Большая корона российской империи

03.09.2019

Главный символ власти российских монархов большая императорская корона Российской империи, заказанная Екатериной II Великой для коронации в 1762 году, была создана по эскизу придворного ювелира Георга-Фридриха Экарта и бриллиантовых дел мастером Жереми Позье (1716-1779), всего за два месяца.

Большая императорская корона изготовлена в виде головного убора на редкость изящная формы и удачно найденных пропорций - это все заслуга Георга-Фридриха Экарта.

Бриллиантовых дел мастер Еремей Петрович Позье занимался подбором бриллиантов и самоцветов для этого ювелирного чуда. Задача оказалась далеко непростой - мастер оправил в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Ювелир Позье выявил красоту камней, очень умело использовал завораживающее мерцание бриллиантов, игру самоцветов, в сочетании с матовым спокойствием жемчужин.

Сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета - благородная рубиновая шпинель (Ruby Spinel) величиной 398,72 карата. Знаменитый рубин из короны Елизаветы Петровны, тот самый, что приобрёл в 1676 году у китайского императора Канси́ участник русской делегации в Китай Николай Спафарий, видный русский дипломат, политический деятель.
Императрица поставила одно условие – вес короны не должен превышать 5 фунтов (или 2,27 кг)

Высота Большой императорской короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности - 64 см. Масса короны - 1993,80 грамм.

Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом, императорская корона составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи.

Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви - символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, символизирующие крепость и незыблемость власти.

Большая императорская корона Российской империи использовалась, как имперская регалия с 1762 до 1917 года, этим венцом короновались все императоры России после 1762 г.:

Екатерина II (1762 г.)

Петр III (1797 г. посмертно коронован Павлом I)

Павел I (1797 г.)

Александр I (1801 г.)

Николай I (1826 г.)

Александр II (1855 г.)

Александр III (1883 г.)

Николай II (1896 г).

По указу Петра I для хранения особо ценных вещей, принадлежащих государству, была создана в 1719 году Бриллиантовая комната , где хранились парадные ювелирные украшения, и орденские знаки и другие государственные регалии, которые использовались монархами во время коронации и других важных торжественных государственных церемониях.

Последний раз Большая императорская корона использовалась последним императором России Николаем II в 1906 году на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы.

После Октябрьской революции в 1922 году все ценности и регалии императорской власти были переданы в Гохран России. Большая императорская корона Российской империи послужила имущественным залогом под денежные займы 25 000 долларов для государственной казны. Основным залогодателем выступал министр финансов Ирландии Майкл Коллинс, и Большая императорская корона до 1938 года хранилась в доме посла Ирландии Гарри Боланда.

В 1948 году новое правительство Ирландии хотело продать все залоговые королевские драгоценности России на аукционе в Лондоне. Однако, после долгих консультаций с советским послом, было решено вернуть все реликвии на родину, в обмен на сумму 25000 долларов.

В Россию Большая императорская корона Российской империи была возвращена в 1950 году после соблюдения процедуры возврата займа и хранится в Алмазном фонде Российской Федерации, где собраны и хранятся все российские реликвии истории, памятники ювелирного искусства, драгоценные камни и самородки.

С 1967 года императорская корона выставлена для обозрения в одном из залов Алмазного фонда России в музее Московского Кремля, в котором экспонируется составная часть фонда Гохрана России.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Использованы материалы - серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.

В 2012 году компания «Смоленские бриллианты» создало копию Большой императорской короны Российской империи.

Любое ювелирное изделие обладает большой ценностью. В случае, когда это изделие является ещё и общепризнанным произведением искусства, его стоимость возрастает многократно. И совершенно бесценный статус получают драгоценные произведения искусства, имеющие ещё и исторически-ритуальное значение. В первую очередь к таковым относятся, конечно, всевозможные короны и диадемы многочисленных монархов, императоров, королей и царей.

Одно из заметнейших мест в списке подобных царственных регалий занимает Большая императорская корона Российской империи, которая является не только культурным и историческим достоянием, но и шедевром ювелирного искусства.

