преимущественно красного или черного цвета, а также богато декорированные башмачки.

Женщины обожали носить украшения. Серьги, кольца, и ожерелья – все изготавливалась из драгоценных металлов и камней.

Строгая и простая одежда древних римлян сформировалась под действием военизированного характера и рабовладельческого строя. На культуру и моду влияло богатство и роскошь одних и беднота и бесправие других.

Вероятно, многие из вас слышали слово «хламида». Сейчас оно обозначает весьма неприглядную одежду. Также многие слышали о тунике (так сейчас называется разновидность предмета женской одежды). Некоторые слышали даже о тоге. Давайте немножко разберёмся с этими понятиями. Для начала: хитон, туника, тога, хламида родом из Древней Греции.

Так что пополним наш раздел «Рукоделие » и подразделы « » и « » новыми материалами.

Основная задача этих предметов одежды — облегчить перенос жары и не обгореть при этом под солнцем. Задачу «прикрыть наготу» в те времена не ставили. Почему? Потому что более важным считалось естественное охлаждение тела, а не стыдливость в угоду непонятно чему. Мало того, подобная одежда облегчала женщинам кормление грудью .

Замечали ли вы, что в древности у ряда «тёплых» (например, хараппская, крито-микенская) культур была распространена мода ходить с голой грудью женщинам? В последнюю очередь это было нужно для того, чтобы соблазнять мужиков. В первую очередь — для облегчения кормления детей. Ибо, как вы, наверное, догадываетесь, в те времена семьи были большими. И снимать-надевать верхнюю одежду каждый раз, когда какой-нибудь из десятка ребятишек захочет откушать, очень быстро надоедает. Поэтому выход очень логичен:

Итак, возвращаемся к древнегреческой одежде. Зачем нам сейчас знать все эти штуки? Например, потому что такая одежда

  • а) красива
  • б) легко шьётся (а в ряде случаев шить нет необходимости вообще)
  • в) она недорогая, если браться за дело своими руками и с умом.

Так что резон разобраться, что к чему есть, и не только естественно-исторический. Таким образом, переходим к древнегреческим и древнеримским одеяниям.

Начнём мы с хитона (в переводе с древнегреческого — «одежда»). Это самый распространённый и простой предмет одежды как мужчин, так и женщин. Назначение хитона — обрисовывать, подчёркивать тело. Изначально хитоны были без узоров, просто куски тканей. Роль декоративных элементов выполняли складки ткани . Но впоследствии хитон украшался не менее пышно, чем другие типы одежды.

Хитон мужской — это прямоугольник из ткани примерно метр на два метра. Ткань складывалась пополам по вертикали и скалывалась фибулами на плечах. Обязательный атрибут — пояс, иногда два. Часто над поясом делался выпуск ткани. Для тренировок одно плечо «раскалывали».

Ещё более простая форма одежды мужчин — это хламида . Здесь вообще нужна лишь одна фибула и не нужен пояс. Это одежда для упражнений или для работы.

Однако, спустя время, хламида превратилась в верхнюю одежду, которая надевалась поверх хитона. Такая себе своеобразная мантия. Кстати, это достаточно удобная накидка, проверено на себе.

Женский хитон был двух видов. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра (почти квадрат).

1,8 метра — это рост с учётом выпуска и отгиба.

Его складывали пополам и часто отгибали верхний край на 50-70 сантиметров.

Получившийся отворот напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали.

Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу.

Ионийский хитон — это два куска ткани шириной до запястья горизонтально вытянутых рук.

Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали.

В некотором роде это более скромная одежда, чем дорийский хитон.

Но, учитывая цвета, прозрачность, орнамент и складки, ионийский хитон отнюдь не был пуританской одеждой:

В Древнем Риме хитон развился в тунику.

Развитие происходило в направлении большей собранности одежды и меньшей её складчатости. Поскольку исчезало такое средство выразительности, как складки ткани, пришлось браться за декорацию другими способами — цветом, орнаментом и так далее. Туника — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер. Практически ничем не отличалась от современных свитеров-рубашек. Только длиннее, тоньше и, чаще всего, красивее 🙂 Туника — нижняя одежда:

Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности. Воротника у туники не было - вся античная одежда была лишена воротников. Длинную до колен тунику подпоясывали.

Поверх туники (хитона) женщины надевали пеплос .

В надетом виде он примерно выглядел так:

Или гиматион .

А также разнообразные плащи, накидки и так далее.