Для начала небольшой исторический экскурс: в допетровской России самодержцев короновали особыми венцами, самой знаменитой из которых была всем известная «шапка Мономаха». Настоящие короны, на европейский лад, в нашей стране появились во времена Петра I, когда в 1724 году была создана первая подобная корона для коронации супруги императора, будущей императрицы Екатерины I. Впоследствии эта корона несколько раз переделывалась в соответствии со вкусами и требованиями новых императоров и императриц, пока в 1762 году специально для коронации Екатерины II не была изготовлена там самая, Большая императорская корона, которая и возлагалась на головы всех российских самодержцев вплоть до последнего из них, Николая II.

Авторами Большой императорской короны были знаменитые ювелирные мастера Георг-Фридрих Экарт и Жереми Позье, которым была предоставлена практически полная свобода творчества лишь при одном условии - корона не должна была весить более двух килограмм. Разделение труда между двумя ювелирами была следующей - Экарт являлся автором эскиза произведения и изготовителем каркаса, а Позье занимался подбором драгоценных камней. Работа была проделана за рекордные сроки, в два месяца, и была оценена в 8200 рублей. Из-за сложных отношений между двумя ювелирами долгое время считалось, что единственным автором короны был Экарт, который всячески замалчивал и скрывал факт участия Позье в создании шедевра.

Форма короны была позаимствована у головных уборов восточных правителей, в большей степени напоминая тюрбан индийского султана, нежели традиционную корону средневековой Европы. Два больших серебряных полушария символизируют две части света, Европу и Азию, Запад и Восток, объединённые в рамках Российской империи. В эти большие полушария вправлены почти пять тысяч (если быть статистически точными - 4936) мелких бриллиантов общим весом в 2858 карат, а также 54 большие индийские жемчужины (они были вправлены в корону для коронации Павла I, при первоначальном, «екатерининском» варианте было 72 жемчужины меньшего размера). Самым крупным и знаменитым драгоценным камнем Большой императорской короны является закреплённый на золотой дуге и увенчанный алмазным крестом рубин (шпинель) весом в почти 400 карат. Этот ярко-красный камень является традиционным сокровищем царского дома Романовых: в их руки он попал почти за 100 лет до изготовления Большой императорской короны, в 1676 году, будучи приобретённым российскими дипломатами у китайского императора Канси, и был неизменной частью всех российских корон, использовавшихся в церемониях возведения на престол. Этот рубин является составной частью символического ансамбля российских императорских регалий: будучи большим камнем красного цвета, он дополнялся синим сапфиром , вправленным в державу, и сияющим (белым) алмазом, находящемся на скипетре. Таким образом, эти три самые крупные драгоценные камни обозначали цвета государственного бело-сине-красного флага российского государства.

Большая императорская корона Российской империи закономерно считалась главным сокровищем царской семьи и уже в конце XIX века её чистая ювелирная стоимость, без учёта символической исторической ценности, составляла миллион золотых рублей. К коронации Николая II и его супруги Александры Фёдоровны легендарным ювелиром Фаберже была изготовлена уменьшенная копия короны, специально для императрицы, получившая названия Малой короны Российской империи, ставшей впоследствии предметом детективных историй и фильма о «неуловимых мстителях».

В отличие от «младшей родственницы» Большая императорская корона не покидала пределов России и после революции 1917 года перешла в собственность государства; в настоящее время хранится в Алмазном фонде. Правда, в начале 2009 года американские газеты выдвинули версию о том, что в России хранится копия, а настоящая Большая императорская вместе с другими сокровищами Романовых спрятана в монгольской пустыне Гоби. Основаны эти предположения на утверждениях американских потомков русских эмигрантов-аристократов, однако историками считаются необоснованными как из-за отсутствия документальных доказательств, так и из-за логических противоречий озвученной версии.

Александр Бабицкий


Главный символ власти российских монархов большая императорская корона Российской империи, заказанная Екатериной II Великой для коронации в 1762 году, была создана по эскизу придворного ювелира Георга-Фридриха Экарта и бриллиантовых дел мастером Жереми Позье (1716-1779), всего за два месяца…

Большая императорская корона изготовлена в виде головного убора на редкость изящная формы и удачно найденных пропорций — это все заслуга Георга-Фридриха Экарта.

Бриллиантовых дел мастер Еремей Петрович Позье занимался подбором бриллиантов и самоцветов для этого ювелирного чуда. Задача оказалась далеко непростой — мастер оправил в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Ювелир Позье выявил красоту камней, очень умело использовал завораживающее мерцание бриллиантов, игру самоцветов, в сочетании с матовым спокойствием жемчужин.

Сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета - благородная рубиновая шпинель (Ruby Spinel) величиной 398,72 карата. Знаменитый рубин из короны Елизаветы Петровны, тот самый, что приобрёл в 1676 году у китайского императора Канси́ участник русской делегации в Китай Николай Спафарий, видный русский дипломат, политический деятель.
Императрица поставила одно условие – вес короны не должен превышать 5 фунтов (или 2,27 кг)

Высота Большой императорской короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности - 64 см. Масса короны - 1993,80 грамм.

Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом, императорская корона составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи.

Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви - символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, символизирующие крепость и незыблемость власти.

Большая императорская корона Российской империи использовалась, как имперская регалия с 1762 до 1917 года, этим венцом короновались все императоры России после 1762 г.:

Екатерина II (1762 г.)

Петр III (1797 г. посмертно коронован Павлом I)

Павел I (1797 г.)

Александр I (1801 г.)

Николай I (1826 г.)

Александр II (1855 г.)

Александр III (1883 г.)

Николай II (1896 г).

По указу Петра I для хранения особо ценных вещей, принадлежащих государству, была создана в 1719 году Бриллиантовая комната , где хранились парадные ювелирные украшения, и орденские знаки и другие государственные регалии, которые использовались монархами во время коронации и других важных торжественных государственных церемониях.

Последний раз Большая императорская корона использовалась последним императором России Николаем II в 1906 году на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы.

После Октябрьской революции в 1922 году все ценности и регалии императорской власти были переданы в Гохран России. Большая императорская корона Российской империи послужила имущественным залогом под денежные займы 25 000 долларов для государственной казны. Основным залогодателем выступал министр финансов Ирландии Майкл Коллинс, и Большая императорская корона до 1938 года хранилась в доме посла Ирландии Гарри Боланда.

В 1948 году новое правительство Ирландии хотело продать все залоговые королевские драгоценности России на аукционе в Лондоне. Однако, после долгих консультаций с советским послом, было решено вернуть все реликвии на родину, в обмен на сумму 25000 долларов.

В Россию Большая императорская корона Российской империи была возвращена в 1950 году после соблюдения процедуры возврата займа и хранится в Алмазном фонде Российской Федерации, где собраны и хранятся все российские реликвии истории, памятники ювелирного искусства, драгоценные камни и самородки.

С 1967 года императорская корона выставлена для обозрения в одном из залов Алмазного фонда России в музее Московского Кремля, в котором экспонируется составная часть фонда Гохрана России.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Использованы материалы - серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.

В 2012 году компания «Смоленские бриллианты» создало копию Большой императорской короны Российской империи.

24 марта 2014, 14:10

До февраля 1917 г. российский императорский двор считался одним из самых богатых в Европе. Украшения августейшим особам создавали лучшие мастера тех лет. Ювелиры Романовых развивали модные направления, придавали им национальные черты. Как только появлялись новые тенденции, они тот час же учитывались, но роскошью и композиционным решением часто превосходили европейские аналоги.

Большая императорская корона. Была заказанна Екатериной Великой к своей коронации в 1762г. придворному ювелиру, выходцу из Швейцарии, Иеремии Позье и использовавшаяся для коронации всех представителей династии Романовых, впоследствии восходивших на престол. Венчает корону крест и колоссальная тёмно-красная шпинель массой около 398,72 карата, которая была куплена в Пекине в 1676 г. русским послом Николаем Спафарием.

По воспоминаниям Бозье: Екатерина приказала ювелиру пересмотреть казённые драгоценности, разломать то, что окажется в несовременном вкусе и употребить на новую корону, которую она желала иметь к коронации. Несмотря на все старания облегчить вес, корона весила 2,3 кг. Драгоценные камни были взяты из царской сокровищницы, также было куплено 6кг серебра и 0,5 кг золота.