Мужчины надевали поверх туники тогу. Тога — это не древнегреческая одежда (хоть родом и оттуда). Тогу носили в Древнем Риме. В древний период римской истории тогу носили все: мужчины, женщины и дети. Днем в нее заворачивались, ночью же ею укрывались и подкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской. А впоследствии приобрела статусность — носить её могли лишь граждане Рима. Но никак не рабы и прочая мелочь.

Тога представляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел форму сегмента круга или обрезанного овала. Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м.

Вот как это происходило на практике:

Само собой, базовые модели дополнительно украшались как только можно (особенно женщинами):

Соответственно, подключив воображение, из современных материалов на основе древних технлогий можно сделать весьма красивые платьица:

Обратите внимание: из-за того, что авторы этих изделий маловато ознакомились с вопросом, данные туники выглядят красиво, но как-то, на мой взгляд, неполно. Думаю, это в первую очередь потому, что не сохранена оригинальная ширина материала, и складок получилось очень мало. Отчего утрачена общая живописность и изюминка древних одеяний.

Вот такие вот получаются древнегреческие одёжки…

По материалам Википедии

Тога — это не только официальное, торжественное облачение, обязательное для ношения в определенных ситуациях. Тога — это знак принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Тогу из белой шерсти с широкой полосой пурпурного (или алого) цвета носили представители высшего сословия — сенаторы. Эта полоса шла по прямому краю тоги. Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой.

Представляла из себя тога кусок шерстяной ткани в форме полуовала, по прямому краю его длина была 6 метров и больше, ширина в самом широком месте — 2 метра и более. Предполагается, что тогу надевали следующим образом.

Взяв тогу обеими руками за прямой край, разделяли ее таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед — почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку — ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо.

Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем — справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае.

Классическим, аристрокатически строгим было ношение тоги без туники — чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.

Туника — рубаха из шерсти с короткими рукавами или без них, скроенная без шейного выреза. Носили тунику с поясом, делая большой напуск. Без пояса тунику носить было не принято, во всяком случае — вне дома.

Туника у сенаторов имела спереди и сзади широкую вертикальную пурпурную (или алую) полосу (от ворота до подола). Две узкие полоски, расположенные так же, украшали туники всадников, также принадлежавших к высшим сословиям.

Туники носили с тогой, но не всегда. В иных случаях туники с тогой были запрещены, отказ от туник был традицией некоторых древних аристократических римских родов.

Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой.

И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам. Особое раздражение тех, кому ценны были римские традиции, вызывали рукава — как свидетельства изнеженности.

Одеждой римлянок, женским аналогом тоги была стола — длинная, широкая туника, дважды перехваченная поясом — под грудью и ниже талии. Столу носили вместе с паллой. Палла — большой кусок ткани, окутывавший фигуру женщины почти полностью. Из-под паллы видна была лишь инстита — «оборка». Эту «оборку» составлял еще один кусок ткани, который был закреплен на теле нижним поясом столы. Взорам окружающих, таким образом, были открыты лишь лицо, кисти рук и пальцы ног женщины. Очертания фигуры скрадывались обилием глубоких и частых складок.

К неофициальной римской одежде относились лацерна, сагум, палла (у мужчин — паллиум), являясь в той или иной мере накидками, просто плащами. Они представляли собой куски ткани, чаще всего — окрашенные, их носили поверх тоги или туники. В эти куски ткани либо закутывались, либо закрепляли на плече аграфом. Различались они длиной, тканью (сагум, например, по форме был ближе к квадрату, ткань его была толстой и грубой — в отличие от лацерны).

В отличие от этих плащей-драпировок пенула, камиса были просто рубахами — кроеными, нередко — с рукавами. Пенулу можно сравнить с пальто из толстой ткани, спереди оно расстегивалось, имело прорези для рук либо рукава, нередко имелся и капюшон.

Практика ношения одежд имела тенденцию к повышению комфортности. Например, ради тепла вошло в обыкновение носить по нескольку туник надетыми одна на другую. От «варварских» народов — от галлов, например, усваивались обычаи декорации одежд, применения меха для оторочки тканей. Туника с капюшоном — каракалла — вошла в историю как одеяние, давшее прозвище одному из римских императоров.

Кстати, такой вид одежды был уже по своему духу настолько антиримским, что именно он был выбран христианскими монахами в качестве «униформы», и многие монашеские ордена остаются верны этой традиции доныне.

Историки и антропологи среди всяких областей быта тех или иных народов не случайно изучают одежду. Как очевидно, одежда древних римлян — не менее ценный источник сведений о народе, чем, скажем, его письменность или архитектура.

При подготовке статьи использована литература:

Муратов П. Образы Италии. Т. 1−2. М., 1912.

Кнаббе Г. С. Древний Рим — история и повседневность. М., 1986.