Держава была создана ювелиром Георгом Фредериком Экартом в 1784 г. и, как и большая императорская корона, дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Только в конце XVIII в. к ней были добавлены крупный бриллиант и сапфир. Гладкий, полированный, полый внутри шар из красного золота обвит по верхней половине поясками гирлянд из серебра и бриллиантов, бывших, по всей видимости, частью более ранних государственных регалий – времён императрицы Елизаветы Петровны. Наверху державы укреплен овальный сапфир в 200 каратов, привезённый с Цейлона; громадный камень окаймлён бриллиантами, которыми усеян также и венчающий его крест. В месте соединения декоративных поясков помещен старинный алмаз из копей Голконды. Весом в 46,92 карата этот, абсолютно чистый камень, имеет светло-голубой оттенок и крошечные трещинки. Форма огранки – грушевидная, с множеством граней и практически плоским основанием – типична для старинных индийских камней.

Скипетр. Массивный скипетр состоит из трёх гладких золотых частей, разделённых между собой парными бриллиантовыми поясками. Четвёртая пара поясков обрамляет венчающий скипетр знаменитый алмаз «Орлов» весом 189,2 карата в оправе из серебра с бриллиантами. На оправе закреплён российский герб – двуглавый орел, покрытый чёрной эмалью и также украшенный бриллиантами. Орел съёмный – по особым церемониальным случаям его заменяли гербом Польши.

У алмаза «Орлов» захватывающая история. Этот, сохранивший старинную индийскую огранку, камень является осколком гораздо большего кристалла. Он был найден в XVII веке и огранён октаэдром. После огранки алмаз существенно потерял в весе. Камень очень чистый и имеет лёгкий голубовато-зеленоватый оттенок. Согласно легенде, этот великолепный алмаз вместе с другим, подобным ему красотой и ценностью, камнем был глазом идола в Серингане (Южная Индия), откуда его выкрал французский солдат в начале XVIII в.

Неизвестно, что было с этим камнем, пока им не завладел правитель Персии Надир-шах, после его смерти алмаз выкрали второй раз и камень оказался в руках купца из Джульфы в Армении Григория Сафраса. Сафрас поместил камень в банк Амстердама, позднее продал камень племяннику своей первой жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, который впоследствии перепродал алмаз графу Орлову. Орлов подарил камень Екатерине II.

Малая императорская корона. Малая императорская корона представляет собой уникальное произведение ювелирного искусства, которое было создано для того, чтобы осуществить коронацию супруги Александра II – Марии Александровны. Ювелир Зефтиген, изготовил эту уникальную корону в 1856 году по эскизам сделанным Л. Д. Дювалем еще в 1797 году.

Для того, чтобы изготовить корону понадобилось 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 алмазов, ограненных огранкой роза, несмотря на такое большое количество, вес алмазов составил 9 карат. На изготовление малой короны ушло 256,96 граммов серебра и 2,26 граммов золота.

В общем корона весила 378,39 граммов, а высота ее всего 13 см. Диаметр нижней части малой короны российской империи составил всего 12 см. Чтобы она держалась на голове, ее прикрепляли к прическе специальной шпилькой. По своей форме малая императорская корона напоминает большую корону российской империи, украшенную благородной шпинелью. Поражает своей красотой бриллиантовое кружево в серебряной оправе.

Бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного. Бриллиантовой цепь ордена Св. Андрея Первозванного состояла из двадцати съёмных звеньев. В ней чередуются розетки с вензелем Павла I и с Андреевским крестом и двуглавым орлом.

Малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, состоящая из двадцати трёх звеньев, соединенных между собой кольцами и усыпанных бриллиантами общей массой более 180 каратов. Датируемая в описи 1798 г. – то есть периодом правления Павла I, эта цепь, вне всякого сомнения, была создана в первой половине XIX века.

Императорский венчальная корона. Бриллиантовая корона - часть подвенечного наряда Великих княгинь. Императорский венчальная корона была создана в 1840г. ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля. Уцелевшая часть пояса с двумя бриллиантовыми кистями состоит из отдельных элементов, соединенных вместе серебряной проволочкой; камни оправлены в монолитное серебро.

Свадьба принцесса Елизаветы Гессенской и Рейнской с Великим князем Сергеем Александровичем, 1884 г.

Венчание Их Императорских Величеств, 14 ноября 1894 г.

Бриллиантовая диадема с розовым бриллиантом. Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом – единственная из диадем 19-20вв., находящаяся в России. До начала 20 века использовалась в подвенечном костюме великих княгинь. Почти треугольная форма диадемы до сегодняшнего дня сохранила название «кокошника».


Большая диадема императрицы Александры. “Lovers knot” диадемы, мода на которые началась в Европе не позднее 1825 г. также пользовались популярностью при русском дворе. У супруги Николая I императрицы Александры было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot. Первая – большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. (возможно авторство Я.Эрнста) с 113 жемчужинами.

Звездным часом этой помпезной диадемы стал 1906 год. 27 апреля на торжественной церемонии открытия Государственной думы в Георгиевском зале Зимнего дворца императрица Александра Федоровна (супруга Николая II) предстала перед придворными и депутатами в роскошном бело-золотом наряде, с орденской цепью и лентой, и в большой жемчужной диадеме со шлейфом.

художник Н.Бодаревский портрет Александры Федоровны

на открытии Гос.Думы

Жемчужная диадема работы К. Болина. Вторая жемчужная диадема была создана К.Болином в 1842 г. В бриллиантовых арках подвешены 25 жемчужин. В русском костюме известен головной убор – очелье – и работа Болина отдаленно напоминает его.

Сегодня эта диадема находится в собственности И.Маркос (правительство Филлипин пытается выставить диадему и другие ценности из коллекции Маркос на аукцион).


Диадема и ожерелье из парюры императрицы Марии Федоровны. Диадема из парюры, созданной для императрицы Марии Фёдоровны в начале 1880х годов. Все жемчужины – из хранилища кабинета Его Величества – поражают безукоризненной правильной формой и изумительным блеском.

Справа – брошь из парюры из этой же папюры. В центре – браслет из трёх ниток восточного жемчуга с застежкой из овального сапфира массой более 20 каратов, окаймлённого бриллиантами. Слева – брошь с жемчужиной, окаймлённой бриллиантами безупречной чистоты, к броши крепится розоватый бриллиант классической круглой огранки массой 9 старых каратов, ниже – подвеска из розовой овальной жемчужины, окантованной круглыми бриллиантами желтоватого оттенка.

Ожерелье Великой княгини Марии Павловны . Колье, выполненное Картье в 1900 г. для великой княгини Марии Павловны, с шестью нитками жемчуга и двумя большими императорскими орлами, усеянными бриллиантами.

Сollier russe. Русское колье предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe – тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник. Все лучевидные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки, значительно облегчавшие нашивку.

Ещё один свадебный подарок дочери Александра II – роскошная бриллиантовая tiare russe (русская тиара). Эту тиару унаследовала дочь Марии Александровны, королева Румынская Мария.


Мария герцогиня Эдинбургская и Саксен-Кобург-Готская, в русской тиаре.

Диадема с бирюзой (Фаберже, 1890-е гг.) Бриллиантовая диадема с 54 бирюзовыми кабошонами в золоте и серебре принадлежала Императорской семье России, утрачена во время революции.

Диадема с сапфирами. Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Федоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902г. Рисунок тиары слагают переплетенные полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклепками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.

Мотив цветков василька, переплетающихся линий и королевской лилии – пример эклектики 1890-х гг. Подобные мотивы использовались еще в 1870 гг. ювелирами Бушерон в рубиновой диадеме 1878 г.


Изумрудная диадема с чередующимися арками и бантами в стиле рококо. Диадема из парюры, заказанной императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже в 1900 г. Парюру украшали крупные, огранённые кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты – южно-африканского происхождения). Все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырехугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.


Императрица Александра Фёдоровна с венцом на голове запечатлена на портрете, написанном Н.К. Бодаревским в 1907г

Диадема "Русское поле". Диадемы с мотивами колосьев и лавровых листьев – один из самых популярных типов украшений первой трети 19в. Для вдовы Павла I императрицы Марии мастерской Дювалей создана бриллиантовая диадема из колосьев с лейкосапфиром в центре. Она была причислена, согласно завещанию Марии Федоровны, к числу коронных драгоценностей после ее смерти.


Большая сапфировая диадема. Классицизм и ампир, как его позднее проявление – это большая сапфировая диадема. Предположительно, работа мастерской Дювалей. Большая сапфировая диадема (реконструкция) могла вернуться в Россию после смерти дочери Павла I Александры. Аналогичная по рисунку диадема принадлежала королеве Нидерландов Софии (супруга Вильгельма III), но вместо 5 сапфиров между стилизованными ветвями лавра были закреплены геммы. Известно, что нидерландский вариант украшения создан в мастерской Дювалей, следовательно, и сапфировая диадема, хранившаяся в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, вышла из знаменитой мастерской. Эскиз подобного композиционного решения хранится в ГИМе, а в 1902 г. великая княгиня Елена Владимировна получила от матери диадему, созданную Картье, мотив которой очень напоминает дювалевские произведения.

Сапфировая папюра. Состоит из сапфировой диадемы-кокошника и броши.

История кокошника с сапфирами восходит к первой половине XIX в. В 1825 году русский император Николай I подарил тиару с сапфирами своей супруге Александре Фёдоровне, урождённой принцессе Фpедеpике-Луизе-Шаpлотте-Вильгельмине, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы, в честь их восшествия на Российский престол. Кокошник дополняла великолепная сапфировая брошь с подвесками.

Следующим владельцем кокошника стал внук Александры Фёдоровны, третий сын Александра II, дядя императора Николая II, великий князь Владимир Александрович. Кокошник стал подарком супруге великого князя – великой княгине Марии Павловне, урождённой принцессе Марии-Александрине-Елизавете-Элеоноре Мекленбург-Шверинской, при дворе её сравнивали с Екатериной II. При жизни мужа Мария Павловна кокошник не носила и только после его смерти в 1909 году решает обновить старую сапфировую тиару, и заказывает ювелирному дому Cartier переделать тиару и брошь в новую, более современную форму. Все элементы с сапфирами и бриллиантами были съёмными и могли носиться, как броши. Картье лично передал это уникальное ювелирное изделие заказчице в Санкт-Петербурге.

В 1910 году великой княгине захотелось иметь корсажное украшение, которое составило бы парюру с полюбившимся ей кокошником. Она снова предоставила Картье несколько украшений с тем, чтобы ювелир разобрал их и использовал камни в новом изделии (на снимке – внизу). В качестве центрального элемента украшения ювелир использовал овальный сапфир массой 162 карата.


Великая княгиня Мария Павловна в сапфировой парюре. Портрет кисти Бориса Кустодиева. 1913 г.

История Российской Империи... Пётр I

Есть в истории имена, за которыми шлейфом тянутся слухи, сплетни, домыслы. Встречаются личности столь незаурядные, что интерес к ним не ослабевает на протяжении веков. Петр Великий – один из них. Казалось бы, до тонкостей изучена его биография, затвержена его роль в мировой истории, известны интимнейшие подробности личной жизни. И все же, и все же… И рождение, и смерть первого русского императора связаны с обстоятельствами таинственными и загадочными...

"Он будет знаменит на весь мир и заслужит такую славу, какой не имел никто из русских царей. Он будет великим воином и победит многих врагов. Он будет встречать сопротивление своих подданных и в борьбе с ними укротит много беспорядков и смут. Искореняя злодеев, он будет поощрять и любить трудолюбивых, сохранит веру и совершит много других славных дел, о чем непреложно свидетельствуют и что совершенно точно предзнаменуют и предсказывают небесные светила. Все это я видел, как в зеркале, и представляю все сие письменно".

Симеон Полоцкий..

Были ли у царя основания сомневаться в словах звездочета, или по какой иной причине, но к дому ученого монаха была приставлена стража, которую осторожный и подозрительный Алексей Михайлович повелел снять только тогда, когда получил неоспоримые доказательства действительной беременности жены.
28 Мая Царица почувствовала приближение родов, и Симеон был призван в царские палаты. Роды были долгими и мучительными, царь уж было впал в отчаяние... Царица изнемогала так, что на третий день сочли нужным приобщить ее Святых тайн, но Симеон Полоцкий приободрил всех, сказав, что она родит благополучно через пять часов. Так все и случилось... Младенцу при крещении дали имя Петра... тоже по совету Монаха...

Короне Российской империи предшествовала Шапка Мономаха. Но это было до воцарения Петра I. Впервые корону использовали для коронации именно Петра Алексеевича....

Императорская Корона создана из более 5 тысяч роскошных бриллиантов из Индии и увенчана великолепной красной шпинелью в 398,72 карата. Она стала не только символом власти, но и произведением искусства. Сегодня Корону Российской империи можно видеть в Алмазном фонде Кремля. Однако некоторые историки утверждают, что это копия, а настоящая Корона спрятана....
Тяжела ты, шапка Мономаха – произнес Борис Годунов, имея в виду тяжесть ответственности Царской Власти. Самый знаменитый Царский головной убор, как и все Венцы и Императорские Короны, и в самом деле был тяжел....




Шапка Мономаха - Символ Русской Монархии... Ею Венчались на Царство все Русские Цари в XVI-XVII века.

Есть легенда, что в XII веке византийский Император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям.

Правда, есть версия, что шапка - дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами. Установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III, Дмитрий, которому так и не суждено было стать монархом.

Не легкой была и большая Императорская Корона, которой венчался на царство 22 августа 1826 г. в Успенском соборе Московского Кремля император Николай I.

Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, а ее диаметр - примерно 20 сантиметров.

Казанская Шапка...

Казанская Шапка – Золотой Венец, изготовленный по легенде ювелирами покоренного Казанского ханства, для Ивана Грозного. Запасной головной убор русских монархов. Шапка была изготовлена примерно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя.

В ее производстве использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит...

Астраханская Шапка – Венец Большой наряд...

Астраханская шапка была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова. Астраханской же шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства.

Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон - «шапок». Шапка украшена 177 камушками и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани.

Сибирская шапка или Альтабасная

Альтабасная шапка была названа так по названию ткани, похожей на парчу, из которой была сшита в 1684 году для царя Ивана V Алексеевича. Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг.

На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями.
Алмазная шапка Ивана V
Алмазная шапка - запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования.

Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.
Шапка Алтабасная (Сибирская) и Шапка Алмазная в настоящее время находятся в Оружейной палате.

Императорские КОРОНЫ

Одной из первых императорских корон была корона, которой Петр I короновал Екатерину I. Увы, от нее остался лишь каркас, так как украшающие ее бриллианты последующие Российские императоры использовали на свое усмотрение.
Корона российской императрицы Анны Иоанновны...

Корона российской императрицы Анны Иоанновны - драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730-1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин.

Большая императорская корона Российской империи
Ювелирное чудо, олицетворявшее императорскую власть в России от Екатерины II до последнего российского императора Николая II…

Заказанная Екатериной Великой для коронации в 1762 году, она была создана по эскизу Георга-Фридриха Экарта и под руководством Иеремии Позье всего за два месяца. Лишь одно условие поставила императрица – вес не должен превышать 5 фунтов. Этой короной венчались на царство все последующие после Екатерины II императоры России. После Октябрьской революции корона послужила имущественным залогом Ирландии за заем 25 000 долларов. До 1938 года ценности хранились в доме матери посла Ирландии Гарри Боланда. В Россию драгоценности были возвращены в 1950 году после соблюдения процедуры возврата заема. Большая императорская корона - главный экспонат Алмазного Фонда.
Малая императорская корона
Малая императорская корона была создана специально к коронации Императрицы Марии Федоровны, супруги Александра II

Владимирская тиара
Удивительная история связана с Владимирской тиарой, получившей свое название от английской формы титула великой княгини Марии Павловны - The Grand Duchess Vladimir of Russia, которая была женой великого князя Владимира Александровича, брата царя Александра III.

До 1920 года тиара принадлежала Марии Павловне, заказавшей ее ювелирам в 1890 году. Владимирская тиара была выполнена из бриллиантов и жемчуга. Оставленная вместе со всей ювелирной коллекций Великой Княгини во время революционных событий в сейфе Владимирского дворца в Санкт- Петербурге, тиара была вывезена британской разведкой через дипломатическую почту.
После смерти Марии Павловны тиара была выкуплена королевой Мэри у принцессы Елены Владимировны, дочери Марии.
Именно королева Мэри придумала усовершенствовать тиару таким образом, чтобы жемчужные подвески заменялись изумрудными, чтобы ее можно было надевать с разными нарядами.

Любимая тиара перешла в наследство внучке королевы Мэри – Елизавете II, которая давала ее поносить принцессе Диане… Сама Елизавета II носит Владимирскую тиару во время неофициальных торжественных мероприятий в качестве замены официальной королевской короны, но это уже другая история – история Британских корон…